Мы говорили, что разруха смутного времени за 30 лет была преодолена, и к середине столетия экономическое развитие России выровнялось, хотя конечно было не без icon

Мы говорили, что разруха смутного времени за 30 лет была преодолена, и к середине столетия экономическое развитие России выровнялось, хотя конечно было не без


Смотрите также:
Причины и сущность. Смутного времени в России....
У контролю, читательская самостоятельность на уроке была невостребованной...
Впрошлый раз мы говорили о некоторых проблемах, касающихся развития СССР в 20-30 годы...
Люди и события. Смутного времени на Руси....
А. Т. Твардовский ( «По праву памяти») Литература 20 столетия характеризуется разнообразием тем...
Греция показала пример России...
Е этих лет, говорили, что молодежь уже не помнит героическое начало. Язащищался...
Каменный век Кавказа...
Возрождение россии наш путь...
В. П. Шуйский Долгосрочные сценарии внешнеэкономической...
Убийство, определившее историю ХХ века...
Судьбы в произведении...



Загрузка...
скачать
История 17.10.05.

Мы говорили, что разруха смутного времени за 30 лет была преодолена, и к середине столетия экономическое развитие России выровнялось, хотя конечно было не без проблем, о чем мы будем говорить.

Так же мы говорили, что в это время Россия переживала очень интересный качественный переход от сословно- представительной монархии к монархии абсолютной.

К вопросу о церковном расколе.

С одной стороны положение церкви было стабильным, её роль в жизни общества достаточно велика, но вместе с тем она не была едина. Но не надо из этого делать вывод, что в России была настоящая война внутри церкви или война между церковью и государством. Такого в отличие от некоторых европейских стран у нас не было.

Но церковная реформа Никона, которая потом проводилась царем, по сути, не меняла содержания, не меняла качества церкви, а меняли лишь формы. Хотя раскольниками ( старообрядцами) это было принято как изменение каких- то качественных существенных моментов, отсюда и такой широкий раскол, который в 17 веке вовлек в себя самые разные социальные слои общества. В целом никоновской реформе противостояло немало людей.

Но это не ослабило церковь. И её экономическое могущество по-прежнему было достаточно стабильным.


^ 2. Г. Социальная борьба в 17 веке


Наряду с этим страна переживала ещё ряд проблем. В частности проблему, которая связана с социальной борьбой.

Социальные движения были на Руси всегда.

Наступившая в 17 веке после смутного времени стабильность была относительной, потому что его даже назвали «бунташным» веком, хотя первых Романовых называли «тишайшими».

«Бунташным» этот 17 век назвали не случайно, потому что его середина была ознаменована целым рядом крупных городских восстаний. Скажем о самых ярких и интересных.

В целом начало 17 века было ознаменовано страшным голодом, разрухой, различными кризисами и вызванной этим смутой, затем было избрание Романовых и череда этих бунтов – 1648, 50, 52, 66, наконец, война Степана Разина и так далее. Затем были никоновские реформы, вызвавшие раскол.

То есть наша страна вообще часто переживала разные потрясения вызванные разными проблемами. И в истории нашей стране вообще очень редко можно найти продолжительный спокойный период нашего развития. Это характерно и для истории многих других стран в мире.

Чем же характеризуется эта социальная борьба, на которой мы должны сейчас остановиться. Или этот сюжет ещё можно обозначить как «городские восстания 17 столетия». Потому что действительно в первую очередь эти восстания были городскими.

^ Во время преодоления экономического кризиса после смутного времени в 30-50 годы 17 века крупные восстания в России случились не менее чем в 30 городах. Но впереди ещё были более значимые восстания.


Так, например, знаменитый соляной бунт в Москве 1648 год.

Причиной была наша извечная проблема – катастрофическая нехватка средств в казне. В то время чтобы поправить это положение была проведена финансовая реформа, в частности глава тогдашнего правительства (глава приказа) боярин Морозов решил пополнить государственную казну, заменив прямые налоги косвенными. Косвенные налоги означают повышение цен.

И в 1646 году дополнительной пошлиной была обложена соль, цены на которую резко выросли. Соль – необходимая составляющая жизни человека того времени, так как в основном заготавливали продукты се сами, то есть делались соленья, вяление, копчение, выпекание хлеба и так далее. А соль и так в то время стоила дорого. И такое резкое ( в 4 раза и более) повышение цен на соль вызывало волну недовольства посадского населения. Учитывая это недовольство, в 1647 году этот соляной налог отменяют, но доходы в казну нужно восстанавливать, и эти косвенные налоги заменяют прямыми. То есть рост налогов вызывает очередное недовольство, в результате чего летом 1648 года в Москве вспыхивает восстание. Действительно обстановка была напряженной, люди не желали мириться с подобной ситуацией и 1 июня 1648 году москвичи захотели подать царю челобитную, где было изложено их недовольство. Но на разгон толпы были призваны стрельцы и восстание было подавлено. На следующий день восставшим удалось ворваться в Кремль. Они снова хотели подать челобитную, они хотели получить тех, кто затеял такую несуразную реформу. И в результате этих выступлений горожан совершались погромы многих дворянских усадеб. Это восстание было подавлено, хотя Плещеева, начальника земского приказа повстанцы смогли достать и убить.

Особенность этого восстания было то, что в его ходе сложился союз посадских людей, стрельцов и дворян. То есть в едином порыве, в единых целях сошлись такие разные сословия, как простые горожане, дворяне и стрельцы, что показывает, что проблемы у них были общие. Это очень важный фактор, который показывает единение народа в определенной ситуации.


Такой соляной бунт произошел не только в Москве. Ещё в ряде хорошо развитых ремесленных центров - в Козлове, Курске, Воронеже и в других городах – подобные бунты и восстания тоже случались. Вся эта социальная нестабильность показывала, что решать проблему наполнения казны подобным образом нельзя, но несуразности случались и впредь.


Буквально через два года в 1650 году вспыхивает новое крупное восстание – на это раз на северо-западе – во Пскове и Новгороде. Повод всё тот же – резкое повышение цен. На этот раз цены повысили на хлеб, потребление которого в сложившейся ситуации населением было сокращено. Цены на хлеб повысили потому, что увеличили поставки зерна в Швецию, что было сделано согласно обязательствам России. Дело было в том, что земли Приладожья и Приневья часто переходили из рук в руки – то к Швеции, то к России. И в очередной раз, когда русские земли Приневья и Приладожья были в руках шведов, уставшее русское население этих земель стало уходить, в результате собрать налоги с этих земель теперь шведы не могут, а территории завоевываются именно с целью собирания доходов с этой земли. В силу этих обстоятельство Россия была вынуждена увеличить в Швецию поставки зерна, что привело к резкому удорожанию хлеба в первую очередь во Пскове и Новгороде.

Восстания во Пскове и в Новгороде были очень серьезными. Например во Пскове горожане свергнув царскую администрацию, полгода удерживали власть в своих руках, и вообще не подчинялись царской администрации. Управление города было организовано иначе, к нему пришли демократические слои города ключи от города и тому подобное – всё находилось в руках новоизбранных делегатов от населения – то есть, учитывая такую стойкость псковичей, правительство после нескольких месяцев осады города, вынуждено было её снять и дать прощение всем восставшим.

^ В Новгороде ситуация развивалась аналогично.

Эти два восстания показывают умение людей отстоять свои права, в определенном смысле показывают их непокорность.

Кстати в исторической литературе конца 19 века очень часто превалировала точки зрения либералов, которая заключалась в том, что народные массы в России всегда были покорны и послушны. Но эти примеры показывают обратное. Хотя конечно народные массы в России было терпеливы, но когда терпение заканчивалось, народ открыто выражал свое мнение.

Следующее крупное выступление случилось в 1662году. это был знаменитый медный бунт в Москве. Ситуация была почти анекдотична. И этот бунт был опять следствием попытки решить финансовый вопрос и увеличить поступление в государственную казну.

Во внешней политике России 17 века главными были русско-польские и русско-шведские войны. И в результате очередной из этих войн, на которые ушли около 67% всех средств из государственной казны, государственная казна опустела, и страна в очередной раз испытывала финансовые затруднения.

И чтобы справится с этими финансовыми затруднениями в 1654 году было придумано следующее - вместо серебряных монет стали чеканить медные, а налоги продолжали собирать серебряными. Это быстро приводит к тому, что население оказывается неплатежеспособным. Откуда брать серебро, если те же стрельцы жалование получают медью. Население возмутилось. В июле по набатному колоколу простые горожане, стрельцы и другие жители Москвы двинулись к летней резиденции царя в Коломенское и потребовали им выдать авторов этой реформы.

Алексей Михайлович поступил хитро – с одной стороны он вступил в переговоры с народом, с другой стороны он приказал стрельцам разогнать нарушителей покоя. Народ разогнали, но и чеканить медные деньги прекратили.


В 1666 году вспыхивает очередное восстание. Оно было уже другого характера и было связано с тем, как карательные отряды возвращали беглых людей.

Мы говорили, что по Соборному уложению 1649 года сыск беглых объявлялся бессрочным. Но если прежде сами владельцы искали своих сбежавших крестьян, то теперь сыском занималась государственная власть, у которой для этого были специальные карательные отряды. И та жестокость, с которой действовали карательные отряды в поисках беглых, возмутило казачество, и летом 1666 года в Дона в центр двинулся отряд примерно в 500 человек во главе которого стоял казачий атаман Василий Ус. Численность отряда Василия Уса постоянно росла, потому что к нему примыкали многие недовольные политикой, которая проводилась в стране, ростом налогов и так далее.

Тысячи крестьян, поднявшись на эту борьбу, показали, что в стране растет и шириться антифеодальный протест. Тут крестьяне уже понимали, что их свобода полностью уничтожена, что подтверждало незадолго до этого принятое законодательство.

Отряды Василия Уса, которые всё время увеличивались, дошли до Тулы, а потом повернули обратно на Дон.

Итак. Можно считать, что это выступление Василия Уса было преддверием более серьезного выступления, которое вскоре состоялось под руководством Степана Разина.


Восстание Степана Разина.

В исторической литературе можно прочесть, что это восстание или что это крестьянская война. Мнение ученых по этому поводу расходятся.

В дореволюционный период это выступление чаще всего называли восстанием, в советской историографии – крестьянской войной, как считает профессор ист. факультета университета Алексеев, это можно сделать с большой натяжкой, хотя это выступление и несет в себе некоторые элементы войны, элементы организации.

Итак, вначале 70-х годов 17 века начинаются крупные восстания в южных районах России, где земли по Дону и другим южным рекам были заняты казачеством.

Главной особенностью положения казаков было то, что их основной задачей было оборонять южные рубежи государства. Прежде всего, от крымского хана, за которым стояла могущественная Османская империя, что усиливало угрозу, исходившую из этого региона, а кроме того существовала ещё мощная Нагайская орда.

Власть умышлено не распространяла крепостничество на южные районы. Потому что здесь нужны были свободные люди, которые и могли бы охранять южные границы государства. Поскольку у государства не хватало денег для оплаты казакам за службу, то казачество само искало себе средства для пропитания. Основным таким средством были знаменитые «походы за зипунами». (Зипун – это теплая долгополая верхняя одежда) . это были походы за добычей, то есть грабительские. Грабили казаки всех подряд – и иноземные, и государственные, и купеческие караваны и свои – важно было получить добычу. Иногда казаки ходили «за зипунами» и через Каспийское море и через Волгу и в Персию. Правительство запрещало проводить такие грабительские походы, чем казачество было недовольно.

И один такой «поход за зипунами» 1670 года перерос в крестьянскую войну. Во главе восставших встал донской казак Степан Разин. Родом он был из станицы Зимовейская на Дону, (откуда родом и Емельян Пугачев, который возглавил подобное восстание ещё через 100 лет). Это восстание (или война, не в этом суть) охватило широкую территорию и вовлекло самые различные слои населения. Здесь помимо казачества были крестьяне, часть дворян и некоторые другие сословия. Кроме того, здесь был пестрый национальный состав, потому что эти районы изначально многонациональные. Ведь народы Поволжья – это и мордва, и татары, и чуваши и многие другие народы.

Весной 1670 года восставшие овладели Царицыным, вначале лета – Астраханью, а затем решили двинуться вверх по Волге. ^ Основной целью восставших был захват Москвы. После неудачи под Симбирском в сентябре 1670 года повстанцы были разбиты правительственными войсками. Несмотря на то, что повстанцев было немало, силы были неравны – правительственные войска были лучше вооружены и организованы.

Сам Разин уходит на Дон, но в феврале 1671 года он был предан и схвачен зажиточными казаками и выдан правительству. ^ 6 июля 1671 года Степана Разина казнили в Москве на Красной площади.

После смерти Разина восстание прекратилось не сразу, отдельные очаги восстания ещё тлели, но оно безусловно, пошло на спад. Хотя и в 1673 и в 1675 годах на Дону ещё действовали отдельные повстанческие отряды.

^ Причинами поражения восстания стали:

стихийность, отсутствие четких целей борьбы, разобщенность этих целей (каждое сословие преследовало свои цели, не объединенные общей программой), плохое вооружение, недостаточная организация восставших. Ещё восстание носило царистский характер. Оно не шло против царя, а шло против помещиков, чиновников, но за царя.


Так можно охарактеризовать социальную борьбу в России в 17 веке.


^ 3. Внешняя политика российского государства.


3.А. освободительная борьба белорусского и украинского народа

против Польши воссоединение Украины с Россией


Хотя вышеописанные движения не в полной мере характеризуют всё то, что происходило тогда в русских землях, потому что наряду с этими событиями в других русских землях, которые теперь были в составе другого государства – Речи Посполитой шла настоящая освободительная война.

Переходим к проблеме внешней политики.

Вспомним о том, что ещё в 1569 году между Великим княжеством Литовским и Польшей была заключена Люблинская уния, согласно которой было образовано новое государство Речь Посполитая. В её состав вошли и те обширные русские земли, которые входили в состав княжества Литовского. С этого времени на бывшие древнерусские, (земли будущих Белоруссии и Украины) обрушился дополнительный гнет.

В самой Польше положение крестьян было одним из самых тяжелых и польская шляхта, пришедшая на русские земли, подобное положение распространила и на русских крестьян. В рамках этого большого государства земли будущей Белоруссии подчинялись непосредственно Литве, а земли будущей Украины – непосредственно Польше.

Притеснения литовских магнатов и польской шляхты привели к ухудшению положения крестьян – серьезен был гнет как социально- экономический так национальный и религиозный.

Польские паны игнорировали культуру местного населения, попирали обычаи, традиции и православие. Будучи даже в составе Литвы, русские земли оставались православными, русская церковь подчинялась Москве. Теперь же была взята ориентация на запад, и населению стали навязывать новую религию. Был заключен союз с католической церковью и появляется новая униатская церковь. Эту униатскую церковь народ очень долго не принимал вплоть до убийства католического священника Кунцевича в Витебске, за которое папа Римский приказал казнить сто православных христиан.

Население в городах стало объединяться вокруг православных храмов в братства, которые издавали специальную литературу, где говорилось об общности судеб восточно-славянских народов и так далее.

Итак, можно говорить, что эти братства, издавая подобную литературу, таким образом вели идеологическую подготовку освободительной войны.

Кроме того, была и та сила, которая стала ядром этой вооруженной освободительной борьбы.

Прежде чем эта борьба началась повсеместно, мы можем видеть разрозненные крестьянские и казацкие восстания. Эти восстания были со стороны белорусов против литовцев и со стороны украинцев против польской шляхты.

В 1638 году поляки подавили очередное восстание, после чего наступает 10 лет затишья, которое поляки даже назвали «Золотое десятилетие». Но это было затишье перед бурей, потому что очередное восстание, начавшееся в мае 1648 года вылилось в настоящую войну. Во главе этой освободительной борьбы находился Богдан Михайлович Хмельницкий, у которого были и личные счеты с поляками (поляки разграбили и сожгли его хутор, убили жену и насмерть засекли 10 летнего сына).

Главной силой этой борьбы за освобождение стала ^ Запорожская сечь.

Запорожская сечь была своеобразной казацкой республикой. Казачество и в целом было устроено достаточно демократично. И в Запорожской сечи все главные вопросы жизни казачества решались сообща на казачьем кругу, который выбирал Старшину (то есть совет), а старшина выбирали атамана. Здесь тоже было социальное неравенство, но именно казачество Запорожской сечи… у него, кстати были весьма своеобразные отношения с Польшей: с одной стороны Польша казаков боялась, с другой стороны она в них нуждалась, так как использовала казаков для собственной обороны от того же Крымского хана, за спиной которого стояла Османская империя. То есть, было какое- то казачество (донское и так далее) которое несло пограничную службу в пользу России, а запорожская сечь в определенном смысле обороняла от посягательств Польшу. Те казаки, что несли пограничную службу полякам, назывались реестровыми. За службу полякам казаки получали жалование.

Итак, в мае 1648 года начинается очередное восстание, которое переросло в войну.

Военные действия обычно развивались весной и летом. (все места сражений посмотрите в учебниках и на картах). Поляки на первых этапах войны одерживали победы например летом 1609 года состоялась битва казаков с поляками у Збарова. Это была знаменитая збаровская битва, где в плен попал сам польский король. В результате был заключен договор между Хмельницким и поляками и польский король был вынужден признать Хмельницкого гетманом Левобережной части Украины.

Власть польской шляхты была ограничена так же в трех воеводствах, которые были расположены по левому берегу Днепра Киевское, Черниговское и Врацлавское воеводства. Кроме того, устанавливалась реестровая численность казаков в 40.000 человек.

Конечно, эти условия Збаровского мирного договора не решали всех проблем, которые стояли перед казачеством и украинским народом, но, тем не менее, это был уже какой-то шаг вперед. Хотя и начальные периоды, и особенно последующие периоды войны, когда казачество вместе с украинским крестьянством всё чаще терпело поражение показывали, что одним казакам и крестьянам с Польшей не справиться. И тогда они стали обращаться за помощью к Москве. Мы уже говорили о той специальной литератур, которую издавали в городах православные братства, где они говорили об общности судеб, о неразрывности этих судеб, и таким образом имели ввиду, что Россия и в данной ситуации не должна быть оторвана от проблем, которые переживало здесь восточно- славянское население и должна помочь – одним словом все сходились на том, что надо обращаться к России за помощью. На эти призывы Россия откликнулась не сразу. На то были свои причины. С одной стороны у самой России были очень сложные отношения с Польшей – было ещё много нерешенных проблем и это не позволяло сразу откликнуться на призывы о помощи.

А, кроме того, у России не было уверенности в силах восставших. Но, в конце концов, в октябре 1653 земский собор в Москве принимает решение о воссоединении Украины с Россией. Но это ещё было решение не окончательное.

На Украину отправляется делегация во главе с Бутурлиным. И вот там, на Украине ^ 8 января 1654 года Переяславская Рада принимает решение о воссоединении левобережной Украины с Россией. То есть последнее слово было за Переяславской Радой, то есть за самими украинцами. И речь тогда действительно шла о воссоединении, потому что некогда это было единое древнерусское государство, но в ходе сложившихся обстоятельств значительная часть западных русских земель оказалась в составе Литвы. Теперь одна из этих частей возвращалась в состав России.

Левобережная Украина вошла в состав России на автономных началах, то есть во многом сохранила свою самостоятельность. Украинское крестьянство было закрепощено только спустя сто с лишним лет в конце 18 века Екатериной Второй.

А пока точки соприкосновения левобережной Украины и России оговаривались в целом ряде статей (договоров). Они заключались достаточно часто и были названы либо по месту их заключения (например, Глуховские) или по времени (мартовские и так далее). С каждым новым договором самостоятельность Украины уменьшалась, так как этого требует абсолютизм, который крепнет в России (тенденция к этому наметилась ещё в 17 веке, а во времена Петра абсолютизм окреп и упрочил свои позиции). Например, в последней четверти 18 века Екатерина отменяет на Украине гетманство (то есть исчезает автономия Украины) и закрепощает украинское крестьянство.

Вхождение левобережной Украины в состав России вызвало на самой Украине неоднозначную реакцию – были и за и против (некоторые гетманы и властьимущие и впоследствии посматривали на запад).

Когда польская шляхта вынуждена была уйти из левобережной Украины, на эти земли пришли русские феодалы. Можно сказать, что социально- экономический гнет поляков сменился на социально- экономический гнет русских помещиков, но украинцы со стороны русских не испытывали религиозного и национального гнета, как это было при поляках. Так как русские и украинцы – народы, близкие по культуре, по духу и по религии.


^ 3. Б Отношения с западными и южными соседями


отношения с западными соседями.

Главными в этой проблеме были отношения России с Польшей и Швецией.

В середине 17 века основными задачами внешней политики России становятся:

- на западе и северо-западе – возвращение потерянных в смутное время земель;

- на юге – это давняя проблема, связанная с обеспечение безопасности границ государства. Крымский хан порой вел себя нагло – совершая свои набеги на русские земли, он брал в плен тысячи русских и украинцев и уводил в плен, то есть в рабство.


Речь Посполитая. Швеция.

В 30-х годах наконец складывается в России благоприятная обстановка для борьбы с Речью Посполитой за возвращение Смоленска. Так как между Польшей и Турцией обострились отношения, и кроме того в Европе шла 30- летняя война, что давало России возможность избежать помощи Речи Посполитой со стороны других европейских государств. В декабре 1632 года Смоленск был осажден русскими войсками. Во главе русских войск стоял боярин Шеин. Осада длилась 8 месяцев, была тяжелая, в конце концов русские были окружены поляками и Шеин вынужден был сдаться, что считалось преступлением. За это он впоследствии будет казнен.

^ В июле 1634 года был заключен Полиновский мирный договор. Польше вернули все города, захваченные в ходе этой войны, и у них по-прежнему оставался Смоленск. То есть результаты были отрицательные. Хотя польский королевич Владислав 4 отказался от своих прежних претензий на русский трон.


Новое военное столкновение между Польшей и Россией начинается в 1654 году. Поначалу Смоленск был взят Россией и ещё 30 городов (прежде всего в восточной Белоруссии). В это же время в Польшу вторгаются шведы, (у которых с Польшей были сложные отношения и частые военные столкновения) Шведы заняли в Польше значительную территорию.

Вскоре (в 1656 году) и Россия начинает войну со Швецией. Это было на территории Прибалтики. Русские подошли к Риге, но осада оказалась неудачной. Затем война шла на территориях вокруг Невы, был взят Ниеншанц, который имел большое торговое и военно-стратегическое значение и для шведов был очень важен.

Одновременно в 1656 году Россия заключила перемирие с Речью Посполитой.

И со Швецией Россия заключает перемирие, а впоследствии в 1661 году – мир, по которому в очередной раз всё балтийское побережье остается у шведов.

Перемирие с Польшей было прервано, и война шла с переменным успехом. Она была специфической приняла затяжной характер и военные действия то затихали, то возобновлялись. В итоге в 1667 году всё закончилось подписанием перемирия на 13,5 лет - Андрусовское перемирие, - по которому России возвращали Смоленск и все земли к востоку от Днепра. (Знаменитый «вечный мир» был заключен уже при Софье в 1686 году. Вечным его называли потому, что он закреплял за Россией Киев на вечные времена.)

южные соседи.

Окончание войны с Польшей позволило России активно противостоять Османской империи и в частности крымскому хану.

Ещё в 1637 году донским казакам удалось овладеть турецкой крепостью Азовом, но удержать самостоятельно они её не смогли, а русские не могли оказать им в это время помощь.

В 1677 – 81 годах велась русско-крымско-османская война. То есть Россия воевала и с Крымским ханством и с Османской империей. Эта война была весьма тяжелая. В ходе этой войны турки попытались захватить крепость Чигерин - крепость в правобережной Украине – но не смогли.

И в конце концов было заключено очередное перемирие. Оно называлось Бахчисарайским и заключалось сроком на 20 лет. По нему Турция признавала право России на Киев, а земли между Днепром и Бугом объявлялись нейтральными.

Теперь опять вспомним о «вечном мире» между Польшей и Россией 1686 года. По нему Россия, заключив этот вечный мир с Польшей, одновременно принимала на себя обязательство в союзе с Польшей, Австрией и Венецией выступать против Крыма и Турции. На данном этапе это было в интересах самой России, так как России было важно получить выход в Черное море, чего не давали сделать Крымское ханство и Османская империя.

Как раз задача выхода в Черное море и явилась причиной двух походов князя Голицына в Крым. Первый поход состоялся в 1687 году. На него было затрачено много средств, но в конце похода татары подожгли степь. Кроме того, русским не хватало фуража, продовольствия, боеприпасов, из-за дальности перехода войска устали. И результат похода был нулевой.

Второй поход состоялся в 1689 году (в 1682 году на трон заступил 10- летний Петр Алексеевич, но всеми делами пока командовала Софья, и 1689 год – год свержения Софьи). Снова Голицын ведет русские войска в Крым. Войско было огромным – 100.000 человек. Армия дошла до Перекопа. Но преодолеть перекоп – последний рубеж русская армия не смогла, так как армия к этому времени обессилела.

Итоги внешней политики 17 века.

Таким образом, задачи, которые стояли перед страной – получение выхода к Балтийскому и Черному морям оставалась не выполнена и так и осталась главной задачей 18 века.

Если в целом говорить о внешней политике и об итогах этой политики в 17 веке, то присоединение к России старинных русских земель было достаточно логичным и справедливым, но этот процесс нельзя идеализировать, потому что отношение царского правительства к Украине и Белоруссии хотя и не было таким как со стороны Польши и Литвы, но крестьяне, в конце концов, так же попали в зависимость. А в конце тех разделов Польши, которые последовали в 18 веке, польский народ будет лишен своей государственности.


^ В. присоединение Сибири и Дальнего Востока.


Этот сюжет внешней политики связан с проблемами на востоке, с проблемами за Уралом.

Прежде чем говорить о присоединении этих обширных просторов, надо вспомнить, кто там проживал.

Проживали здесь очень многие народы и национальности, которые находились на разных ступенях развития. Народы крайнего севера в сравнении с народами южной Сибири были совершенно на разных уровнях развития. Народы крайнего севера были на уровне первобытнообщинного строя (они на нем останутся даже в 19 веке).

Вот некоторые из народов: по Оби и склонам Урала жили манси и ханты

Отступление:

Наш город сделал для развития этих народов очень много. Ещё в царское время - во второй половине 19 века создавалась письменность для народов Поволжья, которые её не имели. В 20 веке в советское время создавалась письменность для многочисленных народов крайнего севера и Дальнего востока. Именно лингвисты нашего горда сыграли здесь большую роль – именно они составляли азбуки для этих народов. Кроме того при нашем педагогическом институте имени Герцена – сейчас это педагогический университет – в советские годы был открыт факультет «народы крайнего севера», благодаря которому очень многие народы из Сибири получали высшее образование, получали необходимые специальности и возвращались домой.

Далее, возвращаясь к 17 веку. Эти народы – манси и ханты занимались промыслами. Манси занимались охотой, ханты – рыбной ловлей – занимались тем, чем возможно было заниматься в условиях их проживания.

В северной тундре жили ненцы, энцы и многие другие народы. В северной тундре главным хозяйственным занятием было оленеводство.

От Енисея до Охотского моря жили эвенки ( их ещё называют тунгусы). Их основное занятие – охота на пушного зверя и рыбная ловля. У них, как и у вышеназванных народов господствующим был ещё родоплеменной строй. ( Для сравнения в это же время в Европе – уже абсолютистская монархия).

На юге Сибири (в верховьях Енисея) жили предки хакасов.

^ Якуты и буряты были наиболее многочисленными народами Сибири. Якуты занимали среднее течение реки Лена. Они занимались скотоводством, ремеслами. Якуты в отличие от других народов севера уже знали обработку металла. Для них было характерно имущественное неравенство.

Во главе племен стояли племенные вожди. Эти люди были облечены всей полнотой властью. Здесь было очень много зависимых людей, было много рабов.

Буряты жили у Ангары и Байкала. Главным их занятием было скотоводство. Кроме того, буряты были замечательными мастерами чеканки по металлу. Что касается бурятов, то по сравнению с вышеназванными народами они были уже на пути к классовому обществу. То есть в своем общественно – экономическом и социально- экономическом развитии они стояли выше некоторых других народов.

В 30-40 годы 17 века якуты и буряты добровольно принимают подданство России.

В Приамурье жили племена дауров, нанайцев, удэгейцев и нивхов. Народ нивхи жил на Сахалине. Все эти народы занимались земледелием.

На Чукотке и на Камчатке жили ительмены, коряки, чукчи и другие народы. Ительмены, коряки и чукчи в 17 столетии жили ещё как в каменном веке, вели первобытный образ жизни, не знали железа.

В связи с конкретными климатическими географическими и природно-климатическими условиями эти племена были заторможены в своем развитии. На этом примере видно, что географический фактор очень существенен, он очень заметно влияет на развитие человечества.

Итак, начинается продвижение русских в Сибирь.

Вспомним, что ещё в конце 16 века Урал перешел Ермак со своей экспедицией и наладил взаимоотношения Западной Сибири и России, и тогда уже в начале 80 годов 16 века в Западной Сибири стали строить крепости – остроги. Но этот поход ещё не привел к присоединению Сибири, а вот первопроходцы 17 века как раз к этому и привели.

С учетом того, что край обширен, дорог нет, непроходимая тайга численность коренного населения этого края в 17 веке составляла всего около 150.000 человек (а численность переселенцев только к концу 17 века - 350.000 тысяч).

Первопроходцами Сибири были те же казаки (Ермак и последующие отряды), предприниматели и охотники на пушного зверя, который в изобилии водился в сибирской тайге. Именно они строили небольшие крепости и устанавливали свои порядки здесь. Так был основаны были города Енисейск и Якутск. И уже из Якутска на парусных судах отправлялись по реке Лене и выходили к Ледовитому океану.

Летом 1648 года одной из экспедиций руководил Семен Дежнев, который так же был казаком. Отряд был небольшой – 90 казаков по реке Колыме двинулись на восток и достигли восточной оконечности материка. Это событие осталось в памяти, так как мыс, на котором они побывали, носит имя семена Дежнева. То есть Дежнев впервые прошел пролив, разделяющий два материка – Азию и Америку.

На тот момент это открытие Дежнева о проливе было мало известно.

^ В 1645-46 годах из Якутска на Амур в поход отправился отряд служилых людей под руководством Василия Пояркова. После похода его участники рассказали много интересного о новых землях и о новых народах.

^ В 1649-53 годов снова из Якутска (своеобразной базы для первопроходцев) на Амур отправилась экспедиция под руководством Ерофея Хабарова. Его именем названы поселок «Ерофей Павлович» и город Хабаровск. Его экспедиция закрепила за Россией Приамурье. Там в ходе экспедиции строились русские укрепления – остроги – которые населялись служилыми людьми.

С середины 17 века Приамурье стало заселяться казаками и крестьянами. Из Китая, который был в это время захвачен маньчжурскими феодалами, было направлено в Приамурье большое войско, которое захватило часть тех земель, которые уже были освоены русскими. То есть на этих территориях русскими ещё пришлось вступать в противоборство с китайцами.

Россия не могла достойно противостоять китайцам, так как эта территория была очень далека от европейской часть России, нет путей сообщения, по которым можно было бы быстро перекинуть необходимые силы и отстоять то, что было прежде завоевано.

Но в 1689 году в Нерчинске был заключен русско-китайский договор, по которому очень своеобразно определялась граница, она фактически осталась неопределенной, что приводило к частым конфликтам между русскими и китайцами. Этот договор предусматривал (и это было актуально) правила торговли между Россией и Китаем.

^ В конце 17 века к России была присоединена Камчатка. Так же в конце этого столетия были открыты Сахалин и Курилы.

Подвиг русских первопроходцев в 17 веке не меньше чем подвига мореплавателей, открывающих новые страны. Для нашей истории 17 век – век великих географических открытий.

Значение присоединения Сибири:

Все эти походы русских привели к тому, что необъятные просторы Сибири, крайнего севера и дальнего востока вошли в состав России. Таким образом, в очень короткий срок территория России намного выросла. Эти присоединенные территории во много раз превышали собственную территорию России до этого. Царь назначал теперь туда своих воевод, что делалась с целью – чтобы эти воеводы наладили сбор налогов, которые как правило собирали пушниной. Пушнина – очень ценный товар, который актуален для внутренней торговли, и ещё более актуален для внешней.

Вместе с тем в Сибирь пришли и крестьяне, что важно, потому что пришедшие крестьяне принесли с сбой свое умения. А по уровню своего развития русские крестьяне были выше чем коренное население Сибири. То есть именно с тех пор в Сибири начинает активно развиваться земледелие. Если в 17 веке хлеб в Сибирь привозили, то после освоения, вскоре многие сибирские земли были распаханы и Сибирь сама начала давать стране хлеб.

Кроме того, здесь активно стали развиваться ремесла, а сибирские остроги, которые поначалу строились как места сбора дани с местных народов, места укрепления, стали постепенно превращаться в города.

Таким образом, Сибирь постепенно включилась в экономическую жизнь России.

Кроме того, важное значение приход русских имел для коренного населения Сибири не только в экономике, но и в культурном отношении эти самобытные народы стали активно развиваться. ( См выше в «отступлении» пример о письменности)

Важно было также то, что в Сибири прекратились междоусобные войны, которые были характерно особенно для южных районов Сибири.

Негативные последствия - это то, что народы Сибири были обложены данью, хотя и прежде они находились в подчиненном положении по отношению к своим вождям и простое население и до русских испытывало какой-то социальный гнет. Но возможно после присоединения Сибири, её народы в ряде районов этот гнет ощутили более полно.


^ 4. Русская культура в 17 веке.

Общие тенденции.

Мы уже говорили о разных аспектах жизни государства 17 века и отмечали, что где-то государство было на перепутье, происходили и глубокие качественные изменения (в частности развитие российской государственности)

Подобные качественные изменения можно отметить и в области культуры.

В какой-то степени культура тоже находилась на перепутье, и в частности это перепутье заключалось в том, что в области культуры в обществе совершался настоящий переворот: наблюдается переход от древнерусской культуры к культуре нового времени. Это важное обстоятельство повлияло на все аспекты развития культуры.

Академик Панченко, занимающийся историей культуры, на примере литературы показывает истоки культурного феномена 17 столетия. Этот феномен, прежде всего, заключается в обращении к человеку. Эта главная тема (проблема) пронизывает все аспекты культуры, и кроме того обращение к человеку свидетельствует о том, что культура становится светской, а не такой религиозной какой она была прежде.

Панченко ещё отмечал, что в смуту, например, словесность была практически свободна от запретов, от правительственной и церковной культуры и контроля. И таким образом писатели в этой тяжелое смутное время обладали достаточной свободой. и более того все деятели культуры (и писатели в том числе) обладали правом идеологического выбора, что в свою очередь отразилось на развитии русской культуры, которая всё боле становится светской.

Хотя фольклор не потерял своей значимости, но всё более развивается литература, развиваются научные знания. Этому помогает и развитие просвещения, и книгопечатание и тому подобное.


Развитие просвещения и распространение научных знаний в 17 веке.

Прежде всего, вырастает количество грамотных. (Грамотными считаются те, кто умеет читать и писать). Школы были в городах ив селах. Грамоте учились и дети, и порой, взрослые.

Известны следующие данные:

- среди посадского населения (среди простых горожан) число грамотных в среднем составляло 40%. Для 17 века это хороший показатель.

- среди купцов этот уровень был выше и составлял 96%

- среди помещиков уровень грамотности составлял меньше – 65%

Видимо это было связано с тем, что у помещиков были управляющие, а купцы сами занимались своими делами.

Развивалась деловая письменность, причем не только в Приказах, но вотчинах и в земских учреждениях.

Несмотря на появление книгопечатания, по-прежнему, широко были распространены рукописные книги.

Кроме рукописных книг лично для царя с 1621 года стали создавать рукописную газету, которая называлась «Куранты». Как правило, в ней говорилось об иностранных новостях. То есть эти иностранные новости собирались из разных источников, переводились и подавались царю в этой газете.

Но печатной продукции становилось все больше. Так, в первой половине 17 века было издано более 200 книг различных названий. Частные лица стали собирать библиотеки. Кроме того, в 1672году (через более 100 лет после начала книгопечатания в России) в Москве была открыта первая книжная лавка.

Хоть тиражи были и небольшие, и число книг было невелико, но книгопечатание позволяло издавать книги массовыми тиражами, что было особенно актуально в отношении учебных пособий. Например, в 1634 году впервые в России, в Москве был опубликован печатный букварь, автором которого был Василий Бурцев. Букварь пользовался огромной популярностью. Его издавали неоднократно – тиражи были по тем временам огромными – достигали 2.400 экземпляров. Цена была доступна – 1 копейка.

Итак, во второй половине 17 века Печатный двор выпустил уже более 300.000 букварей.

^ В 1642 году впервые была издана «Грамматика», автором которой был Смотрицкий. Эта грамматика, содержащая правила русского языка, пользовалась не меньшей популярностью, чем букварь.

Впервые в 1682 году в стране была напечатана таблица умножения. Называлась она «Считание удобное».

В конце столетия появляется уже иллюстрированный букварь, автором которого считался Корион Истомин. Он тоже был очень популярен.

И многие другие книги публиковались для обучения людей в школах.


В 17 веке были организованы замечательные школы. Например, в 1665 году в ^ Заиконоспасском монастыре была открыта школа для подьячих. Подьячий – это помощник дьяка – чиновника часто возглавлявшего приказ.

В 1680 году была открыта школа при Печатном дворе.

В 1687 году было открыто первое в России высшее учебное заведение – знаменитая Славяно-греко-латинская академия. Первоначально это было училище, позднее была преобразована в Академию. Руководили этой академией греки – братья Лихуды Иоанникий и Софроний. Они сами до этого получили образование в университетах Италии. Эта академия была для свободных людей. Готовили здесь и священнослужителей и лиц для гражданской службы чиновников государственной службы.

Что касается научных знаний, то они, как правило, носили прикладной характер, то есть ещё не было теоретического осмысления и попыток привести научные знания в единую систему. Эти практические знания вырабатывались в процессе конкретной практической деятельности.

Необходимо отметить, что большую роль в распространении научных знаний в России играла иностранная литература, потому что переводились не только публицистические и художественные произведения, но и большое количество научных книг. Например, анатомические знания чаще всего черпались из переводной литературы, хотя в России было немало лечебников, травников, составленных русскими авторами. Вообще в России существовал аптекарский приказ. При нем тогда обучали медицине стрельцов, которые затем отправлялись в свои отряды для «лечьбы ратных людей». Стрельцов обучали уже по известным книгам, например популярна была фармокопея. Автором которой был Иван …?Кринициптов?…(точная фамилия не найдена, написано по слуху). В 1696 году составлен не менее известный лечебник архиепископом Афанасием. В этом лечебнике не только описывались болезни, о которых знали, но и указывались средства, которые могли болезнь побороть.

Что касается точных наук, то знания по ним черпали из известного в ту пору «^ Устава ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки», составленного в 1621 году. Он содержал в себе различные сведения по математике, по физике, возможно по геометрии, химии и так далее.

Многие научные достижения, открытые в Европе, очень скоро становились известны и в России. Например, в Голландии в 1608 году была изобретена подзорная труба. Уже в 1614 году подзорная труба использовалась в русской армии для наводки артиллерийских орудий. Накапливались так же знания об окружающей природе и мире – то есть астрономические, географические и другие знания.

В середине 17 века в России стали известны сочинения Коперника, что замечательно.

Но все эти знания были известны малому числу людей, а основная масса населения жила прежними представлениями о мироздании.

Что касается географической науки, то мы говорили, что 17 век – это век географических открытий и вышеперечисленные экспедиции привели не только к присоединению огромных территорий к России, а к тому, что были уточнены представления о своей территории, то есть в области географии было сделано огромное количество открытий. И не только географических. В меру возможностей людей, которые этим занимались изучалась и природа Сибири, Дальнего востока и так далее, изучался животный мир, изучались народы, которые сильно отличались от народов, населяющих европейскую часть государства – очень много самых разнообразных знаний принесли эти первооткрыватели из своих экспедиций.

В результате стало возможным составить новые карты, которые назывались чертежами. На рубеже 16-17 века была составлена карта Русского государства, которая называлась «Большой чертеж», она не сохранилась. Затем были новые карты. Особенно интересной была «Чертежная книга Сибири», опубликованная в 1701 году, автор которой был Ремезов. Хотя она была опубликована вначале 18 века, но в ней был отражен материал, собранный в 17 веке. Этот материал объединил материалы всех многочисленных экспедиций – Дежнева, Пояркова, Хабарова и многие другие сведения. В России были известны и географические сведения о зарубежных странах. Эти сведения, как правило, собирались нашими посольствами, которые находились в тех или иных странах. Так, в 17 веке в Россию много сведений пришло о Китае, и это благодаря посольству Петлина, который работал в Китае.

Надо сказать, что этими огромными научными запасами, собранными российскими первооткрывателями и учеными, пользовались и западноевропейскими учеными.

Серьезные достижения наблюдаются и в исторических знаниях, так как в 17 веке начали разрушаться прежние формы исторических сочинений – летописи. Теперь появляются настоящие исторические произведения, то есть настоящие монографические исследования. Первым таким исследованием является книга украинского ученого Иннокентия Гизеля, которая называлась «Синопсис». «Синопсис» дает описание русской истории с древнейших времен до 70 годов 17 столетия. Синопсис был популярен, выдержал до 30 изданий. Фактически на протяжении всего 18 века был основным учебником русской истории.


Теперь можно перейти к литературе, и о том новом, что здесь появилось

Но надо помнить, что начало 17 века – это смутное время со всеми его трагичными страницами было отражено в литературе, и прежде всего в публицистическом жанре.

^ Публицистика на протяжении всего 17 века развивалась очень активно. Она была пронизана идеями о единстве страны, о необходимости защиты отечества от внешнего врага, идеями укреплении царской власти и тому подобное. В литературе даже пытались объяснить и причины смутного времени.

Общественно- политическая жизнь страны второй половины 17 века так же нашла отражение в публицистике. Здесь, прежде всего, актуален трактат, автором которого является Крижанич «Политика». В первую очередь Крижанич говорит о необходимости защиты самодержавной власти, (что так же подчеркивает, что Россия качественно меняет свою государственность – показывает эволюцию России к абсолютистской монархии).

В литературе 17 века также нашли отражения события, связанные с церковным расколом. Об этом в первую очередь сочинение протопопа Аввакума – талантливого писателя. Он оставил описание своей жизни, которое так и называется «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Это житие, по сути, остросюжетное произведение, где говорится о преданности идеалам древнерусской жизни и о неприятии латинской новизны.

В литературе 17 века активно развиваются и новые жанры.

Первый: бытовая реалистическая повесть.

В бытовой реалистической повести главными героями становятся простые люди. Широко известными повестями этого жанра были «Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о горе - злосчастии» и так далее.

Второй: сатирическая повесть. Сатирическая повесть критикует и высмеивает разные стороны жизни. Самыми знаменитыми работами в этом жанре были «Повесть о бражнике», «Калязинская челобитная» и некоторые другие.

В основном в то время эти повести был направлены на критику быта церковников – говорилось о лицемерии, о стяжательстве, о пьянстве и так далее. Часто объектом сатиры становится несправедливый суд и так далее.

Можно говорить и об отдельных ярких литературных деятелях, которыми отличился 17 век. В первую очередь это белорусский просветитель Симеон Полоцкий.

Он был приглашен в Москву для воспитания царских детей. В 1678-79 году было опубликовано два сборника стихов – первый «Вертоград многоцветный», второй – «Рифмалагион». Это яркий представитель нового стиля барокко в литературе.

Стихи в стиле барокко тяжеловесны, помпезны, пышны, нарядны и так далее. К этому же стилю можно отнести поэта конца 17 века ^ Сильвестра Медведева. А так же Кориона Истомина, который выпустил иллюстрированный букварь, а кроме этого слагал стихи.

По - прежнему существовала и переводная художественная литература. Но в переводах русских переводчиков переводы мало напоминали оригинал. С одной стороны причиной может быть недостаточно хорошее знание иностранного языка. С другой стороны возможно было желание максимально адаптировать произведение к русской жизни, чтобы оно было понятно. Зачастую эти переводные произведения приобретали сказочный характер, мало походили на реальное произведение.


Теперь об архитектуре и живописи.

В русском зодчестве в 17 веке также происходят большие серьезные изменения. Хотя основными строительными материалами остаются дерево и камень, но камень используется всё больше и чаще. Все чаще используются изразцы, сложный фигурный кирпич, различные декоративные детали, блоки и так далее. В стране очень активно шло каменное строительство, и поэтому ещё в конце 16 века был образован Приказ каменных дел (прообраз нашего строительного министерства).

В 17 веке наблюдается заметное изменение облика русских городов. Мы говорили, что культура меняется, всё более становится светской. И в том числе это проявление светскости, проявление нового времени отразилось и в архитектуре русских городов.

Очень существенно на облик городов повлияло новое законодательство ( соборное уложение 1649 года). Во-первых, белые слободы, что прежде находились в черте города, принадлежавшие боярам и монастырям, теперь слились с основной частью посада.

Во- вторых, впервые появилось так называемое регулярное расположение городских улиц в форме правильной сетки. Прежде такого не было, а теперь это было рекомендовано всем. В 80-егоды был издан специальный указ, по которому не следовало делать деревянных строений вдоль больших (центральных) улиц.

Основными строителями города являлись гости - купцы, то есть наиболее именитые и богатые. Они руководили строительством. Кроме того, в строительстве важную роль играли служилые и посадские люди – они непосредственно работали на строительстве.

Теперь в облике городов стало очень четко заметно размежевание различных социальных слоев. Центр города и его наиболее значимые улицы были заняты людьми, стоящими выше других на социальной лестнице – это дворы знати, дворы чиновного люда и так далее. Отдаленные от центра улицы и дворы принадлежали более бедному простому населению, стоявшему ниже знати на социальной лестнице.

Несмотря на то, что камень постепенно вытеснял деревянное строительство, оно всё-таки не потеряло своей актуальности. Оно продолжало развиваться. И ярким примером развития деревянного зодчества является царский дворец в селе Коломенском, выстроенный в 1667- 78 годах. Он представлял собой чуть ли не целый городок, потому что здесь были богато украшенные окна, дверные проемы, чешуйчатая крыша, многочисленные башенки и гульбища (места для прогулок на открытом воздухе не выходя на улицу). Хоромы были действительно настоящими большими дворцами, потому что зачастую насчитывали огромное количество комнат. Например, известен дворец, где было 270 комнат и 3000 окон.

В деревянном храмовом зодчестве по-прежнему преобладали шатровые здания, но уже немало было и ярусных церквей. Никон почему – то пытался запретить строительство каменных шатровых храмов, хотя именно этот вид церковного зодчества стал преобладать в церковной архитектуре.

В Москве этого времени наиболее яркими архитектурными сооружениями религиозного назначения были церковь Рождества в Путинках, церковь Троицы в Никитниках и Успенская церковь в Угличе, которая имела три шатра. Очень интересная церковь была построена в Троице-Сергиевом монастыре – это церковь Зосимы и Савватия.

В конце 17 века в храмовой архитектуре появляется новый стиль, который назывался барокко. Его называли «московское барокко» или «нарышкинское барокко». Ярким примером этого стиля стала церковь Покрова, которая находилась в Филях.

Помимо храмового зодчества велось активное гражданское строительство. В первую очередь можно говорить о Кремле, так как в 17 веке он был заметно перестроен – были надстроены кремлевские башни, Спасские ворота были приведены в тот вид, в каком мы видим их сегодня. Эти преображенные Спасские ворота создавали парадный въезд в Кремль. На всех башнях Кремля появились шатровые наверши, а до этого там были четырехскатные крыши.

Эти преобразования заметно преобразили Кремль, он стал более интересен с художественной точки зрения, а не только с оборонительной. В целом Кремль теперь представлял собой торжественной ансамбль.

Именно тогда в Кремле меняется внутреннее пространство, появляется теремной дворец, который был построен в 1635 – 36 годах и представлял собой трехэтажное богато украшенное здание.

В 17 веке в России начинает развиваться торгово-промышленное строительство. Это не случайно. Вы помните, что в экономике страны произошли серьезные изменения – появляется крупное (по отношению к ремесленной мастерской) производство – мануфактура. И надо строить здания, где эти мануфактуры будут работать. Кроме того появляются и гостиные дворы (от слова «гость» - крупный купец). Такой гостиный двор был создан в Китай- городе в Москве. Гостиный двор был построен в Архангельске. С архитектурной точки зрения они были замечательные. Например, архангельский гостиный двор вытянулся вдоль на 400 метров. Кроме того, он был окружен высокими каменными башнями, что понятно, потому что Архангельск находится на рубеже государства и для него актуальна проблема защиты (и в частности для гостиного двора), поэтому там были и боевые башни. А внутри было расположено более 200 торговых помещений. То есть этот гостиный двор очень большой.

Живопись

Живопись 17 века тоже развивалась под присмотром церкви, как и прежде. Так же как собор 16 века года жестко регламентировал церковную живопись, так и собор 1667 года в очередной раз регламентировал темы и образы иконописи. А деятельностью живописцев руководила специально созданная для этого Оружейная палата Кремля. Оружейная палата являлась художественным центром страны. В течение 30 лет всё живописное дело в стране возглавлял талантливый художник Симон Ушаков. В творчестве он особое внимание придавал человеческому лицу. И наиболее известными его работами являются «Троица», «Спас нерукотворный», «Насаждение древа государства всероссийского» (на фоне Успенского собора была изображена фигура Ивана Калиты, митрополита времен Ивана Калиты - Петра, поливающих большое дерево, на ветвях которого висели медальоны с портретами всех великих князей и государей).

Помимо сохранений традиции русской живописи украшения храмов фресками и иконами, появлялось новое. В 17 веке стало распространяться фарсунное письмо (портретная живопись). Облик человеческого лица всё более приобретал светский характер. И если вначале 17 века эти портреты чем-то напоминали иконы (лики святых), то во второй половине 17 века они стали гораздо реалистичны.

Театр.

Об этом аспекте развития культуры мы прежде не говорили. В прежние времена было актуально выступление скоморохов (бродячих артистов), которые чаще всего в своих выступлениях обличали зло

И в 17 веке скоморохи тоже выступали перед простым народом, обличали социальное зло. Но с учетом того, как именно они это делали, царская власть не могла не реагировать. И царь Алексей Михайлович стал запрещать эти «позорища» и «хари». «Позорищами» называли спектакли скоморохов, а «харями» – их маски. И за обличение социального зла теперь их стали преследовать.

Но именно при Алексее Михайловиче появляется первый в России театр. Это пока ещё придворный театр, который ублажал государя и его приближенных. Все роли в этом театре исполняли мужчины. В этом театре ставились пьесы классического содержания.

Это ещё не публичный театр. Публичный театр впервые появился только при Петре 1.


Вывод.

Развитие русской культуры и других аспектов жизни России в 17 веке говорит о том, что Россия сделал заметный шаг вперед во всех проявлениях.

в социально- экономическом отношении новое - это мануфактуры;

в государственном отношении – тенденции эволюции к абсолютизму;

только в решении внешнеполитических задач не было таких позитивных результатов как в других областях, так как не была решена задача выхода в Балтийское море и к южным морям, и эти задачи переходили на другое столетие.

Но в целом 17 столетие во многом было позитивным, хотя бы взять рост территории Российского государства благодаря присоединению обширных просторов Сибири, Дальнего востока. То есть, так сложно и страшно для страны начавшийся со смуты 17 век, закончился более или менее спокойно, потому что экономическое развитие, приводившее к складыванию внутреннего рынка, влияло на политическое укрепление, государственная власть окрепла, династический кризис был преодолен. И, несмотря на неудачи во внешней политике всё-таки такой остроты, как была вначале столетия во внешней политике, тоже уже не стало. Страной активно управлял государь, которому помогал достаточно к тому времени широкий государственный аппарат. Активной была и Боярская дума, хотя вскоре она сойдет на «нет». Но в целом государство шло вперед, несмотря на те проблемы, которые были на его пути.

Эта тема почти закончена, но, вступая в 18 век, мы снова обратимся к концу 17 века. Потому что грань этого времени весьма размыта, тем более что Петр 1 начинал свою деятельность с конца предыдущего столетия.


^ Тема: Россия в 18 веке.


Первая четверть 18 века, эпоха Петра Великого.


Несмотря на то, что по времени эта эпоха была небольшая, по деяниям, по масштабности дел, которые вершились в стране, это была целая эпоха.


^ Вопросы к теме.

  1. Реформы Петра 1

  2. Внешняя политика Петра великого.


Сначала небольшой сюжет о приходе Петра к власти.

Будущий великий император Петр 1 родился от брака царя Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной. Это был второй брак царя. От первой жены - Милославской – у него тоже были дети, но вот от Натальи Кирилловны родился 30 мая 1672 года Петр Алексеевич.

^ В 1676 году Алексей Михайлович умирает, оставлялся после себя наследником сына Федора от первого брака. Федор в качестве главы государства был недолго, потому что он умирает уже 1682 году.

И тут вопрос о следующем наследнике престола оказался сложным, потому что следующий сын Алексея Михайловича – Иван - был больным и неспособным к управлению государством (недееспособным).

Поэтому было решено трон передать 10 - летнему, но здоровому и смышленому Петру Алексеевичу. С этим не согласились родственники первой жены - Милославские. В мае 1682 года был специально инспирирован стрелецкий бунт, цель которого была посадить рядом с Петром представителя рода Милославских.

Итак, на троне есть два царя – Иван Алексеевич – больной подросток, и Петр Алексеевич – 10 летний мальчик. Реально всеми делами при них занималась старшая сестра Софья. Софья пыталась проводить какие-то реформы, но ничего особенного при ней сделано не было. Только в 1686 году с Польшей был заключен «вечный мир», о котором упоминалось раньше.

Софье помогал во всех государственных делах её близкий друг – князь Голицын. Ну а пока правила Софья, подрастал Петр. Он рос подвижным и любознательным. Многое в жизни ему было интересно. Он был предоставлен сам себе, обладал достаточно большой свободой, мог запросто на улице играть со своими сверстниками – простолюдинами. Т видимо такое длительное общение со сверстниками дало ему ту необходимую практическую сметку, которая ему неоднократно пригождалась при управлении государством, таково мнение многих историков. Петр имел хороших учителей и овладевал разными ремесленными профессиями. Он знал столярное дело, плотницкое дело, кораблестроение было одним из его любимых дел и многие другие дела. Он знал в жизни многих людей, которые серьезно и глубоко учили, наставляли, образовывали его, в этом ему повезло.

Подросший Петр, поняв то, что старшая сестра Софья хочет сосредоточить всю полноту власти в своих руках, решает Софью свергнуть, что случилось в 1689 году. И можно говорить о том, что в 1689 году «двоевластие» (Петр и Софья), даже «троевластие» (Петр, Иван и Софья) закончилось. А в 1696 году Иван умирает.

Итак, в 1689 году Петр свергает Софью, она была заключена в московском Новодевичьем монастыре, где и скончалась в 1704 году. Можно считать, что Петр становится полновластным государем с 1689 года, несмотря на Ивана, потому что в данном случае Иван - это формальная фигура.

Молодой государь приступает к чрезвычайно активной и всесторонней государственной деятельности. Можно сказать, что он к этому заранее готовился – ещё в подростковом возрасте создавал знаменитые потешные полки семеновский и Преображенский, которые в будущем станут ядром, элитными частями русской профессиональной армии.

Говоря о Петре, ученые дают ему совершенно разные оценки, порой диаметрально противоположные. Известный поэт Волошин пишет о Петре следующее «Великий Петр был первый большевик, замысливший Россию перебросить, склонениям и нравам вопреки за сотни лет за сотни лет в её грядущей дали». Известный историк Анисимов, крупный специалист по 18 веку пишет, что время петровских реформ – это время основания тоталитарного государства,… внедрения в массовое сознания культа сильной личности». То есть Петра можно, по его мнению, так же характеризовать как Сталина. Дальше он пишет, что именно в Петровское время появились бюрократы, система контроля, паспортного режима, фискальства и доносительства.

Мережковский – писатель, мыслитель - говорит, что Петр – первый русский интеллигент.

Солоневич – человек, пострадавший от сталинских репрессий. Потом ему удалось убежать на запад, Где он много писал о русской истории, в частности о Петре Первом, о котором говорит как о личном враге, как об источнике всех бед России, проводит параллели между Петром и Сталиным. Кроме этого Солоневич считает, что Петр труслив и бездарен.

Вот такие оценки разных людей.









Скачать 376,92 Kb.
оставить комментарий
Дата05.10.2012
Размер376,92 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх