Программа курса «Введение в антропологию» icon

Программа курса «Введение в антропологию»



Смотрите также:
Программа дисциплины дпп. Дс. 03 Введение в антропологию цели и задачи дисциплины...
Программа дисциплины опд. Ф. 02. 1 История языка и введение в спецфилологию Часть I...
Программа дисциплины опд. Ф. 02. 1 История языка и введение в спецфилологию Часть I...
Программа дисциплины Введение в регионоведение опд. Ф. 014...
Программа элективного курса по обществознанию «Введение в современные социальные проблемы»...
Программа факультативного курса "нейросетевые технологии и введение в нейросемантику" Кафедра:...
Введение в антропологию...
Программа курса «Введение в промышленную и транспортную экологию»...
Богословское учение св. Григория паламы...
Программа элективного курса предпрофильной подготовки и профильного обучения «Введение в...
Программа пропедевтического курса по истории для 5 класса «Введение в историю». 10 часов...
Учебная программа курса Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное...



скачать
А.К.Байбурин

Программа курса «Введение в антропологию»



Часть I

Культурная антропология





  1. Цели и задачи курса


Данный курс преследует несколько целей:

  • дать слушателям необходимые знания об истории и теории антропологии

  • познакомить с методологией антропологического исследования культуры

  • показать возможность разных подходов к интерпретации этнографических фактов

  • способствовать развитию критического подхода к работе с этнографическими явлениями.


Курс рассчитан на 28 лекционных часов и 20 часов семинарских занятий.


Лекция 1. Введение: Пространство антропологии. Приближение к человеку (мифологическое и историческое). Социальная и культурная антропология. Этнография как предшественница антропологии. Культура прецедентов и культура правил. Традиционная и народная культура (истоки концептов). Изменения в предметном поле антропологии последних лет.


Лит-ра: Материалы дискуссии «Основные тенденции современных антропологических исследований» // Антропологический форум. 2004. № 1.

Лекция 2. Антропология и этнография. Этнографический метод. Качественные и количественные подходы. А. и социология. Объективность и субъективность этнографического описания. Позиция исследователя. Чикагская школа. Кризис репрезентаций. Современная проблематика антропологических исследований.


Лит-ра: Материалы дискуссии «Исследователь и объект исследования // Антропологический форум. 2004. №2.


Лекция 3. Эволюция концепта культуры. Проблема дистанции в исследованиях культуры. Донаучные образы культуры. Эволюционистская концепция культуры. Культура в исследованиях функциональной школы.


Лит-ра: К.К.М.Клакхон. Зеркало для человека. Введение в антропологию. СПб., 1998. С. 38-67.


Лекция 4. Структурное изучение культуры. Символические аспекты культуры. Понятие символа. Символические комплексы (тотемные классификации).

Специфика оперирования символами в традиционной культуре. Эволюция знаков и знаковых систем.


Лит-ра: Ю.М.Лотман. Символ в системе культуры // Труды по знаковым системам. Вып. 21. Тарту, 1987. С. 10-21; Р.Якобсон. К вопросу о зрительных и слуховых знаках // Семиотика и искусствометрия. М., 1972. С. 82-87; Б.А.Успенский. Филологические разыскания в области славянских древностей. М., 1982. С. 112-119.


Лекция 5. Интерпретативная антропология. Клиффорд Гирц. «Насыщенное описание». Исследование повседневности. Школа «Анналов». Критика концепта «культура» в современной антропологии.


Лит-ра: К.Гиртц. Насыщенное описание: о природе понимания в культурной антропологии // Антология исследований культуры. Т.1. СПб., 1997. Ф. Бродель. Структуры повседневности: возможное и невозможное. М., 1986.


Лекция 6-7. Исследования пространства. Основные категории пространства. Круговой и маршрутный типы восприятия пространства. Человеческое тело и проблема соразмерности человека и окружающего мира. Тело и телесность как основа для классифицирующей деятельности человека. Путь, граница, локус. Свое и чужое. Центр и периферия. Вертикальные и горизонтальные структуры. Концепт пустоты. Проксемика. Личное пространство. Визуальное, звуковое, тактильное, обонятельное пространство.


Лит-ра: В.Н.Топоров. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. М., 1983. С. 227-284; Гр. Крейдлин. Невербальная семиотика. М., 2002. С. 457-479.


Лекция 8. Число и числовые комплексы. Принципы семантизации чисел. Время и число. Теории происхождения социального времени. Принцип неоднородности. Континуальное и дискретное. Начало и конец. Циклическое и линейное время. Природный циклы и жизненный путь. Конфликт цикличности и линейности. Концепция маятникового времени. Роль ритуалов в формировании представлений о дискретности времени. Большие и малые циклы. Представления, связанные с днями недели (Б.А.Успенский и С.М. Толстая о «народной» и «церковной» неделе). Осмысление времени в терминах пространства. Символика первого. Категория незавершенности. Эсхатология.


Лит-ра: ^ В.Н. Топоров. О числовых моделях в архаических текстах // Структура текста. М., 1980. С. 3-58; Б.А.Успенский. К символике времени у славян // Finitis duodecim lustris. Сборник статей к 60-летию проф. Ю.М.Лотмана. Таллин, 1982. С. 70-74; С.М.Толстая. Аксиология времени в славянской народной культуре // История и культура. М., 1991. С. 62-66.


Лекция 9. Городская антропология. Возникновение городов. Мифология города. Полиэтничность и многоязычие. Чикагская школа и возникновение новых подходов к изучению городской культуры. Городские субкультуры.


Лит-ра: ^ В.Н. Топоров. Петербург и петербургский текст русской литературы // Труды по знаковым системам Вып. 18. Тарту, 1984; В.Н. Топоров. Текст города-девы и города-блудницы в мифологическом аспекте // Исследования по структуре текста. М., 1987; О.М. Фрейденберг. Въезд в Иерусалим на осле: Из Евангельской мифологии // Миф и литература древности. М., 1978; Э.А.Орлова. Современная городская культура и человек. М., 1987.


Лекция 10. Дом. Освоение пространства. Ритуал строительства. Строительная жертва. Обряд переселения. Семиотика внутреннего пространства. Современное жилое пространство и подходы к его изучению.


Лит-ра: А.К. Байбурин. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л., 1983 (2-е изд. М., 2005); И.В. Утехин. Очерки коммунального быта. СПб., 2001; С. Бойм. Общие места: Мифология повседневной жизни. М., 2002.


Лекция 11. Антропология вещей. Утварь и посуда. Классификация утвари. Посуда и тело. Магические свойства посуды. Основные семиотические оппозиции, связанные с посудой. Специфика современной предметной среды.


Лит-ра: А.К. Байбурин. Семиотический статус вещей и мифология // Сборник Музея антропологии и этнографии. Вып. 37. Л., 1981; Т.Н. Свешникова, Т.В. Цивьян. К функциям посуды в восточнороманском фольклоре // Этническая история славян и восточных Романцев (Древность и Средние века). М., 1979; А.Л. Топорков. Домашняя утварь в повериях и обрядах Полесья // Этнокультурные традиции русского сельского населения XIXXX вв. Вып. 2. М., 1990; Ж. Бодрийар. Система вещей. М., 1999.


Лекция 12. Исследования одежды. Одетость и нагота. Минимум и максимум одетости. « Доодевание» человека по мере его взросления. Мифология одежды. Представления, связанные с прической и головным убором. Пояс. Обувь и обряды, связанные с обувью. Погребальная одежда. Новые подходы к изучению одежды.


Лит-ра: ^ Г.С. Маслова. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX – начала XX в. М., 1984; Юлия Кисина. Символическое тело одежды // Неприкосновенный запа. № 37.


Лекция 13. Символика цвета. Условность цветообозначений. В.Тернер о физиологической подкладке основных цветообозначений. Распределение символических значений между белым, черным и красным. Семантика желтого и зеленого. Пестрота. Отношения к цветам (растениям).


Лит-ра: В. Тернер. Цветовая классификация в ритуале ндембу // Символ и ритуал. М., 1983.


Лекция 14. Пища и кулинарный код культуры. Особый статус еды в культуре. Еда и жертва. Концепции жертвы. «Операционные» тексты, связанные с приготовлением пищи. Запреты и предписания. Правила обращения с хлебом. Хлеб и концепция доли. Символические коннотации пищи в современной культуре.


Лит-ра: А.Б. Страхов. Культ хлеба у восточных славян. Опыт этнолингвистического исследования // Slawistische Beitrage. München. 1991.




Скачать 51,93 Kb.
оставить комментарий
Дата29.09.2011
Размер51,93 Kb.
ТипПрограмма курса, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх