Учебно методический комплекс Для студентов специальности «культурология» содержание icon

Учебно методический комплекс Для студентов специальности «культурология» содержание



Смотрите также:
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 031401 «Культурология» Содержание...
Учебно-методический комплекс дициплины культурология для студентов специальности 032401...
Учебно-методический комплекс по дисциплине гсэ. Ф. 04 Культурология...
Учебно-методический комплекс для студентов дневного и заочного отделений специальности...
Учебно-методический комплекс для студентов дневного и заочного отделений специальности...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности «культурология»...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности «культурология»...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности «Культурология»...
Учебно-методический комплекс цикла дисциплин гсэ. Ф. 04...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности Философия (030100...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности Философия (030100...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности Философия (030100...



страницы:   1   2
скачать


ПАТЛАСОВ С.А.

КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

Учебно – методический комплекс

Для студентов специальности «культурология»


СОДЕРЖАНИЕ


  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА «КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ»

  2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

  3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

  4. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ

  5. ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС

  6. ПРАКТИЧЕСКИЕ (СЕМИНАРСКИЕ) ЗАНЯТИЯ

  7. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

  8. ^ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРОЙ

    1. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

    2. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  9. ^ СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

  10. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

  11. ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ ИЛИ ЭКЗАМЕНУ

  12. ^ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ, КОНТРОЛЬНЫХ И КУРСОВЫХ РАБОТ

  13. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

  14. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНОЙ АНТРОПОЛОГИИ

  15. ^ УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО КУЛЬТУРНОЙ АНТРОПОЛОГИИ




  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА «КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ»


Учебная дисциплина «Культурная антропология» является фундаментальной культурологической дисциплиной, изучение которой входит в базовый курс обучения по специальности «Культурология».

Учебная дисциплина культурная антропология исследует вопросы становления основной проблематики культурной антропологии, помогает студентам понять процесс развития и формирования культурно – антропологического знания, и на его основе осмыслять культурные явления и процессы, происходящие в современном мире в целом, и в России в частности.

Антропология (от греч. «антропос» - человек и «логос» - наука) – наука, всесторонне изучающая человека. Первоначально, антропология была связана с изучением прежде всего биологических основ человека и использовала методы антропометрии (измерение соотношений частей человеческого тела, пропорций). Появление антропологии как науки о природе человека связано с выпуском в 1596 г. Книги О. Гасмана под названием «Антропология».

В XIX в. в европейских странах возникли антропологические общества, исследующие останки первобытных людей. В результате исследований возникла необходимость реконструкции истории возникновения, развития человечества и культуры, появилась новое направление социальная этническая антропология, изучающая различные этнические группы – носители культурных традиций.

К началу ХХ в. сформировалась культурная антропология, которая стала изучать проблемы культурных особенностей народов. Позже из антропологии выделились направления философской и социально – философской антропологии.

Современная антропологическая наука представляет собой систему наук, изучающих природу человека со стороны его биологии, социума, психологии, общественно – исторических аспектов, духовности.

Антропология нацелена на постижение целостности человека.

Важно определить место культурной антропологии в системе антропологического знания. Антропология включает в себя следующие разделы: эволюционную антропологию (антропогенез), конституционная антропология (морфология), этническая антропология, культурная антропология, социальная антропология, философская, социально – философская антропология, политическая антропология, экономическая антропология, педагогическая антропология, психологическая антропология, теологическая антропология.

Культурная антропология – учение о человеке как творце (источнике) и части (результате) культуры, изучает процессы формирования человеческой культуры, этнокультурные системы, детерминирующие сущность и поведение человека. Культурная антропология изучает этнологию народов, их обычаев, обрядов, родственных связей, языка, психологии, нравственности и религии.

Предметом культурно – психологической антропологии являются связи между внутренним миром человека и этнокультурными элементами на уровне этнической общности.

Цель курса культурной антропологии: освоение антропологических знаний, умений и навыков через рассмотрение человека в комплексе его биологических, психологических, социальных, культурных связей.

Задачи курса:

- освоение предметного поля культурной антропологии как науки и учебной дисциплины в системе гуманитарного знания;

- освоение основных направлений, подходов и методов исследований в культурной антропологии;

- освоение основных школ и понятий культурной антропологии;

- освоение специфики антропологического понимания культуры;

- освоение основ эмпирических исследований в культурной антропологии;

- формирование гуманного отношения к человеку независимо от половозрастных, статусных, этнических, расовых, религиозных и т.д. различий.



  1. ^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ


По окончании курса «Культурная антропология» студент должен:

  1. Иметь систему антропологических знаний, ориентированных на представление о человеке как единстве биологических, социальных, психологических, культурных связей.

  2. Обладать умением антропологической интерпретации изучаемых явлений и процессов на основе анализа антропологических универсалий.

  3. Уметь конструировать гностические институциональные модели поведения человека с учетом его этнокультурной специфики.




  1. ^ ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


Объем курса «Культурная антропология» рассчитан на 170 часов.

Из них:

- 68 часов составляют лекции;

- 68 часов составляют практические занятия;

- 24 часа составляют курсовые работы;

- 4 часа консультации;

- 6 часов семестровые экзамены.



  1. ^ РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ






Наименование раздела курса

Вид занятий

Количество

часов

1

Предмет метод цели задачи курса. Культурная антропология в системе гуманитарного знания

л*

2

2

Развитие антропологического знания в истории европейской мысли

л

4

3

Становление и развитие антропологических учений и школ в 19 в. Эволюционизм.

л

4

4

Развитие школ и направлений в культурной антропологии 19 – 20 в. Диффузионизм.

л

4

5

Развитие школ и направлений в культурной антропологии в 20 в. Культурно - историческая школа.

л

4

6

Развитие школ и направлений в культурной антропологии в 20 в. Социологическая школа.

л

4

7

Развитие школ и направлений в культурной антропологии в 20 в. Культурно – биологическое направление.

л

4

8

Развитие школ и направлений в культурной антропологии в 20 в. Психологическое направление.

л

4

9

Развитие школ и направлений в культурной антропологии в 20 в. Психоаналитическая школа.

л

4

10

Развитие школ и направлений в культурной антропологии в 20 в. Функционализм.

л

4

11

Развитие школ и направлений в культурной антропологии в 20 в. Структурно – функциональное направление.

л

4

12

Развитие школ и направлений в культурной антропологии в 20 в.

л

2

13

Становление и развитие символической антропологии.

л

4

14

Развитие когнитивной антропологии

л

4

15

Развитие направления культурного релятивизма

л

4

16

Развитие направления постмодернизма в культурной антропологии

л

4

17

Развитие школ и направлений культурной антропологии во второй половине ХХ в. Культурная экология.

Неоэволюционизм. Культурная динамика. Герменевтическая и семиотическая (интерпретативная) антропология. Психоаналитические исследования культур в конце ХХ в.




6

18

Развитие антропологии в российской науке. Этнография в России и в СССР. Проблемы развития антропологии в современный период в России.

л

2

19

Место культурной антропологии в системе гуманитарного знания

п

2

20

Эволюция представлений о человеке в историко – культурном аспекте

п

2

21

Эволюционистская концепция Э. Тэйлора, Дж. Фрэзера

п

2

22

Эволюционистская концепция Г. Спенсера, Л. Моргана

п

2

23

Диффузионистские концепции Л. Фробениуса, Л. Гребнера

п

2

24

Диффузионизм в США и Англии. Методология диффузионизма. К. Уисслер, У. Риверс, Р. Диксон, Э. Смит, У. Перри, Т. Хейердал

п

2

25

Культурно – историческая школа. И. Тэн

п

2

26

Американская школа исторической этнологии. Ф. Боас, А. Кребер

п

2

27

Социологическая школа. Э. Дюркгейм, Марсель Мосс

п

2

28

Социологическая школа. Л. Леви - Брюль

п

2

29

Биологизаторские направления в антропологии. Расистская концепция Ж. Гобино. Антропосоциология Ж. Лапуша и О. Аммона

п

2

30

Концепции психологии народов. М. Лациус, Х. Штейнталь, В. Вундт, Л. Уорд, У. Самнер.


п

4

31

Концепции групповой психологии. Г. Лебон, Г. Тард

п

2

32

Концепции «культуры – личности». Р.Бенедикт, М. Мид, Р. Липтон, К. Клакхон, А. Кардинер, Дж. Хонигман

п

2

33

Психоаналитическая школа. Методологические основы исследования культур. Теория культуры З. Фрейда. Модификации психоаналитического метода исследования: В. Райх, О. Ранк, Г. Рохейм

п

4

34

Аналитическая концепция культуры К. Юнга, гуманистическая концепция В. Франкла

п

4

35

Неофрейдистская (фрейдо – марксистская) концепция культуры Э. Фромма

п

2

36

Концепция культурной психоистории Ллойда Демоза

п

2

37

Функционализм. Культурно – антропологический функционализм Б. Малиновского, структурный функционализм А.Р. Радклифф – Браун, Эдвард Эванс - Причард

п

2

38

Структурно – функциональная антропология К. Леви – Стросса. Развитие американского структурализма

п

2

39

Символическая антропология. Теория символов Л. А. Уайта

п

2

40

Когнитивная антропология (антропология, психология, лингвистика). Техника мышления, когнитивный стиль и сенсотип. М. Сегалл, Д. Кемпбелл, М. Коул, С. Скрибнер

п

2

41

Культурный релятивизм и его методологические основания. М. Херсковиц

п

2

42

Постмодернизм и постструктурализм. Методологические основания. Ж. Деррида, Ж. Делез, Ф. Гваттари

п

2

43

Антропология второй половины ХХ в. Культурная экология, Неоэволюционизм. Дж. Стюард, М. Харрис, Г. Чайлд

п

2

44

Герменевтическая антропология. В. Дильтей, К. Гирц, В. Тернер, Р. Докинз

п

2

45

Психоаналитические исследования культур. Э. Эриксон, Г. Стейн, Дж. Деврё, У. Ла Барре

Транзактный анализ и сценарный подход Э. Берн, К. Штайнер

п

4

46

Развитие антропологии в российской науке. Дореволюционная антропология. А. Никитин, С. Ремезов, Н. Спафарий, Г. Новицкий, Н.Н. Миклухо – Маклай, Д.Н. Анучин, А. Кузнецов.

п

2

47

Советская антропология. Г. Шпет, А.Р. Лурия, С. Токарев, Ю.В. Кнорозов, Ю.В. Бромлей.

п

2

48

Современная российская антропология. Э.А. Орлова, С.Е. Рыбаков. Концепция этногенеза Л. Гумилев. Культурная антропология А.Я. Гуревича

п

2


*Пояснение:

Л – лекция

П – практическое занятие



  1. ^ ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС

(Содержание лекционных тем)


ЛЕКЦИЯ 1.

Предмет, метод, структура и функции культурной антропологии.


Предмет, границы, метод цели задачи курса. Культурная антропология в системе гуманитарного знания. Антропология и биология, психология, социология, история, семиотика. Проблематичность создания универсальной теории человека в антропологии. Проблема освоения интегрального знания о человеке. Человековедение. Издержки научного гиперстазирования в антропологии: существование паранаучных и псевдонаучных теорий в рамках антропологического знания.


ЛЕКЦИЯ 2.

Развитие антропологического знания в истории европейской мысли.


История представлений о изменчивости человека. Античность: от учения Гесиода о Золотом Веке до догадки Лукреция Кара о первобытной дикости. Геродот о жизни скифов и Тацит о жизни германцев. Антропология Сократа, Платона, Аристотеля. Эпикурейская и стоическая антропология.

Христианские представления о мире людей. Люди и чудовища.

Антропоцентризм Эпохи Возрождения и гуманитарное знание. Великие географические открытия и расширение горизонта европейской культуры.

Натуралистическая антропология эпохи Просвещения. Человек – животное. Человек – машина. Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, Ж. Ламетри. Идея органического прогресса И. Гердера.

Эволюционизм и становление антропологии. И. Кант, Лаплас, Лайель, Ж.Б. Ламарк, Ч. Дарвин, Уоллес, Шлейхер. Синтетическая система Г. Спенсера.

Общее направление развития основных школ антропологии: культурная и социальная антропология, диффузионизм, историческая школа, функционализм, психологическое направление, когнитивная и структурная антропология, герменевтическая и семиотическая антропология.


ЛЕКЦИЯ 3.

Становление и развитие антропологических учений и школ в XIX в. Эволюционизм.


Биография Э. Тэйлора. Значение его трудов: «Исследование по ранней истории человечества», «Первобытная культура», «Антропология». Специфика науки о культуре. Проблема научных основ эволюционного развития. Эволюция и деградация. Конфликт как механизм эволюционного развития. Развитие материальной культуры и орудий труда как доказательство эволюции. Сравнительный метод: повторяемость как основа устойчивого развития, поиск аналогий, выведение типичного (статистический метод). Проблема достоверных знаний в антропологии. Метод пережитков для определения преемственности развития.

Миф и его культурное значение. Анимизм и естественная религия. Первобытные представления о душе и смерти. Переселение душ. Духи природы и их виды. Эволюционный переход от анимизма к религии. Обряды, церемонии и их функции в культуре.


ЛЕКЦИЯ 4.

Становление и развитие антропологических учений и школ в XIX в. Эволюционизм.


Биография сэра Дж. Фрэзера. Принцип причинности в объяснении развития культур. Ритуалы и их мифологическое объяснение. Библия как источник данных о развитии культур. Типичность библейских сюжетов. Понимание эволюции культуры как развитие интеллектуальных способностей человека от магии к науке. Место магии в пространстве научного знания (ложная наука). Законы магического мышления (подобие и заражение). Трансформация от магии к религии через социально – политические механизмы. Магия и власть. Конфликт колдуна и священника. Личность и религия. Принцип потенциальной деградации. Табу и их функции и объекты табуирования. Фетиш и его функции. Сакральность и власть.


ЛЕКЦИЯ 5.

Развитие школ и направлений в культурной антропологии XIX – XX в. Антропогеография и диффузионизм.


Фридрих Ратцель и концепция антропогеографии. География расселения. Этнографические предметы и этнографическое родство. Миграция и культурное воздействие. Географический детерминизм: связь культуры с землей (ландшафт, климат, почва, рельеф). Принцип жизненного пространства. Факторы благоприятного развития культур (умеренные географические показатели).

Культурная морфология Лео Фробениуса. Исследование африканских культур. Общность африканских и азиатских культур. Понятие культурной провинции. Этапы развития культур: детство, юность, зрелость, старость. Принцип «прививки» культур. Хтонические и теллургические культуры.

Кёльнская школа антропологии. Фриц Гребнер и Бернгард Анкерман. Гомология и анология. Критерии родства: форма и количество совпадений. Культурные круги и культурные слои.

Венская школа Вильгельм Шмидт. Эволюционное исследование культурных кругов. Концепция прамонотеизма. Кризис европейской антропологии в 30 – 40 г.г. XX в.

ЛЕКЦИЯ 6.

Культурно – историческая школа в антропологии.


Формирование американской антропологии. Франц Боас и его естественно научная и философская подготовка. Исследования мифологии североамериканских индейцев. Применение лингвистики, статистики, археологии в антропологических исследованиях. Американское понимание диффузионизма.

Модель культурных ареалов Америки. Прибрежные, континентальные и промежуточные культуры. Исторический подход в противоположность эволюционному. Принцип относительной нефункциональности культурных форм. Форма культуры и ее интерпретация. Культурные универсалии и психология личности. Партикуляризм. Эмпиризм.


ЛЕКЦИЯ 7.

Культурно – историческая школа в антропологии.


Формирование американской исторической школы антропологии. А. Крёбер. Основные принципы Крёбера (результат а не стимулы, общество а не человек, цивилизация а не этнос, тенденции а не законы, условия а не причины, процессы а не события).

Культура как суперорганическое. Различение культуры и общества. Стиль как общая культурная обусловленность. Стиль и гений. Стиль и цивилизация. Конфигурации роста культуры.


ЛЕКЦИЯ 8.

Социологическая школа в антропологии.


Общая характеристика социологической школы. Э. Дюркгейм и развитие позитивизма в исследовании культуры и общества. Понятие социального факта. Социальная система и баланс. Разделение труда. Органическая солидарность. Коллективные представления. Религия и ее функции. Значение тотемизма.

Марсель Мосс и социоцентризм. Этюд о дарении. Механизмы символического обмена. Дар и его культурные и сакральные функции. Историческая трансформация личности: от первобытной номинации до автономного индивида в римской цивилизации. Антропология тела.


ЛЕКЦИЯ 9.

Социологическая школа в антропологии.


Л. Леви – Брюлль и концепция первобытного мышления. Коллективные представления и формирование опыта. Принцип дологического мышления первобытного человека. Патриципация (мистическая сопричастность) и синкретизм. Спорность и критика принципа дологического мышления.


ЛЕКЦИЯ 10.

Культурно – биологическое направление в антропологии.


Общая характеристика биологизаторского подхода в антропологии. Основы расизма. Фукидид, К. Линней, Л. Бюхнер, Д. Нотт и Д. Глиддон.

Расистская концепция Ж. Гобино «Опыт о неравенстве человеческих рас». Принцип полигенизма. Классификация и рейтинг рас. Культурные стереотипы и биологическая наследственность. Расовый изоляционизм.

Антропосоциология Ж. Лапуша и О. Аммона. Понятие головного показателя и его влияние на качество культуры. Длинноголовые полноценные и короткоголовые неполноценные люди.

Политическая антропология Людвига Вольтмана и его классификация антропологических типов.


ЛЕКЦИЯ 11.

Культурно – биологическое направление в антропологии.


Х. Чемберлен. Тевтонская культура, тевтонская раса. Полноценные и неполноценные культуры и народы.

А. Розенберг, А. Гитлер. Нацизм. Идеал германской культуры. Родственные народы и культуры. Жизненное пространство. Полноценные и неполноценные культуры и народы.

Негритянский расизм Э. Блайдена. Концепция негритюда Леопольд Сенгору. Последователи Сенгору Э. Сезар, Л. Дамас.


ЛЕКЦИЯ 12.

Психологическое направление в антропологии.


Концепции психологии народов. М. Лациус, Х. Штейнталь, В. Вундт, Л. Уорд, У. Самнер.

Концепции групповой психологии. Г. Лебон, Г. Тард.

Концепция «культуры – личности» Р. Бенедикт. Типы культуры. «Хризантема и меч». Последователи Р. Бенедикт: Р. Липтон, К. Клакхон, А. Кардинер, Дж. Хонигман.


ЛЕКЦИЯ 13.

Психологическое направление в антропологии.


Маргарет Мид – антропология детства, воспитания и семьи. Материнские и отцовские роли. Происхождение инициаций. Механизмы формирования половой идентичности. Обучающие и обучающиеся культуры. Социализация и инкультурация.

М. Фримэн и проблема искажения достоверности исследуемых культур. Сомнения в интерпретационных возможностях антропологии.

ЛЕКЦИЯ 14.

Психоаналитическая школа в антропологии.


Методологические основания психоаналитического подхода. Динамическая теория личности и теория культуры З. Фрейда. Бессознательное, сознание, сверхсознание. Движущие силы культуры: влечения и запреты. Эрос и Танатос. Невротическая личность. Мужские и женские врожденные комплексы. Фрустрация. Трансфер. Вытеснение (сублимация). Энергетическая функция сновидений. Культура как гомеостатический организм. Катексис и катарсис. Принцип развития (онтогенез через стадии филогенеза).

Последователи З. Фрейда – В. Райх, О. Ранк, Г. Рохейм и их вклад в развитие психоаналитического метода исследования культуры.


ЛЕКЦИЯ 15.

Психоаналитическая школа в антропологии.


Геза Рохейм «Психоанализ и антропология». Тотальный психоанализ культуры. Эрос как инстинкт полового влечения и размножения. Эрос и обряд «интичиума». Культура как воспитывающий и обучающий институт обусловлена «продленным детством» или «перманентным инфантилизмом». Обыденная культура тождественна животному состоянию. Значение пренатального периода в развитии культуры и личности. Желание тепла и любви.

Культура соединяет людей. Влечения разъединяют. Научные прогнозы Рохейма и их судьба.

Аналитический метод К. Юнга. Принцип коллективного бессознательного и его роль в исследовании культуры. Понятие архетипа и его связь с коллективным бессознательным. Структура личности. Принцип индивидуации. Типология мышления. Западный и восточный типы мышления.


ЛЕКЦИЯ 16.

Функционализм.


Функциональная теория культуры Б. Малиновского. Научная подготовка Б. Малиновского и влияние эволюционистов. Критика эволюционизма и диффузионизма. Понимание культуры как системы институтов и основы социального, экономического и правового уклада.

Постулат универсальной функциональности: культурное действие должно быть соотнесено с социальной потребностью; функция – удовлетворение потребности. Функциональность как обеспечение целостности и жизнеспособности социальной системы. Теория и типология институтов и потребностей. Метод изучения культуры: в ее жизнедеятельности, взаимосвязи и функционировании всех компонентов «здесь и сейчас». Метод включенного наблюдения – понимание культуры изнутри, глазами «самой культуры». Антиисторизм и отрицание пережитков. Концепция биологических потребностей – как основы и источника развития культурных институтов. Развитие прикладной антропологии.


ЛЕКЦИЯ 17.

Функционализм.


Алфред Редклиф – Браун: от функционализма к структурализму. Отрицание психологизма. Противопоставление социальной антропологии – культурной. Принцип оппозиции. Структура как система отношений между компонентами, обеспечивающая постоянство жизнедеятельности. Историческое и функциональное объяснение. Сравнительный метод. Социологический подход к религии, ритуалам, мифологии. Отрицание археологии.

Эдвард Эванс – Причард. Оксфордская школа антропологии. Принципы понимания и объяснения культур: историзм, моральный а не естественный подход. Влияние христианства.


ЛЕКЦИЯ 18.

Структурно – функциональное направление в антропологии.

Общие принципы структурализма. Клод Леви – Стросс. Критика дологического мышления Леви – Брюля. Рационализм. Принцип единства человеческого разума и базовых ментальных структур. Бинарные оппозиции. Бинарные и тернарные структуры в социальной организации. Анализ мифов: наложение оппозиций, инверсии, медиаторы. Противопоставление принципа отношений принципу изучения предметов. Принцип миграционизма. Тотемические классификации. Процесс и структура. Наука и магия. Количество и качество. Дифференциация и интеграция. Принцип равновесия.


ЛЕКЦИЯ 19.

Структурно – функциональное направление в антропологии.


Т. Парсонс и Р. Мертон. Основатели американской антропологии. Объект анализа – типичное социальное явление (роли, типы, процессы, стандарты, реакции, социальные нормы, организации, структуры и т.д). Функциональный императивизм. Понятие единичного социального акта. Актор, цель, ситуация, средства и условия, нормы и ценности. Модель организации элементов действия. Структура социальной системы. Концепция АЦИЛ (адаптация, цель, интеграция, латентность).

Теория среднего уровня Р. Мертона. Задачи структурного функционализма (система и части, типы влияния, процессы). Культурная и социальная структуры общества. Функционализм и дисфункционализм систем. Теория ролевого конфликта. Концепция социальной аномии.


ЛЕКЦИЯ 20.

Развитие школ и направлений в культурной антропологии в ХХ в.


Математизация антропологии. Поиски статистических закономерностей в культурных процессах. Джордж Мердок и изучение корреляций социальных структур. Этнографические выборки мира. Этнографический атлас мира. Джон Уайтинг. Проблема бесконечного многообразия культур и статистические ограничения.


ЛЕКЦИЯ 21.

Становление и развитие символической антропологии.


Принципы символической антропологии. Э. Кассирер, К. Леви – Стросс.

Теория символов Л. Уайта. Принцип эволюционизма в культуре. Три вида процессов в культуре: временные, вневременные структурно – функциональные, формально – временные. Культурология Л. Уайта и ее принципы. Детерминация человека культурой (экстросоматическая традиция). Поведение народа – функция его культуры. Экстросоматический аспект исследований. Классификация знаков. Технологический детерминизм.

Культура и энтропия. Уровни культуры в зависимости от технологического детерминизма.


ЛЕКЦИЯ 22.

Становление и развитие символической антропологии.


Дж. Г. Мид. Символический интеракционизм. Социальные взаимодействия и анализ «Я». Стимул – знак – мотив – самосознание. Символические и функциональные стороны социального процесса. Роли, их принятие и исполнение.

Ч.Х. Кули. Принцип зеркального «Я». А. Халлер теория «значимого другого».


ЛЕКЦИЯ 23.

Развитие когнитивной антропологии.


Методологические основания когнитивной антропологии. Просветительский образ культуры. Американское направление: У. Гудэнаф, Ф. Лаунсберн, Х. Конклин, С. Брунер, Дж. Остин, К. Пайк. Этнолингвистика и теория познания. Классы когнитивных категорий. Основа культуры – способность к переработке информации (когнитивная функция). Когнитивная организация и понятия (образ тела, роль, я, другой, генерализованный другой, среда поведения, картина мира, план). Когнитивная модель индивида (оценка, описание (дескрипция), инструменты (техника действий).

Понятие ментальности. Исследования культурного менталитета отдельных народов.


ЛЕКЦИЯ 24.

Развитие когнитивной антропологии


Изучение когнитивного аспекта культуры в традиционном и современном обществе. Л. Леви – Брюль и дологическое сверхъестественное мышление. Ж. Пиаже и сравнительно изучение типов мышления. Степень овладения логическими операциями. Феноменология интеллектуального развития ребенка в сопоставлении с историей развития человеческого мышления.

М. Мид и метод исследования национального характера. Три типа культур (посткофигуративные, кофигуративные, префигуративные).

М. Коул, С. Скрибнер «Мышление и культура». Равноправность западной и незападной стратегии получения объективных знаний. Понятие «техники мышления».

Принцип лингвистической относительности Э. Сепира – Б. Ли Уорфа. (язык усвоенный в детстве определяет способ структурирования мира).

Теория когнитивных стилей Х.А. Виткина. Два стиля (артикулированный и глобальный). Понятие психологического поля. Социокультурные и природные факторы.

М. Вобер и концепция «сенсотипа». Западный сенсотип и африканский. Три разновидности ментальности (западная, восточная, традиционно – этническая).


ЛЕКЦИЯ 25.

Развитие направления культурного релятивизма.


Методологические основания культурного релятивизма. Принцип равноправия различных культур. Несопоставимость систем культурных ценностей (принцип неэквивалентности ценностей). Ф.Боас, А. Кребер, Р. Бенедикт, М. Херсковиц.

Культурная антропология М. Херсковица. Отказ от евроцентризма. Этнософия. Критика единой закономерности культурно – исторического процесса. Принцип разнонаправленно развивающихся культур. Культура как способ жизни и среда обитания. Принцип культурного фокуса. Механизм изменения культур. Культурные универсалии. Инкультурация и социализация. Принцип культурного релятивизма и три его аспекта (методологический, философский, практический). Принцип толерантности (терпимости) и уважения к культурам.


ЛЕКЦИЯ 26.

Развитие направления культурного релятивизма.

Антропология К. Клакхона, культурные модели и конфигурации.


ЛЕКЦИЯ 27.

Развитие направления постмодернизма в культурной антропологии.


Методологические основы постмодернизма и постструктурализма. Р. Барт, М. Фуко, Ж. Лакан, Р. Паннвиц и кризис европейской культуры. Федерико де Онис.

Философско – культурологическое направление Ж. Делез, Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Бодрийяр, Ж. Деррида. Основные признаки постмодерна.

Таблица В. Розина. Лесли Фидлер и принцип «снятия границ». Чарльз Дженкс и понятие «двойного кодирования».

Умберто Эко принцип полиструктурности и полизначности – «Имя розы».

Б. Акунин «Приключения Э. Фандорина». В. Пелевин «Генерация П».

Постмодернизм – плюрализм (Б. Белый). Классификационная таблица искусств Ихаба Хассана.

Постмодернистская концепция Ж. Бодрийяра (деконструкция, децентрация, детерриторизация).


ЛЕКЦИЯ 28.

Развитие направления постмодернизма в культурной антропологии.


Постструктуралистская концепция Жака Деррида. Деконструктивизм. Текст. Письмо. Речь. Разрушение логоцентризма.

Ролан Барт и проблема анонимности (смерть автора, объекта и субъекта).

Жиль Делез и Феликс Гваттари. Принцип детерриторизации и ризомы. Психоанализ и шизоанализ. Культура как промежуточное состояние между шизофренией и паранойей. Номадический образ жизни. Центр и периферия.

Принцип ризомы. Принцип конструкции. Текст и квазитекст. Центрированная и децентрированная культура.

Жорж Батай, Жан Лиотар, Юлий Кристев, Фредерик Джеймисон, Поль де Ман, хэролд Блум, Джозеф Миллер.

Постмодернистские тенденции в современной культуре.


ЛЕКЦИЯ 29.


Развитие школ и направлений культурной антропологии во второй половине ХХ в. Культурная экология. Неоэволюционизм. Культурная динамика.


Проблемы построения универсальной антропологической теории как выражение характера поиска современной антропологии.

Культурная экология Джулиана Стюарда. Справочник по индейцам Южной Америки. Принцип многолинейной эволюции. Параллельная эволюция. Три пути исследования развития культуры. Культурная экология как объяснительный принцип адаптации культуры к окружающей среде. Понятие культурного типа. Концепция уровней социокультурной интеграции. Пределы изменения и адаптации культуры.

Последователи Стюарда – М. Салинс, Д. Беннет, Р. Неттинг.

Гордон Чайлд и концепция неолитической и городской революции.

Виктор Тэрнер и культурная динамика. Ритуал и символика.

Ван Геннеп. Явный, латентный и скрытый смыслы. Лиминальность.

Коммунитас и структура как чередующиеся стадии существования общества. Экзистенциальная, нормативная и идеологическая коммунитас. Гадание. Цветовая классификация.

Эдмунд Лич и культурной динамике как норме. Власть и культурная обусловленность времени.

Энтони Уоллес и Уинстон ЛаБарр – теория кризисных культов.

Марвин Харрис. Культура – технология и условия окружающей среды. Принцип оптимальности культуры - равновесие. Экономическое основание обычая. Взаимодействие факторов культуры.


ЛЕКЦИЯ 30.


Развитие школ и направлений культурной антропологии во второй половине ХХ в. Герменевтическая и семиотическая (интерпретативная) антропология.


Джордж Мердок – математизация антропологии. Поиск статистических закономерностей, изучение корреляции социальных структур. Этнографические выборки мира и этнографический атлас мира. Поиск объяснительных принципов причин культурного разнообразия.

Вильгельм Дильтей и принципы понимающей психологии. Последователи Дильтея – Г. Миш, И. Вах, Ротхакер, Больнов. Герменевтика текста. Метод культурного анализа.

Клиффорд Гирц и Виктор Тэрнер. Анализ культуры как этнографическое описание и интерпретация. Метод «вживления» в культуру – Д. Хейэно, Л. Долби.

Гилберт Райл и описание с нажимом. «Эгоистичный ген» Роберта Докинза. Культура как процесс репликации.


ЛЕКЦИЯ 31.


Развитие школ и направлений культурной антропологии во второй половине ХХ в. Психоаналитические исследования культур в конце ХХ в.

Исследования психоистории. Э. Эриксон и теория возрастов культуры.

Психоистория Ллойд де Моза (культура как либидо). Психоантропология Г. Стейна (культура как групповая фантазия).

Психоаналитические концепции Дж. Деврё (этнопсихоанализ), У. Ла Барре (человеческое животное). Комплексный подход в исследовании культуры (психоанализ, этнология, социология). Психологические механизмы защиты. От индивидуально психотерапии к социогенной терапии.

Норма и патология в системе антропологического знания. Этология культуры (биология, психология и социальная специфика человека).


ЛЕКЦИЯ 32.


Развитие антропологии в российской науке. Этнография в России и в СССР. Проблемы развития антропологии в современный период в России.


Токарев С.А. восемь периодов развития отечественной антропологии. Источники «Повесть временных лет», «Жития святых», «Хождение игумена Даниила», «Хождение за три моря Афанасия Никитина». – XV – XVI в.

«Сибирские летописи», «Чертежная книга Сибири» Семена Ремезова. Описание Китая Николая Спафария, «Краткое описание о народе остяцком» Григория Новицкого. «Общее географическое описание всея Сибири» В.Н. Татищева. Изучение народов Сибири Г.Ф. Миллер, «Описание земли Камчатской» С.П. Крашенинников. – XVII – XVIII в.

И.Г. Георги «Описание всех в Российском государстве обитающих народов». – конец XVIII в.

Сочинения русских путешественников И.Ф. Крузенштерн, Ю.Ф. Лисянский, В.М. Головин, О.Е. Коцебу, Ф.П. Литке, И.Е. Вениаминов (описание алеутов). Изучение народов Средней Азии – Н.Н. Муравьев, А.П. Левшин. Изучение народов Кавказа С. Броневский.

Русское географическое общество 1845 г. Формирование принципов этнографической науки. П.И. Кеппен – этнографическая карта Европейской России (1851). Развитие эволюционизма в русской этнографии.

Журнал «Этнографическое обозрение» 1889 г.

Н.М. Пржевальский (центральная Азия), Н.Н. Миклухо-Маклай (Новая Гвинея, Океания, Юго-Восточная Азия).

Формирование антропологических школ (Д.Н. Анучин, В.Г. Богораз, В.В. Докучаев, Н.Н. Миклухо-Маклай (географический детерминизм), С.М. Широкогоров, теорий (Г. Шпет – этническая психология)

Советская антропология (С.А. Токарев, В.Г. Богораз, Л.Я. Штернберг). Культурно исторические исследования (Л.С. Выготский, Г.Шпет)

Формирование Института этнографии АН СССР в 1942 г.

Борьба с Вейсманизмом – Морганизмом в советской этнографии. Энциклопедия «Народы мира» 50-60 г.г.

Ю.В. Бромлей и исследования этноса, эндогамии, типологии, иерархии.

Институт этнологии и антропологии РАН – конец 80-х г.г.



  1. ^ ПРАКТИЧЕСКИЕ (СЕМИНАРСКИЕ) ЗАНЯТИЯ


Занятие 1. Место культурной антропологии в системе гуманитарного знания.

План занятия:


  1. Антропология как интегральная дисциплина.

  2. Связь антропологии с философией, историей, этнографией, психологией, социологией и прочими гуманитарными и негуманитарными дисциплинами.

  3. Специфика изучения антропологии.

  4. Проблема научных и паранаучных подходов в антропологии.


Занятие 2. Эволюция представлений о человеке в историко – культурном аспекте.

План занятия:


  1. Геродот, Лукреций Кар, Тацит, Платон.

  2. Христианство как система антропологических воззрений.

  3. Эпоха Возрождения. Антропоцентризм. Географические открытия.

  4. Просвещение и проблема дуализма природы человека.

  5. Прогресс и эволюция. Становление основных антропологических направлений и школ.


Занятие 3. Эволюционистская концепция Э. Тэйлора, Дж. Фрэзера.

План занятия:


  1. Первобытная культура Э. Тэйлора. Анимизм, мифология, религия.

  2. Золотая ветвь Дж. Фрэзера. От магии к науке через социально – политические механизмы.

Занятие 4. Эволюционистская концепция Г. Спенсера, Л. Моргана.

План занятия:


  1. Г. Спенсер Основы социологии. Соотношение общества и организма. Виды эволюционных процессов. Дифференциация и интеграция.

  2. Теория древних обществ Л. Моргана. «Древнее общество» его принципы и структура. Три этапа развития человечества.


Занятие 5. Диффузионистские концепции Л. Фробениуса, Ф. Гребнера.

План занятия:


  1. Понятие диффузии. Концепция морфологии культуры Лео Фробениуса.

  2. Концепция культурных кругов Фрица Гребнера.


Занятие 6. Диффузионизм в США и Англии. Методология диффузионизма.

План занятия:


  1. Кларк Уисслер исследование американских индейцев. Р. Диксон «Построение культур». Уильям Риверс «История меланезийского общества».

  2. Эллиот Смит исследование комплекса первичных культур. Уильям Перри и первичный комплекс культурных элементов. Тур Хейердал и концепция транскультурных взаимодействий.


^ Занятие 7. Культурно – историческая школа. И. Тэн.

План занятия:


Позитивистская основа культурного историзма. Факторы исторического развития. Понятие «господствующего типа» в культуре. Философия искусства как метод анализа культурно – исторических феноменов. Понятие «основного характера» как типа человека в конкретном историческом периоде.


Занятие 8. Американская школа исторической этнологии. Ф. Боас, А. Кребер.

План занятия:


  1. Методологические основания культурного релятивизма. Принцип равноправия различных культур.

  2. Несопоставимость систем культурных ценностей (принцип неэквивалентности ценностей). Ф.Боас, А. Кребер,


Занятие 9. Социологическая школа. Э. Дюркгейм, Марсель Мосс.

План занятия:


  1. Э. Дюркгейм: Понятие социального факта. Социальная система и баланс. Разделение труда. Органическая солидарность. Коллективные представления. Религия и ее функции. Значение тотемизма.

  2. Марсель Мосс: Механизмы символического обмена. Дар и его культурные и сакральные функции. Историческая трансформация личности: от первобытной номинации до автономного индивида в римской цивилизации. Антропология тела.


^ Занятие 10. Социологическая школа. Л. Леви – Брюль.

План занятия:

Л. Леви – Брюлль: коллективные представления и формирование опыта. Принцип дологического мышления первобытного человека. Патриципация (мистическая сопричастность) и синкретизм. Спорность и критика принципа дологического мышления. Значение концепции Леви-Брюлля.


^ Занятие 11. Биологизаторские направления в антропологии. Ж. Гобино, Ж. Лапуша, О. Аммона, Л. Вольтман.

План занятий:

  1. Общая характеристика биологизаторского подхода в антропологии. Основы расизма. Фукидид, К. Линней, Л. Бюхнер, Д. Нотт и Д. Глиддон.

  2. Ж. Гобино «Опыт о неравенстве человеческих рас». Полигенизм. Классификация и рейтинг рас. Культурные стереотипы и биологическая наследственность. Расовый изоляционизм.

  3. Антропосоциология Ж. Лапуша и О. Аммона. Понятие головного показателя и его влияние на качество культуры. Длинноголовые полноценные и короткоголовые неполноценные люди.

  4. Политическая антропология Людвига Вольтмана и его классификация антропологических типов.


Занятие 12. Культурно-биологическое направление.

План занятий:

  1. Х. Чемберлен. Тевтонская культура, тевтонская раса. Полноценные и неполноценные культуры и народы.

  2. Нацизм. А. Розенберг, А. Гитлер. Идеал германской культуры. Родственные народы и культуры. Жизненное пространство. Полноценные и неполноценные культуры и народы.

  3. Негритянский расизм Э. Блайдена. Концепция негритюда Леопольд Сенгору. Последователи Сенгору Э. Сезар, Л. Дамас.



^ Занятие 13. Концепции психологии народов: М. Лациус, Х. Штейнталь, В. Вундт, Л. Уорд, У. Самнер.

План занятий:


Концепции психологии народов. М. Лациус, Х. Штейнталь, В. Вундт, Л. Уорд, У. Самнер.


Занятие 14. Концепции групповой психологии. Г. Лебон, Г. Тард.

План занятий:


Психология толп Г. Лебона. Масса и власть Г. Тарда.


Занятие 15. Концепция «культуры – личности».

План занятий:


  1. Р. Бенедикт. Типы культуры. «Хризантема и меч».

  2. Последователи Р. Бенедикт: Р. Липтон, К. Клакхон, А. Кардинер, Дж. Хонигман. Их вклад в развитие концепции «культуры-личности».


Занятие 16. Психоаналитическая антропология.

План занятий:

  1. Психоаналитическая школа. Методологические основы исследования культур. Теория культуры З. Фрейда. Динамическая модель личности, ее структурно-функциональный анализ.

  2. Модификации психоаналитического метода исследования: В. Райх, О. Ранк, Г. Рохейм.



Занятие 17. Аналитическая и гуманистическая концепции культуры.

План занятий:


  1. К. Юнг и архетипичность человека и культуры.

  2. Надежда, смысл и человечность в концепции В. Франкла.


Занятие 18. Неофрейдистская антропология.

План занятий:

  1. Э. Фромм: бытие и обладание. Свобода и ее проявления. Отчуждение. Любовь.

  2. Г. Маркузе. Эрос и цивилизация. Одномерность современного человека.


Занятие 19. Концепция культурной психоистории.

План занятий:


Ллойда Демоз. Психоисторический подход к культуре. Роль инстинктов в формировании культуры.


Занятие 20. Функционализм.

План занятий:

  1. Культурно – антропологический функционализм Б. Малиновского.

  2. Структурный функционализм: А.Р. Радклифф – Браун, Эдвард Эванс – Причард.

Занятие 21. Структурно – функциональная антропология.

План занятий:

  1. К. Леви – Стросс. Структура и ее функции. Первичные оппозиции. Баланс. Дифференциация и интеграция. Магия и наука. Современность и первобытность.

  2. Развитие американского структурализма.

Занятие 22. Символическая антропология.

План занятий:

Л. А. Уайт и теория символов. Значение символов в культуре.


Занятие 23. Когнитивная антропология.

План занятий.


1. М. Мид и метод исследования национального характера. Три типа культур (посткофигуративные, кофигуративные, префигуративные).

2. М. Коул, С. Скрибнер «Мышление и культура». Равноправность западной и незападной стратегии получения объективных знаний. Понятие «техники мышления».

3. Принцип лингвистической относительности Э. Сепира – Б. Ли Уорфа. (язык усвоенный в детстве определяет способ структурирования мира).

4. Теория когнитивных стилей Х.А. Виткина. Два стиля (артикулированный и глобальный). Понятие психологического поля. Социокультурные и природные факторы.

5. М. Вобер и концепция «сенсотипа». Западный сенсотип и африканский. Три разновидности ментальности (западная, восточная, традиционно – этническая).


Занятие 24. Культурный релятивизм и его методологические основания.

План занятий:


  1. Методологические основания культурного релятивизма. Принцип равноправия различных культур. Несопоставимость систем культурных ценностей (принцип неэквивалентности ценностей). Ф.Боас, А. Кребер, Р. Бенедикт, М. Херсковиц.

  2. Культурная антропология М. Херсковица. Отказ от евроцентризма. Этнософия. Критика единой закономерности культурно – исторического процесса. Принцип разнонаправленно развивающихся культур. Культура как способ жизни и среда обитания. Принцип культурного фокуса. Механизм изменения культур. Культурные универсалии. Инкультурация и социализация. Принцип культурного релятивизма и три его аспекта (методологический, философский, практический). Принцип толерантности (терпимости) и уважения к культурам.


Занятие 25. Постмодернизм и постструктурализм.

План занятий:

  1. Методологические основания постмодернизма. Основные признаки постмодерна.

  2. Философско - культурологичесая концепция Ж. Деррида. Деконструктивизм. Текст. Письмо. Речь. Разрушение логоцентризма.

  3. Ролан Барт и проблема анонимности (смерть автора, объекта и субъекта).

  4. Жиль Делез и Феликс Гваттари. Принцип детерриторизации и ризомы. Психоанализ и шизоанализ. Культура как промежуточное состояние между шизофренией и паранойей. Номадический образ жизни. Центр и периферия. Принцип ризомы. Принцип конструкции. Текст и квазитекст. Центрированная и децентрированная культура.


^ Занятие 26. Антропология второй половины ХХ в.

План занятий:


Культурная экология. Неоэволюционизм. Дж. Стюард, М. Харрис, Г. Чайлд.

Принцип многолинейной эволюции. Параллельная эволюция. Три пути исследования развития культуры. Культурная экология как объяснительный принцип адаптации культуры к окружающей среде. Понятие культурного типа. Концепция уровней социокультурной интеграции. Пределы изменения и адаптации культуры.


^ Занятие 27. Герменевтическая антропология.

План занятий:


Вильгельм Дильтей и принципы понимающей психологии. Последователи Дильтея – Г. Миш, И. Вах, Ротхакер, Больнов. Герменевтика текста. Метод культурного анализа.


Занятие 28. Психоаналитические исследования культур.

План занятий:


  1. Э. Эриксон и теория возрастов культуры.

  2. Психоантропология Г. Стейна (культура как групповая фантазия).

  3. Психоаналитические концепции Дж. Деврё (этнопсихоанализ), У. Ла Барре (человеческое животное). Комплексный подход в исследовании культуры (психоанализ, этнология, социология). Психологические механизмы защиты. От индивидуальной психотерапии к социогенной терапии.

  4. Транзактный анализ и сценарный подход Э. Берн, К. Штайнер

  5. Норма и патология в системе антропологического знания. Этология культуры (биология, психология и социальная специфика человека).


Занятие 29. Развитие антропологии в российской науке.

План занятий:


  1. Дореволюционная антропология. Хождение за три моря Афанасия Никитина». – XV – XVI в.

  2. «Сибирские летописи», «Чертежная книга Сибири» Семена Ремезова.

  3. Описание Китая Николая Спафария, «Краткое описание о народе остяцком» Григория Новицкого.

  4. Русское географическое общество 1845 г. Формирование принципов этнографической науки.

  5. Формирование антропологических школ (Д.Н. Анучин, В.Г. Богораз, В.В. Докучаев, Н.Н. Миклухо-Маклай (географический детерминизм), С.М. Широкогоров, теорий (Г. Шпет – этническая психология).


Занятие 30. Советская антропологическая школа.

План занятий:


  1. Формирование советской антропологии (С.А. Токарев, В.Г. Богораз, Л.Я. Штернберг). Культурно исторические исследования (Л.С. Выготский, Г.Шпет). Формирование Института этнографии АН СССР в 1942 г.

  2. Борьба с Вейсманизмом – Морганизмом в советской этнографии. Энциклопедия «Народы мира» 50-60 г.г.

  3. Ю.В. Бромлей и исследования этноса, эндогамии, типологии, иерархии. Институт этнологии и антропологии РАН – конец 80-х г.г.


Занятие 31. Современная российская антропология.

План занятий:


  1. Концепции Э.А. Орловой, С.Е. Рыбакова.

  2. Концепция этногенеза Л. Гумилева.

  3. Культурная антропология А.Я. Гуревича.

  4. Концепция «рывков культуры» Г. Померанца.




  1. ^ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ




  1. Предмет культурной антропологии

  2. Характер современной и традиционной культуры

  3. Предмет и метод истории культурной антропологии

  4. Социальные и теоретические предпосылки становления культурной антропологии как науки

  5. Место культурной антропологии в системе гуманитарного знания

  6. Культурно – антропологические идеи в античном мире (Протагор, Сократ, Платон, Аристотель)

  7. Культурно – антропологические идеи в Средневековье и Эпоху Возрождения (Августин, Боэций, Тертуллиан, Ориген, Прокл, Фома Аквинский, Дж. Манетти, Лоренцо Валла, Томас Мор)

  8. Культурно – антропологические идеи в эпоху Нового времени (Бэкон, Гоббс, Локк)

  9. Культурно – антропологические идеи в Немецкой классической философии (Кант, Фихте, Гегель)

  10. Общая характеристика основных этапов развития антропологического знания

  11. Общая характеристика эволюционизма как способа изучения культур

  12. Теория анимизма Э. Тэйлора

  13. Соотношение магии религии и науки по Дж. Фрэзеру

  14. Социологическая школа в антропологии. Э. Дюркгейм

  15. Социологическая школа в антропологии. Л. Леви-Брюль

  16. Американская антропологическая школа. Ф. Боас

  17. Социологическая «эстетика» И. Тэна

  18. Общая характеристика диффузионизма

  19. Германский диффузионизм. Ратцель и Гребнер

  20. Анализ африканских культур Л. Фробениус

  21. Гипердиффузионизм в Англии. Эллиот – Смит и Перри

  22. Биологизм в изучении культур и две его основные формы

  23. Расизм Ж. Гобино и его последователи О. Аммон, Ж. Лапуш

  24. Диффузионизм в работах американских антропологов

  25. Понятия «культурный ареал» и «антропологическая диффузия»

  26. Диффузионизм после 2 мировой войны. Тур Хейердал

  27. Общая характеристика функционализма

  28. Функционалистская концепция Б. Малиновского

  29. Структурная антропология К. Леви-Строса

  30. Структурно-функциональная теория А. Радклиффа-Брауна

  31. Общая характеристика антропологического структурализма

  32. Структурно-функциональная социология Т. Парсонса и ее роль в становлении антропологического знания

  33. Структурно-функциональный подход Радклиффа-Брауна

  34. Психология народов М.Лацаруса и Х.Штейнталя

  35. Психология народов В. Вундта

  36. Групповая психология Г. Лебона и Г. Тарда

  37. Этнопсихологическая школа в США: Р. Бенедикт и М.Мид

  38. Культурологическая теория З. Фрейда

  39. Аналитическая теория культуры К.Г. Юнга

  40. Гуманистическая концепция В. Франкла

  41. Культурная антропология М. Херсковица. Понятие инкультурации. Принцип культурного релятивизма.

  42. Антропологическая концепция А. Кребера. Понятие конфигурации культуры. Метод вживания.

  43. Теория символов Л. Уайта и роль человека в его концепции. Понятие «поток культуры». Технологический детерминизм и критерии прогресса.

  44. Сущность концепции символического интеракционизма. Антропологические концепции У. Джеймса, Ч. Кули, Дж. Мида

  45. Когнитивная психология. Принципы и представители

  46. Концепции постмодерна в современной антропологии: Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Делез, Ф. Джеймисон

  47. Постструктурализм Ж. Деррида

  48. Неофрейдистская концепция Э. Фромма

  49. Концепция культурной психоистории Ллойда Де Моза

  50. Эволюция классического психоанализа: Э. Эриксон, Г. Стейн, Дж. Деврё, У. Ла Барре

  51. Транзактный анализ и сценарный подход Э. Берна и его последователи К. Штайнер, В. Джойс, Янг

  52. Общая характеристика неоэволюционизма

  53. Зарождение антропологической проблематики в русской общественной мысли

  54. Этнографические исследования в России XIX – начале XX в.

  55. Развитие антропологии в советский период

  56. Концепция пассионарности Л. Гумилева

  57. Антропологические концепции Токарева С.А, Бромлея Ю.В.

  58. Антропологические концепции Бахтина М.М., Гуревича А.Я, Лотмана Ю., Померанца Г.

  59. Принцип антропологической адекватности.

  60. Проблема подлинного и неподлинного бытия человека в современной культуре. Критерии подлинности бытия человека.



^ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРОЙ

А. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

  1. Алексеев В.П. Историческая антропология. - М., 1979.

  2. Алексеев В.П. О самом раннем этапе расообразования и этногенеза // Этнос в доклассовом и раннеклассовом обществе. - М., 1982.

  3. Алексеев В.П. Становление человечества. - М., 1984.

  4. Алексеев В.П. Этногенез. - М., 1986.

  5. Алексеев Н.А. Традиционные религиозные верования тюркоязычных народов Сибири. - Новосибирск, 1999.

  6. Алекшин В.А. Социальная структура и погребальный обряд древнеземледельческих обществ. - Л., 1986.

  7. Андрианов Б.В. ХКТ и исторический процесс // Сов. этнография. - 1972. - №2.

  8. Андрианов Б.В., Чебоксаров Н.Н. ХКТ и проблемы их картографирования // Сов. этнография. - 1972. - №2.

  9. Антропология: Хрестоматия. – М., Воронеж, 1998.

  10. Анисимов А.Ф. Исторические особенности первобытного мышления. - Л., 1971.

  11. Анисимов А.Ф. Этапы развития первобытных религий. - М., 1967.

  12. Артановский С.Н. На перекрестке идей и цивилизаций. - СПб., 1994.

  13. Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. - М., 1989.

  14. Барг М.А. О роли человеческой субъектности в истории // История СССР. - 1989. - №3. - С.

  15. Барулин В.С. Российский человек в ХХ веке. Потери и обретение себя. – СПб., 2000.

  16. Басилов В.Н. Традиции отечественной этнографии // Этнографическое обозрение. - 1998. - № 2.

  17. Белков П.Л. О методе построения теории этноса // Этнос и этнические процессы. - М., 1993.

  18. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. – М., 1999.

  19. Белик А.А. Социокультурная антропология. – М., 1998.

  20. Белик А.А. Психологическая антропология. История и теория. М., 1993.

  21. Бочаров В.В. Антропология возраста. СПб., 2000.

  22. Бубер М. Проблема человека. М., 1992.

  23. Бутовская М.Л., Файнберг Л.А. У истоков человеческого общества. – М., 1993.

  24. Громыко М.М. Мир русской деревни. - М., 1991.

  25. Гуревич П.С. Философская антропология. М., 2001.

  26. Дубова Н.А. Глобализация этнологии на пороге нового тысячелетия // Этнологическое обозрение. – 2000. №1. С.19-50.

  27. Емельянов Ю.Н., Скворцов Н.Г. Культурантропология как традиционная наука и ее нетрадиционные возможности // Вестник ЛГУ. - СПб, 1991. - Сер.6, вып.3.

  28. Емельянов Ю.Н. Основы культуральной антропологии. – СПб., 1994.

  29. Еремина В.И. Ритуал и фольклор. - Л., 1991.

  30. Ефимов Ю.И. Философские проблемы теории антропосоциогенеза. - Л., 1981.

  31. Зенько А.П. Представления о сверхъестественном в традиционном мировоззрении обских угров. - Новосибирск, 1997.

  32. Идеалы самураев. СПб., 1999.

  33. История первобытного общества: Общие вопросы антропосоциогенеза. - М.: Наука, 1983.

  34. История первобытного общества: Эпоха классообразования. - М., 1988.

  35. История первобытного общества: Эпоха первобытной родовой общины. - М., 1986.

  36. История ментальностей: историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М., 1996.

  37. Кабо В.Р. История первобытного общества и этнография // Охотники, собиратели, рыболовы. - Л., 1976.

  38. Кисинг Ф. Культурная антропология. М., 1998.

  39. Кнышенко Ю.В. История первобытного общества и основы этнографии. - Ростов, 1973.

  40. Коган М.С. Мир общения. М., 1988.

  41. Козинцев А.Г. Проблема грани между человеком и животными: антропологический аспект // Антропологическое обозрение. – Вып.4, 1997. С.96-116.

  42. Козлова Н.Н. Социально – историческая антропология. – М., 1998.

  43. Козлова Н.Н. Введение в социальную антропологию: курс лекций. – М., 1996.

  44. Конт Ф. К политической антропологии советской системы. М., 2003.

  45. Косвен М.О. Семейная община и патронимия. - М., 1963.

  46. Культурология в вопросах и ответах. - Ростов на Дону, 1997.

  47. Культурология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

  48. Ламберт Д. Доисторический человек. Л., 1991.

  49. Левин М.Г., Чебоксаров Н.Н. Хозяйственно-культурные типы и историко-этнографические области // Сов. этнография. - 1955.- №4.

  50. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. – М., 1993.

  51. Леонтьев А.А. Возникновение и первоначальное развитие языка. - М., 1963.

  52. Лурье С.В. Культурная антропология в России и на Западе. Концептуальные различия // Общественные науки и современность. – 1997. №2. С.146-160.

  53. Массон В.М. Экономика и социальный строй древних обществ. - Л., 1976.

  54. Минюшев Ф.И. Социальная антропология. – М.,1997.

  55. Обряды, обычаи, поверья: Сб. ст. - Тюмень, 1997.

  56. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. - М., 1994.

  57. Основы социальной антропологии. - СПб., 1997.

  58. От доклассовым обществам к раннеклассовым. - М., 1987.

  59. Охотники, собиратели, рыболовы. Проблемы социально-экономических отношений в доземледельческом обществе. - Л., 1972.

  60. Очерки истории обмена и торговли в древности на территории Западной Сибири. Ч. 1, 2. - Омск, 1995.

  61. Очерки социальной антропологии. – СПб., 1995.

  62. Плюснин Ю.М. Проблема социальной эволюции. – Новосибирск, 1990.

  63. Преобразования в хозяйстве и культуре и этнические процессы у народов Севера. - М., 1970.

  64. Природа и древний человек. - М., 1981.

  65. Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири (по материалам второй половины XIX - начала ХХ в.). - Л., 1981.

  66. Проблемы лингвогенеза: Сравнительно-историческое языкознание и глоттохронология. - М., 1991.

  67. Проблемы типологии в этнографии. - М., 1979.

  68. Прокофьева Е.Д. О социальной организации селькупов // Сибирский этнограф. Сб. - ТИЭ. Т.28. 1952.

  69. Религиозные представления и обряды народов Сибири в 19 - н. 20 в. - Л., 1971.

  70. Резник Ю.М. Антропология и социальная политика. М., 1997.

  71. Рогинский Я.Я. Проблемы антропогенеза. – М., 1977.




  72. Скачать 0,68 Mb.
    оставить комментарий
    страница1/2
    Дата29.09.2011
    Размер0,68 Mb.
    ТипТематика курсовых работ, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх