Рабочая программа по дисциплине \"культурология\" Для направления icon

Рабочая программа по дисциплине "культурология" Для направления



Смотрите также:
Рабочая программа по дисциплине «Культурология»...
Рабочая программа по дисциплине «Риторика» Для специальности: «Культурология»...
Рабочая программа по курсу «культурология» для специальности факультет ДиКТ...
Рабочая программа по дисциплине «история архитектуры региона» Для специальности «Культурология»...
Рабочая программа по дисциплине гсэ. Ф. 03 «Культурология» для направления 080500. 62 Менеджмент...
Программа вступительного испытания по предмету культурология для поступающих на основные...
Рабочая программа по дисциплине «Культурология» для специальности 080111 «Маркетинг» федеральный...
Рабочая программа по дисциплине «Культурология» для специальности 080111 «Маркетинг» федеральный...
Рабочая программа По дисциплине «этнологическая практика» Для специальности: Культурология...
Рабочая программа по дисциплине «история науки» Для специальности: «Культурология»...
Рабочая программа по дисциплине "культурология" Для студентов очной формы обучения всех...
Рабочая программа по дисциплине: «Информатика» Для направления...



скачать


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники

(ТУСУР)
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе

_______ Л. А. Боков

« » _ 20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


По дисциплине "КУЛЬТУРОЛОГИЯ"

Для направления: 210600 – Нанотехнология

Профилирующая кафедра: Физической электроники (ФЭ)

Обеспечивающая кафедра: Культурологии и социологии (КС)

Курс: 1

Семестр: 1


Учебный план набора 200__ года и последующих лет


^ Распределение учебного времени

Всего часов

Лекции 36 часа

Практические занятия 18 часа

Всего ауд. Занятий 54 часов

Самостоятельная работа 68 часов

Общая трудоемкость 122 часа


Экзамен 1 семестр


20__


Рабочая программа составлена на основании ГОС ВО, утвержденного _________________, рассмотрена и утверждена на заседании кафедры « » 2009 г., протокол №


Разработчик:

И.о. доцента кафедры

культурологии и социологии, к.ф.н. М.В. Крыгина


Зав. обеспечивающей кафедрой

Культурологии и социологии, профессор Т.И. Суслова


Рабочая программа согласована:


Декан ФЭТ В.М. Герасимов



  1. ^ Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе.

    1. Цели преподавания дисциплины.

Целью преподавания культурологии является подготовка специалиста, владеющего общими закономерностями гуманитарного и собственно культурологического знания, знакомого с современными научными представлениями о культуре, ее истории, перспективах, сложностях современной социокультурной ситуации.

1.2. Задачи изучения дисциплины.

Сформировать представление о сущности культуры, ее роли в человеческой жизнедеятельности, базисных ценностях культуры. Студент должен знать основные категории теории культуры, типологии культур.

Учебный курс нацелен на формирование знаний и представлений об основных культурно-исторических центрах и регионах мира, закономерностях их развития; а также о специфике, истории и теории культуры России, ее месте в системе мировой культуры, об основных этапах развития культуры в Сибири и в г. Томске, культурно-исторических достопримечательностях г. Томска.

При дистанционном обучении по дисциплине "Культурология" студент, ориентируясь на методические пособия, самостоятельно изучает все темы курса и, пользуясь рекомендованной литературой, по результатам изучения представляет два реферата (темы представлены в разделе 2.4.).






Наименование тем

Лекции

Практич. занятия, семинары

Самостоят. работа студентов

Объем в часах

1.

Культурология как наука. Предмет и специфика культурологии. Современные школы и концепции культурологии.

4

2

6

12

2.

Становление и ранние формы культуры.

2

1

5

8

3.

Культура Древнего Востока.

6

3

16

23

4.

Античная культура.

4

2

6

12

5.

Средневековая культура.

4

2

6

12

6.

Культура эпохи Возрождения

4

2

6

12

7.

Западноевропейская культура Нового времени.

2

1

5

8

8.

Европейская культура XIX века.

2

1

6

8

9.

Европейская культура XX века.

4

2

6

12

10.

Русская культура.

4

2

6

12




ВСЕГО

36

18

68

122


2. Содержание дисциплины

2.1. Лекции: название тем, их содержание.




Название тем

Содержание лекционных занятий

Объем в часах

1.

Культурология как наука. Предмет и специфика культурологии.

Структура и состав современного культурологического знания: культурология и философия культуры; социология культуры; культурная антропология; культурология и история культуры; теоретическая и прикладная культурология. Традиционное и современное понимание культуры. Структура и функции культуры. Материальная и духовная культура. Актуальная и маргинальная культура. Элитарная и массовая культура. Методы и принципы изучения культуры. Модели динамики культуры: цикличная, линеарная, девиантная, волновая. Новейшие модели динамики культуры: синергетическая и постмодернистская. Типологии культур: историческая, формационная, цивилизационная и регионально-этническая.

2

2.

Современные школы и концепции культурологии.

Специфика культурологических теорий. Концепции «локальных цивилизаций» (О. Шпенглер, А. Тойнби, Н. Данилевский). Структурализм (культура как совокупность знаковых систем) (К. Леви-Стросс, М. Фуко). Символическая теория культуры (Э. Кассирер). Игровая концепция культуры (Й. Хейзинга, Х. Ортега-и-Гассет, Е. Финк). Психоанализ и культура (З. Фрейд). Теория архетипов культуры (К. Юнг). Этологическая теория культуры. Биосферные концепции культуры (В. И. Вернадский).

2

3.

Становление и ранние формы культуры.

Понятие «собственно первобытной культуры» и «традиционной первобытной культуры». Особенности первобытной культуры. Синкретичный характер традиционной первобытной культуры. Определяющая роль религиозных представлений. Ранние формы верований: фетишизм, анимизм, тотемизм, шаманизм; древнейшие культы – погребальный и культ предков, аграрные, промысловые, эротические, астрально-солярные культы, культы вождей, племенных богов и некоторые другие. Мифология в духовной культуре древних. Особенности мифологического мировоззрения. Гипотезы возникновения мифов. Первобытное искусство и его функции. Жанры первобытного искусства.

2

4.

Культура Древнего Востока. Древний Египет (IV тыс. до н.э. – I в. н.э.).

Возникновение египетской цивилизации. Периодизация египетской культуры. Сакральный характер древнеегипетской культуры. Культ фараона. Тотемические корни египетской мифологии. Эволюция религиозно-мифологических представлений древних египтян. Роль культа мертвых в египетской культуре. Архитектура, монументальная скульптура, стенопись, декоративно-прикладное искусство. Пирамиды – шедевры египетской культовой архитектуры. Развитая система канонов. Научные и практические знания. Египетская письменность и роль писцов в Древнем Египте.

2

5.

Культура Древнего Востока. Древняя Индия (II тыс. до н.э. – VI в. н.э.).

Истоки индийской цивилизации. Ведический (индоарийский) и брахманский периоды. Формирование кастовой системы (варны). Идея кармы. Концепция бесконечной цепи перерождений. Проблема жизни и смерти в древнеиндийской культуре. Появление религиозно-философских систем. Возникновение Буддизма и Джайнизма. Восьмеричный путь Будды к достижению просветления и «нирваны». Принцип «ахимса». Период возникновения индуизма. Важнейшие боги индуизма (тримурти): Брахма, Вишну и Шива. Учение об аватарах. Архитектура и скульптура. Тексты индийской культуры. Научные достижения.

2

6.

Культура Древнего Востока. Древний Китай (III тыс. до н.э. – I тыс. н.э.).

Становление китайской цивилизации. Особенности китайской мифологии. Культ «Неба». Представления о культурных героях. Основные направления китайской культуры. Даосская культура. Понятие «Дао», принцип «у-вэй», идеал «совершенного мудрого» в даосизме. Медицина, алхимия, геомантия (фэн-шуй), астрология. Конфуцианская культура. Ориентация на систему общинных связей. Этатизм. Ценности и нормы. Этика и ритуал в конфуцианстве. Этико-политические учения: моизм (V-IV вв. до н.э.) и легизм (VI-III вв. до н.э.). Искусство и техника в Древнем Китае.

2

7.

Античная культура. Древняя Греция (III тыс. до н.э. – I в. до н.э.).

Периодизация античной истории и культуры. Мировоззренческие основания и нравственные ценности античной культуры. Древнегреческая «агностика», «пайдейя» и «калокагатия». Культурный институт спортивных и музыкально-поэтических игр. Значение древнегреческой драмы. Античная мифология и ее роль в развитии европейской культуры. Образование, философия, наука. Ориентация на рациональное постижение мира. Архитектура и скульптура. Гармония, соразмерность, образность и пластическая выразительность античного искусства. Обобщенные характеристики античной культуры (О. Шпенглер, Ф. Ницше, А. Боннар и другие)

2

8.

Античная культура. Древний Рим (8 в.до.н.э. – 5 в.н.э.).

Возникновение и особенности римской культуры. Ассимиляция этруссков и греков. Культура военизированного государства, господство культа практицизма, государства, Рима, Закона. Просвещение и наука. Художественная культура Древнего Рима. Проблема вторичности римской культуры. Особенности римской ментальности. Архитектура: арочные конструкции (триумфальные арки), акведуки (мосты), купольные сооружения (пантеон). Изобразительное искусство. Скульптура. Литература (Вергилий, Гораций, Овидий). Закат античной культуры.

2

9.

Средневековая культура. Европейско-христианский тип культуры (V-XV вв. н.э.).

Периодизация средневековой культуры. Греко-римские, иудео-христианские, кельто-германские истоки. Своеобразие взаимоотношений личности и общества. Ценностные ориентации и мировоззренческие основания средневековой западно-европейской культуры. Динамичность системы ценностей, дуализм мышления. Художественная культура Средневековья: рыцарская культура (кодекс рыцарской чести, куртуазность); городская (бюргерская) культура (антифеодальная и антицерковная направленность); карнавально-смеховое городское театральное искусство; латинская поэзия бродячих студентов – вагантов; народная (крестьянская) культура. Фольклор как основа героического эпоса.

Архитектура: прароманский, романский и готический стиль. Изобразительное искусство: книжная миниатюра, декоративно-прикладное искусство, скульптура, живопись. Научная культура Средневековья.

2

10.

Средневековая культура. Арабо-мусульманский тип культуры (VI-XV вв.).

Генезис арабо-исламской культуры. Ценностные ориентации ислама. Пять основных моральных заповедей. Мусульманская этика: единство знания, веры и действия. Идеал человека: концепции таухида и адаба. Идея предопределения в культуре Ислама. Мусульманский фатализм. Концепция воздаяния. Общие особенности арабо-исламского типа ментальности: неразличение светского и сакрального, религиозно-этико-политическая ориентация. Свод мусульманского законадательства.

Изобразительное искусство. Каллиграфия и книжная миниатюра. Священная мусульманская литература: Коран и Сунна. Поэзия и проза. Архитектура. Типы культовых зданий классического мусульманского города. Научные достижения. Значение знания в исламе.

2

11.

Культура эпохи Возрождения. Европейский Ренессанс.

Генезис культуры Ренессанса. Отношение к античной и средневековой культуре. Мировоззренческие основания нового типа культуры: гуманизм, антропоцентризм, модификация католической христианской традиции. Формирование нового типа личности: «ренессансный человек». Секуляризация культуры. Тесная связь науки и искусства. Значение живописи. Виды и жанры изобразительного искусства эпохи Возрождения. Литература итальянского Возрождения (Петрарка, Боккаччо).

^ Ренессанс в Италии (XIV-XVI вв.). Флорентийская и Венецианская художественные школы. «Титаны» Высокого Возрождения. Позднее Возрождение, «маньеризм» (XVI-XVII вв.). Архитектура. Роль светских сооружений. Соразмерность человеку.

2

12.

Культура эпохи Возрождения. Северное Возрождение: Германия, Нидерланды, Франция (XV-XVIII вв.).

Специфика Северного Возрождения. Реформация и ее культурно-историческое значение. Протестантизм. Духовные основы новой морали: труд как «мирская аскеза». Свобода и разум в протестантской культуре. «Золотой век» немецкой живописи (Грюневальд, Дюрер, Гольбейн). Особенности Возрождения в Нидерландах (Ян Ван Эйк, Х. Босх, Питер Брейгель Старший, Рубенс, Рембрандт) и Франции (Жан Фуке, Ф. Рабле, М. де Монтень). Возрождение в Испании (Эль Греко, Д. Веласкес, М. де Сервантес). Английский Ренессанс: театр и драматургия (В. Шекспир).

2

13.

Западноевропейская культура Нового времени (к.XVII-XVIII вв.).

Социально-культурные особенности эпохи. Формирование научной картины мира. Понятие «естественного закона». Рационализм. Космополитизм. Новый статус и характер художественного творчества. Век «Просвещения» в европейской культуре. Новое мировоззрение. Идея культурного и социального прогресса. Интеллектуальные течения эпохи Просвещения. Английское просвещение (Т. Гоббс и Дж. Локк). Просвещение во Франции (Д. Дидро, Вольтер, Монтескье Руссо, Гольбах и др.). Просвещение в Германии (И. Кант, Г. Э. Лессинг, И.-Ф. Шиллер, И.-В. Гете). Концепции прав человека и гражданина, гражданского общества, правового государства, разделение властей, этики и индивидуализма. Создание позитивной, обращенной к человеку системы ценностей. Кризис ортодоксальной религии. Деизм. Материализм. Масонство.

Стилевые и жанровые особенности искусства XVIII столетия. Барокко, рококо и классицизм в художественной культуре Европы. Национальные художественные школы. Формирование авторских стилей. Музыкальная культура (Гендель, Бах, Гайдн, Моцарт и Бетховен). «Золотой век театра» (Бомарше, Гоцци, Гольдони).

2

14.

Европейская культура XIX века.

Мировоззренческие основания культуры. Сциентизм. Секуляризация жизни. Особенности культурной жизни европейцев XIX в. Романтизм в духовной и художественной культуре первой половины столетия. Усиление роли субъективного начала. Реализм и натурализм в искусстве. Предпосылки возникновения. Социальный, политический и духовный кризис буржуазного общества к. XIX века. Поклонение эмпирической реальности, данной непосредственно человеческим ощущениям. Новые направления в искусстве: импрессионизм (К. Моне, К. Писсаро, О. Ренуар), неоимпрессионизм (Ж. Сера, П. Синьяк) и постимпрессионизм (П. Сезанн, В. Ван Гог, П. Гоген). Символизм в поэзии и живописи. Позиция художественного эстетизма. Стилизация – ведущий принцип творчества. Декаданс как вариант эстетизма (с конца 50-х гг. до Первой мировой войны). Черты декадентского искусства.

2

15.

Европейская культура первой половины XX вв.

Основные черты мировой культуры. Эволюция традиционной европейской системы ценностей. «Бунт» против предшествующей культуры. Секуляризация общества XX века. Феминизация. Массовое общество и массовая культура.

«Модернизм» в искусстве ХХ века. Отход от реализма, провозглашение независимости искусства от действительности: «искусство для искусства». Отказ от рассудочной деятельности и идеализация спонтанных, интуитивных способов познания. Различные формы эмпатического направления. Стиль модерн в архитектуре и изобразительном искусстве стран Европы. Национальные особенности стиля модерн («Югендштиль», «Сецессион», Либерти, Тиффани, русский модерн, органическая архитектура). Модернизм в театре (театр абсурда, театр жестокости), литературе (символизм), живописи (фовизм, ташизм, дадаизм, имажинизм, футуризм, экспрессионизм, кубизм, сюрреализм, абстракционизм и др.), архитектуре (функционализм).

2

16.

Европейская культура второй половины XX вв.

Мировоззренческие основания культуры. Тенденция к историческому становлению универсальной мировой цивилизации. Глобальный характер процессов, происходящих в сфере культуры ХХ века. Глобальный кризис человеческого общества. «Постмодернизм» как направление современной европейской культуры и особый тип мировоззрения. Отход от рационалистических схем, отказ от догмы единого для всех стран пути развития, признание плюрализма, разнообразия культур, единение с природой и защита окружающей среды, планетарное мышление и др. Углубление эстетических экспериментов XX века. Молодежные субкультуры. Интернет. Формирование нового образа культуры.

2

17.

Русская культура. Допетровский и петровский периоды.

Проблема генезиса русской культуры. Типологические особенности древнерусской культуры. Роль Византии (православного христианства) в формировании русской культуры. Система ценностей и нравственных ориентаций, идеал человека в русской культуре. Монголо-татарские завоеватели и их влияние на дальнейшее развитие русской культуры. Реформы Петра I. Основное содержание нововведений в культуре: обмирщение и европеизация. Формирование русской культуры Нового времени. Расчленение единой русской культуры на две культуры: светскую и религиозную (духовную). Противоречие между просветительскими идеями и крепостнической системой, деспотическим государством, сословной и бюрократической иерархией как незыблемой основой стабильности российской цивилизации, пренебрежением к личности, консерватизмом государственного православия.

2

18.

Русская культура XIX-н.XX вв.

Подъем русской национальной культуры. Россия – ведущий научный центр. Открытия российских ученых, научные экспедиции. «Золотой век» русской культуры. Художественная литература и изобразительное искусство XIX в. Элитарная и народная культура. Общественные движения: революционеры, разночинцы, нигилисты, анархисты, народники, марксисты. Проблема выбора пути развития, будущего России. Два важнейших течения духовной культуры – западничество и славянофильство. «Серебряный век» русской культуры. Октябрьская революция 1917 года. Новые направления в искусстве: супрематизм, конструктивизм, русский авангард и др.

2




ВСЕГО




36


2.2. Семинарские занятия: название тем, их содержание.




Название тем

Содержание семинарских занятий

Объем в часах

1.

Культурология как наука. Предмет и специфика культурологии.

1.Основные понятия культурологи: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.

2.Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.

3.Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности. Культура и личность. Инкультурация и социализация.

2

2.

Становление и ранние формы культуры.

Культура Древнего Востока: Древний Египет.

1.Первобытные формы религии: тотемизм, анимизм, фетишизм и магия, их трансляция в современную культуру.

2.Первобытная мораль, нормы регламентации.

3.Происхождение искусства.

4.Религия и мифология Древнего Египта.

5.Древнеегипетская монументальная архитектура, скульптурный портрет, стенопись.

6.Эволюция египетской культуры (периоды Древнего Царства, Среднего Царства, Нового Царства).

2

3.

Культура Древнего Востока: Древняя Индия и Древний Китай

1.Духовная культура Древней Индии. Буддизм. Учение о «четырех благородных истинах» и «нирване».

2.Своеобразие мировосприятия в индо-буддийской культуре. 3.Доминанты индо-буддийского типа ментальности: этико-религиозная направленность, аскетизм и гедонизм, склонность к глубокому самоанализу и созерцательности, отношение к сверхъестественному, представления о знании, любви, жизни и смерти.

4.Духовная культура Китая: даосизм, конфуцианство, чань-буддизм. «Сань цзяо» – принцип сочетания трех религий

5.Поэзия и живопись Китая. Принцип подобия философии даосизма и его влияние на искусство.

6.Отношение к природе.

2

4.

Античная культура: Древняя Греция и Древний Рим.

1.Периодизация культуры Древней Греции. 2.«Аполлоновское» и «Дионисийское» начала в античной культуре.

3.Мифология. Гомер и Гесиод. 4.Архитектурные ордеры. Скульптура. Поэзия и драматургия.

5.Специфика культуры Древнего Рима.

6.Мифология, философия, искусство.

7.Кризис античной культуры

2

5.

Средневековая культура: Европейско-христианский тип культуры и арабо-мусульманский тип культуры.

1.Европейско-христианский тип культуры.

2.Основы христианской веры. 3.Культура раннего средневековья. «Каролингское Возрождение».

2.Высокое и позднее средневековье.

3.Менталитет и художественные стили.

4.Основные положения мусульманского вероучения.

5.Связь Корана с Библией.

6.Художественные традиции мусульманской культуры:поэзия, каллиграфия, арабеска.

7.Особенности мусульманского правосудия: шариат и адат.

2

6.

Культура эпохи Возрождения

1.Итальянское и Северное Возрождение. Отличительные особенности и характерные черты. 2.Отношение к античной и средневековой культуре.

3.Новое мировоззрение. Личность нового типа.

4.Архитектура, живопись.

2

7.

Западноевропейская культура Нового времени.

Европейская культура XIX века.

1.Западно-европейская культура XVII-XVIII веков: новое мировоззрение.

2.Архитектура и живопись: барокко, рококо, классицизм.

3.Западноевропейская культура XIX века.

4.Влияние научно-промышленной революции на развитие культуры XIX в.

5.Эволюция европейской живописи: импрессионизм, постимпрессионизм.

2

8.

Европейская культура XX века.

1.Мировоззренческие основания европейской культуры XX века.

2.Проблема культурной идентичности в условиях глобализации. Глобализация и культура.

3.Экология культуры.

2

9.

Русская культура.

1.Особенности средневековой христианской культуры.

2.Значение русской иконописи.

3.Самобытность русского типа ментальности.

4.Особенности проявления национального менталитета в русской сказке.

5.Проблема самоидентичности русской культуры в условиях глобализации. Евразийство как феномен отечественной культуры.

2




ВСЕГО




18


2.3. Самостоятельная работа студентов, содержание, контроль, часы.




Название тем

Содержание СРС

Вид контроля

Объем в часах

1.

Предмет и специфика культурологии. Современные школы и концепции культурологии.

Составление тезауруса. Изучение литературы, подготовка сообщений по первоисточникам (П. Сорокин, З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм, М. Вебер, Э. Кассирер, М. Фуко, Й. Хейзинга, Х. Ортега-и-Гассет др.)


Проверка, обсуждение, анализ.

6

2.

Становление и ранние формы культуры.

Посещение краеведческого музея. Знакомство с работами томских этнографов. Анализ литературы, конспект.

Проверка, обсуждение, анализ.

5

3.

Культура Древнего Египта.

Анализ литературы, конспект.

Проверка работ, собеседование.

6

4.

Культура Древней Индии.

Анализ литературы, конспект.

Проверка работ, собеседование.

5

5.

Культура Древнего Китая

Анализ литературы, конспект.

Проверка работ, собеседование.

5

6.

Античная культура.

Ознакомление с научной разработкой истории культуры античной Греции. Работы А. Бонара, Ж.-П. Вернана, А.Ф. Лосева, Ф.Х. Кессиди. Изучение литературы. Подготовка сообщений.

Обсуждение, анализ.

6

7.

Средневековая культура.

Рефераты


Проверка работ, собеседование.

6

8.

Культура эпохи Возрождения

Анализ литературы, конспект.

Просмотр фильма из серии «Всемирная история живописи».

Проверка, обсуждение, анализ.

6

9.

Западноевропейская культура Нового времени.

Изучение литературы, конспект.

Проверка работ, собеседование.

5

10.

Европейская культура XIX века.

Изучение литературы, конспект. Посещение томской филармонии.

Проверка работ, собеседование.

6

11.

Европейская культура XX века.

Анализ литературы, конспект.


Проверка работ, собеседование.

6

12.

Русская культура.

Анализ литературы, конспект.

Посещение художественного музея.

Обсуждение и анализ ответов по вопросам.

6




ВСЕГО







68


2.4. Рефераты по темам дисциплины «Культурология».

Тема 1. Культурология как наука. Предмет и специфика культурологии. Современные школы и концепции культурологии.

  1. Европоцентризм и его судьбы.

  2. Рациональность как судьба европейской культуры.

  3. Поиск смысла в культуре.

  4. Восток и Запад: отношение к природе.

  5. Культура как знаково-семиотическая версия

  6. Формационные концепции развития культуры

  7. Зарождение аксиологии. Ценность как жизненная и практическая установка.

  8. Потенциал культуры и будущее человечества.

  9. Идея альтернативности в истории.

Тема 2. Становление и ранние формы культуры.

  1. Тема смерти и бессмертия в первобытных культурах древности и в современности.

  2. Матриархат и патриархат в первобытной культуре.

  3. Наскальная живопись и миниатюрная скульптура в первобытной культуре.

  4. Первобытные формы религии и их трансляция в современную культуру.

  5. Естественно-научные концепции возникновения жизни.

  6. Синкретичность первобытной культуры, ее причины.

  7. Первобытная мораль, нормы ее регламентации.

  8. Нравы, обычаи, традиции родового общества на примере исследования жизни туземных племен. Культурная антропология.

  9. Мифология в духовной культуре древних.

Тема 3. Культура Древнего Востока (Египет, Индия, Китай).

  1. Египет – «цивилизация смерти».

  2. Особенности египетской мифологии.

  3. Египетские пирамиды как культурный феномен.

  4. Ведические зрелищные искусства в индийской культуре.

  5. Индуизм как специфическая религия.

  6. Буддизм как мировая религия. Основные положения.

  7. Конфуцианство и современность.

  8. Основные достижения культуры древнего Китая.

  9. Япония: традиции и современность.

Тема 4. Античная культура: Древняя Греция и Древний Рим.

  1. Древнегреческая и древнеримская культура: сравнительный анализ.

  2. Понятие мифа. Древнегреческий миф и его место в мировой культуре.

  3. Истолкование феномена «греческого чуда».

  4. Спарта и Афины. Интересы личности и государства. Персонально-коллективистское своеобразие свободы спартанцев.

  5. Понятие гармонии, меры и красоты в древнегреческом искусстве.

  6. Причины падения греческой цивилизации.

  7. Отношение к труду и знанию в эпоху эллинизма.

  8. Римский театр и искусство литератора.

  9. Риторика как искусство.

Тема 5. Средневековая культура: европейско-христианский тип культуры и арабо-мусульманский тип культуры.

  1. Происхождение и основные этапы византийской культуры.

  2. Возникновение христианства. Предпосылки и ценностные ориентации.

  3. «Охота на ведьм». Деятельность средневековой инквизиции.

  4. Слово Библии и Корана. Восточный миф.

  5. Византийская храмовая культура, мусульманская мечеть, пагода в буддистской архитектуре, крестово-купольный храм России, готическая архитектура европейского католичества.

  6. Храмовые интерьеры: пластическое устройство католического храма, декоративно-прикладное искусство в буддизме. Орнаментализм в исламе.

  7. Современный ислам. Ислам и европейская цивилизация.

  8. Романский стиль в искусстве средних веков.

  9. Готический стиль в искусстве средних веков.

  10. Женщины в исламе.

  11. Ислам и европейская цивилизация

Тема 6. Культура эпохи Возрождения

  1. Основные эстетические принципы эпохи Возрождения, ее отношение к античности.

  2. Театр эпохи Возрождения.

  3. Характеристика Возрождения в романских странах и на севере Европы.

  4. Образ женщины в искусстве эпохи Возрождения.

  5. Связь искусства и науки в творчестве Л. Да Винчи

  6. «Маньеризм» в художественной культуре позднего Возрождения.

  7. Религия и церковь в эпоху Ренессанса.

  8. Новый взгляд на сущность государства и государственной власти в работах Т.Мора, Т. Кампанеллы и Н. Маккиавелли.

Тема 7. Западноевропейская культура Нового времени.

  1. Труд как ценность. Религиозное истолкование труда.

  2. Барокко и Рококо в архитектуре и живописи XVIII века.

  3. Влияние Ренессанса на европейское просвещение.

  4. Типы новоевропейской личности, их мировоззренческие основы.

  5. Стиль «классицизм» в архитектуре, литературе, музыке и живописи.

  6. «Просвещение» как идейное течение XVIII века.

  7. Своеобразие немецкого Просвещения.

  8. Вклад французских просветителей в мировую культуру.

Тема 8. Европейская культура XIX века.

  1. Романтизм в духовной и художественной культуре XIX века.

  2. Эпоха «декаданса» в европейской культуре. Дегуманизация искусства и культуры.

  3. Новая эпоха в живописи: Импрессионизм и постимпрессионизм.

  4. Критический реализм в искусстве XIX века. Предпосылки возникновения.

  5. Особенности культурной жизни европейцев в XIX веке.

Тема 9. Европейская культура XX века.

  1. Современное религиозное возрождение и его противоречия.

  2. Тотальна рационализация мира и ее опасности.

  3. Техника и судьбы культуры.

  4. Сюрреализм и Сальвадор Дали.

  5. Кризис современной цивилизации Экология культуры.

  6. Компьютер и цивилизация будущего.

  7. Эволюция существ и представлений.

  8. Возможна ли компьютерная цивилизация?

  9. Современные биотехнологии и будущее человечества.

  10. Современные религии, конфессии, братства. Сектантство.

Тема 10. Русская культура.

  1. Русская духовная культура. Особенности ее становления. Русский национальный характер, понятие этноса, менталитета.

  2. Русское общество и русская культура. Культура русского дворянства XVIII-XIX веков.

  3. Народная культура Руси. Фольклор. Народные промыслы.

  4. Язычество и христианство на Руси, их взаимовлияние.

  5. Проблемы восприятия славянским миром христианской культуры Византийского и латинского круга.

  6. Древнерусская художественная система: исконное и привлеченное. Влияние Византии.

  7. Художественная культура московской Руси, иконописные школы.

  8. Западноевропейский Ренессанс и русская архитектура. На пересечении традиций: собор Василия Блаженного.

  9. Особенности проявления национального менталитета в русской сказке. Игра, театральность.

  10. Постмодернизм в отечественной культуре.


^ 3. Учебно-методические материалы по дисциплине

    1. Основная литература по курсу:

  1. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2007, М.: Трикста, 2007. – 494 с.

  2. Культурология: Учебное пособие для аузов / В.М. Дианова [и др.] - М.: Высшее образование, 2007. – 566 с.

  3. Культурология. История мировой культуры. Учебник для вузов / ред. А.П. Маркова. – М.: ЮНИТИ-Дана, 2007. -574 с.


3.2. Литература к семинарским и практическим занятиям:

Тема 1. Предмет и специфика культурологии. Современные школы и концепции культурологии.

  1. Гримак А.П. Терапевтические функции культуры // Человек. – 2002. – № 4. – С.75-86.

  2. Гумилев Л. Этногенез и биосфера Земли. – М., 1990.

  3. Димпенский Н.П. Проблемы культуры и цивилизации // Вопросы философии, 1991, № 3.

  4. Круглый стол – предмет культурологии // Вопросы философии, 1997, № 2.

  5. Кузнец А. О социальном психоанализе // Вопросы философии, 1997, № 3.

  6. Лурье С. Антропологи ищут национальный характер // Знание-сила, 1994, № 3.

  7. Малиновский Б. Научная теория культуры (фрагменты).

  8. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. – М., 1991.

  9. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

  10. Шпенглер О. Закат Европы. – Новосибирск, 1993.


Тема 2. Становление и ранние формы культуры.

  1. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. – М.: Высшая школа, 1991.

  2. Еремеев А.Ф. Первобытная культура: происхождение, особенности, структура. В 2-х ч. – Саранск, 1996.

  3. Затерянные миры – пигмеи // Наука и религия. – 2000. – № 3. – С.46.

  4. Пикассо каменного века // Знание-сила, 1997, № 1, 2. – С. 26-29.

  5. Тэйлор Э. Первобытная культура. – М., 1989.

  6. Токарев С.А. Ранние формы религии. – М., 1990.

  7. Фрезер Д. Золотая ветвь. – М., 1993.

  8. Чаликова В. Дети, «примитивы», культура участия. Утопические проекты антрополога // Знание-сила. – 1996. – № 6.

  9. Эволюция: Дарвин и современность // Знание-сила, 1997, № 1.

  10. Эволюция: Дарвин и системный подход // Знание-сила, 1997, № 3.


Тема 3. Культура Древнего Востока (Египет, Индия, Китай)

  1. Буддизм и культурно-психологические традиции народов Востока. – Новосибирск, 1990.

  2. Васильев В.С. История Востока. В 2-х т. – М.: Высшая школа, 1994.

  3. Виппер Р.Ю. История древнего мира. – М.: Республика, 1994.

  4. Всемирная история: Т.5. Становление государств Азии. – Минск, 1996.

  5. Гнедич П.П. Всемирная история искусств (Египет. Страна и народ. Пирамиды. Иероглифы. Живопись. Скульптура. Идея храма. Одежда).

  6. Иллюстрированная история религий. – М., 1992. – Т.1. – С. 67-73.

  7. История мировой культуры (под ред. Маркова). – М., 1995. – С. 40-46.

  8. Керрам К. Боги, гробницы, ученые: Пер. с нем. А.С. Варшавского. – М.: Республика, 1994.

  9. Конфуций. Я верю в древность. – М.: Республика, 1998.

  10. Кравцова М.Е. История культуры Китая. – Спб.: «Лань», 1999.

  11. Лао-цзы. Даодецзин: Пер. А.В. Кувшинова. – новосибирск, 1995.

  12. Лисичкина О.Б. Мировая художественная культура (Др. Египет: религия, литература, письменность, архитектура, пирамиды, изобразительное искусство, скульптура, музыка). – Спб., 1997. – Ч.I.

  13. Малявин В.В. Китайская цивилизация. – М., 2001.

  14. Основы религиоведения // Под ред. И.Н. Яблокова. – М.: Высшая школа, 1994.

  15. Поликарпов В.С. История науки и техники. – Ростов-на-Дону., 1998. – С. 166-187.

  16. Романов Ю. Культурология. Краткий курс, 2005.

  17. Сидихшенов В.Я. Китай: страницы прошлого. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: «Наука», 1987.

  18. Упанишады: Пер. с санскрита. – М., 2000.

  19. Хрестоматия по истории древнего мира / сост. Е.А. Черкасова. – М.: Просвещение, 1991.

  20. Чернокозов А И. История мировой культуры (см.: духовная культура Египта). – Ростов-на-Дону, 1997.


Тема 4. Античная культура: Древняя Греция и Древний Рим.

  1. Боннэр А. Греческая цивилизация. Ростов-на-Дону, 1994, тт. I, II.

  2. Введение в культурологию. – М.: «Владос», 1995, гл. VI-VII.

  3. Виннер Р. Очерки истории римской империи. – Ростов-на-Дону, 1995. – Т. 2.

  4. Всемирная история Римский период. – М.: Мысль, 1996. – Т. 6.

  5. Гаспаров Л.П. Занимательная Греция. – М., 1995.

  6. Дройзен И. История эллинизма. Ростов-на-Дону, 1995. – Т.2.

  7. Кессиди Ф.А. К проблеме греческого чуда: Уч. пособие «Культурология». – Ростов-на-Дону, 1995.

  8. Кессиди Ф.А. О «греческом чуде» и менталитете древних греков // Философия и общество, 2003. – № 1. – С. 135-140.

  9. Краткая история искусств. – М., 1991.

  10. Культура Древнего Рима. В двух томах. – М., 1985.

  11. Кун Н. Легенды и мифы Древней Греции. Ростов-на-Дону, 1994.

  12. Лекции по истории Греции. – Ростов-на-Дону, 1995. – Т. I..

  13. Мифологический словарь. М., 1995.

  14. Мифы народов мира. В 2-х томах. – М., 1996.

  15. Немировский Н. А. Мифы Древней Эллады. – М., 1996.

  16. Остерман Л. Римская история в лицах. – М., 1997.

  17. Популярная художественная энциклопедия. Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика.

Тема 5. Средневековая культура: Европейско-христианский тип культуры и арабо-мусульманский тип культуры.

  1. Архитектура Запада. Романский стиль. Готика. Одежда XI-XVI веков – в кн. Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М., 1999.

  2. Балла О. Время и другой (Средневековье как особая эпоха в европейской интеллектуальной истории) // Знание-сила. – 2001. – № 1.

  3. Басовская Н. К истокам средневековой культуры // Знание-сила. – 2000. – № 2.

  4. Басовская Н. Осень средневековья // Знание-сила. – 2000. – № 10.

  5. Библия, Любое изд. Глава «Ветхого завета»: «Песнь песней».

  6. Во власти «пуритан ислама» // Азия и Африка, 1998. – № 8. – С.22-27.

  7. Геллнер Э. Ислам как исторический соперник гражданского общества // Знание-сила. – 1997. – № 1. – С.69-76.

  8. Женщины в Иране // Наука и религия. – 2000. – « 11. – С. 16-19.

  9. Ислам и будущее России // Наука и религия, 1998. – № 7. – С. 8-11.

  10. Коран. Любое издание.

  11. Кто и почему совершил атаку Манхеттена (ваххабизм) // Наука и религия, 2002. – № 8. – С. 46-49.

  12. Мусульмане в Великобритании // Азия и Африка, 2000. – № 9. – С. 51-54.

  13. Мусульманский диалог // Наука и религия. – № 2. – 2003.

  14. Ле Гофф Ж. Другое средневековье: Время, труд и культура запада. – Екатеринбург, 2000.

  15. Обучение в Иране // Наука и религия, 1997. – № 3. – С 46-49.

  16. Поликарпов В.С. История религий. Лекции и хрестоматия. – М., 1997.

  17. Тагоева О.И. «Ремесло» воровства в средние века // Вопросы истории, 1998. – № 5.


Тема 6. Культура эпохи Возрождения

  1. Баткин А.М. Европейский человек наедине с собой. – М., 2000.

  2. Бибихин В.В. Новый Ренессанс. – М., 1998.

  3. Вельфин Г. Классическое искусство. Введение в изучение итальянского Возрождения. – СПб., 1999.

  4. Гнедич А.М. Всемирная история искусства. – М., 1996.

  5. Зиммель Г. Микеланджело. – В кн. Лики культуры. Альманах. – М., 1995, Т.1.

  6. Краткая история искусств. – М., 1991.

  7. Кудрявцев О. Ренессансный гуманизм и «утопия». – М., 1991.

  8. Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы.

  9. Панофский Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада. – М., 1998.

  10. Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. СПб, 1991.

  11. Яков Буркхардт. Культуры эпохи Возрождения. – М., 2001.


Тема 7. Западноевропейская культура Нового времени.

  1. История философии: Запад-Россия-Восток. – М., 1996. – кн. 2. (См.: Исторический и социокультурный контекст развития европейской культуры и философии XVIII и XIX вв.)

  2. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия: от истоков до наших дней. – Спб., 1996. – т.3. (См.: Английское просвещение)

  3. Гегель Г.В.Ф. Философия истории. – Спб., 2000. (См.: Германский мир. Новое время (Реформация, Просвещение и революция)).

  4. Гильберт К.Э., Кун Г. История эстетики. – Спб., 2000. (См.: XVIII столетие в Италии и Франции)

  5. Кестлер А. Камю А. Размышления о смертной казни. – М., 2003. (Ж. Блок-Мишель. Смертная казнь во Франции (XVIII век.))

  6. Лабутина Т.Л. Ранние английские просветители о роли и месте женщины в обществе (XVIII в.) // Вопросы истории, 1997. – № 9.

  7. Рашковский Е.Б. Европейская культура Нового времени: библейский контекст // Вопросы философии, 1996. – № 2.

  8. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия: от истоков до наших дней. – Спб., 1996. – т.3. (См.: Английское просвещение)


Тема 8. Европейская культура XIX века.

  1. История философии: Запад-Россия-Восток. – М., 1996. – кн. 2. (См.: Исторический и социокультурный контекст развития европейской культуры и философии XVIII и XIX вв.)

  2. Вайнштейн О. Храмы вежливости и комфорты (Клубная жизнь в Англии XIX в.) // Родина, 2003. – № 5-6.

  3. Васильев Л.С. Генеральные очертания исторического процесса (Буржуазно-демократический Запад в XIX веке, С. 114.) // Философия и общество, 1998. – № 3.

  4. Введение в культурологию. – М., 1995. – ч.1. (См.: Европейская культура XIX века)

  5. Осипенко Г. Королева Виктория – мать нации (1819 – 1901) // Наука и религия, 2002. – № 3.


Тема 9. Европейская культура XX века.

  1. Автономова Н.С. Возвращаясь к азам (общее содержание постмодернизма) // Вопросы философии. – 1993. – № 3.

  2. Балла О. После всего. Плодотворное поражение (идеалы постмодернизма) // Знание-сила. – 2000. – № 11.

  3. Белобородов Д.В. Дереализация реальности: философские парадоксы современного технотриллера // Тоталитаризм и тоталитарное сознание. Вып. 4. Томск. 2004.

  4. Ваторопин А.С., Ольховников К.М. Перспективы секуляризма к религии в эпоху постмодерна // ОНС. – 2002. – № 2.

  5. Гасратен К. Сфера культуры в постиндустриальной экономике (Европа, США) // МЭМО. – 2001. –№ 7.

  6. Громыко Н.В. Интернет и постмодернизм – их значение для современного образования // Вопросы философии. – 2002. – № 2.

  7. Дубровский Д.И. Постмодернистская мода // Вопросы философии. – 2001. – № 8.

  8. Иванов Д.Б. Критическая теория и виртуализация общества (Социокультурный сдвиг от модерна к постмодерну) // Социс. – 1999. – № 1.

  9. Кессиди Ф.Х. Глобализация, функциональная ассиметрия мозга и проблема интеграции культур // Философия и общество, 2004. – № 1. – С. 45-53.

  10. Кутырев А.А. Экологический кризис, постмодернизм и культура // Вопросы философии. – 1996. – № 11.

  11. Лиотар Ж.Ф. (о постмодерне) // Архетип. – 1997. – № 2-4.

  12. Мигунов А.С. Постмодернизм: адаптация к культуре // Вестник МГУ. – 1994. –№ 2.

  13. Самосознание европейской культуры ХХ века. – М., 1991.

  14. Современная западная культура (Абстракционизм, искусство поп-арта, сюрреализм, экзистенциализм, постмодернизм) // Чернокозова А.И. История мировой культуры. – Р-н-Д., 1997.

  15. Суслова Т.И. Традиции и инновации отечественной культуры в условиях глобализации. Томск, 2003. – Глава 1.

  16. Федотова Н.Н. Кризис идентичности в условиях глобализации // Человек. – 2003. – № 6. – С.90-106.


Тема 10. Русская культура.

  1. Архетипы успеха и русская сказка // Знание-сила, 1997, №№ 8, 10, 11.

  2. Бенуа А. История русской живописи в XIX в веке. – М., 1999.

  3. Ведические храмы славян // Наука и религия, 1998, № 1.

  4. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников. – М., 1998.

  5. Дугин А. Континент Россия … // Наука и религия, 1996, № 11.

  6. Евразийство: добродетель. Евразийство: соблазн // Родина, 1996, № 9.

  7. Карагодина М.В. Мир русской женщины в средние века // Человек. – 2003. – № 6. – С. 131-140.

  8. Карасев Л. Онтологический взгляд на русскую культуру // Знание-сила, 1996, № 7.

  9. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и культура русского дворянства XVIII – первой половины XIX века. – СПб., 1997.

  10. Макаров В.Г. «Pax rossica». История евразийского движения и судьбы евразийцев // Вопросы философии. – 2006. – № 9. – С. 102-118.

  11. Махнач В. Встретимся через 50 лет. Русская национальная идея // Родина. 1997, № 2.

  12. Порус В.Н. Обжить катастрофу. Современные заметки о духовной культуре России // Вопросы философии. – 2005. – № 11. – С. 24-37.

  13. Религиозные организации России // Наука и религия, 1998, № 9.

  14. Россия в двух шагах от затерянного мира // Наука и религия, 1999.

  15. Русь ведическая // Наука и религия, 1996, № 7.

  16. Суслова Т. Ценности народной культуры в русском модернизме и постмодернизме // В кн.: Культура России: смыслы, символы, ценности. – Томск, 1996.




    1. В качестве наглядных материалов используются видеофильмы по темам, альбомы с репродукциями картин.


4. Экзамен:

Экзамен проводится в форме индивидуального собеседования студента с преподавателем. Студенту предлагается за 25-30 минут подготовить ответы на 2 вопроса билета.

Итоговый результат складывается из суммы баллов за ответы на 1-й и 2-й вопросы. Максимальный балл за ответ на 1 вопрос – 15 баллов; за экзамен – 30 баллов.


Критерии оценки ответа студента на экзамене:

1. Правильность ответа (его соответствие современному уровню научного знания);

2. Полнота ответа;

3. Количество и качество литературы, использованной для подготовки;

4. Четкость формулировок.


Вопросы к экзамену

1. Предмет и специфика культурологии. Традиционное и современное понимание культуры. Типы культурной динамики.

2. Типологии культур. Чем отличаются этнические и национальные, локальные, специфические и «серединные» культуры?

3. Современные школы и концепции культурологии (концепции «локальных цивилизаций», религиозные концепции, психоаналитические концепции, биосферные концепции культуры и др.). Специфика культурологических теорий.

4. Когда появились материальная и духовная культура и чем они отличаются друг от друга? Особенности первобытной культуры.

5. Опишите ранние формы верований: анимизм, тотемизм, фетишизм, шаманизм.

6. Основные положения конфуцианства и даосизма. Их роль в духовной культуре Китая

7. Великие научные открытия Древнего Китая. Медицина, алхимия, геомантия (фен-шуй), астрология.

8. Религии Древней Индии: ведический и брахманский периоды; буддизм и джайнизм; индуизм.

9. Особенности художественной культуры Древней Индии. Архитектура и скульптура. Тексты индийской культуры.

10. Роль культа мертвых в египетской культуре. Смысл погребальных обрядов Древнего Египта.

11. Особенности египетской архитектуры, монументальной скульптуры, изобразительного искусства. Научные и практические знания Древнего Египта.

12. Особенности древнегреческой культуры, ее важнейшие достижения. Древнегреческая «агонистика», «пайдейя», «калокагатия».

13. Возникновение и особенности римской культуры. Проблема вторичности римской культуры. Закат античной культуры.

14. Возникновение и сущность христианства.

15. Ценностные ориентации и мировоззренческие основания средневековой западно-европейской культуры.

16. Художественная культура Средневековья. Романский и готический стили в искусстве средних веков

17. Основные характеристики Ислама. Ислам и христианство

18. Особенности культуры эпохи Возрождения. Отношение к античной и средневековой культуре.

19. Виды и жанры изобразительного искусства эпохи Возрождения.

20. Влияние идей реформации и протестантизма на развитие западной культуры

21. Идеология эпохи Просвещения

22. Научные и технические достижения новоевропейской цивилизации

23. Классицизм, барокко и рококо в художественной культуре Европы

24. Романтизм в духовной и художественной культуре XVIII-XIX вв.

25.Новые направления в искусстве XIX века: импрессионизм и постимпрессионизм.

26. Эпоха «декаданса» в европейской культуре.

27. Критический реализм в искусстве XIX века. Предпосылки возникновения.

28. Роль христианизации Руси в формировании русской духовной культуры и русского менталитета.

29. Отличие русского православия от католичества.

30. Архитектура и иконопись Х-ХVII веков. Значение символов в древнерусской иконе.

31. «Золотой» и «Серебряный» века русской культуры. Русская художественная литература XIX века.

32. Модернизм в культуре ХХ века (фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, абстракционизм, дадаизм, сюрреализм, …).

33. «Постмодернизм» как направление современной европейской культуры и особый тип мировоззрения.

34. Особенности культуры информационного общества

35. Характеристика современного глобального социокультурного кризиса


5.Рейтинг

1-й семестр, экзамен


Элементы учебной деятельности

Максимальный балл на 1-ую контрольную точку с начала семестра

Максимальный балл за период между 1КТ и 2КТ

Максимальный балл за период между 2КТ и на конец семестра

Всего за

семестр

Посещение занятий

4

4

4

12

Тестовый контроль

12

Нет (0)

13

25

Работа на практических занятиях

7

7

7

21

Компонент своевременности

4

4

4

12

Итого максимум за период:

27

15

28

70

Сдача экзамена (максимум)










30

Нарастающим итогом:

27

42

70

100


Экзамен:




«отлично»

«хорошо»

«удовлетворительно»

1 вопрос

15

10

5

2 вопрос

15

10

5


^ Итоговая оценка:


Оценка (ГОС)

Итоговая сумма баллов, учитывает успешно сданный экзамен

^ Оценка (ECTS)

5 (отлично)

90 - 100

А (отлично)

4 (хорошо)

85 – 89

В (очень хорошо)




75 – 84

С (хорошо)




70 - 74

D (удовлетворительно)

3 (удовлетворительно)

65 – 69




60 - 64

E (посредственно)

2 (неудовлетворительно)

Ниже 60 баллов

F (неудовлетворительно)






Скачать 401,94 Kb.
оставить комментарий
Дата29.09.2011
Размер401,94 Kb.
ТипРабочая программа, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

хорошо
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх