Бакалаврская программа кафедра: Теории и истории культуры Направление : Искусства и гуманитарные науки Дисциплина: История декоративно-прикладного искусства Кредит icon

Бакалаврская программа кафедра: Теории и истории культуры Направление : Искусства и гуманитарные науки Дисциплина: История декоративно-прикладного искусства Кредит


Смотрите также:
Бакалаврская программа кафедра: Теории и истории культуры Направление : Искусства и гуманитарные...
Бакалаврская программа кафедра: Теории и истории культуры Направление: Искусства и гуманитарные...
Бакалаврская программа № Кафедра: Теории и история культуры Направление: Искусства и...
Программа № Кафедра теории и истории культуры. Направление: «Искусства и гуманитарные науки»...
Бакалаврская программа № Кафедра: Этики Направление: Философия Дисциплина: Феномен христианского...
Программа дисциплины дпп. Ф...
Бакалаврская программа кафедра всеобщей истории Направление : История Дисциплина : история...
Бакалаврская программа кафедра всеобщей истории Направление : История Дисциплина : история...
Программа дисциплины опд...
Бакалаврская программа № Кафедра: теории и истории культуры Направление : искусство и...
Курс «Основные направления и течения в современном искусстве» Общее описание курса Область...
Магистерская программа № Кафедра: теории и истории культуры Направление : искусство и...



Загрузка...
скачать


РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

ФАКУЛЬТЕТ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

БАКАЛАВРСКАЯ ПРОГРАММА



Кафедра: Теории и истории культуры

Направление: Искусства и гуманитарные науки

Дисциплина: История декоративно-прикладного искусства

Кредит: 3

Статус дисциплины: СД.01 (обязательная); 1 семестр; лекций - 18 часов, семинаров — 18 часов, самостоятельная работа - 72 часа

Преподаватель: Кудрявцева Вера Витальевна

Часы консультаций: по договоренности

Еmail:v_vitali@meil.ru

^

Описание курса

Цель курса:


Курс предназначен для ознакомления студентов с основными этапами развития истории декоративно-прикладного искусства. Целью курса является приобретение студентами базовых знаний в этой области. Целью курса не является подробное изучение всей проблематики истории декоративно-прикладного искусства. Выделяется наиболее репрезентативный материал, глубокое освоение которого позволяет студентам научиться самостоятельно понимать, и оценивать развитие истории декоративно-прикладного искусства в целом, овладеть методами анализа стилевых направлений.
^

Содержание курса:


В курсе рассматривается специфика декоративно-прикладного искусства как предмета научного исследования и место декоративно-прикладного искусства в ряду других гуманитарных наук. Основные понятия и категории, которые позволяют анализировать художественные, стилистические особенности произведений декоративно-прикладного искусства. На семинарских занятиях студенты осваивают практические навыки искусствоведческого анализа художественных произведений. Студенты пишут одну творческую работу.
^

Организационно-методическое построение курса.


Курс состоит из лекций, практических занятий (семинаров). Формат семинара - обсуждение (понимание и критическая оценка) художественных произведений по курсу, подготовка развернутых ответов на вопросы, предложенные преподавателем для обсуждения. Проводится два письменных тестирования на основе пройденного материала и по дополнительной литературе. Студенты должны выступить с докладом на выбранную заранее тему на последнем занятии и принять активное участие в обсуждении докладов.
^

Обязательная литература:


  1. Моран А. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней с приложением статьи Жеральда Гассио-Талабо о дизайне. М., «Искусство» 1982.

  2. Власов В.Г. Основы композиции декоративно-прикладного искусства: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Образование, 1997.

  3. Кон Винер Э. История стилей изобразительных искусств. М., 1998. (переиздание)
^

Дополнительная литература:


  1. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М., «Изобразительное искусство», 1985.

  2. Памятники мирового искусства. Кн.1-9. М., 1967-1994.

  3. История зарубежного искусства. М., 1984.
^

Рекомендуемая литература:


Аверинцев С.С. Античность и Византия. М., 1978.

Алпатов М.А. Художественные проблемы искусства Древней Греции.М., 1987.

Алпатов М.В. Сокровища русского искусства XI-XVI вв. М., 1970.

Альберти Л.-Б. Десять книг о зодчестве. М., Т.2.

Античность как тип культуры. М., 1988.

Антология. "Курьер Юнеско" за 30 лет. М.,1990.

Арган Дж. К. История итальянского искусства. М., 1990.

Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974.

Афанасьев Н.Н. Поэтические воззрения славян на природу. В 3 тт. М., 1994-95.

Бердяев Н. Кризис искусства. М.,1990.

Большой путеводитель по Библии. М., 1993.

Боровский А.Е. Мифологический мир древних киевлян. Киев, 1982.

Брагина Л.М. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения. М., 1999.

Бычков В.В. Русская средневековая эстетика XI-XVII вв. М., 1992.

Бюхер К. Работа и ритм М., 1923.

В.Н. Лазарев. Начало раннего Возрождения в итальянском искусстве. М., 1979.

Вагнер Г.С., Владышевская Т.Ф. Искусство древней Руси. М., 1993.

Вейнберг И.П. Введение в Танах. М., 2000.

Власов В.Г. Стили в искусстве. Санкт-Петербург, 1995.

Всеобщая история архитектуры. Т. 5-6. М., 1967-69.

Всеобщая история искусств. Т. 3-5. М., 1962-64.

Гальбиати Э., А. Пяцца. Трудные страницы Библии (Ветхий Завет). М., 1992.

Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. М., 1995.

Гече Г. Библейские истории. М, 1990.

Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. (Любое издание.)

Гофф Ж. Ле Цивилизация средневекового запада. М., 1992.

Данилова И.Е. Брунеллески и Флоренция. М., 1991.

Даниэль С. Картина классической эпохи. Л., 1986.

Дж. К. Арган. История итальянского искусства. М., 1990.

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 1988.

Древние цивилизации. П./ ред. Г.М. Бонгард-Левина. М., 1989.

Земпер Г. Практическая эстетика. М. 1970.

И.Е. Данилова. Брунеллески и Флоренция. М., 1991.

Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры. М., 1990.

Иллюстрированная история религий. П./ред. Д.П. Шантепи де Соссея. В 2 тт. М., 1992.

Иллюстрированная энциклопедия моды. Сост. Кибалова Л., Гербенева О., Ламарова М., Изд. Артия, Прага, 1986.

Ильин М.А. Искусство Московской Руси эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева. М., 1976.

Искусство древнего Востока (альбом). М., 1968.

Искусство Эгейского мира и Древней Греции. М., 1970.

Искусство этруссков и Древнего Рима. М., 1982.

История Византии. В 3 тт. М., 1967.

История всемирной литературы. Т. 1-8, М., 1983-94.

История древнего Востока. В 2 тт. М., 1968.

История древнего мира. В 3 тт. П./ред. И.М. Дьяконова, В.Д. Нероновой, И.С. Свенцицкой. М, 1989.

История западноевропейского театра. М., 1963-64.

История мировой культуры. Наследие Запада. М., 1998.

История русского искусства, тт. 1-4. М., 1953-59.

К.М. Муратова. Мастера французской готики XII-XIII веков. М.. 1988.

Каждан А.П. Византийская культура X-XII вв. М., 1969.

Как была крещена Русь. М., 1988.

Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного мира. М., 1993.

Колобова К.М. Как жили древние греки. Л., 1962.

Колпинский Ю.Д. Великое наследие античной Эллады. М., 1988.

Косидовский З. Библейские сказания. М., 1968.

Кузьмин А.Г. Падение Перуна. Становление христианство на Руси. М.. 1988.

Куликова И.С. Философия и искусство модернизма. М.,1980.

Культура Византии. В 3 тт. М., 1984-91.

Культурология. Ростов-на-Дону, 1997.

Культурология. Учебн. пособ. под ред. А.А.Радугина. М., 1996.

Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. (Любое издание.)

Л.М. Брагина. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения. М., 1999.

Лазарев В.Н. Начало раннего Возрождения в итальянском искусстве. М., 1979.

Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1971.

Лопухин А.П. Библейская история Ветхого Завета. М., 1986.

Лосев А.Ф. и др. Античная литература. М.1980.

Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. - Таллинн, 1973.

Любимов Л. Искусство древнего мира. М., 1977.

Любимов Л. Искусство Западной Европы. М., 1982.

Лясковская О.А. Французская готика XII-XIV веков. М., 1973.

Макаров К. Декоративность как форма выражения красоты: Автореф. Дис. Канд. Искусствоведения. М. 1966.

Малахов Н.О. О модернизме. М.,1975.

Мамонтов С.П. Основы культурологии. М., 1994.

Мастера искусств об искусстве. М., 1966.

Мень А. История религии. В 7 тт. М., 1992-94.

Мириманов В.Б. Первобытное и традиционное искусство. М., 1973.

Мифы народов мира. В 2 тт. Любое издание.

Монтэ П. Египет Рамзесов. М., 1989.

Муратова К.М. Мастера французской готики XII-XIII веков. М.. 1988.

Немировский А.И. Легенды ранней Италии и Рима. М., 1996.

Никулин Н.Н. Золотой век нидерландской живописи. М., 1982.

Образ человека 20 века. М., 1988.

Оппенхейм А. Древняя Месопотамия. М., 1990.

Памятники мирового искусства. Кн.1-9. М., 1967-1994.

Поэзия и проза древнего Востока. М.. 1973.

Райт С. Библия в искусстве. Минск, 1997.

Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблема стилей в западноевропейском искусстве XV-XVIII вв. М., 19___.

Рижский М.И. Библейские вольнодумцы. Иов. Екклезиаст. М., 1992.

Руднев В. Модернизм. М., 1991.

Русанова Л.М. Историческое сложение композиции ювелирных украшений. МАРХИ Темплан, 1988г.

Русский авангард в кругу западноевропейской культуры - М., 1993.

Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М., 1987.

Салтыков А. Самое близкое искусство. М., 1969.

Свенцицкая И. С. Тайные писания древних христиан. М., 1980.

Серов Н.В. Античный хроматизм. СПб. 1995.

Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.. 1989.

Тальберг Р. История христианской церкви. М., 1991.

Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990.

Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1986.

Тронский И.М. История античной литературы. М., 1983.

Философия русского религиозного искусства. Антололгия. М., 1993.

Флоровский Г. Пути русского Богословия. Киев, 1991.

Фрезер О. Золотая ветвь. М., 1986.

Хейзинга Й. Осень средневековья. М., 1988.

Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1996.

Христианство: Энциклопедический словарь в 3 тт. М., 1993-1995.

Шмеман А. Исторический путь православия. М, 1993.

Шталь И.В. Эпические предания Древней Греции. М., 1989.

Элиаде М. аспекты мифа. М., 1995.

Эрши А. Живопись интернациональной готики. 1984.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.
^

Ресурсы Интернета


http://www.remesla.ru Декоративно прикладное искусство.

http://art.rin.ru Изобразительное искусство.

http://www.arthistory.ru История изобразительного искусства.

http://www.museum.ru Музеи России.

http://culture.mincult.ru Культура России.

http://infoculture.rsl.ru «Информ культура» Научно информационный центр по культуре и искусству.

и т.д.

^

Условия и критерии выставления оценок:


От студентов требуется:

  • посещение лекций и семинарских занятий;

  • обязательное участие в аттестационных испытаниях;

  • выполнение заданий преподавателя;

  • правильное оформление письменных работ;

  • особо ценится активная работа на семинаре (умение вести дискуссию, творческий подход к анализу, способность четко и емко формулировать свои мысли);

  • приветствуется самостоятельная формулировка тем творческих работ и докладов;

  • дополнительно поощряется использование рекомендованной литературы и литературы не указанной в списке.
^

Балльная структура оценки:


Посещение занятий – 36 баллов (посещение 18, активная работа 18).

Активная работа на семинарах, рецензирование (посещение музея, выставки, отдельного произведения искусства и т.д.; 2-3 рецензии) – 14 баллов.

Внутрисеместровые аттестации – 7 баллов.

Творческая работа –

  • формулировка своей темы – 1 балл,

  • правильное оформление работы – 3 балла,

  • список использованной литературы – 2 балла,

  • ссылка на сайты Интернета – 2 балла,

  • иллюстративный материал – 2 балла,

  • содержание – 10 баллов,

    • итого 20 баллов.


Устный доклад –

  • формулировка своей темы – 1 балл,

  • план доклада – 1 балл,

  • список используемой литературы – 2 балла,

  • иллюстративный материал – 2 балла,

  • ссылка на сайты Интернета – 2 балла,



в письменном виде

  • содержание – 8 баллов,

    • итого 16 баллов.

Итоговое испытание (экзамен) – 15 баллов.

Всего – 108 баллов.
^

Шкала оценок:








Неуд

3

4

5


Кредит

Сумма баллов

F



Е

D

С

В

А







2

2+

3

3+

4

5

5+

1

36

менее 13

13

19

22

25

31

34

2

72

менее 25

25

37

43

49

61

67

3

108

менее 45

45

63

72

81

99

108


Пояснение оценок

А

Выдающийся ответ

В

Очень хороший ответ

С

Хороший ответ

D

Достаточно удовлетворительный ответ

Е

Отвечает минимальным требованиям удовлетворительного ответа



Оценка 2+ (FХ) означает, что студент может добрать баллы только до минимального удовлетворительного ответа

F

Неудовлетворительный ответ (либо повтор курса в установленном порядке, либо основание для отчисления)



^

Правила выполнения письменных работ


Список тем письменных творческих работ и докладов предлагается студентам в начале учебного года. Студент вправе выбрать тему из данного списка или предложить свою (согласовав с преподавателем, своя формулировка темы поощряется, см. «Бальная структура оценки»). Не разрешается представлять одну и ту же работу более чем по одному предметному курсу, возможно лишь развитие темы или дополнение материала в рамках одной эпохи. Вопросы и задания по контрольным работам становятся известны непосредственно при тестировании.

Требования к набранным на компьютере творческим работам:

  • двойной интервал,

  • кегль -14, цитирование и сноски в соответствии с принятыми стандартами,

  • тщательная проверка грамматики, орфографии и синтаксиса,

  • текст творческой работы должен быть не менее от 8 до 12 страниц,

  • оценивается правильное оформление работы (см. «Бальная структура оценки»).

Способ изложения материала рецензии (творческой работы, статьи, эссе) на посещение музея, выставки, на отдельное произведение искусства и т.д. должен состоять главным образом из рассуждений, может быть описательного характера. Большое место в рецензии должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения студентами, критическому анализу, оценке рассматриваемого материала и проблематики, что должно выявить их аналитические способности.

Рецензии (творческие работы, статьи, эссе) можно разделить на разные виды. По содержанию и целевому назначению они могут быть справочными носить описательный или информационный характер; рекомендательными (общими или специализированными), т.е. характеризовать (рекламировать) посещение музея, выставки, отдельное произведение искусства и т.д. для привлечения широкого круга публики, обращать внимание на определенные особенности какого-либо стиля. Аналитические работы могут характеризовать несколько выставочных произведений посвященных определенной теме, либо содержать сравнительный анализ, например, творчества двух или нескольких авторов.

Композиционное построение рецензии (творческой работы, статьи, эссе) будет зависеть от избранного жанра подачи материала, но желательно соблюдать определенные требования:

  • необходимо четко установить предмет анализа, т.е. кратко охарактеризовать – что это посещение музея, выставки, отдельное произведение искусства, творчество художника и т.д. с точки зрения назначения, содержания, формы и других особенностей;

  • возможно, показать актуальность темы;

  • краткое описательное содержание самого источника информации;

  • показать основные задачи автора или организаторов выставки, методы их выполнения;

  • аргументировать общую оценку;

  • обратить внимание на недостатки и недочеты, если с точки зрения студента они имеются;

  • сделать выводы.


Требования к устному выступлению-докладу должны представлять собой не пересказ чужих мыслей, а попытку самостоятельной проблематизации и концептуализации определенной, достаточно узкой и конкретной темы, связанной с той или иной категорией теории или истории декоративно-прикладного искусства.

Тестирование проводится с тем, чтобы проверить усвоение студентами материала курса, их умение успешно концептуализировать материал, предложенный их вниманию, а также, применять полученные знания на практике, в анализе и в процессе «понимания» разнообразных произведений декоративно-прикладного искусства. Поэтому в контрольную работу включены как вопросы, проверяющие собственно степень знакомства и понимания студентами теоретического и исторического материала, так и более свободные, творческие задания, рассчитанные на проверку способности студентов к практике анализа произведений декоративно-прикладного искусства. Объем контрольной работы, включая творческие задания, - 2 академических часа.

^

Академическая этика


Все имеющиеся в творческой работе (эссе) сноски тщательно выверяются и снабжаются «адресами». Не допустимо включать в свою работу выдержки из работ других авторов без указания на это, пересказывать чужую работу близко к тексту без ссылки на нее, использовать чужие идеи без указания первоисточника. Это касается и источников, найденных в Интернете. Необходимо указывать полный адрес сайта. Все случаи плагиата должны быть исключены. В конце работы дается исчерпывающий список всех использованных источников (обязательно оценивается см. «Бальная структура оценки»).

^

Темы лекций и семинарских заданий

Неделя I: Вводное занятие.


Общее определение декоративно-прикладного искусства, как части материальной культуры, его место в художественном искусстве.

Вводное тестирование необходимо, для того чтобы:

  • познакомиться с аудиторией;

  • определить уровень базовых знаний;

  • узнать, насколько обучающиеся уже знакомы с этой отраслью;

  • выявить неточные или ложные представления;

  • скорректировать процесс обучения;

  • определить уровень прилежания и дисциплинированности;


Задание к семинарскому занятию:

  1. Считаете ли Вы себя творческим человеком? Если да, пожалуйста, укажите, каким видом творчества Вы занимаетесь (занимались)?

  2. Что такое искусство? Какое место в Вашей жизни оно занимает?

  3. Какую роль в общественной жизни играет искусство?

  4. Какие виды искусства Вы можете назвать?

  5. Что Вы знаете о современных видах искусства?

Литература:


Обязательная:

Мамонтов С.П. Основы культурологии. М.1994. (стр. 133-137)

Власов В.Г. Основы композиции декоративно-прикладного искусства: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Образование, 1997. (стр. 7-12)


Дополнительная:

Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М., «Изобразительное искусство», 1985.

История зарубежного искусства. М., 1984.

Кон Винер Э. История стилей изобразительных искусств. М., 1998. (переиздание)

Памятники мирового искусства. Кн.1-9. М., 1967-1994.

Моран А. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней с приложением статьи Жеральда Гассио-Талабо о дизайне. М., «Искусство» 1982.

^

Неделя II: Специфика декоративно-прикладного искусства


Особенности творческого метода. Роль материала и приемов его обработки в происхождении и развитии основных видов декоративного и прикладного искусства. Керамика. Золото. Стекло.


Задание к семинарскому занятию:

Практическое задание – творческая работа на тему «Мое любимое произведение искусства».

Литература:


Обязательная:

Власов В.Г. Основы композиции декоративно-прикладного искусства: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Образование, 1997. (стр. 32-38)

Моран А. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней с приложением статьи Жеральда Гассио-Талабо о дизайне. М., «Искусство» 1982.


Дополнительная:

Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М., «Изобразительное искусство», 1985.

История зарубежного искусства. М., 1984.

Кон Винер Э. История стилей изобразительных искусств. М., 1998. (переиздание)

Памятники мирового искусства. Кн.1-9. М., 1967-1994.

^

Неделя III: Выразительные средства декоративно-прикладного искусства


Композиция. Метр и ритм как композиционные средства и их роль в происхождении орнамента. Различные виды орнамента. Отношения величин, пропорции и приемы гармонизации формы в декоративно-прикладном искусстве.


Задание к семинарскому занятию:

Творческое задание – практическая работа, составить (нарисовать) на бумаге орнаментальную композицию из предложенных элементов (инициатива приветствуется и поощряется).

Задача работы дать возможность опытным путем почувствовать – что такое композиция.

Литература:


Обязательная:

Власов В.Г. Основы композиции декоративно-прикладного искусства: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Образование, 1997. (стр. 13-24)

Моран А. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней с приложением статьи Жеральда Гассио-Талабо о дизайне. М., «Искусство» 1982. (стр.9-32).


Дополнительная:

Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М., «Изобразительное искусство», 1985.

История зарубежного искусства. М., 1984.

Кон Винер Э. История стилей изобразительных искусств. М., 1998. (переиздание)

Памятники мирового искусства. Кн.1-9. М., 1967-1994.

^

Неделя IV:Формообразование


Развитие способа формообразования в исторических типах и художественных стилях декоративно-прикладного искусства. Специфика формообразования. Оригинальность и новизна.


Задание к семинарскому занятию:

  1. Как в историческом плане происходило развитие взглядов на происхождение и природу искусства.

  2. Какие виды искусства относятся к «пространственным» или «временным» и насколько оправдана подобная классификация.

  3. Какие виды искусства обычно выделяются в современных классификациях.

  4. Декоративно-прикладное искусство – часть материальной культуры.

  5. Выразительные средства декоративно-прикладного искусства.

  6. Какую роль играет материал в декоративно-прикладном искусстве.

  7. Основные типы и виды композиционных построений в декоративном искусстве.

Литература:


Обязательная:

Власов В.Г. Основы композиции декоративно-прикладного искусства: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Образование, 1997. (стр. 13-24)

Моран А. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней с приложением статьи Жеральда Гассио-Талабо о дизайне. М., «Искусство» 1982. (стр.9-32).


Дополнительная:

Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М., «Изобразительное искусство», 1985.

История зарубежного искусства. М., 1984.

Кон Винер Э. История стилей изобразительных искусств. М., 1998. (переиздание)

Памятники мирового искусства. Кн.1-9. М., 1967-1994.


Рекомендуемая литература к предыдущим темам:

Альберти Л.-Б. Десять книг о зодчестве. М., Т.2. стр. 49. (любое издание)

Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974.

Бюхер К. Работа и ритм М., 1923.

Даниэль С. Картина классической эпохи. Л., 1986. стр.122

Земпер Г. Практическая эстетика. М. 1970. стр. 262-269.

Макаров К. Декоративность как форма выражения красоты: Автореф. Дис. Канд. Искусствоведения. М. 1966.

Мамонтов С.П. Основы культурологии. М., 1994.

Салтыков А. Самое близкое искусство. М., 1969.

^

Неделя V: Сущность образования стиля.



Стиль как историко-культурный феномен. Разнообразие стилевых направлений. Субъективность оценки понятия красота. Историческая последовательность развития стиля. Стиль и современное искусство.


Задание к семинарскому занятию:

  1. Готфрид Земпер архитектор и теоретик искусства.

  2. Стилистическая цельность «практических искусств» по теории немецкого архитектора Готфрида Земпера.

  3. Какие стилевые направления Вы могли бы назвать? (Краткая характеристика каждого).

  4. Особенности развития стилевых направлений эпохи Средневековья.

  5. Стили эпохи Возрождения, дайте характеристику наиболее выразительных стилей.

  6. Многообразие стилевых направлений ХХ века. (Характеристика).

Литература:


Обязательная:

Кон Винер Э. История стилей изобразительных искусств. М., 1998. (переиздание)


Дополнительная:

Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М., «Изобразительное искусство», 1985.

История зарубежного искусства. М., 1984.

Памятники мирового искусства. Кн.1-9. М., 1967-1994.

Борев Ю.Б. Эстетика: в 2 тт. Смоленск, 1996.
Мириманов В.Б. Искусство и миф. М., 1997.

Земпер Г. Практическая эстетика. М. 1970.

^

Неделя – VI: Египетское искусство.


Египетское искусство (статуи, рельефы, каждое украшение) обусловлено религией и подчинено по содержанию и по форме всецело архитектуре, отсюда вытекает единство стиля, нетерпящее никаких отклонений и заключенное в совершеннейшую форму.

За основу художественного впечатления берется простота форм, которая доходит до монументальности благодаря тому, что эти линии и формы вырастают до огромных размеров.

^ Художественный принцип Египта – монументальность, не требующая тонкого восприятия и простота формы, захватывают с первого взгляда и в своей простоте выглядят тем убедительнее, чем огромнее размеры.

Религиозная цель египетского искусства – указывать на таинственное не раскрывая его.

Декоративно – прикладное искусство Египта, (керамика; камень; стекло; художественное искусство; ювелирное искусство; металлы; ткани; ковры; мебель).


Задание к семинарскому занятию:

  1. Орнаментальные особенности присущие Египетской культуре.

  2. Древнейшие памятники Египетской художественной культуры. Выразительные средства

  3. Мифологическое восприятие мира в первобытную эпоху.

  4. Научные и технические достижения древнего Египта, их влияние на культуру.

  5. Как египтяне строили пирамиды?

  6. Имхотеп - выдающийся деятель древности.

  7. Египетские храмы нового царства, особенности архитектуры.

  8. Древнеегипетская художественная культура в эпоху Эхнатона (амарнский период).

  9. Великая пирамида в Гизе.

  10. Каноны в древнеегипетской художественной культуре.

  11. Древнеегипетские города - жилища, быт обычаи.

  12. Сокровища из гробницы Тутанхамона.

  13. Храм в Корнаке. Фивы.

  14. Сфинксы - особый вид культуры.

  15. Боги Египта.



Литература:


Обязательная:

Моран А. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней с приложением статьи Жеральда Гассио-Талабо о дизайне. М., «Искусство» 1982. (стр.157-183)

Кон Винер Э. История стилей изобразительных искусств. М., 1998. (переиздание) (стр. 9-18)


Дополнительная:

История зарубежного искусства. М., 1984. (стр.28-38)

Памятники мирового искусства. Кн.1-9. М., 1967-1994.

Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство древнего мира. М., 1989.

Древние цивилизации. П./ ред. Г.М. Бонгард-Левина. М., 1989.

Искусство древнего Востока (альбом). М., 1968.

История древнего Востока. В 2 тт. М., 1968.

История древнего мира. В 3 тт. П./ред. И.М. Дьяконова, В.Д. Нероновой, И.С. Свенцицкой. М, 1989.

Косидовский З. Когда Солнце было богом. М., 1988.

Любимов Л. Искусство древнего мира. М., 1977.

Массон В.М. Первые цивилизации.

Мириманов В.Б. Первобытное и традиционное искусство. М., 1973.

Мифы народов мира. В 2 тт. Любое издание.

Монтэ П. Египет Рамзесов. М., 1989.

Оппенхейм А. Древняя Месопотамия. М., 1990.

Поэзия и проза древнего Востока. М.. 1973.

Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.. 1989.

Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990.

Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1986.

Фрезер О. Золотая ветвь. М., 1986.

^

Неделя VI: Крито-Микенское (Эгейское) искусство


Микенское искусство является полной противоположностью египетского (более подвижное, не монументальное), оказывало большое влияние и не только на египетское искусство, но и на все страны Средиземного моря.

Фуртвенглер А. о микенских геммах: «Микенское искусство мало заботится о ясной технике, о костяке, в чем состоит сила египетского искусства, его сфера – передача мускулатуры и мяса».

Микенский стиль, лишенный тектонического чувства, на первом плане ставит не ясность, а красоту формы. Богатые формы критского искусства лишены определенных целей, а порой вступают в борьбу со всякой целесообразностью.

Крито-микенское декоративно – прикладное искусство, (керамика; камень; стекло; художественное искусство; ювелирное искусство; металлы; ткани; ковры; мебель).


Задание к семинарскому занятию:

  1. Основные орнаментальные мотивы Крито-Микенской культуры.

  2. Культ Быка. Особенности изображения.

  3. Крито-микенская культура, время ее расцвета.

  4. Основные памятники крито-микенской культуры.

  5. Кносский дворец на Крите.

  6. Генрих Шлиман и его роль в открытии микенской культуры

  7. Золото Трои.



Литература:


Обязательная:

Моран А. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней с приложением статьи Жеральда Гассио-Талабо о дизайне. М., «Искусство» 1982. (стр. 199-205)

Кон Винер Э. История стилей изобразительных искусств. М., 1998. (переиздание) (стр. 19-26)

История зарубежного искусства. М., 1984. (стр. 43-44)

Памятники мирового искусства. Кн.1-9. М., 1967-1994.


Дополнительная:

Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство древнего мира. М., 1989.

Древние цивилизации. П./ ред. Г.М. Бонгард-Левина. М., 1989.

Искусство древнего Востока (альбом). М., 1968.

История древнего Востока. В 2 тт. М., 1968.

История древнего мира. В 3 тт. П./ред. И.М. Дьяконова, В.Д. Нероновой, И.С. Свенцицкой. М, 1989.

Косидовский З. Когда Солнце было богом. М., 1988.

Любимов Л. Искусство древнего мира. М., 1977.

Массон В.М. Первые цивилизации.

Мириманов В.Б. Первобытное и традиционное искусство. М., 1973.

Мифы народов мира. В 2 тт. Любое издание.

Монтэ П. Египет Рамзесов. М., 1989.

Оппенхейм А. Древняя Месопотамия. М., 1990.

Поэзия и проза древнего Востока. М.. 1973.

Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.. 1989.

Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990.

Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1986.

Фрезер О. Золотая ветвь. М., 1986.

^

Неделя VIII: Греческое искусство


Впервые появляется архитектура, которая основывает свою мощь здания на расчленении отдельных форм, на ясном делении опоры и груза, несущих и лежащих частей. Каждая часть имеет свое значение, причем цветной орнамент усиливает это значение и служит связующим звеном между нижним и верхним частями здания, соединяя их в единое целое и таким образом благодаря чувству красоты, членение приобретает единство.

Создание конструктивного стиля. Живопись, как и росписи дорического храма, имеют одну и ту же цель – подчеркнуть назначение отдельных частей. Между формой и украшением полная гармония: то и другое обусловлено назначением отдельных частей и поддерживая друг друга, усиливают впечатление.

Новый стиль – становиться более изящным – происходит замена целесообразной выразительности на эстетическую. Архаическая строгость переходит в тончайшее изящество линий и форм.

Дорический стиль на пути своего развития становится все более свободным.

Декоративно – прикладное искусство Греции, (керамика; камень; стекло; художественное искусство; ювелирное искусство; металлы; ткани; ковры; мебель).


Задание к семинарскому занятию:

  1. Древнегреческая вазопись.

  2. Великий греческий скульптор Фидий.

  3. Греческая скульптура классического периода.

  4. Древнегреческий театр.

  5. Декоративно-прикладное искусство Древней Греции.

  6. Быт и нравы Древней Греции.

  7. Архаический период в истории и культуре Древней Греции.

  8. Основные черты архитектуры Древней Греции.

  9. Архитектура и скульптура в архаический период Древней Греции.

  10. Особенности древнегреческой архаической скульптуры.

  11. Древнегреческая архитектура классического периода.

  12. Храм Зевса в Олимпии.

  13. Афинский Акрополь в 5 в. до н.э.

  14. Литература Древней Греции.

  15. Позднеклассический период в архитектуре и скульптуре Древней Греции.

  16. Особенности древнегреческой архаической скульптуры.



Литература:


Обязательная:

Моран А. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней с приложением статьи Жеральда Гассио-Талабо о дизайне. М., «Искусство» 1982. (стр. 207-225)

Кон Винер Э. История стилей изобразительных искусств. М., 1998. (переиздание) (стр. 27-47)

История зарубежного искусства. М., 1984. (стр. 44-59)


Дополнительная:

Алпатов М.А. Художественные проблемы искусства Древней Греции. М., 1987.

Античность как тип культуры. М., 1988.

Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. М., 1995.

Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. (Любое издание.)

Искусство Эгейского мира и Древней Греции. М., 1970.

Искусство этруссков и Древнего Рима. М., 1982.

Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного мира. М., 1993. Раздел II.

Колобова К.М. Как жили древние греки. Л., 1962.

Колпинский Ю.Д. Великое наследие античной Эллады. М., 1988.

Культурология. Учебн. пособ. под ред. А.А.Радугина. М., 1996. Раздел II, гл. 3.

Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. (Любое издание.)

Лосев А.Ф. и др. Античная литература. М.,1980.

Серов Н.В. Античный хроматизм. СПб., 1995.

Тронский И.М. История античной литературы. М., 1983.

Шталь И.В. Эпические предания Древней Греции. М., 1989.

Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1995.

^

Неделя IX: Эллинистическое и римское искусство.


Интернациональность эллинистического искусства. Переработка и соединение воедино греческих, египетских, сирийских мотивов. Произведения искусства становятся художественной драгоценностью, утрачивают зависимость от цели, становятся свободным для завоевания всех возможностей художественной выразительности. Желание достигнуть большей выразительности приводит к преувеличению: нежность доходит до сентиментальной мягкости, сила до грубости, страх до ужаса.

Строительные формы ставят своей целью создать свободу движений, импозантность впечатления. Стремление достигнуть большего впечатления, увеличить пространство декорацией стен. Принципы разрушения целостности в угоду красоте.

Римское декоративно – прикладное искусство, (керамика; камень; стекло; художественное искусство; ювелирное искусство; металлы; ткани; ковры; мебель).


Задание к семинарскому занятию:

  1. Быт и нравы в Древнем Риме.

  2. Древнеримский театр и литература.

  3. Памятники архитектуры Древнего Рима.

  4. Гражданское строительство и архитектура в Древнем Риме.

  5. Римская архитектура и скульптура эпохи ранней империи.

  6. История и культура этрусков.

  7. Возникновение Рима - легенды и исторические события.

  8. Древнеримская культура в республиканскую эпоху.

  9. Помпеи и Геркуланум - памятники античной культуры.

  10. Религия в Древнем Риме.



Литература:


Обязательная:

Моран А. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней с приложением статьи Жеральда Гассио-Талабо о дизайне. М., «Искусство» 1982. (стр. 226-241)

Кон Винер Э. История стилей изобразительных искусств. М., 1998. (переиздание) (стр. 48-61)

История зарубежного искусства. М., 1984. (стр. 60-76)

Памятники мирового искусства. Кн.1-9. М., 1967-1994.


Дополнительная:

Античность как тип культуры. М., 1988.

Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян. (Любое издание.)

Искусство этруссков и Древнего Рима. М., 1982.

Культурология. Учебн. пособ. под ред. А.А.Радугина. М., 1996. Раздел II, гл. 3.

Лосев А.Ф. и др. Античная литература. М.1980.

Немировский А.И. Легенды ранней Италии и Рима. М., 1996.

Тронский И.М. История античной литературы. М., 1983.

Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1995.

^

Неделя X: Древнехристианское искусство


Новое мировоззрение приносит искусству новые сюжеты, но не в состоянии создать разом новую культуру. Становление христианской культуры идет постепенно. Древнейшим проявлением христианского духа в искусстве являются символы, так называемые монограммы Христа. Должно было пройти достаточное количество времени, чтобы христианские идеи стали ясными сами по себе и выразились в образах.

Родиной христианства была эллинистическая Иудея. Развитие форм катакомбного искусства. Концентрическое распространение христианства – Малая Азия, Египет и только после этого новая религия проникает на Запад.

Распад церкви, спустя столетия на Западную и Восточную сформировал разные художественные стили – римский и византийский.

Древнехристианская эпоха возрождает целесообразность архитектурных построек, архитектура стремится к совершенству в своей конкретности, как в плане целого, так и в остальных частях. Прикладные искусства постепенно воплощают культурные завоевания в художественные формы.

Древнехристианское декоративно – прикладное искусство, (керамика; камень; стекло; художественное искусство; ювелирное искусство; металлы; ткани; ковры; мебель).


Задание к семинарскому занятию:

  1. Возникновение и распространение христианства.

  2. Литература и искусство раннехристианского периода.

  3. Зарождение христианского искусства.

  4. Христианизация древнеримского искусства в 4-5 вв. н.э.

  5. Базиликальный и центрический раннехристианские храмы.

  6. Христианские сюжеты в мозаике и росписи.

  7. Византийская живопись - мозаики, иконы и книжная миниатюра.

  8. Канон византийской иконописи.

  9. Синтез искусств в храмовом действии - литургии.



Литература:


Обязательная:

Моран А. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней с приложением статьи Жеральда Гассио-Талабо о дизайне. М., «Искусство» 1982. (стр. 243-257)

Кон Винер Э. История стилей изобразительных искусств. М., 1998. (переиздание) (стр. 62-74)

История зарубежного искусства. М., 1984.

Памятники мирового искусства. Кн.1-9. М., 1967-1994.


Дополнительная:

Большой путеводитель по Библии. М., 1993.

Вейнберг И.П. Введение в Танах. М., 2000.

Гальбиати Э., А. Пяцца. Трудные страницы Библии (Ветхий Завет). М., 1992.

Гече Г. Библейские истории. М, 1990.

Иллюстрированная история религий. П./ред. Д.П. Шантепи де Соссея. В 2 тт. М., 1992.

История всемирной литературы. Т. 1. М., 1983.

Косидовский З. Библейские сказания. М., 1968.

Лопухин А.П. Библейская история Ветхого Завета. М., 1986.

Мень А. История религии. В 7 тт. М., 1992-94.

Мифы народов мира. В 2 тт. Любое издание.

Немировский А.И. Мифы и легенды древнего востока. М., 1994.

Райт С. Библия в искусстве. Минск, 1997.

Рижский М.И. Библейские вольнодумцы. Иов. Екклесиаст. М., 1992.

Рижский М.И. Книга Иова. Новосибирск, 1991.

Свенцицкая И. С. Тайные писания древних христиан. М., 1980.

Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. М., 1987.

Тальберг Р. История христианской церкви. М., 1991.

Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1996.

Христианство: Энциклопедический словарь в 3 тт. М., 1993-1995.

Шмеман А. Исторический путь православия. М, 1993.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.

^

Неделя XI: Искусство Средних веков


Начало готики. Зарождение благородных обычаев рыцарства, крестовые походы, поэзия трубадуров, все веяния нового времени приходят на смену строго настроенной романской эпохе. Постепенное уничтожение чисто-целесообразных форм в прикладном искусстве и плоскостного стиля в декорации.

Высокая готика. Классическая форма собора. Стиль деталей является стилем общего плана, целесообразность заменяется выразительностью. Готика является не конструктивным, но живописным стилем. (Эмаль). Богатая декоративность, которую вырабатывает переходный стиль, доходит теперь до изящества, до утонченности. Тончайший орнамент (узор) уничтожает единство формы. Стиль «готической кривой» мог быть только переходом, собственно компромиссом между романской связанностью и индивидуальным выражением. Только поздняя готика завершает тенденцию полного освобождения формы.

Поздняя готика. В архитектуре целесообразность уступает первое место декоративности, тектонический элемент понемногу исчезает, это дает полное освобождение живописи и пластике.

Богатство выразительности доходит до весьма неприятной подчеркнутости. Ясность перестают считать достоинством, и загромождение пространства считается красотой и богатством.

Поздняя готика обозначает собой высшую ступень развития для живописи и пластики в эту эпоху, которая в архитектуре считает красотой лишь изобилие орнамента.

Готическое декоративно – прикладное искусство, (керамика; камень; стекло; художественное искусство; ювелирное искусство; металлы; ткани; ковры; мебель).


Задание к семинарскому занятию:

  1. Орнаментальные особенности готического искусства.

  2. Любимые сюжеты средневековья.

  3. Каролингское возрождение.

  4. Романская архитектура. (Развитие).

  5. Готическая архитектура. (Развитие).

  6. Романская и готическая скульптура.

  7. Готика как выражение средневекового миропонимания.

  8. Интернациональная готика в средневековой живописи.

  9. Книжное дело в Средние века.

  10. Древний скандинавский эпос.

  11. Героический эпос Германии и Франции в сюжетах декоративно-прикладного искусства.



Литература:


Обязательная:

Моран А. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней с приложением статьи Жеральда Гассио-Талабо о дизайне. М., «Искусство» 1982. (стр. 286-315)

Кон Винер Э. История стилей изобразительных искусств. М., 1998. (переиздание) (стр. 94-106)

История зарубежного искусства. М., 1984. (стр. 97-106)

Памятники мирового искусства. Кн.1-9. М., 1967-1994.


Дополнительная:

Всеобщая история искусств. Т. 3-5. М., 1962-64.

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 1988.

Любимов Л. Искусство Западной Европы. М., 1982.

История Всемирной литературы. Т. 3-8. М., 1985-94.

История мировой культуры. Наследие Запада. М., 1998.

Гофф Ж. Ле Цивилизация средневекового запада. М., 1992.

Эрши А. Живопись интернациональной готики. М., 1984.

Муратова К.М. Мастера французской готики XII-XIII веков. М.., 1988.

Лясковская О.А. Французская готика XII-XIV веков. М., 1973.

^

Неделя XII: Искусство эпохи Возрождения


Развитие стиля в ренессансе: архитектура и искусство начинают с конкретной, определенной формы; каждая форма тектонически-обусловлена и целесообразно построена. Но постепенно побеждает декоративное начало, и украшение уничтожает форму.

Восточное влияние – византийское и мавританское искусство, порождение множества отличающихся между собою форм и стилей. Ренессанс использует в своих целях античные формы. Именно в это время развивается индивидуальность, чего не было во времена средневековья.

Декоративно – прикладное искусство эпохи Возрождения, (керамика; камень; стекло; художественное искусство; ювелирное искусство; металлы; ткани; ковры; мебель).


Задание к семинарскому занятию:

  1. Мистицизм, магия и ведовство в Средние века.

  2. Собор Парижской Богоматери - памятник готической архитектуры и объект художественного изображения в одноименном романе В. Гюго.

  3. Мировоззрение и поэтическое творчество Данте.

  4. Человек и мир в изображении художников Северной Европы XV-XVI вв.

  5. Борьба сил рая и ада в творчестве И. Босха.

  6. Земная жизнь в изображении Питера Брейгеля старшего.

  7. Художественные открытия Джотто.

  8. Художественные открытия Мазаччо.

  9. Филиппо Брунеллески - новое слово в архитектуре.

  10. Человек в изображении Донателло.

  11. Царь Давид в итальянской скульптуре.

  12. Св. Себастьян в итальянской живописи.

  13. Венера - от Боттичелли до Тициана.

  14. Страшный Суд в изобразительном искусстве XV-XVI вв.

  15. Распятый Христос в искусстве Италии и северной Европы.

  16. Мадонны Рафаэля.

  17. Микеланджело - трагедия Титана.

  18. Светская живопись XVII в.

  19. Эль Греко и испанская школа живописи.

  20. Природа трагического в драматургии Шекспира.



Литература:


Обязательная:

Моран А. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней с приложением статьи Жеральда Гассио-Талабо о дизайне. М., «Искусство» 1982. (стр. 317-340)

Кон Винер Э. История стилей изобразительных искусств. М., 1998. (переиздание) (стр. 125-142)

История зарубежного искусства. М., 1984. (стр. 143-184)

Памятники мирового искусства. Кн.1-9. М., 1967-1994.


Дополнительная:

Алпатов М.В. Веобщая история искусств.

Арган Дж. К. История итальянского искусства. М., 1990.

Брагина Л.М. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения. М., 1999.

Всеобщая история искусств. Т. 3-5. М., 1962-64.

Данилова И.Е. Брунеллески и Флоренция. М., 1991.

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 1988.

История Всемирной литературы. Т. 3-8. М., 1985-94.

История мировой культуры. Наследие Запада. М., 1998.

Лазарев В.Н. Начало раннего Возрождения в итальянском искусстве. М., 1979.

Любимов Л. Искусство Западной Европы. М., 1982.

Никулин Н.Н. Золотой век нидерландской живописи. М., 1982.

^

Неделя XIII: Тестирование по предыдущим темам.




Неделя ХIV: Искусство 17 века


Стиль в западноевропейском искусстве. Нужно отметить, что начало барокко (около 1580) приходиться на расцвет католицизма, причем церковь уступает свои политические позиции, и все больше становится религиозным учением. Происходит секуляризация искусства. Яркое воплощение этот стиль получает в архитектуре дворцов и храмов. Характерные черты, присущие барокко - стремление к величию и пышности, богатство декоративных элементов, обычно криволинейных форм (завитков, спиралей и т.д.), повышенное внимание к деталировке, подчиненность единому ансамблю.

В декоративно прикладном искусстве происходит борьба структуры и декорации, декорация играет ведущую роль. Принимая во внимание эпоху географических открытий, нужно отметить, что во многом чувствуется влияние эстетического опыта далеких земель Африки, Азии и Америки. (Керамика; камень; стекло; художественное искусство; ювелирное искусство; металлы; ткани; ковры; мебель).


Задание к семинарскому занятию:

  1. Эстетика и мировоззрение барокко.

  2. Архитектура и скульптура барокко.

  3. Памятники барочной архитектуры в Москве.

  4. Памятники барочной архитектуры в Санкт-Петербурге.

  5. Живопись барокко.

  6. Герой в литературе и театре барокко.

  7. Дон Жуан в европейской культуре.



Литература:


Обязательная:

Моран А. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней с приложением статьи Жеральда Гассио-Талабо о дизайне. М., «Искусство» 1982. (стр. 341-364)

Кон Винер Э. История стилей изобразительных искусств. М., 1998. (переиздание) (стр. 159-181)

История зарубежного искусства. М., 1984.

Памятники мирового искусства. Кн.1-9. М., 1967-1994.


Дополнительная:

Алпатов М.В. Всеобщая история искусств.

Арган Дж. К. История итальянского искусства. М., 1990.

Всеобщая история архитектуры. Т. 5-6. М., 1967-69.

Всеобщая история искусств. Т. 3-5. М., 1962-64.

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 1988.

История Всемирной литературы. Т. 3-8. М., 1985-94.

История западноевропейского театра. М., 1963-64.

История мировой культуры. Наследие Запада. М., 1998.

Любимов Л. Искусство Западной Европы. М., 1982.

Мастера искусств об искусстве. М., 1966.

^

Неделя XV: Искусство 18 века


Влияние французского двора на вкусы времени было настолько сильным, что название стиля рококо иногда называют стилем Людовика XIV. Наиболее ярко этот стиль выразился в архитектуре, живописи и декоративно-прикладном искусстве (мебель росписи на фарфоре и тканях, мелкая пластика и т.д.).

Определяющая черта этого стиля - стремление к изяществу, мелкая деталировка формы, прихотливость и вместе с тем уравновешенность декора в интерьерах, яркие и чистые краски в сочетании с белым и золотом, контраст между внешней строгостью зданий и изысканностью их внутреннего убранства. Скульптура и живопись отличаются изысканной утонченностью, грациозностью, для их тематики характерен уход от жизни в мир фантазии, пасторальных и мифологических сюжетов.

С культурно - исторической точки зрения искусство рококо, проникнутое духом интимности, стремлением к комфорту и личному удобству, было связано с кризисом абсолютизма, позднее приведшим к Великой Французской революции.


Задание к семинарскому занятию:

  1. Господствующий стиль XVIII века.

  2. Сюжеты стиля рококо.

  3. Мир миниатюрных форм в декоративно-прикладном искусстве.

  4. Утонченная изысканность дворянской эпохи второй половины XVII столетия.

  5. Галантный мир Антуана Ватто.

  6. «Первый художник короля» - Франсуа Буше.

  7. Изысканность фарфора.



Литература:


Обязательная:

Моран А. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней с приложением статьи Жеральда Гассио-Талабо о дизайне. М., «Искусство» 1982. (стр. 365-399)

Кон Винер Э. История стилей изобразительных искусств. М., 1998. (переиздание) (стр. 182-190)

История зарубежного искусства. М., 1984.

Памятники мирового искусства. Кн.1-9. М., 1967-1994.


Дополнительная:

Алпатов М.В. Всеобщая история искусств.

Всеобщая история архитектуры. Т. 5-6. М., 1967-69.

Всеобщая история искусств. Т. 3-5. М., 1962-64.

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 1988.

История Всемирной литературы. Т. 3-8. М., 1985-94.

История западноевропейского театра. М., 1963-64.

История мировой культуры. Наследие Запада. М., 1998.

Любимов Л. Искусство Западной Европы. М., 1982.

Мастера искусств об искусстве. М., 1966.

^

Неделя XVI: Искусство 19 века


Переосмысление гуманистических ценностей. Эстетический идеал - античность, не как предмет любования, а как объект изучения.

Основной эстетический постулат классицизма - верность природе, закономерной разумности мира с объективно присутствующей ему красотой, находящей выражение в симметрии, пропорции, мере, гармонии, которые и должны воссоздаваться в искусстве в совершенном виде.

К середине XIX в. классицизм, отставая от развития общественного академического чувства, переродился в безжизненный академизм.


Задание к семинарскому занятию:

  1. Искусство классицизма.

  2. Классицистический театр - конфликт личного и общественного.

  3. Памятники классицизма в Санкт-Петербурге.

  4. Памятники классицизма и неоклассицизма в Москве.

  5. Художественный эксперимент Д. Дефо и Дж. Свифта.

  6. Просвещение в России и Европе.

  7. Стили и направления в русской культуре XIX в.



Литература:


Обязательная:

Моран А. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней с приложением статьи Жеральда Гассио-Талабо о дизайне. М., «Искусство» 1982. (стр. 400-419)

Кон Винер Э. История стилей изобразительных искусств. М., 1998. (переиздание)

История зарубежного искусства. М., 1984.

Памятники мирового искусства. Кн.1-9. М., 1967-1994.


Дополнительная:

Всеобщая история архитектуры. Т. 5-6. М., 1967-69.

Всеобщая история искусств. Т. 3-5. М., 1962-64.

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 1988.

История Всемирной литературы. Т. 3-8. М., 1985-94.

История западноевропейского театра. М., 1963-64.

История мировой культуры. Наследие Запада. М., 1998.

Любимов Л. Искусство Западной Европы. М., 1982.

Мастера искусств об искусстве. М., 1966.

^

Неделя XVII: Искусство конца 19 начала 20 веков


Для искусства XIX в. характерно разнообразие и смена стилей в искусстве.

Стиль ампир возвращается к античному наследию. Особенности этого времени: рационализм, нормативность, тяготение к гармонии, ясности и простоте выражения, уравновешенность композиции.

Романтизм, реализм, натурализм, символизм, импрессионизм, постимпрессионизм, модерн - череда стилей XIX века, отражающие настроения общества, по-разному проявлялись в тех или иных видах искусств.


Задания к семинарскому занятию:

  1. Майолика Врубеля.

  2. Фаберже.

  3. Русские меценаты.

  4. Модерн в русской архитектуре рубежа веков.

  5. Баухауз.

  6. Исторический жанр в творчестве европейских художников 19 века.

  7. Библейские сюжеты в творчестве А.Иванова.

  8. Портреты выдающихся деятелей русской культуры в творчестве И.Крамского.

  9. Картина В.Верещагина "Апофеоз войны".



Литература:


Обязательная:

Моран А. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней с приложением статьи Жеральда Гассио-Талабо о дизайне. М., «Искусство» 1982. (стр. 439-469)

Кон Винер Э. История стилей изобразительных искусств. М., 1998. (переиздание)

История зарубежного искусства. М., 1984.

Памятники мирового искусства. Кн.1-9. М., 1967-1994.


Дополнительная:

Антология. "Курьер Юнеско" за 30 лет. М.,1990.

Бердяев Н. Кризис искусства. М.,1990.

Власов В.Г. Стили в искусстве. Санкт-Петербург, 1995.

Куликова И.С. Философия и искусство модернизма. М.,1980.

Культурология. Ростов-на-Дону, 1997.

Малахов Н.О. О модернизме. М.,1975.

Руднев В. Модернизм. М., 1991.

Русский авангард в кругу западноевропейской культуры - М., 1993.

^

Неделя ХVIII: Искусство XX в.

Тестирование по предыдущим темам.


Промышленный и технологический прогресс 20 века, социально-политическая нестабильность - оказывали свое влияние на художественную культуру.

Модернизм и авангард, экспрессионизм, футуризм, сюрреализм, кубизм, абстрактивизм.

Постмодернизм - основное направление философии, искусства, науки второй половины 20 века Кино - искусство специфическое для 20 века.

Конструктивизм. Функционализм. Дизайн.

Перечисление разновидностей модернистского и авангардистского искусства отнюдь не исчерпывают его разнообразия и отличаются размытостью своих критериев и границ, объединяясь отрицанием предшествующей художественной традиции.

Сущность образования стиля и историческое место современного искусства.


Задания к семинарскому занятию:

  1. Футуризм в русской по начала 20 века.

  2. Символизм в русской поэзии начала 20 века.

  3. Акмеизм и А. Ахматова.

  4. Сюрреализм в литературе.

  5. Дали и сюрреализм.

  6. П.Пикассо и кубизм.

  7. Футуризм в итальянской и русской живописи.

  8. В.Кандинский и абстрактный экспрессионизм.

  9. К.Малевич и супрематизм.

  10. Дзэнсное мышление и 9 рассказов Дж. Селинджера

  11. Театр абсурда.

  12. Массовая культура - явление 20 века.

  13. Кино - феномен искусства 20 века.

  14. Пути развития архитектуры 20 века.

  15. Постмодернизм - этап развития культуры 20 века.

  16. Гауди.

  17. Объединение "Мир искусства".

  18. Э.Мане.

  19. К.Моне.

  20. К.А.Коровин.

  21. Русская действительность в картинах И.Репина.

  22. Фольклорные мотивы в творчестве В.Васнецова.

  23. Русские меценаты.



Литература:


Обязательная:

Моран А. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней с приложением статьи Жеральда Гассио-Талабо о дизайне. М., «Искусство» 1982. (стр. 439-469; 471-499)

Кон Винер Э. История стилей изобразительных искусств. М., 1998. (переиздание) (стр. 211-217)

История зарубежного искусства. М., 1984.

Памятники мирового искусства. Кн.1-9. М., 1967-1994.


Дополнительная:

Антология. "Курьер Юнеско" за 30 лет. М.,1990.

Бердяев Н. Кризис искусства. М.,1990.

Власов В.Г. Стили в искусстве. Санкт-Петербург, 1995.

Куликова И.С. Философия и искусство модернизма. М.,1980.

Культурология. Ростов-на-Дону, 1997.

Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. - Таллинн, 1973.

Малахов Н.О. О модернизме. М.,1975.

Образ человека 20 века. М., 1988.

Руднев В. Модернизм. М., 1991.

Русский авангард в кругу западноевропейской культуры - М., 1993.


ОГЛАВЛЕНИЕ


^ БАКАЛАВРСКАЯ ПРОГРАММА 2

Описание курса 3

Цель курса: 3

Содержание курса: 3

Организационно-методическое построение курса. 3

Обязательная литература: 3

Дополнительная литература: 4

Рекомендуемая литература: 4

Ресурсы Интернета 7

Условия и критерии выставления оценок: 7

Балльная структура оценки: 8

Шкала оценок: 8

Правила выполнения письменных работ 9

Академическая этика 11

^ Темы лекций и семинарских заданий 11

Неделя I: Вводное занятие. 11

Литература: 11

Неделя II: Специфика декоративно-прикладного искусства 12

Литература: 12

Неделя III: Выразительные средства декоративно-прикладного искусства 12

Литература: 13

Неделя IV:Формообразование 13

Литература: 14

Неделя V: Сущность образования стиля. 14

Литература: 15

Неделя – VI: Египетское искусство. 15

Литература: 16

Неделя VI: Крито-Микенское (Эгейское) искусство 17

Литература: 17

Неделя VIII: Греческое искусство 18

Литература: 19

Неделя IX: Эллинистическое и римское искусство. 20

Литература: 20

Неделя X: Древнехристианское искусство 21

Литература: 22

Неделя XI: Искусство Средних веков 22

Литература: 23

Неделя XII: Искусство эпохи Возрождения 24

Литература: 25

Неделя XIII: Тестирование по предыдущим темам. 25

Неделя ХIV: Искусство 17 века 25

Литература: 26

Неделя XV: Искусство 18 века 27

Литература: 27

Неделя XVI: Искусство 19 века 28

Литература: 28

Неделя XVII: Искусство конца 19 начала 20 веков 29

Литература: 29

Неделя ХVIII: Искусство XX в. 30

Тестирование по предыдущим темам. 30

Литература: 31

ОГЛАВЛЕНИЕ 32






Скачать 409.83 Kb.
оставить комментарий
Дата12.10.2012
Размер409.83 Kb.
ТипПрограмма, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх