Задача формирования стиля мышления молодого человека формулируется более четко, если построена модель выпускника средней школы. Важнейшим элементом такой модели может служить система умений и навыков, icon

Задача формирования стиля мышления молодого человека формулируется более четко, если построена модель выпускника средней школы. Важнейшим элементом такой модели может служить система умений и навыков,


Смотрите также:
Vii технология и профессионально-педагогическое образование...
Vii технология и профессионально-педагогическое образование...
Правила постановки учебной проблемы > Система методов проблемного обучения а метод...
Учебно-методическое пособие логик а ставрополь, 2005...
Программа профориентационного курса для средней школы Основные задачи курса: повышение уровня...
Этого форума весьма актуальна не только, потому...
Основные функции проблемного обучения...
Лекция Введение...
Правила постановки учебной проблемы. Система методов проблемного обучения...
«Школы молодого учителя» в моу сош №1 города Рассказова...
Каталог элективных дисциплин по специальности...
Технология проблемного обучения как важнейший путь организации активной деятельности учащихся на...



Загрузка...
скачать


Искусство разработки проекта

Елена Владимировна Давыдова,

учитель информатики средней общеобразовательной школы № 444

углубленным изучением математики, информатики, физики

Экзамен является завершающим этапом в ходе работы над творческим проектом. Но для того, чтобы учащийся смог успешно представить на экзамене свою работу, необходимо создать условия для плодотворной работы ученика. Я попытаюсь рассказать о том, из чего, на мой взгляд, складывается эта работа.

Любая парадигма образования во многом определяется потребностями общества, например ориентацией на гуманитарную культуру, на всеобщую грамотность, на изучение точных наук и т.д. Сейчас важным становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы. Это означает, что выпускник школы должен обладать определенным уровнем информационной культуры, что и должно в конечном итоге определить структуру знаний, приобретаемых на уроках информатики.

Значительная часть населения занята ныне в сфере хранения, передачи и обработки информации. Поэтому задача формирования молодого человека нашего времени (прежде всего, стиля его мышления) становится важной социальной задачей, которая возлагается информационным обществом на социальный институт общеобразовательной школы, традиционно занимающийся воспитанием и обучением молодой части общества.

Задача формирования стиля мышления молодого человека формулируется более четко, если построена модель выпускника средней школы. Важнейшим элементом такой модели может служить система умений и навыков, которые необходимы людям информационного общества:

  • умение планировать структуру действий, необходимых для достижения заданной цели при помощи фиксированного набора средств (планирование структуры деятельности и ее распараллеливание);

  • умение строить информационные структуры для описания объектов и систем (моделирования исследуемого процесса и используемых данных);

  • умение организовать поиск информации, необходимы для решения поставленной задачи; дисциплина и структурированность языковых средств коммуникации (структурирование процесса общения).

Рассматриваемые в совокупности эти умения и навыки образуют операционный стиль мышления, который необходим каждому молодому человеку, живущему в информационном обществе, независимо от его профессиональной подготовки и ориентации.

В работах А.П.Ершова, посвященных концепциям, состоянию и перспективам школьной информатики, стратегическим путем решения задачи формирования стиля мышления было названо непрерывное информатическое образование с достаточно четко определенным содержанием каждого из этапов среднего (школьного) образования:

  • начальный этап: совокупность наиболее фундаментальных навыков, знаний, понятий и представлений, необходимых для формирования операционного стиля мышления;

  • центральные классы: совокупность прикладных навыков и умений, необходимых для применения идей и методов информатики в других отраслях человеческой деятельности;

  • старшие классы: система основных положений информатики как науки в соответствии с ее местом в современной системе научных знаний;

  • выпускной класс: комплекс знаний, необходимых для общей ориентации в возможностях современной и перспективной компьютерной техники и информационных систем.
^

Программа обучения


При построении учебного предмета использовалась модель научного познания, функция которой – описание картины мира, его содержания, происхождения, изменения, развития.

При построении программы были поставлены следующие цели:

  • формирование в сознании школьника информационной картины мира;

  • формирование компьютерной интуиции: знание возможностей и ограничений использования вычислительной техники как инструмента для деятельности; умение использовать вычислительную технику на практике только в тех случаях, когда это эффективно;

  • формирование операционного стиля мышления: умение формализовать задачу; выделить в ней логически самостоятельные части; определить взаимосвязи этих частей; спроектировать решение при помощи нисходящей и восходящей технологии; верифицировать результат (операционный стиль характерен для самых различных видов деятельности, а не только для программирования, как это иногда однобоко понимается);

  • формирование конструкторских и исследовательских навыков активного творчества с использованием современных технологий, которые обеспечивает компьютер.

Сформулированные задачи определили четыре методические линии программы, которые можно кратко обозначить ключевыми словами: информация, компьютер, программирование, творчество.

Содержание программы полностью соответствует требованиям к результатам обучения информатики, заложенным в Федеральный компонент образовательного стандарта по этому учебному предмету.
^

Организация образовательного процесса


Возможность использования разных видов занятий при построении образовательного процесса обеспечивает создание педагогических ситуаций общения учителя и учащихся, в ходе которых каждый ученик (независимо от его наличных возможностей) может проявить инициативу, творчество, исследовательский подход в ходе изучения, усвоения учебного материала.

Одним из способов развития творческой активности учащихся являются творческие задания, выполнение исследовательских работ, подготовка докладов, разработка проектов.

При решении творческих задач учащемуся предоставляется возможность выстроить своеобразную иерархию целей, которые можно рассматривать как конечные и промежуточные ориентиры сложного процесса. Активизация поискового (исследовательского) процесса, способствующая началу циркуляции потоков информации, требует для решения выстраивания, как общего пути, так и достижения результатов по мере осуществления поиска, которые являются черновыми, рабочими. На примере понимания условия творческого задания учащийся определяет узловые ориентиры, которые ведут к окончательному решению, предопределяемому данными предшествующего анализа, поиска, условия задания, возможностей решающего. Все промежуточные решения связаны с предпочтениями, которые учащийся делает на основании сравнения информации. Здесь проявляется умение находить соответствующие образцы, как в своем запасе знаний, так и во внешних источниках – бумажных и электронных ресурсах (энциклопедии, справочная и техническая литература, электронные библиотеки и т.п.).

В таблице 1 приведены основные характеристики построения программы обучения. Отдельно в каждом классе выделено время для планирования индивидуальной и коллективной деятельности учащихся.

Таблица 1

Этапы обучения

Классы

Кол-во часов в неделю

Индивидуальной и коллективной деятельности

Творческие задания

Кол-во часов в год

Пропедевтический

курс

3 - 4

1

Создание статических картинок с использованием графического редактора.

6

5 - 6

2

Разработка творческого проекта (в виде доклада или программы), использующего реализацию моделей (конструирование средствами предметных знаний полученных на уроках информатики, географии, истории, литературы) с помощью компьютера.

6

Основной (базовый) курс

7

2

Разработка творческого проекта (в виде доклада или программы), использующего информацию, полученную на уроках географии, истории, литературы, используя компьютер в виде инструмента.

8

8 - 9

3

Разработка творческого проекта (в виде программы на алгоритмическом языке), использующего информацию, полученную на уроках информатики и математики, используя компьютер как инструмент.

9

Профильный курс

10 -11

3

Разработка творческого проекта (в виде программы на алгоритмическом языке), использующего информацию, полученную на уроках информатики и математики, используя компьютер как инструмент.

14/19

В том числе:
летняя практика в компьютерных классах МГТУ им.Н.Э.Баумана

10




Моделирование в среде системы автоматизированного конструирования AutoCAD

30

Экзамен

11




Защита творческого проекта




Актуальность творческой работы учащихся следует рассматривать в свете стандарта образования. В этом документе говорится, что изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Эти цели можно достигнуть, если правильно создать проблемную ситуацию, позволяющую включить детей в самостоятельный творческий поиск, постепенно усложняя задания. Поставленная задача и выбранный учителем вид деятельности должны соответствовать уровню развития учащегося. В этом случае деятельность ученика оказывается успешной, он переходит на следующий уровень, и его творческая активность развивается.

Основную работу над творческими задачами учащиеся нашей школы ведут во внеурочное время, а на уроках учитель рассказывает, как правильно выбрать тему, в какой последовательности необходимо ее решать, на что необходимо обратить внимание при работе, показывает примеры работ учащихся предыдущих лет. После уроков учитель проводит консультации для учеников, отвечая на вопросы или помогая найти и исправить ошибки. Работа над творческой задачей может длиться 2-6 месяцев, в зависимости от сложности задачи. Для организации работы учащихся над творческими проектами учитель разрабатывает темы работ. В таблице 2 приведены примеры тем творческих проектов.

Таблица 2

Класс

Цель

Задание

Результат

3

Применение умений использования графического редактора для иллюстрирования литературных произведений.

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.


Каждый ученик получает двустишие из книги С.Я.Маршака "Веселая азбука".

Используя графический редактор, ученики должны создать иллюстрации к своим двустишиям.


  1. Проведение урока-конкурса, на котором после обсуждения определяется лучший рисунок.

  2. Создание книги "С.Я.Маршак. Веселая азбука", проиллюстрированной учащимися.

  3. Проведение урока-конференции, на который приглашаются родители. Демонстрация созданной книги.

4

Применение умений использования графического редактора для иллюстрирования литературных произведений.

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.

Стихотворение А.С.Пушкина «У лукоморья дуб зеленый». Необходимо самостоятельно выбрать сюжет, нарисовать иллюстрации на выбранный эпизод, снабдить его Пушкинскими словами и устно описать используемые средства графического редактора.


  1. Проведение урока-конкурса, на котором после обсуждения определяется лучший рисунок.

  2. Создание книги "А.С.Пушкин. Сказки", проиллюстрированной учащимися.

  3. Проведение урока-конференции, на который приглашаются родители. Демонстрация созданной книги.

5

Применение умений поиска, обработки информации (информатики + география + литература + история).

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.


1. Подготовить доклад на одну из тем, объединенных общим названием "Москва – столица России":

Москва - культурный центр.

Древняя столица.

Архитектура Москвы.

Любимый район (улица, парк) Москвы.

Кольца Москвы.

Дети в Москве.

Московские знаменитости.

Подмосковье - достойное окружение столицы.

2. Создать сказку с героями (исполнителями) обучающей среды "Роботландия".

Проведение урока-конкурса, на котором после обсуждения определяется лучший доклад или сказка.


6

Применение умений поиска, обработки информации (информатика + география + литература + история).

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.


1. Подготовить доклад на одну из тем, объединенных общим названием "Моя Россия":

Санкт-Петербург – северная столица России.

Российский герб.

Российский гимн.

Гербы старинных русских городов.

Города «золотого кольца».

Урал – граница между Европой и Азией.

“Россия прирастать будет Сибирью” (М.В. Ломоносов)

Традиции и обычаи народов России.

2. Доклады должны быть оформлены в текстовом редакторе. По желанию доклад можно снабдить иллюстрациями.

3. Доклад можно оформить в виде программы, написанной на любом языке программирования, используя не изученные на уроках возможности.

Проведение урока-конкурса, на котором после обсуждения определяется лучший доклад или проект.



7

Применение умений поиска, обработки информации (информатика + математика + литература + история).

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.


Подготовить доклад, либо проект (программу, написанную на каком-либо языке программирования с учетом определенных требований). Для оформления доклада использовать текстовый доклад.

Примерные темы творческих заданий:

Из истории развития науки.

Из истории развития техники (в т.ч. вычислительной).

Из истории развития программирования (языки высокого уровня).

Из истории развития систем счисления.

Математики и их отношение к вычислительной технике.

Мой любимый ученый.

Проведение урока-конкурса, на котором после обсуждения определяется лучший доклад или проект.



9

Применение умений анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов (информатика + физика).

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.


Разработка программу моделирования физического процесса. Программа должна воссоздать все этапы проведения физического опыта.

Результаты работы должны быть представлены в виде краткого отчета, содержащего следующие разделы:

  1. Описание физической модели.

  2. Описание информационной модели.

  3. Алгоритм решения задачи.

  4. Контрольный расчет.




Защита выполненной работы проходит в виде зачета. Учитель физики проверяют физическую модель представленной задачи, а учитель информатики – информационную модель и ее компьютерную реализацию.


Примерные темы:

Движение тела по наклонной плоскости.

Движение тела, брошенного под углом к горизонту.

Упругое столкновение двух тел, двигающихся навстречу друг другу.

10

Применение умений анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов.

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.


Решить практическую задачу, встречающуюся в реальной жизни, с использованием электронных таблиц.

При выборе темы работы учащиеся имеют полную свободу выбора

Основное требование:

  1. Наличие не менее двух связанных между собой таблиц.

  2. Использования при решении сложных формул, содержащих различные встроенные функции, и применения при создании электронных таблиц как можно большего количества изученных возможностей Excel.

  3. Использование при решении возможностей электронных таблиц, изученных самостоятельно.

Результаты работы должны быть представлены в виде краткого отчета, содержащего следующие разделы:

  1. Постановка задачи.

  2. Математическая (информационная) постановка.

  3. Формализация задачи.

  4. Алгоритм создания электронной таблицы.

  5. Инструкция пользователю.

  6. Контрольный расчет.




Вот неполный перечень задач, выполненных учащимися:


Гороскоп и биоритмы.

  • справочные системы: банковские услуги;

  • оплата междугородных телефонных переговоров.

Доходы и расходы:

  • компьютерного клуба;

  • футбольного клуба;

  • фирмы от продажи компьютеров.

Помощь начинающему предпринимателю.

Выбор товаров.

Обработка экспертных оценок нового оружия.

Учет завтраков в школе.

Расчет:

  • затрат на командировки;

  • заработной платы;

  • стоимости видеопроката; прибыли АЗС;

  • количества и стоимости блюд;

  • эффективности строительного проекта;

  • затрат на ремонт квартир;

  • оплаты коммунальных услуг;

  • сметы строительства дома;

  • стоимости ремонта автомобиля;

  • оптимального питания;

  • стоимости лечения.




11

Применение умений анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов (информатика + математика).

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.

Исследовать функцию на отрезке.

Результаты работы должны быть представлены в виде краткого отчета, содержащего следующие разделы:

  1. Постановка задачи.

  2. Математическая (информационная) постановка.

  3. Формализация задачи.

  4. Алгоритм программы.

  5. Инструкция пользователю.

  6. Контрольный расчет.






^

Творческое объединение информатики в камках дополнительного образования


Компьютерная лаборатория

Еще один шаг на пути создания творческого проекта – потребность и возможность работать учащихся над собственными (ему интересными) задачами, спектр которых очень велик. Главное в этой ситуации то, что компьютер используется как средство решения задачи учащегося. Для этого в школе создана компьютерная лаборатория, в которой организованы занятия кружков по программированию, компьютерной верстки, Web-дизайну, Интернет-технологиям. Работа в этих кружках построена по проектному принципу. При этом достигается главная цель – учащиеся получают опыт профессиональной деятельности.

В компьютерной лаборатории учащиеся имеют доступ к компьютерам – каждый день компьютерные кабинеты открыты для свободного посещения с 14-30 до 18-00. В это время в кабинете дежурит учитель, к которому можно обратиться за квалифицированной консультацией по тому или иному вопросу, связанному с разработкой проекта, отладкой программы на компьютере.

В процессе работы ученика над творческой задачей учителя систематически отслеживают наиболее интересные и нестандартные работы, удовлетворяющие современным технологиям. Такая систематическая работа позволяет отобрать работы школьников для участия в научно-практических конференциях и конкурсах и подготовить выступление. Здесь необходимо особо подчеркнуть, что для большинства учащихся сделать доклад о выполненной работе гораздо сложнее, чем, написать программу. Поэтому учитель работает индивидуально с каждым учеником, выделяя самое главное и выстраивая общую линию доклада, готовя ученика к публичному выступлению, отрабатывая каждое предложение, способы представления своей работы, разбирая ответы на вопросы, которые могут быть заданы. Здесь ученик приобретает неоценимый опыт публичного выступления для будущего.


^ Научно-практические конференции и конкурсы

Учителя методического объединения информатики школы на протяжении последних 10 лет организовывают и проводят конкурс программных проектов по информатике для учащихся школ Восточного округа города Москвы. Цель - предоставить учащимся, увлеченным программированием, возможность продемонстрировать свои достижения в данной области и познакомиться с работами сверстников; способствовать развитию творческого потенциала.

В ходе конкурса учащиеся выступают с докладом, демонстрируют свои работы и отвечают на вопросы жюри.
^

Разработка итогового творческого проекта


Только после того, как ученик приобрел умение работать самостоятельно, можно приступить к заключительному этапу – разработке итогового творческого проекта.

Как это делается в нашей школе подробно описано в статье «Развитие исследовательского творчества учащихся 10-11 классов» (ИНФО № 7-2003). Здесь я лишь приведу перечень документов, разработанных учителями методического объединения. Эти документы регламентируют работу учащегося над творческим проектом:

  • Положение о творческой работе учащихся по курсу информатики (Приложении 1).

  • Дневник работы над творческой задачей (Приложение 2).

  • Перечень тем творческих проектов (Приложение 3).

  • Экзаменационный лист (Приложение 4).

Несколько слов, связанных с организационной работой проведения зачетов. Зачеты по творческой работе проходят в урочное время, когда проводятся спаренные уроки. Для собеседования с учащимися организуются 3-4 комиссии из учителей методического объединения. Эти комиссии работают одновременно в классе. К зачету учащийся готовит доклад на 5-7 минут и материалы «Отчета» (обязательно в письменном виде). На зачете учащиеся предъявляют «Дневник работы над творческой задачей» и подготовленные материалы «Отчета», без этого учащийся не допускается к зачету. Для зачета, проводимого в декабре, необходима отметка руководителя в «Дневнике» о допуске к зачету. «Дневник» учащегося дает представление о регулярности работы над задачей. Через месяц проводится повторный зачет для тех, кто по той или иной причине не сдавал зачет или не сдал его.

После зачета и экзамена проходят заседания методического объединения учителей информатики, на которых подводятся итоги работы учащихся, обсуждаются вопросы, связанные с организацией работы над творческой задачей. Для анализа результатов зачетов и экзаменов используется «Экзаменационный лист» (Приложение 4), который дает представление ни только о том, как сдал зачет один ученик, но и общую картину сдачи зачета по классу.

Приложении 1

Положение

о творческой работе учащихся 11 классов

по курсу Информатики

1. Введение

Основной целью творческой работы является предоставление учащемуся возможности проявить максимум самостоятельности и инициативы при решении практической задачи.

В процессе выполнения этой работы учащийся должен показать:

  • умение грамотно осуществить постановку задач, возникающих в практической деятельности, для решения с помощью компьютера;

  • навыки формализованного описания поставленных задач, элементарные знания о методах математического моделирования и умение строить простые модели поставленных задач;

  • знания основных алгоритмических структур и умение применять эти знания для построения алгоритмов решения задач по их математическим моделям;

  • понимание устройства и функционирования компьютера и элементарные навыки составления программ для компьютера по построенному алгоритму на одном из языков программирования;

  • умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью компьютера и применять эти результаты в практической деятельности.

2. Основные требования по оформлению работы

Законченная работа представляется в виде отчета, выполненного по правилам близким к ЕСПД, описание содержания отчета приведено в п.9.

Отчетная работа должна быть написана аккуратно, на листах писчей бумаги стандартного формата N 11, переплетена и вложена в папку.

Отчет печатается или пишется от руки с одной стороны каждого листа. Ширина свободного левого поля – 3 см, правого поля – 1 см.

Страницы отчета должны быть пронумерованы. Номер страницы ставится в середине верхней части листа.

Первым листом отчета должен быть титульный лист (приведен в приложении). Далее следует:

  • оглавление отчета, состоящее из названий разделов и номера страницы начала каждого из перечисленных разделов;

  • отзыв руководителя;

  • рецензия преподавателя;

  • текст отчета.

Текст программы на исходном языке должен прилагаться на листах стандартного формата.

^ 3. Общие требования к творческой работе

Работа должна представлять законченный программный продукт (или текстовый документ), предназначенный для практического использования.

Предпочтительно использование тематики интересной и полезной для ученической, молодежной и преподавательской аудитории.

Программа на исходном языке, разработанная учащимся в рамках творческой задачи, должна быть структурирована (отдельные части оформлены в виде процедур или функций с параметрами или без них), а также снабжена подробными комментариями.

Процедуры и функции, написанные учащимися, должны оформляться в виде отдельных файлов (модулей) с тем, чтобы пользователю не приходилось иметь дело с текстом чужой программы.

Кроме диалогового ввода и вывода информации следует предусматривать ввод информации из файла и вывод в файл, если это имеет смысл. Вся текстовая и графическая информация должна вызываться из файлов, а не из тела программы.

Программа должна обеспечивать контроль вводимой информации с выводом сообщений при ошибочном вводе и возможность повторить ввод.

В случае, если программа представляет собой процедуру, реализующую какой-то численный метод, и обращение к ней будет производиться из других программ, учащийся должен написать вызывающую программу с соответствующим диалогом.

При выборе того или иного инструментального средства необходимо представить сравнительный анализ выбранного и существующих средств.

Кроме отчета и самой работы автором должен быть подготовлен демонстрационный показ на компьютере наиболее трудных и эффективных приемов, использованных им при разработке проекта.

Далее приводятся основные требования к творческим задачам с учетом их сложности, которые будут являться определяющими при выставлении оценки за квалификационную задачу.

^ 4. Творческие работы, претендующие на оценку «5»

4.1. Требования к программным продуктам

Разработанная программы должна использовать:

  • алгоритмический язык, который не изучали в основном школьном курсе информатики (С, С++ и т.д.);

  • элементы алгоритмического языка, которые не изучались в основном школьном курсе информатики (объекты, использование встроенных машинных кодов, оверлеи, прерывания и т.д.);

  • новые математические методы, которые не проходили в основном школьном курсе вычислительной математики;

  • игровые программы с применением оптимального или безпроигрышного варианта (использование формул, определяющих оптимальный вариант);

  • обучающие программы с широким использованием файлов, с возможностью коррекции этих файлов, сохранения результатов тестирования.

^ 4.2. Требования к текстовому документу

В качестве текстового документа могут быть выбрана статья, методический материал и т.п.

При подготовке документа предполагается использование современных текстовых процессоров типа Microsoft Word или других издательских систем.

Текстовый документ должен удовлетворять стандартным правилам и требованиям, предъявляемым к издательской продукции.

При разработке должны быть использованы основные функции соответствующего текстового процессора:

  • ввод и вывод текста (из файла, в файлы, на принтер и т.п.);

  • структурирование документа;

  • структурирование страниц (заголовки, абзацы, поля, символы и т.п.);

  • создание таблиц и рисунков;

  • использование шаблонов и стилей оформления;

  • использование колонтитулов;

  • вставка сносок;

  • работа с таблицами;

  • нумерация страниц, формирование оглавления;

  • автокоррекция (грамматика, словари);

  • использование математических формул и графиков;

  • использование данных и графиков из Microsoft Exel;

  • создание макросов для автоматизации работы с документом;

  • конвертация файлов.

^ 4.3. Требования к презентации

Разрабатываемая презентация должна состоять из интерактивных слайдов.

При подготовке презентаций предполагается использование современных пакетов типа PowerPoint, и др.

При разработке должны быть использованы основные функции презентационного пакета:

  • создание слайд-фильма с помощью Мастера автосодержания или импорт из других приложений, например, Microsoft Word;

  • структурирование документа (заголовки, абзацы, символы и т.д.);

  • создание и добавление таблиц, диаграмм;

  • использование звуковой информации;

  • использование данных и графиков из Microsoft Exel;

  • вставка растровой графики и картинок из библиотеки ClipArt;

  • использование шаблонов и стилей оформления;

  • создание аннотаций и заметок к слайдам;

  • рисование графических объектов (линии, стрелки, дуги и т.д.);

  • создание интерактивных слайд-фильмов (возможность управлением, переход к любому слайду, просмотр видеоклипа, прослушивание звукозаписи или запуск другого приложения);

  • упаковка слайд-фильма.

При выполнении работы учащийся должен:

  • изучить и освоить работу презентационного пакета;

  • выполнить информационную постановку задачи – создание сценария презентации;

  • создать структуру слайдов презентаций (не менее 10 страниц), установить связи между ними.

^ 4.4. Требования к разработке Web-узлы

Предпочтительная тематика:

  • справочные каталоги, каталоги гиперссылок, библиография т. п. для учеников и учителей;

  • дополнение школьных Web – страниц (доработка официального школьного Web – узла);

  • личные страницы учеников (увлечения, досуг, рассказ о друзьях или любимом учителе и т.п.) и учителей (уникальные лекции по предмету, специфика преподавания, «методы воспитания подрастающего поколения», лучшие выпускники, афоризмы и т.п.).

Учащийся должен в достаточной мере разбираться в принципах построения и функционирования глобальной сети Интернет:

  • системе WWW;

  • о способах пересылки и хранения файлов;

  • о протоколах передачи данных.

Базовая структура и дизайн узла должны удовлетворять требованиям:

  • минимизации времени загрузки страниц (особенно начальной – стартовой);

  • количество тематических Web-страниц, включая стартовую страницу, должно быть не менее 10;

  • начальная страница должна отражать сведения о тематике Web-узла, содержать удобные способы перехода по страницам и иметь гармоничный дизайн.

При выполнении работы учащийся должен:

  • изучить основные структуры языка HTML;

  • ориентироваться в используемом инструментарии создания Web-страниц, (например, в работе текстовых, графических или музыкальных редакторов).

^ 4.5. Требования к работе, выполненной с использованием СУБД (систем управления баз данных)

При выполнении работы учащийся должен:

  • изучить и освоить работу с новой (не изучаемой на уроках) СУБД;

  • при использовании СУБД, изучаемой на уроках, требуется освоение каких-либо дополнительных возможностей;

  • выполнить информационную постановку задачи – определить наборы объектов, их атрибуты и связи между ними;

  • создать структуры (макеты) таблиц, установить связи между ними.

База данных должна содержать не менее трех таблиц (файлов), взаимосвязанных между собой. В базах данных должны быть использованы данные различных типов.

При решении задачи необходимо подробно рассмотреть вопрос разработки и обоснования структуры информации (данных).

Работа в созданной базе данных должна быть автоматизирована (созданы макросы, программы обработки баз данных).

В случае особо сложной обработки информации программа, должна представлять отлаженный контрольный пример, отражающий все возможности созданной СУБД.

Программа должна осуществлять создание, изменение, удаление, добавление и поиск записей баз данных по заданному ключу, организацию новых полей.

Использование электронных таблиц (создание, вычисления, управление электронными таблицами, ведение архива и печать, режимы защиты данных, графическое представление табличных данных, сортировка, обмен данными с другими программными продуктами, автоматизация процедур обработки данных с помощью макросов).

^ 4.6. Требования к работе, выполненной с использованием графических пакетов

Графическая работа должна представлять собой законченное графическое изображение, созданное средствами одного из редакторов графических изображений на основе исходного или являться композицией нескольких исходных изображений. Исходное изображение может быть как готовое, так и полученное сканированием фотоснимков.

В процессе создания изображения учащийся должен показать следующие навыки работы с пакетом:

  • свободно пользоваться возможностями интерфейса графического редактора;

  • особенности создания нового изображения (объем изображения, качество изображения, разрешающая способность на экране и при печати);

  • дублирование изображения;

  • работа с инструментами пакета;

  • особенности инструмента выделения;

  • слои изображения и работа с ними;

  • особенности корректирующих инструментов (корректирующие слои, слои маски, фильтрация);

  • учащийся должен понимать различия основных цветовых режимов (RGB, CMYK);

  • основные форматы графических файлов.

На «отлично» учащемуся необходимо показать навыки в настройке интерфейса и создании макропоследовательностей.

Работа должна быть представлена в поэтапном преобразовании исходного изображения, приведшему к конечному результату.

^ 5. Творческие работы, претендующие на оценку «4»

К этому классу относятся:

  • задачи п.4, но в упрощенном варианте;

  • задачи, использующие пройденные в основной школьной программе вычислительной математики математические методы (Гаусса, Крамера и т.д.) с модификациями;

  • использование готовых прикладных программ (электронные таблицы, базы данных, графические редакторы и т.д.), изучаемых в основной школьной программе.

^ 6. За что ставится оценка «3» за творческую работу?

  • представленные работы выдают неверный результат (для расчетных задач);

  • представленные работы не используют ничего кроме пройденных в основной школьной программе вычислительной математики (математические методы Гаусса, Крамера и т.д.);

  • за любые программы, удовлетворяющие формальным требованиям на «4» и «5» без понимания действия операторов и принципов функционирования программы;

  • плохое оформление отчета.

^ 7. График работы над творческой работой

Сроки

Наименование работы

01.03. – 31.03.


Знакомство с общими требованиями, критериями оценки сложности, правилами оформления творческой работы.

Выбор темы, постановка проблемы, формулировка задачи.

01.04. – 15.09.

Подбор необходимого материала, изучение проблемной области. Проработка математической (информационной) модели задачи.

15.09. – 30-09.

Зачет в виде собеседования – определение полноты постановки задач, выбранной темы. Материалы к зачету представляются в письменном виде (2 и 3 разделы Отчета1).

30.09. – 15.12.


Проработка математической постановки задачи. Выбор метода решения и разработка алгоритма.

16.12. – 20.12.


Подготовка к предзащите, оформление материалов.

21.12. – 30.12.

Зачет в виде предзащиты творческой задачи – определение глубины понимания учащимся решаемой задачи. Материалы к зачету представляются в письменном виде (2-5, 8, 10 разделы Отчета)2.

01.01. – 30.04.

Разработка и отладка программы с учетом тестовых примеров.


15.03. – 05.04.


Подготовка и оформление отчета.

06.04. – 31.05.


Подготовка к экзамену.



Экзамен – защита творческой задачи.


Работа над творческой работой начинается в 10 классе.

До 1 апреля руководитель должен обсудить с учащимся тему и постановку творческой задачи. В конце апреля месяца происходит утверждение данных творческих работ на заседании методического объединения учителей информатики.

Для контроля ходом работы над творческой работой у ученика должен быть «Дневник работы над творческой задачей»3 (Приложение 2). Ежемесячно руководитель выставляет в «Дневник» оценку за текущую работу над творческой работой.

В сентябре проходит предварительная защита творческой работы в виде устного зачета, на который в обязательном порядке представляются материалы по постановке задачи, обоснованию выбора метода решения и алгоритму ее решения. Все эти материалы представляются к зачету в письменном виде. Основная цель зачета – проверить правильность выбора реализации задачи и контроль ходом выполнения работы.

В конце декабре проходит предзащита творческой задачи, на которой ученик обязан продемонстрировать глубину разработки алгоритма задачи и актуальность выбранной темы. Все замечания, высказанные на предзащите, заносятся в «Дневник работы над творческой задачей» для дальнейшей работы над задачей.

Ход работы над творческой задачей (поставленные вопросы, предлагаемая для изучения литература и т.п.) и оценка за работу по месяцам отмечаются руководителем в «Дневнике работы над творческой задачей».

До 5 апреля учащийся обязан отдать отчет по своей задаче руководителю. После получения рецензии и отзыва учащемуся разрешается доработать свою задачу.

Подготовка к защите заключается в составлении устного доклада и иллюстрирующих его плакатов.

^ 8. Порядок сдачи творческой задачи

Защита творческой работы происходит в виде устного экзамена с демонстрацией программной разработки.

Во время защиты задачи учащийся представляет квалификационной комиссии:

  • отчет,

  • отзыв руководителя,

  • рецензию преподавателя,

  • магнитный носитель (дискета, CD) с исходным и загрузочным модулями и основными файлами.

На выступление отводится примерно 7 – 10 минут, за это время учащийся должен коротко рассказать содержание работы, ответить на вопросы и продемонстрировать на компьютере работу выполненной им программы. При этом он должен показать свободное владение как теоретическим материалом (в объеме необходимом для решения задачи), так и языковыми и программными средствами, используемыми им в работе, знать все этапы обработки и выполнения исходного модуля (компиляция, редактирование и выполнение).

По результатам защиты учащимся выставляется отметка и по решению комиссии присваивается квалификация «Программное обеспечение ЭВМ» или «Информационное обеспечение ЭВМ» 1, 2 или 3 разряда и с выдачей квалификационного свидетельства.

^ 9. Содержание разделов отчета

Отчет должен включать в себя основные разделы:

  1. Введение.

  2. Постановка задачи.

  3. Математическая (информационная) постановка задачи.

  4. Формализация задачи.

  5. Алгоритм задачи.

  6. Описание программы.

  7. Текст программы на исходном языке.

  8. Тестовый пример и анализ результатов4.

  9. Руководство пользователя.

  10. Список используемой литературы.

Введение – откуда взялась проблемная постановка задачи.

^ Постановка задачи – формулировка задачи, излагаемая в терминах некоторой конкретной области науки, техники, медицины и т.д. Содержит все необходимые для решения задачи сведения. Четко и подробно формулируется: что дано? что найти? как найти?

^ Математическая или информационная постановка задачи – построение математической модели рассматриваемого явления, когда в результате анализа существа задачи определяется объем и специфика исходных данных, вводится система условных обозначений, устанавливается принадлежность решаемой задачи к одной из известных классов задач и выбирается соответствующий математический аппарат. Определение необходимой точности вычислений. Фактически здесь рассматриваются те же вопросы (что дано? что найти? как найти?), однако сформулированы они на языке математики. Подробно рассмотреть вопрос разработки и обоснования структуры информации (данных).

^ Формализация задачи – преобразование задачи, полученной на этапе математической постановки, к такому виду, который вписывается в рамки языка программирования. Этот этап включает: выбор структуры данных, т.е. представление данных и результатов задачи в виде, допустимом в языке программирования (в виде совокупности переменных, массивов, файлов и т.д.); выбор способа (порядка) решения задачи, включающей только те операции над элементами данных, которые допустимы в языке программирования.

^ Алгоритм задачи – разложение вычислительного процесса на возможные части, установление порядка их следования, описание содержания каждой такой части в той или иной форме: словесная запись алгоритма, блок-схема алгоритма, псевдокоды.

^ Описание программы – краткое описание программы с указанием перечня всех используемых пользовательских процедур и функций с кратким описанием параметров и действий, выполняемых этими процедурами и функциями; язык программирования, вычислительная техника, используемая для решения задачи.

^ Тестовый пример и анализ результата – тестовые примеры, которые содержат наборы данных, обеспечивающих проверку выполнения всех блоков и ветвей алгоритма. Количество тестовых примеров определяется в зависимости от решаемой задачи.

^ Руководство пользователя – сведения о данных и программе, необходимые пользователю для ее применения: требования к вычислительной технике и операционной системе, необходимый объем памяти (оперативной и на жестком диске), перечень необходимых файлов, последовательность действий пользователя для работы с программой, перечень возможных сообщений, выводимых программой, и действия на них пользователя.

^ Список используемой литературы – приводится в следующем виде: N п/п, фамилия автора, название литературы, издательство, год издания. В этом разделе указываются также и электронные источники информации.


Образец титульного листа


^ ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

по курсу ИНФОРМАТИКИ


учащегося 11 «А» класса

средней общеобразовательной школы № 444

с углубленным изучением математики, информатики, физики


_____________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)


Тема: _____________________________________________________________________


Учитель информатики ______________________________________________

(фамилия, имя, отчество)


Руководитель _________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество место работы и должность, если руководитель работает не в школе)


МОСКВА 20___ (год выпуска)


Приложение 2

Лист 1

^ Дневник работы над творческой задачей

учащегося ___________ класса


Фамилия __________________________________

Имя __________________________________

Отчество __________________________________


Учитель информатики ____________________________________________

(Фамилия, имя, отчество)

Руководитель работы ____________________________________________

(Фамилия, имя, отчество)



Лист 2

Тема работы _____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Постановка задачи _____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Подписи:

Учащегося ______________________ Руководителя _____________________



Лист 3

График работы над творческой задачей


Сроки

Наименование работы

01.03. – 31.03.


Знакомство с общими требованиями, критериями оценки сложности, правилами оформления творческой работы.

Выбор темы, постановка проблемы, формулировка задачи.

01.04. – 15.09.

Подбор необходимого материала, изучение проблемной области. Проработка математической (информационной) модели задачи.

15.09. – 30-09.

Зачет в виде собеседования – определение полноты постановки задач, выбранной темы. Материалы к зачету представляются в письменном виде (2-3 разделы Отчета).

30.09. – 15.12.


Проработка математической постановки задачи. Выбор метода решения и разработка алгоритма.

16.12. – 20.12.


Подготовка к предзащите, оформление материалов.

21.12. – 30.12.

Зачет в виде предзащиты творческой задачи – определение глубины понимания учащимся решаемой задачи. Материалы к зачету представляются в письменном виде (2-5, 8, 10 разделы Отчета).

01.01. – 30.04.

Разработка и отладка программы с учетом тестовых примеров.


15.03. – 05.04.


Подготовка и оформление отчета.

06.04. – 31.05.


Подготовка к экзамену.



Экзамен – защита творческой задачи.





Лист 4

Консультации с руководителем


Дата

Решаемый вопрос

Задание

Подпись руководителя




















































Лист 5

Оценка руководителя работы учащегося


Период

Замечания

Оценка

Подпись руководителя (учителя)

Сентябрь
(зачет по постановке задачи)










Октябрь










Ноябрь










Допуск к зачету










Декабрь
(зачет по предзащите)










Февраль










Март










Апрель










Экзамен













Лист 6

Список, используемых источников
(литература, сайты)


Автор

Название

Издательство

Год издания









































^

Приложение 3

Перечень тематики творческих работ


1. Программные продукты

1.1. Вычислительная математика

Аппроксимация функции: заданной экспериментально с помощью кубического сплайна

Графики функций

Метод сопряженных градиентов

Нахождение всех корней многочлена N-ой степени с комплексными коэффициентами

Параметрические модели случайных процессов

Поиск оптимального алгоритма прохождения головоломки

Поиск экстремума функций

Построение проекций пространственных объектов и использование трехмерной графики для их отображения

Построение сечения в многограннике

Разработка программы поиска кратчайшего пути

Решение систем дифференциальных уравнений методом прогноза и коррекции

^ 1.2. Моделирование физических процессов

Моделирование движения твердого тела

Моделирование силовых линий плоского поля электрических зарядов

Системные программы

Резидентные программы для контроля за вводимой с клавиатуры информацией

Моделирование структуры HDD в оперативной памяти ПЭВМ

Доступ к файловой системе удаленного компьютера в локальной сети в ОС MS DOS

Разработка программы "СНАТ" (Пересылка данных в локальной сети)

^ 1.4. Тестовые и обучающие программы

Обучающая и тестирующая программа по физике

Обучающая программа по архиватору ARJ

Обучающая программа по разделу "Системы счисления"

Органическая химия школьной программы на персональном компьютере

^ 1.5. Дригие программы

Кроссворд

Построение структурных схем-алгоритмов к программе: написанной на языке Бейсик

Проведение и обработка результатов психологического тестирования учеников

Программа графической обработки числовых данных, представленных в виде таблицы

Программа расчета координат многозвенного механизма (манипулятора) в пространстве

Разработка и тестирование типовых блоков для универсальной моделирующей системы

Сжатие информации, включающей несколько алгоритмов кодирования

Симулятор футбола для локальной сети

2. Презентации

"Английские поэты и писатели"

"Граффити"

"Женская красота в жизни и кино"

"История моды"

"Класс спортивных автомобилей"

"Очарование русской провинции"

"Справочник по стрелковому оружию"

"Справочник по стрелковому оружию"

"Хобби современной молодежи"

"Экстремальные виды спорта"

"Жизнь волков"

3. Web- узлы

"Правила дорожного движения"

Обучающая система по программированию на VB Script

Реализация баз данных при создании веб сайта на примере "Клуб выпускников"

"Лекции по физике"

"Выпускные экзамены"

"Туристическое агенство"

"Школы в Интернет для сервера Techno Ru"

"Школьный музей ,боевой славы"

"Михаэль Шумахер"

"Музыкальная группа Offspring"

4. СУБД

Базы данных инженерного оборудования, зданий и сооружений

Учета почтовых заказов

База данных "Рок-музыка"

База данных "Российские истребители"

Подбор компьютера на основе базы данных комплектующих

Поиск фирм по запросу

База данных для электродвигателей промышленных роботов

Базы данных по анализу котировок акций

База данных по экономической географии стран Европы

Исследование структур БД и их организация на примере создания тестирующей системы

База данных по воздухоочистительному оборудованию

База данных для расчета квартирной платы

База данных Каталог автомобильных запасных частей

Электронный справочник по компьютерным вирусам

Электронный справочник по компьютерным системам безопасности

Приложение 4


^ Экзаменационный лист


Фамилия, имя ученика

Тема

Показатели оценки задачи

Оценка

Отчет

Доклад

Ответы на вопросы

Актуальность темы

Практическое примен.

Пользовательский интерфейс

Дизайн

Знание проблем.нлй области








































































































































1 См. п.9 данного Положения.

2 См. п.9 данного Положения.

3 Для заполнения дневника целесообразно использовать обыкновенную 12-ти страничную тетрадь, которую необходимо разграфить в соответствии с Приложением 2.

4 Этот раздел необходим для вычислительных задач.





Скачать 398,08 Kb.
оставить комментарий
Дата30.09.2011
Размер398,08 Kb.
ТипЗадача, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх