Учебно-методический комплекс дисциплины история мировой и отечественной культуры (зарная культура) icon

Учебно-методический комплекс дисциплины история мировой и отечественной культуры (зарная культура)


Смотрите также:
Учебно-методический комплекс дисциплины история мировой и отечественной культуры (отечественная...
Учебно-методический комплекс по дисциплине история мировой и отечественной культуры (русское...
Учебно-методический комплекс по дисциплине история мировой и отечественной культуры (россия...
Учебно-методический комплекс по История мировой и Отечественной культуры. Запад, новейшее время...
Учебно-методический комплекс по История мировой культуры (название дисциплины)...
Учебно-методический комплекс по дисциплине “История мировой и отечественной культуры" для...
Учебно-методический комплекс по дисциплине “История мировой и отечественной культуры” для...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «теория культуры» для магистров по специальности...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «теория культуры» федерального компонента цикла...
Аннотация рабочей программы дисциплины «история мировой и отечественной культуры» Место...
Учебно-методический комплекс по Истории мировой культуры (название дисциплины)...
Программа учебной дисциплины «История отечественой культуры»...



Загрузка...
страницы:   1   2   3
скачать


Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет»

Урюпинский филиал

Факультет социально-гуманитарных и экономических дисциплин


УТВЕРЖДЕНО

Ученым советом

Протокол № ____ от

«____» ________________ 2009 г.

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

___________ М.В.Тамазян

«____» ________________ 2009 г.



Учебно-методический комплекс дисциплины


^ ИСТОРИЯ МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ


(ЗАРНАЯ КУЛЬТУРА)

Урюпинск 2009





Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет»

^ Урюпинский филиал

Факультет социально-гуманитарных и экономических дисциплин



УТВЕРЖДЕНО

Ученым советом

Протокол № ____ от

«____» ________________ 2009 г.

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

___________ М.В.Тамазян

«____» ________________ 2009 г.



^ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ИСТОРИЯ МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

(ЗАРУБЕЖНАЯ КУЛЬТУРА)


ОПД.Р.02 по специальности «История»


Рабочая программа составлена на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, направления 030400.62 «История» и 030401.65 «История».


УБЕЖ

Составители рабочей программы:

К.и.н., доцент Захарова Т.А. _________________________


Рабочая программа утверждена на заседании кафедры «____»________2009г. протокол № _____


Зав. кафедрой А.А.Кусаинов


Урюпинск 2009

Раздел 1. Пояснительная записка.

    1. Цели изучения дисциплины (в том числе воспитательные).

    2. Задачи изучения дисциплины.

    3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины (студент должен знать, уметь).

    4. Краткая характеристика данной дисциплины (ее особенности; место и роль данной дисциплины, как составной части образовательно-профессиональной ступени высшего профессионального образования; учебные задачи дисциплины)

    5. Формы работы студентов (лекции, семинарские, лабораторные или практические занятия, написание курсовых работ, эссе, рефератов, выполнение домашних заданий, контрольных работ)

    6. Виды контроля (текущий, промежуточный, итоговый)

    7. Методика формирования результирующей оценки (бально-рейтинговая система курса).



1. Цели и задачи курса

Курс «История мировой и отечественной культуры» является нормативным в подготовке специалиста – историка. Он входит в блок общепрофессиональных дисциплин, образует федеральный компонент (ОПД.Ф.05). В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования последнего поколения данный курс ориентирует на усвоение следующих основных проблем:


• Понятие об основных культурно-исторических эпохах

• Особенности культуры Древнего Востока

• Своеобразие культуры Средневековой Европы и Византии

• Место культуры Древней Руси

• Вклад в мировую культуру Эпохи Возрождения

• Специфика европейской культуры Нового времени

• Основные этапы истории Российской культуры

• Противоречия культуры ХХ века


Целью данного курса является усвоение фундаментальных понятий и категорий культурно-исторического процесса. Задачами курса являются:


• Изучение определяющих теорий становления и развития мировой культуры

• Освоение основных феноменов, фактов и явлений культур Запада и Востока древней, средневековой и новой эпох.

• Ознакомление со специальной литературой по истории мировой и отечественной культуры.

Содержание программы курса по темам


^

Раздел 2. Содержание учебной дисциплины


ОПД.Ф.01.5 по специальности «История» (дневное отделение)


  1. Объем дисциплин и виды учебной работы




п/п

Вид учебной работы

Всего часов




Аудиторные занятия (всего)







Лекции

36




Практические занятия







Самостоятельная работа (всего)







Общая трудоемкость дисциплины







Вид итогового контроля

Зачет



  1. ^ Тематический план дисциплины



^ Тематика лекций и практических занятий

Количество часов

Лекции

Практические занятия

Самостоятельная работа

1 модуль




1

Введение в историю культуры



2








2

Архаическая культура

2








3

Древневосточные культуры

2







4

Культура Древней Греции и Эллинизм

2







5

Культурное пространство Древнего Рима

2







6

Культура варваров

2







2 модуль

7

Христианский тип культуры

2







8

Культурное наследие Византии

2







9

Культура Древней Руси

2







10

Восточные типы культуры

2







11

Культура Древней Америки

2







12

Основные принципы понимания культуры Ренессанса

2







3 модуль

13

Реформация и культура

2







14

Эпоха просвещения

2







15

Стили и направления культуры индустриального общества

2







16

«Золотой век» русской культуры

2







17

Русская культура «Серебряного века»

2







18

Основные тенденции развития современной культуры













Всего:

36










Итого:










Раздел 3.Содержание дисциплины


^ 1.ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ КУЛЬТУРЫ


Европейские понятия «культуры». «Cultura» как магический жест пробуждения плодоносящей силы земли; «cultura» (от «cultus») как обожание, поклонение Творцу; «cultura» (от «culter») как отделение космоса от хаоса, света от тьмы. Внеевропейские понятия культуры: «веда», «вэнь-хуа». Культуры статические и динамические. Идея мимесиса. Проблема культурогенеза. Теория креационизма (Фома Аквинский, неотомисты). Теории эволюционизма в истории культуры (Эпикур, Лукреций, Ч.Дарвин, Г.Спенсер и др.). Теории деградационизма (Платон, Ф.Ницше, О.Шпенглер, Э.Дарвин и др.) и циклизма (Аристотель, Дж. Вико, Ф.Ратцель). Спады и подъемы культуры в концепции «циклов большой протяженности» (Ф.Бродель). Теория трансформизма (П.Тейяр де Шарден). Культура и природа. Культура, дикость и «варварство» (Л.Морган). Культура и «цивилизация». Энциклопедисты о смысле культуры. Культура в представлении позитивизма (Э.Тайлор и др.). Новые подходы в понимании культуры в культурологии XX в. (О.Шпенглер. А.Тойнби и др.).


^ 2.АРХАИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА


Понятие «arhe» и другие определения древнейшей культуры. Теория психологического эволюционизма Г.Спенсера. Э.Тайлор и английская антропологическая школа. Анимистическая концепция Дж. Фрезера. Л.Леви-Брюль и его идея пралогического мышления. Структурализм (К.Леви-Стросс) и деструктурализм (М.Фуко) в реконструкции первобытной рациональности. Психоанализ (Э.Фромм) и нон-философия (Г.Башляр) о ранней стадии культуры. «Тотем» и «табу» в понимании З.Фрейда и современной антропологии. Природа и артефакты. Элементы архаической культуры: жилище (типи, юрта, вигвам, иглу и др.), одежда, посуда, технологические достижения. Мегалиты (Стоунхендж). Происхождение палеолитического протоискусства: теории меандр, «руки», «lusus naturae» и др. Ориньякские рельефы. Росписи (Мадлен, Капса, Альтамира). Скульптура («Виллендорфская Венера» и др.). Возникновение протописьменности (пиктография, вампум, кипу и др.). Ранние формы мифологии и религии (К. Юнг и др.).


^ 3. ДРЕВНЕВОСТОЧНЫЕ КУЛЬТУРЫ


«Урбанистическая революция» и «культурный взрыв» IV тыс. до н.э. Арийская теория Ж.А. де Гобино о подъемах культуры. Теории «среды». А.Дж. Тойнби и его идея «вызов-и-ответ». Учение о пассионарности Л.Н.Гумилева, представления о культурных подъемах и спадах.

Шумеры и возникновение первых городов в Месопотамии (Ниппур, Ур и др.). Особенности шумерской культуры. Архитектура (зиккурат, «Сады Семирамиды», «Врата Иштар» и др.). Письменность («Кирпичная библиотека», клинописные архивы). Кодекс Ур-Намму, законы Хаммурапи. Эпос о «Всевидавшем» (Гильгамеш). Мифология (Ан, Ки, Энлиль, Энки, Инанна, Думузи). Еврейская диаспора (Авраам и ка-ибри). Становление монотеистического культа Яхве. «Осевая культура» и «осевое время» (К.Ясперс).

Древнеегипетская культура. Градостроительство (Мемфис, Фивы, Ахетатон и др.). Архитектура (пирамиды, святилища в Эль-Амарне, Луксоре, Абу-Симбеле). «Магический реализм» в искусстве (скульптура, «фаюмский портрет»). Иероглифика. «Тексты пирамид». «Книга мертвых». Древнеегипетская литература. Религиозные представления и мифология (Амон-Ра, Мут, Хонсу, Нут, Осирис, Исида и др.).

Древнеиндийская культура. Мохенджо-Даро и Хараппа. Арьи. Ведическая эпоха. Основные достижения культуры. Веды. Ригведа, ее составные части. Шесть систем миросозерцания (даршан): ньяя, вайшешика, санкхья, йога, миманса, веданта. Упанишады. «Махабхарата» Вьясы. Ману-смрити. «Рамаяна» Вальмики. Индуизм (Сурья, Варуна, Рудра, Индра, Сома, Агни, Брахман, Вишну, Шива, Кришна и др.).

Древнекитайская культура. Особенности материальной культуры (бронзолитейное дело, керамика, средства коммуникации, культуры чая, шелка и др.). Архитектура (дянь, тай, лоу, тин, пагода, доугун). Скульптура. Живопись на шелке. Иероглифическая письменность и каллиграфия (Цзан Цзе). Литература. Первые школы. Лао цзы, «Дао дэ цзин» и даосизм. Кун фу цзы, конфуцианский канон. Мо цзы. Мифология, феномен эвгемериэации (Хунь тунь, Пань-гу, Нюй-ва, Фу-си, Шан-ди, Куньлунь и др.).


^ 4. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ЭЛЛИНИЗМ


Образ классической древности у И.Винкельмана, Ф.Гельдерлина. Романтический взгляд на историю древнегреческой культуры (И.Г.Гердер, И.В.Гете, А.В.Шлегель). Культурно-историческая школа И.Тэна. Негативистская оценка древнегреческой культуры (Г.К.Честертон, О.Шпенглер). Концепция эллинистической цивилизации А.Боннэра. Ахейский мир во II тыс.до н.э. Дорийцы. Внешний вид, мода. Обычаи и ритуалы (агон, Олимпийские Игры и др.). «Общие места» городского пространства (агора, храм, стадион, ипподром, театр, симпосий, гимнасий, булевтерий). Архитектура: основные архитектонические типы (анты, простиль, периптер, толос), ордер (дорический, ионический, коринфский). «Семь чудес света». Скульпторы (Фидий, Мирон, Пракситель). Живопись. Письменность эллинов, возникновение эллинского алфавита. Александрийский мусейон и библиотека. Литература (Гомер, Гесиод, Пиндар и др.). Возникновение драмы и театра. Трагедия (Эсхил, Софокл, Эврипид) и комедия (Аристофан). Музы. Зарождение наук: философия (Гераклит), история (Геродот), география (Страбон), медицина (Гиппократ), геометрия (Пифагор), математика и физика (Архимед). Диалектика: материализм (Демокрит, Эпикур) и идеализм (Сократ, Платон, Аристотель). Семь мудрецов. Особенности социальной психологии Древней Греции. Развитие школы, Академия и Ликей. Религиозные представления и мифология (Хаос, Эреб, Эос и Эрос, Уран, Гея, Тартар, Хронос и Рея, Зевс, Посейдон, Аид, Прометей, Эпиметей, Афина, Дионис и др.).


^ 5.КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДРЕВНЕГО РИМА


Культура Древнего Рима в понимании гуманистов (Н.Макьавелли) и просветителей (Ш. Монтескье, Э.Гиббон). Критическое направление в истории древнеримской культуры (Б.Г.Нибур, Л.Фридлендер, Т.Моммзен). Этруски и италики в I тыс. до н.э. Особенности материальной культуры: металлургия, керамика, средства сообщения. Строительство: арочные и сводчатые конструкции, базилика (Форум Романум, Форум Траяна, Арка Константина, «Золотой дом» Нерона, Мавзолей Адриана, Пантеон, Алтарь Мира, Колизей, термы Каракаллы и Диокпетиана). Скульптурный портрет. Живопись. Мозаичное искусство. Музыка. Научные знания: география (Птолемей), математика и алгебра (Диофант), история (Ливий, Тацит, Светоний, Аммиан), философия (Цицерон, Сенека, Марк Аврелий), медицина (Гален), юриспруденция (Папиниан, Павел, Ульпиан, Гай, Модестин). Литература (Лукреций, Вергилий, Апулей и др.). Языческий пантеон и мифология (Янус, Юпитер, Марс, Венера, Меркурий, Нептун, Минерва, Церера и др.). Быт и нравы Древнего Рима.


^ 6. КУЛЬТУРА ВАРВАРОВ


Термин «barbares». Топографическая и хронологическая определенность «мира варварства». Оценка «варварской культуры» в позитивистской историографии. Романтический взгляд на историю «культуры варваров» (Р.Вагнер). И.И.Стеблин-Каменский и А.Я.Гуревич о феномене «варварства». Достижения материальной культуры: металлообработка, стеклоделие, техника, средства передвижения (суда викингов), градостроительство (Треллеборг, Винланд). Система родства («мунтее», «фриделее»). Социальная организация (тинг, годи, конунг). Доправовой обычай («белагины», «сейзина»). Культ войны и воина-героя (эйнхерия). Феномен воина-зверя (берсеркер). Поэзия и эпос («Эдда», «Саги», «Песнь о Нибелунгах», «Беовульф»). Картина мира варваров (Асгард – Мидгард – Уттгард - Нитгард; Муспельгейм - Нифльгейм; Вальгалла, Иггдрасиль и Биврест - мистические коммуниканты между «нижним» и «верхним» мирами). Креационизм варваров (Имир, Аудумла, Асы). Главные боги (Один, Тор, Тюр, Локки, Ньерд, Фрейр, Хеймсдаль, Хед, Бальдр, Видар, Вали, Улль), их судьбы. Языческая эсхатология (Рагнарек).


^ 7.ХРИСТИАНСКИЙ ТИП КУЛЬТУРЫ


Апология христианского отношения к миру и человеку в патристике (Татиан, Тертуллиан, Ориген, Августин). Теолого-догматический подход к пониманию христианского этоса (Ф. Д.Шлейермахер, А.Швейцер). Историческая интерпретация утверждения христианского образа жизни (Д.Ф.Штраус, Ж.Э.Ренан. А.Гарнак). Критическая (Ф.Ницше) и атеистическая (К.Маркс) трактовки христианской культуры. «Темные века» в гуманистической (Ф.Бьондо, С.Франк, Н.Макьявели) и просветительской историографии (Ф.Шлегель). Концепция «идеальных типов» Л.П.Карсавина. Теория ментальностей школы «Анналов» (М.Блок, Л.Февр, Ж.Ле Гофф). Основные черты христианского «модус вивенди»: догматика, символика, иконография, геоцентрическая картина мира, церковь и монашеский идеал (Бенедикт Нурсийский, Эдд Клюнийский, Бернар Клервосский, Франциск Ассизский), теология и богопознание (тривиум, квадривиум), церковные центры образованности и культуры (Монте-Кассино, Клюни, Сен-Галлен, Луксей и др.). Культовая архитектура (романский и готический стили, «пламенеющая готика»). Религиозная скульптура и живопись. Схоластика: номинализм (Пьер Абеляр, Арнольд Брешианский) и реализм (Бернар Клервосский, Бонавентура, Фома Аквинский). Христианская литература: агиография, хронистика (Григорий Турский, Бэда Достопочтенный, Павел Диакон и др.). «Суммы теологии» (Исидор Севильский, Фома Аквинат). Церковная музыка: язык нот (Гвидо д’Ареццо). Секуляризация культуры ХI-ХV в.: светская архитектура, светская система универсального образования (университеты), светские жанры словесности (фаблио, новеллы, фацетии, фарсы), светская музыка, светские формы досуга и общения (турнир, карнавал, театр), светская мода. М.М.Бахтин и А.Я.Гуревич о народной культуре средневековья. Феномен «игровой культуры» в понимании Й.Хейзинга.


^ 8. КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ВИЗАНТИИ


Терминологические уточнения: С.Соловьев и К.Леонтьев о византинизме. Континуитет и цезура в истории культуры Византии. Ориентализация византийской империи и отрыв Константинопольской церкви от Римской. Особенности византийской культуры: крестово-купольный храм, иконография, мозаика, пластические искусства, музыка. Правовая мысль («Корпус юрис цивилис» Юстиниана). Политическая культура и искусство дипломатии. Риторика и литература: агиография, хронография (Михаил Пселл), стихотворный роман («Катамиомахия» и др.), диалог («Тимарион» и др.). Духовная культура Византии: монофелитство, иконоборчество и иконопочитание, исихазм. Палеологовское Возрождение.


^ 9. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ


«Славянофильская» (А.С.Хомяков, Ю.Ф.Самарин и др.) и «западническая» (К.Д.Кавелин, П.Д.Юркевич и др.) традиции о древнерусской культуре. Неославянофильство (Г. Федотов) и неозападничество (Н. Бердяев, Г.Шпет). «Евразийская» теория (Г. Вернадский, Л.П.Карсавин, Д.С. Лихачев) о культурном наследии Древней Руси. Древнерусская культура в свете учения Л.И. Гумилева. Материальная цивилизация древних славян: техника обработки металлов, ювелирное дело (зернь, скань, финифть), выделка кож (юфть, сафьян), деревянное зодчество и градостроительство. Руны. Языческий культ. Фольклор. Славянский алфавит (Кирилл и Мефодий). Принятие христианства: первые каменные храмы, монастыри, иконопись, церковное просвещение и образование. Православная литература: летописи (Нестор), жития (Епифаний Премудрый), «моления» (Даниил Заточник), «поучения» (Владимир Мономах), «хожения» (Даниил, Игнатий Смольнянин, Афанасий Никитин). Идея «Москва-Третий Рим». Строительство московского кремля (Пьетро Антонио Солари, Алевиз Новый, Аристотель Фиорованти), золотая чеканка, литье (Андрей Чохов). Православный иконописный канон. «Теория обратной перспективы» П.Флоренского. Изменения в государственной символике и церемониале. Первые печатные книги (Иван Федоров). Древнерусская культура периода правления последних Рюриковичей и первых Романовых. Развитие светской архитектуры («нарышкинское барокко», «шатровый стиль»), становление светской живописи («парсуна»), начало просветительства. Проблема «русского Ренессанса»: идея «отраженного Возрождения» А.Н.Веселовского, концепция «заторможенного» русского Возрождения (Предвозрождения) Д.С.Лихачева.


^ 10. ВОСТОЧНЫЕ ТИПЫ КУЛЬТУРЫ


Иранская культура


Иран (Арьянам. Эран) в I тыс.до н.э.- I тыс.н.э. Общая характеристика мировоззрения. Культ Ахурамазды. Миссия Заратуштры. «Авеста» и «Зенд». Особенности ритуала: поклонение хаоме, огню, «башни молчания». Архитектура и пластические искусства (замок Касре Ширин, мавзолей Улджэйту, рельеф «Триумф Шапура» и др.). Знания и образование (богословская школа в Нисибине, медицинская Академия в Гундишапуре). Достижения в медицине (Ибн Сина, аль-Бируни). Персидская литература («Калила и Димна», «Варлаам и Иоасаф», «Синдбадова книга» и др.). Расцвет поэзии (Саади, Хафиз, Джами, Хайям, Фирдоуси).


Индийская культура


Индия (Бхарат) в середине I тыс. до н.э.-середине II тыс.н.э. Индуистская идеология и «путь бодхисатвы» Шакьямуни. «Жизнь Будды» Ашвагхоши. Сутры («Типитака», «Садхармапундарика», «Сукхавативьюха»). Культовая практика. Архитектура (чайтья, вихара, санхарама, чанди, шикхара, вимана) и скульптура (Шри-Натх-Джи, Чанди-Боробудур и др.). Литературно-поэтическое творчество («Махабхарата», «Рамаяна», «Бхагават-пурана», «Бхагават-гита»). Реформаторские идеи «бхакти» (Рамананд Чайтанья, Валлабхачарья). Пунаруттхан - индийское возрождение (Сур-Даса, Тулси-Дас).


Китайская культура


Китай (Хина и Китай) в конце I тыс. до н.э.- середина II тыс.н.э. Характерные черты китайского миросозерцания. Дао и принципы конфуцианства. Китайский буддизм; чань-буддизм. Основные технические достижения (изобретение фарфора, компаса, пороха, огнестрельного оружия, бумаги, книгопечатания, наборного шрифта). Градостроительство. Архитектура («Великая китайская стена» и др.). Знания: астрономия и летоисчисление (Шэнь Ко), ятрохимия и иглотерапия (Шао Юн), философия (5 мудрецов - Чжоу Дунь-и, Чжан Цзай, Чэн Хао, Чэн И, Чжу Си) история (Сыма Цянь, Оуян Сю, Сыма Гуан и др.). Энциклопедии («Тунчжи», «Тундянь»). «Сокровище библиотек». Поэзия (Хань Юй, Ли Бо, Ду Фу) и живопись (Хуэйцзун).


Японская культура


Япония (Ямато, Нихон) в I - середине II тыс.н.э. Главные принципы японской ментальности. «Путь богов» (синто) и «путь воина» (бусидо). Японский буддизм и дзэн. Ритуал, этикет. Возникновение слоговой азбуки. Становление японской письменности, литературы и поэзии (Сетоку, Митидзане и др.). Историческая память (миф о Ямато Такэру, «Кодзики», «Нихон Секи»). Своеобразие японской живописи. Архитектурно-ландшафтное искусство. Поэтика садов.


Арабская культура


Арабский мир в середине I-II тыс.н.э. Номадическая культура Аравии. Религиозное преобразование Мухаммеда. «Коран» и «Сунна». Складывание литературного арабского языка (ас-Сибавейхи, «Язык арабов» Ибн Мансура). «Дом мудрости» Харун ар-Рашида: переводческая школа. Расцвет арабской литературы («Тысяча и одна ночь», «Роман об Антаре») и поэзия (Фараздак, Ахталь, Абу-Нувас, Абу-аль-Атахия и др.). Историография (Табари, Иакуби, аль-Макризи, Ибн Халдун и др.). Философия (Ибн Туфейль, Ибн Рушд). Достижения в астрономии и алгебраических исчислениях (Ас-Суфий). Искусство врачевания (Ибн Баитар, Аз-Захрави, Ар-Рази). Новые архитектурные формы (Альгамбра, Альканзар, мечеть Эль-Асхар, мавзолей Каит-бея и др.).


Тюркская культура


Турция в конце I - II тыс.н.э. Политическая культура и военное искусство (Мехмед II Фатих). Достижения в технике (Урбан). Строительство, архитектурная школа Синана (дворец Топкапы, Эйюби Айсари-тюрбе, Селимийе-джами, медресе в Ускюдаре, бани Хасекки, Тирьяки-базар и др.). Турецкая литература (Пири Реис, Эвлия Челеби и др.).


^ 11. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ АМЕРИКИ


Различные точки зрения о зарождении "американских" культур. Общие черты религиозно-мифологических представлений. Обрядово-ритуальные традиции. Достижения в познании мира: астрология, магическая медицина, календарь, сакральные системы письма. Тольтеки. Города (Теотиуакана, Ацкапоцалько). Погребения в Педрегале. Мегалитические стены и врата Тиауанако. Чолульская пирамида. Майя. Градостроительство (Паленке, Майяпан, Копан и др.). Пирамиды и курганы. Изобразительное искусство. Иероглифика и система счета. Солнечная и лунная хронология, циклы Венеры. Культ Тескатлипоки и Кецалькоатля. Ацтеки. Городская культура (Тескоко, Такуба, Теночтитлан). Храмы (Уицилопочтли, Тескатлипоки). Богатства Монтесумы. Инки. Столица Хосхо (Куско). Крепость Мачу-Пикчу. Храм Инти. Дворец Сапа Инки. Хранители знания (амаута). Тайнопись (кильке). Эпос («Ольянтай»). Судьбы американских культур: теории «открытия Нового Света» и «встречи культур».


^ 12. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОНИМАНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕНЕССАНСА


Идеализированный взгляд на культурное наследие эпохи Возрождения (Я.Буркгардт, К.Бурдах). Критическая концепция культуры Ренессанса (Л.Торндайк, Дж. Сартон). Идея «Вырождения» (Л.П.Карсавин). Современная культурно-историческая традиция о Возрождении (П.Кристеллер. Э.Панофски и др.). А.Ф.Лосев об «обратной стороне титанизма». Дискуссия о европейском и восточных «Возрождениях» (Н.И.Конрад, В.К.Чалоян, Ш.И.Нуцубидзе и др.). Ренессансный антропоцентризм (Марсилио Фичино, Джованни Пико делла Мирандола). Новое понимание достоинства человека (Джаноццо Манетти, Лоренцо Валла). Индивидуализм (Николо Макьявелли). "Studia humanitas" (Франческо Петрарка). Переосмысление идеи «свободной воли» (Эразм Роттердамский). Апология наслаждения (Панормита). Критика средневековья и эстетизация античности. Представления о разумном усовершенствовании общества (Томас Мор, Томмазо Кампанелла). Основные достижения в архитектуре (Альберти, Витрувий, Брунеллески, Браманте и др.) Классические формы в скульптуре (Гиберти, Донателло, Микеланджело). Открытия в живописи: теория прямой перспективы (Паоло Учелло, Пьеро делла Франческа и др.), техника масляных красок (Ян ван Эйк, Антонио да Мессина), переход к станковой живописи, индивидуальность творчества (Сандро Ботичелли, Джорджоне). «Натуральная школа» (Леонардо да Винчи) и "новая манера" (Микеланджело). Синтез Рафаэля. Главные художественные направления Высокого Ренессанса. Техника. Изобретение книгопечатания (Иоганн Гуттенберг, Прокоп Вальдфогель, Костер из Гарлема). Науки и знания: астрономия (Джордано Бруно, Николай Коперник и др.), математика (Региомонтан, Лука Пачоли, Сципион дель Ферро), естествознание (Тосканелли, Леонардо да Винчи, Кардано и др.), анатомия и медицина (Мигель Сервет, Уильям Гарвей и др.). «Великие географические открытия» (Васко да Гама, Христофор Колумб, Магеллан, Фрэнсис Дрейк, Уолтер Рейли и др.). Оккультные знания (Агриппа Нотисгеймский, Парацельс, Кристиан Розенкрейц, Мишель Нострадамус). Скептицизм (Мишель Монтель) и мистика (Якоб Беме) Высокого Возрождения. Литература (Данте, Боккаччо, Ариосто, Рабле, Сервантес). Театр (Лопе де Вега, Шекспир, «комедия дель арте»). Изменения в музыкальной культуре: струнные и клавишные инструменты (виолы, клавиры, клавикорды и др.), новые музыкальные формы (рондо, соната, пастораль и др.), танцы, мода, быт и нравы.


^ 13. РЕФОРМАЦИЯ И КУЛЬТУРА


Становление новой религиозности и новой рациональности. Основные идеи Реформации. Мартин Лютер, его учение о «призвании», принцип «sola fide». Ульрих Цвингли. Жан Кальвин, учение об «абсолютном предопределении», «мирской аскетизм». Хилиазм Томаса Мюнцера. Протестантские идеи в литературе (Иоганн Рейхлин, Ульрих фон Гуттен, Ганс Сакс, эрфрутские гуманисты, Эдмунд Дадли, Джон Бейль и др.). Протестантизм в искусстве (Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах Старший, Грюневальд, Альдорфер и др.). Преследование инакомыслящих. Реформация и Контреформация. «Новая инквизиция» (Томас Торквемада). Орден иезуитов (Игнатий Лойола). «Индекс запрещенных книг». «Охота на ведьм». Адам Таннер о ведовстве. «Демономания» Жана Бодена. Оценка реформации и Контрреформации в истории культуры (Х. Оберман, Р. Ван Дюльмен, Дж.Бойтон и др.).





Скачать 0,49 Mb.
оставить комментарий
страница1/3
Дата30.09.2011
Размер0,49 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх