Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы умк «Перспективная начальная школа» Н. icon

Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы умк «Перспективная начальная школа» Н.


Смотрите также:
Рабочая программа по литературному чтению для 1-4 классов составлена на основе Примерной...
Рабочая программа по литературному чтению (умк «Школа 2100»)...
Рабочая программа по литературному чтению (умк «Школа 2100»)...
Рабочая программа по литературному чтению (умк «Школа 2100»)...
Рабочая программа по окружающему миру (умк «Перспективная начальная школа»)...
Рабочая программа по окружающему миру (умк «Перспективная начальная школа»)...
Примерная рабочая программа к курсу «Изобразительное искусство», 1-4 кл для умк «Школа России»...
Программа к курсу «Литературное чтение»...
Программа «Развитие речи»...
Рабочая программа начальная школа 4 класс Маркитонова Светлана Борисовна учитель первой...
Пояснительная записка по умк «перспективная начальная школа»...
Пояснительная записка по умк «перспективная начальная школа»...



Загрузка...
скачать



Пояснительная записка


Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы УМК «Перспективная начальная школа» Н.А. Чураковой, «Литературное чтение» в соответствии с требованиями ФГОС НОО


«Литературное чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Это, прежде всего воспитание сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир — мир людей и природы).

^ Основная литературоведческая цель курса «Литературное чтение» в начальной школе — сформировать за четыре года инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязи произведения фольклора и авторской литературы; а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу, поэзию, драму (мы не вводим деления литературы на разные роды — эпос, лирику и драму, но вводим деление на разные типы повествования).

^ Основная цель отражена в главных идеях, развиваемых на протяжении четырех лет обучения, а также в конкретных задачах, решение которых позволяет осуществить эти идеи и реализовать основную цель обучения — сформировать инструментарий для анализа художественных произведений.

  • ^ Идея первая. Сформировать грамотные представления о взаимоотношениях мифа, фольклорных жанров и произведений авторской литературы.

  • Идея вторая. Постепенно формировать базовое понятие курса «Литературное чтение» — понятие художественного образа (сам термин не используется).

  • ^ Идея третья. Учить младших школьников различать жанры — сначала жанры фольклора, потом — жанры литерату­ры, поскольку сама структура любого жанра содержательна. Вместе с тем необходимо показывать условность жанровых границ. То же самое касается деления литературы на разные типы повествования.

  • ^ Идея четвертая. Необходимо помочь младшим школьникам полюбить поэзию, научить наслаждаться особенностями поэтической формы: если этого не сделать в начальной школе, поэзия как область искусства может быть навсегда потеряна для многих школьников.

Курс каждого года, являясь частью целого, имеет специфические задачи, которые сформулированы в программных требованиях к каждому году обучения. Программные требования 1-го класса определяются:

  • необходимостью формирования потребности и мотива чтения;

  • начальными умениями и навыками чтения детей шести лет;

  • логикой развития литературного процесса от устного народного творчества к письменным формам;

  • актуальным уровнем эстетического и нравственного раз­вития детей шести лет.

Программа 1-го класса предполагает плавный переход от «Азбуки» к учебному предмету «Литературное чтение». Младшие школьники совершенствуют начальные умения и навыки осознанного чтения; знакомятся с малыми жанрами фольклора и учатся осваивать их практически; получают представление о сюжетно-композиционных особенностях докучной и кумулятив­ной сказки. Кроме того, они знакомятся с образцами авторской литературы, читая небольшие прозаические и поэтические тексты. На материале фольклорной и авторской поэзии первоклассники получают начальные представления о рифме как о созвучных словах, находящихся в конце строк; учатся об­наруживать повтор и звукопись как средства художественной выразительности. Сравнивая короткие тексты, представляющие собой малые жанры фольклора, с классическими иллюстрациями к этим текстам, младшие школьники на практике убеждаются в том, что художественный образ может быть создан разными средствами, языком разных видов искусства.


Курс рассчитан на 40 часов в год


Формирование УУД средствами учебного предмета «Литературное чтение»

Первый класс

Личностные УУД:

- самоопределение: система заданий, ориентирующая младшего школьника оказывать помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач. Задания типа «Помоги Маше (Мише) объяснить (подтвердить, доказать, определить, ответить на этот вопрос»: с. 5, 9, 13, 17,22, 34, 41, 46, 47, 48, 67;

- смыслообразование и нравственно-этическая ориентация: стихотворные тексты, в которых в шуточной форме обсуждаются серьезные проблемы родительской любви и взаимоотношений мамы и детей: В. Лунин «Целыми днями» с. 52, Э. Успенский «Разгром» с. 53; тексты, посвященные тайне особого зрения (способности видеть не глазами, а сердцем): И. Токмакова «В одной стране» с.57, С. Козлов «Туман» с.58-59; С. Воронин «Необыкновенная ромашка» с. 60-63.

^ Регулятивные УУД:

- контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности. Задача создания условий для формирования данных учебных действий решается путем привлечения героев внешней интриги. Сквозные герои внешней интриги Маша и Миша высказывают разные точки зрения на литературные тексты, каждая из которых имеет право на существование: их суждения взаимно дополняют друг друга. Эти суждения не вступают друг с другом в противоречие и не носят оценочного характера. Более того, сами тексты, на которых формируется данное учебное действие, являются очень простыми и короткими. Приведем примеры: "Какие числа спрятались в этой считалке?" - спросила Главная Ромашка. Миша нашёл одно число. Маша нашла ещё два числа. А ты?" с. 10; "Что это за текст: "Архип - охрип?" Миша сказал, что это дразнилка, а Маша сказала, что это скороговорка. А как ты думаешь?" с.47. С. 10, 12, 13, 16, 37, 46, 47, 67, 69, 70.

^ Познавательные УУД (информационные):

- поиск и выделение необходимой информации (работа с текстом и иллюстрациями): перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла всего текста по его названию, оценка прагматики текста («в каких случаях говорят то или это»), поиск нужных частей текста, нужных строчек, поиск и подстановка нужных слов. Загадки с. 14-16, с. 18-19, заклички с. 20-21, скороговорки с. 22-23, Д. Хармс, Н. Гернет «Очень-очень вкусный пирог» с.26, Н. Носов «Приключения Незнайки» с. 28-31, И. Пивоварова. «Кулинаки-пулинаки» с. 32, А. Дмитриев «Шлагбаум» с.33, Максим Горький «Воробьишко» с.42-43, А. Усачев «Буль-буль» с. 44, «Дора, Дора, помидора» с. 47, Б. Заходер «Приятная встреча» с.55, С. Козлов «Туман» с.58, небылица «По поднебесью, братцы, медведь летит» с.66, колыбельная «Пошёл котик на торжок» с.68, небылица «Стучит, бренчит по улице» с. 69, прибаутка «Села баба на баран» с.70, прибаутка «Как на тоненький ледок» с. 71, прибаутка «Как у нашего соседа» с.72;

- работа с маркированными в тексте буквосочетаниями, словами и строчками: Считалки с.10-11, скороговорки с. 23, А. Дмитриев «Шлагбаум» с.33, Максим Горький «Воробьишко» с.42-43, А. Усачев «Буль-буль» с. 44, Б. Заходер «Где поставить запятую?» с.51, Э. Успенский «Разгром» с. 53, С. Козлов «Туман» с. 58, небылица «По поднебесью, братцы, медведь летит» с.66, прибаутка «Иванушка» с.67, колыбельная «Пошёл котик на торжок» с.68, прибаутка «Села баба на баран» с.70, прибаутка «Как на тоненький ледок» с. 71, прибаутка «Как у нашего соседа» с.72;

- работа с дидактическими иллюстрациями: с.4-5, с.6-7, с.8-9, с.14-15, с.16-17, с.18-19, с.24, с.27, с.31, с.36-37, с.38, с.50-51, с.56, с.60-61, с.73-80.

^ Познавательные УУД (логические):

- анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение докучных сказок с целью выделения повтора как жанровой основы с. 6-9; анализ группы считалок с целью обнаружения жанровых признаков: повторяющегося в разных текстах общего слова обрядового происхождения и приема шифрования чисел с.10-11; анализ другой группы считалок с целью выявления жанрового признака: значимых слов должно быть 10 (десять): с. 12-13; обнаружение одной из жанровых особенностей загадок: использование приема олицетворения с.14-19; обнаружение жанровых признаков заклички: ее обрядовой природы и прикладного характера с. 20-21; выяснение секрета (общих черт) скороговорок с.22-23; анализ концов стихотворных строк с целью обнаружения парной и перекрестной рифмы с. 26, с.32-34; анализ композиционных особенностей сказки-цепочки (кумулятивной сказки) с целью обнаружения ее жанровых признаков: каждое следующее звено цепочки повторяет предыдущее, обогащённое очередным новым элементом с. 36-37; сравнительный анализ докучной и кумулятивной сказок с целью обнаружения сходства /повтор как главная композиционная фигура обоих жанров/ и различий /круг и вектор как разные композиционные основы/с.37; обнаружение прикладного характера колыбельной песенки /подстановка своего имени вместо имени героя/с. 68-69; обнаружение сюжетных признаков небылицы с. 66,67,69 и дразнилки с.46, 47, 67, 69, 70; сравнительный анализ текста и художественной иллюстрации к тексту с целью выделения существенных признаков малых фольклорных жанров: 8 раз с. 66, 73; с. 67, 74; 68, 75; 69, 76; 70, 77; 70, 78; 71, 79; 72, 80;

- подведение под понятие: формирование понятия «докучная сказка» через анализ контекстных словоупотреблений глагола «докучать» с.4-5; поэтапное формирование понятия «рифма» через систему замен: двойные хвосты слов, похожие хвосты слов, созвучные хвосты слов, созвучные концы слов, созвучные концы слов в концах строчек, говорить складно – говорить в рифму с. 26-27, с. 32-34; формирование понятия «сказка-цепочка» через анализ фрагментов-«звеньев» текста и изучение дидактической иллюстрации с. 36-37; формирование понятия «прибаутка» через анализ родственных слов (баять, баюн, байка), значения которых объяснены; формирование понятия «небылица» посредством привлечения антонима («быль» - «небылица»);

- установление причинно-следственных связей: между наличием повторов в жанрах устного народного творчества и выводом: «эти тексты легко запомнить» с.8-9; с.72; между использованием в малых фольклорных формах имен собственных в шуточном контексте и выводом о том, что это дразнилки с.46, 47, 67, 69, 70; между обнаружением созвучных концов строчек и выводом о том, что они рифмуются, что это стихи с. 26, с. 32-34; между наличием в фольклорном тексте нереальных сюжетных подробностей и выводом о том, что это «небылица» с. 66, 67, 69; между наличием в фольклорном тексте обращения-призыва к природному явлению с целью заручиться его помощью и пониманием жанровой принадлежности такого текста: это закличка с. 20-21; между характером текста (жанром, к которому он принадлежит) и манерой чтения этого текста (например, как читать небылицу: «Надо ли делать большие глаза и прикладывать правую руку к сердцу? Надо ли немножко тянуть некоторые слова?» с. 66; как читать скороговорки с. 23, 64; стихи, содержащие звукопись с. 40, 48; заклички с. 21; между фольклорным текстом и художественной иллюстрацией к нему (8 раз с. 66,73; с. 67, 74; 68, 75; 69, 76; 70,77; 70, 78; 71,79; 72, 80).

^ Коммуникативные УУД:

- инициативное сотрудничество: чтение по цепочке или по ролям: докучная сказка с. 9, считалки с.10-11, скороговорки с. 23, Н. Носов «Приключения Незнайки» с. 28-31, А. Дмитриев «Шлагбаум» с. 33, «Репка» с. 36, Е. Благинина «Жужжит над жимолостью жук» с. 40, Максим Горький «Воробьишко» с. 42-43, А. Усачев «Буль-буль» с. 44, В. Лунин «Целыми днями» с. 52, Э. Успенский «Разгром» с. 53, Б. Заходер «Приятная встреча» с.55, И. Токмакова «В одной стране» с. 57, С. Козлов «Туман» с. 58, С. Воронин «Необыкновенная ромашка» с. 60-63, И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка» с. 64, прибаутка «Как на тоненький ледок» с. 71;

- коммуникация как взаимодействие (интеллектуальный аспект коммуникации) – учёт позиции собеседника: обоснование строчками из текста заявленного «чужого» мнения: «Некоторые загадки чуть-чуть похожи на дразнилки», - сказал Миша. Ты сумеешь подтвердить его мнение? с.16; Маша уверена: «Это и прибаутка и небылица!», А ты как думаешь? Можешь объяснить ответ Маши с.67; а также с. 34, 37, 38, 47, 69, 70; понимание разных оснований для оценки одного и того же текста, например, его жанровой принадлежности: один и тот же текст можно считать и дразнилкой (по одним основаниям) и считалкой (по другим основаниям) с. 47; и дразнилкой и загадкой с.15-16; и дразнилкой и скороговоркой с.47; и дразнилкой и небылицей с.69, и прибауткой и небылицей с.67.

^ Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 1-го года обучения:

В области познавательных УУД (общеучебных) школьник научится: ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенном разделе (конце учебника) нужную иллюстрацию; работать с двумя источниками информации (учебной книгой и "Рабочей тетрадью"; учебной книгой и "Хрестоматией"): сопоставлять условные обозначения учебника и Рабочей тетради, учебника и Хрестоматии; находить нужный раздел Рабочей тетради и Хрестоматии.

^ В области регулятивных УУД школьник научится понимать, что можно по-разному отвечать на вопрос, и пытаться апеллировать к тексту для подтверждения того ответа, с которым он соглашается.

В области коммуникативных УУД школьник научится: в рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы; выполнять работу по цепочке; в рамках коммуникации как взаимодействия: видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них.


СОДЕРЖАНИЕ



  1. На огородах Бабы-яги – 9 часов

Обобщенные требования к ЗУН обучающихся по теме.

Обучающиеся должны знать/понимать:

  • о различиях таких малых жанров фольклора, как загадка, считалка, закличка, скороговорка, небылица, прибаутка, докуч­ная сказка, сказка-цепочка (кумулятивная сказка);

  • о таких особенностях стихотворных фольклорных текстов, как наличие рифмы и повторов;

Уметь:

  • понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;




  1. Пещера Эхо – 6 часов

Обобщенные требования к ЗУН обучающихся по теме.

Обучающиеся должны знать/понимать:

  • об отличии поэтического текста от прозаического;

  • о таких особенностях стихотворных фольклорных текстов, как наличие рифмы и повторов;

  • о том, что такое рифма.


Уметь:

  • находить средства художественной выразительности в тексте (заголовок, повтор, уменьшительно-ласкательная форма слов, восклицательный и вопросительный знаки; звукопись; рифмы);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;

  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);




  1. На пути в Волшебный лес – 2 часа

Обобщенные требования к ЗУН обучающихся по теме.

Обучающиеся должны знать/понимать:

  • о различиях таких малых жанров фольклора, как загадка, считалка, закличка, скороговорка, небылица, прибаутка, докуч­ная сказка, сказка-цепочка (кумулятивная сказка);

Уметь:

  • понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного ориентирования внутри книги: умения работать со страничкой «Содержание» или «Оглавление».

  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;




  1. Клумба с Колокольчиками – 3 часа

Обобщенные требования к ЗУН обучающихся по теме.

Обучающиеся должны знать/понимать:

  • об отличии фольклорного текста от литературного;

  • об отличии поэтического текста от прозаического;

  • наизусть 1 – 2 стихотворения разных авторов;

  • содержание произведений, прочитанных в классе.

Уметь:

  • понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;

  • отличать монолог от диалога;

  • задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного ориентирования внутри книги: умения работать со страничкой «Содержание» или «Оглавление».

  • самостоятельного чтения книг;

  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);




  1. В лесной школе – 4 часа

Обобщенные требования к ЗУН обучающихся по теме.

Обучающиеся должны знать/понимать:

  • о различиях таких малых жанров фольклора, как загадка, считалка, закличка, скороговорка, небылица, прибаутка, докуч­ная сказка, сказка-цепочка (кумулятивная сказка);

  • о таких особенностях стихотворных фольклорных текстов, как наличие рифмы и повторов;

  • о том, что такое рифма;

  • наизусть 1 – 2 стихотворения разных авторов;

Уметь:

  • находить средства художественной выразительности в тексте (заголовок, повтор, уменьшительно-ласкательная форма слов, восклицательный и вопросительный знаки; звукопись; рифмы)

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;

  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);

  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;




  1. Музей Бабы-яги. Тайна особого зрения – 4 часа

Обобщенные требования к ЗУН обучающихся по теме.

Обучающиеся должны знать/понимать:

  • отличие поэтического текста от прозаического;

  • наизусть 1—2 стихотворения разных авторов;

  • понимать содержание прочитанного;

Уметь:

  • осознанно выбирать интонацию в соответствии с особенностями текста;

  • задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;

  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);

  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

  1. На выставке рисунков Юрия Васнецова – 5 часов

Обобщенные требования к ЗУН обучающихся по теме.

Обучающиеся должны знать/понимать:

  • о различиях таких малых жанров фольклора, как загадка, считалка, закличка, скороговорка, небылица, прибаутка, докуч­ная сказка, сказка-цепочка (кумулятивная сказка);

  • об отличии фольклорного текста от литературного;

  • о таких особенностях стихотворных фольклорных текстов, как наличие рифмы и повторов;

  • содержание произведений, прочитанных в классе.

Уметь:

  • понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;

  • находить средства художественной выразительности в тексте (заголовок, повтор, уменьшительно-ласкательная форма слов, восклицательный и вопросительный знаки; звукопись; рифмы);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного ориентирования внутри книги: умения работать со страничкой «Содержание» или «Оглавление».

  • самостоятельного чтения книг;

  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);

  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;




  1. Уроки по хрестоматии «Литературное чтение» – 7 часов

Обобщенные требования к ЗУН обучающихся по теме.

Обучающиеся должны знать/понимать:

  • правила пользования библиотекой и отдельной книгой;

  • отличие фольклорного текста от литературного;

  • отличие поэтического текста от прозаического;

  • содержание произведений, прочитанных в классе.

Уметь:

  • находить средства художественной выразительности в тексте (звукопись; рифмы);

  • понимать содержание прочитанного;

  • осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;

  • задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного ориентирования внутри книги: умения работать со страничкой «Содержание» или «Оглавление».

  • самостоятельного чтения книг;

  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);

  • работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).


^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

Обучающиеся к концу первого года обучения должны иметь общее представление:

  • о различиях таких малых жанров фольклора, как загадка, считалка, закличка, скороговорка, небылица, прибаутка, докуч­ная сказка, сказка-цепочка (кумулятивная сказка);

  • об отличии фольклорного текста от литературного;

  • об отличии поэтического текста от прозаического;

  • о таких особенностях стихотворных фольклорных текстов, как наличие рифмы и повторов;

  • о том, что такое рифма.

Знать:

  • наизусть 3—4 стихотворения разных авторов;

  • содержание произведений, прочитанных в классе.

Уметь:

  • читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и молча; темп чтения 30—35 слов в минуту вслух; 40— 45 слов в минуту молча;

  • понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;

  • находить средства художественной выразительности в тексте (заголовок, повтор, уменьшительно-ласкательная форма слов, восклицательный и вопросительный знаки; звукопись; рифмы);

  • отличать монолог от диалога;

задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного ориентирования внутри книги: умения работать со страничкой «Содержание» или «Оглавление».

  • самостоятельного чтения книг;

  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);

  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

  • работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).



Материально – техническое обеспечение



    • Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1 класс. Учебник. — М.: Академкнига/Учебник, 2007.

    • Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1 класс. Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник, 2007.

    • Малаховская О. В. Литературное чтение. 1 класс. Тетрадь для самостоятельной работы. — М.: Академкнига/Учебник, 2007.

    • Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение. 1 класс», — М.: Академкнига/Учебник, 2007.



Тематическое планирование

№ п/п

Наиме­нование раздела

про­граммы

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля

Элементы дополнительного содержания

Дата

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ю

1

^ НА ОГОРОДАХ БАБЫ ЯГИ (9 часов)

Волшебные предметы и помощники (с. 3-5)

1

Введение

новых

знаний

Произведения устного народного творчества. Жанровое разнообразие предлагаемых к изуче­нию произведений: ма­лые фольклорные жанры, народная сказка

^ Знать смысл слова «доку­чать».

Уметь работать с книгой, находить в книге страницу «Содержание» или «Оглав­ление»

Текущий

Малые фольк­лорные жанры: прибаутка, колы­бельная песенка, считалка, загад­ка, скороговорка, закличка




2-3

Законы докучной сказки. «Сказка про белого быч­ка», «Сказка про сороку и рака» (с. 6-9)

2

Введение

новых

знаний

Произведения устного народного творчества. Восприятие на слух и понимание художест­венных произведений разных жанров

^ Знать законы построения докучной сказки. Уметь выразительно чи­тать, сочинять докучные сказки

Текущий. Вырази­тельное чтение

Первичные пред­ставления об олицетворе­нии




4

Секреты считалок (с. 10-11)

1

Введение

новых

знаний

Произведения устного народного творчества. Декламация произведе­ний. Чтение наизусть

^ Знать особенности по­строения считалок. Уметь рассказывать счи­талки; различать потешки и считалки

Текущий. Чтение в парах

Рифма




5

Древние считалки (с. 12-13)


1

Комби­нирован­ный

Произведения устного народного творчества. Участие в диалоге при обсуждении прослушан­ного или прочитанного произведения

Уметь сравнивать между собой произведения одно­го фольклорного жанра; читать в парах

Текущий. Чтение в парах

Рифма




6

Тайны загадок (с. 14-17)

1

Введение

новых

знаний

Произведения устного народного творчества. Понимание основного содержания текста

^ Знать понятие «олицетво­рение».

Уметь разгадывать загадки

Текущий. Вырази­тельное чтение

Олицетворение







7

^ НА ОГОРОДАХ БАБЫ ЯГИ (9 часов)

Как устроена загадка (с. 17-19)

1

Введение

новых

знаний

Произведения устного народного творчества. Осознанное правильное чтение художественного текста целыми словами за счёт перечитывания текста с различными за­даниями

Знать приёмы сравнения и олицетворения. Уметь сочинять загадки; ориентироваться в книге, находя нужное произведе­ние

Текущий. Вырази­тельное чтение

Практическое освоение(сочи­нение) таких жанров фолькло­ра, как загадка,

докучная сказка

*




8

Заклички: обращение к природе

(с. 20-21)

1

Введение

новых

знаний

Произведения устного народного творчества. Передача впечатления от услышанного своими словами. Выразительное чтение

Знать жанр «закличка», его особенности. Уметь осознанно выби­рать интонацию, темп чте­ния в соответствии с осо­бенностями текста

Текущий. Вырази­тельное чтение

Заклички




9

Трудности скороговорок (с. 22-23)

1

Введение

новых

знаний

Произведения устного народного творчества. Участие в диалоге при обсуждении прослушан­ного или прочитанного произведения. Вырази­тельное чтение

Знать жанр «скороговор­ка».

Уметь различать малые жанры фольклора: загадку, считалку, скороговорку, закличку, небылицу

Темати­ческий. Вырази­тельное чтение в парах

Скороговорки. Чистоговорки




10

^ ПЕЩЕРА ЭХО (6 часов)

Созвучные хвосты слов. Г. Остер «Эхо» (с. 24-25)

1

Введение

новых

знаний

Произведения современ­ной отечественной лите­ратуры.

Осознанное правильное чтение художественного текста целыми словами за счёт перечитывания текста с различными за­даниями

Знать содержание произ­ведения.

Уметь определять приёмы выразительности в процес­се анализа текстов. Иметь представление о стихотворном и прозаи­ческом произведении

Текущий. Пересказ

Первое знаком­ство с особенно­стями поэтиче­ского взгляда на мир: поэт помо­гает обнаружить красоту и смысл в обыденном. Знакомство с рифмой, поиск и обнаружение рифмы




11




Созвучные концы слов. Даниил Хармс, Нина Гернет «Очень-очень вкусный пирог» (с. 26-27)

1

Введение

новых

знаний

Произведения современ­ной отечественной лите­ратуры. Понимание со­держания литературного произведения. Чтение наизусть

Знать понятие «рифма», название произведения. Уметь декламировать стихотворения; находить средства художественной выразительности в тексте

Текущий.

Чтение

наизусть

Рифма




12- 13



ы В

ы В

Рифма и смысл. Н. Носов «Приключения Незнайки» (отрывок) (с. 28-31)

2

Введение

новых

знаний

Произведения современ­ной отечественной лите­ратуры.

Жанровое разнообразие предлагаемых к изуче­нию произведений: ли­тературная сказка, сти­хотворение

Знать содержание произ­ведения.

Уметь отличать прозаиче­ское произведение от сти­хотворного

Текущий. Ответы на воп­росы

Рифма




14- 15




Шуточные стихи. И. Пивоварова. А. Дмитриев. Джеймс Ривз (с. 32-34)

2

Комби­нирован­ный

Произведения современ­ной отечественной лите­ратуры

Знать наизусть одно из стихотворений. Уметь рифмовать слова

Темати­ческий. Чтение наизусть

Рифма




16- 17

^ НА ПУТИ В ВОЛШЕБНЫЙ

ЛЕС (2 часа)

Сказка-цепочка. Русская народная сказка «Репка»

(с. 36-38)

»

2

Комби­нирован­ный

Произведения устного народного творчества. Восприятие на слух и понимание произведе­ний разных жанров. От­веты на вопросы по со­держанию прослушанно­го, прочитанного. Выра­зительное чтение

Знать композиционные особенности кумулятивной сказки.

Уметь читать по цепочке

Текущий. Вырази­тельное чтение

Знакомство с жанром куму­лятивной сказки. Разный смысл повторов

/




18

^ КЛУМБА С КОЛОКОЛЬЧИКАМИ (.3 часа)

Звучащие стихи. Е. Благинина. А. Усачёв. Джеймс Ривз (с. 39-41)

1

Введение

новых

знаний

Произведения современ­ной отечественной и за­рубежной литературы. Выражение личного от­ношения к прослушан­ному

Знать наизусть одно из стихотворений; средст­ва выражения авторского отношения к изображае­мому.

Уметь высказываться о своем отношении к со­держанию произведений

Текущий.

Чтение

наизусть

Эмоциональная передача характе­ра произведения при чтении вслух, наизусть: исполь­зование голоса - нужных интона­ций, тона, силы, темпа речи, смы­словых пауз, ло­гических ударе­ний; несловесных средств - мимики, движений, жестов




19- 20




Звукопись в поэзии и прозе.

М. Горький «Воробьиш- ко»(в сокращении) (с. 42—44)

2

Введение

новых

знаний

Жанровое разнообразие произведений: литера­турная сказка, стихотво­рение. Восприятие на слух и понимание произведений разных жанров. Участие в диа­логе при обсуждении произведения

Знать содержание прочи­танных произведений. Уметь обнаруживать при­ём звукописи в прозаиче­ском и поэтическом тек­стах

Текущий. Пересказ

Выразительность звукописи




21

^ В ЛЕСНОЙ ШКОЛЕ

(4 часа)

Считалка, скороговорка или дразнилка? (с. 45-47)

1

Введение

новых

знаний

Различение жанров про­изведений: малые фольклорные жанры, стихотворение. Декламация произве­дений

Знать малые фольклорные жанры: считалка, скорого­ворка.

Уметь различать малые жанры фольклора: считал­ку, скороговорку

Текущий. Чтение в парах

Малые фольк­лорные жанры: считалка, скоро­говорка




22




Чувство юмора в поэзии. Тим Собакин. Б. Заходер (с. 48-51)

1

Введение

новых

знаний

Произведения современ­ной отечественной лите­ратуры, доступные для восприятия младшими школьниками

Уметь находить средства художественной вырази­тельности в тексте, выра­зительно читать юмори­стические произведения

Текущий. Вырази­тельное чтение

Определение серьёзного и шу­точного (юмори­стического) харак­тера произведения




23

^ В ЛЕСНОЙ ШКОЛЕ ( 4 часа)

Стихи про мальчиков и девочек. В. Лунин. Э. Успенский (с. 52-53)

1

Комби­нирован­ный

Выделение языковых средств художественной выразительности. Восприятие на слух и понимание художест­венных произведений разных жанров

Знать наизусть одно из стихотворений. Уметь читать по ролям; определять приёмы выра­зительности в процессе анализа текстов

Текущий.

Чтение

наизусть

Эмоциональная передача характе­ра произведения при чтении вслух, наизусть: исполь­зование голоса - нужных интона­ций, гона, силы, темпа речи, смы­словых пауз, ло­гических ударе­ний; несловесных средств - мимики, движений, жестов




24




Фантазия в литературе. Б. Заходер (с. 54-55)

1

Комби­нирован­ный

Произведения современ­ной отечественной лите­ратуры. Чтение наизусть. Связь произведений ли­тературы с другими ви­дами искусств

Знать краткие сведения о биографии и творчестве Б. Заходера. Уметь читать по ролям стихотворные произведе­ния

Темати­ческий. Вырази­тельное чтение

Фантазия в лите­ратуре




25- 26

^ МУЗЕЙ БАБЫ ЯГИ. ТАЙНА ОСОБОГО ЗРЕНИЯ (4 часа)

Особый взгляд на мир. И. Токмакова. С. Козлов (с. 56-59)

2

Введение

новых

знаний

Понимание содержания литературного произве­дения. Тема, главная мысль. Герои произведе­ния. Правильность чте­ния: недопущение про­пуска и замены слов

Знать наизусть одно из стихотворений. Уметь читать по ролям. Иметь представление о стихотворном и прозаи­ческом произведениях

Текущий.

Чтение

наизусть

Сравнительный анализ двух об­разов. Рифма




27- 28




Что видит и слышит поэт. С. Воронин «Необыкно­венная ромашка» (с. 60-64)

2

Введение

новых

знаний

Выделение языковых средств художественной выразительности. Восприятие на слух и понимание художест­венных произведений разных жанров

Уметь выразительно чи­тать текст, задавать вопро­сы по содержанию произ­ведения и отвечать на них. Иметь представление о жанрах - рассказе, сти­хотворении

Текущий. Отвечать на воп­росы

Выражение соб­ственного отно­шения к каждому из героев




29

^ НА ВЫСТАВКЕ РИСУНКОВ ЮРИЯ ВАСНЕЦОВА (5 часов)

Прибаутка и небылица (с. 65-67)

1

Введение

новых

знаний

Произведения устного народного творчества. Различение жанров про­изведений: малые фольклорные жанры. Выразительное чтение

^ Знать жанровые особен­ности прибаутки и небы­лицы.

Уметь соотносить текст с иллюстрацией

Текущий. Чтение в парах

Малые фольк­лорные жанры:

прибаутка

«




30




Дразнилка, прибаутка или небылица (с. 67-75)

1

Введение

новых

знаний

Произведения устного народного творчества. Участие в диалоге при обсуждении произве­дения

^ Знать жанровые особен­ности прибаутки, небыли­цы, дразнилки. Уметь находить в тексте парную рифму

Текущий. Чтение в парах

Первичные пред­ставления об оли­цетворении, раз­ный смысл по­второв, вырази­тельность звуко­писи; понятие рифмы




31




Искусство иллюстрации. Что видит художник (с. 69-80)

1

Введение

новых

знаний

Произведения устного народного творчества. Иллюстрация в книге и её роль в понимании произведения

^ Уметь выразительно чи­тать, соотносить текст и иллюстрацию

Текущий. Выбороч­ное чте­ние

Выразительность рифмы




32-33




Рифмующиеся слова и изображения (с. 71-80)

1

Комби­нирован­ный

Связь произведений ли­тературы с другими ви­дами искусств: оценка иллюстраций к произве­дениям, сопоставление произведений художест­венной литературы и произведений живопи­си. Установка на посте­пенное увеличение ско­рости чтения

Уметь понимать содержа­ние прочитанного; осоз­нанно выбирать интона­цию, темп чтения в соот­ветствии с особенностями текста

Темати­ческий. Вырази­тельно читать

Выразительность рифмы




УРОКИ ПО ХРЕСТОМАТИИ (7ЧАСОВ)




Скачать 317.3 Kb.
оставить комментарий
Н.А. Чураковой
Дата12.09.2012
Размер317.3 Kb.
ТипРабочая программа, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх