Тема опыта icon

Тема опыта


1 чел. помогло.
Загрузка...
скачать
Изобразительное искусство

Тема опыта: «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках изобразительного искусства I, II, III ступеней обучения с учетом возрастных особенностей через систему урочной и внеурочной деятельности».


Автор опыта: Шаховец Ирина Владимировна, учитель изобразительного искусства МОУ «Лицей № 3» г. Старый Оскол.


Рецензенты:

Линник-Ботова С.И., заведующая кафедрой теории и методики воспитания ГОУ ДПО БелРИПКППС, профессор, кандидат педагогических наук.

^ Богун А.Б., старший методист кафедры теории и методики воспитания ГОУ ДПО БелРИПКППС.


Раздел I. Информация об опыте

Условия возникновения, становления опыта

МОУ «Лицей №3» одно из самых старых образовательных учреждений города Старый Оскол. За 37 лет педагогической деятельности учреждения накоплен богатый опыт работы, сложились определенные традиции. Этому способствовало и центральное месторасположение МОУ «Лицей №3»: данное учебное заведение находиться в микрорайоне «Интернациональный». Это помогает ему активно сотрудничать с филиалом городской библиотеки, школой искусств имени Эрденко, краеведческим музеем, Домом культуры и техники «Комсомолец», городским центром культуры и искусств «Горняк», детской музыкальной школой №4, комнатой школьника «Спутник». Контингент учащихся представлен различными социальными слоями. 96% лицеистов посещают городские и внешкольные учреждения дополнительного образования.

Приоритетным направлением деятельности учреждения является совершенствование образовательного процесса на основе авторских и комплексно-целевых программ. С переходом лицея на внедрение авторских и комплексно-целевых программ и связано зарождение данного опыта. Одним из приоритетных направлений наряду с расширенным и углубленным изучением физики, математики, информатики, вводимых спецкурсов: по риторике, МХК, основным ценностям православия, является творческая направленность деятельности учреждения.

Началом работы по теме опыта стало проведение диагностики по определению сформированности уровня творческих способностей обучающихся I, II, III ступеней обучения. Методологическую основу для разработки данного мониторинга составили работы философов: А.А.Мелик-Пашаева, В.С.Библера; педагогов, психологов: Е.В. Бондаревской, П.Степанова, И.Степановой, А.Прихожан, Л.С.Выготского, А.Маслоу , Н.Дереклеевой и И.Ф.Сластенина.


Критерии

Показатели

Начальное звено

Среднее звено

Старшее звено

Личностный рост качеств (отношение к миру, творчеству)

- любознательность

- живость восприятия

-бескорыстие, самоотдача

-стремление преобразовать, изменить окружающий мир

30%

17%

3%

Творческое и эмоциональное отношение к предмету

- отношение к учебе

- отношение к внеклассной работе

-отношение к исследовательской деятельности

60%

40%

12%

Творческая активность Психологические исследования для диагностики творческого участия


-интеллектуальная активность(использование различных техник выполнения работ)

- социальная активность(участие в выставках)

- нестандартность в выполнении работ

- поступление в ВУЗы

9%

27%

3%


По результатам проведенной диагностики (изучения уровня увлеченности предметом) была выявлена необходимость в:

1. Совершенствовании дидактической системы изучения и выявления творческих способностей обучающихся;

2. Применении личностно-ориентированного подхода в обучении на уроках;

3. Учете возрастных особенностей обучающихся;

4. Необходимости использовании индивидуального и дифференцированного подходов в обучении;

5. Интегрировании урочной и внеурочной деятельности.

Определилась целесообразность перехода от традиционной педагогики к инновационной («способностной») дающей возможность учителю решать задачи развития личности, осмыслять преобладающий тип и характер взаимоотношений.

^ Актуальность опыта.

В системе образования существует много противоречий, которые не дают в полной мере раскрыть творческий потенциал ребенка. В первую очередь это связанно с тем, что главное требование образовательной системы – это накопление и усвоение уже готовых знаний, которые не всегда создают условия для самореализации, саморазвития творческого потенциала каждой личности в процессе продуктивной деятельности.

^ В ходе работы над темой опыта были обнаружены и выявлены следующие противоречия:

между репродуктивным воспроизведением учебного материала отдельными учениками («рисование ради рисования») и нацеленностью деятельности на создание творческого продукта;

между дефицитом времени для формирования прочных знаний, умений и навыков обучающихся и развитием способностей к творчеству, импровизации, нестандартности;

  • между содержанием предметного материала и реальными возмож-

ностями самих учащихся по его усвоению с учетом их возрастных и психологических особенностей.


^ Ведущей педагогической идеей опыта

является развитие творческих способностей обучающихся на уроках изобразительного искусства I, II, III ступеней обучения с учетом возрастных особенностей через систему урочной и внеурочной деятельности.


^ Длительность работы над опытом

составляет 3 года. Работа велась поэтапно с момента обнаружения основного противоречия между содержанием предметного материала и возрастными возможностями самих обучающихся в создании творческого продукта до момента выявления результативности.

I этап – начальный – сентябрь, октябрь 2007 года

II этап – основной – ноябрь 2007 года – март 2010 года

III этап – заключительный – апрель, май 2010 года.

Начальный период предполагал обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня сформированности творческих способностей обучающихся.

На основном этапе была проведена апробация технологии личностно – ориентированного обучения в урочной и во внеурочной деятельности с учетом возрастных особенностей обучающихся.

Заключительный этап – диагностика, которая доказала успешность выб-ранной технологии для решения обозначенной педагогической проблемы.


^ Диапазон опыта

Диапазон опыта представлен схемами педагогической системы работы учителя на уроках и во внеурочной деятельности.


Учебная деятельность

Образовательная область «Искусство»
















Программа Б.М.Неменского

«Изобразительное искусство и художественный труд» (1 – 9 классы)



Внеурочная деятельность











«Народно – прикладное искусство»

модифицированная программа на основе программы В.С.Кузина «Изобразительное искусство»

Индивидуальные художественные маршруты

(5-11 классы)





Основы живописи, основы дизайна.

Живопись по памяти и по представлению







Основы народного и декоративно – прикладного искусства(1 – 9 классы)



^ Теоретическая база опыта

Автор опыта показывает практическое использование современных технологий, относящихся к гуманистически ориентированным и предусматривающим учет и развитие индивидуальных и личностных творческих особенностей обучающихся, которые были описаны в трудах философов: А.А.Мелик-Пашаева В.С.Библера, педагогов, психологов В.И.Андреева, Л.С.Выготского, А.Маслоу, Р.Хенви, Е.В. Бондаревской, А.А.Плигина, В.А.Сластелина, И.С.Якиманской. Из анализа научных работ следует, что творчество присуще человеку и проявляется во всех видах его деятельности. Само творчество порождается деятельностью, а в деятельности проявляется активность. Творчество начинается там, где учитель вместе с учеником открывает ранее открытые знания, когда переживает сам процесс познания: рождения новых идей, развитие замысла, претворение его в жизнь; когда учитель и ученик приходят в школу с чувством радости и ожидания, соприкосновения с тайнами рисования, человеческими возможностями и душой.

По мнению В.А.Сластелина творчество это целенаправленная деятельность человека по созданию новых ценностей, имеющих общественное значение. Максимальное раскрытие творческой способности в психолого – педагогической литературе рассматривается как самореализация. Творческая способность, так же, как и творческий потенциал – интегративная характеристика личности.

Творческий потенциал и творческая способность соотносятся как потенциальное и актуальное. Развитие творческого потенциала обуславливает развитие личности обучаемых в урочной и кружковой деятельности, а также на объективно формальном уровне - рост значения показателей – обученности, воспитанности, здоровья. Е.В.Бондаревская считает, что уровень развития творческого потенциала определяются суммарными результатами нахождения врожденных творческих возможностей личности и результата взаимодействия потенциала интеллекта с окружающей средой.

^ Для построения педагогического опыта были использованы технологии:

  1. личностно - ориентированного развивающего обучения И.С.Якиманской, которая особое значение придавала субъектному опыту жизнедеятельности, приобретенному ребенком до школы в конкретных условиях семьи, социокультурного окружения, в процессе восприятия и понимания им мира людей и вещей.

Главная идея: максимальное развитие (а не формирование заранее задан-

ных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него жизненного опыта.

2) на авторских технологиях Р.Хенви, М.Монтессори, П.Петерсена и др.

Технологии глобального образования включающие в себя общечеловеческий и локальный опыт. Согласно модели Р.Хенви, учащиеся смотрят на мир, как на объект познания, преобразования и защиты.

Для достижения положительных результатов на уровне обученности учеников автором используются различные подходы в обучении:

  • Компетентностный подход (творческий подход к выполнению художественных задач).

  • Интегративный подход (уроки «развития воображения» по методике Т.Предтеченской).

  • Проблемный и личностно ориентированный подход (признание индивидуальности, самореализация, ориентация на внутреннюю мотивацию обучения).

Данные подходы влияют на творческий процесс: совершенствуют художественные навыки и умения в живописи, графике, скульптуре, декоративно – прикладном искусстве. Совершенствуя организационные навыки и художественные умения обучающихся учитель переводит ребенка из актуальной в ближайшую зону развития, «… обучение входит в жизнь, и оно имеет жизненный смысл для учащегося»(А.Л.Леонтьев).

^ Практическая база опыта основана на методологических аспектах программы Неменского Б.М в учебной деятельности в интеграции с программой Кузина В.С. во внеурочной деятельности.

Программы привлекают вариативностью заданий, межпредметными связями. Главное их достоинство – культурологический подход, связанный с развитием духовного мира ребенка.

Для достижения высокого уровня усвоения художественного материала, изобразительных умений на стадии их предъявления учитель:

- сочетает на уроках дозированный режим обучения (объем знаний делится на определенные порции в сочетании с различными техниками изобразительного искусства) с интенсивным (повышенный, избыточный, концентрированный объем информации). (Пр.: «Народные промыслы» - дозированный режим, «Народная игрушка» - все виды игрушки с включением краеведческого материала (концентрированный объем);

- использует межпредметные связи не только с предметами художественно – эстетической направленности, но и естественно – научными (Пр.: «Портрет» - математические расчеты, исторические факты и т.д.);

- применяет вербальные и невербальные средства для решения художественной проблемы (Пр.: «Анималистический жанр» - работа по группам: эскизы, подбор художественных произведений, инсценировка).

Для построения технологии личностно ориентированного обучения автор четко реализует принципы:

  • Системности (на каждом этапе ставит конкретные задачи и цели, выстраивая систему уроков и творческих занятий образуя целостную технологию обучения);

  • Индивидуального подхода (применение дифференцированных заданий содержащих зрительные опоры различной развернутости) (Пр.: «Портрет в графике»- коллаж, аппликация, дорисовывание, копирование, сбор пазлов и т.д.);

  • Прочности знаний, умений и навыков (составляющие деятельности учителя:

- включение при предъявлении к выполнению творческой части всех анализаторов обучающихся

( зрительных, слуховых, моторных);

- стимулирование продуктивной деятельности путем решения художественной задачи нестандартными способами и материалами (смешением техник, импровизацией изображения);

- базирование текущего материала на основе предыдущих тем и социального опыта обучающихся.

Учитывая возрастные особенности детей, учитель делает акцент на трех видах творчества: процесс созерцания, процесс созидания и процесс общения. Все это помогает перейти на более высокий уровень - преподавание МХК с определенной искусствоведческой подготовкой. В рамках кружковой работы разрабатываются художественно – исследовательские индивидуальные и групповые проекты («Творческие люди г.Старый Оскол», «Творчество Бунина», «Фотография в жизни человека»). Широко используются электронные пособия по предмету на основе которых обучающиеся строят свои проекты и выстраивается лекционный материал.

Кроме традиционных уроков рисования и уроков предупреждения ошибок учитель проводит «уроки по методу развития воображения» (Л.Предтеченская) в форме:

  • творческих мастерских, где обучающиеся не получают готовых знаний, они их добывают с позиции «я - исследователь». (Создан банк стандартных (реальных и условных) и нестандартных (фантастических, сказочных), имеющих конкретный или проблемный характер ситуаций. Пр.: «Страны мира», «Сказочные герои. Добро и зло»);

  • уроках – диалогах (диалогическое сопряжение точек удивления нашего разума по отношению к изобразительной деятельности)(Различные способы передачи предмета, чувства в различных видах искусства. Пр.: «История костюма», «Красота земли родной»);

  • уроки – исследования (Пр.: «Ассоциативный портрет. Вглядываясь в человека: портрет графический и живописный»)

  • научно – практические конференции (Пр.: «Проблемное искусство»);

  • экскурсии на вставки, музеи, посещение театра, длительные пленэры.

Все проводимые уроки учителем создают ситуацию успеха, влияют на эмоции школьников, способствуют развитию индивидуальности, любая тема урока становится личностно значимой. Автор придерживается золотого правила «Успех порождает успех», которое помогает решению проблемы «рисования ради рисования».

Очень эффективны на практике приемы и методы:

  • Самостоятельное исследование художественных произведений по жанрам изобразительного искусства с целью решения поставленной проблемы;

  • Рецензирование работ по группам; защита творческого проекта (по изучаемым темам, фантастическим проектам, по своему мироощущению);

  • Сообщение по опережающему заданию;

  • Создание содержательных опор по основным темам предмета, карточек – пазлов по изучаемым произведениям изобразительного искусства, раздаточного материала, кроссвордов, ребусов для индивидуальных и групповых работ, подготовке к олимпиадам;

  • Прием сопоставления, запоминания и творческих откликов на понравившиеся произведения (выпускники насыщают «творческую память» (по выражению Д.Лихачева), как художественными, так и словесными образами «высокой духовности», которые часто цитируются и узнаются при общении);

  • Приемы анализа, синтеза и сравнения (развитие познавательного интереса, эстетической потребности в индивидуальном выполнении и эмоциональной чуткости).

На всех ступенях обучения используются различные техники изображения (акварель, графические материалы, смешанная техника, аппликация, коллаж и др.); виды изобразительной деятельности (графика, живопись, фотография и др.); жанры (пейзаж, натюрморт, портрет, народное и декоративно – прикладное искусство, дизайн и архитектура); различные подходы к выполнению художественных работ для создания индивидуального творческого почерка. Очень широко используется работа с книгами, различными СМИ, ПК, Интернетом.

На основе программы Б.Неменского автором опыта разработана вариативная часть уроков, основанная на приоритетах I, II, III ступеней обучения (с учетом возрастных особенности личности школьников). Данные уроки имеют тематическую направленность в каждой четверти (Например: 2 класс, тема четверти «Как говорит искусство»: «Теплые и холодные цвета», «Характер линий).

В ходе практической деятельности учителем были разработаны: методические рекомендации по организации уроков ИЗО по ступеням обучения (начальном, среднем и старшем звене); переход от программного обеспечения к индивидуальным художественным маршрутам для учащихся среднего и старшего звена; модифицированная программа для кружка «Народное декоративно – прикладное искусство», на основе программы

«Изобразительное искусство» под редакцией доктора педагогических наук В.С.Кузина.

Для оценивания работ обучающихся применяется вербальная и бальная (бинарные оценки «4» и «5»)система оценивания. Подчеркивается мысль о том, что все дети талантливы, а таланту необходимо создать условия для развития. Высокой результативности помогает достигнуть диагностика художественно – творческих способностей детей (3 группы по уровню способностей (Приложение №1) и соответствующие методы взаимодействия.

Постоянно ведется тетрадь учёта ошибок и затруднений, допускаемых учащимися при выполнении творческих работ, учитываются индивидуальные способности и заинтересованность, все это позволяет расширить диапазон вариантов выполнения работы.

^ Степень новизны.

Степень новизны опыта состоит в создании автором условий для развития творческих способностей обучающихся на уроках изобразительного искусства I, II, III ступеней обучения с учетом возрастных особенностей через систему урочной и внеурочной деятельности.


^ Раздел II. Технология описания опыта

В настоящее время становится возможным строить образование с учетом многовекового культурного наследия всех народов России, реализовать «связь времен», связь и целостность изобразительного искусства, музыкального и устного фольклора, декоративно – прикладного искусства. По-иному оценить вклад культуры русского и других народов в мировую культуру.

От родной песни, родного слова, картин родной природы к пониманию искусства своих ближних соседей, и мировой художественной культуры – таким видится путь познания национальных и культурных ценностей.

Цель педагогической деятельности автора опыта заключается в развитии творческих способностей обучающихся на уроках изобразительного искусства I, II, III ступеней обучения с учетом возрастных особенностей через систему урочной и внеурочной деятельности.

Задачи, способствующие достижению цели:

  • перевод предметного содержания предмета в ценностно – смысловую сферу личности с учетом возрастных особенностей учащихся;

создание мотивации для активной, сознательной, творческой деятельности обучающихся опираясь на психологические особенности каждой возрастной группы;

совершенствование взаимодействия учителя и учеников в организации практической деятельности;

развитие творческих способностей школьников, воспитание у них трудолюбия, работоспособности, требовательности к себе;

  • развитие системы поощрения и стимулирования учащихся к самостоятельной творческой деятельности;

На практике автором опыта применяются разнообразные формы организации образовательного процесса:

  • урок традиционный и нетрадиционный;

  • репродуктивные и творческие задания при организации учебной и внеурочной деятельности;

  • создание мультимедийных проектов;

  • использование индивидуальных, групповых и коллективных форм работы на уроках – лекциях, научно – практических конференциях, уроках – диалогах, уроках – играх и спектаклях, уроках – презентациях и выставках;

  • использование материалов изложенных на электронных носителях;

  • использование на уроках мультимедийного сопровождения подготовленного учителем и обучающимися.

Уроки изобразительного искусства ведутся с первых классов, что способствует преемственности I и II ступеней обучения. В кружковой работе реализуется модифицированная программа на основе «Программы для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла», под редакцией В.С.Кузина, для групповых и индивидуальных занятий.

Для успешной реализации принципов технологии личностно ориен-тированного обучения, обеспечивающего развитие образного мышления, чувственного восприятия мира, творческого подхода к решению поставлен-ных задач, необходимо осмыслить и определить приоритеты I, II, III ступе-ней, основанные на психологических особенностях личности школьника.

^ Приоритеты I ступени (начальное звено): от тематического рисования, свойственного дошкольному возрасту, учитель переходит к созда-нию условий для более осознанного проникновения в образ, к стремлению мыслить «в глубину», более объемному мироощущению и даже к лиризму.

Красота чувств, звуков, красок и форм – всё это влияет на развитие физического тела и готовит к развитию духовности. В этом смысле точка зрения автора опыта совпадает с позицией Рудольфа Штейнера, автора антропософского учения, основателя вальфдорской школы.

Именно в возрасте семи лет чувство прекрасного, чувство радости жиз-ни рождаются в преобразующей и исследовательской деятельности детей. Понятно, что без творчества не может реализоваться принцип свободы, принцип природосообразности. При этом необходимо учитывать, что растет стремление к портретному сходству, дети фантазируют, выбирают любую тему, их волнующую.

^ Приоритеты II ступени. В возрасте от 11 до 14 лет возрастает стремление к осмысленному рисованию. К большому желанию учащихся рисовать изящно, нежно. Неудовлетворенные собой, подростки стремятся к героическому, их работы имеют героическую окраску образов. Сотрудничая с учащимися, решаются актуальные задачи: научить учащихся работать с композиционным замыслом; совершенствовать их изобразительные умения и навыки. Думаю, самое главное – вызывать активный интерес к действительности, эстетизировать её, как это делал поэт О.Э.Мендельштам, работая со словом.

Это очень сложный период преодоления барьера контура и перехода к объёмному рисованию. В живописи разбор цвета, связь с формой, светом, цвето - тоновой средой. Необходимо правильно оценивать мотив в натуре – декоративность и красоту. Пленэры помогают находить воображаемое в природе. В графических работах нельзя забывать о том, что главным моментом творчества является изначальное образное мышление.

Автор опыта считает, что изобразительное искусство – главный «настройщик» в развитии видения каждого предмета школьного цикла. Именно через предметы эстетического цикла формируется целостный подход, связанный с созданием целостной картины мира.

^ Приоритеты III ступени. Известно, что старшекласснику свойственны видение проблем настоящего и будущего человечества, гражданская позиция, желание профессионального самоопределения.

В БУП область искусства представлена МХК. Выйти на уровень изучения данного курса помогают знания, умения и навыки по изобра-зительному искусству, музыке, то есть речь идет об определенной искусство-ведческой подготовке. В рамках кружковой работы разрабатываются художественно-исследовательские индивидуальные и групповые проекты.

Добиваться творческих результатов позволяет автору сложившаяся за 20 лет система работы, в основе которой развивающие подходы к организации учебного процесса на уроках.


Проблемно-поисковый

метод

Коммуникативный подход

Игровой подход






Изобразительная деятельность через открытие своего Я

Диалог с разными видами искусства,

Диалог «учитель-ученик»,

«ученик-ученик»; Я -мир

В виде проживания ситуаций, как худо-жественно-педаго-гическая драма-тургия



Взаимодействие этих подходов дает реализацию идеи личностно-

ориентированной направленности. Учитывая возрастные особенности детей, делается акцент на трех видах педагогического творчества:


^ Процесс созерцания

Процесс созидания

Процесс общения



В начальной школе художественно-педагогическая драматургия урока строится как сказочное повествование, игровые импровизации. Например, в драматургии урока по теме «Холодные и теплые цвета. Ритм пятен» показательно начало урока в форме сказочного зачина: «В некотором царстве, в некотором государстве жила-была птица Лучезарная. Она очень любила летать на заре, а её перышки светились и перевались, и от этого сияния всем становилось тепло и радостно, так как это было сияние солнца, золота и огня».

Зачин выстраивается по принципу антитезы: «В другом царстве, в Другов ледяном государстве жила-была птица Мечта. Она всегда летала в синий час: в рассветной дымке или вечернем тумане. А когда ей хотелось пить, то летела в синий лес, за синюю гору, к синему Роднику Надежды».

Организуя диалог в этапе урока, именуемом «развитием действий», можно создать атмосферу доверия. Необходимо подняться на более высокий уровень общения: «Какая птица чаще всего прилетает к художнику Архипо-ву, а какая художнику Врубелю?» - демонстрация репродукций художников. Начинается дискуссия, решение интересных задач. А в процессе изобразительной конструктивной деятельности ребята творят птичий наряд, учитывая ритм цветов.

Художественно-педагогическая драматургия урока предполагает рефлексию его в развязке: «До этой сказки о птице Лучезарной и птице Мечте я думал, что холодные и теплые тона – это … После сказки почувствовал, что …, понял, что … » (Приложение 2).

Создавая урок, нельзя забывать о творческом самовыражении учащихся, поэтому отдельные уроки называются как – «уроки по методу развития воображения» (Л.Предтеченская).

В начальной школе, соединяя красочные пятна способом слияния, можно создавать картину по музыке. Дети передают чувства, настроения музыки соединением пятен разной формы и величины. Детей увлекает рисовать необычными материалами (свечой, штампами, пластилином), это уроки творческой фантазии, уроки – удовольствия, так как работы всегда получаются непредсказуемыми, яркими, качественными.

Снимая страх ребенка перед чистым листом, учитель обращается к аппликативной форме работы: ученик двигает отдельные элементы, консультируется с учителем и учащимися, принимает художественное решение. Уроки по «методу развития воображения» (уроки исследования) привели к мысли о создании занятий «накопления духовного опыта»: эстетических эмоций, впечатлений, умений в различных видах изобрази-тельной деятельности. В начальной школе практикуются такие виды уроков:


Урок-игра

(проживание в сказке, в неординарной жизненной ситуации)

Урок-забава

(«игра с пят-нами», «уга-дывание»)


Урок-пленэр

(диалог с природой)

Урок-диалог

(«диалогическое сопряжение точек удивления нашего разума по отношению к изобразительной деятельности»)









Понятно, что драматургия урока это центральный вопрос педагогики искусства, в то же время он не снимает проблемы импровизационных способностей, творение урока как живой, а не запрограммированный процесс. В связи с этим практикуются уроки-пленэры, так как рисование, живопись – это мир свободы и творчества. В майские и сентябрьские дни необходимо выходить на природу. Предмет созерцания – небо, цветы, скверы, насекомые. Естественное образовательное состояние ребенка подкрепляется вливанием нового потока ощущений. Бесспорно, творческие работы учащихся интересные, яркие, глубокие по замыслу изображения.

Уроки в среднем звене имеют свою специфику, так как у подростков расширяется познавательная деятельность, развивается ассоциативное воображение.

Известно, что «способностная» педагогика, в отличие от педагогики «знаньевой», предполагает исследовательский метод обучения, т.е. реализует идею «обучение через открытие». В уроке-исследовании доминирует поло-жительный мотив к деятельности в проблемной ситуации («хочу разобраться, хочу попробовать свои силы»). В процессе урока-исследования происходят положительные изменения в эмоционально-волевой среде: «испытываю радость, мне это интересно».


Урок-пленер





Урок-салон

Роль художника, роль артиста-ведущего, роль зрителя

Урок-исследование

«Ассоциативный портрет. Вглядываясь в человека: портрет графический и живописный»

(Приложение 2)

Урок-кроссворд

По теме





Урок-

научно-практическая конференция

(проблемы современного искусства)




Имитационная игра

(воспроизведение модели произведения искусства)



Ученик среднего звена по-особенному переживает субъективное от-крытие в изобразительной деятельности : «я сам создал(а) портрет-характер, я сам(а) справился с проблемой отличия …». Учащийся приходит к новому знанию как ценности жизни («мне это важно уметь, мне нужно научиться решать эти ситуации»).

Так, в модели организации учебного процесса на уроке по теме «Вглядываясь в человека: портрет характер» создается для ученика проблемная ситуация: «В какой степени графический человек раскрывает характер человека?». Изобразительной деятельности учащиеся создают графические портреты, иллюстрирующие ответ на поставленный вопрос. Сформулированная задача творческого типа стимулирует учащихся к воплощению творческого замысла на уроках Изо (Приложение №3.). Дети начинают понимать и чувствовать акварель. Неординарные работы выходят при использовании акварельной техники «по-мокрому», упражнения с изонитью (сходной с компьютерной графикой).

Уроки включают психологические игры как явление педагогической техники, помогающее учителю и ученику управлять самим собой (Приложение №4)

Для поддержания благоприятных условий протекания процесса обучения на уроках ИЗО используются различные материальные средства обучения: восковые мелки, акварель, гуашь, масляная краска, листы различ-ных форматов, пластилин, деревянные бруски, кисти, цветная бумага и др. Наряду с перечисленными средствами автор применяет новые информаци-онные технологии. С помощью мультимедиа создаются живописный, музыкальный и анимационный фон тем уроков.

В старшем звене продолжается работа над совершенствованием эстетических способностей учащихся. Старшеклассников от подростков отличает то, что они открывают для себя свой собственный мир и определяют его содержание. Содержание внутреннего мира старшеклассника напрямую связано с тем будущим, к которому он себя готовит. Именно это будущее определяет пристрастия, интересы и потребности. В этом возрасте оправдала себя работа по художественным маршрутам. Работа, связанная с учетом индивидуальных творческих замыслов, со знанием роли декоративно-прикладного искусства в создании комфортной среды для людей. Например: конструирование народных костюмов (проявляется субьективно-образное решение задачи), иллюстрация произведений художественной литературы (создаются условия для раскрытия творческого потенциала учащихся, их самореализации).

Проект 2007г. имел тематический характер и был связан со всероссий-

ским конкурсом, посвященным творчеству писателя И.А.Бунина (в номинации: графика, живопись). (Приложение №5. Работы обучающихся). Художественные работы учеников отмечены дипломами.

Развитие творчества учащихся в образовательно-воспитательном процессе обеспечивается умением учителя организовать полноценную художественную деятельность школьника на уроках и во внеклассной работе. Часто ребенок делает больше «открытий», чем сам педагог, который строит урок по принципу: «делай, как я». Важно, чтобы сам урок стал явлением искусства, то есть отвечал требованиям художественно-педагогической драматургии. Деятельность должна быть направлена на развитие души человека, без которого творчество невозможно.

^ Педагогическая драматургия урока рисования


Внешняя форма обучения (например, построения сюжета литературного произведения)
результативность


Развитие творческого воображения духовное становление

личности («духовное художество»)


Внеклассная работа в начальном звене – это деятельность, также связанная с выполнением вариативной базы БУП: группа учащихся третьих классов погружается в народно-прикладное искусство. Цель факультативного курса: «Народно-прикладное искусство. Программа для 3-х классов»: создание целостной картины мира как эстетизированной действительности на основе осмысления интегрирующей силы языка культуры (Приложение №6). Именно на кружковых занятиях в индивидуальной и групповой работе ученики реализуют себя как творцы. Проявляя интерес к местной, региональной специфике, по-иному оценивая многовековую культуру России.

^ Система работы учителя строится по схеме:


Воспитательный, творческий потенциал уроков в начальном, основном звеньях обучения

Воспитательный, творческий потенциал внеурочной деятельности

^ Духовное развитие личности (духовное художество)



+ =


^ Раздел III. Результативность опыта

Критерием результативности опыта стали данные, полученные в ходе диагностических исследований обучающихся по формированию и развитию их творческих способностей. И представлены таким образом, чтобы продемонстрировать сформированность уровня творческих способностей через интегральную характеристику, включающую в себя творческое отношение к делу, творческую активность, личностные качества обучающихся, определяющих способности и стремления личности преобразовывать окружающий мир, своей самореализации.

Для диагностики использовались методики, представленные в таблице.


Критерии

Показатели

Используемая методика

(диагностический инструктарий)

Личностный рост качеств (отношение к миру, творчеству)

- любознательность;

- живость восприятия;

-бескорыстие, самоотдача;

-стремление преобразовать, изменять окружающий мир

Методика оценки динамики развития личности, отношение к миру, к себе. Составлена по материалам опросников П.Степанова, И.Степановой, Д.В. Григорьева.

Творческое и эмоциональное отношение к предмету

- отношение к учебе;

-отношение к внеклассной работе;

-отношение к исследовательской деятельности

Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению.

А.Прихожан.

Творческая активность (Психологические исследования для диагностики творческого участия)


-интеллектуальная активность

(использование техник);

-социальная активность (участие в выставках);

-нестандартность к выполнению работ;

- поступление в ВУЗы

Исследование условий предоставляемых Лицеем для реализации учащимися творческих способностей. По материалам книги «Мастер – класс по развитию творческих способностей» Н.И.Дереклеевой.




Критерии

Этапы диагностики

Начальн. Основн. Завершающ.

Ступени обучения

Личностный рост качеств (отношение к миру, творчеству)

30%

60%

90%

Начальное звено

17%

45%

60%

Среднее звено

3%

35%

58%

Старшее звено

Творческое и эмоциональное отношение к предмету

60%

65%

79%

Начальное звено

40%

45%

50%

Среднее звено

12%

19,5%

23%

Старшее звено

Творческая активность

60%

76%

100%

Начальное звено

35%

60%

75%

Среднее звено

3%

15%

28%

Старшее звено


^ Сравнительная диаграмма динамики роста творческой активностью детей




Позитивная динамика учебных достижений обучающихся за учебный год

Год

Класс

Всего

обуч

Кол-во учащихся обуч.на «4» и «5»

проценты

Успеваемость/качество

2007-

2008










IIч

IIIч

IVч



IIч

IIIч

IVч




Нач.звено

320

319

320

320

320

100/100

100/100

100/100

100/100




^ Ср. звено

342

340

340

342

342

100/99

100/99

100/100

100/100




Старш.звено

57

50

53

52

53

100/87

100/92

100/91

100/92




2008-

2009

Нач.звено

223

223

223

223

223

100/100

100/100

100/100

100/100




^ Ср. звено

346

319

340

345

345

100/92

100/98

100/99

100/99




Старш.звено

49

47

48

47

47

100/96

100/98

100/96

100/96




2009-

2010

Нач.звено

359

123

123

123

123

100/100

100/100

100/100

100/100




^ Ср. звено

346

346

346

346

346

100/100

100/100

100/100

100/100




Старш.звено

56

55

55

55

55

100/98

100/98

100/98

100/98





Творческое, эмоциональное отношение к изучению предмета ИЗО (2007-2009 г.г.)



В результате исследования, проведённого в сентябре 2007 года, было установлено следующее: для большинства обучающихся в начальном, среднем и старшем звеньях обучения (60%/40%/12%) характерно продуктивное эмоциональное и творческое отношение к изучению предмета и не очень высокий уровень мотивации. В декабре 2008 и марте 2009 года было проведены повторные исследования мотивации обучающихся к изучению предмета. Данные, полученные в результате, позволяют сделать вывод о росте мотивации обучающихся и о положительной динамике в эмоциональном отношении к предмету. В ходе психологического исследования, которое проводится 2 раза в год (на начало и конец учебного года), выявлена положительная динамика творческой увлеченностью на всех ступенях обучения. Каждый смог определится в выборе видов и форм собственного творчества с учетом своих индивидуальных особенностей.

С 2007 по 2010 учебные года обучающееся являются победителями городских олимпиад по МХК.

^ Творческая активность во внеурочной деятельности.

Победители и призёры всероссийских и международных конкурсов за последние три года



Ф.И.О.

Год

Класс

Название выставок, конкурсов

Занятое

место

Уровень


1

Устинова А.А.

2007

10 «А»

Творчество Бунина

Диплом 2 степ

всероссийский

2

Сергиенко Е.А

2007

8 «А»

Межд.фестиваль «Новые имена стран АТР-2006»

Диплом 2 степени

международный

3

Федорчук А.В.

2007

2 «А»

«Интеллект будущего»

Дипломант

всероссийский

4

Березовская А.Н.

2009

8 «В»

Конкурс плакатов «Фантазируй. Твори -2»

Дипломант

всероссийский

5

Роенко А.А.

2009

8 «А»

II Всероссийский конкурс плакатов

«Сохрани мир!»

Диплом 1 степени

всероссийский

6

Браткова М.А

2010

7«А»

II Всероссийский конкурс презентаций

«Творческая

личность»

Диплом 2 степени

всероссийский


В муниципальных конкурсах за последние 3 года было занято 19 призовых мест.

Ежегодные участия в конкурсах и выставках детского художественного и декоративно-прикладного искусства на муниципальном уровне, стимулируют эстетическое развитие детей, духовное развитие, помогают реализоваться как творцам.

Таким образом, на основе детских возрастных особенностей развития на всех ступенях обучения в урочной и внеурочной деятельности был достигнут рост мотивации учения, творческой результативности, положительного отношения к предмету.

Творчество не является уделом избранных, оно является необходимым условием для существования человека. Н.Рерих способность личности к творчеству охарактеризовал, как птицу, «которая не может не петь, ибо её песнь есть выражение её сущности». И задача учителя изобразительного искусства помочь каждому ученику раскрыться, самоопределиться, реализоваться как творческим личностям.


Библиографический список


  1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В.И. Андреев – Изд.: Казанский педагогический университет, 1988.-238с.

  2. Андреев В.И. Эвристика для творческого самовоспитания творческой личности. Основы педагогики и творчества / В.И. Андреев– Изд.: Казанский педагогический университет, 1994.-247с.

  3. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. – 1995. - №4 – с.2-3

  4. Бондаревская Е.В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е.В Бондаревская., С.В. Кульневич– М.- Ростов н/Д, 1999. – 560с.

  5. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно – ориентированного образования / Е.В. Бондаревская – Изд.: Ростовский педагогический университет, 2002. – 352с.

  6. Ванюшкина Л.М. Мировая художественная культура: Методические рекомендации для преподавания мировой художественной культуры: Пособие для учителя / Л.М. Ванюшкина, Л.М. Предтеченская – М.: Просвещение, 1999.- 410с.

  7. Выготский Л.С. Проблема возраста / Л.С. Выготский– Собрание сочинений. Т4, Москва, 1984.- 117-234с.




  1. Выготский Л.С. Возрастная и педагогическая психология / Л.С. Выготский– Сб.статей, Москва, 1992. – 421с.

  2. Дереклеева Н.И. Мастер – класс по развитию творческих способностей учащихся / Н.И.Дереклеева. - М.: 5 за знания, 2008. – 224с.

  3. Дзен Н. Психотехнические игры в спорте // Педагогика. – 1993. - №2.– с.12-13

  4. Кудина Т.Н. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, слушателей учреждений дополнительного педагогического образования / Т.Н.Кудина, А.А.Мелик-Пашаев, З.И.Новлянская. – Хабаровск, ХК ИППК ПК, 2001. – 340 с.

  5. Леонтьев А.И. Психология общения и речи. Программа общего курса психологии для студентов факультета психологии / А.И.Леонтьев - М.МГУ,1975.- 36-41 с.

  6. Лиферов А.П. Организация учебного процесса в глобально-ориентированной школе / А.П. Лиферов, Я.И. Колнера– Рязань, РГПУ, 1995. – 267с.

  7. Мелик-Пашаев А.А. Способности человека к художественному творчеству // «Искусство в школе». - 1996. - №4. – с.30

  8. Неменский Б.М. Педагогика искусства / Б.М. Неменский. - М.:Просвещение, 2007.– 260 с.

  9. Неменский Б.М. Исповедь художника учителю изобразительного искусства / Б.М. Неменский. – М.: Просвещение,1996. – 370с.

12. Пастырева А.С. На пути к ценностным мирам. О преподавании МХК в начальной школе // Дальний Восток: литература и искусство в школе. – 1996.- №1,2.- с.5-9

13. Плигин А.А. Личностно – ориентированное образование: История и практика / А.А. Плигин– Изд.: Профит Стайл, 2007. – 432с.

14.Прихожан А. Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах // Психолог в школе. – 1997. - № 4. – с.16 – 21

15.Ситникова М.И. Творческая самореализация субъектов образовательного пространства: монограмма / М.И. Ситникова– Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. – 220 с.

16.Сластелин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.С.Сластелин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576с.

17.Степанов П. Диагностика процесса воспитания в классе // Методический журнал «Народное образование». – 2007. – №4. – с.208-215

18. Сытин Г.Н. Животворная сила // Помоги себе сам. – 1989. - №10. – с.17-19.

19.Якиманская И.С. Личностно – ориентированное обучение в современной школе / И.С.Якиманская - М. «Сентябрь», 2000.- 110 с.


20. Якиманская И.С. Технология личностно – ориентированного образования / И.С.Якиманская - М. «Сентябрь», 2002.- 176 с.


Приложение

1. Приложение №1 – Художественно-творческие особенности детей:

«Технология оценивания продуктов изобразительного искусства»

2. Приложение №2 - Драматургия урока.

Тема: «Холодные и теплые цвета»

3. Приложение №3 - Практическое занятие по теме:

«Вглядываясь в человека» Публикация, фестиваль педагогических идей

«Открытый урок», 2007-2008 учебный год

4. Приложение № 4 - Психологические игры, упражнения на концентрирование внимания.

5. Приложение №5 - Индивидуальный творческий маршрут.

Участие во Всероссийском конкурсе, посвященном творчеству И.А.Бунина.Номинация: графика, живопись

6. Приложение №6 - Модифицированная программа для 3 класса

Приложение №1


^ Художественно-творческие особенности детей:

«Технология оценивания продуктов изобразительного искусства»


Высокой результативности помогает достигнуть диагностика художественно – творческих способностей детей. Выполняя тематический рисунок по представлению можно определить умения, навыки и оригинальное виденье ребенка. Это позволяет класс поделить на 3 группы по уровню способностей:


1 группа: учащиеся способные быстро и правильно усваивать тему, добросовестно и качественно выполнять работу.


2 группа: учащиеся творческие, способные к изобретательному подходу к использованию материалов и идей; способных продуцировать оригинальные идеи, выходить на оригинальный результат.


3 группа: учащиеся менее способные, на которых нужно уделять больше времени, а особенно технике выполнения.


^ Преобладающий метод обучения:

для 1 группы – деловое сотрудничество учитель – ученик;

для 2 группы – творческая мастерская (необходимо дать возможность утвердиться и проявить собственную индивидуальность);

для 3 группы - использование сравнительно – упрощенных вариантов (Примечание: эти дети быстро наверстывают и вливаются в первую группу детей).

Для творческой самореализации и самоутверждения ребенка в практической деятельности необходимо обязательное использование различных видов художественно – творческой деятельности, особенно в декоративно – прикладном искусстве. Идет накопление практических навыков выразительного использования фактуры, объема, пространственного представления.


Приложение № 2

^ ДРАМАТУРГИЯ УРОКА


Тема четверти «Как говорит искусство»: «Теплые и холодные цвета», «Характер линий» ( 2 класс)

Экспозиция и завязка

В некотором царстве, в некотором государстве жила-была птица Лучезарная. Она очень любила летать на заре, а её перышки светились и переливались, и от этого сиянья всем становилось тепло и радостно, так как это было сияние солнца, золота и огня.

В другом царстве, в другом ледяном государстве жила птица Мечта. Она всегда летала в синий час в рассветной дымке или в вечернем тумане. А когда ей хотелось пить, то летела в синий лес, за синюю гору, к синему Роднику Надежды.


^ Диалог «учитель - ученик» (развитие действия)

- Ребята, так у птицы Лучезарной какой любимый цвет? (желтый, красный, оранжевый)

- А у птицы Мечты? (синий, голубой, белый)

С помощью этих красок они смогут превращать любой цвет либо в холодный, либо в теплый.

- Какие дарит цвета птица Лучезарная? (теплые или холодные)

Для того, чтобы краски превращались в холодные, птица Мечта опускает в них маленькие льдинки. Птица Лучезарная, наоборот, зажигает краски лучом солнечного света, превращая их в теплые.

Эти птицы всегда прилетают к людям и , конечно, к художникам, даря им свои волшебные краски.

К художнику Архипову чаще прилетала птица? (Лучезарная). Его работы так радуют, греют нас.

А к художнику Врубелю нравилась птица? (Мечта) – посмотрите, какая нежная и лирическая его работа.

Вы согласны с тем, что характеры у птиц очень разные?

Лучезарная - … (теплая, веселая, радостная).

Мечта – … (грустная, влюбленная, загадочная, таинственная и даже злая и тревожная).

Свои волшебные цвета они принесли и нам сегодня. Давайте посмотрим, как изменяется мир, когда на него смотришь через солнечный лучик или льдинку (использование цветной прозрачной пленки - светофильтр).

- Что вам больше нравится, Желтый лучик или Голубая льдинка?

Каждый год птицы встречаются в природе. Когда это бывает?

И.А.Бунин

Лес, словно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,


А.С.Пушкин

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;


Веселой, пестрою стеной

Стоит под светлою поляной.

* * *

И осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.


Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела –

А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце снег лежит;

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.


Золотая осень – птица Лучезарная;

Блестящая зима – птица Мечта.


Кульминация

Но как только они видят костер, то начинают спорить. Птица Лучезарная говорит, что он должен жить в солнечном царстве, а птица Мечта утверждает, что без дыма и угля нет огня. Так что же происходит в огне? Давайте посмотрим.

Вывод:

Цвета становятся ярче, они борются, и этим усиливают звучание друг друга. Этот секрет знают все художники и используют в своих работах, когда надо усилить тревогу, передать борьбу или усилить, выделить главное.

- Ребята, Вы ведь маленькие художники. Сейчас есть возможность себя проявить.


^ Развитие действия и развязка

Практическая работа.

У Вас на столе лежат силуэты птиц. Эти птицы только родились. Их наряд беден. Сотворите наряд – оперение, чтобы они полетели в теплую или холодную страну.

- Надо выбрать из множества цветов бумаги только теплые или холодные цвета.

- Покажите мне, похвастайтесь.

- Чтобы сделать перья, надо использовать складывание методом «гармошки».

Таким образом, можно сделать наряд для птиц:

  • приклеивать по форме крыла или туловища птицы;

  • ритм цветом может быть разный, ведь у птиц перышки переливаются, поэтому они такие цветные, нарядные;

  • вспомните, что птица может быть не только радостная, но и нежная, лирическая, трагическая и даже хищная.


В развязке.

Птицы вывешиваются на ниточке к потолку вместе со светофильтром

Мои друзья, как сказка имеет окончание, так и наш урок движется к финалу. Ответьте мне на главный вопрос:

- До урока я думал, что холодные цвета – это … (белый, синий, черный).

- После урока я понял, что холодные цвета – это еще … (фиолетовый, серый ) и они могут стать ярче при помощи теплых, ярких цветов - … (красный или желтый с черным).

- Работая с цветом, я по-разному представляю мир, в котором живу – (радостный, приветливый, печальный, грустный).


Какую оценку Вы мне поставите ? (мордашки)





Задача учителя на каждом уроке поддерживать заинтересованность и любознательность у детей; желание постичь новое в известном и почувствовать себя в роли гениального творца неповторимого шедевра.

4

Приложение №3


Тема: «Это – мы: вглядываясь в человека». «Портрет в графике» (2 урок)

( 7 класс)


Цель:

^ 1.Образовательный аспект: актуализация знаний о портрете как самостоятельном жанре изобразительного искусства; сравнение графического портрета с другими жанрами портрета; акцент на графическом портере – характере, на умении художника увидеть и подчеркнуть индивидуальные черты человека.

2.Развивающий аспект:

  • дальнейшее формирование художественного вкуса;

  • совершенствование коммуникативных умений в процессе диалога портрете;

  • развитие художественно-творческих, индивидуально выраженных способностей личности семиклассника в процессе создания графического портрета.

3. Воспитательный аспект:

  • создание условий для освоения духовного опыта человека в области станкового искусства;

  • воспитание культуротворческой личности, созидающей целостную картину мира.


Материалы: бумага, мягкий карандаш, пастель.


^ Зрительный ряд: мультимедиа «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства» ( от женской головы из Микен XIII в. До н.э. до Ренуара «Жанна Самари», 1877 (Коминфо, 1996-2001)).


^ Ход урока.

  1. Актуализация:

Учащиеся просматривают мультимедийные материалы по теме «Портрет». Вопросы, организующие диалог с учащимися:

    • Какие чувства Вы испытали, просмотрев мультимедийную лекцию о портрете?

    • Как Вы думаете, какой портрет может более точно рассказать нам о человеке (изображенный красками или карандашом)?

    • А рисунчатый портрет? Какие мысли рождаются у Вас по поводу этого жанра портрета?




  1. Объяснение нового материала.

2.1 Проблематизация:

1

В какой степени графический портрет способствует раскрытию характера человека? (дети отвечают на поставленный вопрос в финале урока, после практической (изобразительной) деятельности).

2.2. Просмотр фрагмента мультимедийного материала:

1. Перед вами обыкновенный или романтический герой? Докажите.

2. А второй рисунок? Что это (автопортрет)?

    1. Терминокарта (краткая характеристика-рефлексия):

1. Портрет.

2. Живописный портрет.

3. Графический портрет.

4. Автопортрет.

5. Портрет-характер.

3. Изобразительная деятельность.

3.1. Мотивация через поэтическое творчество:

Есть тонкие властительные связи

Меж контуром и запахом цветка,

Так бриллиант невидим нам пока, пока

Под гранями не оживет в алмазе.

Так образы изменчивых фантазий,

Бегущие, как в небе облака,

Окаменев, живут потом века

В отточенной и завершенной фразе. (О.Э.Мандельштам)

3.2. ^ Задачи практической деятельности (начало решения проблемы):

Человек богат своим внутренним миром, который отражается в его глазах, мимике и жесте. Красив ли человек с прекрасными, точеными очертаниями, если его глаза излучают искры гнева, затаенной злобы?

Создавая каждый свой графический портрет, задумайтесь над той духовной сущностью, которую создадут ваши руки и воображение.

3.3. ^ Техническое консультирование.

Nota Bene (замечай важное). Консультация о достижении красоты через пропорции. Медитация (психотехнические игры, игры-настрои, «пальчиковые игры»). Дети создают графические рисунки на фоне музыки.


^ 4. Выставка работ. Эмоциональный отклик детей на творчество.


5. Итоги урока (учащиеся решают проблему, поставленную в начале урока):

Графический портрет-характер подчеркивает идею, конкретные черты характера, авторское отношение к изображению, лежит в основе живописного портрета. В целостной художественной системе созданы живописные портреты, которые глубоко отражают внутренний мир человека.

Тема следующего урока – живописный портрет, поэтому домашнее задание – найдите для своего альбома по изобразительному искусству живописные портреты.

2

Приложение №4


^ Психологические игры, упражнения на концентрирование внимания


  1. «Пальчиковые игры» по считалкам, детским стихам.




  1. «Фокусировка».

Упражнение выполняется в течение 3-х минут в начале урока. Удобно расположившись на стуле. Отдавая тихим голосам, а дети про себя повторяют команду – сосредоточить внимание на том или ином участке тела и почувствовать в нем тяжесть и теплоту. Например, по команде «Тело» сосредоточиться на своем теле, по команде «Правая рука» - на правой руке, «Кисть»- на кисти правой руки, «Палец» - на указательном пальце, и, наконец «Кончик пальца» - на кончике указательного пальца правой руки.

Команды подаются с интервалом 10 секунд (дети могут сами найти благоприятный для себя ритм).


  1. «Психоэнергетический зонтик».

Упражнение проводится в первые 2-3 минуты после начала урока, а также при необходимости, периодически в течение всего урока.

Учитель встает перед классом, желательно в центре комнаты и в процессе объяснения целей урока старается представить, что усилием воли и сознания над классом образуется своеобразный «зонтик», плотно накрывающий всех учеников. Задача учителя – уверенно, крепко и надежно держать ручку «зонтика» на протяжении всего урока.


Приложение №5


^ Индивидуальный художественный маршрут

(2003 год)

Участие во Всероссийском конкурсе, посвященном творчеству И.А.Бунина.

Номинация: графика, живопись.


Автор маршрута: Шаховец Ирина Владимировна, учитель изо.


^ Участник маршрута: Устинова Анна, учащаяся 11 А класса.


Цель: создание образов рассказа «Маленький роман» И.А.Бунина различными средствами изобразительного искусства.


  1. Октябрь. Изучение творчества И.А.Бунина через исследование критической литературы. Интерпретация рассказа «Маленький роман».




  1. Ноябрь. Импрессионистический стиль писателя. Импрессионизм в живописи. Импрессионизм «Маленького романа». Рассмотрение глав рассказа для выстраивания изобразительной логической цепочки. Работа над эскизами.




  1. Декабрь. Идея рисунка. Поиск деталей. Выстраивание элементов работы. Завершение работы. Завершение работы. Два пути решения задачи: графический и живописный. Выбор графического решения.




  1. Участие в конкурсе.


Приложение №6


НАРОДНО – ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

(программа для 3-х классов)

^

Пояснительная записка


Особое место в воспитании и образовании ребенка занимает искусство. Основной задачей искусства является – развитие художественно-образного мышления. Художественно-образное мышление основано на воображении, фантазии, зрительном и слуховом ассоциативном восприятии. Поэтому, если развивать в ребенке именно эти формы познания мира, то задача развития художественно-образного мышления будет достигнута.


Программа ориентированна на развитие у детей чувственно-эмоционального восприятия, ассоциативного виденья, фантазии и воображения. Для полноценного развития творческой личности используются средства различных видов искусств и их взаимопроникновения. Воспитаннику необходимо усвоить широкий спектр знаний, умений и навыков, основанных на интеграции различных видов искусств.


Программа нетрадиционна по своей структуре и отражает принципы комплексного подхода в обучении. В процессе обучения воспитанники приобретают целостное представление и практические навыки по комплексу искусств: графике, живописи, декоративно-прикладному искусству. Содержание программы основывается на реалиях того исторического пути, которое преодолела культура России в ходе формирования принципов художественной культуры. Формирование первичных смыслов, символизации относится к отдаленным от нас эпохам. Схемы первообразов настолько крепко вошли повседневность человеческой культуры, а их передача настолько автоматизировалась и перешла на подсознательный уровень, что они осознаются человеком как нечто присуще нам изначально, способное вызывать яркие и глубокие эмоции, рождать ассоциации. Именно они лежат в основе любого художественного произведения.

К 8 - 9годам своей жизни ребенок уже обладает обширным опытом, переданным ему в ходе семейной социализации, владеет достаточным багажом образов (представление о цвете, форме, геометрических знаков), мифологии (сказки, игры, малые фольклорные формы, загадки, пословицы).

^ Основное назначение программы, цель – развитие творческой личности ребенка, создание условий для её пробуждения и реализации, превращая её в потребность. Постижение взаимосвязи литературы, музыки, сценических и изобразительных (графика, живопись, скульптура) искусств ведет к осознанию целостной художественной культуры нашей страны, гармонизацию своих отношений с окружающим миром.

^ Это достигается в ходе решения следующих задач:

  1. Развитие чувственно-эмоционального и целостно-оценочного отношения к действительности, художественной и музыкальной культуре, литературе;

  2. Формирование художественно-образного мышления средствами разных видов искусств и их взаимопроникновение на основе принципа ассоциативности;

  3. Развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка;

  4. Развитие цветоощущения, зрительной памяти, наблюдательности.

  5. Программа базируется на демонстрации всеобъемлющего единства способов выразительности (речь, текст, танец, музыка, цвет, запах и т.д.)

Важно отметить критерии, которые должны быть учтены при отборе материала для занятий:

    • Возрастные особенности обучающихся;

    • Соответствия материала основной идее занятия;

    • Ассоциативность;

    • Высокий художественный уровень произведений.

В данном случае эстетический принцип отбора совпадает с методическим, поэтому самое совершенное в художественном отношении становится наиболее эффективным и в обучении. Особенностью программы является ее направленность от изобразительной деятельности к созидательной. Предусмотрен постепенный переход от занятий изобразительным искусством к новой созидательной форме деятельности – составление авторских произведений (стихов, песен, арий).

Линия – одно из первых изобразительных средств на ранних этапах детского творчества. Применение линий разного характера во взаимосвязи с музыкальными произведениями закладывает основу ассоциативного мышления.

Цвет. Пятно, цветовая гамма, цветовой фон- необходимы для создания живописного образа. Изучение разнообразных колористических гамм, гармонии цветовых отношений, идейно – символических аспектов живописи способствует наилучшему познанию природы цвета. Стилизация цвета в декоративно-прикладном искусстве.

Звук – музыка является не только средством создания творческой атмосферы на занятии. Она помогает передать ритм в линиях, эмоциональное настроение в цвете, красоту природы. Например: мажорная музыка ассоциируется с теплой цветовой гаммой, а минорная – с холодной. Особое внимание уделяется заданиям, направленным на живописное воплощение музыки, особенно народной.

^ Слово – поэтическое, прозаическое, вдохновляет на создание картин природы, иллюстрирование литературных произведений.

Запах – в интеграции с перечисленными средствами ассоциации, часто является основным помощником выражения подсознательного восприятия действительности, личного восприятия..

Методы обучения и формы работы разнообразны. Наиболее эффективными методами обучения являются:

Создание творческой ситуации, ориентированной на поиск взаимосвязей между различными видами искусств, нахождение знакомых символов, встречаемых образов;

Сопоставление живописно-графических, музыкальных, литературных произведений, соответствующих теме занятия;

Поиск необходимых вариативных способов воплощения идеи средствами изобразительного искусства;

Создание творческой атмосферы для наиболее полного раскрытия художественного образа

Главное – позволить ребенку по-своему интерпретировать предлагаемую тему.

В зависимости от темы и целей, занятие может приобретать форму не только практического занятия, но и викторины, беседы или празднования народного праздника, гулянья, и даже оперы. Это касается вводных занятий, обобщения и систематизации знаний.

Формы художественной деятельности могут быть различными как по содержанию, так и по технике исполнения:

  • Рисование на белой, цветной и тонированной бумаге – карандашом, акварельными, гуашевыми красками, восковыми мелками, фломастерами, пастелью, тушью с применением различных техник;

  • Изображение на плоскости (графика, живопись);

  • Объемное изображение (бумажная пластика, картон, пластилин, глина);

  • Декоративное творчество по мотивам народных промыслов, наскальных рисунков, в том числе с использованием аппликации и техники современного коллажа;

  • рисование под впечатлением прочитанных народных литературных и музыкальных произведений, с натуры, по памяти и по представлению.

Умения и навыки технического воплощения замыслов, идей, чувств – формируются с возрастом. Эмоциональное переживание состояния творчества продуктивнее, чем его результаты.

Итогами программы является активное участие воспитанников в жизни лицея, оформлении актового зала к концертам, изготовление декораций к спектаклям, оформлении авторских выставок, участие в выставках, конкурсах районного, регионального, международного масштаба. Отслеживать результаты по кружковой работе помогут разнообразные методики:

Изображение цветом, линией, различными материалами предложенной темы.

Методика незаконченных предложений. Закончить определение, изученное в курсе.

Рисунки, поделки – как результат сформированности отношения к программному материалу.

Наблюдение, отстраненное и включенное через то, как воспитанники организуют свою деятельность на занятиях.

Программа рассчитана на детей 8- 9-летнего возраста, срок реализации – 2 года.









Скачать 483.09 Kb.
оставить комментарий
Ботова С.И
Дата03.10.2012
Размер483.09 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

плохо
  1
отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх