Культурологический анализ снов в поэме В. А. Жуковского «Светлана», комедии А. Грибоедова «Горе от ума» и в романе А. Пушкина «Евгений Онегин» icon

Культурологический анализ снов в поэме В. А. Жуковского «Светлана», комедии А. Грибоедова «Горе от ума» и в романе А. Пушкина «Евгений Онегин»


5 чел. помогло.
Смотрите также:
1. Фамусов и жизненная философия «отцов» в комедии Грибоедова «Горе от ума»...
Урок литературы в 9 классе. Тема: «Обучение анализу эпизода 2 действие комедии А. С...
Кто первым на балу пустил слух о сумасшествии Чацкого, героя комедии А. С...
«Горе от ума»
Евгений Онегин"   Вромане А. С. Пушкина "...
Тема учебно-исследовательской работы...
Белинский о романе Пушкина "Евгений Онегин"...
«Роль сна в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”»...
Развитие личности главного героя в романе А. С. Пушкина "Евгений Онегин"...
Крылатые фразы и выражения в комедии Грибоедова "Горе от ума"...
К. Н. Батюшков и В. А. Жуковский >17. «Горе от ума» А. С. Грибоедова: жанр, композиция, язык >18...
Тема. Проблема ума в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»...



Загрузка...
скачать
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Колбинская средняя общеобразовательная школа»


Культурологический анализ снов в поэме В.А. Жуковского «Светлана», комедии А. Грибоедова «Горе от ума» и

в романе А. Пушкина «Евгений Онегин»


Выполнила:

Биба Дарья,

учащаяся 9 класса МБОУ

«Колбинская СОШ»

Руководитель:

Тимошенко Мария Тимофеевна,

учителя русского языка и

литературы


Колбинский 2012


Биба Дарья

п. Колбинский, Манского района муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Колбинская средняя общеобразовательная школа», учащаяся 9 класс.


« Культурологический анализ снов в балладе В.Жуковского «Светлана», комедии А. Грибоедова « Горе от ума», романе А. Пушкина «Евгений Онегин»


Руководитель Тимошенко Мария Тимофеевна МОУ «Колбинская СОШ», учитель русского языка и литературы.


Цель работы: исследовать эпизоды снов в балладе Жуковского, комедии Грибоедова «Горе от ума», и романе Пушкина «Евгений Онегин» и дать культуроведческий анализ текста.

Основные результаты исследования: составлен словарь слов, выражений

дано их культуроведческое толкование, проведено сравнение снов и их роли в произведении.


Аннотация.

Работа представляет собой культурологический анализ снов в произведениях В. А. Жуковского, А.С. Пушкина И А. Грибоедова.

На основе культуроведческого анализа ученица осмысливает содержание произведений, их идеи, пытается понять, какую функцию в произведениях выполняет сон как художественный прием.

Работа интересна тем, что в ней через новый для школьников способ анализа – культуроведческий, раскрыто полностью содержание баллады, эпизодов комедии и романа. Такое толкование доводит до понимания произведения любого школьника, ибо оно наполнено событиями, обычаями, обрядами, совершенно далекими от сегодняшних дней. Этот вид анализа открывает для всех совершенно новый пласт культуры и знаний. Эти знания обогащают нас духовно и нравственно

Помогают увидеть корни нашей культуры, проникнуться интересом к далекому прошлому.


СОДЕРЖАНИЕ


Ведение…………………………………….3-4


1. 1.Актуальность проблем………………………. …3


1.2.Понятие сна и роль сна в русской

литературе 19 века … …………………………………4


Основная часть………………………………5-17…


2.1. Культурологический анализ сна

в балладе «Светлана»……………………………6-11


2.2.Сон Совьи в комедии «Горе от ума»………… 11-14

2.3 Сон Татьяны в романе Пушкина «Евгений Онегин»

14-17

Заключение……………………………………. 18-19


1


ВВЕДЕНИЕ

.Актуальность проблемы

Путь усвоения суммы знаний (которые к тому же быстро устаревают, быстрее, чем завершается цикл обучения в школе) приводит лишь к накоплению информации, но мало способствуют развитию личности и личности в нем.

Обучение должно обеспечивать взаимодействие языка, культуры, личности в процессе развития и обучения этой самой личности. Главная задача этой школы – воспитание « человека в культуре» и « человека культуры»

Поэтому на первый план выходит культурологический подход в обучении,

Многие выражения, слова сегодня утрачивают этимологическую связь с теми реалиями, которые легли когда-то в их основу - «понятные для отцов, повторяемые по привычке детьми, они являются совершенно загадкою для внуков».

. У нас порой нет мотивации, интереса к учению, к познавательной деятельности, не сформированы мыслительные механизмы, связанные как с творчеством, так и с восприятием информации. Но самое страшное, что у нас нет представлений о ценностях, лежащих в основании русской культуры и мировой. Почему сегодня дети неохотно читают классическую литературу.

Исследования ученых среди ряда причин этого явления выявили одну из основных: события, описываемые в произведениях, слишком удалены во времени от сегодняшнего школьника, многие слова, события, факты совершенно не понятны им и требуют постоянного толкования. Даже, казалось бы, один из самых понятных поэтов А. С. Пушкин вызывает при изучении его произведений массу трудностей. А что говорить о творчестве таких поэтов как Ломоносов, Державин, Жуковский и другие. Сегодня ученик должен обладать культурой читательского восприятия, должен быть способным выявить и оценить взаимосвязь и взаимообусловленность элементов разных культур, и это является одной из важнейших компетенций современного ученика, для этого он должен стать исследователем, обладающим образным и аналитическим мышлением.

Культуроведческий анализ образов – символов позволяет увидеть глубинный культурный смысл художественного произведения.

Подобный подход к анализу образов – символов художественного произведения будет способствовать формированию навыков осознания глубинных проблем текста.


2


^ Основная часть

Целью моего исследования является знакомство с понятием культурологического анализа и культурологический анализ эпизодов

Сна в произведениях Жуковского, Грибоедова и Пушкина.

Чтобы достичь этой цели я поставила перед собой следующие задачи:

1.Проанализировать имеющуюся литературу по проблеме;

2. Отобрать культуроведческие понятия в балладе В.А. Жуковского «Светлана и дать их толкование.

3.Определить роль слов-символов в понимании произведения


Мною сформулирована гипотеза, суть ее состоит в следующем: именно культурологический анализ художественных произведений литературы поможет лучше понимать содержание произведений и их идеи, повысит интерес к чтению данных произведений.


В своей работе я использовала методы: историко-аналитический, аналитический, сопоставительный.


Предметом моего исследования являются непонятные для нашего времени слова- символы, обряды и традиции.

Объектом исследования являются тексты произведений Жуковского «Светлана», Грибоедова «Горе от ума», Пушкина «Евгений Онегин».


^ 2.1 Понятие сна и роль сна в русской литературе 19 века.

По определению, данному в «Словаре литературоведческих терминов», «эпизод – это та или иная в известной степени завершенная и самостоятельная часть литературного произведения, которая изображает законченное событие или важный в судьбе персонажа момент. Будучи, таким образом, законченным целым, отдельным элементом фабулы, событием в жизни героев эпизод в то же время и составная часть произведения, воплощающая важнейшие черты его идейно-художественного своеобразия».

Сны в литературных произведениях являются такими эпизодами, а для авторов сон – это литературный прием, позволяющий раскрыть характер героя во всей его сложности.

Исследуя славянские народные толкования снов и их мифологическую основу, Н. И. Толстой установил пять основных положений, в которых могут быть выражены народные представления о сне.

Вот одно из них « Сон - это также открытие границы между настоящим и будущим и в то же время настоящим и прошлым. Отсюда восприятие сна как предсказания, предзнаменования, пророчества, отсюда вера в вещий смысл снов».

Еще до возникновения психоанализа и вне всякой связи с ним писатели так часто обращались к форме сна для того, чтобы изобразить мечтаемое, желаемое своих героев, а порой и свое собственное. И поэтому именно в форме сна рассказывалось и о приближении опасного, нежеланного, нежелательного завтра. Как пишет Ю. М. Лотман, постепенно в истории культуры «сон – предсказание – окно в таинственное будущее – сменяется представлением о сне как пути внутрь себя. Но ведь путь внутрь себя лежит через то будущее, которое предстает во сне, и естественно, наяву. В снах героев русской литературы предстают утопии и антиутопии. В словаре В.Даля сон – «состояние спящего, отдых тела в забытьи чувств, противоположное бдение, бодрость, явь. Видения во сне, сноведенья, «грезы», пословица В. Даля толкует так: «Сон смерти брат».

Сны бывают колдовские и сны вещие. Колдовской сон можно победить. Вещими обычно называют те сны, которые сбываются. Однако представление о природе сна в русской культуре с одной стоны противоречиво: с одной стороны считалось, что он послан Богом и потому сообщает человеку информацию об истинном положении вещей (кому сон, кому явь); с другой стороны, его часто воспринимали как наваждение (Страшен сон, да милостив Бог).

Сон в художественной литературе - один из приемов в литературе, с помощью которого писатель раскрывает характеры героев, события, свое отношение к миру. Сон встречается у многих писателей: Батюшкова, Пушкина, Тютчева, Жуковского, Грибоедова, Гоголя, Достоевского

Сон – физическое состояние покоя и отдыха, призрачного видения; это грезы, мечты, образы.

Явь – это реальная действительность, когда правильно оцениваешь, понимаешь окружающее.

.

2.2^ . Сон в балладе В. А. Жуковского и его толкование

Он выполняет различные функции, является элементом сюжета, связан с идейно – тематическим замыслом автора. В основе снов лежат народные представления о сновидениях.

Так один из снов описан в балладе Жуковского «Светлана» С самого начала задан основной конфликт произведения: борьба темных и светлых сил в душе человека. Сюжет баллады прост, девушка ожидает любимого, который слишком долго не возвращается из похода. Она в унынии. События происходят в Крещенский вечерок. Светлана решается погадать, чтобы узнать о своем суженом. Ожидая полуночи, Светлана засыпает и видит сон. Рассказ о гадании и встрече героини с любимым вмещает в себя сон Светланы, то есть повествование имеет внешний и внутренний планы. Сон – кульминация для внешнего плана произведения. Мистические события, борьба света и тьмы происходят во сне Светланы, который имеет двойственную характеристику. Сны, гадания свойственны древним культам и это характеризует героиню, как человека, имеющего славянские корни. С другой стороны в сне проявляются христианские символы. Сон имеет самостоятельную композицию, в которой двойная кульминация: первая – победа светлых сил в душе Светланы; вторая – победа самой героини, защищенной светлыми силами, над тьмой

Святочные гадания сопровождаются славянскими обычаями и верованиями. Во второй строфе появляются образы луны, сумрака, тумана, сопровождающего этот ритуал. Героиня Светлана (светлая) погружена во мрак древних верований. Появляются образы-символы – венец, кольцо, обручение. Следующая строфа представляет собой жалобы героини на жизнь. В этой строке обращают на себя внимание слова судьбина, ангел- утешитель. Судьба – это линия жизни, судьбина – это «злая судьба»

Что же она ропщет на судьбу? Она смотрится в зеркало, зеркало также образ – символ, который имеет свое значение в зеркале темно и «страх туманит очи», «занялся от страха дух» Тьма в зеркале порождают робость и страх. Но постепенно пространство изменяется: появляется призрак, который сообщает: «Укротились небеса: твой услышан ропот».

Даль толкует слово «ропот» как действие по глаголу «роптать» в значении» «пеня, укоры») и мираж обещает спасение: здесь и поп и «церковь ждет с дьяконом, дьячками; хор венчальну песнь поет; храм блестит свечами»

Такое обилие христианских символов в обещаниях милого создает впечатление, что провидение ставит условие: счастье будет при обращении героини к свету христианства.

2.3. ^ Культуроведческий анализ текста баллады

«Светлана» В. А. Жуковского.

Мифологические образы - символы

Конь – одно из наиболее мифологизированных священных животных. Оно является символом мощи, жизненной силы, а также благородства и красоты в ряде традиций.

В различных древних культурах конь был принадлежностью богов и героев. Он участвовал в различных обрядах. Известен ведийский ритуал жертвоприношения коня, призванный очистить народ от греха и обеспечить плодородие и процветание. Конек был оберегом на крыше дома. Его считают мифическим образом смерти; он доставляет умершего в потусторонний мир, осуществляет переход из одного мира в другой, иногда он олицетворяет необузданные страсти, является еще символом своеволия, упрямства.

Двойственность этого образа – символа отражается в традиционно существующих образах белого коня – олицетворение дня и черного коня – олицетворения ночи.

Свет и тьма. С этими понятиями связаны, пожалуй, самые древние мифологические представления наших предков. В сказаниях славян ночь была метафорическим обозначением темных, злых нечистых сил, а восход солнца означал приход добрых, светлых, божественных сил. Ночь ассоциировалась со смертью, а день или свет – с жизнью. Это нашло отражение в пословицах и поговорках: Тьма света не любит, злой доброго не терпит. Не нами свет начался, не нами и кончится. Бояться смерти – на свете не жить. Свет (жизнь) не надокучит. В одной легенде о сотворении мира говорится: «С самого начала не было ни неба, ни земли, а была только тьма и вода, смешанная с землею. А Бог летал Святым Духом по-над водою, которая шумела пеною. Вот однажды ходит Бог по воде, да и дохнул на эту пену, сказавши при этом: «Да будет ангел!» И стал ангел. Тогда сотворил бог свет. Во второй день сотворил небо, в третий день – землю (Русская мифология 2007: 31).Таким образом, свет еще это и земной шар, Вселенная, свет, пришедший на смену тьме, стал началом мира, света в значении «Вселенная»

«Тьма людей во храме», слово тьма обозначает не только большое скопление людей, оно работает на конфликт темных и светлых сил.

^ Вьюга, метель – образы символы, беды, судьбы, разрушения, хаоса.

Вран – ворон - вещун, предвещающий несчастья, олицетворение сил зла.

Языческий образ вещей птицы.

Изумруды - драгоценные камни

Судьба - в русском фольклоре, славянской мифологии вместе с судьбой фигурируют ее «варианты» - доля, участь. Судьба предначертана свыше, поэтому в главном ее нельзя изменить. И пытаться ее предсказать, обойти поиграть в прятки, словом, искушать, никому нельзя. Судьба наказывает тех людей, которые стремятся это сделать. Определяли судьбу у славян мифологические существа суденицы при рождении человека. Суденицы

Перси - щеки

Мнится – чудится,

лик – лицо

Кручина – тоска, печаль

Мрак (морок) – тьма, страх, смерть

Прорицатель – предсказатель будущего, пророк

На луне туманный круг – затмение предвещает

Языческие обряды


Гадания – это языческий обряд. Обычно гадания происходят во время Святок. Святки зимние с 25 декабря по 6 декабря. Зимние святки представляют собой праздник, в ходе которого совершается ряд обрядов магического свойства. Святки считаются праздником молодежи по преимуществу. Святки – время выяснения суженых и первых шагов к заключению браков «никогда русская жизнь не является в таком раздолье, как на святках: в эти дни все русские люди веселятся. Святки созданы для русских дев. В посиделках, играх, песнях все направлено к одной цели – к сближению суженых»

Святочные обряды проводились по всем правилам «простонародной старины». Видов гаданий было множество. Одно из гаданий – гадание на зеркало обычно происходило в бане, а не в светлице, помещении, где нет икон. Гадание по церковным канонам считается греховным, это обращение за помощью к нечистой силе.

С. В. Максимов писал « Почти на протяжении всех святок девушки живут напряженной, нервной жизнью. Воображение рисует им всевозможные ужасы, в каждом темном углу им чудится присутствие неведомой, страшной силы, в каждой пустой избе слышится топот и возня чертей, которые до самого крещенья свободно расхаживают по земле и пугают православный люд.

Святочный цикл включал в себя: посещение дома ряжеными, явные гадания девушек «на блюде», тайные гадания, связанные с вызыванием суженого и загадыванием сна. Гадание на «сон» представляет собой обычное для святочных гаданий опасное действие, в ходе которого гадающий вступает в общение с нечистой силой. Приступая к такому гаданию, девушки снимают с себя кресты, пояса (оберег- символ защитительного круга, сохраняет значение оберега).

Во время святочного гадания «на сон» под подушку кладут различные магические предметы. Среди них зеркало занимает первое место. Все же предметы, связанные с крестной силой, удаляют. Гадание на сон проходит в обстановке страха. Мир нечистой силы - мир, по отношению к обыденному, перевернутый, а поскольку свадебный обряд во многом копирует в зеркально перевернутом виде обряд похоронный, то в колдовском гадании жених часто оказывается подмененным мертвецом или чертом.

Еще один способ гадания, это когда «за ворота башмачок, «сняв с ноги, бросали».

Бросают башмаки через ворота на улицу, потом выходит на улицу и смотрят: в которую сторону обращен башмачок носком, там и быть замужем. Худой признак для девушки, когда ее башмак лежит, обращенный к домашним воротам: в этот год ей замуж не выходить.

«Снег пололи». Девушки выходят во двор, берут скатерть за края, старушка всыпает снег. Раскачивая скатерть, приговаривают: « Полю, полю бел среди поля. Залай, залай, собаченька: дознай, дознай, суженый!»

В это время каждая девушка прислушивается, как лают собаки. Хриплый лай означает суженого старика, звонкий – молодого.

«Под окошком слушали…». Гадающие девушки садятся у окон, выговаривает каждая: «Суженый, ряженый! Проезжай мимо окна». Если которая услышит поезд со свистом, то предрекает себе жизнь веселую и хорошую, а когда поезд будет тихий, то предрекает себе замужнюю жизнь в бедности.

«кормили / Счетным курицу зерном…»

Снимают с насеста кур и приносят в ту горницу, где заранее приготовлено в трех местах : вода, хлеб, кольца золотые, серебряные, медные. Если чья курица будет пить воду, то муж будет пьяница; если будет есть хлеб, то муж будет бедняк; если возьмет кольцо золотое, то муж будет богач; если серебряное, то муж будет ни богат, ни беден; если же сдвинет с места медное, то муж будет нищий.

«Ярый воск топили…». Растапливают воск и вливают его в стакан с холодной водой. Опытные няньки делают предсказания по отражающим фигурам.

«В чашу с чистою водой / Клали перстень золотой/ Серьги изумрудны…» Наливают с вечера в рюмку воды, опускают кольцо и выставляют на мороз. Перед сном нянюшки приносят рюмку и смотрят: сколько бугорков, столько родится сынков, а сколько ямок, столько дочек.

В балладе Жуковского святочный сон фигурирует, однако, в функции, противоположной фольклору; вся святочная фантастика привиделась героине во сне и объявляется несущественной перед лицом веры в Провиденье. «Вещая», предсказывающая роль сна снята


^ Подблюдные песни. После всех увеселений вносили стол и ставили посредине комнаты. Являлась почетная сваха со скатертью и накрывала стол. Старшая нянюшка приносила блюдо с водою и ставила на стол. Красные девицы снимали с себя кольца, перстни, серьги и клали на стол, загадывая над ними» свою судьбу! Хозяйка приносила скатерть - столешник , а сваха накрывала ею блюдо. В середине садилась сваха прямо против блюда. Нянюшки клали на столешник маленькие кусочки хлеба, соль и три уголька. Свахи запевали первую подблюдную песню: «хлеба да соли». Все сидящие пели под ее голос. С окончанием первой песни сваха поднимала столешник и опускала в блюдо хлеб, соль, угольки, а гости клали туда же вещи. Блюдо снова закрывалось. За этим начинали петь подблюдные песни.

Во время пения сваха разводила в блюде, а с окончанием песни трясла блюдом. Каждая песня имела свое значение: но все эти значения не везде были одинаковы. Так во многих местах одно и то же значение прилагалось к разным песням, смотря по местному обычаю. Эти значения: к скорому замужеству, к свиданию; замужество с ровнею; замужество с чиновным; к сватанию; к бедности; к сытой жизни; к свадьбе; к богатству; исполнение желания; веселая жизнь; девушкам к замужеству; молодцам к женитьбе; счастливая доля; дорога; замужество с милым; несчастье; к смерти; к болезни, к радости»

^ Ветер, вихорь – олицетворение злых сил в народе

Христианские обряды, образы


Молитва – обращение к Богу и мыслимое как божественная сила с помощью слова, жеста, поведения. Различают стихийную молитву и ритуализированную в слове, жестикуляции и поведении. Бог считается существом, которое само требует, чтобы к нему в бедственных случаях обращался человек «И призови меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь меня» (ПС. 49:15)

Как правило, молящийся формулирует какую-то просьбу к Богу. При этом он уповает на идеальное положение в жизни, которое бог может ему даровать при соответствующем поведении. Если реальные жизненные обстоятельства отклоняются от идеала, то надлежит молить Бога установить или восстановить идеальное положение. Отношение, таким образом, взаимное и преследует цель: если человек в беде, он должен политься Богу, то есть просит помощи; Бог ему поможет, чтобы за это человек его почитал.

Молитвы можно разделить на метрические (псалмы) и прозаические, на просительные и покаянные. Самая частая форма прозаической молитвы – это просительная, которая следует достаточно четкой схеме;

1 Обращение к Богу.

2. Обозначение свойств Бога.

3. Формулировка прошения.

  1. Обоснование просьбы.

5. Ссылка на исполнение прошений в прошлом.

Покаянные молитвы содержат в общем те же элементы, однако к ним присоединяется признание вины («согрешили мы, ибо оставили Господа и стали служить Валам и Астартам»), соединяемое с просьбой о спасении

(«теперь избавь нас от руки врагов наших») включающей обещание загладить вину («И мы будем служить Тебе»

Молитвы, которым учил Иисус своих учеников - суть образец для молитв

христиан. Еще одна предпосылка правильной молитвы - это упорство и постоянство. Наконец, смирение является условием молитвы. При соблюдении всех этих предпосылок молитва получает безграничную власть. Особо подчеркивается сила коллективной молитвы

Провиденье толкуется как промысел Божий, высшее промышление, предопределение, управление миром, вселенною, людьми и всею природою; рок, судьба.

Крещение – один из 12 основных праздников православной веры. В этот день по библейскому преданию был совершен на реке Иордан обряд крещения младенца Иисуса Ионном Крестителем, на сороковой день после рождения. Крещение – одно из семи таинств, знаменующих приобщение человека к церкви, к Богу, приобщение всех кающихся в Царство Божие. Крещение происходило « во имя Иисуса Христа для прощения грехов; крещеный получал дар Святого Духа, это воспринималось как второе рождение и связывали его со смертью и воскрешением. Во время крещения человека погружают в воду, обливают или кропят водою. Так как крещение рассматривается как средство сохранения внутренней чистоты и отпущения грехов, многие откладывали его на конец жизни. Крещение

возможно только один раз. При крещении человеку дается имя (второе, христианское, по списку имен в христианском календаре, это имя какого –либо святого).

Обитель – монастырь, тихое жилище

Божий храм – это возможность спасения души, но храм одинокий, «в нем двери ветер отворил» « тьма людей во храме».

Жребий - по жребию можно узнать о воле Божьей.

Свечка - символ очищения огнем

Дьякон – священнослужитель, поющий псалмы и окуривающий фимиамом людей в церкви;

Ангел - обозначает сверхчеловеческое существо, посредник между Богом и человеком, Есть ангелы – хранители, сопровождающие отдельного человека. Всем ангелам приписывается бесполость, бессмертие, невообразимое, сверхчеловеческое знание, духовность, образцовое, праведное поведение, как и способность появляться всюду с молниеносной быстротой

«Голубок со светлыми глазами». В древних культах голубь был символом чистоты, кроткого нрава, нежности. У древних славян существовало поверие, что в голубя превращается душа умершего.

Ангелы являются обычно во сне. Видеть ангела – знак величайшей радости и счастья. Ангел – вестник. Через них Господь являл людям свою волю.

Снегирев И. Песни русского народа, ч. 1, СПб., 1838, Соч. с. 44-46 Обитель – монастырь, тихое жилище

^ Божий храм – это возможность спасения души, но храм одинокий, «в нем двери ветер отворил» « тьма людей во храме»

.

.

Укротилась – кротость

Паникадила - сосуд для раскуривания фимиама

Фимиам – получаемая из фимиамового дерева смола, которая застывает на воздухе в виде зернышек и при нагревании раскаленными углями распространяет ароматный запах. Согласно ритуальным требованиям иудаизма фимиам прилагался к хлебному приношению, был составной частью благовоний, раскуриваемых перед ковчегом завета, его клали на хлебы предложения, преподнесли новорожденному Иисусу в качестве подарка волхвы, пришедшие поклониться ему.

^ Спасов лик – лицо Христа, сохранившиеся после утирания им лица на полотенце.

Крылы- символ ангеела

Обет - религиозная практика, при которой человек по доброй воле дает обещания, рассчитывая, что Бог для него что-то сделает. Смысл обета – в особом посвящении самого человека, отдельных действий или определенных даров Богу. Тем самым дающий обет добровольно ставит себя самого или то, что принадлежит ему на службу Богу. Недвусмысленно предостерегались люди от несоблюдения обета (монашеский обет- отказ от мирской жизни, обещание посвятить свою жизнь служению Богу, супружеский обет – обет верности перед лицом Бога на всю жизнь)

Венец – терновый венец – символ страдания, венец свадебный – символ верности.

Налой - в православных церквях высокая подставка, на которую при богослужении кладут для чтения книги, ставят иконы и крест.

^ Сон Софьи в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Об особом значении снов в произведениях в русской классики критиками и литературоведами написано много. И то не удивительно, ведь во сне скрыто пророчество, мудрое и верное, потому, что оно основано на тончайших показателях чувств. Во снах проявляется мощная власть, управляемая человеком. Причем власть эта говорит с человеком на языке, понимание которого принципиально требует переводчика.

Особое значение имеют конкретные ситуации, когда рождаются сны Грибоедова и Пушкина: «Смутный сон» Софьи – накануне неожиданного приезда Чацкого, и тревожный сон Марьи Гавриловны накануне последнего дня посреди своего семейства, накануне тайного побега и задуманного тайного венчания с Владимиром. Осуществление таких снов чаще всего происходит в конце пьесы.

Возникает вопрос: «Зачем понадобился рассказ о сне Софьи самому автору?». Цель его - подхватить подозрения Фамусова и через прозрачное иносказание перейти к прямому действию. В результате сокращения и переработки всего эпизода текст наполняется иным смыслом, а главным становится совершенно иное значение.

Для раскрытия таинственного смысла сна Софьи необходим анализ этого эпизода в контексте всего произведения, с опорой на целостное восприятие и понимание главных героев пьесы. Пытаясь понять и объяснить произведение только из условий его эпохи, только из условий ближайшего времени, мы никогда не проникнем в смысловые его глубины. Замыкание в эпохе не позволяет понять и будущей жизни в последующих веках… произведения разбивают грани своего времени, живут в веках, то есть в большом времени, причем часто более интенсивной и полной жизнью, чем в своей современности… в процессе своей посмертной жизни они обогащаются новыми значениями, новыми смыслами; эти произведения как бы перерастают то, чем они были в эпоху своего создания. (М. Бахтин)

Прежде чем вернуться к сну Софьи, необходимо отметить, что важнейшим структурным элементом стихотворной комедии является рифма.

Некоторыми литературоведами этот сон трактуется как «придуманный» (Н. Писканов), вымышленный( В.Западов), воображаемый, как «импровизация»( С. Яблонский) .Они считают, что сюжет сна изобретается по мере рассказа. Отсюда нервная прерывистость стиха, Софья собирается с мыслями и еще не знает, о чем будет говорить (ведь отец чуть не застал ее в комнате с Молчалиным ранним утром). Она, наверное, не ожидала, что отец будет слушать этот сон. В поисках предмета сновидения она нападает на первый попавшийся мотив- траву», но не знает, что с ней делать

Свой « смутный» сон Софья видит накануне приезда Чацкого. Вспомним сон Софьи:

Позвольте… видите … сначала

Цветистый луг; и я искала

траву

Какую-то, не вспомню наяву.

Вдруг милый человек, один из тех, кого мы

Увидим - будто век знакомы,

Явился тут со мной; и вкрадчив, и умен,

Но робок… Знаете, кто в бедности рожден….

Потом пропало все: луга и небеса,-

Мы в темной комнате. Для довершенья чуда

Раскрылся пол – и вы оттуда,

Бледны, как смерть, и дыбом волоса!

Тут с громом распахнули двери

Какие-то не люди и не звери,

Нас – врозь – мучили сидевшего

со мной.

Он будто мне дороже всех сокровищ

Хочу к нему – вы тащите с собой;

Нас провожают стон, рев, хохот,

Свист чудовищ!

Он вслед кричит!..-

Проснулась .- Кто-то говорит…

Ваш голос был; что думаю так ран?

Бегу сюда – и вас обоих нахожу.

Что значит этот образ, какую же траву искала Софья на «цветистом лугу»? Можно предположить, что это ^ Плакун – трава, в славянской мифологии занимающая особое место.

«Плакун - трава в русских духовных стихах сказочная трава, выросшая из слез Богородицы, пролитых во время крестных мук Иисуса Христа. Согласно Голубиной книге, Плакун – трава «всем травам мати». Упоминается в заговорах как чародейное средство, позволяющее повелевать духами, овладевать кладами

Здесь можно говорить об ассоциативных связях с текстом Грибоедова. Трава, которую искала Софья – это « чародейское средство» против злых духов, против «чудовищ», главным из которых для Софьи является Чацкий. Об этой траве мы можем прочитать и в книге ученого А. Коринфского (1901г.):

« По старинному поверью, это наибольшее в царстве трав былие, заставляет плакать бесов и ведьм. Народ русский советует искать и собирать ее на зорьке в Иванов день. В церкви «

«Сказания русского народа» Сахарова приводится любопытный разговор, шепотом произносившийся над вырванной травой, для устрашения нечистой силы: « Плакун, Плакун. Плакал ты долго и много, а выплакал мало. Не катись твои слезы по чисту полю, не разносись твой вой по синю морю! Будь ты страшен злым бесам, полубесам, старым ведьмам киевским! А не дадут тебе покорища, утопи их в слезах; а убегут от твоего позорища

^ Подблюдные песни. После всех увеселений вносили стол и ставили посредине комнаты. Являлась почетная сваха со скатертью и накрывала стол. Старшая нянюшка приносила блюдо с водою и ставила на стол. Красные девицы снимали с себя кольца, перстни, серьги и клали на стол, загадывая над ними» свою судьбу! Хозяйка приносила скатерть - столешник , а сваха накрывала ею блюдо. В середине садилась сваха прямо против блюда. Нянюшки клали на столешник маленькие кусочки хлеба, соль и три уголька. Свахи запевали первую подблюдную песню: «хлеба да соли». Все сидящие пели под ее голос. С окончанием первой песни сваха поднимала столешник и опускала в блюдо хлеб, соль, угольки, а гости клали туда же вещи. Блюдо снова закрывалось. За этим начинали петь подблюдные песни.

Во время пения сваха разводила в блюде, а с окончанием песни трясла блюдом. Каждая песня имела свое значение: но все эти значения не везде были одинаковы. Так во многих местах одно и то же значение прилагалось к разным песням, смотря по местному обычаю. Эти значения: к скорому замужеству, к свиданию; замужество с ровнею; замужество с чиновным; к сватанию; к бедности; к сытой жизни; к свадьбе; к богатству; исполнение желания; веселая жизнь; девушкам к замужеству; молодцам к женитьбе; счастливая доля; дорога; замужество с милым; несчастье; к смерти; к болезни, к радости»

Главная сила травы в ее корня, они охраняют человека малодушного от разных соблазнов. Упоминание о траве говорит нам о том, что Софья читала не только сентиментальные романы, но и была знакома со славянской мифологией, как и пушкинская Татьяна «верила преданьям простонародной старины». В этом сне Софье открываются главные пороки Чацкого- гордыня, что и является причиной его несчастий героя «с нетерпеливою душой»

Во сне Софьи «цветистый луг» и «небеса» отражают внутренний мир Софьи, состояние ее души, ее мечту о счастье с любимым, а «темная комната» - это реальность, это тайное свидание, это необходимость скрываться, обманывать, потому что любимый, «милый человек», «в бедности рожден», это угроза наказан

Своим рассказом сна Софья хочет отвлечь внимание Фамусова, отклонить его подозрения от Молчалина. Таким образом, Софья «придумала» сон для того, «чтобы скрыть истинное положение вещей, но в то же время и намекнуть на него « (М.Пророков) Автор статьи утверждает, что в конце сон почти сбывается, ее возлюбленного отделяют от могущей накинуться на него толпы лишь несколько мгновений, за которые он успевает скрыться. Сон мог сбыться в буквальной точности, но сбылся наоборот» Действительно, пророческий, вещий смысл в рассказе Софьи можно увидеть только в том случае, что она его не выдумала, и ей, в самом деле, он приснился (но не в эту ночь).

^ Смысл сна Татьяны в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Этот литературный прием А. С. Пушкин использует во многих своих произведениях: это сон Руслана, 3 сна Марии Гавриловны в «Метели», сон Татьяны в «Евгении Онегине» Сон Петруши Гринева «Капитанская дочка» Григория Отрепьева в «Борисе Годунове» Интерпретаторы ( Гершензон) приходят к выводу о том, что Пушкин в своих снах дал картину иррационального , подсознательного восприятия действительности: душа видит то, чего не замечают глаза.

Сну Татьяны предшествовал ряд событий: объяснение с Онегиным, которое стало для нее ударом. Она ничего не видела от слез, слушая его. После объяснения она испытывает глубокую любовную тоску. Она глубоко страдает. События разворачиваются в святочные дни. А мы знаем, что

поэт в лирическом отступлении предупреждает нас о фольклорной основе сознания своей героини.

Татьяна верила преданьям

Простонародной старины,

И снам, и карточным гаданьям,

И предсказаниям луны

Ворожба и святочные гадания – непременное условие вещего сна. Это народная традиция. Не случайно он берет эпиграфом слова из баллады Жуковского: «О, не знай сих страшных снов, ты моя Светлана!».

О ворожбе слово «страшно» автор говорит дважды:

Татьяна, по совету няни

Сбираясь ночью ворожить,

Тихонько приказала в бане

На два прибора стол накрыть.

Но страшно стало вдруг Татьяне…

А я при мысли о Светлане

Мне стало страшно.

Речь идет не о гадании, а о ворожбе. А это существенная разница. Ворожить, значит, колдуя, гадать, т. е. пытаться узнать будущее, обратившись к потусторонним силам.


Поэтому и стол накрыт именно в бане, и под подушкой должно лежать зеркало, а в постель нужно ложиться без одежд:

И снится чудный сон Татьяне

Ей снится будто бы она….

Кого же увидела Татьяна в своем вещем сне? В первую очередь себя! Вот она идет по снеговой поляне в темноте. Но перед ней» поток, не скованный зимой»,

Как на досадную разлуку .

Татьяна смотрит на ручей;

Не видит никого, кто руку

С той стороны подал бы ей.

Из сугроба появляется медведь ( так и бывает в сказках) Он «лапу с острыми когтями/ Ей протянул …» И что ж Татьяна? Она принимает эту помощь:

…. Она скрепясь

Дрожащей ручкой оперлась

И боязливыми шагами

Перебралась через ручей;

Пошла - что ж? Медведь за ней?

Она пытается убежать, но впереди метелью все занесено. Татьяна падает, медведь подхватывает ее и несет бесчувственную дальше. Завидев в лесу шалаш, медведь говорит: « Здесь мой кум \ Погрейся у него немного»

И что же видит Татьяна?

За столом сидят чудовища кругом:

Один в рогах с собачьей мордой,

Другой с петушьей головой,

Здесь ведьма с козьей бородой,

Тут остов чопорный и гордый,

Там карла с хвостиком, а вот

Полужуравль и полукот.

Но вдруг среди гостей узнала Татьяна того «кто мил и страшен ей»

Если исходить из фольклорных традиций, то:

^ Зверь вообще - в символ агрессии у первобытного человека. В тибетском календаре

Петух и свинья олицетворяют основные человеческие пороки, которые привязывают человека к колесу жизни и смерти.

Медведь - связан с оборотничеством. Он управлял временем

Козел - в христианской традиции - cимвол распущенности, похоти, дъявола.

С головой собаки изображались демоны подземного царства.

Река - символ необратимого потока времени. Символ потери и забвения. Река – дорога в страну мертвых. В народной мифологии переход через реку является символом смерти.

Образ медведя имеет двойную природу в фольклоре: видеть его во сне - к женитьбе, сватовству, в сказках - он хозяин леса, сила, враждебная людям, связанная с водой,- полудемон, связанный «с кумом, хозяином дома» Он помогает Татьяне перебраться через водную преграду, разделяющую мир людей и лес.

Эпизод – это та или иная в известной степени завершенная часть литературного произведения, которая изображает законченное событие или важный в судьбе персонажа момент. Будучи, законченным целым, отдельным элементом фабулы, событием в жизни героев, эпизод в то же время и составная часть произведения.

Сложности, глубине, многосторонности человеческого характера в полной мере соответствует эпизод «Сон Татьяны Лариной».

Сон Татьяны – это осознание героиней Пушкина своей беспомощности перед обстоятельствами, интуитивное понимание пагубности ее чувства к Онегину, «мечтанье страшное», предвосхищение спасения, избавление от влияния темных сил для души чистой и непорочной.

Святочные гадания и ворожба необходимое условие вещего сна.

Ворожить – значит, колдуя, гадать, то есть пытаться узнать будущее, обратившись к потусторонним силам. Поэтому и стол накрыт именно в бане, под подушкой должно лежать зеркало, а в постель нужно ложиться без одежд. Кого же увидела в своем вещем сне Татьяна? В первую очередь себя! Вот она идет по снеговой поляне в темноте. Но перед ней «поток, не скованный зимой». Появляется из сугроба медведь. Он лапу с острыми когтями ей протянул. И она приняла его помощь.

Итак, если героини Жуковского отправляются в дорогу по призыву женихов-мертвецов, то влечение Татьяны в ночь добровольное.

И все же обратившись к потусторонним силам, приняв их помощь, она все же достигает цели своего путешествия: среди гостей она узнала «того, кто мил ей и страшен». Страх уступает на время место любопытству, стремлению разрешить загадку Онегина.

Может быть, именно в своем сне, чтобы так достоверно, точно передать состояние ужаса и бессилия, невозможности не просто как-то противостоять, нет, а даже бежать, даже в конечном итоге закричать.

А далее являются Ольга и Ленский одновременно с блеснувшим светом как препятствием к осуществлению эгоистичных целей Онегина.

Итак, сон Татьяны – это не только ее «страшное мечтанье», но и предвосхищение трагических событий. А ведь во сне «зловещем», Татьяна ясно видела гибель Ленского от руки Онегина. Почему же она не предотвратила трагедию? Ведь Пушкинская героиня верила снам и преданьям старины.

Как видим, просто верить преданьям старины недостаточно, чтобы противостоять враждебному миру, губящему своей пошлостью и грязью. Верить снам – это же не значит точно знать, что все так и будет, как привиделось. Жизнь сложнее сонников, астрологических прогнозов, ее не уместить в схемы, системы, теории.

В частности, сон Татьяны – результат ее переживаний после объяснения с Онегиным в саду ее «мечтанье страшное», попытка разрешить сомнения, обратившись к темным силам. Это одно из важнейших мест романа, раскрывающих «русскую душу» пушкинского «милого идеала».


Заключение

Изучив литературу, я пришла к следующим выводам:

Сны в литературных произведениях являются эпизодами, а для авторов – это литературный прием, позволяющий раскрыть характер героя во всей его сложности. Во сне скрыто пророчество, мудрое и верное, потому, что оно основано на тончайших показателях чувств. Во снах проявляется мощная власть, управляемая человеком. Еще до возникновения психоанализа и вне всякой связи с ним писатели так часто обращались к форме сна для того, чтобы изобразить мечтаемое, желаемое своих героев, а порой и свое собственное. И поэтому именно в форме сна рассказывалось и о приближении опасного, нежеланного, нежелательного завтра. Сны встречаются произведениях многих писателей: Батюшкова, Пушкина, Тютчева, Жуковского, Грибоедова, Гоголя, Достоевского

Я узнала, что сны бывают колдовские и сны вещие

Анализируя произведения с культуроведческой точки зрения, я поняла, что в своих произведениях писатели используют образы- символы с мифологическим их наполнением, языческие обряды, значение которых без истолкования совсем непонятны учащимся, не обладающим фоновыми знаниями по мифологии. Это характерно для всех трех исследуемых мною произведений.

В третьих, я увидела что произведениях очень много христианских слов - символов, которые также не понятны детям, не изучавшим основы христианской, православной религии. Учащиеся не знают ни этих слов, ни их значений. Поэтому культуроведческий анализ и здесь необходим.

В поэме «Жуковского «Светлана» сон – кульминация для внешнего

плана произведения. Мистические события, борьба света и тьмы происходят во сне Светланы, который имеет двойственную характеристику. Сны, гадания свойственны древним культам и это характеризует героиню, как человека, имеющего славянские корни. С другой стороны во сне проявляются христианские символы. Сон имеет самостоятельную композицию, в которой двойная кульминация: первая – победа светлых сил в душе Светланы; вторая – победа самой героини, защищенной светлыми силами, над тьмой

Сейчас я понимаю, что поэма Жуковского – предупреждение. Для христианского мировоззрения Жуковского было неприемлемой вера в гадания, обращение к колдовству и ворожбе. Это мифологическое сознание, пришедшее к нам с языческих времен. Ведь обращение к ворожбе чуть не погубило Светлану, только ангел – голубок спас ее. Сегодня, когда появились сотни гадалок разных уровней, а гадания молодых девушек никогда не уходили из нашей жизни (так как в нашей культуре соединилось языческое и христианское, православное), такой анализ и такие знания необходимы для формирования современного мировоззрения.

Я заметила, что у одних писателей таких слов-символов много (например, как у Жуковского), у Пушкина и Грибоедова их меньше. Смею высказать предположение, что это обусловлено как разницей в возрасте, так и временем.

Сон Татьяны – это осознание героиней Пушкина своей беспомощности перед обстоятельствами, интуитивное понимание пагубности ее чувства к Онегину «мечтанье страшное», предвосхищение спасения, избавления от влияния темных сил и непонятных ценой гибели души чистой, непорочной.

Софья своим рассказом хочет отклонить подозрения Фамусова от Молчалина Таким образом. Софья «придумала» свой сон для того, чтобы скрыть истинное положение вещей, но в то же время и намекнуть на него.

У снов разное назначение, но в снах Татьяны и Светланы многое совпадает


Литература:

Бродский. Роман «Евгений Онегин» Комментарий

Влащенко В.И. Сны в произведениях Грибоедова И Пушкина. «Литература в школе» №9, с. 2-7 № 10, с. 7-10. 2007

А.С. Грибоедов «Горе от ума» М. «Просвещение»

Жуковский В.А. «Светлана, М. «Просвещение», 1990

Н.Долинина. Прочитаем Онегина вместе. Л «Детская литература» 1968.

Ю. М. Лотман « Роман Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. Л. «Просвещение» 1983.

( Максимов С.В. Соб.соч., т. 17 1912,с.4)

А.С. Пушкин «Евгений Онегин» М. «Детская литература» 1983.

Сычев Б.П. Сон Татьяны Лариной «уроки литературы» №7, 2007

)


Об особом значении снов в произведениях в русской классики критиками и литературоведами написано много. И то не удивительно, ведь во сне скрыто пророчество, мудрое и верное, потому, что оно основано на тончайших показателях чувств. Во снах проявляется мощная власть, управляемая человеком. Причем власть эта говорит с человеком на языке, понимание которого принципиально требует переводчика

По определению, данному в «Словаре литературоведческих терминов» произведения, воплощающая важнейшие черты его идейно-художественного своеобразия.

Сны в литературных произведениях являются такими эпизодами, а для авторов – это литературный прием, позволяющий раскрыть характер героя во всей его сложности.

Исследуя славянские народные толкования снов и их мифологическую основу, Н. И. Толстой установил пять основных положений, в которых могут быть выражены народные представления о сне.

Вот одно из них « Сон - это также открытие границы между настоящим и будущим и в то же время настоящим и прошлым. Отсюда восприятие сна как предсказания, предзнаменования, пророчества, отсюда вера в вещий смысл снов».

Еще до возникновения психоанализа и вне всякой связи с ним писатели так часто обращались к форме сна для того, чтобы изобразить мечтаемое, желаемое своих героев, а порой и свое собственное. И поэтому именно в форме сна рассказывалось и о приближении опасного, нежеланного, нежелательного завтра. Как пишет Ю. М. Лотман, Еще до возникновения психоанализа и вне всякой связи с ним писатели так часто обращались к форме сна для того, чтобы изобразить мечтаемое, желаемое своих героев, а порой и свое собственное. И поэтому именно в форме сна рассказывалось и о приближении опасного, нежеланного, нежелательного завтрапуть внутрь себя лежит через то будущее, которое предстает во сне, и естественно, наяву. В снах героев русской литературы предстают утопии и антиутопии. В словаре В.Даля сон – «состояние спящего, отдых тела в забытьи чувств, противоположное бдение, бодрость, явь. Видения во сне, сноведенья, грезы» Пословица В. Даля «Сон смерти брат».

^ Сны бывают колдовские и сны вещие. Колдовской сон можно победить. Вещими обычно называют те сны, которые сбываются. Однако представление о природе сна в русской культуре с одной стоны противоречиво: с одной стороны считалось, что он послан Богом и потому сообщает человеку информацию об истинном положении вещей (кому сон, кому явь); с другой стороны, его часто воспринимали как наваждение (Страшен сон, да милостив Бог).

Сон в художественной литературе - один из приемов в литературе, с помощью которого писатель раскрывает характеры героев, события, свое отношение к миру. Сон встречается у многих писателей: Батюшкова, Пушкина, Тютчева, Жуковского, Грибоедова, Гоголя, Достоевского

Сон – физическое состояние покоя и отдыха, призрачного видения; это грезы, мечты, образы.

Явь – это реальная действительность, когда правильно оцениваешь, понимаешь окружающее.Сон выполняет различные функции, является элементом сюжета, связан с идейно – тематическим замыслом автора. В основе снов лежат народные представления о сновидениях.

Так один из снов описан в балладе Жуковского «Светлана» С самого начала задан основной конфликт произведения: борьба темных и светлых сил в душе человека. Сюжет баллады прост, девушка ожидает любимого, который слишком долго не возвращается из похода. Она в унынии. События происходят в Крещенский вечерок. Светлана решается погадать, чтобы узнать о своем суженом. Ожидая полуночи, Светлана засыпает и видит сон. Рассказ о гадании и встрече героини с любимым вмещает в себя сон Светланы, то есть повествование имеет внешний и внутренний планы. Сон – кульминация для внешнего плана произведения. Мистические события, борьба света и тьмы происходят во сне Светланы, который имеет двойственную характеристику. Сны, гадания свойственны древним культам и это характеризует героиню, как человека, имеющего славянские корни. С другой стороны в сне проявляются христианские символы. Сон имеет самостоятельную композицию, в которой двойная кульминация: первая – победа светлых сил в душе Светланы; вторая – победа самой героини, защищенной светлыми силами, над тьмой

Сейчас я понимаю, что поэма Жуковского – предупреждение. Для христианского мировоззрения Жуковского было неприемлемой вера в гадания, обращение к колдовству и ворожбе. Это мифологическое сознание, пришедшее к нам с языческих времен. Ведь обращение к ворожбе чуть не погубило Светлану, только ангел – голубок спас ее.

Некоторыми литературоведами этот сон трактуется как «придуманный»( н. Писканов), вымышленный( В.Западов), воображаемы, Как «импровизация»( С. Яблонский) .Они считают, что сюжет сна изобретается по мере рассказа. Отсюда нервная прерывистость стиха, Софья собирается с мыслями и еще не знает, о чем будет говорить (ведь отец чуть не застал ее в комнате с Молчалиным ранним утром). Она, наверное, не ожидала, что отец будет слушать этот сон. В поисках предмета сновидения она нападает на первый попавшийся мотив- траву», но не знает, что с ней делать

Свой « смутный» сон Софья видит накануне приезда Чацкого. Вспомним сон Софьи:

Во сне Софьи «цветистый луг» и «небеса» отражают внутренний мир Софьи, состояние ее души, ее мечту о счастье с любимым, а «темная комната» - это реальность, это тайное свидание, это необходимость скрываться, обманывать, потому что любимый, «милый человек», «в бедности рожден», это угроза наказания.

Своим рассказом сна Софья хочет отвлечь внимание Фамусова, отклонить его подозрения от Молчалина. Таким образом, Софья «придумала» сон для того, «чтобы скрыть истинное положение вещей, но в то же время и намекнуть на него « (М.Пророков) Автор статьи утверждает, что в конце сон почти сбывается, ее возлюбленного отделяют от могущей накинуться на него толпы лишь несколько мгновений, за которые он успевает скрыться. Сон мог сбыться в буквальной точности, но сбылся наоборот» Действительно, пророческий, вещий смысл в рассказе Софьи можно увидеть только в том случае, что она его не выдумала, и ей в самом деле он приснился (но не в эту ночь).


Сну Татьяны предшествовал ряд событий: объяснение с Онегиным, которое стало для нее ударом. Она ничего не видела от слез, слушая его. После объяснения она испытывает глубокую любовную тоску. Она глубоко страдает. События разворачиваются в святочные дни. А мы знаем, что

поэт в лирическом отступлении предупреждает нас о фольклорной основе сознания своей героини

Сон Татьяны – это осознание героиней Пушкина своей беспомощности перед обстоятельствами, интуитивное понимание пагубности ее чувства к Онегину «мечтанье страшное», предвосхищение спасения, избавления от влияния темных сил и непонятных ценой гибели души чистой, неискушенной, непорочной.

Чтобы придти к таким выводам мне пришлось давать культурологическое толкование всех святочных гаданий, что они значили и как проходили, толковать образы- символы так как их толкует славянская мифология.

Таких образов – символов пришлось истолковать около сорока.

Именно культорологический анализ образов – символов позволяет увидеть глубинный культурный смысл художественного произведения.

Подобный подход к анализу образов – символов художественного произведения будет способствовать формированию навыков осознания глубинных проблем текста.


Литература:

Бродский. Роман «Евгений Онегин» Комментарий

Влащенко В.И. Сны в произведениях Грибоедова И Пушкина. «Литература в школе» №9, с. 2-7 № 10, с. 7-10. 2007

А.С. Грибоедов «Горе от ума» М. «Просвещение»

Жуковский В.А. «Светлана, М. «Просвещение», 1990

Н.Долинина. Прочитаем Онегина вместе. Л «Детская литература» 1968.

Ю. М. Лотман « Роман Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. Л. «Просвещение» 1983.

( Максимов С.В. Соб.соч., т. 17 1912,с.4)

А.С. Пушкин «Евгений Онегин» М. «Детская литература» 1983.

Сычев Б.П. Сон Татьяны Лариной «уроки литературы» №7, 2007

)




Скачать 348.77 Kb.
оставить комментарий
Биба Дарья
Дата04.09.2012
Размер348.77 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

плохо
  1
хорошо
  1
отлично
  9
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх