Темы рефератов уфа 2010 Методические материалы курса Эстетика и архитектура предназначаются для осуществления учебного процесса по данному предмету для студентов специальности архитектурно -строительного факультета угнту icon

Темы рефератов уфа 2010 Методические материалы курса Эстетика и архитектура предназначаются для осуществления учебного процесса по данному предмету для студентов специальности архитектурно -строительного факультета угнту


Смотрите также:
Положение одобрено учебно-методической комиссией архитектурно-строительного факультета...
Программа дополнительного образования при кафедре Технологии строительного производства...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Введение в экономическую и социальную географию для...
Методические указания по английскому языку для студентов 1 курса математического факультета...
Учебного процесса в Iсеместре 2010/2011 учебного года для студентов...
Методические указания для студентов 2 курса судомеханического факультета заочного отделения...
Программа и методические рекомендации для студентов заочной формы обучения Барнаул 2010...
Программа дисциплины, методические рекомендации...
Методические материалы для студентов общеюридического факультета актуальные проблемы уголовного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «гражданское процессуальное право» Для специальности...
Методические указания для студентов 1 курса заочного обучения ...
Методические рекомендации по изучению дисциплины. Примерные темы и планы рефератов...



Загрузка...
скачать


Уфимский государственный нефтяной технический университет


Кафедра философии


Курс «Эстетика архитектуры и дизайна»


УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЯ

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ





Уфа 2010


Методические материалы курса «Эстетика и архитектура

предназначаются для осуществления учебного процесса по данному предмету для студентов специальности архитектурно -строительного факультета УГНТУ.


Составитель: Даллакян Г. Р., доц., канд. филос. наук


Рецензент: Орешников И.М., профессор, доктор филос.наук


Уфимский государственный нефтяной технический университет. 2010


Изучение студентами курса «Эстетика и архитектура» должна содейство­вать более глубокому осмыслению творчества по законам красоты.

В различных курсах, читаемых на данной специальности: «История искус­ства», «История архитектуры» и т.п.,

искусствоведческие фрагментарные знания о феномене эстетического отношения к действительности. Задачей курса «Эстетика и архитектура» является формирование интегрального эстетического подхода к действительности, без которого невозможно достижение высокой степени профессионализма и художественного мастерства

архитектора.



  1. ^ Баланс времени

Курс-2

Семестр-3

Дифференцированный зачет-3 семестр

Всего часов – 68

Всего ауд. часов- 30

Лекции —.20 часов

Практические занятия -10 часов

Самостоятельная работа студентов - 38 часа


^ 2. Вклад дисциплины в сквозную подготовку студентов

В процессе изучения эстетики студент получает знания, позволяющие вы­явить сущность, содержание и структуру эстетического отношения человека к окружающей природной и социальной действительности, раскрыть место и роль эстетического отношения и процессе формирования целостной картины мира, осуществить аксиологический анализ взаимодействия элементов духов­ной культуры общества.

При освоении курса «Эстетика и архитектуры и дизайна» используются связи со сле­дующими научными дисциплинами: искусствоведение, история архитектуры, история искусств, куль­турология, философия, социология, психология и др.


^ 3. В результате изучения дисциплины студент должен знать:

3.1. Основные этапы истории эстетической мысли.

3.2. Специфику эстетических отношений.

3.3. Основные категории эстетики.

3.4.Природу и виды искусства

3.5. Методы и стили искусства в связи с многогранным их проявлением в социально-эстетической природе искусства, с архитектурно-художественным

образом, со специфическим анализом содержания и формы в архитектуре,

с ис­торией архитектурных стилей и перспективами развития архитектуры и дизайна.


Должен уметь;


3.6. Оперировать основными категориями эстетики, творчески использо­вать основные положения эстетики в раскрытии современных проблем художе­ственного творчества, динамики развития различных видов и направлений ис­кусства.

3.7. Ориентироваться в специфических особенностях эстетической дея­тельности.

3.8. Выражать логически свои мысли, обладать культурой речи.

3.9. С уважением относиться к мнению оппонента, достойно вести теоре­тические дискуссии.

3.10. Ориентироваться во всех видах искусства, синтезируемых в архитек-
туре.


^ ТЕМЫ ЛЕКЦИЙ


Тема 1. Предмет эстетики, её содержание и сущность


Лекция 1 . Эстетика как философская рефлексия о мире

выразительных форм


Эстетика и история искусства. Тенденция к расширению проблемного по­ля современной эстетики. Интеграция эстетики с культурологией, социологией, психологией, экономикой. Отличия искусствоведческого и эстетического под­хода к изучению искусства. Своеобразие предметного и методологического ракурсов философской эстетики.

Сущность к сферы эстетических отношении. Основные категория эстети­ки. Принципы систематизации эстетических категорий. Типология систематизации эстетических категорий в истории эстетических категорий как типы эстетических эмоций. Человек как мера установления эстетической ценности. Особый статус категории прекрасного в эстетике. Архитектура как важная сфера эстетических отношений.

Состав и структура эстетической теории. Для аспекта предмета эстетики:

Классификация эстетических учении. Эстетика объективная и субъектив­ная. Нормативная эстетика и художественная критики. Спекулятивная и эмпи­рическая эстетика. Социологические и психологические теории. Эстетика твор­чества и созерцательная эстетика. Эстетика позитивизма Экологическая эсте­тика.

Эстетические носи современной зарубежной теории архитектуры.


^ Тема 2. История эстетики художественно-архитектурной деятельности: теория и практика


Лекция 2


Художественное сознание и эстетика культур Древнего Востока, античности, европейского и мусульманского средневековья

Представление об эстетических ценностях в Египте и Месопотамии. Эстетика Китая. Даосизм и его мистико-эстетическая интуиция. Значение эстетического созерцания в утверждении морального и социального порядка. Эстетика японской культуры и Древней Индии.

Единство индивидуального и общественного в классической античности.

Отсутствие исторического сознания художественная практика антиков.

Калокагатия как принцип художественного сознания. Разработка основных

эстетиче­ских категорий. Мистико-эстетические воззрения пифагорейцев. Эстетические взгляды Сократа.

Противоречивость взглядов Платона на искусство. Аристотель о мимезисе. Теория катарсиса. Подчинение эстетики этике. Типическое в искусст­ве и жизни. Понятия энтелехии и механизмов художественного творчества.

Основные тенденции в античной архитектуре. Освоение Витрувием основ эстетики архитектуры.

Красота как воплощение духовности и разумности. Красота зримая и не- зримая. Красота как излучение божественной идеи и её атрибуты.

Основные принципы исламской эстетики и архитектуры.

Псевдо-Лонгин "О возвышенном". Противоборство сторонников иконоборчества и иконопочитания. Художественные каноны искусства Византии, выраженные к архитектуре. Романский и готический стили. Символика цветов.


Лекция 3


Художественные идеалы Возрождения и Нового времени


Новый тип самосознания деятелей искусства. Истоки рационализма и наукообразия эстетических и художественных теорий Возрождения. Понимание человека как эстетически цельного существа.

Противоречивость духовной жизни человека Нового времени, ее эстетико-философское осмысление и отражение в новых тенденциях. Роль искусства в европейской культуре XVII-XVIII вв. Нормативный характер эстетики 17в. Реалистические тенденции в эстетике и искусстве просвещения.

Эстетические принципы барокко неоклассицизм. Эстетика рококо-Зарождение социологической эстетики (Берн), биологической эстетики (Дарвин), француз­ские психологи эстетического восприятия (Буало, Дюбо, Баггс). Родоначальник "эстетики" (Баумгартен)


Лекция 4


Немецкая классическая и неклассическая эстетика.

^ Русская эстетика XIX века


Основные положения трансцендентальной эстетики И. Канта: незаинтересованность эстети­ческого чувства, нецелесообразность эстетического объекта, иррациональность художественного образа, универсальность эстетических суждений, учение об эстетическом идеале. Априоризм способности суждения вкуса. Искусство как игра Красота нравственного мира.

Гегель о природе эстетического неисторическом развитии искусства; Диа­лектика красоты и красота диалектики. Гете о целостно-чувственном. Гегель о симфонической природе архитектуры. Природа эстетического восприятия дей­ствительности. Неравномерность и закономерность развития видов искусства в истории.

Самоценный статус искусства в эстетике романтиков (братья Шлегели, Шеллинг и др.). Мир как творение художественного духа. Признаки некласси­ческой эстетики. Дискредитация классических представлений об искусстве. Шопенгауэр: воля к жизни и катарсис, учение о музыке. Теория искусства у Ницше: Аполлон я Дионис, переоценка эстетических ценностей. Эстетизм и имморализм Ф. Ницше. Эстетство и декаданс в искусстве XIX в. Эстетизация зла.

Пессимизм Гартмана и бессознательное творчество. Искусство как искупление. Реалистическая и материалистическая тенденции в европейской эстетики в системе маркс. Философии. Полемика сторонников “ чистого” и социально актуализированного искусства. Искусство и политика. Русская эстетика XIX в. (Г.В. Плеханов, Н.Г. Чернышевский, В.Г. Белинский и др.) Эстетический Л.И. Толстого, мистицизм В.Соловьева в его учениях в природе. Одиночество и природа. Эстетика пессимизма


Лекция 5


Эстетические идеи XX века


Эстетические взгляды М. Хайдеггера. Поэзия как хранительница систем языка. Эстетика экзстенционализма о воображении и искусстве. А. Камю как художник и эстетик.

Развитие марксистской и неомарксистской эстетики в XX в. Эстетические воззрения П. Флоренского, М.М. Бахтина, И. Ильина, Н. Бердяева, А.Ф. Лосева и др.

Эстетика искусства и эстетика модернизма. Отход от классической иерархии эстетических ценностей. Художественный авангард как полигон экспериментальных эстетических идей.

Эстетические концепции Т.Манна и Гессе. Эстетика Х Ортега-и-Гассета: теория дегуманизации искусства. Информационная эстетика. Экзистенционализм и эстетика. Психоаналитическая теория искусства. Эстетика неопозитивизма. Эстетика модернизма: основные направления. Модернизм в архитектуре: школы, направления и их эстетическое кредо.


^ Тема 3. Эстетические проблемы искусства, архитектуры

и дизайна


Лекция 6


Искусство как феномен социокультурного развития

Искусство и миф. Теории происхождения искусства. Полифункциональ- ность искусства. Идея самоценности искусства. Художественный образ. Прони­цаемость границ между символикой художественных образов действительности. Специфика художественно-архитектурных образов. Семиотика о знаковой природе художественного образа.


Лекция 7

I

Особенность художественного процесса в общекультурном

развитии


Дискретность художественного процесса и проблема межэпохальных ху­дожественных смыслов. Асинхронность стилевого развития в разных видах ис­кусства и архитектуре. Метод и стиль в зодчестве. Влияние культурных и пси­хологических факторов на процесс художественного формообразования в искусстве. Историческая изменчивость границ видов искусства. Явление эстетической синестезии.

Взаимодействие внутрихудожественных и социальных факторов в разви­тии искусства. Синтез искусств и его эстетические закономерности.

Архитектура как прообраз и модель социального синте­за. Элитарное и массовое искусство. Роль художественно-стереотипных форм в процессах идентификации и социализации человека.


Лекция 8


Динамика взаимодействия различных форм художественной

деятельности

Эстетическое и общественное. Эстетическое начало в труде. Труд как творчество по законам красоты. Ремесло и искусство. Прикладное искусство. Эстетическая деятельность в современном производстве. Эстетическая деятельность и компьютерные технологии. Архитектура, градостроительство и дизайн. Эстетическая организация природной среды (экологическая эстетика). Эстетизация информационной среды и структур массовой коммуникации. Эстетический феномен моды. Эстетика рекламы.

Актуализация видов искусства в различные эпохи. Причины этого и тен­денции. Исторические периоды актуализации архитектуры как вида искусства. Архитектура и политика. Взаимосвязь искусства с различными формами ценностного созна­ния.


Лекция 9


Психология искусства


Психология искусства как междисциплинарное научное направление, его структура и основные подходы (З.Фрейд, И.Юнг, Л.Выготский и др.). Понятие художественного творчества. Роль осознаваемых и неосознаваемых мотивов творчества. Вдохновение и мастерство. Специфика архитектурного творчества. Художественное восприятие. Специфичность эмоционального воздействия реальных и художественных событий. Катарсис. Социально-психологические стимулы и препятствия художественного контакта.

Личность художника: эстетические и психологические аспекты. Проблема художественной одаренности образное мышление и ассоциативно-образная память, потребность к воплощению образа-замысла в материальное; трудолюбие и стремление к совершенству формы. Вдоховление, интуиция, воображение. Процессы конструирования образа по законам эстетического мироотношения.

Талант как реализованная одаренность. Гениальность как реализованная способность освобождения от плена времени (Б.Пастернак), интуиция вечного.

Художник и время. Художник и общество. Художник и толпа.


Лекция 10


Искусство ХХ - ХХI веков


Модеризм и постмодернизм. Антиутопичность постмодернизма. Тенденции освобождения архитектуры и дизайна от чистой функциональности и конструктивизма.

Место модернизма в духовной культуре общества. Роль искусства в созидании и разрушении культурных норм Архитектура информационного общества. Идея «глобальной деревни» и ее архитектурное выражение. Интеграция культур в условиях глобализации.

Перспективны развития искусства в XXI в. Значения и роль архитектуры и дизайна в формирования культурно-художественного производства человека будущего.


Тематика семинарских занятий /10часов/


Тема 1. ^ ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ ЭСТЕТИКИ


Занятие 1

Эстетика, ее предмет и содержание

  1. Эстетики как философская рефлексия о мире выразительных форм. Тенденция к расширению проблемного поля современной эстетики, ее интеграция с культурологией, социологией , психологией, экологией. Отличие искусство­ведческого подхода к искусству от эстетического.

2. Сущность и сферы эстетического отношения. Основные категории эстети­ки.

Архитектура как важная сфера эстетических отношений.

3. Классификация эстетических учений.


Литературе

1.Борев Ю Эстетика -М., 1981.-С. 114-119

2.Бычков В.В Эстетика –М.,2002.-с.5-11

3.Гулыга А. В. Принципы эстетики. -М, 1987.-С 77-162

4.Завадский С.А. Плюралистическая эстетика // Вестник МГУ. -1991.

5.Золкин А.Л. Эстетика-М.,2008-с 3-12

6. Каган М.С. Эстетика как философская наука. - С- П., 1997. - С. 429

7. Кривцун О.А. Эстетика. - М., 1998. -С 7-17

8.Кузнецова Т.В. Об эстетическом отношении к действительности //Вестник МГУ. - 1994.-J& 5. -С. 48-66.

9.Куренкова Р.А. Эстетика- М.,2004 -с. 4-29

10.Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий - М.

1965

11. Малышев M.B. О сущности эстетического // Вестник МГУ. - 1996 -
№1

12. Мартынов В.Ф. Философия красоты. -Минск, 1999.- С. 24-63.

13. Мигель де Унамуно. О трагическом чувстве жизни у людей и народов

/Философские науки - I991. -№10- 115с

14. Рытикова Л А. Эстетическое сознание сущность и специфика. -

1985-52 с

15. Худущин Ф.С. Эстетическая идея. М., 1985.

16. Яковлев E.Г. Эстетический вкус как категория эстетики. - М.. 1986-62 с.


Тема 2 История эстетических учений и художествен нал практика

исторических эпох


Занятие 2


Художественное сознание и эстетика античности и средневековья


1. Теснейшая связь античных эстетических концепций с художественной практикой. Калокагатия как принцип художественного сознания. Пифагорейская эстетика. Разработка основных эстетических категорий: прекрасное, мера, гармония и т.д.

2. Эстетические взгляды Сократа и Платона. Отрицание Платоном ценности чувственного постижения действительности.

3. Эстетика Аристотеля. Теория катарсиса и мимезиса. Понятие энтелехии и механизмов художественного творчества. Художественно - архитектурное учения Витрувия. Основные черты античной архитектуры,выражающие мировоззренческие основания эпохи.

4. Красота как излучение божественной идея. Эстетические взгляды патристики. Псевдо - Лонгин «О возвышенном».

5. Художественные каноны искусства Византии и ее архитектура. Символика цветов. Причина широкого распространения в художественном творчестве средневековья языческих мотивов.

6. Особенности художественного освоения действительности в исламе, эстетические взгляды и каноны исламской эстетики.

Литература


1. Августин. Исповедь. - М, 1997. - с.79.

2. Бычков В.В. Эстетика,- с. 13-26

3. Витрувий Марк Поллион.. Об архитектуре. Десять книг - М, 1936. -348 с

4. Зелинский Ф.Ф. История античной культуры – С.-П..1995. - с.42-43. с. 91-93, с.170-172.

5. Из истории эстетической мысли древности и средневековья. - М., 1961.

6. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли - М, 1962.-Т. 1 (см. соответствующие разделы). - 560 с

7. Кривцун О.А. Эстетика,-М, 1998- с.21-56

8. Кузеев Р.Г. и др. Ислам в Евразии…М., 2008 – 516 с.

9. Куренкова Р.А Эстетика_М.,2004,с.29-42

10. Лекции по истории эстетики.-Л., 1973.- с. 65.

11. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Высокая классика. - М, 1974.-421с

12.Лосев А.Ф. Истории античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. - М. 1975. -378с.

13. Мартынов В.Ф. Философия красоты.- Минск, 1999, - с.164-181,

с.183-202.

14. Овсянников Н.Ф. История эстетической мысли - М, 1984 – с. 11-42,

с.50-58

15. Шестаков В.Л. Очерки по истории эстетики.- М, 1979. - с.71-74
16. Яковлев Е.Г. Эстетика – с.406-451


Занятие 3

Художественные идеалы Возрождения и Нового Времени,

немецкая классическая и неклассическая эстетика

1. Общие черты, сближающие художественную теорию и практику Возрождения и античности и специфичность этих культур. Истоки рационализма и наукообразия эстетических теорий Возрождения.

2. Противоречивость духовной жизни человека Нового времени, ее эстетико-философское осмысление и отражение в художественных тенденциях.

3. Эстетика барокко, рококо и классицизма, воплощение эпос стилей в архи­тектуре.

4. Эстетика Просвещения. Концепция искусства романтизма.

5. Разработка эстетической категории художественного вкуса. Мода и эти­кет.

6. Основные положения кантонской эстетики. Красота нравственного мира.

7. Гегель о природе эстетического и исторических этапах развитая искусст­ва- Гегель о символичной природе архитектуры*

8. Гете о целостно-чувствственной природе эстетического отношения к дейс-

твительности

9. Признаки неклассической эстетики. Вшшообогашенме эстетической шслц и художественного творчества. (Шопенгауэр А., Ницше Ф.)


Литература

1. Альберти Л. Б. Десять книг о зодчестве. –М, 1935-1937.-Т.1-2. 1.

2. Асмус В.Ф. Иммануил Кант - М.. 1973. - 120 с.

3. Афасижев М. Н. Эстетика Канта-М., 1975 - 243 с

4. Бёрк Э. Философское исследование происхождения наших идей воз­вышенного и прекрасного. –М., 1978. - 379 с

5. Ванслов В.В. Эстетика романтизма. - М., 1966.-186 с.
6. Вольтер Ф. М. Л. Эстетика. - М.. 1974. - 430 с.

7. Гайденко П.П. Трагедия эстетизма. Опыт характеристики миросозерца­ния С. Кьеркегора. – М.,1970 –с.28-40. .

8. Галеви Д. Ницше.-Рига, 1991.-214с

9. Гете И.В. Об. - М.. 1970. - С. 28-6.

10. Гегель Г.В.Ф. Эстетика-М., 1988. -Т. 1,с. 28-59

11. Гайденко П.П. Трагедия эстетизма. Опыт характеристики миросозерца­ния С. Кьеркегора. – М.,1970 –с.28-40. .

12. Галеви Д. Ницше.-Рига, 1991.-214с

13. Гете И.В. Об. - М.. 1970. - С. 28-6.

14. Кривцун О.А. Эстетика. – М., 1998,-с.58-89., с.58-88.

15. Лекции по истории эстетики. - с.76-185.

16. Мартынов В.Ф Философия красоты. -Минск. 1999 -С 203-221.

17. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли -М.,1984 -С.58-155.

18. Ренессанс, Барокко Классицизм. - М . 1966. - 583 с.

19. Руссо Ж.-Ж. Об искусстве. - М.. 1959.- 392 с8. Кант И. Критика способности суждения // Собр. соч. Т.5. - М. 1973.

20. Ницше Ф.Рождение трагедии из духа музыки // Его же: Стихотворения, философская проза. - С-П.. 1993.

21. Овсянников М.Ф. Гегель.- М, 1971.

22. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. - №. 1984 - С. 183-199, С. 234-346, С. 247-272.

23. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. - М., 1992.- С. 189-371.

24. Хогарт. Анализ красоты -М.. 1988.-290 с.

25. Шефтсбери А. Эстетические опыты. - М, 1975. - 245с.

26. Эстетика Ренессанса - Антология. – М., 1981.-Т.1-2

. искусстве - М., 1975.- 445с


Тема 3. Значимость эстетических проблем искусства в духовной жизни

общества

Занятие 4

Феномен искусства и архитектуры

1. Искусство как феномен социокультурного развития. Понятие художественного образа. Специфика архитектурно-художественного образа.

2. Виды и жанры искусства. Различные подходы к их классификации.

3. Архитектура как вид искусства. Актуализация отдельных видов искусст­ва в различные эпохи.

4. Пограничные формы художественной деятельности (праздники, этикет, шоу, мола, дизайн).

5. Архитектуре как прообраз и модель социального синтеза Виды искусств, синтезируемые в архитектуре.

6. Психология искусства как междисциплинарное научное направление, его структура и основные подходы. Специфика архитектурного творчества.


Литература

1. Басин Е.Я. Психология художественного творчества (личностный под­ход).-М., 1991- 61 .с

2. Борев Ю. Эстетика. - М., 1981. - С. 148 -189.

3. Выготский Л.С. Психология искусства. - Ростов-на-Дону, 1998. - С. 11-
-109, С. 251 -341.

4. Гулыга А.В. Принципы эстетики. -М.. 1987.-С. 162- 229.

5. Гутнов А., Глазычев В. Мир архитектуры. - М., 1990.- 445 с.

6. Западноевропейская эстетика XX в. - М.. 1992.

7. Золкин А.Л. Эстетика, с. 239-250

8. Каган М.С. Художественная культура XIX века. Морфологический ас­пект // Художественна культура в капиталистическом обществе. - Я., 1986.-С 53-85.

9. Кашина Н.В. Жанр как эстетическая категория. - М., 1990. - 60 с.

10. Кандилис Ж. Стать архитектором. - М.. 1979.-480 с

11. Кривцун О.А. Эстетика. -М., 1998.-С. 155-189, С. 203-253

12. Новикова Л.И. Эстетика и техника, альтернатива иди интеграция. - М., 1976

13. Психология художественного творчества : Хрестоматия –Mинск, Харвест, 1999

14. Столович Л.Н. Жизнь - творчество - человек. - М., 1985г.-420 с

15. Степанов А.В., Иванова ГЛ., Нечаев И.Н. Архитектура и психология. -М., 1984 - 195с.

16. Фрейд 3. Художник и фантазирование - М., 1995.

17. Юнг К., Ной манн Э. Психоанализ и искусство. - М, 1996.


Занятие 5

Искусство в ХХI веке

1. Модернизм и постмодернизм. Основные черты культурной эпохи по­стмодернизма. Особенности эстетического сознания в постиндустриальном обществе .

2. Основные направления, течения и стили современного искусства. Архи­тектура постмодернизма. Акционизм-хеппенинг и т.д. Энвайремент.

3. Место и роль искусства в духовной жизни общества XXI в.,.


Литература


1. Батракова С.П. Искусство и утопия. - М, 1990 - 173с 2.

2. Бычков В.В. Эстетика, с. 430-510

3. Вуск Якоб. Мифы и утопии архитектуры XX века - М, 1990.-259 с.

4.Генис А. Вавилонская башня; Искусство настоящего времени // Иностранная лнтература-1996-№9

5. Иконников А.В. Зарубежная архитектура. От «новой архитектуры» до постмодернизма. - М. 1982.

6. Золкин А.Л. Эстетика, с.376-424

7. Козловски П. Культура постмодерна - М , 1997.-С 21-22,0.157-164.

8. Наранхо К. Агония патриархата и надежда на триединое общество.-Воронеж

1995, 224 с.

9. На пороге третьего тысячелетия: Проблемы художественной культуры. -M.e 1997 -268 с

10. Семенов О. Искусство ли искусство нашего времени? // Новый мир.- 1993г №8

11. Философия культуры.Становление и развитие.-С-Пб:1998, с. 150-250


^ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ


Учебная программа данного курса предусматривает 38 часов времени для

индивидуальной работы со студентами. Основной особенностью методики работы со студентами, занимающихся художественной практикой, является наряду с обсуждением на семинарских занятиях общетеоретических проблем эстетики, включение в эстетико-философский анализ актуализированных самой художе­ственной деятельностью студентов вопросов. Основные требования к самостоятельной работе включают:

- четкую аргументацию причины обращения к данной проблеме;

-выделение философско-эстетического аспекта данной проблемы;

-краткий экскурс в историю проблемы и ее теоретическое осмысление в философских концепциях;

-активное использование и обобщение материала из сопредельных курсов, в первую очередь из архитектуры;

-выводы и резюме, выявление значимости данной проблемы в духовной и практической жизни общества;

-использование дополнительной литературы.

Список рекомендуемых тем для самостоятельных работ в форме рефера­тов в докладов остается открытым, т.е. каждый студент может сам сформулиро­вать тему.


Темы докладов и рефератов

1. Эстетика как философия красоты.

2. Сущность и структура эстетического отношения к действительно­сти.

3. Эстетика и история искусств.

4. Эстетика и история архитектуры

5. Эстетика и этика:

6. Экологическая эстетика.

7. Эстетический и этический циклы развития культуры (по книге Ауробиндо «Человеческий цикл»).

8. Целостно-чувственная природа эстетического.

9. Эстетика постмодернизма.

10. Эстетика модернизма.

11. Учение П.Сорокина о периодах расцвета и заката Чувственной культуры

12. Эстетическое сознание.

13. Художественное сознание.

14. Единство Истины. Добра и Красоты.

15. Эстетика и психология

16. Самоценность искусства

17. Эволюция исторической потребности человека в искусстве.

18. Калокагатия как основной принцип эстетического сознания антич­ности.

19. Аристотель о катарсисе.

20. Энтелехия и природа художественного творчества.

21. Искусство и миф.

22. Художественная теория и практика эллинизма (на примере архитектуры).

23. Эстетические взгляды Витрувия М.П.

24. Влияние социально-утопических взглядов Платона на архитектур­ное оформление полисов.

25. Эстетические взгляды стоиков.

26. Гедонистический пафос эстетики эпикурейцев.

27. Каноничность эстетки Средневековья.

28. Символика цветов как важнейшее выражение духовных сущностей.

29. Проблема соответствия образа в иконе и его божественного прооб­раза.

30. Эстетика архитектуры романского стиля.

31. Символика готического стиля.

32. Эстетический идеал.

33. Эстетический вкус

34. Искусство и наука в эпоху Возрождения,

35. Утопичность эстетических идей эпохи Возрождения.

36. Этико-эстетическая проблема в эстетике Нового времени.

37. Барокко как выражение разорванности самосознания культуры Нового

времени (на примере архитектуры).

38. Рационализм в эстетике Нового времени ( по работе Хогарта В.

«Анализ красоты).

39. Теория иронии Ф. Шлегеля.

40. Эстетика романтиков.

41. Эстетика И.Канта.

42. Эстетические взгляды Ф.Шеллинга.

43. Ф.Шиллер о неограниченных возможностях гуманистического ис­кусства.

44. Гегелевская история искусства как этапы самопознания абсолютной идеи.

45. Природа художественной потребности.

46. Красота и мировые религии.

47. Эстетические взгляды Гете.

48. Чувство красоты А.Шопенгауэра.

49. Теория аполлоновского и дионисийского искусства Ф.Ницше

50. Восток и Запад: альтернативние пути гармонизации (на основе paботы О.Шпенглера «Закат Европы»).

51. Искусство как синтез ограниченного и безграничного.

52. Метафизическая функция прекрасного.

53. Перспективы духовной эволюции.

54. Сакралъно-гуманистический смысл прекрасного.

55. Эстетике как аксиология искусства.

56 «Продуктивная напряженность между цивилизацией в искусством (А.Тойнби)

57. Семиотика о знаковой природе художественного образа.

58. Иллюзорные и реальны социальные функции искусства в XX веке

(Т.Адорно).

59. Социально-художественные парадоксы развития искусства

60. Элитарное и массовое искусство.

61. Новый культурный ландшафт: постмодернизм или неоархитектура.

62. Визуальное восприятие в современной культуре.

63. Учение Дж.Гибсона об экологичности зрительного восприятия.

64. Художественная ментальнисть.

65. Антиутопичность постмодернизма.

66. Особенности художественного творчества в устойчивую культур­ную эпоху.

67. Экстатичность и избыточность художественных поисков в переход­ную культурную эпоху

68. Конфликт любви и творчества в жизни художника.

69. Бессознательное в художественном творчестве.

70. Вдохновение и мастерство.

71. Психология и архитектура.

72. Психология художественного восприятия.

73. Пространственные,световые и цветовые аспекты восприятия архи­тектурных форм.

74. Социально-психологические, правовые, экономические измерения статуса художника.

75. Архитектура как синтетический вид искусства.

76. Современные эстетические теории архитектуры.

77. Архитектура и политика

78. Архитектура- музыка - математика.

79. Причины «девиантности» форм поведения художника.

80. Взаимосвязь игрового и социально обусловленного начала в фено­мене моды.

81. Эстетика праздников.

82. Роль искусства в создании и разрушении культурных норм.

83. Искусство и мораль.

84. Эстетика абстрактного конструктивизма группы «Стиль». Эстетика «Стиля» как социальная утопия.

85. Принцип «непрерывности» в эстетике современной архитектуры.

86. Культурная диалектика архитектуры как пространственного искусства.

87. Архитектура информационной эпохи: тенденции и прогнозы

88. Ле Корбюзье : утопия и реальность архитектуры.

88. Архитектура и экономика.

89. Фантазийность и контекстуальиость как признаки постмодернист­ского искусства.


ГЛОССАРИЙ

Абстракционизн - творческий метод абстрактного (беспредметного, не-фигуративного)искусства, отказавшегося от изображения форм реальной дей­-

ствительности.

^ Абсурдное искусство - одно из исправлений в искусстве модернизма, в

основе которого лежит мировоззрение экзистенциализма.

Авангардизм -термин, обозначающий течения в искусстве, порывающие с тралиционными эстетическими принципами.

Амбивалентность - двойственностъ чувстненного восприятия.

Артефакт - материальный объект, как носитель художественных смы­слов или совокупности признаков, обеспечивающих предмету статус художест­венного произведения.

^ Архетип - праобраз, первоначальный образ, идея.

Возвышенное- эстетическая категория, характеризующая эстетическую

ценность, объект или явление, обладающих большой общественной значимо­стью.

Гармония- высокий уровень упорядоченного многообразия

Гедонизм - ориентация на получение наслаждения.

Гротеск - чрезмерное преувеличение и заострение отдельных сторон эс­тетического предмета.

^ Дегуманизация искусства - ориентация на снятие обычного способа восприятия, предполагающая воспроизведение жизни в формах самой жизни.

Жанр - подразделение каждого вида искусства.

Золотое сечение - математическое соотношение пропорций, при кото­ром целое так относится к своей большей части, как большая к меньшей.

^ Идеал - высший критерий эстетической оценки, являющейся образом должной и желаемой эстетической ценности.

Калокагатия- гармония внешнего в внутреннего, прекрасного и добро­го.

Категория - предельно обшее, фундаменталъное понятие.

^ Кич - произведение массовой культуры, лишенное художественно- эстетической ценности.

Комическое - категория эстетики, выражающая дисгармонию неразре­шенного противоречия, возникающего на несоответствии ожидаемого и дейст­вительного, формы и содержания.

Красивое - понятие, определяющее красоту внешнего облика предметов

и явлений.

Красота -одна из универсальных форм бытия, постигаемая человеком, раскрывающая эстетический смысл явлений, которые вызывают наслаждения,

Лэнд –арт - вид концептуального искусства, использующий в качестве материала природные обьекты возник как реакция на экологический кризис

^ Мимесис -теория адекватного отражения действительности в творчестве.

Миф - синкритичное отражение действительности в образах, которые мыслятся вполне реальными.

^ Мода - господство определенного вкуса в определенном культурно- историческом периоде и сфере социальной жизни.

Модерн - целостный стиль с выраженной поэтикой символизма и высо­кой дисциплиною композиции.

Низменное - характеризует природные и социальные предметы и явления, имеющие отрицательную значимость.

^ Образ - форма отражения и освоения человеком объектов мира

Отношение эстетическое - духовная связь субъекта с объектом, осно­ванная на бескорыстном интересе к последнему, сопровождается чувством наслаждения

Прекрасное - категория эстетики, характеризующая явления с точки зре­ния совершенства, как обладающие высшей эстетической ценностью.

^ Символ - образ, в котором всегда присутствует смысл, но не сводится к

нему.

Синестезия - соощущенне, межчувственная связь.

Стайлинг - направление дизайна, затрагивающее лишь внешнюю форму.

^ Стиль - структурное единство образной системы и приемов художест­венного выражения.

Тектоника - художественно-образное выражение в архитектурной форме победы человеческого духа над косностью материи.

Типизация - способ художественного обобщения действительности, вы­явления характерного, существенного.

Трагическое - нарушение гармонии в развитии, где противоречия приоб­ретают антагонистический характер, что приводит к гибели одной из сторон.

^ Эмпатия - способ восприятия, эмоциональное состояние путем вчувствовавия и сопереживания.


Перечень вопросов к зачету

  1. Предмет и задача эстетики.

  2. Эстетика как философская дисциплина.

  3. Эстетика как форма духовной деятельности.

  4. Этапы формирования эстетических идей

  5. Эстетика Древнего Востока и ее выражение в архитектуре

  6. Эстетика античности и ее выражение в архитектуре

  7. Эстетика христианского и мусульманского средневековья, искусство и архитектура.

  8. Эстетика Возрождения и Нового времени.

  9. Архитектурные стили: барокко, классицизма, роккоко

  10. Сущность природы эстетического (красоты).

  11. Концепция о происхождении эстетического (красоты).

  12. Возникновение эстетического сознания.

  13. Структура эстетического сознания

  14. Элементы эстетического сознания: Эстетический вкус.

  15. Эстетическая потребность, установка, интересы и чувства как элементы

эстетического сознания

  1. Специфика эстетического идеала.

  2. Формирование эстетической ценности.

  3. Генезис эстетического отношения..

  4. Проблема систематизации эстетических категорий.

  5. Общие эстетические категории и их модификации.

  6. Проблема сущности искусства.

  7. Основные подходы к классификации видов и жанров искусства.

  8. Архитектура как вид искусства .

  9. Дизайн вид или жанр архитектурного творчества

  10. Понятие о эстетической культуре личности

  11. Эстетические основы художественного творчества.

  12. Специфика художественного образа.

  13. Особенность образного мышления.

  14. Специфика формирования архитектурных образов

  15. Личность художника-архитектора: одаренность, талант, гений.

  16. Процессы художественного восприятия

  17. Художественное произведение (архитектура и дизайн) как ценность

  18. Главные тенденции неклассического художественно-эстетического сознания: Основные направления авангарда.

  19. Главные тенденции неклассического художественно-эстетического сознания: Основные тенденции модернизма.

  20. Главные тенденции неклассического художественно-эстетического сознания: Основные направления постмодернизма.

  21. Искусство в современном мире

  22. Перспективы архитектуры и дизайна в ХХ1 веке



СОДЕРЖАНИЕ


Темы лекций …………………………………………………..6

Тематика семинарских занятий………………………………13 :

Рекомендации к самостоятельной работе студентов……….20

Темы докладов и рефератов…………………………………..21

Глоссарий………………………………………………………25

Вопросы к зачету………………………………………………27





Скачать 263.18 Kb.
оставить комментарий
Даллакян Г. Р
Дата30.09.2011
Размер263.18 Kb.
ТипРеферат, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх