Сочинение по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» icon

Сочинение по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»


11 чел. помогло.
Смотрите также:
Викторина по повести Н. В. Гоголя «Тараса Бульба»...
1. Запорожская Сечь. Воплощение авторских идеалов.(Н. В. Гоголь «Тарас Бульба)...
Урок-диспут Нравственная проблема в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»...
Урок Образ матери в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»...
Исследовательская работа по теме: какие особенности языка повести н. В. Гоголя «тарас бульба»...
Тема урока: Почему мы помним Тараса Бульбу?...
Конспект урока Историческая основа повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»...
Литературная игра «Умники и умницы». 7 класс...
Урок 37 – 42 Задание на дом...
План реферата. Размышляя о творчестве Гоголя...
Урок литературы и истории Запорожское казачество в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»...
Технологическая карта конструирования урока по литературе с использованием средств ИКТ и ОЭР...



Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (по творческому заданию @составить рассказ о боевых сражениях, сыновьях от имени Тараса Бульбы@)

(ученица 6 класса Татаренко К.С.)

«Думаете, есть что-нибудь в мире, чего бы побоялся казак?»

Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»

К вам, потомки, обращаюсь со словом своим я – главный герой повести Н.В.Гоголя – Тарас Бульба. Знайте же, вы, представители XXI века, воротящие душу от чтения и читающие невнимательно – повесть «Тарас Бульба» не только обо мне, украинском казаке. Она о героической борьбе украинского народа за свое национальное освобождение. Главные события происходят в Запорожской Сечи, в царстве свободы и равенства. Это вольная республика, в которой живут люди широкого размаха души, абсолютно свободные и равные, где воспитываются сильные и мужественные характеры. Для людей такого характера нет ничего выше на свете, чем интересы народа, чем свобода и независимость Отчизны. У меня, Тараса, суровый и непреклонный характер. Я веду жизнь, полную невзгод и опасностей. Да, я не создан для семейного очага. Моя "нежба" - чистое поле да добрый конь. Увидевшись после долгой разлуки с сыновьями, назавтра же спешу с ними в Сечь, к казакам. Здесь моя подлинная стихия.

Много описано в этой повести таких же казаков, как я. Они воины-защитники — вольнолюбивые, преданные Родине, товарищам.
Товарищество, взаимопомощь и взаимовыручка — главные законы для запорожского казака. Каждый из них считает своим долгом выручить товарища, даже рискуя собственной жизнью. В тяжелую минуту на поле кровавой битвы я, Тарас Бульба, обратился к своим воинам: «Нет уз святее товарищества!.. Пропал в пыльных крымских степях отряд, спешивший на подмогу захваченным татарами казакам; почти все моё войско полегло в битве под стенами Дубно, пытаясь выручить плененных поляками, но не было на свете никогда такого, «чтобы козак покинул где или продал как-нибудь своего товарища». 

Тяжело говорить о моём горе. Были у меня два сына, и не одного характера, и не одинаковой судьбы. Потому и погибли – один, Остап, патриотом, героем на славу отчизне, а второй – Андрей, предателем на собственное бесчестье и горе отца. Любовь к полячке не принесла Андрею счастья, она отгородила его от товарищей, от отца, от Отчизны. Такое не простится даже храбрейшему из казаков, и печать проклятия легла на чело предателя: "Пропал, пропал бесславно, как подлая собака...". Измену Родине никто не может ни искупить, ни оправдать. Казнил я своего сына, изменившего родине и народу. «Я тебя породил, я тебя и убью», - не дрогнула рука отца. Верность родине, любовь к ней для меня выше кровного родства. А в речи перед казаками сказал: «Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Нет, братцы, так любить, как русская душа…нет, так любить никто не может». Задумайся, потомок, эта речь актуальна во все века.

А настоящий казак не страшится смерти, потому что не о себе думает он, а о святом долге перед землей украинской, и если суждено погибнуть, то так, как никому не доведется умирать. Мужественно сражаясь, казаки, умирая, прощались с товарищами со словами: «Прощайте, паны-братья, товарищи! Пусть же стоит на вечные времена православная Русская земля...», — сказал так перед смертью атаман Мосий Шило. «Благодарю Бога, что довелось мне умереть при глазах ваших, товарищи! Пусть же... красуется вечно любимая Христом Русская земля!» — проговорил, умирая, Павел Губенко. 
Раскрою вам, потомкам, секрет, что именно в товариществе секрет легендарной силы и славы могучих запорожских рыцарей, приводивших в ужас их врагов в XV—XVII столетиях. Прочитайте эту повесть и узнаете про настоящее воинское братство, патриотизм, военную доблесть.


^ Сочинение «Зов сердца»

(в рамках пропаганды деятельности Международного Красного Креста)

(ученица 9 класса Худотеплой М.В.)

Война издревле считалась уделом мужчин – сильного пола. Женщин называют слабым полом. Их образ всегда воплощал в себе такие качества, как доброта, тепло, ласка, забота и уют. Но женщины могут быть и сильными, когда этого требует жизнь. Чаще всего война заставляла женщин проявлять неимоверную силу, выдержку, а иногда и твердость, мужское мужество.

История знает много имен знаменитых женщин, совершивших поступки, которые достойны восхищения. Но посылать особ женского пола туда, где идет война, - такого еще в России не было. До той истории, о которой я хочу рассказать. Дарья Лаврентьевна Михайлова… Образ этой девушки оживил в своем рассказе писатель Сергей Сергеев-Ценский «Первая русская сестра». Конечно, многим моим сверстникам и, даже нашим родителям, её имя незнакомо. Мне сейчас 16, а Даше было 18 лет, когда её адмирал Корнилов зачислил в штат медицинского персонала при обороне Севастополя в 1854 году.

На войну матросская сирота, выросшая на берегу моря, попала, переодевшись юнгой. Под покровом сумерек она добралась до войск. Устроившись в кустах деревьев, она следила за передвижениями батальонов. А когда повалили раненые в тыл, на перевязочные пункты, началась работа для Даши. Перевязывая раны, она прятала ужас перед жестокими увечьями человеческих тел, но она не подавала виду: «Ничего, заживет… Ничего, срастется… Затянет – кровь у тебя здоровая, это уж мне видать!» И раненым становилось легче от её ловких рук и добрых глаз.

Когда матросы, которых она везла на подводе, увидели выбившуюся из-под фуражки косу, один сказал: «То-то я думаю, отколь у этого малого сердце могло такое взяться, до людей приветное?»

И уже после этого Даша не могла расстаться со своими ранеными. А адмирал Корнилов сказал о ней: «В сражении была? Вот ты какая! – Да ты героиня! И о твоем подвиге непременно напишут в Петербурге».

Даша же не догадывалась, что сделала подвиг, да она, наверное, и слово это понимала мутно. Ведь в основе её гуманного поведения лежала не корысть, а сострадание к людям. И помогая им, она даже не задумывалась о том, что о ней могут написать в газетах, вручить ей награды. Она просто не могла равнодушно смотреть на чужую боль.

Дарья Лаврентьевна Михайлова женщина, ставшая прототипом героини рассказа «Первая русская сестра», была награждена золотой медалью «за усердие» на Владимирской ленте и 500 рублями «за оказываемое ею примерное старание и ухаживания за больными и ранеными в Севастополе». Но, я думаю, что самой главной наградой для неё были восхищение и чувства благодарности людей, которым она помогала, и слова старого матроса из «Первой русской сестры» Сергеева-Ценского: «Это прямо ангела свово небесного Бог нам послал!»

Даша Севастопольская, Екатерина Бакунина, Александра Степанова – первые представительницы Общества сестер милосердия «Во имя Воздвижения Честного Креста». Среди них были дочери мещан, учителей, священников, помещиков из разных городов России. Именно такими душевными качествами, как у них, должен обладать представитель современного движения Красного Креста: сострадание к окружающим, желание и готовность оказать помощь, заботу, внимание.

И для меня Международный Красный Крест – это образ всех женщин войны, которые, не страшась смерти, голода, лишений и трудностей, находили в себе мужество выполнить зов своего сердца.

Наше поколение не знает войны и, если признаться, до глубины души не осознает, какие ужасы приносит она. Соприкасаясь с историческими материалами о войне, хочется выразить чувства глубокого уважения и восхищения, всем людям, способным на великие подвиги. Но это не значит, что в наше время нет места подвигам. Нужно только помнить о том, что даже в мирное время, на любой точке земного шара всегда существуют люди, которым необходима помощь. Пускай для кого-то это будет финансовая помощь на операцию, а для кого-то просто доброе слово или кружка воды. Главное, что каждый из нас может оказать участие и сострадание окружающим. Но самое главное для представителя Красного Креста это причина, по которой они помогают другим - не подвиг, а ПОМОЩЬ!

^ Сочинение «Проблема, касающаяся каждого из нас»

(пропаганда безвозмездного донорства)

(ученица 8 класса Нижник Н.А.)

В наш современный век многие люди стали задумываться о том, почему человек, находясь в многолюдной толпе, рабочем коллективе, а, если это школьник, то в классе, иногда чувствует непреодолимое одиночество, страдает от человеческой черствости и равнодушия. Вывод один: каждый из нас не может уделить частицу своего внимания для близких и родных и, тем более, для чужих людей. А если это проблема донорства… Думаю, речь пойдет не только о духовной стороне, но и о телесной – нужно отдать частичку себя для других. Не каждый способен на такое самопожертвование. И тот факт, что в нашем обществе есть люди, готовые помогать другим, настраивает на оптимизм.

Доноры - это люди, которые готовы сдать свою кровь или даже органы, требующиеся для лечения других. Ведь кровь – это такое вещество, которое невозможно заменить химическими элементами, как бы далеко не ушла наука в этой области.

В нашей стране так много здоровых молодых людей, которые от безделия, неопределенности губят свою жизнь и здоровье, употребляют наркотики, курят. Они не осознают, что обладают самым дорогим в этой жизни - здоровьем. И также много в нашей стране больных, которые очень нуждаются в помощи окружающих. Так может задуматься нашему молодому поколению о том, что самой главной целью в жизни поможет являться помощь нуждающимся. И выходом для «скучающего» поколения может являться донорское движение.

Донорские движения существуют еще с середины пятидесятых годов. Я восхищаюсь людьми, входящими в это движение. Какими качествами должен обладать донор? Я думаю, это гуманность: умение сочувствовать, сострадать, заботиться о других, проявлять сердцелюбие к совершенно чужим, незнакомым людям. Думаю, что та доброта, которую они проявили к другим людям, вернется к ним обратно. Ведь, если бы не было доноров, то многие погибли бы от потери крови. Сколько на нашей планете людей, имеющих редкую группу крови, или тех, которым некому помочь. И доноры бескорыстно предоставляют свою кровь, может быть, даже не осознавая истинной важности своего дела, просто по зову сердца. Такие люди вызывают чувства гордости и бескрайней благодарности.

Я считаю, что проблема небольшой численности этого движения должна касаться каждого из нас. Ведь донорами становятся добровольно. Постоянный недостаток донорской крови говорит о том, что еще очень мало сознательных людей на нашей планете. Хотелось бы, чтобы каждый задумывался об этой проблеме не только тогда, когда горе коснется его самого, но просто в меру своей отзывчивости.

^ Сочинение «Великий русский флотоводец адмирал Ушаков»

(ученица 10 класса Бобенко А.В.)

Бог всегда воздает по справедливости людям, наполненным Верой и Праведностью, совершающим Милосердие и Благотворительность, служащим Отечеству и ближним честно и неподкупно.

Народы уважают людей, показывающих образцы исполнения долга, людей добросовестных, уверенных в своем призвании, людей, которые не ленятся работать, не боятся энергично сказать «нет», не стыдятся сказать «не могу», вдохновленных, способных творчески мыслить, людей, которые беззаветно служат Богу, народу и Отечеству, людей, которых любят люди.

Таким был Федор Федорович Ушаков…

Я считаю, что имя и подвиги этого замечательного человека, талантливого адмирала должны возрождать у детей и юношества любовь к российской армии и флоту, славе отечественного оружия, воспитывать молодое поколение в духе уважения к старшим и к истории своей Родины.

Человек, которому было предназначено сломать «железное правило» линейной тактики, родился в России в 1744 году. Славу великого русского флотоводца он приобрел в войнах с Турцией.

В результате русско-турецкой войны 1768-1774 годов Россия получила свободный доступ к Черному морю: отныне она контролировала Крымский полуостров. Важную роль в победе русского оружия сыграли военно-морские силы. Корабли Балтийского флота, обогнув Европу, вошли в Средиземное море и 26 июня 1770 года в Чесменской бухте атаковали, а затем и уничтожили мощный турецкий флот.

Наконец Россия получила возможность строить корабли на Черном море. На верфях Херсона, Таганрога и Севастополя к 1787 году были построены 5 линейных кораблей, 19 фрегатов, 1 бомбардирский корабль и 10 мелких парусников. И вовремя, так как в Стамбуле вознамерились взять реванш. Началась очередная русско-турецкая война. Летом 1788 года00000 у острова Фидониси авангард Черноморского флота под командованием Ушакова дерзко «сломал» линию. Пошел на сближение с кораблями турецкого адмирала Эски-Гасана и, сосредоточив огонь на флагмане «Капудание», нанес ему урон. Турецкий флот в беспорядке отступил. Так родилась новая, маневренная тактика ведения морских сражений.

Федор Федорович Ушаков не был противником иностранного, как пытались иногда представить его ретивые почитатели. Он всегда глубоко изучал иностранный опыт, знал иностранные языки, с почтением относился к зарубежным обычаям. Он был противником невежества, которое не имеет национальных границ, но умеет хорошо рядиться в престижные и высокочтимые у нас в Отечестве зарубежные одежды. Он умел хорошо распознавать его, за напыщенностью, многозначительностью и горделивостью, увидеть пустоту и никчемность. И в то же время он умел перенимать у иностранцев все хорошее, умел дружить с самыми умными, благородными – иностранцами, пребывающими на русской службе. И действительно, под его началом находились люди разных национальностей, с которыми он быстро находил общий язык, если они добросовестно и усердно служили русскому флоту. Ф.Ф. Ушакова окружали интересные люди, ответственные, умные, наблюдательные.

Капитаны Ушакова не были когортой, не были кастой, были объединены духом служения Отечеству. У всех было высоко развито чувство долга, они были опытные профессионалы и духовно родственные души. Все капитаны обладали желанием превосходить друг друга, но это не порождало коварства, а искало выхода в повышении мастерства. Они были искусны в управлении кораблем, некоторые старались это делать с особым шиком. Ушаков не препятствовал дерзостному лихачеству, но и не раздувал это в ревность. Для него высшим смыслом было исполнить заданное дело с наименьшими потерями людей, экономной затратой средств и сил в эскадре.

Это были люди разных темпераментов, разных стилей. Адмирал с их помощью тщательно разрабатывал все операции и походы, а затем решительно действовал. В этой его железной системе действия невозможно было быть боязливым, робким, нерешительным. «Все за одного, один – за всех».

Ушаков, казалось, видел насквозь, ощущал всех своих капитанов, их чувства, их состояние, их реальную готовность. Он сдерживал до полного вызревания вулкан страстей в натуре Дмитрия Сенявина, чтобы дать ему восторжествовать и вернуться с победой, а не с шумом скандальной славы. Адмирал уважал печальную надежду Евстафия Сарандинаки на освобождение родины и оказывал ему полное доверие, порождая ответное чувство благодарного служения России. Он восхищался боевой дерзостью Шостака и поручал ему самые рискованные операции. Ушаков знал неусыпную бдительность и умение блюсти честь державы Сорокина и без сомнения отправил его в дальние крейсирования в составе английской эскадры. Он чувствовал железную непоколебимость в строю Голенкина и ставил его в авангарде у Калиакрии.

Флотоводец знал их слабости и в трудную минуту всегда приходил на помощь то добрым советом, то играя на честолюбии, а бывало и твердым словом. Они стояли насмерть, и это был его главный резерв, позволяющий создавать перевес там, где хотел адмирал.

И еще. Ушаков и его капитаны опирались на великолепную боевую традицию морского флота России, на петровскую школу мореходов. Нет, они не слепо следовали ей а, оттолкнувшись от нее, шли дальше. Соединение знания и вдохновения, профессионализма и идеи было характерно для флота Петра, оно было чертой русских морских офицеров и в последующие годы. Блестящая плеяда капитанов и командиров, окружавших Ушакова, само по себе выдающееся явление, и оно только подчеркивает гениальность и вершинность великого русского адмирала.

Ф.Ф. Ушаков – создатель новой морской тактики. Главными тактическими приемами его стали сближение с эскадрой неприятеля и сочетание прицельного артиллерийского огня с короткого расстояния с быстротой маневра, стремительная и внезапная атака в походном порядке, нанесение главного удара по флагманским кораблям врага. Федор Федорович умел выделить резерв, предназначавшийся для решающей атаки противника, а в конце сражения решительно и неотступно преследовать неприятеля. Ушаков заботился о высокой боевой выучке офицеров и нижних чинов, об их воспитании и быте.

В 1793 году он получил чин вице-адмирала, а в 1798 году, по просьбе западных держав, возглавил поход русской черноморской эскадры в Средиземное море для участия в войне против Франции. В начале 1799 года русские десанты освободили от французов греческие Ионические острова: Чериго, Занте, Кефалинию, Санта-Мавро. Штурмом была взята неприступная крепость на острове Корфу. Ушаков основал на Ионических островах греческую Республику Семи Островов.

Весной 1799 года эскадра Ушакова начала изгнание французов из Южной Италии. Русские десанты участвовали в овладении Неаполем, Римом и другими городами этой страны. Австрия и Англия неоднократно нарушали свои союзнические обязательства перед Россией, поэтому Павел I отозвал эскадру Ушакова из Средиземного моря. Осенью 1800 году корабли вернулись в Севастополь.

Александр I, вступивший на престол в 1801году, не оценил великих заслуг русского адмирала. В 1802 году Ушаков был назначен на третьестепенные должности – главного командира Балтийского гребного флота, давно устаревшего, и начальника флотских команд в Петербурге, ведавшего скромным морским хозяйством столицы. В 1807 году Ушакова по болезни уволили в отставку. Он уехал в свое небольшое Тамбовское имение.

Во время Отечественной войны 1812 года Тамбовское дворянство избрало его предводителем ополчения Тамбовской губернии, но, будучи тяжело больным, Ушаков не принял эту должность. Он умер в своем имении и похоронен в Санаксарском монастыре близ города Темникова.

Ф.Ф. Ушаков канонизирован Русской Православной Церковью 5 августа 2001 года, как святой праведный воин, адмирал Флота Российского.

Этот замечательный человек был выдающимся государственным деятелем. Вся его жизнь была отдана России. Он преданно служил благу своего народа, державному достоинству своей Родины. И вместе с тем, всегда оставался человеком глубокой веры во Христа Спасителя, строго приверженным православным нравственным началам, человеком великого милосердия и жертвенности, верным сыном Святой Церкви.

Именно это гармоничное сочетание личной праведности и ревностного общественного служения и стало главным побуждением к прославлению имени Феодора Федоровича Ушакова.

Я уверена, что жизнь и подвиги этого замечательного человека, великого флотоводца всегда будут служить средством патриотического воспитания молодежи, развитию у нее чувства любви к Родине, к ее защитникам, к долгу служения Отечеству.

^ Сочинение «Семейная реликвия»

(ученица 9 класса Трофимова К.С.)

Человек рождается на свет, растет, задумывается: «Кто я? Откуда мои корни?» И, рассматривая фотографии в старом семейном альбоме, обращает внимание на выцветшие черно-белые фотографии незнакомых людей. Очень хорошо, если многие из нас задумаются о том, кто эти люди, которые занимают достойное место на первых страницах «верного хранителя семейных тайн». Но многие из моих ровесников чаще всего могут просто безразлично перевернуть на следующую страницу, не вникая в важную память своей семьи. А ведь это наши предки, их кровь течет в наших жилах, и многие из них были славными людьми.

Издавна одним из способов сохранения памяти о своих родственниках была родословная. Например, генеалогическое древо семьи А.С.Пушкина состояло из 5000 исторических имен. Очень горько, что эта традиция была утрачена. Для её возрождения единственным способом узнать что-либо о своих дальних родственниках являются расспросы у родителей, но ведь они тоже могли в свое время утратить ту хрупкую нить, связывающую нас с далекими поколениями родственников.

События, которые заставили затронуть меня эту тему, связаны со школьным внеклассным мероприятием «Моя семья». Одним из заданий к этому празднику было составление родословной. Родители поддержали мое желание составить родословную и поделились со мной воспоминаниями о нашем роде Трофимовых. О, как же увлекло меня это дело! В какую пучину жизненных историй о моей семье погрузилась я.

Вся жизнь моих предков была связана с селом – казалось бы, ничего захватывающего и интересного. Но на примере своих дедов и прапрадедов я убедилась, что быть достойным гражданином и человеком, нужным своей земле и родине, можно в любом месте, независимо от того, где ты живешь, в городе или деревне.

Так складывалось на Руси (и это, наверное, тоже традиция), что представители каждой семьи занимались одним видом деятельности, передавая свое мастерство, свои навыки из поколения в поколение. Рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных, строителей, артистов, учителей. Так было и в нашей семье. Составляя родословную, я узнала, что мой отец, Трофимов Сергей Иванович, является продолжателем династии кузнецов. Мой дед, Трофимов Иван Михайлович, был уважаемым в колхозе человеком. Прадед тоже был сыном знаменитого кузнеца из села Слоновка. Еще до армии мой прадед, Михаил Петрович Трофимов, начал заниматься кузнечным делом, и на службе в Ростове проявил свои способности, за что его поощрил именным подарком сам царь Николай II.

Реликвия нашей семьи, именные часы прадеда, к сожалению, хранится не у нас. Серебряные карманные часы со стрелками из червонного золота и именной надписью: « Кузнецу Трофимову Михаилу Петровичу за отличную службу в армии России. Царь Николай II».Часы находятся у папиной сестры, которая живет в Москве. Летом я гостила у неё и держала нашу семейную реликвию в руках, гладила пальцами почерневшую серебряную гравировку и думала о дедушке. Ведь в старом деревенском доме, где он жил, каждое металлическое изделие дышит теплом моих предков: добротные металлические замки, дверные ручки-щеколды, которые в современных домах уже не встретишь, мудрёные-засовы на двери подвала, резные металлические петли и много другого. Все эти предметы напоминают о мужчинах-кузнецах, построивших этот дом и давших начало роду Трофимовых.

Вот к таким приятным и в то же время грустным размышлениям привела меня наша семейная реликвия. Размышления грустные, потому что, наверное, нужно согласиться, с людьми, которые утверждают, что кузнец устаревшая, вымирающая профессия. Да и папа признался в том, что он не собирался выбирать себе такое поприще, но жизнь иногда складывается не совсем так, как мы бы хотели. В селе, где мы живем, нужен был такой работник и, зная о том, что дедушка был кузнецом, предложили попробовать моему отцу. Его захватило это дело, а может навык и тяга к металлу передались ему, как говорят, «по крови». Но с тех пор его увлекла работа кузнеца, и он не жалеет об этом. Узнав историю профессии моего отца, у меня даже появилась мысль о том, что такая судьба у нашего рода Трофимовых – мужчинам быть кузнецами; в народе в таких случаях говорят «на роду написано». Мой брат Вадим не будет продолжать дело отца. Сейчас он служит в армии, ходит по Черному морю на корабле. Но кто знает, может в дальнейшем его мужское дело тоже как-то будет связано с металлом, техникой? Но все же горько признавать, что династия кузнецов Трофимовых прерывается в XXI веке.


^ Сочинение «Я прочитала книгу о войне»

(отзыв о книге В.А.Закруткина «Матерь человеческая»)

(ученица 10 класса Худотеплая М.В.)

Люди – это всегда дети своих матерей…

ведь у каждого есть Мать, каждый чей-то сын…

Прославим Женщину-Мать, неиссякаемый источник всепобеждающей жизни!


М. Горький “Сказки об Италии”.

Книги для чтения выбирают по-разному. Часто читателей привлекают красивые обложки или интересные иллюстрации. Мои одноклассники в выборе книг для чтения, а среди моих ровесников есть читающие, часто ценят советы друзей. И я много раз рекомендовала своим друзьям произведения, которые мне понравились. Но повесть, о которой я хочу рассказать, выбрана мной по-иному. Меня тронул за душу эпизод из книги, который мы анализировали на уроке. И еще больше приворожило меня название произведения Виталия Александровича Закруткина - «Матерь человеческая». Автор использовал непривычное для нас слово мама, не твердое - мать, а величественное, сильное слово - «матерь». Как я потом уже узнала, слово матерь старославянское, оно высокого стиля и очень подходит для названия такого произведения.

Год 2010 – знаменательный для нашей истории. Исполнится 65 лет со дня Великой Победы в Великой Отечественной войне. На школьных мероприятиях мы говорим о войне, читаем стихи, с замиранием сердца произносим строки писем с фронта, чтобы хотя бы так увековечить в веках имена героев, и не дать уйти в прошлое подвигам наших прадедов. Конечно, слово война ассоциируется у нас с ужасом, страхом, смертью. Но книга, которую я прочитала, открыла мне войну с другой стороны.

Повесть В. Закруткина посвящена женщине, женщине-матери. Тем, кому в годы войны приходилось труднее всего. Они должны были заменить ушедших мужей, и в то же время продолжать свой труд – труд матерей. Главная героиня повести - русская женщина Мария. В её жизни до войны было все: сиротство в шестнадцатилетнем возрасте; любящий муж, который носил её на руках и называл за веснушки – конопулей; сын Васятка; новый уютный дом на краю села, в котором думали прожить всю жизнь; посаженный своими руками сад; уважение трудолюбивых односельчан. Все это было уничтожено надвигающейся к хутору лавиной войны в один из июньских дней. Случилось страшное: убиты немцами её муж и сынок, сожжен весь хутор, угнаны все жители, после чего «Мария осталась одна на чадной, повитой черным дымом, овеянной смертью земле». Она испытывала такую боль, не один человек, казалось, не может пережить которую. «Мария молилась неведомо кому, выкликивала смерть. А жизнь властно звала её, напомнив о том, что она не одна, что в ней теплится слабая жизнь, комок, который растет днем и ночью». И, мне кажется, это чувство ответственности за маленькую жизнь, иным словом чувство материнства дали Марии неимоверные силы.

Конечно, не оставит никого равнодушным эпизод сожжения деревни, казни, убийства взбунтовавшейся пионерки Сани. Мы, читатели, видим все это глазами Марии, находящейся в шоковом состоянии, и её чувства невольно передаются читающим.

А эпизод, когда Мария увидела в погребе юного раненного немца, как раз и привлек моё внимание к этому произведению. Женщина, обезумевшая от горя, хотела «убить убийцу» во имя высшей справедливости. Но, услышав, от него слово «мама», она «ужаснулась тому, что еще несколько минут назад, держа в руке острые вилы и слепо подчиняясь охватившему её чувству злобы и мести, она могла убить его».

Были моменты, когда я, признаюсь честно, - плакала: Мария, встретившая заблудившихся эвакуированных детей из Ленинградского детского дома в стоге сена. Детей, изможденных, голодных, несущих на руках двух и трехлетних, видевших ужасы блокады Ленинграда, бомбежку поезда, смерть от голода своих ровесников, практически обреченных на гибель, если бы не Мария.

Но самым волнующим и надрывным был эпизод с рыдающей Марией над останками своих родных, которые обнаружили дети в сгоревшем поселковом домике. «Долго убивалась Мария, стоя на коленях перед грудой обгоревших костей, долго целовала черные от копоти черепа, исступленно царапала землю, замирала в беспамятстве. Она выкрикивала слова любви и материнского горя, и эти бессвязные слова переходили в истошный звериный вой…» Самым большим терзанием для Марии было то, что по возвращении в сгоревшее село она так и не нашла их останки на сгоревшем тополе, немцы перенесли их куда-то. Однажды посещая хуторское кладбище, Мария горевала, что даже не может поплакать на могилах мужа и сыночка, мечтала о том, как бы она ухаживала за их могилками. Теперь она похоронила их рядом со своими родственниками.

Еще произведение уникально тем, что в нем затронута огромной ширины тематика.

Тема Родины… Потому что все герои, отдавшие свои жизни, делали это во имя нее.

Тема семьи и любви… Яркий этому пример - семья главной героини, где царила любовь, взаимопонимание, почитание семейных корней (усадьба на месте своих предков, сельское кладбище с могилами родных).

Тема природы и животных… Природа, кажется, страдает вместе с убитой горем женщиной, а животные так и тянутся к ней, начиная от самой злой на деревне собаки, до коров и лошадей, которые возвращаются в хутор после голода и скитаний по лесу. Они чувствуют заботу и материнскую любовь Марии. Она ко всем обращается с лаской, а с наступлением зимы заботится о тепле и корме для них.

Тема подвига и героизма… Те поступки, которые совершала Мария, можно назвать только подвигом. Отважиться одной убирать поля, засеянные многими колхозниками, и в дождь, и по леденящему морозу. Решаясь на это, она раздумывала у своего логова-погреба, «раздваивались в ней тревожащие её голоса, и она сама, подавленная своим горем, не знала, что делать ей одной, на необозримых, покинутых людьми полях, и будет ли смысл в том, что она, с каждым днем слабеющая, беременная женщина, начнет убирать эти поля, и кому в этом горестном, наполненном кровью и смертью мире будут нужны жалкие плоды её тяжкой, изнурительной работы, если нет вокруг ни одной живой души». Но она решилась на это, и это был подвиг.

Тема материнства… Мария берёт на себя ответственность за чужих детей, за чужих животных. Она для всех них становится матерью. Тема раскрывается автором с помощью введения образа Богородицы, с которого начинается и заканчивается повесть. Мне кажется, что автор хотел донести до нас мысль о том, что каждая мать рождает ребёнка на страдания. И она знает, на что отдаёт своё дитя. Горе Богородицы, отдающей своего сына людям, может быть понятно любой матери. Богородицу особенно любят на Руси, она считается покровительницей России. И нам нужно помнить, что, оскорбляя даже слово “мать”, мы оскорбляем и Богородицу, и свою собственную маму. Любя Богородицу, мы будем больше любить и понимать матерей человеческих. Автор говорит “…вспомнил женщину, которую не смел, не имел права забыть”. И книга учит нас тому, чтобы мы не забывали о наших матерях.

И ещё она напоминает нам о том, что человек ответственен за всё живое. Никогда нельзя сдаваться, потому что твоя жизнь может спасти ещё чью- то жизнь.




Скачать 188.43 Kb.
оставить комментарий
Дата28.09.2012
Размер188.43 Kb.
ТипСочинение, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

плохо
  3
не очень плохо
  1
средне
  2
хорошо
  4
отлично
  10
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх