Бакалаврская программа кафедра всеобщей истории Направление : история Дисциплина : История и культура Китая в Новое время Статус дисциплины icon

Бакалаврская программа кафедра всеобщей истории Направление : история Дисциплина : История и культура Китая в Новое время Статус дисциплины


Смотрите также:
Бакалаврская программа кафедра всеобщей истории Направление : история Дисциплина :...
Бакалаврская программа кафедра всеобщей истории Направление : история Дисциплина : История...
Бакалаврская программа кафедра всеобщей истории Направление : История Дисциплина : история...
Бакалаврская программа кафедра всеобщей истории Направление : История Дисциплина : история...
Бакалаврская программа кафедра всеобщей истории Направление : история Дисциплина : Этническая...
Бакалаврская программа № Кафедра всеобщей истории Направление: история Дисциплина: История...
Бакалаврская программа № Кафедра: История философии Направление: История Дисциплина: История...
Бакалаврская программа № Кафедра: История философии Направление: История Дисциплина: Философия...
Бакалаврская программа кафедра теории и истории международных отношений...
Бакалаврская программа кафедра теории и истории международных отношений...
Бакалаврская программа кафедра всеобщей истории Направление история Дисциплина История...
Бакалаврская программа № Кафедра: История философии Направление: Международные отношения...



Загрузка...
скачать




РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ


БАКАЛАВРСКАЯ ПРОГРАММА


Кафедра всеобщей истории


Направление: история

Дисциплина: История и культура Китая в Новое время

Статус дисциплины: ОПД. В.10 (обязательный)

Кредитов: 3

V семестр, лекций – 40 часа, самостоятельная работа – 68 часов.


Преподаватель: к.и.н., доц. Александр Геннадьевич Юркевич

Кафедра всеобщей истории, кабинет 508


Часы консультаций (индивидуальной работы со студентами):

по договоренности.

Телефон: 434-12-12

Email: urkevich_a@rambler.ru


СОДЕРЖАНИЕ


Описание курса……………………………………………………………….2

Цель курса…………………………………………………………………2

Содержание курса…………………………………………………………3

Организационно-методическое построение курса……………………...3

Обязательная литература………………………………………………….3

Дополнительная литература………………………………………………4

^ Условия и критерии выставления оценок………………………………….4

Балльная структура оценки………………………………………………..4

Шкала оценок………………………………………………………………5

Правила выполнения письменных работ (рефератов, эссе и контроль

ных тестовых работ)………………………………………………………5

Академическая этика……………………………………………………...6

^ Темы лекций …………………………..………………………………………6

Неделя I……………………………………………………………………6

Неделя II………………………………………………………………… ..6

Неделя III………………………………………………………………….6

Неделя IV………………………………………………………………….6

Неделя V…………………………………………………………………..7

Неделя VI………………………………………………………………….7

Неделя VII…………………………………………………………………7

^ Неделя VIII………………………………………………………………..7

Неделя IX………………………………………………………………….7

Неделя X…………………………………………………………………..7

Неделя XI………………………………………………………………….8

^ Неделя XII…………………………………………………………………8

Неделя XIII………………………………………………………………..8

Неделя XIV………………………………………………………………..8

Неделя XV…………………………………………………………………8

^ Неделя XVI………………………………………………………………..8

Неделя XVII……………………………………………………………….8

Неделя XVIII……………………………………………………………...9

Неделя XIX……………………………………………………………….9

Неделя XX…………………………………………………………………9

Темы докладов и рефератов……………………………………....................9


^

Описание курса




Цель курса:


Оказание помощи обучаемым в выявлении всеобщего и специфического в культуре Китая нового времени.

Для реализации поставленной цели в процессе преподавания курса решаются следующие задачи:

- ознакомить обучаемых с основными вехами истории Китая и тенденциями развития его культуры в новое время, с наиболее важными событиями, ведущими персоналиями, главными понятиями и реалиями китайской литературы и искусства;

- показать связь эволюции китайской культуры с преобразованиями в социально-экономической, политической и идеологической сферах;

- сопоставить главные особенности традиционной китайской культуры и общекультурного мировоззрения с мировоззренческими и общетеоретическими паттернами западной культуры.

^

.

Содержание курса:


Курс включает 18 тем, охватывающих проблематику формирования китайской культуры Нового времени как ответа на вызовы со стороны западной цивилизации, появления новых культурных тенденций, взаимодействия национальной культуры Китая с инокультурными идейными течениями, исторической эволюции китайской традиционной культуры и ее модернизации, возникновения новых мировоззренческих и художественных форм в эпоху правления компартии.

^

Организационно-методическое построение курса.

Курс предусматривает чтение лекций по темам, входящим в его содержание. В течение курса студенты выполняют две письменные аттестационные работы: внутрисеместровая рубежная аттестация и итоговая аттестационная работа, каждая продолжительностью 2 академических часа. Самостоятельная работа студентов в рамках курса включает подготовку 10-минутных выступлений на занятиях, написание рефератов, работу с источниками и литературой.

^

Обязательная литература


Аллаберт А.В. Место конфуцианства в модернизации Китая (конец Хх – начало XXI века). М., 2008.

Движение 4 марта 1991 года в Китае: документы и материалы. М., 1969.

Духовная культура Китая. Т. 1. Философия; Т. 2. Мифология. Религия; Т. 3. Литература. Язык и письменность; М., 2007-2008.

История Китая. Под. ред. А.В. Меликсетова. М., 1998. С. 8-26.

Китай на пути модернизации и реформ. 1949-1999. М., 1999.

Китайские метаморфозы: современная китайская художественная проза и эссеистика / Сост. и отв. ред. Д.Н. Воскресенский. М., 2007.

Кравцова М. История культуры Китая. М., 1999, 2001, 2003.

Крюков М.В., Малявин В.В., Софронов М.В. Этническая история китайцев на рубеже средневековья и нового времени. М., 1987.

Крюков М.В., Малявин В.В., Софронов М.В., Чебоксаров Н.Н. Этническая история китайцев в XIX – начале XX в. М., 1987.

Ломанов А.В. Христианство и китайская культура. М., 2002.

Малявин В.В. Китайская цивилизация. М., 2000, 2001.

Непомнин О.Е. История Китая: эпоха Цин. М., 2005.

Новейшая история Китая. 1917-1927. М., 1983; 1928-1949. М., 1984.

Панцов А.В. Мао Цзэдун. М., 2007.

55 лет КНР. М., 2004.

Тертицкий К.М. Китайские синкретические религии в ХХ веке. М., 2000.

Усов В.Н. История КНР: учебник. Т. 1-2. М., 2006.
^

Дополнительная литература


Алексеев В.М. Китайская народная картина: духовная жизнь старого Китая в народных изображениях. М., 1966.

Борох Л.Н. Конфуцианство и европейская мысль на рубеже XIX-XX веков. Лян Цичао: теория обновления народа. М., 2001.

Все о Китае. Т. 1-2. М., 2003.

Китай в XXI веке: глобализация интересов безопасности. М., 2007.

Кочергин И.В., Щичко В.Ф. (сост.). Страноведение Китая. Учебная хрестоматия. М., 1999.

Никифоров В.Н. Очерк истории Китая. II тысячелетие до н.э. – начало ХХ столетия. М., 2002.

Переломов Л.С. Конфуцианство и современный стратегический курс КНР. М., 2007.

Пострелова Т.А. Творчество Сюй Бэйхуна и китайская художественная культура ХХ в. М., 1987.

Стариков В.С. Материальная культура китайцев. М., 1967.

Ткаченко Г.А. Культура Китая. Словарь-справочник. М., 1999.

Цивилизации. Т. 1-2. Все о Китае. М., 2001.


^

Условия и критерии выставления оценок:



От студентов требуется посещение лекций, подготовка не менее одного устного доклада, обязательное участие в написании аттестационных работ, выполнение заданий преподавателя. Особо оценивается активная работа в течение курса (творческий подход к анализу текстов, способность четко и емко формулировать свои мысли), а также уровень подготовки рефератов и итоговая письменная работа.
^

Балльная структура оценки:



Посещение занятий – 10 баллов

Активная работа на семинаре – 20 баллов

Внутрисеместровая аттестация – 20 баллов

(в форме тестов и вопросов на основе пройденного материала)

Реферат – 18 баллов

Итоговое испытание (экзамен) – 40 баллов

Всего – 108 балла

^

Шкала оценок:


Кредитов: 3








Неуд

3

4

5

Кредит

Сумма баллов

F

FX

E

D

C

B

A

2

2+

3

3+

4

5

5+

3

108

менее 37

37

55

64

73

91

100

















































Пояснение оценок


А Выдающийся ответ

B Очень хороший ответ

C Хороший ответ

D Достаточно удовлетворительный ответ

E Отвечает минимальным требованиям удовлетворительного ответа

FX Оценка 2+ (FX) означает, что студент может добрать баллы только до

минимально удовлетворительного ответа

F Неудовлетворительный ответ (либо повтор курса в установленном по-

рядке, либо основание для отчисления)
^

Правила выполнения письменных работ (рефератов, эссе и контрольных тестовых работ)


Список тем письменных работ (курсовых работ, рефератов) предлагается студентам в начале учебного года. Студент вправе выбрать тему из данного списка или предложить свою (согласовав ее с преподавателем). Не разрешается представлять одну и ту же работу более чем по одному предметному курсу. Вопросы и задания по контрольным работам становятся известны непосредственно при тестировании. Требования к набранным на компьютере работам: двойной интервал, кегль –14, цитирование и сноски в соответствии с принятыми стандартами, тщательная выверенность грамматики, орфографии и синтаксиса. Текст реферата должен составлять не более 5 страниц (0,2 авторского листа).

Реферативная работа представляет собой изложение содержания научной статьи (реферат) или нескольких статей (сводный реферат) по проблематике курса. Цель выполнения реферативной работы – научить студента понимать, кратко и адекватно излагать содержание прочитанных научных работ, выявлять и самостоятельно формулировать главные идеи труда, с которым он ознакомился, суть авторской концепции, правильно цитировать чужой текст и ссылаться на него.
^

Академическая этика


Недопустимо включать в свою работу без кавычек и ссылок выдержки из работ других авторов, пересказывать чужую работу близко к тексту без отсылки к ней, использовать чужие идеи без указания источника. Это касается также материалов, найденных в интернете (необходимо указывать полный адрес сайта). Плагиат должен быть категорически исключен. В конце работы дается исчерпывающий список использованной литературы.

^

Темы лекций

Неделя I-II:


Лекция: Империя Цин в XVII – начале XIX в.

Литература

Кравцова М. История культуры Китая. СПб., 1999, 2001, 2003. С. 7-46, 232-245.

Духовная культура Китая. Т. 1. Философия. С. 56-78; Т. 2. Мифология. Религия. С. 79-124; Т. 3. Литература. Язык и письменность. С.396-399.

История Китая. Под. ред. А.В. Меликсетова. М., 1998. С. 145-230.

Крюков М.В., Малявин В.В., Софронов М.В. Этническая история китайцев на рубеже средневековья и нового времени. М., 1987. С. 128-240.

Ломанов А.В. Христианство и китайская культура. М., 2002. С. 124-145.

Малявин В.В. Китайская цивилизация. М., 2000, 2001. С. 48-89.

^

Неделя III-IV:


Лекция: Традиционная культура в эпоху Цин (до начала «опиумных» войн). Начало рефлексии на культуру Запада.

Литература

Кравцова М. История культуры Китая. СПб., 1999, 2001, 2003. С. 201-208, 225-231.

Духовная культура Китая. Т. 1. Философия. С. 56-78; Т. 2. Мифология. Религия. С. 79-124; Т. 3. Литература. Язык и письменность. С. 90-264; Т. 4. Политическая культура. Историческое сознание. С. 178-254.

История Китая. Под. ред. А.В. Меликсетова. М., 1998. С. 247-405.

Крюков М.В., Малявин В.В., Софронов М.В. Этническая история китайцев на рубеже средневековья и нового времени. М., 1987. С. 145-307.

Ломанов А.В. Христианство и китайская культура. М., 2002. С.145-302.

Малявин В.В. Китайская цивилизация. М., 2000, 2001.

^

Неделя V-VI:


Лекция: Китай в XIX в.: западная экспансия. Неравноправные договоры.

Литература

Кравцова М.Е. История культуры Китая. СПб., 1999, 2001, 2003. С. 209-214, 225-251.

Духовная культура Китая. Т. 1. Философия. С. 56-78; Т. 2. Мифология. Религия. С. 79-124; Т. 3. Литература. Язык и письменность. С. 90-264; Т. 4. Политическая культура. Историческое сознание. С. 236-409.

История Китая. Под. ред. А.В. Меликсетова. М., 1998. С. 345-509.

Крюков М.В., Малявин В.В., Софронов М.В., Чебоксаров Н.Н. Этническая история китайцев в XIX – начале XX в. М., 1987. С. 258-379.

Ломанов А.В. Христианство и китайская культура. М., 2002. С. 303-410.

Малявин В.В. Китайская цивилизация. М., 2000, 2001. С. 456-578.


^

Неделя VII-VIII:


Лекция: Реакция китайского общества на западную экспансию. Идеологические и культурные аспекты взаимодействия китайской и западной цивилизаций в XIX в.

Литература

Кравцова М.Е. История культуры Китая. СПб., 1999, 2001, 2003. С. 204-205.

Духовная культура Китая. Т. 1. Философия. С. 345, 467-560; Т. 2. Мифология. Религия. С. 358-487; Т. 3. Литература. Язык и письменность. С. 687.

Крюков М.В., Малявин В.В., Софронов М.В., Чебоксаров Н.Н. Этническая история китайцев в XIX – начале XX в. М., 1987. С. 235-458.

Ломанов А.В. Христианство и китайская культура. М., 2002. С. 2338-508.

^

Неделя IX-X:


Лекция: Движение «за усвоение заморских дел». Успехи и неудачи политики «самоусиления»

Литература

Кравцова М. История культуры Китая. СПб., 1999, 2001, 2003. С. 207-208, 246-254.

Ломанов А.В. Христианство и китайская культура. М., 2002. С. 204-347.

История Китая. Под. ред. А.В. Меликсетова. М., 1998. С. 356-465.

Крюков М.В., Малявин В.В., Софронов М.В., Чебоксаров Н.Н. Этническая история китайцев в XIX – начале XX в. М., 1987. С. 258-379.


^

Неделя XI:


Проведение внутрисеместровой рубежной аттестации (2 академичских часа).

Неделя XII-XIII:


Лекция: Отношение китайской интеллектуальной элиты к западной политической и культурной традиции в XIX – начале ХХ в. Проекты спасения нации.

Литература

Кравцова М.Е. История культуры Китая. СПб., 1999, 2001, 2003. С. 209-214, 225-251.

Духовная культура Китая. Т. 1. Философия. С. 56-78; Т. 2. Мифология. Религия. С. 79-124; Т. 3. Литература. Язык и письменность. С. 90-264.

История Китая. Под. ред. А.В. Меликсетова. М., 1998. С. 345-509.

Крюков М.В., Малявин В.В., Софронов М.В., Чебоксаров Н.Н. Этническая история китайцев в XIX – начале XX в. М., 1987. С. 258-379.

Ломанов А.В. Христианство и китайская культура. М., 2002.

Малявин В.В. Китайская цивилизация. М., 2000, 2001. С. 456-578.

Непомнин О.Е. История Китая: эпоха Цин. М., 2005. С. 541-637.

Панцов А.В. Мао Цзэдун. М., 2007. С. 10-76.


^

Неделя XIV-XV:


Лекция: Войны и восстания рубежа XIX–XX вв.

Литература

Духовная культура Китая. Т. 1. Философия. М., 20006. С. 337-338, 370-373, 410-411, 472-475, 510-512, 564-566. Т. 3. Литература. Язык и письменность. М., 2008. С. 152-165, 322-323, 335-337, 355-357.

Кравцова М. История культуры Китая. СПб., 1999, 2001, 2003. С. 207-208, 246-254.

Новейшая история Китая. 1917-1927. М., 1983. С. 130-181, 309-352; 1928-1949. М., 1984. С. 358-407.

Панцов А.В. Мао Цзэдун. М., 2007. С. 229-514.

Пострелова Т.А. Творчество Сюй Бэйхуна и китайская художественная культура ХХ в. М., 1987. С. 40-59.


^

Неделя XVI-XVII:


Лекция: Попытка проведения системной реформы в империи Цин (1903-1911 гг.).

Литература

Кравцова М.Е. История культуры Китая. СПб., 1999, 2001, 2003. С. 209-214, 225-251.

Духовная культура Китая. Т. 1. Философия. С. 370-373; Т. 3. Литература. Язык и письменность. С. 152-175, 204-206, 216-217, 238-239, 289, 322-323, 343-344, 352, 355-357, 443, 445, 447-450, 462-464, 466-467, 479, 481, 495-497, 524-525, 530, 540-542, 544-545, 552-554, 556-560, 598-601, 606, 637-638, 666-669..

История Китая. Под. ред. А.В. Меликсетова. М., 1998. С. 345-509.

Панцов А.В. Мао Цзэдун. М., 2007. С. 542-735.

Усов В.Н. История КНР. 1949-1965. М., 2006. С. 110-255; 1966-2004. М., 2006. С. 311-373, 380-396, 448-454, 574-617.

^

Неделя XVIII-XIX:


Лекция: Сунь Ятсен и «Объединенный союз»: начало национально-революционного движения в Китае. Синьхайская революция 1911 г.

Литература

Духовная культура Китая. Т. 1. Философия. С. 370-373; Т. 3. Литература. Язык и письменность. С. 223, 245-246, 464, 530, 669-671.

История Китая. Под. ред. А.В. Меликсетова. М., 1998. С. 345-509.


^

Неделя XX:


Проведение итоговой аттестационной работы (2 академических часа).


Темы докладов и рефератов

Политика маньчжурской династии Цин в сфере идеологии и культуры.

Восстания в Китае XIX в. как отражение культурных процессов.

Основные идейные течения в Китае на рубеже XIX-XX вв.

Основные концепции соотношения китайской и западной культур в китайской мысли XIX-XX вв.

Китайское изобразительное искусство в ХХ в.

Китайское театральное искусство в ХХ в.

Роль традиции в современной политической культуре Китая.

Отражение борьбы Гоминьдана и КПК в китайской литературе и искусстве.

«Великая пролетарская культурная революция» и ее политические и культурные последствия.

Китайская литература ХХ – начала XXI в.

«Движение за новую культуру» в Китае 10-20-х годов ХХ в.

Концепции соотношения китайской и западной культур в трудах мыслителей Китая конца XIX – начала ХХ в.

Культурные аспекты системной реформы в Китае (начало 80-х годов ХХ в. – начало XXI в.)


^
История и культура Китая в Новое время
Методические и дидактические материалы


Словарь (глоссарий)

Аомэнь (Макао). Полуостров на юге Китая; вместе с островами Ганьцзы и Лухуань с XVI в. – территория, арендованная португальцами, с XIX в. – колония Португалии; 20 декабря 1999 г. возвращена в юрисдикцию Китая.

^ Байхуа. Китайский литературный язык, близкий к разговорному.

«Боксерское» восстание. См. Ихэтуань.

Ван Говэй. 1877-1927. Историк, филолог, философ, один из первых дешифровщиков древних гадательных надписей, перевернувших представления современной науки о китайской древности; первый историк китайского театра.

^ Вэньянь. Литературно-письменный язык старого Китая.

Вэй Юань. 1794-1856. Один из пионеров изучения стран Запада и их технических достижений.

Гонконг (диал. от Сянган). Территория на юге Китая, включающая о-в Сянган и п-ов Цзюлун с прилегающими островами; важный торговый и финансовый центр. Сянган и южная часть Цзюлуна по договору 1860 г. стали владением Великобритании на правах «вечной аренды», остальная территоря Гонконга (Новая территория) арендована в 1898 г. на 99 лет. По китайско-британскому соглашению 1984 г. Гонконг возвращен Китаю 30 июня 1997 г. как «особый район» на условиях сохранения прежнего социально-экономического строя в течение 50 лет.

Гоюй. «Национальный язык». Введенное в начале ХХ в. и сохранившеес на Тайване наименование литературно-разговорного языка, кодифицированного на базе пекинского диалекта в качестве аналога национальных языков развитых стран. До того в многодиалектном Китае при наличии общего (но не воспринимавшегося на слух) письменного языка вэньяня отсутствовал общепонятный национальный язык, на котором можно было бы говорить. На Тайване и в диаспоре известен также как гуаньхуа («язык чиновников», «официальный язык»). В КНР известен под названием путунхуа (см.).

^ Гохуа. «Госудраственная (национальная) жиаопись». Термин, в начале ХХ в. закрепившийся за живописью в национальном китайском стиле.

Гуансюй. Император маньчжурской династии Цин, пытавшийся провести в конце XIX в. реформы в буржуазно-либеральном духе («сто дней реформ» 1898 г.). Фактически отстранен от власти вдовствующей императрицей Цыси, умерщвлен накануне ее смерти в 1908 г.

Гуанчжоу. Один из крупнейших экономических и культурных центров Китая, главный город южнокитайской провинции Гуандун.

^ Гувэнь. «Древнее письмо», традиц. лит-ра несюжетных форм.

Гун Цзычжэнь. 1792-1841. Мыслитель, литератор, поэт, сторонник политико-правовой и научно-технической реформации.

Гу Янъу (Гу Тинлинь). 1613-1682. Философ, основоположник эмпирико-критического направления в конфуцианстве – пу сюэ («учения о простом»).

^ Да тун. «Великое единение». Конфуцианская утопия, представленная в каноне «Ли цзи».

Дай Чжэнь. 1723-1777. Главный представитель эмпирико-критического направления в цинском конфуцианстве – пу сюэ («учения о простом»).

«Жулинь вайши». «Неофиц. история конфуцианства». Сатирич. Роман У Цзинцзы (1701-1754).

«Земельная программа Небесной династии». Документ тайпинов, представивший в виде закона утопический план общественного устройства.

Ихэтуань. «Союз за справедливость и гармонию». Тайное общество, ставшее инициатором восстания 1898-1901 гг. против засилья держав в Китае. Другое название общества – ихэцюань («Кулак мира и справедливости») - дал восстанию привычное в западной литературе наименование «боксерского».

Кан Ювэй. 1858-1927. Лидер и идеолог умеренно реформаторского движения в Китае.

^ Китайская Республика. Название китайского государства в 1912-1949 г. и самоназвание политического образования на Тайване, куда в 1949 г. эмигрировало правительство Китайской Республики, проигравшее гражданскую войну компартии.

^ Ланьлин Сяосяошэн. «Ланьлинский насмешник». Псевдоним автора нравоописательного романа «зинь, Пин, Мэй».

Ли Хунчжан. 1823-1901. Государственный деятель, политический мыслитель, представитель «группировки заморских дел», стронник политики «самоусиления».

Линь Цзэсюй. 1785-1850. Государственный деятель, мыслитель. Принятые им решительные меры против торговцев опиумом в Гуанчжоу стали поводом к первой «опиумной» войне.

^ Лян Цичао. 1873-1923. Философ, историк философии, представитель либеральной реформаторской политической мысли, публицист. Считал морально-этические факторы детерминантами исторического развития.

Маньчжурия. Историческое название трех северо-восточных провинций Китая.

^ Маттео Риччи. Руководитель первой католической миссии в Китае.

Нанкин. Центр пров. Цзянсу, в средние века и в 1927-1947 гг. – столица Китайской Республики.

Неоконфуцианство (Neo-Confucianism). Термин западного происхождения, обозначающий направление конфуцианства, сложившееся в XI-XII вв. Применяется в нескольких значениях: 1) концепции основоположников «учения о принципе» (ли сюэ) - Чжоу Дуньи, Чжан Цзай, Чэн Хао, Чэн И (XI в.), Чжу Си (XII в.) и их последователей; 2) «учение о принципе» и конкурировавшее с ним «учение о сердце» (синь сюэ); 3) концепции мыслителей-конфуцианцев дальневосточного региона XI-XX вв. Неоконфуцианство, в целом противостоявшее буддизму и даосизму, использовало проблематику и способы постановки проблем, присущие конкурентам конфуцианства; широко использовало методологические схемы и модели, основанные на «Чжоу и» («И цзине»); опирало теоретические построения не столько на «Пять канонов» («У цзин»), сколько на выделенное основоположниками конфуцианства «Четверокнижие» («Лунь юй», «Мэн-цзы», «Да сюэ», «Чжун юн»).

^ Новая территория. Северная часть территории Сянгана (Гонконга), арендованная Великобританией в 1898 г. сроком на 99 лет.

«Новое сочинение в помощь управлению». Сочинение Хун Жэньганя, одного из руководителей и идеологов тайпинов, предлагавшее меры по техническому и экономическому развитию Китаю.

«Опиумные» войны. Войны Китая с Англией, потом с Англией и Францией (1840-1842, 1856-1860), приведшие к заключению унизительных для Китая договоров.

^ Пекин (диал. от Бэйцзин – Северная столица). Столица КНР (в 1927-1949 гг. столицей Китайской Республики был Нанкин).

Провинция. Основная крупнейшая административная единица в Китае с XVIII в.

Пу И. Последний император маньчжурской династии Цин (правл. 1908-1912), в 1932-1945 гг. – император марионеточного государства Маньчжоу-го на северо-востоке Китая.

^ Пу Сунлин. 1640-1715. Псевд. Ляо Чжай. Прозаик, возродил традицию рассказов о нежити.

Симоносекский договор 1895 г. Подвел итоги китайско-японской войны 1904-1905 гг., привел к потере контроля Китая над Кореей и Тайванем.

Синьцзян (букв. «Новая граница»). Административное образование на северо-западе КНР. Историческое название – Восточный Туркестан.

^ Синьхайская революция. Антимонархическая революция 1911 г. (год Синь-хай по традиционному календарю), приведшая к падению маньчжурской династии Цин и учреждению в Китае республики.

^ Синьюэ пай. «Новолуние». Лит объединение, существовавшее в 1927-1933. Исповедовало эстетизм, идеи просветительства. В числе участников были Ху Ши, Лян Цичао и др. Противостояло «левым» лит. объединениям.

^ Сунь Ятсен (1866-1925). Лидер Объединенного союза – главной организованной силы антиманьчжурской Синьхайской революции 1911 г., основатель партии Гоминьдан.

Тайвань. Крупнейший из принадлежащих Китаю островов. В 1895-1945 гг. находился под юрисдикцией Японии. В административном отношении представляет собой одну из провинций Китая. С 1949 г. служил местом пребывания правительства Китайской Республики, правопреемниками которого считают себя власти Тайваня.

^ Тайпинское восстание. Охватившее районы по течению и к югу от Янцзы восстание тайной организации – «Общества поклонения Верховному Владыке» (1850-1864), руководители которого объявили о создании «Небесного государства Великого равенства» (Тайпин тяньго).

^ Тань Сытун (1865-1898). Один из лидеров реформаторского движения конца XIX в.

Тунмэнхуэй. «Объединенный союз». Революционная организация, созданная Сунь Ятсеном для свержения маньчжурской династии Цин.

^ Тяньцзиньские договоры 1858 г. Договоры Китая с Англией, Францией, США и Россией, заключенные после военных поражений Китая во второй «опиумной» войне и закрепившие привилегии названных держав.

^ У Вояо. 1867-1910. Журналист, писатель, автор сатирических («Странные события за двадцать лет») и обличительных романов.

У Цзинцзы. Псевд. Вэньму. 1701-1754. Литератор, поэт, эссеист, автор «Неофициальной истории конфуцианцев».

^ У Чаншо. Живописец 19 - первой половины 20 в.

Хун Жэньгань. 1822-1864. Один из лидеров и идеологов тайпинского восстания, автор «Нового сочинения в помощь управлению».

«Хун лоу мэн». «Сон в Красном тереме». Нравоописательный роман сер. 18 в., автором принято считать Цао Сюэциня.

^ Хун Сюцюань. 1814-1864. Главный лидер и идеолог тайпинского восстания.

«Цзинь, Пин, Мэй». Букв. «Цветы сливы в золотой вазе». Нравоописательный и эротич. роман 16 в.

^ Цзэн Гофань. 1811-1872. Государственный деятель, политический мыслитель; возглавлял «группировку заморских дел».

Цзэн Пу. Автор обличительного романа «Цветы в море зла» (1907).

Цыси. Вдовствующая императрица, фактически правившая Китаем в 1861-1908 гг.

^ Чжан Бинлинь. 1896-1936. Чжан Тайянь. Общественный деятель, мыслитель, публицист, один из идеологов национального движения в Китае; создатель оригинальной космологической и историософской концепции.

^ Ши Тао. Художник, теоретик живописи 17 – начала 18 в.

Ши Юйкунь. 19 в. Автор героического романа «Трое храбрых, пятеро вправедлтвых».

Юань Шикай. Крупный сановник и военачальник последних лет империи Цин, в 1912-1915 гг. – временный президент Китайской Республики. Его планы реставрации монархии встретили отпор со стороны Национального собрания и южнокитайских генералов.

Янь Фу. 1854-1921. Идеолог реформаторства, крупнейший переводчик западных научных, философских и общественно-политических трудов на китайский язык.


^ История и культуры Китая в Новое время

Методические указания для студента


Тема 1. Империя Цин в XVII – начале XIX в.

Важность комплексного изучения Китая для будущего России и мира. Китайская цивилизация как основа цивилизаций Восточной Азии; китайский язык – “восточноазиатская латынь” в средние века. Отличия от большинства цивилизаций: иероглифическая письменность, беспрецедентная древность, непрерывность культурного самосознания. Преемственность основных культурных установок (например, выраженных в понятиях “Поднебесная”, “Срединное государство” и т.п.). Китайская культура как зеркало современной западной и российской культур. Гипотеза Хантингтона о «столкновении цивилизаций».

Понятие «новой истории» в современной китайской историографической традиции (от «опиумной» войны 1840-1842 г. до Синьхайской революции 1911 г.).

Завоевание Китая маньчжурами, сопротивление завоевателям. Принудительное введение маньчжурами новых обычаев в одежде и прическе. Принятие маньчжурскими правителями китайской имперской идеологии. Ужесточение цензуры, тенденция к формализации имперской идеологии и культуры, составление литературных сводов и энциклопедий. Изоляционистская политика маньчжуров, запрет на проповедь христианства. Использование католических миссионеров в качестве астрономов, инженеров, картографов, оружейников. Запрет на обучение иностранцев китайскому языку, ограничение иностранной торговли. Расширение территории империи за счет Синьцзяна и Тибета.

Клановая и сословная структура китайского общества (сословия цижэнь – «знаменные», шэньши, нун – «крестьяне», ремесленники и торговцы), сословная регламентация в быту и в юридической сфере; хозяйственная и диалектная обособленность регионов; местные элиты и центральная власть.

Первые контакты с европейцами: португальцы в Макао, миссия иезуитов (конец XVI – начало XVII в.), последующие католические миссии; русские посольства в Китай, стычки маньчжурских отрядов с казаками в XVII в., голландцы на Тайване, английская фактория в Гуанчжоу, французская в Нинбо; Русская Духовная Миссия в Китае (1715), западные и русские посольства XVIII в.; торговля с Россией через Кяхту, с Западом – через Гуанчжоу.

Активизация западной дипломатии в конце XVIII – начале XIX века. 1773 г. – монополия Британской Индии на торговлю опиумом. Запрет на ввоз опиума в Китай (1800). Посольства Маккартни (1793), Амхерста (1818). Ликвидация монополии Ост-Индской компании на торговлю с Китаем. Продажа опиума Китаю за серебро с целью прекращения оттока серебра из британской казны (на закупки китайского чая и т.п.). Назначение в Гуанчжоу торгового представителя Нэпира, военная провокация в устье р. Чжуцзян. Назначение Линь Цзэсюя наместником в Гуанчжоу (1834), введение им запрета на торговлю с иностранцами, блокада английской фактории, конфискация и сожжение опиума (1839). Англо-китайские столкновения на море в 1839 г.


^ Тема 2. Традиционная культура в эпоху Цин (до начала «опиумных» войн). Начало рефлексии на культуру Запада.

Тенденеции философской и общественно-политической мысли. Жесткий акцент на доктрине Чжу Си в качестве государственной идеологии. Проникновение янминизма в Японию и Корею, возникновение на его основе самобытных школ.

Появление в XVII-XIX вв. «учение о естестве», или «простого учения» (пу сюэ) как оппозиции ведущим направлениям неоконфуцианства. Гу Яньу (1613-1682): идея восстановления подлинного «учения совершенномудрых» в версии «школы текстов старых письмен», выработанной в эпоху Хань. Противопоставление Дай Чжэнем (1723-1777) своих комментариев к конфуцианской классике «искаженным» толкованиям основоположников ли сюэ и синь сюэ. Отрицание им наличия «принципов»-ли в человеческом «сердце», идея их выявления исключительно посредством анализа эмпирической реальности и исследования текстов конфуцианских канонов.

Самобытные мыслители-конфуцианцы, развивавшие концепции, во многом противоречившие основоположениям ли сюэ и синь сюэ. Ван Тинсян (1474-1544): близость по воззрениям к Чжан Цзаю, отрицание фундаментальных положений школ Чэн – Чжу и Лу – Вана. Оспаривание идеи неизменности «принципов» в их социальном модусе (как абсолютных моральных норм) – они изменяются во времени; «доброта» присуща только «природе» «совершенномудрых» (шэн жэнь), у обычных людей она является результатом воспитания; знание обусловливается главным образом эмпирикой. Ван Фучжи (Ван Чуаньшань, 1619-1692): развитие материалистических тенденций китайской философии; версия учения о «Великой пустоте» как вместилище «пневмы»-ци, близкая представлениям о «дурной бесконечности» и о неуничтожимости материи. Хуан Цзунси (1610-1695): отрицание сакрального статуса правителя, признание за конфуцианской бюрократией роли параллельного ему политического субъекта, а за конфуцианскими школами – роли стабилизатора политики (контролирующие и консультативные функции).

Кодификация и формализация прежних культурных достижений, создание под официальной эгидой энциклопедий и справочников. Ужесточение цензуры, «запрещенные книги». Движения тайных обществ и синкретических религиозных сект. Деятельность католических миссионеров в Китае, споры о методах проповеди христианства. Попытки миссионеров пропагандировать культури научные достижения Запада, реакция на них китайской интеллектуальной элиты. Восприятие китайской культуры западными просветителями.


^ Тема 3. Китай в XIX в.: западная экспансия. Неравноправные договоры.

“Опиумная” война (1840-1842): блокада Гуанчжоу, Сямыня (Амоя), десант в г. Динхай на о-вах Чжоушань (юго-восточнее Шанхая). Отстранение Линь Цзэсюя, попытка соглашения в Англией (Ци Шань), объявление войны Англии. Десант в Гуанчжоу в мае 1841 г., захват Сямыня в августе, Динхая и Нинбо в октябре, Усуна (подступы к Шанхаю) в весной 1842 г., Шанхая в июне 1842 г., Чжэньцзяна (на пересечении Великого канала и Янцзы); Нанкинский мирный договор (август 1842 г.), открытие Гуанчжоу, Сямыня, Фучжоу, Нинбо и Шанхая для торговли и поселения англичан, переход о-ва Сянган в «вечное владение» Англии; выплата Китаем контрибуции. Упразднение монопольной купеческой корпорации, ограничение размеров таможенной пошлины (5 %).

1843 г., Хумэнь – «дополнительное соглашение о торговле в пяти портах», консульская юрисдикция, сеттльменты, право «наибольшего благоприятствования» для Англии. Июль 1844 г. – договор с США в Ванся (распространение на США английских привилегий); октябрь 1844 г. – аналогичный франко-китайский договор (плюс право миссионерской деятельности для католиков).

1854 г. – требования Англии, Франции и США к Китаю: право неограниченной торговли, допущение посланников в Пекин. Разрешение торговли опиумом.

Вторая «опиумная» война (1856-1860). Арест экипажа «Эрроу» (8 октября 1856 г.), бомбардировка Гуанчжоу, атака ополчения на английские форты. 1857 г. – вступление в войну Франции (предлог – убийство миссионера в пров. Гуанси). Декабрь 1857 г. – требования английского посланника лорда Элгина (допуск иностранцев в Гуанчжоу, возмещение убытков, пересмотр договоров); захват Гуанчжоу. Поход англо-французских войск на север, занятие в мае Дагу и Тяньцзиня. Тяньцзиньские англо-китайский и франко-китайский договоры (июнь 1858 г.): постоянные миссии в Пекине, торговля по р. Янцзы, свободное перемещение по Китаю; снижение таможенных пошлин, легализация торговли опиумом, контрибуция. Тяньцзиньский договор с США (открытие семи портов, постоянная миссия в Пекине, расширение права консульской юрисдикции и т.д.). Отказ Цинов допустить в Пекин военную эскадру, попытка прорыва силой (25 июня 1859 г.). Июнь 1860 г. – военные действия на Ляодунском п-ове и в Северном Китае; август – захват Тяньцзиня, 21 сентября 1860 г. – бой на мосту Балицяо близ Пекина, захват Юаньминъюаня , Пекина, бегство императора в пров. Жэхэ. Октябрь 1860 г. – Пекинские конвенции (подтверждение тяньцзиньских договоров, выплата контрибуции, Тяньцзинь – открытый порт, к Англии отошла южная часть п-ова Цзюлун.

1859 г. – учреждение Управления императорскими морскими таможнями во главе с англичанином. Вывоз кули в США, страны Карибского бассейна, Юго-Восточную Азию, Австралию, Латинскую Америку.

1861 г. – учреждение Цзунлиямыня, ведавшего иностранными делами. Ноябрь 1861 г. – переворот князя Гуна и императрицы Цыси.

16 мая 1858 г. – Айгуньский договор (размежевание с Россией в бассейне Амура), 1 июня – Тяньцзиньский договор с Россией. Пекинский договор 2 ноября 1860 г. – подтверждение Айгуньского договора, признание прав России на Уссурийский край, обозначена граница в Средней и Центральной Азии.

Повышение курса серебряного юаня, усиление налогового гнета, разорение ремесленников вследствие увеличения импорта западных товаров (тканей и т.п.). Тайные общества с антиманьчжурской идеологией.


^ Тема 4. Реакция китайского общества на западную экспансию. Идеологические и культурные аспекты взаимодействия китайской и западной цивилизаций в XIX в.

Идеология Тайпинского восстания 1850-1864 гг. – влияние образов и идеологем христианства. Хунсюцюань, «Общество поклонения Небесному Владыке». Начало восстания в 1850 г. в пров. Гуанси (этническая общность хакка), захват троеградья Ухань и Нанкина в 1853 г. Организация и иерархия тайпинов, «священные кладовые», внешние признаки неповиновения маньчжурам. «Земельная система Небесной династии» - уравнительное распределение земли, патриархальные военизированные общины, уравнение женщин в правах с мужчинами. Северная экспедиция и Западный поход тайпинов, восстание Сяодаохуэй в Шанхае (1853-1855). Раскол в рядах тайпинов (1856). «Новое сочинение в помощь управлению» Хун Жэньганя (1859): предложения относительно строительства железных и шоссейных дорог, пароходов, периодической печати, банковского дела, содействия частному предпринимательству и т.п. Вмешательство держав, поражение восстания.

Восстание няньцзюней («факельщиков», 1853-1868), народности мяо (1854-1872), мусульман пров Юньнань (народность пантай, 1855/1856-1873) с центром в г. Дали; дунган пров. Шэньси, Ганьсу, Цинхай, к которым присоединились уйгуры и другие народы Синьцзяна (1862-1878); переход дунган во главе с Биянху на территорию России.

Зарождение регионального милитаризма (Цзэн Гофань, Ли Хунчжан и др.) в результате подавления восстания тайпинов.

Усиление проникновение держав в Китай в последней трети XIX в. 70 протестантских миссионерских организаций в открытых портах, католические миссии, захват общинных зданий и земель; антимиссионерские выступления. Убийство миссионеров в Тяньцзине (1870). Убийство на границе Юньнани и Бирмы английского консульского чиновника Маргари (1875); получение Англией контрибуции и право торговли в пограничных районах Юньнани (1876). Право экстерриториальности, открытие четырех портов с шестью якорными стоянками на р. Янцзы. 1886 г. – вхождение Бирмы в состав Британской империи. 1872 г. – формальное присоединение Японией о-вов Рюкю; 1874 г. – карательная японская экспедиция на Тайвань. 1885 г. – подписание в Тяньцзине соглашения о признании за Японией тех же прав в Корее, на которые претендовали Цины.

1883 г. – голосование французской палаты депутатов за кредиты на военную экспедицию в Северный Вьетнам. Потопление наньянской (южной) эскадры на рейде Фучжоу. Стихийное сопротивление на местах, забастовка в Гонконге.

1885 г. – мирный договор с Францией в Тяньцзине. Отказ от сюзеренитета над Вьетнамом, премущественные права Франции в Южном Китае. Отстранение от власти князя Гуна как виновника поражений, усиление влияния Ли Хунчжана. Шанхай, Тяньцзинь, Гуанчжоу и Ханькоу как опорные базы держав. Открытие к 1890 г. 32 портовых городов; удвоение в 1885-1895 гг. внешнеторгового оборота (со 153 млн. лянов до 315 млн.); 2/3 китайского импорта и более половины экспорта – на Англию. Издание английских, французских и других газет на китайском языке, активизация миссионерских школ, религиозных и благотворительных обществ (к началу 90-х годов в Китае – 628 европейских и 335 китайских католических священников, штат протестантских миссий – около 6 тыс. человек). Появление частных китайских газет, брошюр, пропагандировавших общественный строй Запада. Развитие компрадорского капитала. Антииностранные выступления в среднем и верхнем течении Янцзы (1890-1893).


^ Тема 5. Движение «за усвоение заморских дел». Успехи и неудачи политики «самоусиления»

Страны Запада в китайских сочинениях середины XIX в.: представления Юй Чжэнсе (1775-1840) о России (семь городов на «ск» - Москваск, Киевск, Смоленск и т.д.); мнения о недостоверности сведений, содержавшихся в трудах миссионеров; донесение императору Даогуану после начале «опиумной» войны (уверенность в устроении административного аппарата Англии по китайскому образцу и т.д.). Гун Цзычжэнь о необходимости технической и социально-экономической модернизации, упразднении отживших общественных институтов. Яо Ин (Юньнань) о предрешенности победы англичан их информированностью о Китае. Подготовка по инициативе Линь Цзэсюя свода переводов по географии Англии, США, Франции, России и других стран. «Хайго тучжи» («Иллюстрированное описание заморских стран», 1846-1847) Вэй Юаня: «Изучить то, чем сильны варвары, чтобы с помощью этого одолеть их». Сборники Юй Цзишэ (Фуцзянь), Лян Тиндань (Гуандун), Чэнь Фэнхэ (Цзянси), Яо Ина и других китайских ученых (на основе опроса миссионеров и пленных). Упоминания о параллелях и меридианах, Северном и Южном полюсах, данных естественных наук (Сюй Цишэ: сведения о неподвижном солнце и вращении вокруг него Земли как «в высшей степени странные»); географические карты; краткие описания парламентской формы правления и традиции «общественного обсуждения» важнейших вопросов как беспрецедентных явлений (это вызывает «симпатии людей»).

Отсутствие поддержки авторов таких публикаций со стороны двора; японский реформатор Такасуги Синсаку в 1862 г. о непринятии Цинами адекватных мер для отпора агрессии Запада.

«Движение за усвоение заморских дел». Апологеты «самоусиления»: Цзэн Гофань, Ли Хунчжан и другие. Чжан Чжидун: «Китайская наука в качестве основы, западная наука для утилитарного применения». Уверенность в том, что на Западе можно заимствовать только технику, вооружение и методы ведения военных действий. Устроение с этой целью учебных заведений, посылка студентов за границу. Строительство арсеналов (Аньцин, Шанхай, Сучжоу, Нанкин и т.д.), флота (верфи в Шанхае, Ханчжоу, Фучжоу и т.д.). Пароходная компания и т.д.; учебные заведения западного образца. Управление Кайлуаньскими угольными копями и т.д. Функции Цзунлиямыня – внешняя торговля, закупка техники и вооружения, судов, морская оборона, железнодорожное строительство, горное дело и т.п. Новые неравноправные договоры держав с Китаем, концессии и сетльменты, консульская юрисдикция, контроль держав над таможнями.

^ Тема 6. Отношение китайской интеллектуальной элиты к западной политической и культурной традиции в XIX – начале ХХ в. Проекты спасения нации.

Споры о соотношении культур Востока и Запада в 60-80-е годы XIX в. Фэн Гуйфэнь и другие:о дополнении традиционных нравственных устоев тем, с помощью чего другие страны добиваются богатства и силы.

«Раннереформаторское» движение в рамках «движения за усвоение заморских дел» как альтернатива «самоусилению». Предложения Фэн Гуйфэня: ускоренное создание отечественной промышленности, реформа государственного управления, учреждение школ по западному образцу, присуждение ученых степеней за научные и технические знания. Сюэ Фучэн, Го Сунтао, Ван Тао, Ма Цзяньчжун, Чжэн Гуаньин и другие: с учетом опыта Запада и Японии поощрение торговли, промышленности и ремесел, частной инициативы, совершенствование системы управления (в том числе введение конституционной монархии). Элементы китаецентризма. Чжэн Гуаньин, Сюэ Фучэн, Сун Юйжэнь: западная наука представляет собой совокупность знаний, которые «искони были присущи китайской науке». Тан Чжэнь: «Политические учения Запада в большинстве своем основываются на «Чжоу ли».

Сопротивление традиционалистов («твердолобые» изоляционисты – Лю Сихун и другие; «группа моральной чистоты» - Чжан Пэйлунь, Чэнь Баочэнь, Сюй Чжисянь, Хуан Тинфан и другие); предложения «очистить» органы управления путем восстановления древних норм.


^ Тема 7. Войны и восстания рубежа XIX–XX вв.

Активизация японской дипломатии в Сеуле в начале 90-х годов. Поддержка Англией и США японских притязаний. Попытки цинского резидента в Сеуле Юань Шикая ограничить японское влияние. Восстание тонхаков в Корее, вмешательство войск Китая и Японии. Пленение японцами корейского короля, объявление им войны Китаю. Военные действия в Маньчжурии и на п-ове Ляодун. Победы японцев на суше и на море. Переговоры Ли Хунчжана в Симоносеки. Ранение Ли Хунчжана японским националистом; поддрежка Китая Россией, сокращение суммы контрибуций с 300 млн. лянов до 200 млн., отказ Японии от оккупации Мукдена (Шэньяна), от открытия Пекина для иностранной торговли. Симоносекский договор (апрель 1895 г.), ст. 1 – независимость Кореи от Цинской империи. Переход Тайваня, Пескадорских о-вов и Ляодунского п-ова под юрисдикцию Японии. Открытие для японской торговли и предпринимательства ряда внутренних городов Китая. Получение Японией права ввоза промышленного борудования и капиталов в Китай, распространение этого права на другие державы. Исключение под нажимом России при обмене ратификационными грамотами в Пекине из текста договора статьи об отказе Китая от Ляодунского п-ова.

Поражение Китая как свидетельство краха политики «самоусиления». Проникновение иностранного капитала в Китай (прежде всего в легкую промышленность), около 600 иностранных фирм в Китае, около 50 тыс. иностранных подданных; преимущественные права Франции на разработку недр Южного и Юго-Западного Китая; германские концессии в Тяньцзине и Ханькоу; предоставление России права на строительство КВЖД. 1897 г. – оккупация Германией области Цзяочжоу на юге Шаньдунского п-ова; 1898 г. – превращение Циндао в германскую военно-морскую базу (1898); аренда Францией побережья залива Гуаньчжоувань, Англией – п-ова Цзюлун и порта Вэйхайвэй в Шаньдуне; предоставление России концессии на строительство южной ветки КВЖД – южно-маньчжурской железной дороги. До конца 1898 г. – предоставление концессий на строительство 7500 миль железных дорог и прав на разработку шахт и рудников.

Школа иностранных языков в Пекине. Знакомство китайской интеллигенции с западной мыслью, развитие переводческой деятельности (переводы Янь Фу – А. Смита, Г. Спенсера, Т. Гексли и др.). Различия культурного менталитета, проблемы понятийного аппарата. Обращение Кан Ювэя в 1888 г. к императору Гуансюю с призывом к проведению реформ.

1895 г. – начало реформаторского движения. Собрания чиновников, съехавшихся в Пекин на столичные экзамены, принятие коллективного меморандума (наказание виновных в поражении в войне с Японией, продолжение войны, перенесение столицы в Сиань; реорганизация армии по европейскому образцу, выдвижение талантов, привлечение на службу китайцев-эмигрантов; ликвидация устаревших учреждений, выпуск бумажных денег; строительство железных дорог, производство машин и парозодов, открытие шахт и рудников; создание государственной почтовой системы; ограждение китайского предпринимательства от иностранной конкуренции и произвола чиновников; повышение товарности сельского хозяйства, внедрение технических культур, ирригации и механизации; распротсранение грамотности, подготовка технических кадров; придание конфуцианству статуса государственной религии, использование его для проникновения в страны Юго-Восточной Азии; создание совещательного органа при императоре). Создание Кан Ювэем Ассоциации усиления госдарства, выпуск газеты «Цянсюэ бао» («Учение об усилении государства»). Идея уравнения в правах маньчжуров и китайцев.

“Сто дней реформ” 1898 г. Создание Гуандунской научной ассоциации, «Ассоциации познавших позор». Меморандум Кан Ювэя – предложение императору Гуансюю по примеру Петра I и японского императора Хирохито возглавить проведение реформ. Союз защиты государства. Указ «Об установлении основной линии государственного строительства». Умеренное реформаторство (Кан Ювэй, Лян Цичао) и радикальное националистическое (Тань Сытун). Попытка свержения режима Цыси, предательство Юань Шикая. Разгром реформаторского движения.

Антимиссионерские выступления 1896 г. в пров. Шаньдун (тайное общество Дадаохуэй). С 1898 г. – выступления в северных уездах пров. Шаньдун (тайное общество Ихэтуань – «Союз во имя мира и справедливости», или Ихэцюань – «Кулак во имя мира и справедливости», отсюда западное наименование восстания - “боксерское”). Поклонение богу войны Гуань-ди, ббожествам народного пантеона. Антииностранные лозунги, уничтожение телеграфных линий, железных дорог, зданий западной архитектуры, даже трофейного оружия, убийства иностранцев и китайцев-христиан.

Первый этап: конец 1898 г. – весна 1900 г. Восстание в границах пров. Шаньдун, назначение туда Юань Шикая и расправы с восставшими.

Второй этап: с весны 1900 г. Восстание перекидывается в столичную провинцию Чжили, появление антиманьчжурских и антиправительственных лозунгов. Высадка в Дагу иностранных войск, интервенция восьми держав (Англия, США, Япония, Франция, Россия, Германия, Италия, Австро-Венгрия). Поддержка ихэтуаней Цинами, вступление повстанцев в Пекин, объявление войны державам (20 июня 1900 г.). Осада иностранных посольств в Пекине и концессий в Тяньцзине, поражение отряда адмирала Сеймура на подступах к Пекину. Вступление объединенного корпуса держав в Пекин (август 1900 г.), бегство двора в Тайюань и Сиань. Отсутствие поддержки восстания со стороны реформаторов и национал-революционеров. Поддержка со стороны деятелей РСДРП, западных социалистов.

Третий этап: приказ цинским войскам на подавление ихэтуаней; прибытие корпуса Вальдерзее, карательные экспедиции. Подписание 7 сентября 1901 г. Ли Хунчжаном Заключительного протокола: обязательства выплаты контрибуции в течение 39 лет (450 млн. лянов, с учетом процентов – более 1 млрд. лянов), не иметь войска в столичном округе, уничтожения укреплений, прикрывавших Тяньцзинь с моря, право держав иметь войска в Северном Китае, создание в Пекине посольского квартала под управлением держав с иностранными гарнизонами. Обязательство Цинов в течение пяти лет не проводить государственные экзамены, наказать виновных сановников, посольства в Германию и Японию с извинениями за убийства дипломатов. Возвращение правительства в Пекин в январе 1902 г.

Строительство КВЖД, русские в Маньчжурии, итоги русско-японской войны 1904-1905 гг. для России и Китая.


^ Тема 8. Попытка проведения системной реформы в империи Цин (1903-1911 гг.).

Переход казенных и казенно-частных предприятий в частную собственность. Увеличение пассивного для Китай баланса внешней торговли. 1900-1914 гг. – увеличение иностранных инвестиций с 750 млн. долл. До 1 650 млн. долл. (железнодорожное строительство, внешняя торговля, горная промышленность). Более 100 открытых для иностранной торговли портов и населенных пунктов (1912). 2400 иностранных фирм, 165 тыс. иностранцев (1913). Экспорт хлопка, сои, шелка, чая. Оттеснение национального капитала в пищевую и текстильную промышленность. Развитие мелкотоварного уклада в деревне. Сращивание бюрократии с национальным капиталом. Цинская монархия как символ произвола, предательства национальных интересов, препятствие для развития национального предпринимательства.

«Новый курс» цинского правительства: модернизация государственного управления по образцу западных стран и Японии. Эдикт 1901 г. от имени императора Гуансюя: перенимать у Запада не «поверхностное», а «существо» («симпатия и понимание между власть имущими и народом»). Реформа системы образования: отмена государственных экзаменов на знание канонов, учреждение школ нового типа (в основном по японским образцам). Направление нескольких тысяч студентов за рубеж. Военная реформа: создание «новых войск», Бэйянской армии с японскими инструкторами под командованием Юань Шикая. Административная реформа: в 1901-1906 гг. центральные ведомства преобразованы в десять министерств, увольнение полутора тысяч чиновников, упорядочение финансов. 1906 г. – эдикт о подготовке конституции, 1908 г. – обнародованы принципы конституционного правления (парламент как консультативный орган); смерть Цыси, усиление партии консерваторов. 1909 г. – учреждение в провинциях совещательных комитетов для подготовки конституционного правления, превращение их в органы либеральной оппозиции.

Культурная ситуация: анархистский журнал «Синь шицзи» («Новый век») в Париже, идея перехода на эсперанто при условии его насыщения словами китайского языка. 1892-1913 г. - проекты алфавитного письма. Алфавит Ван Чжао – для распространения гуаньхуа как национального язык, поддержка правительства. Лао Найсюань – создание алфавита для ряда языков междиалектного общения (распространялся на Юге). Проекты упрощения иероглифики (Лу Фэйкуй и другие)Ван Говэй – расшифровка древних гадательных надписей. Лян Цичао о национализме на Западе как источнике прогресса; Ху Ши (прагматизм, западничество) и др. «Школа национальных наук»: идея китайского происхождения западной науки. Появление представлений о нациях (миньцзу), их равноправии, идея «пяти наций» Китая (ханьцы, маньчжуры, мусульмане, тибетцы, монголы).


^ Тема 9. Сунь Ятсен и «Объединенный союз»: начало национально-революционного движения в Китае. Синьхайская революция 1911 г.

Антицинские тайные общества. Создание Сунь Ятсеном в Токио «Объединенного союза» (Тунмэнхуэй, 1905), куда вошли Союз возрождения Китая, Союз возрождения славы Китая, Союз обновления Китая (Хуан Син, Сун Цзяожэнь). Декларация Объединенного союза (задача изгнания маньчжуров и возрождение китайской нации). Разработка Сунь Ятсеном концепции «трех народных принципов»: национализм (свержение маньчжурской власти), народовластие (свержение монархии), народное благосостояние («уравнение прав на землю» - введние прогрессивного налога на землю в духе учения Г. Джорджа и постепенная национализация земли). Издание журналов в Гонконге, Шанхае, в Японии, на Гавайях. Организация восстаний в Цзянси (1906), на границе Гуйчжоу и Юньнани (1907), в Вэйчжоу и Гуандуне. Поездка Сунь Ятсена в США для сбора средств в диаспоре. 1909 г. – полоса народных восстаний. 1910 г. – восстание Хуан Сина в Гуанчжоу, там же в апреле 1911 г. Синьхайская революция 1911 г.: 10 октября – Учанское восстание, создание Хубэйского революционного правительства; 29 декабря 1911 г. – делегаты революционных комитетов избирают Сунь Ятсена временным президентом Китайской Республики. Введение правительством Сунь Ятсена всеобщего избирательного права, запрещение рабовладения, бинтования ног женщинами, курения опиума. Отказ Сунь Ятсена от президентского поста в пользу Юань Шикая. Отречение императора Пу И 12 февраля 1912 г.

Введение пятицветного флага (по числу «наций») – красный, белый, голубой, желтый, черный; нового календаря, новых праздников, меры по созданию «национального языка».

Усилия по созданию «государственного языка». 1912 г. – организация Комитета унификации чтений иероглифов (председатель У Цзинхэн, зам. – Ван Чжао), споры между представителями северных и южных провинций, победа северян – введение алфавита чжуинь цзыму.


История и культура Китая в Новое время

Контрольные и тестовые материалы
^
Вопросы для самопроверки и обсуждения по темам

Тема 1. Империя Цин в XVII – начале XIX в.

Какими факторами обусловлен успех маньчжурского завоевания Китая? Какие государственные институты были заимствованы монархами династии Цин, а какие были привнесены?

Каковы были особенности структуры китайского общества в эпоху Цин?

Как протекали первые контакты с Западом в эпохи Мин и Цин (до XIX в.)?

Какие особенности характеризовали религиозную ситуацию в эпоху Цин?

Кто руководил первой католической миссией в Китае?

^ Тема 2. Традиционная культура в эпоху Цин (до начала «опиумных» войн). Начало рефлексии на культуру Запада.

Как осуществлялась кодификация прежних культурных достижений в эпоху Цин?

Каким образом движения тайных обществ и синкретических религиозных сект отражались на ситуации в империи Цин? Какие особенности характеризовали мировоззрение синкретических сект?

С какими трудностями сталкивались католические миссионеры в Китае? Как они использовались двором? В чем суть споров того времени о методах проповеди христианства в Китае?

Как воспринималась культура Запада в Китае XVII-XVIII вв.?

Как и почему воспринимали китайскую культуру на Западе?

^ Тема 3. Китай в XIX в.: западная экспансия. Неравноправные договоры.

Что служило причинами «опиумных» войн?

Какие неравноправные договоры заключал Китай с мировыми державами в XIX в.?

Каковы особенности идеологии тайпинов, ы чем заключалась ее связь с проникновением западной культуры? Каковы особенности движущих сил восстания, в чем причины его поражения?

Как проникновение Запада отражалось на эволюции китайской культуры в XIX в.?

^ Тема 4. Реакция китайского общества на западную экспансию. Идеологические и культурные аспекты взаимодействия китайской и западной цивилизаций в XIX в.

Идеология какого восстания XIX в. отразила проникновение западных идей и институтов в Китай? Каким образом? Идеи каких преобразований предлагали повстанцы? Кого они считали главным врагом?

Какие культурные институты появились в Китае XIX в. под влиянием Запада?

Какие аспекты китайской культуры находили отклик на Западе в XIX в.?

^ Тема 5. Движение «за усвоение заморских дел». Успехи и неудачи политики «самоусиления»

Как и вследствие чего зарождалось движение «за усвоение заморских дел»? С каким идеями выступали предтечи и участники этого движения (Вэй Юань, Линь Цзэсюй, Чжан Чжидун и др.)?

В чем заключались главные идеи концепции «самоусиления»? Как осуществлялась эта политика?

^ Тема 6. Отношение китайской интеллектуальной элиты к западной политической и культурной традиции в XIX – начале ХХ в. Проекты спасения нации.

Какие общественные и политические движения оказывали наибольшее влияние на китайское общество в начале ХХ в.?

Кто стоял у истоков реформаторского движения в Китае?

Что такое «сто дней реформ»? Чем были вызваны эти события, каковы были их итоги?

^ Тема 7. Войны и восстания рубежа XIX–XX вв.

В чем выражался кризис маньчжурской власти в конце XIX в.?

Какие общественно-политические течения наиболее ярко проявляли себя в Китае конца XIX – начала ХХ в.?

В чем заключались главные особенности перевода европейской философской и научной литературы на китайский язык в конце XIX – начала ХХ в.? Как истолковывалась западная интеллектуальная традиция в тот период, с каких позиций (Янь Фу, Кан Ювэй, Лян Цичао и др.)?

Какими причинами была вызвана китайско-японская война 1894-1895 гг. ? Каковы были ее главные итоги для Китая и России?

Почему вспыхнуло восстание ихэтуаней, какие факторы обусловливали его ход и итоги? Каковы были его политические и культурные последствия для Китая?

Как развивалась политическая ситуация в Китае в первое десятилетие ХХ в.?

Какие тенденции наиболее ярко проявляли себя в философской и общественно-политической мысли Китая в 1910-е годы?

Какие общественно-политические дискуссии проходи ли в тот период?

С какими идеями о путях развития Китая и его культуры выступали ведущие мыслители страны?

^ Тема 8. Попытка проведения системной реформы в империи Цин (1903-1911 гг.).

Кто был инициатором системной реформы конца правления династии Ци? Каковы были ее конечные цели?

Каковы были направления этой реформы? Как она протекала?

В чем заключалась реформа системы образования?

^ Тема 9. Сунь Ятсен и «Объединенный союз»: начало национально-революционного движения в Китае. Синьхайская революция 1911 г.

Чем была вызвана Синьхайская революция, какие политические и общественные силы ее осуществляли, как она проходила?

Каковы ее политические и культурные последствия?

Чем была вызвана необходимость в реформе языка и письменности?

Как проходил процесс создания «государственного языка»?


^ Задания для самостоятельной работы


Тема 1. Империя Цин в XVII – начале XIX в.

Назовите маньчжурские обычаи, введенные в Китае династией Цин.

Назовите территории, присоединенные к Китаю маньчжурами.

Опишите проявления тенденций к формализации имперской идеологии и культуры в правление империи Цин.

Назовите проявления изоляционистской политики маньчжуров.

Назовите функции католических миссионеров при маньчжурском дворе. Опишите сословную структуру китайского общества в эпоху Цин.

Перечислите основные направления контактов Китая с европейцами до XIX в.


^ Тема 2. Традиционная культура в эпоху Цин (до начала «опиумных» войн). Начало рефлексии на культуру Запада.

Назовите основные тенденции философской и общественно-политической мысли в Эпоху Цин.

Назовите меры, предпринимавшиеся маньчжурскими правителями Китая для кодификация и формализация прежних культурных достижений.

Покажите, каким образом католические миссионеры пытались пропагандировать культуру и научные достижения Запада, реакцию на них китайской интеллектуальной элиты. Покажите, как воспринимали китайскую культуру западные просветители.


^ Тема 3. Китай в XIX в.: западная экспансия. Неравноправные договоры.

Опишите причины развертывания Ост-Индской компанией торговли опиумом с Китаем.

Назовите причины первой «опиумной» войны, опишите ход конфликта.

Опишите итоги первой «опиумной» войны.

Назовите причины второй «опиумной» войны, опишите ход конфликта.

Опишите итоги второй «опиумной» войны.

Опишите социально-экономические изменения, ставшие результатом поражений цинского Китая.


^ Тема 4. Реакция китайского общества на западную экспансию. Идеологические и культурные аспекты взаимодействия китайской и западной цивилизаций в XIX в.

Опишите особенности идеологии тайпинов, особенности организации их жизни, ход и итоги восстания.

Назовите причины франко-китайской войны, опишите ее ход и итоги.

Опишите экономические и культурные последствия западного проникновения в Китай.


^ Тема 5. Движение «за усвоение заморских дел». Успехи и неудачи политики «самоусиления»

Покажите, как представляли себе страны Запада, в том числе Россию, в Китае первой половины XIX в.

Назовите первые китайские сочинения, содержащие сведения о географии и государственном устройстве стран Запада.

Назовите основные идеи и результаты курса «самоусиления», главных проводников этой политики.

^ Тема 6. Отношение китайской интеллектуальной элиты к западной политической и культурной традиции в XIX – начале ХХ в. Проекты спасения нации.

Назовите основные предложения ранних реформаторов.

Опишите представления идеологов «самоусиления» и ранней «реформации» об истоках западных достижений.


^ Тема 7. Войны и восстания рубежа XIX–XX вв.

Назовите причины, опишите ход и итоги китайско-японской войны 1894-1895 гг.

Опишите роль России в разрешении японско-китайского конфликта, российский интерес в его разрешении.

Назовите предложения и требования ранних реформаторов, различия между умеренным и радикальным крылом реформаторства.

Опишите ход событий «ста дней реформ».

Назовите причины, опишите ход восстания ихэтуаней, его итоги и последствия.


^ Тема 8. Попытка проведения системной реформы в империи Цин (1903-1911 гг.).

Назовите цель и направления «нового курса» цинского правительства в 1903-1911 гг.

Опишите суть реформы административного аппарата; системы образования.

Опишите мероприятия, предпринимавшиеся в русле подготовки конституционной реформы.

Опишите особенности культурной ситуации в Китае в начале ХХ в.

Опишите основные проекты реформы китайского языка и письменности, предлагавшиеся в начале ХХ в.


^ Тема 9. Сунь Ятсен и «Объединенный союз»: начало национально-революционного движения в Китае. Синьхайская революция 1911 г.

Опишите суть концепции «трех народных принципов».

Назовите причины неудачи конституионной реформы.

Перечислите политические силы, принявшие участие в подготовке Синьхайской революции.

Опишите ход Синьхайской революции, ее непосредственные итоги и последствия.

Опишите усилия по созданию «государственного языка» после Синьхайской революции.

Опишите политическую ситуацию, сложившуюся в Китае после Синьхайской революции.







^
Тестовые задания

Как называется старый литературно-письменный язык в Китае?

а) гоюй; б) вэньянь; в) байхуа; г) гуаньхуа.

В каком году в Китае воцарилась династия Цин?

а) 1672; б) 1644; в) 1723; д) 1615.

Наместник в Гуанчжоу, предпринявший жесткие меры против торговцев опиумом, ставшие поводом для британской агрессии?

а) Линь Цзэсюй; б) Цзэн Гофань; в) Линь Цзэсюй; г) Янь Фу.

В каком году был заключен Нанкинский договор, подведший итоги первой «опиумной» войны?

а) 1842; б) 1841; в) 1839; г) 1856.

В каком году были предприняты жесткие меры против торговцев опиумом, приведшие к развязыванию первой «опиумной» войны?

а) 1842; б) 1834; в) 1840; г) 1839.

Годы первой «опиумной» войны.

а) 1853-1860; б) 1894-1895; в) 1840-1842; г) 1856-1860.

Годы второй «опиумной» войны.

а) 1853-1860; б) 1894-1895; в) 1840-1842; г) 1856-1860.

Годы восстания мусульман пров. Юньнань.

а) 1853-1860; б) 1855/1856-1873; в) 1840/1841-1842; г) 1856-1860.

Годы восстания дунган и мусульман Синьцзяна.

а) 1853-1860; б) 1855/1856-1873; в) 1840/1841-1842; г) 1862-1878.

Годы восстания тайпинов.

а) 1853-1860; б) 1855/1856-1873; в) 1840/1841-1842; г) 1850-1864.

В каком году в Китае было впервые организовано учреждение, ведавшее иностранными делами?

а) 1842; б) 1856; в) 1861; г) 1872.

Лидер Тайпинского восстания.

а) Хун Сюцюань; б) Хун Жэньгань; в) Цзэн Гофань; г) Ли Хунчжан.

В каком документе тайпинов предложены меры, объективно ведущие к капиталистическим преобразованиям?

а) «Земельная система Небесной династии»; б) «Новое сочинение в помощь управлению»; в) «Всепроникающее зерцало в помощь управлению».

В каком году император Гуансюй предпринял попытку отказа от консервативного политического курса и принять меры по модернизации Китая («сто дней реформ»)?

а) 1901; б) 1898; в) 1904; г) 1908.

Вдовствующая императрица, фактически правившая Китаем последние десятилетия существования империи.

а) Сун Цинлин; б) Сун Мэйлин; в) Цыси; г) Цзян Цин.

Какой крупный город в Китае был построен русскими?

а) Тяньцзинь; б) Харбин; в) Шэньян; г) Чанчунь.

В каком году Новая территория была передана в аренду Великобритании?

а) 1901; б) 1895; в) 1898; г) 1901.

Когда стали предприниматься целенаправленные усилия по созданию общенационального китайского языка?

а) в XVIII в.; б) в начале XX в.; в) во второй половине XIX в.

Какова национальная принадлежность династии Цин?

а) маньчжурская; б) киданьская; в) чжурчжэньская; в) монгольская.

Через какой населенный пункт осуществлялась русско-китайская торговля в конце XVIII – первой половине XIX в.?

а) Ургу; б) Цицикар; в) Кяхту; г) Нинбо.

Какое крупное народное восстание в Китае XIX - начала XX в. носило резко антиманьчжурский характер?

а) “боксерское”; б) Тайпинское; в) мусульман Юньнани; г) дунган.

В каком году произошла антимонархическая Синьхайская революция?

а) 1910; б) 1911; в) 1913; г) 1908.

Кто был первым временным президентом Китайской Республики?

а) Юань Шикай; б) Чан Кайши; в) Сунь Ятсен; г) Цзэн Гофань.

Какого подхода к международным отношениям придерживались в власти Китая в последние столетия существования империи (до “опиумных” войн)?

а) использование “договоров о мире и родстве”; б) “универсалистский” подход; в) “изоляционистский” подход с фикцией даннических отношений.

В каком столетии начались контакты России и Китая на уровне посольств?

а) в XV в.; б) в XVII в.; в) в XVIII в.; г) XIX.

Какое учреждение до второй половины XIX столетия на постоянной основе представляло Россию в Китае?

а) торговое представительство; б) консульство; в) Российская Духовная Миссия; г) посольство.

Знаменитый автор рассказов о «чудесах» (XVII – начало XVIII в.).

а) Цао Сюэцинь; б) Ши Найань; в) Пу Сунлин; г) Ни Цзянь; д) Цао Пи.




^ Перечень вопросов к аттестациям

1-я рубежная аттестация

Темы рефератов и контрольных работ

Империя Цин: государство и общество.

Первая «опиумная» война (1840-1842)

Вторая «опиумная» война (1856-1860)

Восстание тайпинов (1850-1864).

Восстания народов Китая во второй половине ХIX в.

Политики «самоусиления» в Китае второй половины XIX в.

«Сто дней реформ» (1898) и их итоги.

Отношения Китая с державами в период после «опиумных» войн.

Восстание ихэтуаней («боксерское»), его идеология, движущие силы, ход и итоги.

Китайско-японская война 1894-1895 гг.

Антиманьчжурское движение в Китае в начале ХХ в.

«Новая политика» и развитие кризиса империи Цин.

Революционная деятельность Сунь Ятсена в предсиньхайский период (1895-1911 гг.)

Синьхайская революция 1911 г. в Китае, ее движущие силы, ход и непосредственные результаты.

Реформы образования, армии и политической системы в последние годы империи Цин.

Проблемы создания и кодификации национального языка в Китае начала ХХ в.

Проблемы перевода западных естественнонаучных и гуманитарных текстов на китайский язык во второй половине XIX – начале XX в.; выдающиеся переводчики и интерпретаторы западной мысли.

Основные политические движения в Китае начала ХХ в.

Культурная ситуация в Китае в конце XIX в.


Итоговая аттестация

Общественный строй Китая накануне вторжения иностранных держав.

Первая «опиумная» война (1840-1842): предпосылки и поводы к ее развязыванию, ход и итоги.

Вторая «опиумная» война (1856-1860): поводы к ее развязыванию, ход и итоги.

Движение тайпинов: идеология, программные документы, организация. Основные события восстания 1850-1864 гг.

Восстания народов Китая во второй половине ХIX в.

Содержание политики «самоусиления», ее лидеры и идеологи, меры по ее осуществлению.

«Сто дней реформ» (1898) и их итоги. Содержание преобразований, намеченных императором Гуансюем и его советниками.

Восстание ихэтуаней, его движущие силы, лозунги, цели и итоги.

Проблемы создания и кодификации национального языка, предлагавшиеся способы ее решения. Языковая реформа в Китае в начале ХХ в.

Реформы образования, армии и политической системы в последние годы существования империи Цин.

Движение «за усвоение заморских дел».

Взгляды ведущих представителей общественно-политической мысли Китая начала ХХ в. на будущее страны (Кан Ювэй, Тань Сытун, Чжан Бинлинь, Сунь Ятсен, Ху Ши).

Пути и формы адаптации понятий западной науки и культуры к китайской культурной среде второй половины XIX – начала XX в.

Основные политические движения в Китае начала ХХ в.

Социально-экономические преобразорвания в Китае во второй половине XIX – начале ХХ в.

Сунь Ятсен и Объединенный союз.

Китайско-японская война 1894-1895 гг.

Российско-китайские отношения в ХIX – начале XX в.

Синьхайская революция 1911 г., ее движущие силы, основные события и непосредственные итоги.

Политические, военные и культурные реформы в последние годы правления династии Цин.

«Хун лоу мэн» («Сон в Красном тереме») – авторство, главные герои, характер сюжета, особенности содержания, метафорические образы, роль в культуре Китая.

«Си ю цзи» («Путешествие на Запад») – авторство, главные герои, идейная основа, основные метафоры и аллегории, роль в китайской культуре.

«Цзинь Пин Мэй» («Цветы сливы в золотой вазе») – характер содержания, главные герои, отношение к роману в Китае в разные эпохи.




Скачать 475.37 Kb.
оставить комментарий
Дата29.09.2011
Размер475.37 Kb.
ТипПрограмма, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх