Учебно-методический комплекс по дисциплине история мировой и отечественной культуры (россия, новейшее время) icon

Учебно-методический комплекс по дисциплине история мировой и отечественной культуры (россия, новейшее время)


Смотрите также:
Учебно-методический комплекс по История мировой и Отечественной культуры. Запад, новейшее время...
Учебно-методический комплекс по дисциплине история мировой и отечественной культуры (русское...
Учебно-методический комплекс по дисциплине “История мировой и отечественной культуры” для...
Учебно-методический комплекс по дисциплине “История мировой и отечественной культуры" для...
Учебно-методический комплекс по История мировой культуры (название дисциплины)...
Учебно-методический комплекс по дисциплине История политических учений (новейшее время)...
Учебно-методический комплекс дисциплины история мировой и отечественной культуры (зарная...
Учебно-методический комплекс дисциплины история мировой и отечественной культуры (отечественная...
Учебно методический комплекс по спецкурсу «политическое развитие стран афро-азиатского региона в...
Учебно методический комплекс по спецкурсу «политическое развитие стран афро-азиатского региона в...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Культурология: теория и методология культуры...
Учебно-методический комплекс по Истории мировой культуры (название дисциплины)...



Загрузка...
скачать


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУВПО «ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра новейшей истории России


Янковская Г.А.


Учебно-методический комплекс по дисциплине



ИСТОРИЯ МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

(РОССИЯ, НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ)


Специальность: История 030401.65




Согласовано: Рекомендовано кафедрой:

Учебно-методическое управление Протокол №____

«____»_____________200__г. «___»___________200__г.

________________________ Зав. кафедрой _________


Пермь 2007


Автор-составитель:

Янковская Г.А. кандидат исторических наук, доцент


Учебно-методический комплекс по курсу «История мировой и отечественной культуры (Россия, новейшее время)» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Специальность; 030401.65 «История»

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин и является обязательной для изучения


^ Согласование с деканом обучающего факультета:


Декан И.К. Кирьянов


Директор библиотеки Н.В. Якшина

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

I. Рабочая программа дисциплины …………………………………………………………4

  1. Цели и задачи изучения дисциплин 4

  2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины 4

  3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля 4

  1. Объем дисциплины и виды учебной работы 4

  2. Распределение часов по темам и видам учебной работы 5

  1. Содержание курса 6

  2. Тематика контрольных работ и рефератов 9

  3. Учебно-методическое обеспечение 10

    1. Литература 10

6.2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины 17

6.3. Методические указания студентам 17

6.3. Методические рекомендации для преподавателя 17

II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций 19

1.Цели и задачи изучения дисциплины

Курс истории отечественной культуры новейшего времени (1917 – начало ХХI в.) завершает серию лекционных курсов по истории мировой художественной культуры, читаемых студентам историко-политологического факультета (специальность «История»). Цель курса заключается в формировании у студентов знаний о социокультурной динамике советского общества, об институциональных и ценностно-стилевых особенностях культурных процессов в СССР и постсоветской России.

Принципиальную основу курса составляет представление о том, что советская эпоха, при всей ее очевидной специфике, является закономерным продолжением дореволюционного развития России, а «советская» культура - наследницей предшествующего исторического опыта.

Курс лекций нацелен на преодоление традиции рассматривать историю советской культуры изолированно от общемировых процессов. Особое внимание уделяется глобальным, интернациональным явлениям, характерным для культуры ХХ в., специфически преломившимся в драматичной истории России.

Курс опирается на межпредметные связи, что предполагает актуализацию знаний студентов по таким курсам, как «История мировой культуры (страны Запада, новое и новейшее время), «Отечественная история», «Культурология».

Курс относится к блоку основных профессиональных дисциплин и ориентирован на решение нескольких задач:

- рассмотреть наиболее значительные направления и школы в отечественной и зарубежной историографии по истории российской культуры новейшего времени;

- познакомить студентов с различными методами интерпретации историко-культурного материала;

- проследить формирование и динамику ценностной, эстетической и институциональной особенностей советской культуры;

- выявить черты сходства и различия в развитии художественной культуры России и западно-европейских стран в ХХ столетии;

- сформировать навыки историко-культурной интерпретации советской массовой культуры и повседневности;

- определить историческое своеобразие трансформаций в духовной сфере постсоветского общества.


^ 2. Требования к уровню освоения дисциплины

В итоге изучения курса студент должен:

- иметь представление об основных тенденциях, параметрах, хронологических рубежах и типологических особенностях социо-культурного развития СССР;

- знать приоритетные направления и методы осуществления культурной политики, персоналии российской культуры, в деятельности которых отразилась специфика художественных исканий российской культуры ХХ в.

- уметь грамотно пользоваться новыми понятиями и терминами;

- иметь опыт сравнительного социо-культурного анализа.


^ 3.Объем дисциплины


3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Для студентов специальности «История» всех форм обучения

Вид учебной работы

Количество часов по формам обучения

Очная

Заочная

№№ семестров

7

10, 11

^ Аудиторные занятия:

34

10

лекции

34

10

^ Самостоятельная работа

20

44

^ ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ

54

54

^ Текущий контроль

№№ семестров

Тестовая проверка остаточных знаний, написание рецензий или рефератов, терминологический диктант, 7 семестр

Написание контрольных работ, терминологический диктант, 11 семестр

^ Виды итогового контроля,

№№ семестров

Зачет, 7 семестр

Зачет, 11 семестр


^ 3.2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


Форма обучения очная

^ НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ

ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ

САМОСТОЯ ТЕЛЬНАЯ РАБОТА


1. Фундаментальные основания культурной политики большевизма

2



2. Начальный период революционных преобразований в культуре

2




3. Цензура в истории советской культуры

2




4. Приоритеты культурной политики в годы НЭПа

2




5. Ликвидация безграмотности и развитие системы образования в 1917 – 1920-е гг.

2




6. Творческие и художественные объединения 1917 – 1932 гг.

2

4

7. «Большой поворот» 1928 – 1932 гг. Сталинизм и новые ориентиры культурной политики

2

2

8. Соцреализм как эстетическое и социальное явление

4

2

9. Советская повседневность 1920 – 1930-х гг. как социокультурное явление

2

2

10. Культура российского зарубежья

2

2

11. Тоталитаризм и культура

2



12. Отечественная культура в годы войны и позднего сталинизма

2



13. «Оттепель» в культуре

2



14. Культурные процессы в СССР в 1970 – 1980-е гг.

4

4

15. Трансформация российской культуры в условиях распада СССР и преобразований 1990-х гг.

2

4

ИТОГО: 54

34

20


Форма обучения заочная

^ НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ

ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ

САМОСТОЯ ТЕЛЬНАЯ РАБОТА


1. Фундаментальные основания культурной политики большевизма

1

2

2. Начальный период революционных преобразований в культуре

1

2

3. Цензура в истории советской культуры

1

2

4. Приоритеты культурной политики в годы НЭПа

1

2

5. Ликвидация безграмотности и развитие системы

образования в 1917 – 1920-е гг.

0

2

6. Творческие и художественные объединения 1917 – 1932 гг.

1

4

7. «Большой поворот» 1928 – 1932 гг. Сталинизм и новые ориентиры культурной политики

1

2

8. Соцреализм как эстетическое и социальное явление

1

4

9. Советская повседневность 1920 – 1930-х гг. как социокультурное явление

0

4

10. Культура российского зарубежья

0

4

11. Тоталитаризм и культура

0

4

12. Отечественная культура в годы войны и позднего сталинизма

1

2

13. «Оттепель» в культуре

1

2

14. Культурные процессы в СССР в 1970 – 1980-е гг.

1

4

15. Трансформация российской культуры в условиях распада СССР и преобразований 1990-х гг.

0

4

ИТОГО: 54

10

44




  1. ^ Содержание курса

ТЕМА 1. «ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ БОЛЬШЕВИЗМА». Марксизм о художественной культуре. Проблемы культуры в дореволюционных дискуссиях российской социал-демократии. Основные ориентиры культурной политики большевиков: культура как цель и средство; партийность, народность, классовость; интеллигенция как социальная прослойка; нетерпимость к инакомыслию.

Концепты «культурная революция» и «социалистическая культура» в работах В. Ленина, Н. Бухарина, А. Богданова, А. Луначарского, Л.Троцкого, Н. Крупской, И. Сталина. Полемика о «культурной революции» в отечественной и зарубежной историографии.


ТЕМА 2. НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД РЕВОЛЮЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В КУЛЬТУРЕ. Формирование новых институтов управления культурой. Секуляризация общества. Иконоборчество первых послереволюционных лет. Авангард у власти. Идеалы равенства, интернационализма, эмансипации, радикального обновления в культурной политике эпохи военного коммунизма. Проблема преемственности и разрыва с российской культурной традицией. Национализация в культуре и проблема художественных ценностей.

Большевистский переворот и российская интеллигенция. Раскол российской культуры.


ТЕМА 3. ЦЕНЗУРА В ИСТОРИИ СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ. Краткий очерк истории цензуры в России. Проблема цензуры и свободы печати в 1917 г. Становление и функционирование советской цензурной системы: Агитпроп, Главлит, Главрепертком, Спецхран. Структура и технология цензурного контроля. Характер, цели и задачи советской цензуры. Историография вопроса.


^ ТЕМА 4. ПРИОРИТЕТЫ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ В ГОДЫ НЭПА. Денационализация в сфере культуры. Принцип самоокупаемости в культуре. Частные театральная антреприза, кинопредпринимательство, издательства. Относительная толерантность режима к художественному плюрализму. Централизация культурной политики. Международные культурные контакты. Постановление ЦК РКП (б) “О политике партии в области литературы” 1925 г. Противоречия НЕПа и духовная жизнь советского общества.


ТЕМА 5. ЛИКВИДАЦИЯ БЕЗГРАМОТНОСТИ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СССР В 1919 – 1920-е ГОДЫ. Полемика об уровне неграмотности населения российской империи, проблема вторичной неграмотности. Ликвидация неграмотности как цель и средство в культурной политике большевиков. Декрет 1919 г. о ликбезе. Формы и результаты политики ликбеза в 1920-е гг. Значение перехода к обязательному всеобщему начальному образованию в 1930 г. Типы школ в послереволюционной России. Педагогические новации и эксперименты 1920-х гг.

Революция и высшая школа. Мероприятия по изменению социального состава студенчества и интеллигенции. Идеологизация высшей школы.


ТЕМА 6. ТВОРЧЕСКИЕ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ 1917 – 1932 ГГ. Идейная и эстетическая мозаика художественных группировок и течений досталинского периода советской культуры. Футуризм, супрематизм, аналитическое и производственное искусство, конструктивизм, киноавангард. Литературный процесс в годы НЭПа. Группировки, ориентированные на классово-пролетарскую гегемонию в культуре: пролеткульт, РАПП, РАПМ, АХРР.


^ ТЕМА 7. «БОЛЬШОЙ ПОВОРОТ» 1928-1932 ГГ. СТАЛИНИЗМ И НОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ.

Культурная политика в годы первой пятилетки: приоритеты, темпы, результаты. Полемика о «культурной революции» 1928 – 1932 гг. и «великом отступлении». «Культурничество». «Спецеедство». Система образования в 1930-е гг. Выдвиженцы и советская интеллигенция: социальный портрет явления.

Форсированное строительство социализма и судьба художественного наследия. Распродажи художественных ценностей, уничтожение исторических памятников. Утверждение классицистской стилистики в архитектуре. Реконструкция Москвы и других исторических городов, архитектурные утопии и проекты 1930-х гг.

Переход к моностилистической модели культуры. Постановление 1932 г. и его последствия. Первый съезд Советских писателей. Дискуссия о формализме 1936 г. и ее последствия. Характеристика советских профессиональных творческих союзов.


ТЕМА 8. СОЦРЕАЛИЗМ КАК ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ. Рождение канона социалистического реализма. Дискуссии об исторических предпосылках и социальной базе соцреализма в западной русистике и отечественной историографии. Традиции романтизма, передвижничества, народничества, агиографии, социального реализма в эстетике соцреализма. Советское искусство 1930-х гг. в международном контексте. Художественный культ Сталина и других политических лидеров.

Художественная культура в условиях нормативной эстетики. Советская массовая песня и мифология 1930-х гг. Внутренняя противоречивость и эволюция соцреалистического канона.


^ ТЕМА 9. СОВЕТСКАЯ ПОВСЕДНЕВНОСТЬ 1920 – 1930-Х ГОДОВ КАК ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ.

Повседневность как объект исторического исследования. Способы изучения и научные школы. Материальные, эмоциональные, социальные, поведенческие аспекты повседневного опыта. Революция и быт: утопии и реализованные проекты. Эмансипация женщин. Советский гендерный контракт. «Вещный» мир советского человека. Телесность в советской культуре 1920 – 1930-х гг. «Простой советский человек»: революционная и консервативная модели.


^ ТЕМА 10. КУЛЬТУРА РОССИЙСКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ.

Традиция эмиграции деятелей культуры в истории России. Первая волна послереволюционной эмиграции. Ее специфика. Трагедия раскола национальной культуры. Основные центры русского зарубежья: Париж, Берлин, Прага, Белград, Харбин, Рига. Феномен «русского Берлина». Культурные контакты метрополии и диаспоры в 1920-е гг. «Сменовеховство» и «евразийство». Основные культурологические и художественные идеи. Реэмиграция.

Вторая мировая война и вторая волна эмиграции из СССР. Причины и специфика.

Третья волна художественной эмиграции из Советского Союза в 1970 – 1980-е гг.

Вклад русского зарубежья в историю отечественной и мировой культуры, культура зарубежья в условиях постсоветской России.


^ ТЕМА 11. ТОТАЛИТАРИЗМ И КУЛЬТУРА.

Тоталитарная культура или культура в условиях тоталитарных режимов? Дискуссии о тоталитаризме в историографии и политологии. Определение тоталитарной культуры И.Голомштока. Исторические, интеллектуальные и эстетические предпосылки тоталитаризма в отечественной дореволюционной культуре. Репрессированные деятели культуры. Советский, фашистский и нацистский варианты тоталитарной культуры: общее и особенное.


ТЕМА 12. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА В ГОДЫ ВОЙНЫ И ПОЗДНЕГО СТАЛИНИЗМА. Война 1941 – 1945 гг. и советское общество. Последствия военных действий, оккупации и эвакуации для культуры. Масштаб утрат и разрушений. Проблема художественных ценностей в годы Второй мировой войны. Правовые, дипломатические, исторические и экономические аспекты реституции перемещенных художественных ценностей.

Социально-психологическая атмосфера в обществе. «Мини-оттепель» 1944 – 1945 гг. Ужесточение цензурного и идеологического давления на культуру. Партийно-правительственные решения и постановления 1940-х гг. по вопросам литературы и искусства и их последствия для художественной жизни в СССР. Апогей художественного культа Сталина.

Послевоенная образовательная система. «Холодная война» и советское общество. Изоляционизм, великорусская державность и традиционализм официальной культуры.

Эстетика бесконфликтности в кинематографе, литературе, искусстве. Советский академизм. Сталинские премии в области литературы и искусства. Послевоенная архитектура.

Системный кризис сталинской модели советской культуры.


^ ТЕМА 13. «ОТТЕПЕЛЬ» В КУЛЬТУРЕ.

Дискуссии о хронологических рамках «оттепели». Либерализация и институциональная перестройка культуры в СССР. Новая система управления и старые методы руководства. Реабилитация репрессированных деятелей культуры и художественного наследия. Возобновление международных культурных и спортивных контактов. Интенсивность и динамизм художественной жизни. Новые явления в различных областях творчества: «суровый стиль» и авангард в изобразительном искусстве; «эстрадная» и бардовская поэзия, проза лейтенантов и «деревенщиков» в литературе; советский неореализм в кинематографе; студийное движение в театре.

«Шестидесятники» – портрет поколения. Мифология эпохи оттепели.

Влияние партийно-правительственных постановлений на развитие архитектуры в СССР.

Советская система образования и науки в годы оттепели. НТР и советское общество.

Разрушение канона социалистического реализма. Раскол в среде творческой интеллигенции, обострение идейно-эстетических дискуссий. Полемика между журналами «Октябрь» и «Новый мир».

Парадоксы оттепели, власть и творческая интеллигенция. «Дела» Б.Пастернака, В.Гроссмана, И.Бродского, А.Синявского и Ю.Даниэля. Встречи Н.С.Хрущева с деятелями культуры в Кремле. Н.С. Хрущев и «Левый МОСХ».

«Шлейф» оттепели в российской культуре.


^ ТЕМА 14. КУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СССР В 1970 – 1980-Е ГОДЫ.

Параметры социокультурного развития. Система образования в позднем советском обществе. Всеобщее среднее образование: за и против. Состояние научно-технического потенциала страны. Противоречивость культурной политики. Культурный консерватизм и фрагментация советской культуры. Элитарное и массовое в поздней советской культуре. «Полочное» кино. Самиздат и тамиздат. Неофициальное искусство. «Бульдозерная» выставка в Москве. Концептуализм. Соцарт и другие художественные течения 1970-1980-х гг. Молодежная субкультура.

Противоречивый облик культуры позднего советского общества. Идейные и художественные искания второй половины 1980-х гг.


^ ТЕМА 15. ТРАНСФОРМАЦИЯ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ РАСПАДА СССР И ПРЕОБРАЗОВАНИЙ 1990-Х ГГ.

Распад советской институциональной и идейно-ценностной системы культуры. Процессы социокультурной деградации как цена реформ. Художественная культура и рынок: постсоветские реалии. Государство в поисках новых приоритетов культурной политики. Крах железного занавеса, вестернизация и коммерциализация культуры, религиозное возрождение и «утечка мозгов». Бывший советский человек в поисках новой идентичности. Изменение параметров социокультурного развития постсоветской России в 1990-е гг. «Советская культура» в общественном мнении 1990-х гг.: от ненависти до ностальгии. Творческая интеллигенция в условиях социальной трансформации. Концептуальные и эстетические инновации новой эпохи.


^ 5. Тематика эссе, рефератов и методические указания по их выполнению

Студенты должны по графику, установленному преподавателем, сдать на кафедру письменные работы, выполненные в различных жанрах специализированного текста: эссе, рецензии, реферата. Книжные рецензии и рефераты пишутся по литературе из дополнительного списка литературы по всем темам курса. Список новейших публикаций находится на кафедре и обновляется ежегодно. Объем представляемых текстов – не менее 8 – 10 страниц печатного текста для рефератов и эссе, 4 – 6 листов для рецензий (14 шрифт, полуторный интервал, редактор Word). Каждая работа должна опираться не менее чем на 3 – 4 источника, содержать аналитическую оценку, быть логичной в посылках и аргументации. Работы описательного характера, с невыраженной точкой зрения самого студента или полностью скопированные из Интернета не засчитываются.


^ Примерная тематика эссе и рефератов:

1. «Советская культура» или «советское» в культуре России? Какова типологическая особенность духовной жизни в СССР?

2. Массовая культура советской эпохи: общее и уникальное в сравнении с масскультом Запада.

3. Реституция и репатриация художественных ценностей: кто виноват и что делать?

4. Содержательные границы термина «культурная революция». Можно ли говорить о культурной революции 1990-х гг.?

5. Цензура художественного творчества и информации: опыт СССР и современной России.

6. От ликбеза к всеобщему среднему образованию: плюсы, минусы и парадоксы советского просвещения.

7. Школа как социальный институт (в 1920, 1930 – 1950-е, 1960 – 1980-е, 1990 – е гг. - по выбору студента).

8. Интеллигенция как создатель, продукт и могильщик советского общества.

9. Интеллигенция и власть (в любой из периодов новейшей истории России – по выбору студента).

10. Ностальгия по советскому в современной российской культуре.

11. «Застой» в культуре 1970- середины 1980-х гг.: миф или реальность?

12. Национализация и государственное финансирование культуры: аргументы за и против.

13. «Тоталитарная» культура или культура в условиях «тоталитарного режима»?

14. Несет ли художественный авангард 1920 -1930-х гг. ответственность за утверждение социалистического реализма?

15. Политические лидеры советской и современной России и культура. (В. Ленин, И. Сталин, Н. Хрущев, Л. Брежнев, М. Горбачев, Б. Ельцин, В. Путин – по выбору студента. Можно написать эссе в сравнительном жанре).

16. Культура и рынок.

17. Историческое наследие и значение культуры советской эпохи.

18. Творческие союзы в СССР.

19. Художественные течения и группировки советской эпохи (по выбору студента).

20. Проблемы телесности в советской культуре (спорт, мода, идеалы красоты и т.д. – по выбору студента).

21. Советская повседневность в зеркале художественной культуры (литература, кинематограф, театр, изобразительное искусство, эстрада и т.д. – по выбору студента).


^ 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины


Литература

Основная:

1. История русской культуры IX – XX вв.: Учеб. пособие для студентов ист. фак. вузов/ Шульгин В.С., Л.В, Кошман Л.В., Сысоева Е.К., Зезина С.Р.; Под ред. Л.В. Кошман. – 4-е изд., испр. – М., 2003. Раздел IY.


2. Галин С.А. Отечественная культура ХХ века: Учеб. пособие для вузов. М., 2003.


Дополнительная:

Учебная:

1.Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры: учеб. для студ. вузов: в 2 ч. Ч. 2.М., 2002.

2. Жирков Г.В. История цензуры в России XIX – XX вв.: Учеб. пособие. М., 2001.

3.Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1997.

4. Кондаков И.В. Культура России: Краткий очерк истории и теории: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 1999. Главы 8 – 11.


Ко всему курсу:

Аппарат ЦК КПСС и культура. 1953 – 1957.: Документы. М. РОССПЭН, 2001. 808 с.

В тисках идеологии. Антология литературно-политических документов. 1917-1927 гг. М., 1992.

Власть и художественная интеллигенция: Документы ЦК РКП (б), ВЧК - ОГПУ - НКВД о культурной политике. 1917 – 1953. М., 1999.

Идеологические комиссии ЦК КПСС 1958 – 1964: Документы. М., 1998.

Интеллигенция. Власть. Народ: Антология литературно-политических документов. М., 1993.

История русского искусства. Книга 3. Русское искусство ХХ в. / Е.Деготь. М., 2000

Мокиенко В., Никитина Т. Толковый словарь языка Совдепии. СПб., 1998.

Народное образование и культура в СССР. (1960 - 1988). М., 1989

Очерки по истории российского телевидения. М. 1999

Соцреалистический канон. СПб., 2000.

Сталин и космополитизм. 1945 – 1953. Документы агитпропа ЦК КПСС. М., 2005.

Янковская Г.А. Искусство, деньги и политика: художник в годы позднего сталинизма. Пермь, 2007.


К теме 1:

Аймермахер К. Политика и культура при Ленине и Сталине. 1917 – 1932. М., 1998.

Ахиезер А.С., Давыдов А.П., Шуровский М.А., Яковенко И.Г., Яркова Е.Н. Социокультурные основания и смысл большевизма. Новосибирск. 2002.

Белова Т.В. Цели и средства культурной политики советского государства (к истории вопроса)//Вестник МГУ. Серия 12. 1991 № 3.

Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. Ч. 2. Учеб. для вузов. М., 2002.

Биггарт Дж. Бухарин, “культурная революция” и истоки сталинизма //Отечественная история. 1994. № 3. Головатенко А. Марксизм о духовной культуре: критический взгляд// Преподавание истории в школе. 1990. № 2.

Голомшток И. Тоталитарное искусство. М. 1994.

Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1997.


К теме 2:

Васильева О. Русская православная церковь и советская власть в 1917-1927 гг.//Вопросы истории. 1993. № 8.

Леонов С. Рождение советской империи: государство и идеология. 1917 – 1922 гг. М., 1997.

Культурное строительство в СССР 1917-1927. Кн. 1. М., 1989.

Манин В.С. Искусство в резервации. Художественная жизнь России в 1917 – 1941 гг. М.,

О’Коннор Т.Э. Анатолий Луначарский и советская политика в области культуры. М. 1992.


К теме 3

Блюм А.В. За кулисами «Министерства правды»: тайная история советской цензуры. 1917-1929. СПб. 1994.

Блюм А.В. Как было разрушено «министерство правды»: советская цензура эпохи гласности и перестройки(1985 – 1991)//Звезда. 1996. № 6

Блюм А.В. Советская цензура в эпоху тотального террора. 1929 – 1953. Спб., 2000

Горчева А.Ю. Главлит: становление советской тотальной цензуры.//Вестник МГУ. Сер. 10. 1992 № 2.

Горяева Т.М. Радио России: Политический контроль советского радиовещания 1920-1930-х гг. Документированная история. М., 2000.

Литературный фронт: история политической цензуры. 1932-1946. М., 1994.

«Счастье литературы». Государство и писатели. 1925-1938: (документы)/ Сост. Д.Л. Бабиченко/. М., 1997.

Цензура в Советском Союзе. 1917 – 1991. Документы/Сост. А.В.Блюм. М., 2004.

Шенталинский В. Рабы свободы: В литературных архивах КГБ. М., 1995.


К теме 4

Аймермахер К. Политика и культура при Ленине и Сталине. 1917 – 1932. М., 1998.

Белова Т.В. Цели и средства культурной политики советского государства//Вестник МГУ. Серия 12. 1991. № 3.

Воронова О.В. Советское кино: К истории организации кинодела в России (1925 – 1930). М., 1997.

Голубков М.М. Утраченные альтернативы: Формирование монистической концепции советской литературы. 1920-1930-е гг. М., 1992.

Добренко Е. Формовка советского писателя: Социальные и эстетические истоки советской литературной культуры., Спб. 1999

Добренко Е. Формовка советского читателя: Социальные и эстетические предпосылки рецепции советской литературы.Спб. 1997.

Красовицкая Т.Ю. Власть и культура. Исторический опыт государственного руководства культурным строительством в РСФСР в 1917-1925 гг. М., 1992.

Кривова Н. Власть и церковь в 1922-1925 гг. Политбюро и ГПУ в борьбе за церковные ценности и политическое подчинение духовенства. М.,1997.

Культурное строительство в СССР 1917-1927: (Разработка единой государственной политики в области культуры). М., Кн. 1. 1989

Мяло К. Оборванная нить: крестьянская культура и культурная революция //Новый мир. 1988. № 8.

Павлюченков А.С. Партия, революция, искусство. 1917-1927. М., 1985.

Плаггенборг Ш. Революция и культура. Культурные ориентиры в период между Октябрьской революцией и эпохой сталинизма. СПб. 2000.


К теме 5

Балашов Е.М. Школа в российском обществе 1917 – 1929 гг.: Становление «нового» человека. СПб., 2003.

Высшее образование в России: очерк истории. М. 1995.

Залкинд А. Педология. Утопия и реальность. М., 2000.

Красовицкая Т.Ю. Российское образование между реформаторством и революционаризмом: февраль 1917 – 1920 год. М., 2002.

Миронов В. Век Просвещения. Культурная революция //Народное образование. 1989. № 10, 11.


К теме 6

АХРР: материалы, документы, воспоминания. М., 1973.

Белая Г.А. Дон Кихоты 20-х гг.: “Перевал” и судьба его идей. М., 1989.

Бобринская Е.А. Футуризм. М., 2000.

Великая утопия. Русский и советский авангард: 1915 – 1932: Каталог выставки. М., Берн, 1993

Воронова О.В. Мазаев А.И. Концепция «производственного искусства» 20-х годов. М., 1975.

Жаккар Ж.-Ф. Д.Хармс и конец русского авангарда. Спб, 1999.

Жидков В.С. Театр и власть. 1917 – 1927: от свободы до «осознанной необходимости». М., 2003.

Ковтун Е.Ф. Русский авангард 1920-1930-х гг. Из собрания ГРМ. Альбом. СПб., 1999.

Коржихина Т.П. Извольте быть благонадежны. М., 1997.

Лебедев Н.А. Очерк по истории кино СССР. Немое кино. 1918 – 1934. М., 1965.

Литературные манифесты от символизма до наших дней. М., 2000

Наков А.В. Русский авангард. М., 1994.

От конструктивизма до сюрреализма. М., 1996.

Паперный В. Культура Два. М., 1996

Пинегина Л.А. Советский рабочий класс и художественная культура. 1917 – 1932. М., 1984.

Русский футуризм: теория, практика, критика, воспоминания. М., 1999.

Северюхин А., Лейкинд С. Золотой век художественных объединений в России и СССР. М., 1992.

Филонов П.Н. Аналитическое искусство. М., 1990

Хан-Магомедов С.О. Архитектура советского авангарда. М., Т 1. 1996.

Хан-Магомедов С.О. Пионеры советского дизайна. М., 1995.

Шешуков С. Неистовые ревнители. М., 1984.


К теме 7

Антипина В. Повседневная жизнь советских писателей. 1930 – 1950-е гг. М., 2005.

Волков В. Концепция культурности, 1935 – 1938 гг.: советская цивилизация и повседневность сталинского времени//Социологический журнал. 1996. №№ 1-2.

Голомшток И. Тоталитарное искусство. М., 1994.

Елагин Ю.Б. Укрощение искусств. М., 2002.

Искусство идет впереди, конвой идет сзади: Дискуссия о формализме 1936 г. глазами и ушами стукачей / публ. А.В.Блюма//Звезда, 1996. № 8.

Кантор А. Как (не) создавался Союз художников//Декоративное искусство СССР. 1988. № 9.

Козлова Н. Н. Советские люди: сцены из истории. М., 2005.

Максименков Л.В. Сумбур вместо музыки. Сталинская культурная революция 1936 – 1938. М., 1997.

Молок Ю. Пушкин в 1937 г. М., 2000.

Советская культура в реконструктивный период (1928 – 1941). М., 1988.


К теме 8

Агитация за счастье. Советское искусство сталинской эпохи. Кассель, 1994.

Быков Д. Блуд труда //Искусство кино. 1994. № 4.

Голомшток И. Тоталитарное искусство. М., 1994.

Гройс Б. Утопия и обмен. М., 1993

Громов Е. Сталин. Власть и искусство. Издание 1998 или 2003 гг.

Гюнтер Х. Поящая родина // Вопросы литературы. 1997. № 4.

Знакомый незнакомец: Социалистический реализм как историко-культурная проблема. М., 1995.

Кларк К. Советский роман: история как ритуал. Екатеринбург, 2002.

Козлова Н. Соцреализм: производители и потребители // Общественные науки и современность. 1995. № 4.

Манин В. Искусство в резервации. Художественная жизнь России в 1917 – 1941 гг. М., 1999.

Минералов Ю. Контуры стиля эпохи (еще раз о массовой песне 1930-х гг.) //Вопросы литературы. 1991. № 6.

Морозов А.И. Конец утопии. Из истории искусства в СССР 1930-х годов. М., 1995.

Надточий Э.В. Друк, товарищ и Барт. Несколько предварительных замечаний к вопросу о месте социалистического реализма в искусстве ХХ века // Даугава. 1989. № 8.

Проблемы социалистического реализма. Спецвыпуск журнала «Новое литературное обозрение». 1995. № 15.

Синявский А. (Абрам Терц) Что такое социалистический реализм // Литературное обозрение. 1989. № 8.

Сквозников В. По поводу одного абзаца (О массовой песне 30-х гг.) //Вопросы литературы. 1990. № 8.

Советская власть и медиа. СПб., 2006.

Советский идеализм. Живопись и кино 1925 – 1939. Каталог выставки Европалия Интернешнл. Льеж, 2005.

Соцреалистический канон/под общ. Ред. Х.Гюнтера и Е. Добренко. СПб., 2000.

Страницы отечественной художественной культуры: 1930-е гг. М., 1995.

Тумаркин Н. Ленин жив! Культ Ленина в Советской России. СПб., 1997.

Туровская М. 30-40-е: “частный сектор” в эпоху диктатуры // Искусство кино. 1996. № 2.

Чегодаева М. А. Социалистический реализм – мифы и реальность. М., 2003.

Чудакова М. Без гнева и пристрастия. Формы и деформации в литературном процессе 1920-1930-х гг. // Новый мир. 1988. № 9.


К теме 9

Андреевский Г.В. Повседневная жизнь Москвы в сталинскую эпоху: 1920 – 1930-е гг. М., 2003.

Журавлев С.В., Соколов А.К. Повседневная жизнь советских людей в 1920-е гг. // Социальная история. Ежегодник. 1997. М., 1998.

Киселева Т. Женщина и семья в послеоктябрьский период: опыт исторического анализа. М., 1995.

Козлова Н. Горизонты повседневности советской эпохи: голоса из хора. М., 1996.

Лебина Н. Энциклопедия банальностей. СПб., 2006.

Мокиенко В.М., Никитина Т.Г. Толковый словарь языка Совдепии. СПб., 1998.

Нарский И. Жизнь в катастрофе: будни населения Урала в 1917 – 1922 гг. М., 2001.

Николаев В. Советская очередь как среда обитания: социологический анализ. М., 2000.

Нормы и ценности повседневной жизни: Становление социалистического образа жизни в России 1920-1930-х гг. / Под общ. Ред. Т.Вихавайнена. СПб., 2000.

Образы власти в политической культуре России: между прошлым и будущим: повседневность 30-х гг. М., 2000.

Осокина Е. Предпринимательство и рынок в повседневной жизни первых пятилеток (на примере рынка потребительских товаров)/ Социальная история. Ежегодник. 1998/1999. М., 1999.

Плаггенборг Ш. Революция и культура. Культурные ориентиры в период между Октябрьской революцией и эпохой сталинизма. СПб., 2000.

Утехин И. Очерки коммунального быта. М., 2001.


К теме 10

В поисках истины. Пути, судьбы второй эмиграции. М., 1997.

Вайль П., Генис А. Потерянный Рай. Эмиграция: поиски автопортрета // Новый мир. 1992. № 9.

Евразия. Исторические взгляды российской эмиграции. М., 1991.

Культурная миссия Российского зарубежья: история и современность. М., 1999.

Культурное наследие российской эмиграции: 1917 – 1940. М., 1994.

Ланин Б. Проза русской эмиграции (третья волна). М., 1997.

О России и русской философской культуре: философия русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990.

Раев М. Россия за рубежом. История культуры русской эмиграции. 1919-1939. М., 1994.

Русский Париж. М., 1998.

Русский Берлин. М., 2003.

Русский исход. СПб., 2004.

Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть 20 в. Энциклопедический биографический словарь. М. 1997.

Хмельницкий Дм. Под звонкий голос крови: Советская эмиграция и национальная идея. М. 2004.

Художники Русского Зарубежья. 1917 – 1939. Биографический словарь. СПб., 1999.


К теме 11

Байрау Д. Интеллигенция и власть: советский опыт // Отечественная история. 1994. № 2.

Гаджиев К. Тоталитаризм как феномен ХХ в. // Вопросы философии. 1992. № 2.

Голомшток И. Тоталитарное искусство М., 1994.

Гюнтер Х. Государство как “тотальное” произведение искусства // Общественные науки и современность. 1992. № 4.

Есипов В.В. Германский фашизм и культура. М., 1997.

Искусство, которое не покорилось. Немецкие художники в период фашизма. 1933 – 1945. М., 1972.

Клемперер В. LTI. Язык третьего рейха: записки филолога. М., 1998.

Купина Н. Тоталитарный язык. Екатеринбург. Пермь, 1995.

Москва – Берлин – Москва. М., 1996.

Морен Э. О природе СССР. Тоталитарный комплекс и новая империя. М., 1995.

Осмыслить культ Сталина. М., 1989

Почепцов Г. Тоталитарный человек. Очерки тоталитарного символизма и мифологии. Киев, 1994.

Тоталитаризм и культура // Вопросы литературы. 1992. № 1.

Тополянский В. Вожди в законе. Очерки физиологии власти. М., 1996.

Тоталитаризм и посттоталитаризм. Культурологические записки. Вып. 2. М., 1996.

Тоталитаризм как исторический феномен. М., 1989.


К теме 12

Азадовский К. О низкопоклонстве и космополитизме: 1948-1949 // Звезда. 1989. № 6.

Добренко Е. Фундаментальный лексикон. Литература позднего сталинизма // Новый мир. 1990. № 2.

Зубкова Е. Послевоенное советское общество: политика и повседневность. 1945-1953. М., 2000.

К 50-й годовщине постановления ЦК ВКП(б) о журналах “Звезда” и “Ленинград”// Звезда. 1996. № 8.

Кондакова Н.И. Духовная жизнь России в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. М., 1995.

Лейбович О.Л. В городе М.: очерки политической повседневности советской провинции в сороковых – пятидесятых годах ХХ в. Пермь, 2006.

Лельчук В.С., Пивовар. Менталитет советского общества и “холодная война”// Отечественная история. 1993. № 6.

Линн Н. Похищение Европы. Судьба европейских культурных ценностей в годы нацизма. М., 2001

Материалы к истории философской дискуссии 1947 г. // Вопросы философии. 1997. № 7.

Сперанский А.В. В горниле испытаний: Культура Урала в годы Великой Отечественной войны. Екатеринбург. 1996.

Сталин и холодная война. М. 1997.

Сталин и космополитизм. 1945 – 1953. Документы агитпропа ЦК КПСС. М., 2005.

Фатеев А.В. Образ врага в советской пропаганде, 1945 – 1954 гг. М. 1999

Чумаченко Т. Государство, православная церковь и верующие. 1941-1961. М. 1999.


К теме 13.

Аннинский Л. Шестидесятники и мы. М., 1991.

Аннинский Л. Закат шестидесятников ? // Свободная мысль. 1997. № 1.

Аппарат ЦК КПСС и культура. 1953 – 1957.: Документы. М., 2001.

Британишский В. Возвращение к культуре. Воспоминания о 1954 – 1956 гг. // Вопросы литературы. 1995. № 4.

Брусиловская Л.Б. Культура повседневности в эпоху «оттепели» (метаморфозы стиля) // Общественные науки и современность. 2000 № 1.

Вайль П., Генис А. Шестидесятые: мир советского человека. М., 1996.

Галковский Д. Поэзия советская // Новый мир. 1992. № 5.

Герчук Ю. Искусство «оттепели». 1954 – 1964 // Вопросы искусствознания. 1996. № 1. С. 49 – 156.

Идеологические комиссии ЦК КПСС 1958 – 1964: Документы. М., 1998.

Кинематограф оттепели. Документы и материалы М., 1996.

Молева Н. Манеж. Год 1962. Хроника. Размышление. М., 1989.

Народное образование и культура в СССР. 1960-1988.Статистический сборник. М., 1989.

Неизвестный Э. Катакомбная культура и власть // Вопросы философии. 1991. № 10.

Оттепель: Страницы русской советской литературы. Вып. 1. 1953 – 1956. М., 1989; Вып. 2. 1957-1959. М., 1990; Вып. 3. 1960-1962. М., 1990.

Пыжиков А. Оттепель. Идеологические новации и проекты (1953 – 1964). М., 1998.

Рассадин С. Шестидесятники // Юность. 1960. № 12.

Тамручи Н. Из истории московского авангарда // Знание-сила 1991 № 5.

Хрущев Н.С. и творческая интеллигенция // Известия ЦК КПСС. 1990. № 11.

Эггелинг В. Политика и культура при Хрущеве и Брежневе. 1953 – 1970 гг. М., 1999.


К теме 14.

Бобринская Е. Концептуализм. М., 1994.

Боффа Дж. От СССР к России. История неоконсервативного кризиса, 1964-1994. М., 1996.

Кабаков И. 60-е – 70-е… Записки о неофициальной жизни в Москве. М., 1999

Кабаков И. 70-е гг. // Новое литературное обозрение. 1997. № 25.

Курицын В. Русский литературный постмодернизм. М., 2000.

Липовецкий М. Диапазон промежутка (эстетические течения в литературе 80-х гг.) //Общественные науки и современность. 1993. № 1.

Малая антология СМОГа. Сны о СМОГе // Новое литературное обозрение. 1996. № 20

Миф о застое. Л., 1991.

Неофициальное искусство Петербурга как явление культуры второй половины 20 в. СПб., 1995.

По страницам самиздата. М., 1990.

Самиздат Ленинграда 1950-е – 1980-е: Литературная энциклопедия / Под общ. Ред. Д.Я.Северюхина. М., 2003.

Тамручи Н. Из истории московского авангарда // Знание-сила. 1991. № 5.

Тенденции социокультурного развития России. 1960 – 1990. М., 1996.

Хазагеров Г. Семидесятые. Двойничество? Двоемирие? Бинарность? // Знамя. 1998. № 12.

Холмогорова О. Соц-арт. М., 1994.

Художественная жизнь современного общества. В 4 томах. Т.2. Аудитория искусства в России: вчера и сегодня. М., 1997.

Эпштейн М. Постмодерн в России. Литература и теория. М., 2000.


К теме 15

Ахиезер А.С., Пригожин А.П. Культура и реформа //Вопросы философии. 1994. №№ 7/8.

Ветер времени. Публицистический сборник газеты «Советская культура». М. 1998.

Ионин Л.Г. Культура на переломе. Механизмы и направление современного культурного развития России //Социологические исследования. 1995. № 2.

Новая волна: Русская культура и субкультуры на рубеже 80-90-х гг. М. 1994.

Развлекательное искусство в социокультурном пространстве 1990-х гг. Спб. Дм. Буланин, 2004.

Селезнева Е.Н. Культурное наследие и культурная политика России 1990-х (теоретико-методологические проблемы. М. 2003.

Сушков Б.Ф. Русская культура: новый курс: духовные процессы в России в условиях демократических реформ. Философия и культура гуманизма на современном этапе. М. 1996.

Файбисович С. Русские новые и неновые: эссе о главном. М., 1999.

Чередниченко Т. Россия 1990-х в слоганах, рейтингах, имиджах. Актуальный лексикон истории культуры. М., 1999

Гудков Л. Негативная идентичность: Статьи 1997 – 2002 гг. М., 2004.


^ 6.2. Материально-техническое обеспечение дисциплины

На аудиторных занятиях используется компьютерный проектор для визуализации и активизации лекционных занятий


^ 6.3. Методические указания студентам

Изучение курса не предполагает коммуникацию преподавателя и студентов в ходе семинарских занятий. Основная форма самостоятельной работы студентов –изучение рекомендованной исследовательской литературы, подготовка списка электронных ресурсов по теме, подготовка и написание рефератов и эссе.

Самостоятельная работа студентов должна соответствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формировать навыки исследовательской работы и ориентировать студентов на умение применять теоретические знания на практике.


^ Разделы и темы для самостоятельного изучения

Виды и содержание самостоятельной работы

1. Творческие и художественные объединения 1917 – 1932 гг.

Работа с исследовательской и справочной литературой

2. Сталинизм и новые ориентиры культурной политики

Работа с нормативно-правовыми документами эпохи сталинизма

3. Соцреализм как эстетическое и социальное явление

Работа со сборниками документов, знакомство с художественными произведениями, репрезентирующими принципы соцреализма

4. советская повседневность 1920- 1930-х гг.

Конспектирование исследовательской литературы, работа с толковыми словарями

5. Культура российского зарубежья

Просмотр и составление обзора электронных источников информации по теме

6. Культурные процессы в СССР в 1970 – 1980-е гг.

Чтение и критический анализ мемуарной литературы.

7. Трансформация российской культуры в 1990-е гг.

Составление каталога электронных публикаций по теме


^ 6.4. Методические рекомендации преподавателю

1. Изучив глубоко содержание учебной дисциплины, целесообразно разработать матрицу наиболее предпочтительных методов обучения и форм самостоятельной работы студентов, адекватных видам лекционных и семинарских занятий.

2. Необходимо предусмотреть развитие форм самостоятельной работы, выводя студентов к завершению изучения учебной дисциплины на её высший уровень.

3. Пакет заданий для самостоятельной работы следует выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Задания для самостоятельной работы желательно составлять из обязательной и факультативной частей.

  1. Организуя самостоятельную работу, необходимо постоянно обучать студентов методам такой работы.

  2. Вузовская лекция – главное звено дидактического цикла обучения. Её цель – формирование у студентов ориентировочной основы для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы. Содержание лекции должно отвечать следующим дидактическим требованиям:

  • изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному;

  • логичность, четкость и ясность в изложении материала;

  • возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью активизации деятельности студентов;

  • опора смысловой части лекции на подлинные факты, события, явления, статистические данные;

  • тесная связь теоретических положений и выводов с практикой и будущей профессиональной деятельностью студентов.

Преподаватель, читающий лекционные курсы в вузе, должен знать существующие в педагогической науке и используемые на практике варианты лекций, их дидактические и воспитывающие возможности, а также их методическое место в структуре процесса обучения.

6. Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала:

  • формулировка темы, соответствующей программе и госстандарту;

  • определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия;

  • выбор методов, приемов и средств для проведения семинара;

  • подбор литературы для преподавателя и студентов;

  • при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя:

  • составление плана семинара из 3-4 вопросов;

  • предоставление студентам 4-5 дней для подготовки к семинару;

  • предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, законы и постановления, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и бюллютени, статистические данные и др.);

  • создание набора наглядных пособий.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов:

  • полнота и конкретность ответа;

  • последовательность и логика изложения;

  • связь теоретических положений с практикой;

  • обоснованность и доказательность излагаемых положений;

  • наличие качественных и количественных показателей;

  • наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.;

  • уровень культуры речи;

  • использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты:

  • качество подготовки;

  • степень усвоения знаний;

  • активность;

  • положительные стороны в работе студентов;

  • ценные и конструктивные предложения;

  • недостатки в работе студентов;

  • -задачи и пути устранения недостатков.

После проведения первого семинарского курса, начинающему преподавателю целесообразно осуществить общий анализ проделанной работы, извлекая при этом полезные уроки.

7. При изложении материала важно помнить, что почти половина информации на лекции передается через интонацию. Учитывать тот факт, что первый кризис внимания студентов наступает на 15-20-й минутах, второй – на 30-35-й минутах. В профессиональном общении исходить из того, что восприятие лекций студентами младших и старших курсов существенно отличается по готовности и умению.

8. При проведении аттестации студентов важно всегда помнить, что систематичность, объективность, аргументированность –главные принципы, на которых основаны контроль и оценка знаний студентов. Проверка, контроль и оценка знаний студента, требуют учета его индивидуального стиля в осуществлении учебной деятельности. Знание критериев оценки знаний обязательно для преподавателя и студента.


^ II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения текущего контроля и промежуточной аттестации

Текущий контроль проводится в форме тестирования и понятийных диктантов.

Итоговой аттестацией является зачет, который проводится в письменной форме. Во время зачета каждый из студентов получает индивидуальное задание - два понятия из приводимого ниже понятийного минимума. Студент должен в развернутом письменном ответе охарактеризовать историческое содержание и специфику указанного феномена, ориентироваться в хронологии, назвать деятелей культуры и политических лидеров, непосредственно связанных с указанными явлениями в культурной жизни России.


^ Понятийный минимум:

Агитационное искусство 1917 – 1920-х гг.- виды, жанры, персоналии.

АХРР (Ассоциация художников революционной России) – программные установки, персоналии, роль в истории советской культуры.

^ Бесконфликтная эстетика – хронологические рамки, стилистические и содержательные особенности, наиболее характерные художественные произведения.

Большой стиль – хронологические рамки, эстетическая специфика, наиболее характерные художественные произведения.

^ Бульдозерная выставка – время и место проведения, персоналии, последствия.

Вхутемас/Вхутеин – специфика учебных заведений и роль в истории советской культуры.

Выдвиженцы – хронология явления, ценностные ориентиры, роль в истории советской культуры.

^ Главлит и Главрепертком – хронологические рамки, род деятельности, роль в истории советской культуры.

Ждановщина – хронологические рамки, полемика о причинах поворота в культурной политике, персоналии и последствия.

«Красная новь» и «Перевал» - хронологические рамки, программные установки, персоналии.

^ Киноавангард 1920-х гг. – персоналии, эстетические, тематические и идейные особенности.

Конструктивизм - хронологические рамки, эстетические и содержательные особенности, персоналии и наиболее характерные художественные произведения.

Концептуализм – хронологические рамки, программные особенности, персоналии, наиболее характерные художественные произведения.

^ Культурная революция – спектр представлений деятелей большевизма и реалии политической практики.

Культурничество – хронологические рамки и суть поворота в культурной политике.

^ Лианозовская группа – хронологические рамки, персоналии, тематические и стилевые особенности творчества.

Ликбез – хронологические рамки, этапы, методы, результаты.

МетрОполь – дата выхода альманаха, состав участников, идейно-эстетические особенности.

^ Мифология советская – тематическая и формальная специфика. Мифы советской эпохи на примере конкретного художественного произведения.

Наркомпрос – хронологические рамки, персоналии, организационная структура.

Новояз – особенности трансформации языка в советскую эпоху.

^ План монументальной пропаганды – программа, цели и результаты в исторической перспективе.

Производственное искусство – программа, лидеры и творческие результаты.

Обериуты – персоналии, творческое кредо, роль в истории советской культуры.

РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) - программные установки, персоналии, роль в истории советской культуры.

^ Реконструкция исторических городов – хронологию осуществления программы, приоритеты и последствия.

Реституция художественных ценностей – история вопроса, содержание федерального закона о реституции, основные объекты реституции.

Соцарт – творческое кредо, персоналии, знаковые произведения.

Социалистический реализм – время формирования доктрины, трактовки термина в современной историографии, знаковые произведения в различных видах искусства.

Суровый стиль – время возникновения, персоналии, творческие приоритеты, программные произведения.

Тоталитарная культура – аргументы сторон, полемизирующих по этой проблеме.

Творческие союзы – хронология создания, организационная и концептуальная специфика, роль в истории художественной культуры.






Скачать 410,5 Kb.
оставить комментарий
Янковская Г.А
Дата30.09.2011
Размер410,5 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх