Программа дисциплины опд. Р методика декоративно-прикладного искусства шифр дисциплины и ее название в соответствии с учебным планом icon

Программа дисциплины опд. Р методика декоративно-прикладного искусства шифр дисциплины и ее название в соответствии с учебным планом


2 чел. помогло.
Загрузка...
скачать
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ГОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы»


Художественно-графический факультет



«Согласовано»

_________________

председатель УМК

Н.И.Куприянов

«Утверждаю»

_______________

декан факультета

Т.Х.Масалимов



ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


ОПД.Р.1. Методика декоративно-прикладного искусства

шифр дисциплины и ее название в соответствии с учебным планом


специальность

030800 (050602.65) Изобразительное искусство


специализация

030815 Декоративно-прикладное искусство


^ Выписка из государственного образовательного стандарта

высшего профессионального образования

667 пед/сп (новый) от «31» января 2005г.


Cпециальность 030800 Изобразительное искусство



Индекс

Наименование дисциплины и основные

дидактические единицы

Всего часов

ОПД



Обшепрофессиональные дисциплины


1600

ОПД.Р.00
^

Национально-региональный (вузовский) компонент


160




  1. ЦелЬ и задачи дисциплины


Современная методическая подготовка преподавателя изобразительного искусства должна вбирать в себя множество аспектов, среди которых важную роль занимают: познание студентами психологических и дидактических основ развития познавательных и творческих способностей учащихся; понимание художественно- практической деятельности как средства познания и развития; умение студентов самостоятельно творчески мыслить, анализировать разнообразные методические и практические материалы, использовать традиционные и новые подходы в обучении школьников декоративно-прикладному искусству и другие аспекты.

Цель учебной дисциплины «Методика декоративно-прикладного искусства» заключается в формировании эстетической и духовной культуры учителя ИЗО, руководителя кружковой работы в методической подготовке будущих специалистов в области декоративного искусства.

Задачи:

  • сформировать базовые знания по методико-педагогическим основам преподавания ДПИ в школах с углубленным изучением изобразительного искусства, в средних профессиональных учебных заведениях, художественных школах, изостудиях;

  • способствовать развитию педагогического творчества студентов;

  • научить студентов практическим навыкам подготовки и проведению различных по содержанию и формам уроков по технологии направления декоративно-прикладного искусства.

  • научить грамотному проведению научно-исследовательской работы по направлению методики ДПИ и технологического образования;

Выпускник, получивший квалификацию учителя изобразительного искусства, должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения; обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям Государственного образовательного стандарта.

Виды профессиональной деятельности.

  • учебно-воспитательная;

  • социально-педагогическая;

  • культурно-просветительная;

  • научно-методическая;

  • организационно-управленческая.

Типовыми задачами по видам профессиональной деятельности для учителя изобразительного искусства являются: осуществление процесса обучения изобразительному искусству в соответствии с образовательной программой; планирование и проведение учебных занятий по изобразительному искусству с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом; использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения изобразительному искусству, в том числе технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий; применение современных средств оценивания результатов обучения; воспитание учащихся как формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений; реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию обучающихся с целью создания мотивации к обучению; работа по обучению и воспитанию с учетом коррекции отклонений в развитии; оказание помощи в социализации учащихся и проведение профориентационной работы; установление контакта с родителями учащихся, оказание им помощи в семейном воспитании; формирование общей культуры учащихся, выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений; самоанализ и самооценка с целью повышение своей педагогической квалификации; рациональная организация учебного процесса с целью укрепления и сохранения здоровья школьников; обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса; организация контроля за результатами обучения и воспитания; организация самостоятельной работы и внеурочной деятельности учащихся; ведение школьной и классной документации; выполнение функций классного руководителя; участие в самоуправлении и управлении школьным коллективом.


^ 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент, изучивший дисциплину, должен:

знать классические современные подходы к обучению учащихся (студентов) к декоративно прикладному творчеству; историю возникновения и развития мирового декоративно прикладного искусства, народных промыслов России и ее регионов; первоисточников методической, искусствоведческой и педагогической литературы.

уметь применять теоретические положения на практике проектно-графического образования; проектировать урок, осуществляя при этом эффективный набор методов, методических приемов, средств обучения; составлять календарно-тематический план занятий ДПИ; выполнять педагогический рисунок на классной доске от руки; изготавливать наглядные пособия и раздаточный материал.

владеть навыками организации учебно-творческой деятельности учащихся; создания учебных программ и проектов уроков по дисциплине декоративно-прикладное искусства и народных промыслов; поэтапной обработки художественных материалов в традиционных видах ДПИ и народных промыслах России и ее регионов и уникальных (оригинальных) способов обработки материалов.


^ 3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


Очная форма обучения

^ Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость

160

7, 8

Аудиторные занятия

80

7, 8

Лекции

Х

7, 8

Практические занятия (семинары)

-

-

Лабораторные работы

Х

7, 8

Самостоятельная работа

80

7, 8

Курсовые работы / рефераты

Х

7, 8

Вид итогового контроля: экзамен

Х

8


Заочная форма обучения

^ Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость

78

6, 7

Аудиторные занятия

10

6, 7

Лекции

Х

6

Практические занятия (семинары)

Х

7

Лабораторные работы

-

-

Самостоятельная работа

68

6, 7

Рефераты

Х

6, 7

Вид итогового контроля: экзамен

Х

6


^ 4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ


п/п


Тематический план


Лекции

^ Практические занятия, семинары

Лабораторные работы

1

Введение

Х

-

-

2

Психолого-педагогические и культурологические основы современного урока по ДПИ

Х

-

Х

3

Традиционные и инновационные подходы к обучению ДПИ

Х

-

Х

4

Учитель как организатор и руководитель учебного процесса по дисциплинам художественного цикла

Х

-

Х

5

Организация и проведение занятий ДПИ в условиях дополнительного и специального образования

Х

-

Х

6

Анализ учебных программ по ДПИ

Х

-

Х

7

Педагогическое творчество студентов по созданию авторских проектов уроков.

Х

-

Х

8

Составление авторских учебных программ по ДПИ.

Х

-

Х

9

Правила составления плана-конспекта урока по ДПИ.

Х

-

Х

10

Анализ форм организации занятий по ДПИ

Х

-

Х

11

Организация интерьера кабинета ДПИ

Х

-

Х

12

Владение учителем основными критериями оценки творческих работ учащихся

Х

-

Х

13

Установление межпредметных связей на занятиях ДПИ

Х

-

Х



4.2.^ СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Введение

Предмет «Методика обучения декоративно-прикладному творчеству». Цели и задачи курса. Межпредметные связи курса: специальные дисциплины и дисциплины психолого-педагогического цикла. Цели и задачи преподавания декоративно прикладного искусства в условиях среднего образования. Декоративно-прикладное искусство как учебный предмет, его общеобразовательные и воспитательные задачи. Междисциплинарные связи «ДПИ» с другими школьными дисциплинами.

^ 2. Психолого-педагогические и культурологические основы современного урока по ДПИ

Роль художественно-прикладной деятельности в познание и развитии личности. Полифункциональность художественно-прикладной деятельности в условиях развивающего обучения (обучающая, воспитательная, развивающая, активизирующая, эстетическая и другие функции). Основные дидактические принципы методики обучения художественным дисциплинам (принципы научности, последовательности, активности, сознательности, доступности, прочности в обучении и другие). Определение понятий «декоративно-прикладное искусство». Составляющие декоративно-прикладного искусства в содержании школьной дисциплины «Декоративно-прикладное искусство».

^ 3. Традиционные и инновационные подходы к обучению ДПИ

Система аналитического подхода в профессиональной оценке учебных программ дисциплин ДПТ и кружковой работы. Программы по ДПТ в общеобразовательной школе, утвержденные и рекомендованные Министерством общего и профессионального образования РФ. Нетрадиционные и авторские подходы к проблемам обучения декоративно-прикладному искусству в школе в трудах Хворостова А.С., Конышевой Н.М., Волкова И.П., Выгонова В.В., Шпикаловой Т.Я., Неретиной Л.В. и других.

^ 4. Учитель как организатор и руководитель учебного процесса по дисциплинам художественного цикла

Подготовка учителя к уроку. Контроль со стороны учителя за учебным процессом. Планирование учебной работы на учебный год и на каждую четверть. Выбор методов учебной работы. Учет успеваемости учащихся. Критерии оценки творческих работ учащихся. Кабинет декоративно-прикладного искусства, его оборудование, оформление и материально-учебная база.

^ 5. Организация и проведение занятий ДПИ в условиях дополнительного и специального образования

Специфика форм и содержания занятий ДПИ. Многообразие форм организации занятий ДПИ. Методика организации уроков бесед о декоративно-прикладном искусстве, уроков по декоративному рисованию, уроков по изучению и освоению художественных технологий декоративно-прикладного искусства, уроков по изготовлению творческих изделий с помощью освоенных технологий и др. План-конспект урока и его структура. Специфические формы проведения занятий ДПИ. Организация занятий ДПИ в классах школ с углубленным изучением ИЗО и в системе дополнительного образования. Педагогическое творчество студентов по созданию авторских проектов уроков.

^ 6. Анализ учебных программ по ДПИ

Работа с методической литературой. Изучение содержания и особенностей обучающихся программ по дисциплинам эстетического цикла («Изобразительное искусство», «Декоративно-прикладное искусство», «Художественный труд»): традиционных и авторских. Основные приемы и специфика составления учебных программ по ДПИ.

^ 7. Педагогическое творчество студентов по созданию авторских проектов уроков

Освоение приемов создания проектов уроков по декоративно-прикладному искусству, с учетом педагогических принципов, функций, форм организации, содержания.

^ 8. Составление авторских учебных программ по ДПИ

Самостоятельная работа студентов над созданием учебных программ, на основе изученных ранее, с учетом особенностей содержания школьной дисциплины «ДПИ». Специфика составления программы для учебных заведений с углубленным изучением изобразительного искусства.

^ 9. Правила составления плана-конспекта урока по ДПИ

Освоение приемов и системы составления плана-конспекта урока по декоративно-прикладному искусству. Формулировка обучающей, развивающей, воспитательной задач к предложенным заданиям по ДПИ.

^ 10. Анализ форм организации занятий по ДПИ

Знакомство с разнообразными формами организации уроков по ДПИ, с учетом педагогических принципов и особенностей содержания учебных тем предмета ДПИ. Организация урока – беседы о декоративно-прикладном искусстве. Организация урока по изучению и освоению художественных технологий декоративно-прикладного искусства. Организация урока по изготовлению художественных изделий

^ 11. Организация интерьера кабинета ДПИ

Кабинет декоративно прикладного искусства, его оборудование, оформление и материально учебная база. Комплекса фронтальной и предметной наглядности по ДПИ.

^ 12. Владение учителем основными критериями оценки творческих работ учащихся

Организация и руководство учителем учебным процессом по школьным дисциплинам художественного цикла. Критерии оценки учебных и творческих работ школьников. Учет успеваемости учащихся.

^ 13. Установление межпредметных связей на уроках декоративно-прикладного искусства

Межпредметная связь ДПИ с другими дисциплинами: география, история, история искусства, химия, геометрия и др. Воспитательные мероприятия по направлению технологического обучения.


4.3. Лабораторный практикум


п/п

раздела

дисциплины

Наименование лабораторных работ

1

2

3



2

Анализ программного материала по «ДПИ» и выявление структурных составляющих данного направления работы учащихся.



3

Изучение нетрадиционных авторских подходов к проблемам обучения декоративно-прикладному искусству в школе



4

Планирование учебной работы на учебный год и на каждую четверть



4

Поиск критериев оценок творческих работ учащихся



5, 9

Составление плана-конспекта урока ДПИ в различных видах учебных заведений



6

Изучение методической литературы: выявление авторских концепций.



7, 10, 12

Авторская разработка и проведение урока: подготовка наглядного материала, поиск различных форм обучения ДПИ



8

Составления программы для учебных заведений с углубленным изучением изобразительного искусства



11

Изготовление комплекта наглядных пособий по урокам ДПИ



13

Планирование воспитательных мероприятий с установлением межпредметных связей.


^ 5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Рекомендуемая литература

ОСНОВНАЯ:

  1. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: учебно- методическое пособие /Под. ред. Т.Я.Шпикаловой - М., 2003.

  2. Выгонов В.В. Практикум по трудовому обучению: Учебное пособие для студентов высших и средних пед. уч. зав. - М.: Академия, 2006.

  3. Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников. Основы дизан-образования: Учебное пособие для студентов пед. учеб. зав-ий – М.: Академия, 2007.

  4. Неретина Л.В. Конспекты уроков по изобразительному искусству, мифологии и фольклору: 1 кл. - М.: Владос, 2004.

  5. Фокина Л.В. Орнамент. Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 176 с. и цв. илл.

  6. Янбухтина А.Г. Декоративное искусство Башкортостана ХХ век: от тамги до авангарда. – Уфа: Китап, 2006.


дОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

  1. Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Севера: Занятия с младшими школьниками: Учебн.метод.пособие /Под ред. Т.Я.Шпикаловой. -М., 2001.

  2. Кошелов В.М., Афонькин С.Ю. Вырезаем и складываем. - Спб, 2001.

  3. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М., 1980.

  4. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. - М., 1983.

  5. Волков И.П. Учим творчеству. Педагогический поиск. – М., 1988.

  6. Геронимус Т.М. Урок труда. Я все умею сам: учебно-методический комплект по трудовому обучению для учащихся школы. – М., 1998.

  7. Зеньковский В.В. Психология детства. – М., 1996.

  8. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. – М.: Знание, 1968.

  9. Кириенко В.И. Психология способностей в изобразительной деятельности. – М.: АПН РСФСР, 1959.

  10. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников. Педагогическое общество России. – М., 1996.

  11. Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников дизайн-образования: Учебное пособие для студентов пед. учеб. зав. - М.: Академия, 1999.

  12. Конышева Н.М. Наш рукотворный мир. – М., 1996.

  13. Конышева Н.М. Секреты мастеров: Учебник по художественному труду для 4 класса начальной школы. – М., 1998.

  14. Конышева Н.М. Чудесная мастерская: учебник по художественному труду для 1 класса начальной школы. - М., 1997.

  15. Малиновская Л.П. Вопросы формирования дизайнерского мышления на уроках изобразительного искусства в начальных классах. – Тернополь, 1993.

  16. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. – М.: Просвещение, 1977.

  17. Молчева А.В. Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана – дошкольникам. – Уфа: Китап, 1995.

  18. Основы декоративного искусства в школе: Учебное пособие для студентов худ.-граф. фак. пединститутов /Под ред. Нешумова Б.В., Щедрина Е.Д. – М.: Просвещение, 1981.

  19. Полунина В.Н. Искусство и дети: Из опыта работы учителя. – М.: Просвещения, 1982.

  20. Популярная художественная энциклопедия. – М., 1986.

  21. Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1984.

  22. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. - М., 1988.




    1. ^ СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Комплект визуальной учебной наглядности в электронном виде по дисциплинам технологического цикла.


^ 6. МАТЕРИАЛЬНО–ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для обеспечения данной дисциплины необходимы:

Лекционная аудитория и учебно-художественная мастерская;

оборудование, инструменты и материалы: рабочие столы, экспозиционный стол или стол преподавателя, классная доска; инструменты для выполнения изделий ДПИ; графический материал для эскизирования и выполнения проектов (бумага, карандаш, тушь, акварель и др.); материалы для создания наглядных пособий и изделий ДПИ (картон, калька, краски, глина и др.);

технические средства обучения: аудио, -видеоаппаратура; мультимедийное оборудование; ксерокс, сканер, компьютерное оборудование.

учебно-наглядные пособия: дидактические материалы (рефераты, конспекты лекций, учебные иллюстрированные программы, учебные тематические планы; учебники и учебные пособия); наглядные пособия, стенды и методические пособия по темам теории ДПИ с практикумами обработки материалов; вспомогательный визуальный ряд (репродукции, фотоматериал, учебные проекты, работы студентов- изделия ДПИ, дипломные работы).


^ 7. СОДЕРЖАНИЕ ИТОГОВОГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ

7.1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

  1. Изучение и анализ искусствоведческой, культурологической литературы по разделам курса

  2. Проанализировать одну из современных учебных программ по декоративно-прикладному искусству или художественному труду.

  3. Создать проект урока по ДПИ по самостоятельно выбранной теме.

  4. Составить свой вариант программы по ДПИ для общеобразовательной школы или художественного учебного заведения.

  5. Составить задания для использования на уроках по ДПИ по разделам: лепка; работа с бумагой; работа с текстилем; работа с красками; тема по выбору.

  6. Показать на конкретном примере реализацию одного или двух дидактических принципов при организации разных форм урока по ДПИ

  7. Создать эскиз интерьера кабинета ДПИ.

  8. Самостоятельно выработать критерии оценки творческих или учебных работ школьников с учетом спец. задач урока (например, тематического решения образа в ДПИ в технике лоскутной аппликации или др.).

  9. Привести конкретный пример межпредметной связи: ДПИ с дисциплинами общеобразовательного цикла в школе (выполнить письменно): раскрыть содержание и особенности, выбранной для примера межпредметной связи.

  10. Подготовить доклад об истории возникновения и технологии народных промыслов по теме на выбор (представить в виде иллюстрированного реферата).

  11. Подготовить доклад об истории возникновения и технологии народных промыслов по теме на выбор (представить в виде иллюстрированного реферата).


7.2. Примерный перечень вопросов к ЭКЗАМЕНУ

  1. Основное содержание обучения декоративно – прикладному творчеству в условиях среднего образования.

  2. Правила составления плана – конспекта урока по ДПТ. Привести пример плана – конспекта урока, составленного самостоятельно.

  3. Цели и задачи преподавания декоративно – прикладного искусства в условиях среднего, специального и дополнительного образования.

  4. Реализация педагогического принципа «Учёт национально - регионального компонента» на уроках ДПТ.

  5. Основное содержание обучения декоративно – прикладному творчеству в условиях дополнительного образования (кружки, студии, художественные школы).

  6. Нетрадиционные и авторские подходы к проблемам обучения декоративно – прикладному творчеству в трудах Конышевой Н.М., Волкова И.П., Шпикаловой Т.Я., Неретиной Л.В. и др.

  7. Форма и содержание государственных образовательных программ по декоративно – прикладному творчеству для общеобразовательных школ.

  8. Учитель как организатор и руководитель учебного процесса по школьным дисциплинам художественного цикла.

  9. Основное содержание и специфика современных авторских программ по обучению декоративно – прикладному искусству под авторством Неретиной Л.В., Шпикаловой Т.Я., Конышевой Н.М., Молчевой А.В. (Выбрать для анализа одну из предложенных программ).

  10. Учёт успеваемости и критерии оценки творческих работ учащихся на уроках ДПТ.

  11. Многообразие форм организации занятий по ДПТ. Содержание и специфика.

  12. Основные приёмы и спецификация составления учебных программ по ДПТ.

  13. Организация занятий по ДПТ в учреждениях дополнительного образования (кружки, художественные школы, детские лагеря отдыха, Изостудии и т.п.).

  14. Организация междисциплинарных связей на уроках ДПТ. Привести конкретный пример.

  15. Многообразие подходов к созданию проекта урока по ДПТ, с учётом педагогических принципов, функций декоративно – прикладного искусства, форм организации учебной работы, тематического содержания урока.

  16. Междисциплинарные связи дисциплины ДПТ с дисциплинами общеобразовательного цикла. Привести конкретный пример.

  17. Декоративно – прикладное творчество как учебный предмет, его общеобразовательные и воспитательные задачи.

  18. Подготовка учителя к уроку ДПТ. Контроль учителя за учебным процессом.

  19. Организация занятий по декоративно – прикладному творчеству в школе. Специфика форм и содержания.

  20. Кабинет ДПТ, его оборудование, оформление и материально-учебная база.

  21. Организация уроков по ДПТ с учётом педагогических принципов и особенностей содержания учебных тем предмета ДПТ.

  22. Реализация педагогического принципа «Учёт национально- регионального компонента» на уроках ДПТ.

  23. Организация занятий по ДПТ в средних общеобразовательных школах (классах) с углубленным изучением ИЗО и в системе дополнительного образования.

  24. Особенности организации интегративного урока по ДПТ. Привести конкретный пример.

  25. Особенности организации и содержания урока – беседы о декоративно – прикладном искусстве.

  26. Реализация педагогического принципа «Учёт возрастных особенностей школьников» на уроках ДПТ.

  27. Особенности организации урока по изготовлению художественного изделия.

  28. Кабинет ДПТ, его оборудование. Оформление и материально-учебная база.

  29. Декоративно – прикладное творчество как учебный предмет, его общеобразовательные и воспитательные задачи.

  30. Междисциплинарные связи дисциплины «ДПТ» с дисциплинами общеобразовательного цикла. (Привести конкретный пример).

  31. Роль художественно-прикладной деятельности в познании и развитии личности школьника.

  32. Правила составления плана конспекта-урока по ДПТ. Привести пример плана конспекта – урока по ДПТ. Привести пример плана-конспекта урока, составленного самостоятельно.

  33. Полифункциональность художественно- прикладной деятельности в условиях развивающего обучения (дидактическая, воспитательная, развивающая, активизирующая, эстетическая и др. функции).

  34. Учёт успеваемости и критерии оценки творческих работ учащихся на уроках ДПТ.

  35. Нетрадиционные и авторские подходы к проблемам обучения декоративно-прикладному творчеству в школе, в трудах Конышевой Н.М., Волкова И.П., Неретиной Л.В. и др.

  36. Особенности организации интегративного урока по ДПТ. Привести конкретный пример.

  37. Содержание основных дидактических принципов обучения художественным дисциплинам (принципы научности, последовательности, активности, сознательности, доступности, учёта возрастных особенностей и др.

  38. Учитель как организатор и руководитель учебного процесса по школьным дисциплинам художественного цикла.

  39. Форма и содержание государственных программ по декоративно - прикладному творчеству для общеобразовательных школ.

  40. Подготовка учителя к уроку ДПТ, контроль учителя за учебным процессом.


7.3. Примерная тематика рефератов

  1. Организация занятий по ДПТ в классах (школах) с углубленным изучением ИЗО и в системе дополнительного образования.

  2. Организация межпредметных связей на уроках декоративно-прикладного творчества.

  3. «Народная живопись» как средство приобщения учащихся к национальной культуре.

  4. Особенности организации уроков по лепке с использованием традиций народных промыслов.

  5. Многообразие форм организации учебных занятий с использованием технологии художественной обработки текстиля.

  6. Театральные куклы народов мира как средство изучения разнообразных художественных технологий и приобщения учащихся к национальным культурам.

  7. Разные виды «батика» на уроках по декоративно-прикладному творчеству.

  8. Японская техника «Оригами» как средство формирования образного и художественного мышления учащихся.

  9. Древние художественные ремесла России в условиях организации современного урока по декоративно-прикладному творчеству.

  10. Дымковская игрушка. Использование технологий ее изготовления в организации современного урока по ДПТ.

  11. Классические традиции техники гобеленоплетения в организации современного урока по ДПТ.

  12. Интегративные подходы к организации уроков по ДПТ с использованием материалов по народному фольклору и мифологии.

  13. Технологии художественной обработки металла в организации уроков по ДПТ в условиях современной художественной школы.

  14. Приемы старых мастеров по художественной обработке дерева в организации современного урока по ДПТ.

  15. Традиции бисероплетения народов мира в организации уроков по ДПТ.

  16. Традиционные и новые подходы к использованию техники «папье-маше» на уроках по ДПТ для детей разных возрастов.

  17. Приемы работы с бумагой на уроках по ДПТ с детьми разных возрастов.

  18. Традиции создания чеканных изделий в организации современного урока по ДПТ.

  19. Народные промыслы как источник обогащения учебного материала по ДПТ.

  20. Формирование у школьников навыков создания орнаментальной композиции с использованием традиций орнаментального декорирования предметов быта в культуре Башкирского народа.

  21. Древняя техника вязания крючком в организации современных уроков по ДПТ.

  22. Многообразие форм организации (форм) учебных занятий с использованием художественной обработки дерева.

  23. Многообразие форм организации уроков, с использованием разных видов вышивки.

  24. Техника «Соленое тесто» традиции и современные подходы использования в организации уроков по ДПТ.

  25. Современные художественные материалы (пластика, пластинил) в создании творческих работ по мотивам народных на уроках по ДПТ.

  26. Особенности колорита росписи «Полхово-Майдана» как средство формирования у школьников (приемов) навыков декоративной (живописи) работы с цветом.

  27. Многообразие форм организации уроков с использованием материалов по орнаментальному искусству Башкортостана.



^ 8. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В свете современных подходов к проблеме формирования всесторонне развитой личности, внедрение учебной дисциплины «Декоративно-прикладное искусство» в систему общего образования стало одним из воплощений классической идеи об использовании разных видов искусства в обучении и воспитании. В контексте передовых идей о развивающем обучении; о гуманистическом подходе к ребенку; о культурологической направленностью общего образования и других, данная дисциплина призвана решать множество общеразвивающих задач, что так же обуславливает организацию новых подходов к формам и содержанию уроков по «Декоративно-прикладному искусству».

От содержания обучения и система преподавания ДПИ в учебных заведениях, имеющей целенаправленный, комплексный и творческий характер, во многом зависит реализация гуманистических идей художественного образования. Программа курса разработана с учетом современных требований к профессиональной подготовке учителя изобразительного искусства средних общеобразовательных школ и учебных заведений со специализацией декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

Вышеназванные составляющие методической подготовки студентов ХГФ нашли свое отражение во множестве современных программ по методике обучения декоративно-прикладному искусству (Васильев А.В., Боголюбов Н.К., Барадулин В.А., Ганкус О.В., Хворостов А.С., Щеблыкин И.К., Шпикалов Т.Я., Колокольников В.В. и др.).

Разработанная нами программа, выбрала в себя ряд подходов к организации обучения ДПИ школьников и формированию творческой личности будущего педагога-художника, не нашедших широкого распространения в современных обучающих программах по методике ДПИ.

В основу предлагаемой программы легли инновационные, нетрадиционные подходы, разработанные в трудах Конышевой Н.М., Пурик Э.Э., Малиновской Л.П., Выгонова В.В., Неретиной Л.В. и других.

В связи с этим разделы и тематика данной программы ориентируют студентов на организацию развивающего обучения на уроках ДПИ; на углубление общего образования школьников, формирование их духовной культуры. С этой целью в содержание программы включены темы, посвященные; роли художественно-практической деятельности в познании и развитии; психолого-педагогическим основам современного урока по декоративно-прикладному искусству; полифункциональности художественно-практической деятельности в процессе подготовки всесторонне развитой личности.

Поскольку курс «Методика обучения декоративно-прикладного искусства» также тесно связан со многими дисциплинами, изучаемыми на ХГФ («Основы декоративного творчества с практикумами»; «Художественное оформление в школе»; «Дизайн и художественное конструирование»; «Теория и методика обучения ИЗО»; «История искусств»; «Технология ДПИ»; «Технология изделий народных промыслов РБ» и дисциплины психолого-педагогического цикла), то содержание программы и круг тем были нами умышленно расширены и предложены студентам ХГФ для самостоятельного изучения. В разделе, посвященном народным промыслам и ремеслам, мы не ограничились только ремеслами России и ее регионов, что является традиционным для множества программ, а предложили для изучения еще и ремесла народов мира (Африки, народов крайнего Севера, Прибалтики, Западной Европы и других). Включены также темы, посвященные видам, направлениям, художественным технологиям. Традиционного и современного (дизайн) декоративно-прикладного творчества (флористика, фитодизайн, пластика из соленого теста, приемы современного бисероплетения и др.)- это на наш взгляд, в значительной мере обогатило содержание курса и наполнило его более разнообразными подходами к организации уроков по ДПИ, носящих развивающий и проблемный характер.

Итак, программа условно разделена на теоретическую и практическую части.

Теоретическая часть включает в себя следующее:

  • научно-теоретические положения методики преподавания;

  • содержание процесса обучения декоративно-прикладному творчеству;

  • принципы, условия и правила рационального построения обучения данной дисциплине;

  • традиционные и инновационные приемы, методы и формы учебно-воспитательной работы по ДПИ в школе;

  • анализ программ общеобразовательных учреждений по декоративно-прикладному творчеству.

Вторая часть представляет собой практикум по методике обучения ДПИ, в содержание которого входят:

  • примеры составления учебных программ и конспектов отдельных уроков по темам ДПИ;

  • разработки творческо-практических заданий для самостоятельной методической работы студентов ХГФ.


^ 9. УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Свои знания по дисциплине студенты ХГФ закрепляют на педагогической практике.

Педагогическое творчество студентов реализуется во время прохождения педагогической практики на базе средних художественных и профессионально-технических учебных заведений.

Практика проводиться в течение 6 недель.

В ходе практики студенты выполняют задания по дисциплинам: педагогика, психология, физиология. Проводят роботу по организации и проведению уроков по дисциплине «Технология ДПИ» и на занятиях кружковой работы по различным видам ДПИ.


Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 030800 (050602.65) Изобразительное искусство со специализациями 030810 «Черчение и художественная графика» и 030815 «Декоративно-прикладное искусство».


Программу составила:


Куделько Юлия Витальевна

доцент кафедры ДПИ и дизайна БГПУ им. М.Акмуллы, к.пед.н.


Программа одобрена на заседании кафедры ДПИ и дизайна от 30 августа 2007г., протокол №1.




Скачать 279,57 Kb.
оставить комментарий
Дата29.09.2011
Размер279,57 Kb.
ТипПрограмма дисциплины, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

хорошо
  2
отлично
  4
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх