Программа итогового экзамена по направлению подготовки 071400. 62 «Социально-культурная деятельность» icon

Программа итогового экзамена по направлению подготовки 071400. 62 «Социально-культурная деятельность»


Смотрите также:
1. общая характеристика направления 531200 социально-культурная деятельность...
1. общая характеристика направления 531200 социально-культурная деятельность...
Программа итогового государственного экзамена по специальности 071401...
Программа итогового экзамена по специальности 071401. 65 «Социально-культурная деятельность»...
Программа государственного экзамена введение государственный экзамен «Социально-культурная...
Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки «Социально-культурная...
Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена «Социология и методика ее...
Рабочая учебная программа дисциплины «Деловое общение» Цели и задачи курса...
Рабочая учебная программа дисциплины «Деловое общение» Цели и задачи курса...
Программа и правила проведения собеседования основы социально-культурной деятельности для...
Учебная программа для студентов очной и заочной форм обучения специальности 071401...
1. общая характеристика специальности 053100 социально-культурная деятельность...



Загрузка...
страницы:   1   2
скачать


«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

________________ Т.С.Иванова

«_____»______________2010 г.


ПРОГРАММА

ИТОГОВОГО ЭКЗАМЕНА

по направлению подготовки


071400.62 «Социально-культурная деятельность»


Квалификация –

Бакалавр социально-культурной деятельности


Москва – 2010


Структура программы:


Пояснительная записка

1 часть. Общие положения

2 часть. Содержание основных разделов программы

3 часть. Вопросы итогового экзамена

^ 4 часть. Литература

5 часть. Критерии оценки ответа выпускника


Пояснительная записка


Глубокие качественные изменения, происходящие в нашей жизни, коренным образом отразились не только в целом на социально-экономических преобразованиях общества, но и на сфере образования. Новая социально-культурная ситуация и новые требования к подготовке специалистов для сферы культуры и досуга предопределили глубокие качественные изменения как в содержании, так в формах и методах учебного процесса.

Новое понимание высшей школы закреплено в Законе Российской Федерации «Об образовании». Высшему гуманитарному образованию принадлежит уникальная возможность сохранения и приумножения культурных богатств нашей страны. Суть нововведений заключается:

- в научном обосновании современной концепции образования в сфере культуры и досуга;

- в переходе на новый государственный стандарт по различным специальностям;

-в создании многоуровневой системы образования, позволяющей студентам выбирать программы обучения в соответствии со своими интересами, способностями и возможностями;

- в использовании мирового опыта подготовки специалистов сферы досуга.

Итоговый экзамен составлен в соответствии с государственным стандартом по направлению подготовки «Социально-культурная деятельность» для выпускников с квалификацией бакалавр социально-культурной деятельности.

В программе нашли отражение вопросы по основным дисциплинам специальности, такие как: социально-культурная деятельность, технологические основы социально-культурной деятельности, основы культурной политики, социокультурное проектирование, социально-культурная работа за рубежом, экономика и менеджмент социально-культурной сферы и многие другие.

Особенность программы состоит в том, что она дает возможность на основе полученных знаний обобщить опыт социально-культурной деятельности и проводить его внедрение в практику.

1 Общие положения

1.1. Государственным образовательным стандартом по направлению подготовки (специальности) 071400.62 Социально-культурная деятельность, утвержденным Минобразованием России «12» февраля 2003г. (регистрационный №181) предусмотрена государственная аттестация выпускников в виде:


а) защиты выпускной квалификационной работы,

б) итогового экзамена.


1.2. Виды деятельности выпускников и соответствующие им задачи профессиональной деятельности:


1.2.1. Виды деятельности выпускников:

Основной образовательной программой по направлению (специальности) 071400.62 «Социально-культурная деятельность» предусматривается подготовка выпускников к следующим видам профессиональной деятельности:

а) научно-исследовательская

б) учебно-педагогическая

в) производственно-практическая

г) научно-методическая


1.2.2. Задачи профессиональной деятельности (профессиональные функции) бакалавра:

  • изучение, сохранение, восстановление и использование культурного наследия, в процессе возвышения духовных потребностей и интересов разных групп населения;

  • создание и обогащение культурных ценностей, творческого развития детей, подростков и взрослых; деятельное участие в организации свободного времени населения;

  • создание благоприятной культурной среды, стимулирование инновационных движений в социокультурной сфере; разработка и реализация федеральных, региональных, муниципальных и иных целевых социально-культурных программ и технологий;

  • проведение массовой информационно-просветительной работы по месту жительства; популяризация здорового образа жизни;

  • вовлечение людей в процесс непрерывного образования, социально-культурного творчества и рекреативно-развлекательного досуга; социально-культурная поддержка людей с особыми нуждами, участие в деятельности по социокультурной реабилитации и адаптации лиц с отклоняющимся поведением; помощь в семейном воспитании детей;

  • участие в разработке и внедрении региональных, федеральных и международных программ изучения, сохранения и развития традиций отечественной культуры;

  • разработка научно-методических, организационно-практических, художественно-педагогических и информационных основ изучения, сохранения и развития отечественной культуры в современных условиях;


1.2.3. Требования к профессиональной подготовленности бакалавра.

Бакалавр должен уметь решать задачи, соответствующие его степени (квалификации), при этом бакалавр:

  • знаком с основными учениями в области гуманитарных и социально-экономических наук, способен научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умеет использовать методы этих наук в своей профессиональной деятельности;

  • знает основы Конституции РФ, этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, к социальным, этническим и религиозным общностям, к государству, к мировому сообществу, к природе, к национальным и общечеловеческим культурным ценностям, умеет учитывать их при разработке национально-культурных проектов и программ;

  • имеет целостное представление о взаимосвязанных процессах и явлениях живой и неживой природы, понимает сущность и возможности современной методологии и методов познания окружающей действительности и владеет ими на уровне, необходимом для решения своих профессиональных задач;

  • имеет представление о здоровом образе жизни, владеет умениями и навыками физического и духовного самосовершенствования;

  • обладает культурой аналитического мышления, знает его общие законы, способен в письменной и устной речи грамотно и логично оформить результаты своего интеллектуального труда;

  • способен к самоактуализации, непрерывному самообразованию и профессиональному самосовершенствованию;

  • владеет навыками научной организации труда, современными каналами и средствами научной информации, новыми информационными технологиями, использование которых возможно в его профессиональной деятельности, владеет компьютером, оргтехникой, современными аудиовизуальными средствами обучения;

  • понимает сущность и социально-культурную значимость своей будущей профессии, имеет целостное представление об осваиваемой им образовательной системе, о роли и месте в ней каждой из учебных дисциплин, о методах работы с учебным материалом, в полной мере владеет содержанием образовательных программ, предусмотренных стандартами образования;

  • способен к прогностической, к проектной и экспертной деятельности в профессиональной сфере, знает принципы системного анализа, умеет осуществлять теоретическое моделирование социально-культурных процессов и явлений, выявлять их качественные и количественные характеристики, определять тенденции развития;

  • знаком с экономическими и организационно-управленческими основами развития сферы своей профессиональной деятельности, умеет ставить управленческие задачи, организовывать, контролировать, корректировать и адекватно оценивать их решение;

  • знает современные педагогические концепции, методики и передовой опыт социокультурного образования, способен осуществлять педагогическую деятельность;

  • знает систему факторов девиантного и делинквентного поведения личности, видов социального и социокультурного контроля в современных условиях;

  • умеет вести прикладные социологические и социопедагогические исследования социально-культурной деятельности.



^ 2 ЧАСТЬ. СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ


РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ
^ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДРЕВНЕЙ РУСИ


Культурно-воспитательный опыт восточных славян: передача навыков земледельческого, ремесленного, военного дела, прикладного творчества через обряды, ритуалы, языческие символы.

Развитие устного и песенного народного творчества, обрядового фольклора. Письменность и ее значение в культурно-духовной жизни. "Повесть временных лет", "Поучение детям Владимира Мономаха", "Слово о полку Игореве", "Слово о погибели земли Русской". Формирование идей единства, гордости за Отчизну, ее героев, национальную самобытность. Потребности в образовании, просвещении и воплощение их через досуговые занятия.

Волхвы, сказители, бахари, гусляры, скоморохи как посредники в распространении социокультурных ценностей.

Традиционные формы крестьянского досуга: кулачные бои, горелки, лапта, ходули, игра в кости, мячи, катание с горки, на лошадях; посиделки, вечорки, хороводы, языковые игры (каламбуры, остроты, экивоки, скороговорки, загадки).

Влияние «полицентризма» на культуру, быт, досуг в ХП-ХШ вв. Трансформация древних ритуалов и обрядов в народные гулянья: Святки, Масленица, Пасха, Троица, Спас и др.

^ ОБОГАЩЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО УКЛАДА В РОССИИ XIV-XVII ВЕКАХ

Распространение грамотности: монастырские школы, училища, библиотеки, «страноприемницы», первые просветительские кружки. Храмы как центры культурно-политической жизни. Формирование ведущих сил культурно-просветительной жизни: государственные структуры, церковь, общественные движения и общества.

Расцвет зодчества и прикладных искусств, литературы и живописи. Первая печатная «Азбука» Ивана Федорова и развитие книгоиздательства.

Расширение функций семьи как социально-культурного института. «Домострой» XVI в. как выражение идеала духовной социально-культурной и семенной жизни, как сумма признаков определенной культуры и нравственности. Развитие благотворительности.

Общественные увеселения и забавы как неотъемлемая часть русской культуры XVI-XVII вв. - игрища, скоморошьи ватаги, медвежьи представления, площадные аттракционы (качели, карусели), мим, цирк, бродячие артисты и музыканты, ледяные горки.

^ РАЗВИТИЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ХVIII ВЕКЕ

Реформы Петра I в социальной, культурной, образовательной сферах. Ев-ропеизация и сословность культурно-досуговых интересов и потребностей.

Строительство школ, аАкадемий; издание первых газет; открытие Кунсткамеры; введение Ассамблей.

Развитие праздничной культуры: кавалькады, маскарадные шествия, фейерверочное искусство, конные карусели. Вторая половина XVIII в. - балаганы, кукольные представления; ярмарочные увеселения, всенародные гулянья на Святки, в Масленицу.

Культурно-просветительская деятельность М.В.Ломоносова, Л.Н. Новикова, А.П. Радищева. Развитие издательства литературы и периодической печати для массового чтения. Воспитательные дома: всестороннее образования, обучение изящным искусствам, культурно-просветительная работа.

Первый театр Ф.П.Волкова и развитие театрального движения, школьные, университетские, придворные, публичные театры как демократическое место проведения досуга. Собирательство, коллекционирование как основа развития музейного дела, художественно-выставочные формы.

«Золотой век» площадных балагуров, балконных зазывал, раешников, лу-бочников, «дедов». Народный театр «Петрушки».

Первые аристократические клубы; их социально-культурная деятельность и начало клубного строительства.

^ ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ И ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1917-1941 гг.

Революционный и подъем социально-культурной активности. Цели, задачи и организация политико-просветительной, агитационно-пропагандистской, вне школьной, массовой работы. Деятельность культурно-досуговых учреждений по ликвидации неграмотности и развитию художественного самодеятельного творчества. Культпоходы 20-30 гг. Общественно-добровольные формирования и их роль в молодежном досуге.

Деятельность Наркомпроса, профсоюзов, Пролеткульта. Формирование единой государственной политики в области культуры, искусства, досуга, самодеятельного творчества. Развитие клубной теории: J923 г. - «Энциклопедия внешкольного образования» Е. И. Медынского, 1925 г. - Первое систематизированное издание М.В.Петровского «Принципы и методы клубной работы». Статьи П.К.Крупской: «Чем должен быть рабочий клуб?», «Что такое клуб?», «О клубе», «О кружковой работе», «О культбригадах», «Детский Клуб при избе-читальне».

Интенсивное строительство государственных, профсоюзных, ведомственных, колхозно-кооперативных клубов, Дворцов, Домов культуры. Развитие новых форм досуга: живые газеты, синие блузы, народные университеты, агитпункты. Система подготовки кадров культурно-просветительной и внешкольной работы: 1919 г. - Академия коммунистического воспитания. 1930 г. - Московский и Харьковский библиотечные институты, политпросветшколы (впоследствии культпросветшколы, училища культуры).

Деятельность Главполитпросвета: расширение материально-технической базы, развитие теории и практики клубной работы, новых форм и методов.

Становление новых праздников и обрядов социалистического содержания: «Октябрины», «Красные» свадьбы», 7 ноября, 1 мая, 8 марта.


^ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА В 1940-1950 гг.

Перестройка деятельности учреждений культуры в условиях военного времени: сокращение материальной базы, опытных специалистов культпросвет работы. Передвижные формы культурно-досуговой работы: в цехах, красных уголках, станциях, воинских частях, в военкоматах, по месту жительства.

Организация массово-политической, оборонно-массовой, культурно-патриотической, информационно-справочной работы. Спасение культурных ценностей музеев, библиотек. Фронтовые художественные бригады, фронтовой фольклор. Художественные и литературные произведения, лирика военных лет и их воспитательный потенциал.

Агитационно-массовая работа по мобилизации на восстановление народного хозяйства. Создание государственной системы лекционной пропаганды и условий для самообразования. 1947 г.- создание добровольной общественно-просветительской организации «Знание» и ее всесоюзная деятельность. Производственно-техническая пропаганда. ВДНХ, кабинеты сельскохозяйственных и производственных знаний при клубах. Дома науки и техники, Центры научно-технического творчества.

Образование Министерства культуры СССР, союзных республик и органов управления культурно-просветительными учреждениями, концертно-зрелищными площадками на местах. Открытие факультета культпросветработы для подготовки работников высшей квалификации.

Организация отдыха и развлечений, культурно-спортивной работы. Кино и досуг. Влияние на досуг и социально-культурные процессы развития средств массовой информации. 1957 г. - Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве.


^ ОБЩЕСТВЕННО - ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ДВИЖЕНИЯ И ДОСУГ В ХIХ - НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Традиционные досуговые формы общения крестьян. Художественное творчество крепостных. Городская массовая культура и досуг. Праздники: дворцовые, государственные, церковные, викторианские, сезонные.

Влияние реформ 60-70 годов на общественную и культурную жизнь России: развитие науки, образования, просвещения, права, русской философской мысли. Деятельность кружков, народных школ, народных домов, благотворительных, попечительских, художественно-культурных, научно-просветительских, культурно-пропагандистских обществ. Демократизация досуга. Литературное творчество, его влияние на социализацию личности.

Развитие любительского творчества. Влияние народников, разночинцев, либеральной буржуазии на художественную культуру народа. Кружки, хоры, оркестры, ансамбли, студии. Развитие инфраструктуры культурно-досуговой деятельности: библиотеки, музеи, парки, гостиные сады, другие места отдыха с оркестрами, палатками, цирком шапито, цыганскими труппами, тирами, чайными, катками.

Многообразие и характеристика социальных институтов культуры, форм ее распространения; организации и самоорганизации досуга и творчества. Народные дома, библиотеки, музеи, салоны, гостиные, собрания, спортклубы. Элитарный досуг.

Развитие клубной деятельности. Меценатство как социокультурное явление. 1896 год - рождение российского кинематографа.

Роль земств, городских управлений в региональном устройстве развлечений для простого народа, развития культуры и образования. Воскресные школы, народные чтения, народные университеты, народные театры, курсы.

^ РАЗДЕЛ 2. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБЩЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА


УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ И ИХ РОЛЬ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА НАСЕЛЕНИЯ

Клубные структуры (государственные клубные учреждения, общественные, коммерческие, частные клубные предприятия) как социально-культурные институты, где реализуется профессиональная деятельность специалистов в области организации досуга. Назначение, характер выполняемой работы, состав книжных фондов библиотек. Массовые (публичные), учебные, научно-технические и специальные библиотеки. Парки - социально-культурный институт, функция которых выражается в рекреации, организации массового отдыха и развлечений, проведении информационно-просветительной и физкультурно-оздоровительной работы. Классификация парков по функциональному назначению.

Социально-культурные институты музейного типа. Их классификация и функциональное назначение.

Современные межведомственные социально-культурные комплексы (СКС) и центры открытого типа. Особенности функционирования и финансирования. Классификация социально-культурных центров и комплексов.


^ ВИДЫ ВНЕШКОЛЬНЫХ ДОСУГОВЫХ ЦЕНТРОВ. ИХ СТРУКТУРА И КООРДИНАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Внешкольные досуговые центры. Их общая характеристика и планы. Академии детства Дворцы культуры и творчества. Детские и юношеские библиотеки, клубы и станции юных техников и юных натуралистов. Школьные лесничества. Станции юных туристов. Детские железные дороги. Детские кинотеатры, парки, стадионы, городки аттракционов. Учреждения культуры и спорта системы профессионально-технического образования. Летние лагеря и площадки как центры досуговой деятельности. Дома и Дворцы молодежи. Детские (подростковые) клубы. Структура внешкольных досуговых центров и координация деятельности.


^ РАЗДЕЛ 3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПЕЦИАЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ ЗНАНИЙ

Сущность социально-культурной деятельности и ее место в общественно-политической, социально-экономической и духовной жизни населения. Государственный заказ на разработку истории, теории и методики социально-культурной деятельности как самостоятельной отрасли научного знания. Взаимосвязь социально-культурной деятельности с философией, историей, культурологией, педагогикой, переход от традиционных дефиниций к новой терминологии на основе изучения и переосмысления новейших данных, практического опыта и научных исследований. Основные понятия: досуга, отдых, свободное время, рекреация, досуговая и рекреационная деятельность. Социальные функции досуговой деятельности и ее инфраструктуры; функции, принципы, содержание и методики социально-культурной деятельности и т.д. Вспомогательные понятия: социально-культурные общности, институты, объединения в досуговой сфере, уровни организации и самоорганизации досуга и их альтернативные формы. Взаимосвязь основных и вспомогательных понятий.


^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДСТВ, ФОРМ И МЕТОДОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Социально-значимые виды общественной организации свободного времени и различные формы социально-культурной деятельности масс как ведущие средства социально-культурной деятельности. Развивающая и рекреационная роль печати, радио и телевидения. Роль и место печати, радиовещания и телевидении в социально-культурной деятельности. Воспитательный потенциал живого слова, искусства, наглядности и других средств социально-культурной деятельности. Инновационные подход к использованию средств идейного и эмоционального воздействия в учреждениях социально-культурной сферы.

Понятие о методах социально-культурной деятельности и их характеристика. Методы формирования общественного сознания. Методы включения в социально-культурную деятельность. Метод стимулирования социально-культурной активности. Методы социологических исследований социально-культурной деятельности.

Понятие о формах социально-культурной деятельности и их типология. Эпизодические и стабильные формы. Динамика форм социально-культурной деятельности. Классификация форм: но субъекту организации воспитательной работы в сфере досуга, но количественным показателям аудитории; по социально-демографическим характеристикам; по основным направлениям социально-культурной деятельности; по организационным особенностям. Взаимосвязь средств, форм и методов социально-культурной деятельности.


^ ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Определение функций социально-культурной деятельности применительно к ее содержанию. Основные функции социально-культурной деятельности, их социально-защитный и реабилитационный характер. Стимулирование социальной активности, духовной реабилитации и адаптации личности, обеспечение непрерывного образования и духовного обогащении людей. Развитие творческих способностей личности, создание максимальных социально-культурного творчества людей.

Организация отдыха и развлечений на основе широкого удовлетворения досуговых интересов, увлечений и потребностей людей.

Развивающий характер функций социально-культурной деятельности. Взаимосвязь и взаимозависимость развивающих функций в целостном процессе формирования личности.

Подвижность и изменяемость функций досуговой деятельности воздействиям социально-экономических факторов, рыночных отношений, процессов обновления, характерных для современного развития общества.

Принципы организации социально-культурной деятельности и их методологической основы. Влияние процессов социально-экономического и духовного обновления общества на трансформацию принципов социально-культурной деятельности. Принцип плюрализма в социально-культурной деятельности, альтернативности подходов в ее содержании и организации. Принцип приоритета общечеловеческих интересов над классово-сословными в процессе освоения духовных и нравственных ценностей. Принцип всеобщего массового культуротворчества, как доминирующего признака. Принцип гуманизации содержания социально-культурной деятельности и всего воспитательного потенциала, их подчинения интересам, потребностям и установкам личности, задачам социальной и духовной реабилитации отдельных групп населения. Принцип диалектического единства и преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и национально-этнического опыта, синтеза традиций и инноваций в развитии сферы культуры и досуга. Принцип общественно-государственного самоуправления социально-культурными процессами в регионе, основанного на децентрализации и суверенности региональной, социальной и культурной политики.


^ СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Социально-культурные институты, учреждения и организации как субъекты социально-культурной деятельности. Ведущие социальные институты и общности - семья, микросоциум, церковь, государственное и негосударственные институты, организации и объединения: учебные (образовательные), социально-культурные, производственные, социально-защитные, благотворительные, художественно-творческие, спортивные и другие. Их специальное назначение как субъектов социально-культурной деятельности.

Аудитория культурно-досуговых институтов, учреждений и организаций как объект социально-культурной деятельности. Социально-психологические и педагогические принципы типологизации объекта социально-культурной деятельности. Массовые, групповые и индивидуальные объекты культурно-досуговой деятельности. Дифференциация объекта культурно-досуговой деятельности, учет конкретно проявляемых интересов, потребностей, ценностных ориентации как важное условие его типологизации.

Понятие об открытой и закрытой, организованной и неорганизованной, постоянной и эпизодической аудитории. Реальный и потенциальный объект культурно-досуговой деятельности.


^ ОБЩЕСТВЕННО-ДОБРОВОЛЬНЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ, ФОНДЫ И ДВИЖЕНИЯ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ

Общественные организации, фонды и движения как субъекты социально-культурной деятельности. Связь массовых общественных формирований с политической, экономической и духовной жизнью людей.

Формы взаимодействия общественных организации, фондов и движений на региональном уровне: совместные социально-культурные инициативы по рациональному использованию свободного времени, проведение совместных мероприятий; представительство в государственных, муниципальных структурах, органах управления социально-культурной сферой; помощь общественным формированиям со стороны государственных органов и учреждений в реализации их социально-культурных функции.

Уровни взаимосвязи государственных и общественных структур в социально-культурной сфере. Типология общественных фондов и движений. Социально-культурная деятельность профсоюзов; государственные и общественные службы социальной защиты и социальной помощи семье, материнству, детству; центры и службы социально-медицинской реабилитации и психологической помощи; государственно-общественная система содержания и воспитания детей-сирот; неформальные группы и объединения различных социальных и возрастных категорий населения; общества и ассоциации работников сферы социальной помощи и защиты; разнообразные учебно-развивающие и социально-просветительские центры и институты.

Научно-просветительское общество «Знание» и формы его работы. Научно-технические общества и их основные задачи. Пропагандистская, воспитательная и социокультурная деятельность обществ охраны природы, охраны памятников истории и культуры, спортивных клубов и обществ и других общественных формирований социально-культурного профиля.


^ РАЗДЕЛ 4. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: КЛАССИФИКАЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Понятие технологии социально-культурной деятельности и ее структура. Сущность общей технологии социально-культурной деятельности и ее соотношение с функциональными и отраслевыми методиками. Понятие дифференцированных (частных) методик СКД отдельных групп населения. Методика организации информационно-просветительной деятельности. Расширение диапазона информационных процессов, номенклатуры информационных услуг. Методика организации самодеятельного художественного творчества и любительского движения. Возрождение художественно-бытовых традиций. Дифференциация художественных потребностей и интересов населения.

Многообразие социокультурных технологий. Обусловленность социокультурных технологий формированием и освоением социокультурного пространства. Классификация социально-культурных технологий как система распределения их по определенным признакам и общим закономерностям. Различные подходы к поиску системообразующего признака. Сферы реализации социально-культурных технологий (сфера досуга и досуговой деятельности; сфера народной художественной культуры и творчества; сфера образования; сфера социальной защиты и реабилитации; сфера профессионального искусства).

Рекреативно-оздоровительные технологии социально-культурной деятельности. Организация рекреативной, игровой, развлекательной, физкультурно-оздоровительной деятельности. Ориентация на оздоровление образа жизни. Опора на активное использование новейших достижении биологии, физиологии, психологии, медицины.

Технологии организации досуга детей и подростков. Технологии организации молодежного досуга. Технологии организации семейного досуга. Технологии организации досуга людей среднего и пожилого возраста. Театральные технологии. Этнохудожественные технологии. Технологии менеджмента. Коммуникативные технологии. Технологии социальной работы.

Переход к созданию долговременных и сквозных досуговых программ, предполагающих последовательное участие отдыхающих в зрелищных, игровых, физкультурных, ритуально-праздничных и иных досуговых занятиях.


^ СОДЕРЖАНИЕ, ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Информационные процессы в постиндустриальном обществе и их влияние на гуманитарную сферу. Вербальная информация, живое слово и клубное общение.

Информационно-просветительская функция в системе социально - культурной деятельности. Современные проблемы и концепции развивающего досуга: «рациональный досуг», «образовательный досуг», «терапевтический досуг», их информационно-пропагандистское обеспечение. Создание условий в сфере свободного времени для профессионального, правового, культурологического, компьютерного, этического самообразования. Воспитание информационной культуры. Просветительская деятельность в учреждениях культуры, искусства, досуга. Формы в методы информационно-просветительной деятельности. Традиционные и нетрадиционные методики. Монологические формы: популярная лекция, публичная речь, панорама (музыкальная, кинопанорама и др.), экспресс-информация, брифинг, консультационно-справочная работа. Диалогические формы: встреча с интересным человеком, вечер вопросов и ответов, ток-шоу, диспут, круглый стол, аукцион идей, встреча с интересным собеседником. Комплексные формы: лекторий, университет; декада, месячник (культуры, искусства, памяти, согласия...); чтения (литературные, педагогические). Методика подготовки и проведения информационно-просветительных программ: идея, проект, сбор информации и его обработка, предварительная работа с участниками. Аудитория: пассивная и активная.

«Социальный заказ» на общекультурные и специальные знания и их распространение. Организация общественного мнения. Взаимосвязь культурно-досуговых учреждений со школой, информационно-просветительскими центрами, общественно-политическими объединениями, творческими союзами, информационно-социологическими лабораториями. Создание условий для реализации личности в активной познавательной, интеллектуальной, образовательной, информационно-пропагандистской, культурно-просветительской деятельности. Культурно-просветительская деятельность ветеранских клубов, объединений по интересам и других общественных формирований. Организация сбора, хранения социальной и культурной информации: банки данных, картотеки и т.п. Информационные услуги в сфере свободного времени.


^ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ

Понятие социально-культурного проектирования. Сущность проектирования как деятельности, направленной на конструирование желаемого состояния объекта, предмета, явления с учетом наличия необходимых ресурсов для достижения поставленных целей.

Субъект и объект проектной деятельности. Цели и задачи, принципы и направления проектирования. Виды проектирования. Проектирование объектов идеальной среды (научное проектирование). Проектирование объектов физической среды (инженерное, архитектурное проектирование). Проектирование межличностных и межгрупповых связей (организационное, социальное и социально-культурное проектирование). Особенности проектирования для социально-культурной сферы.

Социально-культурное проектирование как научно-практическая деятельность, связанная с разработкой и реализацией технологически обеспеченных вариантов решения актуальных и перспективных проблем социально-культурной сферы. Уровни локализации этой деятельности в зависимости от места, времени и имеющихся ресурсов.

Социально-культурное проектирование как разновидность прогностической деятельности. Соотношение понятий «проектирование», «прогнозирование», «программирование», «моделирование» и «планирование». Характеристика понятий социально-культурного проекта и программы. Анализ существующих определений понятий «социально-культурный проект» и «социально-культурная программа».

Роль прогнозирования, программирования и проектирования в выработке стратегического разрешения социально-культурных проблем и максимального использования имеющихся возможностей и ресурсов. Социально-культурное проектирование как необходимое звено в цепи «прогноз - программа - проект - план», с помощью которого осуществляется научная проработка принимаемых решений на предплановой стадии.

Социально-культурный проект как нововведение, имеющее целью создание, поддержание или развитие (модернизацию) того или иного объекта, предмета или явления социально-культурной сферы. Социально-культурный проект как обладающая определенными пространственно-временными и ресурсными границами научно - обоснованная модель конкретного решения социально-культурной проблемы, выраженная по преимуществу в знаковом (текстовом) виде.

Социально-культурная программа как нормативный документ, в котором содержится научное обоснование стратегии и тактики прогнозируемой социально-культурной деятельности, её целей на обозначенную перспективу. Программа - это образ, модель практической деятельности.

Проект как форма культурной самодеятельности различных групп и слоев населения, средство его самоорганизации, творческой самореализации и самоутверждения. Роль проектной деятельности как «зерна кристаллизации» конструктивных общественных инициатив в социально-культурной сфере.

Теоретико-методологические подходы к социально-культурному проектированию: программно-целевой подход как основа нормативного, информационного и ресурсного обеспечения проектной деятельности; проблемный подход к социально-культурному проектированию; ситуационный подход и его роль в социально-культурном проектировании; системный подход; средовый подход.

Содержательные объекты социально-культурного проектирования: развитие существующих и формирование новых социально-культурных отношений и общностей, учреждений и предприятий, конкретных сред, форм и технологий.

Классификация социально-культурных проектов по содержательному, функциональному и социально-демографическому признакам.


^ МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ РАЗНОВОЗРАСТНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ

Термин «метод». Игровая методика и ее направления: описание последовательности действий и специфика руководства действиями. Создание определенного настроя, игровой атмосферы. Игровой прием как действие, облаченное игровыми характеристиками. Игровые и «неигровые» предметы и действия. Методика творческих игр. Природа, значение, формы и задачи творческих игр.

Особенности идейно-тематической разработки игровых программ: развитие мотивов игровой деятельности, формулировка темы в игровых программах, ситуативная установка и возрастная зависимость содержания игровых программ.

Методика организации календарных семейно-праздничных обрядовых игр, Игра-зрелище, игроки-актеры, актеры-зрители. «Массовое действо - сценические игры» как зрелищно-игровая форма массового театра. Особенности ее разработки и проведения.

Игровая деятельность по активизации межличностного общения аудитории. Игра как сценарно-режиссерский ход. Конфликт в игровых программах. Особенности кульминации в игровой программе («плавающая» и «запланированная» кульминация). Композиция как монтаж игровых элементов (игры-ширмы, игры-связки, игры-рефрены). Образность игровой деятельности. Средства игры (игровые пространства, время, речь, язык, место действия, создание образа персонажа). Игровой реквизит (аксессуары). Конкурсно-игровая программа: идея программы, ее название, содержание (конкурсы и игры), оформление, призы. Методика проведения творческих конкурсов.


^ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ СФЕРЕ

Сущность и генезис социализации детей, подростков и юношества. Роль среды и наследственности в социализации индивида. Педагогика сотворчества как инструмент социальной интеграции детей, подростков и юношества. Свободное время подрастающего поколения и задачи организаторов досуга. Стратегия и тактика досуговых социальных институтов. Взаимодействие учебного, внеучебного и свободного времени; неформальный характер деятельности школьников; разнообразие видов деятельности; игра как метод социализации детей, подростков и юношества.


^ ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА РАБОТЫ С РАЗЛИЧНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Дифференцированный подход к организации досуга детей. Психолого-педагогическая характеристика групп. Возможности СКС в развитии памяти, умственной активности, произвольного внимания, наблюдательности, развития интересов, выявлении способностей, досугового общения детей и подростков. Особенности организации досуговой деятельности по месту жительства. Педагогические задачи и содержание культурно-досуговой деятельности трудных подростков, детей с девиантным поведением, сирот, инвалидов и других категорий детей и подростков. Любительские объединения, клубы по интересам, досуговые программы как ведущие формы выявления, развития и формирования интересов детей и подростков. Методика организации игры и игровой деятельности.

Социально-психологические условия и механизм досуга. Роль социальной психологии в процессе формирования досуговых программ. Социально-психологические параметры, характеризующие состав участников социально-культурной деятельности. Сущность и содержание ее социальных установок и ценностных ориентации. Методика изучения и учета социально-психологических особенностей детей и подростков, участников социально-культурных процессов. Основные стадии формирования сплоченности подросткового коллектива. Взаимосвязь и взаимодействие между членами коллектива: «первичные» и «вторичные» группы, «формальные» и «неформальные» объединения. Проблемы межличностного взаимодействия детей и подростков в различных формах досуга: кружках, малых досуговых группах, студиях, ансамблях, любительских объединениях и клубах по интересам и т.д.

^ ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОГО ДОСУГА В УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ

Управление и самоуправление досугом молодежи. Организация досуга учащейся молодежи. Организация досуга сельской молодежи. Организация досуга городской молодежи. Методика подготовки и проведения молодежных культурно-досуговых программ: вечер, бал, праздник, конкурс, диспуты, спартакиада, фестиваль и т.п.


^ МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА ЛИЦ СРЕДНЕГО И ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

Социокультурный статус и социально-психологические особенности людей среднего и пожилого возраста (противоречия и проблемы). Формы и методы социально-культурной деятельности людей среднего и пожилого возраста. Создание условий для организации социально-культурной деятельности людей среднего и пожилого возраста. Разработка и реализация адресных программ на федеральном и региональном уровнях для людей среднего и пожилого возраста. Общение как форма отдыха и развлечения людей среднего и пожилого возраста, способ обмена информацией, мнениями, практическими навыками и умениями.



  1. ^ КУЛЬТУРООХРАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ



Музей как школа исторического знания и воспитания, как центр сбережения культурных ценностей и исторического наследия, как хранилище социальной памяти, как архив и как клуб. Технология изучения и учёта памятников культуры, ландшафтных зон, историко-культурных заповедников. Виды и типы музейных учреждений. Основные профильные музеи (исторические, естественно-исторические, технические, литературные, комплексные, краеведческие, общественные).

Технологии организации краеведческой работы. Отражение местной истории в музейном собрании. Учёт в краеведческой работе специфики развития края, истории предприятия, учебных заведений. Фиксация деятельности людей, получивших широкую известность.

Технология музеефикации частных и художественных собраний и коллекций. Поисково-исследовательская деятельность по изучению и возрождению традиционных народных промыслов и ремёсел. Технология работы с народными мастерами. Организация коллективных и персональных выставок, мастерских, мастер-классов, аукционов, лотерей. Информационный банк данных памятников истории и культуры, народных мастеров, реставраторов, коллекций, народных ремёсел и промыслов региона.

  1. ^ КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ВИДЫ

Самодеятельное творчество как часть народной культуры. Функции самодеятельного творчества: организаторская, культуротворческая, информационно-познавательная, рекреационно-оздоровительная, художественная, коммуникативная, педагогическая и др. Виды и типы культуроориентированной и культуротворческой деятельности: музыкальная, театральная, хореографическая, изобразительная, декоративно-прикладная, цирковая деятельность, киноискусство, техническое творчество, исполнительская, импровизационная.

Классификация технологий самодеятельного творчества: технологии, ориентируемые на основные пласты художественной культуры, этнофольклорные школы и стили профессионального искусства. Типы творческих технологий: исполнительские, авторские, импровизационные; по степени организации и субъекту организации: формальные, неформальные, стабильные, нестабильные; по преобладающему виду деятельности: учебный тип, познавательный, художественно-исследовательский, организаторский, игровой, творческий, комплексный; по месту локализации: сельские, городские; по возрастному типу: детские , молодежные, взрослые и др.

Этапы технологического процесса становления и развития культуротворческой деятельности: изучение социально-культурных условий, выявление потенциала участников, поиск и определение целей и ориентиров деятельности, организационное оформление коллектива.

^ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ

Государственная социальная политика в области реабилитации. Состояние инвалидности населения, в том числе детского в Российской Федерации. Положение инвалидов в обществе. Классификация проблем инвалидов по характеру: социальные, культурные, психологические, педагогические, экономические и др. Реабилитация как конкретная функция социокультурной среды, устойчивая традиция для общностей. Специфика разработки и финансирования целевых программ социокультурной реабилитации инвалидов.

Понятие, сущность и специфика реабилитационного процесса. Понятие «реабилитация». Принципы реабилитации: непрерывность, плановость, последовательность, комплексность, индивидуальность. Виды реабилитации: медицинская, социальная, профессиональная. Понятие медицинской реабилитации. Принципы: своевременность, этапность, комплексность, индивидуальность, взаимосвязь с другими видами реабилитации. Понятие социальной реабилитации. Основные направления: социально-бытовое и социально-средовое. Понятие «оккупациональной терапии», абилитации. Понятие профессиональной реабилитации. Основные направления: профессиональная ориентация, переобучение, профессионально-производственная адаптация к трудовой деятельности.

Гуманистические и нравственно - этические основы теории и практики социально-культурной реабилитации. Реабилитация как сфера профессиональной деятельности специалиста социально-культурной сферы. Индивидуально-личностные особенности специалиста, работающего в сфере реабилитации. Мотивационная направленность на профессию. Психологическая компетентность. Профессиональные умения и опыт. Критерии эффективности проведения реабилитационного процесса: объем освоения культурных ценностей, знаний, умений и их влияние на образ жизни и оздоровление инвалида; степень включенности инвалидной категории в культурную жизнь села, города, местности, региона; степень востребованности продуктов социокультурной деятельности инвалидов остальным населением

Типы и виды учреждений, оказывающих специальные услуги в сфере реабилитации. Комплексная помощь людям, нуждающимся в реабилитации. Центры реабилитации. Детские дома. Приюты. Дома инвалидов. Центры дополнительного образования детей и молодежи. Медико-социальные экспертизы. Центры социального обслуживания населения. Виды общественных организаций инвалидов, цели, задачи и направления их деятельности в процессе реабилитации и интеграции. Управление и структура общественных организаций.



^ МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

Понятие технологии социально-культурной реабилитации инвалидов, ее структура. Цели, задачи и функции технологий социально-культурной реабилитации. Классификация и признаки реабилитационных технологий, их логические основания. Функциональный или процессуальный признак. Социально-демографический признак. Субкультурный признак. Признак реабилитационного воздействия. Социокультурные реабилитационные технологии (традиционные): библиотерапия, сказкотерапия, арттерапия, музыкотерапия, данстерапия, театротерапия, глинотерапия, гарденотерапия, лекотерапия, туротерапия, анималтерапия, кинотерапия, музеетерапия, коллекционные, анимационные, коммуникативные, проектные, игровые технологии, технологии общественной деятельности, поисково-исследовательские и др. Инновационные реабилитационные технологии. Арттерапия как средство социально-культурной реабилитации. Библиотерапия и ее характеристика. Сказкотерапия как технология реабилитации. Музыкотерапия и ее место в социокультурной реабилитации. Данстерапия и ее характеристика. Театротерапия как средство реабилитации. Виды изотерапия и их характеристика.



^ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АНИМАЦИИ

Социально-терапевтическая направленность анимационных программ. Понятие и сущность социально-культурной анимации. Задачи социально-культурной анимации. Основные принципы и функции социально-культурной анимации. Основные направления и виды анимационной работы. Фольклор и этнография как компоненты социально-культурной анимации. Технологии социально-культурной анимации. Методы анимации. Танцетерапия как средство социально-культурной реабилитации. История развития танцетерапии. Танцетерапия как средство коммуникации. Теория Райха. Метод Фельденкрайза. Групповая и индивидуальная танцетерапия. Коммуникативные технологии в реабилитации различных групп населения. Тренинг общения. Игротерапия. Сказкотерапия. Применение метода групповой дискуссии. Библиотерапия. Логотерапия. Метод свободных словесных ассоциаций. Психодрама. Моритатерапия


^ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ВИДЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АНИМАЦИИ

Основные направления анимационной деятельности в странах Западной Европы: школьная анимация, театральная анимация, социальная анимация (муниципальная), арт-терапия, коммуникативная реабилитация.

Направления анимации (по Н.Н.Ярошенко): анимационная работа по изменению негативного отношения общества к отчуждаемой личности; деятельность по восстановлению системы межличностных отношений личности (социально-психологическая реабилитация); формирование адекватного самопонимания, самоощущения и самовыражения (терапия смысла жизни - логотерапия). Основные направления анимационной работы связаны с преодолением личностных тенденций к социальной дезинтеграции (стремления к социальной смерти).

Классификация видов анимации (по Петрову А.): праздничная и событийная (тематическая) анимация, туристическая анимация: анимация в домах отдыха, отелях, детских оздоровительных лагерях; анимация на корпоративных мероприятиях; детская анимация; клубная анимация: тематические программы для молодежи, анимационные программы на дискотеках; рекламная анимация: анимационные программы на промо- и рекламных акциях, анимационные программы в торговых и развлекательных центрах.

^ ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ВИДЫ И ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ В СФЕРЕ ДОСУГА

Этническая природа социально-культурных процессов. Роль этнопедагогики в современной теории и практике социально-культурной деятельности. Этнопедагогические механизмы передачи от поколения духовно-нравственных ценностей и идеалов народа, стереотипов и моделей поведения. Экологическое воспитание и народная педагогика. Традиционные формы воспитания детей у русских и других народов России.

Этнопедагогические функции детского фольклора, народных игр, традиционных праздников и обрядов, народного художественного творчества. Творческие, развивающие, обучающие, рекреативные этнокультурные технологии на различных ступенях гуманитарного, художественного образования в допрофессиональном образовании (детский сад, школа, учреждения дополнительного образования), базовом профессиональном образовании (вузы и средние специальные учебные заведения), системе повышения квалификации. Национально-культурные и культурно-образовательные центры, национально-творческие дома, воскресные школы, студии, общественные организации и объединения. Технологии организации межнационального культурного обмена, межнациональных программ развития культуры и досуга.


РАЗДЕЛ 5. ^ МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ


МЕТОДИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ДОСУГА

Методики социологического изучения культурно-досуговых потребностей населения. Основные исследовательские процедуры: наблюдение в исследовании социально-культурной деятельности, опрос как метод сбора данных в исследовании социально-культурной деятельности, возможности применения психологических тестов в практике культурно-досуговой деятельности; социометрический метод исследования коллективов; особенности метода педагогического эксперимента в культурно-досуговой деятельности. Анализ и обобщение результатов социологического исследования.

Значение социологических исследований для развития теории и практики социально-культурной деятельности. Основные этапы социологического исследования. Программа и организационно-методический план исследования как основные документы при проведении социологического исследования. Особенности формулировки целей и задач определенного исследования. Объект и гипотезы исследования. Общая характеристика проблемной ситуации. Этапы формирования и реализации программы социокультурного развития. Интерпретация основных понятий: культурно-досуговая деятельность; культурно-досуговая программа; объект и субъект культурной политики; приоритетные направления социально- культурной деятельности; социально-творческий заказ. Основные структурные компоненты программы: приоритетные направления социально-культурной деятельности; проблемная ситуация; социальная база программы; цели и задачи социально-культурной деятельности; развитие культурной инфраструктуры; кадровое обеспечение программы; экономическое обоснование; организационное обеспечение реализации программы.


^ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ДОСУГА

Методики социологического изучения культурно-досуговых потребностей населения. Основные исследовательские процедуры; наблюдение в исследовании социально-культурной деятельности, опрос как метод сбора данных в исследовании социально-культурной деятельности, возможности применения психологических тестов в практике культурно-досуговой деятельности; социометрический метод исследования коллективов; особенности метода педагогического эксперимента в культурно-досуговой деятельности. Анализ и обобщение результатов социологического исследования.


^ РАЗДЕЛ 6. ОСНОВЫ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ


СОВРЕМЕННЫЙ СТАТУС СПЕЦИАЛИСТА-ТЕХНОЛОГА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ

Современный статус специалиста-технолога социально-культурной деятельности. Профессиональное мастерство, профессиональная деятельность, профессиональное мышление, творчество как важнейшие качества специалиста-организатора социально-культурной деятельности. Структура и содержание профессионального мастерства работников сферы культуры. Основные свойства и качества личности. Профессиональная коммуникативная компетентность работника культуры. Функции специалиста социально-культурной сферы. Роль государственных и муниципальных субъектов регулирования социально-культурной деятельности в подготовке и переподготовке специалистов-технологов сферы культуры.

Общее и особенное в профессиональной деятельности различных категорий специалистов социально-культурной сферы.

Квалификационная характеристика специалиста как совокупность профессиональных требований, знаний, умений и навыков, реализуемых в процессе выполнения конкретных профессиональных обязанностей в социально-культурной сфере.

^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ СЛУЖБ PR В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ

Основные факторы воздействия связей с общественностью на успешное развитие учреждений и предприятий социально-культурной сферы. Основные средства PR в работе учреждений социально-культурной сферы. Основные функции по осуществлению связей с общественностью: аналитико-прогностическая, организационно-технологическая, информационно-коммуникативная, консультативно-методическая.

Отношения предприятий и учреждений социально-культурной сферы со СМИ. Особенности организации специальных событий предприятиями и учреждениями социально-культурной сферы (церемония открытия, презентация, приемы, конференции, дни открытых дверей, круглые столы, выставки).


^ СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФЕНОМЕНА

Общение как коммуникативная деятельность. Основные характеристики общения: содержание общения, стороны общения, манера общения, стиль общения.

Диалог в общении: дискуссия как форма диалога, беседа, публичная речь как диалогическая форма коммуникативной деятельности. Композиция публичной речи. Особенности делового общения. Виды делового общения. Невербальные средства общения. Речевой этикет: знакомство, приветствие и прощание, поздравление, благодарность, извинение, просьба, совет.


^ СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОРГАНИЗАТОРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Формирование коммуникативной культуры специалиста социально-культурной сферы. Общение - одна из самых сложных форм человеческого бытия, важнейшая область человеческой жизнедеятельности, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми в совместной деятельности и в межличностном общении. Основные характеристики общения: содержание общения, стороны общения, манера общения, стиль общения, средства.

Основные факторы коммуникации, определяющие стиль общения: объект коммуникативного воздействия; цель общения; место общения; время общения. Определение личностного фактора по уровню культуры (что влияет на способ мышления данной личности; её самоощущение; самодостаточность; способы выражения эмоций; способность к общению с другими; привычки и т.д.), по формально-личностным признакам (пол, возраст, семейное положение, национальность и т.д.), по индивидуальным психологическим чертам характера (общительность, контактность, коммуникативная совместимость, адаптивность и т.д.).


^ РАЗДЕЛ 7. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ


ФЕДЕРАЛЬНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Российский парламент и культурная политика: определение размеров средств, направляемых из федерального бюджета на поддержку культуры; решение вопросов налогообложения организаций культуры; определение правовых основ деятельности в сфере культуры; принятие федеральных законов по общим вопросам культуры.

Роль и место Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ в осуществлении государственной политики: охрана, реставрация и использование историко-культурного наследия, библиотечное дело, искусство, народное творчество и культурно-досуговая деятельность населения, подготовка кадров для сферы культуры и искусства как объекты его деятельности. Федеральное агентство по культуре и кинематографии. Федеральные программы сохранения и развития культуры и искусства.

Роль общественных советов, фондов, политических партий, негосударственных организаций в развитии культуры и искусства, их взаимодействие с органами государственной, региональной и местной власти: российские и наднациональные творческие и профессиональные союзы и объединения (Союз театральных деятелей. Союз кинематографистов, Конфедерация союзов кинематографистов стран СНГ, Всероссийское музыкальное общество, Союзы композиторов, архитекторов и др.); национальные культурные объединения; религиозные объединения; негосударственные телевизионные компании.

Активная культурная политика международных консорциумов.

Понятие региональной культурной политики. Особенности региональной культурной политики в современной России. Распределение функций между центром и регионами в программировании, планировании культурных процессов (Конституция РФ (статьи: 5, 65, 79), законы РФ «О местном самоуправлении в Российской Федерации», «О национально-культурной автономии», «Основы законодательства РФ о культуре»).

Субъекты культурной политики в регионе: население с его разнообразными духовными запросами, навыками культурной деятельности; творцы духовных ценностей и их пропагандисты (художники, писатели, композиторы, артисты, режиссеры, учителя, журналисты); члены национально-культурных автономий, национальных сообществ, общественных, религиозных и иных объединений, организаций; общественные и государственные деятели, работники административного аппарата управления.

Критерии культурного развития региона: потенциал освоения культурных ценностей, степень включенности в культуру населения, творческий потенциал сферы культуры и искусства региона, востребованность культуры населением.

Основные тенденции в развитии региональной культурной политики. Культура как средство межнационального диалога (Ассоциации городов, фестивали, Центры национальных культур и т.п.). Культура в развитии межрегиональных связей (межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия; заключение соглашений между Правительством, Советом Федерации Федерального Собрания России и ассоциациями; Создание координационных советов по культуре и т.п.).


^ СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАНЕ

Сущность социально-культурной политики, ее цели, направленность и взаимосвязь с современной практикой. Основные задачи и тенденции социокультурного развития. Отражение приоритетных задач и направлений социальной работы, социальной педагогики, психологии и культурологии в содержании социально-культурной деятельности. Социально-культурная среда, государственная и региональная социально-культурная политика, гуманитарная политика в едином культурном пространстве социума, система социально-культурных институтов как основа сущности социально-культурной деятельности. Характерные черты современной социокультурной ситуации в России: недостаточная развитость действующих в сфере досуга общественных структур, кризис культуры; отставание социально-культурной сферы в сравнении с другими странами; неразвитость культурных запросов значительной части населения.

Основы региональной культурной политики на современном этапе. Разработка основных направлений и приоритетов развития социокультурной жизни регионов. Формирование региональных программ социокультурпого развития.


^ РАЗДЕЛ 8. ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА


ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ МЕНЕДЖМЕНТА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

Государственное регулирование в сфере культуры. Рычаги государства в управлении сферой культуры: собственность, администрирование, законодательство, стимулирование, информация. Международные акты и отечественные законодательства по культуре. Государство как гарант сохранения и развития культурного наследия. Обязанности государства. Правовые основы поддержки и развития сферы культуры. Сущность юридической самостоятельности учреждений культуры. Органы государственного управления сферой культуры. Информационное обеспечение управления в сфере культуры


^ ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА

Менеджмент социально-культурной деятельности как технология управления экономическими, творческо-производственными и иными социальными отношениями в процессе создания, распространения и потребления культурных благ и услуг.

Два подхода к классификации функций управления: выделение общих, универсальных функций управления и классификация функций менеджмента на критерии особенности объекта управления. Функция планирования, функция организации, функция координации, функция контроля, функция мотивации.

Понятие о принципах управления. Классификация и содержание принципов управления: принцип научности, принцип системности и комплексности, принцип единоначалия в управлении и коллегиальности в выработке решений, принцип демократического централизма, принцип единства отраслевого и территориального управления.


^ ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ МЕНЕДЖМЕНТА В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ

Классификация методов управления. Методы управления - система способов воздействия субъекта управления на объект для достижения определенного результата. Экономические методы управления, основанные на социально-экономических законах и закономерностях развития объективного мира - природы, общества и мышления Организационно-распорядительные методы управления, основанные на правах и ответственности людей на всех уровнях хозяйствования и управления (административные). Социально-психологические (воспитательные) методы управления, основанные на формировании и развитии общественного мнения относительно общественно и индивидуально значимых нравственных ценностей.

Социально-психологический климат в коллективе. Конфликты в коллективе. Стиль руководства и методы управления.


^ МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ В СКС

Управление социокультурной сферой как деятельность государственных институтов по регулированию социокультурных процессов в соответствии с нормами, принципами, целями и задачами культурной политики, включая регулирование финансовых, правовых, кадровых и организационных процессов. Специфика управления социокультурными процессами. Инновационные и традиционные подходы в развитии системы управления социокультурной сферой. Полномочия федеральных, региональных и муниципальных органов управления. Структура и функции управления Министерства культуры и его подразделений. Учреждения культуры федерального ведения.

^ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕНЕДЖМЕНТА

Деловая этика взаимоотношений. Этикет как совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений. Основные принципы делового этикета. Методы воздействия на людей: убеждение, внушение, принуждение. Специфика деловых переговоров. Правила управленческой этики.


^ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Понятие «менеджмент». Развитие государственного управления в древнем обществе. Активизация развития взглядов на управление Россией в XVI-XVIII веках. Школы американского менеджмента: классическая (традиционная) школа, школа «человеческих отношений» (человеческого поведения), «эмпирическая» школа, школа «социальных систем», «новая школа науки управления». Классификация школ менеджмента, предложенная О.С. Виханским и Л.И. Наумовым («одновременные» учения об управлении, «синтетические» учения об управлении). Современный взгляд на классификацию и школы менеджмента: школа научного управления, классическая (административная), школа психологии и человеческих отношений, школа науки управления (количественная).


^ РАЗДЕЛ 9. ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА


СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ МАРКЕТИНГА В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ

Понятие «маркетинг социокультурных учреждений». Социокультурные учреждения и рынок. Миссия учреждения и предпринимательство. Сегментация рынка. Рынок свободного и платного потребления. Виды платных услуг населению. Специфика социокультурного маркетинга. Продукт, цена, спрос и предложение. Различие в целях, продуктах, ценах и способах реализации некоммерческого и коммерческого маркетинга. Культурные продукты и культурные потребности. Государственное финансирование как фактор смягчения цены на продукты культуры. Виды стратегического маркетинга в социокультурной деятельности. Специфика социокультурного маркетинга.

Социокультурная среда как маркетинговое пространство. Характеристика социокультурной среды. Внешняя среда и ее компоненты. Среда задач (функциональная среда) - потребности и интересы населения. Мониторинг внешней среды. Адаптация социокультурных учреждений к внешним условиям среды. Социокультурный маркетинг как инструмент формирования внешней среды. Культурная среда и ее эволюция. Характеристика художественно-ценностных элементов культурной среды. Функциональное предназначение учреждений культуры в формировании эстетически значимого окружающего пространства. Потребление продуктов и услуг культуры в ситуации деятельности. Учреждение культуры - культурная среда - потребитель. Имидж социокультурных учреждений и типы характерных реакции людей на культурную среду и продукты культуры.

^ МАРКЕТИНГ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ УСЛУГ

Общая характеристика продуктов и услуг учреждений культуры. Характеристика материальных продуктов культуры и искусства. Духовные продукты культуры. Функциональный анализ продуктов и услуг. Социальные компоненты продуктов и услуг. Услуги социокультурных учреждений. Цикличность производства культурных продуктов и услуг. Кратковременный цикл жизни продуктов и услуг. Характер внутрихозяйственных отношений в производстве продуктов и услуг социокультурных учреждений. Многообразие задач в сфере услуг: изучение реального и потенциального спроса потребителей, поиск и конструирование новых услуг, планирование производства услуг, рекламирование и реализация услуг. Дифференциация потребителя: культурные, социальные, личностные, психологические факторы.


^ РАЗДЕЛ 10. СОЦИАЛЬНО - КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗА РУБЕЖОМ


АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОКУМЕНТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ

Конституционные и правовые основы социальной политики в РФ. Социальные права детей и взрослых, отраженные в Гражданском кодексе РФ и Жилищном кодексе РФ. Льготы и компенсации по социальной защите детей. Разработка федеральных целевых программ «Дети-инвалиды», «Дети Чернобыля», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Дети-сироты», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев». Декларация социального прогресса и развития: структура, цели и задачи. Основополагающие параметры Конвенции о правах ребенка. Основные направления международного сотрудничества. Рекомендации Международного симпозиума (Испания 1990 г.) по разработке новой стратегии молодежи. Международное сотрудничество в решении социальных проблем пожилых. Принципы Организации Объединенных Наций в отношении людей преклонного возраста. Международное сотрудничество в области защиты прав инвалидов. Основные положения Декларации о правах инвалидов (сессия Генеральной Ассамблеи ООН, 1975 г.).

Международное сотрудничество по проблемам укрепления семьи. Рекомендации ООН по проведению Международного года семьи (1994 г.). Основные положения Межрегионального совещания национальных координаторов Международного года семьи.


^ РАЗВИТИЕ ДОСУГА ЗА РУБЕЖОМ: ИСТОРИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ


Многогранность задач в общественно-государственной культурно-досуговой политике зарубежных стран. Сохранение и развитие традиционной народной культуры. Содействие государства в создании и функционировании ин­фраструктуры культурно-досуговой деятельности всех форм собственности.

Программа нравственно-эстетического воспитания детей, подростков, молодежи; со­циально-значимые формы организации досуга пожилых людей. Международные структуры, играющие важную роль в формировании новой планетарной этики: ЮНЕСКО (при ООН), Комитет по культурным связям (при Европейском Союзе), Международный союз работников культуры, туризма, спорта, Всемирный информационный Центр, Всемирная ассоциация работников досуга. Подготовка социальных педагогов, социальных аниматоров, менеджеров досуга и туризма, парковых рекреаторов. Престижные Центры культуры: Дж. Кеннеди в Нью-Йорке, Гетти в Лос-Анжелесе, Жоржа Помпиду в Париже, Сервантеса в Мадриде, Друнене в Амстердаме и др. Международные Дни искусств (День Театра – 27 марта, День Танца – 25 апреля, День Музыки – 2 октября, День Кино – 27 августа); традиционные фестивали и конкурсы. Культурные программы ЕС.

Массовые празднества в Древней Элладе. Античный праздничный досуг как эталон социально-культурных коммуникаций в условиях противоречивой рабовладельческой демократии и в рамках философской оценки соотношения понятий «труд – познание – досуг». Церемониалы и обряды в Древней Греции и Древнем Риме. Духовное богатство античного мира, наличие многочисленных философских школ, обосновавшие разные взгляды на сущность и специфику досуга. Аристотель и его «Метафизика, раскрывшая специфику деятельности человека в сфере свободного вре­мени. Проблемы свободного времени в философских концепциях Демокрита, Сократа и др.

Идеи средневековых христианских философов (Августин) о свободном времени человека. Модель образа жизни в эпоху Возрождения (Эразм Роттердамский, Франсуа Раб­ле и др.) Критика свободного времени в утопиях XVI-XVII веков в трудах Томаса Мора, Томмазо Кампанеллы и их последователей. Праздники Средневековья. Массовое народное творчество. Религиозный театр - Мистерии. «Риторические камеры» (XV-XVI вв.) – литературные объединения или общества-клубы.

Зарождения карнавальной культуры. Происхождение слова «карнавал». Карнавал в эортологии (науке о праздниках). В раннем христианстве - карнавал символ духовного раскрепощение, противопоставленное религиозной аскетичности карнавала. Карнавал как острая сатира на несправедливость, развенчивание устаревших догм и стереотипов, осмеяние различных человеческих пороков. Расцвет карнавала в средневековой Европе.

Праздничная культура Европы XVII – ХХ вв. Традиционные праздники в честь памятных исторических событий. Празднества Великой Французской революции. Западноевропейский театр под открытым небом (от театра Диониса до наших дней). Западноевропейская карнавальная культура. Индустриальный период - праздники систематизируются в некий идеологический стандарт: в государственные, викторианские, профессиональные, социальные, религиозные, аграрные.

Пик расцвета карнавальной культуры в эпоху Возрождения. Комедии дель арте - в комедии масок. Возникновение маскарада во второй половине XVI веке в Италии. Бельгийские карнавалы. Французские карнавалы. Сезон карнавалов в Германии. Живописные карнавалы Италии. Ноттингхиллский карнавал Англии, иммигрировавший из латиноамериканской культуры. Веселые карнавалы Испании в Мадриде, Севилье и Кадиксе. Подлинные народные праздники - латиноамериканские карнавалы. Карнавал как явление национального масштаба, неотъемлемая ча­сть бразильского менталитета и ценнейшее культурное достояние страны. В современной культуре карнавал сближение с культурой официальных государственных праздников или массовых театрализованных зрелищ. Коммерциализации карнавала.


^ ДЕТСКИЕ ЛАГЕРЯ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ЗА РУБЕЖОМ

История зарождения детских загородных лагерей. Четыре этапа развития движения детских лагерей. Первый этап - дифференцированный подход, деятельность частных лагерей, организация первого лагеря для детей-инвалидов. Летние лагеря в начале XIX в., представленные церковными институтами. Религиозные лагерные организации для подростков в Германии, Англии, США. Всемирная Ассоциация Скаутов – организация международных летних лагерей.

Второй этап - «На новой волне» - начало ХХ в. В США. Профессиональные Ассоциации директоров лагерей для мальчиков и девочек. Критерии по типу лагерей: летний лагерь с жильем, круглосуточный летний лагерь, дневной лагерь при ферме, школе, парке, сроком на один день; спортивный лагерь, школьный лагерь (изучение разных предметов), специализированный лагерь (способствует выбору профессии); частный лагерь с высококвалифицированными специалистами; международный лагерь (как пропаганда национальной культуры).

Третий этап - оздоровительный отдых за рубежом по проблемам животноводства для учащихся школ Австралии.

Четвертый этап - «Период признания» (с 1945 г.). Международное сотрудничество. Международный молодежный и детский лагерь «Занка» в Венгрии на Балатоне. Роль вожатых. Роль образования вне стен школы. Деятельно-экологическое образование. Экспериментальное образование в лагерях. Создание Ассоциации экспериментального образования (1977 г.) - США, Япония, Лесото, Зимбабве.

Конструктивные моменты технологического плана детских летних лагерей зарубежных стран.


^ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ В СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ, СКАНДИНАВИИ И ЯПОНИИ

Италия. Государственные программы в поддержку безработной молодежи. Включение молодежи в рекреационную деятельность: туризм, спорт, развлекательные мероприятия. Привлечение к социальной работе. Организация летних лагерей отдыха для подростков и молодежи через социальные центры.

Германия. Государственные, семейные, оздоровительно-досуговые центры. Приоритетные направления культурной политики, сориентированные на воспитание молодежи. Роль общественных и благотворительных организаций. Роль профсоюзов в досуге подростков и молодежи. Во всех странах Европейского содружества социальная помощь в сфере досуга различным группам населения оказывается в комьюнити (сообществах), в которые входят различные центры, клубы, объединения.

^ Дания. Сеть пансионов для молодежи с функциями образовательно-досуговых центров.

Франция. Возрождение национальной культуры. В учебных заведениях большое значение придается дисциплинам художественно-эстетического цикла. Дома молодежи, клубы, центры каникул и досуга. Педагогическое движение активных методов воспитания CEMEA – развитие личности, духовного мира, инициативы, творческой фантазии. Центр воспитания детей и молодежи в г. Виллет.

Япония. В качестве составного элемента - присутствие радости и счастья. Воспитание в школе в духе самурайской морали, требующее физического здоровья и духа, воспитание воинских умений и навыков. Активные занятия восточной спортивной борьбой. Много разнообразных клубов, домов творчества, научных и культурных центров, музеев, библиотек дискуссионных баров, музыкальных кафе и т.п. Выпуска литературы, посвященной рациональному досугу. Культурные и этнические традиции японцев. Праздничная культура Японии. Праздники цветов. Праздник Сакуры и «Злотая неделя». «Зеленый фестиваль». Эстетические нормы как определение жизненной философии японцев.

Китайский дзэнский монах. Эйсай и его трактат «Кисса ёдзёки» («Записки о пользе питья чая для продления жизни. Практика «чайных состязаний» в Китае. Мурат Сюко (1433-1502) - искусство чайной церемонии. Продолжатель традиции - торговец из г. Сакаи - Такэно Дзёо (1502-1555) - в основе чайной церемонии лежит принцип ваби. Стиль чайной церемонии – когда естественность и безыскусность доведена до предела - вабитя. Искусство чайной церемонии с конца XVII века - церемония для общения с друзьями. Искусство чая как особый вид коллективной эстетической деятельности.

Середина ХХ века - модное искусство икебаны и др.


^ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ РАБОТЫ ЗА РУБЕЖОМ

Основные школы и направления социокультурной деятельности за рубежом. Глобализационные процессы и современные тенденции развития социально-культурной деятельности за рубежом.

Социально-культурная деятельность и ее связь с социальной защитой населения. Социальная помощь и ее особенности в различных странах. Организационные формы социально-культурной работы. Субъекты социально-культурной деятельности за рубежом: государство, общественные организации, религиозные организации др. Кадровое обеспечение социокультурной работы.

Концепция досуга Западной цивилизации. Специфика деятельности парков по организации досуга. Социально-культурная деятельность по борьбе с наркоманией. Библиотеки как центры досуговой деятельности детей и взрослых. Социально-культурная деятельность религиозных организаций (церкви, миссии, христианские школы, ассоциации). Деятельность музеев по развитию интеллектуально-познавательной сферы детей и подростков. Филантропическая деятельность в области социальных программ, культуры и искусства.


^ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ РАБОТА С РАЗЛИЧНЫМИ ВОЗРАСТНЫМИ ГРУППАМИ ЗА РУБЕЖОМ: СПЕЦИФИКА, СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМА. МОДЕЛИ РЕШЕНИЯ КАДРОВЫХ ПРОБЛЕМ

Досуговые центры в Германии. В центрах дневного пребывания для пожилых, где работают свыше 7000 социальных работников, в сфере культуры и досуга работают члены добровольных и религиозных организаций (отделения протестантской церкви в Штутгарте, «Каритас» во Франкфурте и др.). Социальные службы проводят широкую работу, опираясь на специально созданный Федераль­ный конгресс старшего поколения.

Центры досуга в Италии. Центры принадлежат определенному сооб­ществу. В Италии – более 100 универси­тетов для людей старшего поколения. Основная цель - расширить кругозор своих слушателей в сфере культуры, быть в курсе событий культурной жизни. Слушатели таких университетов - представители среднего класса. Программы поддержки для без­работной молодежи в Италии.

^ В Люксембурге распространены семейные центры, оздоровительно-досуговые и центры семейного кон­сультирования.

В Дании сеть пансионов для молодежи, выполняющих те же функции, что и образовательно-досуговые центры.

^ Центры досуга в США. Групповые формы в организации досуга в социальных службах США. Исследования в области социологии досуга (Моран, Баммел). Американская ассоциация пенсионеров и Национальный совет пожилых граждан, основанный в 1958 году - деятельность аналогична многогран­ной работе клубных объединений.

Центры культурной жизни Великобритании. Британский музей — центр культурной жизни Велико­британии. Досуговый центр «Мекка» в Бристоле. В досуговом центре «Мекка» - специальные кур­сы для подготовки управляющих-менеджеров для различных отраслей досуга. Компания «Мекка» - организация 13 спортивных лаге­рей в Англии, организация гала-праздников.

^ Во Франции - клубы предлагают своим членам изучение ино­странных языков. Практически каждый клуб для пожилых имеет свой театр песни.

Модели решения кадровых проблем: государственная система среднего и высшего специального образования в сфере культуры, искусства, досуга, туризма (опыт стран Восточной Европы, СНГ, Балтии). Негосударственная двухступенчатая структура - на базе университетского гуманитарного образования 1-2-х годичные курсы (опыт США и англоязычных стран). Практика неограниченного приема в высшие учебные заведения людей, вышедших на пенсию. Волонтерская практика в сфере культуры, искусства досуга, туризма, спорта, творчества. Британская модель подготовки специалистов для социокультурной сферы. Франция – 4 основных направления подготовки кадров.




    1. Скачать 0,73 Mb.
      оставить комментарий
      страница1/2
      Дата30.09.2011
      Размер0,73 Mb.
      ТипПрограмма, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх