Учебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология» для специальности 060400 «Финансы и кредит» очная форма обучения icon

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология» для специальности 060400 «Финансы и кредит» очная форма обучения


Смотрите также:
Учебно-методический комплекс для специальности 060400 «Финансы и кредит» (очная форма обучения)...
Учебно-методический комплекс по дисциплине цикла гсэ. Ф...
Учебно-методический комплекс по дисциплине гсэ. Ф. 04 Культурология...
Учебно-методический комплекс для обучающихся по специальности 060400 Финансы и кредит...
Учебно-методический комплекс по циклу дисциплин сд...
Учебно-методический комплекс по циклу дисциплин опд. Ф. 01...
Учебно-методический комплекс Рабочая программа по учебной дисциплине для студентов дневного и...
Учебно-методический комплекс цикла дисциплин гсэ. Ф. 04...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «государственный долг» для студентов...
Учебно-методический комплекс Для специальности 080105 Финансы и кредит Москва 200...
Учебно-методический комплекс (умк-д) Специальность: 080105 «Финансы и кредит»...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 031401. 65 «Культурология»...



Загрузка...
скачать


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


ГОУ ВПО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Филиал УдГУ в г. Воткинске


Кафедра общегуманитарных и естественнонаучных дисциплин


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине

«Культурология»




для специальности 060400 «Финансы и кредит»

очная форма обучения


Воткинск

2009


Cоставитель УМК:

доцент кафедры общегуманитарных

и естественнонаучных дисциплин,

кандидат исторических наук _______ Т.О. Санникова

Рецензент:

кандидат наук по культурологии,

доцент кафедры культурологии

факультета искусствоведения и культурологии

Уральского государственного университета Л.Е. Добрейцина


Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры от

«_16_» __января_2009_ г. протокол № 1

Зав. кафедрой ________ В.А. Викулов


Учебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология» предназначен для студентов дневного отделения специальности «Финансы и кредит». Комплекс содержит рабочую программу курса, методические рекомендации к семинарским занятиям и самостоятельной работе, тематику рефератов, характеристику основного оборудования, список основной и дополнительной литературы.


©Филиал УдГУ в г.Воткинске, 2009

©Санникова Т.О., 2009
^

­­­­­ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине

«Культурология»




для специальности 060400 «Финансы и кредит»

очная форма обучения


Курс I

Семестр I

Всего аудиторных часов 36

Лекции, ч. 24

Лабораторные работы, ч.--

Практические (семинарские) занятия, ч.10

Самостоятельная работа, ч. 36

Зачет (семестр) I


Рабочая программа составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 060400 «Финансы и кредит».


Cоставитель рабочей программы

доцент, кандидат исторических наук _______ Т.О. Санникова


Рабочая программа утверждена на заседании кафедры общегуманитарных и естественнонаучных дисциплин «_30_» января 2009 г., протокол № .

Зав. кафедрой ________ В.А. Викулов


­­­­­^ 1.Требования государственного образовательного стандарта (ГОС) по специальности –060400 «Финансы и кредит».

Дипломированный специалист должен:

- иметь системное представление о структурах и тенденциях развития российской и мировой экономик;

- понимать многообразие экономических процессов в современном мире, их связь с другими процессами, происходящими в обществе;

- быть подготовленным к профессиональной деятельности в учреждениях финансовой и кредитной системы, включая внешнеэкономическую сферу, способным самостоятельно работать на должностях, требующих аналитического подхода в нестандартных ситуациях;

- решать нестандартные задачи, прогнозировать экономические процессы в сфере денежных, финансовых и кредитных отношений;

- видеть перспективы развития финансово-кредитных отношений и перспективы своей профессиональной деятельности;

  • быть конкурентоспособным, обладать знаниями по смежной специализации;

  • уметь на научной основе организовать свой труд, владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности, использовать современные информационные технологии;


^ Требования к обязательному минимуму содержания подготовки по курсу: ГСЭ.Ф.04 Культурология

Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология.

Методы культурологических исследований.

Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символ культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.

Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культура. Восточные и западные типы культур. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.

Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности.

Культура и личность.


^ 2. Принципы построения курса «Культурология»


Курс входит в цикл ГСЭ – общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины, и призван повысить будущему дипломированному специалисту общую культуру, расширить кругозор в области культурологического знания.


Курс адресован студентам первого курса очного отделения специальности – 060400 «Финансы и кредит».


Курс опирается на имеющийся блок гуманитарных дисциплин – философию, отечественную историю, и др. Таким образом, основной целью курса для студента является осмысление культуры как специфической формы человеческого бытия и особенностей культурного процесса; а поставленными задачами: представление о культуре как объекте исследования в культурологии, исследование закономерностей развития и функционирования культуры.

Для успешного изучения курса студенту необходимо знать ключевые понятия культурологии, многоаспектность взаимодействия культуры с другими системами человеческого существования.

Программа курса построена с учетом профессионального значения этой дисциплины в подготовке специалистов. Изучение культурологической проблематики способствует расширению познавательных способностей студентов в гуманитарной сфере и интенсифицирует их ценностно-ориентационную деятельность. Изучая специфику мира культуры, а также давая общую картину развития русской и мировой культуры, культурология помогает понимать закономерности культурного процесса, ориентироваться в сложной современной социокультурной ситуации, что важно для профессионального совершенствования в информационную эру. Курс Культурологии несет значительное воспитательное значение, формирует такие важные качества, как толерантность, уважение культуры «другого». В профессиональной сфере помогает понять взаимосвязь экономики и культуры.


Учебный план курса включает изложение наиболее важных положений материала в лекционной части, закрепление и более детальную проработку отдельных тем в процессе семинарских занятий (на которые выносятся наиболее дискуссионные вопросы) и самостоятельной работы студентов.


Оценка знаний и умений студентов проводится с помощью зачета.


3. Цели курса


После изучения разделов курса в объеме рабочей программы студент должен:


иметь представление:

  • о специфике культуры как формы человеческого бытия;

  • об аспектах взаимодействия культуры с другими системами человеческого существования;

  • о месте и роли России в мировой культуре;



знать:

  • методы культурологических исследований;

  • основные понятия культурологии;

  • особенности становления и развития культуры;

  • основные исторические типы культуры.



уметь:


  • применять для анализа теоретических проблем материал истории культуры;

  • выделять типологические черты культур;

  • обосновывать свою точку зрения в трактовке закономерностей развития и функционирования культуры;



^ 4. Структура курса


Курс «Культурология» формируется из 3 блоков-разделов, включающих 19 тем. Первый раздел является теоретической базой курса. Второй – представляет особенности типологического деления культуры и основные этапы развития мировой культуры и культуры России. Третий блок освещает актуальные проблемы современной социокультурной ситуации. Блоки изучаются последовательно друг за другом.



  1. ^ Учебно-тематический план курса






Название разделов и тем

Количество часов

лекции

семинары

самостоят.

работа



1.


Раздел I. ^ Теоретические основы культурологии

Культура как предмет теоретического исследования


2




2

2.

Культура – природа – общество

2




2

3.

Культура и человек




2

2

4.

Методология и основные понятия культурологии


2





5.

Прикладная культурология. Специфика социологических исследований культуры




2


2

6.

Социологические исследования по проблемам культуры





2


2

7.

Художественная культура как специфическая сфера деятельности человека



2






2

8.

Межкультурная коммуникация











9.

Раздел II. Типология культур

Типология культур: понятие и виды


2





2

10.

Элитарная и массовая культура




2

2

11.

Традиционные культуры Востока

2




2

12.

Античность как тип культуры

2




2

13.

Культура эпохи средневековья и Возрождения


2





2

14.

Западноевропейская культура Нового времени (XVII-XVIII вв.)


2





2

15.

Западноевропейская культура Нового времени (XIX в.)


2





2

16.

Западная культура ХХ в.

2




2

17.

Место и роль России в мировой культуре

2




2

18.

Раздел III. ^ Актуальные проблемы современной культуры

Основные тенденции развития современной культуры


1





1

18.

Культура и глобальные проблемы современности


1





1

19.


Всего:


26


10


36


^ 6. Содержание курса лекционных занятий

Раздел I. Теоретические основы культурологии

Тема 1. Культура как предмет теоретического исследования

Введение. Науки о культуре и их специфика. Культурология как комплексная научная дисциплина. Предмет, задачи и методы культурологии. Место культурологии в современной системе образования, ее взаимосвязь с другими науками (история, антропология, социология, политология, философия, искусствознание). Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры.

Понимание культуры мыслителями прошлого, современные культурологические школы.

Проблема сущности культуры. Множественность определений культуры и их классификация. Основные подходы к изучению культуры: культура как совокупность способов деятельности, культура как совокупность знаковых систем, культура как система норм, и др. Проблема культурогенеза и динамика культуры. Закономерности движения культуры, функции культуры. Морфология культуры.

Литература

Иконникова С.Н. История культурологии: Идеи и судьбы. СП., 1996.

Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. В 2-х кн. Кн.1.СПб., 2003.

Каган М.С. Философия культуры. СПб.,1996.

Коган Л.Н. Теория культуры. Екатеринбург,1993.

Философия культуры: становление и развитие. СПб,1998.

Культурология. / Под ред. Проф. Г.В. Драча. Ростов н/Д, 2003.

Морфология культуры: структура и динамика. М., 1994.

Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Культурология. Теория культуры. М., 2004.


Тема 2. Культура – природа – общество

Культура, природа, общество: соотношение понятий. Система «природа – общество–человек» как стержень теоретического анализа сущности культуры. Единство и противоречие природы и культуры. Основные уровни взаимодействия культуры и природы. Исторические типы отношения человека и природы. Взаимоотношения общественного и культурного бытия. Факторы культуры и экономика. Основные функции культуры в обществе. Культурные ценности и нормы, культурные традиции. Понятие цивилизации, основные подходы к проблеме сущности цивилизации. Социодинамика культуры.

Феномены культуры. Понятие «феномен культуры». Роль отдельных феноменов в культуре. Культура и религия, культура и наука, культура и искусство, культура и мораль. Исторические формы взаимодействия феноменов культуры.

Литература

Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989.

Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. В 2-х кн. Кн.1. СПб., 2003.

Каган М.С. Философия культуры. СПб.,1996.

Коган Л.Н. Социология культуры. Екатеринбург,1992.

Коган Л.Н. Теория культуры. Екатеринбург,1993.

Культурология. / Под ред. Проф. Г.В. Драча. Ростов н/Д, 2003.

Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки. М., 1995.

Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Культурология. Теория культуры. М., 2004.

Самосознание европейской культуры ХХ века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в совр. об-ве. М.,1991.

Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М.,1992.


Тема 4. Методология и основные понятия культурологии

Культура как саморазвивающаяся система. Понимание культуры как информационно-семиотической системы. Знак и символ в культуре. Культура как текст. Рождение культурного смысла в системе «текст– подтекст – контекст». Многообразие языков культуры. Культурные коды.

Проблема диалогичности в культуре. Диалог в культуре и диалог культур. Традиция и новация в культуре.

Теоретическая и прикладная культурология. Культурология и методы философского социогуманитарного познания. Общенаучные методы и методы конкретных дисциплин, составляющих эмпирическую базу для культурологии. Методы культурологический исследований.

Прикладные проблемы социологии культуры. Специфика методики и техники социологических исследований культуры. Понятие культурной коммуникации и структура коммуникативного акта. Производитель и потребитель культурной ценности как объекты изучения социологии культуры. Институциональный и личностный подходы к рассмотрению социологических проблем. Понятие субкультуры и возможности изучения субкультур в рамках социологии культуры. Монографические и полифонические исследования. Роль анкетных опросов и интервью. Культурные потребности, культурная деятельность, культурная среда. Социальная и культурная группы. Прогностическая и регулятивная функции социологии культуры.

Литература

Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996.

Каган М.С. Философия культуры. СПб.,1996.

Коган Л.Н. Социология культуры. Екатеринбург,1992.

Коган Л.Н. Теория культуры. Екатеринбург,1993.

Культурная деятельность: Опыт социологического исследования. М., 1981.

Культурология. / Под ред. Проф. Г.В. Драча. Ростов н/Д, 2003.

Левикова С.И. Молодежная субкультура. М., 2004.

Лосев А.Ф. Знак, символ, миф. М., 1982.

Лотман Ю.М. О семиосфере. Феномен культуры. Символ в системе культуры // Лотман Ю.М. Избранные статьи: в 3 т. Таллин, 1992-1993.

Методология изучения общественного мнения: зарубежный опыт. М., 1989.

Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973.

Петров М.К. Язык, знак, культура. М., 1991.

Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М., 1972.

Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Культурология. Теория культуры. М., 2004.

Самосознание европейской культуры ХХ века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в совр. об-ве. М.,1991.


Тема 7. Художественная культура как специфическая сфера деятельности человека

Искусство и художественный образ. Познание, ценностное осмысление и проектирование реальности в творческой деятельности. Функции художественной культуры.

Искусство и общество. Народность в искусстве, взаимоотношения художественного творчества и народа. Национальное и общенациональное, общечеловеческое в искусстве. Понятие публики. Шедевр и его критерии. Творчество и репродуцирование. Красота, добро, истина в искусстве. Виды и жанры искусства. Синтез искусств.

Проблема сохранения художественной культуры. Известные мировые музеи и их коллекции.

Литература

Каган М.С. Философия культуры. СПб.,1996.

Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб., 1997.

Каган М.С. Морфология искусства. Л., 1972.

Каган М.С., Холостова Т.В. Культура – философия – искусство: Диалог. М., 1988.

Коган Л.Н. Теория культуры. Екатеринбург,1993.

Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. М., 1985.


Раздел II. Типология культур.

Тема 9. Типология культур: понятие и виды

Понятие и проблема типологии культур. Типы культур и их основания. Этническая и национальная культура. Элитарная и массовая культура. Взаимодействие типов культуры.

Историческая типология культуры. Параметры культурологической типологии: диахрония – синхрония и линейность – дискретность. Закономерности культурно-исторического развития: линейная (эволюционная), циклическая, векторная концепции истории культуры. Культурно-исторические типы и их характеристика. Культурно-историческая типология Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокина. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры. Типология цивилизаций и ковариантная модель К. Ясперса. Понятие «генотипа» и «архетипа» в выделении типологических черт культуры.

Архаический тип культуры.

Литература

Данилевский Н.А. Россия и Европа. М., 1991.

Еремеев А.Ф. Первобытная культура: происхождение, особенности, структура. В 2ч. Саранск, 1996.

Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. В 2-х кн. Кн.1.СПб., 2003.

Каган М.С. Философия культуры. СПб.,1996.

Культурология. / Под ред. Проф. Г.В. Драча. Ростов н/Д, 2003.

Культурология. История мировой культуры. / Под ред. проф. А.Н. Марковой. М., 2001.

Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Культурология. Теория культуры. М., 2004.

Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М.,1992.

Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.

Ясперс К. Смысл и постижение истории. М., 1994.


Тема 11. Традиционные культуры Востока

«Неолитическая революция» и первые «речные» цивилизации Древнего Востока, их общие черты: сословно-кастовая структура социума, сакральный характер власти, мифологичность картины мира.

Природная ниша восточных цивилизаций и ее влияние на характер государства, тип власти, структуры общества, менталитета. Государство на Востоке и его исторические перипетии. Преобладающая хозяйственная деятельность и ее влияние на типологические черты восточных обществ. Роль религии и религиозно-философских систем в развитии восточных цивилизаций. Вклад культуры Междуречьяречья и Древнего Египта в мировую культуру. Культура Древней Индии и Китая. Индия, Китай, Япония в период средневековья и нового времени характеристика художественной культуры. Тенденции развития современного Востока.

Литература

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 1985.

Искусство Китая. М., 1988.

Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. В 2-х кн. Кн.1.СПб., 2003.

Культурология. / Под ред. Проф. Г.В. Драча. Ростов н/Д, 2003.

Культурология. История мировой культуры. / Под ред. проф. А.Н. Марковой. М., 2001.

Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки. М., 1995.

Ольденбург С.Ф. Культура Индии. М., 1991.

Очерки по истории мировой культуры. М., 1997.

Япония: идеология, культура, литература. М., 1989.


Тема 12. Античность как тип культуры

Античность как основание западноевропейской цивилизации. Понятие античности и основные этапы развития античного Средиземноморья. Роль природно-географического фактора в формировании античной культуры, преобладающая хозяйственная деятельность. Периодизации культуры античности. Особенности греческой культуры. Миф в культуре древних греков. Эллинистическая культура как синтез восточной и греческой культур. Культура Древнего Рима. Система ценностей и идеалов римского общества. Проявление кризиса духовной культуры Рима и его причины. Художественная культура Древней Греции и Рима (театр, архитектура, скульптура, музыка). Развитие науки в античном мире.

Значение античности для развития европейской и мировой культуры.

Литература

Боннар А. Греческая цивилизация. В 3 кн. М., 1992.

Гаспаров М.Л. Занимательная Греция: Рассказы о древнегреческой культуре. М., 2000.

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 1985.

Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. В 2-х кн. Кн.1.– СПб., 2003.

Культурология. / Под ред. Проф. Г.В. Драча. Ростов н/Д, 2003.

Культурология. История мировой культуры. / Под ред. проф. А.Н. Марковой. М., 2001.

Очерки по истории мировой культуры. М., 1997.


Тема 13. Культура эпохи средневековья и Возрождения

Особенности западноевропейской средневековой культуры. Геополитическая характеристика. Историческое наследие западноевропейской цивилизации. Варварское наследие. Христианство как стержень западноевропейской культуры. Понятие «средние века». Цивилизационные регионы Средневековья. Периодизация культуры.

Место религии, философии, науки в духовной жизни. Культура средневековья как система субкультур: культура духовенства, культура рыцарства, культура города, культура крестьян. «Вертикализм» сознания. Религиозная и светская культура. Специфика городской культуры. Средневековая школа, университеты и наука. Народное искусство и фольклор. Карнавальная культура. Средневековый синтез искусств. Художественные стили. Взаимодействие культур Востока и Запада. Культурно-экономические взаимосвязи в период средневековья и эпоху Возрождения.

Зарождение ренессансной культуры. Предпосылки и основные черты итальянского Возрождения. Периодизация Ренессанса. Гуманизм – духовный фундамент эпохи. Наука и техника. Противоречия и основные периоды развития итальянского Возрождения. Выдающиеся гуманисты. Искусство итальянского Ренессанса. Титаны Высокого Возрождения. Становление национальных европейских культур. Причины кризиса гуманистических идеалов в эпоху Позднего Возрождения.

Феномен Северного Возрождения. Протестантизм как обновленное христианство. Люди и идеи Реформации. Художественная культура стран Северного Возрождения и выдающиеся деятели.

Литература

Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. СПб., 1995.

Васильев А.А. История средних веков. М., 1993.

Вебер М. Протестанская этика и дух капитализма // Вебер М. Избраное. М., 2006.

Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 1985.

Иоаннисян О.М. Программа курса «История средневековой культуры»: учебно-методическое пособие. СПб., 2002.

Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. В 2-х кн. Кн.1.– СПб., 2003.

Культурология. / Под ред. Проф. Г.В. Драча. Ростов н/Д, 2003.

Культурология. История мировой культуры. / Под ред. проф. А.Н. Марковой. М., 2001.

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1993.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1998.

Очерки по истории мировой культуры. М., 1997.

Радугин А.А. Культурология. – М., 1996.


Тема 14. Западноевропейская культура Нового времени (XVII-XVIII вв.)

Особенности и периодизация европейской культуры Нового времени. Экономическое развитие Западной Европы, рост промышленности. Научная революция XVII в. и секуляризация культуры. Рационализм и его проявления. Художественные стили. Культура стран Западной Европы.

Особенности культуры Просвещения. Идеи Просвещения в художественной культуре Западной Европы. Проблема реализма в искусстве. Просвещение в литературе. Западноевропейское искусство Нового времени: музыка, театр, живопись, скульптура, архитектура. Характеристика стилей эпохи: классицизм, барокко, рококо, сентиментализм.

Литература

Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. В 3 т. М., 2007.

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 1985.

Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. В 2-х кн. Кн.2.– СПб., 2003.

Культурология. / Под ред. Проф. Г.В. Драча. Ростов н/Д, 2003.

Культурология. История мировой культуры. / Под ред. проф. А.Н. Марковой. М., 2001.

Очерки по истории мировой культуры. М., 1997.

Радугин А.А. Культурология. – М., 1996.


Тема 15. Западноевропейская культура Нового времени (XIX в.)

Основные черты XIX в. Достижение науки и техники. Социокультурная ситуация ХIХ в. Французская революция и ее влияние на культуру. Интеллектуализация, секуляризация, индивидуализм в европейской культуре ХIХ в.

Романтизм как новое направление в культуре. Разнонаправленность романтических исканий. Литература романтиков. Идеи романтизма в музыкальном искусстве, живописи и театре.

Критический реализм как отражение динамики общественного развития. Художественная культура и выдающиеся деятели. Реализм и романтизм: соотношение художественных методов.

Художественный поиск и направления в искусстве второй половины ХIХ в.

Литература

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 1985.

Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. В 2-х кн. Кн.2.– СПб., 2003.

Культурология. / Под ред. Проф. Г.В. Драча. Ростов н/Д, 2003.

Культурология. История мировой культуры. / Под ред. проф. А.Н. Марковой. М., 2001.

Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М., 1987.

Очерки по истории мировой культуры. М., 1997.

Радугин А.А. Культурология. – М., 1996.


Тема 16. Западная культура ХХ в.

Контрастное начало века. Основные идеи, концепции, ценности. Этапы развития западной культуры ХХ в.

Мозаичность направлений в культуре ХХ в. и ее истоки. Характеристика основных направлений и их представителей. Скоротечность течений в искусстве и политическое развитие страны. Новые формы и материалы в художественной культуре. Изобразительное искусство и архитектура. Поиски и находки литературы и театра (Брехт и новая драматургия, театр абсурда и др.). Кино и его мастера. От джаза к року: особенности развития музыки ХХ в.

Художественная практика второй половины века. Взаимоотношение традиционной и современной культуры. Перенос и трансформация европейских черт в культуре США. Типологические черты западной культуры. Распространение ценностей западной культуры в мире. Проблема культурной унификации на современном Западе.

Литература

Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. В 2-х кн. Кн.2.– СПб., 2003.

Культурология. / Под ред. Проф. Г.В. Драча. Ростов н/Д, 2003.

Культурология. История мировой культуры. / Под ред. проф. А.Н. Марковой. М., 2001.

Культурология. ХХ век: антология. М.,1995.

Культурология. XX век. Энциклопедия. В 2-х т.СПб.,1998.

Левикова С.И. Молодежная субкультура. М., 2004.

Маньковская Н.Б. Париж со змеями: введение в эстетику постмодернизма. М., 1995.


Тема 17. Место и роль России в мировой культуре

Особенности и характерные черты русской культуры. Дискуссии о сущности и путях развития русской культуры. Западническая и славянофильская интерпретация своеобразия русской культуры. Особый тип русской культуры в трактовке «евразийства».

Основные этапы развития русской культуры. Культура Древней и средневековой Руси. Синтез язычества и христианства. Монголо-татрское нашествие и проблема «обрыва» естественного историко-культурного процесса в русских землях. Трактовка смены цивилизаций в концепции Л.Н. Гумилев. Система ценностных ориентаций в русской культуре ХIV-XVI вв. Место идеи самодержавия в культуре Московского царства.

Русская культура в период нового времени. Смена внешних культурных ориентиров. Переходный характер русской культуры XVII в. Проблема культурного заимствования и адаптации иной культурной традиции в XVIII в. Противоречивость процесса европеизации. Расцвет русской культуры в XIX веке: европейские и традиционные элементы в культуре. Национальные черты в художественной культуре XIX – нач.ХХ вв.

Октябрьская революция и судьбы российской культуры. Вклад культуры русской эмиграции в мировое наследие. Культура советского общества: достижения и потери.

История русской и мировой художественной культуры. Противоречивость современного культурного процесса. Россия в общемировом культурном диалоге.

Литература

^ Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. В 2 ч. М., 2002.

Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. Практикум по истории русской культуры: Х-ХХ вв.: Учебное пособие для студ. вузов. М., 2002.

Долгов В.В. Краткий очерк истории русской культуры. Ижевск, 2001.

Культурология. / Под ред. Проф. Г.В. Драча. Ростов н/Д, 2003.

Культурология. История мировой культуры. / Под ред. проф. А.Н. Марковой. М., 2001.

Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. В 2-х кн. Кн.2. СПб., 2003.

Лихачев Д.С. Русская культура в современном мире // Лихачев Д.С. Об интеллигенции. Сб. статей. СПб, 1997.

Очерки по истории мировой культуры. М., 1997.

Российская цивилизация: учебное пособие для вузов. / Под общ. ред. М.П. Мчедлова. М., 2003.

Странности динамики культуры и цивилизации в современной России.
СПб, 2002.


Раздел III. Актуальные проблемы современной культуры

Тема 18. Основные тенденции развития современной культуры

Современная социокультурная ситуация как итог развития культуры в ХХ веке. Воинственность ХХ века. Мировые войны и крушение гуманистических идеалов. Развитие техники – развитие возможностей человека и революция в мышлении. Ускорение событий, оперативность информации и влияние на культуру человечества. Современные отечественные и западные мыслители о современной культуре.

Социально-психологические и философские предпосылки формирования интегративного типа культуры ХХ в.: множественность культур, направлений, школ, стилей, течений. Современная художественная культура. Постмодернизм: понятие и содержание.

«Информационная» цивилизация: глобальный кризис или новый этап в развитии. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Место человека в современной культуре.

Литература

Борев Ю.В. Художественная культура ХХ века. М., 2007.

Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.

Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. В 2-х кн. Кн.2. СПб., 2003.

Культурология. / Под ред. Проф. Г.В. Драча. Ростов н/Д, 2003.

Культурология. История мировой культуры. / Под ред. проф. А.Н. Марковой. М., 2001.

Культурология. ХХ век: антология. М.,1995.

Культурология. XX век. Энциклопедия. В 2-х т. СПб.,1998.

Левикова С.И. Молодежная субкультура. М., 2004.

Маньковская Н.Б. Париж со змеями: введение в эстетику постмодернизма. М., 1995.


Тема 19. Культура и глобальные проблемы современности

Проблема выживания земной цивилизации: экология природы и экология человека. Экономический рост и его пределы. Неравномерность развития на основе индустриализации.

Цена научно-технического прогресса. Экологический риск и дестабилизация мирового сообщества. Эра информационного общества и ее противоречия. Политический, экономический дисбаланс современного мира в условиях глобализации и проблема международного терроризма.

Формирование новой социально-культурной стратификации населения и господство общих стереотипов и параметров поведения.

Современная цивилизация и судьбы мировой культуры. Глобальные проблемы человечества и глобальные проблемы в самом человеке. Трансформация индивидуальной культуры, проблема «нового гуманизма». Преодоление раскола культур, столкновения цивилизаций.

Литература

Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. В 2-х кн. Кн.2.– СПб., 2003.

Культурология. / Под ред. Проф. Г.В. Драча. Ростов н/Д, 2003.

Культурология. История мировой культуры. / Под ред. проф. А.Н. Марковой. М., 2001.

Культурология. ХХ век: антология. М.,1995.

Культурология. XX век. Энциклопедия. В 2-х т. СПб.,1998.

Левикова С.И. Молодежная субкультура. М., 2004.

Сухарев Ю.А. Глобализация и культура. М., 1999.


^ 7. Программа практических (семинарских) занятий

На семинарские занятия выносятся темы особо актуальные в современной социокультурной ситуации. Поэтому занятия проходят в форме дискуссии, в ходе которой обсуждаются вынесенные на практическое занятие вопросы. В конце занятий проводится работа по анализу проблемных ситуаций по ведущим сюжетам. Два практических занятия (темы 5,6) проходят в форме организации студенческих исследований и анализа проделанной работы.


Тема 3. Культура и человек

План занятия:

1. Человек как творение и творец культуры.

2. Ценностная природа культуры. Культура как система ценностей. Культурные ценности и нормы, культурные традиции.

3. Человек как субъект культуры. Диалектика общечеловеческого, национально-этнического и индивидуального в культуре.

4. Культурная картина мира и культурная самоидентичность. Проблема культурной модернизации.

5. Культура и личность. Понятия «социализация» и «инкультурация». Роль социальных институтов культуры. Проблема личностного начала в динамике культуры.

^ Цель занятия: Составить представление о взаимодействии культуры и человека на различных уровнях его бытия.

Задачи:

1)проанализировать понятия творчество, выявить его сущностные критерии в и значимость в культуре;

2)рассмотреть природу ценностей, соотнести ценности, нормы и традиции в культуре;

3)проанализировать многоуровневость бытия человека как субъекта культуры;

4)рассмотреть проблему личностного начала в культуре, роль общественной среды и самоидентичности.


Литература

Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989.

Кон И. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., 1989.

Культурология. Практикум: Учебное пособие. М., 2006.

Культурология: Учебное пособие для студентов вузов. Ростов н/Д, 2003.

Полищук В.И. Культурология. М., 1998.

Садохин А.П. Теория и практика межкультурной коммуникации. М., 2004.

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности. Тбилиси, 1984.

Человек и культура. Индивидуальность в истории культуры. М., 1990.

Фромм Э. Человек для себя. М., 1992.

Тема 5. Прикладная культурология. Специфика социологических исследований культуры

План занятия:

В начале занятия студенты получают задание, на основе изученного на лекции материала о специфике методики и техники социологических исследований культуры, составить план собственного исследования: сформулировать тему, обозначить объект исследования, цель, задачи, гипотезу, методы исследования и составить опросник. Студенты делятся на группы (2-3 человека), получают примерный список тем для социсследований культуры:

1. Интересы и предпочтения воткинских студентов (преподавателей, школьников старших классов, пенсионеров и т.д. – по выбору студента) в культуре.

2. Материально-техническая оснащенность труда воткинских библиотекарей (преподавателей вузов, учителей …и т.д. – по выбору).

3. Культурный уровень воткинских студентов (учителей, библиотечных работников … и т.д. – по выбору).

4. Проблемы национальной культуры в зеркале прессы (по материалам контент-анализа публикаций газеты «Комсомольская правда», «Труд», «Воткинские вести» … и т.д. – по выбору).

5. Молодой рабочий: вчера, сегодня (сравнительный анализ культурной жизни в дни молодости старых рабочих и молодых, работающих на ГПО «Воткинский завод»).

6. Кино и зритель (на конкретном примере; напр., «Современный японский триллер и восприятие его студенческой аудиторией).

7. Степень распространения среди современной молодежи различных суеверий и мистики.

8. Кинопотребности современной молодежи.

9. Влияние пропаганды секса и насилия в современной России на детей (подростков).

10. Культурная группа (по выбору студента): генезис, сущность, признаки.

11. Социальный портрет работников культуры и образования (преподавателей, культработников, художников, музыкантов и т.д. – по выбору).

12. Спрос и предложение в книжном магазине.

13. Отдел критики в научном (или художественном) журнале. Опыт контент-анализа.

14. Актуальная культура группы (по выбору студента).

15. Интернет в системе культуры.

16. Кинорепертуар и зрительская аудитория кинофильмов в г. Воткинске.

17. Проблемы культуры на страницах журнала «…» (по выбору). Опыт контент-анализа.

Список тем составлялся с таким расчетом, чтобы студенты могли проявить максимальную самостоятельность, овладевая навыками научного поиска и представить результаты для обсуждения на семинарском занятии. Данный список является примерным и может варьироваться с учетом реальной культурной ситуации в регионе, а также с учетом интересов самих студентов.

В конце занятия студенты предъявляют результаты своей работы для просмотра, и далее должны будут осуществлять свои исследования на практике (в зависимости от выбранного объекта исследования).

^ Цель занятия: На практике рассмотреть проблемное поле и методику социсследований культуры.

Задачи:

1)ознакомиться с возможностями социсследований культуры и особенностями сбора информации для социокультурного анализа;

2)научиться составлять вопросы для исследования, работающие на раскрытие темы, учитывающие специфику социсследований культуры.

Литература:

Карцева Л.В., Шабалина Ю.В. Социология культуры. М., 2007.

Коган Л.Н. Социология культуры. Екатеринбург, 1992.

Культурная деятельность: Опыт социологического исследования. М., 1981.

Культурология. Практикум: Учебное пособие. М., 2006.

Левикова С.И. Молодежная субкультура. М., 2004.

Методология изучения общественного мнения: зарубежный опыт. М., 1989.

Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973.

Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М., 1972.

Шалак В.И. Современный контент-анализ. Приложения в области: политологии, психологии, социологии, культурологии, экономики, рекламы. М., 2004.

Тема 6. Социологические исследования по проблемам культуры

План занятия: На данном практическом занятии студенты выступают с результатами проведенных социсследований, озвучивая все этапы осуществленной работы и акцентируя внимание на выводы своего исследования. Затем проводится коллективное обсуждение каждой групповой работы. Выявляются плюсы и минусы, раскрытость темы, спорные вопросы.

В конце занятия подводятся итоги, актуальность обозначенной тематики.

^ Цель занятия: На основе анализа собранного материала получить представление о специфике социсследований культуры и современной социокультурной ситуации, на примере выбранных тем.

Задачи:

1)ознакомиться с полученными, в ходе социсследований культуры, результами;

2)проанализировать полученную информацию и причины, сложившейся в ходе исследований, социокультурной картины;

3)оценить возможность регулятивных мер в отношении сложившейся социокультурной картины исследований, перспективы применения полученных результатов.

Тема 8. Межкультурная коммуникация

План занятия:

  1. Понятие и основные теории межкультурной коммуникации. Взгляды этнопсихолингвистики на проблемы межкультурной коммуникации.

  2. Виды межкультурной коммуникации. Особенности акта коммуникации.

  3. Проблема понимания в межкультурной коммуникации. Соотношение языка и культуры.

  4. Стереотипы и предрассудки в межкультурной коммуникации. Межкультурная толерантность.


^ Цель занятия: Определить особенности межкультурной коммуникации и ее роли в развитии общества и культуры.

Задачи:

1)рассмотреть историю возникновения межкультурной коммуникации как научного направления;

2)выявить основные характеристики и проблемы межкультурной коммуникации;

3)рассмотреть проблемы взаимодействия языка и культуры в процессе межкультурной коммуникации.

Литература

^ Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации. М., 2002.

Иконникова Н.К. Современные западные концепции межкультурной коммуникации (модели индивидуального поведения в ситуациии контакта культур). М., 1994.

Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: повседневные практики. СПб, 2000.

Лингвокогнитивные проблемы межкультурной коммуникации. М., 1997.

Маслова В.А. Лингвокультурология. М., 2004.

Оболенская Ю.Л. Художественный перевод и межкультурная коммуникация. М., 2006.

Персикова Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура. М., 2002.

Садохин А.П. Теория и практика межкультурной коммуникации. М., 2004.

Ситарам К.С., Когделл Р.Т. Основы межкультурной коммуникации // Человек. – 1992. – №2-5.

Современные проблемы межкультурных коммуникаций.
Сб. ст. СПб., 2005.

Холл Э. Как понять иностранца без слов. М., 1995.

Этнопсихолингвистические аспекты преподавания иностранных языков. М., 1996.


Тема 10. Элитарная и массовая культура

План занятия:

  1. Понятие элитарной культуры, ее сущность.

  2. Основные черты и функции массовой культуры. Соотношение понятий: народная, популярная, массовая культура.

  3. Мифологемы массовой культуры (культурный герой в кино и рекламе, проблема имиджа).

  4. Уровни массовой культуры. «Бульварная литература»: понятие и содержание. Китч в искусстве: его границы и проявление.

  5. Взаимодействие массовой и элитарной культур.

^ Цель занятия: Составить представление об особенностях элитарной и массовой культур, и их соотношении в современной социокультурной ситуации.

Задачи:

1)ознакомиться с историей феноменов массовой и элитарных культур;

2)проанализировать основные черты и функции массовой и элитарной культуры;

3)выявить возможные пути пересечения этих культур и перспективы их дальнейшего развития.

Литература

^ Аблеев С.Р., Кузьминская С.И. Массовая культура современного общества: теоретический анализ и практические выводы // http://www.roerich.com/aipe/russian/ims

Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1993.

^ Быкова Э.В. Культура народная, элитарная и массовая // http://avt.miem.edu.ru/Kafedra/KT/Publik

Культурология. История мировой культуры. / Под ред. проф. А.Н. Марковой. М., 2001.

Культурология. Практикум: Учебное пособие. М., 2006.

Левикова С.И. Молодежная субкультура. М., 2004.

Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб., 2000.

Ортега - и- Гассет Х. Восстание масс. Дегуманизация искусства// Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.

Радугин А.А. Культурология. М., 1996.

Семенов В.Л. Массовая культура в современном мире. СПб., 1991.

Шестаков В.В. Мифология ХХ века. М., 1988.

Человек и общество. (Культурология). Словарь-справочник. Ростов н/Д., 1996.


^ 8. Программа самостоятельной работы студента

Контрольные вопросы для дополнительного анализа изучаемого материала:

  1. В чем состоят социально-исторические, духовные и внутринаучные предпосылки возникновения культурологии как научной дисциплины?

  2. Какова специфика анализ культуры в системе философских категорий: культурное бытие, пространство и время культуры?

  3. История культуры как история материально-практического взаимодействия с природой.

  4. Современная парадигма отношения к природе.

  5. Специфика представлений о природе в различных феноменах культуры.

  6. В чем особенность социоцентрических концепций культуры?

  7. Как вы трактуете понятия «культурное» и «общественное» бытие?

  8. В чем проявляется влияние культуры на экономические достижения государств и народов?

  9. Согласны ли Вы с точкой зрения К.Маркса о том, что именно сложившиеся экономические отношения предопределяют доминирующую культурную систему в обществе? Обоснуйте свой ответ.

  10. В чем особенность антропологических концепций культуры?

  11. Специфика диалога в различных феноменах культуры.

  12. Чем, на ваш взгляд, объясняется многообразие языков культур?

  13. Какие дисциплины занимаются изучением проблемы межкультурной коммуникации?

  14. Какие модели коммуникации вы знаете?

  15. По каким основаниям происходит выделение типов культуры?

  16. Общая характеристика первобытного искусства и знания.

  17. Шумеро-вавилонская культура.

  18. Миропонимание и художественная практика древневосточных цивилизаций (Месопотамия, Египет).

  19. Художественная практика древнекитайской культуры.

  20. Художественная практика древнеиндийской культуры.

  21. Буддизм и его культурное влияние.

  22. Каковы, на ваш взгляд, точки соприкосновения западного и восточного типов культуры?

  23. Боги в жизни греков античного мира.

  24. Почему именно в условиях классической Греции формируется понятие человек-гражданин?

  25. Сравните культуру Древней Греции и Рима, выявив общие и особенные черты.

  26. Материальные, социальные и духовные основы культуры западноевропейского средневековья.

  27. Европейские университеты средневековья и их роль в западноевропейской культуре.

  28. Гуманистические идеи эпохи итальянского Возрождения.

  29. Идеологи Северного Возрождения.

  30. От чего зависит выживание цивилизации?

  31. Знания, литература и художественная культура Западной Европы XVII в.

  32. Почему М.Вебер считал протестантизм одним из основных факторов развития капиталистических отношений на Западе?

  33. Идеология и идеологи западноевропейского Просвещения.

  34. Художественная культура Западной Европы первой половины XIX в.

  35. Художественная культура Западной Европы второй половины XIX – начала ХХ в.

  36. Социокультурная ситуация Западной Европы ХХ в.

  37. Выдающиеся деятели западной художественной культуры ХХ в.

  38. Культура Древней и Средневековой Руси.

  39. Культура Византии и ее влияние на культурные традиции Руси.

  40. Русская культура в начале нового времени.

  41. Русская культура первой половины XIX в.

  42. Русская культура второй половины XIX – начала ХХ в.

  43. Идеологические задачи и художественно творчество 1920-х годов.

  44. Культура русской пореволюционной эмиграции.

  45. Социалистический реализм и его реализация в культуре 1930-1950-х гг.

  46. Официальное и неофициальное пространство советской культуры 1950-1980-х гг.

  47. Поиск смысла и новой функции культуры в современном российском обществе.

  48. Исторический путь православия в России.

  49. Русский тип культуры, на ваш взгляд, несет в себе больше черт восточного или западного типа культуры? Или он самобытен?

  50. Социокультурный кризис – явление современной России или общемировая ситуация?

  51. Тоталитаризм и культура.

  52. Традиционная культура и культура современных цивилизованных стран.

  53. Как вам видится решение современной проблемы столкновения цивилизаций?

  54. Современные западные культурологические теории.

  55. Культурологические теории в России XIX – ХХ вв.

  56. В чем проявляется взаимосвязь культуры и экономики?

  57. Раскройте понятия экономика культуры и экономическая культура.


^ 9. Темы контрольных работ

Предложенные темы могут корректироваться с учетом интересов студентов.

  1. Культура и экономика.

  2. Богатство и деньги как культурные ценности.

  3. Социо-культурный сервис и туризм.

  4. Бенчмаркинг в сфере культуры.

  5. Частно-государственное партнерство в сфере культуры.

  6. Город как воплощение системного единства культуры и экономики.

  7. Роль менталитета в культуре и экономике.

  8. Маркетинг творческих индустрий.

  9. Экономика информационных рынков.

  10. Экономика кино.

  11. Экономика индустрий модной одежды.

  12. Театральная индустрия в мировых столицах.

  13. Роль историко-культурных традиций в экономической культуре.

  14. Культура и особенности организации маркетинга в фирмах Востока и Запада.

  15. Экономическая важность культуры для локальных, региональных и национальных экономик в эпоху глобализации.

  16. Влияние культуры на экономику России.

  17. Экономика культуры и культура экономики.



^ 10. Учебно-методические материалы

Основная литература:

Культурология. / Под ред. Проф. Г.В. Драча. Ростов н/Д, 2003.

Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Культурология. Теория культуры. М., 2004.


Дополнительная литература:

Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. В 2 ч. М., 2002.

Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. Практикум по истории русской культуры: Х-ХХ вв.: Учебное пособие для студ. вузов. М., 2002.

Борев Ю.В. Художественная культура ХХ века. М., 2007.

Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. В 3 т. М., 2007.

Долгов В.В. Краткий очерк истории русской культуры. Ижевск, 2001.

Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. В 2-х кн. СПб., 2003.

Каган М.С. Философия культуры. СПб.,1996.

Карцева Л.В., Шабалина Ю.В. Социология культуры. М., 2007.

Коган Л.Н. Социология культуры. Екатеринбург,1992.

Коган Л.Н. Теория культуры. Екатеринбург,1993.

Культурология. История мировой культуры. / Под ред. проф. А.Н. Марковой. М., 2001.

Культурология. Практикум: Учебное пособие. М., 2006.

Культурология. ХХ век: антология. М.,1995.

Культурология. XX век. Энциклопедия. В 2-х т. СПб.,1998.

Левикова С.И. Молодежная субкультура. М., 2004.

Лихачев Д.С. Русская культура в современном мире // Лихачев Д.С. Об интеллигенции. Сб. статей. СПб, 1997.

Лотман Ю.М. Избран.ст. в 3-х т. Таллин,1992-93.

Малюга Ю.Я. Культурология. М., 1999.

Маньковская Н.Б. Париж со змеями: введение в эстетику постмодернизма. М., 1995.

Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М.,1989.

Маслова В.А. Лингвокультурология. М., 2004.

Оболенская Ю.Л. Художественный перевод и межкультурная коммуникация. М., 2006.

Петрухинцев Н.Н. ХХ лекций по истории мировой культуры. М., 2001.

Полищук В.И. Культурология. М., 1998.

Постмодернизм и культура. М., 1991.

Самосознание европейской культуры ХХ века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в совр. об-ве. М.,1991.

Словарь культуры ХХ века. М.,1997.

Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М.,1992.

Радугин А.А. Культурология. М., 1996.

Российская цивилизация: учебное пособие для вузов. / Под общ. ред. М.П. Мчедлова. М., 2003.

Садохин А.П. Теория и практика межкультурной коммуникации. М., 2004

Сапронов П.А. Культурология: курс лекций по теории и истории культуры. СПб., 2001.

Странности динамики культуры и цивилизации в современной России.
СПб, 2002.

Сухарев Ю.А. Глобализация и культура. М., 1999.

Философия культуры: становление и развитие. СПб,1998.

Человек и общество. (Культурология). Словарь-справочник. Ростов н/Д., 1996.

Шалак В.И. Современный контент-анализ. Приложения в области: политологии, психологии, социологии, культурологии, экономики, рекламы. М., 2004.


Интернет-ресурсы:

http://www.philosophy.ru/library – Библиотека электронных текстов, где можно найти классические работы, таких авторов как М.М. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса), Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере, Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна, Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс, и др., так и работы современных авторов по анализу культуры ХХ века (Бычков В.В., Бычкова Л. ХХ век: предельные метаморфозы культуры; Бычков В.В. Художественная культура XX века Маньковская Н.Б. "Париж со змеями" (Введение в эстетику постмодернизма). Там же можно посмотреть «Культурологический словарь» и электронную версию 2-х т.: Культурология. ХХ век: Энциклопедия.

http://yanko.lib.ru – в разделе библиотеки – «культурология»: тексты учебников по культурологии и литература.

ido.edu.ru/ffec/ (Культурология) – электронный учебник по курсу «Культурология» (авт.: Дорогова Л.Н., Пыханов Ю.В. и др.) от Федерального фонда учебных курсов на портале Института Дистанц. Образования.

countries.ru – сайт «Библиотека по культурологии». Библиотека содержит культуроведческий справочник по теории и истории культуры, биографии культурологов, религиоведов и социологов, тексты по истории и культуре древних цивилизаций, античности, средних веков, Возрождения, Нового времени. Рассматриваются также вопросы, касающиеся самой науки культурологии.

http://kulturolog.narod.ru/ – научно-популярный сайт о культуре. Публикации статей на актуальные проблемы и темы современной культуры.

ortlib.narod.ru – страничка «Теория и история культуры в персоналиях» на сайте "Православный библиотекарь". Сведения о более чем 200 персоналиях.

artclassic.edu.ru – коллекция материалов по теме «Мировая художественная культура»  на Российском общеобразовательном портале.

http://www.hischool.ru – сайт Высшей школы культурологии Московского госуд. ун-та культуры и искусств (раздел – Наши публикации ( работы современных культурологов).


kultura-portal.ru  "Культура-Портал" – актуальная информация о значительных событиях в культурной жизни общества. Там же см. электронную версию газеты "Культура" – свежий номер, архив (1998-2006), поиск.

allru.net  – Каталог ресурсов (Архитектура, История, Литература, Фотография, Философия, Студии, Искусство, Музеи, Живопись, Новости, Театры, Поэзия, Библиотеки, Религия, Мода). 


^ 11. Контролирующие материалы


В соответствие с учебным планом по дисциплине «Культурология» итоговым контролем знаний и умений студентов является зачет.


Текущий контроль проводится в форме устных и письменных опросов студентов по пройденному материалу, бесед и дискуссий на семинарских занятиях.


Зачет считается сданным, если студент понимает специфику культурологического знания, разбирается в сущности культуры, закономерностях ее развития и функционирования; знает основные понятия культурологии, исторические и региональные типы культуры, их динамику, основные достижения в различных областях культурной практики, развитие культуры в ХХ веке.


^

Зачетные вопросы по курсу «Культурология»





  1. Культурология в системе гуманитарного знания.

  2. Теоретическая и прикладная культурология.

  3. Методы культурологических исследований.

  4. Культура, ее структура и функции.

  5. Культура и природа: проблема единства и противоречия.

  6. Система «культура – общество».

  7. Культура и цивилизация. Основные подходы к проблеме.

  8. Культура и личность.

  9. Человек как субъект культуры.

  10. Морфология и функции культуры.

  11. Становление и развитие культуры: культурогенез, динамика культуры.

  12. Традиции и новации в культуре.

  13. Диалогическая природа культуры

  14. Актуальная культура.

  15. Культура как информационно-семиотическая система.

  16. Межкультурная коммуникация.

  17. Роль языка в происхождении и развитии культуры.

  18. Художественная культура и ее специфика.

  19. Типология культур.

  20. Этническая и национальная культура.

  21. Элитарная и массовая культура: многоообразие подходов.

  22. Историческая типология культур: глобальная и локальные культуры.

  23. Особенности первобытной культуры.

  24. Общая характеристика культуры древневосточных цивилизаций.

  25. Арабская культура и ее своеобразие.

  26. Античность как тип культуры.

  27. Западноевропейская культура в эпоху средневековья и Возрождения.

  28. Культура народов Северной, Центральной и Южной Америки.

  29. Западноевропейская культура в период Нового времени (XVII-XVIIIв.).

  30. Западноевропейская культура в период Нового времени (XIX в. ).

  31. Западная культура ХХ в.: общая характеристика, основные направления в художественной культуре.

  32. Восточный тип культуры.

  33. Западный тип культуры.

  34. Культура Древней и Средневековой Руси.

  35. Русская культура XVII– XVIII вв.

  36. Русская культура XIX – нач. ХХ в.

  37. Культура советского общества: основные этапы и их характеристика.

  38. Место и роль России в мировой культуре.

  39. Особенности и противоречия современной культуры.

  40. Культура и глобальные проблемы современности.

12. Основное оборудование по дисциплине.

Курс предполагает использование видео- и аудиозаписей в виде мультимедиа презентаций. Необходимое оборудование – мультимедиа проектор, экран, ноутбук.






Скачать 370.45 Kb.
оставить комментарий
Дата29.09.2011
Размер370.45 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх