Методика преподавания специальных дисциплин Учебно-методический комплекс для студентов дневной и заочной форм обучения специальности 070105. 65 «Дирижирование» icon

Методика преподавания специальных дисциплин Учебно-методический комплекс для студентов дневной и заочной форм обучения специальности 070105. 65 «Дирижирование»


Смотрите также:
Учебно-методический комплекс для студентов дневной и заочной форм обучения факультета...
Методика музыкального воспитания Учебно-методический комплекс для студентов очного отделения...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106...
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов очной и заочной форм...
Учебно-методический комплекс для студентов дневной и заочной форм обучения специальности 030700...
Учебно-методический комплекс по циклу дисциплин дс...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 030501 «Юриспруденция» очной и заочной...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 030501 «Юриспруденция» очной и заочной...
Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры «Философия и политология» марта 2009...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Римское право» Направление подготовки...
Учебно-методический комплекс д ля студентов очного отделения...
Учебно-методический комплекс дисциплины «история государства и права зарубежных стран»...



Загрузка...
скачать
МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И

СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»


Институт музыки, тетра и хореографии

Кафедра хорового дирижирования


Методика преподавания специальных дисциплин


Учебно-методический комплекс

для студентов дневной и заочной форм обучения

специальности 070105.65 «Дирижирование»

(Дирижирование академическим хором)

СД.Ф.8


Тюмень

2011

Методика преподавания специальных дисциплин: учебно-методический комплекс для студентов дневной и заочной форм обучения специальности 070105.65 «Дирижирование» (Дирижирование академическим хором) / сост. В.В.Петрова. – Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2011 г. – 28 с.


Учебно-методический комплекс предназначен для студентов высших учебных заведений культуры и искусства. Учебно-методический комплекс может быть использован преподавателями среднего профессионального образования сферы культуры и искусства.


Рецензент: И.Н. Бибеева, профессор.


Утверждено на заседании кафедры хорового дирижирования (протокол № 8 от 20.04. 2011 год)


Рекомендовано к изданию методическим советом Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий (протокол № , от 2011 г.)



  • Петрова В.В. (составление), 2011 .

  • РИЦ ТГАКИ (оформление), 2011.


Содержание

  1. Содержание………………………………………………………………..……….3

  2. Требования ГОС к обязательному минимуму содержания дисциплины……..4

  3. Пояснительная записка: ………………………………………………………...5-7

- основание;

- общая трудоемкость дисциплины;

- цель изучения дисциплины;

- задачи;

- место курса в профессиональной подготовке;

- требования к конечному уровню освоения программы и формы промежуточного и итогового контроля.

4. Примерный тематический план курса для студентов дневного отделения…….8

5. Примерный тематический план для студентов заочного отделения…………....9

6. Содержание дисциплины…………………………………………………...…10-24

7. Материальное обеспечение дисциплины…………………..................................25

8. Обучающие материалы……………………………………………………….…..25

9. Основная литература………………………………………………………….....26

10. Дополнительная литература………………………………………………....27-28


Требования ГОС к обязательному минимуму содержания дисциплины


Федеральный компонент цикла специальных дисциплин

^ Государственного образовательного стандарта

Высшего профессионального образования

в области культуры и искусства

Обязательный минимум содержания образовательной программы


Цикл

Методика преподавания специальных дисциплин

Всего

часов

СД. Ф.


Систематизация теоретических знаний и практических навыков, полученных в процессе изучения дисциплин специального цикла.

Значение технической подготовки в дирижерской деятельности. Технологические и физиологические основы дирижерского искусства: дирижерский аппарат; структура дирижерского жеста, использование подготовительных упражнений в развитии основных элементов дирижерской техники; звуковедение и фразировка.

Владение основами теоретического и вокально-исполнительского анализа хоровой музыки разных эпох и стилей, необходимых для практической работы с хором. Умение работать с партитурой, включая хоровые произведения ХХ века.

Ознакомление с методической литературой.

100



Пояснительная записка

Данный учебно-методический комплекс составлен на основе:

- требований ГОС ВПО в области культуры и искусства по специальности 070105.65 «Дирижирование» (Дирижирование академическим хором) квалификация: дирижер, хормейстер академического хора. Преподаватель. от 22 апреля 2003 года (регистрационный номер 594 иск/сп) учебным планом ТГАКИиСТ по специальности «Дирижирование» (Дирижирование академическим хором);

- программы «Методика преподавания специальных дисциплин»

для музыкальных вузов по специальности «Хоровое дирижирования» разработанной методическим кабинетом по учебным заведениям искусств и культуры Минкультуры СССР (Москва, 1987 г.).


Дисциплина «Методика преподавания специальных дисциплин» является одной из профилирующих дисциплин, определяющих квалификацию выпускника как преподавателя. Дисциплина даёт основные знания о содержании, организации, формах и методах ведения предметов специального цикла («Дирижирование», «Чтение хоровых партитур», «Хоровой класс», «Хороведение и методика работы с хором», «Хоровая аранжировка», «Хоровая литература»), изучает теоретические основы преподавания и пути их практического воплощения.

^ Общая трудоемкость дисциплины

Форма обучения

Количество часов

^ Общее кол-во

Форма отчётности, семестр

Лекционные занятия

семинарские

занятия

Самостоятельная работа


100

Зач

Экз.

ОДО

34

16

50


3


7

ОЗО

6

4

90


Цель дисциплины:

Подготовка специалистов – дирижеров, хормейстеров к практической работе в качестве преподавателей специальных дисциплин в музыкальных училищах, училищах искусств, педагогических училищах.

^ Задачи дисциплины:

- формировать широкий художественный музыкальный кругозор будущего преподавателя ССУЗа;

- воспитывать умение самостоятельно мыслить, критически анализировать прочитанную литературу;

- определять методы самостоятельной работы студентов над учебно-методическими материалами специальных дисциплин;

- научить студентов составлению и выполнению практических заданий.

Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника

Особенность дирижерско-хоровой в том, что она многопрофильна. Выпускники вуза могут руководить и является хормейстерами профессиональных, самодеятельных, учебных и детских хоров. Они также могут преподавать дисциплины специального хорового цикла: «Дирижирование», «Чтение хоровых партитур», «Хоровой класс», «Хороведение и методика работы с хором», «Хоровая аранжировка», «Хоровая литература». Такое многообразие видов деятельности предъявляет высокие требования к подготовке в вузе специалистов хорового искусства, которые должны обладать глубокими профессиональными знаниями, высокими нравственными качествами, владеть традиционными и инновационными методами обучения. Данная дисциплина занимает ведущее место в ряду дисциплин специализации и, наряду с практиками, является основой реализации теоретических знаний в процессе обучения.

^ Требования к конечному уровню освоения программы дисциплины и формы промежуточного и итогового контроля

В результате обучения по дисциплине «Методика преподавания специальных дисциплин» выпускник должен уметь:

- планировать учебный работу и осуществлять контроль усвоения знаний учащимися ССУЗов;

- знать принципы составления тематических планов по лекционным курсам, рационального распределения учебного материала по семестрам; определение содержания семинарских занятий;

- знать принципы составления индивидуальных планов работы по дирижированию, чтению хоровых партитур и аранжировке;

- знать основы психологии дирижерской профессии, формы и методы индивидуальной работы в классе дирижирования;

- получить навыки написания курсовых работ, реферата;

- приобрести знания по организации занятий по чтению хоровых партитур, хоровой аранжировке;

- освоить коллективные формы обучения, методы организации работы хорового класса, формы и методы преподавания лекционных курсов.


Контроль усвоения учащимися ССУЗа знаний имеет важное воспитательное и образовательное значение. Контроль усвоения знаний учащихся играет большую роль в повышении эффективности в процессе обучения. Студент. обучающийся по предмету» Методика преподавания специальных дисциплин» должен знать формы контроля: текущие, промежуточные и итоговые. В организации систематической работы над учебным материалом и определение качества усвоения знаний учащимися на разных этапах обучения помогает текущий контроль.


Зачеты и экзамены являются формами итогового контроля, способствующие систематизации, осмыслению и закреплению полученных знаний. Зачеты и экзамены, Государственный экзамен являются воспитательным фактором, итогом учебного процесса или его значительного этапа, выявляющего качества усвоения знаний учащимися, качества работы преподавателя.


^ Примерный тематический план дисциплины

(для дневного отделения) срок обучения 5 лет.


Тема занятий

Количество часов

Общее

кол-во

Лекц.

занятия

Семинар.(практич)

занятия

Самост.

работа

^ Раздел 1. Индивидуальные формы обучения

44

14

8

22

    1. Методика преподавания дисциплины «Дирижирования» в ССУЗе

22

8

4

10

1.2 Методика преподавания дисциплины «Чтение хоровых партитур» в ССУЗе

12

4

2

6

1.3 Методика преподавания дисциплины «Хоровая аранжировка» в ССУЗе


10

2

2

6

Раздел 2. Коллективные формы обучения

56

20

8

28

2.1 Методы организации работы хорового класса В ССУЗе

20

8

2

10

2.2 Формы и методы преподавания лекционных курсов

8

2

2

4

2.3 Хороведение и методика работы с хором

16

6

2

8

2.4 Методика преподавания хоровой литературы

12

4

2

6

ВСЕГО:

100

34

16

50



Примерный тематический план дисциплины

(для заочного отделения) срок обучения 5 лет.


Тема занятий

Количество часов

Общее

кол-во

Лекц.

занятия

Семинар.(практич)

занятия

Самост.

работа

^ Раздел 1. Индивидуальные формы обучения

38

4

2

32

    1. Методика преподавания дисциплины «Дирижирования» в ССУЗе

19

2

1

16

1.2 Методика преподавания дисциплины «Чтение хоровых партитур» в ССУЗе

9,5

1

0,5

8

1.3 Методика преподавания дисциплины «Хоровая аранжировка» в ССУЗе


9,5

1

0,5

8

Раздел 2. Коллективные формы обучения

63

3

2

58

2.1 Методы организации работы хорового класса В ССУЗе

17,5

1

0,5

16

2.2 Формы и методы преподавания лекционных курсов

17

0,5

0,5

16

2.3 Хороведение и методика работы с хором

17,5

1

0,5

16

2.4 Методика преподавания хоровой литературы

11

0,5

0,5

10

ВСЕГО:

100

6

4

90



Содержание дисциплины


Раздел 1

Индивидуальные формы обучения


^ 1.1 Тема: Методика преподавания дисциплины «Дирижирования» в ССУЗе

Во введении даются основы психологии дирижерской профессии, значения дисциплины в профессиональной подготовки дирижера хора, ее цели и задачи.

Характеристика программы «Дирижирование» для музыкальных училищ.

Ведущая роль преподавателя по специальности в обучении профессии.

Составление индивидуальных планов работ учащихся по дирижированию. Методы отбора хоровых сочинений для работы в классе дирижирования. Методы работы над постановкой дирижерского аппарата. Постепенности последовательность круга технических приемов дирижирования, способы их закрепления.

Структура урока дирижирования, методы его организации и проведения, чередования различных видов деятельности (дирижирование, игра партитуры, аккомпанемента, пение голосов, вертикалей, собеседование и т. д.)

Характеристика методической литературы по вопросам дирижирования.

Методика написания аннотации.

Методика организации и проведения Государственного экзамена по дирижированию.


^ Распределение материала по курсам и экзаменационные требования по предмету «Дирижирование» в ССУЗе.

1 курс

Введение:

– техника дирижирования и ее значение для дирижера;

– технические средства дирижирования (дирижерский аппарат);

– основная позиция дирижера (постановка корпуса, рук, головы);

– основные принципы и характер дирижерских движений: экономность, целесообразность, точность, ритмичность и др.

Масштаб дирижерских движений при средних динамических и темповых показателях.

Метрономирование (тактирование):

– структура движения доли в схемах дирижирования;

– фиксация граней основных долей такта.

Изучение приема вступления и окончания:

три момента вступления: внимание, дыхание, вступление;

ауфтакт;

Прием окончания («снятия»): подготовка его и само окончание («снятие»).

Дирижирование в размерах 3/4, 4/4 и 2/4 в умеренном и умеренно-скором темпах, при звуковедении non legato и динамике mezzo forte, forte и piano; вступление на различные доли такта.

Показ вступления после основной метрической доли такта в среднем движении (так называемое дробленое вступление).

Ферматы, их значение и приемы исполнения:

– снимаемая фермата в начале, середине и конце произведения;

– фермата на паузе в середине произведения и приемы ее исполнения.

Паузы и цезуры между фразами.

Самостоятельная роль левой руки в показе выдержанных звуков.

Основные приемы и методы работы над произведениями.

Первоначальные навыки работы с камертоном.

За время обучения на первом курсе учащийся должен пройти 16–18 произведений, в том числе 4 – школьного репертуара (1 – 2 кл.)

На экзамене в конце 2 семестра учащийся должен:

– спеть под собственный аккомпанемент произведение школьного репертуара;

– исполнить на фортепиано произведение a cappella, приготовленное для дирижирования на экзамене; спеть со словами любую хоровую партию, играя партитуру на фортепиано;

– продирижировать два произведения (a cappella и с сопровождением);

– пропеть со словами или сольфеджируя по заданию комиссии наизусть любой голос дирижируемых произведений и ответить на вопросы, касающиеся анализа исполнявшихся произведений;

– представить письменные аннотации на все пройденные произведения.


Примерные экзаменационные программы


  1. Белорусская народная песня «Перепелочка»

  2. Анцев М. «Задремали волны»

  3. Гречанинов А. «Урожай»




  1. Нолинский Н. «Эх, поля вы, поля»

  2. Чесноков П. «Катит весна»

  3. Кабалевский Д. «Песня о школе»




  1. Бойко Р. «Огненные версты»

  2. Филиппенко А. «Веселый музыкант»

  3. русская н.п. обр. Вл. Соколова «Ничто в полюшке не колышется»


2 курс

Углубление знаний и совершенствование навыков дирижирования, приобретенных учащимися на 1 курсе.

Продолжение работы над самостоятельностью функций правой и левой руки в показе вступлений разных голосов, динамики и т.д. Самостоятельная роль левой руки в показе выдержанных звуков, вступлений разных голосов, нюансов и т.д.

Работа над показом legato в умеренном темпе, при средней силе звучания.

Дирижирование размерах 6/8, 6/4 по шестидольной и двухдольной схемам в относительно несложных по хоровой фактуре и художественным задачам произведениях.

Staccato и приемы его дирижирования.

Исполнение произведений с достаточно гибкой агогикой.

Неснимаемая фермата, приемы ее исполнения.

Динамика.

Синкопы, акценты (второе полугодие).

За время обучения на втором курсе учащийся должен пройти 14–16 произведений, в том числе 4 – школьного репертуара (3–4 кл.)

На экзамене в конце 4 семестра учащийся должен:

– выполнить требования переводных экзаменов с 1 на 2 курс;

– исполнить под собственный аккомпанемент произведение школьного репертуара с пением любого голоса, продирижировать одной рукой, играя одновременно свободной рукой предложенный комиссией голос;

– петь аккорды по вертикали (в произведении а саppella - наизусть).


Примерные экзаменационные программы

  1. Шебалин В. «Полынок»

  2. Гречанинов А. «Козел Васька»

  3. Попатенко Т. «Скворушка прощается»




  1. Вебер «Эхо в лесу» переложение (Н. Шелкова)

  2. Русская народная песня «Рябинущка» (обр. А. Новикова)

3. Ц.Кюи «Воды»


  1. Португальская народная песня «Я бродил по дальним странам» (Обр. Н. Ардентова)

  2. Бородин А. Хор «Улетай на крыльях ветра» из оперы «Князь Игорь»

  3. Русская народная песня «Во кузнице»

3 курс

Углубление знаний и совершенствование навыков дирижирования, приобретенных на предыдущих курсах.

Дирижирование в размерах 5/8 и 5/4 в быстром движении по двухдольной схеме (2+3 и 3+2).

Дирижирование в размере 5/4 по пятидольной схеме (3+2 и 2+3).

Дирижирование в размерах 3/2 и 3/8 по трехдольной схеме в различных динамических и темповых показателях.

Дробление основной метрической единицы в размерах 4/4, 3/4, 2/4 в медленном темпе.

Дирижирование 4/4 (alla breve).

Длительное cresc. и dim.

Темпы – Presto, largo

Приемы дирижирования полифонических произведений (имитация, канон и т.д.)

Приемы дирижирования речитативами и сольными партиями в оперных сценах. Приобретение начальных навыков работы с учебным хором.


Примерные экзаменационные программы

1. р.н.п. «Не на месте садик вырос» (обработка В.Тромбицкого)

2. И.Брамс «Осенние цветы»

3. С.Рахмаников «Сирень


1.В.Мурадели «Девчонка везла на возу»

2.белорусская н.п. Ой на горке старый дуб» (Б.Копосова)

3.С.И. Танеев «Серенада»


1. Ю.Чичков «В небе тают облака»

2. Г. Свиридов «Повстречался сын с отцом»

3. П.Чайковский «Рассадить ли беду во темном лесу» (хор из оперы «Чародейка»)


4 курс

Углубление знаний и совершенствование навыков дирижирования, приобретенных на предыдущих курсах.

Дирижирование в размерах 7/4 и 7/8 по семидольной схеме в умеренном и умеренно-скором движении;

9/8 и 9/4 по девятидольной и трехдольной схеме;

12/4 и 12/8 по двенадцатидольной и четырехдольной схеме;

с чередованием простых и сложных размеров.

Совершенствование навыков работы с хором учащихся.

Подготовка программы Государственного экзамена.

Экзаменационные требования по дирижированию включают исполнение произведения a cappella и оперную сцену.

На Государственном экзамене по дирижированию учащийся должен: исполнить (продирижировать) с учебным хором два произведения, из них одно a cappella (может быть рекомендовано дирижирование дипломными программами, подготовленными на руководимых выпускниками самостоятельных взрослых или детских хорах; соответствующее разрешение дается директором училища по рекомендации руководителя практики и решению цикловой комиссии);

Показать репетицию – процесс работы (10–15 минут) над незнакомым хору произведением a cappella.

Все выпускники должны работать с хором одинаковое количество часов (в зависимости от числа оканчивающих, но не менее 10 часов каждый) по расписанию, составленному руководителем хора. Обеспечение хора партитурами возлагается на учащегося-выпускника.

Предусмотренный экзаменационными требованиями показ 10-15 минутной репетиции проводится только на учебном хоре и желательно после первой части экзамена (дирижирование). Произведения, рекомендуемые цикловой комиссией к разучиванию, распределяются по системе экзаменационных билетов между учащимися-выпускниками для предварительного самостоятельного изучения (под руководством преподавателя), подготовки нотного материала для хора за 8 –10 дней до экзамена.


^ Примерные программы Государственного экзамена


для смешанного хора

1. Русская народная песня «Говорил-то мне» (обр. А. Михайлова)

Коваль М. Сказ о партизане

2. Бах И.С. «Сердце, молчи»

Чайковский П. Интермедия из оперы «Пиковая дама»

3. Хиндемит П. «Лань»

Русская народная песня «Уж я золото хороню» (обр. А. Копосова)

4. Россини Дж. Тирольская песня из оперы «Вильгельм Телль»

Щедрин Р. Первый лед

5. Григ Э. Хор «Слава» из оперы «Олаф Тригвассон»

6. Украинская народная песня «Сусiдка» (обр. Я. Яциневича)

Чайковский П. Хор «Слава» из оперы «Опричник»

7. Польская народная песня «Плыли утки» (обр. Л. Фармаковского)

Мусоргский М. Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка»

8. Мендельсон Ф. Жаворонок

Римский-Корсаков Н. Хор «Как по мостикам» из оперы «Сказание о граде Китеже»

9. Шуман Р. Девушка-горянка

Буцко Ю. Хор «Как во деревне» из кантаты «Свадебные песни»


для женского хора

1. Русская народная песня «Повянь, повянь бурь-погодушка» (обр. В. Соколова)

Верди Дж. Хор «Кто там» из оперы «Аида»

2.Свиридов Г. «Ты запой мне ту песню»

Шуберт Ф. Музыкальный момент (обр. В. Соколова)

3. Галкин И. «Куда б ни шел, ни ехал ты»

Глинка М. Попутная (обр. А. Егорова)

4.Украинская народная песня «Щедрик» (обр. Н. Леонтовича)

Шаинский В. Веселая фуга.

5. Мурадели В. Ручей

Чесноков П. На старом кургане


^ Практические задания:

- составление индивидуальных планов учащихся ССУЗа по годам обучения;

- написание методической разработки по отдельным фрагментам урока дирижирования. Например: «Дирижерский ауфтакт», «Жест и вокал», «Профессиональная психология дирижера», «Фермата. Виды фермат» и др.


    1. ^ Тема: Методика преподавания дисциплины «Чтение хоровых партитур» в ССУЗе

Во вступительной части лекции определяется место дисциплины «Чтение хоровых партитур» в цикле специальных хоровых дисциплин, ее цели и задачи.

Методика организации занятий по дисциплине. Содержание, особенности структуры многообразий видов деятельности на уроке.

Принципы составления индивидуальных планов, с учетом степени владения учащимися навыками игры на рояле.

Методы работы над партитурами различных видов и типов хора. Особенности исполнения партитуры на рояле. Максимальная приближенность к звучанию хора.

Воспитание чувства ансамбля в совместном музицировании с преподавателем. Методы обучения учащихся навыков чтения хоровых партитур с листа. Методы транспонирования хоровых партитур (на увеличенную приму, интервальный, тональный, ключевой).

Характеристика методической литературы и хрестоматий по чтению хоровых партитур.

Ознакомление студентов с методами текущего и итогового контролей их содержание и проведение. Характеристика зачетно-экзаменационных требований критерий оценки.


^ Практические задания:

- составление индивидуального плана обучающегося по курсу чтения хоровых партитур в двух вариантах (для учащегося, хорошо владеющего фортепиано и для учащегося, слабо владеющего фортепиано);

- составление методической разработки по чтению хоровых партитур.


^ 1.3 Тема: Методика преподавания дисциплины «Хоровая аранжировка» в ССУЗе

В лекционном разделе предмета даются: цели и задачи курса, учащиеся знакомятся с программой «Хоровая аранжировка» для музыкальных училищ, методами ведения дисциплины.

Основная форма занятий – индивидуальная. Навыки хоровой аранжировки учащиеся приобретают в результате самостоятельной работы (выполнение письменных заданий).

Основной принцип выбора хоровых сочинений для хоровой аранжировки – от простого к сложному в соответствии с разделами программы.

Инновационные методы хоровой аранжировки: использовании синтезатора и компьютера. Синтезатор и его преимущества многотембровость, автоаккомпанемент, секвенсор. Компьютер, с которым синтезатор коммутируется, позволяет озвучить любую, самую сложную для исполнения партитуру, отредактировать сочинение.

Значение электроакустической музыки:

- компьютер может использоваться в создании модели звучания авторской композиции;

- способность производить самую разнообразную программу, синтезировать новые тембры, придумывать и закладывать в память музыкальные заготовки и применять их в создании нового художественного произведения.

Инновационные методы хоровой аранжировки вызывает серьезный интерес у обучающихся, т. к. в настоящее время широко распространена трехзвенная коммуникативная структура: программист – пользователь – слушатель.


Раздел 2

Коллективные формы обучения


^ 2.1. Тема: Методы организации работы хорового класса В ССУЗе

Хоровой класс - главный профилирующий предмет цикла специальных дисциплин, осуществляющих целенаправленную подготовку дирижеров-хормейстеров академического хора.

Цели и задачи хорового класса.

Характеристика программы Хоровой класс для музыкальных училищ.

Методы организации учебного хора или нескольких хоров при достаточно большом контингенте учащихся (младшего и старшего), в зависимости от его состава – женского и смешанного или двух смешанных хоров.

Структура занятий учебного хора, определяемая их содержанием. Планирование работы хорового класса. Принципы подбора репертуара в соответствии с образовательными и воспитательными задачами обучения, а также техническими и исполнительскими возможностями хора. Необходимость наличия в репертуаре произведений, разнообразных по стилям и жанрам; преобладание произведений для хора без сопровождения.

Деятельность хора в учебном заведении и вне его. Воспитательное значение концертных выступлений хора. Организация концертного выступления, принципы составления программ концертов.

Значение репетиционной работы, методы её организации. Вокально-хоровые упражнения, их место в работе хорового класса. Методы составления комплексов упражнений-распеваний, объединённых общей целью.

Требования, предъявляемые к руководителю хорового класса, его роль в воспитании хорового коллектива.

Методы организации и проведения зачёта по хоровому классу. Содержание зачёта и зачётные требования.

Характеристика репертуарных сборников, хрестоматий и учебно-методической литературы по руководству хором.


^ 2.2 Тема: Формы и методы преподавания лекционных курсов

Лекция как метод обучения и воспитания. Общая характеристика лекционного метода. Комплексность в преподавании лекционных курсов, как единство образовательных и воспитательных функций.

Типы лекций;

- учебно-программные (общий систематический лекционный курс);

- вводные;

- обзорные;

- установочные.

Формы лекционного метода:

- лекция-монолог;

- лекция-беседа.

Лекция-беседа как преобладающая форма в средних профессиональных учебных заведениях.

Содержание лекции. Требования, предъявляемые к содержанию лекций: идейная направленность, научность, наглядность, доступность, систематичность, логичность, последовательность. Соотношение с материалом учебника. Язык лекции и требования, предъявляемые к нему: литературность ясность и точность, простота, конкретность, лаконичность, образность.

Структура лекции: введение, основной раздел и заключение. Равномерность распределения материала. Важное значение вводного раздела в организации внимания учащихся и возбуждении интереса, направленного на активное восприятие материала. Использование для этих целей проблемных ситуаций в качестве мотива-«побудителя», связанного с содержанием лекции.

Взаимосвязь содержания и структуры лекции, их зависимость от цели и задач лекции, её темы.

Методы работы над лекцией. Два её этапа: составление текста лекции и его устное изложение перед слушателем. Последовательность работы над первым и вторым этапом.

Ораторское искусство – важнейший компонент лекторского мастерства. Его основа – глубокое знание предмета и свободное владение материалом лекции. Методы работы над овладением ораторским искусством. Стиль чтения лекции. Культура речи. Установление контакта с аудиторией.

Конспектирование лекций учащимися. Наиболее рациональные способы конспектирования. Проверка конспектов педагогом.

Семинары, их образовательное и воспитательное значение, цели и функции. Формы проведения семинаров. Содержание и структура их отдельных видов. Взаимосвязь материала лекции и материала, выносимого из семинарского занятия. Место, значение и задачи изучения методической литературы на семинарах.

Методы подготовки и проведения семинарских занятий. Роль педагога в процессе ведения семинара: управление ходом и направленностью обсуждения, активизация работы учащихся, выводы, подведение итогов. Критерий оценки выступлений учащихся на семинарах.


^ 2.3 Тема: Хороведение и методика работы с хором

Значение курса «Хороведение и методика работы с хором» в профессиональной подготовке хормейстеров. Цели и задачи курса.

Характеристика программы курса «Хороведение и методика работы с хором» для музыкальных училищ.

Основной метод преподавания курса – лекционный. Содержание и структура лекционных занятий. Привлечение музыкально-иллюстративного и наглядного материала. Освещение специальной литературы на лекциях. Взаимосвязь курса с хоровым классом и исполнительской практикой учащихся, а также с другими предметами специального цикла.

План анализа хоровых партитур. Обязательный круг вопросов для целостного (музыкально-теоретического, вокально-хорового и исполнительского) анализа.

Значение практических занятий в преподавании курса, их содержание (анализ и аннотирование хоровых произведений, составление методических разработок и планов работы с хором, овладение навыками распевания хором).

Виды заданий для самостоятельной работы студента, методика их выполнения.

Семинарские занятия, их главные цели и функции. Преобладание формы семинара-беседы как наиболее целесообразный в данном курсе, методы организации и проведения.

Контрольные занятия. Устная и письменная формы контроля. Виды письменных заданий, критерий оценки. Формы текущего контроля. Итоговый контроль и проведение государственного экзамена.


^ Практические задания:

- составление календарного плана по курсу «Хороведение и методика работы с хором»;

- составление билетов для государственного экзамена;

- составление комплексов вокально-хоровых упражнений.


^ 2.4 Тема: Методика преподавания хоровой литературы

Значение курса «Хоровая литература» для творческой, исполнительской деятельности будущих специалистов. Цели и задачи курса.

Характеристика программы курса «Хоровая литература» для музыкальных училищ.

Методы и формы преподавания. Основной метод – лекционный, с преобладанием формы беседы. Отличительная черта лекций- лаконичность изложения, освещение вопросов, касающихся непосредственно хорового стиля композиторов. Вокально-хоровой и исполнительский анализ хоровых произведений. Опора на знания, полученные в курсе музыкальной литературы. Межпредметные связи с дисциплинами специального и музыкально-теоретического циклов, а также связи со смежными видами искусств.

Насыщенность лекций музыкальным материалом, являющимся главным объектом изучения.

Организация занятий по хоровой литературе. Наличие нотного и звучащего материала. Прослушивание произведений с краткими комментариями педагога. Способы активизации учащихся на занятиях.

Роль концертмейстера-иллюстратора на занятиях по хоровой литературе. Предварительная работа с концертмейстером по подготовке к занятию. Особенности построения занятия с участием концертмейстера. Исполнение хоровых произведений в четыре руки. Высокий профессиональный и художественный уровень исполнения.

Методы использования грамзаписи на уроках, её высокое качество.

Значение самостоятельной работы над материалом курса чтения специальной (хоровой) литературы, прослушивание и анализ хоровых произведений.

Методы организации и проведение семинарских занятий. Прослушивание и обсуждение малоизвестных или созданных в последнее время произведений (сверх программы). Возможность выступления учащихся с краткими докладами, подготовленными самостоятельно.

Контрольные занятия. Письменные работы как наиболее целесообразная форма контроля по данному курсу. Содержание контрольного занятия: характеристика творчества композитора в области хорового жанра, анализ хоровых произведений, определение на слух и запись названий хоровых произведений. Различные формы контрольных занятий: викторины, тесты, устный опрос. Текущий контроль за усвоением знаний – опрос на каждом занятии.

Методы подготовки и проведения экзамена по хоровой литературе. Содержание билетов.

Формы внеучебной работы: совместное посещение хоровых концертов, слушание выступлений хоровых коллективов по программе «Культура» (ТВ) и радио с последующим обсуждением.

Характеристика учебно-методической литературы и учебных пособий.


^ Практические задания:

- составление календарного плана по курсу «Хоровая литература»;

- разработка плана урока по одной из тем курса.


Материальное обеспечениедисциплины:

  1. класс для проведения груповыхзанятий;

  2. рояль;

  3. метроном;

  4. мультимедианая установка;

  5. камертоны различных видов



Обучающие материалы:

Записи CD, DVD

- выдающиеся дирижёры и хоровые коллективы;

- хоровая музыка произведения a cappella и произведения с сопровождением (сочинения разных эпох, различных жанров и стилей: произведения народно-песенного творчества, русская и зарубежная хоровая классика, хоровые произведения композиторов XX века),


Библиографический список

Основная литература

  1. Баранов, Б. В. Курс хороведения / Б. В. Баранов. – Музыка, 1991.

  2. Безбородова, Л. Дирижирование : учеб. пособие. – Москва, 2000.

  3. Ивакин, М. Хоровая аранжировка / М. Ивакин. – Москва, 2003.

  4. Ильин, В. О методике ведения хоровой практики на начальной стадии обучения дирижера – хормейстера. Вып. 3 // Хоровое искусство. – Ленинград, 1972.

  5. Лицвенко, И. Практическое руководство по хоровой аранжировке / И. Лицвенко. – Москва, 1962.

  6. Левандо, П. Хоровая фактура / П. Левандо. – Ленинград, 1984.

  7. Медынь, Я. Методика преподавания дирижерско-хоровых дисциплин / Я. Медынь. – Москва, 1978.

  8. Морозов, В. Тайны вокальной речи / В. Морозов. – Ленинград, 1967.

  9. Никольская-Береговская, К. Развитие школы хорового пения в России / К. Никольская-Береговая. – Москва, 2008.

  10. Орлова, Е. М. Лекции по истории музыки / Е. М. Орлова. – Москва, 1979.

  11. Русская хоровая литература : очерки. Вып. 1, 2 / ред.-сост. С. Попов. – Москва, 1963, 1969.

  12. Соколов, В. Работа с хором / В. Соколов. – Москва, 1967.

  13. Самарин, В. Хороведение / В. Самарин. – Москва, 2001.

  14. Успенский, И. Древнерусское певческое искусство / И. Успенкский. – Москва, 1971.

  15. Ушкарев, Д. Основы хорового письма / Д. Ушкарев. – Москва, 1986.

  16. Усова, И. Хоровая литература / И. Усова. – Москва, 1988.

  17. Хоровое искусство : сб. ст. Вып. 1-2.– Москва, 1967 – 1972.

  18. Шелков, И. Хрестоматия по чтению хоровых партитур / И. Шелков. – Ленинград, 1963.



Дополнительная литература


  1. Асафьев, Б. О хоровом искусстве / Б. Асафьев. - Ленинград, 1980.

  2. Андреева, Л. Методика преподавания дирижирования в музыкальных училищах / Л. Андреева. – Москва, 1970.

  3. Алексеева, М. Как читать лекции в разных аудиториях / М. Алексеева. – Москва,1979.

  4. Вопросы методики преподавания дирижирования, хоровыми дисциплинами : сб. ст. / под ред. П. Левандо. – Ленинград, 1985.

  5. Казачков, С. О дирижерско-хоровой педагогике // Музыкальное искусство. – Москва, 1970.

  6. Казачков, С. Дирижерский аппарат и его постановка / С. Казачков. – Москва, 1967.

  7. Казанский, С. Хрестоматия по чтению хоровых партитур / С. Казанский. – Москва, 1976.

  8. Краснощеков, В. Вопросы хороведения / В. Краснощеков. – Москва, 1969.

  9. Колмакова, Е. Методика преподавания хоровых дисциплин / Е. Колмаков. – Москва, 2004.

  10. Конен, Э. Этюды о зарубежной музыке / Э. Конен. – Москва : Музыка, 1975.

  11. Лицвенко, И. Техника переложения сольных вокальных произведений для разных хоровых составов / И Лицвенко. – Москва, 1964.

  12. Ленский, А. Пособие по хоровой аранжировке / А. Ленский. – Москва, 1962.

  13. Локшин, Д. Зарубежная хоровая литература / Д. Локшин. – Москва, 1966.– Вып. 1, 2, 3.

  14. Локшин, Д. Замечательные русские хоры и их дирижеры / Д. Локшин. – Москва, 1963.

  15. Левандо, П. Проблемы хороведения / П. Левандо. – Ленинград, 1974.

  16. Могучее средство воспитания : сб. ст. / под ред. П. Левандо. – Ленинград, 1978.

  17. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом / сост. М. С. Осеннева, В. А. Самарин, Л. И. Уколова. – Москва, 1972.

  18. Никольский, А. Голос и слух хорового певца / А. Никольский. – Москва, 1998.

  19. Ольхов, К. Вопросы теории дирижерской техники и обучения хоровых дирижеров / К. Ольхов. – Москва, 1966.

  20. Птица, К. Проблемы стиля и хоровое исполнительство : работа с хором / К. Птица. – Москва, 1972.

  21. Плотниченко, Г. Практические советы по хоровой аранжировке / Г. Плотниченко. – Москва, 1971 – 1972. – Ч. I, II.

  22. Пигров, К. Руководство хором / К. Пирогов. – Москва, 1954.

  23. Полтавцев, И. И. Курс чтения хоровых партитур. Ч. 1, 2 / И. И. Полтавцев, М. Ф. Светозарова. – Москва, 1964.

  24. Попова, Т. О музыкальных жанрах / Т. Попова. – Москва, 1981.

  25. Попова, Т. Основы русской народной музыки / Т. Попова. – Москва, 1981.

  26. Работа дирижера над хоровой партитурой : сб. ст. / под ред. П. Левандо. – Москва, 1985.

  27. Руднева, А. Русский народный хор и работа с ним / А. Руднева. – Москва, 1959.

  28. Хрестоматия по чтению хоровых партитур / сост. Л. М. Андреева. – Москва, 1976.

  29. Чесноков, П. Хор и управление им / П. Чесноков. – Москва, 1952.

  30. Эсуалов, А. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов / А. Эсуалов. – Москва, 1982.




Скачать 310,27 Kb.
оставить комментарий
Дата29.09.2011
Размер310,27 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

средне
  1
отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх