В. А. Папанова лекции по истории государства и права украины icon

В. А. Папанова лекции по истории государства и права украины


1 чел. помогло.
Смотрите также:
В. А. Папанова лекции по истории государства и права украины...
Программа учебного курса «история государства и права зарубежных стран»...
Становление и развитие институтов амнистии и помилования в таджикистане ( историко-правовое и...
Учебно-методическое пособие по истории государства и права зарубежных стран томск 2002...
Программа вступительных экзаменов в аспирантуру по специальности 12. 00...
Программа вступительных экзаменов в аспирантуру по специальности 12. 00...
1. Общая характеристика курса “Теория государства и права” Тема Социально-исторические...
Вопросы к экзамену по истории отечественного государства и права Предмет и метод истории...
План лекции. История государства и права зарубежных стран как наука и учебная дисциплина...
Экзаменационные вопросы по отечественной истории государства и права на 2009-2010 уч г....
Программа по теории государства и права для вступительных экзаменов собеседования лиц...
Программа курса.   I.  Введение в курс.  ...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
скачать


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ


В.А. ПАПАНОВА


ЛЕКЦИИ


ПО ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА УКРАИНЫ


ББК


Папанова В.А. Лекции по истории государства и права Украины. – Киев –Бердянск, 1999. – с.


Рецензенты:

Доктор юридических наук, профессор В.Н.Шаповал

(судья Конституционного суда Украины)

кандидат юридических наук, доцент А.А.Дудоров

(Азовский региональный институт управления при Запорожском государственном университете)


Лекции к.и.н. В.А. Папановой рассматривают круг историко-правовых фактов Украины, знакомят с юридической терминологией и правовыми традициями нашей страны; в них анализируются основные правовые институты, системы кодификации и важнейшие правовые акты отечественной истории, структуры власти и политическая деятельность.


Печатается по решению ученого совета Азовского регионального института управления при Запорожском государственном университете.

Протокол N1 от 30.08.1999 г.


ISBN


ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящий курс лекций по истории государства и права охватывает период с древнейших времен до середины ХІХ в. Эти хронологические рамки выбраны не случайно. Во-первых, не во всех учебниках по истории государства и права освящаются те темы которые рассматриваются в данном пособии. Во-вторых, именно в этот период на территории Украины процесс государственного строительства находился в постоянном развитии. Причем, он представлял собой не смену одного государства другим, а своеобразную эволюцию, имеющую ряд разрывов: от древнегреческих городов-полисов и Скифии до времен Киевской Руси и Галицко-Волынского княжества. Во временном отрезке античность - древнерусское государство традиции государственного строительства сохранялись в Крыму. В период средневековья украинская государственность была тесно связана с Великим княжеством Литовским и Польшей. Во времена Богдана Хмельницкого Украина восстанавливает свою государственность в форме республики. Признав протекторат России, Украина теряет свою независимость при Екатерине ІІ. Последние черты украинской автономии российское самодержавие окончательно похоронило в первой половине ХІХ в. С VI в. до н.э. и до середины XIX в. на территории нашей страны чередовались монархические и республиканские формы правления.

Автор сознательно написала данное пособие на русском языке, чтобы с ним познакомилось и люди, не владеющие украинским языком. Это вызвано прежде всего тем, что в учебных пособиях, изданных в России доминируют прежние представления об истории государства и права Украины ( см. “История отечественного государства и права” под ред. О.И.Чистякова, И.А.Исаев “История государства и права России: полный курс лекций”). Исключение в этом вопросе составляет учебник профессора В.А.Рогова “История государства и права России: IX- начала XX веков”.


ЛЕКЦИЯ 1

^ ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА УКРАИНЫ

Предмет истории государства и права Украины. Задачи исторического изучения. Периодизация курса. Государственная символика.


Предмет истории и теории государства и права

История государства и права Украины - это историческая наука, составная часть истории человечества, тесно связанная с историей социально-экономического развития, культуры, науки и другими отраслями деятельности людей. В тоже время - это самостоятельная дисциплина, которая имеет свой предмет исследования. Поэтому данный предмет также является и юридической дисциплиной, одной из фундаментальных государственно-правовых дисциплин. Именно с этих позиций она охватывает развитие всех аспектов эволюции государства на территории Украины, форму государственного единства, право.

История государства и права Украины, как научная дисциплина, прежде всего, изучает эволюцию структур, институтов и механизмов госу­дарственной власти, развитие системы в целом и отдельные отрасли права.

История государственных и правовых феноменов изучается во временных и пространственных пределах. Временные пределы - от момента возникновения государственности на территории современной Украины (античные полисы Се­верного Причерноморья, Скифия) и до современного состояния государственной и правовой системы. Пространственные пределы - территории, зани­маемые нашими предками на протяжении всего исторического времени.

История государства и права Украины изучает не только отдельные факты, а и закономерности исторического развития. Изучая законо­мерности развития, она выявляет основные причины и следствие возник­новения, расцвета и упадка государственных и правовых институтов: органов власти, управления (центральных и местных), юстиции. Организация и деятельность этих органов рассматривается как в отдельности, так и в системе.

При изучении истории права главное внимание уделяется созданию правовых систем, кодификаций, а также отдельных правовых актов (универсалы, указы, грамоты, постановления). В курсе изучается и процесс возникновения различных отраслей права - уголовного, гражданского, административного, процессуального. Кроме того, анализируются содержание и структура наиболее значимых юридических норм.

Исследуются взаимодействие и взаимообусловленность государст­венных структур (типы власти, государственное устройство, органы и механизм управления) и правовых институтов (кодификация, отдельные нормы, отрасли права).

История государства и права Украины изучает правовую культуру и юридический быт народов, населявших ее территорию. Юридический быт - это обряды, ритуалы, действия, правила и органы, с помощью которых осуществляется правовая деятельность. Он может достигать разной степени развития - от примитивного, до сложного. Судебная практика один из его важных элементов, а также и источник права.

Источником права является и обычай. Когда его санкционирует государство, то обычай превращается в правовой источник и норму обычаевого права. На более высокой степени развития источником права становится закон.

Периодизация курса.

Периодизация курса истории государства и права Украины обусловлена рядом факторов. Главные из них - социально-экономическое состояние и фактор государственного развития. Курс можно разделить на несколько периодов: первый охватывает тысячелетие с VI в. до н.э. по IV в. н.э., когда на территории Украины существовали древнейшие государства (античные полисы, Боспорское царство, Скифия); второй - V - VIII вв., государственнообразовательный период у славян; третий - IX - XII вв. - время древнерусского государства - Киевской Руси; четвертый - XIII - XIV вв. - самостоятельные феодальные княжества, среди которых выделяется Галицко-Волынское. Пятый период - XIV - середина XVII вв. - литовско-польский. Его можно разделить на несколько этапов: а) литовско-русский этап с XIV в. до 1569г.; б) польский - с XIV в. до 1569 г. (западноукраинские земли); в) литовско-польский - 1569 г. - середина XVII в. Шестой - вторая половина XVII - конец XVIII вв. - казацкая эра. Время Украины – Гетманщины, также имеет несколько этапов: а) 1648 - 1657 гг. - создание независимого украинского государства Войска Запорожского Б. Хмельницким; б) 1657- 1687 гг. - продолжение борьбы за независимость, гражданская война (Руина); в) конец XVII - конец XVIII вв. - Гетманщина (Левобережная Украина) под про­текторатом России; г) конец XVII - конец XVIII вв. - Западная, Южная и Правобережная Украина в составе Австрии, Молдавии, Польши и Турции. Седьмой - V - конец XVIII вв. - время государств средневекового Крыма. Восьмой - конец XVIII - начало XX вв. - Украина под имперской властью России и Австро-Венгрии. Девятый период охватывает XX столетие: а) 1917 - 1921 гг. – государственностроительные поиски (УНР, ЗУНР, Украинская Держава); б) 1920 - 1940 гг. - западноукраинские земли в составе Польши, Румынии, Чехословакии; Закарпатская Украина; в) 1941-1944 - “Акт провозглашения восстановления Украинского государства”, оккупационные органы управления на территории Украины; г) 1917 - 1991 гг. - советский период, УССР в составе СССР. Десятый период начинается с 1991 г. и длится по сегодняшний день. Это время независимого украинского государства.

Как и любая данная периодизация, в значительной мере условна. Однако в ее рамках возможно рассмотрение основных государственно-правовых изменений и тенденций.

Государственная символика

Все государства мира имеют свою государственную и национальную символику: герб, флаг, гимн, песню, девиз и символическое изображение людей. Согласно ст.20 Конституции Украины Государственный Флаг Украины - стяг из двух равновеликих горизонтальных полос синего и желтого цветов.

Первые древнерусские знамена, как и флаги других народов этого периода, - простые, длинные жерди с прикрепленными к ним головами животных, чучелами птиц или конскими хвостами, называемыми в летописях “чолкой стяговой”. “ И бить сеча зла, и потяша стяговника нашего, и чолку стяговую соторгаша со стяга...” - читаем мы в “Слове о полку Игоревом”. На смену тотемам приходят разноцветные отрезки материи клинообразного вида. Н. Карамзин, известный российский историк XIX в., отмечал, что славяне обожествляли свои знамена. Главными символами княжеской власти в период Киевской Руси становятся знамения и стяги. Знамения фиксировали земельную собственность князя, за нарушения которой грозило наказание: «…а ожо кто борг раззнаменует, то 12 гривен продажи» гласит ст. Пространной Правды. Знамениями определяли и земли, сплачивающие дань. «В лето в 455 иде Ольга Новугороду, - читаем в «Повести Временных лет», - и устави по мстя погосты и дани, и по Лузе оброки и дани; и ловищя ея суть по всеи земли и знамения и места и погости».

Стяги вначале были только военными атрибутами – знаками сбора дружин и сигналами боевых действий. Исторические источники донесли до нас скупые сведения о цветах флагов Киевской Руси. Например, в “Слове о полку Игоревом” упоминаются “чрвлен стяг”,”белу хоругов”, “чрвлену чолку”. Историк украинской диаспоры В. Климкевич считает, что стяг Киевской Руси - это красное полотнище с золотым тризубом. Красный флаг малинового оттенка имел гетман Б. Хмельницкий. Этот же цвет имеет и флаг вооруженных сил Украины. Однако, в течении всего исторического периода на флагах запорожских казаков доминировали цвета желтый и синий. Ф. Корш в своем описании картины И. Репина “Запорожцы пишут письмо турецкому султану” для Александра II отмечал: “... знамена казацкие, изображенные художником Репиным на его картине, не содержат по своему набору никаких иностранных веяний, а отражают в себе извечную преемственность цветов золотых и небесных, постоянно присущих для всех знаков отличий в Южной Руси (Малороссии) еще со времен Великих князей Киевских, вплоть до роспуска запорожской вольницы...” В XIX в. на гербах украинских городов, входящих в состав Российской империи, доминировали эти же цвета. На западноукраинских землях, входивших в состав Австро-Венгерской монархии, с 1848 г. распространяется сине-желтый флаг, который в начале XX столетия признают как национальный по всей Украине. В период УНР государственным флагом являлся желто-синий. УССР с 1917 г. имела красный флаг, а с 1949 и до 1991 - красно-лазоревый.

Как видим, выбор цветовой гаммы украинского флага не случаен. Цвета государственного флага независимой Украины отражают исторические и национальные традиции украинского народа.

Конституция Украины утвердила Знак Княжеского Государства Владимира Великого (щит с изображением “тризуба”) как малый Государственный Герб Украины. На Большом Гербе Украины он должен сохраниться как главный элемент, к которому необходимо добавить герб Войска Запорожского “Казак с мушкетом”. Тризубец известен как княжеский герб династии Рюриковичей. В период феодальной раздробленности гербом киевских князей становится святой архистратиг Михаил, Черниговского - черный византийский орел, а Галицко-Волынского - лев, стоящий в геральдической позе. Относительно символики тризубца между историками нет единого мнения. В.И. Сергийчук считает, что это стилизованное изображение пикирующего сокола, символизировавшего храбрость, мужество, красоту и чистоту. По мнению О. Братко, О. Пастернака и Б. Якимовича тризуб (триденс, тридент) имеет связь с дохристианскими верованиями славян и символизирует трехмерность Вселенной и одновременно триединство главных жизненных ценностей Мудрости, Знания, Любви. Но по всей видимости, более близки к истине историки, считающие, что это изображение скандинавской руны, которая могла быть родовым знаком первых Рюриковичей. Интересно, что тризубец напоминает руну Олгиз, символизирующую силу притяжения, связывающую индивидуальный дух с человеческой общностью, оберегающую тело, разум, душу и Дух.

По мнению Г. Грабянки, герб “Казак с мушкетом” имеет связь с перстнем-печаткой запорожского гетмана, подаренного ему польским королем Стефаном Баторием в 1576 году. Не отрицая этот факт, необходимо помнить, что герб Запорожской Сечи в целом сформировался на собственном этническом и социальном грунте.

Самой большой святыней любого народа, кроме флага и герба, является гимн. В Киевской Руси эту роль, в современном понимании, выполняли боевые песни, а после принятия христианства - песни религиозного содержания. По мнению М. Трембицкого и В. Сергийчука, национально-государственным гимном Киевской Руси в XI-XII вв. могла быть похвальная церковная песня “Архангельский глас”. По свидетельству летописи, перед битвой на реке Калке в 1223 г. русские дружинники пели “С нами Бог, разумийте, языцы”. А во время Грюнвальдской битвы в 1410 г. славянские полки шли в бой с песней “Богородица Дзевица”. В период казацкой истории самыми популярными песнями-гимнами были “Нумо, хлопцi, до зброї”, “Ой на горi вогонь горить”, ”Ой на горi там женцi жнуть”, “Засвiт встали козаченьки”. В 1848 г. во Львове Русская Рада утверждает национальным гимном песню на стихи И. Гушалевича “Мир вам, браття”, а в Закарпатье им становится песня А. Духновича “Я русин eсмь i буду”. В 1862 г. в Киеве публикуется стихотворение известного историка и этнографа профессора П. Чубинского “Ще не вмерла Україна”, музыку к которому написал М. Вербицкий. Эта песня и стала национальным гимном украинцев. Конституция Украины определила, что Государственный Гимн Украины - национальный гимн на музыку М. Вербицкого (известный под названием “Ще не вмерла Україна”). С целью уточнения текста гимна было решено, что слова гимна утвердят отдельным законом.

Национальными песнями-гимнами в современной Украине стали: “Боже великий, єдиний, нам Україну храни” (муз. Н. Лысенко, слова А. Кониского) и “Ой у лузi червона калина”. При исполнении первой, как и при гимне, встают. Символическое изображение нации - это знаменитый казак Мамай. Официальный девиз, помещаемый на гербе, пока не определен, но есть национальный - “Козацькому роду нема переводу”.


***

Литература:

Конституцiя України. - К.,1996.; Братко О. Тридент, його зміст та іпостасі // Національна символіка. – К., 1991, - Вип. 1; Iсторiя держави i права України / За ред. А.Й. Рогожина. - К.,1996. - Ч.1.; Исаев И.А. История государства и права России. - М.,1994; Сергiйчук В.I. Нацiональна символика України. - К.,1992.; Лакиер А.Б. Русская геральдика. – СПб., 1855. – Кн.1-2; Пастернак О. Пояснення тризуба, герба великого князя Володимира Святого. – К.,1991; Якимович Б. До питання про українську національну символіку // Національна символіка. – К., 1991. – Вип.1.


ЛЕКЦИЯ 2

^ ПЕРВЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ УКРАИНЫ

(VII в. до н.э. - IV в. н.э.)


Великая Скифия: социальный состав, органы власти, право. Греческие города—полисы Северного Причерноморья (Ольвия, Херсонес). Боспорское царство.


Великая Скифия.

Основу скифских общественно-политических отношений составляла патриархальная семья, имевшая индивидуальное хозяйство. Процесс усиленной социальной дифференциации приходится на VII в. до н.э. Этому процессу способствовали и походы скифов в Малую Азию.

Причины возникновения скифского государства: 1) результат завоеваний (начиная с походов в Малую Азию); 2) подчинение оседлых племен Лесостепи; 3) разгром Дария I Гистаспа в 521 г. до н.э.

В истории Скифии выделяется два периода: Великая Скифия (V -IV вв. до н.э.) и Малая Скифия (III в. до н.э. -III в. н.э.). Великая Скифия занимала территорию, доходившую на западе до Карпат, на востоке - до Дона, на юге до Азовского и Черного морей, и на севере до южной окраины зоны лесов. Собственно скифские ираноязычные племена занимали огромнейшую полосу северопричерноморских степей. Лесостепное междуречье Днепра и Днестра населяли многочисленные праславянские племена. Развитие скифской государственности было прерывистым и охватывало только отдельные этапы истории скифов: VII - начало VI в. до н.э. и V – IV в. до н.э. Эти образования были далеки от государств развитого типа и своей незавершенностью соответствовали уровню развития скифского кочевого общества.

Великая Скифия погибла на рубеже IV - III вв. до н.э. вследствие ухудшения климатических условий (жаркое летои суровые зимы), усыхание степей (засухи, джуты), дигресия (травяной покров не успевал восстанавливаться после выпаса скота), упадка экономических ресурсов Лесостепи, социальный кризис и усиления савромато-сарматских племен. Но скифы не исчезли с исторической арены. Их племена долгое время кон­тролировали Нижнее Поднепровье, Крым и Добруджу, несмотря на утрату политической гегемонии в Северном Причерноморье.

Остатки скифского населения перешли от кочевого скотоводства к земледелию и поселились по обеим берегам нижнего течения Днепра, в степном и предгорном Крыму и в низовьях Дуная, где создали объеденение, известное пословам Страбона как Малая Скифия.Столицей поздне­скифского государства в Крыму стал Неаполь Скифский.

Малая Скифия в Добрудже представляла собой монархию, установившую основанный на экономической основе протекторат над местными полисами. В начале I в. до н.э. добруджанская Малая Скифия попала под протекторат Понтийского царства Митридата VI Евпатора и вскоре потеряла свою самостоятельность. В I в. н.э. поздние скифы появились в Подунавье и со временем смешались с поздними гетами.

Малая Скифия Нижнего Днепра возникает во II в. до н.э. В начала II в. н.э. о часть население покинуло городища. По мнению ученых, это способствовала очередная миграция сарматов. В середине III в. н.э. поздние скифы Нижнего Днепра вошли в состав государства Эрманариха. Гуннское нашествие во второй половине IV в. н.є. прекращает историю нижнеднепровской Малой Скифии.

Крымская Малая Скифия как государственное объединение сформировалась на протяжении III в. до н.э. Наивысшего своего могущества скифское царство достигло при царе Скилуре в конце II в. до н.э. При нем заключается дружеское соглашение с Боспорским царством, устанавливается протекторат над Ольвией. В 114-112 гг. до н.э. Скилур воевал с Херсонесом, который в союзе с Понтийским царством разгромил скифов. Усиление скифского царства в I в. н.э. связано с появлением в Крыму сарматов. Скифы вновь начинают войну с Херсонесом на помощь которому приходят римские войска. Во II в. н.э. векселяция XI – го Клавдиевого легиона уже размещалась в скифском городе (Усть-Альминское городище). С этого времени скифское объединение начинает приходить в упадок. Скифы терпят ряд поражений от боспорских царей, а в первой половине III в. н.э.они оказываются на пути готтов. Последний удар по ним нанесли в середине IV в. н.э. гунны.

Социальный состав населения. Свободным населением в Скифии были скифская аристократия (цари, военная знать) и общинники (простые скифы). Псевдо-Гиппокарт писал, что в Скифии наряду с людьми “самого низкого происхождения” имеются “самые благородные и пользующиеся наибольшим могуществом”, а Геродот отмечал, что при заключении клятвенного договора, важную роль играют “знатнейшие из присутствующих” (Hdt., IV. 70). К аристократии относились и местные цари, вожди подчиненных племен, номархи, старейшины семейств. В эту привилегированную категорию входили и жрецы - гадальщики (андрогины, энареи, пилофоры), которые вербовались из представителей аристократических родов. Цари, пилофоры (жрецы из царского рода), племенные вожди, номархи и старейшины родов имели свои вооруженные отряды.

“Простые скифы” делились на зажиточных, небогатых и бедных. По свидетельству древнегреческого писателя Лукиана, основную массу выходцев из “толпы простых скифов” составляли “восьминогие” , т.е. небогатые скифы имевшие пару волов, тянувших воз с кибиткой.

Зажиточные общинники (кочевники и оседлые) служили в коннице (гиппотоксоты); небогатые (“восьминогие”) - в пехоте или коннице (Hdt., IV, 134); бедняки (“бесповозочные”) - в легковооруженной пехоте. Кроме того, последние, не имели гражданских и имущественных прав. “Не имеющий там повозки считается у них бесчестным”, - писал Аристофан. Положение “бесповозочных” описал поэт Пиндар: “Среди кочевников-скифов блуждает Стратон, у которого нет жилища, которое перевозится на возу… Некоторые скифы, притворяясь, открыто на словах гнушаются убитой лошадью, а тайком обдирают кривыми зубами ноги и головы». Ремесленники и торговцы находились под охраной го­сударства (Hdt.; IV, 21 - 27).

По свидетельству Геродота (IV, 64) рабами в Скифии становились военнопленные и проданные за долги (Клеарха Солийского). Несмотря на то, что с ними очень жестоко обращались, они имели право выкупится, и после этого, могли или покинуть пределы Скифии или остаться.

Социальная структура скифского общества была довольно рыхлой, но по своим функциям - поддержки отношений зависимости и господства, укрепления верховной власти, накопления в руках верхушки огром­нейших богатств - она уже была политической организацией. В скифском обществе социальный статус зависел не только от размера имущества, но и от его места в родоплеменной структуре, т.е. от происхождения. Так например, Геродот сообщает о царских скифах, считающих всех остальных скифов своими рабами. По мнению ученых скифское общество было сословно-классовым.

Скифское общество долгое время сохраняло патриархально-родовые черты: общественная собственность на землю, ежегодный передел земли, личная и семейная собственность, коллективная ответственность семьи (за исключением женщин), многоженство (из-за проблемы наследования имущества).

Государственное устройство. Великая Скифия – это монархия во главе с царем (басилеем). В VI - V вв. до н.э. у власти находился триумвират, одновременно правили три царя. Трехчленное деление, законность и устойчивость обосновывалась действиями легендарного предка скифов Таргитая, разделившего свою землю между тремя сыновьями – Липоксаем, Арпоксаем и Колоксаем. В скифском обществе трехчленное деление охватывало все сферы жизни и прежде всего – военно-административную, т.к. скифское войско делилось на три части. Три царя Иданфирс, Таксасис и Скопасис возглавил войска скифов в войне против Дария I. При чем главным был один из трех скифских царей. В данном случае Иданфирс, происходивший из знатнейшей династии. Геродот сообщает о нем следующее – Иданфирс “сын Гнура, внук Лика и правнук Спаргафира” (IV, 76). Власть царя ограничивалась Советом царей и Народным собранием. Характерные черты организации власти скифского объединения в VII – начале V вв. до н.э. – это иерархичность, основанная на представлении о старшинстве генеалогических линий и поддерживаемая соответствующей военной организацией; власть царя, передающаяся в наследство не в рамках семьи, а одного царского рода. Эти черты позволили ученым предположить, что в это время у скифов существовала система вождизма, т.е. потестарная структура, главной функцией которой была административно-экономическая. Данная структура характерна для периода перехода от догосударственных к раннеполитическим образованиям.

С конца V в. до н.э. устанавливается единовластие в форме деспотии. Это происходит при царе Атее узурпировавшего власть. Причинами, подтолкнувшими его на этот шаг, явились междоусобицы и восстания покоренных племен. При нем исчезает совет царей, и еще больше сокращаются функции Народного собрания. Власть начинает передаваться в форме минората, то есть млад­шему сыну. Царь одновременно являлся военно-начальником, верховным судьей с правом помилования и смертной казни, верховным жрецом.

Народное собрание теряет свое прежнее значение, продолжая собираться ежегодно только для отчета о воинских подвигах. Оно созывалось досрочно в случае нарушения царем скифских норм права и могло лишить его власти, вплоть до вынесения ему смертного приговора, как это было в случае с царем Скилом.

Войско. Его основу составляла легковооруженная конница. Главной же ударной силой были отряды тяжеловооруженных конников. У скифов имелась и пехота.

Административно-территориальное деление и должностные лица. До конца V в. до н.э. Скифия делилась на три части, каждую из которых возглавлял один из царей. Кроме того, вся территория делилась на номы главным из которых был Геррос, на территории которого находились святилище богов и царские курганы. Номы возглавляли номархи из числа аристократов представителей царского клана. Номархи на своей территории были военноначальниками, организаторами ежегодных празднеств, исполняли жреческие функции. Это административно-территориальное деление сохранялось до конца существования Скифии. Скептухи (скипетроносцы) назначались из числа родовых старейшин. Эта должность упоминается в ольвийском декрете в III в. до н.э. в честь Протогена. Они входили в свиту царя и являлись его упол­номоченными. Во главе царств и номов, в основном, стояли выходцы из одной царской семьи, что способствовало укреплению скифского общества. Аппарат государственного управления состоял из родственников и слуг.

Формирование государственного аппарата не ликвидировало прежнюю родовую организацию скифов. В местном самоуправлении долгое время значительную роль играло народное собрание, племенные старейшины и вожди.

Отношения с соседями. Подвластные племена платили царским скифам дань, но при этом пользовались относительной свободой, налоги и дань не платили царские скифы, даже самые бедные. Размер дани был очень велик, кроме того, скифы контролировали торговые пути в причерноморских степях. Это и привело к экономическому упадку оседлых племен. Античные города-полисы оставались незави­си­мыми, платя замаскированную дань в виде “даров”. О таких дарах идет речь в декрете в честь Протогона.

Право. Основным источником права у скифов являлся обычай и правила, установленные царями. Обычаевое право охраняло частную собственность (скот, жилище, оружие, украшения). Частная собственность у скифов делилась на личную: (оружие, одежда, украшения) и семейную (скот, жилище). “А сколько у тебя, Арсаком, стад или телег? Ведь в этом заключается ваше богатство”. Земля и пастбища являлись собственностью царя, которую он перераспределял между родами и устанавливал порядок пользования. Полной правоспособностью и дееспособностью обладали только взрослые мужчины-собственники - этот вопрос, по свидетельству Лукиана, задал боспорский царь скифу.

Обязательственное право регулировало отношения обмена, купли-продажи, дарения, уплаты дани и т.д. Все договоры скреплялись клятвой. Отказ от уплаты дани или несвоевременная уплата являлись осно­ванием для начала военных действий.

Брачно-семейные отношения строились на принципах патриархата. Родство признавалось по линии отца. Существовало многоженство, в этом случае, главная роль принадлежала старшей жене (Hdt. IV, 78). Вдова после смерти мужа переходила вместе с имуществом к старшему брату умершего. Старшие сыновья получали свою часть имущества еще при жизни отца, а младший только после его смерти.

Преступления и наказания. Наиболее опасными считались преступ­ления против царя (покушение на его жизнь, колдовство, неисполнение приказа, неправдивая клятва у царского костра), преступления против обычаев и веры. Все эти преступления карались смертью. Известны преступления против собственности (кража, грабеж) и личности (убийство, прелюбодеяние, оскорбление). Кроме смертной казни, преступнику могли отрубить, в виде наказания, правую руку или изгнать. Долгое время у скифов сохранялась кровная месть.

Судопроизводство. Верховным судьей являлся царь. Этой же функцией обладали номархи и старейшины родов. По всей видимости, судебный процесс носил состязательный характер. Это относилось к преступ­лениям, которые не затрагивали основ царской власти и интересов государства. По наиболее опасным преступлениям применялся следст­венный процесс.

Греческие города-полисы Северного Причерноморья.

Ольвия была основана в устье Южного Буга (Гипаниса) в середине VI в. до н.э., выходцами из Милета и просуществовала до середины - третьей четверти IV в. н.э. В истории Ольвии выделяются три основных периода. Первый - эллинский: от основания города до середины I в. до н.э., времени гетского нашествия. Второй - греко-римский: до готского нашествия 269-27- гг. Третий - пост-античный: до середины- третьей четверти IV в . н.э.

Первый период - вторая половина VI - середина I в. до н.э.. Ольвия как государство начинает функционировать с конца второй трети VI в. до н.э.. В этот период она достигает максимального за всю историю своего существования расцвета экономики и культуры. Во второй половине VI в. до н.э. окончательно оформилась ольвийская гражданская община и ее представительские институты. Это период диктатуры ойкиста и аристократического характера правления. На рубеже VI - V вв. до н.э. Ольвия попадает под скифский протекторат, а в третьей четверти в ней устанавливается тирания, которая возникла в условиях экстремальной ситуации на почве аристократического режима. Однако ольвийская тирания сохранила за демосом многие права и проводила политику в интересах укрепления государства на благо его граждан, по мере возможности удовлетворяя запросы разных слоев гражданского коллектива, что до определенного момента устраивало всех. В начале IV в. до н.э. ольвийское государство обрело независимость от внешнего господства скифов, а ольвийский демос - от тирании. Во время осады Ольвии войсками Зопириона в 331 г. до н.э. произошел переворот, приведший к власти радикальных демократов, т. е. к окончательной победе демократии. Во второй половине III - первой половине II вв. до н.э. вновь происходит элитаризация власти (декреты в честь Протогена и амисенского кибернета). В 50-х - 40-х годах II в. до н.э. Ольвия находилась под протекторатом скифского царя Скилура. С конца II до н.э. и до 70-х годов I в. до н.э. Ольвия входила в состав Понтийской державы Митридата VI Евпатора (121 - 63 гг. до н.э.). Однако и во времена Скилура и во времена Митридата ольвийские органы власти сохраняли все свои функции. В 55 г. до н.э. ее разгромили войска гето-дакийских племен под предводительством Буребисты.

В эллинский период своего существования Ольвия по своему политическому устройству была демократической республикой, в которой непродолжительное время власть оказывалась в руках тиранов (V в. до н.э.) или устанавливалась олигархическая форма правления (III - II вв. до н.э.). Иного мнения о государственном устройстве Ольвии в этот период придерживался проф. В.В. Латышев, первый исследователь ее политической истории. Он считал, что на протяжении всего времени существования это была демократическая республика со всеми институтами власти, присущими античному полису.

Второй период политической истории Ольвии прошел под знаком римского влияния. С конца I в. до н.э. начинается ее возрождение. В I в. н.э. она недолго зависела от сарматских царей Фарзоя и Инисмея. Середина II - первая половина III вв. н.э. - при императоре Антонии Пие (138 - 161 гг.) в Ольвии стоят римские, провинциальные войска, а при Септимии Севере ( 193 - 211 гг.) она входит в состав римской провинции Нижняя Мезия. В 40-х и 70-х годах III в. н.э. Ольвия пережила два готских разгрома. В это время происходит усиление контактов с варварскими племенами, что приводит к росту влияния неантичных элементов. Уменьшается и ее экономический потенциал.

Ольвия в греко-римский период сохраняет республиканский строй. Ее законодательные и исполнительные органы остаются прежними. Однако, во второй половине II - первой половине III в.н.э. происходит дальнейшая аристократизация власти. Это проявляется: в усилении роли Совета, сосредоточении исполнительной власти в руках нескольких знатных родов, многократном переизбрание и поэтапном занятие должностей одним и тем же лицом, введении тарифа на должность (взнос деньгами или выполнение общественных работ) и почетного звания “отец города” при римлянах, в покупке жреческих должностей и передаче их по наследству, а должность “царя” становится пожизненной, покупке жреческих должностей и передаче их по наследству.

Третий период - это время окончательного упадка Ольвии. Жизнь в ней замирает в середине - третьей четверти IV в. н.э.

Территория. Подобно большинству античных полисов, Ольвия состояла из города - культурно-политического и торгово-ремесленного центра, и хоры - сельскохозяйственной округи. Ее территория охватывала Нижнее Побужье (побережье Днепровского, Бугского, Березанского и Сосицкого лиманов, Кинбурнский полуостров). В начале третьей четверти III в. до н.э. сокращается сельскохозяйственная округа, а в греко-римский период - территория города. В результате готского нашествия в 269-270 гг. Ольвия прекращает свое существование как крупный античный центр, гибнут и поселения ее хоры.

Социальный состав. Свободные граждане (ольвиополиты), за исключением женщин и детей, имели все гражданские права. Равные права с ольвиопо­литами были и у милятян на основе исополатии. Аристократия - землевладельцы, купцы, ростовщики, владельцы эргастерий, домов и кораблей. Демос - ремесленники, мелкие торговцы, поденщики. Среди граждан большими правами обладали первопоселенцы. Ксенов (иностранцев) не имевших гражданских прав могли превратить в рабов (Аrist., Polit.,V,5). Не имели гражданских прав клиенты (вольноотпущенники) и рабы. Рабы освобождались либо хозяином, либо государством в исключительных случаях. Вольноотпущенников возвращали в прежнее состояние за нарушение законов.

Государственное устройство. В Ольвии существовал принцип раздела властей на законодательную, исполнительную и судебную. Исполнительные и судебные органы избирались ежегодно. В выборах принимали участие граждане мужского пола, достигшие 18-летнего возраста. Рядовые граждане играли незначительную роль в политической жизни государства. Они имели намного меньше возможностей, чем их богатые сограждане, занимать государственные должности, часто связанные со значительными расходами личных средств на дела полиса (литургии).

Законодательные органы: Народное собрание и Совет. В состав Совета (буле) входили 20 - 30 человек из наиболее влиятельных семей. Компетенции Совета носили пробулев­тический характер. Он готовил вопросы для обсуждения Народным собранием (например, о предоставлении гражданства иностранцам), содействовал исполнению решений, имея для этого в своем распоря­жении комиссию пританов, наблюдал за работой исполнительных органов. Кроме того, ведал оформлением гражданских прав ольвиополитов, достигших совершеннолетия. Совет исполнял свои функции не в полном составе, а избирал комиссии, занимавшиеся текущими делами. Так, комиссия синедров разрабатывала проекты декретов, принимаемых Народным собранием. Проекты постановлений могли выноситься на Народное собрание и без предварительного обсуждения в Совете. Для делопроизводства Совета избирался секретарь. Местом заседания служил храм Зевса.

Народное собрание (экклесия) высший орган власти (де-юре и де-факто). В декретах оно сокращенно называлось Народ. В нем принимали участие только полноправные граждане полиса. К его компетенции относились вопросы дипломатии и урегулирование отношений с соседями; организации обороны; выборы должностных лиц (“хиротония”); руководство магистра­тами; решение текущих проблем (о ценах на хлеб, о закупке вина по низким ценам и его реализации для бедных, о помощи малоимущим во время войн и неурожаев, об откупах, о содер­жании грузовых судов, используемых для государственных нужд, о купле и продаже золота и серебра с целью поддержания курса ольвийских медных и серебряных денег и др). Народное собрание принимало и специальные постановления о награждении граждан за заслуги перед Отечеством золотым венком, деньгами, установлением статуи (пешей или конной) и декрета в его честь на площади, погребение за общественный счет. Золотым венком за особые заслуги могли награждать ежегодно, как, например, Анстерия. Увенчание провозглашали глашатаи в театре на празднике Дионисия. В римское время к награде приравнивалось дарование титула “отец города”. Это делалось для того, “чтобы, - как написано в одном из декретов, - и все другие граждане были также более старательны в услугах родине, видя, что благодетели награждаются надлежащим почетом” (IPE,I-2,34). Иностранцам, за особые заслуги, собрание даровало проксению и гражданские права, освобождало от пошлин, но могло лишить всего этого на основе атении. Проксены представляли в своих государствах интересы тех полисов, которые даровали им гражданские права. Одновременно с проксенией могла дароваться и проэдрия (почетное право занимать первые места в театре и на гимнастических соревно­ваниях). Все проксены имели право свободного въезда и выезда из гавани во время войны и мира. Во время опасности экклесия могла принять чрезвычайные решения. Так, например, во время осады Зопириона в 331 г. до н.э. приняли решение о сисахфии (ликвидация долгов), предоставили гражданство всем иностранцам и освободили рабов (Macr., Sat.,I, 11, 33). В неспокойное время ольвиополиту или проксену, выезжающему из города, по решению народного собрания, выделялся для сопровождения военный конвой.

Декреты издавались от имени Совета и Народа, и весьма редко только от имени Народа. Известно только два декрета первых веков нашей эры, изданных от имени архонтов, Совета и Народа. Декреты Народного собрания оглашались глашатаями и вырезались на стелах, устанав­ливаемых на агоре.

Проходило Народное собрание на городской площади, где стоял специальный камень (бема-трибуна) для выступающих. Созывалось по мере необходимости или в экстраординарных случаях.

Исполнительные органы - коллегии, избирались на один год на специально созванном для этого Народном собрании. Коллегии архонтов из 5 человек принадлежала высшая административная власть. Предсе­дателем (главным архонтом) избирался особо уважаемый член коллегии и со II в. до н.э. по его имени стали называть год, т.е. он стал эпонимом. Компетенции архонтов: созывали народное собрание на котором главный архонт председательствовал, ведали дипломатическими отношениями, следили за состоянием финансов, выпуском денег, руководили всеми другими коллегиями.

Финансами заве­довали верховный распоря­дитель, коллегии “семи” и “девяти”. Верховный распорядитель финансов ведал большинством хозяйственных вопросов Ольвии, в частности откупами, и при этом имел право собственной властью с одной стороны конфисковать имущество неплатежеспособных должников, а с другой - не взыскивать процентов, откладывать уплату долгов на неопределенный срок, прощать их. Именно такие прерогативы имел в III в. до н.э. Протоген. Коллегия “семи” заведовала священной казной. Кроме того, коллегия “семи” (септемвиров) вносила предложения по почетным декретам вместе с архонтами, упорядочила сакральный тариф, во время экономического кризиса во второй половине III в. до н.э. чеканила монеты со своим именем (OI EПТА), взыскивала долги с храмовых и полисных должников. Следила за поступлением налогов, сбором пошлин, штрафов, добровольных пожертвований, платежей за аренду государственного имущества. Эта коллегия стояла на одном уровне с архонтами и имела не только экономическую, но и политическую власть. Заседала в своем административном здании - гептадейоне. Коллегия “девяти” заведовала государственными ценностями, священной казной, чеканкой монет, поступлением доходов от жертвоприношений.

Обе коллегии ведали и расходами государства. Государственные средства расходовались на дань (“дары”), ремонт и строительство городских укреплений и общественных зданий, военные нужды, помощь малоимущим, устройство празднеств и спортив­ных соревнований, награждения, установление декретов.

Коллегия стратегов (6 человек) занималась военными делами (обучение, вооружение, оборона). Деятельность агораномов (5 человек) сосредо­тачивалась на торговой площади. Они собирали пошлину с иностранцев за право торговли, наблюдали за устройством рынка и порядком на нем, наказывали нарушителей, не допускали нарушений при совершении торговых сделок, контролировали продажу хлеба и вина и заботились о снижении цен на основные продукты питания. В неуро­жайные годы агораномы поднимали вопрос в Народном собрании о необходимости создания хлебных запасов. Коллегия астиномов выполняла полицейские функции, производя надзор за порядком на рынках и агоре, следила за качеством товаров. Известна в Ольвии и коллегия навклеров (лоцманов). Кроме постоянно действующих коллегий, в экстремальных ситуациях создавались и временные. Так, например, при угрозе голода была сформирована коллегия ситонов, решившая продовольственную проблему.

Коллегии - это постоянно действующие органы ольвийского полиса. Их члены не могли переизбираться на повторный срок, но с III в. до н.э. это правило нарушается. Магистраты ежегодно отчиты­вались о своей работе перед Народным собранием.

Выборные должности: ойконом (казначей), гимнасиарх, эмпорион (начальник порта), хорег, секретари при народном собрании, глашатаи, “царь”. Должность последнего, вначале была выборной, а в греко-римский период стала пожизненной. ”Царь” имел чисто религиозные функции и являлся долгое время эпонимом. Необходимо отметить, что Аристотель не считал магистратами жрецов, глашатаев и хорегов (Polit.,IV,12,2). Все должностные лица также избирались на один год и не переизбирались повторно. Но во второй половине III - первой половине II вв. до н.э. в Ольвии нарушается основной принцип античной демократии, т.е. превышается годовой срок для исполнения полномочий и доступ к государственным должностям сосредотачивается в руках богатых аристократических родов, о чем в частности, свидетельствует каталог ольвийских граждан. Особые полномочия имели послы, но они не являлись должностными лицами (Аrist., Polit., IV,12,2).

Ольвиополиты считали, что должностным лицом необходимо избирать только того, кто проявил любовь к Отечеству, был честен, справедлив, энергичен, трудолюбив, умерен, скромен, обходителен и гуманен к иностранцам.

Религиозные коллегии и союзы. В коллегию мольпов входили аристо­краты (культ Аполлона Дельфиния); нумениастов - рядовые граждане (культ Аполлона); фиас бореиков - элитарный, в состав которого входили первопереселенцы (культ Аполлона Врача) и др. Коллегию мольпов возглавлял эсимнет, который выступал одно время и эпонимом. В период тирании, прежде всего эта коллегия, а также орфики и нумениасты поддерживали тирана.

Судебные органы в Ольвии, по всей видимости, аналогичны афинским, т.к. с IV в. до н.э. в ольвийском полисе распространяется система афинской демократии, в том числе юридическая модель и система судопро­изводства. Народное собрание (гелиея) было типа суда присяжных заседателей. В его состав избирались мужчины, достигшие тридца­тилетнего возраста. Возглавлял гелию председатель. Судили по закону и совести, когда не имелось соответствующего закона. Голосование было тайным, члены суда опускали в специальный сосуд жетоны для голо­сования (бронзовые псефы). Суд заседал в судебном здании (дикастерии). Отдельно, рассматривались дела ольвиополитов и иностранцев. Судебный процесс носил обвинительно - состязательный характер. Истец сам себя защищал. Его речь, произносимая в суде, могла быть написана логографом (оратором).

Законодательство. Источниками законов являлись декреты Народного собрания и Совета, распоряжения коллегий, местные обычаи.

Во второй половине VI - середине III вв. до н.э. большинство законов принималось в виде псефизм, т.е. распоряжений на основе действующего законодательства, предлагаемых частными лицами. Например, закон Каноба о деньгах, предложение Каллиника об отмене долгов. Со второй половины III в. до н.э. известны псефизмы двух категорий: проксении, предлагаемые частными лицами и коллегиями, и почетные декреты от коллегий и архонтов. С середины III в. до н.э. прерогатива вносить проекты почетных декретов и законов переходит от частных лиц к коллегиям магистратов. Частные лица теперь выступают инициаторами предло­жений только по проксеническим псефизмам. В греко-римский период они лишаются и этого права.

Основные черты права. Существовало понятие частной собственности на землю, движимое и недвижимое имущество, скот. Развитым было обязательственное право, регулировавшее отношения кредита, дарения, купли-продажи, аренды (закон об арендной плате за мастерские и лавки, декрет в честь Аполлодора, Аполлония и Эфрона сыновей херсонисита Аполлония). Иностранцам, предоставившим кредит полису, предо­ставлялась гарантии в виде ипотеки или части доходов города. Сделки купли-продажи, совершались при свидетелях и в присутствии магистратов. В декрете в честь Антестерия III в. до н.э. определялись следующие виды аренды - земли, лавок, мастерских. Отдельные нормы международного права зафиксированы в проксениях и исополатии. Известны в Ольвии и сакральные законы (закон о налоге на жертвоприношения).

Уголовное право. В декрете в честь Антестерия, говорилось о гражданах преступивших закон, т.е. имелось понятие преступления. Выделялись преступления против государства (попытка переворота, измена, порча и подделка монет), частной собственности (кража, продажа некачественного товара, обман при совершении торговой сделки), личности (убийство). В виде наказаний применялись: смертная казнь, конфискация имущества, штрафы, лишение проксении, возвращение в рабство и изгнание из Отечества об этом виде наказания идет речь в декрете в честь Антестерия.

На протяжении всего времени существования Ольвия сохраняла черты античного государства.

Херсонес Таврический - античная эпоха охватывает вторую половину VI в. до н.э. - первую половину VI в. н.э. История Херсонеса начинается в архаический период (последняя четверть VI - последняя четверть V вв. до н.э.) За сто лет до основания Херсонеса здесь уже существовало греческое поселение с выборными органами самоуправления. В культурном слое этого времени были найдены остраконы. Политическая история Херсонеса длится с середины V и по первую половину VI и делится на ряд периодов. Первый охватывает последнюю четверть V – середину I в. до н.э. – это период от полиса до центра территориального государства. В истории Херсонеса этого периода выделяются два этапа .Первый - классический (последняя четверть V - первая половина IV вв. до н.э.) - время возникновения и ранней истории Херсонеса. Это время полиса классического типа в недрах которого шел процес зарождения и формирования социальных противоречий. Второй - эллинистический (вторая половина IV - середина I вв. до н.э.), знаменуется образованием и развитием херсонесского территориального государства. На рубеже IV - III вв. до н.э., в следствии конфликта между потомками первопоселенцев и новыми гражданами возникает новый тип государства. Это событие привело к принятию присяги граждан Херсонеса, которую отныне принимали все юноши, вступавшие в гражданскую общину. В конце II - первой половине I вв. до н.э. республика находилась под протекторатом Митридата VI Евпатора.

Второй период - римский (вторая половина I в. до н.э. - третья четверть III в. н.э.) - элитаризация государственного строя. После похода Плавтия Сильвана в 60 - е годы I в. до н.э. в Херсонесе размещается римский гарнизон, а в 45 - 44 гг. до н.э. в результате ходатайства метрополии Херсонеса перед Гаем Юлием Цезарем городу даруется элевтерия, получение которой знаменовала освобождение Херсонеса от боспорской зависимости. Город теперь стал подчиняться непосредственно Риму. При Октавиане Августе Херсонес получил элевтерию не в полном объеме, и его отношения с Римом строились на основе lex civitatis. Это положение было близко, но не всегда тождественно “свободным” гражданским общинам, так как их правовое положение определялось в каждом конкретном случае в зависимости от условий и политической ситуации. После вывода римского гарнизона в 30–е годы II в. н.э. защита Херсонеса возлагается Римом на боспорских царей. Поэтому город упорно продолжает добиваться элевтерии, которую вторично он получает в середине II в. н.э. при Антонине Пие, но не входит в состав империи. С этого времени Херсонес находился под контролем наместника провинции Мезия. Отношения гражданской общины с центральной властью регулировались императорскими рескриптами. На протяжении второй половины II - первой половины III вв. н.э. в Юго-Западной Таврике стояли римские войска и Херсонес в военных вопросах подчинялся римлянам. Несмотря на то, что данный регион не вошел в состав империи, сближение с Римом имело для города прогрессивное значение.

Третий период - позднеантичный (вторая половина III - первая половина VI вв. н.э.) Херсонес входил в состав Восточно-Римской империи на правах провинциального города и находился введении префектуры Востока, а при императоре Константине после отделения гражданской власти от военной, оборона и гарнизон города курировались военным командованием Фракии, входившем в выше названную префектуру.

Территория. В период своего наивысшего расцвета Херсонес превращается в центр обширного территориального государственного образования, которое включало в свой состав земли Юго-Западного и Северо-западного Крыма, а также греческие города Керкинитиду (Евпатория) и Калос Лимен (Черноморское). В III - II вв. до н.э. из-за скифской экспансии Херсонеское государство теряет контроль над Северо-западным Крымом и территориально сокращается.

Социальный состав. Граждане и члены их семей: аристократия и демос. Метеки (не граждане) и ксены (иностранцы) не имели херсонеского гражданства и не владели землей, а поэтому занимались ремеслом и торговлей. Зажиточные херсониситы владели рабами. В римское время происходит дальнейшая дифференциация социального состава.

Государственное устройство Херсонеса. С момента своего основания и до конца античной эпохи это был полис с республиканской формой правления, претерпевшую ряд изменений в ходе исторического развития. С конца V и до середины I вв. до н.э. Херсонес имел демократическую республику, в римский и позднеантичный - аристократическую. В середине IV в до н.э., вследствии новой волны колонистов из Геракле и Понтийской, к власти пришла олигархия. Приток переселенцев поставил вопрос о их правовом статусе, т.к. они оказались ограниченными в правах и прежде всего во владении землей. Это привело к социальному конфликту и переделу земли на Гераклейском полуострове. Противников аграрной реформы устранили путем остракизма и около 330 г. до н.э. было восстановлено демократическое самоуправление. С этого момента и до конца данного периода сохранялась обычная для греческого полиса структура органов государственного управления: Совет, Народное собрание, коллегии, должностные лица.

Законодательные органы - Совет и Народное собрание. В Совет входило 24 человека, которые избирались или из представителей 3 фил или при усилении влияния демоса от 4 гекатостий (сотен) либо по 4 человека от филы и по 3 от гекатостий. Ежегодно в его состав переизбиралось 6 человек. До начала римского периода Совет рассматривал дела до их передачи в народное собрание. Со второй половины III в. до н.э. - стал иметь ограни­ченные пробулевтические полномочия. Совет делился на двенадцать комиссий. Их члены (эсимнаты) во главе с проэсимнатом, поочередно в течение одного месяца занимались текущими государственными делами. Секретарь Совета был одним из главных действующих лиц на заседаниях Совета и Народного собрания. В его обязанности входило чтение документов, ведение протоколов, запись принятого постановления, занесение его на стелу и установка стелы в публичном месте. Имя секретаря указывалось рядом с именами царя и проэсимнета в датирующей части декретов, что свидетельствует о важности и почетности этой должности. В римское время Совет, как и весь государственный аппарат, подвергся значительным изменениям, которые коснулись состава (исчезло деление на комиссии эсимнатов) и его функций (часть декретов удостоверяется печатями членов Совета). Глава Совета и секретарь Совета и Народного собрания избирались сроком на один месяц из числа эсимнатов.

Народное собрание функционировало на протяжении всего периода существования античного Херсонеса. Оно являлось второй инстанцией, на утверждение которой поступали вопросы после их обсуждения в Совете. Со второй половины III в. до н.э. предложения по проектам декретов стали делать не частные лица, а специальная комиссия из номофилака и диойкета, т.е. проект проходил через эту комиссию и Совет, и только после этого поступал на рассмотрение Народного собрания. Это ослабило роль Народного собрания в решении государственных вопросов. Круг вопросов, который обсуждался Народным собранием, был аналогичен ольвийскому.

Во второй период истории Херсонеса система самоуправления сохраняла демократическую форму, но содержание ее изменилось. Падает роль Народного собрания. Теперь его решения подписывают несколько членов Совета и высших магистратов. Это свидетельствует о потери высшим законодательным органом его демократической роли и росту влияния Совета и исполнительной власти. В состав Совета избирались в основном бывшие магистраты и, довольно часто, их родственники. Поэтому, несмотря на выборность в Херсонесе прослеживается тенденция к сосредоточению в руках небольшой группы лиц законодательной и исполнительной власти, т.е. происходит елетаризация государственного строя.

Исполнительные органы - коллегии. Совет был для них высшим органом исполнительной власти. Всего известно одиннадцать херсонесских коллегий: архонтов (гражданские и военные дела), стратегов, продиков, демиургов, номофилаков, симмнамонов и др., но не исклю­чено, что их было больше.

Высшей магистратурой исполнительной власти была коллегия архонтов. Она руководила внутренней и внешней политикой и осуществляла функции военного командования. В первые столетия в этой коллегии появляется должность первого архонта, который становится ее руководителем. По мнению В.М. Зубаря это является доказательством процесса концентрации власти и усиления антидемократических тенденций в государственном управлении. Кроме того, появление должности первого архонта совпадает по времени с вхождением Херсонеса в орбиту римской политики, что свидетельствует о росте влияния Империи на внутреннею жизнь города. Не безынтересно, что должность первого архонта и секретаря Совета часто занимали члены одной семьи, имеющие римское гражданство.

Происходит концентрация власти в руках социальной верхушки и большинство членов гражданской общины фактически устраняется от участия в политической жизни.

Коллегия астиномов наблюдала за правильностью мер веса и объема, а также за чеканкой монет. Агораномы проводили надзор за рынками и порядком в городе.

Херсонес имел коллегии, неизвестные в ольвийском государстве. Коллегия продиков - юридические советники, прокурорские и адвокатские функции. Коллегия демиургов расследовала заговоры против республики. Коллегия номофилаков, состоящая из 3 человек, хранила государственные документы, осуществляла надзор за заседа­ниями Совета и Народным собранием, готовила проекты декретов, следила за правильностью исполнения законов. Все декреты, начиная с середины III в. до н.э. и до I в. до н.э. вносятся исключительно от имени номофилаков. Данная коллегия - недемократический орган, характерный для олигархических и аристократических государств. В первые века нашей эры с потерей пробулевтической функции сужаются компетенции номофилаков. Коллегия симмнамонов (III - конец II вв. до н.э.) выполняла магистратские и не магистратские функции, что являлось особенностью Херсонеса. Эта коллегия заведовали обрядовой стороной праздников, процедурой чествования иностранцев и сограждан. Симмнамоны провозглашали о награждении чествуемого венком в Совете или Народном собрании, заботились о постановке статуи, производили запись декретов. Эта коллегия ликвидируется после реформы государст­венного строя Херсонеса. Создавались и временные коллегии. Например, временная коллегия занималась вопросами ремонта и строительства оборонительных стен.

В Херсонесе имелись все магистратуры, необходимые для нормального функционирования полиса.

Государственные должности - казначей госу­дарственной и священной казны, гимнасиарх, ведавший воспитанием юношества, дийокет (тот, кто стоит во главе государства), осуществлял надзор за городской казной, эпимелеты, избирались для решения экстраординарных вопросов, эмпорион, хорег и глашатаи.

В эллинистический период в Херсонесе высшим эпонимным магистра­том являлся “царь”. Со II в. до н.э. и вплоть до середины II в. н.э. эти функции выполняли жрецы богини Девы, так как эта функция была связанна с большими расходами.

С последней четверти V в. до н.э. и до I в.н.э. Херсонес - демократическая республика, но в римское время происходит аристократизация власти. Об этом свидетельствуют следующие факты. В первые века нашей эры падает роль Народного собрания, усиливается влияние Совета, военные функции и исполнительная власть переходят к коллегии архонтов, причем, в руках первого архонта сосредотачивается гражданская и военная власть, теряет свое значение коллегия номо­филаков, ряд херсонеских семей получают римское гражданство. Аристо­­кратизации способствуют отношения с Римом.

В первые века нашей эры, получив статус “свободного” (элевтерию) Херсонес сохранил свое самоуправление во главе с первым архонтом вплоть до конца IV в. н.э. На основе специального законодательного акта Рима (lex civitatis), определялось правовое положение херсонеской гражданской общины, отношения с римской администрацией и налоги, которые они платили империи.

Во времена Восточно-Римской империи город подчинялся провинци­альным властям префектуры Востока, представителем которых был военный трибун, а центральной власти - комит. Одновременно с представителями имперской власти, сохранялась и должность первого архонта, который во II - конце IV вв. н.э. имел и эпонимные функции.

Судопроизводство практически неизвестно. Можно предположить, что оно, как и в Ольвии, аналогично было афинскому.

Законодательство. Полноправными гражданами были херсонеситы. В разные периоды гражданство в Херсонесе определялось либо по 3 филам, либо по гекатостиям. В период правления олигархии усиливалось значение фил, а при временном усилении демократически настроенных слоев населения, которые требовали расширение политических прав в сфере государственного управления, увеличивалась роль сотен-гекатостий. Гражданства не имели: женщины, метеки, ксены и рабы.

Земля (клеры) в Херсонесе находилась в частной и государственной собственности. Все члены херсонеской гражданской общины имели одинаковые по размерам участки земли на Гераклейском полуострове. Это уравнение произошло около 330 г. до н.э. в следствии попытки олигархии ущемить права новых переселенцев.

Отпуск рабов иногда практиковался в виде посвящения божеству. Покровителями вольноотпущенника в данном случае выступал храм этого бога. Договора купли-продажи осуществлялись в частном порядке или на рынке в присутствии агоро­нома. При этом указывался размер прибыли, и обе стороны платили налог. Государственная земля передавалась гражданам в аренду.

При заключении международных договоров практиковались клятвы с обеих сторон. Например, при подписании договор Херсонеса с понтийским царем Фарнаком в 179 г. до н.э.

Конец античной эпохи в истории Херсонеса наступает в первой половине VI в. При правлении императора Юстиниана I меняется статус города. Южная Таврика вместе с Херсонесом включается в состав Византийской империи. Начинается новая эпоха средневековья.

Боспорское царство - VI в. до н.э. - вторая половина IV в. н.э.

На территории современных Керченского и Таманского полуостровов на протяжении VI века до н.э. греки основали много отдельных самостоятельных полисов. В следствии ряда причин и прежде всего, опасаясь вторжения скифов они объединились в одно государство – Боспор. Проводя експансионную политику боспорские правители присоедини и земли местного населения.

В конце первой четверти V в. до н.э. на Боспоре сформировался союз (симмахия) в виде федерации нескольких древнегреческих колоний - демократических республик для защиты от скифской угрозы. Стратегом был избран Археанакт, потомок эсимнета Пантикопея. В 480 г. до н.э. члены рода Археанактидов создали единое государство - Боспорское царство с тиранической формой правления. Захват власти стратегом из рода Археанактидов не противоречит распространенной в Элладе практике. Аристотель в «Политике» отмечает эсимнетию как вид монархии, реорганизующуюся в выборную тиранию, что и произошло на Боспоре.

Династию Археанатидов сверг Спарток, установивши свою тиранию. Династия Спартокидов правила на Боспоре с 438/437 гг. до 109 г. до н.э. Во II в. до н.э. Боспор был покорен Пантийским царством. С конца I и до середины III вв. н.э. Боспорское царство находилось в вассальной зависимости от Римской империи. После ухода римлян начинается его упадок. В это время Боспор пережил очередной государственный переворот, но пришедшая к власти династия пра­вила недолго. III – IV вв. н.э. стали переломными в истории Боспорского царства. Экономический и социально-политический кризис, наступивший в следствии нашествия готтов и гуннов привел к гибели и опустошению ряда городов. Во время правления Рескупорида IV (275-277 гг.), подписавшего соглашение с боранами, привело к тому, что Боспор превратился в организованную базу для пиратских походов на греческие города, что имело губительное последствие для всех сфер жизни государства. И только в конце 70-х годов III столетия удалось избавиться от пиратов, значительные силы которых были разгромлены римским флотом. Восстанавливаются дружеские отношения с Римом. Несмотря на войны и тяжелое экономическое положение сохранялась система государственного управления и сохранялись основные территории.

Вторжение гуннов в 70-е годы н.э. нанесло сильнейший удар по Боспору. Однако главные центры не были разгромлены и перешли под военно-политическое давление гуннов (протекторат). Длительное время сохраняется традиционное государственное устройство, которое устраивало гуннских вождей, т.к. они регулярно получали дань от боспорских городов. На протяжении двух столетий история Боспора была тесно связана с историей гуннов. Его территория номинально входила в границы гуннского союза. В 463 году после распада гуннского союза, вызванного смертью Аттилы, боспоряне установили типичные для кочевников и земледельцев отношения с военно-политической гегемонией племени утигуров, одним из племен гуннов, провозгласившим район Меотиды своей вотчиной. Они были заинтересованы в джани и поэтому также не сменили его политического устройства.

В 522 году Боспор признает себя зависим от Византийской империи. В первый год правления Юстиниана (528 год) прибыл гуннский вождь Гордас, принявший христианство, который вернулся назад с трибунами и армией, которые должны были защищать Боспор и собирать дань с гуннов. Утигуры недовольные политикой Гордаса убили его, напали на Боспор и уничтожили византийские войска во главе с трибунов Далматием. В 534 году Юстиниан посылает новые регулярные войска во главе с консулом Иоаном, розгромивших гуннов. Но мир был не долг, в 545 году утигуры разгромили Фанагорию и Кепы, а в 576 году в союзе с тюркютами они разгромили Боспор. Возродившись он вновь присоединяется к Византии, наступает новый период в его истории.

Государственное устройство.

Во главе государства стоял царь — архонт (начало V — конец IV вв. до н.э.), который был царем для варварских племен синдов, меотов, фатеев, вхо­дивших в состав Боспорского государства и архонтом для древне­греческих городов Феодосии, Корконодамы, Гермонассы, Кеп. Правление Спартокидов носило корпоративный (коллективный) характер. В данном случае совместно управляли государством члены одной семьи отец, сыновья и братья. Схема управления и наследования власти при Спартокидах была следующей: отец с двумя старшими сыновьями и два его старших брата. Старший брат носил полный титул правителя Боспора, и именно ему наследовали сыновья. Если он умирал бездетным или до достижения его детьми совершеннолетия, власть переходила к среднему брату. Причем, после достижения племянником совершеннолетия дядя правил с ним совместно. С конца IV в. до н.э. остается только один титул - “басилевс” (царь). До конца III в. до н.э. на Боспоре - ограниченная монархия. Об этом свидетельствуют следующие факты: двойной титул правителя; выпуск монет от имени общины; изредка созывается народное собрание, которому отведена пассивная роль; Фанагория сохраняет самоуправление (совет, народное собрание). Все это остатки традиций демократического строя. В конце третьего века до н.э. на Боспоре устанавливается неограниченная монархия. В римское время эта монархия приобретает восточные черты - это проявляется в пышной официальной титулатуре “великий царь царей”, ”бог, владыка, спаситель” и в наличии большого двора (чиновники и челядь при дворце).

Государственное устройство Боспора при Спартокидах. На Боспоре существовало тираническое государство со всеми присущими ему элементами: неограниченная власть тиранов, рассматривающих державу как свою собственность; институт “друзей”; войско; новая администрация.

Тиранический режим обладал особым, отличным от полисного аппаратом управления. На самом верху административной лестницы находилась тираническая династия. Что касается полномочий отдельных правителей, то во внешних сношениях Спартокиды воспринимались как частные лица. Главная власть сосредотачивалась в одних руках. Одновременно второй по старшинству выполнял роль дублера, олицетворяя его там, где он в данный момент не мог присутствовать. Например, когда Сатир І командовал военными действиями на Тамани, его брат Притан оставался в Пантикапее и руководил всеми государственными делами. Такая практика обеспечивала переход власти в руки подготовленного наследника, который, однако, до срока не мог присвоить ее безраздельно. В отличие от старших сынов, младшие не обладали исчерпывающей полнотой полномочий.

Боспор был разделен на административные округа после междоусобной войны сынов Перисада І, управляемые членами династии от имени главы государства. Округа делились на номы.

Спартокиды располагали и аппаратом чиновников. Высшие должности наместников менее важных областей и послов занимали “друзья” тиранов. Таким образом, высшая сфера власти была сосредоточена в руках правящей династии и их ближайшего окружения, которые не стремились расширять свой круг, что приводило к родственным бракам.

Ступенью ниже стоял наместник г. Кепы. За ним шли номархи и эпимелеты. Кроме того, имелся штат фискальных чиновников и финансовых агентов.

Гарантом тиранической власти Спартокидов выступало наемное и варварское войско.

Государственные должности в первые века нашей эры. Наместник царства управлял европейской частью Боспорского царства. Начальник острова - под его управлением находилась азиатская часть государства. Аспургии - начальники областей. Наместники - в Феодосии и Горгипии. Причем, наместник царства был одновременно и наместником Феодосии. Известны также должности хилиарха (тысячаначальника), он же был начальник области аспургиан, главного секретаря, лохага (военноначальника), политарха. Эти и многие другие должности известны из посвятительной надписи Зевсу Спасителю и Гере Спасительнице за победу и долголетие царя Тейрана III в. н.э. Государственные магистраты именуются в этой надписи аристотелитами. Финансовые органы: начальник отчетов и специальная комиссия, которая занималась доходами (пошлины, откупы). Также при дворе были должности судебных исполнителей и переводчиков. Управление “Священными делами” занималось строительством и ремонтом храмов.

Право. Отдельные правовые нормы есть в свидетельствах античных авторов. Но главный источник — это эпиграфический материал: постановления (почетные декреты и проксении), законы, приказы двора, международные договора. Их тексты, высекались на стеллах и устанавливались на городских площадях. Право Боспора базировалось как на греческих правовых нормах, так и на обычаях местных племен.

Согласно древнегреческому праву, сыновья владели неразделенным имуществом с отцом, а братья совместно распоряжались им после смерти последнего. Сыновья имели право производить различные операции с неразделенным имуществом, т.к. на них частично распространялась часть правоспособности и дееспособности их отца. При совместном владении правомочным был только старший в роду, остальные распоряжались имуществом от его имени. Проксении на Боспоре даровались от имени царя, но, в отличие от Ольвии и Херсонеса, гражданские права не предоставлялись. В римское время появляются постановления об отпуске рабов на волю /манумисии/, которые заверялись в молельнях. На этих документах обязательно ставились имя хозяина и вольноотпущенника, дата.


***

Великая Скифия была государственно-подобным образованием, но это не умаляет ее значения в истории нашей страны. Она дала первые ростки государственности на территории современной Украины.

Значение и роль античных государств в истории Европы имеет большое значение. Их достижения легли в основу многих сфер современной жизни, в том числе и юриспруденции. Тысячелетняя истории существования античной цивилизации в Северном Причерноморье оставило значительный след в жизни и культуре народов Украины.

_______________________________________________________________

Литература:

Артамонов М.И. Скифское царство // СА, 1972, №3; Бунятян К.П., Мурзін В.Ю., Симоненко О.В. На світанку історії // Україна крізь віки. – К., 1998. – Т.1; Виноградов Ю.Г. Политическая история ольвийского полиса. - М.,1988; Гайдукевич В.Ф. Боспорское царство. - М.,1954; Граков Б.Н. Скифы. – М., 1971; Кадеев В.И. К вопросу о составе херсонеского Совета в первых веках н.э. //ВДИ, N3,1971; Крыжицкий С.Д., Лейпунская Н.А. Ольвия. - Николаев,1997; Крижицький С.Д, Зубар В.М., Русяєва А.С. Античні держави Північного Причорномор”я // Україна крізь віки. – К., 1998. – Т.2.; Новикова Р.А. Симмнамоны и номофилаки Херсонеса Таврического //ВДИ, N2,1961,; Пальцева Л.А. О должностных лицах херсонесского совета в первые века н.э. // ВДИ, N3, 1977; Сапрыкин С.Ю. Херсонесская буле // Археологiя, N1,1995; Тереножкін О.І. Класи і класові відносини у Скіфії // Архелогія, 1975, №15; Шелов-Кадеев Ф.В. История Боспора в VІ-ІV вв. до н.э. // Древнейшие государства на территории СССР. - М.,1984.


ЛЕКЦИЯ 3

^ ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО


Образование Древнерусского государства. Социальный состав и его правовое положение. Государственный механизм. Судебная система.


Образование древнерусского государства

Вопрос о происхождении и политическом единстве древнерусского государства объясняется историками по-разному. Сторонники норманской теории доказывали, что варяги сыграли решающую роль в образовании Киевской Руси. Древнерусское государство, возникло на основе развития городов-государств, полагают И.Я. Фроянов и А.Ю. Дворниченко. О. Прицак предложил теорию о хазарском происхождении государства у славян (торговая теория). Традиционная теория, которой придерживаются большинство современных украинских и российских историков, объясняет возникновение государственности у славян комплексом социально-экономических, политических и внешнепо­литических предпосылок.

Историки конца XVIII - первой половины XIX вв. - В.Н. Татищев, Н.Н. Карамзин, Н.П. Погодин, М.Ф. Берлинский, Н.А. Макси­мович считали, что Русь вначале была единым государством, т.к. правление в ней носило династический характер. Это обеспечивалось единством кня­жеского рода, члены которого правили сообща и в согласии. Основной причиной княжеских междоусобиц Н.П. Погодин видел в выделении уделов (теория уделов). С.М. Соловьев этой теории противопоставил родовую теорию. Как федерацию рассматривали Киевскую Русь Н.И. Ко­сто­маров и В.О. Ключевский. М.С. Грушевский придерживался концепции прогрессирующего политического упадка Древнерусского государства. В отличие от М.С. Грушевского, Н.Н. Покровский и Д.С. Лихачев утверждали, что Русь была типичным феодальным государством, политическая структура которого на протяжении X - XIII вв. существенно не изменялась. Б.Д. Греков, С.В. Юшков, Б.А. Рыбаков, В.Е. Довженко разработали концепцию развития Киевской Руси на основе феодальной формационной системы. В.Т. Пашуто и Л.В. Черепнин полагали, что политическая система древне­русского государства базировалась на системе вассалитета. П.П. Толочко разработал концепцию единства Киевской Руси до монголо-татарского нашествия.

Во II тысячелетии до н.э. предки славян обитали между балтами, германцами, кельтами и иранцами. К середине II тысячелетия обозначился процесс консолидации осевших родственных племен в большие этнические группы. Со второй половины этого тысячелетия единообразие праславянского мира нарушается. Появление бронзового оружия приводит к выделению конных дружин, военной активности и наступлению эпохи войн, завоеваний и переселений. На рубеже II и I тысячелетий до н.э. в Европе появляются новые общности. Новые группировки праславян сосредотачиваются в двух местах. Одна из них располагается в северной части Центральной Европы. Именно эту группировку римляне в I в. н.э. называли венедами (Плиний Старший, Тацит). Согласно данным историков VI в. н.э. Прокопия Кесарийского и Иордана Готского во II - V вв. н.э. в бассейнах Днепра и Днестра проживали анты. Анты занимались пашенным земледелием, загонным скотоводством, ремеслом. У них была развита внутренняя и внешняя торговля, которая ускорила процесс социальной дифференциации.




Скачать 3.45 Mb.
оставить комментарий
страница1/12
Дата30.09.2011
Размер3.45 Mb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
плохо
  1
хорошо
  2
отлично
  4
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх