Комплекс дидактических игр для активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики icon

Комплекс дидактических игр для активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики


3 чел. помогло.
Смотрите также:
Систематизация дидактических игр...
Использование интерактивных форм и методов обучения...
Аннотированный список ресурсов интернет тема: активизация познавательной деятельности учащихся...
Глава Способы активизации познавательной деятельности младших школьников 5....
Использование дидактических игр как один из методов повышения познавательной активности учащихся...
Аннотированный список ресурсов Интернет «Нравственное воспитание на уроках математики»...
Методика использования дидактических игр на уроках математики в начальной школе Содержание...
Методика проведения и использования игр на уроках математики Содержание игр при изучении темы:...
Л. Ю. Андреевская Организация учебно-познавательной деятельности младших школьников как средства...
Доклад
Маргариты Павловой «Здоровая школа»...
Активизация познавательной деятельности учащихся одна из актуальных проблем на современном этапе...



Загрузка...
скачать


Содержание

Введение…………………………………………………….………………………4

ГЛАВА 1. Теоретические основы активизации познавательной

деятельности на уроках математики………………………………………………6

    1. Проблема активизации познавательной деятельности младших

школьников в педагогической науке………………………………………………6

    1. Виды дидактических игр………………………………………………………10

    2. Возрастные особенности ребёнка младшего школьного возраста………….14

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по активизации

познавательной деятельности на уроках математики средствами

дидактической игры………………………………………………………………..19

2.1 Диагностика уровня активизации познавательной деятельности

младших школьников средствами дидактической игры………………………...19

2.2 Комплекс дидактических игр для активизации познавательной

деятельности младших школьников на уроках математики…………………….20

2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по активизации

познавательной деятельности средствами дидактической игры на уроках

математики………………………………………………………………………….26

Заключение………………………………………………………………………….28

Список литературы ………………………………………………………………...29

Приложения


Введение


Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики.

Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Поиски путей развития активизации познавательной деятельности у младших школьников, развитие их познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать многие педагоги, психологи, методисты и учителя.

Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать всё, что даёт учитель, создают благоприятные условия для развития познавательной деятельности.

Создание средств обучения находится в тесной связи с развитием техники, науки, уровнем педагогической и психологической мысли, передовым педагогическим опытом. Данный аспект является главным в развитии личности ученика, так как достаточная подготовленность к познавательной деятельности снимает психологические нагрузки в учении, предупреждает неуспеваемость, сохраняет здоровье.

Важнейшим фактором в развитии познавательной деятельности является создание действенных и эффективных условий для развития познавательных способностей детей, их интеллекта и творческого начала, расширения кругозора. Существующие объективные потребности педагогической теории и практики обусловили выбор темы исследования: «Дидактические игры как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики».

Цель исследования: выявить, научно обосновать педагогические условия активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики с помощью дидактической игры.

Объект исследования: процесс активизации познавательной деятельности младших школьников.

Предмет исследования: развитие познавательной деятельности и её активизация у младших школьников на уроках математики с помощью дидактической игры.

Гипотеза: эффективность развития активизации познавательной деятельности младших школьников обеспечивается следующими условиями:

- учитываются индивидуальные и типологические условия учащихся;

- предусматривается использование комплекса дидактических игр, направленных на активизацию познавательной деятельности.

Исходя из цели, гипотезы и учитывая специфику исследования, определены следующие задачи:

- выявить психолого-педагогические предпосылки осуществления развития познавательной активности младших школьников на уроках математики;

- изучить возрастные особенности детей младшего школьного возраста;

- провести опытно-экспериментальную работу по использованию дидактической игры с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики.

Методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы; научно-методической литературы; материалов научных исследований; учебных планов и программ; изучение педагогического опыта; прямое и косвенное наблюдение за деятельностью учащихся.


^ ГЛАВА 1. Теоретические основы активизации познавательной деятельности на уроках математики

1.1 Проблема активизации познавательной деятельности младших школьников в педагогической науке


Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности ребенка, которая стимулирует учебную деятельность, на основе познавательного интереса.

Интерес ребёнка – важнейший источник его активности в познавательном процессе, один из наиболее эффективных побудителей внимания. Наличие познавательного интереса к предмету способствует повышению активности учеников, повышению успеваемости, самостоятельности.

Поэтому активизация познавательной деятельности школьников составная часть совершенствования методов обучения (преподавания и учения). Широкое понятие активности учащихся имеет философский, социальный, психологический и иные аспекты. Рассматриваемое в психолого-педагогическом аспекте это понятие связано с целями обучения.

Анализ понятий активности школьника в процессе обучения предполагает изучение таких психолого-педагогических закономерностей, как формирование потребности к учению, создание положительной эмоциональной атмосферы обучения, способствующей оптимальному напряжению умственных и физических сил учащихся.

Еще в древние времена было известно, что умственная активность способствует лучшему запоминанию, более глубокому проникновению в суть предметов, процессов и явлений. В основе стремления к побуждению интеллектуальной активности лежат определенные философские взгляды. Постановка проблемных вопросов собеседнику и его затруднения в поисках ответов на них были характерны для дискуссий Сократа, этот же прием был известен в школе Пифагора.

Один из первых сторонников активного учения был знаменитый чешский ученый Я.А.Коменский. Его «Великая дидактика» содержит указания на необходимость «воспламенять в мальчике жажду знаний и пылкое усердие к учению», она направлена против словесно-догматического обучения, которое учит детей «мыслить чужим умом».

Идею активизации обучения с помощью наглядности, путем наблюдения, обобщения и самостоятельных выводов в начале 19 века развивал швейцарский ученый И. Г. Песталоцци.

За развитие умственных способностей ребенка и внедрение обучение исследовательского подхода вел борьбу французский философ Ж.Ж.Руссо «Сделайте вашего ребенка, писал он, внимательным к явлениям природы. Ставьте доступные его пониманию вопросы и предоставьте ему решать их. Пусть он узнает не потому, что вы сказали, а что сам понял». В этих словах Руссо четко выражена идея обучения на повышенном уровне трудности, но с учетом доступности, идея самостоятельного решения учеником сложных вопросов.

Эта идея активизации обучения с помощью самостоятельного решения учеником сложных вопросов получила свое дальнейшие развитие в трудах Ф.К. Дистервега. Он утверждал, что хорош только тот метод обучения, который активизирует его только на запоминание изучаемого материала. То, чего человек не приобрел путем своей самостоятельности, - не его.

Совершенствование принципов в учении Ф.А. Дистервега, который создал дидактическую систему, направляемую на развитие умственных сил учащихся. Будучи сторонником активного обучения, выдвинул идею познавательной самостоятельности учащихся. «Ученикам следует – писал К.Д. Ушикский - передавать «не только те или иные знания, но и способствовать самостоятельно без учителя приобретать новые познания».

На учение К.Д.Ушинского опирались прогрессивные русские методисты, боровшиеся против догматических и схоластических методов обучения, которые переждали формализм в знаниях учащихся и не развивали умственные способности.

В поисках новых активных методов обучения большого успеха добился русский методист естествознания А.Я.Герд, который формулировал важные положения развивающего обучения. Он довольно полно выразил суть процесса самостоятельного приобретения новых знаний, утверждая, что если ученик сам наблюдает и сам сравнивает, то «знание его отчетливее, определеннее и составляют его собственность, приобретенную им самим и поэтому ценную».

Разработкой методов активного обучения, занимались и советские педагоги 20-х годов: В.3.Половцев, С.Т. Шацкий, Г.Т. Ягодовский и другие. Исследуя работы советских педагогов 20-х годов, М.И. Махмутов пришел к выводу, что в то время была сделана, лишь неудачная попытка создать дидактическую систему проблемного обучения, и соответствующие взгляды не имели необходимой гносеологической, социологической, психологической и практической базы.

Начиная со второй половины 50-х годов, советские дидакты по-новому и более остро ставят вопрос о необходимости активизации учебного процесса.

Определенных успехов добился В. Оконь, известный польский педагог. В книге «Основа проблемного обучения» он исследовал основы возникновения проблемных ситуаций на материале различных предметов. Совместно с И. Куписевечем В.Оконь доказал преимущество обучения путем решения проблем для развития умственных способностей учащихся. С начала 60-х годов настойчиво развивается мысль о необходимости использования достижений педагогики 20-х годов, и в частности об усилении роли исследовательского метода в обучении не только естественных, но и гуманитарных предметов.

Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития школьника и формирования его личности. Под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания. Познание требует активной работы мысли, и не только мыслительных процессов, но и совокупности всех процессов сознательной деятельности.

Познавательная деятельность способствует подготовке образованных людей, отвечающих потребностям общества, решению задач научно-технического процесса, развитию духовных ценностей народа.

Процесс познавательной деятельности требует значительной затраты умственных сил и напряжения, это удается далеко не каждому, поскольку подготовка к осуществлению интеллектуальных операций не всегда достаточна.

Поэтому проблему усвоения составляет не только овладение знаниями, но и процесс длительного (усвоения) устойчивого внимания, напряжения умственных сил, волевых усилий.

В процессе учения, в своей учебно-познавательной деятельности школьник не может выступать только объектом. Учение всецело зависит от его деятельности, активной позиции, а учебная деятельность в целом, если она строится на основе меж субъектных отношений учителя и учащихся, всегда дает более плодотворные результаты. Поэтому формирование деятельной позиции школьника в познании - главная задача всего учебного процесса. Решение её в значительной мере обусловлено познавательным интересом.

Познавательная деятельность, вооружает знаниями, умениями, навыками; содействует воспитанию мировоззрения, нравственных, идейно-политических, эстетических качеств учащихся; развивает их познавательные силы, личностные образования, активность, самостоятельность, познавательный интерес; выявляет и реализует потенциальные возможности учащихся; приобщает к поисковой и творческой деятельности.

Сущность активной учебно-познавательной деятельности определяется компонентами: интерес к учению; инициативность; познавательная деятельность.

Дидактическая игра – одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету. Она вызывает у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их познавательную деятельность и помогает легче усвоить учебный материал.

В практике начальной школы дидактические игры могут выступать самостоятельно или взаимно дополнять друг друга. Использование каждого вида игры определяется целями, содержанием учебного материала, возрастными особенностями учащихся, умениями и навыками в проведении подобных игр.

Игра только внешне кажется развлечением, в действительности она требует серьезной предварительной подготовки со стороны учителя и учащихся. В процессе игры от детей требуется выдержка, большое умственное напряжение, проявление самостоятельности. Но игра всегда приносит удовлетворение и радость и не нужно боятся, что она нанесет ущерб научности. Сделав материал доступным, интересным, игра создает богатые возможности для выявления у учащихся общих знаний, понятий, установлений межпредметных связей. Кроме того она способствует сплочению детского коллектива, формированию у учащихся взаимного уважения и понимания, влияет на отношения учителя и ученика, делая их более доброжелательными.



    1. ^ Виды дидактических игр


Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, младших школьников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

С.Л. Рубинштейн писал: «Игра человека - порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры - в способности, отображая, преображать действительность… В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир - в этом основное, центральное и самое общее значение игры».

В школьный период игра приобретает наиболее развитую форму. Эта деятельность ребенка интересует ученых самых разных областей - философов, социологов, биологов, искусствоведов, этнографов и особенно педагогов и психологов.

Дидактическая игра - это активная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Главное отличие игры от другой деятельности заключается в том, что ее предмет - сама человеческая деятельность. В дидактической игре основным типом деятельности является учебная деятельность, которая вплетается в игровую и приобретает черты совместной игровой учебной деятельности.

Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи. Ею руководствуется взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают её в занимательную для детей форму.

Существенный признак дидактической игры - устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой деятельности. Структурные компоненты дидактической игры: игровой замысел, игровые действия и правила.

Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Игровые действия способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможности проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Правила помогают направлять игровой процесс. Они регулируют поведение детей и их взаимоотношения между собой. Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Она выступает прежде всего в форме решения поставленной учебной задачи и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся в освоении знаний или в их применении.

Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой и отсутствие любого из них разрушает игру.

Игровые действия опираются на знания, умения и навыки, приобретённые на занятиях, они обеспечивают учащимся возможность принимать рациональные, эффективные решения, оценивать себя и окружающих критически.

Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившаяся в народной педагогике, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов.

По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.

Предметные игры - это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой природным материалом. Основные игровые действия с ними: нанизывание, выкладывание, катание, собирание целого из частей и т.д. Эти игры развивают чувства цвета, величины, формы.

Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, стимулирование знаний, развитие мыслительных процессов и операций (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.)

Настольно печатные игры разделены на несколько видов: парные картинки, лото, домино, разрезные картинки и складные кубики.

Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Структура дидактической игры, ее задачи, игровые правила, и игровые действия объективно содержат в себе возможность развития многих качеств социальной активности.

Приведем примеры дидактических игр, которые применяют на практике учителя.

Игры - упражнения. Игровая деятельность может быть организована в коллективных и групповых формах, но всё же более индивидуализирована. Её используют при закреплении материала, проверке знаний учащихся, во внеклассной работе.

Игра-поиск. Учащимся предлагается найти в рассказе, к примеру, о четных и нечетных числах, допущенные учителем ошибки. Для проведения таких игр не требуется специального оборудования, они занимают мало времени, но дают хорошие результаты.

Игры - соревнование. Сюда можно отнести конкурсы, викторины, имитации телевизионных конкурсов и т.д. Данные игры можно проводить как на уроке, так и во внеклассной работе.

Сюжетно - ролевые игры. Их особенность в том, что учащиеся исполняют роли, а сами игры наполнены глубоким и интересным содержанием, соответствующим определенным задачам, поставленным учителем. Это «Пресс-конференция», «Круглый стол» и др. Учащиеся могут исполнять роли специалистов математиков, счетоводов и т.д.

Роли, которые ставят учеников в позицию исследователя, преследуют не только познавательные цели, но и профессиональную ориентацию. В процессе такой игры создаются благоприятные условия для удовлетворения широкого круга интересов, желаний, запросов, творческих устремлений учащихся.

Познавательные игры - путешествия. В предлагаемой игре учащиеся могут совершать «путешествия» в математическую страну, на планету арифметики, геометрии и т.д. В игре могут сообщаться и новые для учащихся сведения и проверяться уже имеющиеся знания. Игра - путешествие обычно проводится после изучения темы или нескольких тем раздела с целью выявления уровня знаний учащихся. За каждую «станцию» выставляются отметки.

Активизация познавательной деятельности посредством дидактической игры осуществляется через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям, т.е. возникает познавательный интерес. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению, повышения уровня успеваемости. Познавательный интерес носит (поисковый характер). Под его влиянием у младшего школьника постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

Таким образом, дидактическая игра - доступный, полезный, эффектный метод воспитания самостоятельности мышления у детей. Она не требует специального материала, определенных условий, а требует лишь знания воспитателя самой игры. При этом необходимо учитывать, что предлагаемые игры будут способствовать развитию самостоятельности мышления лишь в том случае, если они будут проводиться в определенной системе с использованием необходимой методики.


^ 1.3 Возрастные особенности ребёнка младшего школьного возраста


Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет (1- 4 классы) и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка — его поступлением в школу. Данный возраст называют «вершиной» детства.

«В это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма» (центральной и вегетативной нервных систем, костной и мышечной систем, деятельности внутренних органов). В данный период возрастает подвижность нервных процессов, процессы возбуждения преобладают, и это определяет такие характерные особенности младших школьников, как повышенную эмоциональную возбудимость и непоседливость. Трансформации вызывают большие изменения в психической жизни ребенка. В центр психического развития выдвигается формирование произвольности (планирования, выполнения программ действий и осуществления контроля).

Поступление ребёнка в школу даёт начало не только перевода познавательных процессов на более высокий уровень развития, но и возникновению новых условий для личностного развития ребенка.

Психологи отмечают, что ведущей в это время становиться учебная деятельность, однако игровая, трудовая и другие виды деятельностей влияют на становление его личности. «Учение для него (ребёнка) — значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни».

Поступление в школу — это такое событие в жизни ребенка, в котором обязательно приходят в противоречие два определяющих мотива его поведения: мотив желания («хочу») и мотив долженствования («надо»). Если мотив желания всегда исходит от самого ребенка, то мотив долженствования чаще инициируется взрослыми.

Поступивший в школу ребенок становится крайне зависимым от мнений, оценок и отношений окружающих его людей. Осознание критических замечаний в свой адрес влияет на его самочувствие и приводит к изменению самооценки. Если до школы некоторые индивидуальные особенности ребенка могли не мешать его естественному развитию, принимались и учитывались взрослыми людьми, то в школе происходит стандартизация условий жизни, в результате чего эмоциональные и поведенческие отклонения личностных свойств становятся особенно заметными. В первую очередь обнаруживают себя сверхвозбудимость, повышенная чувствительность, плохой самоконтроль, непонимание норм и правил взрослых.

Ребенок начинает занимать новое место и внутри семейных отношений: «он — ученик, он — ответственный человек, с ним советуются и считаются».

Все больше растет зависимость младшего школьника не только от мнения взрослых (родителей и учителей), но и от мнения сверстников. Это приводит к тому, что он начинает испытывать страхи особого рода, как отмечает А. И. Захаров, «если в дошкольном возрасте преобладают страхи, обусловленные инстинктом самосохранения, то в младшем школьном возрасте превалируют социальные страхи как угроза благополучию индивида в контексте его отношений с окружающими людьми».

В большинстве случаев ребенок приспосабливает себя к новой жизненной ситуации, и в этом ему помогают разнообразные формы защитного поведения. В новых отношениях с взрослыми и со сверстниками ребенок продолжает развивать рефлексию на себя и других, т. е. новообразованием становиться интеллектуальная и личностная рефлексия.

Младший школьный возраст является классическим временем оформления моральных идей и правил. Конечно, значительный вклад в моральный мир ребенка несет с собой и раннее детство, но печать «правил» и «законов», подлежащих исполнению, идея «нормы», «долга» - все это типичные черты моральной психологии определяются и оформляются как раз в младшем школьном возрасте. «Ребенок типически «послушен» в эти годы, он с интересом и увлечением принимает в душе разные правила и законы. Он не способен формировать свои собственные моральные идеи и стремится именно к тому, чтобы понять, что «нужно» делать, испытывая наслаждение в приспособлении».

Следует отметить, что для младших школьников характерно повышенное внимание к нравственной стороне поступков окружающих, желание дать поступку нравственную оценку. Заимствуя критерии нравственной оценки у взрослых, младшие школьники начинают активно требовать от других детей соответствующего поведения.

В данном возрасте наблюдается такое явление как нравственный ригоризм детей. Младшие школьники судят о нравственной стороне поступка не по его мотиву, понять который им трудно, а по результату. Поэтому поступок, продиктованный нравственным мотивом (например, помочь маме), но закончившийся неблагополучно (разбита тарелка), расценивается ими как плохой.

Усвоение норм поведения, выработанных обществом, позволяет ребенку постепенно превратить их в свои собственные, внутренние, требования к самому себе.

Включаясь в учебную деятельность, под руководством учителя, дети начинают усваивать содержание основных форм человеческой культуры (науки, искусства, морали) и учатся действовать в соответствии с традициями и новыми социальными ожиданиями людей. Именно в этом возрасте ребенок впервые отчетливо начинает осознавать отношения между ним и окружающими, разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, то есть постепенно вступает в сознательную фазу формирования личности.

С приходом в школу изменяется эмоциональная сфера ребенка. С одной стороны, у младших школьников, особенно первоклассников, в значительной степени сохраняется характерное и для дошкольников свойство бурно реагировать на отдельные, задевающие их, события и ситуации. Дети чувствительны к воздействиям окружающих условий жизни, впечатлительны и эмоционально отзывчивы. Они воспринимают, прежде всего, те объекты или свойства предметов, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше всего. С другой стороны, поступление в школу порождает новые, специфические эмоциональные переживания, т.к. свобода дошкольного возраста сменяется зависимостью и подчинением новым правилам жизни.

Меняется и потребностная сфера младшего школьника. Доминирующими потребностями в младшем школьном возрасте становятся потребности в уважении и почитании, т. е. признание компетентности ребёнка, достижение им успехов в определённом виде деятельности, и одобрении со стороны, как сверстников, так и взрослых (родителей, учителей и других референтных лиц). Так в возрасте 6 лет обостряется потребность в познании внешнего мира и его объектов, «значимых для общества». Согласно исследованиям М. И. Лисиной, в младшем школьном возрасте получает развитие потребность в признании другими людьми. В целом же младшие школьники испытывают потребность «реализовать себя как субъекта, приобщаясь к социальным сторонам жизни не просто на уровне понимания, но, как и преобразователи» . Одним из основных критериев оценки себя и других людей становятся нравственные и психологические особенности личности.

Следовательно, мы можем сделать вывод о том, что доминирующими потребностями у ребёнка младшего школьного возраста являются потребности в социальной активности и реализации себя в качестве субъекта общественных отношений.

Итак, подводя итоги выше сказанному, за первые четыре года школьного обучения происходит формирование многих существенных черт личности и становление ребёнка как полноценного участника социальных отношений.

^ ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по

активизации познавательной деятельности на уроках

математики средствами дидактической игры

^ 2.1 Диагностика уровня активизации познавательной деятельности младших школьников средствами дидактической игры


По подтверждения теоретической значимости и полезности дидактической игры в процессе обучения математике детей младшего дошкольного возраста нами было организовано эмпирическое исследование эффективности использования дидактических игр как средства активизации познавательной деятельности младших школьников.

Главная цель данного исследования: выявление эффективности использования дидактических игр как средства активизации познавательной деятельности младших школьников

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап - это организация констатирующего исследования, для выявления уровня познавательной активности детей на уроках математики во 2 классе общеобразовательной школы.

Констатирующий этап эксперимента проводился в феврале 2009 года. В эксперименте принимали участие 20 человек младшего школьного возраста, учащихся 1 «Б» класса школы № 11 г Бузулука, Оренбургской области.

Для измерения времени активности мы использовали следующую методику, полагая, что в идеале время активность класса составляет 100%, т.е. 100% времени все ученики участвуют в работе.

Для расчёта времени познавательной активности учащихся мы использовали формулу:

Процент времени активности = (A1 * (100%-X1%)/100% + A2 * (100%-X2%)/100% + … + An * (100%-Xn%)/100%) * K / 100%

Где:

А1,А2, Аn - количество учеников в группе

X1,X2, Xn - процент времени, который группа учеников отвлекается от урока.

K - всего учеников в классе.

Обычно, на уроках 7 учеников из класса около 10% времени тратят на различные разговоры, не относящиеся к теме урока, около 50% времени урока наблюдают за работой своих одноклассников. При этом 8 человек из 20 активно участвуют в работе на уроках.

(7*(100-10)/100+5*(100-50)/100+8*(100-0)/100)*100/20= 84

Таким образом, результаты констатирующего эксперимента приводят нас к выводу, что для активизации познавательной деятельности детей необходимо разработать комплекс игр, применение которых обусловит повышение познавательной активности детей на уроках математики. Для осуществления данной задачи необходимо перейти к формирующему эксперименту.


^ 2.2 Комплекс дидактических игр для активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики


Второй этап - организация формирующего эксперимента.

Главной задачей формирующего эксперимента является включение в учебный процесс дидактических игр.

Экспериментальная гипотеза: активизация познавательной деятельности младших школьников посредством использования дидактических игр выступает как условие успешности обучения.

Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение между учениками и преподавателем, отдельными учениками, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.

В своей работе на этапе формирующего эксперимента мы использовали дидактические игры при повторении и закреплении изученного материала.

При объяснении нового материала мы использовали такие игры, которые содержат существенные признаки изучаемой темы. Также в ней должны быть заложены практические действия детей с группами предметов или рисунков.

За основу формирующего эксперимента мы взяли раздел «Нумерация чисел первого десятка» и использовали прежде всего такие игры, с помощью которых дети осознают приёмы образования каждого последующего и предыдущего числа. На этом этапе мы применяли игру «Составим поезд»:

^ Игра «Составим поезд»

Дидактическая цель: ознакомить детей с приёмом образования чисел путём прибавления единицы к предыдущему числу и вычитания единицы из последующего числа.

Содержание игры: учитель вызывает к доске поочерёдно учеников. Каждый из них выполняет роль вагона, называет свой номер. Например, первый вызванный ученик говорит: “Я первый вагон”. Второй ученик, выполняя роль второго вагона, цепляется к первому вагону (кладёт руку на плечо ученика, стоящего впереди). Называет свой порядковый номер, остальные составляют пример: “Один да один, получится два”. Затем цепляется третий вагон, и все дети по сигналу составляют пример на сложение: “Два да один - это три”. Потом вагоны (ученики) отцепляются по одному. а класс составляет примеры вида: “Три без одного - это два. Два без одного - это один”.

На основе использования игры “Составим поезд” мы предлагаем учащимся сосчитать число вагонов слева направо и справа налево и подводят их к выводу: считать числа можно в одном направлении, но при этом важно не пропустить ни одного предмета и не сосчитать его дважды.

При знакомстве детей с приёмом образования чисел мы использовали игру «Живой уголок».

^ Игра «Живой уголок»

Дидактическая цель: ознакомление детей с приёмом образования чисел при одновременном закреплении пространственной ориентации, понятий «больше», «меньше».


Средства обучения: изучение животных.

Содержание игры: учитель говорит: “В нашем живом уголке живут кролики: серый и белый, кролики грызут морковь. Сколько кроликов грызут морковь? (два, ответ фиксируется показом цифры 2). Назовите, какие кролики грызут морковь? (серый и белый). К ним прибежал ещё один кролик. Что изменилось? (кроликов стало больше) Сколько кроликов теперь едят морковь? (три, ответ фиксируется показом цифры 3) Перечисли их (один белый и ещё один белый, и ещё один серый, всего три). Каких кроликов больше, белых или серых? (белых) Почему их больше? (их два, а два это один и один). Почему 2>1? (два идёт при счёте после числа 1). Аналогично можно рассматривать образование последующих чисел.

При изучении нумерации в пределах десяти необходимо довести до понимания детей, что последнее названное при счёте число обозначает общее количество всей группы предметов. С этой целью следует проводить игры «Лучший счётчик», «Хлопки». С помощью этих игр дети устанавливают соответствие между числом и цифрой.

«Лучший счётчик»


Содержание игры: учитель на магнитном моделеграфе по секторам соответственно размещает от 1 до 10 рисунков. Открывая каждый сектор поочерёдно, учитель предлагает детям сосчитать число рисунков и показать нужную цифру. Сосчитавший первый называется лучшим счётчиком. Затем учитель показывает цифры вразбивку, а ученики - соответствующее число рисунков в секторах круга. В итоге игры учитель открывает 2 сектора, предлагает сравнить число рисунков в них и определить, где предметов меньше и на сколько.


«Хлопки»


Содержание игры: учитель на магнитном моделеграфе размещает по секторам от 1 до 10 рисунков. Открывая по очереди сектор за сектором, предлагает сосчитать число рисунков и по его сигналу похлопать столько же раз, сколько открыто рисунков, и показать нужную цифру. (учитель задаёт ритм хлопков).

Изучая числа первого десятка, важно сравнивать каждое предыдущее число с последующим и наоборот. Для этого предназначены игры «Лучший счётчик», «Число и цифру знаю я».

Содержание игры: учитель на магнитном моделеграфе поочередно открывает сектор за сектором, дети считают число цифр в каждом из них и показывают учителю соответствующую карточку с цифрой, а затем сравнивают число цифр в двух соседних секторах магнитного моделеграфа.

Работа над составом числа начинается в разделе «Нумерация чисел первого десятка», Состав чисел от одного до пяти дети в этот период должны знать на память, состав чисел 6-10 можно рассматривать на наглядной основе, на следующем этапе дети знакомятся с составом чисел на основе сложения по памяти. На третьем этапе дети воспроизводят состав чисел на основе выявленной закономерности: числа, стоящие на одинаковых местах (слева и справа) в числовом ряду, составляет в сумме последнее число в этом ряду.

В этот период большую помощь учащимся в изучении состава чисел окажет игра «Числа, бегущие навстречу друг другу»:

^ Игра «Числа, бегущие навстречу друг другу»:

Дидактическая цель: знакомство с составом числа 10.

Содержание игры: учитель предлагает детям записать в тетрадь числа от 1 до 10 по порядку и дугами показать два числа, которые бегут навстречу друг другу, образуя в сумме число 10. Затем просит записать примеры на сложение с этими числами. Например:

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

0 + 10 = 10 10 + 0 = 10

1 + 9 = 10 9 + 1 =10

Учитель спрашивает: «Что интересного вы заметили при составлении примеров? Дети отвечают, что числа, стоящие на одинаковых местах справа и слева в числовом ряду, составляют в сумме число 10».

При изучении нумерации чисел в пределах 100 задача состоит в том, чтобы научить считать и записывать числа.

Установлению связи между устной и письменной нумерацией поможет известная игра «Молчанка».

Содержание игры: учитель иллюстрирует на абаке или карточках двузначные числа, а учащиеся обозначают их с помощью разрезных цифр и показывают их молча учителю или записывают в тетради.

Для глубокого осознания принципа поместного значения цифр используются иллюстративные (с помощью цифр) рассказы «Спор цифр» и «Как запутался Серёжа?».

«Как запутался Серёжа?»

Серёжа научился писать числа в пределах сотни. Однажды вечером отец положил перед Серёжей на стол 4 палочки слева и один десяток связанных палочек справа и предложил мальчику написать, сколько палочек всего. Серёжа написал число 41. Правильно ли написал число Серёжа? Как он рассуждал?

«Спор цифр»

Однажды цифры поспорили с нулём и стали его дразнить: Ты хотя тоже цифра, но ровнехонько ничего не значишь! Вот ученик возьмёт цифру 2 и поставит два кубика, а возьмёт тебя и ничего не поставит.

- Правда, правда, ни-че-го - сказала пятёрка.

- Ни-че-воч-ка, ни-че-воч-ка, - затараторили цифры.

- Глупые вы, ничего не понимаете, - сказал ноль, - Вот единица. Я встану рядом с тобой справа. Чем ты теперь стала? Отвечай!

Ноль встал справа рядом с единицей, и она стала … (десяткой).

- Вот я стану рядом с тобой справа, пятерка, что ты будешь обозначать? Отвечай! - Ноль встал справа рядом с пятёркой, и стала она … (пятью десятками, 50)

Ноль становится рядом справа с каждой цифрой и требовал ответить, чем она стала.


- Я увеличиваю каждую из вас, а вы меня ничевочкой называли. Неблагодарные! Подумайте хорошенько, и вы поймёте, что я для вас значу. Когда вас нет, я вас всегда заменяю. Можете ли вы написать ответ в таких примерах: 5-5=… , 7-7=…? А ну-ка, попробуйте! Никого из вас нельзя здесь поставить.

Задумались цифры и перестали дразнить ноль. Но цифрам всё же захотелось поспорить, и они затеяли спор между собой.

- Я больше всех значу, - заявила девятка, - я не какая-то единица.

Единица засмеялась, подскочила к девятке слева и закричала:

- Кто теперь больше, ты или я? Отвечай! (получилось 19)

- Я десяток, а ты только девять; десять ведь больше девяти. Что, молчишь?

Подбежала семёрка, прогнала единицу и сама стала слева. Получилось (79).

- Я семь десятков, 70, понимаешь?

Так все цифры становились рядом с девяткой и все оказывались больше неё. Удивилась девятка, смутилась…

Учитель спрашивает:

- Правильно ли спорят цифры? Какой вывод можно сделать?

- Девятка больше всех, когда цифры живут отдельно. Когда они становятся рядом друг с другом, дело меняется. Самое главное - это место цифр в числе. На первом месте справа пишутся единицы, на втором справа - десятки.

Цифры поняли и с тех пор перестали спорить, кто из них больше.

Помимо приведенных игр на уроках математики мы используем игры предложенные Жикалкиной Т.К., Кушнерук Е.Н., Перовой М.Н. и других авторов. Примеры уроков с использованием дидактических игр приведены в приложениях.

Приведённые примеры далеко не исчерпывают всего разнообразия игр. Учитель может придумывать свои игры, используя местный материал, учитывая индивидуально-психологические особенности своих детей.


^ 2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по активизации познавательной деятельности средствами дидактической игры на уроках

математики


Для выяснения результатов проведенной нами работы мы провели контрольное исследование, которое проводилось по той же методике, что и констатирующее.Контрольный этап эксперимента проводился в марте 2009 года. В эксперименте принимали участие 20 человек младшего школьного возраста, учащихся 1 «Б» класса школы № 11 г Бузулука, Оренбургской области.

Для измерения времени активности мы использовали следующую методику, полагая, что в идеале время активность класса составляет 100%, т.е. 100% времени все ученики участвуют в работе.

Для расчёта времени познавательной активности учащихся мы использовали формулу:

Процент времени активности = (A1 * (100%-X1%)/100% + A2 * (100%-X2%)/100% + … + An * (100%-Xn%)/100%) * K / 100%

Где:

А1,А2, Аn - количество учеников в группе

X1,X2, Xn - процент времени, который группа учеников отвлекается от урока.

K - всего учеников в классе.

(2*(100-10)/100+3*(100-50)/100+15*(100-0)/100)*100/20= 91,5

Во время педагогического эксперимента наблюдалось значительное увеличение времени активности и только один ученик 20% времени урока наблюдала за работой своих одноклассников.

Если обратиться к констатирующему эксперимента, можно увидеть , что результаты улучшились на 7,5%, что является достаточно высоким результатом для учащихся данного возраста.

В ходе проведения педагогического эксперимента было установлено, что эффективное применение дидактических игр, которое вызывает положительные эмоции к данной дисциплине, повышает интерес и творческую активность, а также способствует повышению качества знаний, умений и навыков.

Активизация познавательной деятельности посредством дидактической игры осуществляется через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям, т.е. возникает познавательный интерес. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес, становится основой положительного отношения к учению, повышения уровня успеваемости. Познавательный интерес носит (поисковый характер). Под его влиянием у младшего школьника постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.


Заключение


В процессе работы над темой на основе рассмотренной нами психолого-педагогической и методической литературы по данному вопросу, а также в результате исследования, мы пришли к выводу, что в педагогической работе большое внимание уделяется дидактической игре на уроке и выявлено её существенное значение для получения, усвоения и закрепления новых знаний у учащихся начальных классов.

Проведя и проанализировав наши исследования, мы выявили, что дидактическая игра позволяет не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при обучении детей младшего школьного возраста.

В ходе проделанной нами работы, мы сделали вывод, что дидактическая игра может быть использована как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся.

Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных учеников. Вначале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

Таким образом, дидактическая игра - это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.


Список литературы



  1. Аникеева Н.Б. Воспитание игрой. - М., 2007

  2. Амонашвили Ш.А. В школу - с шести лет. - М., 1986

  3. Бочек Е.А. Игра-соревнование “Если вместе, если дружно” //Начальная школа, 1999, №1.

  4. Бантова М. А. Методика преподавания математики в начальной школе. Москва “Просвещение” 1984.

  5. Гребенникова Н.А. Ознакомление первоклассников с задачей. // Начальная школа №10 1990.

  6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991

  7. Жикалкина Т.К. Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах. - М., 1996

  8. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. - Ярославль, 1997

  9. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М., 2008.

  10. Кружецкий В.А. Психология. - М., 1986

  11. Кушнерук Е.Н. Занимательность на уроках математики в начальных классах. - Минск, 2007.

  12. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: Искусство отношений. - М., 1994.

  13. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. - М., 1982

  14. Минскин В.И, От игры к знаниям. - М., 2006.

  15. Новосёлова С.Л. Игра дошкольника. - М., 1989

  16. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике. - М., 1996

  17. Подластый И.П. Педагогика начальной школы - М. 2001 - с.199

  18. Попова В.И. Игра помогает учиться. //Начальная школа, 1987, №2.

  19. Перокова О.И., Сазанова Л.И. Раз, два, три - отвечай. - М., 1993

  20. Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр. Под.ред. Акшиной А., Акшиной Т., Жарковой Т. - М., 1990.

  21. Степанова О. А., Рыдзе О. А. Дидактические игры на уроках в начальной школе. – М.: Просвещение, 2004.

  22. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М., 1985

  23. Чилинрова Л.А., Спиридонова Б.В. Играя, учимся математике. - М., 1993

  24. Щедровицкий Г.П. Методические замечания к педагогическим исследованиям игры. // Психология и педагогика игры дошкольников. Под.ред.Запорожца - М., 2006.

  25. Эльконин Д.Б. Психология игры - М., 1978

Приложение 1


Конспекты уроков математики в 1 классе


Тема: “Числа от 21 до 100 (закрепление)”.


Цель: закрепить умение считать десятками, продолжить формирование понятия о поместном значении цифры, закрепить умение считать в пределах 100; развивать умение анализировать, грамотную математическую речь; поддерживать интерес детей к урокам математики.


Оборудование: карточки с числами (у каждого ученика), таблица чисел.


^ Содержание урока:


1. Оргмомент

2. Устный счёт

- Начнём урок с устного счёта. Первая наша игра “Найди лишнее число”.

- Ребята, в каждом ряду из 5 последовательно записанных чисел - одно лишнее. Найдите это число и объясните, почему вы так решили.


5, 10, 15, 16, 20 (16 - лишнее)


8, 11, 13, 15, 17 (8)


10, 17, 16, 15, 14 (10)


12, 15, 18, 21, 43 (43)


- Для следующего задания нам понадобятся ваши карточки с числами. Приготовьте их и поднимайте при ответе на вопрос.

- увеличить10 на 3, уменьши 10 на 3;

- найти сумму чисел 3 и 8;

- найти разность чисел 8 и 3;

- на сколько 8 меньше, чем 14;

- на сколько 14 больше, чем 10.

- Сравни числа: 41 и 14, 26 и 62, 43 и 43.


3. Игра

- Сейчас мы поиграем в интересную игру “Хлопки”. Мне понадобятся два помощника - один будет хлопать за десятки, а второй - за единицы в названном мною числе. Итак, будьте внимательны, а вы в классе тоже считайте внимательно.

- А сейчас посчитаем в прямом и обратном порядке десятками от 10 до 100 по цепочке.

- Молодцы, никто не сбился.


4. Постановка цели урока


- Сегодня мы продолжим изучать тему “Числа от 21 до 100”.


Посмотрите на наборное полотно.


- Сколько выставлено квадратов?(23) Сколько десятков и единиц в этом числе?

- Сколько выставлено кругов?(32) Сколько десятков и единиц в этом числе?

- Давайте, сравним эту пару чисел 32 и 23. Чем они похожи? (одинаковые цифры) Что пишут на первом месте справа? на втором месте? Какой знак между ними поставили?

- Ребята, сейчас я буду называть разрядный состав чисел, а вы в свои тетради запишите числа, соответствующие этим разрядам: 2 дес. 8 ед., 9 дес. 9 ед., 5 ед. 3 дес., 9 ед., 1 дес., 5 ед., 1 дес. 8 ед.

- Итак, проверяем, какие числа вы записали: 28, 92, 99, 35, 19, 5, 18.

- Посмотрите внимательно на числа и скажите, какое из них лишнее? (5) Почему?

- Какие числа называются двузначными? однозначными? Подчеркните двумя чёрточками цифры, которые показывают число десятков в числах. Сколько десятков в каждом числе?

- Подчеркните одной чертой цифры, которые обозначают число единиц.

5.Разбор задачи

- Чтение задачи с доски.

Ребята заготовили для птиц 6кг рябины и 4кг семян арбуза. За зиму они скормили птицам 7 кг корма. Сколько килограммов корма осталось?

- О чём говорится в задаче? Какие слова мы возьмём для краткой записи условия?

- Что нужно найти? Можем ли мы найти сразу ответ? Что надо узнать сначала?

- Как нам узнать, сколько заготовили семян?

- Что надо для этого знать?

- Во сколько действий будет задача?

- Что мы найдём первым действием? вторым?

- Записываем решение и ответ.


6. Игра

- А сейчас вы проверите друг друга, насколько хорошо вы умеете считать до 100 и поиграем в игру “Кто быстрей сосчитает?”

- Посмотрите на доску. Там висит таблица, где записаны числа в неправильном порядке. Ваша задача - назвать все числа по порядку, так, как они следуют по порядку счёта от 61 до 90 и показать их на таблице.

90 67 87 74 80 64

75 82 61 88 69 83

71 86 73 65 78 72

63 68 89 77 62 79

66 78 81 84 70 85

Через таблицу могут проходить и два игрока: Один называет числа от 61 до 74, другой - от 75 до 90.

- А сейчас нужно назвать числа в обратном порядке от 90 до 61 и тоже показать их на таблице.

Работа проходит в таком же порядке. Можно разделить отвечающих на 3 группы: 90-80, 79-69, 68-61).


7. Подведение итогов урока

- Молодцы, все справились с таким трудным заданием.

- Итак, скажите, чем мы занимались сегодня на уроке? В какие игры мы играли? Что помогло повторить нам игры?


- Урок окончен.


Приложение 2


Тема: Сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100.


Цели: 1. Закрепить навыки сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через десяток в пределах 100. 2. Развивать умение решать задачи изученных видов, навыки логического мышления. 3. Пробуждать интерес к предмету через дидактическую игру, логические задания.

Оборудование: рисунки с изображением Иван - Царевича, Змея Горыныча, Кощея; карточки с числами и буквами, орнамент из цифр для каллиграфической минутки, листки с примерами для групповой работы.


План:


1. Оргмомент

2. Объявление темы урока

3. Каллиграфическая минутка


Какая цифра спряталась в орнаменте?

Пропишем еёё. 2 2 2 2.


4 Устный счёт


В некотором царстве, в Тридевятом государстве жили-были Иван-Царевич и Василиса Прекрасная. Однажды Василиса исчезла. Иван-Царевич потужил, погоревал и отправился на поиски. Но куда идти, где искать? Кто похитил Василису? Мы узнаем выполнив первое задание.

1) Найдите “лишнее” число; расположите числа в порядке убывания. Теперь перевернём карточки. Что получилось? 35, 73, 33, 40, 13, 23.


73 К

35 О

33 Щ

23 Е

13 Й


Иван-Царевич отправился в путь. Но его уже поджидает Змей Горыныч, посланный Кощеем. Кто сразится со Змеем? Нужно победить все три головы Змея.

2) Индивидуальное задание у доски(3 человека).


38+2 65+5 28+2

46-4 87-3 39-6

46+40 87+10 39+30

82+8 56+6 76+4

100-20 50+30 90-40

75-5 91-90 83-3

59-30 36-2 49-3

59-3 36-20 49-30


Поведет Ивана-Царевича волшебный клубочек, но до него нужно добраться по лабиринту чисел (по возрастанию).

3) “Лабиринт”.

4) Волшебный клубочек привёл Ивана-Царевича на распутье. На придорожном камне надпись: “Верная дорога та, где ответ не самый большой и не самый маленький”. По какой дороге идти Ивану?

а) А на дороге числа записаны рядами. Найдите закономерность, продолжите ряды чисел:

20, 17, 14, …, …, …, …

2, 4, 7, 11, …, …, …, …

б) Проверка индивидуального задания.


Ребята победили Змея Горыныча. Он охранял сундук, в котором находился меч для Ивана-Царевича. Но сундук крепко заперт тремя замками. А замки не простые - на каждом пример. Что скажете?

Замки откроются, если мы исправим ошибки, сделаем их невидимками. Стирать ничего нельзя, можно дописывать числа и знаки действия.

46=50 28+1=30 64>70

4+46=50 1+28+1=30 64>70-7 и др. числа до 70

46=50-4 28+1=30-1 любое число >6+64>70


Итак, меч в руках Ивана, путь в царство Кощея свободен!

Решение примеров на сложение и вычитание. Работа в парах.

Замок Кощея находится на огромной высокой скале. Поможем Ивану-Царевичу преодолеть скалу, решив примеры.

Работаем в парах, помогаем друг другу. Результаты пишем поочерёдно карандашами разного цвета.


Решение задачи.


Ну вот и добрались до Кощея. Он встретил Ивана-Царевича такими словами: “Раз ты смог до меня добраться, выполни мои задания, и Василиса - твоя! Если не выполнишь голова с плеч! Вот первое задание.

В моём саду растёт волшебная яблоня с золотыми и серебряными яблоками. Золотых яблок было 12, серебряных 8. 9 яблок я сорвал. Сколько осталось яблок?”

а) Запись краткого условия, разбор задачи, составление графической схемы.

Было - 12 яблок и 8 яблок.


Сорвал - 9 яблок.

Осталось - ?.

б) Самостоятельное решение задачи

в) Проверка, вписывание чисел в схему.

7. Самостоятельная работа.


1) Решение примеров.


60 - 5 30 - 8 33 + 7 58 + 2 - 4

40 - 7 52 - 30 80 - 5 78 + 20 - 6


2) Фронтальная проверка.


55 22 40 56

33 22 75 92


В каком примере ответ - круглое число?

В каких ответах одинаковое количество десятков и единиц?


Какие ответы не назвали?

“Ну, Иван, забирай Василису, - сказал Кощей. - Только сначала догадайся, где она. У меня четыре башни. Первая башня пустая. Василиса не в самой высокой башне. Где она?”


^ 9. Итоги урока.


Приложение 3


Тема: Письменные приёмы вычитания двузначных чисел вида 50-32


Цель: Закреплять приёмы письменного вычитания двузначных чисел вида 50-32; отрабатывать вычислительные навыки; повторение устной и письменной нумерации чисел в пределах 100; развивать умение решать задачи изученных видов; навыки логического мышления; воспитывать познавательную активность.


План:


1. Оргмомент

2. Сообщение темы урока


- Сегодня на уроке мы закрепляем приёмы письменного вычитания, когда надо от круглого числа отнять двузначное число, отрабатывать вычислительные навыки и решать задачи изученных видов.


В этом нам сегодня поможет электронно-вычислительная машина - компьютер.

3. Устный счёт


- уменьшаемое 40, вычитаемое 5. Найти разность.(35)

- увеличить 36 на 15.(51)

- уменьшить 70 на 14.(56)

- найти сумму чисел 26 и 16.(42)

- первое слагаемое 40, второе 21. Сумма.(61)


Задача: Маша гостила у бабушки 4 недели и 5 дней. Сколько дней гостила Маша у бабушки?(33)

Получился ряд чисел: 35 51 56 42 61 33 (числа выставлены на мониторе).

Тестирование. 35 51 56 42 61 33

Отметьте число, в котором 5 ед. (35)

Отметьте число, которое стоит между числами. 35 и 56 (51)

Отметьте число, которое следует за числом 51 (56)

Отметьте число, в котором количество единиц на 2 меньше, чем десятков. (42)

Отметьте число, в котором 6 дес. (61)

Отметьте число, наименьшее в данном ряду. (33)

Отметьте число, наибольшее в данном ряду. (61)

Отметьте число, в котором 4 дес. 2 ед. (42)

Отметьте число, в котором 5 дес. 6 ед. (56)


Отметьте число, в котором количество дес. равно количеству ед. (33)


^ Работа по теме


80 (пример на мониторе)

56 - Ребята, проверьте решение примера.

34 - Что-то случилось с нашим компьютером, произошли сбои в системе.

- Объяснить алгоритм решения и исправить ошибку (на мониторе выставляется правильно решённый пример). Ученик решает пример у доски.


а) Решение примеров с комментированием.


_60 _80 _90


42 24 53


б) Самостоятельно по вариантам.


1 вариант


_60 _40 _60 _70 - Назовите пример в ответе которого

46 12 19 38 наименьшее число (14)

14 28 41 32 - Наибольшее число (41)


- Назовите пример, в ответе которого количество единиц на 6 больше, чем десятков. (28)

- В каком примере в ответе 3 дес. 2 ед.? (32)


2 вариант


_60 _80 _70 _90 - Назовите пример в ответе, которого

21 47 25 23 одинаковое количество десятков и единиц (33) 39 33 45 67 - Назовите пример с наибольшим числом в ответе. (67)

- Назовите пример, в ответе которого 4 дес. 5 ед. (45)


^ 5. Физкультминутка (для глаз)

6. Составление и решение задач.


I эт. - 30 чел.

II эт. - ? на 12 чел. меньше, чем на .


а) Задача: На первом этаже живут 30 человек, а на втором на 12 человек меньше. Сколько человек живут на двух этажах?


1) 30 - 12 = 18 (ч)

2) 30 + 18 = 48 (ч)

Анализ задачи.


- Можем ли сразу ответить на вопрос задачи? (нет)

- Почему? (не знаем сколько на II этаже)

- Что сказано про II этаж? (на 12 ч. <)

- Можем узнать сколько на II этаже? (да)

- Каким действием? (вычитанием)

- Почему? (находим меньшее число)

- Теперь можем ответить на вопрос задачи? (да)

- Каким действием? (сложением) - Почему?

- Какой вид задачи? (составная задача на нахождение суммы)

- Так сколько человек живут на 2-х этажах? (48)


б) Самостоятельное решение задачи.


В одной корзине 37 лимонов, а в другой 33 лимона. Продали 24 лимона. Сколько лимонов осталось?


1) 37 + 33 = 70 (л)

2) 70 - 24 = 46 (л)


Проверка фронтально:


- Что узнали в 1-ом действии? Каким действием?

- Во втором? Каким действием?


в) Задача, которая будет на карточке.

В парке 90 деревьев. Из них 37 лип, 36 клёнов, а остальные - дубы.


Сколько дубов в парке?

37 + 36 = 73 (лип и клёнов)

90 - 73 = 17 (дубов)


- Проверка: один ученик рассказывает условие и решение задачи.

- Поднимите руку, кто так же решил задачу.

^ 7. Геометрический материал.


На мониторе письмо:

Я долго смотрю на эти рисунки и не могу понять, сколько тут спряталось фигур. Помогите. - Поможем? Да.


1 вариант. - Так сколько же здесь спряталось фигур? (6)

- К доске выходит один ученик и показывает эти фигуры (у каждого ученика на столе такой рисунок).


2 вариант. - Сколько треугольников спряталось в данной фигуре?

12 треугольников.

- Один ученик показывает у доски.


^ 8. Итог урока.


- Сначала вашу работу оценит компьютер. Для этого вам надо выполнить следующие вычисления:

_30 _40 _50 _60 _70 _80 _90

11 22 33 44 55 66 77

19 18 17 16 15 14 13


МОЛОДЦЫ!


- Так оценил вашу работу компьютер.

- А сейчас вы сами оцените свою работу.

- На карточках, где проводился тест, с обратной стороны нарисуйте маску настроения (карандашом).


работал хорошо работал неплохо работал плохо

- Поднять карточки и показать.


^ 9. Домашнее задание. Необычно.

- Вы сами его определите, решив следующие числовые выражения.

60 + 40 = 100 Задача. 60 - 40 - 9 = 11

49 - 9 = 40 Примеры. 42 - (20 + 10) = 12

25 - 20 = 5 1 вариант. (столбики) 2 вариант.

Страница 145 26 - 25 = 1 37 - 35 = 2

20 - 17 = 3 30 - 26 = 4


Приложение


Урок-путешествие в страну занимательной арифметики


Тема: Путешествие с Буратино в страну занимательной арифметики.


Цель: Закрепить у детей умения выделять сходства и различия в предметах; закрепить математические понятия “сумма”, “разность”, а также понятия “большой”, “узкий” и т.д., закрепить знания о свойствах геометрических фигур, о составе числа; совершенствовать навыки устного счёта, закрепить умения составлять и решать простые задачи; развивать внимание, наблюдательность, смекалку.


^ Игровой материал: игрушка Буратино, конверт с письмами, картинки героев сказки, плакаты Буратино, квадрат с цифрами, мяч, аквариум с рыбками, плакаты с задачами, плакат и геометрические фигуры, плакат с ключом и замками, карточки с числами и буквами; грамзапись сказки “Приключения Буратино”.


^ Ход урока


Учитель. Добрый день, ребята! Сегодня, когда я шла к вам на урок, мне повстречался один весёлый человек, которого, я надеюсь, вы очень хорошо знаете. Он-то и передал для вас большой конверт, но попросил вручить его только после того, как вы отгадаете загадку о нём


Он из полена вдруг возник

Весёлый, юный озорник,

Ребята, не сочтя за труд,

Скажите, как его зовут?

(Дети отвечают хором: Буратино!)


Правильно, ребята! Молодцы! Действительно, этот весёлый человек и есть герой сказки “Золотой ключик” и зовут его Буратино. А вот и он сам! (учитель показывает игрушку Буратино). Ребята, а давайте вспомним, каких ещё героев этой сказки вы знаете? (ребята перечисляют оставшихся героев). Молодцы, ребята! Вы прекрасно знаете сказку “Золотой ключик”. А теперь самое время вскрыть конверт, который для вас прислал Буратино (на конверте: “ученикам 1 “А” класса СШ №121 от Буратино”). Письмо Буратино:

“Дорогие мои друзья-школьники


Я очень рад, что вы знаете сказку “Золотой ключик” так хорошо, из неё я пришёл к вам. Большое вам спасибо! Пишу это письмо и хочу обратиться к вам за помощью. Герои сказки прислали мне свои задания по математике, которые мне нужно решить. А так, как я не пошёл в школу и умею считать только до 5, то прошу вас помочь мне решить эти задачи! Заранее вам благодарен! Желаю успеха! Буратино”.


Учитель. Ну, что, ребята, отправимся с вами в страну занимательной арифметики и выручим Буратино! А для того, чтобы ему помочь, вы должны быть ловкими, активными, внимательными и смекалистыми, помогать друг другу хорошо считать. Итак,…


I задание. Пудель Артемон.

Милый пёсик Артемон

Встал на задних лапах…

Перед ним два мальчика

В шортиках и шапках.

Пудель смотрит, он притих, даже кость не гложет,

Но что разного у них - он понять не может!


Учитель. А сейчас, ребята, посмотрите на эти рисунки внимательно и помогите понять Артемону, что разного у этих мальчиков. (плакаты с изображением Буратино, у него ключ в разных руках).


II задание. Мальвина.

Раз, два, три, четыре, пять.

Научились вы считать.

Повнимательней сидите

И задачки вы решите.


Учитель. Ребята, Мальвина приготовила для вас занимательные задачки в стихотворениях. Слушайте их внимательно и считайте.


Вышла курочка гулять и взяла своих цыплят.

Семь бежало впереди, три осталось позади.

Беспокоится их мать и не может сосчитать.

Сосчитайте - ка, ребята, сколько было всех цыплят? (10)

Стоит коза, голосит коза: “ Ой, беда, беда, беда!

Разбежались кто куда семеро козлят!

Один в лесок, а второй за стог.

Третий спрятался в бочонок!”


А сколько козлят в избушке сидят? (4)

1, 2, 3, 4: кто живет у нас в квартире?

Мама, папа, брат, сестра, кошка Мурка,

Два котёнка, мой щегол, сверчок и я.

Вот и вся моя семья. (10)

2 цыплёнка стоят, 2 в скорлупках сидят;


6 яиц под крылом у наседки лежат.

Сосчитай поверней, отвечай поскорей,

Сколько будет цыплят у наседки моей! (10)

Сидят рыбаки, стерегут поплавки.

Рыбак корней поймал 10 окуней.

Рыбак Евсей - 7 карасей.

А рыбак Михаил трёх сомов изловил.

Сколько рыб из реки натаскали рыбаки? (20)

Посадила бабка в печь пироги с капустой печь

Для Наташи, Вовы, Коли - пироги готовы.

Да ещё один пирог кот под лавку уволок.

Да в печи - четыре штуки - пироги считают внуки.

Если можешь - помоги, сосчитай-ка пироги! (8)


III задание. Лиса Алиса.

На улице Бассейной

Жила одна лиса

И иногда рассеянной неделями была.


Учитель. Ребята! Лиса Алиса забыла, как нужно расставить в пустые клеточки числа так, чтобы в сумме по всем направлениям было 9.


2 3 4

6 2 5

2 3 0

6 4 4

1

IV задание. Кот Базилио.


Поспела новая игра,

Нелёгкое задание.

За дело взяться вам пора и проявить старание!


Учитель. Дети, кот Базилио предлагает вам игру “Наоборот”. Кому-то из вас я бросаю мяч и называю слово. А вы поймав мяч, говорите мне противоположное по значению слово и возвращаете мяч. Примеры: толстый-тонкий, утро-вечер, раньше-позже и т.д.


V задание. Черепаха Тортилла.


Вот ещё одна задача.

Ждёт смышлёного удача.

1, 2, 3, 4, 5 - задачу эту вам решать.


Учитель. Дети, внимательно посмотрите и скажите, есть ли среди этих рыбок в аквариуме одинаковые? (решение примеров).

Детям предлагаются следующие примеры (понятия “сумма” и “разность”):

13 + 6 = 19 14 + 3 = 17 19 - 9 =10

11 + 9 = 20 16 + 2 = 18 15 - 4 = 11

12 + 4 = 16 16 - 3 = 13 20 - 10 = 10

15 + 5 = 20 17 - 5 = 12 18 - 6 = 12


“Лягушки”


Встанем, дети, скажем тихо: 1, 2, 3, 4, 5.

Приподнялись, чуть присели и соседа не задели.

А теперь придётся встать.

На болоте две лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали, ручками хлопали.

Вправо - влево наклонялись

И обратно возвращались

Вот здоровья в чём секрет.

Всем друзьям физкультпривет!


VI задание. Пьеро.


Пьеро - поэт рассеянный

Жил на улице Бассейной.

И такие вот задачки

Сочинял для вас, ребятки.


Ответ: на 4 больше?

Ответ: на 3 меньше?


Составление задач по рисунку проводится по следующей схеме. Учитель спрашивает, из каких частей состоит задача, что нам известно из задачи, что значит больше (меньше), каким действием будем решать задачу, почему; затем даётся решение задачи (ответ).


На правило вычитания можно дать такие задачи:

Четыре воробушка спустились на грядки,

Скачут и что-то клюют без оглядки.

Котик-хитрюга внезапно подкрался,

Мигом схватил одного и умчался.

Вот как опасно клевать без оглядки.

Сколько теперь их осталось на грядке?

1, 2, 3, 4, 5 - кошка учится считать

Потихоньку, понемножку приближаем к мышке кошку.

Получаем мы ответ: кошка есть, а мышки нет.


VII задание. Папа Карло.

Очень трудное задание

Ожидает мальчиков.

1,2,3,4,5-

Задачу эту вам решать!


Учитель. Ребята! Вы все знаете, что в каморке у папы Карло на стене висел старый холст с изображением огня и чана, где варилась похлёбка. Вот однажды, когда Буратино ушёл в театр, крыса Шушара прогрызла холст. Сосчитайте, сколько дыр она сделала в холсте? Возьмите фигуры и помогите Буратино заштопать холст. Но будьте внимательны! (какими свойствами обладает геометрическая фигура?)


Учитель предлагает детям рассмотреть фигуры, расположенные по рядам, и ответить на вопросы, какая фигура есть в каждом ряду, как она называется и почему.

VIII задание. Карабас Барабас.


Кто в соревнованьи победит

Конечно, лучший эрудит!

У меня сомнений нет -

Вы дадите мне ответ.


Учитель. Ребята, осталось самое последнее, самое трудное и ответственное задание - освободить Буратино, которого закрыл в домике Карабас Барабас. Посмотрите внимательно на ключ и подумайте, к какой замочной скважине он подойдёт?


IХ задание. Буратино.


Учитель (от имени Буратино). Молодцы, ребята! Вы спасли меня и выполнили все задания героев сказки. Вы очень хорошо играли, поэтому я вам приготовил небольшой сюрприз.


Вам числа выданы не зря, несложен их ответ.

Из них узнаете, друзья, мой небольшой секрет.

(Какие числа называются чётными, нечётными).


6 11 13 4 7 8 1

лод ти но мо ра цы Бу


(Открыть в порядке возрастания: сначала чётные, затем нечётные).

Читаем вместе: Молодцы, Буратино. Письмо Буратино:

“Дорогие мои друзья-школьники!


Большое спасибо за помощь, которую вы мне оказали в решении сложных математических задач. Следующей осенью я тоже пойду в школу, чтобы стать таким умным, как вы.


Знаю - кто уроки учит,

Ключик золотой получит.

С ним в мир знаний, мне поверь,

Ты всегда откроешь дверь! Буратино.





Скачать 456,29 Kb.
оставить комментарий
Дата30.09.2011
Размер456,29 Kb.
ТипУрок, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

плохо
  1
отлично
  8
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх