Тема лекции «Введение. Принципы построения операционных систем» icon

Тема лекции «Введение. Принципы построения операционных систем»


1 чел. помогло.
Смотрите также:
Лекция вычислительные процессы...
Программаное обеспечение вычислительных систем Классификация, назначение...
Программа по курсу: методы параллельной обработки данных по направлению: 511600 факультеты...
Программа по курсу: методы параллельной обработки данных (базовый) по направлению: 511600...
Программа вступительного междисциплинарного экзамена в магистратуру тки по направлению 230100...
Операционные системы, среды и оболочки...
Семейство операционных систем Windows Server 2003...
Конспект лекций по учебной дисциплине «Операционные системы...
План проведения практических занятий по дисциплине «Операционные среды...
План проведения практических занятий по дисциплине «Операционные среды...
1. Общие принципы построения компьютерных сетей...
Лекция: Защитные механизмы операционных систем...






О С 2004 Л-01

Тема лекции «Введение. 1. Принципы построения операционных систем»


Введение 2

1. Принципы построения операционных систем 5

1.1. Принципы работы вычислительной системы 5

1.2. Режимы работы операционных систем 6

1.2.1. Режимы обработки данных 6

1.2.1.1. Однопрограммные режимы обработки данных 7

1.2.1.2. Многопрограммные режимы обработки данных 8

1.2.2. Режимы и дисциплины обслуживания 8

1.2.2.1. Режимы обслуживания 8

1.2.3.2. Дисциплины обслуживания 9

1.3. Классификация операционных систем 10

1.3.1. Особенности алгоритмов управления ресурсами 10

1.3.1.1. Поддержка многозадачности 10

1.3.1.2. Поддержка многонитевости 11

1.3.2. Особенности аппаратных платформ 11

1.3.3. Особенности областей использования 12

1.3.4. Особенности методов построения 13

1.4. Основные принципы построения операционных систем 15

1.5. Пользовательский интерфейс операционных систем 15

1.5.1. Классификация интерфейсов 16

1.5.2. Пакетная технология. 17

1.5.3. Технология командной строки. 17

1.5.4. Графический интерфейс 17

1.5.4.1. Простой графический интерфейс. 18

1.5.4.2. WIMP - интерфейс 18

1.5.5. Речевая технология 19

1.5.6. Биометрическая технология ("Мимический интерфейс".) 19

1.5.7. Семантический (Общественный) интерфейс. 19

Контрольные вопросы 20

Приложение к лекции 1 21



Введение


Эффективность применения средств вычислительной техники (СВТ) определяется техническим совершенством аппаратной части электронных вычислительных машин (ЭВМ) и вычислительных систем (ВС), качеством программного обеспечения (ПО) и квалификацией персонала, эксплуатирующего СВТ.

Дисциплина "Операционные системы и системное программирование" имеет цель дать знания и практические навыки в области разработки, отладки и применения современных операционных систем и системного программного обеспечения. Она является одной из основных по специальности, базируется на знании дисциплин: "Математика", "Физика", "Информатика" и обеспечивает изучение следующих дисциплин: "Теория автоматического управления", "Теоретические основы автоматизированного управления", "Электронные вычислительные машины, микропроцессорные средства и организация вычислительных систем", "Цифровые сети интегрального обслуживания", "Военная техника комплексов АСУ".

Появление общего программного обеспечения в ЭВМ относят к 1953 г., когда в СССР появилась одна из первых теоретических работ по автоматизации программирования для цифровых ЭВМ (А.П.Ершов), а в Массачусетском технологическом институте (США) была создана экспериментальная "операционная система", применявшаяся в учебных целях. Затем появились специализированные операционные системы (ОС) для обслуживания оборонных вычислительных систем реального времени. Однако эти разработки имели экспериментальный, исследовательский характер и широкого распространения в то время не получили. Тем не менее потребности практического использования ЭВМ в различных предметных областях, необходимость более эффективного использования ЭВМ, повышение производительности труда разработчиков программного обеспечения, а также стремление расширить рынок сбыта ЭВМ вызвали стремительный прогресс в создании теории и инструментальных средств общего программного обеспечения вычислительных систем. В приложении к лекции приведена таблица, где показаны основные даты в истории ОС и ПО.

История развития общего ПО и операционных систем тесно связана с историей развития аппаратуры вычислительных систем. Более подробно с историей развития вычислительной техники и системного программного обеспечения можно ознакомиться по материалам, размещенным на Интернет-сайтах: http://aab.fromru.com, http://aab46.by.ru, http://aab46.narod.ru.

Построение вычислительных машин основано на трех принципах:

  1. принцип цифрового представления данных (чисел, команд, обозначение операций, букв, слов и т.д.). Единицами данных в ЭВМ являются бит, байт, слово и т.п.;

  2. принцип адресности данных -- все данные и любые объекты программы хранятся в ячейках памяти, имеющих адрес;

  3. принцип программного управления (Ч.Беббидж, 1834 г.) - управление вычислительным процессом осуществляется с помощью программы, находящейся в памяти ЭВМ.

Все универсальные вычислительные машины, в том числе и персональные компьютеры, имеют структуру (рис.В.1), включающую в себя: АЛУ - арифметическо-логическое устройство; УУ - устройство управления; ВУ - внешние устройства; ОЗУ - оперативное запоминающее устройство. Впервые такую структуру вычислительных машин предложил Джон фон Нейман в 1945 г., поэтому ЭВМ с такой структурой называют машинами фон Неймана.

Конкретная аппаратурная реализация схемы изменялась от поколения к поколению ЭВМ. Например, в современных компьютерах АЛУ и УУ объединены в единое устройство - центральный процессор. Кроме того, в ЭВМ ввели систему прерываний. Появились многопроцессорные ЭВМ, позволяющие осуществлять параллельную обработку данных в компьютере. Тем не менее, функциональная структура существующих компьютеров в основном соответствует структуре машины фон Неймана.

Архитектура вычислительной системы - общая логическая организация цифровой вычислительной системы, определяющая процесс обработки данных в конкретной вычислительной системе и включающая методы кодирования данных, состав, назначение, принципы взаимодействия технических средств и программного обеспечения [1,2].





Большинство из выпускаемых сейчас компьютеров выполнено в соответствии с принципом открытой архитектуры, впервые примененном в персональной ЭВМ IBM РС (фирма IBM, 1981г.).

Классификация программных средств

Программное обеспечение вычислительных систем принято делить на следующие виды (рис.В.2):

  • общее (системное) программное обеспечение;

  • специальное программное обеспечение.





Программа для ЭВМ (Computer Program) - упорядоченная последовательность команд, подлежащих обработке.

^ Прикладная программа (Problem program, Application program) - программа, предназначенная для решения задачи или класса задач в определенной области применения систем обработки данных.

^ Программное обеспечение (Software) - совокупность программ системы обработки данных и программных документов, необходимых для эксплуатации этих программ.

Пакет прикладных программ (Application program package) - система прикладных программ, предназначенных для решения задач определенного класса.

Общее ПО ВС в свой состав включает:

  • программные средства управления обработкой данных, включая операционные системы;

  • обслуживающие (сервисные) программы (утилиты);

  • инструментальные программные средства.

Специальное ПО делят на следующие виды:

  • прикладные программы (приложение) общего назначения:

  • прикладные программы пользователя.

Прикладные программы общего пользования можно разделить на следующие группы:

  • программы офисного назначения;

  • программы экономического назначения;

  • издательские системы;

  • компьютерная графика, видео, анимация и звук;

  • системы управления базами данных;

  • прочие прикладные программы общего назначения.

Можно видеть, что современные компьютеры и их программное обеспечение глубоко внедрилось практически во все сферы человеческой деятельности - науку, производство, экономику, право и т.д.

Функционирование прикладных программ любого назначения происходит под управлением и при участии программ, относящихся к категории системного программного обеспечения.

^ Место и функции системного программного обеспечения

Системное ПО играет роль “прослойки” между пользователем и техническими средствами вычислительной системы. На различных этапах работы с компьютером в качестве такой “прослойки” выступают разные программы и пакеты программ системного ПО, выполняя при этом отличающиеся назначением функции.

Основой системного ПО является операционная система.

^ Операционная система цифровой вычислительной системы - система программ, предназначенная для обеспечения определенного уровня эффективности цифровой вычислительной системы за счет автоматизированного управления ее работой и предоставляемого пользователям набора услуг.

Основными функциями ОС являются:

  • автоматическое выполнение действий по запуску задач в обработку и их завершению;

  • диспетчеризация (планирование обработки задач);

  • распределение памяти между различными задачами;

  • управление ходом выполнения задач в вычислительной системе;

  • распределение задачам необходимых ресурсов ВС;

  • синхронизация выполнения задач;

  • поддержка выполнения операций ввода/вывода данных;

  • ведение учета работы системы (при необходимости).

Выполнение своих функций ОС осуществляется с помощью соответствующих программных комплексов управления, которые носят название супервизорных программ (супервизоров или менеджеров).

^ Супервизорная программа машинная программа, являющаяся обычно частью операционной системы, которая управляет выполнением других машинных программ и регулирует поток работ в системе управления данными.

Супервизор часть управляющей программы, координирующая распределение ресурсов вычислительной системы.

В целом современные операционные системы представляют собой иерархическую структуру (рис.В.3). В основе иерархии находится аппаратура вычислительной машины, называемая иногда “чистой машиной” или “голым железом”. На следующем уровне иерархии (иногда на следующих нескольких уровнях) находятся некоторые функции ядра операционной системы. В совокупности с этими функциями ядра (называемыми еще “примитивами”) компьютер становится расширенной машине , т.е. машиной, которая представляет для операционной системы и пользователей не только свой машинный язык, но и ряд дополнительных возможностей. Выше над ядром расположены программы ОС для обеспечения выполнения задач пользователя (управления внешними устройствами, обслуживание операций ввода/вывода и т.п.). На вершине иерархии находятся программы пользователя. В подобных иерархических системах принято, как правило, следующее ограничение: допускается обращение только сверху вниз в иерархии, т.е. средства каждого уровня могут обращаться только к тем функциям, которые находятся на ближайшем нижележащем уровне.





^ Обслуживающие (сервисные) программы (утилиты) предназначены для выполнения различных вспомогательных функций и разделяются на следующие типы: программы-упаковщики (архиваторы); антивирусные программы; программы резервирования; программы диагностики компьютера; программы оптимизации дисков; программы динамического сжатия дисков.

^ Инструментальные программные средства, называемые также средствами разработки приложений и системами программирования, являются орудием автоматизации разработок программного обеспечения ЭВМ, обеспечивающим повышение производительности труда разработчиков и надежности ПО.

К инструментальным программным средствам относятся:

  • компиляторы и интерпретаторы;

  • автономные отладчики (дебагеры, от англ. Debug “удаление насекомых”);

  • интегрированные оболочки;

  • средства создания приложений типа клиент-сервер и т.п.

Существующие инструментальные программные средства обеспечивают разработчиков ПО всем необходимым набором функций для создания мощного программного обеспечения решения прикладных задач любой мощности для практически всех предметных областей.
^

1. Принципы построения операционных систем

1.1. Принципы работы вычислительной системы


Всякая вычислительная система создается для решения некоторого множества вычислительных или информационных задач, которые в совокупности называются задачами обработки данных. Для успешного решения любой задачи в вычислительной системе необходимо иметь:

  • программу, реализующую алгоритм решения задачи;

  • аппаратные средства ВС для ввода программы, выполнения программы, получения дополнительной информации и вывода результатов;

  • дополнительные программные средства, необходимые для решения прикладной задачи (стандартные программы).

Существует три вида систем обработки данных (СОД), отличающихся друг от друга требованиями к скорости получения результатов решения задач (рис.1.1):

системы реального времени (СРВ), в которых требования к скорости обработки информации очень высокие из-за необходимости решения задач в темпе реального времени (примером являются системы навигации и управления летательными аппаратами);

системы оперативной обработки (СОО),в которых планирование заданий на обработку данных осуществляется исходя из требования минимальности времени выполнения каждого полученного задания. Примером такого вида систем является система обработки данных для персонала боевых расчетов пунктов управления;

системы пакетной обработки (СПО), в которых основным требованием является минимизация простоя оборудования при решении поставленных задач.





Запуск прикладной программы в работу, предоставление ей необходимых аппаратных мощностей и программных средств осуществляется операционной системой. Порядок представления прикладной программе перечисленных средств определяется режимом обработки данных, реализованных в операционной системе ЭВМ.
^

1.2. Режимы работы операционных систем

1.2.1. Режимы обработки данных


Различают однопрограммные и мультипрограммные режимы обработки данных и, соответственно, работы ОС (рис.1.2).





К однопрограммным режимам относятся:

  • режим непосредственного доступа (РНД);

  • пакетный однопрограммный режим (П1П).

Мультипрограммными режимами обработки данных являются:

  • пакетный мультипрограммный режим (ПМП);

  • режим разделения времени (РРВ).
^

1.2.1.1. Однопрограммные режимы обработки данных


Режим непосредственного доступа широко применялся в ЭВМ первого поколения и используется при работе с современными персональными компьютерами. Режим РНД характерен тем, что ЭВМ предоставляется только одному пользователю, который осуществляет взаимодействие с машиной посредством пульта управления (сейчас - клавиатура, мыши и дисплеи). Время решения каждой задачи в режиме РНД складывается из времени ТВВ ввода программы и данных в ЭВМ, времени ТР работы процессора над решением задачи, времени ТВУ обмена данными с внешними устройствами (включая вывод результатов в обработки), времени ТОП обслуживания ЭВМ и задачи оператором ЭВМ при ее подготовке к запуску и по окончании решения задачи:

.

Коэффициент загрузки процессора при одной задаче составляет

.

Полное время решения N задач и коэффициент загрузки:





где i-номер задачи.

В РНД наличие ОС не обязательно.

Недостатками режима РНД являются:

  • аппаратура и программы ЭВМ используются не эффективно;

  • велики затраты времени программиста на управление машиной;

  • предъявляются высокие требования к подготовке пользователя как оператора вычислительной машины.

^ Пакетный однопрограммный режим применяется в ВС, начиная с ЭВМ второго поколения. Несколько заданий для решения задач обработки собираются в один пакет, называемый пакет заданий (ПЗ). Пакет заданий оператор ЭВМ вводит в ЭВМ, где ПЗ сначала записывается во внешнюю память (магнитные диски, магнитные барабаны и т.п.). Затем операционная система машины последовательно считывает задания, входящие в ПЗ, и осуществляет выполнение необходимых в соответствиями с заданиями действий для решения задач пользователей. После завершения очередного задания происходит обращение к ОС, которая активирует начало выполнения следующего. После завершения последнего задания пакета оператор ЭВМ загружает в машину новый пакет заданий.

Режим П1П обладает следующими положительными чертами:

  • более высокая пропускная способность;

  • отсутствие специальных требований к аппаратуре ЭВМ;

  • возможна его реализация на любой ЭВМ.

К недостаткам режима П1П относятся:

  • необходимо наличие операционной системы;

  • пользователь физически отделен от ЭВМ и решаемой им задачи;

  • увеличивается реакция пользователя на полученные результаты решения;

  • последовательный порядок выполнения заданий пакетов не позволяет увеличить загрузку оборудования вычислительной системы.
^

1.2.1.2. Многопрограммные режимы обработки данных


Пакетный мультипрограммный режим широко применяется в ЭВМ третьего и последующих поколений. ПМП является режимом классического мультипрограммирования, при котором в вычислительной системе находятся в обработке сразу несколько заданий. На входе в систему формируется набор пакетов заданий, которые оператор ЭВМ загружает в систему. После окончания ввода первого ПЗ операционная система начинает его обработку, не дожидаясь до ввода второго и последующих ПЗ. Задания, принадлежащие одному пакету, выполняются последовательно (т.е. в режиме П1П). Задания, принадлежащие разным пакетам, выполняются параллельно. Первым начинает выполняться первое задание первого пакета. По мере освобождения ресурсов ОС активизирует выполнение заданий из других пакетов в порядке их следования внутри ПЗ.

Пакетный мультипрограммный режим обеспечивает наивысшую пропускную способность вычислительной системы, что достигается при наличии в ЭВМ следующих аппаратных средств:

  • автономно управляемые внешние устройства;

  • развитая система прерывания программ;

  • средства защиты памяти от взаимного влияния программ.

Основным недостатком режима ПМП является практически полное устранение пользователя из системы и, как следствие, отсутствие связи пользователя со своей задачей.

^ Режим разделения времени существенно отличается от классического мультипрограммирования, реализованного в ПМП, и является в настоящее время основным режимом функционирования операционных систем. Главное в режиме разделения времени - это предоставление каждой задаче (или пользователю, работающему в диалоге с машиной) ресурсов ЭВМ на некоторый ограниченный интервал времени (квант). По истечении кванта времени данная программа свертывается операционной системой, развертывается следующая по очереди программа (или подключается следующий терминал пользователя), которой предоставляются ресурсы ЭВМ, и т.д.
^

1.2.2. Режимы и дисциплины обслуживания


Порядок обслуживания заданий (заявок на работу) в операционных системах с мультипрограммированием, т.е. реализующих режимы ПМП или РРВ, определяются принятыми в них режимами обслуживания и дисциплинами обслуживания.
^

1.2.2.1. Режимы обслуживания


Режимом обслуживания называется правило отбора заявок на обслуживание.

Режимы обслуживания делятся на три вида (рис.1.3):

  1. режим одиночного отбора заявок:

  2. режим группового отбора, когда на обслуживание отбирается вся очередь заявок определенного типа;

  3. смешанный режим отбора, когда для одних классов заявок производится одиночный отбор, а для других групповой.





^

1.2.3.2. Дисциплины обслуживания


Дисциплиной обслуживания называется правило отбора заявок на обслуживание при заданном режиме обслуживания.

Для каждого из режимов обслуживания может быть применен один из следующих видов дисциплин обслуживания (рис.1.4):

  • бесприоритетное обслуживание;

  • обслуживание с приоритетом;

  • обслуживание по расписанию.





Разновидности дисциплины бесприоритетного обслуживания:

  1. ОПП - обслуживание в порядке поступления (“первый пришел - первый обслужен”, FIFO);

  2. ООП - обслуживание в обратном порядке (“первый пришел - последний обслужен”, LIFO);

  3. ОСП - обслуживание в случайном порядке.

При бесприоритетном обслуживании считается, что все заявки имеют равное право на обслуживание.

Если требуется, чтобы заявки некоторого типа имели преимущества перед другими на их обслуживание операционной системой, то применяется дисциплина обслуживания с приоритетами:

  1. ДОП - дисциплина обслуживания с относительными приоритетами, когда приоритет заявки влияет только на ее место в очереди заявок на обслуживание;

  2. ДАП - дисциплина с абсолютными приоритетами, когда высоко приоритетная заявка получает преимущества не только перед заявками, стоящими в очереди, но и перед заявкой, получающей обслуживание;

  3. ДСП - дисциплина со смешанными приоритетами, при которой к одним группам заявок применяются относительные приоритеты, а к другим - абсолютные;

  4. ДДП - дисциплина обслуживания с динамическими приоритетами, когда значение приоритетов заявок может изменяться (расти) по мере их нахождения в очереди, обеспечивая тем самым первоочередное обслуживание заявок, долго находящихся в системе.

Дисциплина обслуживания по расписанию обеспечивает заданный пользователем порядок обработки заданий независимо от очередности их поступления в систему. Она применяется в тех случаях, когда результаты решения одной задачи являются входными данными для другой.
^

1.3. Классификация операционных систем


Операционные системы могут различаться особенностями реализации внутренних алгоритмов управления основными ресурсами компьютера (процессорами, памятью, устройствами), особенностями использованных методов проектирования, типами аппаратных платформ, областями использования и многими другими свойствами.

Ниже приведена классификация ОС по нескольким наиболее основным признакам.
^

1.3.1. Особенности алгоритмов управления ресурсами


От эффективности алгоритмов управления локальными ресурсами компьютера во многом зависит эффективность всей сетевой ОС в целом. Поэтому, характеризуя сетевую ОС, часто приводят важнейшие особенности реализации функций ОС по управлению процессорами, памятью, внешними устройствами автономного компьютера. Так, например, в зависимости от особенностей использованного алгоритма управления процессором, операционные системы делят на многозадачные и однозадачные, многопользовательские и однопользовательские, на системы, поддерживающие многонитевую обработку и не поддерживающие ее, на многопроцессорные и однопроцессорные системы.
^

1.3.1.1. Поддержка многозадачности


По числу одновременно выполняемых задач операционные системы могут быть разделены на два класса:

однозадачные (например, MS-DOS, MSX) и

многозадачные (OC EC, OS/2, UNIX, Windows 95).

Однозадачные ОС в основном выполняют функцию предоставления пользователю виртуальной машины, делая более простым и удобным процесс взаимодействия пользователя с компьютером. Однозадачные ОС включают средства управления периферийными устройствами, средства управления файлами, средства общения с пользователем.

Многозадачные ОС, кроме вышеперечисленных функций, управляют разделением совместно используемых ресурсов, таких как процессор, оперативная память, файлы и внешние устройства.

Поддержка многопользовательского режима. По числу одновременно работающих пользователей ОС делятся на:

однопользовательские (MS-DOS, Windows 3.x, ранние версии OS/2);

многопользовательские (UNIX, Windows NT).

Главным отличием многопользовательских систем от однопользовательских является наличие средств защиты информации каждого пользователя от несанкционированного доступа других пользователей. Следует заметить, что не всякая многозадачная система является многопользовательской, и не всякая однопользовательская ОС является однозадачной.

Вытесняющая и невытесняющая многозадачность. Важнейшим разделяемым ресурсом является процессорное время. Способ распределения процессорного времени между несколькими одновременно существующими в системе процессами (или нитями) во многом определяет специфику ОС. Среди множества существующих вариантов реализации многозадачности можно выделить две группы алгоритмов:

невытесняющая многозадачность (NetWare, Windows 3.x);

вытесняющая многозадачность (Windows NT, OS/2, UNIX).

Основным различием между вытесняющим и невытесняющим вариантами многозадачности является степень централизации механизма планирования процессов. В первом случае механизм планирования процессов целиком сосредоточен в операционной системе, а во втором - распределен между системой и прикладными программами. При невытесняющей многозадачности активный процесс выполняется до тех пор, пока он сам, по собственной инициативе, не отдаст управление операционной системе для того, чтобы та выбрала из очереди другой готовый к выполнению процесс. При вытесняющей многозадачности решение о переключении процессора с одного процесса на другой принимается операционной системой, а не самим активным процессом.
^

1.3.1.2. Поддержка многонитевости


Важным свойством операционных систем является возможность распараллеливания вычислений в рамках одной задачи. Многонитевая ОС разделяет процессорное время не между задачами, а между их отдельными ветвями (нитями).

Многопроцессорная обработка. Другим важным свойством ОС является отсутствие или наличие в ней средств поддержки многопроцессорной обработки - мультипроцессирование. Мультипроцессирование приводит к усложнению всех алгоритмов управления ресурсами.

В наши дни становится общепринятым введение в ОС функций поддержки многопроцессорной обработки данных. Такие функции имеются в операционных системах Solaris 2.x фирмы Sun, Open Server 3.x компании Santa Crus Operations, OS/2 фирмы IBM, Windows NT фирмы Microsoft и NetWare 4.1 фирмы Novell.

Многопроцессорные ОС могут классифицироваться по способу организации вычислительного процесса в системе с многопроцессорной архитектурой: асимметричные ОС и симметричные ОС. Асимметричная ОС целиком выполняется только на одном из процессоров системы, распределяя прикладные задачи по остальным процессорам. Симметричная ОС полностью децентрализована и использует весь пул процессоров, разделяя их между системными и прикладными задачами.

Выше были рассмотрены характеристики ОС, связанные с управлением только одним типом ресурсов - процессором. Важное влияние на облик операционной системы в целом, на возможности ее использования в той или иной области оказывают особенности и других подсистем управления локальными ресурсами - подсистем управления памятью, файлами, устройствами ввода-вывода.

Специфика ОС проявляется и в том, каким образом она реализует сетевые функции: распознавание и перенаправление в сеть запросов к удаленным ресурсам, передача сообщений по сети, выполнение удаленных запросов. При реализации сетевых функций возникает комплекс задач, связанных с распределенным характером хранения и обработки данных в сети: ведение справочной информации о всех доступных в сети ресурсах и серверах, адресация взаимодействующих процессов, обеспечение прозрачности доступа, тиражирование данных, согласование копий, поддержка безопасности данных.
^

1.3.2. Особенности аппаратных платформ


На свойства операционной системы непосредственное влияние оказывают аппаратные средства, на которые она ориентирована. По типу аппаратуры различают операционные системы персональных компьютеров, мини-компьютеров, мейнфреймов, кластеров и сетей ЭВМ. Среди перечисленных типов компьютеров могут встречаться как однопроцессорные варианты, так и многопроцессорные. В любом случае специфика аппаратных средств, как правило, отражается на специфике операционных систем.

Очевидно, что ОС большой машины является более сложной и функциональной, чем ОС персонального компьютера. Так в ОС больших машин функции по планированию потока выполняемых задач, очевидно, реализуются путем использования сложных приоритетных дисциплин и требуют большей вычислительной мощности, чем в ОС персональных компьютеров. Аналогично обстоит дело и с другими функциями.

Сетевая ОС имеет в своем составе средства передачи сообщений между компьютерами по линиям связи, которые совершенно не нужны в автономной ОС. На основе этих сообщений сетевая ОС поддерживает разделение ресурсов компьютера между удаленными пользователями, подключенными к сети. Для поддержания функций передачи сообщений сетевые ОС содержат специальные программные компоненты, реализующие популярные коммуникационные протоколы, такие как IP, IPX, Ethernet и другие.

Многопроцессорные системы требуют от операционной системы особой организации, с помощью которой сама операционная система, а также поддерживаемые ею приложения могли бы выполняться параллельно отдельными процессорами системы. Параллельная работа отдельных частей ОС создает дополнительные проблемы для разработчиков ОС, так как в этом случае гораздо сложнее обеспечить согласованный доступ отдельных процессов к общим системным таблицам, исключить эффект гонок и прочие нежелательные последствия асинхронного выполнения работ.

Другие требования предъявляются к операционным системам кластеров. Кластер - слабо связанная совокупность нескольких вычислительных систем, работающих совместно для выполнения общих приложений, и представляющихся пользователю единой системой. Наряду со специальной аппаратурой для функционирования кластерных систем необходима и программная поддержка со стороны операционной системы, которая сводится в основном к синхронизации доступа к разделяемым ресурсам, обнаружению отказов и динамической реконфигурации системы. Одной из первых разработок в области кластерных технологий были решения компании Digital Equipment на базе компьютеров VAX. Недавно этой компанией заключено соглашение с корпорацией Microsoft о разработке кластерной технологии, использующей Windows NT. Несколько компаний предлагают кластеры на основе UNIX-машин.

Наряду с ОС, ориентированными на совершенно определенный тип аппаратной платформы, существуют операционные системы, специально разработанные таким образом, чтобы они могли быть легко перенесены с компьютера одного типа на компьютер другого типа, так называемые мобильные ОС. Наиболее ярким примером такой ОС является популярная система UNIX. В этих системах аппаратно-зависимые места тщательно локализованы, так что при переносе системы на новую платформу переписываются только они. Средством, облегчающем перенос остальной части ОС, является написание ее на машинно-независимом языке, например, на С, который и был разработан для программирования операционных систем.
^

1.3.3. Особенности областей использования


Многозадачные ОС подразделяются на три типа в соответствии с использованными при их разработке критериями эффективности:

системы пакетной обработки (например, OC EC),

системы разделения времени (UNIX, VMS),

системы реального времени (QNX, RT/11).

Системы пакетной обработки предназначались для решения задач в основном вычислительного характера, не требующих быстрого получения результатов. Главной целью и критерием эффективности систем пакетной обработки является максимальная пропускная способность, то есть решение максимального числа задач в единицу времени. Для достижения этой цели в системах пакетной обработки используются следующая схема функционирования: в начале работы формируется пакет заданий, каждое задание содержит требование к системным ресурсам; из этого пакета заданий формируется мультипрограммная смесь, то есть множество одновременно выполняемых задач. Для одновременного выполнения выбираются задачи, предъявляющие отличающиеся требования к ресурсам, так, чтобы обеспечивалась сбалансированная загрузка всех устройств вычислительной машины; так, например, в мультипрограммной смеси желательно одновременное присутствие вычислительных задач и задач с интенсивным вводом-выводом. Таким образом, выбор нового задания из пакета заданий зависит от внутренней ситуации, складывающейся в системе, то есть выбирается "выгодное" задание. Следовательно, в таких ОС невозможно гарантировать выполнение того или иного задания в течение определенного периода времени. В системах пакетной обработки переключение процессора с выполнения одной задачи на выполнение другой происходит только в случае, если активная задача сама отказывается от процессора, например, из-за необходимости выполнить операцию ввода-вывода. Поэтому одна задача может надолго занять процессор, что делает невозможным выполнение интерактивных задач. Таким образом, взаимодействие пользователя с вычислительной машиной, на которой установлена система пакетной обработки, сводится к тому, что он приносит задание, отдает его диспетчеру-оператору, а в конце дня после выполнения всего пакета заданий получает результат. Очевидно, что такой порядок снижает эффективность работы пользователя.

Системы разделения времени призваны исправить основной недостаток систем пакетной обработки - изоляцию пользователя-программиста от процесса выполнения его задач. Каждому пользователю системы разделения времени предоставляется терминал, с которого он может вести диалог со своей программой. Так как в системах разделения времени каждой задаче выделяется только квант процессорного времени, ни одна задача не занимает процессор надолго, и время ответа оказывается приемлемым. Если квант выбран достаточно небольшим, то у всех пользователей, одновременно работающих на одной и той же машине, складывается впечатление, что каждый из них единолично использует машину. Ясно, что системы разделения времени обладают меньшей пропускной способностью, чем системы пакетной обработки, так как на выполнение принимается каждая запущенная пользователем задача, а не та, которая "выгодна" системе, и, кроме того, имеются накладные расходы вычислительной мощности на более частое переключение процессора с задачи на задачу. Критерием эффективности систем разделения времени является не максимальная пропускная способность, а удобство и эффективность работы пользователя.

Системы реального времени применяются для управления различными техническими объектами, такими, например, как станок, спутник, научная экспериментальная установка или технологическими процессами, такими, как гальваническая линия, доменный процесс и т.п. Во всех этих случаях существует предельно допустимое время, в течение которого должна быть выполнена та или иная программа, управляющая объектом, в противном случае может произойти авария: спутник выйдет из зоны видимости, экспериментальные данные, поступающие с датчиков, будут потеряны, толщина гальванического покрытия не будет соответствовать норме. Таким образом, критерием эффективности для систем реального времени является их способность выдерживать заранее заданные интервалы времени между запуском программы и получением результата (управляющего воздействия). Это время называется временем реакции системы, а соответствующее свойство системы - реактивностью. Для этих систем мультипрограммная смесь представляет собой фиксированный набор заранее разработанных программ, а выбор программы на выполнение осуществляется исходя из текущего состояния объекта или в соответствии с расписанием плановых работ.

Некоторые операционные системы могут совмещать в себе свойства систем разных типов, например, часть задач может выполняться в режиме пакетной обработки, а часть - в режиме реального времени или в режиме разделения времени. В таких случаях режим пакетной обработки часто называют фоновым режимом.
^

1.3.4. Особенности методов построения


При описании операционной системы часто указываются особенности ее структурной организации и основные концепции, положенные в ее основу.

К таким базовым концепциям относятся:

Способы построения ядра системы - монолитное ядро или микроядерный подход. Большинство ОС использует монолитное ядро, которое компонуется как одна программа, работающая в привилегированном режиме и использующая быстрые переходы с одной процедуры на другую, не требующие переключения из привилегированного режима в пользовательский и наоборот. Альтернативой является построение ОС на базе микроядра, работающего также в привилегированном режиме и выполняющего только минимум функций по управлению аппаратурой, в то время как функции ОС более высокого уровня выполняют специализированные компоненты ОС - серверы, работающие в пользовательском режиме. При таком построении ОС работает более медленно, так как часто выполняются переходы между привилегированным режимом и пользовательским, зато система получается более гибкой - ее функции можно наращивать, модифицировать или сужать, добавляя, модифицируя или исключая серверы пользовательского режима. Кроме того, серверы хорошо защищены друг от друга, как и любые пользовательские процессы.

Построение ОС на базе объектно-ориентированного подхода дает возможность использовать все его достоинства, хорошо зарекомендовавшие себя на уровне приложений, внутри операционной системы, а именно: аккумуляцию удачных решений в форме стандартных объектов, возможность создания новых объектов на базе имеющихся с помощью механизма наследования, хорошую защиту данных за счет их инкапсуляции во внутренние структуры объекта, что делает данные недоступными для несанкционированного использования извне, структуризованность системы, состоящей из набора хорошо определенных объектов.

Наличие нескольких прикладных сред дает возможность в рамках одной ОС одновременно выполнять приложения, разработанные для нескольких ОС. Многие современные операционные системы поддерживают одновременно прикладные среды MS-DOS, Windows, UNIX (POSIX), OS/2 или хотя бы некоторого подмножества из этого популярного набора. Концепция множественных прикладных сред наиболее просто реализуется в ОС на базе микроядра, над которым работают различные серверы, часть которых реализуют прикладную среду той или иной операционной системы.

Распределенная организация операционной системы позволяет упростить работу пользователей и программистов в сетевых средах. В распределенной ОС реализованы механизмы, которые дают возможность пользователю представлять и воспринимать сеть в виде традиционного однопроцессорного компьютера. Характерными признаками распределенной организации ОС являются: наличие единой справочной службы разделяемых ресурсов, единой службы времени, использование механизма вызова удаленных процедур (RPC) для прозрачного распределения программных процедур по машинам, многонитевой обработки, позволяющей распараллеливать вычисления в рамках одной задачи и выполнять эту задачу сразу на нескольких компьютерах сети, а также наличие других распределенных служб.

Кроме того, операционные системы можно также разделить на группы, используя различные признаки классификации.

Классификационными признаками операционных систем могут служить (см. табл.1.1):

  • мощность аппаратных средств, для которых предназначена ОС;

  • количество ЭВМ, обслуживаемых операционной системой;

  • тип системы обработки данных, для которой создана ОС;

  • режим обработки данных, поддерживаемый операционной системой;

  • режим обслуживания заявок на работу, реализованные в ОС;

  • дисциплина обслуживания заявок в ОС.


Таблица 1.1.

Классы операционных систем



Признак классификации

Описание класса

1.

Мощность аппаратных средств

  • персональные компьютеры;

  • мини ЭВМ;

  • большие ЭВМ;

  • суперЭВМ.

2.

Количество ЭВМ, обслуживаемых ОС

  • автономная ЭВМ;

  • многомашинная ВС;

  • сети ЭВМ (локальные и глобальные).

3.

Тип системы обработки данных

  • система оперативной обработки;

  • система пакетной обработки;

  • система реального времени.

4.

Режим обработки данных

  • однопрограммный;

  • пакетный мультипрограммный;

  • разделения времени.

5.

Режим обслуживания заявок

  • одиночный отбор;

  • групповой отбор;

  • смешанный отбор.

6.

Дисциплина обслуживания заявок

  • без приоритетов;

  • с приоритетами.


Различают также ОС универсальные и ОС специального назначения.
^

1.4. Основные принципы построения операционных систем


Частотный принцип реализации системных программ основан на выделении в алгоритмах и в обрабатываемых массивах ОС действий и данных по частоте их использования. Следствием применения частотного принципа в современных ОС - наличие многоуровневого планирования при организации работы ОС.

^ Принцип модульности отражает технологические и эксплуатационные свойства системы, предусматривая оформление функционально законченных компонентов ОС в виде отдельных модулей.

^ Принцип функциональной избирательности предусматривает выделение некоторого множества важных модулей, которые должны быть постоянно в “горячем” режиме для обеспечения эффективного управления вычислительным процессом. Этот выделенный набор модулей называют ядром ОС. При формировании состава ядра ОС ищут компромисс между двумя разноречивыми требованиями: в состав ядра должны войти наиболее часто используемые модули; объем памяти, занимаемый ядром ОС, должен быть как можно меньше. Программы ядра ОС постоянно находятся в оперативной памяти ЭВМ и называются резидентными. Программы ОС, подгружаемы в ОЗУ по мере необходимости из внешней памяти, называются транзитными.

^ Принцип генерируемости определяет такой способ исходного представления системной программы ОС, который позволяет настраивать эту системную программу исходя из конкретной конфигурации аппаратных средств и круга решаемых проблем.

^ Принцип функциональной избыточности предусматривает обеспечение возможности выполнения одной и той же работы различными средствами.

Принцип перемещаемости предусматривает такое построение модулей ОС, при котором результаты работы не зависят от места их расположения.

^ Принцип защиты информации определяет необходимость разработки мер, ограждающих программы и данные пользователя от искажений или нежелательных влияний друг от друга, а также пользователей на ОС и обратно.

^ Принцип независимости программ от внешних устройств заключается в том, что связь программ с конкретными внешними устройствами осуществляется не на уровне подготовки программных устройств (трансляции или компиляции исходного кода, генерации выполняемого модуля), а в период планирования операционной системой ее выполнения.

^ Принцип открытости и наращиваемости ОС предусматривает возможность доступа к ней для анализа пользователями , специалистами, обслуживающим персоналом, а также изменения конфигурации ОС и ее мощности без осуществления процессов генерации.
^

1.5. Пользовательский интерфейс операционных систем


Как любое техническое устройство, компьютер обменивается информацией с человеком посредством набора определенных правил, обязательных как для машины, так и для человека. Эти правила в компьютерной литературе называются интерфейсом. Интерфейс может быть понятным и непонятным, дружественным и нет. К нему подходят многие прилагательные. Но в одном он постоянен: он есть, и никуда от него не денешься.

Интерфейс, по определению - это правила взаимодействия операционной системы с пользователями, а также соседних уровней в сети ЭВМ. От интерфейса зависит технология общения человека с компьютером.
^

1.5.1. Классификация интерфейсов


Как уже указывалось выше, интерфейс - это, прежде всего, набор правил. Как любые правила, их можно обобщить, собрать в "кодекс", сгруппировать по общему признаку. Таким образом, мы пришли к понятию "вид интерфейса" как объединение по схожести способов взаимодействия человека и компьютеров. Вкратце можно предложить следующую схематическую классификацию различных интерфейсов общения человека и компьютера (см. рис.1.5).

Современными видами интерфейсов являются:

1) ^ Командный интерфейс. Командный интерфейс называется так по тому, что в этом виде интерфейса человек подает "команды" компьютеру, а компьютер их выполняет и выдает результат человеку. Командный интерфейс реализован в виде пакетной технологии и технологии командной строки.

2) ^ WIMP - интерфейс (Window - окно, Image - образ, Menu - меню, Pointer - указатель). Характерной особенностью этого вида интерфейса является то, что диалог с пользователем ведется не с помощью команд, а с помощью графических образов - меню, окон, других элементов. Хотя и в этом интерфейсе подаются команды машине, но это делается "опосредственно", через графические образы. Этот вид интерфейса реализован на двух уровнях технологий: простой графический интерфейс и "чистый" WIMP - интерфейс.

3) ^ SILK - интерфейс (Speech - речь, Image - образ, Language - язык, Knowlege - знание). Этот вид интерфейса наиболее приближен к обычной, человеческой форме общения. В рамках этого интерфейса идет обычный "разговор" человека и компьютера. При этом компьютер находит для себя команды, анализируя человеческую речь и находя в ней ключевые фразы. Результат выполнения команд он также преобразует в понятную человеку форму. Этот вид интерфейса наиболее требователен к аппаратным ресурсам компьютера, и поэтому его применяют в основном для военных целей.

4). Общественный интерфейс - основан на семантических сетях.



Рис.1.5.


^

1.5.2. Пакетная технология.


Исторически этот вид технологии появился первым. Она существовала уже на релейных машинах Зюса и Цюзе (Германия, 1937 год). Идея ее проста: на вход компьютера подается последовательность символов, в которых по определенным правилам указывается последовательность запущенных на выполнение программ. После выполнения очередной программы запускается следующая и т.д. Машина по определенным правилам находит для себя команды и данные. В качестве этой последовательности может выступать, например, перфолента, стопка перфокарт, последовательность нажатия клавиш электрической пишущей машинки (типа CONSUL). Машина также выдает свои сообщения на перфоратор, алфавитно-цифровое печатающее устройство (АЦПУ), ленту пишущей машинки.

Такая машина представляет собой "черный ящик" (точнее "белый шкаф"), в который постоянно подается информация и которая также постоянно "информирует" мир о своем состоянии. Человек здесь имеет малое влияние на работу машины - он может лишь приостановить работу машины, сменить программу и вновь запустить ЭВМ. Впоследствии, когда машины стали помощнее и могли обслуживать сразу нескольких пользователей, вечное ожидание пользователей типа: "Я послал данные машине. Жду, что она ответит. И ответит ли вообще?" - стало, мягко говоря, надоедать. К тому же вычислительные центры, вслед за газетами, стали вторым крупным "производителем" макулатуры. Поэтому с появлением алфавитно-цифровых дисплеев началась эра по-настоящему пользовательской технологии - командной строки.
^

1.5.3. Технология командной строки.


При этой технологии в качестве единственного способа ввода информации от человека к компьютеру служит клавиатура, а компьютер выводит информацию человеку с помощью алфавитно-цифрового дисплея (монитора). Эту комбинацию (монитор + клавиатура) стали называть терминалом, или консолью.

Команды набираются в командной строке. Командная строка представляет собой символ приглашения и мигающий прямоугольник – курсор. При нажатии клавиши на месте курсора появляются символы, а сам курсор смещается вправо. Это очень похоже на набор команды на пишущей машинке. Однако, в отличие от нее, буквы отображаются на дисплее, а не на бумаге, и неправильно набранный символ можно стереть. Команда заканчивается нажатием клавиши Enter (или Return.) После этого осуществляется переход в начало следующей строки. Именно с этой позиции компьютер выдает на монитор результаты своей работы. Затем процесс повторяется.

Технология командной строки уже работала на монохромных алфавитно-цифровых дисплеях. Поскольку вводить позволялось только буквы, цифры и знаки препинания, то технические характеристики дисплея были не существенны. В качестве монитора можно было использовать телевизионный приемник и даже трубку осциллографа.

Обе эти технологии реализуются в виде командного интерфейса - машине подаются на вход команды, а она как бы "отвечает" на них.

Преобладающим видом файлов при работе с командным интерфейсом стали текстовые файлы - их и только их можно было создать при помощи клавиатуры. На время наиболее широкого использования интерфейса командной строки приходится появление операционной системы UNIX и появление первых восьмиразрядных персональных компьютеров с многоплатформенной операционной системой CP/M.
^

1.5.4. Графический интерфейс


Его идея зародилась в середине 70-х годов, когда в исследовательском центре Xerox Palo Alto Research Center (PARC) была разработана концепция визуального интерфейса. Предпосылкой графического интерфейса явилось уменьшение времени реакции компьютера на команду, увеличение объема оперативной памяти, а также развитие технической базы компьютеров. Аппаратным основанием концепции, конечно же, явилось появление алфавитно-цифровых дисплеев на компьютерах, причем на этих дисплеях уже имелись такие эффекты, как "мерцание" символов, инверсия цвета (смена начертания белых символов на черном фоне обратным, то есть черных символов на белом фоне), подчеркивание символов. Эти эффекты распространились не на весь экран, а только на один или более символов. Следующим шагом явилось создание цветного дисплея, позволяющего выводить, вместе с этими эффектами, символы в 16 цветах на фоне с палитрой (то есть цветовым набором) из 8 цветов. После появления графических дисплеев, с возможностью вывода любых графических изображений в виде множества точек на экране различного цвета, фантазии в использовании экрана вообще не стало границ! Первая система с графическим интерфейсом 8010 Star Information System группы PARC, таким образом, появилась за четыре месяца до выхода в свет первого компьютера фирмы IBM в 1981 году. Первоначально визуальный интерфейс использовался только в программах. Постепенно он стал переходить и на операционные системы, используемых сначала на компьютерах Atari и Apple Macintosh, а затем и на IBM -- совместимых компьютерах.

С более раннего времени, и под влиянием также и этих концепций, проходил процесс по унификации в использовании клавиатуры и мыши прикладными программами. Слияние этих двух тенденций и привело к созданию того пользовательского интерфейса, с помощью которого, при минимальных затратах времени и средств на переучивание персонала, можно работать с любыми программным продуктом. Описание этого интерфейса, общего для всех приложений и операционных систем, и посвящена данная часть.

Графический интерфейс пользователя за время своего развития прошел две стадии. Об эволюции графического интерфейса с 1974 по настоящее время будет рассказано ниже.
^

1.5.4.1. Простой графический интерфейс.


На первом этапе графический интерфейс очень походил на технологию командной строки. Отличия от технологии командной строки заключались в следующим.

a) При отображении символов допускалось выделение части символов цветом, инверсным изображением, подчеркиванием и мерцанием. Благодаря этому повысилась выразительность изображения.

b) В зависимости от конкретной реализации графического интерфейса курсор может представляться не только мерцающим прямоугольником, но и некоторой областью, охватывающей несколько символов и даже часть экрана. Эта выделенная область отличается от других, невыделенных частей (обычно цветом).

c) Нажатие клавиши Enter не всегда приводит к выполнению команды и переходу к следующей строке. Реакция на нажатие любой клавиши во многом зависит от того, в какой части экрана находился курсор.

d) Кроме клавиши Enter, на клавиатуре все чаще стали использоваться "серые" клавиши управления курсором (см. раздел, посвященный клавиатуре в выпуске 3 данной серии.)

e) Уже в этой редакции графического интерфейса стали использоваться манипуляторы (типа мыши, трекбола и т.п.). Они позволяли быстро выделять нужную часть экрана и перемещать курсор.

Подводя итоги, можно привести следующие отличительные особенности этого интерфейса.

1) Выделение областей экрана.

2) Переопределение клавиш клавиатуры в зависимости от контекста.

3) Использование манипуляторов и серых клавиш клавиатуры для управления курсором.

4) Широкое использование цветных мониторов.

Появление этого типа интерфейса совпадает с широким распространением операционной системы MS-DOS. Именно она внедрила этот интерфейс в массы, благодаря чему 80-е годы прошли под знаком совершенствования этого типа интерфейса, улучшения характеристик отображения символов и других параметров монитора.

Типичным примером использования этого вида интерфейса является файловая оболочка Norton Commander (о файловых оболочках смотри ниже) и текстовый редактор Multi-Edit. А текстовые редакторы Лексикон, ChiWriter и текстовый процессор Microsoft Word for Dos являются примером, как этот интерфейс превзошел сам себя.
^

1.5.4.2. WIMP - интерфейс


Вторым этапом в развитии графического интерфейса стал "чистый" интерфейс WIMP, Этот подвид интерфейса характеризуется следующими особенностями.

1. Вся работа с программами, файлами и документами происходит в окнах - определенных очерченных рамкой частях экрана.

2. Все программы, файлы, документы, устройства и другие объекты представляются в виде значков - иконок. При открытии иконки превращаются в окна.

3. Все действия с объектами осуществляются с помощью меню. Хотя меню появилось на первом этапе становления графического интерфейса, оно не имело в нем главенствующего значения, а служило лишь дополнением к командной строке. В чистом WIMP - интерфейсе меню становится основным элементом управления.

4. Широкое использование манипуляторов для указания на объекты. Манипулятор перестает быть просто игрушкой - дополнением к клавиатуре, а становится основным элементом управления. С помощью манипулятора УКАЗЫВАЮТ на любую область экрана, окна или иконки, ВЫДЕЛЯЮТ ее, а уже потом через меню или с использованием других технологий осуществляют управление ими.

Следует отметить, что WIMP требует для своей реализации цветной растровый дисплей с высоким разрешением и манипулятор. Также программы, ориентированные на этот вид интерфейса, предъявляют повышенные требования к производительности компьютера, объему его памяти, пропускной способности шины и т.п. Однако этот вид интерфейса наиболее прост в усвоении и интуитивно понятен. Поэтому сейчас WIMP - интерфейс стал стандартом де-факто.

Ярким примером программ с графическим интерфейсом является операционная система Microsoft Windows.
^

1.5.5. Речевая технология


С середины 90-х годов, после появления недорогих звуковых карт и широкого распространения технологий распознавания речи, появился так называемый "речевая технология" SILK - интерфейса. При этой технологии команды подаются голосом путем произнесения специальных зарезервированных слов - команд. Основными такими командами (по правилам системы "Горыныч") являются:

- "Проснись" - включение голосового интерфейса.

- "Отдыхай" - выключение речевого интерфейса.

- "Открыть" - переход в режим вызова той или иной программы. Имя программы называется в следующем слове.

- "Буду диктовать" - переход из режима команд в режим набора текста голосом.

- "Режим команд" - возврат в режим подачи команд голосом.

- и некоторые другие.

Слова должны выговариваться четко, в одном темпе. Между словами обязательна пауза. Из-за неразвитости алгоритма распознавания речи такие системы требует индивидуальной предварительной настройки на каждого конкретного пользователя.

"Речевая" технология является простейшей реализацией SILK - интерфейса.
^

1.5.6. Биометрическая технология ("Мимический интерфейс".)


Эта технология возникла в конце 90-х годов XX века и на момент написания книги еще разрабатывается. Для управления компьютером используется выражение лица человека, направление его взгляда, размер зрачка и другие признаки. Для идентификации пользователя используется рисунок радужной оболочки его глаз, отпечатки пальцев и другая уникальная информация. Изображения считываются с цифровой видеокамеры, а затем с помощью специальных программ распознавания образов из этого изображения выделяются команды. Эта технология, по-видимому, займет свое место в программных продуктах и приложениях, где важно точно идентифицировать пользователя компьютера.
^

1.5.7. Семантический (Общественный) интерфейс.


Этот вид интерфейса возник в конце 70-х годов XX века, с развитием искусственного интеллекта. Его трудно назвать самостоятельным видом интерфейса - он включает в себя и интерфейс командной строки, и графический, и речевой, и мимический интерфейс. Основная его отличительная черта - это отсутствие команд при общении с компьютером. Запрос формируется на естественном языке, в виде связанного текста и образов. По своей сути это трудно называть интерфейсом - это уже моделирование "общения" человека с компьютером.

С середины 90-х годов XX века автор уже не встречал публикаций, относящихся к семантическому интерфейсу. Похоже, что в связи с важным военным значением этих разработок (например, для автономного ведения современного боя машинами - роботами, для "семантической" криптографии) эти направления были засекречены. Информация, что эти исследования продолжаются, иногда появляется в периодической печати (обычно в разделах компьютерных новостей).
^

Контрольные вопросы


  1. Дать определение и характеристику основных режимов работы вычислительных систем.

  2. Дать определение и характеристику дисциплин и режимов обслуживания заявок в вычислительных системах.

  3. Дать определение и характеристику классов программных средств.

  4. Пояснить место и функции системного ПО.

  5. Изложить классификацию ОС.

  6. Охарактеризовать основные принципы построения ОС.

  7. Перечислить виды интерфейсов ОС.

  8. Охарактеризовать пакетную технологию как интерфейс.

  9. Дать описание интерфейса командной строки. В каких ОС она применяется?

  10. Дать описание графических интерфейсов. В каких ОС они применяется?

  11. Охарактеризовать речевую технологию как интерфейс.

  12. Охарактеризовать биометрическую технологию как интерфейс.

  13. Охарактеризовать семантический интерфейс.
^

Приложение к лекции 1



Хронология развития общего программного обеспечения


Год

Событие

1953 г.

одна из первых теоретических работ по автоматизации программирования для цифровых ЭВМ (А.П.Ершов, СССР);

операционная система для компьютера IBM-701 (GE1, США);

экспериментальная "операционная система" (МТИ2, США);

специализированные операционные системы для оборонных систем реального времени (США);

1954 г.

алгоритмический язык и транслятор FORTRAN (IBM3, США);

алгоритмический язык и транслятор ALGOL (Международ­ная ассоциация ученых);

1955 г.

алгоритмический язык и транслятор COBOL для решения учетно-оперативных и коммерческих задач;

операционная система для компьютера IBM-704 (General Electric и North American Aviation, США);

1961 г.

алгоритмический язык и транслятор LISP для машинной обработки текстовой информации;

алгоритмический язык и интерпретатор BASIC (Дж.Кенеми, Т.Куртц, Дартмутский университет);

1962 г.

операционная система CTSS для компьютера IBM-7094 – совместимая система разделения времени (группа Project MAC, МТИ, США);

1963 г.

операционная система MCP для компьютера B5000 (Burroughs, США);

1964 г.

дисковая операционная система DOS/360 для младших моделей системы компьютеров System/360 (IBM, США);

1965 г.

операционная система OS/MFT (мультипрограммирование с фиксированным числом задач) для средних и старших моделей системы компьютеров System/360 (IBM, США);

1966 г.

операционная система OS/MVT (мультипрограммирование с переменным числом задач) для старших моделей системы компьютеров System/360 (IBM, США);

1967 г.

операционная система CP-67/CMS (управляющая программа-67/диалоговая мониторная система) для мощной модели 360/67, имеющей виртуальную память и предусматривающей работу в режиме разделения времени (IBM, США);

1968 г.

операционная система MULTICS для компьютера GE-645 – система разделения времени, написана на языке высокого уровня EPL (группа Project MAC МТИ, Bell Laboratories и General Electric, США);

1970 г.

локальная (на языке ассемблера) версия операционной системы UNIX для PDP-7 (К.Томсон, Б.Керниган, Bell Telephone Labora­tories, США);

алгоритмический язык и транслятор Pascal (Н.Вирт, Институт информатики Швейцарской высшей политехнической школы);

1971 г.

алгоритмический язык и транслятор С (Б.Керниган, Д.Ритчи, Bell Telephone Laboratories, США);

1972 г.

язык логического программирования и транслятор Prolog (А.Кольмерр, Марсельский университет);

1973 г.

мобильная (на языке С) версия операционной системы UNIX (К.Томсон, Д.Ритчи, Bell Telephone Laboratories, США);

1975 г.

первая операционная система СР/М для ПК4 (Г.Килдэл, Digital Research5, США);

интерпретатор языка BASIC для первого ПК MITS Altair (Б.Гейтс, П.Аллен, Microsoft, США)

1977 г.

алгоритмический язык Modula для параллельного программирования (Н.Вирт);

1979 г.

алгоритмический язык Ada (Министерства обороны США);

1980 г.

алгоритмический язык с классами С++ (Б.Строструп, Bell Telephone Laboratories, США);

1981 г.

дисковая операционная система для ПК MS6 DOS7 1.0 (Microsoft по заказу фирмы IBM, США);

интерпретатор GWBASIC для MS DOS (Microsoft, США);

первая коммерческая система на базе GUI8 для рабочей станции Star 8010 (Xerox9, США);

1982 г.

транслятор с алгоритмического языка и Ada (Ассоциация пользователей Ada, США);

1983 г.

компилятор С++ (Б.Строструп, Bell Telephone Laboratories, США);

операционная система Apple Lisa, выполненная на базе GUI (Apple Computer10, США);

1984 г.

операционная система Apple Macintosh, выполненная на базе GUI (Apple Computer, США);

1985 г.

операционная среда MS Windows 1.01, выполненная на базе GUI (Microsoft, США);

интерпретатор-компилятор QuickBASIC для MS DOS (Mic­rosoft, США);

1987 г.

операционная среда MS Windows 2.0 (Microsoft, США);

1988 г.

интерпретатор-компилятор QuickBASIC 4.5 для MS DOS (Microsoft, США);

операционная система OS/2, выполненная на базе GUI (совместная разработка IBM и Microsoft, США);

1989 г.

система для профессиональной разработки программ MS Basic Professional Development 7.0 для MS DOS (Microsoft, США);

интегрированная среда подготовки программ с использованием ООП11 Turbo C++ 1.0 (Borland International, Inc.12, США);

1990 г.

система для профессиональной разработки программ MS Basic Professional Development 7.1 для MS DOS (Microsoft, США);

интегрированная среда с ООП Borland C++ 2.0 (Borland Inter­national, Inc., США);

операционная среда MS Windows 3.0 (Microsoft, США);

1991 г.

операционная среда MS Windows 3.1х (Microsoft, США);

первая RAD13-среда Visual Basic 1.0 автоматизации подготовки программных средств для Windows VB/Win 1.0 – визуальное программирование на основе алгоритмического языка BASIC (Microsoft, США);

1992 г.

RAD-среда Visual Basic 2.0 для Windows VB/Win 2.0 (Mic­rosoft, США);

RAD-среда Visual Basic 1.0 для DOS VB/DOS 1.0 (Microsoft, США);

интегрированная среда с ООП Borland C++ 3.0 (Borland Inter­national, Inc., США);

интегрированная среда с ООП Borland Pascal 7.0 для DOS и Windows (Borland International, Inc., США);

операционная система MS Windows NT (Microsoft, США);

первая бесплатная операционная система с большими возможностями – Linux;

1993 г.

RAD-среда Visual Basic 3.0 для Windows VB/Win 3.0 (Mic­rosoft, США);

1995 г.

операционная система MS Windows 95 (Microsoft, США);

SUN представила язык программирования Java;

RAD-среда Delphi 1.0 на основе алгоритмического языка Pascal (Borland International, Inc., США);

1996 г.

операционная система MS Windows OSR2 (Microsoft, США);

RAD-среда Delphi 2.0 (Borland International, Inc., США);

Internet Explorer 3.0 (Microsoft, США)

1997 г.

операционная система Macintosh OS 8 (Apple);

RAD-среда Delphi 3.0 (Borland International, Inc., США);

1998 г.

операционная система MS Windows 98 (Microsoft, США). Основные преиму­щества – поддержка интерфейса USB и разделов дисков размером свыше 2.1 Гб;

Sun выпустила Solaris 7 – 64-х битную операционную систему;

1999 г.

ядро Linux 2.2.0. Число пользователей Linux превысило 10 миллионов;

2000 г.

операционная система Solaris 8;

официальный выпуск Windows 2000 (для замены Windows NT) и Windows ME (продолжение серии 95/98);




1 General Electric

2 МТИ - Массачусетский технологический институт.

3 International Business Machines - фирма по производству средств ВТ и ПО.

4 ПК – персональный компьютер.

5 Фирма по производству ПО.

6 MS – MicroSoft - фирма по производству ПО.

7 DOS – Disk Operation System - дисковая операционная система.

8 GUI – Graphic User Interface – графический интерфейс пользователя.

9 Xerox - фирма по производству офисной техники.

10 Фирма по производству компьютеров.

11 ООП - объектно-ориентированное программирование.

12 Фирма по производству ПО.

13 RAD - Rapid Application Development - быстрая разработка приложений.




Скачать 425.17 Kb.
оставить комментарий
Дата29.09.2011
Размер425.17 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

не очень плохо
  1
хорошо
  1
отлично
  2
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх