Программа курса «Социальная философия» (для аспирантов, специализирующихся по философии) москва icon

Программа курса «Социальная философия» (для аспирантов, специализирующихся по философии) москва


Смотрите также:
Программа курса «Философия» для поступающих в аспирантуру Москва 2006 г...
Программа дисциплины Философия экономической науки для направления 030100...
Программа дисциплины Философия экономической науки для направления 030100...
Программа дисциплины Философия экономической науки для направления 030100...
Программа дисциплины Философия экономической науки для направления 030100...
Программа дисциплины Философия экономической науки для направления 030100...
Программа дисциплины философия хозяйства для направления философия 2-я...
Программа: Социальная и политическая философия Код курса: 01 09 Название курса Введение в...
Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению подготовки 030100 «Философия» по...
Учебно-методический комплекс по дисциплине история и философия науки раздел Общие проблемы...
Программа курса по социальной философии для студентов нефилософских отделений факультета...
Программа дисциплины История зарубежной философии Философия эпохи Возрождения...



Загрузка...
скачать


МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра социальной и политической философии


ПРОГРАММА

курса «Социальная философия»

(для аспирантов, специализирующихся по философии)


МОСКВА

2005


Кафедра социальной и политической философии


Составитель:

Щукин Н.Н., к.ф.н., доцент


Ответственные за выпуск:


Воскобойников А.И., д.ф.н., профессор

Седов И.Н., к.ф.н., ст. преподаватель


Программа «Социальная философия» обсуждена на заседании кафедры социальной и политической философии и рекомендована к использованию в учебном процессе 7.12.2005, протокол № 6.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
^

курса

«Социальная философия»





Тема

Лекции


1. Предмет и структура социальной философии


4

^ 2. Основные этапы развития социально-философской мысли.




3. Методы изучения общества в социальной философии

4

^ 4. Философское и конкретно-научное познание социальной реальности

4

5. Социальная философия в современном обществе

4

^ 6. Природа и общество


4

7. Общество как целостная система


2

^ 8. Философия труда и собственности


2

9. Философия политики

4

^ 10. Духовная сфера жизни общества


4

11. Социальная сфера жизни общества


4

^ 12. Проблема человека в социальной философии


4

13. Философия культуры


4

^ 14. Философия истории

14.1. Предмет философии истории.

14.2. Специфика исторического познания и знания.

14.3. Проблема развития истории.

14.4. Движущие силы истории.

14.5. Смысл истории. Проблема законов развития истории.

14.6. Периодизация исторического процесса.

14.7. Современный этап всемирной истории: глобализация и ее последствия.

14.8.Философия российской истории. Перспективы развития России в XXI веке.

4

ИТОГО

80



^

Темы семинаров по социальной философии





1. Основные этапы развития социальной философии

4 часа

2. Общество как система

4 часа

3. Человек как проблема социальной философии

4 часа

4. Развитие общества и сущность исторического процесса

4 часа

5. Духовная жизнь общества

4 часа


Всего – 100 часов


Введение

Целью научных исследований по специальности "Социальная философия" выступает разработка современного понимания общественного бытия как такового, его всеобщих сущностных сторон и свойств.

Социальная философия рассматривает общественное бытие как целостную и вместе с тем развивающуюся систему.

Принято выделять основные аспекты изучения социально-философской проблематики и соответственно социально-философского знания: социальную онтологию (философию общества) и философию истории. Дискуссионным является вопрос о выделении социально-философской антропологии в качестве самостоятельного аспекта изучения и составной части социальной философии.

В программе подробно рассмотрены вопросы, освещающие суть философии истории как философской дисциплины, специфику исторического знания и познания, движущие силы и смысл истории, периодизацию всемирной истории.

В области социальной онтологии в программу включены такие вопросы, как проблемный анализ системного характера общества, философия собственности и труда, проблема человека в социальной философии и философии культуры.

ПРОГРАММА


курса «Социальная философия»

^ 1. Предмет и структура социальной философии.

Общетеоретическая философия и социальная философия о сущности общества: сходства и различия. Общество как нерасчлененное целое и как дифференцированная целостная система.

Структура современного социально-философского знания: социальная онтология (учение об общественном бытии в его статике); философия история (учение об общественном бытии в его динамике). Общество и социальная реальность: к разграничению понятий.

Дискуссионный характер выделения социально-философской антропологии: за и против.

^ 2. Основные этапы развития социально-философской мысли.

Становление социальной философии как самостоятельной отрасли философского знания в Новое и новейшее время.

Европейская мысль Нового времени в поисках общественного идеала. Идея общего блага. Либеральная концепция идеального устройства общества. Утопический социализм о будущем общества. Социально-философские взгляды К.Маркса.

Поворот западной мысли в первой половине XIX в. от социальной философии к разработке конкретной социальной науки - социологии. Современное состояние западной социально-философской мысли. Либеральная концепция открытого общества К.Поппера. Франкфуртская школа (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г.Маркузе). Постмодернистская социальная философия (Ж.-Ф. Лиотар, М.Фуко). Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса. К дискуссиям в западной мысли о соотношении социальной философии и теоретической социологии.

Основные этапы развития отечественной социально-философской мысли. Определяющее значение положений христианской религии в осмыслении социальных проблем русскими религиозными философами. Трактовка «социального уровня» как вторичного по отношению к основным догматам христианской религии. Основные направления в интерпретации взаимоотношения социального начала и христианской веры.

Качественное различие «христианского» и «социального». Хомяков А.С. (1804-1860). Православно-христианское понимание общности как «киновии» (бескорыстного совместного общежития. П Флоренский). Проблема единства социального и христианского уровней в сознании, социализация христианской веры (В. Соловьев). Взаимоотношение социального и творческого начал и социальное содержание «русской идеи» в интерпретации Н.Бердяева.1 Трактовка исторического материализма в советский период. Философы XIX-XX вв. в поисках общественного идеала. Причины особого внимания отечественных исследователей к философии истории и, в частности, философии российской истории.

Социальная философия как онтология развивающегося общественного бытия. Основные черты социальной философии: 1) учение о всеобщих чертах общества как такового; 2) учение о должном, совершенном, идеальном устройстве общества. Соотношение сущего и должного как существования и сущности в социально-философском знании.

^ 3. Методы изучения общества в социальной философии

Проблема метода в социальной философии. Особенности применения всеобщих методов в анализе общественной жизни: диалектика, системный подход, синергетика.

Диалектика как метод познания общественных явлений и процессов. Особенности функционирования и развития общества с позиций диалектики. Исторический опыт применения диалектики к анализу общества.

Общество с позиции системного подхода. Социум как иерархическая система. Элемент, часть, целое. Основные аспекты системного метода в анализе общественной жизни: функционально-структурный и исторический (генетико-прогностический).

Синергетика как наука о самоорганизации сложных развивающихся систем. «Порядок» и «хаос» - ключевые понятия синергетики. Эвристические возможности и границы применения синергетики к анализу динамики развития общества. Исторический процесс с позиции синергетики.

Дискуссии о взаимосвязи диалектики, системного подхода и синергетики.

^ 4. Философское и конкретно-научное познание социальной реальности

Специфика социального познания: многообразие его форм. Вненаучное и научное социальное познание. Эмпирический и теоретический уровни социального познания. Субъект и объект познания. Основные типы социального научного знания: социологическое знание, гуманитарное знание, историческое знание, их специфика и взаимосвязь. Объяснение и понимание в социальном познании.

Проблема истины в социальном познании. Основные этапы развития социального знания: классический и неклассический этапы. Роль различных идеалов естественнонаучного знания (физический, биологический, синергетический) для развития социального знания.

Множественность возможных форм описания социальной реальности и проблема их сопоставимости.

Социальная философия и конкретные социальные науки. Взаимосвязь социальной философии и теоретической социологии, политологии, культурологи, экономики. Причины социологизации социальной философии.


^ 5. Социальная философия в современном обществе


Социальная философия, социальная практика и политика: сложный опосредствованный характер их связи и взаимодействия.

Мировоззренческая, критико-преобразующая, методологическая и просветительская функции современной социальной философии.

Многообразие концепций, направлений и школ и поиск общего в их содержании - две стороны единого процесса развития современного социально-философского знания. Возможно ли создание универсальной социально-философской концепции современного общества?

Возрастание роли социальной философии в определении перспектив развития человечества в процессе глобализации. Философское предвидение, научный прогноз и утопия.


^ 6. Природа и общество


Природа как предпосылка и условие возникновения человеческого общества и его развития. Понятие географической среды.

Роль общества в преобразовании и воспроизводстве природы. Создание человеком предметного мира, или "второй" очеловеченной природы. Законы ее существования как единого социального и природного образования.

Увеличение масштабов взаимодействия общества с природной средой по мере развития человеческой цивилизации. Исторические этапы взаимодействия общества с природной средой.

Учение В.И.Вернадского о ноосфере. Становление ноосферы - разумно организованного преобразования природной среды в интересах всего человечества. Религиозная интерпретация ноосферы в трудах Т.де Шардена.

Социально-философская экология как мировоззренческая и методологическая основа современной стратегии природопользования. Экологическое сознание. Идея коэволюционного развития в работах отечественного ученого Н.Н.Моисеева.

Общественное и биологическое в человеке. Антропосоциогенез: закончился ли процесс становления человека? К дискуссиям вокруг предмета и содержания социобиологии. Редукционизм и социологизаторство. Природные ограничения и универсальная сущность человека.


^ 7. Общество как целостная система


Общество как надприродная реальность. Различные способы ее интерпретации. Общество как органическое целое и как механическая связь отдельных индивидов. Всеобщие черты общества: самодостаточная общность индивидов, способная к воспроизводству; совместная деятельность индивидов, направленная на удовлетворение их интересов и потребностей, как необходимое условие существования общности; общественные отношения между индивидами как форма их совместной деятельности.

Понятие социального института. Институциональный характер общественных отношений.

Социальное пространство и социальное время.

Основные функции, необходимые для воспроизводства общества, как основание выделения всеобщих сфер общественной жизни: материально-производственная, социальная, политическая, духовная сферы. К дискуссии относительно количества всеобщих сфер общества. Проблема детерминационных связей между сферами общества.

Обмен деятельностью как способ бытия, существования общества и человека. Общественные отношения как форма взаимного обмена деятельностью. Понятие общественного богатства. Присвоение индивидами общественного богатства как условие воспроизводства непосредственной жизни общества.


^ 8. Философия труда и собственности


Труд как природный процесс и как общественное явление. Основные элементы труда. Субъект труда. Исторические этапы развития субъекта труда. Общественный способ производства материальных благ. Производительные силы и производственные отношения, их структура и взаимосвязь. Производственные отношения как общественная форма трудовой деятельности человека и основа мотивации к труду. Кооперация и труд. Непосредственная и конечная цель в различных исторических формах способа производства, их взаимосвязь. Общественное разделение труда. Основные этапы, современное состояние и перспективы. Проблема отчуждения.

Понятие собственности: экономический и правовой аспекты. Частная собственность и коллективная собственность и их виды. Философская мысль роли собственности в развитии экономики и общества в целом: Аристотель, Платон, Ж.-Ж. Руссо, Гегель, Маркс, западные мыслители ХХ в. Взаимоотношения наемного труда и капитала в истории и современном западном обществе. Изменения отношений собственности в России в 90-е г. ХХ в.: цели и результат.


^ 9. Философия политики

Философия политики и политология (политическая наука): связь и различия. Специфика философского подхода к анализу политической сферы жизни общества. Основные этапы становления философии политики.

Политика, власть, государство - основополагающие категории философии политики. К современным дискуссиям о сущности этих категорий.

^ Роль государства в современном обществе. Правовое государство. Исторические перспективы государства.

Политические партии и движения. Партии, движения и классы. Партии, движения и государство. Политический плюрализм.

Высшие цели политики и способы их формулирования. Общее благо, его внешние и внутренние аспекты. Политический идеал как проблема совершенного устройства политической сферы общества

Политический реализм и политическая утопия, цели и средства, рациональное и иррациональное, скрытое и явное в политике. Политическая воля как внутренняя форма власти. Политический язык как инструмент власти и показатель уровня развития политической культуры общества. Проблема интерпретации политического текста.

Многообразие цивилизаций и проблема универсальности категорий политологии. Геополитика и хронополитика - цивилизационные характеристики политики.

Отечественная философия о природе российского государства. Конкретно-исторические формы российского государства и проблема их преемственности и связи.


^ 10. Духовная сфера жизни общества


Духовная жизнь общества как целостность. Структура духовной жизни общества. Сознание общества как идеальное отражение объективного мира и самосознание. Общественное сознание как часть сознания общества, как идеальное отражение только общественного бытия. Духовное производство и духовные ценности. Духовное общение.

Понятие духа и духовности: религиозное и светское понимание. Духовность как способность сознания к выходу за границы эмпирически достоверного опыта и к созданию абсолютных ценностей бытия человека и общества. Связь духовного и социального. Понятие духовного производства.

Наука как сфера духовно-теоретического освоения действительность, как вид деятельности по производству достоверного (истинного) знания. Причины выделения науки в Новое время в самостоятельный вид человеческой деятельности и превращения в ведущую сферу деятельности к концу ХХ в. Культ разума, науки и образования в эпоху Просвещения: надежды и результаты, полученные в ХХ в. Сциентизм и антисциентизм.

Философия, нравственность, религия, искусство, идеология как различные способы ценностного освоения действительности. Ценность как значение, смысл объекта для субъекта. К дискуссиям о природе и системе ценностей.

Философия - учение о всеобщих принципах и свойствах бытия и познания, рациональная форма обоснования и выражения ценностного отношения человека к миру. К современным дискуссиям о том, можно ли считать философию, в том числе социальную философию, наукой.

Нравственное сознание. Исторические типы морали. Классовое, конфессиональное, национальное и общечеловеческое в морали. Моральные нормы и поведение людей. Тенденции в развитии нравственного сознания людей в современных условиях. Изменения в сфере нравственности в современной России.

Религия как способ духовного отношения человека к действительности. Исходное начало религиозного мировоззрения - вера в сверхъестественное. Религия как особая форма проявления универсальной способности человека к трансцендированию. Религия как мировоззрение и как явление культуры. Современное состояние отношений между религией и наукой: примирение, конфронтация, диалог? Формы атеизма в прошлом и настоящем. Понятие светского государства и светской школы.

Эстетическое отношение человека к действительности. Эстетика как философское учение о красоте и совершенстве. Эстетическое и художественное, эстетика и искусство. Искусство как художественная деятельность и как чувственно-наглядное отражение действительности в художественных образах и символах. Искусство и философия. Искусство и религия.

Идеология - совокупность идеалов, целей и ценностей, которая выражает и защищает интересы человеческих общностей - социальных групп, сословий, классов, общества в целом. Социально-практическая функция идеологии как ее основная функция в обществе. Идеология и наука, идеология и утопия.


^ 11. Социальная сфера жизни общества


Социальная сфера жизни в широком и узком смысле понятия. Дискуссии о сущности и границах социальной сферы. Различие подходов в ее понимании в социальной философии и социологии.

Отождествление социальной сферы с социально-классовой структурой общества; сведение ее к науке, образованию, здравоохранению и культуре (непроизводственной сфере); понимание социальной сферы как охватывающей интересы классов и социальных групп, наций и народностей, отношения общества и личности, условия труда и быта, здоровья и досуга.

^ Социальная жизнь общества как сфера производства и воспроизводства непосредственного бытия человека.

Социальная общность индивидов - субъект социальной деятельности. Социальная деятельность - деятельность социальных субъектов, направленная на сохранение или изменение существующих общественных отношений. Цель - достижение социальной справедливости в отношении доступа различных социальных общностей к общественному богатству.

Комплексный характер понятия социальной справедливости: история и современное понимание. Понятие социальной структуры общества и иерархического уровня ее организации Институализированный и спонтанный характер деятельности социальных субъектов

Принципиальная несводимость социальных отношений к другим видам общественных отношений. Социальные отношения как особый вид общественных - "синтетических" - отношений между субъектами социальной деятельности.

Класс как элемент социальной структуры и субъект социальной деятельности. Особенности классовой структуры и положения классов в современном мире. Понятие социальной группы. Социологические теории социальной стратификации и социальной мобильности, их философский смысл. Интеллигенция как субъект социальной деятельности.

Социально-этнические общности людей - род, племя, община, народность. Этнос и нация. Этнические, межнациональные отношения как форма проявления социальных различий. Исторические типы и тенденции развития семьи. Влияние половозрастного (гендерного) деления общества на социальную структуру общества. Феминизм как социальное движение.

Социальная сфера жизни современного российского общества. Государственное управление социальной сферой с целью согласования деятельности различных социальных субъектов и достижения согласия в обществе.

Социальная структура современного мирового сообщества. Увеличение разрыва между бедными и богатыми странами в условиях глобализации и его последствия.


^ 12. Проблема человека в социальной философии


Специфика философского анализа проблем человека. Антропологическая проблематика в истории социально-философской мысли. Труд – решающий фактор в происхождении и развитии человека. Диалектика взаимодействия общества и индивида, необходимости и свободы в развитии человека.. Человек как целостное образование. Неразрывность природного (биологического) и социального (общественного) в человеке. Современные проекты изменения природы человека с помощью биологических факторов, генной инженерии. Человек как полифункциональное существо, система его социальных ролей. Потребности, интересы, мотивы в структуре деятельности человека Соотношение понятий человека, индивида, личности и индивидуальности..

Социально-философское понятие личности. Соотношение понятий человек, личность, индивидуальность. Философский плюрализм в понимании личности и индивидуальности. Роль деятельности и общественных отношений в процессе исторического развития личности. Единство процессов интериоризации и экстериоризации, распредмечивания и опредмечивания в жизнедеятельности и формировании личности. Социокультурная среда и ее роль в развитии личности. Диалектика личных, групповых и общественных интересов. Ценностно-мотивационная сфера развития индивидуальности личности.

Индивидуальное и социальное бытие личности. Понятия «индивидуальное» и «социальное». Феномен индивидуализма личности как динамичное интегративно-системное образование. Социальные механизмы становления и развития индивидуальности личности.

Ценности как выражение интересов и потребностей личности. Проблема типологии ценностных ориентаций личности, их системности (материальные, духовные, этические, эстетические, социально-политические, религиозные и др.). Ценности общечеловеческие, национальные, классовые, групповые, индивидуальные. Влияние рыночных отношений на развитие личности.

Исторические типы личности. Основные этапы социализации личности. Личность и общество. Личность и культура. Соотношение воспитания и самовоспитания, факторов макро- и микросреды в развитии личности.

Деятельностная сущность общественного человека. Деятельность как единство процесса опредмечивания и распредмечивания. Идея развития общества как практическая реализация человеком своих жизненных сил и способностей - основа новоевропейской культуры и цивилизации. Отчужденные формы жизни. Проблема социального предназначения человека в других культурах и цивилизациях.

Смысл жизни как основа внутренней самодетерминации человека, выбора решения и линии поведения. Смысл жизни и ценности жизни. Ценность человеческой жизни в истории общества.

^ Свобода как общественно-исторический феномен. Философские проблемы свободы личности.

Свобода как фундаментальная характеристика человеческого бытия, понимания человеческой жизнедеятельности. Свобода как познание и действие субъекта. Свобода как неотъемлемый элемент общечеловеческих ценностей. Свобода как господство человека над самим собой. Возможность и перспективы свободы в условиях перехода к рыночным отношениям. Экономические основы свободы, свободное предпринимательство, свободная конкуренция. Деятельность как объективный критерий свободы личности.

^ Социальная основа свободного развития каждой личности. Объективные и субъективные предпосылки свободы. Власть, политика и свобода личности.

Отношение к смерти в различных типах общества. Проблема эвтаназии - добровольного ухода из жизни.

Гуманизм как мера общественного прогресса, как признание ответственности человека за бытие человеческого рода и свою собственную судьбу, критерий оценки деятельности людей, социальных институтов и организаций. Причины кризиса гуманизма. Угроза антропологической катастрофы: сущность, возможные пути ее преодоления.


^ 13. Философия культуры


Место философии культуры в системе современного философского знания. Возникновение и развитие философии культуры как самостоятельной области философского знания. Понятие культуры, ее категориальный статус в современном обществознании.

Культура как способ, технология человеческой деятельности. Культура как творчество. Культура как совокупность знаковых систем. Культура как качество общества на данном этапе его развития. Культура как производство человека. Соотношение технологического и аксиологического подходов в интерпретации культуры. Культура и цивилизация.

^ Структура и внутренняя логика развития культуры, традиции и творчество. Материальная и духовная культура.

Культура и природа. Культура как особая сфера реальности по отношению к природе, способ выделения человеческого общества из природы. Этническая культура и культура нации: различия в типе коммуникации.

Культура и общество, их взаимосвязь. Две формы бытия культуры в обществе: объектно-предметная и субъектно-личностная. Социальная детерминация и социальные функции культуры. Многообразие культур в истории общества, различные типы их взаимодействия. Культура и идеология. Культура и научно-технический прогресс. Проблема «массовой» и элитарной культуры. Социальные функции культуры. Революция и культура.

Закономерности развития культуры. Проблема диалога культур в прошлом и настоящем. ^ Критика вульгарного социологизма в анализе культуры. Проблема прогресса культуры и его критериев.

Глобализация и судьбы культур народов мира.

Культура и развитие человека. Человек как творец и как творение культуры, как создание человеком самого себя в процессе деятельности. Культура как мера развития человека и общества.

Современная Россия: смена парадигм культуры и культурной жизни. Культура как решающий фактор экономического, социально-политического и духовного обновления российского общества.


^ 14. Философия истории


14.1. Предмет философии истории.

Проблематика философии истории - логика развития общественного бытия, человеческого общества как целостной развивающейся системы, единство и многообразие исторического процесса, исторический детерминизм и общественный прогресс.

Философская идея истории - как "исторического самосознания эпохи" - выдвижение адекватного эпохе проекта (идеала) совершенного общества, обоснование единства и целостности исторического процесса: прошлого, настоящего и будущего.

Проблема субстанции истории в философии Нового времени, в частности, в концепциях Г.В.Ф.Гегеля, К.Маркса и в философской мысли ХХ в.

Идея будущего как желаемый идеал общественного устройства. Отношение между должным и сущим в философии истории. Утопическое и достоверное знание в философском видении будущего. Роль утопий в развитии общества.

Понятие исторической реальности. Историческое пространство и историческое время. К.Ясперс об "осевом времени". Воздействие развития общества и человеческих знаний на расширение границ исторического пространства и исторического времени. Современный мир и становление единого исторического пространства и времени.

Философия истории - онтологический и гносеологический аспекты анализа исторического процесса. Философия истории - мировоззренческая и методологическая основа исторической науки.


14.2. Специфика исторического познания и знания.

Историческое познание - вид социального познания. Цель исторического познания - реконструкция исторического прошлого.

Понятия «исторический источник» и «исторический факт». Проблема теоретической содержательности и объективности исторического факта. Различные типы исторического знания. Объяснение и понимание в историческом познании. Проблема истины. Историческое знание - вид социального знания. Различные точки зрения на природу исторического знания

Понятия исторического сознания и самосознания общества, народа, класса, индивида. Уровни исторического сознания и самосознания. Понятие менталитета.


14.3. Проблема развития истории.

Соотношение понятий «изменение», «развитие», «прогресс» при анализе истории как процесса. Общественный прогресс - развитие социума по восходящей линии. Становление идеи прогресса в новоевропейской мысли.

Противоречивый характер прогресса. Социальная цена прогресса. Критерии общественного прогресса - экономический, социальный, антропологический, цивилизационный.

Прогресс и регресс в истории. Неравномерность развития истории. "Исторические" и "неисторические" народы. Место социальной революции в историческом процессе. Застойный тип общественной жизни. Понятие автаркии. Ускорение темпов общественного прогресса в ходе исторического развития общества. Необходимость нового понимания общественного прогресса в условиях глобализации.


14.4. Движущие силы истории.

Объективное и субъективное в истории, их взаимосвязь. Понятие исторического субъекта, его отличие от социального субъекта. Особенности бытия реальных общественных групп на различных этапах развития истории. Понятие исторической арены.

Этнические конфликты, борьба сословий и классов, деятельность партий и других общественных объединений как движущие силы истории. Роль государства в развитии общества. Взаимодействие государств и реальный процесс истории.

Человек как субъект истории. Роль личности в истории: герой, критически мыслящая личность, вождь. Многообразие оценок и проблема их объективности.


14.5. Смысл истории. Проблема законов развития истории.

Различные интерпретации смысла истории в философской мысли. Эсхатология, провиденциализм, закономерное развитие, спонтанность в истории. Смысл истории и цель истории. Связь смысла истории с признанием закономерного характера исторического развития. Специфика законов истории в отличие от законов природы. Два понимания законов истории: одно, метафизическое, идущее от Гегеля и Маркса, другое, позитивистское, идущее от К.Поппера, суть расхождений. Необходимость и случайность в истории. Закон, закономерность, детерминизм.


14.6. Периодизация исторического процесса.

Различные интерпретации исторического процесса - циклическое, линейно-поступательное (прогрессистское), многовариантное, постмодернистское развитие.

Концепция "идеальных типов" М.Вебера. Подходы Маркса к периодизации истории. Учение об общественно-экономической формации как специфическом образовании и ступенях ее развития. Маркс о «первичной» и «вторичной» формациях (ступенях) в развитии общества. Идея «азиатского способа производства».

«Пятичленная» схема формационного развития. Причины и смысл появления в советской науке «пятичленки». Проблема соответствия ее марксовой концепции периодизации истории и исторической реальности.

Судьба марксовой теории формации в европейской мысли ХХ в. Формационный подход и концепция технологического детерминизма.

Цивилизационный и культурологический подходы к типологии истории. Понятие цивилизации. Цивилизация и культура. Цивилизация как социокультурное образование. Ф. Энгельс о переходе от первобытности к цивилизации.

^ Соотношение цивилизационного, культурологического и формационного подходов в типологии истории.

Культурологический и цивилизационный подходы в познании исторического процесса в концепциях Н. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби. Концепция социокультурных систем (П. Сорокин), «стадий роста» (У. Ростоу).

Типологические ориентиры современной истории. Трансформации классического (индустриального) капитализма. Идея социализма в современной истории. Идея социализма и практика "реального социализма" в ХХ в.

Типы цивилизаций в человеческой истории. Традиционные общества и техногенная цивилизация как два типа цивилизационного развития, их взаимодействие в прошлом и настоящем. Перспективы развития техногенной цивилизации.

Европоцентризм как проблема философии истории. «Догоняющая модернизация» как тип развития и ее устарелость. Возникновение "синтезных" форм обществ в незападном мире. Отношения "Запад-Восток" как проблема философии истории в прошлом и настоящем.


14.7. Современный этап всемирной истории: глобализация и ее последствия.

Начало научно-технической революции в середине 50-х гг. и смена вектора развития всемирной истории. Конец индустриальной цивилизации.

Становление постиндустриального общества на Западе, появление глобальных проблем. Устаревание прежней линейно-поступательной схемы развития всемирной истории. Необходимость в новом понимании сущности и критериев общественного прогресса, в раскрытии закономерностей становления глобальной различные модели глобализации: однополярный мир, двуполярный, многополярный - сопоставительный анализ. Вопрос о возможности столкновения цивилизаций как основное противоречие философии истории XXI в. Факторы усиления связи и взаимозависимости народов. Образование и развитие мирового рынка и всемирности истории.

Материальные, духовные, социальные, политические основы единства истории. Идеалистическая трактовка и материалистический подход к единству истории. Формы проявления единства исторического процесса. Диалектика общего, особенного и единичного во всемирной истории.

Проблема единства всемирной истории в современных условиях. Понятие управляемого конфликта. Возможность управления ходом современной истории как актуальная проблема философии истории. К вопросу о становлении человечества единым субъектом исторического процесса.


14.8. Философия российской истории. Перспективы развития России в XXI веке.

Современная Россия в поисках новой идентичности (Кто мы? Откуда пришли? Куда идем?).

Современные дискуссии о цивилизационном своеобразии российского общества. Проблема социокультурной матрицы российской цивилизации.

Геополитические, экономические и социальные причины возникновения в России самодержавной формы государственной власти. Слабость демократических традиций.

Собственность и власть: характер их отношений в истории российского государства. Особенности формирования Российской империи как многонационального государства. Роль русского этноса и православия в строительстве российского государства. Перспективы развития российского государства как многонациональной общности. К дискуссиям относительно вопроса о существовании российской нации.

Идея ускоренного реформирования российского общества в петровский, имперский (пореформенный) и советский периоды: замысел и результаты. Незавершенность процесса становления российской цивилизации к началу ХХ в. Влияние российской цивилизации на характер протекания социальных процессов в ХХ в. в российском обществе. Культурно-исторический раскол российского общества.

К оценке альтернативных вариантов реформирования современного российского общества. «Нужна ли обществу сегодня национальная идея?»: философские аспекты современной дискуссии.


^

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ





  1. Предмет и структура социальной философии

  2. Философский плюрализм в социально-философских исследованиях общественного развития, истории (Спенсер, Маркс, Вебер, Сорокин и др.).

  3. Социальная деятельность и социальные отношения как проблемы социальной философии.

  4. Основные направления и школы социальной философии.

  5. Социальная философия и общественные науки (социология, история, социальная психология, право и др.).

  6. Методологические функции социальной философии в системе общественных наук.

  7. Общество как сложноорганизованная система. Взаимосвязь ее подсистем и элементов.

  8. Социальная структура общества. Социально-структурные изменения в российском обществе на современном этапе его развития.

  9. Исторические формы общности людей. Основные признаки наций. Современные тенденции в развитии этнических общностей.

  10. Семья как историческая общность людей. Современные тенденции в развитии семьи и семейно-брачных отношений.

  11. Взаимодействие общества и природы как проблема современной социальной философии. Экологические проблемы современности.

  12. Диалектика взаимодействия природы и общества.

  13. Категории «потребность» и «интерес». Типология потребностей и интересов.

  14. Производство как общественный процесс и его роль в общественном развитии. Способ производства, его элементы и взаимосвязь между ними.

  15. Духовная жизнь общества, ее сущность и структура.

  16. Общественное сознание и его формы.

  17. Соотношение необходимости и сознательной деятельности людей в историческом процессе. Волюнтаризм и фатализм, форма их проявления.

  18. Диалектика объективных и субъективных факторов исторического процесса в социальной философии марксизма.

  19. Понятие «народ». Роль народных масс в истории.

  20. Понятие исторической личности . Роль исторической личности в истории. Проблема культа личности, его объективные и субъективные основы.

  21. Проблемы религиозности в условиях современного общества.

  22. Специфика и структура нравственного сознания. Функции морали.

  23. Нравственные ценности молодежи России в современных условиях.

  24. Эстетическая культура и эстетическое воспитание.

  25. Понятие культуры. Структура и внутренняя логика развития культуры. Материальная и духовная культура.

  26. Социальная природа и общечеловеческая сущность духовной культуры. Отражение социальных (национально-этнических, классовых и прочих) интересов в культуре.

  27. Проблема «массовой» и элитарной культуры. Социальные функции культуры.

  28. Культура как мир человека, как способ самоопределения и развития личности.

  29. Единство, многообразие и взаимодействие культур.

  30. Право, правовая культура, их составные элементы. Правовой нигилизм. Проблема правового воспитания в современных условиях.

  31. Понятие социального управления, его структура и функции.

  32. Гражданское общество и правовое государство. Проблема формирования гражданского общества и правового государства в нашей стране.

  33. Государство в политической системе общества. Государство и бюрократия.

  34. Политические партии и движения. Партии, движения и классы. Политический плюрализм.

  35. Единство биологического и социального в человеке. Труд как основной фактор происхождения и развития человека.

  36. Понятие личности и его соотнесение с понятиями человек, индивид и индивидуальность.

  37. Диалектика объективных и субъективных факторов в процессе формирования личности.

  38. Роль деятельности и общественных отношений в процессе исторического формирования личности.

  39. Проблема человека в современной западной социальной философии (Ясперс, Хайдеггер, Хабермас, Фрейд, Фромм, Мунье).

  40. Ценности как выражение потребностей и интересов личности.

  41. Проблема самореализации личности в труде, профессии, творчестве и воспитании.

  42. Личность в переходный период развития общества. Влияние рыночных отношений на развитие личности.

  43. Свобода как одна из основных ценностей. Свобода, необходимость, ответственность.

  44. Проблема типологии истории. Учение об общественно-экономической формации и современное историческое знание.

  45. Цивилизационный подход к типологии истории. Понятие цивилизации. Культура и цивилизация. Соотношение цивилизационного и формационного подходов к истории.

  46. «Пятичленная» схема формационного развития. Проблема соответствия ее марксовой концепции периодизации истории и исторической реальности.

  47. Проблема единства истории. Диалектика общего, особенного и единичного во всемирной истории.

  48. Источники, движущие силы и субъекты исторического процесса.

  49. Эволюционные и революционные формы развития общества. Понятие социальной революции, ее экономических основ и движущих сил.

  50. Проблема общественного прогресса, его критерии.

  51. Глобальные проблемы современной цивилизации. Кризис современной цивилизации и возможности его разрешения.


Рекомендуемая основная литература



      1. Белл Д. Приход постиндустриального общества. -М., 1998.

      2. Валлерстайн И. Конец знакомого мира. -М., 2003.

      3. Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем (Синергетика и теория социальной самоорганизации). -СПб., 1999.

      4. Вебер М. "Объективность" социально-научного и социально-политического познания. // Вебер М. Избранные произведения. -М., 1990.

      5. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. // Вебер М. Избранные произведения. -М., 1990.

      6. Гегель Г.В.Ф.. Философия истории. -СПб., 1993.

      7. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. -М., 1991.

      8. Ильенков Э.В. Что же такое личность? // Ильенков Э.В. Философия и культура. -М.. 1991.

      9. Кантор К. История против прогресса. М., 1992.

      10. Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Теория и история. -М., 1980.

      11. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. М., 2000.

      12. Кемеров В.Е. Методология обществознания. Свердловск, 1990.

      13. Костюк В.Н. Теория эволюции и социально-экономические процессы. М., 2001.

      14. Крапивенский С.Е. Социальная философия М., 1998.

      15. . Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. -М.-СПб., 1998.

      16. Маркс К. Капитал. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т.23. Гл.1. Раздел 4.

      17. Маркс К. Предисловие "К критике политической экономии" // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т.13.

      18. Марксистско-ленинская теория исторического процесса. Т.1. -М., 1981. Маркузе Г. Одномерный человек. -М., 1994.

      19. Межуев В.М. О национальной идее. // Вопросы философии. 1997, №12.

      20. Митрохин Л.Н. Философия религии. -М., 1993.

      21. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. -М., 1998.

      22. Момджян К.Х. Введение в социальную философию. М., 1997.

      23. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. /Под ред. В.Л. Иноземцева. -М., 1996.

      24. Новая технократическая волна на Западе. Антология. -М., 1986.

      25. Панарин А.С. Стратегическая нестабильность в XXI веке. -М., 2003.

      26. Панарин А.С. Философия политики. -М., 1995.

      27. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 1,2. -М., 1992.

      28. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. -М., 1974.

      29. Сознательное и бессознательное в социально-политических процессах в современной России. М., Институт молодежи, 1997.

      30. Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика. -М., 1995.

      31. Руткевич М. Н. Общество как система. Социологические очерки. С-Пб.,2001.

      32. Сорокин П. Кризис нашего времени. // Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. -М., 1992.

      33. Социальная философия. Хрестоматия (сост. Г.С.Арефьева и др.). М., 1994.

      34. Социальная философия. Под ред. И.А. Гобозова. МГУ., 2003.

      35. Социальная философия (под ред. В.В.Журавлева и И.С.Хорина). – М., Институт молодежи, 1995.

      36. Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия. Составитель Б.С. Ерасов. -М., 1999.

      37. Тойнби А. Постижение истории. -М., 1991.

      38. Философия истории. Антология. /Под ред. Ю.А.Кимелева. -М., 1995.

      39. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме. -М., 1989.

      40. Фромм Э. Иметь или быть? Ч. 3. -М., 1990.

      41. Фуко М. Воля к истине. Разделы: Метод. Право на смерть и власть над жизнью. // Фуко М. Воля к истине. -М., 1996.

      42. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990, №3.

      43. Хабермас Ю. Производительная сила коммуникации // Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. -М., 1995.

      44. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций и передел мирового порядка. -М., 1997.

      45. Хесле В. Философия и экология. -М., 1993.

      46. Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика просвещения. -М.,-СПб., 1997.

      47. Шаповалов В.Ф. Россиеведение. -М., 2001.

      48. Шпенглер О. Закат Европы. Т.1. -М., 1993.

      49. Энгельс Ф. Развитие социализма от утопии к науке.// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.19.

      50. Ясперс К. Истоки истории и ее цель. // Ясперс К. Смысл и назначение истории. -М., 1991.



Социальная философия. Программа курса для аспирантов

по специальности 09.00.11 / Кафедра социальной и политической

философии. Управление аспирантуры и докторантуры МосГУ. Составитель Щукин Н.Н. М., 2005.


Подписано в печать 29.12.05

Тираж 100 экз. Объем 1,5 п. л.

Печатно-множительное бюро издательства

Московского гуманитарного университета

Адрес: Москва ул.Юности, 5/1, корп. 3.

Зак.№



1 Фрагменты текста, выделенные курсивом, введены по линии «Программа-плюс».






Скачать 302,76 Kb.
оставить комментарий
Щукин Н.Н
Дата30.09.2011
Размер302,76 Kb.
ТипПрограмма курса, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх