Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы icon

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы


Смотрите также:
Рабочая программа по литературе для 5-6 классов разработана на основе Примерной программы...
Рабочая программа по литературе для 5 9 классов Разработана на основе Примерной программы...
Рабочая программа учебного курса по литературе для 7 класса Учитель: Н. А. Корженевская...
Пояснительная записка к рабочей программе по литературе в 8 классе...
Рабочая программа по литературе 7-8...
Рабочая программа по русскому языку для 5 9 классов Разработана на основе Примерной программы...
Пояснительная записка к рабочей программе по литературе в 10 классе...
Рабочая программа по литературе в 9 классе. Учитель: Якимова О. А...
Рабочая программа по литературе для 7 класса разработана на основе примерной...
Приказ № от 2011 г /./. Рабочая программа по математике для 5 класса по учебному курсу...
Пояснительная записка...
Рабочая программа по геометрии 7-9классы...



Загрузка...
скачать
Муниципальное общеобразовательное учреждение,

средняя общеобразовательная школа № 11


«Рассмотрено» «Утверждено»
заседании педагогического совета приказ № 116

протокол № 1от « 30» августа 2010 г. от «30» августа 2010 г.
Директор школы:

Никандрова Л.П.



Рабочая программа

по

литературе

для 11 класса


разработана на основе Примерной программы

среднего (полного) общего образования по литературе

(базовый уровень) 2004 года




Разработал:
Запорожец О. Л.,

учитель русского языка

и литературы


н.п. Зареченск


2010


Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 11 класса общеобразовательной школы разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень).

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.


Задачи, которые решаются на уроках литературы:

- ученики формируют представление о художественной литературе как искусстве слова;

- осознают своеобразие и богатство литературы как искусства;

- осваивают теоретические понятия;

- овладевают знаниями и умениями аналитического характера;

- совершенствуют устную и письменную речь, используя различные формы общения с искусством слова.

В 11 классе даются картины русской литературы 20 века до сегодняшнего дня. Изучение современной русской литературы во всём её многообразии и сложности предполагает расширение круга теоретических сведений. На базе усвоенных ранее направлений и течений осуществляется ввод новых: символизма, акмеизма, футуризма, а также формирование понятий модернизма, постмодернизма.

Ведущие аспекты курса литературы в 11 классе - курс русской литературы 20 века на историко-литературной основе с включением кратких сведений по зарубежной литературе.


Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения учебного предмета "Литература на этапе среднего (полного) общего образования. В X - XI классах выделяется по 105 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю).

Рабочая программа разработана из расчета 34 недели (3 учебных часа в неделю) - 102 часа.


Учебно - тематическое планирование по литературе

в 11 классе на 2010- 2011 год.



Раздел

Количество часов по примерной программе

в 11 классе

105 час

Количество часов по рабочей программе

в 11классе

102 час

Литература 20 века

100

102

Введение. Русская литература 20 века в контексте мировой культуры

1

1

^ Литература первой половины 20 века

(70)

(73)

Обзор русской литературы первой половины 20 века

1

1

Зарубежная литература первой половины 20 века

4

4

И.А. Бунин

4

4

А.И.Куприн

2

2

М.Горький

5

5

^ Обзор русской поэзии конца 19 – начала 20 века

(11)

(11)

А.А.Блок

7

7

В. Маяковский

5

5

С. Есенин

5

5

М.И. Цветаева

3

3

О.Э. Мандельштам

3

3

А.А. Ахматова

5

5

Б. Пастернак

4

4

М.А. Булгаков

6

6

А. П. Платонов

2

2

М. А. Шолохов

6

6

^ Литература второй половины 20 века.


(19)

(19)

Зарубежная литература 2 половины 20 века.

2

2

Русская литература второй половины 20 века.

Обзор.

2

2

Т. Твардовский

2

2

В.Т. Шаламов

2

2

А. И. Солженицын

2

2

В. М. Шукшин

1

1

В. Быков

1

1

В. Г. Распутин

1

1

Н.М. Рубцов

1

1

Литература народов России.

Ч. Айтматов

1

1

И. Бродский

1

1

Б.Окуджава

1

1

А.В. Вампилов

1

1

Литература на современном этапе. Обзор литературы последнего десятилетия

1

1

Развитие речи




8

Всего

93

101

Резерв

12

1



Основное содержание

^ Литература XX века (102 часа)

Введение (1 час)

Русская литература ХХ в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них “вечных” проблем бытия.




^

Литература первой половины XX века (73 час)

Обзор русской литературы первой половины

XX века (1 час)


Традиции и новаторство в литературе рубежа XIXХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.

Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. “Социалистический реализм”. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема “художник и власть”.

^

И. А. Бунин (4 час)


Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель» (возможен выбор трех других стихотворений).

Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.

^ Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник» (указанные рассказы являются обязательным для изучения).

Рассказы: «Антоновские яблоки», «Темные аллеи» (возможен выбор двух других рассказов).

Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания "дворянских гнезд" в рассказе “Антоновские яблоки”. Исследование национального характера. “Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.

Сочинение по творчеству И. А. Бунина

^

А. И. Куприн (2 час)


Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Гранатовый браслет» (возможен выбор другого произведения).

Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.
^

М. Горький (5 час)


Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ «Старуха Изергиль» (возможен выбор другого произведения).

Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа.

^ Пьеса «На дне».

Сотрудничество писателя с Художественным театром. “На дне” как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.

Сочинение по творчеству М. Горького.
^

Обзор зарубежной литературы первой половины XX века

(1 час)

Гуманистическая направленность произведений зарубежной литературы XX в. Проблемы самопознания, нравственного выбора. Основные направления в литературе первой половины ХХ в. Реализм и модернизм.



Б. Шоу (2 час)

(возможен выбор другого зарубежного прозаика)

Жизнь и творчество (обзор).

Пьеса «Пигмалион» (возможен выбор другого произведения).

Своеобразие конфликта в пьесе. Англия в изображении Шоу. Прием иронии. Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей Чеховские традиции в творчестве Шоу.


Г. Аполлинер (1 час)

(возможен выбор другого зарубежного поэта)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворение «Мост Мирабо» (возможен выбор другого произведения).

Непосредственность чувств, характер лирического переживания в поэзии Аполлинера. Музыкальность стиха. Особенности ритмики и строфики. Экспериментальная направленность аполлинеровской поэзии.

^

Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в.


(11час)

И. Ф. Анненский, К. Д. Бальмонт, А. Белый, В. Я. Брюсов, М. А. Волошин, Н. С. Гумилев, Н. А. Клюев, И. Северянин, Ф. К. Сологуб, В. В. Хлебников, В. Ф. Ходасевич (стихотворения не менее трех авторов по выбору)

Обзор (1 час)

Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений: И. Ф. Анненский, М. И. Цветаева.


Символизм (1 час)

Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой легенды”. Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок).


В. Я. Брюсов (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны» (возможен выбор трех других стихотворений).

Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.


К. Д. Бальмонт (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…» (возможен выбор трех других стихотворений).

Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.


А. Белый (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине» (возможен выбор трех других стихотворений).

Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.


Акмеизм (1 час)

Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм". Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к “прекрасной ясности”, создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.


Н. С. Гумилев (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (возможен выбор трех других стихотворений).

Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.


Футуризм (1 час)

Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”. Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого” слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.

^ Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак).


И. Северянин (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава» (возможен выбор трех других стихотворений).

Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.


В. В. Хлебников (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…» (возможен выбор трех других стихотворений).

Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.


Крестьянская поэзия (1 час)

Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.
^ Н. А. Клюев. Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...» (возможен выбор трех других стихотворений)

Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы.


Сочинение по творчеству поэтов конца XIX – начала ХХ в.

^

А. А. Блок (7 час)


Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы» (возможен выбор трех других стихотворений).

Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы “страшного мира”. Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле “На поле Куликовом” и стихотворении “Скифы”. Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.

Поэма «Двенадцать».

История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме.

Сочинение по творчеству А. А. Блока.

^

В. В. Маяковский (5 час)


Жизнь и творчество.

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой» (возможен выбор трех других стихотворений).

Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве Маяковского.

^

С. А. Есенин (5 час)


Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…» (возможен выбор трех других стихотворений).

Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.

Сочинение по творчеству В. В. Маяковского и С. А. Есенина.

^

М. И. Цветаева (3 час)


Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Идешь, на меня похожий…», «Куст» (возможен выбор двух других стихотворений).

Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.

^

О. Э. Мандельштам (3 час)


Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Невыразимая печаль», «Tristia» (возможен выбор двух других стихотворений).

Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма. Представление о поэте как хранителе культуры. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама.

^

А. А. Ахматова (5 час)


Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома…» (возможен выбор двух других стихотворений).

Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Темы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой.

Поэма «Реквием».

История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос “Реквиема”. Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога.

Сочинение по творчеству А. А. Ахматовой.

^

Б. Л. Пастернак (4 час)


Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворение: «Снег идет», «Быть знаменитым некрасиво…» (возможен выбор двух других стихотворений).

Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его роковая обреченность на страдания). Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка.

Роман «Доктор Живаго» (обзор).

История создания и публикации романа. Цикл “Стихотворения Юрия Живаго” и его связь с общей проблематикой романа.

^

М. А. Булгаков (6 часов)


Жизнь и творчество.

Роман «Белая гвардия» (для изучения предлагается один из романов – по выбору).

История создания романа. Своеобразие жанра и композиции. Развитие традиций русской классической литературы в романе. Роль эпиграфа. Система образов-персонажей. Образы Города и дома. Эпическая широта, сатирическое начало и лирические раздумья повествователя в романе. Библейские мотивы и образы. Проблема нравственного выбора в романе. Смысл финала романа.

Роман «Мастер и Маргарита» (для изучения предлагается один из романов – по выбору).

История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Эпическая широта и сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим. Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы и образы в романе. Человеческое и божественное в облике Иешуа. Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе. Изображение любви как высшей духовной ценности. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.

Сочинение по творчеству М. А. Булгакова.

^

А. П. Платонов (2 час)


Жизнь и творчество.

Повесть «Котлован» (возможен выбор другого произведения).

Традиции Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова. Высокий пафос и острая сатира в “Котловане”. Утопические идеи “общей жизни” как основа сюжета повести. “Непростые” простые герои Платонова. Тема смерти в повести. Самобытность языка и стиля писателя.

^

М. А. Шолохов (6 час)


Жизнь и творчество.

Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение).

История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. "Вечные" темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала. Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова.

Сочинение по роману М. А. Шолохова “Тихий Дон”.


^

Литература второй половины XX века (19 час)



Э. Хемингуэй (2 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Старик и море» (возможен выбор другого произведения).

Проблематика повести. Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути. Образ рыбака Сантьяго. Роль художественной детали и реалистической символики в повести. Своеобразие стиля Хемингуэя.
^

Обзор русской литературы второй половины

XX века (2 час)


Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и литературах других народов России. Новое понимание русской истории. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы. Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании. «Лагерная» тема. «Деревенская» проза. Постановка острых нравственных и социальных проблем (человек и природа, проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе и литературах других народов России.

Поэтические искания. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы).


^

А. Т. Твардовский (2 час)


Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

^ Стихотворения: «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем» (возможен выбор двух других стихотворений).

Исповедальный характер лирики Твардовского. Служение народу как ведущий мотив творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.


В. Т. Шаламов (2 час)

Жизнь и творчество (обзор).
^

Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия» (возможен выбор двух других рассказов).


История создания книги “Колымских рассказов”. Своеобразие раскрытия “лагерной” темы. Характер повествования.

^

А. И. Солженицын (2 час)


Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Один день Ивана Денисовича».

Своеобразие раскрытия “лагерной” темы в повести. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.


В. М. Шукшин (1 час)

(возможен выбор другого прозаика второй половины XX века)

Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный» (возможен выбор других произведений).

Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.


В. В. Быков (1 час)

(возможен выбор другого прозаика второй половины XX века)

Повесть «Сотников» (возможен выбор другого произведения).

Нравственная проблематика произведения. Образы Сотникова и Рыбака, две “точки зрения” в повести. Образы Петра, Демчихи и девочки Баси. Авторская позиция и способы ее выражения в произведении. Мастерство психологического анализа.


В. Г. Распутин (1 час)

(возможен выбор другого прозаика второй половины XX века)

Повесть «Прощание с Матерой» (возможен выбор другого произведения).

Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и преемственности поколений. Образы стариков в повести. Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями. Символические образы в повести.


Н. М. Рубцов (1 час)

(возможен выбор другого поэта второй половины XX века)

Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние» (возможен выбор других стихотворений).

Своеобразие художественного мира Рубцова. Мир русской деревни и картины родной природы в изображении поэта. Переживание утраты старинной жизни. Тревога за настоящее и будущее России. Есенинские традиции в лирике Рубцова.


И. А. Бродский (1 час)

(возможен выбор другого поэта второй половины XX века)

Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…») (возможен выбор других стихотворений).

Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского. Необычная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии. Неприятие абсурдного мира и тема одиночества человека в “заселенном пространстве”.


Б. Ш. Окуджава (1 час)

(возможен выбор другого поэта второй половины XX века)

Стихотворения: «Полночный троллейбус», «Живописцы» (возможен выбор других стихотворений).

Особенности «бардовской» поэзии 60-х годов. Арбат как художественная Вселенная, воплощение жизни обычных людей в поэзии Окуджавы. Обращение к романтической традиции. Жанровое своеобразие песен Окуджавы.



А. В. Вампилов (1 час)

(возможен выбор другого драматурга второй половины XX века)

Пьеса «Утиная охота» (возможен выбор другого драматического произведения).

Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.


Обзор литературы последнего десятилетия (1 час)

Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати.
^

Сочинение по русской литературе второй половины ХХ в.




ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  1. содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;

  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

  • определять род и жанр произведения;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.



Календарно - тематическое планирование по литературе

для 11 класса на 2010-2011 год (102 ч., из них 8 - на развитие речи)




раздела

Название

раздела

№ урока

Тема урока

Дата

1

Введение.

1

Русская литература 20 века в контексте мировой культуры




2

Зарубежная литература

1 половины 20 века

2

Обзор зарубежной литература 1 половины 20 века Д.Лондон «Любовь к жизни». Название произведения и его герой, который не сдаётся










3

Б. Шоу «Пигмалион». Сюжет, герои.










4

Своеобразие конфликта в пьесе










5

Г. Аполлинер «Мост Мирабо» Экспериментальная направленность лирики




3

Литература 1 половины 20 века










4

Русская литература рубежа 19 - 20 веков.

6

Обзор русской литературы рубежа 19 - 20 веков.




5

И.А. Бунин

7

И.А. Бунин. Жизнь и творчество. Лирика










8

Изображение мирового зла в рассказе «Господин из Сан – Франциско»










9

Поэтизация мира ушедшей Москвы в рассказе

«Чистый понедельник»










10

«Тёмные аллеи». Трагизм сюжетов.

Образы героинь рассказов







Р

11

Сочинение по творчеству И. А. Бунина




6


А. И. Куприн

12

А. И. Куприн. Богатство типажей в рассказах писателя. «Гранатовый браслет». Романтическое изображение любви героя к Вере Николаевне










13

Психологизм Куприна. Роль музыки. Мастерство Куприна – реалиста




7

М. Горький

14

М. Горький. Жизнь и творчество (обзор).

Раннее творчество. «Старуха Изергиль»










15

Горький – драматург. Пьеса «На дне» как социально-философская драма










16

Спор о назначении человека. Герои пьесы.










17

Авторская позиция и способы её выражения. Композиция пьесы. Новаторство Горького- драматурга










18

Литературные портреты. Публицистика







Р

19

Сочинение по творчеству М. Горького




8

Обзор русской поэзии конца 19 – начала 20 века

20

Обзор русской поэзии конца 19 – начала 20 века.

Серебряный век как своеобразный «русский Ренессанс». Основные направления модернизма: символизм, акмеизм, футуризм










21

Символизм. Истоки. Эстетические взгляды символистов. Пафос трагического миропонимания










22

В.Я.Брюсов как теоретик символизма. Жизнь и творчество (обзор). Основные темы и мотивы поэзии.

«Юному поэту», «Конь блед», «Творчество»










23

К.Д. Бальмонт. Жизнь и творчество (обзор). Основные темы и мотивы лирики. Музыкальность стиха.

«Я мечтою ловил уходящие тени», «Безглагольность»,

«Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце»










24

А.Белый. Жизнь и творчество (обзор). Тема родины. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии. «Раздумье», «Русь», «Родине»




9

А.А.Блок

25

А.А.Блок. Жизнь и творчество




26

Мотивы и образы ранней поэзии. Поиски эстетического идеала. «Стихи о Прекрасной Даме»




27

Эволюция творчества. Тема города. Образы «страшного мира» в поэзии А. Блока




28

Тема России и основной пафос патриотических стихотворений.




29

Поэма А. Блока «Двенадцать». История создания поэмы.




30

Сюжет поэмы, её герои, своеобразие композиции.




31

Неоднозначность трактовки финала. «Вечные образы в поэме». Философская проблематика




Р

32

Сочинение по творчеству А. Блока




10

Обзор русской поэзии конца 19 – начала 20 века

33

Акмеизм. Истоки. Акмеизм как национальная форма неоромантизма. Мужественный и твёрдый взгляд на жизнь.





34

Н.С. Гумилев. Героический и жизнеутверждающий пафос поэзии. «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Жираф». Трагическая судьба поэта




35

Футуризм. Возникновение ф. Русский ф. Манифесты ф. Абсолютная новизна как установка футуристов




36

И. Северянин. Эмоциональность, яркость стиха. Оригинальность словотворчества. «Интродукция», «Эпилог», «Двусмысленная слава»




37

В.В. Хлебников как поэт – философ. Поэтические эксперименты. «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы», « Ещё раз»




11

В. Маяковский


38

В. Маяковский. Жизнь и творчество. Ранняя лирика. Бунт против современности.

«А вы могли бы?», «Послушайте», «Скрипка и немножко нервно», «Нате», «Вам»




39

В. Маяковский. «Облако в штанах». Черты избранничества лирического героя. Роль гиперболы и гротеска




40

Особенности любовной лирики в. Маяковского «Лиличка», «Письмо Татьяне Яковлевой»




41

Тема поэта и поэзии. «Юбилейное»,




42

Сатирические произведения «Прозаседавшиеся», Драматургия поэта «Баня», «Клоп»




12

Обзор русской поэзии конца 19 – начала 20 века

43

Крестьянская поэзия. Н.А. Клюев. Изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации.

«Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья», «Из подвалов, из тёмных углов»




13

С. Есенин

44

С. Есенин. Жизнь и творчество





45

Тема природы и человека в лирике С. Есенина. «

« Не бродить, не мять в кустах багряных…», « Не жалею , не зову, не плачу»




46

Тема любви в лирике С Есенина «Письмо матери», «Мы теперь уходим понемногу» «Шаганэ ты, моя Шаганэ», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова»




47

Тема родины в поэзии С. Есенина «Гой ты, Русь, моя родная», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Русь советская»




48

«Анна Снегина» - поэма о судьбе человека и Родины. Биографические мотивы. Образ лирического героя




Р

49

Сочинение по творчеству В. Маяковского и С. Есенина




14

М.И. Цветаева

50

М Цветаева. Жизнь и творчество (обзор). Испытания и беды годов «великого перелома» в России




51

Основные темы творчества М.И. Цветаевой





52

Конфликт быта и бытия, времени и вечности

Поэзия как напряжённый монолог – исповедь




15

О.Э. Мандельштам

53

О.Э. Мандельштам. Жизнь и творчество (обзор).





54

Яркость поэтической палитры поэта





55

Острое ощущение связи времен





16

А.А. Ахматова

56

А.А. Ахматова. Жизнь и творчество





57

Тема любви. Глубина человеческих переживаний, психологизм лирики А. Ахматовой. «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуаью…», «Мне ни к чему одиноческие рати…»




58

Патриотизм и гражданственность поэзии « Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля»




59

Поэма «Реквием». Смысл названия, отражение личной трагедии и народного горя. Победа исторической памяти над забвением. Особенности жанра и композиции поэмы




60

Разговорность интонации и музыкальность стиха

Новаторство формы




Р

61

Сочинение по творчеству А.А. Ахматовой





17

Б. Пастернак

62

Б Пастернак. Жизнь и творчество (обзор) Лирика. Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти …»




63

Внимание к миру природы, размышления о жизни, любви, природе искусства. «Гамлет», «Любить иных – тяжёлый крест» , «Никого не будет в доме»,




64

Живописность и музыкальность поэзии. «Сосны», «Иней», «Снег идёт», «Зимняя ночь»,




65

«Доктор Живаго» Обзор. История создания и публикации романа. Образ Юрия Живаго. Цикл стихотворений героя. Его связь с проблематикой романа




18

М.А. Булгаков

66

М.А. Булгаков. Жизнь, творчество, личность. Судьба произведений писателя




67

Роман «Мастер и Маргарита». История создания и публикации. Своеобразие жанра и композиции романа




68

Эпическая широта и сатирическое начало в романе.

Сочетание реальности и фантастики




69

Образы Воланда и его свиты





70

Человеческое и божественное в облике Иешуа. Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе




71

Изображение любви как высшей духовной ценности. Проблема творчества и судьбы художника.







Р

72

Сочинение по творчеству М. Булгакова




19

А. П. Платонов



73

А .П. Платонов. Трудная судьба писателя.

Повесть «Котлован». Утопические идеи как основа сюжета произведения.




74

«Непростые» простые герои Платонова. Высокий пафос и острая сатира в «Котловане». Самобытность стиля писателя




20

М. А. Шолохов

75

М . А. Шолохов. Жизнь и творчество писателя.





76

«Тихий Дон» - роман – эпопея о всенародной трагедии.




77

Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. Яркость характеров и жизненных коллизий в романе




78

«Вечные темы» в романе: человек и история, война и мир, личность и масса




79

Специфика художественного строя романа. Роль картин природы в изображении жизни героев




80

Полемика вокруг авторства. Традиции Л. Н. Толстого в изображении масштабных событий в жизни народа




Р

81

Сочинение по роману М.А. Шолохова «Тихий Дон»




21

Зарубежная литература

2 половины 20 века.

82

Зарубежная литература 2 половины 20 века.

Э. Хемингуэй. Жизнь и творчество (обзор)

Повесть «Старик и море» Проблематика повести.




83

Образ рыбака Сантьяго. Роль художественной детали. Своеобразие стиля




22

Русская литература 2 половины 20 века. Обзор.

84

Русская литература 2 половины 20 века. Обзор





85

Развитие традиционных тем русской лирики




23

А.Т. Твардовский

86

А.Т. Твардовский. Жизнь и творчество (обзор)

Служение народу как ведущий мотив творчества поэта




87

Тема памяти. Поэма «За далью –даль»





24

В.Т. Шаламов

88

В. Т. Шаламов . Жизнь и творчество (обзор).
^

Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия»





89

История создания книги “Колымских рассказов”. Своеобразие раскрытия “лагерной” темы. Характер повествования.




25

А. И. Солженицын


90

А. И. Солженицын. Жизнь и творчество (обзор)

Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве в повести «Один день Ивана Денисовича».




91

Своеобразие раскрытия лагерной темы





26

В. М. Шукшин


92

В. М. Шукшин. Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах «Верую», «Алеша Бесконвойный» и др.




27

В. Быков

93

В. Быков. Новое осмысление военной темы. Нравственная проблематика в повести «Сотников»




28

В. Г. Распутин

94

В. Г. Распутин. «Прощание с Матерой». Тема исторической памяти народа, уважения к прошлому. Образы стариков в повести. Символические образы в повести




29

Н.М. Рубцов

95

Н.М. Рубцов. Мир русской деревни и картины родной природы в изображении поэта




30

Литература народов России

96

Литература народов России. Творчество

Ч. Айтматова




31

И. Бродский

97

И. Бродский. Необычная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии




32

Б.Окуджава

98

Б.Окуджава. Особенности «бардовской" поэзии 60-х годов




33

А.В. Вампилов

99

Пьеса «Утиная охота»





Р

100

Сочинение по русской литературе второй половины 20 века




34

Литература на современном этапе

101

Общий обзор произведений последних лет







Резерв

102










Скачать 432,98 Kb.
оставить комментарий
н.п. Зареченск
Дата02.10.2012
Размер432,98 Kb.
ТипРабочая программа, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх