Школьное богословие взрослым о детской вере icon

Школьное богословие взрослым о детской вере



Смотрите также:
Литература. Часть первая. Введение в догматическое богословие Раздел I...
Курсовая 2-го курса рефе...
-
-
Доклад Высокопреосвященнейшего Иерофея...
Сравнительное богословие...
Сравнительное богословие...
Рабочая учебная программа дисциплины «школьное консультирование» для студентов...
В. Н. Васечко, Курс лекций. 2000г...
Программа курса «Догматическое богословие»...
«Фотография и жизнь»...
Архиеп. Макарий (Догм. Богословие) Понятие догматического богословия...



страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30
скачать

Диакон

Андрей Кураев

ШКОЛЬНОЕ БОГОСЛОВИЕ




Взрослым

о детской вере



СОДЕРЖАНИЕ


Диакон 1

Андрей Кураев 1

ШКОЛЬНОЕ БОГОСЛОВИЕ 1

Взрослым 1

о детской вере 1

О чем и для кого эта книга 3

КОГО ПУСТИТЬ К ДЕТЯМ? 5

Паломничество к вере 5

Зачем это нужно детям? 6

Если бы директором был я 14

Как использовать закон о свободе совести для защиты Православия в школе? 22

Культура как жемчужина 25

Пространство культуры 31

Церковь и театр 35

Фильм о «Титанике»: взгляд богослова 41

«Гарри Поттер»: попытка не испугаться 51

Закон Божий и «Хроники Нарнии» 71

О любви 78

Игра в религиоведение 83

^ РЕАЛИИ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ: ЛИКИ, МАСКИ, РОЖИ 89

Не все, что сверху – от Бога 89

Техника религиозной безопасности 91

Осторожно: валеология 96

Вальдорфская педагогика: сделано в секте 112

Устарел ли Новый Завет? 119

Чья власть? 124

Родительская суббота 126

Обыкновенное чудо 129

^ КАК БЫ Я РАССКАЗЫВАЛ ДЕТЯМ О БИБЛИИ 133

Первый урок 133

Творение мира 135

Создание человека 143

Авель и Каин 147

Потоп 150

Вавилонская башня 152

Рождение Матери 155

Благовещение 160

О Христе 161

В каком году от Рождества Христова родился Христос? 164

Волхвы и пастухи 169

Перепись 173

Икона Рождества 174

Чудо встречи 180

День Богоявления 182

Притчи Христовы 184

Евангельские горы: Преображение 197

Евангельские горы: Голгофа 200

Пасха: путь из ада 208

Духов день 212

ПОСЛЕСЛОВИЕ: МЕЧТА О КОММУНИЗМЕ 215

О ТОМ, КТО НАПИСАЛ ЭТУ КНИГУ 216

Как научный атеист стал дьяконом 216

Примечания 225



^

О чем и для кого эта книга



Виталию Кирилловичу Антонику –

доценту Московской духовной академии,

человеку, открывшему для меня двери духовной школы, с любовью и благодарностью

Автор


Книга составлена на основании двух брошюр, которые мне довелось написать два года назад в помощь школьным учителямi 1 2 3, и некоторых моих статей в светских газетах. И в том и в другом случаях приходилось писать для людей, чьи познания в области христианского богословия не следовало переоценивать. Для обычных людей.

Поэтому оказалось возможным совместить «методические» и «газетные» тексты и, на их основании, составить сборник, дающий более целостное представление о Православии.

Но, чтобы с самого начала найти язык, который позволил бы перекинуть мостик из мира православного богословия в мир нашей повседневности, основной темой этого сборника я решил сделать детскую.

Все желают добра детям. И мир ребенка может стать тем общим полем, на котором встретятся потоки православной духовной культуры и культуры светской. Попытки навести мостики между ними предпринимаются нередко. Одну из этих попыток я считаю достаточно неудачной, и, потому, буду говорить о ней особо:

В хрестоматию по литературе для пятых и шестых классов общеобразовательных школ введены библейские отрывки. Надо отметить, что удачно именно такое решение о включении библейских текстов в учебную программу.

Во-первых, возраст учеников делает их маловосприимчивыми к собственно смыслу Писания. Пятиклассники – это уже не те малыши, которые доверчиво относятся к любому рассказу, но еще и не старшеклассники, способные понимать культурно-символическую логику библейских текстов самих по себе. Пятиклассники будут приставать к учителям с одним вопросом: «Это правда или нет? Действительно так было или нет?». И, увы, могут найтись такие учителя, которые не смогут сказать ничего кроме: «Это, дети, еврейский фольклор такой». И все еще реалистическим остается предположение, что в ответ на детский вопрос о Евангелии может прозвучать и куда более разрушительное: «поповские бредни».

Во-вторых, неудачен выбор переложения собственно библейских текстов. «Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома» о.Александра Соколова – не лучшая из существующих «Детских Библий». Кроме того, она слишком отмечена стилем прошлого века и, поэтому, вопреки своим популяризаторским целям, сегодня она скорее отдаляет библейский текст от читателя, а не приближает к нему.

В-третьих, иным мог бы быть сам подбор библейских сюжетов. Особенно это касается Нового Завета. Суть Евангелия – не в притчах, а в рассказах о Жертве Христа. Но именно об этом, самом главном событии Нового Завета дети так ничего и не узнают. Кроме того, для детского восприятия ближе была бы сюжетная, запоминающаяся история Страстей, а не притчи (остающиеся особенно непонятными вне контекста самого Евангелия).

Но, поскольку учебная хрестоматия уже существует, надо постараться, сделать так, чтобы у учителей и родителей знания о Библии не ограничивались воспоминаниями об институтских лекциях по «научному атеизму»; но и не основывались на отрывках из переложений о. Александра Соколова.

Отрывки из «Детской Библии» вряд ли могут являться предметом художественного изучения: к числу шедевров мировой литературы их не отнесешь. Изучение же с чисто «нравственной» точки зрения, очевидно, должно по меньшей мере, учитывать ту этическую традицию, которая сформировалась в самом христианстве. А этика христианства, как мы увидим дальше, неотделима от его собственно религиозного содержания. Преподавать же пятиклассникам «историю религии» вообще – бессмысленно. Так что самый корректный способ интерпретации вошедших к хрестоматию текстов – это рассказ о том, как именно та культура, что выросла из Библии и понимала Библию, научилась ее читать. А в таком случае, возникает вопрос: какие комментарии к Библии предпочесть?

Чтобы на него ответить, переведем разговор на более знакомую для всех тему: чьи комментарии к Достоевскому стоит прежде всего сообщать детям – людей, которые ценят его и единомысленны с ним, или тех, которые его терпеть не могут? Ответ очевиден. Столь же очевиден он должен быть и по отношению к Библии: детям сначала надо дать христианское, а не, скажем, кришнаитское изложение Библии. Знание того, как христиане читают Библию, что видят в ней, не помешает никому: ни мусульманину, ни иудею. И именно христианское прочтение Библии легло в основу европейской и русской культуры, а не мусульманское или теософское.

Сегодня модно увлекаться «эзотерикой», всюду искать оккультизм и «астральные тайны». Еще модно считать, что различия между религиями состоят лишь в обрядах: философия, мол, у них одна, только выражается она в разных формах. Это не так. У христианства есть своя философия, свое понимание человека, мира и Бога – понимание и достаточно своеобразное, и достаточно продуманное и логичное.

Слишком много в масс-медиа сегодня говорят о православных обрядах. Слишком мало – о христианской мысли. А ведь даже над Откровением надо – думать. И, входя в храм, надлежит снимать шляпу, а отнюдь не голову. Опыт размышления над Священным Писанием и предлагается в этой книге. И если удастся детям привить хотя бы начальные навыки религиозной мысли и научить их проникать чуть глубже поверхности текста – значит, уроки по знакомству с Библейскими отрывками смогут принести пользу даже неверующим ученикам.

В каком объеме стоит раскрывать детям все подробности церковного прочтения Евангелия – вопрос особый. Одно несомненно – учитель сам обязан наиболее полным образом ознакомиться с двухтысячелетней традицией чтения Библии, сформировавшейся в христианской культуре. Обязан же учитель прежде ведения урока по Пушкину ознакомиться с трудами ученых-пушкинистов. Литератор, не знающий работ Ю. Лотмана и В. Непомнящего, посвященных творчеству Пушкина, профессионально некомпетентен. И если даже относиться к Библии как к чисто литературному тексту, то все равно, немыслимо приступать к ее преподаванию без ознакомления с классическими комментариями (например святителя Иоанна Златоуста).

В любом случае, у меня есть просьба к учителям: и самим помнить, и детям объяснить, что тексты, включенные в их учебники – это не сама Библия, а вполне вольное ее переложение для детей прошлого века. (Замечу, тех детей, которые, в отличие от современных, росли в верующих семьях и могли заниматься со священниками и в гимназиях, и в воскресных школах.)

Учителям не предложено никаких методических материалов, которые могли бы помочь им самим разобраться в новом материале. Восполняя эту лакуну, я решил предложить опыт кратких размышлений над библейскими текстами.

Кроме того, я решил немного рассказать родителям и учителям об их же детях – но о той стороне их жизни, которая не видна в школе и дома. Поэтому в сборнике есть несколько рассказов о детской вере и о детском восприятии Православия.

Наконец, поскольку нет единодушного отношения к Православию в самих школьных коллективах, я решил изложить здесь несколько аргументов, которыми учитель, решившийся познакомить детей с основами Православия, мог бы оправдать свой выбор перед лицом своих иначе настроенных коллег.


Проповедникам у школьного порога.




оставить комментарий
страница1/30
Диакон<> <>Андрей Кураев
Дата07.09.2012
Размер4,98 Mb.
ТипЗакон, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх