Д. Н. Давиденко и по секции психологии здорового образа жизни icon

Д. Н. Давиденко и по секции психологии здорового образа жизни


1 чел. помогло.
Смотрите также:
Темы конкурса: «Здоровый образ жизни» (пропаганда здорового образа жизни и содержательного...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Программа формирования...
Программа по оздоровлению и формированию здорового образа жизни обучающихся...
«Формирование здорового образа жизни»...
Учебная программа цикла тематического усовершенствования «формирование здорового образа жизни у...
Вэтой работе освещаются вопросы воспитания любви к физической культуре...
Методические рекомендации по написанию программы по формированию культуры здорового и...
Конспект занятия из цикла «формирование здорового образа жизни»...
Отчет о мероприятиях, направленных на формирование здорового образа жизни у обучающихся...
Профилактика асоциальных проявлений среди подростков 5-7-х классов посредством формирования...
«Союз театральных деятелей Российской Федерации (Всероссийское театральное общество)»...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4   5   6
скачать





НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ

БАЛТИЙСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ


Отделение валеологии


ВЕСТНИК

БАЛТИЙСКОЙ АКАДЕМИИ


Вып. 9. - 1996 г.


ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА -

ГЛАВНАЯ ЦЕННОСТЬ


САНКТ-ПЕТЕРБУРГ


РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ ВЫПУСКА:


ВОЛКОВ И.П., ДАВИДЕНКО Д.Н., ДАДАЛИ В.А.


Ответственный за выпуск проф. Д.Н.Давиденко


РЕДАКЦИЯ ВЕСТНИКА:


Главный редактор - И.П.ВОЛКОВ


Зам. главного редактора - М.К.ТУТУШКИНА


Секретарь - Г.А.СТЕПАНОВА


^ Адрес редакции:


198005, Санкт-Петербург, 2-я Красноармейская, д. 4.


Кафедра практической психологии


Санкт-Петербургского государственного

Архитектурно-строительного университета (СПбГАСУ)


(Проф. М.К.Тутушкина)

тел. (812) 259-49-15


Печатается на средства авторов и взносы членов БПА

по секции валеологии и психофизиологии

(руководитель секции - академик БПА проф. Д.Н.Давиденко)

и по секции психологии здорового образа жизни

(руководитель секции - академик БПА проф. В.А.Дадали)


В36

 И.П.ВОЛКОВ


В 43162014 - 75 Без объявления

С 96(03) - 95

ISBN 5- 85029 -077-X

^ ВЕСТНИК БАЛТИЙСКОЙ АКАДЕМИИ

Вып. 9. - 1996 г.

Научное издание БПА Основано в июле 1995 г.

Гослицензия № 0235 мерии СПб в Санкт-Петербурге




СОДЕРЖАНИЕ:


Казначеев В.П. Обращение к народам мира, главам государств, религиозно-культурным движениям ................................................................................................. 5


^ ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ВАЛЕОЛОГИИ:

Петленко В.П. Актуальные проблемы валеологии ..................................................... 7

Давиденко Д.Н. Основы здорового образа жизни человека ...................................... 15

^ Дадали В.А. Питание как фактор здорового образа жизни ....................................... 24

Волков В.Ю., Волкова Л.М., Давиденко Д.Н., Зверев В.В. Компьютерные разра-ботки в валеометрии ....................................................................................................... 28

Буркут В.С., Буркут В.П. Актуальные аспекты психологической валеологии ......... 30

^ ВАЛЕОЛОГИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ:

Половников П.В., Волкова Л.М. Комплексная оздоровительная программа для

студентов со значительными отклонениями в состоянии здоровья ........................... 33

^ Михонин А.А. Валеологическая оптимизация учебного процесса по дисциплине «физическая культура» в вузе .......................................................................................38

^ Михонина Т.Н. Взгляд на теоретические и практические аспекты оздоровитель-

ной физической тренировки студентов ........................................................................40

^ Стамбулова Н.Б. Рабочая программа учебной дисциплины «Валеология» для

студентов физкультурного вуза ...................................................................................41

^ Давиденко Д.Н., Петленко В.П. Тематика лекционного курса по валеологии для

студентов высших учебных заведений .........................................................................46

^ Глушков Ю.Ю. Валеология как важный компонент гуманизации курса физической культуры в вузах .......................................................................................................... 49

Детков Ю.Л. Лечебная физическая культура как средство валеологии .................... 50

^ ВАЛЕОЛОГИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ:

Баранчукова Г.А., Щербакова М.А., Охремчук Л.А., Стамбулова Н.Б. Опыт

внедрения валеологии в систему школьного образования ......................................... 52


^ Величковская И.Л. Урок валеологии в 6-м классе на тему: «Как лучше запоми-

нать» ............................................................................................................................ 55

Исаенкова Н.К. Урок в 1-м классе по валеологии на тему: «Как сохранить

зрение» ......................................................................................................................... 56

^ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Стамбулова Н.Б. Влияние сеансов релаксации на психическое состояние и

умственную работоспособность младших школьников ............................................. 59

^ Стамбулова Н.Б., Хвацкая Е.Е. Психодиагностическое исследование интеллек-

туального развития учащихся ..................................................................................... 63

Маймулов В.Г., Андреев В.Ю., Суворова А.В., Баскович Г.А., Чернякина Т.С. Роль оздоровительных мероприятий при интенсивном обучении старшеклассников ...... 67


^ ОБРАЩЕНИЕ К НАРОДАМ МИРА, ГЛАВАМ ГОСУДАРСТВ,

РЕЛИГИОЗНО-КУЛЬТУРНЫМ ДВИЖЕНИЯМ


Директор Института общей патологии и экологии человека СО РАМН,

доктор медицинских наук, Президент Совета Директоров Международного Института космической антропоэкологии, академик РАМН,


профессор В.П.Казначеев


Я и мои коллеги, не от имени нации и государства, а как представители рода человеческого планеты Земля, обращаемся к народам мира, главам государств, представителям религий, культуры и науки с выражением высочайшей тревоги за судьбу человечества, всех землян независимо от географии, национальности, социальных систем и государств, где они проживают. Фактическое состояние геополитического, экономического и социально-духовного устройства человечества все больше погружает его в состояние глобальной клинической смерти. Необходимо остановит этот процесс и создать систему реанимации и реабилитации. Первая половина XXI - это единственное время, которое еще позволит человечеству организовать это и обеспечит сохранение и развитие жизни на планете Земля. Противостояние Запада и Востока, имперские тенденции ряда государств и каолиций, возбуждение национальной нетерпимости, религиозной несовместимости зависят от мировой экономической машины, прибыли и диктатуры власти. Нарастает не только экологический кризис, быстрое снижение психического, репродуктивного потенциала нации, но и безумное обострение геокосмической экологии и противостояние человечества с космическим пространством.

В знаменитом документе - Манифесте Рассела-Эйнштейна уже говорилось о необходимости развития нового мышления. Суть этого мышления, несомненно, состоит в признании мира, содружества наций на Земле и в Космосе, содружества человечества с природой планеты Земля и Космоса.

Современные научные исследования приблизились к раскрытию наиболее тонких интимных механизмов человеческого интеллекта и психики, к возможностям насильственного вмешательства в психологию личности большого круга людей, популяции и нации. Эти методы во много раз ужаснее и страшнее новейших конструкций химического, биологического, водородно-ядерного и другого оружия. Необходимо на уровне ООН организовать систему международного контроля глобальных геополитических процессов. Политизированные решения международной декларации «Повестка дня на XXI век» (1992 г.) о лимитах проживающих на планете Земля 1,0-1,5 млрд. людей, стимулируют народы и страны в их геополитике к размежеванию и организации центров противостояния со стремлением обеспечить себе будущую нишу проживания «золотого миллиарда».

Российскими учеными была сформулирована перспектива автотрофности человечества, т.е. организация создания ноосферы, в которой может быть обеспечено существование и по условиям проживания, и по социально-духовным условиям 8-10 млрд. Людей на планете. Тогда научная мысль человечества - новая геокосмическая сила - обеспечит первично-космофизический синтез необходимых продуктов питания и жизнеобеспечения на Земле подобно зеленому покрову и освободит большую часть биосферы от ее сырьевой сельскохозяйственной и промышленной эксплуатации. Необходима организация международного института по проблемам автотрофности человечества и создания ноосферного процесса человечества на планете Земля и в космическом пространстве.

Территория России и социально-экономическое, медико-биологичес-кое, психологическое состояние ее народонаселения сегодня являют пример наиболее критического пути перехода человечества в состояние клинической смерти. Однако Россия одновременно является наиболее перспективной площадкой создания новых методов реанимации и восстановления здоровья нации. Она может стать опережающей площадкой и примером для всего человечества.

В Международном центре необходимо формирование планетарной программы «Гея», проекта изменения генерального космо-эволюционного курса, чтобы сохранить человечество и биосферу планеты - наш дом - в живом пространстве Космоса.

^ В программе необходимо принять основополагающие принципы :

1. Признать, что жизнь человечества (биосфера Земли) на планете есть часть общевселенской социально-космической системы. На Земле нарастает космоэтический, духовный, космоэкологический необратимый кризис.

2. Изменить геокосмические взгляды и убеждения, которые рассматривают космическое окружение как потенциального противника, как врага. Необходимо направить научно-технические усилия на поиски космического доброжелательного сообщества и в Космосе, и на Земле.

3. Сосредоточить научный потенциал на проблеме автотрофности человечества (В.П.Вернадский) в качестве гарантии условий выживания и развития на планете 8-10 миллиардов человек к середине XXI века.

4. Организовать интернациональный научный центр новой научно-культурной демократии мира по исследованиям неопознанных космопланетарных и психобиологических явлений как важного нового направления в развитии научной картины мира.

5. Подготовить пути принятия планетарной общенациональной конституции человечества планеты Земля, предусмотреть требования прав и обязанностей человека, человечества как части социально-космичес-кой общественно-природной системы.

Мы выражаем надежду, что наш голос будет услышан на планете Земля, и руководители всех уровней учтут и поддержат наши предложения, которые, как мы убеждены, выражают чаяния всего человечества на рубеже XXI века.


^ ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ВАЛЕОЛОГИИ




АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВАЛЕОЛОГИИ


Доктор философских наук и доктор медицинских наук, профессор В.П.Петленко, академик ПАНИ;


Из многочисленных проблем валеологии, на наш взгляд, следует выделить как наиболее актуальные следующие проблемы.


^ 1. Валеология как медицина здоровья.

Медицина - не только наука о причинах болезней, их диагностике и лечении. Медицина должна быть и медициной здоровья, разрабатывать «маршруты здоровья», а профилактика - меры не только предупредительные, но и пути возрастания здоровья. Валеология - наука об индивидуальном здоровье человека. Санология - наука об общественном здоровье населения (коллектив, регион, страна). Они взаимосвязаны и дополняют друг друга. В ХХ веке медицина болезней должна быть дополнена медициной здоровья, а нозологическая подготовка врача общей практики продолжена и усовершенствована валеологической подготовкой. Это особенно важно для России.

Состояние здоровья ее населения - критическое. Обостряется ситуация оттого, что в стране соединились два типа патологии - тип дегенеративный (склерозы, сердечно-сосудистая патология, рак, эндокринные заболевания) и тип инфекционно-эпидемический (всплеск инфекционной заболеваемости в России ежегодно около 50 миллионов человек). В ряде мест возникли холерные эпидемии.


^ 2. Здоровье как научная проблема.

Когда-то Сократ сказал, что «здоровье - не все, но все без здоровья - ничто». Быть живым мало - надо быть живым и здоровым. Здоровье как научная проблема охватывает комплекс медико-биологических, психологических, физкультурно-оздо-ровительных, социальных наук. Вопросы здоровья всегда обсуждались всеми религиозными школами мира (христианство, ислам, буддизм). ВОЗ определила здоровье как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. По существу - это идеал, к которому мы должны стремиться.

Для того, чтобы определить физическое, психическое и социальное здоровье человека, надо раскрыть: а) связь наследственности человека (нормы реакций как генетического потенциала здоровья) и его здоровье; б) природу психосоматической конституции человека, ее морфологические, физиологические, эндокринные особен-ности, черты характера (холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик) и способы их реализации; в) связь здоровья с окружающей средой (экологическая валеология); г) связь здоровья с образом жизни человека (уровень жизни, качество жизни, стиль жизни, режим жизни, вредные привычки); д) зависимость здоровья человека от его отношения к своему здоровью, от установок на здоровый образ жизни, на знание человеком своих возможностей (резерв), санитарно-гигиенических основ жизни.

В последние годы в мировой научной литературе широко обсуждается новая концепция здоровья, предлагающая для его оценки не только вышеперечисленные показатели, которые отражают нездоровье (заболеваемость) общества, но и позитивные, отражающие его здоровье (например, удельный вес лиц, никогда не болевших, удельный вес долгожителей при хорошем самочувствии...).

Новая концепция уточняет существующую, усиливает ее социальную компо-ненту, ориентирует на распределение ответственности за охрану здоровья между обществом, индивидом, медицинскими работниками.


^ 3. Валеология и конституция человека.

Конституция человека - это генетический потенциал человека, продукт наследственности и среды, реализующей наследственный потенциал. Когда-то мудрые врачи Древнего Востока размышляли так. Есть мир бесконечно малого. Есть мир бесконечно большого. И есть мир между ними - мир бесконечно сложного - мир жизни. В этом мире жизни есть человек - мир бесконечной сложности и бесконечной мудрости: сложность - от природы, мудрость - от Бога и Учителя. И сложность и мудрость воплощены в конституции человека.

Настало время по-новому, интегративно взглянуть на конституцию человека, определяющую основные законы его индивидуальной жизни. Если посмотреть на весь спектр жизненных доминант и установок, то в конечном счете, они детерминированы нашей конституцией: потребности, способности, интересы, желания, искушения, проблемы алкоголизма, табакизма, наркотизма тоже имеют генетическую компоненту при всей значимости среды и воспитания в этих вопросах. Все проблемы предрасположения (или непредрасположения) к болезням - тоже конституционально детерминированы; личные предпочтения в образе жизни, духовные установки, психический мир знаний, эмоций и воли, поведение, любовь и ненависть, сексуальный потенциал - тоже конституционально детерминированы. Много правды в словах итальянского патолога Дж.Танделоо, сказавшего, что «конституция человека - наш соматический фатум, наша судьба». К тому же, вопреки догмам мичуринской биологии Т.Д.Лысенко, которую разделяли и многие наши патологи и клиницисты в 50-е годы нашего столетия, конституция как генетический потенциал дается человеку один раз и на всю оставшуюся жизнь. Генотипически астеник никогда не станет гиперстеником и, наоборот. Среда лишь модифицирует наш конституционный потенциал в рамках «норм реакций»: конституция - генетически устойчива, стабильна, а фенотип - лишь модифицируется, изменяет конституцию в пределах геномных законов реагирования.

Великий Лаоцзы говорит: «Колесо вращается потому, что ось его непод-вижна» и что «сила (насилие) над природой (Дао) и сущностью (Логосом) человека - противоестественны и аморальны». Каждый человек должен жить в соответствии со своей конституцией. Нам представляется, что основным законом валеологии является зафиксированный многовековой опыт врачей, педагогов, психологов: образ жизни человека должен соответствовать его конституции. Конституция всегда индивиду-альна - образов жизни столько же, сколько людей. Не насилуйте природу человека, не втискивайте ногу в обувь не своего размера - ведь это больно и потенциально... мозольно-мучительно. И когда мы слышим со сцен перед многотысячной аудиторией рецепты как жить, как есть, как любить и сколько любить, то хочется крикнуть всем: люди, остановитесь, одумайтесь, не «зомбируйтесь», думайте и живите в соответствии со своей конституцией, своей природой и своими разумными принципами.

Нам представляется, что системная характеристика конституции человека дает новую интегральную медицину, лежащую в основе всех валеологических представлений. Когда-то И.П.Павлов хорошо сказал, что прямая аналогия - вещь «в науке не всегда серьезная». Учитывая это, мы все же позволим одно сравнение. Каждая страна и каждый ее гражданин должны уважать конституцию своего государства и не нарушая ее - мы не вступаем в конфликт с правоохранительными органами. Чтобы жить здоровой жизнью надо жить по законам своей биологической конституции. В этом смысл основного закона валеологии. Каждый человек свой образ жизни должен строить в соответствии со своими биологическими и психологическими возможностями. Они заключены в нашем “основном законе жизни” - законе конституционной нормы реакций.


^ 4. Проблемы экологической валеологии.

Экология - это экософия: культура страны, нравственность народа и совесть правительства. И если мы сталкиваемся с дефицитом культуры, нравственности и совести, то страна входит в полосу экоцидного кризиса, с чем мы имеем дело сегодня. Экологическая валеология разделяется на две составные части: экзоэкологию и эндоэкологию. Экзоэкология изучает влияние внешних экологических факторов (космос, магнитосфера, гравитация, солнечная радиация, климат, атмосфера, гидросфера, литосфера) на здоровье человека. Эндоэкология - это состояние биологического потенциала, внутренней среды организма, его биоритмов, хроноритмов, это концепция «чистого организма», проблема питания экологически чистыми продуктами, проблема очистки организма (органов, систем, крови, лимфатической системы) от шлаков. Особой проблемой экологической валеологии является проблема здоровых городов (районов, регионов, сел), вопросы поведения человека в экстремальных условиях, проблемой является изучение геопатогенных зон планеты (реги-онов, районов проживания).

В ХХ веке Россия прошла через политический геноцид, бесправный юрисцид, экономический экоцид и психофизический валеоцид. Зловещая диалектически вза-имосвязанная цепь: геноцид нации, юрисцид народа, экоцид природы, валеоцид че-ловека. 110 млн. человеческих судеб - такова «человеческая цена» Российского соци-ального эксперимента, начавшегося в 1917 году.

Геноцид и юрисцид - это депортация лучших умов национального генофонда, насильственное переселение народов, политические репрессии и физическое уничтожение интеллигентов, рабочих, крестьян, духовенства. Россия сегодня - самая грязная часть планеты: 53 млрд. тонн загрязнений скопилось на ее территории (с 1917 г.). Это 471 кг ксенобиотических масс на 1 кг веса россиянина: страшная иммунная нагрузка на человека.

В итоге - иммунное истощение и болезни людей (особенно детей). Истощение ресурсов, уничтожение лесов, грязная вода и нечистый воздух, эрозия почв, гибель флоры и фауны - об этом кричат все регионы Севера, Востока и Юга страны. Грязь среды разрушает самые тонкие струны человека - нейроны его мозга.

Родилась в России ... «экологическая психиатрия»: если в мире 4,5-5% психически больных, то в России - в районах экологически грязных - их 10-12%. Экоцид - следствие бездумной политики «покорения природы». Арал стал «микромоделью» экоцида, юридического геноцида и валеоцида одновременно. Сегодня в России трудно найти здорового человека: 96 из 100 имеют патологические отклонения. Многие болезни начинаются с утробы матери. Алкоголизм, токсикомания, табак и наркотики губят россиян: 78% мужчин и 52% женщин сегодня ведут нездоровый образ жизни. Эндоэкология усиливает действие экзоэкологических факторов.


^ 5. Валеология и демография семьи.

Семья всегда была и останется основной ячейкой общества, основной школой жизни для человека. Семья выполняет основные жизненные функции: демогра-фическую, экономическую, педагогическую (воспитательную), санитарно-гигие-ническую, валеологическую. «Семейный иммунитет» (наряду с биологическим имму-нитетом) - основная социально-педагогическая сила, защитная функция от всех «социальных вредностей». Ничто не заменит семьи, никто не заменит мать и отца ребенку. Полная семья для ребенка - это два его крыла для жизненного полета. Развод калечит физически и духовно прежде всего ребенка, а потом уже других членов семьи. И нужно сделать все, чтобы сохранять союз матери и отца - во имя здоровья всех членов семьи. Труд врача, направленный на здоровье матери и ее детей - это самый производительный труд, это созидание будущего. В семье закладываются основы воспитания будущих отцов и матерей. Это зависит от правильно поставленного (в соответствии с возрастом) полового воспитания «мальчиков-юношей-мужчин» и «девочек-девушек-женщин».

В России динамика средней продолжительности ожидаемой жизни при рождении с 1958 г. до 1990 г. характеризовалась относительной стабилизацией показателей с периодическими повышениями и снижениями. В 1958-1959 гг. она составляла 63,0 года для мужчин и 71,5 лет для женщин. До середины 60-х годов наблюдалось повышение показателей. В 1964-1965 гг. для мужчин он составил 64,6 года. Для женщин максимум достиг 73,5 лет (1966-1967 гг.). Затем наблюдалось снижение показателей, продолжавшееся до 1979-1980 гг. (61,5 для мужчин и 73,0 для женщин), и снова повышение вплоть до 1988 г. (64,8 для мужчин и 74,4 для женщин). Особенно низкой является продолжительность жизни мужчин, проживающих в сельской местности. В 1977-1978 гг. она составила всего 58 лет.

Во Франции средняя ожидаемая продолжительность жизни мужчин состав-ляла в 1987 г. 71,8 года, женщин - 80,0 лет, а в России соответственно - 63,5 и 74,3. Разрыв составил более 8 лет у мужчин и около 6 лет у женщин. В США живут дольше, чем в России, мужчины на 11 лет, женщины на 7 лет, а в Японии - мужчины на 11 лет и женщины на 6,6 лет.

Детальный анализ имеющихся материалов свидетельствует о том, что отста-вание в средней продолжительности жизни в России определяется рядом причин. Структура смертности населения в России и в передовых странах мира существенно не отличается. Около 70% всех смертей определяется болезнями системы крово-обращения и новообразованиями. Однако в России от этих и многих других болез-ней значительная доля людей умирает в более раннем возрасте. Так, от болезней системы кровообращения в России и США умирает примерно 60 на 1000 новорож-денных. Но на возраст до 65 лет в США приходится менее 10% этих смертей, а в России - около 30%. Средний ожидаемый возраст смерти от болезней системы кровообращения в России на 2 года ниже, чем в США. А для некоторых других классов причин смерти эта разница еще больше (от новообразований и травм - 8 лет). В США на 1000 родившихся мальчиков шанс рано или поздно умереть от несчастных случаев, травм и отравлений имеют 70 человек, а в России - 140.


^ 6. Образ жизни и здоровье: педагогическая и медицинская валеология.

Если состояние всех факторов, определяющих здоровье, принять за 100%, то по доли их влияния на наше здоровье они распределяются в следующих соот-ношениях: а) человеческий фактор - 25% (физическое здоровье - 10%, психическое здоровье - 15%); б) экологический фактор - 25% (экзоэкология - 10%, эндоэкология - 15%); социально-педагогичес-кий фактор - 40% (образ жизни: материальные условия труда и быта - 20%, поведение, режим жизни, привычки - 25%); г) медицинский фак-тор - 10%. Цифры, естественно, средне-статистические, лишь ориентирующие врача общей практики.


^ 7. Двигательная активность и физическое здоровье.

Общеизвестна роль физической культуры в здоровом развитии человека, и чем раньше мы начнем формировать привычку у детей начинать день с физзарядки, тем прочнее оно становится. Пример родителей - ничем не заменим. К сожалению лишь 6% семей в России начинают день с гигиенической зарядки. Для сравнения: в США - 78%, в Японии - 75%, ФРГ - 68%.

Врач просто обязан довести до каждого своего пациента одну неоспоримую истину: физкультура, утренняя гигиеническая зарядка должны «умыть» кровью 639 мышц, имеющихся у человека (скелетных мышц). Как говорили врачи Древнего Востока: у сердца - «царственной мышцы» есть 639 помощников (каждая - «малое сердце»). Правило «639+1» должен знать каждый человек с детства: помоги своему сердцу (1) работой всех скелетных мышц (639). И ты проживешь долго.

Гиподинамия все нагрузки перекладывает на сердце, которое в этих условиях быстрее изнашивается, стареет, срывается. Физическая зарядка - это утверждение долголетия и профилактика сердечно-сосудистой патологии.

Здоровье человека определяется множеством влияний, однако среди той части этих явлений, которая зависит от человека и может быть преобразована нашей волей и настойчивостью, решающее значение принадлежит двигательной активности. Этот фактор в наиболее «очищенной» и концентированной форме является основным средством, используемым в физической культуре и спорте.


^ 8. Проблема питания и здоровье.

Общеизвестно положение, которое гласит: пища - должна быть «заработана мышцами». Питание как никакая другая проблема - вопрос исключительной индивидуальности, исключительной предпочтительности, вкусов, привычек. Нельзя всем рекомендовать одну и ту же диету, например, вегетарианство. Истинных вегетарианцев, как и макробиотиков - около 10% в человеческой популяции. Но несомненно и то, что человек имел своим предком травоядное существо (обезьяну, которая, кстати будет сказано, свой вегетарианский стол дополняет «лакомством» - гусеницами, червями, ящерицами, бабочками, куколками, жуками, пауками и даже птицами). Человек ныне всеяден, но его стол оптимален лишь в том случае, если он на 70% в пищевом рационе является вегетарианским и лишь на 30% - мясным и рыбным. Рациональное питание - это не всеобщий стандарт, а индивидуально по-добранный пищевой индивидуальный портрет, соответствующий человеческому генотипу (консти-туции), а не очередной телевизионной рекламе пищевого рациона. Аналогично и с проблемой голодания - только индивидуальный подход.


^ 9. «Искушение» как проблема валеологии.

В последнее время все большее значение уделяется проблеме «психического истощения» человека. На этой основе нами предложены четыре закона психотерапии:

1) закон первичности духа (все начинается с «головы», с психических устано-вок на жизнь);

2) закон примата целого (врач должен гармонизировать часть и целое);

3) закон врачующего времени (только время стимулирует морфологию вос-становительного процесса - «лечит время»);

4) закон исцеляющей веры (вера - величайшая сила выздоровления).

Давно известно, что человека как психосоматическую систему могут искушать потребности телесные («искушение плоти») и потребности душевные («искушение духа»). Жить - значит удовлетворять потребности человека в веществе, энергии, информации. У человека эти потребности выливаются в систему материальных, духовных и социальных потребностей. Здесь четкая причинно-следственная связь: потребность - доминанта потребности - установка - реализация установки (поведение) - удовлетворение потребности. Всякая потребность тела и духа может стать искушением. Поскольку в разное время («шкала жизни») у человека господствуют разные потребности, разные доминанты этих потребностей, разные психические установки, то жизнь человека может быть представлена как «смена искушений», смена «полю-сов притяжения»; в молодом возрасте искушается «плоть» (сигаретой или сигарой, рюмкой или бокалом, мальчиком или девочкой, «колесами» или «иглой»). С годами эти низшие («плотские») искушения сменяются сами, но и растет шкала духовной жизни, духовных искушений, последние становятся господствующими, доминирую-щими. Объектом духовного искушения всегда была истина - ею испытывалась крепость духа. Можно предложить систему «духовных искушений»: а) наука - это искушение истины разумом; б) искусство - это искушение истины чувствами; в) религия - это искушение истины верой; г) философия - это искушение истины мудростью. И врач встречается с людьми, каждый из которых в данный момент «чем-то искушен» (искушение - это всегда устремленность к чему-то - к материальному объекту, вещи, человеку или идее). Один тянется чрезмерно к сигарете или рюмке, другой - к особи противоположного (или, к сожалению, своего) пола, к девочке или мальчику. Можно иссушать мозг чрезмерными умственными нагрузками и перегрузками, можно сгорать и умирать эмоционально, от постоянных стрессов, можно заковать свое тело в железные вериги и кольчуги веры, можно размышлять о мудрости или глупости нашей жизни. И здесь важно различать - нормальное удовлетворение человеческой потребности в рамках меры (человек - «мера вещей») и искушение потребностью, когда это стремление к удовлетворению становится самоцелью, чрезмерностью. А всякая чрезмерность - патологична, неестественна, некультурна, - и поэтому - безнравственна. Пить естественные природные напитки, соки и прочие безалкогольные напитки, употреблять умеренное количество продуктов питания, любить и быть любимым или любимой - все это «искушение естественным» - нормально, природно, разумно, эстетично и нравственно. Сигарета - это индивидуальная привычка человека безвольного; тяга к спиртному - это уже серьезный сигнал к тяжким бедам и испытаниям себя и близких; наркотик - очень часто это уже катастрофа.


^ 10. Сексуальное здоровье.

Все, что биологически естественно, то не подлежит нравственному осуждению. В вопросах сексуальных отношений должен учитываться и вопрос любви: только она дает право на физическую близость и такая близость не подлежит нравствен-ному осуждению. Проституция как вид физической близости, в основе которой лежат соображения экономического порядка, биологическая прихоть или нравственная распущенность, подлежат нравственному осуждению. Получение оргазма - высшего биологического вознаграждения, выработанного эволюцией живой природы - естественно и нормально в нашей жизни. Из 10 половых актов примерно один заканчивается оплодотворением (беременностью). С этого начинается новая жизнь. Аборт - это убийство, которое может быть оправдано только одним - состоянием здоровья женщины (физического и психологического) или беременность, вызванная актом насилия. Ребенок должен быть желанным - это залог его физического и психологического здоровья. Каждая беременная женщина должна знать, что даже мысль о нежелательности беременности отражается отрицательно на плоде. И как можно раньше мать и отец должны начать разговаривать с будущим своим ребенком, петь ему песенки и даже дать возможность прослушать хорошую спокойную и мелодичную музыку.

Нам пора заговорить серьезно об эмбриональной педагогике и эмбрио-нальной психологии. И хорошим советчиком может служить книга французского педагога Андрэ Бертин “Воспитание в утробе матери или рассказ об упущенных возможностях”, изданная в С.-Петербурге МНПО «Жизнь», в 1992 г. Маленький эмбрион, без сомнения, способен реагировать на внутренние изменения и по своему воспринимать все, что происходит во внешнем мире. Еще в Древнем Китае существовал обычай «представления отца» будущему ребенку. Отец должен рассказать о себе, своей жизни, работе, взглядах на жизнь, исповедаться перед будущим человеком, рассказать, каким бы он хотел видеть своего ребенка. Если после исповеди отца спустя некоторое время ребенок остался во чреве матери, то это расценивалось как акт «взаимопонимания» между отцом и ребенком: такой ребенок становился верным другом отцу и матери на всю жизнь. Если же беременность после исповеди отца прерывалась, то это означало только одно: ребенок приносит себя в жертву, и отпрыском отца быть не желает.

Мы неплохо готовим специалистов. Но мы пока плохо готовим человека к одной из главных его профессий - быть Матерью, быть Отцом. И здесь без врача-педагога, врача-психолога, врача-лечебника, врача-психопрофилактика не обойтись. Во враче семейном, во враче общей практики объединяются (хотя и не заменяются) и врачеватель, и учитель, и психолог, и судья, и даже - священник. И знать эти предметы надо - этому учит нас сама жизнь. И в жизни есть многое из того, что получило название «социальной патологии»: алкоголизм, наркомания, токсикомания, венерические болезни. Их проблемы достаточно хорошо отражены в специальной литературе. Самое трудное здесь - это формирование у человека трезвеннических установок, освобождение его от зависимости и «искушений», о котором мы уже говорили. Тут тоже нужен поиск индивидуальной тропинки к сердцу и душе человека, стремление заменить химеру «химического счастья» и «наркотического кайфа» реальной ценностью жизни, красотой, вернуть себе и своим близким и дорогим людям спокойную жизнь и радость.





Скачать 1,42 Mb.
оставить комментарий
страница1/6
Д.Н.Давиденко
Дата30.09.2011
Размер1,42 Mb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5   6
хорошо
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх