Рабочая программа по дисциплине сд. 07 История костюма и моды для специальности 260902. 65 «Конструирование швейных изделий» icon

Рабочая программа по дисциплине сд. 07 История костюма и моды для специальности 260902. 65 «Конструирование швейных изделий»


Смотрите также:
Рабочая программа По дисциплине сд...
Рабочая программа по дисциплине сд05 «Технология швейных изделий» для специальности 260902...
Рабочая программа По дисциплине сд...
Рабочая программа дисциплина дс. 02 «Проектирование швейных изделий различного назначения»...
Рабочая программа по дисциплине сд...
Программа дисциплина «химия» Специальности: 260901. 65 «Технология швейных изделий» 260902...
Рабочая программа по дисциплине сд. 11 Сапр одежды для 260902...
Рабочая программа по дисциплине опд ф-03. 01 Материаловедение в производстве изделий легкой...
Рабочая программа дисциплина Технология конструкционных материалов. (название дисциплины)...
Рабочая программа дисциплина сд. 13 «Конструктивное моделирование одежды»...
Рабочая программа дисциплина сд. 09 «Основы прикладной антропологии и биомеханики»...
Рабочая программа по дисциплине дс...



Загрузка...
скачать
Энгельсский технологический институт (филиал)

ГОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет»



Кафедра «Технология и конструирование швейных изделий»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине СД.07




ИСТОРИЯ КОСТЮМА И МОДЫ



для специальности 260902.65 «Конструирование швейных изделий»


Курс-4

Семестр-7

Часов в неделю-2

Курсовая работа- нет

Курсовой проект-нет

Расчётно-графическая работа - нет

Контрольная работа-нет

Лекции-34 час

Лаб. занятия-нет

Прак. занятия – нет

СРС – 46 час

Всего-80 час

Зачёт -7 семестр


Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры

«^ 31 » август 2010г. протокол № 1

зав. кафедрой, проф.__________________________Бесшапошникова В.И.


рабочая программа утверждена на заседании УМКС/УМКН

« 1 » сентября 2010г. протокол № 1

председатель УМКС/УМКН __________________ Бесшапошникова В.И.


Энгельс 2010 г.



  1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе


1.1. Цель преподавания дисциплины


Создание костюма – это постоянный поиск разнообразия форм и конструкций одежды, обуви, дополнений к костюму. Источники, используемые при создании костюма, могут быть самые разнообразные. Богатейшей кладовой – и в плане форм и в плане конструкций – для создания современного костюма является исторический костюм, складывавшийся и утверждавшийся веками. В связи с этим для будущего специалиста – проектировщика одежды, обуви, аксессуаров – необходимо изучение эстетики форм и конструкций костюма в историческом аспекте под определённым, специфическим углом зрения. Здесь особое внимание должно уделяться изучению конструкции. Одна из первых заповедей при творческом поиске решения костюма на основе исторического – это понимание и знание конструкции форм одежды той или иной эпохи.

С введением в подготовку будущего инженера-конструктора курса «История костюма и моды» особое внимание при этом следует уделять изучению народного (национального) костюма, который также рассматривается как богатейший первоисточник для проектировщика современного костюма.

Основная цель курса «История костюма и моды» - дать будущим специалистам необходимые знания в области истории развития форм костюма, моды и стилей.


^ 1.2. Задачи изучения дисциплины

Основными задачами курса является формирование у будущих специалистов знаний о происхождении и развитии одежды, истории развития формы и конструкции исторического и народного костюма, законах и принципах композиции, необходимых для создания современного жизнеспособного (т.е. удобного, практичного, красивого, элегантного) костюма, как для массового, так и для серийного производств.

Курс «История костюма и моды», наряду с другими художественными дисциплинами, направлен на формирование художественного вкуса, приобретение профессиональных знаний и практических навыков в области истории костюма и умение через графический рисунок передавать образное содержание костюма.



^ 1.3. Перечень дисциплин, усвоение которых студентами необходимо для усвоения данной дисциплины


Дисциплина базируется на знаниях студентов, полученных при изучении следующих дисциплин: отечественная история, рисунок, художественно-графическая композиция, архитектоника объемных форм, композиция костюма, материаловедение в производстве изделий легкой промышленности, конструирование одежды.


  1. ^ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ СТУДЕНТОВ

Студент должен знать особенности формы конструкции костюма разных эпох и народов, цветовую гамму и орнаментацию тканей, эстетический идеал красоты, историю развития моды и уметь применять эти знания в художественном проектировании одежды.


^ 3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТРУДОЕМКОСТИ (час.) ДИСЦИПЛИНЫ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ ЗАНЯТИЙ


№ модуля

№ недели

№ темы

Наименование темы

Всего часов

В том числе, час

Лекции

Лаб.зан

Практ.

зан.

СРС

1

2

3

4

5

6

7

8

9




1

1

Введение. История зарождения костюма.

4

2

-

-

2




2

2

Костюм Древнего Египта

4

2

-

-

2




3

3

Костюм Ассиро-Вавилонии и Персии. Одежда скифов

4

2

-

-

2




4

4

Костюм Востока

7

2

-

-

5




5,6

5

Античный костюм (костюм Древней Греции и Древнего Рима)

8

4

-

-

4




7

6

Византийский костюм

4

2

-

-

2




8

7

Костюм европейского средневековья

6

2

-

-

4




9,

10

8

Костюм эпохи Возрождения

8

4

-

-

4




11

9

Западноевропейский костюм XVII в.

4

2

-

-

2




12

10

Западноевропейский костюм XVIII в.

4

2

-

-

2




13

11

Костюм XIX в.

4

2

-

-

2




14

12

Костюм XX в.

4

2

-

-

2




15

13

Костюм Киевской и Московской Руси

6

2

-

-

4




16

14

Русский костюм XVIII в., XIXв.

6

2

-

-

4




17

15

Русский народный костюм

7

2

-

-

5

ИТОГО

80

34

-

-

46



^ 4. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА


№ темы

Всего часов

№ лекции

Тема лекции.

Вопросы, отрабатываемые на лекции

1

2

1

^ Введение. История зарождения костюма.

Возникновение одежды и ее основные функции. Основные формы одежды первобытного общества.

2

2

2

^ Костюм Древнего Египта.

Общая характеристика страны. Эстетический идеал красоты. Ткани, цвет в одежде. Основные виды и формы одежды (мужской и женский костюм). Украшения, головные уборы, прически, обувь. Элементы символики в костюме.

3

2

3

^ Костюм Ассиро-Вавилонии и Персии. Одежда скифов.

Общая характеристика государства Ассиро-Вавилонии. Эстетический идеал красоты. Основные виды и сословный характер одежды. Цвет, ткани, декор. Конструктивное решение одежды. Обувь, головные уборы, украшения, прически. Общая характеристика Персидской державы. Основные виды и формы одежды (мужской и женский костюм). Обувь, головные уборы, украшения, прически. Одежда скифов.

4

2

4

^ Костюм Востока.

Общая характеристика стран Востока: Древнего Китая, Индии, Японии. Эстетический идеал красоты. Ткани, цветовая гамма. Основные виды одежды

5

4

5,6

^ Античный костюм. (Костюм Древней Греции и Древнего Рима).

Общая характеристика Афинского государства. Эстетический идеал красоты. Драпировка – основа древнегреческого костюма. Ткани, их оформление. Мужской и женский костюм. Украшения, головные уборы, прически, обувь.

Общая характеристика Древнеримского государства. Эстетический идеал красоты. Ткани, Цветовая гамма. Мужской и женский костюм. Украшения, головные уборы, прически, обувь.

6

2

7

^ Византийский костюм.

Общая характеристика страны. Эстетический идеал красоты. Ткани, Цветовая гамма. Основные формы и виды одежды (мужской и женский костюм). Украшения, головные уборы, обувь. Влияние византийского костюма на костюм средневековой Европы.

7

2

8

^ Костюм европейского средневековья.

Общая характеристика эпохи. Эстетический идеал красоты. Развитие конструирования и моделирования костюма. Декоративное решение одежды. Ткани, цветовая гамма. Основные виды и формы одежды в период раннего и позднего средневековья (мужской и женский костюм). Украшения, головные уборы, прически, обувь.

8

4

9,10

^ Костюм эпохи Возрождения.

Общая характеристика эпохи. Расцвет культуры и искусства. Гуманизм – новое представление о всесторонне развитом человеке. Эстетический идеал красоты. Ткани, цветовая гамма. Итальянский костюм, испанский костюм, французский костюм, германский костюм, английский костюм (мужской и женский). Украшения, головные уборы, обувь. Конструктивное решение костюма. Распространение моды.

9

2

11

^ Западноевропейский костюм XVII в.

Общая характеристика эпохи. Эстетический идеал красоты. Ткани, цветовая гамма. Развитие моделирования и конструирования. Костюм Франции (мужской и женский). Костюм Англии, Испании, Нидерландов (мужской и женский). Украшения, головные уборы, прически, обувь. Создание и формы распространения моды.

10

2

12

^ Западноевропейский костюм XVIII в.

Общая характеристика эпохи. Эстетический идеал красоты. Ткани, орнаментация, цветовая гамма. Развитие моделирования и конструирования. Французский и английский костюм (мужской и женский). Украшения, головные уборы, прически, обувь. Конструктивное решение костюма. Распространение моды.

11

2

13

Костюм XIX в.

Общая характеристика периода. Демократизация эстетического идеала и костюма под влиянием Великой французской буржуазной революции 1789 г. Одежда санкюлотов. Влияние античности. Стиль классицизм. Выработка общего типа городского европейского костюма. Эстетический идеал красоты и особенности костюма. Основные формы и ассортимент одежды. Ткани, цветовая гамма. Костюм 1800-1825 г.г. Стиль ампир. Костюм 1830-1860 г.г. Резкое изменение моды. Костюм 1870-1890 г.г. Мужской и женский костюм. Украшения, головные уборы, прически, обувь. Конструктивное решение костюма. Распространение моды.

12

2

14

Костюм XX в.

Европейский костюм рубежа XIX-XX в.в. Дальнейшая демократизация костюма под влиянием социально-экономического развития общества. Основные формы и виды костюма. Ткани, цветовая гамма. Расцвет стиля модерн в женском костюме. Упрощение форм женского костюма в 1915-1918 г.г. Новый эстетический идеал и резкое изменение моды в костюме послевоенного периода. Мужской костюм. Развитие конструирования и моделирования.

13

2

15

^ Костюм Киевской и Московской Руси.

Общая характеристика периода. Эстетический идеал красоты и основные особенности костюма. Ткани, цветовая гамма. Костюм X-XIII в.в. (Киев, Новгород). Основные особенности костюма. Мужской и женский костюм. Костюм царя и духовенства. Украшения, головные уборы, прически, обувь.

14

2

16

^ Русский костюм XVIII в., XIX в.

Петровская реформа костюма. Основные формы и виды одежды второй половины XVIII в. Мужской и женский костюм. Влияние дворянского костюма на костюмы других сословий. Формы распространения моды и ее регламентация государственными указами.

Русский костюм XIXв. Французское влияние на костюм аристократии. Сословный характер купеческой и мещанской одежды. Костюм демократической интеллигенции, рабочих (мужской и женский костюм). Ткани, цветовая гамма. Прически, головные уборы, обувь.

15

2

17

^ Русский народный костюм.

Крестьянство – хранитель эстетических представлений и традиций в народном костюме. Ткани, цвет, орнаментация. Основные формы и виды костюма (мужского и женского). Украшения, головные уборы, прически, обувь.



^ 5. ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ


Учебным планом по данной дисциплине не предусмотрены практические занятия.


6. ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ


Учебным планом по данной дисциплине не предусмотрены лабораторные работы.


^ 7. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ


№ темы

Всего часов

Вопросы для самостоятельного изучения (задания)

Литература

1

2

Влияние стиля и моды на развитие костюма. Аксессуары древних народов.

1-10, 12, 13

2

2

Цветовая символика в костюме.

1-10

3

2

Использование орнамента и украшений в костюме.

1-10, 15

4

5

Использование тканого цветного узора и вышивки в костюме.

2-10, 15

5

4

Использование складок и драпировок в античном костюме.

1-10, 12

6

2

Влияние религии на форму костюма.




7

4

Характеристика средневекового искусства. Сословные градации костюма.

1-12, 16

8

4

Расцвет культуры и искусства в эпоху Возрождения.

16

9

2

Отличительные особенности стиля барокко.

16

10

2

Особенности стиля рококо.

16

11

2

Характеристика стилей в западноевропейском искусстве XIX в.

16

12

2

Изменение формы женского костюма в XX в.

1-4, 7, 9

13

4

Особенности русского искусства VIII-XVII в.в.




14

4

Изменение формы русского костюма под влиянием западноевропейской моды.

7

15

5

Отличительные особенности форм южного и северного русских костюмов.

14

Итого

46








^ 8. КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

Эти виды работ не предусмотрены по данной дисциплине в учебном плане.

9. КУРСОВАЯ РАБОТА

Эти виды работ не предусмотрены по данной дисциплине в учебном плане.


^ 10. РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА

Эти виды работ не предусмотрены по данной дисциплине в учебном плане.


11. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА


Эти виды работ не предусмотрены по данной дисциплине в учебном плане.


^ 12. ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЧЕТА

  1. Объясните точки зрения учёных относительно причин появления одежды.

  2. В чём заключается образность костюма Ассирии и Вавилонии?

  3. Изложите этапы формирования персидского костюма, принимая во внимание влияние других культур.

  4. Объясните этапы формирования индийского костюма, в чём эстетика традиционного индийского костюма?

  5. Объясните этапы формирования корейского костюма, в чём эстетика традиционного корейского костюма?

  6. Сопоставьте через костюм восприятие красоты крестьянами и аристократами в древнем Китае.

  7. В чём заключается классическая простота конструкции японского костюма, чем достигалось разнообразие японского костюма?

  8. В чём заключалась эстетика античного костюма, чем обеспечивалось различие (название) древнегреческих одежд?

  9. Назовите наиболее характерные виды одежд в Древней Греции и Древнем Риме: в чём их сходство и различие?

  10. Сопоставьте костюмы древнегреческого и древнеримского воинов.

  11. С помощью каких средств (художественных, технологических) создавался византийский костюм высшей знати?

  12. Объясните роль византийского костюма в развитии европейского костюма.

  13. Объясните два периода формирования костюма европейского средневековья.

  14. Объясните эволюцию превращения туники в европейское кроёное платье.

  15. Чем знаменательна в истории костюма Западной Европы эпоха Возрождения?

  16. Объясните национальные черты женского костюма Италии, Испании, Франции, Англии, Германии эпохи Возрождения.

  17. Объясните характерные особенности мужского костюма эпохи Возрождения.

  18. Объясните характерные черты костюма (мужского и женского) в стиле барокко.

  19. Каковы особенности западноевропейского женского костюма стиля рококо?

  20. Объясните, как выглядел европейский мужской костюм стиля рококо?

  21. Перечислите характерные для XIX века стили в костюме и как изменялся в течение века женский костюм?

  22. Сопоставьте принципы творческой деятельности великих кутюрье – Габриэль Шанель и Кристиана Диора.

  23. Объясните какой вклад в моду внесли кутюрье Андре Курреж и Пьер Карден?

  24. В чём знаменитость художника по костюму Надежды Ламановой?

  25. Назовите основные стилевые решения современного костюма, дайте характеристику каждого из них.

  26. Объясните основу древнерусского костюма (одежда, обувь, дополнения).

  27. Объясните какие материалы использовали скифы для одежды и в чём заключались декоративно-технологические особенности изготовления такой одежды?

  28. Охарактеризуйте один элемент мужского и один элемент женского костюма, название которых произошло от слова «полотнище».

  29. Объясните образность решения традиционного русского народного костюма – северного и южного, в чём сходство и различие?

  30. Объясните композиционно-конструктивное решение русского сарафана.

  31. Объясните композиционно-конструктивное разнообразие русских женских народных рубах.

  32. Объясните богатство композиционно-конструктивных решений русской народной верхней одежды.

  33. Объясните логику формообразования традиционного русского народного костюма, рассматривая его как синтез пользы, блага и красоты.



^ 13. СПИСОК ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙЛИТЕРАТУРЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

а) основная литература


1. Современная энциклопедия. Мода и стиль. – М.: Аванта+: АСТ, 2007. – 480 с.: ил.

2. Плаксина Э.Б. История костюма. Стили и направления: учеб пособие для сред. проф. обучения / Э.Б. Плаксина, Л.А. Михайлов-ская, В.П. Попов; под ред. Э.В. Плаксиной. – М.: Академия, 2006. – 224 с.

3. Захаржевская Р.В. История костюма. От античности до современности. М.: РИПОЛ классик, 2007. – 288 с.


б) дополнительная литература


  1. Пармон Ф.М. Композиция костюма. Одежда, обувь, аксессуары. Учебник для вузов.- 2-е изд. – М.:Легпромбытиздат, 1997. – 318 с.

  2. Мерцалова М. Н. Костюм разных времен и народов. В 4-х томах. Т.1. – М.: Академия Моды, 1993.-543 с.

  3. Иллюстрированная энциклопедия моды/ Л. Кибалова, О. Гербенова, М. Ламарова – Прага: Артия, 1996. – 608 с.

  4. История костюма/ В. Браун, М. Тильке – М.: ЭКСМО, 1995.-464 с.

  5. Каминская Н.М. История костюма: Учеб. пособие для сред. спец. учеб. заведений швейной пром-сти. - М.: Легкая индустрия, 1977.-128 с.

  6. Блейз А. История в костюмах. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.-176 с.

  7. Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18- первой половины 20 в.в.: Опыт энциклопедии/ Под. ред. Т.Г. Морозовой, В.Д. Синюкова. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1995.-383 с.

  8. Киреева Е.В. История костюма. – М.: Просвещение, 1976.-165 с.

  9. Костюм/ А. Роуланд-Уорн; Пер. с англ. – Лондон, Нью-Йорк, Штутгарт, Москва: Дорлинг Киндерсли, 1999.-64 с.

  10. Одежда для работы и отдыха/ Д. Салариа, Ж. Морли; Пер. с англ. – М.: «РОСМЭН», 1994.-54 с.

  11. Пармон Ф.М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества: Моногр. – М.: Легпромбытиздат, 1994.-272 с.

  12. Фокина Л.В. Орнамент: Учеб. пособие для ВУЗов. – Ростов Н/Д: изд-во «Феникс», 2000.-96 с.

  13. Камекова И.Э. От античности до модерна: Стили в художественной культуре. – М.: Просвещение, 2000.-144 с.

  14. Современная энциклопедия Аванта+. Мода и стиль/ Глав. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2002.-480 с.




  1. ^ ПЕРЕЧЕНЬ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ И ТСО ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ


Лекции по темам «Костюм Древнего Египта», «Костюм Ассиро-Вавилонии и Персии. Одежда скифов», «Костюм Востока», «Античный костюм. (Костюм Древней Греции и Древнего Рима)», «Костюм эпохи Возрождения», «Русский народный костюм», «Костюм XX в» читается с использованием мультимедийной техники.


Рабочая программа составлена _________ст. преп. Загоруйко М. В.


^ 15. ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ


Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры ТШИ “____”___________200__года, протокол №_________


Зав. кафедрой _____________ Бесшапошникова В.И.


(подпись)


Внесенные изменения утверждены на заседании УМКС/УМКН

“____”___________200__года, протокол №_________


Председатель УМКС/УМКН _____________ Бесшапошникова В.И.

^ 4. СПИСОК ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙЛИТЕРАТУРЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

а) основная литература


1. Современная энциклопедия. Мода и стиль. – М.: Аванта+: АСТ, 2007. – 480 с.: ил.

2. Плаксина Э.Б. История костюма. Стили и направления: учеб пособие для сред. проф. обучения / Э.Б. Плаксина, Л.А. Михайлов-ская, В.П. Попов; под ред. Э.В. Плаксиной. – М.: Академия, 2006. – 224 с.

3. Захаржевская Р.В. История костюма. От античности до современности. М.: РИПОЛ классик, 2007. – 288 с.


б) дополнительная литература


  1. Пармон Ф.М. Композиция костюма. Одежда, обувь, аксессуары. Учебник для вузов.- 2-е изд. – М.:Легпромбытиздат, 1997. – 318 с.

  2. Мерцалова М. Н. Костюм разных времен и народов. В 4-х томах. Т.1. – М.: Академия Моды, 1993.-543 с.

  3. Иллюстрированная энциклопедия моды/ Л. Кибалова, О. Гербенова, М. Ламарова – Прага: Артия, 1996. – 608 с.

  4. История костюма/ В. Браун, М. Тильке – М.: ЭКСМО, 1995.-464 с.

  5. Каминская Н.М. История костюма: Учеб. пособие для сред. спец. учеб. заведений швейной пром-сти. - М.: Легкая индустрия, 1977.-128 с.

  6. Блейз А. История в костюмах. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.-176 с.

  7. Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18- первой половины 20 в.в.: Опыт энциклопедии/ Под. ред. Т.Г. Морозовой, В.Д. Синюкова. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1995.-383 с.

  8. Киреева Е.В. История костюма. – М.: Просвещение, 1976.-165 с.

  9. Костюм/ А. Роуланд-Уорн; Пер. с англ. – Лондон, Нью-Йорк, Штутгарт, Москва: Дорлинг Киндерсли, 1999.-64 с.

  10. Одежда для работы и отдыха/ Д. Салариа, Ж. Морли; Пер. с англ. – М.: «РОСМЭН», 1994.-54 с.

  11. Пармон Ф.М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества: Моногр. – М.: Легпромбытиздат, 1994.-272 с.

  12. Фокина Л.В. Орнамент: Учеб. пособие для ВУЗов. – Ростов Н/Д: изд-во «Феникс», 2000.-96 с.

  13. Камекова И.Э. От античности до модерна: Стили в художественной культуре. – М.: Просвещение, 2000.-144 с.

  14. Современная энциклопедия Аванта+. Мода и стиль/ Глав. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2002.-480 с.




Скачать 211,58 Kb.
оставить комментарий
Дата30.09.2011
Размер211,58 Kb.
ТипРабочая программа, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх