Рабочая программа специальность 030601 «Журналистика» Статус дисциплины icon

Рабочая программа специальность 030601 «Журналистика» Статус дисциплины



Смотрите также:
Рабочая программа специальность 030601 «Журналистика» Статус дисциплины...
Рабочая программа специальность 030601 «Журналистика» Статус дисциплины...
Рабочая программа специальность 030601 «Журналистика» Статус дисциплины...
Рабочая программа специальность 030601 «Журналистика» Статус дисциплины...
Рабочая программа специальность 030601 «Журналистика» Статус дисциплины...
Рабочая программа специальность 030601 «Журналистика» Статус дисциплины...
Рабочая программа специальность 030601 «Журналистика» Статус дисциплины...
Рабочая программа Специальность 030601 «Журналистика» Статус дисциплины...
Рабочая программа по дисциплине: Основы социальной психологии специальность: 030601 журналистика...
Рабочая программа специальность 030601 «Журналистика» Статус дисциплины...
Рабочая программа по дисциплине «История зарубежной литературы» (Реализм) специальность 030601...
Рабочая программа по «риторике» для специальности 030601 «Журналистика»...



скачать
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ


ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета журналистики

______________Ю.М. Ершов

«_29__»_апреля________2010 г.


ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ СМИ


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Специальность 030601 – «Журналистика»


Статус дисциплины;

Федеральный компонент направления


Томск

2010

ОДОБРЕНО кафедрой теории и практики журналистики

Протокол № _24__ от «_15___» апреля 2010 г.


Зав. кафедрой, доцент __________________Г.В.Кручевская


РЕКОМЕНДОВАНО методической комиссией факультета журналистики


Председатель комиссии, профессор ________________Э.В. Блинова

«_26__» __апреля____ 2010 г.


Рабочая программа по курсу «Техника и технология СМИ» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030601 – ЖУРНАЛИСТИКА.

Общий объем курса 240 ч. Из них: лекции – 88 ч., семинарские занятия – 44 ч., самостоятельная работа студентов – 108 ч. Зачет во 2 семестре, экзамен в 4 семестре. Общая трудоемкость курса 5,9 зач.ед.


СОСТАВИТЕЛЬ:

Мясников Юрий Николаевич – кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и практики журналистики


РЕЦЕНЗЕНТ:

Кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и практики журналистики Г.В. Кручевская.

В связи с открытием на факультете журналистики специализации «Производство и оформление газеты» курс «Техника и технология СМИ» предусматривает теоретическую и практическую подготовку студентов в областях основ традиционных и современных технологий полиграфического производства, редакционной и издательской подготовки газет и журналов к их выпуску в типографиях и издательствах.

Теория и практика дизайна и редизайна периодики выделена в отдельный курс, соответствующий специально разработанной программе «Техника и технология СМИ»: дизайн периодических изданий.

Освоение студентами раздела «Техника и технология радиовещания и телевидения» обеспечивается во время ознакомительной практики после I курса.


^ Часть 1. Техника и технология печати, радио
и телевидения



Раздел I. Техника печати периодических изданий


1. Основные понятия о полиграфии


Современное состояние полиграфической техники характеризуется как сохранением традиционных видов печати, так и широким использованием электроники, автоматизации процессов. Новая техника влияет на организацию редакционно-издательской работы, предъявляет более высокие требования к качеству и срокам подготовки журналистских материалов. От состояния технической базы зависит качество оформления периодических изданий.

Цель данного раздела курса — ознакомить студентов с основами допечатных процессов, начиная с обработки текстовой и изобразительной информации и до использования различных настольно-издательских систем; дать студентам представление о полиграфической технике, для того чтобы они могли эффективно работать с типографским оборудованием.


^ Тема 1. Виды печати и полиграфические процессы

Виды печати (высокая, плоская, глубокая и трафаретная) и области их применения. Каждый из видов печати определяется характером расположения на печатной форме печатающих элементов, с которых изображение переносится на бумагу, и непечатающих элементов, образующих пробельные места между изображениями.

Офсетная печать — неконтактный, косвенный способ печатания изданий.

Основные полиграфические процессы: формные, допечатные, печатные и послепечатные. Материалы для печатания. Типографская система мер. Техническая оснащенность типографий, выпускающих различную полиграфическую продукцию. Организация работы газетно-журнальной типографии и книжного издательства.


^ Тема 2. Воспроизведение текстовой информации

Виды издательских текстовых оригиналов.

Обработка текста: прямой ввод и настольно-издательские системы.

Набор текста: текстовые процессоры, набор без оператора.

Редактирование и правка текста. Правила набора текста. Форматирование.


^ Тема 3. Подготовка к печати изобразительных материалов

Техника воспроизведения изобразительных оригиналов. Виды издательских изобразительных оригиналов. Воспроизведение штриховых оригиналов, тоновых черно-белых и многоцветных оригиналов.


Различные виды сканирующих устройств: планшетные, барабанные и проекционные сканеры, особенности их применения. Разрешающая способность различных сканирующих устройств.

Растр. Линия растра — в высокой, плоской и глубокой печати.


^ Тема 4. Современные настольно-издательские системы
и компьютерные центры издательств


Сравнительный анализ современных настольно-издательских систем. Интегрированные системы для обработки текстовой и иллюстрированной информации.

Применение локальных и внешних сетей в современном издательстве (архитектура, вычислительные сети, файловый сервер, антивирусная защита, система архивирования, коммуникационный сервер).

Верстка полос на компьютере. Программное обеспечение процесса верстки.


^ 2. Формные процессы


Тема 5. Высокая печать

История возникновения и развития высокой печати.

Ручной набор. Механизированный набор. Автоматизация набора. Фотонабор.

Верстка полос при «горячем» наборе в классической высокой печати.

Матрицирование и стереотипирование.

Печатные машины высокой печати.

Флексография и области ее применения.


^ Тема 6. Плоская печать и офсетный способ плоской печати

Возникновение плоской печати: литография, офсет.

Фотонаборные автоматы. Специфика их применения. Проявочные процессоры. «Сухие» фотовыводные устройства. Возможности получения офсетных печатных форм в фотонаборном автомате.

Листовые офсетные печатные машины. Сферы их применения. Рулонная офсетная печать. Автоматическая замена печатной формы.

Производительность печатных машин офсетной печати.

Цифровая печать и области ее применения.


^ Тема 7. Глубокая и трафаретная печать

Офорт, акватинта — предвестники глубокой печати.

Особенности растрирования печатных форм глубокой печати. Изготовление формного цилиндра путем гравировки или травления. Печатные машины глубокой печати.

Трафаретная печать. Особенности изготовления печатных форм в трафаретной печати. Виды печатных машин.

Области применения глубокой и трафаретной печати.


^ Тема 8. Современные технологии изготовления печатных форм
и специальные виды печати


Современные технологии изготовления печатных форм: CTP-технология. Формы флексографской печати.

Специальные виды печати: электростатические способы печати, ферромагнитная печать.

Цифровая печать: сущность формирования изображения на формном цилиндре. Области применения цифровой печати. Новейшие разработки в области цифровой печати.


^ 3. Печатные и послепечатные процессы


Тема 9. Печатные машины

Основные понятия об устройствах печатных машин.

Бумагопитающее устройство. Печатное устройство. Красочный аппарат. Приемно-выводное устройство.


^ Тема 10. Классификация печатных машин

Тигельные, плоскопечатные и ротационные машины. Листовые и рулонные (ролевые) печатные машины. Машины высокой, плоской, глубокой и трафаретной печати. Универсальные и специализированные печатные машины. Односторонние, двусторонние и комбинированные печатные машины.


^ Тема 11. Печатные материалы

Бумага, ее состав. Форматы бумаги, ее плотность. Механические и печатно-технические свойства. Оптические свойства.

Печатные краски. Состав красок и их основные свойства. Виды печатных красок.


^ Тема 12. Послепечатные процессы
и распространение печатной продукции


Брошюровочные процессы: сталкивание листов, разрезка, фальцовка, комплектовка блоков, скрепление тетрадей, накидка обложки, подрезка. Оборудование для брошюровочных процессов.

Отделочные процессы: лакировка оттисков, ламинирование, тиснение фольгой, штанцевание. Оборудование для отделочных процессов.

Организация централизованного печатания газет. Современные способы интеграции печатных процессов.

Децентрализация печати периодических изданий, цель и значение. Современные возможности передачи полос издания по различным каналам связи.


Темы рефератов


  1. Основные понятия полиграфической техники.

  2. Виды печати и области их применения.

  3. Полиграфические процессы и организация работы типографии.

  4. Воспроизведение текстовой информации.

  5. Тематика воспроизведения изобразительных оригиналов.

  6. Механизированный и автоматизированный набор в высокой печати.

  7. Современные настольно-издательские системы.

  8. Верстка (монтаж) газетных и журнальных полос.

  9. Допечатные процессы.

  10. Матрицирование и стереотипирование печатной формы.

  11. Печатные машины высокой печати. Флексографская печать.

  12. Производство газет офсетным способом.

  13. Глубокая печать и области ее применения.

  14. Трафаретная печать и области ее применения.

  15. Системы мер, применяемые в полиграфии.

  16. Типографский шрифт. Литера. Требования к шрифтам.

  17. Основные направления научно-технического прогресса в полиграфии.

  18. Использование электронной техники в газетно-журнальном производстве.

  19. Децентрализация и централизация печатания газеты.

  20. Послепечатные процессы.


Вопросы для подготовки к зачету


  1. Виды печати и области их применения.

  2. Высокая печать: преимущества и недостатки.

  3. Флексографская печать.

  4. Плоская печать.

  5. Офсетный способ печати и области его применения.

  6. Глубокая печать: преимущества и недостатки.

  7. CTP-технология и цифровая печать.

  8. Тигельные, плоскопечатные и ротационные машины.

  9. Офсетные печатные машины.

  10. Красочность листовых и рулонных печатных машин.

  11. Форматы печатных машин.

  12. Ручной и механизированный наборы.

  13. Фотонабор и фотонаборные машины.

  14. Трафаретная печать.

  15. Настольно-издательские системы.

  16. Верстка газетных и журнальных полос.

  17. Допечатные процессы.

  18. Типографский шрифт. Кегль и интерлиньяж.

  19. Цифровые шрифты. Трекинг и кернинг.

  20. Правила набора. Абзацный отступ.

  21. Правила набора. Концевая строка.

  22. Правила набора. Междусловные пробелы.

  23. Правила набора. Переносы в газетном и журнальном тексте.

  24. Правила набора. «Коридоры» и «чужие» буквы.

  25. Правила верстки. Приведение строк и «висячие» строки.

  26. Растр. Линиатура растра в различных видах печати.

  27. Растр в глубокой печати.

  28. Растр в высокой и плоской печати.

  29. Системы мер, применяемые в полиграфии.

  30. Единицы системы Дидо: пункт, цицеро, квадрат.

  31. Англо-американская система типографских мер.

  32. Децентрализация печати.

  33. Послепечатные процессы.

  34. Матрицирование и стереотипирование.

  35. Литера. Очко. Строчные и прописные буквы.

  36. Тенденции развития полиграфии.

  37. Централизация печати.

  38. Этапы развития полиграфической техники.

  39. Специальные виды печати. Возможности пользования ими в СМИ.

  40. Оперативная полиграфия. Выбор оборудования и способа печати.


Литература (к разделу I части 1)


Волкова Л.А., Решетникова Е.Р. Технология обработки текстовой информации: Ч. 1. Основы технологии издательских и наборных процессов / Под ред. Л.А. Волковой. — М.: Изд-во МГУП, 1999.

Матвеева Р.В., Трубникова П.Г., Шифрина Д.А. Основы полиграфического производства. — М.: Книга, 1994.

Мильчин А.Э. Издательский словарь-справочник. — М.: Юристъ, 1998.

Набор и верстка книжных, журнальных и газетных изданий с использованием компьютерных технологий: Технологическая инструкция. — М.: ВНИИ полиграфии, 1999.

Пикок Дж. Издательское дело. Книга — от замысла до упаковки. — М.: ЭКОМ, 1998.

Полянский Н.Н. Основы полиграфического производства. — 2-е изд., перераб. — М.: Книга, 1991.

Ситников В.П. Издательское дело: Основы. История. Взаимосвязь техники и технологии. — М.: Филологическое общество «СОАВО» — АСТ, 2002.

Ситников В.П. Техника и технология средств массовой информации: Периодическая печать. — М.: Факультет журналистики МГУ, 2002.

Стандарты по издательскому делу. — М.: Юристъ, 1998.

Рабочая книга ректора районной газеты: Опыт. Методика. Рекомендации / Под ред. Я.Н. Засурского. — М.: Мысль, 1988. — С. 448–496.

Стефанов С.И. Путеводитель в мире полиграфии. — М.: Унисерв, 1998.

Энциклопедия книжного дела / Под ред. Ю.Ф. Майсурадзе, А.Э. Мильчина и др. — М.: Юристъ, 1998.

Раздел II. Техника и технология
радиовещания и телевидения



Тема 13. Краткая история радио и телевидения

Опыты по беспроводной передаче сигнала. Развитие служебной связи. Появление и развитие радиовещания. Содержание первых радиопередач. Расширение зон приема. Появление коротковолнового вещания. Появление стереофонического ЧМ-вещания. Цифровое радио и интернет-радио.

Развитие телевидения. Телевидение в России. Появление цветного телевидения и различных стандартов передачи цвета. Спутниковое телевещание.


^ Тема 14. Современные форматы радиовещания

Особенности вещания в разных волновых диапазонах.

Форматы вещания: информационное, музыкально-информационное, музыкальное.

Форматы музыкального вещания.


^ Тема 15. Функциональная структура радиостанции

Построение и компоненты вещательного тракта: источники, пульт, приборы, обработки, рекордеры, рабочие станции и их типы, вещательный процессор, фидер, передатчик, антенна.


^ Тема 16. Принцип действия микрофонов

Устройство микрофонов. Типы микрофонов. Параметры и характеристики микрофонов. Типы направленности микрофонов. Виды микрофонов: студийные, ручные, петличные, накамерные и т.д. Особенности использования микрофонов.


^ Тема 17. Классификация и типы записывающих устройств

Аналоговая и цифровая передача звукового сигнала. Линейные и нелинейные носители. Виды рекордеров: магнитофон, мини-диск, CD-R, харддиск-рекордер и др.


^ Тема 18. Звуковые рабочие станции

Виды звуковых рабочих станций: монтажная, рабочее место журналиста, вещательная, архивная. Особенности аппаратного и программного обеспечения разных типов станций.


Тема 19. Устройства обработки звука

Типы приборов обработки звука:

  1. динамические (компрессор, лимитер),

  2. частотные (эквалайзер, фильтр присутствия),

  3. пространственные (ревербератор, задержка),

  4. психоакустические (эксайтер).

Тема 20. Форматы записи телевизионного сигнала

Многообразие стандартов и форматов телевизионного сигнала. PAL, SECAM, NTSC. Основные различия и зоны их распространения.


^ Тема 21. Организация доставки сигналов
национального и регионального телевещания


Доставка сигнала по релейным линиям, по спутниковому каналу, по кабелю и по оптическому проводу.

Различие в форматах и содержании вещания общенациональных и региональных станций.


^ Тема 22. Функциональная структура телестудии

Структура вещательного тракта телевидения.

Компоненты студии и тракта.


Тема 23. Устройства видеозаписи

Современные видеорекордеры.

Аналоговые и цифровые форматы видеозаписи.


Тема 24. Станции видеомонтажа

Функции станций монтажа.

Технологические приемы монтажа.


^ Тема 25. Перспективы телевизионных технологий

Цифровое телевидение. Интерактивное телевидение. Глобальное телевидение. Сближение телевидения и Интернета.


Литература (к разделу II части 1)


Олефиренко П.П. Техника и технология радиовещания. — М.: Эра, 2000.

Кийт М. Радиостанция. — М.: Мир, 2001.

Радиожурналистика: Учеб. / Под ред. А.А. Шерля. — М.: Изд-во МГУ, 2000.

Сергеев М.А. Теория и практика стереофонического радиовещания. — М.: 625, 2002.

Телевизионная журналистика: Учеб. — М.: МГУ, Высшая школа, 2002.

Локшин Б.А. Цифровое вещание: от студии к телезрителю. — М.: Сайрус, 2001.

Лузин В.И., Никитин Н.П., Шестаков А.А. Основы телевизионной техники. — М.: Сокон-пресс, 2003.

Часть 2. ДИЗАЙН ГАЗЕТЫ И ЖУРНАЛА


Грамотный, выразительный дизайн периодического издания облегчает читателю восприятие публикаций, а в массовых газетах управляет читательским вниманием. Подобное воздействие достигается умелой компоновкой материалов на полосах и в номере, особенности их подачи.

Профессиональные решения поставленных задач рассматриваются в данной части курса. Ее цель — дать студентам представление о взаимодействии содержания и формы в периодических изданиях, об основных факторах формообразования газет и журналов. В процессе изучения курса студенты приобретают навыки художественно-технического оформления изданий, усваивают опыт их выпуска: особенности выбора и применения шрифтов и других графических элементов, подготовки материалов, макетирования полос и т.д. Таким образом формируется дизайнерский подход к оформлению газеты и журнала.


^ Раздел III. Оформительские элементы и комплексы


Тема 26. Основные понятия
художественно-технического оформления


Взаимосвязь содержания и формы в газете и журнале. Оформление издания как результат воздействия внутренних и внешних формообразующих факторов. Взаимосвязь типологии издания и его дизайна. Структурные, композиционные и графические характеристики, формирующие «лицо» издания. Образ газеты и журнала и его создание. Современные нормы и правила художественно-технического оформления. Функции ориентации и акцентирования.

Совершенствование оформления изданий в условиях внедрения электротехники и настольно-издательских систем в работу редакции.

Общее и особенное в дизайне газет, журналов и еженедельников. Элементы оформления и их комплексы.

Понятие «школа оформления». Национальные стили оформления. Формирование традиций русской газетной и журнальной графики. Зарубежные школы оформления.


^ Тема 27. Размерные характеристики

Системы мер, применяемые в издательском деле.

Типометрическая система Дидо: пункт (0,376 мм); цицеро (12 пунктов, 4,5 мм); квадрат (48 пунктов, 18 мм).

Англо-американская типометрическая система: поинт (0,351 мм); пика (12 поинтов, 4,2 мм); дюйм (72 поинта, 25,4 мм).

Единицы измерения авторского оригинала в печатной продукции: авторский и учетно-издательский листы. Физический и условный печатный листы. Другие единицы измерения издания: тираж, экземпляр, тетрадь, страница.

Форматы периодических изданий.


Газетные форматы: А2 (большой) — 420х594 мм; А3 (малый) — 297х420 мм; А4 (сверхмалый) — 210х297 мм. Рекомендации по использованию форматов в различных видах газет.

Стандартные журнальные форматы (в долях печатного листа).

Установление форматов полос в газетах и журналах.

Размер, количество текстовых колонок в изданиях разных типов и форматов.


^ Тема 28. Оформительские элементы в газетах и журналах

Понятие «элемент оформления» в газетно-журнальном издании.

Виды элементов: шрифтовые, изобразительные, пробельные, декоративные.

Декоративные элементы: линейки, украшения (бордюры), орнаменты, виньетки, политипажи, пиктограммы, инфографика.

Пробельные элементы: межбуквенные, междусловные, междустрочные, межколонные. «Воздух» как дизайнерский термин.

Изобразительные элементы. Общее и особенное в характеристиках иллюстраций и сложных декоративных элементов. Общий, средний и крупный планы в изобразительных материалах. Штриховые и полутоновые иллюстрации. Фотографические, рисованные и комбинированные иллюстрации, их сочетание на полосе, в номере. Жанровые разновидности иллюстраций. Требования к ним как к элементам оформления. Информационная и эстетическая роль иллюстраций.

Шрифт как элемент оформления.


^ Тема 29. Шрифт в периодических изданиях
и классификация шрифтов


Шрифты, используемые для набора текста. Кегль цифровых шрифтов. Интерлиньяж. Трекинг. Кернинг.

Элементы шрифта: основные и соединительные штрихи, засечки, надстрочные и подстрочные элементы. Линия шрифта (базовая). Прописные и строчные буквы.

Классификация шрифтов по размеру. Шрифты текстовые, титульные (заголовочные) и афишные. Акцидентные шрифты.

Классификация шрифтов по начертаниям: по наклону (прямые, курсивные, собственно наклонные), по плотности (узкие, нормальные, широкие), по насыщенности (светлые, полужирные, жирные), по заполненности основных штрихов (нормально заполненные, оттеночные, контурные, штриховые).

Классификация шрифтов по рисунку: рубленые, с едва наметившимися засечками, медиевальные, новые малоконтрастные, брусковые, обыкновенные с повышенной контрастностью. Шрифты, не вошедшие в стандартную классификацию.

Понятие гарнитуры. Шрифты, используемые в периодических изданиях. Требования к шрифтам: удобочитаемость, емкость (экономичность) и др.


^ Тема 30. Комплексы оформительских элементов

Комплекс оформительских элементов как формально (композиционно) завершенное, но содержательно незаконченное объединение элементов. Комплекс как составная часть материала, подборки, полосы, номера.

Функциональная дифференциация комплексов на основные и вспомогательные (служебные).

Служебные комплексы: титульная часть («фирма»), колонтитул, колонцифра, выходные сведения — и способы их оформления.

Основные комплексы: текстовые, заголовочные, иллюстрационные, поясняющие (врезки).


^ Тема 31. Основные комплексы элементов

Текстовые комплексы: абзац, колонка, текст. Полоса как один из основных текстовых комплексов в журнале.

Заголовочные комплексы: простой, сложный, составной. Общее и особенное в заголовочных комплексах газет и журналов.

Иллюстрационный комплекс: блочный, с текстовкой и др. Распашка в журнале как иллюстрационный комплекс.

Поясняющие комплексы: вводка, комментарий, эпиграф, посвящение, таблица, сноска, авторская подпись, содержание журнала, анонс и др.

Комплекс элементов — критерий общего и особенного в оформлении газет и журналов.


^ Тема 32. Шрифтовое оформление текста

Основные текстовые шрифты. Гарнитуры, используемые для набора газетного текста. Журнальные шрифты.

Применение различных гарнитур, начертаний и размеров шрифтов для набора публикаций разного размера и жанра. Зависимость размера шрифта от ширины колонки.

Стили шрифтового оформления: одно-, мало- и многогарнитурный. Шрифтовые выделения внутри текста.

Особенности разметки вводок, эпиграфов, сносок, справок, авторских подписей, подписей под иллюстрациями и других поясняющих комплексов.


^ Тема 33. Оформление заголовочных комплексов

Виды заголовков: заглавие (собственно заголовок), подзаголовок, надзаголовок, рубрика, шапка, анонсы.

Расположение заголовков относительно текста: над текстом, сбоку («боковик»), внутри текста («утопленный»), под текстом.

Верстка заголовка: открытая, вразрез, закрытая, глухая, «форточка».

Выключка заголовка: на формат, влево, вправо, в красную строку (по центру).

Структура заголовка: одно-, двух- и многострочные заголовки.

Композиция заголовка: «ленточка», «пирамида», перевернутая «пирамида», «лесенка», «флаговый заголовок» и др.

Сложные и составные заголовочные комплексы, их структура и композиция.

Шрифтовое оформление заголовков: от газет одного шрифта до многогарнитурных журналов. Шрифтовая гармония и контраст.


^ Раздел IV. Макетирование и выпуск газетного номера


Тема 34. Планирование номеров
и подготовка текстовых оригиналов


Требования к номеру периодического издания. Номер как коллективное произведение, система взаимосвязанных публикаций. Номер как составная часть комплекта издания.

Основы формирования номера: структура и содержание. Роль секретариата редакции, ведущих редакторов в планировании и формировании номера.

Эволюция текстового оригинала: от рукописного текста до цифрового. Редактирование и вычитка выведенного (распечатанного) оригинала. Знаки, применяемые при вычитке выделенного текстового оригинала.

Определение объема текста. Разметка оригинала.


^ Тема 35. Изобразительные материалы

Функции изобразительных материалов и иллюстраций: ориентирующая, акцентирующая, эстетическая.

Виды иллюстраций: рисунки и фотографии. Жанры рисованных иллюстраций: портрет, карикатура, шарж, диаграмма, схема, карта, чертеж и др. Жанры фотоматериалов: фотозаметка, фоторепортаж, фотозарисовка, фотокорреспонденция, фотоочерк, фотомонтаж и др.

Композиции иллюстраций.

Виды верстки иллюстраций: в обрез, открытая, закрытая, вразрез, глухая, в оборку.

Соотношение текста и иллюстраций в изобразительных материалах.


^ Тема 36. Макетирование отдельного материала

Приготовления к макетированию.

Виды макетов: по размерам (в натуральную величину, в уменьшении), по характеру изображения (расклейной, графический, компьютерный), по уровню детализации (эскизный, подробный, оригинал-макет) и т.д.

Макетные бланки (листы). Методика изготовления шаблонов (макетных бланков) на компьютере. Условные обозначения на макете: изображение заголовков, знаки, обозначающие текст, иллюстрации, линейки. Пояснения и указания на макете.

Сравнительные размеры публикаций: маленький, средний и крупный материал. Соотношение объемов текстов в газете и журнале.

Варианты разверстки среднего материала на газетной полосе. Минимальное и максимальное число вариантов постановки текста.

Верстка крупных материалов: с переносом на другие страницы, с продолжением (окончанием) в следующем номере, «подвалами» и «чердаками». Другие приемы создания иллюзии уменьшения материала: ломаная верстка; разделение на части при помощи подзаголовков, буквиц и т.п.

Заверстка в текст иллюстраций и др.


^ Тема 37. Макетирование подборки

Первый этап макетирования подборки — рассмотрение ее как единого материала.

Варианты разверстки заметок: на одну колонку, на два столбца, три и более колонок. Недостатки многоколонной верстки.

Варианты размещения текстов на две-три колонки: симметричная верстка, асимметричная верстка, «внакрут», верстка с подчеркнутой асимметрией, верстка, тяготеющая к симметрии и др.

Разноформатица при постановке заметок одна подле другой в горизонтально смакетированной подборке. Особенности макетирования заметок: ширина колонки, кегль текстового шрифта, относительные размеры заголовочного и текстового комплексов.

Способы объединения материалов в подборку.


^ Тема 38. Макетирование полосы и журнального разворота

План полосы и определение порядка следования всех материалов на странице. Макетирование газетной полосы. Метод «гвоздевой» верстки, планово-композиционный и традиционный приемы макетирования.

Разноформатица. Нахождение переменных (ширины колонки, высоты публикации и т.д.), исходя из формулы: площадь любого материала есть величина постоянная и равна произведению количества (петитных) строк на стандартный формат набора.

Особенности разноверстки материалов на полосах с различным количеством колонок и в газетах различных форматов.

Художественное конструирование журнальных разворотов.

Универсальные типовые макеты и их применение при компьютерной верстке изданий.


^ Тема 39. Реклама в газете и журнале

Виды и жанры рекламы. Структура рекламных объявлений. Комплексы элементов, составляющие рекламное объявление: заголовок, слоган, текстовые комплексы, иллюстрации, логотип, адресный блок.

Композиция и верстка рекламного объявления, имеющего сложную структуру; варианты композиции.

Разметка текста, слогана, заголовка.

Роль иллюстрации в рекламном объявлении. Варианты размещения изобразительных материалов в макете.

«Воздух» в рекламе. Роль декоративных элементов. Цвет и особенности его применения в зависимости от типа издания.

Макетирование рекламной полосы в газете. Особенности оформления рекламных объявлений и рекламных страниц в качественных и массовых газетах. Реклама в журнале.

Реклама и редакционные материалы на полосе и развороте: контраст или гармония. Дизайн периодического рекламного издания. Художественное проектирование как метод создания образа рекламного объекта.

^ Тема 40. Корректура набора и правила корректуры

Авторская и издательская (редакционная) корректура.

Корректура на бумажных носителях.

Корректурные знаки уточнения написания букв различных алфавитов, цифр; знаки обозначения начертания шрифтов; знаки расположения элементов текста и иллюстраций; знаки изменения букв, слов (вставка, выкидка, замена) и пробелов; знаки исправления технических дефектов набора; знаки обозначения и исправления макетов и пробельных оттисков (иллюстраций).

Правила и техника корректуры. Основные технические правила набора.


^ Тема 41. График выпуска номера —
программа технологического процесса создания газеты и журнала


Основные этапы выпуска номера: набор (ввод) текста, сканирование и обработка иллюстраций, макетирование и верстка газетных полос и журнальных разворотов, корректура и изготовление фотоформ.

Настольно-издательские системы и их роль в допечатных процессах.

Организация работы редакции над выпуском номера. Секретариат. Служба выпуска. Выпускающий (дежурный) редактор.


^ Раздел V. Дизайн периодического издания


Тема 42. Структура периодического издания

Структура издания — размещение основных разделов и рубрик в газете или журнале по номерам. Структура издания воплощается в сетевом графике и в перспективном плане издания.

Структура номера как принцип организации всех разделов, подборок и основных материалов по полосам газеты или журнала. План номера — реализация его структуры.

Редакционный план номера как основа его структуры и композиции. Организация материалов в номере. Соотношение площадей, занятых текстами, заголовками и иллюстрациями, редакционными материалами и рекламой. Тематическая и жанровая структура номера и ее влияние на характер оформления.

Структура газетной полосы и организация материалов на странице. Структура журнальной полосы (разворота) — порядок расположения заголовочных, текстовых, иллюстрационных комплексов на странице (распашке).


^ Тема 43. Композиция газеты и журнала

Композиция — взаиморасположение комплексов оформительских элементов, материалов, подборок на плоскости (на полосе, развороте). Композиция материала как размещение заголовочного и иллюстрационного комплексов относительно текста.

Эскиз макета как реализованная композиционная схема материала, страницы.

Композиционная связь полос. Статичная и динамичные композиции. Значение различных частей полосы.

Универсальные композиционные схемы и алгоритм их построения.

^ Тема 44. Верстка и виды верстки

Классификация видов верстки материалов и полос.

Виды верстки в зависимости от конфигурации материалов: прямая (прямоугольная, брусковая, простая, постоянная по вертикали) и ломаная («сапожком», уступом, ступенчатая, «флаговая»).

Верстка горизонтальная и вертикальная, горизонтальная с вертикальными пересечениями, вертикальна с горизонтальными пересечениями. Ярусная верстка.

Симметрия и асимметрия на полосе. Вертикальная и поворотная симметрии.

Ширина колонки как критерий определения верстки постоянной или переменной по горизонтали.

Виды верстки иллюстраций и заголовочных комплексов: открытая, закрытая, глухая, вразрез, в оборку, под обрез.


^ Тема 45. Способы акцентирования и ориентации в газете и журнале

Приемы выделения: шрифтовые, пробельные, декоративные, изобразительные, цветовые, типографические.

Выделение и взаимовыделение. Выделение и разделение. Выделение и объединение.

Акцентирование — композиционно-графическое решение проблемы выделения какого-либо объекта.

Ориентация — структурное взаимовыделение материалов, нюансное использование приемов выделения.

Количественная дифференциация понятий «акцентирование» и «ориентация».


^ Тема 46. Эстетика оформления периодического издания

Основные эстетические категории и специфика их применения в оформлении газет и журналов.

Пропорции на газетно-журнальной полосе. Отношения сторон полосы и составляющих ее элементов. Соразмерность частей и целого в композиционно-графическом ансамбле полосы, разворота, номера. Использование закона «золотого сечения» при оформлении периодических изданий.

Контрасты. Виды контрастов: цветовые, размерные, вертикально-гори­зонтальные. Шрифтовые контрасты. Контрасты как эффективное средство яркого, выразительного оформления. Акцентирующая функция контрастов.

Равновесие. Уравновешивание частей полосы при помощи симметричных и асимметричных построений. Преимущество диагональных построений. Эстетическое и функциональное значение графического равновесия на полосе.

Ритмика на полосе. Роль колонок, пробелов, линеек в образовании ритмического ряда. Ритмическое чередование элементов газетно-журнальной графики как условие удобочитаемости и гармоничного построения полос.


^ Тема 47. Цвет в газете и журнале

Восприятие цвета. Яркостная и цветовая адаптации. Цветокоррекция. Цветовые контрасты: одновременный, последовательный, краевой. Максимальный контраст. Гармония цветов.

Выделительное и декоративное использование цвета. Цветовая символика и ее связь с дизайном периодического издания.

Факторы, определяющие выбор цветового решения в журналах: аудитория и технология выпуска. Цветовые модели оформления журналов: традиционные, обновленные, преображенные и т.д.

Тенденция использования цвета в еженедельных и ежедневных изданиях газетного типа.


^ Тема 48. Утилитарное и эстетическое
в оформлении периодических изданий


Утилитарная и эстетическая функции художественных видов деятельности в изобразительном искусстве, прикладной графике и дизайне.

Дизайн как единство эстетического и утилитарного.

Дизайн как художественное конструирование, художественное проектирование и техническая эстетика.

Макетирование — средство реализации художественного конструирования в газетно-журнальном деле.

Художественное проектирование и модель газеты и журнала.


^ Тема 49. Модель периодического издания

Модель — зафиксированный свод приемов и правил оформления периодического издания.

Составные части модели: 1) зафиксированная структура издания, 2) размерные стереотипы, 3) типовые макеты, 4) стандартные операции оформления.

Методика фиксации структуры: опись тем, рубрик, разделов; каталог; сетевой график. Описательный вариант фиксации.

Размерные стереотипы. Объем издания. Форматы полос и ширина колонок. Средние размеры материалов, подборок, бланков. Кегли текстовых и заголовочных шрифтов. Величина пробелов. Модульная сетка.

Типовые макеты: блочные макеты-стандарты и эталонные макеты.

Стандартные операции и стили шрифтового оформления. Дизайн как моделируемое оформление.


Темы рефератов


  1. Взаимодействие содержания и формы периодических изданий.

  2. Главные факторы формообразования газеты.

  3. Понятие «лицо газеты» и его графическое выражение.

  4. Стиль оформления журнала.

  5. Средства и способы ориентации и акцентирования в периодических изданиях.

  6. Общее и особенное в оформлении газеты, еженедельника, журнала.

  7. Оформление подборок и тематических полос в газетах.

  8. Обложка журнала и первая страница газеты.

  9. Структура периодического издания.

  10. Композиция газеты и журнала.

  11. Верстка и ее виды.

  12. Моделирование периодических изданий.

  13. Макетирование и компьютерная верстка.

  14. Эстетика оформления. Контрасты и нюансы на полосе.

  15. Эстетика оформления. Пропорции и равновесие на полосе.

  16. Заголовочный комплекс. Его оформление в газете и журнале.

  17. Историческая и современные классификации шрифтов.

  18. Стили шрифтового оформления периодических изданий.

  19. Иллюстрация в газете и журнале.

  20. Реклама в газете и журнале.

  21. Анализ шрифтового оформления газеты (журнала).

  22. Анализ иллюстрационного оформления газеты (журнала).

  23. Анализ оформления газеты (по выбору).

  24. Анализ оформления журнала (по выбору).


Вопросы для подготовки к экзамену


  1. Главные факторы формообразования газеты и журнала.

  2. Взаимодействие содержания и формы периодического издания.

  3. Структура периодического издания.

  4. Композиция периодического издания.

  5. Комплексное моделирование газеты.

  6. Эстетика полосы. Использование контрастов.

  7. Эстетика полосы. Пропорция и равновесие в газете и журнале.

  8. Способы и средства акцентирования и ориентации в газете и журнале.

  9. Цвет в газете и журнале.

  10. Элементы оформления и комплексы элементов.

  11. Дизайн газеты и журнала.

  12. Системы мер, применяемые в полиграфии.

  13. Размерные характеристики периодических изданий.

  14. Форматы журналов.

  15. Количество и форматы колонок в газете формата А2.

  16. Формат полосы в газете формата А2 и размеры полей.

  17. Количество и форматы колонок в газете формата А3.

  18. Формат полосы в газетах А3 и размеры полей.

  19. Количество и форматы колонок в газете формата А4.

  20. Формат полосы в газетах А4 и размеры полей.

  21. Верстка и виды верстки.

  22. Титульный комплекс. Колонтитулы. Выходные сведения.

  23. Заголовочный комплекс. Виды заголовков и их оформление.

  24. Иллюстрация в газете и журнале.

  25. Классификация шрифтов по размеру.

  26. Классификация шрифтов по начертанию.

  27. Классификация шрифтов по рисунку.

  28. Группа рубленых шрифтов и шрифтов с едва наметившимися засечками.

  29. Группа медиевальных шрифтов.

  30. Группа новых малоконтрастных шрифтов.

  31. Группа брусковых шрифтов.

  32. Группа обыкновенных шрифтов с повышенной контрастностью.

  33. Графические признаки шрифтов типа антиква.

  34. Графические признаки гротескных шрифтов.

  35. Понятие о гарнитуре. Основные гарнитуры шрифтов, применяемые в газетах и журналах.

  36. Стили шрифтового оформления периодических изданий.

  37. Корректура в газете. Правила корректуры.

  38. Корректурные знаки замены, выкидки, вставки.

  39. Корректурные знаки перестановки печатающего материала.

  40. Корректурные знаки изменения пробелов.

  41. Корректурные знаки исправления технических дефектов и знак отмены сделанного исправления.

  42. Корректурные знаки абзаца, красной строки, шрифтовых выделений и изменений.

  43. Оформительский анализ газеты А2.

  44. Оформительский анализ газеты А3.

  45. Оформительский анализ газеты А4.

  46. Оформительский анализ еженедельника.

  47. Оформительский анализ журнала.

  48. Выпуск номера. График выпуска.

  49. Макетирование полосы и разворота.


Литература (к части 2)

Основная

Водич С.С. Эстетика книжных пропорций. — М., 1997.

Волкова В.В., Газанджиев С.Г., Галкин С.И., Ситников В.П. Дизайн газеты и журнала. — М., 2003.

Волкова В.В. Дизайн рекламы. — М., 1999.

Галкин С.И. Оформление газеты и журнала: от элемента к системе. — М., 1984.

Дизайн периодических изданий / Под ред. Э.А. Лазаревич. — М., 2000

Мильчин А.Э. Издательский словарь-справочник. — М., 1998.

Табашников И.Н. Газета и дизайн. — Тюмень, 1994.

Дополнительная

Киселев А.П. История оформления русской газеты (1702–1917 гг.). — М., 1990.

Киселев А.П. От содержания — к форме. Основные понятия и термины газетного оформления. — М., 1974.

Оформление периодических изданий / Под ред. А.П. Киселева. — М., 1988.

Рабочая книга редактора районной газеты: Опыт. Методики. Рекомендации / Под ред. Я.Н. Засурского. — М., 1988. — С. 357–447.


Содержание


Часть 1. Техника и технология печати, радио и телевидения 3

Раздел I. Техника печати периодических изданий 3

Темы рефератов 6

Вопросы для подготовки к зачету 6

Литература (к разделу I части 1) 7

Раздел II. Техника и технология радиовещания и телевидения 7

Литература 9

Часть 2. Дизайн газеты и журнала 10

Раздел III. Оформительские элементы и комплексы 10

Раздел IV. Макетирование и выпуск газетного номера 13

Раздел V. Дизайн периодического издания 15

Темы рефератов 17

Вопросы для подготовки к экзамену 18

Литература (к части 2) 19




Скачать 304,99 Kb.
оставить комментарий
журналистики Г.В
Дата30.09.2011
Размер304,99 Kb.
ТипРабочая программа, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх