Бакалаврская программа Обязательный курс Курс: гфб-1 Семестр: 2 Количество кредитов: 4 Объем учебной нагрузки: 40 часов лекции, 40 часов семинары, 64 часа самостоятельная работа icon

Бакалаврская программа Обязательный курс Курс: гфб-1 Семестр: 2 Количество кредитов: 4 Объем учебной нагрузки: 40 часов лекции, 40 часов семинары, 64 часа самостоятельная работа


Смотрите также:
Обязательный курс объем учебной нагрузки: Лекции 72 часа Семинары 36 часов Внеделю по семестрам:...
Обязательный курс : Объем учебной нагрузки: 36 часа (18 часов лекции...
Обязательный курс для магистратуры сум 5 курс Объем учебной нагрузки: 12 часов лекции...
Бакалаврская программа №...
Обязательный курс Объем учебной нагрузки: 2 семестр часть I 36 часов лекции (темы 1 7) 18 часов...
Обязательный курс Объем учебной нагрузки: 24 часов лекции, 24 часов семинары, курсовая работа...
Обязательный курс Объем учебной нагрузки: 24 часов лекции, 24 часов семинары, курсовая работа...
Курс 4 Семестр 7 Учебный план набора 2009 года Распределение учебного времени Лекции 16 часов...
Бакалаврская программа № ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­...
Обязательный курс Объем учебной нагрузки: Курс читается в течение трех семестров: 3,4...
Бакалаврская программа № Кафедра Социологии...
Магистерская программа № Кафедра: Сравнительной политологии Направление : Политология Дисциплина...



Загрузка...
скачать
ФИЛОСОФИЯ АНТИЧНОЙ КЛАССИКИ И ЭЛЛИНИЗМА


Кафедра: истории философии

Факультет гуманитарных и социальных наук

Бакалаврская программа

Обязательный курс

Курс: ГФБ-1

Семестр: 2

Количество кредитов: 4

Объем учебной нагрузки: 40 часов – лекции, 40 часов – семинары, 64 часа – самостоятельная работа.

Часы консультаций и индивидуальной работы со студентами: по расписанию кафедры или по предварительной договоренности.

Преподаватель: канд. филос. наук, доцент Хорьков Михаил Львович

Контакты: тел. (495) 433 2000, e-mail: mkhorkov@mail.ru


^ Цель курса: Концептуальное осмысление и истолкование поворота в философии, инициированного софистами, Сократом и сократическими школами в классическую эпоху, и его отражение на дальнейших судьбах античной философской рациональности в эпоху эллинизма.


Задачи:

- анализ и оценка философии Сократа в её отношении к раннегреческому космологизму и софистическому релятивизму;

- описание практической (религиозно-нравственной) эпистемологии Сократа, в которой мир признаётся истинным (в отличие от софистов), но безоговорочно сакральным и потому не подлежащим познанию.

- изложение философии последователей Сократа (сократические школы) и философии Платона и Аристотеля;

- рассмотрение заключительного этапа в истории античной рациональности – философии эпохи эллинизма;

- описание основополагающих идей и интуиций неоплатоников и их судеб в контексте зарождающейся средневековой философии.

- на семинарских занятиях освоить методы и отработать навыки философского анализа источников, содержащих тексты античных философов (в современных русских переводах), предоставляемых преподавателем-руководителем семинара в электронном виде. Самостоятельная работа студентов включает чтение и конспектирование источников, подготовку устных выступлений на семинарах (докладов) и конспектов базовых монографий по курсу.


^ Организационно-методическое построение курса:

Курс дает представление о понятийном, жанровом, проблемном поле античной философии периода классики и эллинизма. На семинарских занятиях студенты осваивают методы и отрабатывают навыки философского анализа философских текстов этого периода (в современных русских переводах). Самостоятельная работа студентов включает чтение и конспектирование базовых монографий по курсу, включенных в список литературы. Курс состоит из лекций, практических занятий (семинаров) и самостоятельной работы студентов. Формат семинара – обсуждение (понимание и критическая оценка) текстов античных философов, подготовка развернутых ответов на вопросы, предложенные преподавателем для обсуждения. В качестве проверки текущей успеваемости в течение семестра проводятся 2 письменные контрольные работы. Доклады к семинарским занятиям готовятся в рамках самостоятельной работы студентов. Монографии из списка дополнительной литературы предназначаются для самостоятельной углубленной проработки студентами. В течение семестра каждый студент отчитывается по результатам самостоятельной проработки одной из монографий по собственному выбору в устной беседе с преподавателем на консультации по предварительной договоренности. Условием допуска к беседе по книге является наличие подробного конспекта сдаваемой книги.


Основные учебные пособия

  1. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1976, 1998, 2001.

  2. Целлер Э. Очерк истории греческой философии. М., 1996.

  3. История философии. Запад-Россия-Восток. Книга первая: Философия древности и средневековья. Под ред. Н.В.Мотрошиловой. М., 1995.


Дополнительные учебные пособия

  1. Адо П. Что такое античная философия. М., 1999.

  2. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. 2 изд. М., 1998.

  3. Чанышев, А.Н. философия древнего мира. М.: Высшая школа, 2001. (Начало философии в Европе, с.155-697).

  4. Пролеев, С.В. История античной философии. М.: Рефл-бук, Ваклер, 2001.

  5. Мамардашвили М. Лекции по античной философии. М., 1999.

  6. Богомолов А.С. Античная философия. М., 1985.

  7. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.

  8. Шестов, Лев. Лекции по истории греческой философии. М.: Русский путь, 2001.

  9. Басов Р.А. История древнегреческой философии: От Фалеса до Аристотеля. М.: ЗАО Издательский Дом “Летопись XXI”, 2002.

  10. Хайдеггер М. Введение в метафизику. Спб., 1998.

  11. Рассел Б. История западной философии. М., 1959 и др.

  12. Фохт Б.А. Lexicon Aristotelicum // Историко-философский ежегодник. 1997. С.41-74.

  13. Guthrie W.K.C. A History of Greek Philosophy. T.I-VI.Cambridge, 1962-81.

  14. Armstrong A.H. An Introduction to Ancient Philosophy. 1st ed. London, 1947.

  15. The Cambridge History of Later Greek and Early Medieval Philosophy. Ed. by A.H.Armstrong. Cambridge, 1991.


Источники

  1. Антология мировой философии. В 4-х т.т. Ч.1. М., 1969.

  2. Лурье С.Я. Демокрит: Тексты, перевод, исследования. Л., 1970.

  3. Тит Лукреций Кар. О природе вещей. М., 1983.

  4. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979, 1986.

  5. Платон. Собр. соч. в 4-х томах. М., 1990-1994 (Соч. в 3-х томах. М., 1968-1973).

  6. Платон. Диалоги. М., 1986.

  7. Аристотель. Соч. в 4-х томах. М., 1976-1984.

  8. Фрагменты ранних стоиков. Том.1. М., 1998. Том.2. Часть 1. М., 1999.

  9. Антология кинизма. М., 1984.

  10. Эпикур. Письма. Главные мысли // Лукреций. О природе вещей. Т.2. М.-Л., 1946; Диоген Лаэртский. О жизни…М., 1979; Лукреций. О природе вещей. М., 1983.

  11. Секст Эмпирик. Соч. в 2-х томах. М., 1976.

  12. Цицерон. Философские трактаты. М., 1985.

  13. Эпиктет. Беседы // Вестник древней истории. 1975. № 2,3,4. 1976. № 2.

  14. Марк Аврелий Антонин. Размышления. Л., 1985.

  15. Луций Анней Сенека. Философские трактаты. СПб., 2001.

  16. Римский стоицизм: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М., 1995.

  17. Учебники платоновской философии. М.-Томск, 1995.

  18. Филострат Флавий. Жизнь Аполлония Тианского. М., 1985.

  19. Плотин. Сочинения. СПб., М., 1995.

  20. Э.А.Виллер. Учение о Едином в античности и средневековье. СПб., 2002.


Монографии и статьи

  1. Кассен, Барбара. Эффект софистики. М., Спб., 2000.

  2. Асмус В.Ф. Платон. М., 1969, 1975.

  3. Лосев А.Ф. Софисты. Сократ. Платон. М., 1974.

  4. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. М., 1977.

  5. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Аристотель. М., 1977.

  6. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М., 1993.

  7. Родин А.В. Математика Эвклида в свете философии Платона и Аристотеля. М., 2003.

  8. Васильева Т.В. Афинская школа философии. М., 1985.

  9. Васильева Т.В. Путь к Платону. М., 1999.

  10. Панченко Д.В. Платон и Атлантида. Л., 1990.

  11. Зубов В.П. Аристотель. М., 1963.

  12. Чанышев А.Н. Аристотель. М., 1981, 1987.

  13. Йегер Вернер. Пайдейя. Том 1. М., 2001. Том 2. М., 1997.

  14. Столяров А.А. Стоя и стоицизм. М., 1995.

  15. Степанова А.С. Философия Древней Стои. СПб., 1995.

  16. Нахов И.М. Философия киников. М., 1982.

  17. Шакирзаде А.С. Эпикур. М., 1964.

  18. Грималь П. Сенека, или Совесть империи. М., 2003.

  19. Солопова М.А. Александр Афродисийский и его трактат «О смешении и росте». М., 2002.

  20. Шичалин Ю.А. История античного платонизма (в институциональном аспекте). М., 2000.

  21. Адо П. Плотин, или Простота взгляда. М., 1991.

  22. Адо И. Свободные искусства и философия в античной мысли. М., 2002.

  23. Доддс Э.Р. Греки и иррациональное. М., СПб., 2000.

  24. Ситников А.В. Философия Плотина и традиция христианской патристики. СПб., 2001.

  25. Лега В.П. Философия Плотина и патристика. М., 2002.

  26. Фролов Э.Д. Факел Прометея: Очерки античной общественной мысли. Л., 1981.

  27. Фролов Э.Д. Огни Диоскуров: Античные теории переустройства общества и государства. Л., 1984.

  28. O’Meara, Dominic J. Plotinus. Oxford, 1993.

  29. O’Meara, Dominic J. Der Mensch als politisches Lebewesen. Zum Verhältnis zwischen Platon und Aristoteles // Der Mensch – ein politisches Tier? Hrsg.von O.Höffe. Stuttgart, 1992. S.14-25.


Некоторые справочно-библиографические издания

Воронков А.И. Древняя Греция и Древний Рим. Библиографический указатель изданий 1895-1959. М., 1961.

Борщ Е. Советская наука об античных авторах (1960-1975). М., 1980.

Историко-философский ежегодник 1986—1997, см. библиографический раздел (сост. Е.С.Муравлев).

L'Annйe philologique. Bibliographie critique et analytique de 1'antiquitй grйco-latine (fondйe par J.Marouzeau). T.LXI (1990) - LXVII (1996), Paris, 1992-1997.

Bell A.A. Resources in Ancient Philosophy: An Annotated Bibliography of Scholarship in English, 1965-1989, Metuchen-N.J., 1991.


Средства Internet

http://callimac.vjf.cnrs.fr (разнообразная информация по классической антично­сти, в т.ч. последние выпуски Марузо);

http://www.gnomon.ku-eichstaett.de/Gnomon (библиографии работ по античной культуре и философии);

http://ccat.sas.upenn.edu/bmcr (Bryn Mawr Classical Review — обзоры новейшей литературы по античности).

http://www.perseus.tufts.edu (классические тексты в оригинале и переводе на англ.).

http://www.philosophy.ru/library (античные философы в русских переводах).


Словари и энциклопедии

Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008.

Философская энциклопедия. Тт. 1-5. М., 1960-1970.

Новая Философская энциклопедия. Тт.1-4. М., 2001.

Философский энциклопедический словарь, 2-е изд., М.: Советская энцикло­педия, 1983.

Paulys' Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft. Neue Bearbeitung, beg. von G.Wissowa, hrsg. von W.Kroll. 83 Bände. Stuttgart, 1894-1980.

Der Neue Pauly. Enzyklopädie der Antike. Das klassische Altertum und seine Rezeptionsgeschichte in 15 Bdn., hrsg. v. H.Cancik und H.Schneider. Stuttgart, 1996-2000.

Philosophen der Antike, Bd. I-II, hrsg. Friedo Ricken. Stuttg.-B.-Koln, 1996.

^

Правила выполнения контрольных тестовых работ


Письменная работа студента – один из определяющих и веских показателей успешного освоения им изучаемого предмета. Качество студенческих творческих работ оценивается по следующим критериям: общая философская культура и, в особенности, степень осведомленности студента в области изучаемой дисциплины; самостоятельность в подходе к осмыслению, анализу и раскрытию темы; критическое восприятие опыта освещения избранной темы в специальной литературе; степень завершенности работы как целостного и логически связанного рассуждения на избранную тему; знание исторических дат, имен, событий, названий сочинений и понятий, географических названий, политических и культурных реалий изучаемого периода; культура владения понятийным и концептуальным аппаратом историко-философской мысли; искусство аргументации в доказательстве истинных и опровержении ошибочных утверждений; концептуальное видение темы; литературно-стилистическое соответствие текста научной стилистике; библиографическая и источниковедческая оснащённость работы.


Критерии написания конспекта (для самостоятельной работы)

Конспект монографии должен представлять собой результат продуманного прочтения книги, адекватно отражающего структуру и главные идеи автора книги, а не быть бессмысленным набором цитат. Цитаты из конспектируемой книги должны составлять не более 70 % конспекта; все они должны приводиться в кавычках. Основная часть конспекта должна представлять собой результат аналитической работы с книгой и быть написана студентом самостоятельно. При цитировании или пересказе идей автора книги необходимо указывать номера страниц конспектируемой книги. На титульном листе конспекта должны быть указаны фамилия, имя, отчество, № группы студента, дисциплина и преподаватель, полные библиографические данные конспектируемой книги, включая имя автора, название книги, место публикации (город), издательство, год публикации и общее количество страниц.

^

Условия и критерии выставления оценок:


Для успешной сдачи курса от студентов требуется посещение лекций и семинарских занятий, выступление на семинарах с докладами по теме семинарского занятия, подготовка и сдача конспектов монографий, обязательное участие в аттестационно-тестовых испытаниях.

^

Балльная структура оценки:



Формы контроля

1. Контрольная работа 1 (середина семестра) – до 30 баллов.

2. Контрольная работа 2 (итоговая, конец семестра) – до 30 баллов.

3. Доклады на семинарах по темам семинарских занятий – до 10 баллов за один доклад (минимум 4 доклада).

4. Дополнения, активная работа на семинаре – до 4 баллов за один семинар (минимум 1 дополнение).

5. Сдача конспекта монографии в устной беседе с преподавателем – до 40 баллов

Всего – 144 балла.

Дополнительно: участие в научных конференциях, факультативах, кружках по тематике изучаемой дисциплины, научные публикации – 20 баллов.

^

Шкала оценок:











Неуд

3

4

5

Кредит

Сумма баллов

F

FX

E

D

C

B

A

2

2+

3

3+

4

5

5+

4

144

менее 49

49-72

73-84

85-96

97-120

121-132

133-144




























Пояснение оценок














































A

Выдающийся ответ



















B

Очень хороший ответ
















C

Хороший ответ



















D

Достаточно удовлетворительный ответ










E

Отвечает минимальным требованиям удовлетворительного ответа

FX

Оценка 2+ (FX) означает, что студент может добрать баллы только до минимального удовлетворительного ответа

F

Неудовлетворительный ответ (либо повтор курса в установленном порядке, либо основание для отчисления)



^ ТЕМЫ ЛЕКЦИЙ


I. СОКРАТ.

Личность и судьба. Условность понятия «философия Сократа». Источники: Ксенофонт, Платон, Аристотель. Сократ и софистическое движение: их родство и различие. Приближенный образ сократовской философии. Переход от теоретического знания к практическому.

Существенная поправка к софистическому нигилизму. Познавательная способность как объект рационального исследования. Первый опыт определения понятий. Диалектика против «эристики». Мышление как диалектический процесс. Диалектика и воспитание: «майевтика».

Этический рационализм Сократа. Идея вселенского Блага. Тождество добродетели и знания. Моральный утилитаризм. Отношение к религии. Благочестие Сократа. Провиденциальная целесообразность бытия. Боги как орудия промысла. Личный бог Сократа («даймоний»).


^ II. СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ.

Опрощенческое направление. Кинизм как философия и образ жизни. Представление о жизни в соответствии с природой. Антисфен и Диоген. Идеал внутренней свободы и способы его культивирования. Отношение к традиционным учреждениям и ценностям. Теоретический минимум кинической философии.

Гедонистическое направление: киренаики. Аристипп. Исходный тезис: цель жизни – наслаждение. Тождество нравственности и положительных эмоций (удовольствий). Философия как наука счастья. Мудрость как умение управлять наслаждениями. Отношение к теоретическому знанию. Сенсуалистический скептицизм Аристиппа. Гедонистический атеизм: Феодор. Религия и нравственность как выражение насилия.

Границы феодоровского атеизма. Гедонистический пессимизм: Гегесий. Условность всякого идеала. Концепция самоубийства.

Логико-эристическое направление: мегарики. Основатель школы Эвклид из Мегар. Софистические и риторические тенденции мегарской школы. Элейское влияние. Популярные софизмы мегариков, их философская ценность. Диалектика как средство и как цель. Непознаваемость и неопределимость вещей. Трансцендентность понятий чувственному миру. Концепция Блага как единого и неизменного Бытия. Элидо-эретрийская школа: Федон.


^ III. ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА.

1. Основные этапы философского становления и творчества Платона. Платон как ученик Сократа. Платоновская школа: Академия. Академия как товарищество почитания Муз. Три сицилийские поездки. Платоновский диалог как литературный и философ­ский жанр. Проблема «Платоновского корпуса». Периодизация творчества, хронология платоновских сочинений и вопрос об их аутентичности. Платон и его предшественники: орфико-пифагорейские мотивы, Платон и пифагорейцы, Платон и Парменид, Платон и Гераклит, Платон и софисты. Платон о цели и задачах философии, об отличии истинного философа от софиста.

^ 2. Учение Платона о бытии, познании и идеях (Государство, Теэтет, Парменид, Софист, Тимей, Филеб, Седьмое письмо): бытие и становление. Концепция бытия. Бытие и небытие. Небытие как противоположность бытия и как страдательное начало. Мир воспринимаемых вещей как единство бытия и небытия. Учение Платона об идеях: со­отношение вещей и идей; структура идеального бытия (Парменид, Софист). Идеи как определенность бытия. Иерархия идей и модус их существования. Бытие как Благо, его атрибуты и статус. Идея Блага; ее место в иерархии идей; особенности языка учения о Благе, толкование основных ме­тафор (Государство). Миф о пещере и его истолкование. Истинное знание как созерцание-теория (Государство). Платоновская концепция знания. Истинное знание и мнение (Государство, Теэтет). Цели и пути знания. Средства обретения истины. Роль математики, астрономии, музыки. Диалектический метод Платона. Диалектика как орудие познания. Тема любовного влечения (Эроса) в платоновской философии (Пир). Эротический аспект диалектики (Пир). Логический аспект диалектики (Парменид). Теоретическое познание и его предельные границы. Знание как припоминание (анамнесис) и значение этой конструкции для платоновской гносеологии в целом (Менон, Федон). Понимание души как истинного существа человека. Бессмертие души, предназначение души. Природа человеческой души. Ха­рактеристика связи души с телом; доказательство бессмертия души (Федон, Федр). Трехчастное строение души и характери­стика каждой части (Государство, Федр, Тимей). Изначальная свобода души. Судьба индивидуальной души в мировом процессе. Мифологема душепереселения (метемпсихоза). Философия как подготовка души к отделению от тела.

^ 3. Космология Платона (Тимей). Космос как отражение бытия в небытии. Роль мифа в философских построениях Платона. Космос как философская мифологема. Демиургический принцип в космогонии Платона. Демиург как творец мира, обосно­вание вечности космоса. Процесс образования космоса в «Тимее». Механизм космогенезиса. Идеи и числа как образцы моделирования космоса. Математические принципы строения вещества и космические законы математической симметрии, взаимопереходы между простыми телами и их обоснование. Мифологема космической души. Сотворение душ и учение о по­смертном воздаянии и суде над душами.

^ 4. Политическое и этическое учения Платона (Государство, Законы). Добродетель (арете) и добродетельная жизнь. Причина зла в мире. Способы его преодоления. Понятие справедливости. Политический смысл понятия благо. Сущность общественной жизни и государства, учение о государстве в контексте платоновской онтологии и психологии. Цель государственной жизни. Теория правильного государственного устройства: учение о трех сословиях и программа их воспитания; обязанности каждого сословия; роль и место философов и философии в государстве; решение вопроса о счастье и социальной справедливости. Проблема собственности. Роль религии и закона в государстве.


^ IV.ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ.

5. Аристотель: Жизнь и сочинения. Отношение к философской традиции. Аристотель и досократики. Критика философского идеализма, мифологизма и метафоричности философского языка Платона. Реалистический рационализм Аристотеля. Аристотель в Академии Платона. Годы скитаний: Аристотель в Ассосе и Митилене; Аристотель при дворе Филиппа Македонского как ученый и как воспитатель Алек­сандра. Основание Лицея в Афинах, особенности учебного процесса в школе Аристотеля. Сочинения Аристотеля и их судьба после смерти философа.

^ 6. Метафизика Аристотеля. Генезис философского знания согласно Аристотелю: опыт, искусство и наука; место философии среди наук. Понимание сущности и назначения знания. Классификация наук. Принцип разделения наук на теоретические и практические. Понятие «первой философии». Ее основоположения. «Первая философия» как наука о первых причи­нах и началах. Аристотелевское понятие природы. Сущность, сущее, бытие. Сущность как «первое среди сущего», разделение всего сущего на сущее «само по себе» и «привходящее». Учение Аристотеля о сущности в VI-VIII кн. Метафизики: логика ис­следования, выдвижение и критика трех гипотез (материя как сущность, чтойность как сущность и вещь как сущность) и ос­новные итоги исследования. Общее и единичное; существенность единичного. Трактовка бытия как действительного (актуального) и возможного (потенциального) (IX кн.). Аристотелевское понятие формы. Форма, ее соотношение с идеей. Материя как субстрат. Ноология и теология Аристотеля (XII кн.). Критика платоновской теории идей в XIII-XIV кн. Мета­физики. Чистая актуальность Первоформы. Теология. Божественный Ум и его деятельность. Отношение Бога к миру. Телеология.

^ 7. Учение Аристотеля о душе (сочинение О душе). Историко-философский обзор древних учений о душе и определение ее специфических свойств. Смысл аристотелев­ского определения души как энтелехии тела. Душа как форма тела, как ее жизненный принцип. Разновидности души. Строение души. Структура трех ду­шевных способностей (питающейся/растительной, ощущаю­щей/животной и размышляющей/разумной). Понятие «общего чувства». Учение Аристотеля о восприятии. Модель восприятия, ее место и роль в философии Аристотеля. Душа человека. Ум как ее ядро. Учение Аристотеля об уме (3 книга О душе), различение ума дея­тельного (активного) и страдательного (пассивного). Неразрушимость деятельного интеллекта.

^ 8. Логика и риторика Аристотеля, их место и роль в его философии. Логика и гносеология Аристотеля. Предпосылки аристотелевской логики. Логика как руководство к искусству исследования. Непосредственное и опосредованное знание. Два рода непосредственного знания. Первичные условия мыслительной способности. Доказательство (дедукция) и опыт (индукция). Диалектика и вероятностное знание. Роды и виды понятий. Категории как аспекты высказывания. Формальная конституция знания: умозаключения. Логика Аристотеля как учение о ме­тоде познания и рассуждения. Силлогистика. Ис­следования Аристотеля в области риторики, его отношение к софистике и софистам. Учение о категориях.

^ 9. Физика Аристотеля. Предмет физики, ее основные понятия. Смысл становления; возможность и действительность. Актуальность движущего; потенциальность движимого. Становление как процесс оформления. Сущность движения; движимое и движущее. Природа как начало движения и изменения в отличие от искусства и случая. Понятие причина. Причинность движения; классификация причин. Учение о началах: пары первичных противополож­ностей и четыре первоэлемента, взаимопревращения элемен­тов; движение элементов к «собственному месту». Отрицание пустоты. Учение о движении: определение движения, виды движения, понятия места и времени; анализ понятия «бесконечного»: бесконеч­ность потенциальная и актуальная. Время и счет. Последнее основание (источник) движения: неподвижный двигатель. Страдательность материи как фактор космогенеза. Качества вещей. Целесообразность в природе. Безначальность и вечность мира. Его единственность. Космология Аристотеля. Надлунный и подлунный миры. Эфир и стихии. Геоцентрическое строение мироздания. Космология и теория сфер. Органическая природа. Понятие органической жизни.

^ 10. Этика Аристотеля. Предмет и задачи этики. «Эвдемония» как цель человеческой жизни. Иерархия благ. Понятие добродетели (арете). Учение о добродетелях в связи с представлением о струк­туре души: добродетели нравственные (этические) и интеллектуальные (дианоэтические). Учение о середине применительно к нравственным добродете­лям. Середина как идеал практической жизни. Понятие «правильного суждения»; различение разума практического и теоретического в связи с различением истины и добра. Идеал теоретической добродетели. Теория как созерцание.

^ 11. «Политика» Аристотеля. Природа человека и смысл политики. Теория происхождения и назначения государства. Формы государства. «Полития» как правильное общественное устройство. Обязанности гражданина. Учение о семье (домохозяйстве) и воспитании. Проблема частной собственности. Представление о рабстве.


V. философские ШКОЛЫ ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА (III – I В.В. ДО Н.Э.)

^ 12. Древняя Академия. Трансформация учения Платона его ближайшими последователями. Сакрализация образа Платона и пифагореизация платоновского наследия. Спевсипп: число как результат взаимодействия единого-нечета и многого-чета, отождествление идей и чисел, умопостигаемой парадигмы и пифагорейской декады. Телеология Спевсиппа. Ксенократ: структура философского знания; трехчастное деление философии; разработка платониче­ской догматики: начало выше бытия как монада, ум и Зевс, двоица как противостоящий ей принцип; иерархия умопости­гаемого, представляемого и чувственного уровней бытия, чи­словая интерпретация идей и души; учение о бессмертии души и цели ее земной жизни; учение о мировой душе. Естественнонаучные воззрения Гераклида Понтийского.

^ 13. Перипатетическая школа после Аристотеля. Историко-философские занятия в перипатетической школе. Жанр философской биографии. Основные направления конкретно-научных исследований, описание и классификация как ведущий метод исследований в перипатетической школе. Теофраст как философ и ученый-энциклопедист, как продолжатель и критик Аристотеля. Ученики Аристотеля: Евдем Родосский и Аристоксен. Платоновские мотивы в этике Эвдема.

^ 14. Стоя и стоицизм. Фрагментарность стоического наследия; оценка доксографической традиции. Общий взгляд на стоическую философию.

1. Древняя Стоя: Зенон, Клеанф, Хрисипп. Определение фи­лософии и три ее части. Логика стоиков. Внутренняя и внешняя речь. Риторика и диалектика. Гносеология. Учение о содержании представлений и «предвосхищений». Критерий истины. Стоический логицизм и стоический эмпиризм. Учение о критерии в рамках теории познания. Физика стоиков. Монистический взгляд на природу. Безусловность телесного. Соматизм как универсальный принцип стоической системы. Посту­лат о единстве космоса; учение о четырех категориях; учение о началах, учение о причинности. Материя и действующая в ней сила. Мировая симпатия. Творческий огонь (пневма). Основные понятия стоической физики: пневма, натяжение, «семенные логосы», неживая и живая природа и душа как уровни организации пневмы. Метафизический аспект мировой силы: разумное Божество (Зевс). Онтологический статус и функции Божества. Теология стоиков. Бог как центр созидания, управления и целевого притяжения. Космогония стоиков. Цикличность жизни космоса. Космогенез и космиче­ские периоды, мировой год и «мировой пожар». Концепция предопределения; учение о судьбе и провидении, фатализм стоиков. Понятие души как огненно-пневматической субстанции. Уче­ние о строении души и судьбе ее после смерти. Отношение к астрологии и гадательной практике. Этика стоиков. Центральный пункт этики: жизнь сообразно природе; смысл тезиса «жить по природе» в стоической школе. Учение о Благе. Добродетель как путь достижения благой жизни. Аффекты и их преодоление (апатия). Идеал стоического мудреца. Понятие долга в этике стоиков. Культ дружбы. Отношение к религии. Учение о госу­дарстве и обществе: понятие «первичной склонности»; стоиче­ский космополитизм.

2. ^ Средняя Стоя: Панетий и Посидоний. Платонизация стоической философии. Но­вации Панетия в космологии, психологии и этике. Энциклопедизм Посидония, использование им платонизма для модификации стоического учения о космосе и душе; учение о мировой симпатии как теоретическое обоснование мантики и астроло­гии; учение о сохранении души после смерти и демонология.

^ 15. Эпикур и эпикуреизм. Личность и учение Эпикура. Ценностные задачи философствования. Философия как искусство счастливой жизни. «Сад» Эпикура как философское сообщество и школа, восприятие учения эпикурейцев в античности. Каноника Эпикура: основные по­нятия и представления. Истина и ее теоретический критерий. Чувственность, восприятие, мнение, родовое понятие, предположение. Пределы рационального знания. Физика Эпикура: учение об атомах; отличие атомизма Эпикура от атомизма Демокрита. Механика космогенеза. Теория множественности миров. Человек и его природа. Безусловность свободы воли. Этика Эпикура. Критерий морального суждения. Учение о добродетелях. Благо и счастье; «безмятежность» (атараксия) как идеал муд­реца. Представление о богах. Общественная жизнь. Культ дружбы. Трансцендентность богов миру и человеку. Отношение к религии. Религия и суеверие. Римский эпикуреизм: Тит Лукреций Кар как популяризатор идей Эпикура и его поэма «О природе вещей».

16. Скептицизм. Скептицизм Пиррона из Элиды. Пиррон и пирронизм. Практическая цель философствования. Исходная миросозерцательная установка: отказ от всех убеждений. Проблемно-теоретический минимум пирронизма. Историко-философские основания скептицизма. Скептицизм Новой Академии (Аркесилай и Карнеад). Теория воздержания от суждений. Вероятностный характер знания. Смысл скептического способа рассуждения. Скептические конструкции «воздерживаюсь от суждений», «пожалуй», понятие «эпохэ». Десять способов («тропов») осуществления «эпохэ» и их классификация. Критика возможности поло­жительной религии и богословия в скептицизме. Различия в трактовке «безмятежности» в этике эпикурейцев и скептиков. «Младшие скептики» (неопирронизм): пять тропов осуществления «эпохе» у Энесидема и Агриппы. Секст Эмпирик. Его типология философских учений. Возможности философского знания и его цели.

17. Школа киников: Общая характеристика. Представление о жизни в соответствии с природой. Кинизм как философия и образ жизни.


^ VI. ГРЕКО-РИМСКАЯ ФИЛОСОФИЯ I В. ДО Н.Э. – III В. Н.Э.

18. Римский стоицизм. Развитие этической проблематики стои­цизма у Сенеки, его трактовка логической и физической частей стоической доктрины; основные положения и понятия его нравственно-религиозного учения; значение призыва Сенеки быть самим собой. Значение литературных жанров письма, увещания, утешения в позднем стоицизме. Практическая этика Эпиктета, философия как врачевание больной души. Император Марк Аврелий и его моральная философия.

^ 19. Греко-еврейская философия Филона Александрийского. Платоновская философия и биб­лейское откровение у Филона: использование платоновского Тимея для толкования на ветхозаветную Книгу Бытия. Интерпретация идей как мыслей Божьих. Учение о Логосе как тво­рящем начале и «втором боге»; понятие творящих «сил» Бога и понятие «семенных логосов» у стоиков. Учение об ангелах и демонах у Филона. Призна­ние вечности материи и понимание ее как причины зла в ми­ре. Дуализм души и тела в антропологической части учения Филона. Классификация добродетелей согласно трем ступеням религиозного совершенства.

^ 20. Возрождение классических философских школ. Неопифагорейство Александра Полигистора, Нигидия Фигула и Модерата; пифа­гореизм и платонизм неопифагорейцев. Реванш сверхъестественного. Аполлоний Тианский. Пифаго­рейские псевдоэпиграфы. Философии числа у Никомаха из Герасы и Теона Смирнского. Нумений из Апамеи и дальнейшее развитие платоно-пифагорейского учения. Аристотелизм. Андроник Родосский как редактор и издатель корпуса сочинений Аристотеля. Начало традиции систематического комментирования Аристотеля. Алек­сандр Афродисийский как комментатор Аристотеля. Средний платонизм. Пифагореизм и антиаристотелизм пла­тоника Евдора Александрийского. Общие принципы издания сочинений Платона грамматиком Трасиллом и начало система­тического толкования текстов Платона. Некоторые проблемы платоновского учения в интерпретации Плутарха из Херонеи, Аттика и Галена. Разработка жанра школьного учебника у Аль­бина, Апулея и Алкиноя. Осмысление значения аристотелев­ской философии для платонической доктрины.


^ VII. НЕОПЛАТОНИЗМ III – VI В.В.

21. Плотин. Источники философии Плотина. Общая характеристика неоплатонизма, его отличие от предшествующих форм платонизма. Сочинения Плотина: «Эннеады» как собрание текстов Плотина; значение тематического и хронологического порядка трактатов Плотина для реконструкции его учения. Система Плотина. Концепция Единого. Безличность Единого, его трансцендентность и имманентность бытию. Апофатизм Плотина. Механизм образования бытия. Теория эманации. Иерархическая структура бытия: Единое, Ум, Мировая Душа. Бытие и небытие. Чувственный космос. Его основания. Сопряжение в нем вечности и периодичности. Перипатетические и стоические мотивы в плотиновской онтологии. Психология и эпистемология. Природа человеческой души: ее бессмертие и нематериальность. Нисхождение и пленение души. Проблема свободы воли. Высшее назначение души. Идеал блаженства. Условия и средства его обретения: аскетика (катарсис) и ментальные средства (мышление, интеллектуальное созерцание, экстатический восторг). Плотин о мис­тическом единении с высшим началом.

Ученики Плотина: Амелий и Порфирий. Порфирий как оригинальный философ, комментатор Аристо­теля и критик христианства.

^ 22. Ямвлих и Сирийская школа неоплатонизма. Пергамская школа неоплатонизма. Место и значе­ние Ямвлиха в истории развития неоплатонизма. Отношение к пифагорейской философии, «халдейской» и «герметической» традициям. Разработка методики преподавания философии Платона. Реформирование техники комментария. Основные черты философской системы Ямвлиха: иерархизм бытия и теургия. Император Юлиан как реставратор языческого культа и фи­лософии. Проблема взаимоотношений христианства и неоплатонической философии в IV в.

^ 23. Афинская школа неоплатонизма. Плутарх Афинский и Сириан: основные направления изучения платоновской филосо­фии в Афинах. Прокл как систематизатор философского насле­дия античности; общая характеристика его философской системы. Дальнейшее разви­тие неоплатонической доктрины у Дамаския. Симпликий как комментатор Аристотеля.

24. Александрийская школа неоплатонизма. Комментаторская школа в Александрии. Особенности философских учений Гиерокла, Олимпиодора, Иоанна Филопона.


^ ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ


Тема 1: Платон о бессмертии души: диалоги Федон и Федр.

1. Композиция и содержание диалога Платона Федон:

1) Аргумент о взаимопереходе противоположностей как довод в пользу бессмертия души (аргумент первый).

2) Аргумент второй: знание как припоминание.

3) Аргумент третий: принадлежность вечной природе.

4) Аргумент четвертый: "онтологическое доказательство".

Платон. ^ Федон, пер. С.П.Маркиша — Платон. Собрание сочинений в 4 томах, том 2, стр. 7-80; комментарии А.Ф.Лосева: стр. 415-428.

Ю.А.Шичалин, статья «Федон» — Философский энциклопедиче­ский словарь, М.: Советская энциклопедия, 1989.

2. Диалог Федр:

1) Доказательство бессмертия души (Федр 245с-246а) в контексте обшей структуры диалога.

2) Платон о соотношении души и тела. Образ души как крылатой колесницы и его интерпретация. Судьба душ после смерти (Федр 246а-257с).

Платон. ^ Федр, пер. А.Н.Егунова — Платон. Собр. соч. в 4 томах, том 2, стр. 135-192; комментарии Лосева: стр.455-462.

Платон. Федр, пер. А.Н.Егунова. Общ. ред. и вступительная статья Ю.А.Шичалина. М., 1989 (с параллельным греческим текстом).

Ю.А.Шичалин. статья «Федр» — Философский энциклопедиче­ский словарь, М., 1989.

3. Платон о душе в диалоге Законы, книга Х (887d-905d).

Платон. Законы, пер. А.Н.Егунова — Платон. Собр. соч. в 4 томах, том 4, стр.344-367.


Тема 2: Учение Платона об Эросе в диалоге Пир.

1.Композиционная структура диалога.

2.Подходы к пониманию природы Эроса в речах Федра, Павсания, Эриксимаха, Аристофана, Агафона.

3.Речь Сократа: концепции предела, совершенства, блага и вечности; иерархия блага.

Платон. Пир, пер. С.К.Апта. — Собрание сочинений, том 3, с. 81-134.


Тема 3: Государство Платона.

  1. Исходная точка рассуждений и государстве: тема справедливости. Платоновский и софистический подходы к пониманию справедливости. Справедливость как должный образ межчеловеческой коммуникации. Государство как условие его легитимизации.

  2. Природа государства по Платону. Генезис государства и проблема гарантии безопасности. Государство и космос: изоморфизм души, космоса и человеческой общности. Возможные мотивы платоновской социальной конструкции: умозрительная фантазия или рациональный проект?

  3. Тема воспитания души в Государстве Платона. Место философии в системе государственного воспитания. Воспитание как способ обретения справедливости. Критика Платоном софистической “пайдейи”. Учение о добродетелях. Учение Платона о страстях и способах их ограничения. Функции мусического и гимнастического искусств.

  4. Иерархия наук. Четыре основные науки для обучения настоящего философа (кн.7). Отличительные признаки философской души. Платон о настоящем философе (кн.5) и его отличии от софиста (по кн.6). Функции философии в государстве: душеспасительная и “экономическая”. Философская мудрость и ее трансформация в гражданские законы.

Платон. Государство. — Платон. Собр. соч. в 4 томах. Т.3. М., 1994 (Соч. в 3-х тт. Т.3, ч.1. М., 1971), кн. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 10.

Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1996.

Асмус В.Ф. Платон. М., 1975.

Соловьев В.С. Жизненная драма Платона. — Соч. в 2-х тт. Т.2. М., 1988.

Виндельбанд В. Платон., М., 1993 (Избранное. М., 1995).

Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М., 1993.

Шестов Л. Лекции по истории греческой философии. Москва-Париж, 2001.

Гадамер Г. Диалектическая этика Платона. Спб. 2000.

Йегер В. Пайдейа: Воспитание античного грека. М., 1997.

Кассен Б. Эффект софистики. М., 2000.

Татаркевич Вл. Античная и средневековая философия. Пермь. 2000.

Платон: PRO et CONTRA. Антология. Спб., 2001.

Новгородцев П. Политические идеалы древнего и нового мира. М., 1919.

Трубецкой Е.Н. История философии права. — Труды по философии права. Спб., 2001.

Пельман Р. История античного коммунизма и социализма. — Общая история европейской культуры. Т.П. Спб., 1910.

Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 1. М., 1992.


Тема 4: Метафизика Аристотеля: основные проблемы и понятия.

1. Обзор содержания книг «Метафизики». Книга первая (альфа) как первое историко-философское сочинение.

2. Природа и искусство как причины движения и бытия.

3. Схема четырех причин:

— форма (эйдос), или что;

— материя (подлежащее), или из чего;

то, откуда начало движения;

— благо (цель), или ради чего.

4. Классификация наук по Аристотелю. Место и специфика философии среди остальных наук.

Метафизика. Книга первая. — Аристотель. Сочинения в 4-х тт. том 1. М., 1976. стр.63-94.

Физика. Книга вторая. — Аристотель. Сочинения в 4-х тт. Том 3, М., 1981. стр. 82-102.

5. Учение Аристотеля о природе и сущности. Определение предмета первой философии «сущее поскольку оно сущее» (по книге 6) в сопостав­лении с учением о категориях.

М.Л.Хорьков. Учение о природе и сущности в философии Аристотеля // Философские науки. № 1-3. 1993. С.198-202.

6. Учение о возможности и действительности, или потенциальном и актуальном (книга 9).

В.Ф.Асмус. Метафизика Аристотеля, предисловие к: Аристотель, Сочинения в 4-х тт., том. 1, с. 5-50.

А.В.Лебедев, ст. «Метафизика» — Философский энциклопедиче­ский словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983 (2-е изд. 1989).

Метафизика. Книга шестая. — Аристотель. Сочинения в 4-х тт. том 1, М., 1976. стр.63-94.

Метафизика. Книга пятая, главы 7-8. — Аристотель. Соч., том 1, стр. 155-157.

Метафизика. Книга девятая. — Аристотель. Соч., том 1, стр.234-251.


Примечание. О хронологии книг «Метафизики»:

«Метафизика» Аристотеля состоит из относительно самостоятель­ных работ Аристотеля (публичных выступлений, лекций или состав­ленных его слушателями их записями), объединенных проблематикой той науки, которую он называл первой философией, мудростью или теологией. «Метафизика» содержит в себе четырнадцать книг. В этих книгах и отдельных главах этих книг выделяют ранние, относящиеся к «среднему» периоду жизни Аристотеля (347—335 гг. до н.э.), и позд­ние, восходящие ко второму афинскому периоду его жизни (335—322 до н.э.). Кроме того, их делят на основные и побочные:

основные ранние — книги I, III, IV.

основные поздние — VI, VII, VI II, IX, X.

побочные ранние - V, XI. 1-8, XII (кроме гл. 8), XIII. 9-10, XIV.

побочные поздние — XI. 9-12, XII.12, XIII (кроме гл. 9-10).


Тема 5: Учение Аристотеля о душе. Трактат О душе.

1.Структура и содержание трактата О душе.

Аристотель. О душе, пер.П.С.Попова. — Сочинения в 4-х томах. Том.1, М., 1976. С.371-448.

В.Ф.Асмус. Трактат “О душе” Аристотеля. — Аристотель. Сочинения в 4-х томах. Том.1, М., 1976. С.50-62.

2.Постановка проблемы, определение темы и методов исследования души (гл.1).

3.Аристотель о предшествующей традиции. Три признака души (гл.2). Душа и движение (гл.3-4).

О душе, книга 1, гл.1-4 (с.371-386).

4.Аристотель о способностях души; характеристика каждой способности.

О душе, книга 2, гл.2-5 (с.396-407).

5.Смысл аристотелевского определения души как энтелехии тела.

О душе, книга 2, гл.1 (с.394-396).

6.Аристотель о механизме восприятия.

О душе, книга 2.

7.Аристотель об общем чувстве. Четыре основные характеристики.

О душе, книга 3, гл.1-2, 7 (с.423-429, 438).

8.Аристотель о мышлении и уме.

О душе, книга 3, гл.4-5 (с.433-436).


Тема 6: Этическое учение Аристотеля.

1. Три сочинения Аристотеля, посвященные этике: «Никомахова этика», «Евдемова этика» и «Большая этика».

2. Различение разума практического и теоретического и деление добродетелей на «нравственные» и «интеллектуальные».

3. Учение о нравственной добродетели как середине между избыт­ком и недостатком (“Никомахова этика”, кн.2, гл.5-9).

4. Понятие «правильное суждение» (orthos logos) в этике Аристоте­ля и его связь с учением о добродетели как середине.

5. Учение Аристотеля о счастье (эвдаймонии}.

Ф.Х.Кессиди. Этические сочинения Аристотеля, предисловие к: Со­чинения в 4-х тт., том 4, с. 5-37.

А.В.Лебедев, ст. «Никомахова этика». — Философский энциклопе­дический словарь. М.: «Советская энциклопедия», 1989.

Аристотель, Никомахова этика, пер. Н.В.Брагинской. — Сочинения в 4-х тт., том 4, с. 53-294.

Аристотель. Этика, пер. Э.Радлова. М., 1908.

Аристотель. Большая этика, пер. Т.А.Миллер. — Сочинения в 4-х тт., том 4, с. 295-374.


Тема 7: Политика Аристотеля.

  1. Учение о государстве. Специфика и составляющие политического уст­ройства.

  2. Человек как “политическое животное”. Понятие гражданина.

  3. Формы политического устройства и их классификация.

А.И.Доватур. Политика Аристотеля, предисловие к: Сочинения том 4. с. 38-52.

Аристотель. Политика, пер. А.И.Доватура. — Сочинения, том 4, с.375-644.


Тема 8: Философия Плотина. Античный неоплатонизм после Плотина.

Вопросы:

  1. История появления и принцип построения текста «Эннеад» Плотина.

  2. Доказательство нематериальности и бессмертия души.

  3. Общая характеристика философии Плотина. Иерархия бытия.

  4. Основные проблемы учения Плотина о душе, Уме и Еди­ном.

  5. Общие тенденции развития античного неоплатонизма после Плотина.

Тексты для работы на семинарских занятиях:

  1. Плотин. О бессмертии души. IV.7.

  2. Плотин. О трех началах или субстанциях. V.1.

Источники:

  1. Плотин. Сочинения (Плотин в русских переводах). СПб., 1995 (наиболее полное собрание старых и новых переводов Плотина на русский язык).

  2. Порфирии. Жизнь Плотина // Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986, с. 427-440.

  3. Плотин. Об уме, идеях и о сущем (Энн. V. 9), пер. Ю.А.Шичалина, в сб.: Философия природы в античности и средние века, часть 2 М 1999, стр. 103-120.

  4. Порфирий. Отправные положения к умопостигаемому (фрагменты) // Историко-философский ежегодник’95. С. 233-247.

  5. Порфирий. Против христиан (отрывки) // Ранович, А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М., 1990. С. 354-391.

  6. Порфирий. О пещере нимф // Лосев, А.Ф. История античной эстетики. Последние века. Кн. 2. М., 1988. С. 395-419.

  7. Ямвлих Халкидский. Комментарии на диалоги Платона / Пер. с древнегреч., вступ. статья, комментарий, указатель имен Р.В.Светлова. Спб.: Алетейя, 2000.

  8. Ямвлих. О египетских мистериях. М., 1995.

  9. Ямвлих. Жизнь Пифагора. М., 1998.

  10. Евнапий. Жизни философов и софистов // Римские историки IV века. М., 1997. С. 225-294.

  11. Прокл. Первоосновы теологии. Гимны. М., 1991.

  12. Прокл. Платоновская теология. Изд. подготовил Л.Ю.Лукомский. Спб., 2001.

  13. Дамаский Диадох. О первых началах. Спб., 2000.

Монографии:

  1. Адо П. Плотин, или Простота взгляда. М., 1991.

  2. Шичалин Ю.А. История античного платонизма (в институциональном аспекте). М., 2000.

  3. Лосев, А.Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. М., 1980. Последние века. Кн.1-2. М., 1988. Итоги тысячелетнего развития. Кн. 1. М., 1992.

  4. Блонский, П.П. Философия Плотина. М., 1918.

  5. O’Meara, Dominic J. Plotinus. Oxford, 1993.

  6. Wallis, R.T. Neoplatonism. L., 1972.



Вопросы к первой аттестации


  1. Проблема “Платоновского корпуса”.

  2. Основные подходы к интерпретации философского творчества Платона и его хронологии.

  3. Учение Платона об идеях.

  4. Тема идеального государства и ее значение в философии Платона.

  5. Тема воспитания души и ее значение в философии Платона.

  6. Учение Платона о бессмертии души (диалоги “Федон” и “Федр”).

  7. Платон. “Федон”: основная структура и общее содержание диалога.

  8. Основные аргументы доказательства бессмертия души в диалоге Платона “Федон”.

  9. Платон. “Федр”: основная структура и общее содержание диалога.

  10. Образ души как крылатой колесницы в диалоге Платона “Федр” и его философская интерпретация.

  11. Учение Платона об Эросе в диалоге “Пир”.

  12. Тема идеального государства и ее значение в философии Платона.

  13. Концепция справедливости Платона и ее роль в “Государстве”.

  14. Устройство идеального государства Платона.

  15. Система воспитания в “Государстве” Платона; место и роль философов в системе государственного воспитания.

  16. Проблема познания и концепция Блага в “Государстве” Платона.

  17. Платон. “Тимей”.


Вопросы ко второй аттестации


  1. Аристотель. “Метафизика”.

  2. Аристотель. “О душе”.

  3. Аристотель. “Политика”.

  4. Этика Аристотеля.

  5. Древнегреческая философия эпохи эллинизма: общая характеристика, основные школы.

  6. Философия Эпикура: физика и этика.

  7. Стоическая школа: общая характеристика.

  8. Физика стоиков.

  9. Этика стоиков.

  10. Школа киников: общая характеристика.

  11. Античный скептицизм.

  12. Римский стоицизм.

  13. Неопифагорейство, аристотелизм и платонизм в I в. до н.э. – III в. н.э.

  14. Античный неоплатонизм: общая характеристика.

  15. Философия Плотина.

  16. Учение Плотина о душе.

  17. Иерархия бытия в философии Плотина.


Вопросы к аттестации по всему курсу (пересдача курса)


  1. Проблема начала философии как историко-философская проблема.

  2. Ионийские мыслители (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр).

  3. Пифагор и пифагорейство.

  4. Гераклит: натурфилософия и учение о Логосе.

  5. Учение Парменида о бытии.

  6. Космогоническая модель Эмпедокла.

  7. Атомизм и этика Демокрита.

  8. Философия Анаксагора. Учение о началах. Учение об Уме.

  9. Софистика и ее значение для развития греческой философии.

  10. Сократ: учение о добродетели и проблема познания.

  11. Учение Платона о душе (“Федр”, “Федон”).

  12. “Государство” Платона.

  13. Учение Платона об истинно сущем.

  14. Гносеология Платона.

  15. Космогония и космология Платона (“Тимей”).

  16. Диалектика Единого и многого в диалоге Платона “Парменид”.

  17. Метафизика Аристотеля.

  18. Учение Аристотеля о душе.

  19. Учение Аристотеля об Уме и познании.

  20. Этика Аристотеля.

  21. Натурфилософия Аристотеля.

  22. Тождество и различие метафизических учений Платона и Аристотеля.

  23. Сравнительная характеристика политических учений Платона и Аристотеля.

  24. Эллинистическая философия. Общая характеристика.

  25. Древние стоики. Римский стоицизм.

  26. Античный скептицизм.

  27. Философия киников.

  28. Философия Эпикура.

  29. Античный неоплатонизм: общая характеристика, основные течения и школы.

  30. Философия Плотина.

  31. Учение Плотина о душе.

  32. Плотин о трех первых началах.



Темы курсовых работ

  1. Начало философии как историко-философская проблема.

  2. Древнегреческая и древнеиндийская философия: сравнительный анализ.

  3. Концепция “осевого времени” К.Ясперса.

  4. Фрагмент Анаксимандра в интерпретации М.Хайдеггера (М.Хайдеггер. Изречение Анаксимандра // М.Хайдеггер. Разговор на проселочной дороге. М.: Высшая школа,1991.С.28-68).

  5. Концепция возникновения и развития древнегреческой философии Э.Р.Доддса.

  6. Учение о бытии в сочинении Парменида “О природе”.

  7. Учение Гераклита о Логосе.

  8. Пифагор и пифагорейство.

  9. Атомизм Демокрита.

  10. Этика Демокрита.

  11. Сократ и софисты.

  12. Образ Сократа в сочинениях Платона и Ксенофонта: сравнительный анализ.

  13. Критика демократии в “Государстве” Платона.

  14. Идеализация прошлого и архаизирующие мотивы социально-политических воззрений Платона.

  15. Душа человека и идеальное общество: их соотношение в философии Платона.

  16. Платоновская концепция справедливости.

  17. Учение Платона об идеях.

  18. Концепция Блага в философии Платона.

  19. “Жизненная драма Платона” в интерпретации Владимира Соловьева.

  20. К.Поппер о тоталитаризме государства Платона.

  21. “Государство” и “Законы” Платона: сравнительный анализ.

  22. Философия и проблема власти в “Государстве” Платона.

  23. Концепция мироздания в диалоге Платона “Тимей”.

  24. Принципы классификации наук по Аристотелю.

  25. Физика Аристотеля.

  26. Учение Аристотеля о добродетели.

  27. Понятия “сущность” и “природа” в философии Аристотеля.

  28. Метафизика Аристотеля: основные понятия и принципы.

  29. Человек как “политическое животное” в понимании Аристотеля.

  30. Философия киников.

  31. Античный скептицизм.

  32. Этика Эпикура.

  33. Древняя Стоя: логика и теория познания.

  34. Древняя Стоя: физическая и космологическая теории.

  35. Древняя Стоя: этическое учение.

  36. Римский стоицизм.

  37. Проблематичность человеческого существования и стоический идеал долга в “Размышлениях” Марка Аврелия.

  38. Рациональные основания практической стоической этики в “Беседах” Эпиктета.

  39. Образ идеального мудреца в сочинении Флавия Филострата “Жизнь Аполлония Тианского”.

  40. Учение Плотина о душе.

  41. Учение Плотина об Уме.

  42. Учение Плотина о Едином.

  43. Неплатонизм Ямвлиха.

  44. Система неоплатонизма в сочинении Прокла “Первоосновы теологии”.

  45. Гностицизм как феномен позднеантичного философского и религиозного синкретизма.

  46. Позднеантичная философия и раннее христианство.










Скачать 356.08 Kb.
оставить комментарий
Дата22.10.2012
Размер356.08 Kb.
ТипПрограмма, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх