Педагогического опыта icon

Педагогического опыта


1 чел. помогло.
Смотрите также:
Методические рекомендации по обобщению педагогического опыта и формам его предъявления для...
Приказ №38 от 16 января 2012 года «О проведении муниципальной Эстафеты педагогического...
Приказ №38 от 16 января 2012 года «О проведении муниципальной Эстафеты педагогического...
Об итогах Х iv республиканской выставки научно-методической литературы...
Об итогах Х iv республиканской выставки научно-методической литературы...
Методические рекомендации по изучению и обобщению передового педагогического опыта Чистоозерное...
Обобщения опыта...
Инновационного педагогического опыта (ипо)...
Тема опыта: «Условия организации литературного творчества младших школьников в дидактической...
Районная выставка-конкурс научно-методической литературы и педагогического опыта...
Дар» Играем в сказку… Технология погружения в игровую модель «Сказка…» (из опыта работы...
М. М. Поташник характеризует Мастер-класс как ярко выраженную форму ученичества у Мастера...



Загрузка...
скачать
Управление образования администрации

Старооскольского городского округа

Белгородской области

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ

«СТАРООСКОЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ ИНСТИТУТ

УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ»


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 1-2 СТУПЕНИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ РАЗНООБРАЗНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ И ТЕХНИК


Автор опыта: Чаплыгин С.А.,

учитель изобразительного искусства

МОУ «Средняя

общеобразовательная

школа №12 с углубленным

изучением отдельных предметов»


Старый Оскол

2011 год


Содержание


Информация об опыте……………………………………. .3-6


Технология опыта…………………………………………..6-13


Результативность опыта………………………………….. 13-17


Библиографический список……………………………….18


Приложение к опыту………………………………………19-35


^ Тема педагогического опыта «Развитие творческих способностей учащихся 1-2 ступени на уроках изобразительного искусства в процессе освоения разнообразных художественных материалов и техник».


^ Информация об опыте


Условия возникновения и становления опыта.

Опыт возник в условиях муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением отдельных предметов», расположенного в микрорайоне Лебединец, в юго - западной части города Старый Оскол. Социальная среда неоднородна: большинство обучающихся из рабочих семей со средним достатком (40%), есть дети из семей бюджетников (25%), служащих (20%), бизнесменов (10%), 5% - это дети из малообеспеченных и неполных семей. Поэтому школа стремится не только дать прочные знания, но и стать центром культурного развития и нравственного воспитания обучающихся. В ней работают психолог, воспитатели групп продлённого дня, руководители кружков и секций, есть хорошая библиотека. Коллектив сотрудничает со спортивными организациями города, центром детского и юношеского творчества. В непосредственной близости от школы находятся Дворец культуры « Комсомолец», станция юных техников, комната школьника

« КВАНТ», что позволяет детям развиваться гармонично и всесторонне.

Родители имеют в основном среднее (15%), средне-специальное (47%), высшее (38%) образование. К занятиям в сфере дополнительного образования, направленным на эстетическое развитие ребенка, не все из них относятся с должным вниманием. Отдают предпочтение предметам политехнического цикла. Обучение изобразительной деятельности проводится в младшем и среднем звене. Данные предварительной диагностики в 2007-2008 году (тест - опросник Е.Генкин) показали наличие творческих способностей у учащихся начальной школы - 47%, среднее звено-42%. Проявляют интерес к предмету 68% от общего числа учащихся начальной школы, 49% учащихся среднего звена (методика Н.И. Дереклеевой). Таким образом, произошло расслоение класса на несколько микрогрупп. Появились дети, которые с удовольствием посещают уроки изобразительного искусства, а также обучающиеся, которые нуждались в большей степени развития их творческих способностей.

^ Актуальность опыта. Данная проблема актуальна, так как требования, предъявляемые к молодому поколению современным уровнем жизни, значительно возросли, задачи дальнейшего совершенствования эстетического воспитания приобретают огромное значение. В ходе работы выявлены следующие противоречия:

  • между традиционным взглядом на изобразительное искусство как на предмет, доступный отдельным обучающимся, и реальной практикой педагогической деятельности, показывающей обратное;

  • между восприятием уроков изобразительного искусства как второстепенного предмета и высоким требованием государства к современной личности (необходимостью развития творчески мыслящего и эстетически развитого человека).

Кроме определенной базы знаний современный человек должен обладать творческим мышлением для решения нестандартных задач, интерпретации материала. А отсутствие творческого начала становится непреодолимым

препятствием. Развитие творческих способностей необходимо не только для искусства, но и для любой трудовой деятельности.

^ Ведущая идея опыта заключается в развитии творческого потенциала, индивидуально выраженных способностей учащихся через освоение различных художественных материалов и техник.

^ Длительность работы над опытом составляет 3 года.

Первый этап – подготовительный (с 2007 по 2008 год) - накопление фактического материала с целью выявления предпосылок формирования художественных интересов у детей в процессе работы, проведение предварительной диагностики художественно-творческих способностей учащихся. Изучение работ педагогов и психологов по проблеме развития художественных способностей в процессе изобразительного творчества детей.

Второй этап – формирующий (с 2008 по 2009 год) - апробирование инновационных техник в ходе работы с детьми, систематизация художественных материалов по их применению.

^ Третий этап (с 2009 по 2010 год)заключительная динамика показала динамику интереса учащихся к предмету. Предмет изобразительное искусство был назван в ряду интересных предметов, увеличилось количество учащихся, занимающихся в художественной школе.

^ Диапазон опыта представлен единой системой «урок - внеклассная работа»

Теоретическая база опыта: проблемой развития детского изобразительного творчества и способностей занимались: А.В.Бакушинский, А.А.Венгер, Т.Г.Казакова, Т.С.Комарова, А.В.Рождественская, К.Д.Ушинский, Н.С.Лейтес, Б.М.Теплов, Л.С.Выготский, Н.М.Сокольникова, С.Л.Рубинштейн, Г.Альтов, И.П.Волков, Б.М.Неменский и др.

Н.С.Лейтес указывал на развитие способностей в процессе деятельности, отношение способностей и задатков. Спонтанно возникающая у детей потребность в той или иной деятельности является основным признаком наличия у них специальных или общих способностей.

Б.М.Теплов под способностями понимал индивидуально-психологические способности, отличающие одного человека от другого. Способности не могут быть врожденными. Способности существуют только в развитии, а создаются они и развиваются только в процессе деятельности. На основе потребностей в процессе общественной жизни воспитываются чувства, создаются интересы, складываются взгляды и убеждения, формируется мировоззрение. И чувства, и интересы, и убеждения, и мировоззрение человека, становясь источником действенных желаний, выступают как мотивы его деятельности.

Н.М.Сокольникова подчеркивала, что изобразительное искусство гармонизирует художественно-образное и логическое начало в мышлении, развивает личность не односторонне, а цельно.

Л.С.Выготский считал, что творческие занятия детей могут возникать только из детских интересов. Он отмечает сложность процесса творчества, значение опыта, на основе которого происходит всестороннее развитие восприятия. Все то, что ребенок видит и слышит, является опорными точками для его творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия. Выготский дает ответ и на вопрос об угасании творчества к подростковому возрасту.

Т.А.Юшко утверждал, что художественные способности положительно влияют на познавательную среду и интеллект детей, способствуют выработке верной самооценке жизненных ориентиров.

Б.М.Неменский говорил о развитии познавательного интереса, о смене художественных материалов. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует интерес к предмету, является необходимым условием формирования личности ребенка. Необходимо чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, использование игровых форм. Познавательный интерес выступает в качестве значимого мотива – внутреннего побуждения деятельности учащихся.

Я.А.Коменский основным принципом считал наглядность. Основы, выдвинутые им в «Великой дидактике», включают важный для обучения рисованию принцип «от общего к частному», затем не менее важный принцип - «от более легкого к более трудному». Эти два положения Коменского являются следствием естественного хода обучения. Необходимым условием для успешности обучения Коменский считает правило: «двигаться вперед не спеша». Наконец, непосредственная польза от учения, по мнению педагога, содействует легкости усвоения. Требования Я.К.Коменского о наглядности обучения включает в его процесс внешние чувства учащихся. Он впервые выдвигает важные положения, к сожалению, часто забываемые: не навязывать «…ничего такого, что не соответствует возрасту и методу обучения», учитывать при обучении возрастные особенности учащихся и учить их, исходя из особенностей содержания обучения.

К.Д.Ушинский придавал большое значение умению наблюдать. Он так рассматривает значение наблюдения в умственном развитии ребенка: «Всякое не мертвое, не бесцельное обучение имеет в виду готовить дитя к жизни; а ничего не может быть важнее в жизни, как уметь видеть предмет со всех сторон и в среде тех отношений, в которые он поставлен. Если мы вникнем глубже в то, что обыкновенно зовется в людях замечательным или великим умом, то увидим, что главным образом есть способность – видеть предметы в их действительности, всесторонне, со всеми отношениями, в которые они поставлены. Если ученье имеет претензии на развитие ума в детях, то оно должно упражнять их способность наблюдения».

При всем многообразии концепций, подходов исследований данной проблемы все авторы единодушны в том, что обучение детей в школе должно стать эффективным средством всестороннего развития личности.

Таким образом, на протяжении нескольких столетий высказывались взгляды о методах обучения, о развитии детского творчества, способностей, имеющие очень много общего. Практический аспект реализации развития художественных способностей детей средствами изобразительного творчества остается недостаточно раскрыт, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно меняется технология работы педагогов. Проблема раскрытия и развития творческих способностей не имеет стадии завершения. Можно лишь совершенствовать процесс обучения, искать новое в общении с детьми.

^ Новизна опыта. Опыт можно считать репродуктивно-рационализаторским. Новизна опыта заключается в сочетании использования традиционных и нетрадиционных художественных материалов и техник в обучении, направленном на развитие индивидуальных способностей учащихся. Апробированные на практике нетрадиционные технологии приемлемы для общеобразовательных школ.


^ ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА


Цель заключается в положительной динамике творческих способностей учащихся, необходимых не только для искусства, но и для любой трудовой деятельности на уроках изобразительного искусства в процессе усвоения разнообразных художественных материалов и техник.

^ Задачи, способствующие достижению цели:

-развитие художественно-творческих, индивидуально выраженных способностей, образного мышления, воображения, фантазии, познавательной активности личности учащегося в процессе изобразительной деятельности;

-формирование умений и навыков, необходимых для правильного ведения работы; совершенствование художественных способностей при работе с разными художественными материалами и техниками;

-стимулирование интереса к изобразительной деятельности;

-воспитание нравственных качеств личности учащихся.

Для решения поставленных задач автором опыта применялись методы художественно- эстетического воспитания:

-метод художественного уподобления (эмоциональное слияние зрителя с чувствами и позицией автора);

-метод единства восприятия и созидания (эстетическое переживание можно выразить в собственной художественно-творческой деятельности);

-метод диалогичности (позволяет учащимся общаться с произведением искусства, вступить с ним в диалог);

-метод сравнений (для активизации мышления);

-метод «открытий» (творческая деятельность порождает новую идею);

-метод педагогического ограничения (творческая свобода не беспредельная, а целенаправленная);

-метод привлечения жизненного опыта детей;

-метод индивидуальной и коллективно-поисковой деятельности детей (стимулирует творческую активность учащихся, помогает найти верное решение из возможных);

-визуально-аналитический метод (кроме рассматривания включает анализ);

-словесный метод;

-наглядный метод.

^ Формы работы:

-коллективно - творческая деятельность;

-индивидуально практическая деятельность;

-игровые формы работы.

Организация учебно-воспитательного процесса: занятия по изобразительному искусству и художественному труду в классе проводятся по системе Б.М.Неменского. Эта система дарит детям полноту бытия, радость познания мира. Она охватывает всех без исключения детей. Выявляя подлинно одаренных, всем другим позволяет развивать свои, непохожие друг на друга способности. В школе немало ребят, способных делать чудеса. Вот только они сами не знают об этом. Задача учителя - помочь каждому ребенку обрести веру в свои возможности, в себя, не только определить, а развить, разбудить творческие способности детей, научить их видеть прекрасное, чувствовать прелесть окружающей жизни. Творчество - то, что рождается свободно, по внутреннему побуждению, из глубины индивидуальности человека. Учить

творчеству нельзя, но целенаправленно, сознательно помогать тому, чтобы

оно не гасло, а развивалось – необходимо.

Уроки изобразительного искусства для детей – уроки познания неизвестного, развития своих сил и способностей. Развитие творческих способностей – это развитие творческого отношения и мышления; зрительной памяти и эмоциональности; целенаправленности и природной чувствительности; сенсомоторных свойств руки. Прежде чем говорить о развитии творческих способностей детей в практической деятельности, необходимо определить понятие «способности», так как каждый ребенок талантлив от рождения, каждый фантазер и выдумщик, только впоследствии он теряет эти способности, потому, что их вовремя до конца не развили. Способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Способности связаны с интересами детей. «Между развитием способностей и интересов существует …теснейшая взаимосвязь: с одной стороны, развитие способностей совершается в деятельности, которая стимулируется интересами, с другой – интерес к той или иной деятельности поддерживается ее успешностью, которая в свою очередь обусловлена соответствующими способностями»,- писал С. Л. Рубинштейн. Важным моментом поддержания интереса детей к урокам изобразительного искусства является его творческая активность. Поэтому первый принцип развития творческих способностей детей состоит в том, чтобы уделить одинаковое внимание всем качествам, входящим в систему творческих способностей. Второй принцип – объяснение и практический показ приемов работы. Третий принцип – использование каждого конкретного задания для формирования у детей общих навыков, которые могут им пригодиться всегда, в любых видах профессиональной деятельности. В результате ребята приобретают необходимые для творчества предпосылки: умение мыслить самостоятельно и оригинально, проблемно подходить к действительности, способность доводить решение полученных задач до конца, желание экспериментировать и накапливать все новый и новый опыт. Чем шире диапазон приобретенного на уроке изобразительного искусства практического и теоретического опыта, тем больше условий для возникновения у детей воображения, фантазии, ассоциативного мышления, а значит и творчества. Творчество – это, прежде всего умение отказаться от стереотипов мышления, принятие оригинального, нового, неповторимого

решения, способность выйти за пределы обыденного.

На уроки изобразительного искусства во 2-4 классах отводится два часа в неделю, в 5-7 – один час. Конечно, при таком раскладе уровень обучения не может быть высоким. Каждый учебный год и каждая четверть имеет свою сквозную тему, что помогает выстроить цепь постепенного ввода детей в мир изобразительного искусства. Темы четвертей последовательно обогащают общую тему года. Программой под редакцией Б.М.Неменского предусмотрено расширение применяемых изобразительных материалов в начальной и средней школе. (Приложение №1) Так введение гуаши в начальных классах для передачи локального цвета очень обогащает технические умения учащихся, постепенно подводит их к овладению более сложной техникой акварели в среднем звене. Творческие возможности учащихся, эстетический вкус формируются посредством применения самых разнообразных художественных материалов и техник. Помимо работы с привычными материалами на уроках используют нетрадиционные техники. (Приложение№2)

Исходя из этого, используется дифференцированный подход к интересам детей, включается в уроки различная художественная техника и материал, к которым у них сложилась наибольшая склонность и достаточные изобразительные возможности, посредством которых ученики могут реализовать свои творческие замыслы. Применяя разнообразную технику и материал для выполнения работ «маленький художник» раскрывает себя, появляется интерес к изучению искусства, что является необходимым условием формирования личности ребенка.

Для успешной работы с детьми большое значение имеет индивидуальный подход. Каждый ребенок должен в меру своих сил и возможностей овладеть некоторым уровнем знаний, умений, обязательным для всех. Что же касается творческой деятельности, то здесь сами критерии ее оценки более индивидуальны. Это объясняется самим характером творчества, разным возрастом учащихся. Индивидуальный подход обязателен на всех этапах работы. Дети не равны не только по возрастным особенностям, но и по своим природным задаткам. «В основе способностей лежит наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков» (С.А. Рубинштейн). Индивидуальный подход помогает вовлечь всех детей в активную изобразительную деятельность. Используются разные индивидуальные подходы к детям, например: подбираются соответствующие задания, варианты заданий, определенный режим работы, с учетом способностей ориентируют детей на тот или иной вид деятельности. Индивидуальный подход предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий.

Основной формой работы с детьми по развитию и совершенствованию их художественных способностей является все же творческая работа с разными художественными материалами и техникой, которые стимулирует их интерес к изобразительному искусству и являются необходимым условием формирования творческой личности ребенка. В начальной школе (2-4 класс) учащиеся приобретают первый опыт самостоятельной работы с различными материалами: гуашью, пастелью, бумагой, восковыми мелками и т.п. Каждый раз всему классу и персонально тем, кто не понял, показывают особенности работы с данным художественным материалом. Например, пастелью можно работать и плашмя, и торцом, а при работе с бумагой можно сделать однослойную и многослойную аппликацию и т.п. С переходом в средне звено (5-7 класс) идет обобщение наколенного учащимися умения пользоваться разными художественными материалами, и перевод их представления о художественных материалах на более высокий уровень, а именно: знакомит с многообразием материалов, которыми может пользоваться взрослый художник. На каждой новой ступени познания учащиеся возвращаются уже к знакомой технике работы там, где это возможно (метод «забегания вперед» и «возвращения к пройденному»). Если художественно-творческая деятельность детей на уроках в начальной школе протекает на эмоционально-чувственной основе, то, начиная с 5 класса, строится больше на познавательно-аналитическом уровне, обязательно с сохранением в ней эмоционально-образного, творческого начала.

Как показывает опыт, использование нетрадиционной техники выводит ребенка за привычные рамки рисования, пробуждает в них интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает, помогает учащимся избавиться от комплекса «я не умею», «у меня не получается», «не похоже». Они начинают работать смелее, увереннее, независимо от степени его одаренности. Мнение, что изобразительная деятельность доступна не всем, а только одаренным детям, теряет обоснованность. Работы получаются даже у того, кто не проявляет особых способностей к изобразительному искусству. С помощью таких работ дети начинают успешно рисовать. Все предложенные техники изучены и апробированы в работе с детьми. Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями детей.

Особый интерес у детей вызывает парафиновая техника (гратография) или рисование свечой, восковыми мелками. Граттаж – процарапывание - введен немецким художником Максом Эристом. К данной технике наиболее часто возвращаются дети при выполнении таких работ, как «Украшения и фантазия» (2 кл.), «Праздник в городе (3 кл.), «Все народы воспевают материнство» (4кл.), «Пейзаж - большой мир (6 кл.). Вариант такой работы - «потрескавшийся воск». Сколько восторга можно увидеть на лицах детей. Использование парафиновой техники дает широкий набор средств для обогащения колорита, создания фантастической фактуры, передачи сложных явлений природы. При ограниченном времени учащиеся дома подготавливают бумагу для работы. (Приложение №2)

Другие доступные для детей техники - техника печати. Выполнение гравюры по аппликации применяют при объяснении таких тем, как «Обои в твоем доме»(3кл.), «Натюрморт в графике»(6кл.). Техника выполнения известна детям с начальной школы. Гравюра по аппликации - это начальный этап овладения другими видами гравюры. В этой работе много возможностей для художественного развития и формирования общетрудовых умений и навыков. (Приложение №3)

Техника батик - роспись по ткани - появилась у народов Индонезии. Используют на уроках декоративного рисования, например: «Мамин платок»(3кл.), «Создание декоративной работы в материале»(5кл.). (Приложение №4) Занятия в этой технике дают ценную возможность детям для развития творческого воображения, фантазии. Ребята испытывают огромное эстетическое удовольствие.

При выполнении графических работ обращаются к технике напыления красками разной плотности и различных оттенков. Художники, работая в этой технике, используют аэрограф, ученики пользуются обычной зубной щеткой и карандашом, красками (акварель, тушь, гуашь). Дети с легкостью осваивают эту технику при прохождении тем: «Поздравительная открытка»(3кл.), «Жанры в изобразительном искусстве»(6кл.), «Создание декоративной работы»(5кл.), «Пейзаж-настроение» (6кл.). Детям очень нравиться выполнять графическую работу в технике «кляксография». Рассказываю детям, как великий итальянский художник Леонардо да Винчи любил разглядывать разводы цветовых пятен на камнях, облаках, выискивая в их неопределенных формах образы своей фантазии, и ребятам предлагаю «минутки фантазии». Технику выдувания используем при создании композиций: «Изображение природы через детали» (4кл.), «Пейзаж в живописи»(6кл.), «Пятно как средство выражения»(6кл.) и др. (Приложение №5).

^ Рисование водорастворимыми карандашами. Начав рисовать ими, дети обычно недоумевают, не находя в них ничего необычного. Объясняется ребятам, что это нечто среднее между цветными карандашами и акварелью. Смягчение контуров позволяет придать рисунку легкость, добиться акварельной прозрачности на отдельных участках и создать интересные эффекты. Например, при изучении тем: «Выражение характера изображаемых животных»(2кл.), «Картина-пейзаж»(3кл.), «Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве»(7кл.). Работа тушью также привлекает детей. В Древнем Китае служила материалом для письма и рисования. В 16-17 веке распространилась в Европе. В этой технике выполняют работы: «Выразительные возможности графических материалов» (2кл.), «Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий» (6кл.), «Искусство иллюстрации»(7кл.), «Городской пейзаж» (6кл.). (Приложение №6)

На уроках художественного труда ребята знакомятся с техникой ниткопись, изонить – техника изобретена в 17 веке английскими ткачами. Применяют при выполнении таких тем, как «Для художника любой материал может стать выразительным»(2кл.), «Создание декоративной работы в материале»(5кл.). (Приложение №7) При первом знакомстве с новой техникой задания могут быть одинаковыми, затем ребята создают различные композиции дифференцированно, самостоятельно.

Используют вместо карандашей и красок пластилин. ^ Вмазывание пластилина по силуэту (мозаика из пластилина), например, при работе над темами: «Картина-пейзаж»(3кл.), «Гармония жилья с природой»(4кл.).

Тематические композиции могут выполняться в смешанной технике (фломастер, акварель, гуашь; тушь, белила, соль; акварель и тушь; акварель и гуашь; пастель и акварель; акварель и цветные карандаши; акварель и восковые мелки, аппликация с прорисовкой). Принцип смешивания основан на взаимном дополнении одной техники другой, а также на их совместимости. Она создает благоприятные условия для развития детского воображения, фантазии, способствует развитию творческих способностей детей. Выполняют работы на темы: «Выражение характера изображаемых животных»(2кл.), «Городской пейзаж» (6кл.).

Одним из интереснейших видов художественной деятельности, предлагаемой программой, является работа с бумагой. Дети выполняют работы в различной технике (папье-маше, формовка, оригами, аппликация, плетение, мозаика, вырезание, бумажная пластика). В руках ребят бумага превращается в красивые полезные вещи. Применяют при создании работ по темам: «Деревня - деревянный мир», (4кл.), «Выразительные возможности бумаги» (2кл.), «Поздравительная открытка»(3кл.), «Постройка и реальность»(2кл.), «Посуда у тебя дома»(3кл.), «Изображение природы через детали» (4кл.) и другие. (Приложение № 8) Работа с бумагой позволяет детям другими глазами взглянуть на окружающий нас мир, пробуждает в них радость труда, жажду творчества. Перечисленные виды работ с бумагой доступны детям всех возрастов. Они развивают у ребят точность движения рук, глазомер, чувство формы и ритма, изобретательность, фантазию, воображение, мышление, художественный вкус. Не менее интересна работа аппликация из природного материала. Используют при изучении тем: «Изображение природы через детали» (4кл.), «Создание декоративной работы в материале»(5кл.). (Приложение № 9)

Учитель – ключевая фигура в формировании духовного облика будущих поколений. Особенно велика роль учителя изобразительного искусства, призванного помочь детям в обретении системы ценностей, построенной на лучших духовных и культурных традициях народа. Поэтому одной из ведущих техник, которая развивает творческие способности детей, автор опыта считает технику «Резьба по дереву».

Интерьеры школы – необъятное поле для внеурочной деятельности учителей изобразительного искусства. Резные карнизы на окнах, полочки для цветов, живописные панно по мотивам русских сказок – все это создавалось совместно с детьми. (Приложение №10) Главные помощники – члены кружка «Резьба по дереву». Последняя работа кружковцев разместилась в коридоре первого этажа. Она была сделана для малышей – учащихся начальных классов. Это композиция – сказка «Колобок». Сказочные фигуры вырезаны в человеческий рост из ствола огромной старой липы. Они тонированы цветной морилкой и для сохранности и большей декоративности покрыты лаком. (Приложение №11) В сентябре «Колобок» переселился на постоянное место жительства: первый этаж школы. У «Сказки» появились новые хозяева: маленькие, очень любопытные и очень веселые. А авторы – те, кто сделали всю эту красоту, иногда заходят на первый этаж и строго поглядывают на резвящуюся «мелочь»: как бы те чего не испортили. Но, слава богу, все цело. Ведь сделано своими руками – кто же будет портить.

Перечисленные техники привлекательны своеобразной художественной выразительностью, содержат элементы новизны, активизируют индивидуальные способности детей, дают неограниченные возможности для импровизации сочетания самых разных материалов. Их можно и нужно расширять и совершенствовать с учетом возраста и интересов учащихся, а также с учетом индивидуального подхода к развитию творческих способностей каждого ребенка.

Овладевая основами изображения, учащиеся не только глубже и полнее познают действительность, но и приобретают жизненно важные умения и навыки, необходимых для разнообразных современных профессий. Творческое отношение к трудовой деятельности, эстетическое воспитание в труде оказывают огромное влияние на формирование творческих сил человека, раздвигают рамки его представления о жизни, воспитывают художественный вкус и активизируют познание действительности.

^ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

В результате работы по данной теме удалось достигнуть положительную динамику роста по следующим показателям:

Уровень способностей учащихся к творчеству (тест- опросник Е.Генкин)





2007-2008 учебный год

2008-2009 учебный год

2009-2010 учебный год

Динамика

2-4 классы

47%

58%

68%

Увеличение на 21%

5-7 классы

42%

51%

64%

Увеличение на 22%


^ Диагностика выявление интереса учащихся к предмету (Н.И.Дереклеева )





2007-2008 учебный год

2008-2009 учебный год

2009-2010 учебный год

Динамика

2-4 классы

58%

70%

82%

Увеличение на 24%

5-7 классы

49%

58%

74%

Увеличение на 25%


^ Уровень обученности учащихся (методика В.П.Симонов)






2007-2008 учебный год

2008-2009 учебный год


2009-2010 учебный год


Динамика

2-4классы

58%

70%

82%

Увеличение на 24%

5-7 классы

49%

58%

74%

Увеличение на 25%


^ Анализ результатов уровня воспитанности (Н.Е.Щуркова)

2008-2009 2009-2010


Успешность реализации творческих способностей учащихся



п\п

Ф.И. учащегося

Класс

Название

конкурса, год

Уровень


Результат

1.



Темников Иван


8

«Мой отчий край», номинация «Творческие поделки», 2007

Областной

Победитель

2.

Напиральский Сергей

6

«Мой отчий край», номинация «Фотоискусство», 2007

Областной

Победитель

3.

Постников Даниил

6

«Экология, природа, фантазия», номинация «Прикладное искусство», 2007

Областной

Лауреат

4.

Никитин Кирилл

8

«Экология, природа, фантазия», номинация «Скульптура и керамика», 2007

Областной

Лауреат

5.

Постников Даниил, Напиральский Сергей

7

«Зимняя фантазия», номинация «Сюжетные новогодние композиции», 2008

Областной

Призеры

6.

Постникова Александра

3

«Великое русское слово», номинация «Юный художник», 2008

Муниципальный

Победитель

7.

Пивненко Денис, Болдырев Илья

7

«Гренадеры, вперед!», номинация «Добрый мастер», 2008

Региональный

Победители

8.

Шурыгина Валерия

8

Конкурс рисунков для почтового конверта «Почта в кругу семьи», 2008

Муниципальный

1 место

10.

Рудаков Кирилл

7

Конкурс детского творчества «Моя семья», номинация «Изобразительная деятельность», 2008

Муниципальный

1 место

11.

Глушкова Оксана

1

Конкурс детского творчества «Моя семья», номинация «Изобразительная деятельность», 2008

Муниципальный

1 место

12.

Ермольева Анна

3

Конкурс детского творчества «Моя семья», номинация «Декоративно-прикладное творчество»

Муниципальный

1 место

13.

Мащенко Александр

8

Конкурс рисунков и поделок «Опаленная молодость», номинация «Рисунок», 2009

Муниципальный

1 место

14.

Тимонова Юлия

8

«Мы за устойчивый мир», номинация «Плакат», 2009

Муниципальный

1 место

18.

Глушкова Оксана

4

«С днем рождения, любимый город!», номинация «Юный художник», 2010

Муниципальный

2 место

19.

Захарова Анна

6

«Учитель – глазами ребенка», номинация «Изобразительная деятельность», 2010

Муниципальный

3 место

20.

Сафронов Евгений

8

Городская выставка «Экология, природа и фантазия» «Молодежь Белгородчины – Вам, ветераны», посвященной 65 -летию Великой Победы, 2010

Муниципальный

Призер

21.

Боков Виктор

8

Конкурс детских рисунков и поделок «Опаленная молодость», номинация «Рисунок», 2010

Муниципальный

1 место

22.

Ермольева Анна

6

Городской экологический форум «Зелена планета – 2010», номинация «Зеленая планета глазами детей», 2010

Муниципальный

3 место

23.

Муратова Ольга

7

Конкурс детского творчества «Красота Божьего мира», номинация «Рождество Христово», 2010

Муниципальный

Победитель

24.

Петрашева Евгения

6

«Я рисую дендропарк», 2010

Муниципальный

Призер

25.

Андрианова Алиса

6

«Я рисую дендропарк», 2010

Муниципальный

Призер



Результаты свидетельствуют о достаточной эффективности реализуемых приемов и методов обучения, направленных на развитие творческих способностей учащихся 1-2 ступени в процессе освоения разнообразных художественных материалов и техник.

На основе анализа результатов проведенной работы были сделаны следующие выводы:

- повысился интерес к предмету у обучающихся начальной школы и среднего звена в среднем на 24,5%

- применение на уроке изобразительного искусства разнообразных материалов и техник способствует достижению высоких результатов в развитии творческих способностей обучающихся 1 и 2 ступени.


^ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:


1.Бывальцева, М.В.Животные глазами детей на уроках изобразительного искусства//Начальная школа.-2001.-№12.-с.44-46

2.Гэр, А.Рисование :Самоучитель шаг за шагом/А.Гэр.- М.: Мой мир,2008.-88с.

3.Генкин, Е.Психологические опыты /Е.Генкин. – С. –Петербург.: Питер Пресс,1997.-249с.

4.Гросул, Н.В.Детская одаренность в изобразительном творчестве//Изобразительное искусство в школе.-2008.-№4.-с.22-28

5.Ершова, А.П. Искусство в жизни детей/А.П.Ершова .-М.:Просвещение,1991.-128с.

6.Матис, Т.Изобразительное искусство в 5 классе//Искусство в школе.-1993.-№1.-с.10-11

7.Макарова, Н.Р.Бумажная пластика//Начальная школа.-1996.-№3.-с.57-60

8.Мосин, И.Г.Рисование /И.Г.Мосин.-Е.:У-Фактория,1996.-116с.

9.Власов,В.Г.Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства/В.Г.Власов.-СПб.:Лита,2000. -848с.

10.Неменский Б.М.Изобразительное искусство и художественный труд/Б.М.Неменский.-М.:Просвещение,1995.-270с.

11.Павлик, К.В.Графические работы младших школьников на уроках изобразительного искусства//Изобразительное искусство в школе.-1997.-№5.-с.36-40

12.Петрушкина, С.В.Образовательные и развивающие возможности аппликации//Начальная школа.-2004.-№5.-с.36-37

13.Решетников, П.Е.Развитие творческих способностей младших школьников//Начальная школа.-1987.-№1.-с.40-44

14.Рожкова, Е.Е.Изобразительное искусство в школе/Е.Е.Рожкова.-М.,:Просвещение,1976.-118с.

15.Ростовцев Н.Н.Методика преподавания изобразительного искусства в школе/Н.Н.Ростовцев.-М.:Просвещение,1980.-250с.

16.Серякова, Т.С.Фантазия из ниток //Юный художник.-1996.-№10.-с.46. 17.Соловьева, О.Необыкновенное рисование//Искусство детям.-2007.-№11.-с.2-24

18.Фомичева, А.П.Методика обучения рисованию в восьмилетней школе/А.П.Фомичева.-М.:АПН РСФСР,1963.-356с.

19.Фридман, Л.М.Педагогический опыт глазами психолога/Л.М.Фридман. -М.:Просвещение,1987.-224с.

20.Цирулик, Н.А.Уроки творчества/Н.А.Цирулик.-С.:Федоров,1999.-112с.

21.Чиварди, Д. Рисунок. Пейзаж: методы, техника, композиция/ Д.Чиварди.-

М.: ЭКСПО-Пресс,2001. -64с.

22.Щербакова,А.В.Искусство и художественное творчество детей/А.В.Щербакова.-М.:1981.-253с.

23.Яшухин А.П.Живопись/А.П.Яшухин.-М.:Просвещение,1985.-288с.


ПРИЛОЖЕНИЕ


1.Приложение №1- Тематическое планирование (2 класс)


2.Приложение №2- Техника граттаж (процарапывание), парафиновая техника

3.Приложение №3- Гравюра по аппликации

4.Приложение №4- Техника батик

5.Приложение №5- Графические техники: напыления, кляксография,

выдувания

6.Приложение №6- Рисование водорастворимыми карандашами, работа

тушью

7.Приложение №7- Техника ниткопись, изонить

8.Приложение №8 - Работа с бумагой: полуобъемная аппликация +

оригами, объемная аппликация (бумажная пластика), папье-маше

9.Приложение №9- Аппликация из природного материала

10.Приложение №10- Резьба по дереву

11.Приложение №11- Резьба по дереву – герои сказки «Колобок»


Приложение №1


Календарно-тематическое планирование по ИЗО для 2 класса по программе Б.М. Неменского




урока

дата

Тема урока

Планируемый результат

Информационно-методическое обеспечение

^ Раздел I Чем и как работают художники 8ч




1.




Три основные краски, строящие многоцветие мира

Уметь: различать основные и составные цвета, применять первичные живописные навыки, использовать художественные материалы и применять их в живописи по памяти и впечатлению

Стихотворения, загадки. Игра «Два в одном»

2




^ Пять красок – всё богатство цвета и тона

Знать жанр произведений ИЗО – пейзаж.

Уметь: различать основные и составные цвета и смешивать их с белой и чёрной краской, использовать художественные материалы и применять их в живописи по памяти и впечатлению, узнавать произведение Левитана

Стихотворения

Бунина И.

Игра «Осенняя палитра»

3




^ Пастель и цветные мелки, акварель; их выразительные возможности

Знать жанр произведений ИЗО – пейзаж, уметь использовать акварель в живописи по памяти и впечатлению

Игра-упражнение «Живая клякса»

4




^ Выразительные возможности аппликации

Уметь:сравнивать виды ИЗО (графика, живопись, декоративно-прикладное творчество), применять основные средства художественной выразительности в декоративных работах.

Ф.И.Тютчев «Листья2

5




^ Выразительные возможности графических материалов

Знать вид ИЗО – графика.

Уметь сравнивать виды ИЗО (графика, живопись), применять средства художественной выразительности (линия) в рисунке (по памяти, впечатлению)

М.Пришвин «Рассказы о природе», К.Паустовский «Первый снег»

6




^ Выразительность материалов для работы в объёме

Знать о скульптуре как виде ИЗО, особенности её восприятия. Уметь выполнять работы по лепке животных и птиц в объёме.

В.Бианки «Рассказы о животных». Игра-упр. «Пластилиновая угадайка»

7




^ Выразительные возможности бумаги

Уметь применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах, навыки конструктивной работы с бумагой, конструктивной фантазии и наблюдательности

Н.Докучаева «мастерим бумажный мир»

8




^ Для художника любой материал может стать выразительным

(обобщение темы)

Уметь применять основные средства художественной выразительности в творческих работах, выполнять живописные упражнения.

С.Баруздин «Салют»

^ Раздел 2. Реальность и фантазия 7




1\9




Изображение и реальность

Уметь использовать художественные материалы (гуашь), применять основные средства художественной выразительности в живописи (по памяти)

В.Бианки. Рассказы о животных, загадки.

2\10




^ Изображение и фантазия

Уметь использовать художественные материалы (гуашь), применять основные средства художественной выразительности в живописи (по воображению)

Мифы, сказки, былины.

3\11




^ Украшение и реальность

Уметь применять средства художественной выразительности (линия) в рисунке (по памяти), понимать «язык» украшений.




4\12




^ Украшение и фантазия

Уметь применять основные средства художественной выразительности при изображении орнамента.

Игра-упражнение «крестики-нолики»

5\13




^ Постройка и реальность

Уметь применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах, использовать навыки конструктивной работы с бумагой, конструктивной фантазии и наблюдательности.

Различные пособия по бумагопластике

6\14




^ Постройка и фантазия

Уметь применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах, использовать навыки конструктивной работы с бумагой, конструктивной фантазии и наблюдательности.

Фрагменты сказок с описанием фантастических зданий.

В.И.Колякина «Методика организации уроков коллективного творчества» с. 116

7\15




^ Братья- Мастера Изображения, Украшения и постройки всегда работают вместе (обобщение темы)

Уметь использовать художественные материалы (бумага) и технику бумагопластики, применять основные средства художественной выразительности в декоративных и конструктивных работах.

Стихотворения, посвящённые новогоднему празднику, фрагменты из балета П.Чайковского «Щелкунчик»

^ Раздел 3. О чём говорит искусство 11ч




1\16




Выражение характера изображаемых животных

Уметь использовать художественные материалы (гуашь), применять основные средства художественной выразительности (по воображению)

Фрагменты сказки Р.Киплинга «Маугли», игра-упажнения. «Чудесные превращения»

2\17




^ Выражение характера человека в изображении; мужской образ

Знать жанры ИЗО – портрет.

Уметь использовать художественные материалы (гуашь), применять основные средства художественной выразительности в живописи, узнавать отдельные произведения выдающегося художника В.М.Васнецова

А.С.Пушкин «Сказка о царе салтане…», отрывки из былин

3\18




^ Выражение характера человека в изображении; женский образ

Знать жанры ИЗО – портрет.

Уметь использовать художественные материалы (гуашь, мелки), применять основные средства художественной выразительности в живописи, узнавать отдельные произведения выдающегося художника В.М.Васнецова

А.С.Пушкин «Сказка о царе салтане…»,

4\19




^ Образ человека и его характер, выраженные в объёме

Знать вид произведений ИЗО – скульптура.

Уметь сравнивать различные видыИЗО (графика, живописи, скульптура)

А.С.Пушкин «Сказка о царе салтане…»,

5\20




^ Изображение природы в разных состояниях

Знать вид произведений изобразительного искусства – пейзаж.

Уметь различать и применять тёплые и холодные цвета, использовать художественные материалы (гуашь)


А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», отрывки из произведений с описанием природы

6\21




^ Человек и его украшения. Выражение характера человека через украшения

Уметь использовать художественные материалы (гуашь), применять основные средства художественной выразительности в декоративных работах.

Отрывки из былин

7\22




^ Выражение намерений через украшение. «Морской бой Салтана и пиратов»

Уметь различать и применять тёплые и холодные цвета, использовать художественные материалы (гуашь)


А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…», Н.Рерих «Заморские гости»

8\23




^ Образ здания и его назначение.

Уметь различать и применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах (панно)





9\24




^ Дома для сказочных героев

В живописи




10-11\

25-26




^ В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение

Знать основные жанры и виды произведений ИЗО. Уметь сравнивать различные виды и жанры ИЗО (графика, живописи, декоративно-прикладного искусства)




^ Раздел 4. Как говорит искусство 8ч




1\27




Цвет как средство выражения: «тёплые» и «холодные» цвета

Уметь различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, использовать художественные материалы (гуашь)

Э.Григ «Утро» (Пер Гюнт)

2\28




^ Цвет как средство выражения: «тихие»(глухие) и «звонкие» цвета. Смешение красок.

Уметь различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, использовать художественные материалы (гуашь), применять основные средства художественной выразительности в живописи (по воображению)

Отрывки из сказо Н.Носова «Незнайка в Солнечном городе», Андерсен «снежная королева»

3\29




^ Линия как средство выражения: ритм линий

Уметь использовать художественные материалы (гуашь), применять основные средства художественной выразительности (линия) в живописи

М.Пришвин «Лесной ручей»

4\30




^ Линия как средство выражения: характер линий

Уметь использовать художественные материалы (гуашь), применять основные средства художественной выразительности (линия) в живописи

Японские трёхстишия (хокку)

5\31




^ Ритм пятен как средство выражения

Уметь использовать художественные материалы (гуашь), применять основные средства художественной выразительности (линия) в живописи

Фрагменты произведений с ярко выраженной ритмической организацией

6\32




^ Пропорции выражают характер

Уметь использовать художественные материалы (бумага), применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах

Пособия по бумагопластике

7\33




^ Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности

Уметь использовать художественные материалы (гуашь, акварель), применять основные средства художественной выразительности в творческой работе




8\34




^ Обобщающий урок года

Знать основные жанры и виды произведений ИЗО. Уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графика, живописи, декоративно-прикладного искусства)

Умение участвовать в диалоге, вступать в общение друг с другом по поводу отношения к искусству



Приложение №2 – техника граттаж





Парафиновая техника





Приложение №3 – гравюра по аппликации





Приложение №4- техника батик





Приложение №5 графические техники: напыления, кляксография,

выдувания





Приложение №6 - рисование водорастворимыми карандашами, работа

тушью





Приложение №7 - техника ниткопись, изонить





Приложение №8 - работа с бумагой: полуобъемная аппликация +

оригами, объемная аппликация (бумажная пластика), папье-маше








Приложение №9 - аппликация из природного материала





Приложение №10 – резьба по дереву




Приложение №11 - резьба по дереву – герои сказки «Колобок»







^ Директору МОУ ДПО (ПК) «СОГИУУ»

С.Г.Земцовой

директора МОУ «СОШ №12 с УИОП»

Чаплыгиной Т.А.

ЗАЯВКА


Прошу внести в муниципальный банк данных актуального педагогического опыта опыт работы Чаплыгина С.А., учителя ИЗО МОУ «Средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением отдельных предметов» по теме «Развитие творческих способностей учащихся 1-2 ступени на уроках изобразительного искусства в процессе освоения разнообразных художественных материалов и техник».

Данная проблема актуальна, так как требования, предъявляемые к молодому поколению современным уровнем жизни, значительно возросли, задачи дальнейшего совершенствования эстетического воспитания приобретают огромное значение. Кроме определенной базы знаний современный человек должен обладать творческим мышлением для решения нестандартных задач, интерпретации материала. А отсутствие творческого начала становится непреодолимым препятствием. Развитие творческих способностей необходимо не только для искусства, но и для любой трудовой деятельности.

^ Данный опыт предлагает решение следующих противоречий:

  • между традиционным взглядом на изобразительное искусство как на предмет, доступный отдельным обучающимся, и реальной практикой педагогической деятельности, показывающей обратное;

  • между восприятием уроков изобразительного искусства как второстепенного предмета и высоким требованием государства к современной личности (необходимостью развития творчески мыслящего и эстетически развитого человека).

Новизна опыта заключается в сочетании использования традиционных и нетрадиционных художественных материалов и техник в обучении, направленном на развитие индивидуальных способностей учащихся. Апробированные на практике нетрадиционные технологии приемлемы для общеобразовательных школ.

Итогом работы по реализации опыта следует считать:

- выступление на муниципальном методическом объединении по теме опыта: «Использование различных материалов и техник как средство развития творческого потенциала личности обучающихся»(2008г), «Выполнение аппликационных работ» (2009г), «Использование художественных материалов для создания художественного образа»(2010г).


Директор МОУ «Средняя Т.А. Чаплыгина

общеобразовательная школа №12

с углубленным изучением отдельных

предметов»



^

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРТА ПЕДАГОГА



Белгородская область, Старооскольский район, город Старый Оскол

(название района области)

Чаплыгин Сергей Афанасьевич

(фамилия, имя, отчество полностью)

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением отдельных предметов», учитель изобразительного искусства, с 26.08.1998 года, 2-9 классы

(место работы, должность в настоящий момент, с какого года в ней работает,

параллели, в которых преподает)

Дата рождения: 15 сентября 1956 года

Место рождения: ^ Курская область, д. Чаплыгино

Базовое образование: высшее, Курский государственный педагогический институт, рисование, черчение, труд, учитель рисования, черчения, труда, 1978 год

(название учебного заведения, специальность, квалификация, дата окончания)


Послужной список: учитель изобразительного искусства с 1978 года


^ Педагогический стаж и квалификационная категория: 33 года, высшая

Звания, награды, премии, научные степени: Почетный работник общего образования РФ

Участие в научных педагогических конференциях, конкурсах: областная научно-практическая конференция « Применение инновационных технологий при подготовке к урокам ИЗО», 2008 год


Обобщался ли ранее опыт, по какой проблеме (теме) – «Использование наглядных пособий в развитии графических навыков обучающихся общеобразовательной школы»

Дата внесения опыта в районную (городскую) базу данных: ^ 15 января 2007 года

Имеются ли публикации (выходные данные) - статья «От творчества педагога через совместную деятельность к таланту ученика» в сборнике «Управление профессиональным развитием педагога», Кемерово, 2010 год

Дополнительные сведения. Факты, достойные упоминания: - благодарность за подготовку призёров городского конкурса рисунков «Я рисую дендропарк»

Рабочий адрес: г. Старый Оскол, мкр. Лебединец, 28

Домашний адрес: г. Старый Оскол, мкр. Олимпийский д.45а, кв. 45

Рабочий телефон: (4725) 24-70-29 Домашний телефон: (4725) 33-82-82

Факс: (4725) 24-52-41 Электронная почта: st-osk-sh12@yandex.ru




Скачать 431,08 Kb.
оставить комментарий
Чаплыгин С.А
Дата29.10.2012
Размер431,08 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  3
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх