Учебно-методический комплекс для студентов очного и заочного отделений, обучающихся по специальности icon

Учебно-методический комплекс для студентов очного и заочного отделений, обучающихся по специальности


1 чел. помогло.
Смотрите также:
Учебно-методический комплекс для студентов очного и заочного отделений...
Учебно-методический комплекс для студентов дневного и заочного отделений специальности (032401...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности «Искусствоведение»...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности «Искусствоведение»...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности «Культурология»...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности «Прикладная информатика»...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности «Музейное дело»...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности «Декоративно прикладное творчество»...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности «Менеджмент туризма и гостиничного...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности «Менеджмент социально- культурной...
Учебно-методический комплекс для студентов дневного и заочного отделений специальности...
Учебно-методический комплекс для студентов дневного и заочного отделений специальности...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4   5
скачать
Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»


Институт музыки, театра, и хореографии


Кафедра режиссуры театрализованных представлений и праздников


УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

ПО ОСВОЕНИЮ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ

РЕЖИССУРЫ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПРАЗДНИКОВ


Учебно-методический комплекс

для студентов очного и заочного отделений,

обучающихся по специальности

070209. 65 Режиссура театрализованных представлений и праздников

Квалификация – Режиссер театрализованных представлений и праздников, преподаватель


Тюмень 2011




^ Составитель: Корякова В.В., доцент


«


Учебно - практические занятия по освоению специфических особенностей режиссуры театрализованных представлений и праздников»: учебно-методический комплекс для студ. очного и заочного отделений, обучающихся по специальностям 070209. 65 «Режиссура театрализованных представлений и праздников». Квалификация «Режиссер театрализованных представлений и праздников, преподаватель» / сост. В. В.Корякова.- ФГОУ ВПО «ТГАКИСТ». – Тюмень, 2011. –64 с. – (Учебно-методический комплекс).


Программа предназначена для студентов дневного и заочного отделений по специальности 070209 «Режиссура театрализованных представлений и праздников». Программа содержит основные разделы, тематический план и сопровождается перечнем примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной творческой работы, тематикой семинаров, рефератов, а также перечнем практических заданий к зачетам, экзаменам, рекомендуемым списком литературы и видеоматериалов. При составлении учебно-методического комплекса (пособия) использованы материалы из учебных пособий, учебно-методических комплексов и рабочих программ А. А. Мордасова, О. Л. Орлова, А. Д. Силина, И. Г. Шароева.


Рецензенты:

Головинская Е.Н. - зав. кафедрой режиссуры театрализованных представлений и праздников, доцент, засл. работник культуры;

Орел В.В. - засл. артист России, председатель Тюменского отделения СТД России, доцент кафедры РТПиП


Рассмотрен на заседании кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников 28..03.2011., протокол № 07;

Утвержден на заседании УМК Института музыки, театра и хореографии, протокол № 07 от 28 марта 2011г.

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы




Печатается по решению учебно-методического совета

Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий


Содержание

^ ЧАСТЬ I. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


    1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ


Пояснительная записка


Данная дисциплина продолжает раскрывать материал основных дисциплин, необходимых для практического обучения режиссера театрализованных представлений и праздников. После «Теоретических основ классической режиссуры и мастерства актера» целесообразно обратиться к особенностям «праздничной» режиссуры, в основе которой лежит иной метод и другие способы, раскрывающие жизненно-документальный материал. Цель дисциплины обучить и воспитать профессионала, специализирующегося на постановках театрализованных представлений и праздников.

Многое в театрализованном представлении, празднике взято от искусства театра, эстрады, цирка. Необходимо помнить, что основной «питательной средой» большинства обрядов, праздников, представлений всегда был национальный фольклор. И в лучших своих проявлениях праздник остается верным народным истокам – будь то искрящаяся весельем масленица, наполненный гражданским пафосом День защитника Отечества или задумчивые свадебные девичьи песни, красочные народные хороводы и игровые розыгрыши ярмарки.

Стремление к такому зрелищу – умному, глубокому, талантливому, не замыкающемуся только в узких рамках развлекательности, а преследующему и воспитательные цели – должно определять обучение будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников.

В данной дисциплине предполагается дать практические умения и навыки, учитывая особенности режиссуры праздников на основе специфической методологии по освоению принципов и приемов театрализации.

Дисциплина изучается в течение 4,5 лет (9 семестров) в объеме 1296 часов: из них 714 часов аудиторной работы, 582 часа самостоятельной работы студентов.

В течение 9 семестров в конце каждой изучаемой темы проводится аттестация студентов преподавателем (в форме коллоквиумов, тестирования, анкетирования, контрольных творческих работ и творческих проектов, практических заданий и творческих постановок, промежуточных мониторингов, в форме зачетов, экзаменов, итоговой диагностики). Пятый семестр завершаются зачетом, тетий, седьмой, девятый – экзаменами. Изучение дисциплины опирается на знание практического опыта, исторических закономерностей и нацелено на изучение основных специфических особенностей режиссуры современных праздничных форм, театрализованных представлений, концертов, шоу-программ. (частично используется исторический материал).

^ 1.2. Цель дисциплины дать представление о современных тенденциях праздничной культуры, о современных технологиях режиссуры театрализованных представлениях и праздников, сформировать интерес у студентов к исследовательской и практической деятельности в этой области.

^ 1.2. Задачи дисциплины

За время обучения студент должен овладеть искусством режиссера театрализованных представлений и праздников в разработке различных форм праздничного действа: театрализованного концерта, конкурсно-игровой программы, зрелища, современного ритуала и обряда, спортивно-художественного представления, праздника под открытым небом и т.п. Организация праздников и представлений требуют умения создать своеобразный «театр жизни», где объектом театрализации становятся реальные события. Знаменательные даты, эпизоды жизни конкретного человека и целого коллектива. Специфические особенности режиссуры театрализованных представлений и праздников составляют основу изучаемого курса.

От постановки песни, басни, стиха и затем к формированию эпизода, к объединению их в композицию, и, наконец, к постановке театрализованных представлений и праздников – вот путь, по которому должен пройти студент за время обучения курса.

Основная задача – изучить развитие традиционных и новых видов, форм художественных зрелищ, особенностей работы над праздничными мероприятиями, современные технологии и найти новые решения сценарно-режиссерских творческих задач.

Задачи дисциплины:

- получить базовые знания профессии «режиссер театрализованных

представлений и праздников»;

- освоить практические приемы создания документальных и поэтических композиций;

- ознакомить студента с историей профессии, что позволяет узнать методологические особенности режиссуры праздников;

- освоить основы методики работы режиссера с исполнителями, массами

участников, зрителями;

- научиться анализировать жизненный и документальный материал и

создавать на данной основе художественное зрелище;

- проявить организационные способности в практической реализации

замысла.

В педагогическом плане необходимо решить задачу наиболее полного выявления и развития художественной индивидуальности каждого студента.


^ 1.3. Роль и место дисциплины в структуре подготовки специалиста

Дисциплина «Учебно-практические занятия по освоению специфических особенностей режиссуры театрализованных представлений и праздников» относится к блоку специальных дисциплин, изучаемых студентами по специальности 070209 Режиссура театрализованных представлений и праздников и продолжает изучение основной специальной дисциплины «Теоретические аспекты и специфические особенности режиссуры театрализованных представлений и праздников».

Данная дисциплина тесным образом связана с такими дисциплинами как «История и теория массовых праздников», «Теория драмы и основы сценарного мастерства». Такое соседство предметов в программе 1-2 курсов позволяет студентам глубже освоить теоретические и практические аспекты мастерства. На четвертом и пятом курсах в программе изучается еще один предмет – «Теория и практика современной режиссуры театрализованных представлений и праздников». Этот курс позволяет дополнить знания студентов современными знаниями и технологиями.

Практическому освоению основ актерского и исполнительского мастерства способствуют и другие дисциплины: «Основы сценического движения», «»Сценография», «»Хореография в театрализованном представлении», «Основы продюсерского мастерства», «Сценическая речь», «Технические средства и новейшие сценические технологии» и т.д.

Изучение курса заканчивается творческими заданиями, которые позволяют студенту показать уровень освоения не только теоретических знаний, но и практических навыков. В сценических показах, на контрольных уроках синтезируются все умения и владения, которые были освоены, в том числе и на «параллельных» предметах. Контрольные творческие показы предусматривают участие студентов других групп и курсов, которые активно участвуют в конкурсно-игровых, концертных программах, фольклорных праздниках и других театрализованных формах праздников.


^ 1.4. Требования к уровню освоения содержания курса

В результате изучения дисциплины «Учебно-практические занятия по освоению специфических особенностей режиссуры театрализованных представлений и праздников» студент должен удовлетворять соответствующим стандарту требованиям, которые можно разделить на четыре группы.

Студент должен знать:

  • историю и теорию режиссуры театрализованных представлений и массовых праздников;

  • особенности творчества выдающихся представителей профессии в ХХ веке;

  • природу специфического конфликта; приемы анализа документального и жизненного материалов при отборе для сценарной основы;

  • теорию «монтажа аттракционов», включая труды кинорежиссера С. Эйзенштейна;

  • методику использования выразительных средств для создания соответствующей атмосферы в празднике;

  • приемы работы с аудиторией и зрителем, их активизации;

  • структуру конкурсно-игровых программ и принципы ее построения;

  • методику и технологию постановки массовых праздников и мероприятий.


Студент должен уметь:

  • в яркой художественной форме создать оригинальный режиссерский замысел будущей постановки;

  • написать или скомпилировать сценарную основу праздника или представления;

  • разработать режиссерский постановочный план, объяснить исполнителям и участникам собственный замысел, увлечь коллектив будущей работой;

  • реализовать замысел на основе выбранного материала или «социального заказа»;

  • сплотить всех участников творческого и организационного процессов по созданию праздника;

  • решать режиссерские задачи не зависимо от пространства (сценические условия или открытая площадка);

  • применять полученные знания, навыки и умения в методологии художественно-педагогической и научно-методической деятельности.


Студент должен владеть:

  • практическими навыками режиссуры концерта, массовых представлений и праздников;

  • режиссерскими приемами и выразительными средствами для реализации жанровых особенностей праздника или театрализованного представления;

  • креативными методами для создания уникальных и оригинальных программ и проектов;

  • приемами работы со сценическим пространством и навыками мизансценирования;

  • новейшими технологиями, применяемыми в постановочной деятельности (объемный звук, динамический свет, компьютерная графика, видео телевизионные системы, художественная пиротехника и т.д.).


Студент должен обладать:

  • знанием особенностей произведений драматургии, музыки, литературы, изобразительного искусства и т.п.;

  • литературными способностями для реализации сценарно-режиссерского хода;

  • смелостью и решительностью в утверждении своих творческих замыслов;

  • развитым чувством темпо-ритма и музыкальным слухом;

  • чувством пространственного видения, знанием законов композиции и художественной формы;

  • педагогическими и организаторскими способностями;

  • коммуникативными приемами в работе с индивидуальными исполнителями и в руководстве массами.


Вышеперечисленные знания, умения, навыки будущих режиссеров специальности 070209 «Режиссура театрализованных представлений и праздников» отражены в требованиях Государственного образовательного стандарта 2003 года.


^ 1.5. Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины в ГОС по специальности


Номер – как основа театрализованного представления. Этюды на жанр. Этюды на основе документа. Этюды на основе литературных произведений. Этюды на основе изобразительного искусства.

Поиск стилистических особенностей в этюдах на жанр. Практическое использование различных видов искусства в синтетическом номере (этюде на жанр).

Монтаж номеров, аттракционов и эпизодов как способ проявления конфликта в создании театрализованного представления.


^ II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1-2 семестры


Тема 1. Номер – как основа театрализованного представления.

Эстрадный номер и его создание. Режиссер как создатель драматургии эстрадного номера. Работа режиссера с конферансье. Постановка эстрадного номера. Тематика концертов, их композиция и жанры концертных номеров.

^ Тема 2. Этюды на жанр.

Выявление природы комического в эстрадном номере. Реприза как вербальный компонент комического в эстрадном номере.

Режиссура эстрадных номеров различных жанров.

Эстрадные жанры. Фельетон и монолог. Скетч, сценка и эстрадный диалог. Пародия. Куплеты и буриме. Пантомимический номер. Эстрадная клоунада. Эстрадно-цирковой номер.


^ Тема 3. Режиссерско-актерский тренинг: от упражнения к этюду.

Актерская наблюдательность. Воспроизведение различных профессиональных навыков: сапожника, портного, чертежника, радиста, часовщика, шофера, официанта и т.д. Воспроизведение характеров людей. Развитие подражательных способностей (на «материале» педагогов, сокурсников и т.п.).

Этюды-зарисовки на наблюдательность.


^ Тема 4. Режиссерско-актерский тренинг: от наблюдений к жанровым

этюдам.

Сценическая выразительность жеста и мимики. Выразительность ног. Мимика лица.

Жанровые зарисовки. Этюды на жанр: комические, трагические, эксцентрические.

Групповые этюды в жанре водевиля, немого кино, детектива, телевизионного шоу, цирка и пр.

^ 3-4 семестры

Тема 5. Реальность и ее сценическое воплощение.

Внешнее сочетание тела актера с окружающей средой. Композиция актера и вещи. Композиция двух партнеров и вещи.

Обоснование выбора документального материала (на основе значимого факта, выбранного из сообщений средств массовой информации).



Тема 6. Создание этюдов на основе документа, факта или события.

Подбор документального и художественного материала для создания

этюда. Выбор режиссерских приемов и выразительных средств.

Постановка и исполнение этюда.


^ Тема 7. От этюда к эпизоду на основе документа.

Отбор документального и художественного материала, раскрывающего тему и идею эпизода. Возможность и способы монтажа документального и художественного материала.

Обработка документального материала и отбор выразительных

средств. Художественное название эпизода, его функциональное назначение.

Режиссерская разработка и постановка эпизода.


5-6 семестры

Тема 8. Формирование замысла конкурсно-игровой программы:

  • Выбор темы и аудитории.

  • Отбор материала соревновательного характера. Определение игровых действий.

  • Поиск сценарно-режиссерского хода. Выбор выразительных приемов и средств для реализации.


Тема 9. Поиск манков и приемов активизации зрительской аудитории.

Отбор участников через вопросно-ответный ход, исполнение коллективных и индивидуальных физических действий. Выбор самого ловкого, громкого, высокого, низкого и т.д. Отбор-аукцион и т.д.


^ 10. Сценическое воплощение конкурсно-игровой программы.

Работа над имиджем ведущего. Театрализация пролога и финала. Прогнозирование (проигрывание всех конкурсных ситуаций) поведения участников, зрителей, жюри.

Создание каждым студентом конкурсно-игровой программы с театрализацией продолжительностью 15-20 минут для детей, для взрослых.


^ 11. Постановка курсовой театрализованной конкурсно-игровой

программы

Постановка учебного курсового представления, созданного на основе готовых инсценировок или конкурсно-игровых программ. Или создание театрализованной игры-спектакля. Игровой практикум. Алгоритм составления игровых программ.Типы и виды анимационно-игровых программ.




Скачать 0,83 Mb.
оставить комментарий
страница1/5
Корякова В.В
Дата30.09.2011
Размер0,83 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5
плохо
  2
отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх