Урок 16. Тема: Приемы стилизации в «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина icon

Урок 16. Тема: Приемы стилизации в «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина


2 чел. помогло.
Смотрите также:
Контрольная работа по творчеству Лермонтова, Гоголя, Салтыкова-Щедрина 27. 02 02. 03. 12...
Конспект по биографии и творческой деятельности Салтыкова-Щедрина, Лескова, Толстого, Чехова...
Класс: 11 Зачёт №1 «Творчество М. Е...
«История одного города»...
Урок внеклассного чтения в 10 классе по сказке М. Е. Салтыкова Щедрина «Пропала совесть»...
«Сказки» М. Е. Салтыкова-Щедрина...
Сатирическая направленность сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина...
Журнально-публицистическая деятельность М. Е. Салтыкова-Щедрина...
По сказкам М. Е. Салтыкова-Щедрина Слово ведущего...
1. Назовите дату рождения Михаила Салтыкова-Щедрина. Ответ...
Урок по роману М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»...
Единая комиссия по размещению муниципального заказа управления культуры мэрии города...



Загрузка...
скачать
Урок 16.

Тема: Приемы стилизации в «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина.

План урока:

1. Речевая разминка. Понятие о стилизации. 8 мин.

2. Сообщение темы, целей урока. 2 мин.

3. Работа по теме урока (в группах). 20 мин.

-Элементы фольклора в «Истории одного города» М. Е. Салтыкова- Щедрина (1 группа).

-Традиции А. С. Пушкина в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина (2 группа).

-Влияние Н. В. Гоголя на М. Е. Щедрина-писателя (3 группа).

4. Итоги урока. Домашнее задание. 10 мин.

Ход урока:

  1. Речевая разминка.

Наша бабка громко плачет:

- Где мой козлик? Где он скачет?

  • Полно, бабка, плачь не плачь-

В лес умчался твой рогач.


А живут в лесном поселке

Живодеры, злые волки.

И напали на него

Ни с того и ни с сего.

А. Финкель.

  • Прочитайте стихотворение про себя. Подумайте, что оно вам напоминает? (Напоминает историю серенького козлика и историю Тани, которая уронила в речку мячик).

  • История серенького козлика и история Тани печальны. Выражается ли чувство печали в данном стихотворном тексте? Передайте это чувство в чтении.

  • Кто из известных вам поэтов мог так рассказать истории про Козю и Таню? (А. Барто)

  • Многое в этом стихотворении от А. Барто, но написала его не она, а Александр Финкель, известный ученый-языковед, лингвист.

  • Как вы думаете, какой литературный прием использовал А. Финкель, создавая свое шуточное произведение?

  • А. Финкель – мастер стилизации. Стилизация – прием, заключающийся в то, что автор, создавая свое произведение, подражает стилю, манере, приемам другого известного писателя.

  • Что, по-вашему, нужно знать, уметь, чтобы написать стилизацию? (Любимые темы, жанры писателя, его язык).




  1. Сообщение темы, целей урока.

    • Сейчас вам предстоит заняться научной работой. Наша задача – попытаться определить в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» стилистические приемы, свойственные писателям-предшественникам. Для этого разобьемся на три группы.

  2. Работа по теме урока (в группах).

1 группа.

Элементы фольклора в «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина.

  • Что называют фольклором? Какие фольклорные жанры вам известны?

  • Что М. Е. Салтыков-Щедрин взял от сказки? Приведите примеры сказочных словесных формул, троекратного повтора. («Думали-думали и пошли искать глупого князя. Шли они по ровному месту три года и три дня, и все никак пройти не могли»).

  • Понаблюдайте за именами градоначальников. Какие из них можно отнести к сказочным? (Имя одного из глуповских градоначальников Василиска Бородавкина означает «змия, взором убивающего». Это сказочный образ).

  • Какое место в тексте романа Щедрина занимают пословицы и поговорки? Приведите примеры. («Сатирические герои Салтыкова-Щедрина словно бы обитают в мире пословиц, как капканы расставленных на каждом шагу…»).

  • Какова роль пословиц в «Истории одного города»? (В пословицах заключена философия народа. Этот жанр позволил писателю намекать на всем известные мысли, то есть говорить об очевидных вещах по иному).



2 группа.

Традиции А. С. Пушкина в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина.

  • Прочитайте бегло («отсканируйте») роман Щедрина и скажите, от чьего лица ведется повествование? Это один рассказчик или их несколько? (Стилизовав события столетней давности, придав им черты эпохи 18 века, М. Е. Салтыков-Щедрин выступает в разных образах: сначала он ведет повествование от лица архивариусов, составителей «Глуповского летописца», затем от автора, выполняющего функции издателя и комментатора архивных материалов).

  • Каковы повествовательные особенности главы «О корени происхождения глуповцев»? Какое произведение древнерусской литературы она вам напоминает? (Глава написана как пересказ летописи. Начало- подражание «Слова о полку Игореве», затем-перечисление историков 19 века, имеющих противоположные взгляды на исторический процесс (Н. И. Костомаров и С. М. Соловьев).

  • Меняется ли повествователь в главе «Органчик»? (Глава повествует о Брудастом, образ которого олицетворяет основные черты правительственного деспотизма. Повествователь иной, нежели в главе «О корени происхождения глуповцев». Это комментатор архивных материалов, современник М. Е. Салтыкова-Щедрина).

  • Подумайте и скажите, кто из писателей-предшественников Щедрина вел в своих произведениях повествование от разных лиц? Приведите пример произведения. (А. С. Пушкин «Повести Белкина»).

  • Как вы думаете, в чем смысл такого построения? (Несколько повествовательных уровней позволяют показать множество трактовок происходящих событий).

3 группа.

Влияние Н. В. Гоголя на М. Е. Щедрина-писателя.

  • Каково основное направление творчества Щедрина? (Сатира).

  • Каким образом удавалось писателю-сатирику обличать общественные и человеческие пороки?

  • Какие приемы, выразительные средства были любимы им? (Фантастические сюжеты; обездушивание героев, наделение их животными чертами, фамилии-клички; гиперболы, эпитеты, инверсии, и т.д.)

  • Приведите примеры «говорящих» фамилий в «Истории одного города». (Прыщ, Негодяев, Бородавкин, Грустилов, Угрюм-Бурчеев).

  • В творчестве какого писателя-сатирика Фамилии-клички получили социальное значение? (Фамилии персонажей Н. В. Гоголя Ноздрев, Собакевич, Манилов, Плюшкин не просто подчеркивают отдельную черту их характера, но и определяют ихсоциальное, общественное положение).

  • Какова роль фантастики в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина? (Фантастика подчеркивает абсурдность, бессмысленность глуповской жизни, ее античеловеческий характер).

  • Приведите примеры. (Все жители Глупова живут в каком-то кошмарном сне, где вполне объяснимо появление правителя с органчиком вместо головы, жестоких оловянных солдатиков вместо живых, идиота, мечтающего уничтожить жизнь на земле, головотяпа, который ходил «комара за восемь верст ловить» и т. п.)




  1. Итоги урока. Домашнее задание.

    • Что общего у М. Е. Салтыкова-Щедрина и А. Финкеля? (Оба - мастера стилизации).

    • Какие особенности стиля писателей-предшественников Щедрину удалось наиболее удачно имитировать? (Отчеты групп).

    • Попытайтесь написать дома сказку-стилизацию на человеческие пороки в духе М. Е. Салтыкова-Щедрина.



Урок 17.


Мой Петербург.

Мастерская построения знаний и творческого письма в 10 классе.


План урока:

1.Рисуем город. (Индуктор) 5 мин.

2. Петербург в поэзии 19 века: ЦВЕТА, ЗВУКИ, ОЧЕРТАНИЯ города. (Создание творческого продукта.) 7 мин.

3. Петербург в поэзии 20 века: СОСТОЯНИЕ человека в городе. (Новая информация) 10 мин.

4 Игра в слова. (Коррекция творческого продукта) 5 мин.

  1. Устное сочинение. (Социализация). 10 мин.

  2. Итоги урока. (Общая рефлексия). 3 мин.


Ход мастерской:

  1. Индуктор. Вспомните какую-нибудь петербургскую картину и попробуйте нарисовать ее карандашом (опишите ее словами). Объясните соседу по парте, что для вас здесь важно.

  2. Создание творческого продукта. Из стихотворений 19 века о Петербурге, приготовленных дома, прочитайте вслух строки, которые вам особенно понравились. (Звучат стихотворения А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, Н. А. Некрасова, фрагменты прозы Н. В. Гоголя). Выберите и запишите то, что относится к СВЕТУ, ЦВЕТУ, ЗВУКАМ и ОЧЕРТАНИЯМ города.

  3. Новая информация. Прочитайте самостоятельно (в группах) стихотворения 20 века о Петербурге. (Раздаются тексты стихотворений О. Э. Мандельштама, Саши Черного, З. Гиппиус, А. Блока, А. Ахматовой). Выпишите те слова и выражения, которые передают состояние человека. Назовите, какие это СОСТОЯНИЯ. ( Тоска, надежда, горечь, скука, ожидание беды, радость, гордость…)

  4. Коррекция творческого продукта. Как слово-тайну прочитаем ПЕТЕРБУРГ. Поиграем- поищем, какие другие слова в нем прячутся…

Пример записи в тетради:

Берег, брод, терпи, город, торг, гроб, требовать, угробить, сугробы, громада, горе, бред, дорога, дорого, трепет, тереть, бродяга, протест, ураган, грабь, горб, герб, гребу, бурый, грубый, грех, крепок...

Допишите к одному слову 2-3 слова-ассоциации. Прочитайте вслух. Получилось название вашего сочинения.

  1. Социализация. Пользуясь записями в тетради, расскажите (напишите) о Петербурге.

  2. Общая рефлексия. ЧТО получилось? НАД ЧЕМ предстоит поработать дома?

Список литературы:

А. С. Пушкин «Медный всадник», фрагменты

Ф. И. Тютчев

Н. А. Некрасов Из цикла «О погоде»

Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством», «Невский проспект», фрагменты

О. Э. Мандельштам «Я вернулся в мой город…», «Адмиралтейство», «Мы с тобой на кухне посидим…»

Саша Черный «Вид из окна»

З. Гиппиус «Петербург»

А. Блок «Статуя», «Снежная дева», «Город спит, окутан мглою…»

А. Ахматова




Скачать 58,29 Kb.
оставить комментарий
Дата13.10.2012
Размер58,29 Kb.
ТипУрок, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

плохо
  1
отлично
  3
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх