Рабочая программа дисциплины теория игр направление ооп: 231300 Прикладная математика квалификация (степень): бакалавр icon

Рабочая программа дисциплины теория игр направление ооп: 231300 Прикладная математика квалификация (степень): бакалавр


Смотрите также:
Рабочая программа дисциплины петрофизика направление ооп...
Проектирования Основной образовательной программы (ооп) каждым вузом по направлению «Прикладная...
Рабочая программа дисциплины теоретическая механика направление ооп: 140100 теплоэнергетика...
Рабочая программа по дисциплине «Теория игр и исследование операций» для направления 010500...
Рабочая программа учебной дисциплины б 1 «Теория государства и права» Квалификация (степень)...
Рабочая программа дисциплины лингвокультурология направление ооп 035700 Лингвистика...
Рабочая программа дисциплины древние языки и культуры направление ооп 035700 Лингвистика...
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по...
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по...
Рабочая программа дисциплины математические основы общей теории систем направление ооп 010400...
Основная образовательная программа направление подготовки 230700. 62...
Основная образовательная программа направление подготовки 230700 Прикладная информатика Профиль...



Загрузка...
скачать



МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский Томский политехнический университет»


УТВЕРЖДАЮ

Директор ФТИ

___________ В.П. Кривобоков

«___» ____________2012 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


Теория игр


НАПРАВЛЕНИЕ ООП: 231300 Прикладная математика КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ): бакалавр

БАЗОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРИЕМА 2010 г.

КУРС 3; СЕМЕСТР 5

КОЛИЧЕСТВО КРЕДИТОВ: 3 кредита ECTS

ПРЕРЕКВИЗИТЫ: «Математический анализ», «Линейная алгебра и аналитическая геометрия», «Теория вероятностей»

КОРРЕКВИЗИТЫ: «Языки и методы программирования»

^ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВРЕМЕННОЙ РЕСУРС:

Лекции

26

часов (ауд.)

Лабораторные занятия


26

часов (ауд.)

^ АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ

52

часа

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

52

часа

ИТОГО

104

часа

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

очная


ВИД ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ: ЗАЧЕТ – 5 семестр
^

Обеспечивающая кафедра: «Прикладная математика»


ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ: д.ф.-м.н., профессор В.П. Григорьев

РУКОВОДИТЕЛЬ ООП: д.ф.-м.н., профессор А.Ю. Трифонов

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: к.ф.-м.н., доцент Г.Е. Шевелев


2012 г.


^ 1. Цели освоения дисциплины


Теория игр занимается установлением принципов оптимального поведения в условиях неопределенности, доказательством существования решений, удовлетворяющих этим принципам, указанием алгоритмов нахождения решений и их реализацией. Данная дисциплина поможет студентам овладеть прикладными методами теории игр, является связующим звеном между строгими математическими исследованиями и практическими задачами принятия решения в условиях конфликта.

Соответствие целей формируемым компетенциям приведены в табл.1

Таблица 1.

Код цели

Формулировка цели

Требования ФГОС и (или)
заинтересованных
работодателей

1

2

3

Ц2

Подготовка выпускника к научно-исследовательской и творческой инновационной деятельности в области прогнозирования развития отдельных секторов экономики, бизнеса, цен, курсов валют и прочих экономических показателей, которые имели бы широкие и фундаментальные знания в экономике, математике, математической статистике, методах моделирования технических и экономических ситуаций, принятия решений, в том числе и управленческих, в условиях недостаточности информации, применению математических, физических и специальных знаний и умений к своим исследовательским задачам.

Критерии АИОР, требования ФГОС ВПО направления ООП 231300 Прикладная математика, рекомендации работодателей.

Ц3

Подготовка выпускника к производственно-технологической деятельности в междисциплинарных областях, связанных с математическим, инженерным, экономическим моделированием и прогнозированием.

Критерии АИОР, требования ФГОС ВПО направления ООП 231300 Прикладная математика, рекомендации работодателей.

Ц3

Подготовка выпускника к способности собирать, обрабатывать и интерпретировать данные современных научных исследований, необходимые для формирования выводов по соответствующим научным, профессиональным, социальным и этическим проблемам.

Критерии АИОР, требования ФГОС ВПО направления ООП 231300 Прикладная математика, рекомендации работодателей.



^ 2. Место дисциплины в структуре ООП


Дисциплина «Операционные системы» относится к математическому и естественнонаучному циклу дисциплин. Пререквизиты - «Математический анализ», «Линейная алгебра и аналитическая геометрия», «Теория вероятностей». Кореквизиты – «Языки и методы программирования»

^ 3. Результаты освоения дисциплины


После изучения данной дисциплины студенты приобретают знания, умения и опыт, соответствующие результатам основной образовательной программы: Р1, Р3, Р10*. Соответствие результатов освоения дисциплины «Теория игр» формируемым компетенциям ООП представлено в таблице.


Формируемые компетенции в соответствии с ООП*

Результаты освоения дисциплины


З.Б.2.06


З.Б.3.10


З.12.1



В результате освоения дисциплины студент должен знать:

  • Основные принципы оптимального поведения в условиях неопределенности.

  • Как применять соответствующую процессу математическую модель и проверять ее адекватность;

  • Основные факты, концепции, принципы теорий, связанных с теорией игр.



У.Б2.14, У.Б.3.03

У.Б.2.12, У.3.2

У.12.1, У.12.2.

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

  • Самообучаться, повышать свою квалификацию и мастерство. Работать с информацией в глобальных компьютерных сетях.

  • Находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и нести ответственность за них.

  • использовать в научной и познавательной деятельности профессиональные навыки работы с информационными и компьютерными технологиями.


В.Б.3.02, В.Б.3.03


В.Б.3.05, В.3.2


В.12.1, В.12.2

В результате освоения дисциплины студент должен владеть:

  • Обобщением, анализом, восприятием информации, постановкой цели и выбором путей ее достижения, компьютером как средством управления информацией.

  • Кооперацией с коллегами, работой в коллективе.

  • Сбором и анализом информационных исходных данных для использования в профессиональной деятельности, подготовкой данных для составления обзоров, отчетов и научных публикаций.


*Расшифровка кодов результатов обучения и формируемых компетенций представлена в Основной образовательной программе подготовки бакалавров по направлению 231300 «Прикладная математика».


4. Структура и содержание дисциплины


4.1. Содержание разделов дисциплины
^
Предмет и содержание дисциплины “Теория игр“. Классификация игр (2 часа)

Предмет и объекты изучения, их актуальность и значимость. Цели, задачи и содержание дисциплины. Место и роль курса в системе профессиональной подготовки специалиста в области применения математических методов и исследования операций в экономике. Взаимосвязь с другими дисциплинами. Темы дисциплины, их основное содержание. Методы и средства изучения дисциплины. Классификация игр.

^ Антагонистические игры (6 часов)

Матричные игры. Платежная матрица. Нижняя и верхняя цена игры. Седловая точка. Решение парных конечных игр в смешанных стратегиях. Геометрическая интерпретация матричной игры 2×2. Графоаналитический метод решения матричных игр 2×n и m×2. Итеративный метод решения матричных игр – метод Брауна-Робинсон. Моделирование реальных конфликтов конечными антагонистическими играми.


^ Бескоалиционные неантагонистические игры (8 часов)

Неантагонистические игры. Их классификация. Бескоалиционная игра n лиц. Биматричные игры Примеры игр. Принципы оптимальности в бескоалиционных играх. Ситуации равновесия по Нэшу. Оптимальность по Парето. Смешанное расширение бескоалиционной игры. Решение статических бескоалиционных игр с конечными множествами стратегий сторон. Моделирование реальных конфликтов бескоалиционными играми.


^ Кооперативные игры (6 часов)

Арбитражные схемы. Классические кооперативные игры. Принцип оптимальности в форме С-ядра и вектора Шепли. Решение кооперативных игр на основе характеристической функции, на основе вычисления С-ядра и вектора Шепли. Моделирование реальных конфликтов кооперативными играми.


^ Позиционные игры (4 часа)

Математические модели конфликтов, учитывающие динамику. Конечно-шаговые игры с полной информацией. Иерархические игры. Нахождение наилучших гарантированных результатов и оптимальных стратегий стороны-лидера по принципу Штакельбергера и Гермейера.


Лабораторные занятия


  1. Решение матричной игры размером MN в чистых стратегиях (2 часа).

  2. Решение матричной игры размером 22 в смешанных стратегиях (2 часа).

  3. Точное решение полностью усредненной матричной игры размером NN в смешанных стратегиях (2 часа).

  4. Приближенное решение матричной игры размером MN в смешанных стратегиях итерационным методом Брауна_Робинсон (4 часа).

  5. Ситуация равновесия по Нэшу в биматричных играх (2 часа).

  6. Оптимальность по Паретто в биматричных играх (2 часа).

  7. Решение кооперативных игр на основе вычисления С-ядра (2 часа).

  8. Решение кооперативных игр на основе вычисления вектора Шепли (2 часа).

  9. Нахождение наилучших гарантированных результатов и оптимальных стратегий стороны-лидера по принципу Штакельбергера (4 часа).

  10. Нахождение наилучших гарантированных результатов и оптимальных стратегий стороны-лидера по принципу Гермейера (4 часа).



^ 4.2. Структура дисциплины

Таблица 2





^ Название раздела/темы


Аудиторная работа (час)

СРС. (час).


(час.)

Итого

Лекции (час.)

Лаб. раб. (час.)

1

Предмет и содержание дисциплины “Теория игр“. Классификация игр

2

2

4

8

2

Антагонистические игры

6

8

14

28

3

Бескоалиционные неантагонистические игры


8

6

14

26

4

Кооперативные игры


6

6

12

24

5

Позиционные игры

4

4

8

16




Итого

26

26

52

104


^ 5. Образовательные технологии


При освоении разделов дисциплины используется сочетание видов образовательной деятельности (ОД) – лекция, лабораторная работа, самостоятельная работа – с различными методами ее активизации (см. табл. 3).

Таблица 3. Сочетание видов ОД с различными методами ее активизации


Метод акт. ОД / Вид ОД

Лекции

Лаб. раб.

Сам. раб

IT-методы

+

+

+

Работа в команде




+

+

Проблемное обучение

+

+




Контекстное обучение




+




Обучение на основе опыта








Индивидуальное обучение




+

+

Междисциплинарное обучение

+

+

+

Опережающая самостоятельная работа







+



Для достижения поставленных целей преподавания дисциплины реализуются следующие средства, способы и организационные мероприятия:

  • изучение теоретического материала дисциплины на лекциях с использованием компьютерных технологий;

  • самостоятельное изучение теоретического материала дисциплины с использованием Internet-ресурсов, информационных баз, методических разработок, специальной учебной литературы;

  • закрепление теоретического материала при проведении лабораторных работ с использованием учебного оборудования, выполнения проблемно-ориентированных, поисковых, творческих заданий.

От общего количества аудиторных занятий доля лекционных учебных занятий составляет 50%, доля интерактивных – 50%.


^ 6. Организация и учебно-методическое обеспечение самостоя­тельной работы студентов

Основой для самостоятельной работы студентов является наличие Интернет-ресурсов различного уровня для выполнения опережающей самостоятельной работы. На уровне ТПУ – это авторский курс, размещенный на персональном сайте Шевелева Г.Е. http://portal.tpu.ru/SHARED/g/GSHEVELYOV/teacher_work/TG

На российском уровне:

В период изучения дисциплины используются следующие виды и формы самостоятельной работы студентов.

6.1. Текущая СРС, направленная на углубление и закрепление знаний студента, развитие практических умений:

  • Работа с лекционным материалом.

  • Поиск и обзор литературы и электронных источников информации по индивидуально заданной проблеме курса.

  • Опережающая самостоятельная работа.

6.2. Содержание самостоятельной работы студентов по дисциплине

На самостоятельную проработку выносятся следующие темы:

  • Игры с неполной информацией.

  • Механизмы группового выбора.


^ 7. Средства (ФОС) текущей и итоговой оценки качества освоения дисциплины


Фонд оценочных средств дисциплины (ФОС) состоит из средств входного контроля знаний, текущего контроля выполнения заданий и средств для промежуточной аттестации (зачета в 5-ом семестре). Эти средства содержат перечень:

  • вопросов, ответы на которые дают возможность студенту продемонстрировать, а преподавателю оценить степень усвоения теоретических и фактических знаний на уровне знакомства;

  • заданий, позволяющих оценить приобретенные студентами практические умения на репродуктивном уровне;

Входной и выходной контроль знаний осуществляется в форме компьютерного тестирования.


^ 8. Рейтинг качества освоения дисциплины


В соответствии с рейтинговой сис­темой текущий контроль производится ежемесячно в течение семестра путем балльной оценки качества усвоения теоретического материала (ответы на вопросы) и результатов практической деятельности (решение задач, выполнение заданий, решение проблем).

Промежуточная аттестация (зачет) производится в конце семестра также путем балльной оценки. Итоговый рейтинг определяется суммированием баллов текущей оценки в течение семестра (60 баллов максимум) и баллов промежуточной аттестации в конце семестра по результатам зачета (40 баллов максимум). Максимальный итоговый рейтинг соответствует 100 баллам (текущая оценка в семестре + промежуточная аттестация в конце семестра = 60 + 40).


^ 9.Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля


9.1. Основная литература

  1. Петросян Л.А., Зенкевич Н.А., Семина Е.А. Теория игр.- М.: Высшая школа, 2000.

  2. В.П. Акимов. Основы теории игр. Издательство МГИМО-Университет, 2008.

  3. Дюбин Г.Н., Суздаль В.Г. Введение в прикладную теорию игр.- М.: Наука, 1981.

  4. Розен В.В. Теория игр и экономическое моделирование. Саратов, 1996.


^ 9.2. Дополнительная литература

  1. Катулев А.Н., Северцев Н.А. Исследование операций: принципы принятия решений и обеспечение безопасности. Учеб. Пособие для вузов.- М.: Физико-математическая литература, 2000.

  2. Морозов В. В., Сухарев А. Г., Федоров В. В., Исследование операций в задачах и упражнениях. М.: Высшая школа,1986.

  3. Мулен Э. Теория игр с примерами из математической экономики.- М.: Мир,1985.

  4. Харшаньи Дж., Зельтен Р. Общая теория выбора равновесия в играх. СПб.:

Экономическая школа, 2001.


^ 9.3. Методические указания к выполнению лабораторных работ


  1. Шевелев Г.Е. Моделирование реальных конфликтов конечной антагонистической игрой. Методические указания .ТПУ, Рег № 50 от 06.03.03, 13 с.

  2. Шевелев Г.Е. Принцип оптимальности в бескоалиционных неантагонистических играх игра. Методические указания. ТПУ, Рег № 48 от 06.03.03, 9 с.

  3. Шевелев Г.Е. Принцип оптимальности в иерархических играх. Методические указания. ТПУ, Рег № 49 от 06.03.03, 10 с.


^ 9.4. Программное обеспечение и Internet-ресурсы


  1. http://portal.tpu.ru/SHARED/g/GSHEVELYOV/teacher_work/TG

  2. http://www.kodges.ru/45322-teoriya-igr-s-primerami-iz-matematicheskoj.html

  3. http://nto.immpu.sgu.ru/sites/default/files/3/_pdf_67262.pdf


^ 10. Материально - техническое обеспечение дисциплины


Для преподавания дисциплины кафедрой ПМ предоставляется 4 компьютерных класса (ауд. 102 – 105 корпуса ИК). В классах установлены:

  • 18 ПК типа Core I5 760/ 2,8 GHz Quad Core, мониторы LCD 24" BENQ, ОС – Windows 7;

  • 11 ПК Intel Pentium D Dual Core 2,66 GHz, мониторы LCD 17" LG, ОС – Windows XP ;

  • 8 ПК Intel Pentium 4 2,2 GHz, мониторы LCD 17" LG, ОС – Windows XP.

Все ПК с помощью cетевого коммутатора CNet 16 ports объединены в локальную сеть с автоматическим выходом в корпоративную сеть ТПУ и глобальную сеть Интернет.


Программа составлена на основе Стандарта ООП ТПУ в соответствии с требованиями ФГОС по направлению 231300 «Прикладная математика».

Программа одобрена на заседании кафедры ПМ (протокол № от « » 2011 г.).


Автор – доцент кафедры прикладной математики Шевелев Геннадий Ефимович

Рецензент – доцент кафедры прикладной математики Гальченко Валерий Григорьевич






Скачать 152,43 Kb.
оставить комментарий
Дата29.09.2012
Размер152,43 Kb.
ТипРабочая программа, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх