Примерная программа дисциплины социология религии федерального компонента цикла опд. Ф. 13 Гос впо второго поколения по специальности: 020300 «Социология» icon

Примерная программа дисциплины социология религии федерального компонента цикла опд. Ф. 13 Гос впо второго поколения по специальности: 020300 «Социология»



Смотрите также:
Примерная программа дисциплины социология труда и экономическая социология федерального...
Примерная программа дисциплины социология организаций федерального компонента цикла опд. Ф...
Примерная программа дисциплины социология международных отношений федерального компонента цикла...
Примерная программа дисциплины социальная психология федерального компонента цикла опд. Ф...
Примерная программа дисциплины социальная антропология федерального компонента цикла опд. Ф...
Примерная программа дисциплины основы менеджмента федерального компонента цикла опд. Ф...
Примерная программа дисциплины социальное прогнозирование и проектирование федерального...
Примерная программа дисциплины методология и методика социологического исследования федерального...
Примерная программа дисциплины процесс принятия внешнеполитических решений федерального...
Примерная программа дисциплины теория и практика социальной работы федерального компонента цикла...
Примерная программа дисциплины этносоциология федерального компонента цикла опд. Ф...
Учебная программа по дисциплине «Экологический мониторинг» федерального компонента цикла дн гос...



скачать

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ




УТВЕРЖДАЮ

Руководитель Департамента

образовательных программ

и стандартов профессионального образования

________________ В.И. Кружалин


“___” ________________ 2001 г.


Примерная программа дисциплины


СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ


федерального компонента цикла ОПД.Ф.13 ГОС ВПО второго поколения по специальности: 020300 – «Социология»


Рекомендовано

Советом по социологии и социальной антропологии УМО по классическому университетскому образованию



Председатель Совета по социологии и социальной антропологии УМО по классическому университетскому образованию, профессор



^

В.И. Добреньков




Москва

2001

Примерная программа дисциплины «Социология религии» федерального компонента цикла ОПД.Ф.13 составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности: 020300- «Социология»


Авторы:





Гараджа Виктор Иванович, д.ф.н., проф.,МГУ им. М.В.Ломоносова;


Гараджа Елена Викторовна, к.ф.н., с.н.с., МГУ им. М.В. Ломоносова.


Рецензенты:




Яблоков И.Н, доктор философских наук, МГУ им. М.В. Ломоносова;


Митрохин Л.Н., доктор философских наук, профессор, институт философии РАН.




I. Организационно-методический раздел


  1. Цель и задачи курса - ознакомление студентов с социологией религии как научной дисциплиной, ее основными понятиями и методологическими принципами, классическими и современными теориями ре­лигии, методами и важнейшими результатами ее эмпирического исследования.

  2. В силу специфики своего предмета социология религии относится к числу базовых дисциплин в социологическом образовании, владение материалом которых необходимо социологу вне зависимости от его специализации.

  3. Данный курс читается на третьем году обучения студентов-социологов, поскольку предполагает знание истории социологии и ее теоретических основ.

  4. Уровень освоения содержания курса предполагает овладение системой понятий и умением применять эти понятия в анализе конкретных социологических данных с учетом различных точек зрения на природу и функции религии как социального феномена. Как часть религиеведения, комплекса наук о религии как феномене культуры, социология религии является компонентом не только социологического но и гуманитарного образования, необходимого квалифицированному социологу.


II. Содержание курса


Содержание курса может быть представлено в двух разделах: пер­вый является вводным и представляет социологию религии в ее возникновении и развитии, второй - социологическое исследование религии в различных аспектах ее взаимодействия с обществом.


ТЕМЫ КУРСА И ИХ СОДЕРЖАНИЕ

^

РАЗДЕЛ I. СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ КАК НАУКА



Тема 1. Предпосылки возникновения и развитие социологии религии в ХIХ в

А) Трансформация европейского общества в общество современное, процесс секуляризации. Б) Критика религии с позиций "просвещенного разума", ее роли в достижении ценностного согласия в обществе. В) Вклад различных наук в понимание религии как феномена культуры, закономерности и социальной обусловленности ее существования, ее происхождения, развития и функционирования (история, этнография, языкознание, социальная антропология). К.Маркс: религия как "отчужденное сознание", ее социальные корни и функции в ка­честве идеологической надстройки над экономическим базисом. О.Конт: религия как конституирующий элемент общества на первой стадии его исторического развития; ее вытеснение наукой на "позитивной стадии". Г.Спенсер: религия в промышленно развитом обществе с рыночной экономикой, ее роль в качестве средства социального контроля.


Тема 2. Предмет и метод социологии религии

Религия как элемент социальной системы, ее структурно-функциональный анализ. Методологические принципы социологии религии; социология и теология. Социология религии как эмпирическая наука, социологические методы изучения религии; социология и философия религии. Религия как коммуникативная система; социология и психология религии. Социология религии в системе социологического знания, ее отношения с другими социологическими дисциплинами, с общей теорией социологии. Значение социологического изучения религиозной сферы жизни общества, критерии его оценки и требования профессиональной этики - объективность и научная обоснованность, "интеллектуальная честность" и ответственность.


Тема 3. Религия как фактор социальной интеграции: Э. Дюркгейм

Элементарные формы религиозной жизни и их универсальные характеристики: определение религии, рассматриваемой как «социальный факт». "Священные вещи" и их социальная функция. Религия как "коллективное представление» (верование, миф), коллективное действие (ритуал, культ) и объединение людей в "моральную общность" ("церковь"). "Механическая солидарность": религия как фактор интеграции в традиционном обществе. Тотем и клан. Табу. Религия, право и мораль как факторы поддержания нормативного порядка и социального равновесия. «Органическая солидарность», изменение роли и возможностей религии с развитием социальной дифференциации в секулярном мире. Светские идеологии как функциональный эквивалент религии.


Тема 4. Религия в системе "социального действия": М. Вебер

Религия как способ рационализации человеческой деятельности; ее отличие от магии; аскетизм и мистика. Сравнительный анализ мировых религий как идеальных типов отношения к миру. Религия и социальное изменение. Харизма и пророчество. Хозяйственная этика мировых ре­лигий. Протестантская этика и дух капитализма: мирская аскеза и развитие предпринимательской деятельности. Религиозная этика и мирские сферы человеческой деятельности (политика, образование, семья, художественное творчество и др.). "Расколдование мира" как завершение религиозной эволюции. Угасание традиционных рели­гий как симптом упадка западной цивилизации; противоречие между религией и миром науки. Типология религиозных организаций: церковь и секта. Превращение харизматической группы в религиоз­ную организацию ("рутинизация харизмы"). Церковь как социальный институт. Другие объединения людей по религиозному признаку (жреческая коллегия, религиозное братство, монашеский орден). Различие между религиями по типу их "социального носителя". Религиозные типы: пророк, законоучитель, учитель этики, священнослужитель; духо­венство и миряне.


Тема 5. Религия как институт культуры: Б. Малиновский

Культура как "инструментальная система", посредством которой решаются конкретные проблемы, с которыми человек сталкивается при удовлетворении своих потребностей. Магия и религия как образ действия, система верований, социальный феномен и личный опыт. Различие в функциях между магией и религией. Религия как эмоциональный ответ на требование выживания группы, преодоления кризисных ситуаций; смерть и реинтеграция группы. Магия и религия как способы поддержания социальных связей, противостояния угрозе социального распада.


Тема 6. Религия и социокультурная динамика: П. Сорокин

Религия как одна из основных культурных систем (наряду с языком наукой, философией, искусством, этикой, правом); как совокупность смыслов, ценностей и норм, образующих целостную систему. Три культурных уровня религии как эмпирического феномена: идеологическая культура, поведенческая культура и материальная культура. Религия как неотъемлемая часть общей культуры человечества. Суперсистемы культуры и типы религии, формирующиеся в зависимости от их характера: чувственная, рациональная и интегральная. Социокультурная динамика как смена суперсистемы суперсистемой другого типа. Разрушение преобладающей в Новое время чувственной системы западной культуры как сущность «кризиса нашего времени». Религия как изменяющееся "миропонимание" и одна из многих действующих сил культурной и социальной истории, которая может быть понята только во взаимодействии с другими компонентами социокультурной динамики.

^

РАЗДЕЛ II. РЕЛИГИЯ И ОБЩЕСТВО



Тема 7. Социальные формы организации религии

Определение религиозной принадлежности по родовой, этнической или государственной принадлежности в "диффузных религиях". Возникновение "организованной религии", ее характерные черты: образование иерархии, догматизация и конфессионализация. Типы религиозных организаций: церковь – деноминация – секта – культ. Социологические критерии различения церкви и секты: отношение к "миру", членство, организационная структура. Возникновение и эволюция религиозных групп под влиянием депривации в различных ее формах. Социальный смысл религиозного сектанства как "подпольного мира" девиантных смыслов, значений, противостоящих контролю со стороны общества. Внутреннее противоречие институализации религии. Экуменизм и фундаментализм.


Тема 8. Религия и социальная система

Религиозная легитимация нормативного порядка; религия как фактор стабильности и "социетальной интеграции" (Т.Парсонс), "поддержания культурного образца". Функция религии в социальном конструировании реальности (П.Бергер, Т.Лукман): сакрализация и космизация социального порядка. Функции религии в обществе как социальной системе, охватывающей все действия, соотносимые друг с другом в коммуникации, через взаимосогласование действий и переживаний участников общения (Н.Луман). Функциональность и дисфункциональность религии, "латентные" функции религии (Р.Мертон). Изменение характера и степени воздействия религии как символической системы (Р.Белла) на общество на разных этапах ее эволюции.

Тема 9. Религия и социальные конфликты

Религия как способ разрешения конфликта между интересами общест­ва и индивида (Э.Дюркгейм). Классовая борьба и религия (К.Маркс). "Борьба богов": религия в контексте противостояния несовместимых мировоззренческих ориентаций (М.Вебер). Конфликты на религиоз­ной почве: а) внутри религиозных групп, б) между религиозными груп­пами. Источники религиозной нетерпимости. Религиозный фанатизм и экстремизм. Возможности религий в разрешении конфликтных ситуа­ций в борьбе за собственность, за власть, в межэтнических столк­новениях и национальной вражде, в межличностных отношениях. Религия в плюралистическом обществе; толерантность как политическая, правовая и моральная кате­гория.


Тема 10. Религия в индустриальном обществе

Переход от традиционного общества к современному и изменения в религиозной сфере. Религиозный модернизм и фундаментализм. Ре­лигия как фактор, способствующий процессу модернизации. Протестан­тизм и развитие капитализма. Религиозный традиционализм. Роль православия в экономическом развитии России. Религия и политика. Типы институционального воздействия религии на политическую сферу. Христианство и демократия. Современные модели отношений меж­ду государством и церковью. Религия и проблема легитимации полити­ческой власти в традиционном и современном обществе. Религиозный плюрализм и индивидуализм. Типология современной религиозности, проблема ее операционального определения. Религиозная личность и факторы, влияющие на ее формирование.


Тема 11. Религия и социальная стратификация

Кастовая система как религиозно детерминированная система социального неравенства. Механизмы влияния религии на социальную страти­фикацию в моно- и много-конфессиональных общества. Религиозная принадлежность и социальный статус. Христианство и социальное неравенство. "Религия бедных" и "религия богатых". Теодицея. Милленаристские движения. Религия и социальная мобильность. П.Сорокин о религиозном расслоении общества и «религиозных перегруппировках» - переходах из одной религии в другую. Религия и "стиль жизни".


Тема 12. Религия в современном мире. Будущее религии

Проявления и противоречивые последствия секуляризации. Изменения традиционного облика и функций религии. "Конфликт культуры" и разложение традиционных религиозных институтов (Г. Зиммель, Д. Лукач). "Гражданская религия" и "латентные мифы" (Р.Барт). Нетрадиционные формы религиозности. Новые религии, многообразие их типов. Кризис современного общества и "возрождение религии", его перспективы в свете продолжающейся десакрализации жизненного мира современного человека. Фундаментализм как реакция на модернизацию и глобальные проблемы современного мира. Влияние религии на общество на локальном, региональном и мировом уровне. Масштабы и социальное значение современных типов нерелигиозного сознания.


Примерные контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы


Какие социальные процессы в европейской истории ХVII – ХIХ вв. способствовали осознанию связей между религией и обществом?

Каким критерием в оценке религии руководствовался Монтескье? Раскройте понятие "гражданской религии" у Руссо и обоснование ее необходимости для общества.

Что представляет собой религия как социальный феномен в марк­систском понимании?

Почему, с точки зрения Конта, общество могло бы обойтись без религии с наступлением позитивной стадии исторического развития? Какова роль религии на первой стадии этого развития?

Какова социальная функция религии в теории Г. Спенсера?

Какова цель социологического исследования религии?

Обязан ли социолог, изучающий религию, сам быть религиозным? Насколько субъективное отношение к религии может влиять на результат его работы?

В чем трудность социологического определения религии? Какие преимущества и какие недостатки имеет каждый из двух разработанных социологией способов определения религии?

Чем отличается социологический взгляд на религию от богословского, с одной стороны, и философского - с другой?

Какое место занимает религия в системе социологического знания? Можно ли рассматривать ее только как одну из специальных дисциплин?

В чем, по Дюркгейму, заключается смысл и значение изучения элементарных форм религии? Какие это формы?

Раскройте содержание дюркгеймовского определения религии.

Чем отличаются священные вещи от профанных? Каковы социальные функции священного?

Что имеет в виду Дюркгейм, когда утверждает, что религия в такой же мере творит общество, в какой общество-религию?

Каким образом религия обеспечивает интеграцию общества? Чем отличается "механическая солидарность" от "органической"?

Могут ли наука и светская этика, с точки зрения Дюркгейма, заменить религию?

Назовите и охарактеризуйте основные работы М. Вебера по социологии религии.

Каким образом осуществляется в религии рационализация человеческой деятельности? Чем, по Веберу, магия отличается от религии?

Каким образом протестантская этика, по Веберу, способствовала развитию капитализма?

Какие типы религиозного отношения к миру выделяет Вебер?

Какую роль понятие харизмы играет в социологии религии Вебера?

Как возникает религиозная организация и какие «идеальные типы» ее выделяет Вебер? Трельч?

Каковы причины и последствия "расколдования мира"?

Какие функции, согласно Малиновскому, выполняют в обществе магия, религия и наука?

Почему, по мнению Малиновского, развитие науки не приводит к полному вытеснению магии и религии?

Каким образом религия способствует преодолению кризисных ситуаций?

Каковы, согласно П.Сорокину, особенности религии как одной из культурных систем? На каких уровнях она функционирует?

В какие суперсистемы включена религия? Как соотносится характер религии с типом суперсистемы?

Почему П. Сорокин не считает правильным рассматривать религию как неизменно интегрирующую общество силу? С чем связана и что означает религиозная поляризация обществ в ХХ в.?

Чем отличаются религиозные группы от нерелигиозных?

Когда и как возникает религиозная организация людей по исповедуемой ими вере?

Почему возникают и существуют два типа религиозной организации - церковь и секта? В чем заключаются различия между ними? Что представляет собой церковь как социальный институт?

В чем заключается дилемма религиозной институализации?

Как разрабатывалась и как выглядит современная типология религиозных организаций? Какое значение она имеет для социологи­ческого изучения религии?

Какова функция религии в обеспечении стабильности общества?

Каким образом религия участвует в социальном конструировании реальности?

Как изменяется характер и степень воздействия религии на об­щество на разных ступенях религиозной эволюции? Почему, согласно утверждению Р.Белла, оно не уменьшается, а увеличивается в ранне-современном и современном обществе?

Каким образом религия разрешает конфликт между интересами об­щества и индивида?

Почему в марксизме религия выступает и как формула социального конформизма, и как выражение социального протеста?

Что рождает религиозную нетерпимость?

Приведите примеры конфликтов на религиозной почве – внутри религиозных групп и между ними.

Приведите примеры разрешения социальных конфликтов с помощью религии а) в истории, б) в современном мире.

Какие изменение претерпевает религия в результате перехода от традиционного общества к современному?

Какие модели отношений между церковью и государством сложились в современном обществе?

Как вы считаете, способствовало ли православие развитию предпринимательской деятельности в России?

Каким способом решается проблема легитимации политической власти в современном обществе?

Под влиянием каких факторов формируется религиозная личность?

Охарактеризуйте кастовую систему, ее религиозное обоснование.

Как религиозная принадлежность может влиять на социальный статус?

Оправдывает ли христианство социальное неравенство?

Какие способы решения проблемы теодицеи предлагают мировые религии?

Как связана религия с социальной мобильностью?

Как изменяется традиционный облик религий в секулярном мире? Покажите на примерах особенности нетрадиционных религий. Охарактеризуйте феномен "возрождения религии" в современном мире, его причины и перспективы.

Охарактеризуйте процесс секуляризации, его противоречия и последствия; теории се­куляризации.

Новые религии и религиозные движения, в чем их отличие от традиционных типов рели­гиозности?


Примерные темы рефератов, курсовых работ


М.Мосс о социальной функции священного.

Теория ритуала В.Тэрнера.

А.Рэдклифф-Браун о взаимодействии религии и общества.

Социология религии в России.

Магия и религия в структурной антропологии К.Леви-Строса.
^

Религия в социологии П.Бурдье.

М.Вебер о социальных слоях - носителях религиозного сознания.


М.Вебер о религиозно-этических предпосылках капиталистического хозяйства.

Модернизация и аналоги протестантской этики в незападных обществах.

Социология религии Г.Зиммеля.

М.Вебер и К.Ясперс о возникновении мировых религий как "осевом времени" мировой истории.

К.Манхейм о христианских ценностях в наше время.

Гендер и религия.

Э.Гидденс о современном религиозном развитии.

Ислам и Запад.

Религия в США.

Социальная концепция Русской Православной Церкви.

Религиозный фундаментализм.

Религия и образование.


Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу


Предпосылки и истоки возникновения социологии религии.

Маркс о социальных корнях и функции религии в классовом обществе. Религия как социальный феномен в позитивизме Конта.

Религия как средство социального контроля в социологии Спенсера. Религия как предмет социологического исследования, его методоло­гические принципы.

Социологические методы изучения религии.

Дюркгейм - определение религии. Социальная функция священного. "Механическая солидарность", религия как фактор интеграции традиционного общества.

Проблема интеграции общества, основанного на «органической соли­дарности».

Социология религии М.Вебера.

Хозяйственная этика мировых религий.

Религиозная этика и мирские сферы человеческой деятельности. Сравнительный анализ Вебером мировых религий как разных типов отношения к миру.

Религия и социальное изменение. Харизма и пророчество.

"Расколдование мира"; угасание традиционных религий как симптом упадка западной цивилизации (М. Вебер).

Типология религиозных организаций; церковь и секта.

Социальная стратификация и религия. Христианство и социальное неравенство.

Б.Малиновский о функции религии в поддержании социальных связей в кризисных ситуациях; смерть и реинтеграция группы.

Б.Малиновокий - магия, религия и наука как "институты культуры". П.Сорокин: религия как одна из основных культурных систем. Ее структура и функции.

Религия в суперкультурах и в процессе социокультурной динамики (П. Сорокин).

Типология религиозных организаций.

Религиозный экстремизм.

Возникновение и развитие религиозных групп на основе депривации. Религия как фактор стабильности и социентальной интеграции (Т.Парсонс).

Функция религии в социальном конструировании реальности (П.Бергер, Т.Лукман).

Р.Мертон о латентных функциях религии.

Религия как символическая система. Ее дифференциация и основные типы в истории (Р.Белла).

Конфликты внутри религиозных групп и между группами. Религиозные войны.

Источники религиозной нетерпимости. Религиозный фанатизм и экстремизм.

Религия в плюралистическом обществе. Толерантность как принцип отношения к инакомыслию.

Религиозный модернизм и фундаментализм.

Типы институционального воздействия религии на политическую сферу.

Переход от традиционного общества к современному и изменения в религиозной сфере.

Религия и проблема легитимизации политической власти в традиционном и современном обществе. Христианство и демократия.

Религиозная личность: факторы, влияющие на ее формирование.

Религия и социальная стратификация. Религиозная принадлежность и социальный статус.

Христианство и социальное неравенство.

Милленаристские движения.

Механизмы влияния религии на социальную стратификацию.

Религия и социальная мобильность.

Секуляризация; теории секуляризации.

«Гражданская религия».

«Новые религии», их особенности и социальное значение.

Религиозный фундаментализм как реакция на модернизацию и глобальные проблемы современного мира.

Влияние современной религии на общество на локальном, региональном и мировом уровне.

Кризис современного общества и «возрождение религии», его причины, характер и перспективы.

Социальные доктрины современных христианских церквей (католической и православной).

Современные типы нерелигиозного сознания. Светская культура (искусство, образование, мораль); взаимоотношения светской и религиозной культуры в современном обществе.


III. Распределение часов курса по темам и видам работ





Наименование тем и разделов


ВСЕГО (часов)


Аудиторные занятия

Самостоятельная работа











130

Лекции

Семинары







I.

Социология религии как наука

56

14

14

28




1


Предпосылки возникновения и развитие социологии религии.

8

2

2

4




2

Предмет и метод социологии религии.

8

2

2

4




3


Религия как фактор социаль-ной интеграции.

8


2


2


4




4


Религия в системе социально-го действия: М.Вебер.

8


4


4


8





5

Религия как институт куль-туры: Б.Малиновский.

8

2

2

4




6

Религия и социокультурная динамика : П. Сорокин.

8

2

2

4




II.

Религия и общество.

74

18

18

38




7

Социальные формы организа-ции религии.

16

4

4

8




8

Религия и социальная система.

16

4

4

8




9


Религия и социальные конф-ликты.

8


2


2


4





10


Религия в индустриальном об-ществе.

16


4


4


8





11


Религия и социальная страти-фикация.

8


2


2


4





12


Религия в современном мире. Будущее религии.

10


2


2


6







ИТОГО: 130


130


32


32


66






IV. Форма итогового контроля

В конце семестра – экзамен.


V. Учебно-методическое обеспечение курса


Рекомендуемая литература (основная)


Белл Д. Культурные противоречия капитализма // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. М., 1996. С. 699-703.

Белла Р. Социология религии // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. М., 1996. С. 190-194, 665-677.

Бергер П. Еретический императив // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. М., 1996. С. 339-364.

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.

Бурдье П. Начала. Разд. "Социология веры и верования социологов" и "Разложение религиозного". М., 1994. С. 133-140, 147-155.

Вебер М. Социология религии (Типы религиозных сообществ) // Избранное. Образ общества. М., 1994. С. 78-308.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избр. произв. М., 1990. С. 44-272.

Вебер М. Наука как призвание и профессия // Избр. произв. М., 1990. С. 707-735.

Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий. Попытка сравнительного исследования в области социологии религии. Введение // Избр. произв. М., 1990. С .43-77.

Вебер М. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира // Избр. произв. М., 1990. С. 307-344.

Гидденс Э. Социология. М., 1999. С. 422-450 Г. 14 "Религия".

Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни // Религия и общество: Хрестоматия. М., 1996. С. 111-145, 438- 441, 469-471.

Дюркгейм Э.О разделении общественного труда. М., 1996.

Зиммель Г. К социологии религии // Избранное: в 2 т. М., 1996. С. 618-635.

Леви-Строс К. Структурная антропология.. Разд. "Магия и религия". М., 1983. С. 147-215.

Малиновский Б. Магия, наука и религия. М., 1998.

Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение. Капитал. Критика политической экономии. Том первый. // Религия и общество: Хрестоматия. М., 1996. С.85-88.

Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994. С. 503-562.

Мосс М. Социальные функции священного. СПб., 2000.

Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997. Г. 2-5.

Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И.Гараджа, Е.Д.Руткевич. М., 1996. С. 775 .

Рэдклифф-Браун А. Религия и общество // Структура и функция в примитивном обществе. М., 2001. Г. 8.

Сорокин П. Социокультурная динамика // Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 425-504.

Трельч Э. Социальные учения христианских церквей и групп // Религия и общество: Хрестоматия. М., 1996. С. 226-238.

Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1983.

Фрейд 3. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. М., 1989. С. 94-142.

Шюц А. Формирование понятия и теории в общественных науках // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. М., 1994. С. 481-496.


Дополнительная литература


Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993. С. 86-130, 305-400, 489-570.

Бергер П. Приглашение в социологию. М., 1996. Г. 2-6.

Булгаков С.Н. Народное хозяйство и религиозная личность // Соч.: в 2 т. М., 1993. С. 348-367. Т. 2.

Гараджа В. И. Социология религии. Учебник для вузов. М., 1996. 238 с.1

Гараджа В.И. Социология религии в России // Социология в России / Под ред. В.Н. Ядова. М., 1998. Г. 18.

Глок Ч. Социология религии // Религия и общество: Хрестоматия. М., 1996. С. 339.

Грушин Б.А. Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения. Эпоха Хрущева. М., 2001. Г. 6-7.

Вах И. Социология религии // Социология религии: классические подход / Сост. М.П. Гапочка, Ю.А. Кимелев. М., 1994.

Зарубина Н.Н. Социокультурные факторы хозяйственного развития: Вебер и современные теории модернизации. СПб., 1998.

Зиммель Г. Религия. Социально-психологический этюд. Проблема религиозного положения // Избранное: в 2 т. М., 1996. С. 545-605, 651-661. Т.1.

Йингер Дж. Социологический взгляд на религию // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. М., 1996. С. 161 -170.

Козер Л. Функции социального конфликта. М., 2000. С. 93, 115-118, 121- 122, 123-129, 152-153.

Кокс X. Мирской град. Секуляризация и урбанизация в теологическом аспекте. М., 1995.

Конт О. Дух позитивной философии. СПб., 2001. Г. 1-2. Ч.1.

Леви-Строс К. Предисловие к трудам Марселя Мосса // М.Мосс. Социальная функция священного. СПб., 2000. С. 409-434.

Малашенко А.В. Исламское возрождение в современной России. М., 1998. Мертон Р. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. М., 1994. С. 379-448.

Московичи С. Машина, творящая богов. М., 1998.

Оллпорт Г. Личность в психологии. М., 1998. Ч. II-III.

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Инфор. бюллетень ОВЦС Московской Патриархии. 2000. № 8

Парсонс Т. Современный взгляд на дюркгеймскую теорию религии // Религия и общество: Хрестоматия. М., 1996. С. 170-190.

Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И.Гараджа, Е.Д.Руткевич. М., 1996. С. 775.

Рэдклифф-Браун А. Табу // Структура и функция в примитивном обществе. М., 2001. Г. 7.

Смелзер Н. Социология. М.,1994. Г. 15. "Религия".

Сорокин П. Главные тенденции нашего времени. М., 1997. Г. 1, 4.

Старые церкви, новые верующие. Религия в массовом сознании пост­советской России / Под ред. К.Кариайнена и Д.Фурмана. М. СПб., 2000. Трельч Э. Религия, хозяйство, общество // Социология религии: классические подходы / Сост. М.Н.Гапочка, Ю.А.Кимеле. М., 1994. С. 162-170.

Уайт Л. Государство-Церковь // Антология исследований культуры. СПб., 1997. С. 285-314. Т.1.

Филатов С., Лункин Р. Конец 90-х: возрождение религиозной нетерпимости // Нетерпимость в России: старые и новые фобии / Под ред. Г. Витковской и А.Малашенко. М., 1999.

Фрейд 3.Тотем и табу. СПб., 1997.

Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. М., 1989. С. 143-221.

Хабермас Ю.Модерн - незавершенный проект // Хрестоматия по культурологии / Под ред. А.А.Радугина. М., 1998. С. 451-466.


Справочное издание: Сафронов С.Г. Русская Православная Церковь: территориальный аспект. М., 2001.

Периодика: журналы «Социс», «Социологический журнал», «Религиоведение». Приложение к НГ «НГ - Религии».

Перечень литературы по специальности: 020300 - «Социология», квалификация – социолог, преподаватель социологии.


Индекс

Наименование дисциплин и их основные разделы

Перечень и реквизиты литературы (автор, название, место издания, год)

1

2

3

ОПД. Ф. 13


«Социология религии»


Раздел I.

Социология религии как наука


Рекомендуемая литература (основная)

Вебер М. Социология религии (Типы религиозных сообществ) // Избранное. Образ общества. М., 1994. С. 78-308.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избр. произв. М. 1990. С. 44-272.

Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий. Попытка сравнительного исследования в области социологии религии. Введение // Избр. произв. М., 1990. С . 43-44.

Вебер М. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира // Избр. произв. М., 1990. С. 307-344.

Гидденс Э. Социология. М., 1999. С. 422-450. Г. 14. "Религия".

Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни // Религия и общество: Хрестоматия. М., 1996. С. 111-145, 438-441, 469-471.

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М., 1996.

Зиммель Г. К социологии религии // Избранное: в 2 т. М., 1996. С. 618-635. Т. 1.

Леви-Строс К. Структурная антропология. Разд. "Магия и религия"'. М., 1983. С. 147-215.

Малиновский Б. Магия, наука и религия. М., 1998.

Маркс К. «К критике гегелевской философии права. Введение». «Капитал. Критика политической экономии». Том первый // Религия и общество: Хрестоматия. М., 1996. С. 85-88.

Мосс М. Социальные функции священного. СПб., 2000.

Рэдклифф-Браун А. Религия и общество // Структура и функция в примитивном обществе. М.,2001. Г. 8.

Сорокин П. Социокультурная динамика // Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 425-504.

Трельч Э. Социальные учения христианских церквей и групп // Религия и общество: Хрестоматия. М., 1996. С. 226-238.

Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1983.

Фрейд 3. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. М., 1989. С. 94-142.


Рекомендуемая литература (дополнительная)

Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993. С. 86-130, 305-400, 489-570.

Бергер П. Приглашение в социологию. М., 1996. Г. 2-6.

Булгаков С.Н. Народное хозяйство и религиозная личность. Соч.: В 2 т. М., 1993. С. 343-367. Т.2.

Вах И. Социология религии // Социология религии: классические подход / Сост. М.П. Гапочка, Ю.А. Кимелев. М., 1994. С. 212-259.

Гараджа В.И. Социология религии. Учебник для вузов. М., 1996.

Гараджа В.И. Социология религии в России // Социология в России / Под ред. В.Н.Ядова. М., 1998. Г. 18.

Зарубина Н.Н. Социокультурные факторы хозяйственного развития: Вебер и современные теории модернизации. СПб., 1998.

Зиммель Г. Религия. Социально-психологический этюд. Проблема религиозного положения. // Избранное: в 2 т. М., 1996. С. 545-605, 651-661. Т.1.

Йингер Дж. Социологический взгляд на религию // Религия и общество: Хрестоматия. М., 1996. С. 161-170.

Конт О. Дух позитивной философии. СПб., 2001. Г. I-II. Ч.1.

Леви-Строс К. Предисловие к трудам Марселя Мосса // М. Мосс. Социальная функция священного. СПб., 2000. С. 409-434.

Мерло-Понти М. От Мосса к Клоду Леви-Строссу // В защиту философии. М., 1996. С. 84-88.

Московичи С. Машина, творящая богов. М., 1998.

Парсонс Т. Современный взгляд на дюркгеймовскую теорию религии // Религия и общество: Хрестоматия. М., 1996. С. 170-190.

Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И.Гараджа, Е.Д.Руткевич. М., 1996. С. 775.

Рэдклифф-Браун А. Табу // Структура и функция в примитивном обществе. М., 2001. Г. 7.

Смелзер Н.Социология. М., 1994. Г. 15. "Религия".

Сорокин П. Главные тенденции нашего времени. М., 1997. Г. 1, 4.

Фрейд 3.Тотем и табу. СПб., 1997.

Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. М., 1989. С. 143-221.

Трельч Э. Религия, хозяйство, общество // Социология религии: классические подходы / Сост. М.Н.Гапочка, Ю.А.Кимелев. М., 1994. С. 162-170.

Уайт Л. Государство-Церковь // Антология исследований культуры. СПб., 1997. С. 285-314. Т.1




Раздел II.

Религия и общество

Рекомендуемая литература (основная)

Белл Д. Культурные противоречия капитализма // Религия и общество: Хрестоматия. М., 1996. С. 699-703.

Белла Р. Социология религии // Религия и общество: Хрестоматия. М., 1996. С. 190-194, 665-677.

Бергер П. Еретический императив // Религия и общество: Хрестоматия. М., 1996. С.339-364.

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.

Бурдье П. Начала. Разд. "Социология веры и верования социологов" и "Разложение религиозного". М., 1994. С. 133-140, 147-155.

Вебер М. Наука как призвание и профессия // Избр. Произв. М., 1990. С. 707-735.

Гараджа В. И. Социология религии. Учебник для вузов. М., 1996. С. 238.

Гидденс Э. Социология. М., 1999. С. 422-450. Г. 14. "Религия".

Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994. С. 503-562.

Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997. Г. 2-5.

Фрейд 3. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. М., 1989. С. 94-142.

Шюц А. Формирование понятия и теории в общественных науках // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. М., 1994. С. 481-496.


Рекомендуемая литература (дополнительная)

Бергер П. Приглашение в социологию. М., 1996. Г. 2-6.

Гараджа В. И. Социология религии. Учебник для вузов. М., 1996. С. 238.

Глок Ч. Социология религии // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И.Гараджа, Е.Д.Руткевич. М., 1996. С. 334-339.

Вах И. Социология религии // Социология религии: классические подход / Сост. М.П. Гапочка, Ю.А. Кимелев. М., 1994.

Грушин Б.А. Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения. Эпоха Хрущева. М., 2001. Г. 6-7.

Зарубина Н.Н. Социокультурные факторы хозяйственного развития: Вебер и современные теории модернизации. СПб., 1998.

Козер Л. Функции социального конфликта. М., 2000. С. 115-118, 121- 122, 123-129, 152-153.

Кокс X. Мирской град. Секуляризация и урбанизация в теологическом аспекте. М., 1995.

Малашенко А.В. Исламское возрождение в современной России. М., 1998.

Мертон Р. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. М., 1994. С. 379-448.

Московичи С. Машина, творящая богов. М., 1998.

Оллпорт Г. Личность в психологии. М., 1998. Ч. II и III.

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Инфор. бюллетень ОВЦС Московской Патриархии. 2000. № 8.

Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И.Гараджа, Е.Д.Руткевич. М., 1996. С. 775.

Сафронов С.Г. Русская Православная Церковь территориальный аспект. М., 2001.

Смелзер Н.Социология. М., 1994. Г. 15. "Религия".

Старые церкви, новые верующие. Религия в массовом сознании пост­советской России // Под ред. К.Кариайнена, Д.Фурмана. М. СПб., 2000.

Уайт Л. Государство-Церковь // Антология исследований культуры. СПб., 1997. С. 285-314. Т.1.

Уолцер М.О терпимости. М., 2000. С. 23-52, 81-86.

Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. М., 1989. С. 143-221.

Филатов С., Лункин Р. Конец 90-х: возрождение религиозной нетерпимости. // Нетерпимость в России: старые и новые фобии / Под ред. Г. Витковской, А.Малашенко. М., 1999.

Хабермас Ю.Модерн - незавершенный проект // Хрестоматия по культурологии / Под ред. А.А.Радугина. М., 1998. С. 451-466.


Данная примерная учебная программа утверждена на заседание расширенного Президиума Совета по социологии и социальной антропологии УМО по классическому университетскому образованию 14 декабря 2001, протокол №4.

1 Учебник, а также Хрестоматия по социологии религии рекомендованы Отделом гуманитарного образования ГК РФ по высшему образованию в качестве учебных пособий для высших учебных заведений.






Скачать 311,84 Kb.
оставить комментарий
М.В.Ломоносова
Дата30.09.2011
Размер311,84 Kb.
ТипПримерная программа, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх