Главная цель программы создать у наших детей устойчивую положительную настроенность на трезвый, здоровый образ жизни и, в конечном итоге, воспитать здоровое и трезвое поколение. Только с таким поколением у России будет будущее! Введение icon

Главная цель программы создать у наших детей устойчивую положительную настроенность на трезвый, здоровый образ жизни и, в конечном итоге, воспитать здоровое и трезвое поколение. Только с таким поколением у России будет будущее! Введение


Смотрите также:
Здоровый образ жизни учащихся сельской школы...
Классный час на тему «Здоровый образ жизни»...
Полное наименование программы Здоровое поколение «next» (Будущее страны за здоровым поколением...
Аналитическая справка...
«Российский научно-практический центр аудиологии и слухопротезирования» универсальный...
«Здоровый образ жизни»...
Курс на здоровый образ жизни Шостак Н. В...
09 сентября 2011 года для сотрудников уфк по Ивановской области в рамках программы...
Пояснительная записка Актуальность изучения общественных наук для современной жизни трудно...
Положение о проведении спортивного праздника «Молодые Москвичи за здоровый образ жизни»...
Положение «О городской профилактической акции «Верить! Жить! Творить...
«Здоровое поколение»...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
скачать

Вступление от авторов


Алкогольно-табачно-наркотическая эпидемия в России достигла такого уровня, при котором она является фактором, подрывающим национальную безопасность и превратилась в реальную угрозу существования государства. Наркотизация (мы употребляем этот термин в широком смысле, как употребление любых психоактивных веществ: алкоголя, табака, наркотиков и т.д.) захватывает даже детей и подростков. В наркологических больницах введена новая специализация – детская наркология.

Администрацией Ярославской области на 2006-2007 гг. была принята областная целевая программа «ТРЕЗВОЕ ПОКОЛЕНИЕ», которая предусматривает внедрение в образовательную систему области дополнительной образовательной программы «ЗА здоровый образ жизни», охватывающей учащихся 1-11 класса школ и учащихся СПО, НПО. Данное пособие является одним из компонентов этой программы и предназначено прежде всего для педагогов, которые будут работать в рамках этой программы. Пособие поможет сформировать адекватное представление о сложной проблеме наркотизации общества, развеять устойчивые ложные стереотипы, являющиеся психологической основой для потребления алкоголя и других наркотиков, сформировать научно обоснованное понимание психологических, социально-психологических механизмов формирования трезвого и здорового образа жизни, создать у детей психологическую защиту от соблазнов и угроз наркотизации.

Главная цель программы создать у наших детей устойчивую положительную настроенность на трезвый, здоровый образ жизни и, в конечном итоге, воспитать здоровое и трезвое поколение. Только с таким поколением у России будет будущее!


ВВЕДЕНИЕ

По мнению ряда ученых, исследующих трезвый образ жизни, трезвость - это норма, биологическое качество новорожденного человека, которое, казалось бы, не должно изменяться на протяжении всей человеческой жизни. Прогрессивное человечество всегда вело борьбу за трезвое существование. Среди европейских стран более продвинутыми в этом направлении оказались скандинавские страны: Швеция, Норвегия, Исландия. Во всех этих странах трезвенное воспитание начинается с рождения, и законодательно поддерживаются условия для его развития в зрелом возрасте и старости.

Россия остается одной из немногих алкоголефильных стран, где в учебных заведениях не предусмотрены уроки трезвости. Рядом ученых показано, что в Российской Федерации через СМИ распространяется идеология наркотизма, установки которого быстро усваиваются детьми и молодежью. Главный государственный санитарный врач России Г.Онищенко в очередной раз бьет тревогу: «Циничное, практически не ограниченное в финансовых возможностях манипулирование общественным сознанием, зарабатывание огромных капиталов на производстве и продаже алкогольных напитков - прямой путь к уничтожению нации» (Российская газета. - 2003. - 18.окт. - С.9). Известно, что установка сильнее, чем ценностная ориентация, толкает человека к действию и обеспечивает предрасположенность, известный автоматизм реакции индивидуума на события в окружающем мире. В.Э. Шляпентох (1975) в свое время отметил, что в условиях неопределенности и отсутствия полной информации индивидуум с неизбежностью руководствуется при принятии решения именно априорными установками. В современном мире до совершенства отработан механизм моделирования массового поведения, а использование информационных технологий позволяет разрушать устоявшиеся ценности, формировать жизненные цели, навязывать стереотипы поведения, прививать традиции и установки, зачастую противоречащие глубинным интересам личности и общества, но выгодные отдельным социальным группам и слоям.

ГЛАВА I

^ ИСТОРИЯ ТРЕЗВОСТИ И ТРЕЗВЕННИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ


1.1. Что такое трезвость?

За словом "трезвость" скрывается два смысла. Первый смысл можно вычленить из таких выражений, как трезвая политика, трезвое решение. В словаре В. Даля этот смысл применительно к слову "трезвенник" определен так: "трезво смотрящий на вещи; освободившийся от иллюзий" (стр.827, т.4. СПб., 1914. Изд.М.О.Вольф). Это широкое значение слова "трезвость". Исходя из этого понимания, которое нам представляется более древним и более глубоким, можно трезвость определить так: трезвость - это естественное состояние человека, обеспечивающее максимально благоприятные (оптимальные) условия для его жизни: физиологической, психологической и духовной.

Под термином «трезвение» М.В.Осорина понимает отстранение от ситуации, которое позволяет отличить мир реальный от мира фантазий, что возможно, как она считает, при сформированных механизмах самопознания и зрелой психической саморегуляции [50]. Религиозные писатели также подразумевали под этим термином «бодрствование». К примеру, христианский писатель Исихия (V век) употребляет слово «трезвение», как хранение «чистоты сердца», «чистоты ума» от «страстных помыслов и слов, и худых дел» и предлагает для «правой и богоугодной жизни» наблюдать за мечтаниями и помыслами, не пускать их до себя, помнить о неизбежной смерти и беспрестанно молиться. Он считает, что трезвение - это навык добродетели [55, с.202].

Трезвость, в узком смысле слова, предполагает абсолютное исключение применения вредных ядовитых веществ, которые ухудшают и искажают естественное состояние человека: алкоголя, табака, наркотиков, психоактивных веществ. Трезвость - это состояние психологической гармонии, внутренней свободы от ядовитых веществ, отсутствие установок, положительных мыслей, программ на потребление ядовитых веществ и наличие в целом критического отрицательного отношения к использованию любых психоактивных, ядовитых, наркотических веществ для саморегуляции в любых социальных ситуациях (праздники, утраты, стрессы и т.д.). Трезвость в условиях нашего алкоголизированного общества включает как составной элемент противоалкогольный, противонаркотический настрой.

В настоящей работе слово «трезвость» употребляется именно во втором, более узком значении.


^ 1.2. Истоки трезвеннического мировоззрения в Древнем Риме

Сторонники алкоголепотребления крайне тенденциозно интерпретируют потребление психоактивных веществ в классической античности и, в частности, в Риме изучаемого периода. Усердно пропагандируется точка зрения об извечности алкоголепотребления.

Убедительно разоблачается ложность этих взглядов в работе В.М.Ловчева «Римские философы I века до н.э. - II века н.э. о психоактивных веществах».

Трезвость, трезвое мировоззрение существуют уже многие тысячелетия. В Риме ранней республики “Рабам, женщинам и свободнорожденным юношам до 30-летнего возраста запрещалось пить вино; нарушение же этого со стороны женского пола наказывалось наравне с тяжелейшими проступками. Отец никогда не обедал без сына вне дома, чтобы оба во взаимном присутствии не могли позволить себе никаких излишеств” (Цит. по Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен. Часть первая. СПб.: Алетейя, 2000. С.130.).

Образ великого ученого античности - Пифагора (ок. 540 - 500гг. до н.э.), отраженный мыслителями Греции и Рима, носил черты яркой антиалкогольной направленности. По одним сведениям, собранным Диогеном Лаэртским, “...пьянство именует он доподлинно пагубой и всякое излишество осуждает” (Диоген Лаэртский. Кн. VIII. 1. 9). А “...сам же он, как повествуют некоторые, довольствовался только медом или сотами или хлебом, вина в дневное время не касался” (Диоген Лаэртский. Кн. VIII. 1. 19). Согласно другим сведениям, Пифагор стоял на более радикальных – на трезвеннических позициях. Как пишет о нем Диоген Лаэртский: “...запрещая животную пищу, он приучал и принорав-ливал людей к простой жизни, чтобы они пользовались тем, что нетрудно добыть, ели невареную снедь и пили простую воду, так как только в этом – здоровье тела и ясность ума” (Диоген Лаэртский. Кн. VIII. 1. 13).

Пифагор, согласно Ямвлиху, сделал следующее: “…виды пищи, которые враждебны непорочному состоянию и замутняют как другие представления душевной чистоты, так и те, которые имеют место в представлениях, возникающих во время снов, он отвергал тоже.

Эти предписания относительно пищи он установил для всех, отдельным же наиболее преуспевшим в созерцании и потому достигшим высших ступеней знания философам он запретил раз и навсегда ненужные им и неправедные виды пищи, предписав им никогда не есть мяса одушевленных существ, совсем не пить вина…” (Ямвлих. Жизнь Пифагора. XXIV. 107).

Выдающий оратор и государственный деятель Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.) считал винопотребление уделом только мужчин: “Не должна женщина, которой муж отказал право пользования своим имуществом, оставив ей наполненные вином и маслом хранилища, думать, что все это ей принадлежит, - ведь отказано ей право употребления, а не злоупотребления” (Цицерон. Топика. III. 17).

Во времена Цицерона наличие многих женщин, не употребляющих вино, считалось само собой разумеющимся. Для одного из его героев данный факт является убедительным аргументом в споре: “Столь большую силу имеет воспитание скромности: все женщины обходятся без вина” (Cicero. De re publica. IV, VI, 6). Тут ярко проявился педагогический оптимизм Цицерона.

По поводу возникшей еще в Древнем Египте проблемы соотношения истины и опьянения Цицерон имел однозначное мнение: опьянение и истина несовместимы.

Практически одновременно с Цицероном творил наиболее видный представитель римского материализма Тит Лукреций Кар (96-55гг. до н.э.). Его поэма “О природе вещей” превратилась в своеобразную поэтическую энциклопедию атомистического материализма.

Лукреций - единственный из крупных римских философов, кто интересовался физическими свойствами вина. Формой первоэлементов вина он объяснял вкусовые ощущения при винопитии.

Версия Лукреция может быть отрезюмирована следующим образом: выпить спиртного - это немного умереть. В смутной форме античный мыслитель предвосхитил данные современной науки. Изучение физиологии опьянения с помощью длиннофокусных микроскопов показало, что алкогольные напитки вызывают смерть части клеток головного мозга.

Очень современны представления Лукреция о родстве опьянения и отравления:

“… как вспять повернет источник болезни и в недра

Едкая влага назад, отравившая тело, вернется,

Как в опьяненьи, больной поднимается, мало-помалу

В чувство приходит опять и душа его вновь оживает.

Если и душу и дух потрясают такие болезни…”.

(De rerum natura. III.502-506).

Римский историк Плиний Старший, живший в I веке нашей эры, в книге “Естественная история” высказывается о вине: “Как глупо так много денег и труда тратить на изготовление и потребление этого напитка, который похищает у людей их способность соображать и толкает их на глупость и преступления”.

Первый из римских стоиков - Сенека (4г. до н.э. – 65г. н.э.). высказывал следующие идеи: “…многие вещи, которые все хвалят и к которым стремятся, приносят вред тем, кто ими наслаждается, вроде обжорства, пьянства и прочих им подобных и губительных удовольствий” (Сенека. О провидении).

Основное его внимание привлекают поведенческие аспекты проблемы: “Пьянство разжигает и обнажает всякий порок, уничтожая стыд, не допускающий нас до дурных дел” (Seneca. Ep.LXXXIII, 19).

Хрестоматийной стала следующая формула Сенеки: “…опьяненье – не что иное, как добровольное безумье. Продли это состояние на несколько дней, - кто усомнится, что человек сошел с ума? Но и так безумье не меньше, а только короче” (Seneca. Ep.LXXXIII, 18-19).

Вино развязывает агрессивность, считал Сенека: “С пристрастием к вину неразлучна свирепость, потому что хмель вредит здравому уму и ожесточает его. Как от долгой болезни люди становятся плаксивыми, раздражительными, так что малейшая обида приводит их в бешенство, так от непрестанного пьянства становится свирепой душа. Когда она часто не в себе, то пороки, укрепленные привычным безумием, возникнув во хмелю, и без него не теряют силы” (Seneca. Ep.LXXXIII, 26).

Сенека осуждал индивидуальное опьянение, но еще более страстно выступал он против опьянения коллективного: “Вспомни, к каким бедствиям приводило общее опьянение! Оно предавало врагу самые храбрые и воинственные племена, оно открывало крепости, многие годы обороняемые в упорных боях, оно подчиняло чужому произволу самых непреклонных и сбрасывавших любое иго, оно усмиряло непобежденных в битве” (Seneca. Ep.LXXXIII, 22).

Плутарх (46 - после 119гг.) как философ оказал влияние на все последующие века и тысячелетия, иногда затмевая собой самого Платона”. Он считал себя верным учеником и продолжателем Платона.

Плутарх выступает для нас в первую очередь как летописец алкогольных нравов античности. Без его жизнеописаний представить историю винопития Рима невозможно. Благодаря Плутарху мы знаем, что представляло собой типичное алкогольное изделие его эпохи: “...разбавленное вино мы называем вином, хотя вода в нем составляет большую часть” (Плутарх. Наставление супругам. 20). Чтоб вода составляла в напитке большую часть, нужно разведение вина в пропорции как минимум 1:2. То есть, вино, разведение которого особо не обговорено, имело крепость около четырех градусов или немного меньше.

Много интересных наблюдений над природой опьянения сделал Плутарх в “Застольных беседах”, например, о сходстве состояния опьянения со старческими явлениями “...старческой природе самой по себе присущи явные признаки опьянения: дрожание членов, косноязычие, забывчивость, рассеянность: все это свойственно старикам и в здоровом состоянии и проявляется при малейшем случайном поводе, так что опьянение не вызывает у старика каких-либо новых для него явлений, а лишь усиливает уже имеющиеся; а подтверждается это тем, что нет ничего более похожего на старика, чем пьяный человек” (Застольные беседы. III. 650. D-F).

В то же время, считает он, положительный эмоциональный настрой возможен и без употребления алкогольных изделий: “...влюбленность подобна опьянению: она разгорячает, веселит и радует, а это сообщает людям склонность к пению и стихосложению” (Застольные беседы. I. 622. D-E).

Само же вино негативно влияет на отношения между полами: “...у пьющих много вина притупляется половая способность, и они не производят здорового потомства, ибо их семя переохлаждено и бездеятельно, и общение с женщинами остается у них бесплодным” (Плутарх. Застольные беседы. III. 652. D).

Проблемы винопития рассматривали не только философы, ученые, общественные деятели, но затрагивались и драматургами того времени. Один из них Флавий Филострат (160/170гг. – 244/249гг.) оставил нам произведение “Жизнь Аполлония Тианского”. Отделить взгляды на винопитие самого Аполлония, жившего якобы в I веке н.э., от интерпретации Филострата, сотворившего жизнеописание в начале III века, не представляется возможным. Мы исходим из того, что перед нами резюме пифагорейской философии заключительных десятилетий эпохи принципата.

Аполлоний выступал против вина как такового. Он не пил не только виноградного, но и пальмового вина: “…не только виноград пьянит людей, о Дамид, но точно так же хмелеют они и от пальмовой браги, - право же, нам уже не раз случалось видеть индусов, одурманенных этим напитком: одни плясали до упаду, а другие что-то напевали, клюя носом, совсем как наши пьяницы, в неурочный час бредущие с ночной попойки” (Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского. II.7).

Подробно расписано Аполлонием преимущество трезвой жизни: “Трезвенники вроде меня наблюдают сущее таким, каково оно есть, не расписывая и не воображая того, чего не существует; никогда не проявят они безрассудства или скудоумия, не станут дурачиться или попусту веселиться, но всегда они в здравом уме и исполнены рассудительности, будь то в сумерки или в рыночные часы, и не клюют они носом, даже когда бодрствуют в трудах до глубокой ночи. Сон не погоняет их, словно хозяин, гнущий под ярмо шеи тех, кто поработился вину, но пребывают они вольными и с поднятой головой, а ложась почивать, приемлют сон незамутненною душой, не лепеча глупостей о своем благоденствии и никого не виня в своих неудачах, ибо и к тому, и к другому трезвая и неподвластная страстям душа одинаково готова – потому-то, беспечальная, почиет она сладким и спокойным сном” (Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского. II.36).

К сожалению, распад античности и связанное с этим общее понижение интеллектуального уровня жителей Римской империи способствовали эрозии завоеваний антиалкогольной мысли данной эпохи. С печальной поэтичностью описала разрыв культурной традиции отечественная исследовательница античной философии: “…после того как равнодушной рукою времени был навеки опущен занавес над тем, что представляло собой одно из блистательнейших действ в истории человечества, после этого и самого Эпикура, и его человеколюбивую мудрость надолго накрыли плотные тучи невежества, презрения, глубочайшего, воинствующего непонимания”.

Почти на два тысячелетия антиалкогольные идеи древности оказались забытыми. Один из самых блестящих пропагандистов эпикурейской философии французский просветитель XVIII века Ламетри писал: “Надо ли удивляться, что философы, стремясь к сохранению душевного здоровья, всегда принимали во внимание телесное здоровье, что Пифагор так старательно предписывал диету, а Платон запрещал употребление вина?!”. Возрождение идеологии и морали трезвости приходится на 19 и 20 века.


^ 1.3. История трезвости в России

Т.И.Авдонина делает заключение, что с момента появления водки в России трезвый образ жизни становится для русских людей предметом особой значимости и «объектом оценки» [1]. Мы думаем, что трезвость как нравственная, а значит, и ценностная категория была присуща русскому человеку издавна. Можно сказать, что трезвость, а вместе с ней и трезвение, и трезвенность являлись отличительной чертой русского народа. Тому мы находим ряд косвенных подтверждений в литературных источниках [24; 34; 56; 59; 69]. Несмотря на то, что в широких слоях населения родиной изобретения водки считается Россия, исследователь истории водки В.В.Похлебкин документального подтверждения этому не обнаружил и указал, что в течение 250 лет в русских летописях нет упоминания о пьянстве [53]. Если учесть, что в те времена драки, воровство иные неблаговидные поступки в назидание потомкам отражались в летописях как нечестивые, то можно предположить, что эти годы - период становления трезвой, высоконравственной, православной жизни русского народа. На это время как на особый период в истории России указывает и Д.М. Балашов. Так, исследуя баллады, он приходит к выводу, что время сложения этого жанра - XIV-XV века. При этом он обращает внимание на «совпадения» в работах Д.С. Лихачева, где показан значительный перелом, перестройки культуры в эти же исторические отрезки времени, и на труды СБ. Веселовского, где речь идет об особенностях строения хозяйства Московской Руси, о решительном повороте в системе хозяйствования и т.д. Писатель сообщает, что на этот же период приходятся известные виды бревенчатых рубок (более 50), искусное изготовление ювелирных изделий, формирование всех видов обработки металлов и т.д. «Какие-то особые это были времена», - подытоживает Д.М. Балашов в беседе с Л.Н. Гумилевым [27]. Для нас это является очередным доказательством того, что были времена, когда русский народ жил трезвой жизнью, а трезвость культивировалась как ценностная категория русского человека.

С тех пор, как на Руси началась торговля спиртным [37], население боролось за сохранение трезвости, причем формы были разнообразны: от воспитательных до протестных. Тот же В.В.Похлебкин указывает на «кабацкий бунт», который произошел в 1648 году. В нем участвовало более 500 человек, 200 из которых принадлежало к духовенству [53]. Несмотря на эти волнения, в 1652 году было принято решение о введении винной монополии [54]. Таким образом, спаивание из разряда частнособственнического переходит в разряд государственный. Историк Ф.Ф. Болонев отмечает, что почти все социальные и экономические преобразования, а также религиозные реформы на Московской Руси, а позднее и в России претворялись в жизнь насильственным путем, самыми жестокими и жесткими мерами, которые ни тогда, ни теперь ничем не были оправданны. Как пишет ученый, они были нужны только «тиранам и властолюбцам для утверждения их честолюбия и их мнимого превосходства, безропотного подчинения трудового народа их власти». В таких случаях населению обычно приказывали покорно повиноваться, а не размышлять, в противном случае начинались «массовые репрессии инакомыслящих с применением самых изощренных методов насилия, дабы подавить любое противодействие, непослушание, от кого бы то оно ни исходило» [18, с.10-11].

Великий реформатор России император Петр I вместе с западными реформами активно насаждал употребление алкоголя и табака. Устраивались балы, на которых его участников буквально принуждали пить вино и водку. Также внедрялось и курение табака. Поэтому Петра I можно по праву считать не только реформатором России, но и алкоголизатором.

Повсеместное внедрение спиртного в российскую среду, огромный вред, наносимый им здоровью и условиям жизни людей, вызывали как стихийное, так и организованное движение народа за сохранение трезвости. Народные массы, вдохновляемые религиозными воззрениями, рассматривали трезвый образ жизни в первую очередь как духовно-нравственную ценность, а затем, как средство, с помощью которого можно уберечь свое здоровье, потомство от пьянства, нищеты, болезни; получить семейную экономическую выгоду; улучшить состояние здоровья домочадцев и условия жизни родственников; дать образование детям, тем самым, изменив их гражданское и политическое положение в обществе.

После Отечественной войны 1812 года, декабрьских событий 1825 года, а также в результате многолетней борьбы народа за трезвую жизнь в России вызрели условия для официального учреждения в 1854 году первого Общества трезвости. Разночинцы, народники были активными участниками этого движения. Борцы с «ненавистным режимом» создавали общества трезвости в крестьянской среде и призывали коллективно отказываться от употребления вина. Результатом их деятельности стало первое массовое, хорошо организованное выступление, которое выразилось в погроме питейных заведений. Историки обозначили этот бунт как «первое трезвенническое движение», которое в 1858-1861 годах охватил 32 российские губернии. Последствием того стали массовые аресты и закрытие трезвеннических организаций.

Несмотря на то, что бунт был усмирен войсками, винный откуп вскоре отменили. Писатели-демократы Герцен, Чернышевский и другие поддержали крестьянский антиалкогольный бунт как выступление пролив существующей политической системы и трактовали это, как способность народа к самостоятельным и решительным действиям. Благородный порыв отрезвления народа был поддержан молодой провинциальной российской интеллигенцией, которая, обеспокоенная ростом народною пьянства, стала организовывать общества трезвости по всей стране. Например, как указывает Л.П. Бердников, в г. Енисейске в 1864 году такое общество было организовано молодым врачом М.Ф. Кривошапкиным и стало одним из первых легальных обществ трезвости в стране [14]. Мы полагаем, что одним из веских аргументов в пользу создания трезвеннических обществ в России стала защита диссертации И.М.Сеченовым, посвященная влиянию алкоголя на организм, главы, которой были опубликованы в периодической печати [40]. Этот научный груд стал хрестоматией дня трезвенников многих поколений. После коронации последнего русского царя Николая II, с 1894 года Министерство финансов стало курировать общества трезвости, которые, благодаря финансовой поддержке государства, развернули свою активную деятельность по всей Российской империи. Члены обществ открывали библиотеки и школы, читали лекции, разрабатывали методики уроков трезвости, выпускали книги, газеты, открывали музеи, театры и т.д. [1; 6; 9; 24; 47; 58; 69].

Из обзора литературы можно понять, что за трезвость боролись как религиозные, так и светские общественные деятели. Если первые рассматривали трезвость как личное убеждение, которое характерно черте характера, то вторые использовали трезвенническое движение как способ борьбы против существующего режима. Об этом говорит, к примеру такой факт: на 1-ом Всероссийском съезде но борьбе с пьянством, который проходил с 29 декабря 1909 года по 6 января 1910 года в Петербурге, большевики выступили с программой, в которой связывали пропаганду трезвости с борьбой за реализацию классовых целей [64].

В отличие от них, религиозные трезвенники, в частности, староверы, для того, чтобы сохранить трезвый уклад, шли на многие лишения и гонения. Известно, что долгие годы староверов семьями и родами изгоняли с обжитых мест и ссылали в Сибирь, на Дальний Восток и т.д. Так, под действием различных условий - религиозных, политических, климатических и других - по прошествии лет сформировался, как указывает М.И. Шилова, новый феномен «сибирский характер» [65], одной из отличительных черт которого, на наш взгляд, была трезвость [18].

Сравнение имеющихся данных начала XX века, когда за трезвость боролись как рационалисты, так и идеалисты, говорит не в пользу эффективности материалистического воззрения на природу пьянства. Так, к 1900 году удалось организовать в России 15 городских и 10 фабрично-заводских обществ трезвости и 140 церковноприходских братств трезвости [1; 69]. К примеру, только одно православное братство трезвости иерея Л.В.Рождественского в Санкт-Петербурге после 5 лет существования насчитывало в своих рядах более 72 тысяч постоянных членов, тогда как в подобных «светских» обществах и кружках было по 10-15 человек. А.Л.Афанасьев указывает на эффективную работу именно религиозных обществ трезвости, которые в Сибири почти все (96,4 %) были церковными [10], и приводит данные относительно кружков, обществ, союзов трезвости учащихся и студентов в Российской империи в 1906-1916 годах [11].


^ 1.4. Деятельность Попечительства о народной трезвости 1895-1909 гг.

Исторический опыт показывает – сил одного общественного движения для утверждения трезвого образа жизни недостаточно. В 1895 году Правительством России были созданы одновременно с введением государственной монополии на продажу алкоголя особого рода учреждения -Попечительства о народной трезвости. То есть, взяв на себя ответственность за продажу алкоголя как вредного продукта, государство учреждает орган противодействующий росту алкоголизации населения. Были сформированы губернские и уездные комитеты Попечительства о народной трезвости. На них были возложены следующие обязанности:

«1) Иметь в интересах народного здравия и нравственности надзор за тем, чтобы торговля крепкими напитками производилась согласно установленным для сего правилам.

2) Распространять среди населения здравые понятия о вреде неумеренного употребления крепких напитков, а также изыскивать средства для предоставления возможности проводить свободное время вне питейных заведений, и с этой целью устраивать народные чтения и собеседования, составлять и распространять издания, разъясняющие вред злоупотребления крепкими напитками, открывать чайные, народные читальни и т.п.

3) Иметь попечения об открытии и содержании приютов для страдающих запоем».

Для выполнения этих задач Попечительство кроме членских взносов, пожертвований и других случайных поступлений, получали ежегодные поступления из казны, размер которых достигал 4 млн. рублей в год (для справки: «В 1898 году, в год 250-летия Симбирска, мешок муки стоил здесь 4 рубля, дом пятистенный - 100 рублей, корова - 8 рублей. Заработная плата рабочего составляла 20 рублей в месяц, профессора - 300 рублей»).

В результате деятельности Попечительств были открыты тысячи чайных, библиотек, книжных складов, народных аудиторий и народных театров, устроено до 10000 пунктов народных чтений где собиралось по 200-700 человек на каждое чтение, а по России в те годы происходили десятки тысяч народных чтений, которые посетили миллионы слушателей. Открыты были также воскресные школы, вечерние курсы через которые прошли сотни тысяч обучающихся. Значительно сократилось количество пьяных в выходные и праздничные дни.

Ниже мы воспроизводим часть отчетов о деятельности Попечительств по народной трезвости в Ярославской и Костромской губерниях (границы губерний не совпадают с границами современных одноименных областей) Булгаковский Д.Г. Очерк деятельности попечительств о народной трезвости за все время их сущесвтования. – СПб. 1910.















^ 1.5. Зарождение трезвенного образования и воспитания

Вместе с распространением трезвости увеличивается информационная база по антиалкогольному вопросу. Религиозные общества трезвости рассматривали трезвость более широко, чем представители светских обществ, которыми трезвость понималась только как не употребление алкоголя. Среди них были как те, кто ратовал за полное воздержание, так и те, кто говорил об умеренности потребления. По этому вопросу в 1911-1912 годах между двумя выдающимися, всемирно известными русскими учеными академиками И.П. Павловым и В.М. Бехтеревым возник спор. Лауреат Нобелевской премии И.П. Павлов утверждал, что алкоголь опасен в любых количествах [40]: более поздние исследования неоднократно подтвердили справедливость его суждений [3].

С ростом числа борцов за трезвость увеличивается количество выпускаемой литературы и, соответственно, авторов. Приводим список авторов публикаций о трезвости и борьбе с пьянством в конце XIX - начале XX веков, составленный по обзору журнала «Русская школа» за период с 1890 по 1916 годы: А.Г. Авчинников, П.С. Алексеев, С. Ананьина, Д.М. Березкин, Бодриллар, П. Булгаков, Д.Г. Булгаковский, Бунге, А.И. Вержбицкий, Гаупе, Гонзер, И. Горбунов-Посадов, Л.И. Дембо, Джювет, Гелениус, Ф.А. Желтов, Л.А. Золотарев, М. Ильина, К. Кенига, Э. Крепилин, О. Курке, Д.М. Лавров, Е.В. Ландышев, Л.

Линдрум, В. Лукьянская, А.Н. Мендельсон, М.Новиков, О. Ланг, А. Пакин, СП. Петровский, П. Пейверинт, Н. Пошмин, И.Г. Пыжов, В. Рахманов, В, Савихин, И.В. Сажин, П. Саломатин, С. Семенов, П.Ф. Сергеев, В. Смирнова, И. Старинин, Н.Э. Сум, Л.Н. Толстой, А. Трюке, М. Успенский, С. Успенский, Фок, Антипов, К. Фомушкин, А. Форель, Францман, Френсис, М. Хелениус, П. Хотымский, А. Шилов.

Особо отметим начало подготовки в России специалистов «по трезвости». К примеру, такую подготовку вели «Кружок деятелей по борьбе со школьным алкоголизмом», «Общество: Друзья трезвости», «Общество трезвости студентов» и другие, которые за нехваткой специалистов в России приглашали в качестве преподавателей зарубежных деятелей [36; 63]. Так, например, в 1901 году члены последнего подготовили и провели в каникулярное время бесплатные курсы трезвости на шведском языке в Гельсингфорсе для учительниц сельских школ. Курсы состояли из лекций профессора Холсти, доктора Хелениуса, бесед г-жи Солберг и пробных уроков трезвости, данных г-жей А.Трюгг группе детей, прений и собраний, на которых рассматривались вопросы образования и деятельности обществ трезвости и т.д. Лекторы и ораторы обстоятельно доказывали с медицинской, моральной и религиозной точек зрения вред не только пьянства, но и умеренного употребления алкоголя. Они настаивали на необходимости энергичного распространения идея абсолютной трезвости и введения преподавания трезвости во всех финляндских, а затем российских учебных заведениях по примеру Англии, Бельгии и других стран.

Известно, что в России конца XIX начала XX веков существовали параллельные системы образования: светская и религиозная, каждая из которых готовила трезвеннические кадры для работы по своему профилю с молодежью и взрослым населением страны. По призыву Св. Синода с 1909-1910 учебного года стали проводиться противоалкогольное просвещение и подготовка к трезвенной пастырской деятельности в духовных семинариях (А.Л. Афанасьев, В.А. Михайлов, В.А. Цыганков, др.). В декабре 1913 - январе 1914 годов прошел I Всероссийский учительский съезд по вопросам народного образования, на котором рассматривался вопрос «школьного алкоголизма». Вскоре, Министерством народного просвещения Российской Империи было издано правительственное распоряжение «О введении гигиены (и сведений о вреде алкоголизма) в учительских институтах, семинариях и др. учреждениях, подготавливающих учителей» от 10 января 1914 г. за № 1397. В нем приписывалось преподавание учащимся старших классов гигиены с обязательным сообщением сведений о вреде алкоголя по одному часу еженедельно в течение года [58].

Обзор по распространению трезвой жизни посредством образования написал И. Диомидов [29], который указал, что вопрос о борьбе с пьянством в школе возник в последней четверти XIX столетия «вследствие небывалого распространения массового алкоголизма, сказавшегося не только в среде взрослого населения, но и среди подростков, едва переступивших детский возраст» [29, с.114]. На это обратили внимание учителя-новаторы (Рачинский, Штевен), ко торые своими силами старались бороться с пьянством посредством школы. Благодаря личной инициативе педагогов, которые сами были убежденными сторонниками и проповедниками трезвости, были заложены основы теоретической и практической педагогической деятельности. В начале следующего столетия общественное внимание было обращено на появление «детского» или «школьного» алкоголизма.

А. Коровин, изучил эту проблему и установил, что знакомство с употреблением спиртных напитков большей частью начинается в детстве. Это открытие привело к усилению мер борьбы с пьянством, особенно в среде учащейся молодежи. В Москве возник «Кружок деятелей по борьбе со школьным алкоголизмом»; в разных столичных и провинциальных учебных заведениях начали учреждаться союзы трезвости среди учителей и учащихся. Были организованы периодические антиалкогольные курсы для учителей низших и средних школ, в чем, наряду с общественными организациями, деятельное участие приняло и правительство. Такие курсы были открыты «Обществом охранения народного здравия», «Московским кружком деятелей по борьбе со школьным алкоголизмом», духовным ведомством, а также министерствами народного просвещения и путей сообщения, последним - для педагогического персонала железнодорожных начальных народных училищ. Все указанные мероприятия имели своей целью воспитать в детях сознание вреда, причиняемого человеку пьянством.

В качестве примера, по которому можно судить о результатах деятельности, И.Диомидов показывает, как сейчас бы сказали, «школу-комплекс» - Сергиевскую школу трезвости, которая была создана по инициативе иеромонаха Сергиевой Пустыни, находящейся вблизи Петербурга, о. Павла Горшкова. «Это был энергичный и неутомимый деятель, вложивший все свои силы и незаурядные организаторские способности в дело борьбы с пьянством посредством школы, в короткое время сумел призвать к жизни целый ряд разнообразных просветительных учреждений», первым из которых стала школа грамоты, открытая им на народные пожертвования в 1905 году [29, с. 115]. Впоследствии школа, вмещавшая вначале 7-10 детей, была преобразована в Общество первой всероссийской сергиевской школы трезвости, в состав которой вошли:

  • образовательные учреждения - две начальные школы для девочек и мальчиков, которые ежегодно посещали свыше 200 детей;

  • комиссия по устройству народных воскресных общеобразовательных чтений (с 1904 по 1913 годы чтения посетило 31.170 чел.);

  • народная библиотека (в ней в 1913 году было 5.521 книг, причем с 1904 по 1913 годы было произведено 19.384 выдачи);

  • антиалкогольный музей.

Кроме того, при школах были организованы питательные пункты с бесплатными обедами для бедных (с 1906 по 1913 годы было выдано 160.429 обедов). При школах для мальчиков безвозмездно осуществлял свою деятельность приют, в котором содержались несколько взрослых, лишившихся трудоспособности вследствие пьянства.

В этой школе-комплексе образовательные учреждения занимали главное место среди всех объектов просвещения, преследующих общую цель - распространение среди народа начал трезвой жизни посредством образования. Они отличались от других образовательных учреждений тем, что в них на всех уроках применительно к задачам каждого предмета преподавали основы трезвости. На Всероссийском съезде по борьбе с пьянством основатель заведения определил задачи, преследуемые Сергиевской школой трезвости: «Целью школы я поставил не только обучение детей грамоте, но и предохранение их всеми силами от порока пьянства. Вся система воспитания в школе состоит в том, чтобы убедить учащихся во вреде, причиняемом крепкими напитками. Она проводится в антиалкогольном преподавании, которое внушает детям отвращение к спиртному. В школе дети обучаются по наглядному методу при помощи картин. Между прочим, картины эти касаются и антиалкоголизма. Они вывешиваются в классе и объявляются детям» [29, с. 115-116]. В соответствии с этим в школах в число обязательных предметов преподавания были включены так называемые уроки трезвости, на которых кроме общедоступных бесед и чтений дети знакомились со свойствами алкоголя и действием его на организм человека, а также с пагубным влиянием пьянства на нравы и благосостояние народа.

Для преподавания основ трезвости в школах использовали наглядные пособия в виде всевозможных моделей, картин и показательных таблиц. На уроках всех предметов учебного курса детям внушали начала трезвой жизни. Учебными пособиями для педагогического персонала при обучении детей трезвости служили соответствующие курсы и школьные хрестоматии, а также руководство по методике преподавания трезвости. Такое обучение детей трезвости предполагало со стороны педагогического персонала глубокую веру в свое дело. Кроме того, в основу организации Сергиевской школы трезвости было положено начало трудового воспитания. Наравне с прохождением учебного курса, дети в зимнее время обучались ремеслу (сапожному, столярному, переплетному и рукоделиям), а в летние месяцы под руководством опытных инструкторов занимались огородничеством и садоводством. В школах особое внимание уделялось и физическому воспитанию детей.

В результате такой деятельности, выпускники Сергиевской школы трезвости имели прочные навыки к трезвой и трудовой жизни. И. Диомидов сообщал, что десятилетнее наблюдение за 77 бывшими воспитанниками и воспитанницами Школы показало: за этот период только один начал употреблять спиртные напитки, тогда как все остальные вели трезвую жизнь и занимали хорошие места или имели самостоятельное дело. На 10-й год своей деятельности Сергиевская школа трезвости получила официальное признание Царя и Государственной Думы.

Опыт школы показывает, что правильная систематическая работа по формированию трезвости и трезвого образа жизни дает устойчивые и эффективные результаты. Конечно, в условиях 21 века с его мощными информационными потоками задача усложняется, но тем не менее её можно решить, используя современное знание и включая в процесс формирования трезвости родителей, семью и общественность.


^ 1.6. Краткий обзор истории алкоголизации населения в России и СССР в 20 веке

Формирование трезвого мировоззрения требует хотя бы минимального объема знаний по истории трезвости и алкоголизации в нашей стране. К сожалению, даже недавняя история по этому вопросу зачастую представляется в искаженном, а иногда даже ложном виде.

Объективным критерием алкоголизации населения является среднедушевое потребление алкоголя в той или иной стране. Он измеряется в условной единице, рассчитанной по формуле, в литрах этилового спирта, потребленного в среднем каждым жителем страны за год, включая несовершеннолетних. Есть страны, где преимущественно потребляется пиво (Германия, Чехия), вино (Франция, Италия), водка (Россия, Финляндия). Этиловый спирт (C2H5OH) выделяется из различных алкогольных изделий и позволяет сравнить страны по единому показателю. Например, 1 литр водки, содержащий 400 мл этанола, равен 10 л пива или 4 литра сухого вина.

Среднемировой уровень потребления этанола по этому показателю равен 5 литрам. Уровень 8 литров опасен и угрожает социальной и физической деградацией общества. Во второй половине 19 века среднедушевое потребление алкоголя в России составляло 3-4 литра. Для сравнения, во Франции этот же показатель был равен 22-23 литра. Потребляя высококачественные сухие вина, французы лидировали по количеству заболеваний цирроза печени.

В начале 20 века в России проводится огромная трезвенническая работа по снижению уровня алкоголизации. Работает государственный орган попечительства народной трезвости, создаются многочисленные общества трезвости при церквях, в школах проводятся специальные уроки трезвости, издаются сотни трезвеннических газет и журналов, учебных пособий. В Государственной Думе России ряд депутатов, особенно активен Челышев от Самарской Губернии, призывают своих коллег к принятию законодательных решения по отрезвлению общества. Выдающиеся ученые и деятели культуры - лауреат Нобелевской премии физиолог Иван Петрович Павлов, писатели Лев Николаевич Толстой, Владимир Галактионович Короленко, выступают за введение в стране сухого закона и полное запрещение алкоголя. Общественное мнение в стране настроено на радикальное ограничение алкоторговли. К императору идут многочисленные обращения граждан с призывом защитить народ от пьянства. Но и алкогольное лобби также давит на императора, правительство, активно действует в Государственной Думе. В итоге в 1914 году Николай II принимает на первый взгляд половинчатое решение – он не запрещает алкогольную торговлю, но своим указом дает право органам местного самоуправления закрывать на своей территории трактиры, кабаки и другие формы распространения алкоголя. В этот период 80% населения жило в деревне, и самым демократическим образом на сельских сходах народ решил закрыть кабаки. Волна трезвости прошла по всей стране, и в стране установился так называемый сухой закон. Он был поддержан введением государственных ограничений на продажу алкоголя, связанных с вступлением России в Первую мировую войну. Подчеркнем, что сухой закон – это была мера добровольная, отражавшая общественное мнение широких слоев населения. Среднедушевое потребления алкоголя с 1914 года упало до ничтожных размеров в 0, 2 литра, и даже в условиях военного времени это позволило достичь следующих результатов. По данным И.Н.Веденского, приведенным в работе «Опыт принудительной трезвости» (Новосибирск, 1996 г.), в 1914 году по сравнению с предыдущим годом количество пожаров уменьшилось в Самарской губернии на 41 %, в Казанской губернии на 44 %. Преступность в Костромской губернии сократилась на 30 %, в Псковской губернии на 33%, в Новгородской на 43%, в Олонецкой на 50%. Еженедельная выдача пособий больничными кассами, вследствие уменьшения заболеваний, сократилась на 60-70 %. В 1913 году во все психиатрические больницы тогдашней России поступило 10210 алкоголиков, что составляло 20,2 % от всех больных. В 1914 году (наполовину трезвом, ограничения на продажу алкоголя начались с 19 июля) их поступила 6357, то есть 12,6 %. В 1915 году поступило всего 911 алкоголиков (2,5 % от всех психиатрических больниц). Начиная с 1916 года поступления алкоголиков в психиатрические больницы единичны. Произошли и другие благоприятные изменения: уменьшение количества больных, рост благосостояния населения.

Это был второй этап трезвеннического движения.

Большевики, пришедшие к власти в 1917 году, оставили режим полного запрета на производство и продажу алкоголя (включая пиво) вплоть до 1925 года. Принятое в 1925 году временное разрешение на восстановление государственной монополии на производство и продажу алкоголя вызвало достаточно широкое возмущение рабочих, этот шаг был воспринят как идеологическое отступление от программы большевиков, которые декларировали принцип: «Мыслящий рабочий не пьет, а пьющий рабочий не мыслит». После отмены «сухого закона» среднедушевое потребление алкоголя составляло 2-3 литра в год, и такие показатели сохранялись до Великой Отечественной войны. Однако даже при таком уровне потребления алкоголя принимались решения партийных и государственных органов, профсоюзных и комсомольских организаций по борьбе с алкоголизмом. 11 сентября 1926 г. Совнарком РСФСР принял постановление, которым предписывалось усилить изучение вопросов алкоголизма и организацию лечения алкоголиков, а также разработать и провести меры по принудительному лечению и вытрезвлению пьяниц. Для усиления антиалкогольной пропаганды предлагалось ввести в программу школ сведения о вреде алкоголя, выпустить антиалкогольную литературу, развернуть антиалкогольную пропаганду в избах-читальнях, клубах, красных уголках, а также во всех массовых средствах информации.

В мае 1927 г. постановлением ВЦИК и СНК РСФСР создавались специальные Комиссии по вопросам алкоголизма при исполкомах всех местных Советов. Их руководителями назначались опытные советские и партийные работники. На эти комиссии возлагалась обязанность «заниматься организацией и координацией борьбы с потреблением алкоголя, изучением причин алкоголизма, изысканием средств и содействием в организации лечебно-профилактических и культурно-просветительских учреждений», призванных противостоять распространению пьянства и алкоголизма.

В период Великой Отечественной войны вся жизнь страны, все ресурсы работали только на одну цель – «Все для фронта, все для победы». Винопроизводство и алкоторговля были практически свернуты, и никакой статистики в период войны не велось. Существует миф о повсеместном спаивании в армии в период войны, о так называемых «наркомовских 100 граммах». В реальности эти 100 граммов выдавались только пехоте и только в период наступления. Танкистам, летчикам, артиллеристам и представителям других технических войск алкоголь не полагался. Учтем также, что армия комплектовалась молодыми людьми из трезвой страны и, по воспоминаниям фронтовиков, они свою привычку жить трезво перенесли в армию.

В послевоенный период среднедушевое потребление алкоголя не превышало 3-4 литров. Резкий перелом в сторону алкоголизации произошел в начале 60-х годов. В этот период при руководстве Н.С.Хрущева были приняты важные решения, изменившие образ жизни миллионов людей. Во-первых, ввели 2 выходных дня. У людей появилось гораздо больше свободного времени. Во-вторых, для активизации торговли, наполнения рынка потребительских товаров, пополнения бюджета Совет министров СССР принял решение резко увеличить производство и продажу алкогольных изделий. Поскольку себестоимость алкоизделия низкая, продажная цена высокая, и в условиях госмонополии привлекались значительные средства в бюджет. Подчеркнем, что решение о расширении производства и продажи алкоголя принималось централизованно ЦК КПСС, Советом министров, Госпланом СССР другими властными структурами, т.е. «сверху». В 1965 году впервые в истории России и СССР потребление алкоголя в России достигло среднемирового уровня - 5 литров, и страна из малопьющей превратиласьв среднепьющую. Следующие 15 лет темпы алкоголизации возрастали, и к 80-м годам потребление алкоголя удвоилось, достигнув 10 литров. Вместо построения развитого социализма, как обещал Хрущев, в стране возник развитой алкоголизм. Нарастали негативные процессы в обществе и экономике. Пропорционально росту среднедушевого потребления алкоголя росли заболеваемость, рождение больных и ослабленных детей, росла преступность.

Реакцией на эти негативные процессы было принятие в мае 1985 года решения по ограничению производства и продажи алкоголя, попытка утвердить мораль трезвости. Этот период 1985-88 года получил название «Горбачевский сухой закон». Отметим, что лично Горбачев к его разработке не имел никакого отношения. Эти меры разрабатывались во времена Андропова и Черненко. И «сухим законом» называть эти ограничительные меры никак нельзя. В Швеции, Норвегии существуют гораздо более жесткие ограничения по продаже алкоголя, но никто не называет это сухим законом. В результате этих решений и мер среднедушевое потребление алкоголя снизилось примерно на 40 %. Были получены огромные положительные социально-экономические результаты. По демографическим показателям это были лучшие годы в развитии Советского Союза и России за 50 лет. Продолжительность жизни мужчин увеличилась с 62,4 лет в 1984 году до 65 лет в 1986 г. (для сравнения, в настоящее время в 2005 году она составляет всего 57 лет), рождаемость увеличилась на 20 %. В 1986-1987 годах в стране рождалось на 500-600 тысяч младенцев больше чем в каждом из предыдущих 46 лет. В 1986-1987 годах население страны увеличивалось на 2,9 млн. человек в год тогда как в 1 1981-1985 на 2,4 млн. человек. В абсолютных цифрах в год стало умирать на 200 тысяч меньше (200 тысяч сохраненных жизней). Снизилась смертность от отравлений, включая отравление алкоголем, техническими жидкостями, суррогатами алкоголя, самогоном. Что опровергает активно насаждаемый миф о росте самогоноварения и отравлений в этот период. Снизилась преступность, включая самые тяжкие преступления.

Но противники отрезвления целенаправленно внедряли в сознание людей стереотип о вреде ограничений продажи аклоголя. Якобы возросла смертность от алкогольных интоксикаций, выросло самогоноварение, вырубили виноградники. Период отрезвления практически закончился в 1989 году. Алкогольное лобби победило. Оно сумело через СМИ навязать обществу мифы о том, что ограничительные меры ничего не дают, сумело скрыть от общества блестящие социально-демографические результаты даже такого частичного отрезвления. И уже в 1989-1990 годах потребление алкоголя вернулось в 10 литрам, и также вернулись все социально-экономические потери, связанные с эти уровнем потребления. Начиная с 1992 года, когда была отменена государственная монополия на торговлю алкоголем, среднедушевое потребление алкоголя резко возросло, достигнув только по официальным данным 16-18 литров. По реальным же оценкам экспертов, включая технические жидкости, суррогаты, медицинские препараты, оно составляет 25 литров. Начиная с 1992 года РФ переживает тяжелейший демографический кризис, грозящий превратиться в необратимую демографическую катастрофу. Смертность превышает рождаемость почти в 2 раза, население страны сокращается ежегодно на 700-800 тысяч человек, сохраняется очень высокий уровень преступности, включая тяжкие преступления. Демографическая ситуация в Ярославской области хуже, чем в целом по Российской Федерации.

В послании Президента Федеральному собранию в 2006 поставлено как важнейшая задача – решение демографической проблемы. Президент неоднократно подчеркивает в последующих выступлениях, что неотъемлемой составной частью решения этой проблемы является устранение неестественных причина высокой смертности, обусловленных катастрофически опасным уровнем алкогольного потребления в стране.


ГЛАВА II

^ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

В конце 19-го-начале 20-го веков не были даны четкие логические определения понятий «трезвость», «трезвенное воспитание». Зачастую происходила подмена понятия «трезвость» понятием «умеренное потребление алкоголя», понятия «борьба за трезвый образ жизни» подменялась понятием «борьба против злоупотреблений алкоголем, борьба против пьянства». Отсутствие логически непротиворечивой концепции трезвости снижало эффективность трезвеннического воспитания.

На современном этапе под трезвенным воспитанием понимается целенаправленный процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемого, в ходе которого осуществляется развитие разумной, сознательной личности, отвергающей всякое употребление опьяняющих веществ, строящей свою жизнь без мифов и иллюзий, на принципах духовно-нравственных ценностей, здравомыслия, правильного поведения и трезвенного мировоззрения [4].

^ Трезвенное мировоззрение - это совокупность научно обоснованных и осмысленных личностью установок, убеждений и умозаключений, определяющих образ жизни, при котором за норму принимается жизнь без употребления психоактивных веществ.

^ Трезвый образ жизни – составная и неотъемлемая часть здорового образа жизни, исключающая употребление психоактивных веществ.

Здоровый образ жизнипредполагает не только отказ от употребления ядовитых психоактивных веществ, но и осознание особой ценности для человека здоровья (как физического так и психического) и принятие комплекса мер по его сохранению и укреплению.

В современных условиях информационного общества, особого внимания и защиты требует именно психическое здоровье.


^ 2.1. Алкоголь и другие наркотики

На протяжении многих тысячелетий основным средством одурманивания являлся алкоголь в форме пива, вина, а буквально в последние два столетия - водки и других крепких алкогольных изделий. Поэтому трезвость подразумевалась как противоположность употреблению вина и алкоголя в целом, но в последние примерно 150 лет начался интенсивный процесс внедрения в социальную жизнь других вредных ядовитых наркотических веществ: табака и огромной массы разнообразных наркотиков. (Подчеркнём ещё раз, что алкоголь является также наркотиком, просто в силу традиции он легализован и с точки зрения закона, а самое главное — с точки зрения общественного мнения. Все же его свойства полностью соответствуют понятию наркотик, т.е. он вызывает пристрастие, зависимость и в то же время вызывает наркоз, т.е. потерю сознания и связанное с этим полное обезболивание. См. рис. №1.





Но язык не успевает за появлением в социальной жизни огромного количества наркотических веществ и поэтому понятий, адекватных понятию "трезвость" относительно к алкоголю, по отношению к этим наркотикам не возникло. Поэтому мы вынуждены (пока) употреблять слово трезвость как свободу от любых наркотиков, включая и те, которые только могут появиться.

Прежде чем мы перейдем к рассмотрению понятий "токсикомания", "наркомания" и "курение", обратим свое внимание на рисунок №1. Наиболее широким понятием является понятие "ядовитые вещества" - вещества, воздействие которых на организм человека или животного разрушительно, вызывает смерть или серьезное расстройство жизнедеятельности. Эти вещества также называются токсическими. В последнее время к понятиям "токсические вещества" относят термин "психоактивные вещества", т.е. вещества, которые резко изменяют психическую деятельность человека. Наркотики - это группа психоактивных веществ, которые официально признаны социально опасными и включены Министерством Здравоохранения в список наркотических веществ. Для наркотика также характерно: специфическое действие на психику - успокаивающее, активизирующее, галюциногенное и др. действие. Наркотик - это психоактивное вещество, которое включено в государственный список вследствие социальной опасности из-за способности при однократном употреблении вызывать привлекательное психическое состояние, а при систематическом - психическую или физическую зависимость от него (Журнал "ОБЖ", апрель 2000 г. "Договоримся о терминах, или что такое наркотики и наркомания"). Отнесение ядовитого вещества к наркотикам обусловлено прежде всего социальной ситуацией с его употреблением. Человечество сотни лет знало и выращивало коноплю, мак, но не использовало эти растения и производные из них для одурманивая, для наркотизации, поэтому они и не считались наркотиками. А в последние 50-100 лет морфий, героин стали одними из самых опасных наркотиков и общепризнанно, что это наркотики. В последнее время все большее распространение получает мнение о том, что курение также является формой наркотической зависимости.

За распространение наркотиков практически во всех странах мира предусмотрены суровые меры наказания, включая смертную казнь (Китай, Сингапур и др.). Алкоголь же и табак, в силу исторических традиций, в общественном сознании наркотиками не считаются, т.е. это легализованные наркотики, хотя практика медицинской и полицейских служб, борющихся с наркоманией во всех странах мира, подтверждает, что самым опасным наркотиком является легальный наркотик, т.е. алкоголь, поскольку психологически сознание человека от него не защищено.

Алкоголизм, токсикомания, наркомания - это разновидности зависимости. Напомним еще раз, что согласно определению, ВОЗ "Зависимость - синдром, при котором потребление какого-то продукта становится наивысшим пред остальными формами поведения, ранее имевшими более важное значение".

Токсикомания - это зависимость от употребления ядовитых веществ (клей, бензин, ацетон и т.д.).

Наркомания - это зависимость от употребления наркотических веществ (признанных официально наркотиками).

Алкоголизм - это зависимость от употребления алкоголя.

Курение - зависимость от табака.

Между разными формами зависимостей нет четких границ, т.е. при дефиците привычного вещества зависимый человек может использовать для получения эффекта опьянения и "кайфа" другие вещества - яды (алкоголик может пить ацетон и растворители, больше курить и т.д.). При воздержании от алкоголя, табака, когда не происходит внутреннего психологического освобождения от этих зависимостей, часто встречается явление обжорства, когда в качестве замены и получения хоть какого-то одурения используется чрезмерное потребление пищи, которое и вызывает легкую интоксикацию.

Возможна одновременная зависимость он нескольких наркотических веществ - это полинаркомания (например, В.С.Высоцкий в последние годы своей жизни был полинаркоманом и погиб от этого).

Наркотизация – это процесс вовлечения в потребление наркотиков (как легальных, так и нелегальных) как отдельной личности, так и какой-либо большой социальной группы (молодежь, город, регион, страна).

Частным случаем наркотизации является алкоголизация.

Алкоголизация - это процесс вовлечения в потребление алкоголя как отдельной личности, так и какой-либо большой социальной группы.

В мировой литературе для обозначения зависимости от алкоголя, наркотиков, табака, применяется понятие «химическая зависимость», зависимость от химических интоксикантов, поскольку все эти вещества являются ядами, ядовитыми химическими интоксикантами. Употребление термина «химическая зависимость» является более точным, оно также не отягощено стереотипными представлениями о пьянстве и алкоголизме.

Развитие понятийного аппарата процессов наркотизации и трезвости представлено в работах известного практика и теоретика трезвеннического движения А.А.Зверева (см.Приложение № 3).


^ ГЛАВА III

ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ АЛКОГОЛИЗМА И ДРУГИХ ХИМИЧЕСКИХ ЗАВИСИМОСТЕЙ


Для того чтобы решить проблему дезалкоголизации, необходимо понять сущность явления, т.е. понять, что такое алкоголизм и курение. Алкоголизм в силу своего широкого распространения во всем мире, как один из видов зависимости личности от конкретных химических веществ, привлекал и привлекает внимание исследователей разных научных взглядов и школ - соответственно в рамках каждой из них были созданы различные модели, теории и методы коррекции алкоголизма.

Встает вопрос квалификации алкоголизма как болезни. В рамках традиционного нозоцентристского подхода алкоголизм рассматривается однозначно - как болезнь. С этой точки зрения интерес представляет обзор различных концепций болезни, предложенный шведским ученым Tamm Maare [73]. Существующие знания о здоровье и болезни систематизированы в 6 моделях, которые рассматриваются в порядке их возникновения в западной культуре. В религиозной модели здоровье рассматривается как правильный образ жизни в гармонии с природой, другими людьми и духовной реальностью; болезнь форма дисгармонии, излечение -восстановление равновесия. В иудейско-христианской традиции болезнь - наказание от бога или (позднее) испытание. Биомедицинская модель возникла в Древней Греции и основана на естественно-научном мышлении. Болезнь - патология или механическая дисфункция индивида - нечто, влияющее на человека извне. Недостатки данной модели стали очевидными ещё для врачей и психологов начала XX века. Врач А.И. Яроцкий писал в 1908 году в работе "Идеализм как физиологический фактор": "Современная медицина, подобно ветеринарии, относится к больному так же, как к животному или как к механическому существу. Согласно узкому материалисти­ческому мировоззрению, она (болезнь) является результатом известного отношения чисто материальных агентов: питания, температуры, рода занятия, ввиду чего и при лечении все внимание обращено на то, чтобы соответственным образом изменить эти физиологические и химические факторы, то есть дать возможность выведенному из равновесия организму опять придти в норму" [70, с.27]. Биомедицинская модель исключает психологический, социальный и экологический факторы здоровья.

Психосоматическая модель развивается с 30-х гг. XX века; согласно ей, болезни развиваются в результате взаимодействия взаимно усиливающих друг друга психических и физических факторов. Индивид несет ответственность за свое здоровье, получая для излечения помощь, как от врачей, так и от друзей, консультантов и др. В рамках психосоматической модели не создано целостной теории, ее применение в научных и практических целях часто затруднено из-за того, что она является всеобъемлющей и пытается учесть все факторы.

Гуманистическая и экзистенциальная модель развивались с 40-х-50-х гг. на основе соответствующих направлений психологии. В гуманистической модели здоровье понимается как процесс движения к самоактуализации, человек ответственен за свое здоровье. Влияние гуманистической модели в медицине привело к появлению сензитивных методов лечения, попыток выполнить волю больного в процессе лечения. Согласно экзистенциальной модели, больной иначе, чем здоровый, воспринимает реальность, видит в ней то, что скрыто от других. Задача врача - помочь больному полноценно функционировать и лучше понимать себя. Моменты, определяющие благополучие - отношение к смерти, свобода, экзистенциальная изоляция, отношение к смыслу бытия.

Трансперсональная модель - дальнейшее развитие последних моделей в интеграции с теориями сознания и восточной религией, развивается с 60-х гг. В отличие от религиозной, она видит источник здоровья и излечения в сознании индивида. Силы самоисцеления развиваются через овладение медитацией. Религиозная, гуманистическая и трансперсональная модели сосредоточены в основном на здоровье, остальные - на болезни. Биомедицинская модель редукционистская, психосоматическая не имеет единой теоретической основы, остальные - холистические. В индивидуальном сознании могут сосуществовать разные модели. (И по нашему опыту у 85% людей очень мирно уживаются самые разные, зачастую противоречивые взгляды на проблему алкоголизации.)

Также разные модели принимаются как основа для деятельности врачами, психологами, психотерапевтами, занимающимися научными и практическими аспектами алкоголизма. В разные исторические периоды доминировали разные подходы к алкоголизму. Ц.П.Короленко, В.Ю.Завьялов [42] отмечают, что в 19 веке алкоголизм рассматривался как, прежде всего, нравственное расстройство. В первой половине 20 века возобладал подход к алкоголизму как к болезни, то есть нозоцентристский подход, в нем авторы выделяют медико-психологическое направление, которое рассматривает алкоголизм в психологическом аспекте, как симптом определенного психологического нарушения. Психологический подход исходит из отрицания концепции болезни вообще. Приверженцы данной концепции приводят высказывание английского психиатра Броуна: "Определение алкоголизма как болезни ограничивает и обедняет описание феномена, который создает у человека проблему, а именно нарушение поведения" [цит. по 42, с. 12]. Уместно здесь привести высказывание американского психиатра Лэйка: "Нет такой вещи, как алкоголизм. Физиологи не открыли ни физиологического стремления, ни специфически физиологического лечения... Многие средства помогают, но всегда с какими-то способствую­щими им социальными условиями" [цит. по 42, с. 13].

Для биологизаторских концепций характерно игнорирование или редуцирование роли социальных и социально-психологических факторов. Социально-психологическим факторам отводится определенная роль в период развития алкогольной зависимости, но в последующем их значение не учитывается. Как будет показано далее, социально-психологические факторы имеют во многом определяющее значение на всех этапах формирования и коррекции алкогольной зависимости. Достаточно полный обзор теорий алкоголизма приводится в работе Т.И. Андреевой, который представлен в таблице №1 [52].

До настоящего времени ведется дискуссия о значении биологических и социальных факторов возникновения алкоголизма. Данные на этот счет противоречивы. В работе Б.М. Гузикова, А.А. Мейрояна [26] приводятся данные ряда специальных исследований роли генетических факторов. D. Goodwin с соавторами приводит результаты обследования 49 женщин, рожденных от алкоголиков и 47, рожденных от родителей, не злоупотреблявших алкоголем. (В сущности, любое употребление ядовитого наркотического вещества, за исключением сугубо медицинских целей, должно считаться противоестественным и относиться к злоупотреблению.) Эти женщины были удочерены в раннем возрасте, и только по две из каждой группы оказались больными алкоголизмом, что доказывает большее значение факторов среды для развития алкоголизма по сравнению с генетическими. В то же время существуют данные, в которых прослеживается определенное влияние генетического фактора. В исследовании М. Bohman и соавт. (1981) из 913 женщин, удочеренных до 8 месяцев, частота алкоголизма среди детей от матерей-алкоголичек была в три раза выше, чем среди детей, рожденных от здоровых женщин. Если алкоголиком был отец, то заболеваемость у дочерей статистически не отличалась от детей, отцы которых не были алкоголиками. Но в целом оснований для вывода об определяющей роли генетических факторов возникновения алкоголизма пока нет, влияние социальной среды представляется более значимым.




Скачать 2,86 Mb.
оставить комментарий
страница1/12
Дата30.09.2011
Размер2,86 Mb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх