Программа дисциплины опд. В. 03 Современная массовая культура специальность 020600 (031401. 65) «Культурология» Форма обучения очная icon

Программа дисциплины опд. В. 03 Современная массовая культура специальность 020600 (031401. 65) «Культурология» Форма обучения очная


Смотрите также:
Программа дисциплины опд. Ф. 09 Культура повседневности специальность 020600 (031401...
Программа дисциплины опд. Ф. 09 Культура повседневности специальность 020600 (031401...
Программа дисциплины опд. Ф. 01 Теория культуры специальность 020600 (031401...
Программа дисциплины опд. Ф. 02 История культуры специальность 020600 (031401...
Программа дисциплины опд. Ф. 02 История культуры специальность 020600 (031401...
Программа дисциплины опд. Ф. 01 Теория культуры специальность 020600 (031401...
Программа дисциплины опд. Ф. 04 Теория и история искусств специальность 020600 (031401...
Программа дисциплины опд. Ф. 04 Теория и история искусств специальность 020600 (031401...
Программа дисциплины опд. Ф. 04 Теория и история искусств специальность 020600 (031401...
Программа дисциплины прикладная культурология опд. Ф. 12 Для специальности 020600 (031401...
Программа дисциплины прикладная культурология опд. Ф. 12 Для специальности 020600 (031401...
Программа дисциплины опд. Ф. 03 Эстетика специальность 020600 (031401...



Загрузка...
скачать
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)


«Утверждаю»

Директор ИПП

______________Е.А.Каюмова

«___»______________2008 г.


ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


ОПД. В.03


СОВРЕМЕННАЯ МАССОВАЯ КУЛЬТУРА


специальность 020600 (031401.65) «Культурология»

Форма обучения очная


1. Цели и задачи дисциплины

Дисциплина «Современная массовая культура» является спецкурсом по выбору в профессионально-теоретической подготовке специалиста-культуролога.


Цель курса:

  • объяснить специфику феномена массовой культуры;

  • выявить определенные тенденции в мировой культуре рубежа XIX-XX столетия, которые способствовали возникновению культуры для масс;

  • определить приоритетные направления масскультуры, ее место в современном мире;

  • показать, как происходит проникновения культурных стереотипов в разные слои общества;

  • сформулировать основные черты, присущие западной и российской массовой культуре.


Задача курса:

  • научить студентов интерпретировать различные тексты масcкультуры - реклама, телевизионный сюжет, блокбастеры в литературе и в кино как проявление культурных стереотипов масс;

  • cформировать умение объяснить возникновение культурных мифов;

  • изучить феномен востребованности «массовых» текстов в современном мире.


^ 2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В процессе изучения феномена масскультуры студент должен:

  • овладеть методикой анализа языка визуальных и вербальных произведений масскультуры

  • ориентироваться в различных концепциях современной масскультуры и подходах к ее изучению

  • осознавать масскультуру, как результат деятельности человека, соотносимый с определенными ценностями.


Изучаемый предмет в сознании студента предстает как динамичный процесс порождения, закрепления и трансляции смыслов. Самостоятельная работа студентов подразумевает интерпретация процессов «культурного настоящего», в которое включен сам исследователь, при этом происходит разрушение жесткой границы между «высокой» и «массовой» культурой.


^ 3.Объем дисциплины и виды учебных занятий

Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

Общая трудоемкость дисциплины

70

8

Аудиторные занятия

36

36

Лекции

36

36

Практические занятия







Семинарские занятия







Лабораторные работы







Другие виды аудиторных занятий







Самостоятельная работа студентов

34

34

Курсовой проект (работа)







Расчетно-графические работы







Реферат







Другие виды самостоятельной работы







Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

Зачет

Зачет


^ 4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий




п/п

Разделы

лекции

семи

нары

Лаборат. занятия

1
^

Массовая культура в современном мире


2







2

Подходы к изучению массовой культуры

2







3

Система звезд как отражение специфики массового культурного сознания

2







4

Телевидение как конструирование псевдореальности на телеэкране

2







5

Масскультура как бизнес

2







6

Масслитература и смысловые аспекты слова

2







7

Реклама как феномен современной культуры

2







8

Массовая культура как культура потребления

2







9

Известный человек в контексте масскультуры

2







10

Спортивное шоу в индустрии массовой культуры

2







11

Интернет: идентичность в виртуальной среде

2







12

Элитарная культура как антипод массовой

2







13

Проблема типологии масскультуры

2







14

Кинематограф как искусство реализации стереотипов масскультуры

2







15

Мифологизация общественного сознания

2








^ 4.2. Содержание разделов дисциплины

1. Массовая культура в современном мире.

Специфика появления феноменов масскультуры. Создание брендов и стереотипов, влияющих на сознание масс. Мода как отражение массовых клише. Престижные премии в области искусства, как возможность диктовать массам их вкусы и пристрастия.

^ 2. Подходы к изучению масскультуры.

Массовое общество и культура в работах представителей «Франкфуртской школы». Концепция общества зрелищ и потребления Ги Дебора. Способы изучения феноменов культуры в работах Р. Барта. Социо-культурная антропология: исследования ритуалов современной культуры: У. Уорнер.

«Формульные жанры» в массовой культуре. Концепция Дж. Кавелти. Концепция массовой коммуникации в работах М. Маклюэна современной культуры в работах Ж. Бодрийяра.


^ 3. Система звезд как отражения специфики культурного массового сознания.

«Звезда» как воплощение обывательской мечты. Придуманность и реалистичность звездной личности («таких в жизни нет» и «такой, как все»)

Стремление к идеалу и уход от реальности.


^ 4. Телевидение как конструирование псевдореальности на экране.

Телевидение как самое эффективное средство тиражирования и распространения масскультуры. Телеинформация - угроза психологической независимости среднестатистического зрителя. Телесериал- возможность отказа для зрителя от насущных экономических и социальных проблем.


^ 5. Масскультура как бизнес

Заранее заданная коммерческая установка при создании произведений масскультуры. Связь творческих организаций с банковским и промышленным капиталом. Финансово-индустриальный подход к массовой культуре


^ 6. Масслитература как искажение смысловых аспектов слова.

Илюзорно-компенсаторная функция масслитературы. Отход от реальности и порождение конформизма суть составляющие массовой литературы. Жанры масслитературы как создание упрощенных версий жизни. Манипуляция словом и понятийным смысловым полем в масслитературе.


^ 7. Реклама как феномен современной масскультуры.

Реклама как навязывание жизненных схем. Рекламный ролик произведение массового искусства. Фестивали рекламы как возможность привлечения потребительских масс. Визуальный подход к аспекту приобретения.


^ 8. Масскультура как культура потребления.

Возможность достижения политических и коммерческих целей через произведения масскультуры. Смысл и предназначение массовой культуры - быть потребленной. Превращение искусства для народа в «искусство для желудка».


^ 9. Известный человек в контексте масскультуры.

Известная личность как искусственно созданный стереотип. Звезда как «икона», тенденция идолопоклонства в масскультуре. Проблема поклонников и фанатиков, сознание, освобожденное от социума.


^ 10. Спортивное шоу в индустрии масскультуры

Тело как культ и продукт общества потребления. Олимпиады и прочие всемирные спортивные мероприятия как возможность выключения масс из насущных проблем современности. Культ победителей в спортивных шоу.


^ 11. Интернет идентичность в виртуальной среде.

Интернет как возможность доступа к глобальному информационному полю. Кажущаяся полнота информации и отсутствии логики и точности. Интернет форум - неидентифицируемая личность в виртуальной реальности. Имя пользователя и антураж вокруг придуманного имени как бегство от себя.


^ 12. Элитарная культура как антипод массовой

Индивид и масса в концепции Ортега-и-Гассета. «Люди гения» и «люди пользы» по Шопенгауэру. Проявление элитарной концепции в ницшеанской идее сверхчеловека. Теория «искусства для искусства». Типы культуры и модели поведения(участие и бездействие)


^ 13. Проблемы типологии масскультуры

Концепция смены общественно-экономических формаций как возможность выявления закономерностей развития феномена масскультуры. Влияние личности на ход развития культуры. Философия позитивизма и прагматизма как идейная основа современной масскультуры.


^ 14. Кинематограф как искусство реализации стереотипов масскультуры

Социальные предпосылки появления кино. «Важнейшим из искусств для нас является кино и цирк» (концепция насаждения идеологии и развлечения).

Голливуд как социальный институт и чистая форма кино.


^ 15. Мифологизация общественного сознания

Философия истины в масскультуре как пользы и успеха. Конформизм как структурный элемент сознания масскультуры. Ритуальные формулы масскультуры - «любовь и вера побеждают все».


^ 5. Лабораторный практикум

Не предусмотрен.

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

    1. Рекомендуемая литература

^ 6.1.1. Основная литература


  1. Теоретическая культурология / [А. В. Ахутн, В. П. Визгин, А. А. Воронин и др.; под ред. А. Ю. Шеманова]. — М. : Академический Проект [и др.], 2005. — 622 с.

^ 6.1.2. Дополнительная литература

  1. Березин В. М. Массовая коммуникация : сущность, каналы, действия / В. М. Березин. – М. : РИП-холдинг, 2003. – 174 с.

  2. Бехтерев В. М. Внушение и его роль в общественной жизни / В. М. Бехтерев. – СПб. : Питер, 2001. – 256 с.

  3. Борев, Ю. Б. Художественная культура XX века : теоретическая история : учебник для вузов/ Ю. Б. Борев. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 495 с.

  4. Бурстин, Д. Американцы = The Americans the Democratic Experience : демократический опыт : пер. с англ. / Д. Бурстин ; под общ. ред. и коммент. В. Т. Олейника. — М. : Прогресс, 1993. — 831 с.

  5. Генисаретский, О. И. Навигатор : методологические расширения и продолжения / О. И. Генисаретский. – М. : Путь, 2001. – 526 с.

  6. Глобализация и крупные полупериферийные страны / отв. ред. : В. Г. Хорос. – М. : Международные отношения, 2003. – 348 с.

  7. Грушин, Б. А. Четыре жизни России в зеркале опроса общественного мнения : очерки массового сознания россиян времен Хрущева, Брежнева, Горбачева, и Ельцина / Б. А. Грушин. – М. : Прогресс-Традиция, 2006. – 906 с.

  8. Гуревич, П. С. Психология рекламы : учебник для вузов / П. С. Гуревич. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 269 с.

  9. Залевский Г. В. Личность и фиксированные формы поведения / Г. В. Залевский. – М. : Институт психологии РАН, 2007. – 234 с.

  10. Иноземцев, В. Л. Расколотая цивилизация : наличествующие предпосылки и возможные последствия постэкономической революции / В. Л. Иноземцев – М. : Академия, 1999. – 703 с.

  11. Ионин, Л. Г. Социология культуры : путь в новое тысячелетие : учебное пособие / Л. Г. Ионин – М. : Логос, 2000. – 431 с.

  12. Кемеров, В. Е., Керимов Т. Х. Хрестоматия по социальной философии : учебное пособие для вузов / В. Е. Кемеров, Т. Х. Керимов – М. : Академический Проект, 2001. – 569 с.

  13. Кортунов, В. В. Бегство от реальности или оборотная сторона телекоммуникационных технологий / В. В. Кортунов. – М. : Б, 2003. – 166 с.

  14. Коряковцева, Н. А. Хрестоматия по информационной культуре / Н. А. Коряковцева. – М. : Либерия-Бибинформ, 2007. – 140 с.

  15. Мелюхин, И. С. Информационное общество : истоки, проблемы, тенденции развития / И. С. Мелюхин. – М. : Издательство МГУ, 1999. – 206 с.

  16. Миф, мечта, реальность : постнеклассические измерения пространства культуры / И. В. Мелик-Гайказян, Г. И. Петрова, Н. А. Лукьянова и др. – М. : Научный мир, 2005. – 255 с.

  17. Назаретян, А. П. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи : лекции по социальной и политической психологии : учебное пособия для вузов / А. П. Назаретян. – СПб. : Питер, 2003. – 189 с.

  18. Общество и книга : от Гутенберга до Интернета / ред. А. П. Королева. – М. : Традиция, 2000. – 279 с.

  19. Панарин, И. Н. Информационная война, PR и мировая политика : учебные пособия для вузов / И. Н. Панарин. – М. : Горячая линия-Телеком, 2006. – 351с.

  20. Постмодернизм : энциклопедия / сост. и науч. ред. : А. А. Грицанов, М. А. Можейко. – Минск : Интерпрессервис, 2001.-1037 с.

  21. Почепцов, Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века / Г. Г. Почепцов. – М. : Рефл-бук, 2002. – 348 с.

  22. Практический интеллект / Р. Дж. Стернберг, Дж. Б. Форсайт, Дж. Хедланд и др. – СПб. : Питер, 2002. – 265 с.

  23. Прозоров, В. В. Власть современной журналистики, или СМИ наяву / В. В. Прозоров. – Саратов : Издательство Саратовского университета, 2004. – 237 с.

  24. Райх, В. Психология масс и фашизм / В. Райх ; пер. с нем. Ю. М. Донец. – СПб. : Университетская книга, 1997. – 379 с.

  25. Рассел, Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней / Б. Рассел ; науч. ред. В. В. Целищев. – СПб. : Издательство Михайлова В. А., 1999. – 203 с.

  26. Ромм, Т. А. Социальное воспитание : эволюция теоретических образов / Т. А. Ромм. – Новосибирск : Наука, 2007. – 377 с.

  27. Ситников, А. П., Гундарин М. В. Победа без победителей : очерки теории прагматических коммуникаций / А. П. Ситников, М. В. Гундарин. – М. : ИМИДЖ-Контакт, 2003. – 250 с.

  28. Современный словарь по культурологии / Авт.-сост. В. В. Юрчук /. — Минск : Современное слово, 1999. — 733 с.

  29. Соколов, А. В. Социальные коммуникации : учебно-методическое пособие / А. В. Соколов. – М. : Профиздат, 2003. – 161 с.

  30. Сорокин, П. Преступление и кара, подвиг и награда : социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали / П. Сорокин. – СПб. : РХГИ, 1999. – 447 с.

  31. Терещенко, А. В. Быт русского народа / А. В. Терещенко. – М. : Русская книга, 1999. – 309 с.

  32. Туровская, М. Герои «безгеройного времени» : (Заметки о неканонических жанрах) / М. Туровская. — М. : Искусство, 1971. - 239 с.

  33. Федотова, В. Г. Хорошее общество / В. Г. Федотова. – М. : Прогресс-Традиция, 2005. – 543 с.

  34. Феофанов, О. А. Реклама : новые технологии в России : учебное пособие для подготовки профессионалов в сфере рекламы / О. А. Феофанов. – СПб. : Питер, 2004. – 376 с.

  35. Фернхем, А., Хейвен П. Личность и социальное поведение / А. Фернхем, П. Хейвен ; пер. с англ. Н. Мальгина. – СПб. : Питер, 2001. – 360 с.

  36. Филатова, О. Г. Социология массовой коммуникации : учебное пособие для вузов / О. Г. Филатова – М. : Гардарики, 2006. – 303 с.

  37. Фрейд З. «Я» и «Оно»: труды разных лет / З. Фрейд ; сост. А. Григорашвили. – Тбилиси : Мерани, 1991. –396 с.

  38. Фуко, М. Надзирать и наказывать: Рождение тюрьмы / М. Фуко ; пер. с фр. В.Наумов; под ред. И.Борисовой. – М. : Ad Marginem, 1999. – 479 с.

  39. Химик, В. В. Поэтика низкого, или Просторечие как культурный феномен / В. В. Химик. – СПб. : Филологический факультет СПбГУ, 2000. – 272 с.

  40. Шарков, Ф. И. Теория коммуникации : учебник для вузов / Ф. И. Шарков. – М. : РИП-холдинг, 2006. – 240 с.

  41. Шопенгауэр, А. Избранные произведения / А. Шопенгауэр ; Сост. И. С. Нарский. — М. : Просвещение, 1992. — 477 с.

  42. Язык вражды и язык согласия в социокультурном контексте современности / [отв. ред. : И. Т. Вепрева, Н. А. Купина, О. А. Михайлова]. — Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2006. — 560 с.


^ 6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

Библиотечный фонд ТГПУ, видеотека специализированной мультимедийной аудитории ИПП; компоненты учебно-методического комплекса по дисциплине.


^ 7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Научная библиотека ТГПУ, специализированная мультимедийная аудитория, оснащенная современными средствами визуализации, видеотекой и слайдами по дисциплине; компьютерные классы с выходом в Интернет.


^ 8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

8.1.Методические рекомендации для преподавателей

Рекомендуется строить лекции по проблемному принципу, показывая наиболее дискуссионные проблемы изучения массовой культуры. В связи с задачами курса в плане обучения студентов методам интерпретации текстов массовой культуры, рекомендуется активное использование на занятиях самих текстов массовой культуры (в том числе различных форм мультимедиа), а также проведение отдельных занятий в форме дискуссий с обсуждением конкретных явлений массовой культуры.


^ 8.2. Методические указания для студентов

При изучении курса рекомендуется обращать внимание на следующие проблемы: специфика феномена массовой культуры; основные тенденции в мировой культуре рубежа XIX-XX столетия, которые способствовали возникновению культуры для масс; приоритетные направления масскультуры, ее место в современном мире, способы проникновения культурных стереотипов в разные слои общества, основные черты, присущие западной и российской массовой культуре: общее и особенное.

Особое внимание уделяется интерпретации текстов масcкультуры (реклама, телевизионный сюжет, блокбастеры в литературе и в кино как проявление культурных стереотипов масс) и объяснению возникновения культурных мифов.

Вопросы к зачету:

  1. Исторические предпосылки и этапы становления массовой культуры.

  2. Социальные функции массовой культуры.

  3. Коммерческая основа масскультуры.

  4. Проблема типологии культуры.

  5. Личность как творец культурных ценностей.

  6. Философские основы массовой культуры.

  7. Элитарная культура как антипод массовой.

  8. Телевидение как средство распространения массовой культуры.

  9. Значения понятия массы в контексте культуры для масс.

  10. Процессы формирования и функционирования в области культуры среднего класса.

  11. Цели и задачи масскультуры.

  12. Идолопоклонство как форма проявления сознания масскультуры.

  13. Массовая культура в художественном творчестве.

  14. Жанры масскультуры.

  15. Сведение социального к биологическому в масскультуре.

  16. Реклама как форма реализации прагматических тенденций в масскультуре.

  17. Проекция собственных страхов на явления культуры (З.Фрейд, Э.Фромм).

  18. Проблема реализации животных инстинктов в произведениях масскультуры.

  19. Кинематограф как отражение специфики массового сознания.

  20. Понятия элиты и массы в философии Ортега-и-Гассета.



Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 020600 (031401.65) «Культурология».


Программу составил:

доцент кафедры отечественной истории

и культурологии, к. искусств._______________________А.В. Бернатоните


Программа утверждена на заседании кафедры отечественной истории и культурологии, протокол № 1 от 29.08.2008 г.


Зав.кафедрой___________________С.А. Кочурина


Программа дисциплины одобрена метод комиссией института профессиональной подготовки ТГПУ.


Председатель метод.комиссии ИПП ТГПУ_________________О.А.Батурина


Согласовано:


Директор института

профессиональной подготовки ТГПУ_________________Е.А.Каюмова




Скачать 162,4 Kb.
оставить комментарий
Дата30.09.2011
Размер162,4 Kb.
ТипПрограмма дисциплины, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх