Русская Православная Церковь в системе государственных отношений в XIX начале XX вв. (на материалах Центрально-Чернозёмных губерний) icon

Русская Православная Церковь в системе государственных отношений в XIX начале XX вв. (на материалах Центрально-Чернозёмных губерний)


5 чел. помогло.
Смотрите также:
Социокультурное развитие российской деревни во второй половине XIX начале ХХ в...
Советское государство и Русская Православная церковь на Дальнем Востоке России с середины 1950-х...
Книга 1 и 2
Свидетельства о насильственном обращении в православие в XIX веке...
Краткая история Пятого трезвеннического дв ижения...
Краткая история Пятого трезвеннического движения...
Развитие земской медицины и ветеринарии в конце XIX начале XX вв...
«Отечественная война 1812 года и Русская Православная Церковь»...
Русская Православная Церковь...
Русская Православная Церковь в последней трети XVII -го – начале XVIII -го веков...
Начало царствования Николая II (1894 – 1913 годы)...
Htm Русская Православная Церковь под игом богоборческой власти в период с 1917 по 1941 годы...



Загрузка...
страницы:   1   2   3
скачать


На правах рукописи





Ершов Богдан Анатольевич


Русская Православная Церковь в системе государственных

отношений в XIX – начале XX вв.

(на материалах Центрально-Чернозёмных губерний)


Специальность 07.00.02 – Отечественная история


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора исторических наук


Курск 2012

Работа выполнена на кафедре истории и политологии ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный технический университет».




Научный консультант:

доктор исторических наук, профессор

Тонких Владимир Алексеевич

Официальные оппоненты:


Друговская Александра Юрьевна

доктор исторических наук, профессор

ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет», профессор кафедры теологии и религиоведения

Лютых Анатолий Александрович

доктор исторических наук, профессор

ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет», профессор кафедры международных отношений и регионоведения

Слезин Анатолий Анатольевич

доктор исторических наук, профессор

ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет», заведующий кафедрой истории и философии


Ведущая организация:


ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный архитектурно-строительный университет»




Защита состоится 5 октября 2012 года в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.104.04 в Курском государственном университете по адресу: 305000, г. Курск, ул. Радищева, д. 33, конференц-зал.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Курского государственного университета.


Автореферат разослан 3 сентября 2012 года.


Ученый секретарь

диссертационного совета Постников Н.А.


^ I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность исследования В современной России ставится вопрос о возрождении духовности населения, что повышает интерес к изучению истории Церкви.

В дореволюционный период Православная Церковь в Российской Империи оказывала существенное воздействие на становление национальной культуры и государственности. Активно сотрудничая с государством, Православная Церковь накопила большой опыт в области просвещения, миссионерства, благотворительности, данный опыт в Российском государстве может быть использован для решения важнейших задач по нравственному воспитанию молодёжи, которая внесёт свой вклад в будущее России.

Святейший Патриарх Кирилл отметил, что сегодня Россия постепенно встает на путь возрождения, и ей необходимо преодолеть негативные тенденции, оставленные ей XX веком1. Это нетерпимость, враждебность, унижение человеческого достоинства, посредственное отношение к духовным и нравственным основам жизни, разные проявления терроризма. В связи с этими возникшими проблемами в жизни страны, российскому обществу и школе, а также высшим учебным заведениям, необходимо знакомство с историей православной культуры.

Благодаря реформированию нашего общества Православная Церковь получила возможность вести социальную и проповедническую деятельность, что помогло ограничить дискриминацию по отношению к мирянам и священнослужителям, возвратить ранее изъятые культовые сооружения и церковные ценности. В настоящее время Церковь воспринимается многими как национально-идеологическая опора для приобретения людьми и обществом жизненных и моральных ориентиров.

Данная тема исследования подразумевает взаимосвязанное изучение истории отношений государства и Церкви. Исследование актуально, потому что позволяет более целостно и комплексно раскрыть взаимодействие местных и центральных властей на церковном и государственном уровнях.

Интерпретировать и разрабатывать новую политику государства по отношению к Церкви нужно не только на основе общих научных знаний. Поэтому большую ценность приобретает постижение опыта развития Церкви в XIX – начале XX вв., раскрытие причин её кризиса и стабилизирующей роли в обществе. Полученные сведения на основе их синтеза и обобщения помогают сформулировать новую теорию государственно-церковных отношений, определить место церкви в современной России.

Особое значение имеет региональный характер исследуемой темы, позволяющий понять общее и особенное во взаимоотношениях Церкви и государства.

^ Объект исследования – история Русской Православной Церкви в контексте государственно-церковных отношений в XIX – начале XX вв.

Предмет исследования – основные направления, формы деятельности и функционирования епархий Русской Православной Церкви Центрального Черноземья в системе государственных отношений в XIX – начале XX вв.

^ Целью исследования является изучение истории деятельности Православной Церкви в системе государственных отношений на территории Центрально-Чернозёмных губерний в XIX – начале XX вв.

^ В соответствии с поставленной целью в диссертации решается ряд конкретных задач:

– определить положение Русской Православной Церкви в системе Российского государства и общества;

– проанализировать социально-экономическое положение Церкви;

– изучить роль и место Русской Православной Церкви в сфере государственного законодательства Российской империи;

– сравнить количественный и качественный состав приходского духовенства епархий Центрального Черноземья с общероссийскими масштабами;

– дать анализ развитию системы православного духовного образования;

– раскрыть отношение духовных лиц к своим обязанностям, рассмотреть их деятельность в миссионерской и социальной политике;

– обобщить значимость социального служения общин сестер милосердия;

– выявить значение паломнической традиции Русской Православной Церкви.

^ Территориальные рамки данной работы включают четыре губернии Центрального Черноземья: Воронежскую, Курскую, Орловскую и Тамбовскую. Они были близки по географическому положению, у них были общие исторические корни. Территория Центрально-Чернозёмных губерний в России занимала 4,7 %, а население – 12,9 %2. По численности населения в Европейской России Курская губерния находилась на третьем месте, Орловская – на девятом месте, Воронежская – на двенадцатом месте, Тамбовская – на тринадцатом месте3. В XIX – начале XX вв. территория, на которых располагались епархии Православной Церкви, имела главным образом аграрный характер экономики.

Центрально-Чернозёмные губернии являлись однородными по этнокультурному составу с доминирующим православным населением.

Губернии Центрального Черноземья оказались подходящим регионом, в котором возможно также показать историю развития старообрядческих общин и деятельность миссионерских Братств, которые вели борьбу с расколом и сектантством.

^ Хронологические рамки исследования охватывают период с 1801 года по 1917 год. Нижняя хронологическая грань определяется началом XIX века, это связано с тем, что в этот период благодаря указам Александра I изменилось положение духовенства, которое окончательно превратилось в одно из привилегированных сословий императорской России: в частности священники освобождались от подушной подати и земской повинности. В начале XIX века были смягчены меры относительно земельных владений церкви как института. Указ 1805 года позволил церквям и монастырям приобретать ненаселенные земли на условиях особого разрешения. Все это привело к тому, что церкви и монастыри превратились в крупных земельных собственников. Кроме того, в начале XIX века светская власть уделяла серьезное внимание проблеме духовного образования. Была проведена реформа духовных учебных заведений, обусловленная невысоким уровнем преподавания в них, а также необходимостью в грамотных священнических кадрах. Было значительно увеличено количество духовных учебных заведений и число учеников в них (в 2 раза и более), улучшилось материальное содержание духовных учебных заведений. Произошли существенные изменения в епархиальном управлении. Был принят Устав духовных консисторий, который окончательно разграничил сферы компетенций светских и духовных судов при разных видах правонарушений.

Верхняя хронологическая грань исследования определяется 1917 годом, когда прекратила существовать Российская империя. В связи с приходом большевиков к власти были определены новые принципы развития государства, одним из которых был принцип отделения церкви от государства. Произошло изменение статуса Православной Церкви.

^ Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретико-методологической основой исследования по вопросу взаимодействия Церкви и светской власти в Центрально-Чернозёмных губерниях в XIX – начале XX вв. послужили подходы и методы, которые раскрывают специфику православной веры как самобытного явления в отечественной истории, поскольку Православная Церковь стояла у самых истоков формирования Российского государства, так как Россия, как независимая и особая нация, возникла, приняв христианство.

На основе исчерпывающего анализа и различных точек зрения на опубликованные и неопубликованные архивные материалы, автор не только смог расширить представления по теме диссертации, но и раскрыть различные устоявшиеся воззрения по актуальным проблемам истории взаимоотношений Церкви и государственных структур в губерниях Центрального Черноземья.

В диссертации применён междисциплинарный подход, который заключается в том, что он дал возможность определить ключевые показатели значительной роли православия в Российской Империи и его влияния на демографические процессы. Будучи государственной религией Российского государства, православная вера достигла того, что церковные постановления в области семейных отношений приобрели статус законодательных актов. Церковью освящались все основные события в жизни населения от рождения до смерти. Вступление в брак и развод являлись обязанностью Церкви. Контроль Церкви над брачным возрастом вступающих в брак содействовал сохранению генофонда. Православная вера также оказывала позитивное влияние на развитие принципов взаимоотношений в семье.

Модернизационный подход явился попыткой междисциплинарного рассмотрения факторов, под влиянием которых развивается общество в эпоху перехода от традиционного к индустриальному. Теория модернизации дополнена православным видением хода истории, и она может оказать содействие в решении проблем, поставленных в диссертации. В частности, в условиях модернизации в XIX – начале XX вв. немалая часть традиционного общества, испытывала кризис, который проявился в том, что некоторые государственные деятели не в силах были защитить существующую систему ценностей, поэтому большая часть прав в государственном управлении была предоставлена духовенству, роль которого вследствие этих обстоятельств, возрастала. Изменялись и предъявляемые к священнослужителям требования. Среди самобытно-ориентированных слоёв российского общества как раз духовенство в максимальной степени было нацелено на исполнение своих прямых функций, которые заключались в сохранении сложившихся веками традиций, в том числе и государственных.

Также использован цивилизационный подход. Этот подход позволяет раскрыть эволюцию российской цивилизации вследствие внешних и внутренних процессов, которые характеризуют Россию, как цивилизацию традиционалистского (восточного типа) и модернистского (западного). Русская Православная Церковь рассматривалась как органичная часть русской цивилизации. Это выражалось в известной формуле «Православие, самодержавие, народность», которая была предложена министром народного просвещения Сергеем Семеновичем Уваровым в 30-х гг. XIX века. Он считал, что Россия – особое государство и особая национальность, отличающаяся от государств и национальностей Европы. От всех государств она отличается своими основными чертами национального и государственного быта, требования и стремления европейской жизни к ней приложить невозможно. С.С. Уваров полагал, что для России нужны европейское образование и русская система, так как полезно и приносит плоды только то, что согласуется с душой народа, с его потребностями, с настоящей действительностью, с его политическим правом4.

Методы, используемые в диссертации, традиционны для исторических работ. В диссертации для анализа взаимоотношений Церкви и государства был применен системный метод с целью комплексного рассмотрения концепций и идей различных учёных, чтобы соотнести эти концепции между собой, структурировать и выделить их взаимосвязь и роль.

Процесс взаимоотношения Церкви и светской власти в позитивном и негативном развитии можно проанализировать, используя метод научной объективности и историзма, который позволил выявить то, что в XIX – начале XX вв. практически было завершено включение Православной Церкви в систему государственного управления Российского государства. Ведомство православного вероисповедания с обер-прокурором во главе по своему положению соединялось с министерствами. Православная вера была официальной идеологией государства, поэтому кризисные явления, потрясшие в этот период Российскую империю, не могли не затронуть и Церковь. В 1860-1870 гг. совместно с общегосударственными преобразованиями, была начата и реформа Церкви. Для идеологической поддержки нынешнего строя необходимо было повысить роль Церкви. Для этого нужно было поднять престиж духовенства и сделать более широким участие Церкви в жизни общества. В связи с этим государством было принято решение об улучшении финансового обеспечения священнослужителей. Введение Положений о церковно-приходских попечительствах и церковных братствах увеличило влияние Церкви на будничную жизнь населения и привлекло прихожан к более близкому сотрудничеству с духовенством.

В диссертации используется сравнительно-исторический метод, который даёт возможность проследить развитие православия в общественной жизни России, показать специфику формирования Церкви и общества в целом в этот период.

Ход событий и динамику различных явлений на примере частных исторических фактов позволяет в деталях проследить хронологический метод. Он даёт возможность последовательно и точно раскрыть изменения действительности в ходе ее исторического движения.

Можно выделить метод синхронизации, который позволил проследить историю развития миссионерских Братств в регионе, выявить особенность их работы, которая заключалась в открытии школ, библиотек, читален, обществ трезвости. Братства также занимались переводческой и издательской деятельностью, изучали региональную историю Церкви, собирали средства для неимущих, что значительно повысило их роль в жизни общества, привлекая к ним новых последователей и сторонников.

Ещё одним значимым методом, использованным в диссертации, был статистический метод. При раскрытии темы применен довольно большой объем цифрового материала, который позволил сделать выводы о взаимодействии в XIX – начале XX вв. в губерниях Центрального Черноземья светской власти и Церкви. Статистический метод дал возможность подтвердить результаты, которые сделаны при анализе многочисленных неопубликованных и опубликованных материалов. Цифровые данные, использованные в диссертации, были взяты из материалов федеральных и региональных архивов. На основании сведений о деятельности церкви и государственных структур, содержащихся в фондах архивов, можно получить довольно отчетливое представление о числе и финансовом состоянии приходов, о динамике открытия Церквей и монастырей, о количественном составе населения, посещавших Церкви. Цифровой материал содержится либо в тексте, либо оформлен в диаграммах.

Метод социально-психологического анализа позволил показать причины активизации больших масс населения в сфере пожертвований людей на строительство православных храмов. Этот метод также дал возможность выявить то, что Церковь служила важным звеном в системе социальной помощи.

Метод актуализации, который основан на анализе полученных результатов, позволил сделать некоторые прогнозы и разработать практические рекомендации, которые помогут решить проблемы в церковно-государственных отношениях в настоящее время.

Использование различных подходов и методов научного исследования дало возможность создать четкую картину взаимоотношений государства и Церкви в Центрально-Чернозёмных губерниях в XIX – начале XX вв.

^ Научная новизна. В работе комплексно проанализированы модернизационные процессы, которые произошли в XIX – начале XX вв. в государстве и в Православной Церкви, что повлекло за собой эволюцию государственно-церковных отношений.

В диссертации раскрыто социально-культурное взаимодействие государства, Церкви как социального института, общества и личности, которое проявилось в регулирующей роли Церкви, и состояло в том, что высшую систему нравственных ценностей, которые жизненно необходимы человеку, обществу предлагала Церковь. Имея стабильное положение в государстве и оставаясь открытой для личности, Церковь предоставляла возможность формировать конструктивное мировоззрение и обеспечивала условия для позитивной направленности личности.

Новизна достигается в результате широкого использования архивных материалов по Центрально-Чернозёмным губерниям, совсем не изученных или мало изученных, в которых всесторонне проанализированы особенности формирования духовного сословия, рассмотрена особая культура и менталитет белого и черного духовенства. Основной массив архивных документов вводится в научный оборот впервые.

Диссертация вносит вклад в историческую науку тем, что в ней показана целостная картина деятельности Церкви по обеспечению учебного процесса в церковно-приходских школах региона в исследуемый период. Выявлено, что специфика деятельности духовенства, которая была невозможна без должного уровня образования, выдвинула духовенство в наиболее грамотную категорию населения. Именно священнослужители в условиях отсутствия развитой системы образования в России стали осуществлять первоначальное народное просвещение.

В работе доказано, что материально-финансовое положение духовных лиц в XIX – начале XX вв. зависело от региона, места проживания в городе или селе, количества прихожан и их благосостояния, от занимаемого церковного места в клире. Между функциями, которыми государство наделяло Церковь и духовенство и их условиями существования, наблюдался дисбаланс. Священнику приходилось особое внимание уделять тому, как материально содержать свою семью, так как не была решена проблема финансового обеспечения. Это оказывало влияние на взаимоотношения с приходом и ослабляло внимание к основным служебным обязанностям.

В работе с концептуальных позиций изучены ключевые направления благотворительной и просветительской деятельности Православной Церкви в период проведения вероисповедных преобразований в XIX – начале XX вв., когда увеличилось количество категорий призреваемых, масштабы помощи и обязанности благотворительных организаций; улучшился контроль за распределением помощи, наладилась система оповещения и регистрации нуждающихся; социальная ответственность с благотворителей перешла к государству, усилилась роль Церкви в социальной защите населения.

В диссертации выявлено идеологическое воспитание населения, которое Церковь вела с помощью организации различных торжеств, тематических проповедей, однако содержание и формы их проведения плохо учитывали стремительно изменявшиеся общественные настроения.

^ Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

– В губерниях Центрального Черноземья быт духовенства почти не отличался от жизни прихожан, но духовные лица зависели от церковных распоряжений и указов: священники были обязаны жить в согласии и мире, являться образцом поведения в обществе и семье, избегать пьянства и роскоши, содержать в чистоте своё домовладение.

– Церковь тесно взаимодействовала с крестьянством и дворянством. Гордостью усадьбы и деревни была Церковь, и поэтому дворяне и крестьяне полагали нужным оказывать помощь Церкви и священнослужителям. Во второй половине XIX века у крестьян отношение к Церкви и к священнику становится негативным, впрочем, никогда к вопросам веры.

– Система духовного образования в губерниях Центрального Черноземья окончательно сформировалась в начале XIX века. Деятельность духовных учебных заведений сыграла системообразующую роль в развитии общего образования в губерниях, что явилось важным фактором во взаимовлиянии светских и духовных школ.

– Предоставленные Православной Церкви разными законодательными актами полномочия по отправлению правосудия, регистрации актов гражданского состояния, а также расширение роли Церкви в сфере просвещения и воспитания населения свидетельствовали о превращении её в публично-правовое учреждение.

– В XIX веке взаимоотношения государства и Православной Церкви проявлялись в том, что под свой контроль государственная власть взяла все значимые вопросы внутри духовной сферы. В этой ситуации были необходимы законодательные изменения в религиозной политике государства, которые заключались в реформировании синодального строя и восстановлении института Патриаршества.

– При прямой поддержке светской власти Церковь воссоздавала свойственные ей в полном объеме формы служения, одними из которых были милосердие и благотворительность. Эта церковная сфера была многогранна и многопланова, к ней относилась материальная помощь неимущим, работа с престарелыми и осужденными, оказание помощи жертвам стихийных бедствий.

– Миссионерская деятельность Православной Церкви в губерниях Центрального Черноземья развивалась и формировалась в рамках общероссийской государственной политики.

^ Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что решена ранее недостаточно изученная проблема, которая показывает политическую неоднородность мирян и духовенства, вскрывает противоречия между функциями государства и общественной ролью Церкви. Изучена взаимосвязь церковных и политических событий в отдельном регионе и в стране. Рассмотренная проблема даёт возможность государственным органам, занимающимся религиозными отношениями, верно, определить роль и историю конфессий в губерниях Центрального Черноземья и правильно выстраивать взаимоотношения с Церковью. Настоящая работа через историческую проблематику помогает понять и осмыслить культурное наследие России.

^ Практическая значимость работы состоит в том, что выводы, результаты исследования, фактический материал могут использоваться в пособиях, монографиях, а также при изучении внутренней политики государства в России в исследованный период, в трудах по истории Православной Церкви. Диссертация дополняет общероссийскую картину своей региональной направленностью в изучении истории Церкви в России. Автор использовал материалы своей работы в Воронежском государственном техническом университете при чтении учебных курсов «История Русской Православной Церкви в лицах», а также «Отечественная история» и «История мировых религий». Результаты исследования помогут найти компромисс при диалоге Церкви и государства России при передаче культовых сооружений, ранее национализированных советской властью в послереволюционный период, в церковную собственность.

^ Апробация исследования. Основные положения диссертации изложены в 55 научных работах, из них – 3 монографии, 8 учебно-методических пособий, 44 научные статьи, которые изданы в вузовских научных сборниках. 17 научных статей опубликовано в ведущих научных журналах России, входящих в перечень ВАК. Отдельные главы и разделы диссертации обсуждались на международных и всероссийских конференциях. Общий объём публикаций составляет более 71 п.л.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, пяти глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.


^ II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ


Во введении аргументируется актуальность исследования, объект и предмет исследования, сформулированы цель и задачи работы, объясняется выбор территориальных и хронологических рамок исследования, дана характеристика методологии исследования, выявлена научная новизна работы, раскрыты положения диссертации, выносимые на защиту, обоснована теоретическая и практическая значимость диссертации, подтверждена апробация и определена структура работы.

^ В первой главе «Историография и источники» представлен анализ историографии и источников по исследованной проблеме, позволяющий выделить отдельные периоды в изучении темы, которая недостаточно освящена в отечественной и зарубежной историографии. Показано, что источники исследования включают несколько групп документов от неопубликованных архивных материалов до мемуарной литературы, что дает возможность обобщить данные разных источников о деятельности духовенства в системе государственных отношений и выработать представление о развитии Церкви как института в Российском государстве и в губерниях Центрального Черноземья.

Историографию проблемы взаимоотношений Русской Православной Церкви и государства в XIX – начале XX вв. можно поделить на дореволюционный, советский и постсоветский периоды.

В дореволюционный период светскими и церковными историками была проведена немалая работа по сбору материалов и их публикации. В основном эти материалы имели характер справочных данных и исторических очерков. Содержание некоторых из них и сегодня актуально. В своих исследованиях учёные говорили о трудностях приходского духовенства и пытались на это обратить внимание общественности. Историк П.В. Знаменский в своей диссертации5 рассмотрел положение духовенства в XIX веке. Он проанализировал законодательство о Церкви и отвёл большую роль государственным мероприятиям в отношении духовенства. П.В. Знаменский в основном исследовал материалы по центральным и южным епархиям.

Из дореволюционных исследователей также следует назвать историка Д.И. Ростиславова, который рассматривал в своих работах тяжелое материальное положение духовенства, он одним из первых обратил внимание на доходы священнослужителей и их хозяйственную деятельность. Существенное внимание он уделял монастырскому хозяйству. В 1876 году вышла работа Д.И. Ростиславова6, в которой представлена статистика по 290 монастырям.

В.В. Миротворцев7 свою работу посвятил проблемам белого духовенства. Примечательно, что автор пытался защитить нравственное состояние духовного сословия в глазах общества. Он говорил о необходимости перевода причтов на казенное жалованье.

В дореволюционный период было издано много литературы по истории церковного права. Среди этих трудов выделяется исследование И.Г. Айвазова8 о деятельности ведомства православного вероисповедания в период правления императора Александра III9 и церковно-гражданские постановления10. В этих работах содержатся сведения по имущественным правам духовных лиц и их правам на пользование землёй.

В последней четверти XIX века появились работы, посвященные истории церковной благотворительности. Уникальным изданием явился сборник в семи томах, вышедший под редакцией И.Е. Андриевского и П.П. Семёнова с 1880 г. по 1886 г.11. В сборнике имеются сведения по церковной благотворительности в разных епархиях, а также представлена статистика о благотворительности. Это самое полное описание благотворительной деятельности с 1855 по 1880 гг.

Можно отметить статью В.М. Бензина12, которая посвящена участию Церкви и священников в благотворительных процессах. Рассматривая филантропию при церковных приходах, автор даёт довольно обширный фактический материал. Основной сферой его исследований являлась благотворительная деятельность братств, богаделен и приходских попечительств при церквях. Одним из крупных историков уделившим внимание церковной благотворительности был В.О. Ключевский. По его мнению, церковная благотворительность являлась не только вспомогательным средством общественного благополучия, но и нужным условием собственного морального здоровья13. В начале XX века учёных интересовала история возникновения православных приходов. А.А. Папков в своей работе показал преемственность православных приходов с XVI века до второй половины XIX века, и, вместе с тем, он обращал внимание на необходимость их религиозно-просветительской работы14.

Указанные авторы имели схожесть взглядов на проблему церковно-приходской благотворительности. В условиях роста нищеты эта задача требовала особого внимания и правительства, и общественности. При надлежащей организации приход мог стать структурной единицей системы общественного призрения. Относительно самостоятельности приходов мнения авторов различались.

Исследований, которые были посвящены проблеме религиозной жизни в губерниях Центрального Черноземья в XIX веке, выходило мало. Интересна книга Е.А. Болховитинова15, которая стала первой работой по светской и церковной истории края. В 1880–1890-х гг. историей Церкви занимаются преподаватели Воронежской духовной семинарии Н.И. Поликарпов (1871–1934)16 и С.Е. Зверев (1860–1920)17. Н. И. Поликарпов работал над биографиями архиереев. С.Е. Зверев занимался изучением истории Церкви и монастырей. Для освещения рассматриваемых вопросов он пользовался древними актами, которые хранились в Воронеже, а также в других городах. Можно назвать публикации воронежского краеведа, публициста, педагога, историка Павла Васильевича Никольского. В своём труде18 он раскрыл методы и содержание обучения в духовной семинарии, дал сведения о педагогах, инспекторах и ректорах этой семинарии.

Среди дореволюционных воронежских исследователей Церкви выделяется Дмитрий Иванович Самбикин. В 1882 году им была опубликована статья в «Воронежских епархиальных ведомостях» об истории Успенской церкви19, являющейся одной из древнейших церквей города Воронежа. Материалы о храмах Воронежской епархии он собирал с 1881 года. В результате он обобщил данные о 950 монастырях, приходских, кладбищенских и домовых храмах в Воронежской губернии20. В «Воронежских епархиальных ведомостях» публиковали статьи сельские священники с историческими описаниями приходов по инициативе Д.И. Самбикина. Интересны также труды курских историков конца XIX – начала XX вв. П.И. Златоверховникова и А.А. Танкова. Н.И. Златоверховников в своей работе21 освещал историю благотворительности курских монастырей в медицинской помощи малоимущим. Важные сведения имеются и в публикациях А.А. Танкова22, в которых говорится о духовном просвещении и образовании в Курской губернии.

Н.А. Варгунин в своей статье23 осветил историю взаимоотношений земств и духовных лиц в области народного образования в Орловской губернии. Автор утверждал, что Орловская духовная консистория заботилась, прежде всего, о своих собственных интересах, чем об образовании народа. Подобное поведение Орловского духовенства действительно имело место, но распространять такую точку зрения на весь рассматриваемый период неверно.

В Тамбовской губернии в 1887 году краеведом И.И. Дубасовым были опубликованы очерки по истории Тамбовского края. В них рассматривалась история Православной Церкви в Тамбовской губернии. Автор освятил жизнь духовных лиц, в частности, священнослужителей первой половины XIX века Ионы, Феофила и других. И.И. Дубасов писал, что Церковь играла значимую роль в повседневной жизни населения. Его тревожила пастырская деятельность сельских священнослужителей, которые не могли в силу малограмотности существенно влиять на прихожан. Кроме того, краевед отмечал, что они практически не отличались от крестьян24. Можно выделить исследования, посвященные истории духовного женского образования в Тамбовской губернии. В этих материалах, опубликованных В. Лебедевым25, показаны цели учреждения духовного женского образования и рассмотрен проект устава Тамбовского училища девиц духовного звания.

Итак, в XIX – начале XX вв. в губерниях Центрального Черноземья выделилась литература по истории Церкви. Местные типографии немного публиковали книг по истории Церкви, а в типографиях Санкт-Петербурга и Москвы вероучительные сочинения издавались в большом количестве. Труды историков выполняли духовно-просветительские функции.

Таким образом, в дореволюционный период в большинстве научных работ преобладал архивный материал, были намечены проблемы для будущих исследований.

В советский период работ по истории Русской Православной Церкви выходило мало. К изучению религии и Церкви подход был идеологический. Духовенство представлялось эксплуататором народа. В литературе, которая посвящена истории Русской Православной Церкви в советский период, превалировали тенденциозность, доминировал пафос обличения, нередко искажались факты. Несмотря на то, что господствовала публицистичность, предвзятость в оценке церковной деятельности, постепенно начинают проникать научные методы, основанные на историческом материале. Фундаментальный труд советского историка В.И. Писарева26 даёт непредвзятую оценку деятельности Православной Церкви в государстве Российском. Автор сделал выводы о кризисе Церкви, об увеличении вмешательства Церкви в государственные дела, о росте материального благосостояния духовенства. В.И. Писарев рассмотрел реформы 1860-х гг., которые дали возможность убрать сословные ограничения при формировании состава духовенства и изменить профессиональную подготовку священнослужителей.

Профессор А.В. Карташов в своей книге27 дает не столь пессимистичную оценку синодального периода Русской Церкви. Автор поясняет, что в XIX веке в просветительно-богословской деятельности Русской Церкви принимали участие и религиозные и светские философы (Хомяков, братья Аксаковы, Владимир Соловьев, братья Трубецкие). Н.М. Никольский в своём труде «История Русской Церкви»28 на большом историческом материале попытался показать общественную роль Церкви. В его книге собрано много фактического материала по истории Русской Православной Церкви. Поэтому его исследование актуально и до сегодняшнего дня, так как автор тщательно изучал события, в результате чего эту книгу можно использовать как справочник. Н.М. Никольский говорил о взаимосвязи Церкви и деятельности человека. Автор подчеркивал, что причины кризиса Церкви связаны с её экономическим положением.

Необходимо отметить также исследование С.Л. Франка29, в котором учёный попытался применить к изучению истории церковных реформ, истории Русской Церкви, социальной мобильности в духовном сословии социологический подход. С.Л. Франк выявил низкое материальное положение духовенства. Заслуживает внимание вывод автора о том, что к кризису Церкви привели реформы, повлекшие за собой враждебное отношение духовенства к государству. Вместе с тем автор заявляет, что на духовенство было много жалоб, так как духовные лица свои служебные обязанности выполняли не столь прилежно. В советской историографии можно выделить работу Н.С. Гордиенко30, в которой он доказывал, что союз Церкви и государства был не добровольным, а на этот союз оказывало давление государство. Он выделил три группы духовных лиц, между которыми были сильные противоречия: священников, высших иерархов и церковнослужителей. По доходам церковнослужители были ближе к среднему крестьянству. Н.С. Гордиенко также подразделял по материальному положению городское и сельское духовенство.

Однако более объективный подход к истории Русской Церкви начинается в 60-гг. ХХ века. В 1969 году была опубликована монография Е.Ф. Грекулова31. В своей работе автор подчеркивал неразрывную связь Церкви с самодержавием и рассматривал Церковь как главного проводника политики государства. Исто­рика С.С. Дмитриева также занимала проблема церковно-государственных отношений. При этом он отмечал, что Церковь в царской России подчинялась государству.32

Итак, советские историки обращали внимание на изучение проблем Русской Церкви. Они анализировали противостояние государства и Церкви, духовного сословия и церковных иерархов. Однако, жизнь простых священнослужителей, их быт, переживания и мысли оказались вне поля зрения учёных.

В современный период значительно расширилась исследовательская тематика, связанная с изучением истории Русской Православной Церкви. Ученые стали больше интересоваться повседневной жизнью церковнослужителей. В последнее время появились новые труды по истории Православной Церкви, что имеет большое значение для настоящего исследования. Так В.А. Федоров33 в своей книге рассмотрел основные моменты истории Русской Церкви XIX века, осветил политику российских императоров. М.А. Бабкин34 и С.Л. Фирсов главной проблемой Церкви в конце XIX – начале XX вв. считали ее огосударствление35. По их мнению, власть использовала Церковь для восстановления своего авторитета, а в глазах народа Церковь сама была связана с правящим режимом. Одним из значительных трудов, опубликованных в постсоветский период, стала монография А.Ю. Полунова36, посвященная церковным реформам второй половины XIX века. В данной работе анализируются изменения в положении Церкви, которые связанны с деятельностью обер-прокурора Синода К.П. Победоносцева. По мнению ученого, эти изменения были, в сущности, пересмотром первостепенных преобразований 1860-1870-х гг. Автор считает, что действительно поднять роль Церкви и стабилизировать ее отношения с другими конфессиями в условиях авторитарно-бюрократической системы было практически невозможно. А.Ю. Полунов справедливо полагает, что противоречивость и незавершенность преобразований в Церкви привела к падению авторитета духовенства и понижению его социальной активности.

Большинство современных ученых объективно подходят к изучению истории Православной Церкви. Б.Н. Миронов опубликовал монографию «Социальная история России периода империи»37, в которой он рассматривает становление и развитие духовенства в России. Он считает, что духовное сословие в России является достаточно самостоятельным в государственной системе. Б.Н. Миронов раскрывает, как духовенство из сословия трансформировалось в профессиональную группу.

Л.А. Андреева38 в своей монографии анализирует взаимоотношение религии и власти в России. Она полагает, что во второй половине XIX – начале XX вв. государство использовало Православную Церковь в качестве инструмента идеологической поддержки своей власти. Это, по мнению Л.А. Андреевой, и является основной проблемой Православной Церкви. В это время права Церкви сокращались, а обязанности возрастали. Церковь не имела возможности решать свои внутренние проблемы, так как усиливался диктат государства, что приводило к разложению духовенства. Первой работой по истории церковно-процессуального права является монография Беляковой Е.В.39, где автор отразила противоречия между светскими и церковными нормами. В статье Д.В. Поспеловского40 рассматриваются взаимоотношения Православной Церкви и государства на различных этапах их сосуществования. Он считал, что «благодаря новому духу времени Церковь обрела свободу». Историей Церкви занимался С.В. Римский,41 который систематизировал малоизвестные источники. Он первым из учёных предложил термин «церковная реформа» по отношению к переменам 60–70-х гг. XIX века и поставил эти преобразования в один ряд с другими реформами Александра II. В монографии П.Н. Зырянова42 и коллективной монографии под редакцией Н.В. Спициной43 исследовались русские монастыри и монашество в России в XIX – начале XX вв. В этих работах показана жизнь и быт православных монастырей, их хозяйственная деятельность, а также методы и формы землепользования.

В коллективной монографии под редакцией О.В. Кириченко и Х.В. Поплавской44, а также в монографии Т.А. Листовой45, рассматриваются взаимоотношения духовенства и крестьянства в пореформенный период. Авторы говорят о духовной эволюции крестьянства и отводят большую роль в этом духовенству. Также показано влияние священнослужителей на развитие крестьянского хозяйства.

Т.Г. Леонтьева в своей монографии46 рассматривает жизнь и деятельность женщин духовного сословия, внутрисемейные взаимоотношения простого священника, его жизнь и быт. Автор глубоко проанализировала хозяйственную деятельность приходского духовенства.

А.Н. Акиньшин исследовал отдельные стороны деятельности Церкви в губерниях Центрального Черноземья. В его книге «Храмы Воронежа» представлены исторические сведения обо всех церквях города Воронежа и его пригородов. Он дает также сведения о новых и строящихся храмах47. В 2003 году была опубликована книга «Воронежские архипастыри»48 под редакцией митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия (Немцова), посвященная памяти святителя Митрофана, первого Воронежского епископа, и святителя Антония Смирницкого, архиепископа Воронежского и Задонского. В этой работе дано описание жизнедеятельности святителя Митрофана, анализ имевших место чудес, что позволило провести канонизацию. Курскому духовенству посвящена статья О.Д. Поповой49. В ней автор рассматривает участие курского духовенства в просветительской деятельности. Истории курских монастырей было посвящено исследование о Глинской пустыне Схиархимандрита Иоанна Маслова50. Схиархимандрит Иоанн Маслов описал историю Глинской пустыни от её основания и до настоящего времени, показал её значение в истории русской Церкви. В его исследовании Глинская пустынь определена как центр духовного просвещения. Книга опирается на большой архивный материал, на документы Российского Государственного исторического архива (РГИА). История Глинской пустыни в XIX – начале XX вв. описывается в одном из разделов книги. Милосердием и благотворительностью отличались настоятели обители архимандрит Иннокентий (в 1862-1888 годах) и схиархимандрит Иоанникий в 1888-1912 гг. Благотворительной деятельностью занималась вся братия монастыря в просвещении, образовании, духовно-нравственной сфере.

Весомый вклад в историю развития монастырской культуры Курской губернии внесла Т.Н. Арцыбашева. В своих исследованиях она анализирует не только специфику формирования монастырской культуры в Курской губернии, но и разнообразные факторы ее становления. По мнению автора, монастырская культура была значимым компонентом духовного и социального превалирования православной веры на всем пространстве региона. Т.Н. Арцыбашева рассматривает историю монастырей не только как просветительских и духовных центров, но и как особых экономических структур, которые являлись сложным функциональным организмом, соединяющим в себе несколько направлений деятельности51.

Просветительская и благотворительная деятельность церкви Курского края освещается в 10-томном труде, который вышел под редакцией В.И. Жукова, Б.Д. Беспарточного, М.Д. Черкашина, В.Л. Юрковецкого. Это издание важно в научном плане, поскольку в нём рассматривается функционирование и возникновение духовных школ, православных монастырей и их роль в развитии народного образования52. А.Ю. Друговская и Л.С. Гатилова раскрывают различные аспекты нравственной и благотворительной деятельности церкви в Курской губернии в XIX – начале XX вв. Они пишут о различных направлениях благотворительности местных церквей и монастырей53.

В 2005 году историки государственного университета города Белгорода опубликовали монографию о развитии сословного общества Центрального Черноземья в пореформенный период. B.C. Кулабухов в одной из глав этой монографии рассмотрел вопрос об эволюции социального статуса православного духовенства в пореформенный период54, эта работа является одним из важнейших исследований по истории модернизации духовенства в пореформенный период в губерниях Центрального Черноземья. Автор изучил такие проблемы, как размещение православного духовенства на территории Курской губернии: его численность, благотворительность, сословно-корпоративную деятельность и уровень образования.

Не менее важны исследования по изучению отношений Православной Церкви и старообрядчества. Работа О.А. Павловой55 позволила провести параллели, связанные с историей возникновения староверов в Орловской губернии, и найти специфику развития старообрядческих общин в изучаемой губернии.

Представляют интерес исследования по Тамбовской губернии, посвященные социально-демографическому положению женщины из духовного сословия. Данные аспекты отражены в работе В.Л. Дьячкова, А.Н. Ульева56. Авторы рассматривают роль женщины в брачно-семейных отношениях духовенства.

Л.Ф. Чигринская57 в своей статье изучает причины преодоления сословности в православном духовенстве. Она анализирует численный и социальный состав женских монастырей и определяет демографию духовенства Тамбовской епархии.

К зарубежным работам относятся труды И.К. Смолича. В своих исследованиях он описывает весь синодальный период Православной Церкви, показывает связь церковной истории с культурной историей в царской России. Он обращал внимание на то, что государство влияло на дела Церкви, он утверждал, что приходской священник зависел от светских и церковных властей. Ученый изучил тенденции, влияющие на количество духовных лиц: уход учеников семинарий в светские учебные заведения, низкое материальное положение духовенства, непопулярность профессии священника. И.К. Смолич тщательно анализировал церковное и гражданское право58.

Среди зарубежных исследований заслуживает внимания работа А. Шмемана59. Автор в своём труде анализирует историю Русской Православной Церкви в синодальный период. А. Шмеман писал, что Церковь стала по существу государственным учреждением. По мнению исследователя в синодальный период в церковной жизни происходило возрождение меценатства.

В статье Г.Л. Фриза60 раскрывается история взаимодействия Церкви и государства в начале XX столетия. Автор рассматривает кризис в отношениях церкви и власти. Он делает вывод, что жесткий постоянный контроль церкви со стороны государства, привел к тому, что в это время Церковь стала активно выступать за изменение своего статуса. И поэтому Церковь перестала быть гарантом стабильности самодержавия. В указанных работах содержатся различные сведения об истории государства и Церкви. Некоторые из этих исследований имеют узкую тематику, а другие ограничены временными рамками.

Таким образом, несмотря на значительное количество научной литературы, тема диссертации не получила достаточного отражения в отечественной историографии. Поэтому необходимо проводить исследования, как на федеральном уровне, так и на региональном, посвященные истории Русской Церкви и государства в XIX – начале XX вв. Это позволит более глубоко изучить отношения Церкви с обществом и властью, выявить социально-экономическое положение Церкви, проанализировать систему духовного образования, дать оценку роли Церкви в жизни дворян и крестьян, проследить динамику взаимоотношения духовной и светской власти, определить основные направления церковно-приходской благотворительности, а также рассмотреть специфику православного духовно-нравственного просвещения и миссионерства.

Источниками для написания диссертации послужили архивные и опубликованные материалы. К первой группе источников относятся материалы Российского государственного исторического архива (РГИА), в них входят фонды Канцелярии обер-прокурора Ф. 797, Канцелярии Синода Ф. 796. В фонде 796 содержится переписка обер-прокурора со светскими лицами и архиереями, документы о состоянии церковных школ, о «белом» духовенстве61, о положении духовных училищ и семинарий, о возникновении и развитии церковной публицистики, о деятельности духовных лиц.

В фонде 797 исследованы дела о реформе цензуры духовных лиц (Оп. 87)62, о реконструкции церковного управления (Оп. 96), сведения об отношениях духовенства и сельских прихожан. Материал данных фондов позволил изучить историческую роль приходского духовенства в социальной структуре российского общества, рассмотреть менталитет низших и высших иерархов Православной Церкви, а также проанализировать организационно-педагогические аспекты деятельности духовенства.

Использован фонд 804 (Присутствие по делам православного духовенства). В нем показана жизнь и быт духовенства во время реформ второй половины XIX века63. В документах отражена общая картина преобразований в духовном ведомстве. О доходах духовных школ говорится в материалах Государственного исторического архива Москвы64. В диссертации содержатся материалы Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ) Ф. 678 (Александр II), которые дают информацию о реформировании церковной жизни в период правления Александра II. В этих материалах раскрыто содержание кризиса Церкви во время обновления государства и противоречия между духовной и светской властью65. Использован Ф. 677 (Александр III), где рассматривается конфессиональная политика при императоре Александре III66. В Государственном архиве России имеется информация о святом Иоанне Кронштадтском, который в 1882 году построил «Дом Трудолюбия». Этот «Дом» давал каждому возможность получать помощь как награду за труд. Цель этого «Дома» – стимулирование трудовой деятельности67.

Также использованы материалы Центрального государственного архива Санкт-Петербурга (ЦГАСПб) (Ф. 19 Петербургская Духовная консистория). В этом фонде имеется информация об открытии в 1867 году при Святейшем Синоде Учебного Комитета68, что позволило проанализировать деятельность Учебного Комитета в методическом руководстве духовными училищами и семинариями.

Большую часть архивных материалов в связи с региональном аспектом темы составили сведения из Государственного архива Курской области (ГАКО), Государственного архива Воронежской области (ГАВО), Государственного архива Тамбовской области (ГАТО), Государственного архива Орловской области (ГАОО). К особенностям изучаемых архивных документов относится то обстоятельство, что в них нашли отражение вопросы хозяйственной жизни монастырей и церквей, предписания и распоряжения, поступавшие в монастыри и церкви из духовных консисторий.

Материалы Государственного архива Воронежской области отражают тенденцию увеличения социальной роли Церкви. Документация духовных школ, больниц и богаделен, а также различных благотворительных организаций позволяет сделать выводы о размерах монастырской и церковной благотворительности.69 В монастырских документах показана роль воронежских монастырей как религиозных центров, отражена богослужебная жизнь, торжественные церемонии и крестные ходы. В документах также представлены различные счета и платежные ведомости, связанные с введением хозяйства. Описи имущества священнослужителей отражают характер движимого и недвижимого имущества, например, опись имущества архиепископа Антония, умершего в 1849 году70.

Послужные списки и приходно-расходные книги Воронежской губернии являлись основными формами текущего делопроизводства архивных материалов. Важнейшими документами, которые относятся к личному составу монастырей, были послужные списки монашествующих. В них есть сведения о социальном происхождении, возрасте, образовании послушников и монахов, биографии настоятелей и настоятельниц. Имеются данные об открытии новых приходов в сёлах71. В приходно-расходные книги Воронежской губернии были включены планы владений церквей, списки недвижимости, отданной в аренду, документы о строительстве и ремонте.

Большую ценность для исследования имеют фактические данные, которые содержатся в Государственном архиве Курской области (фонд 20)72. В этом фонде, одном из немногих, посвященном Курской духовной консистории, содержатся отчеты благочинных, указы, собрания делопроизводственной документации, а также отчётные документы из курских монастырей о положении дел в обителях, и «приходно-расходные книги» монастырей. Отчёты настоятелей курских обителей содержат информацию о хозяйственной деятельности духовенства, содержатся дела по обвинению священнослужителей в нарушении церковного устава. Данный фонд помог раскрыть материально-финансовое положение духовенства, а также определить степень идентеферентности священнослужителей.

О количестве Церквей в различных округах Курской губернии можно узнать из фонда 483 «Благочиннические округа Курской губернии». В данном фонде исследованы Клировые ведомости церквей 1-го благочиннического округа города Курска за 1898–1910 гг., где сказано, что в Курской губернии в 1910 году имелось 12 монастырей, 57 часовен, 479 деревянных Церквей, 638 каменных и три Церкви строилось73.

Важное значение имеют материалы из фонда 187, где представлена информация о Курской Глинской Коренной Рождество-Богородичной Пустыни74. Этот фонд позволил изучить внутренний уклад жизни Пустыни, который отличался духовностью и подвижничеством.

В ходе работы над диссертацией из фонда 217 «Церкви Курской губернии» были взяты данные о состоянии церквей Курской губернии и материальном положении приходского духовенства75. Использован фонд 792 «Духовные семинарии, училища и церковно-приходские школы Курской губернии», в котором содержатся данные о воспитательной и образовательной деятельности епархиальных училищ, о жизни его учениц, об изменении численного и социального состава, а также качестве обучения. В фонде имеются такие материалы, как учебные программы, журналы, сведения об уплате за учебу, экзаменационные ведомости, отчеты представителей духовного ведомства о контроле за качеством обучения в духовных учебных заведениях76. Этот фонд дал возможность осветить образовательную деятельность духовенства.

Не менее ценными архивными источниками являются материалы Орловской духовной консистории, в которые входят документы светской и духовной власти (важным из них было разрешение Синода об открытии прихода); финансовая отчетность благочиний, церквей, духовных училищ и семинарий, консистории; переписка духовных и светских властей; следственные дела по жалобам прихожан. В Церквях Орловской епархии сохранились исповедные ведомости, метрические книги, где были даны сведения о родившихся, венчавшихся и умерших жителях Орловской губернии. Интерес исследователей к этим документам постоянно растёт, так как они являются главными документальными источниками при составлении родословных.

В фонде 580 «Канцелярия Орловского губернатора» даются сведения о расселения староверов по Орловской губернии и их численности. Сохранились редкие карты Орловской губернии и таблицы, на которых обозначены пункты расселения старообрядцев, часовни «древлеправославных», которые помогли определить, где были сосредоточены старообрядческие общины77.

Наиболее разнообразные для изучения документы фонда духовной консистории (фонд 181) имеются в Государственном архиве Тамбовской области. В частности, в данном фонде содержатся материалы о настоятелях и настоятельницах Тамбовской епархии, а также материалы о хозяйственной деятельности духовенства78. В данном фонде также содержатся сведения о семейном положении священнослужителей. Информацию о нарушениях церковного устава духовенством дают возможность получить Книги регистрации штрафов и судимостей лиц духовного звания Тамбовской епархии.

Исследован фонд 183 «Тамбовское отделение Российского Библейского общества», где поясняется, что Библейское общество имело 57 отделений и 232 «сотоварищества» в губернских и уездных городах. Анализ данного фонда позволил определить цель общества, которая заключалась в распространении религиозных книг на русском, славянском, и других языках народов России79. Интересен фонд 186 «Тамбовская духовная семинария». В нем имеются «отчеты Тамбовской духовной семинарии», «сведения о школах Тамбовской епархии», в них показаны критерии образовательной деятельности церковных учебных заведений. Здесь же содержатся сведения о женских монастырях: анкетные данные игумений, информация о социальном и численном составе монастырей, сведения об источниках доходов обителей и об их экономическом положении, данные о воспитании и обучении девочек из духовного сословия.

Опубликованные источники представлены законодательными актами Церкви, церковной и светской периодической печатью, изданиями справочно-статистической литературы, материалами монашеских съездов, мемуарной литературой. К законодательным актам Церкви относится «Свод Законов Российской Империи», который позволил показать направления и тенденции политики правительства в XIX – начале XX вв. по вопросам предоставления льгот духовенству. Полного свода церковного законодательства до 1885 года в России не было, и это мешало деятельности церковного управления на местах. Только в 1869 году начал издаваться многотомник «Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания», где публиковались законодательные акты по церковным вопросам за 1825-1835 гг. Началась публикация документов судебной и крестьянской реформ, где содержались сведения, которые относились к духовному ведомству80. Благодаря данной группе источников можно было проследить изменения правового статуса Православной Церкви, конкретное содержание религиозной политики Российской империи, реконструировать ее этапы и эволюцию, раскрыть механизм смены её приоритетов.

В диссертации используются материалы периодической печати, наиболее важные светские и духовные издания разной направленности. Более решительными в публикации церковной информации были светские издатели, так как они имели определенную независимость суждения. В Воронежской губернии издавались такие журналы, как «Воронежская старина»; «Воронежский епархиальный вестник»; «Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии». С 1866 года стали выходить «Воронежские епархиальные ведомости». В «Воронежских епархиальных ведомостях» в 1893 году А.М. Правдиным был опубликован «Алфавитный список церковных приходов Воронежской епархии». В это список были включены населенные пункты Воронежской губернии, где указано количество и названия православных храмов в них. Благодаря этому современные исследователи могут выяснить историю названия населенного пункта по расположенному в нем храму (Никольское, Новобогородицкое, Борисоглебское, Петропавловка, Покровское, Троицкое). Во 2-ой половине XIX века наблюдался подъем церковно-научной мысли. В середине XIX века в программы семинарий и академий была введена История Русской Церкви, с этого времени начали публиковаться статьи по истории Церкви в периодических изданиях при духовных академиях: в 1855–1917 гг. в Казани, в «Православном собеседнике»; в 1821–1917 гг. в Санкт-Петербурге, в «Христианском чтении»; в 1892–1918 гг. в Сергиеве Посаде, в «Бого­словском вестнике»; в 1843–1891 гг. в Москве, в «Прибавле­ниях к творениям святых отцов в русском переводе». Статистические сведения о семейном составе духовенства представлены в журнале «Воронежская беседа»81.

В Курской губернии по Указу Святейшего Синода № 2637 от 1 декабря 1870 года издавалась газета «Курские епархиальные ведомости», которая стала выходить с 1 января 1871 года. В ней публиковались статьи о церковных событиях, различные сообщения, сочинения на богословские темы, отчеты церковно-приходских школ, информация исторического характера. Публикации в «Курских епархиальных ведомостях» помогли изучить просветительскую деятельность Церкви, осветить подлинную жизнь в конце XIX – начале XX вв. и духовность народа. В «Курских епархиальных ведомостях» имелась информация об участии монастырей Курской епархии в благотворительности и народном образовании, освещалась деятельность конкретных обителей, направленная на развитие народного просвещения82. В 1865 году издавались светские периодические издания: «Орловский Справочный Листок» и «Орловские Губернские Ведомости». Наряду с этим, благодаря Епископу Поликарпу, начали печататься «Орловские епархиальные ведомости» при духовной семинарии, где публиковались распоряжения церковных иерархов и статьи, которые касались церковных проблем. В «Орловских епархиальных ведомостях» также публиковались данные об участии купечества, духовенства, дворянства в культурной и общественной жизни Орловской губернии83.

В Тамбовской епархии святитель Феофан Затворник был основателем газеты «Епархиальные ведомости». В 1859 году он был назначен на Тамбовскую кафедру, и через два года вышел первый номер Тамбовских «Епархиальных ведомостей», где был издан очерк протоиерея Стефана Березняговского «История Тамбовской епархии», наставления Святых Отцов, катехизические поучения, стихи семинаристов, проповеди епископа Феофана84, жизнеописание святителя Тихона Задонского. «Епархиальные ведомости» появились в связи с потребностью духовенства в местной информации для того, чтобы знать историю своей епархии. Изучение подобных изданий дало возможность представить вид, классификацию, специфику и проблемы церковной прессы, ее значение в общественно-политической жизни Российского государства.

Книга Раздорского А.И.85 относится к справочно-статистическим изданиям. В этой книге имеются данные о справочных изданиях в количестве 230 штук во всех 57 епархиях Русской Православной Церкви XIX – начала XX вв. В труде содержится справочник книг, периодики, историко-статистической литературы, систематизированных по отдельным епархиям Русской Православной Церкви. В справочнике дан список приходов Воронежской епархии и Церквей за 1888 год; содержатся указатели имен, монастырей и епархиальных типографий, географических названий. Сведения о каменном храме во имя Святого Апостола Иоанна Богослова содержатся в Нижнедевицком краеведческом музее, где имеются описания церквей и приходов Нижнедевицкого уезда Воронежской губернии.86

В трудах Курского статистического губернского комитета содержатся данные о развитии церковных школ в XIX – начале XX вв. в Курской губернии, показано их количественное соотношение с земскими школами. В сфере начального народного образования земские школы конкурировали с церковно-приходскими87.

Тамбовская губерния располагала полными историко-статистическими описаниями. Было подготовлено таких описаний два: в 1888 году была издана книга Н. Молчанова88 и в 1899 году книга И. Покровского о приходе в сельском поселении Раеве89. 27 епархий, в том числе, Тамбовская епархия, подготовили справочные и памятные книжки для духовенства (1876, 1893, 1902 гг.). В «Справочной и памятной книжке по Тамбовской епархии за 1876, 1902 гг.» содержались сведения о личном составе епархиального управления, духовной семинарии, а также перечне церквей и монастырей епархии.

Кроме того, можно отметить работу церковно-историко-археологических комитетов. Комитеты изучали церковно-религиозную жизнь Центрально-Чернозёмных губерний, их прошлое и настоящее, обследовали церковные древности в епархиях90. Для осуществления своих задач комитеты описывали архивы церквей, разного рода памятники церковной старины, изучали местные религиозные обычаи, предания, наблюдали за сохранностью старинных храмов, церковной утвари, икон и принимали меры против их порчи или истребления. Работа этих комитетов привлекала интерес к истории Православной Церкви, помогла сохранить старинные храмы.

Большую ценность для изучения проблемы развития частного землевладения духовенства имеют документы земско-статистических обследований частновладельческих хозяйств. В этих сборниках систематизированы имения по сословиям землевладельцев, также есть сведения об аренде, рабочем скоте и наёмных рабочих, количестве земли, инвентаре. В отдельных статистических сборниках содержались сведения о представителях духовенства, которые имели в собственности земельные угодья. В каждом статистическом сборнике содержалась статистика по конкретному уезду Центрально-Чернозёмных губерний91. Справочно-статистические издания охватывали с максимальной полнотой все приходы Православной Церкви, и давали историческое описание данной территории с религиозной точки зрения.

Ценные сведения имеются в официальных материалах монашеских съездов, которые проходили в 1906 и 1917 гг., работах Предсоборного Присутствия. В этих документах показаны причины, которые привели к кризису Церкви, монастырей и монашества, выявлены проблемы и задачи, стоявшие перед монастырями в XIX – начале XX вв., определены пути выхода из кризиса92.

Одним из опубликованных источников стала мемуарная литература, которая важна при изучении взаимоотношений государства и церковного руководства, материального положения духовенства, настроений, которые царили в среде духовенства. В 1992 году в России вышла книга митрополита Евлогия Георгиевского93, являющаяся одним из мемуарных источников. Евлогий Георгиевский – представитель в Западной Европе Русского Православия, богослов, выдающийся церковный деятель. В своём труде Евлогий Георгиевский рассматривает жизнь духовенства в России в дореволюционный период, а также рассказывает о своём участии в работе Святейшего Синода. Среди мемуарных источников можно назвать работу священника И.С. Беллюстина «Описание сельского духовенства», которая вышла в 1858 году94. Цель этой работы – привлечь внимание к проблемам Православной Церкви правительства и российского общества. Цель была достигнута, это сочинение прочитал Александр П. Публицистические книги И.С. Беллюстина содержали критику, которая давала оценку всего того, что происходило в пореформенный период в России, помогала не с официальной точки зрения взглянуть на положение духовенства и членов их семей.

В целом источники достаточно обширны и информативны. Их анализ позволил решить поставленные задачи и в полном объеме реконструировать историю Русской Православной Церкви в губерниях Центрального Черноземья в XIX – начале XX вв.





оставить комментарий
страница1/3
Ершов Богдан Анатольевич
Дата09.09.2012
Размер0.94 Mb.
ТипАвтореферат, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3
плохо
  1
не очень плохо
  1
хорошо
  3
отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх