Программа спецкурса для студентов факультета искусствоведения и культурологии Екатеринбург icon

Программа спецкурса для студентов факультета искусствоведения и культурологии Екатеринбург


Смотрите также:
Программа для студентов IV vкурсов факультета искусствоведения и культурологии...
Программа спецкурса для студентов инженерного факультета. Москва...
Учебное пособие для студентов факультетов культурологии...
Учебное пособие для студентов факультетов культурологии...
Программа спецкурса Стандарт 020800 «Историко-архивоведение» Екатеринбург 2006 утверждаю декан...
Учебная программа спецкурса для студентов гуманитарного факультета четвертого года обучения для...
Учебная программа спецкурса корпоративная пресса как тип сми для студентов 3 курса дневного...
Программа дисциплины (спецкурса) для уровня магистратуры мп факультета «международно-правовые...
Программа спецкурса история экономической мысли в россии...
Фгоу впо «Сибирский федеральный университет» Институт гуманитарных и естественных наук Факультет...
Музей как феномен истории и современности...
Тематика и программа спецкурса г...



Загрузка...
скачать


Министерство образования и науки РФ

Уральский государственный университет

им. А. М. Горького

Уральский научно-методический Центр
медиакультуры и медиаобразования



ОСНОВЫ МЕДИАКУЛЬТУРЫ


Программа

спецкурса для студентов

факультета искусствоведения и культурологии


Екатеринбург

2007

Программа подготовлена на кафедре культурологии

факультета искусствоведения и культурологии

Уральского государственного университета

им. А. М. Горького


Утверждено учебно-методической комиссией

факультета искусствоведения и культурологии

28 марта 2007 г.


Составитель: доктор
культурологии, профессор

Н. Б. Кириллова


©Составитель Н. Б. Кириллова, 2007

©Уральский государственный

университет им. А. М. Горького, 2007

©Уральский научно-методический Центр

медиакультуры и медиаобразования, 2007

^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА


Наименование темы

Количество часов

Всего

Из них




Лекции

Семинары

^ Раздел 1. Медиагенезис

6







Тема 1. Медиакультура как предмет изучения


2


2




Тема 2. Медиакультура как знаковая система


2


2




Тема 3. Социальные функции медиакультуры


2





2

Раздел 2. Медиакультура как феномен эпохи модерна


6







Тема 4. Технический прогресс и культура модерна


2


2




Тема 5. Медиаинновации индустриального общества


2


2




Тема 6. Эволюция кинематографа

2

2




Раздел 3. Медиакультура и мифы XX века


10







Тема 7. Миф как коммуникативная система и инструмент власти


2


2




Тема 8. Мифологизация прессы

2

2




Тема 9. Мифотворчество в кино

4

2

2

Тема 10. Телевидение как «фабрика» мифов

2

2




Раздел 4. Медиакультура России в эпоху социальной модернизации


12







Тема 11. «Вызовы» информационной эпохи

2

2

2

Тема 12. Медиасреда российской модернизации. Пути медиаобразования


4


2


2

Тема 13. Правовая основа медиаменеджмента


2





2

Тема 14. Бизнес и формирование медиарынка


2


2




Тема 15. Новые технологии рекламы

2




2

Всего по курсу:

34

24

10


ВВЕДЕНИЕ


Мы живем в интересную эпоху, которую современные исследователи называют по-разному. Для одних это период развития «постиндустриального общества», для других — «информационная эпоха», кто-то определяет ее как период «постмодернизационной революции» или «глобализации».

Ясно одно: мы живем в мире медиа — расширяющейся системы массовых коммуникаций, «информационного взрыва» (по определению канадского социолога Г. М .Маклюэна). В этой связи усложняются наши социальные связи и модели постсовременной идентичность, заставляя еще раз обратиться к пониманию медиа, их роли в обществе и предыстории.

Цель данного спецкурса состоит в том, чтобы дать расширенное представление о медиакультуре как уникальном, неоднозначном явлении, изучение которого предполагает комплексный подход, опирающейся на методологию культурологии и истории, философии и социологии, теорию журналистики и менеджмента.

Такой подход дает возможность рассматривать российскую медиакультуру в контексте развития западно-европейской. И это не противоречит логике социальной эволюции. Последней книгой Д. С. Лихачева стали «Раздумья о России», где он говорит о связи наших культур на протяжении многих веков: «Русская культура всегда была по своему типу европейской и всегда несла в себе три отличительные особенности, связанные с христианством: личностное начало, восприимчивость к другим культурам (универсализм) и стремление к свободе».1

Генезис данного феномена позволяет рассматривать медиакультуру в исторической репрезентации, в контексте социального функционирования и как знаковую систему, некий «код», с помощью которого передается информация об окружающем человека мире. Медиакультура включает в себя культуру передачи информации и культуру ее восприятия; она может выступать и системой уровенй развития личности, способной читать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания посредством медиа и т.д.

Рассматривая эволюцию медиакультуры, мы акцентируем внимание на роли массмедиа в мифотворчестве XX века, дискурсивных трансформациях медиапространства и информационных вызовах постиндустриальной эпохи, таких как «демассификация», «телекратия» и «клип-культура», «виртуальная реальность» и «глобализация».

Особое место в спецкурсе отводится медиакультуре России в эпоху «постмодернизационной революции», где рассматривается целый блок вопросов, характеризующих переходный период в жизни нашей страны, усиление роли средств массовых коммуникаций в процессе социальеной трансформации и условиях рыночной экономики.

Выступая на Всемирном конгрессе информационных агентств «Информация: вызовы XXI века» в сентябре 2004 года, Президент РФ отметил, что СМК напрямую влияют на «процессы глобализации, за счет которых расширяется рынок… растет координация международных усилий во всех сферах нашей жизни. Когда мы говорим о глобализации, то имеем в виду и единое информационное пространство». Впервые были озвучены и показатели российского рынка средств массовой информации, в том числе региональных. В стране работают 2240 телекомпаний, 1453 радиостанции, выпускается более 40 тысяч газет и журналов.

В этой связи особенно актуальным является вопрос о медиаобразовании, который в последние годы в центре внимания общественности, а способности управлять современным медиапроцессом.

Интенсивное развитие медиакультуры, в особенности аудиовизуальной (спутниковое ТВ, видео, кино, компьютерные каналы, Интернет и др.), все более активно влияет на общественное сознание как мощное средство информации, культурных и образовательных контактов, как фактор развития творческих способностей личности.

Роль медиакультуры в обществе растет невиданными ранее темпами, являясь комплексным средством освоения человеком окружающего мира и одним из факторов его социализации. Медиа сегодня — важная составляющая системы менеджмента культуры и PR.

Во почему эти и многие другие вопросы являются задачами данного спецкурса, помогая понять специфику медиакультуры как важного фактора демократии, социально-культурной деятельности в условиях российской модернизации и духовного развития личности XXI века.


^ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Тема 1. Медиакультура как предмет изучения


Общее представление о культуре как «возделанном мире», в контексте которого осуществляется процесс социализации человека, то есть его «окультуривание». Культура как «вторая природа», как источник регулирования социального взаимодействия и поведения.

Массовая коммуникация как объективно-исторический процесс наследия, обусловленный потребностями общества и способствующий социализации личности и функционированию культуры. Типы коммуникации в истории культуры (вербальный и невербальный, тактильный и устный, письменный и печатный, визуальный и аудиовизуальный и т.д.) как реализация потребности в динамике и иллюзорности. Общее понятие «медиа».

Медиа (от латинского «media», «medium» — средство, посредник) — это термин XX века, первоначально введенный для обозначения феномена «массовой культуры» («mass culture», «mass media»). «Медиакультура» как детище современной культурологической теории, обозначающий особый тип культуры информационного общества, который является посредником между обществом и государством, социумом и властью.

Роль Г. М. Маклюэна в истории медиакультуры. Маклюэновская культурная типология как новый взгляд на теорию и историю культуры. Эпоха дописьменного варварства. От письменной цивилизации до эпохи Гуттенберга. Технический прогресс и развитие электронных медиа («галактика Маркони»). От «галактики Маркони» до «галактики Интернет».

Медиа как средства для передачи информации и как среда, в которой производятся, эстетизируются и транслируются культурные коды. Медиа как «действующая метафора» (М. Маклюэн). Медиа как «мифология» (Р. Барт). Медиа как «перевод» определенного текста с одного языка на другой (Ю. Лотман). Медиакультура как триада: сообщение (послание) — коммуникация (средство) — интерпретация (восприятие).

Вклад в теорию медиакультуры зарубежных исследователей Р. Арнхейма, А. Базена, А. Барта, Д. Белла, В. Беньямина, М. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Делеза, Г. Маркузе, Ж. Бодрийяра, М. Маклюэна, С. Жижека, Б. Гройса, О.-И-Гассета, Ю. Кристевой, Э. Тоффлера и др.

Современная медиакультура как интенсивность информационного потока (ТВ, радио, кино, видео, DVD, CDROMы, компьютерная сеть, сотовая связь, Интернет и др.), как фактор комплексного освоения человеком окружающего мира в его социальных, нравственных, психологических, эстетических, интеллектуальных аспектах, как фактор социализации личности.


^ Тема 2. Медиакультура как знаковая система


Система функционирования медиакультуры в обществе. Медиакультура как объект семиотики — науки о языке. Язык как знаковая система, посредством которой осуществляется человеческое общение.

Из истории отечественной семиотики. Значение исследований М. Бахтина, Ю. Тынянова, Л. Выготского, Р. Якобсона, В. Библера, Ю. Лотмана, Л. Когана, М. Ямпольского и др. в теории «диалога культур».

Медиакультура как система артефактов (от латинского arte — искусственный и factus — сделанный), символов и знаков.

Общее понятие «текста» (Ю. Лотман) как совокупности знаков. Эволюция медиатекста в контексте маклюэновской истории человеческой цивилизации. Границы между текстом и идеологией. Текст и структурированный «фонотекст». Понятие интертекстуальности. Знаковая система медиакультуры. Знак как «интерсубъективный посредник, структурмедиатор в обществе» (Ю. Кристева). Код как обозначение совокупности правил или ограничений, обеспечивающих функционирование знаковой системы.

Эволюция знаковой системы медиакультуры. ^ Буква (слово) как основа знаковой системы письменной культуры. Звук как основа знаковой системы аудиальной культуры, изображение — визуальной. Кадр как основа знаковой системы аудиовизуальной культуры. Особенности фотокадра, кинокадра, телевизионного кадра. Кадр и звук. Кадр и слово.

Эстетика и язык медиакультуры. Событийность как универсальное отличие медиакультуры от культуры традиционной, классической. Медиакультура как социальная информация, сохраняющаяся и накапливающаяся в обществе с помощью специфических знаковых средств.


^ Тема 3. Социальные функции медиакультуры


Уникальная роль медиакультуры в социальной системе. Медиакультура как полифункциональное явление, как фактор социальной модернизации. Основные функции медиакультуры: информационная, коммуникативная, нормативная (идеологическая), релаксационная, креативная, посредническая, интеграционная, экономическая. Политическая функция медиакультуры. Медиакультура как «четвертая власть». Э. Тоффлер о власти информации в обществе и мире в целом («Метаморфозы власти»).

Медиакультура как реальный фактор управления и политики. Масштабы и многообразие власти медиа над обществом и миром в целом. Роль спутникового ТВ, цифрового кино и фото, компьютерной и сотовой связи, Интернета, электронной почты и других источников информации.

Медиакультура и идеология. Медиакультура и мораль. Медиакультура и экономика. Медиакультура в эпоху глобализации. Медиакультура и самосознание личности. Медиа как фактор диалога культур и народов во имя мира и взаимопонимания. Медиакультура и рынок.

Медиакультура как посредник между обществом и государством, между социумом и властью. Усиление посреднической функции медиакультуры в информационную эпоху.


^ Раздел 2. МЕДИАКУЛЬТУРА КАК ФЕНОМЕН ЭПОХИ МОДЕРНА


Тема 4. Технический прогресс и культура модерна


Рубеж XIX — XX веков как новый этап грандиозных социальных перемен, технических и культурных инноваций. Как отмечает Э. Тоффлер, американский социолог и футуролог в этот период идет «вторая волна человеческой цивилизации»; она «поднимает технологию на совершенно новый уровень. Она породила гигантские электромеханические машины… Она породила технологию чрева, изобретая машины, предназначенные для того, чтобы создавать в бесконечной прогрессии новые машины, т.е. станки для производства машин… На этой технологической основе быстро выросло множество видов промышленного производства, окончательно определивших облик цивилизации Второй волны» («Третья волна». — М., 1999).

Микроэлектронная революция увеличивает мощь человеческого интеллекта. Технологические инновации, прогресс технической культуры оказывают влияние на социальную структуру общества. Дифференциация типов культуры.

Модернизм (от лат. modern — новый) как художественное направление в мировой культуре, обусловленное техническим прогрессом. Философы и культурологи о термине «модернизм». Художественная культура эпохи модерна. Неклассическая философия искусства. Влияние Ф. Ницше на культуру эпохи модерна. М. Вебер о рационализме и этике протестантизма. Кризис традиционной культуры.

Рост влияния медиакультуры — информационной, тиражированной культуры, рожденной техническим прогрессом. Ее роль в социальной модернизации европейского общества на рубеже XIX — XX веков. Модернизация как индустриализация, капитализация. Рынок и формирование системы научного управления (менеджмента). Усиление роли рекламы. Рекламная индустрия.


^ Тема 5. Медиаинновации индустриального общества


Эпоха технической революции как основа интенсивного развития СМК, базирующегося на системе рыночных отношений.

^ Газета и журнал в условиях интенсивного развития капитализма в Европе и России. Дифференциация печатных СМИ. Появление «желтой» («бульварной») прессы. Визуальные новации газеты: крупные заголовки, соединение текста с иллюстрациями, размещение рекламы. Появление «массовой» печати с многомиллионными тиражами. Роль печатных СМИ в условиях буржуазно-демократической революции в России 1905 — 1907 годов. Государство и массовая печать.

Фотография как новация визуальной культуры. Фотография как наследница гравюры, клише и живописи. Роль У. Ф. Толбота в истории фотографии. Фотография как революция в системе традиционных искусств. Развитие теории фотографии (В. Беньямин, Л. Деллюк, М. Маклюэн и др.). Фотография и кинематограф.

Электрокоммуникации и их влияние на общественное развитие. Телеграф. Телефон. Радио как основа «галактики Маркони». Радиотелеграфия. Магия радио как фактора аудиальной культуры. Соперничество радио с письменной культурой и «галактикой Гуттенберга». М. Маклюэн о роли радио. Радио как мощная децентрализующая, плюралистическая сила.

Кинематограф как средство коммуникации и синтез технической и художественной культуры. Роль братьев Люмьер и Т. Эдисона в изобретении кинематографа. «Массовость» и «демократичность» кино. Место кинематографа в медиакультуре XX века. Специфические особенности кино как синтеза искусств. Составляющие кинематографического процесса: сценарное и операторское мастерство, режиссура. Основные виды кинематографа: документальный, игровой, научно-популярный, мультипликация.

От медиаинноваций к социальной модернизации.


^ Тема 6. Эволюция кинематографа


Расцвет кино «немого» периода. Становление Голливуда как «фабрики грез». Экранное пространство как иллюзия реальности. Роль актера и художника в кино. Популярные жанры игрового кино. Феерии Ж. Мельеса. Первые «звезды» мирового кино: А. Дид, М. Линдер, М. Пиксфорд, Д. Фербенкс и др. «Комическая» М. Сеннета. Фильмы Ч. С. Чаплина.

Ранний период российского кино. «Понизовая вольница» А. Дранкова и его роль в становлении игрового кинематографа. Развитие кинопредпринимательства в России. Расцвет отечественного кино в 1914 — 1918 гг. Творчество кинорежиссеров Е. Бауэра, В. Гардина, В. Гончарова, П. Чардынина. Фильмы Я. Протазанова «Пиковая дама» (по А. С. Пушкину) и «Отец Сергий» (по Л. Н. Толстому). Формирование русской актерской школы. Творчество В. Холодной, Н. Лысенко, В. Максимова, И. Мозжухина, В. Полонского, И. Перестиани и др.

Открытия в сфере киномонтажа. Роль Д. У. Гриффита (США) в создании «концептуального» кино. «Эффект Л. В. Кулешова» (Россия) и вклад режиссера в создание советской киношколы. Советский «киноавангард»: Д. Вертов, С. Эйзенштейн, В. Пудовкин, А. Довженко.

Французское киноискусство 1920-х годов: импрессионизм, дадаизм, сюрреализм. Первые киновыставки в Париже. Творчество Ж. Ренуара, Ж. Дюллак, М. Л`Эрбье. Творческий дуэт Л. Бунюэля и С. Дали. «Элитарное» и «массовое» кино. Немецкий киноавангард. Экспрессионизм.

Ранний этап развития кинотеории. Роль Л. Деллюка, Ж. Садуля, З. Кракауэра, Ю. Тынянова, С. Эйзенштейна, Б. Эйхенбаума и др. От «великого немого» — к звуковому кино. Государство и кинематограф.


^ Раздел 3. МЕДИАКУЛЬТУРА И МИФЫ XX ВЕКА


Тема 7. Миф как коммуникативная система и

инструмент власти


Медиакультура и массовое сознание в условиях идеологического противоборства разных политических систем XX века. Мифологизация действительности и «теория рационализма» М. Вебера.

Миф (от греч. — речь, предание) как базисный феномен культуры. Теории мифа в работах Ф. Ницше, К. Юнга, Э. Кассирера, К. Леви-Стросса и др. Миф как «феномен культуры повседневности» (Р. Барт). Миф как «машина культуры» (М. Мамардашвили). Миф как «локомотив прогресса» (Г. Лебон).

Медиакультура как создатель мифов. Миф как «упаковка» реальности и конструктор самого человека. Коммуникативная система мифа как целостной «картины мира». Особенности политического мифа как инструмента власти, т.е. осуществления политического господства. Политическая мифология как «прикладная мифология» (А. Цуладзе). Важнейшая функция политического мифа —легитимазация властных институтов и носителей верховной власти. Миф как «универсальная конструкция, которую можно наполнить конкретным содержанием» (Г. Почепцов).

Предпосылки «диалектики мифа» (А. Лосев). Архетипические особенности мифа. Национальный или «вечный» миф. История нации — история мифов. Технологический миф или «псевдомиф». Политические мифы тоталитарных систем. Миф о «мировой революции». Миф о «коммунизме», построенном в одной, отдельно взятой стране. Миф о коммунизме как новая религия. Заимствование атрибутов религии. Мифы и идеология фашизма. Герои мифа.

Государство и миф. Идеология как мифология любого типа государства. Медиакультура как основа мифотворчества.


^ Тема 8. Мифологизация прессы


Средства массовой информации как манипулятор общественным сознанием. Использование СМИ для создания политических мифов.

Роль газеты, обладающей «силой документа». Советский период в России XX века как расцвет мифотворчества. Ленинский Декрет о печати. Создание Главлита. Создание разветвленной системы печати, охватывающей практически все население страны. Масштабы изданий СМИ в СССР. Средства массовой коммуникации и культ личности в условиях тоталитарного режима.

Мифологизация СМК как основа политики всех тоталитарных систем XX века: фашистской Италии, гитлеровской Германии, Китая маоистского периода, режима Пиночета в Чили и др.

Механизмы и приемы мифологизации средств массовой информации:

— идеологизация действительности;

— сакрализация вождей;

— героизация событий и деяний отдельных исторических деятелей;

— обращение к низменным инстинктам и психологии масс;

— опора на жесткую власть и насилие;

— борьба против «общего врага».

Технология СМИ как технология «промывки мозгов» и «исправления мышления» (Р. Д. Лифтон).

Мифотворческие функции прессы на рубеже XX — XXI веков.

^ Тема 9. Мифотворчество в кино


Истоки киномифов. Голливуд как «фабрика» иллюзий, «звезд», мифологических жанров: вестерна, исторического блокбастера, мелодрамы, фантастики, комедии. Мифы о герое — супермене и Золушке в духе американского образа жизни. Всемирный успех американских киномифов. Полемика Ч. Чаплина с американскими мифами. Образ «маленького» человека как символ протеста против зла и бесчеловечности буржуазной действительности.

Экранное мифотворчество в СССР. Тема Октябрьской революции как объект истории и мифотворчества в кино. Документальный кинематограф Д. Вертова, как опыт создания мира «без маски», «без игры». Соцзаказ новой власти и творчество С. Эйзенштейна. «Монтаж аттракционов» в фильмах «Стачка», «Броненосец «Потемкин». Мировая общественность о «лучшем фильме всех времен и народов». Создание мифа о революции в фильме «Октябрь», о коллективизации — в фильме «Старое и новое». Мифологизация истории в картине «Александр Невский». Сквозная тема и философский анализ фильма «Иван Грозный».

Мифологизация действительности в советском кино 1930-х — 1950-х годов. Творчество А. Довженко, Г. Александрова, И. Пырьева, М. Ромма, Г. Козинцева и Л. Трауберга, Ф. Эрмлера, С. Юткевича и др. Новый вариант киномифа в 1960-е — 1970-е годы.

Процессы мифологизации кинокультуры в фашистской Германии. Творчество Л. Рифеншталь («Триумф воли», «Наш вермахт», «Олимпия»). «Звезды» музыкального жанра в нацистском кино: Ф. Гааль («Паприка», «Петер»), М. Рёкк («Нищий студент», «Девушка моей мечты») и др.

Политические и национальные мифы в кино Западной Европы, России и США в конце XX — начале XXI веков.


^ Тема 10. Телевидение как «фабрика» мифов


Первые опыты выпуска телепрограмм в СССР в условиях тоталитарного режима (1938 — 1940). Массовое телевещание в 1950 — 1960-х годах.

Телевидение как фактор создания «виртуальной реальности». Мифологичность термина «телевидение», что означает «видеть на расстоянии». Телевидение как посредник между мифотворцами и зрителями. Реальный факт как повод, отправная точка для формирования мифа. Правдоподобие мифологической трактовки реальных событий. Основные мифы телевидения.

Приоритет телеэкрана перед кинематографом, радио, печатными изданиями. М. Маклюэн о телевизионном образе. Кино и телевидение в пространстве медиакультуры на рубеже веков. Телевидение как ключ к власти. Полемика вокруг телевидения. Телевидение как «источник развлечения и разрядки»; как фактор «получения свежей информации»; как средство «распространения культуры» и «сближения народов», как «величайший манипулятор сознанием масс», как воспитатель «экранного поколения» и др. Эффект реальности на современном телевидении.

Телевидение и политика. Телевидение и бизнес. Телевидение и право. Телевидение и молодежь. Телесериалы и телерекламный рынок. Магия телевидения как результат применения новых технологий. Телевидение и видео. Вечные темы и мифы телевидения. Виртуальные мифы и реальность новой России.


^ Раздел 4. МЕДИАКУЛЬТУРА РОССИИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ


Тема 11. Вызовы информационной (постмодернистской) эпохи


Концепт постмодерна. Вклад в теорию постмодернизма Р. Барта, Ж. Батая, Ж. Бодрияйра, Ж. Делеза, Ж. Деррида, Ф. Джеймисона, Ж. Лиотара, М. Фуко, И. Хасана, У. Эко и др.

Драмы идей «диалогизма». Проблемы «языка культуры», «диалога культур», «человека и культуры» в медиапространстве XX — XXI веков.

Дихотомия «элитарное — массовое» как парадокс культуры. Теория и практика двух культур. Дискурсивные трансформации медиапространства. Метаморфозы медиакультуры.

СМК и социум. Идея Э. Тоффлера о «новой цивилизации» в контексте интеграционных процессов информационного общества, когда складывается новый стиль жизни и человеческой деятельности, новые формы политики, экономики и сознания.

Информация как власть; информация как бизнес; информация как знание. Многоканальная система получения информации. Демассификация печатных СМИ. Телекратия и клип-культура как показатели информационной эпохи. «Экран как мясорубка культурного дискурса» (К. Разлогов).

Телекратия и интерактивность. Игровые формы интерактивного телевидения и зритель как современная модель «homo ludens» — «человека играющего» (Й. Хайзенга). Телесериалы как самое «массовое» зрелище со своим «языком» и своим «текстом». ТВ-сериал и телереклама как продукты рыночной экономики.

ЭВМ и социальная память. Компьютеризация как фактор создания новой инфосферы, основой которой является интеллект. Истоки ЭВМ. Интернет как «пространство свободной коммуникации» (М. Кастельс).

Составляющие информационной (постмодернистской) цивилизации: компьютеризация, спутниковое ТВ, видео, Интернет, электронная почта, CD-ROMы, сотовая связь и др. Киберпространство и его влияние на формирование «планетарного», «глобального» мышления.


^ Тема 12. Медиасреда российской модернизации.
Пути медиаобразования



Общее понятие модернизации. Основные периоды модернизации в истории России. Модернизация как «вестернизация», как «комплексное, преимущественно эволюционное преобразование общества как социокультурной системы: ее типа, конкретно-исторической формы. Модернизация как переход от закрытости к открытости общества или большей его открытости путем дифференциации и усложнения структуры общества, которые существенно расширяют свободу выбора и ответственность субъектов в соответствии с усложнением личности и возвышением ее потребностей. Модернизация как явление цивилизованного масштаба, как глобальный феномен мировой истории.

Важнейшие аспекты модернизации: преемственность и разрывы в цивилизационно-культурной динамике, особенности переходных периодов, закономерности и случайности в ходе реформ, их альтернативный характер и т.д.

Медиасреда как пространство медиакультуры, как сфера, связывающая человека с окружающим миром.

Медиасреда «как категория, фиксирующая внешнюю реальность, находящуюся на грани освоенного и неосвоенного мира».

Формирование новой медиасреды в контексте социальной модернизации. Интеграция глобальной, общенациональной и региональной медиасреды.

Глобальная медиасреда и ее влияние на социум. Социальная роль массмедиа и доверие общества к ним. Региональные аспекты медиасреды в контексте демократизации.

Многообразие культур и поиск новой идентичности. ^ Медиаобразование и социализация личности. Медиаобразование и медиаграмотность. Концепции медиаобразования:

  • Медиаобразование как теория развития критического (демократического) мышления аудитории;

  • Медиаобразование как культурологическая теория;

  • Медиаобразование как социокультурная теория;

  • Семиотическая теория медиаобразования;

  • Эстетическая теория медиаобразования;

  • «Практическая» теория медиаобразования;

  • Идеологическая теория медиаобразования;

  • Медиаобразование как теория «потребления и удовлетворения»;

  • «Инъекционная» (предохранительная) теория медиаобразования;

  • Этическая теория медиаобразования.



Тема 13. Правовая основа медиаменеджмента


Медиаменеджмент как система управления информационно-коммуникационной сферой, включающая в себя законодательную базу, политическую культуру, взаимодействие государства и бизнеса, специфику медиарынка и др.

Проект ЮНЕСКО «Декларация о правах человека и верховенства права в информационном обществе». Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) как движущая сила построения информационного общества, способствующая конвергенции различных средств коммуникации.

Активизация правовой деятельности в России 1990-х годов. Основная идея Закона «О средствах массовой информации» (1991) — свобода печати и недопустимости цензуры. Закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» (1995). Актуальность проблемы участия государства в регулировании информационных процессов.

Закон «О государственной поддержке кинематографии РФ» (1996) о специфике и функциях продюсерской деятельности. Указ «О переходе России к информационному обществу» (1997) — начало таких специализированных документов как «Концепция национальной безопасности Российской Федерации», «Концепция государственной информационной политики», «Концепция внешней политики РФ», «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации» (принята в 2000 году).

Первоочередные задачи в связи с информатизацией сферы политики России:

— компьютеризация массовых библиотек, музеев, архивов;

— создание общедоступных баз и банков данных в области гуманитарных и социальных наук;

— создание широкой сети культурно-информационных и информационно-развлекательных центров в регионах;

— создание и развитие русскоязычного сектора в Интернете, технологическая поддержка сайтов органов государственной власти и управления, политических партий и общественных движений;

— обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства.

Последующее расширение медиапространства и создание условий для формирования новой медиасреды в России.

Закон «Об авторском праве» и «О рекламе» как факторы, стимулирующие развитие медиаменеджмента.

Полемика вокруг проблем «общественного» телевидения. Государство как выразитель общественного интереса. Создание государственного медиахолдинга ВГТРК и его роль в создании единого информационного пространства России.


^ Тема 14. Бизнес и формирование медиарынка


Концентрация массмедиа в условиях российской модернизации. Особенности современного медийного рынка России. Основные цифры и показатели.

Четыре уровня медийного рынка в России:

1. Электронные СМИ, формирующие единое российское информационное пространство.

2. Коммерческие издания, теле- и радиокомпании.

3. Региональные электронные и печатные СМИ.

4. Интернет как глобальная коммуникационная среда с огромным набором каналов информационного воздействия.

Приоритеты коммуникационного рынка. Массмедиа как фактор интереса крупного российского капитала.

Медиаимперии и медиамагнаты современной России. Медиа как фактор экономического, политического и социокультурного влияния на общество. Негативные последствия медиакритики.

Массмедиа как интегратор среды российской модернизации и перспективный бизнес. Возможности некоммерческих организаций в информационном обществе. Парадоксы современной журналистики как «четвертой власти».


^ Тема 15. Реклама в пространстве медиакультуры


Функции рекламы в медиаменеджменте. Реклама как социокультурный феномен. Реклама как бизнес.

Из истории рекламы в России. Реклама и национальные ценности. Зарубежная реклама на российском рынке. Своеобразие российского менталитета и зарубежная реклама.

Специфика рекламы как комплекса психологических мер воздействия на сознание потенциальных потребителей с целью активного продвижения на рынок объектов рекламы, будь то товар, услуга или политический деятель, а также с целью создания позитивного имиджа фирмы или организации.

Реклама и паблик рилейшнз. Корпоративная реклама как форма PR. Сходство и различие между рекламой и PR. Многообразие форм рекламы. Философия и эстетика рекламы. Мифодизайн рекламы. Миф в рекламе и ее достоверность. Психология рекламы.

Законодательная база российской рекламы. Маркетингово-экономический контекст. Реклама в печатных СМИ. Реклама на телевидении. Реклама как фактор дизайна городской среды. Пути развития российской видеорекламы. Компьютерная графика в рекламе. Клип как основа видеорекламы. Радиореклама. Мода, дизайн и реклама. Цвет и музыка в рекламе.

Имидж бизнеса и имидж фирмы. Реклама и имидж предпринимательства. Предпринимательство и социальная реклама. Слоган фирмы. Торговая марка, «брэнд», «логотип» и фирменный стиль. Брэнд как миф, миф как брэнд.

Политическая реклама. Имиджмейкеры и их роль в политической рекламе. Виды политической рекламы. Психологические задачи политической рекламы.

Технологии политической рекламы. Что такое «черный PR»? Популизм и популярность. Политическая символика. Телевидение и манипулирование. Эффективность PR-кампаний.

Современные технологии рекламы как фактора медиакультуры.


^ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ


1. Что такое медиакультура?

2. Медиакультура как знаковая система.

3. Роль М. Маклюэна в истории медиакультуры. Основные эпохи в развитии медиа.

4. Полифункциональность медиакультуры.

5. Посредническая функция медиакультуры.

6. Технический прогресс и культура модерна.

7. Медиаинновации эпохи модерна.

8. Дифференциация печатных СМИ.

9. фотография как новация визуальной культуры.

10. Электрокоммуникации (телеграф, телефон, радио) и их влияние на общественное сознание.

11. Роль кинематографа. Кинематографический «синтез».

12. Эволюция кинематографа в XX веке.

13. Медиакультура и мифы XX века.

14. Миф как коммуникативная система и инструмент власти.

15. Мифологизация прессы как основа тоталитарных систем.

16. Мифы в кино.

17. Мифотворчество в телеэфире.

18. Медиакультура России в условиях социальной модернизации.

19. Вызовы информационной эпохи.

20. Драмы идей «диалогизма» (М. Бахтина, Ю. Лотмана, В. Библера, Л. Когана и др.).

21. «Элитарное» — «массовое» как парадокс культуры. Теория и практика двух культур.

22. «Виртуальная реальность» и «киберпространство».

23. Э. Тоффлер об идее «новой цивилизации» в контексте информационной эпохи.

24. Новый взгляд на информацию. Информация как власть, бизнес и знание.

25. Телекратия и клип-культура как показатели информационной эпохи.

26. Игровые фильмы интерактивного телевидения.

27. Телесериал и телереклама как продукты рыночной экономики.

28. Компьютеризация как фактор создания новой инфосферы.

29. Интернет как пространство свободной коммуникации.

30. Концепция медиасреды.

31. Интеграция глобальной, общенациональной и региональной медиасреды в контексте социальной модернизации.

32. Медиаобразование и социализация личности.

33. Медиаменеджмент как система управления информационной средой.

34. Первоочередные задачи информационной политики России.

35. Бизнес и формирование медиарынка.

36. Основные показатели российского медиарынка.

37. Возможности НКО в информационном пространстве.

38. Реклама в пространстве медиакультуры.

39. Функции рекламы.

40. Реклама как социально-культурный феномен.

41. Реклама и бизнес.

42. Реклама и PR.

43. Многообразие форм рекламы.

44. Философия и эстетика рекламы.

45. Мифодизайн рекламы.

46. Реклама и имидж фирмы.

47. Брэнд, логотип, фирменный стиль.

48. политическая реклама.

49. Современные технологии рекламы.

50. Массмедиа и власть: на пути к диалогу.

^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Барт Р. Мифологии. — М., 2000.

Бахтин М. М. Работы 1920-х гг. — Киев, 1994.

Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — М., 1979.

Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. — М., 1993.

Беньямин В. Произведения искусства в эпоху его технической воспроизводимости.

Бжезинский З. Великая шахматная доска. — М., 2005.

Библер В. С. На гранях логики культуры. — М., 1997.

Библер В. С. От наукоучения к логике культуры. — М., 1991.

Бодрийяр Ж. Система вещей. — М., 1995.

Борев В. Ю., Коваленко А. В. Культура и массовая коммуникация. — М., 1986.

Вебер М. Избранные произведения. — М., 1990.

Выготский Л. С. Психология искусства. — М., 1968.

Генис А. Вавилонская башня. Искусство настоящего времени. — М., 1997.

Горбачев М. С. и др. Грани глобализации. Трудные вопросы современного развития. — М., 2003.

Грабельников А. А. Массовая информация в России: от первой газеты до информационного общества. — М., 2001.

Гриняев С. Поле битвы — киберпространство. — Минск, 2004.

Грушевицкая Т. Г., Попков В. Д., Садохин А. П. Основы межкультурной коммуникации. — М., 2002.

Гуревич П. С. Философия культуры. — М., 1995.

Делез Ж. Кино/Ад-Мергинем. — М., 2004.

Делез Ж. Логика смысла. — М., 1993.

Деррида Ж. Позиции. — Киев, 1996.

Дьякова Е. Г. Массовая коммуникация и власть. — Екатеринбург, 2002.

Егоров В. Телевидение между прошлым и будущим. — М., 1999.

Ерасов Б. С. Социальная культурология. Изд. 2-е. — М., 1997.

Жижек С. Киберпространство, или невыносимая замкнутость бытия//Искусство кино. 1998, № 1.

Журналистика и политика/Под ред. М. М. Ковалевой, Д. Л. Стровского. — Екатеринбург, 2004.

Закс Л. Информационное общество, массовая культура и изменения в ментальном мире//Информационная эпоха: Мир — Россия — Урал. Материалы VII Международной научно-практической конференции. — Екатеринбург, 2004.

Закс Л. А. О культуре свободы//Коллизии свободы в постиндустриальном обществе. — Екатеринбург, 2003.

Зимен С. Бархатная революция в рекламе. — М., 2003.

Каган М. С. Философия культуры. — СПб., 1996.

Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием в России сегодня. — М., 2001.

Кассирер Э. Политические мифы//Реклама: Внушение и манипуляция. — М., 2001.

Кастельс М. Галактика Интернет. — Екатеринбург, 2004.

Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. — М., 2000.

Кемеров В. Е. Введение в социальную философию. — М, 2001.

Кириллов А. Д., Кириллова Н. Б. Урал социокультурный. — Екатеринбург, 2000.

Кириллова Н. Медиакультура: от модерна к постмодерну. — М., 2005.

Кириллова Н. Медиакультура в условиях социальной модернизации//Информационная эпоха: Мир — России — Урал. Т. 1. — Екатеринбург, 2004.

Кириллова Н. Медиасреда российской модернизации. — М., 2005.

Кириллова Н. Менеджмент культуры. Изд. 2-е — Екатеринбург, 2004.

Коган Л. Н. Теория культуры. — Екатеринбург, 1994.

Кристева Ю. Разрушение поэтики. Избр. труды. — М., 2004.

Кропотов С. Л. Экономика текста в неклассической философии искусства Ницше, Батая, Фуко, Деррида. — Екатеринбург, 1999.

Лифтон Г. Д. Технология «промывки мозгов». — М., 2004.

Лихачев Д. С. Раздумья о России. — СПб., 2001.

Лозовский Б. Н. «Четвертая власть» и общество: на тернистом пути к согласию. — Е-бург: Изд-во УрГУ, 2001.

Лотман Ю. М. Культура и взрыв. — М., 1992.

Лотман Ю. М. Мозг — текст — культура — искусственный интеллект//Избр. статьи. В 3-х томах. Т. 1. — Талин, 1992.

Лотман Ю. М. Об искусстве. — СПб., 1994.

Луман Н. Реальность массмедиа. — М., 2005.

Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. — М. — Жуковский, 2003.

Маркузе Г. Одномерный человек. — М., 1994.

Мельник Г. С. Mass media: психологические процессы и эффекты. — СПб., 1996.

Михалкович В. И. Изобразительный язык средств массовой коммуникации. — М., 1986.

Михалкович В. И. Кино и телевидение или о несходстве сходного//Киноведческие записки. — М., 1996.

Опыт российской модернизации XVIII — XX веков/Под ред. В. В. Алекссева. — М., 2000.

Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства и другие работы. — М., 1991.

Основные кодексы и законы Российской Федерации. — СПб, 2002.

Основы продюсерства. Аудиовизуальная сфера/Под ред. Г. П. Иванова др. — М. 2003.

От книги до Интернета. Журналистика и литература на рубеже тысячелетий/Под ред. Я. Засурского, Е. Вартановой. — М., 2000.

Очерки истории российского телевидения/Под ред. В. В. Егорова и др. — М.,1999.

Почепцов Г. Г. Информационные войны. — М. — К., 2000.

Разлогов К. Интерактивность в экранной культуре//Киноведческие записки. — М., 1996, № 30.

Разлогов К. Коммерция и творчество. Враги или союзники? — М., 1992.

Рашкофф Д. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. — М., 2003.

Романовский И. Масс медиа. Словарь терминов и понятий. — М., 2004.

Савчук В. Конверсия искусства. — СПб., 2001.

Соссюр Ф. Труды по языкознанию. — М., 1977.

Социальная философия. Словарь/Под ред. В. Кемерова и В. Керимова. — М., 2003.

Становление СМИ в России как инструмента демократии: политика государства и частных корпораций/Под ред. А. Н. Чумикова и др. — М., 2003.

Тоффлер Э. Метаморфозы власти. — М., 2003.

Тоффлер Э. Третья волна. — М., 1999.

Тульчинский Г. Л. Менеджмент в сфере культуры. — СПб., 2001.

Ульяновский А. А. Мифодизайн рекламы. — СПб., 1995.

Федоров А. В. Медиаобразование и медиаграмотность. Учебное пособие для вузов, — Таганрог, 2004.

Федоров А. В. Медиаобразование: история, теория и методика. — Ростов, 2001.

Федоров А. В., Челышева И. В. Медиаобразование в России. Краткая история развития. — Таганрог, 2002.

Федотов М. А. Закон об общественном телерадиовещании. Каким ему быть. Мнение ученых. Инициативный авторский проект. — М.: ФРОТР, 2002.

Формирование и сохранение культурного наследия в информационном обществе. — СПб.: ЮНЕСКО, 2004.

Фромм Э. Бегство от свободы. — М., 1989.

Фуко М. Археология знания. — Киев, 1996.

Хайзенга Й. Homo Ludens. Человек играющий. — М., 2003.

Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. — СПб. — М., 2001.

Цуладзе А. Политическая мифология. — М., 2003.

Шариков А. В. Социальная безответственность телевидения в России//Телефорум, 2005, № 1.

Юзвишин И. И. Основы информациологии. — М., 2000.

Юнг К. Архетипы и символ. — М., 1991.

Ямпольский М. Видимый мир. Очерки ранней кинофеноменологии. — М., 1993.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М., 1991.


Кириллова Н.Б. Основы медиакультуры. Программа спецкурса для студентов. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2007. 25 с.


Учебно-методическое издание


ОСНОВЫ МЕДИАКУЛЬТУРЫ


Составитель — Н. Б. Кириллова

Компьютерная верстка — С. В. Абрамова

Редактор — Ю. Н. Бойко


Подписано в печать 02.04.2007. Формат 60х84-1/16.

Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 1,5. Тираж 150 экз. Заказ 240.

Уральский государственный университет им. А. М. Горького.

Екатеринбург, пр. Ленина, 51.

1 Лихачев Д. С. Раздумья о России. — Спб., 2001. — С. 32.





Скачать 315,12 Kb.
оставить комментарий
Н. Б. Кириллова
Дата07.09.2012
Размер315,12 Kb.
ТипПрограмма спецкурса, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх