«Символика цвета в русской иконе, влияние иконописной традиции на литературу» icon

«Символика цвета в русской иконе, влияние иконописной традиции на литературу»


Смотрите также:
Художественное новаторство Александра Александровича Блока в поэме «Двенадцать»...
Конспект открытого урока по литературе по теме: «Цветопись и символика цвета в русской...
Программа повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)» реферат по...
Я. Л. Обухов символика цвета...
Я. Л. Обухов символика цвета...
Я. Л. Обухов символика цвета...
Тема : «Свет. Цвет»...
Реферат на тему «Психология цвета»...
Символика цвета в творчестве е. И. Замятина...
Влияние Перестройки на литературу...
«Олимпийские игры. Символика, традиции»...
С. ю ключников...



Загрузка...
скачать
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №4»


Методическая разработка открытого урока по МХК


Тема урока:


Символика цвета в русской иконе, влияние иконописной традиции на литературу.


Разработала учитель МХК

1 квал. Категории

Богданова О. В.

(соавтор Авдеева Т. В.)


г. о. Электросталь

2009


Описание методической разработки

Аннотация

Урок по теме «Символика цвета в русской иконе, влияние иконописной традиции на литературу». (1 час), проводится в 10 классе по программе Л. Рапацкой (возможны варианты в зависимости от используемой программы, возрастных и интеллектуальных возможностей детей).


Методическая разработка посвящена проблеме изучения влияния и взаимодействия различных видов искусств, в частности, иконописи и литературы. Данная методическая разработка может быть полезна учителям мировой художественной культуры, истории, литературы, изобразительного искусства.


Введение.


Тема урока на первый взгляд кажется довольно узкой, однако, при более детальном рассмотрении мы можем убедиться в её многозначности и глубине. Иконопись занимает особое место в искусстве России и мировой культуре.

 Сейчас интерес к  древнерусской  живописи  в  нашей  стране необычайно велик,  и  не менее огромны трудности ее восприятия у тех,  кто обращается к ней сегодня.  Их испытываю практически все:  и  подростки, и  взрослые,  причем  даже  люди,  в остальном хорошо образованные. Коренятся эти трудности не просто в недостатке знаний у отдельного человека,  причина их гораздо шире:  каноничность иконы, её необыкновенный, сверхсконцентрированный символизм. Христианству на Руси чуть более тысячи лет и такие же древние корни имеет искусство иконописи.

Однако современные подростки не сразу чувствуют особую красоту древнерусской живописи. Педагогу подчас приходится пробовать разнообразные формы и методы работы. Предложенный вариант урока с первых минут «включает» ребёнка в сотворчество, в некотором роде ставит на одну ступень с древнерусским мастером.

На сегодняшний день проблема преподавания основ православной культуры актуальна не только для системы образования нашего города, но и для всего образовательного пространства России, многонациональной страны, где уживаются представители различных религиозных конфессий. Задачи преподавателя в данной ситуации - познакомить учащихся с основами православной культуры, не затрагивая религиозного мировосприятия представителей других религий. Данная методическая разработка отвечает основному требованию современности – толерантному сосуществованию народов всех религий на территории одного государства, с целью дальнейшего процветания единой Родины – России.

На уроке, не затрагивая религиозный убеждений, учащимися обсуждаются такие понятия как Бог, божественный свет, икона. Эти понятия встречаются учащимся не впервые на данном уроке, но рассматриваются несколько с иного ракурса, позволяя постичь многообразие их значений. Анализ стихотворений Майкова, Волошина позволяет проникнуть в мифологический смысл понимания иконописи.

Наглядный материал на уроке представлен при помощи компьютерных технологий, однако наряду с презентацией ^ Microsoft Office Power Point используются и традиционные методики. Большое влияние на эмоциональное состояние школьников оказывает горящая свеча: создают особое настроение, настраивает на творческую работу.

Информационно-компьютерные технологии, органично соединяясь с традиционными, не только вносят в урок свежую струю, но и качественно изменяет его, так как изменяются способы передачи учебного материала.


^ Тема урока:


Символика цвета в русской иконе, влияние иконописной традиции на литературу.

Цели урока:


образовательные:

  • раскрыть глубину и сложность художественного мира иконописи,

  • проследить взаимосвязь литературы и иконописи, опираясь на творчество М. Волошина;

развивающие:

  • углубить представление учащихся о православии,

  • формировать представление о преемственности в искусстве,

  • развить способности целостно воспринимать историко-культурный мировой процесс,

  • развить творческие способности учащихся

воспитательные:

  • воспитание толерантности,

  • умения видеть и чувствовать красоту,

  • воспитание эстетического вкуса.


Тип урока: комбинированный (совершенствование знаний, умений, навыков; изучение нового материала).


^ Форма обучения: групповая.

Методы работы: словесный, наглядно-иллюстративный, метод самостоятельно-познавательного действия.

Место урока в учебном плане: урок раздела « Духовно-нравственные основы русской художественной культуры: у истоков национальной традиции (10-18 вв)».

Оборудование: акварельные краски, кисти, бумага, компьютер; мультимедийный проектор. На уроке используется презентация PowerPoint .


^ Приобретаемые навыки детей:

- навыки индивидуальной самостоятельной деятельности,

- активизация познавательной деятельности.

- вовлечение учащихся в освоение материала урока через поставленные проблемы (проблемный метод в обучении).

- развитие навыков поисково-исследовательской деятельности (поиск материала в форме опережающих заданий).

^ Особенности роли учителя:

Учитель ведет урок, определяет цели, координирует процесс разрешения проблем урока, организует коллективную, групповую и индивидуальную деятельность учащихся, осуществляет рефлексию.


^ Ход урока



Организационный момент

Сегодняшний урок будет посвящён тому, какое влияние оказала русская иконопись на культуру России. И начнём мы наш разговор с практического задания.

^ Зажжение свечи

Выполнение творческого задания, рисование

Понаблюдайте за пламенем свечи

На ваших столах находятся краски, бумага, кисти. Пожалуйста, попробуйте изобразить пламя горящей свечи на своих листах. Разместите рисунок так на бумаге, как вам покажется удобнее. Подумайте, в какой цветовой гамме можно изобразить свет.


^ Эвристическая беседа

Какие оттенки цвета встречаются в ваших работах? Почему? (желтый)

Скажите, с чем ассоциируется свет у всего живого? (с солнцем, с огнём)

Как воздействует свет на человека, что получает человек от света? (тепло, спокойствие, умиротворение)

Сейчас мы говорили о свете физическом, но существует понятие «духовный свет». Что это значит, с какими понятиями мы связываем это словосочетание? (вера, Бог, Иисус, красота, христианство)

Можем ли мы изобразить духовный свет, веру? (не можем, т.к. Бога никто не видел; можем, иконы)


^ Объяснение учителя

Икона даёт человеку чувство реального присутствия Божия, это образ, насыщенный для верующего человека энергией и благодатью Бога. Икона может вызвать в человеке эстетическое чувство прекрасного, а также пробуждать потребность молиться, припадать к Богу в покаянии, искать утешение в скорби.

Об этом стихотворении А. Майкова «У часовни», которое Ф. М. Достоевский считал одним из лучших произведений поэта


^ Чтение наизусть

Дорог мне, перед иконой

В светлой ризе золотой,

этот ярый воск, возжженный

Чьей неведомо рукой.

Знаю я: свеча пылает,

Клир торжественно поёт –

Чьё-то горе утихает,

Кто-то слёзы тихо льёт,

Светлый ангел упованья

Пролетает над толпой…

Этих свеч знаменованье

Чую трепетной душой:

Это – медный грош вдовицы,

Это – лепта бедняка,

Это… может быть… убийцы

Покаянная тоска…

Это – светлое мгновенье

В диком мраке и глуши,

Память слёз и умиленья

В вечность глянувшей души…

Объяснение учителя

В течение долгих веков, как об этом сказано в летописях, житиях, сказаниях, иконы не раз спасали страну от порабощения, защищали города от нашествия врагов, предупреждали о грозящей опасности; иконы сыграли свою роль в объединении русских земель. Одной из таких икон явилась икона Владимирской Богоматери.


^ Рассказ учащегося

об иконе Владимирской Богоматери

См. приложение 1

Объяснение учителя

О великой святыне Православной церкви и русского народа, молитвенном символе единения народа под небесным покровом Царицы Небесной – Владимирской иконе Божьей Матери в 1929 году пишет стихотворение «Владимирская Богоматерь» М. Волошин.


^ Выразительное чтение

См. приложение 2

Анализ стихотворения

Это стихотворение можно разделить на две неравные части. В первой (от начала до строки «как живой, меняет выраженье») – поэт говорит о своём видении знаменитой святыни, её композиции и художественных особенностях; во второй – о её роли в истории земли русской, в государственной и духовной жизни народа.


Из множества событий в истории Древней Руси, прямо или косвенно связанных с Владимирской иконой Божьей матери и Её заступничеством, Волошин выбирает те, которые сыграли важную роль в последующей судьбы страны:


кова, с точки зрения Волошина, роль иконы Владимирской Божьей Матери в жизни русского народа?

- О каких событиях рассказывает М. Волошин в стихотворении

(чудотворная икона пребывает в Вышгороде – и великокняжеским стольным градом остаётся древний Киев; икона переходит во Владимир – и великокняжий престол примерно на 200 лет перемещается в новую столицу на Клязьму; икону оставляют в Москве – и начинается непростое, но неуклонное возвышение Московского княжества и его престольного града. По воле Божией чудотворная Владимирская икона Божией Матери через своих боголюбивых почитателей (святого князя Андрея, князя Василия Дмитриевича, святителя Киприана) «направляет» государственную, политическую и военную жизнь страны, «обеспечивает преемственность великокняжеской, позже царской власти, а в тяжёлые времена осеняет своим покровом, оказывает реальную помощь, являет заступничество).


Другие исторические и легендарные сведения Волошин пропускает в своём стихотворении, но вместо того вдохновенно рисует словесную икону: Русь , русский народ в молитвенном общении с Владимирской иконой Божией Матери.

- Какова, с точки зрения Волошина, роль иконы Владимирской Божьей Матери в жизни русского народа?

(К иконе приходят с молением о Руси, с мольбой о заступничестве воины – и икона «в сверканье Литургии» напутствует воинов, отправляющихся защищать Отечество.


Икона слышит молитвы «цепких сбирателей земли» и помогает им в преодолении розни и междоусобиц.


^ К иконе припадают юноши и старцы, девушки и женщины, миряне и иноки, «хмурые цари» и «кроткие царицы»)


Пред Ликом Владимирской Божией Матери протекает вся трагичная история России.


Лик чудотворной иконы «озарён» восьмивековой молитвой, он как бы впитал в себя людскую скорбь, принесённую за это время к иконе, и Заступница Усердная понесла эту скорбь вместе с русским народом.




^ Объяснение учителя

По словам Евгения Трубецкого, «иконописец умеет красками отделить два плана существования – потусторонний и здешний». Один мир, здешний, открывается перед их (иконописцев) телесными очами, другой, потусторонний, они открывали глазами «умными», внутренними. Их художественное творчество связывало и то, и другое. Каждый оттенок имеет свое смысловое значение. И если смысл этот нам не виден, это объясняется тем, что мы утратили это понимание.



^ Объяснение нового материала


Иконописная мистика – это прежде всего солнечная мистика. Как бы не были прекрасны другие небесные цвета, золото солнца – это чудо из чудес. Все краски находятся по отношению к нему в некотором подчинении. Он один обозначает центр божественной жизни, а все прочие – её окружение.

^ ЗОЛОТОЙ ЦВЕТ

Божественный цвет в нашей иконописи носит название «ассиста». Ассист никогда не имеет вида сплошного массивного золота, это как бы эфирная, воздушная паутинка тонких золотых лучей, исходящих от Божества.

АССИСТ

БЕЛЫЙ Из-за своей близости с дневным светом, который прогоняет мрак ночи, стал знаком существования небесной силы, символом жизни, побеждающим добро и зло. Белый цвет обладает родством со светом, поэтому он наделяет предметы разными цветами. Он стал символом источника жизни или Бога, от которого всё исходит. Символ чистоты, моральной невинности, а, следовательно. Спокойствия.


КРАСНЫЙ Указывает на любовь Бога, символизирует кровь, пролитую крестьянскими мучениками за веру, кровоточащие раны Христа. В христианском восприятии обозначает божественное и царское достоинство.


СИНИЙ Его иносказательно связывают с Небом и Христом, который провозглашал правду небесную, и с Духом Святым, освящающим людей этой правдой.


ЗЕЛЁНЫЙ Символ жизни, возрождения и юности, знак надежды. Зелёный цвет имеет и незрелый фрукт, поэтому может означать моральное падение и отчаяние.


ФИОЛЕТОВЫЙ Скромность, симпатия, страдание. Образован красным и синим цветами и соединил в себе знак духовного пламени и внутренней жизни с идеей бессмертия. Символ воскресения и вечной жизни.


ЧЕРНЫЙ Знак противоположного Богу светоносного цвета. Адский цвет, символ страданий, страха, греховной совести человека.


Нет цвета радуги, который не находил бы себе места в изображении потусторонней божественной славы. В древнерусской иконописи мы находим все эти цвета в их символическом потустороннем применении.

Икона – это символ, любая деталь несёт за собой особый глубокий смысл. Икона – это не просто изображение, это и утешение, и радость, и спасение. Древние иконы имеют не только богатую собственную историю, но и историю, тесно переплетающуюся с судьбой России. Как, например, и икона Владимирской Богоматери.

^ Демонстрируется фрагмент фильма об иконе (компьютерный диск «Шедевры русской живописи», «Кирилл и Мефодий», 2002)



Рассказ учащегося

М. Волошин посвятил древнерусской иконописи статью «Чему учат иконы?»

^ Объяснение учителя

Почти все, кто пишет о Волошине, обращают внимание на неразрывную взаимосвязь в нём поэта и художника, на то, что его стихи следуют принципам изобразительного искусства. Особенно живописна лирика поэта в первом десятилетии 20 века. Отмечают, что акварели Волошина похожи «на строгие и точные стихи», а стихи следуют «принципам изобразительного искусства. Всеволод Рождественский писал: «Мастер акварели и поэт органически были слиты в Волошине и резко определяли его творческое своеобразие».



^ Анализ стихотворений


Одни стихи поэта свидетельствуют о преобладании цвета над линией, в них видно общее движение от цвета, дающего фон либо отдельные цветовые пятна, к линии, очерчивающей формы. Цветовое и графическое решения пейзажа иногда расходятся у Волошина даже в разные строфы:

Старинным золотом и желчью напитал
Вечерний свет холмы. Зардели, красны, буры,
Клоки косматых трав, как пряди рыжей шкуры.
В огне кустарники, и воды, как металл.

А груды валунов и глыбы голых скал
В размытых впадинах загадочны и хмуры.
В крылатых сумерках – намёки и фигуры…
Вот лапа тяжкая, вот челюсти оскал,

Вот холм сомнительный…


В первой строфе сонета поэт как бы наносит красочные мазки: золотой, желтый, рыжий, красный, бурый. Читатель получает вполне определенное представление о цветовой гамме пейзажа. В палитре поэта преобладают желтовато-красные и бурые тона. Обратившись к акварелям Волошина, мы увидим, что в подобной несколько монохромной гамме решены некоторые работы Волошина-художника. Редкий случай для акварелей поэта – отсутствие синего и зеленого цветов. Но «воды, как металл» мы находим на многих акварелях Волошина.

Вернемся к тексту стихотворения: в последующих строчках поэт словно обводит линиями разбросанные им красочные мазки, и пейзаж обретает законченные контуры. Так первая строфа противостоит здесь остальным строкам как цвет – линии.

Но чаще у Волошина встречается обратное движение: от линии к цвету; поэт как бы набрасывает рисунок на листе бумаги, а затем, в соответствии с декоративным пониманием цвета, раскладывает краски:

Дубы нерослые подъемлют облак крон,
Таятся в толще скал теснины, ниши, гроты.
И дождь, и ветр, и зной следы глухой работы
На камни врезали. Источен горный склон,
Расцвечен лишаем и мохом обрамлён,
И стены высятся, как древние киоты;
Здесь чернь и киноварь, там – пятна позолоты
И лики стёртые неведомых икон…


Ключевые слова первого четверостишия «врезали», «источен» дают читателю общее представление о графической схеме пейзажа, о его линейном решении; второе же четверостишие открывается ключевым словом «расцвечен», после которого начинается наложение красочной гаммы (зеленый, серовато-зеленый, черный, красный, золотой) на уже готовый рисунок.

В обоих процитированных нами стихотворных отрывках у поэта преобладает красновато-желто-черная с серо-зеленым гамма. А вот как Волошин характеризует древнегреческую живопись: «Зеленая краска была известна греческой живописи только как смешение черной и желтой, то есть в своих притупленных сероватых тонах. Символически это гамма красно-желто-черного цвета говорит о творчестве земном, реалистическом, каковы мы и знаем греческое искусство…» Можно предположить, что совпадение цветовой гаммы многих стихов и акварелей Волошина и цветовой гаммы греческого искусства, явившегося базой для развития русской иконописи, не случайно.

Кроме того, каково бы ни было движение – от цвета к линии, как в первом отрывке, или от линии к цвету, как во втором, - важно отметить, что в художественном видении поэта и художника Волошина линия и цвет не редко разделялись. Но именно такое разделение графического и колористического решения композиции характерно для русской иконы.

^ Выводы, заключительный этап

В завершении урока, делается вывод о том, какую роль сыграла икона в истории России. (Оказала влияние на развитие литературы, живописи, являлась защитником, духовным наставником русского народа, была Утешительницей, Заступницей и Помощницей как в делах государственных, так и в жизни простых людей).




Приложение 1

Богоматерь Владимирская - самая почитаемая икона, посвященная Богоматери на Руси. Эта византийская икона по церковному преданию была написана евангелистом Лукой. На Русь она была привезена в XII в.

В 1155 князь Андрей Боголюбский перенёс её из Киева во Владимир-на-Клязьме и поместил в построенный по его заказу Успенский собор. По месту своего пребывания прославленная икона и была названа "Владимирской". На иконе изображена Богоматерь, которая держит младенца Иисуса на руках и, наклонившись к нему, прижимается щекой к его щёчке. Христос широко раскрытыми круглыми глазами смотрит на мать. В лице Марии, в её больших глазах, задумчиво смотрящих на зрителя, в скорбно сдвинутых бровях, в очертаниях молчаливо сомкнутых губ с большой силой выражены любовь и тревога матери. Одухотворенность лица придаёт этому образу большую нравственную силу и человечность.

С иконой "Владимирская Богоматерь" связаны многие легенды, в которых рассказывается, как во время монголо-татарского ига она помогала в борьбе с захватчиками. Так, в 1395, во время нашествия Тимура (Тамерлана) на Русь, эту икону торжественно перенесли из Владимира в Москву в надежде на заступничество Богоматери. Вскоре войска Тимура неожиданно без боя отступили. Московское княжество было спасено. С покровительством иконы "Владимирской Богоматери" связывались и бескровная победа русских войск над полчищами золотоордынского хана Ахмата 11 НЯ 1480 ("Стояние на реке Угре") и избавление от нашествия крымского хана Мухаммед-Гирея в 1521, уже после освобождения Руси от монголо-татарского ига. Прославившись чудотворением, эта икона стала почитаться как покровительница Русского государства.


Приложение 2


Краткая биография М. Волошина

Максимилиан Кириенко-Волошин родился 16 (28) мая 1877 г. в Киеве, в семье юриста, коллежского советника. После разрыва с женой, Еленой Оттобальдовной (урождённой Глазер), отец Максимилиана умер в 1881 г. С матерью поэт поддерживал родственные и творческие отношения до конца её жизни.

Раннее детство прошло в Таганроге и Севастополе.

Свое среднее образование Волошин начал в Московской Поливановской гимназии. Когда они с матерью переехали в Крым, Максимилиан пошел в Феодосийскую гимназию. Каждый день рано утром он проделывал путь из Коктебеля в Феодосию длиной около семи километров по гористой пустынной местности. С 1897 по 1899 г. Максимилиан учился в Московском университете, однако чаще занимался самообразованием. В 1900-х много путешествовал, занимался в библиотеках Европы, слушал лекции в Сорбонне. В Париже он также брал уроки рисования и гравюры у художницы Е. С. Кругликовой.

Вернувшись в начале 1903 в Москву, легко становится «своим» в символистской среде; начинает активно публиковаться. С этого времени, живя попеременно то на родине, то в Париже, много делает для сближения русского и французского искусства; с 1904 года из Парижа регулярно посылает корреспонденции для газеты «Русь» и журнала «Весы», пишет о России для французской прессы.

В апреле 1906 женится на художнице М. В. Сабашниковой и поселяется с ней в Петербурге. Их сложные отношения отразились во многих произведениях Волошина.

В 1907 г. Волошин принимает решение об отъезде в Коктебель. Пишет цикл «Киммерийские сумерки». С 1910 г. он работает над монографическими статьями о К. Ф. Богаевском, А. С. Голубкиной, М. С. Сарьяне, выступает в защиту художественных групп «Бубновый валет» и «Ослиный хвост» (хотя сам стоит вне литературных и художественных групп).

Первый сборник «Стихотворения. 1900—1910» вышел в Москве в 1910, когда Волошин стал заметной фигурой в литературном процессе: влиятельным критиком и сложившимся поэтом с репутацией «строгого парнассца». В 1914 выходит книга избранных статей о культуре — «Лики творчества»; в 1915 — книга страстных стихотворений об ужасе войны — «Anno mundi ardentis 1915» («В год пылающего мира 1915»). В это время он все больше внимания уделяет занятиям живописью, пишет акварельные пейзажи Крыма, выставляет свои работы на выставках «Мира искусства».

В 1914 г. Волошин пишет письмо военному министру России с отказом от военной службы и участия в кровавой бойне Первой мировой войны.

В годы Гражданской войны поэт пытается умерить вражду, спасает в своём доме преследуемых: сперва красных от белых, затем, после перемены власти, — белых от красных.

После революции Максимилиан Волошин окончательно осел в Коктебеле, в доме, построенном в 1903—1913 годах его матерью Еленой Оттобальдовной Волошиной. Здесь он создал множество акварелей, сложившихся в его «Коктебельскую сюиту». М. Волошин часто подписывает свои акварели: «Твой влажный свет и матовые тени дают камням оттенок бирюзы» (о Луне); «Тонко вырезаны дали, смыты светом облака»; «В шафранных сумерках лиловые холмы»… Эти надписи дают некоторое представление об акварелях художника — поэтических, прекрасно передающих не столько реальный пейзаж, сколько настроение, им навеваемое, бесконечное неутомительное разнообразие линий холмистой «страны Киммерии», их мягкие, приглушенные краски, линию морского горизонта — какой-то колдовской, все организующий прочерк, облака, истаивающие в пепельном лунном небе. Что позволяет отнести эти гармоничные пейзажи к Киммерийской школе живописи.

В 1924 г. с одобрения Наркомпроса Волошин превращает свой дом в Коктебеле в бесплатный дом творчества (впоследствии — Дом творчества Литфонда СССР). Смотрителем была назначена некая Беляцкая Л.Ю., которая по слухам являлась его фавориткой.

Волошин скончался 11 августа 1932 г. в Коктебеле, где и был похоронен. Свой дом Волошин завещал Союзу писателей.
^

Приложение 3

Максимилиан Волошин «ВЛАДИМИРСКАЯ БОГОМАТЕРЬ»


Не на троне - на Ее руке,

Левой ручкой обнимая шею, -

Взор во взор, щекой припав к щеке,

Неотступно требует... Немею -

Нет ни сил, ни слов на языке...

Собранный в зверином напряженьи

Львенок-Сфинкс к плечу ее прирос,

К Ней прильнул и замер без движенья

Весь - порыв и воля, и вопрос.

А Она в тревоге и в печали

Через зыбь грядущего глядит

В мировые рдеющие дали,

Где престол пожарами повит.

И такое скорбное волненье

В чистых девичьих чертах, что Лик

В пламени молитвы каждый миг

Как живой меняет выраженье.

Кто разверз озера этих глаз?

Не святой Лука-иконописец,

Как поведал древний летописец,

Не печерский темный богомаз:

В раскаленных горнах Византии,

В злые дни гонения икон

Лик Ее из огненной стихии

Был в земные краски воплощен.

Но из всех высоких откровений,

Явленных искусством, - он один

Уцелел в костре самосожжений

Посреди обломков и руин.

От мозаик, золота, надгробий,

От всего, чем тот кичился век, -

Ты ушла по водам синих рек

В Киев княжеских междуусобий.

И с тех пор в часы народных бед

Образ твой над Русью вознесенный

В тьме веков указывал нам след

И в темнице - выход потаенный.

Ты напутствовала пред концом

Воинов в сверканьи литургии...

Страшная история России

Вся прошла перед Твоим Лицом.

Не погром ли ведая Батыев -

Степь в огне и разоренье сел -

Ты, покинув обреченный Киев,

Унесла великокняжий стол.

И ушла с Андреем в Боголюбов

В прель и глушь Владимирских лесов

В тесный мир сухих сосновых срубов,

Под намет шатровых куполов.

И когда Железный Хромец предал

Окский край мечу и разорил,

Кто в Москву ему прохода не дал

И на Русь дороги заступил?

От лесов, пустынь и побережий

Все к Тебе на Русь молиться шли:

Стража богатырских порубежий...

Цепкие сбиратели земли...

Здесь в Успенском - в сердце стен Кремлевых

Умилясь на нежный облик Твой,

Сколько глаз жестоких и суровых

Увлажнялось светлою слезой!

Простирались старцы и черницы,

Дымные сияли алтари,

Ниц лежали кроткие царицы,

Преклонялись хмурые цари...

Черной смертью и кровавой битвой

Девичья светилась пелена,

Что осьмивековою молитвой

Всей Руси в веках озарена.

И Владимирская Богоматерь

Русь вела сквозь мерзость, кровь и срам

На порогах киевских ладьям

Указуя правильный фарватер.

Но слепой народ в годину гнева

Отдал сам ключи своих святынь,

И ушла Предстательница-Дева

Из своих поруганных твердынь.

И когда кумашные помосты

Подняли перед церквами крик, -

Из-под риз и набожной коросты

Ты явила подлинный свой Лик.

Светлый Лик Премудрости-Софии,

Заскорузлый в скаредной Москве,

А в Грядущем - Лик самой России -

Вопреки наветам и молве.

Не дрожит от бронзового гуда

Древний Кремль, и не цветут цветы:

Нет в мирах слепительнее чуда

Откровенья вечной красоты!

Верный страж и ревностный блюститель

Матушки Владимирской, - тебе -

Два ключа: златой в Ее обитель,

Ржавый - к нашей горестной судьбе.

26 марта 1929


Список литературы для учителя

  1. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность.под ред. Т. В. Моисеева. М., «АРТ-БМБ», 2002.-290 с

  2. Н. П. Кондаков Иконография Богоматери. Связи греческой и русской иконописи с итальянской живописью раннего Возрождения. М. «Паломникъ». 1999.- 224 с. Репринт. С-Петербургъ. Товарищество Р. Голике и А. Вильборгъ. 1910.

  3. Покровский Н. В. Очерки памятников христианского искусства. СПб.: «Лига Плюс», 2000.- 412 с,

  4. Монахиня Иулиания (Соколова). Труд иконописца. Изд-во Троице-Сергиевой Лавры, 1999.

  5. Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.

  6. Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000.

  7. Раушенбах Б. В. Пространственные построения в живописи. Очерк основных методов. М.: «Наука», 1980. — 288 с, илл.

  8. О. С. Попова. Проблемы византийского искусства. Мозаики, фрески, иконы. М. «Северный паломник». 2006

  9. В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет,2007.

  10. Религии мира: Пособие для учителя/Я. Н. Щапов, А. И. Осипов, В. И. Корнев и др., под ред. Я. Н. Щапова. – М.: Просвещение, 1994




Список литературы для учеников.


  1. Гнедич П. П. Всемирная история искусств. – М.: Современник, 1997

  2. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность.под ред. Т. В. Моисеева. М., «АРТ-БМБ», 2002.

  3. Религии мира: Пособие для учителя/Я. Н. Щапов, А. И. Осипов, В. И. Корнев и др., под ред. Я. Н. Щапова. – М.: Просвещение, 1994

  4. Этюды об изобразительном искусстве: Кн. для учащихся/ М. Алпатов, М. Аленов, А. Баранов и др. ; сост. Н. И. Платонова, В. Ф. Тарасов. – 2-е изд. – М.: Просвещение, Владос, 1994

  5. Энциклопедия для детей. Т.7 Искусство. Ч. 3. Музыка. Театр. Кино. – М., 2001.

  6. История России. В. М. Соловьёв – М.: Белый город, 2006.

  7. В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет,2007.




Скачать 231.21 Kb.
оставить комментарий
г. о. Электросталь
Дата10.09.2012
Размер231.21 Kb.
ТипУрок, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

средне
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх