Программа внеурочной деятельности «Музыкальное творчество» Учитель: Баринова Л. Н. 2011 Календарно тематическое планирование занятий музыкального творчества. Класс: 1 icon

Программа внеурочной деятельности «Музыкальное творчество» Учитель: Баринова Л. Н. 2011 Календарно тематическое планирование занятий музыкального творчества. Класс: 1


Смотрите также:
Календарно-тематическое планирование по химии утвержден приказом по школе № от календарно...
Тематическое планирование программы внеурочной деятельности «Совёнок» 2 класс Учитель: Тодорова...
Календарно-тематическое планирование по английскому языку. 8А класс...
Календарно-тематическое планирование 10 класс Пояснительная записка...
Календарно-тематическое планирование по литературе 10 класс Учитель...
Календарно-тематическое планирование уроков геометрии в 10 класс. Учитель: Жиляева В. А...
Календарно- тематическое планирование. Предмет : алгебра Класс: 7 Учитель : Красильникова В. В...
Календарно-тематическое планирование для 9 класс...
Календарно-тематическое планирование для 10 класс...
Календарно-тематическое планирование Календарно-тематическое планирование (математика) 10 класс...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка. Класс...
Календарно-тематическое планирование уроков русского я зыка Учитель Иванова М. В. Класс...



Загрузка...
скачать
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШУМОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

КРАСНОАРМЕЙСКОГО РАЙОНА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ


«Согласовано»

Руководитель МО

……………/ Рябинина Л.И./

Протокол № ___ от «__»_____________201__г.

«Согласовано»

На методическом совете

Протокол № __ от ______200___г.

Заместитель директора по УВР

.………………../Романова Л.О./

«Утверждаю»

Директор МОУ «ШСОШ»

…………………../ Кашникова М.А./

Приказ № ___от «__»_______________201___г.



ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Музыкальное творчество»


Учитель: Баринова Л.Н.


2011

Календарно – тематическое планирование занятий музыкального творчества.


Класс: 1


Учитель: Баринова Л.Н.


Количество часов всего: 33 ч.


Количество часов в неделю: 1ч.


Контрольных работ нет


Планирование составлено но основе:


1.Методического письма «О преподавании учебного предмета «Музыка» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2010-2011 учебном году»


2.Серия «Стандарты второго поколения» основана в 2008 году.

3.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ (В.А.Горский, А.А.Тимофеева, Д.В.Смирнов и др..); под ред. В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2010г.


^ Планирование музыкального творчества в 1 классе:





п/п

Кол-во часов

Дата

Тема урока

НРК

формы

контроля

ЦОР

1

1




1 четверть

«И Муза вечная со мной!»




текущий

цор

2

1




Хоровод муз




текущий

цор

3

1




Повсюду музыка слышна.





текущий

цор

4

1




Душа музыки – мелодия.




текущий

цор

5

1




Душа музыки – мелодия.




текущий

цор

6

1




Музыка осени.




текущий

цор

7

1




Сочини мелодию.




текущий

цор

8

1




«Азбука, азбука каждому нужна…»

R.K.

текущий

цор

9

1




Музыкальная азбука.




текущий

цор

10

1




2 четверть

«Угадай мелодию»




текущий

цор

11

1




Музыкальные инструменты.




текущий

цор

12

1




«Садко». Из русского былинного сказа.




текущий

цор

13

1




Звучащие картины.




текущий

цор

14

1




Разыграй песню.

R.K.

текущий

цор

15

1




Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины.




текущий

цор

16

1




3 четверть

Добрый праздник среди зимы.




текущий

цор

17

1




Край, в котором ты живешь.




текущий

цор

18

1




Художник, поэт, исполнитель.




текущий

цор

19

1




Музыка утра.





текущий

цор

20

1




Музыка вечера.




текущий

цор

21

1




Музыкальные портреты.




текущий

цор

22

1




Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка.

R.K.

текущий

цор

23

1




Музы не молчали.




текущий

цор

24

1




Мамин праздник.




текущий

цор

25

1




Обобщающий урок.




текущий

цор

26

1




Музыкальные образы.




текущий

цор

27

1




4четверть

«Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины.




текущий

цор

28

1




Музыка в цирке.




текущий

цор

29

1




Дом, который звучит.




текущий

цор

30

1




Опера-сказка.

R.K.

текущий

цор

31

1




«Ничего на свете лучше нету».




текущий

цор

32

1




«Ничего на свете лучше нету».




текущий

цор

33

1




Обобщающий урок.





текущий

цор



Итого 33 часа.


занятия

Количество часов

Тема занятия


Содержание занятий

Цель

Тема полугодия первого: «Музыка вокруг нас».

1.

1

«И Муза вечная со мной!»


(Час-путешествия)

Муза – волшебница, добрая фея, раскрывающая перед школьниками чудесный мир звуков, которыми наполнено все вокруг. Композитор – исполнитель – слушатель.

  • П.И.Чайковский «Па-де-де» из балета «Щелкунчик»

  • Д.Кабалевский «Песня о школе».

  • И.Якушенко «Пестрая песенка»

- размышление об истоках возникновения музыкального искусства;

- обучение правилам поведения на уроке музыки и правилам пения;

- наблюдение за музыкой в жизни человека и звучанием природы.


2.

1

Хоровод муз.


(Час- экскурсия)

Знакомство с понятием “хор”, “хоровод”, с музыкой, которая в самых различных жизненных обстоятельствах становится частью жизни. Праздничный день. Все поют, танцуют, веселятся. Разве можно в такой день обойтись без музыки?

Хоровод - древнейший вид искусства, который есть у каждого народа. Сходство и различие русского хоровода, греческого сиртаки, мол-давской хоры. Характерные особенности песен и танцев разных народов мира.

  • р.н.п. «Во поле береза стояла»

  • греческий танец «Сиртаки»

  • молдавская хороводная песня-пляска «Хора».

- музыка объединяет музыкальные образы разных стран и народов;

- использовать музы-кальную речь, как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках.


3.

1

Повсюду музыка слышна.


(Час - игра)

Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Показать, что каждое жизнен-ное обстоятельство находит отклик в музыке. Знакомство с народными песенками-попев-ками. Определение характера, настроения песенок, жанро-вой основы.

^ Ролевая игра «Играем в композитора».

Сочинение мелодии и исполнение песен-попевок.

- определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок;

- принимать участие в элементарной импрови-зации и исполнительской деятельности.

4.

1

Душа музыки – мелодия.

(Час-путешествия)

Мелодия – главная мысль любого музыкального сочине-ния, его лицо, его суть, его душа. Опираясь на простые жанры – песню, танец, марш выявить их характерные особенности. В марше - поступь, интонации и ритмы шага, движение. Песня-напевность, широкое дыха-ние, плавность линий мело-диического рисунка. Танец-движение и ритм, плавность и закругленность мелодии, узнаваемый трехдольный раз-мер в вальсе, подвижность, четкие акценты, короткие “шаги” в польке. В песне учащиеся играют на вообра-жаемой скрипке. В марше пальчики- “солдатики”.

^ Маршируют на столе, играют на воображаемом барабане. В вальсе учащиеся изображают мягкие покачи-вания корпуса.

П.Чайковский:

  • «Сладкая греза», «Вальс»,

  • «Марш деревянных солдатиков».

- понимать термины: мелодия и аккомпа-немент. Что мелодия – главная мысль музыкаль-ного произведения.

- выявлять характерные особенности жанров: пес-ни, танца, марша;

- определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш);

5.

1

Музыка осени.


(Комбинированный час)

Связать жизненные впечат-ления школьников об осени с художественными образами поэзии, рисунками художника, музыкальными произведе-ниями П.И.Чайковского и Г.В.Свиридова, детскими пес-нями. Звучание музыки в окружающей жизни и внутри самого человека. Куплетная форма песен.

  • П.И.Чайковский «Осенняя песнь»

  • Г.Свиридов «Осень»

  • В.Павленко «Капельки»

  • Т.Потапенко «Скворушка прощается»

- различать тембр музыкального инструмен-та – скрипки и фортепиа-но;

- выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку;

6.

1

Сочини мелодию.


(Час закрепления нового материала)

Развитие темы природы в музыке. Овладение элемента-ми алгоритма сочинения мелодии.

^ Вокальные импровизации де-тей. Ролевая игра «Играем в композитора».

Понятия «мелодия» и «аккомпанемент».

Тема природы в музыке. Муза вдохновляет тех, кто имеет желание, обладает трудо-любием, кто хочет научиться новому.

- проявлять личностное отношение при восприя-тии музыкальных произ-ведений, эмоциональную отзывчивость;

- ориентироваться в музыкально- поэтическом творчестве.

7.

1

«Азбука, азбука каждому нужна…»


(Час изучения и первичного закрепления новых знаний)

Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкаль-ную грамоту.

  • ^ Д.Кабалевский «Песня о школе»

  • А. Островский «Азбука»

- моделирование опыта музыкально-творческой деятельности;

- понимание истоков музыки и ее взаимосвязи с жизнью;


8.

1

Музыкальная азбука.



Музыкальная азбука – взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом. Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту.

  • ^ В. Дроцевич «Семь подружек»

  • «Нотный хоровод»

- узнавать изученные произведения, участво-вать в коллективном пении, исполнение ритма, изображение звуковысот-ности мелодии движе-нием рук.

9.

1

«Угадай мелодию»


(Час-игра)

Исполнение песен. Игра «Угадай мелодию» на опреде-ление музыкальных произве-дений и композиторов, напи-савших эти произведения.


- определять на слух знакомые жанры: песня, танец, марш;

- узнавать изученные му-зыкальные произведения, выказывать свое отно-шение к различным музыкальным сочине-ниям, явлениям, создавать собственные интерпре-тации, исполнять знако-мые песни.

10.

1

Музыкальные инструменты.


(Час изучения и закрепления новых знаний)


Музыкальные инструменты русского народа – свирели, дудочки, рожок, гусли. Внешний вид, свой голос, умельцы-исполнители и масте-ра-изготовители народных инструментов.

  • «Полянка» (свирель),

  • «Во кузнице» (рожок),

  • «Как под яблонькой» (гусли)

  • «Пастушья песенка» (французская народная песня)

- ориентироваться в музыкально поэтиче-ском творчестве, в мно-гообразии музыкального фольклора России;

- находить сходства и различия в инструментах разных народов.

11.

1

«Садко». Из русского былинного сказа.


(Комбинированное занятие)


Знакомство с народным бы-линным сказом “Садко”. Знакомство с разновидностями народных песен – колыбель-ные, плясовые. На примере музыки Н.А.Римского-Корсакова дать понятия «композиторская музыка».

  • Д.Локшин «Былинные наигрыши» - (гусли)

  • Н.А.Римский-Корсаков «Заиграйте, мои гусельки», «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко»

- внимательно восприни-мать информацию;

- внимательно слушать музыкальные фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших литерату-рных фрагментах.


12.

1


Звучащие картины.


(Комбинированное занятие)



Расширение художественных впечатлений учащихся, разви-тие их ассоциативно-образ-ного мышления на примере репродукций известных произ-ведений живописи, скульпту-ры разных эпох. Направление на воспитание у учащихся чувство стиля - на каких кар-тинах “звучит” народная му-зыка, а каких - профессио-нальная, сочиненная компо-зиторами.

  • ^ К.Кикта «Фрески Софии Киевской»

  • Л.Дакен «Кукушка»

- сопоставлять народные и профессиональные инструменты, их своеоб-разие и интонационное звучание, сходства и различия.


13.

1

Разыграй песню.


(Комбинированный час)



Развитие умений и навыков выразительного исполнения детьми песни Л.Книппера «Почему медведь зимой спит». Выявление этапов развития сюжетов. Подойти к осоз-нанному делению мелодии на фразы, осмысленному исполнению фразировки. Основы понимания развития музыки


- планировать свою деятельность;

- выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план во-кального сочинения исхо-дя из сюжетной линии стихотворного текста, с танцевальными элемен-тами, импровизировать «музыкальные разгово-ры» различного характера в танцевальной форме.

14.

1

Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины.


(Занятие-игра)

Введение детей в мир духо-вной жизни людей. Знакомст-во с религиозными праздника-ми, традициями, песнями и танцами. Знакомство с сюже-том о рождении Иисуса Христа и народными обы-чаями празднования церков-ного праздника - Рождества Христова. Осознание образов рождественских песен, на-родных песен-колядок.

  • «Тихая ночь» - международный рождественский гимн

  • «Щедрик»- украинская народная колядка

  • «Все идут, спешат на праздник» - колядка

  • С.Крылов - «Зимняя сказка»

- приобретать (модели-ровать) опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение, испол-нение, слушание и танца.


15.

1

Добрый праздник среди зимы.


(Комбинированный час)


ИТОГО 15часов

Урок посвящен одному из самых любимых праздников детворы – Новый год. Зна-комство со сказкой Т.Гоф-мана и музыкой балета П.И. Чайковского «Щелкунчик», который ведет детей в мир чудес, волшебства, приятных неожиданностей. Исполнение песен.

П.И.Чайковский Балет «Щелкунчик»:

  • «Марш»

  • «Вальс снежных хлопьев»

  • «Па- де-де»

  • «Зимняя песенка» А.Бердыщев

- понимать степень по-нимания роли музыки в жизни человека.

- узнавать освоенные музыкальные произве-дения;

- давать определения общего характера музыки;

- накопления музыкально-слуховых представлений и воспитания художест-венного вкуса.

^ Тема второго полугодия: «Творчество и ты»

16.

1

Край, в котором ты живешь.


(Час изучения и закрепления новых знаний)

Способность музыки и танца в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни.

Россия - Родина моя.

Отношение к Родине, ее при-роде, людям, культуре, тради-циям и обычаям. Идея пат-риотического воспитания.

^ Понятие “Родина” - через эмо-ционально-открытое, позитив-но-уважительное отношение к вечным проблемам жизни и искусства. Родные места, родительский дом, восхище-ние красотой материнства, поклонение труженикам и защитникам родной земли. Гордость за свою родину. Музыка о родной стороне, утешающая в минуты горя и отчаяния, придававшая силы в дни испытаний и трудностей, вселявшая в сердце человека веру, надежду, любовь… Искусство, будь то музыка, литература, живопись, танец имеет общую основу – саму жизнь. Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жиз-ненные явления, запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрите-лям художественных образах.

  • В.Степанова «Добрый день»

  • А.Шнитке - «Пастораль»

  • Г.Свиридов – «Пастораль»

  • В.Алексеев «Рощица»

  • А.Бердышев «Приезжайте в тундру»

- понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации; названия изученных произведений и их авторов;

- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.


17.

1

Художник, поэт, исполнитель.


(Час обобщения и систематизации знаний)


Искусство, будь то музыка, литература, живопись, танец имеет общую основу – саму жизнь. Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разно-образные жизненные явления, запечатлев их в ярких запоми-нающихся слушателям, Чита-телям, зрителям художестве-нных образах. Обращение к жанру пейзажа, зарисовкам природы в разных видах искусства. Музыкальные пей-зажи с танцевальными элемен-тами - это трепетное отноше-ние композиторов и исполни-телей к увиденной, “услышан-ной сердцем”, очаровавшей их природе. Логическое про-должение темы взаимосвязи разных видов искусства, обра-щение к жанру песни как единству музыки и слова.

  • ^ И. Кадомцев « Песенка о солнышке, радуге и радости»

  • И.Никитин «Вот и солнце встает»

- понимать вырази-тельность, танцевальность и изобразительность му-зыкальной интонации; названия изученных про-изведений и их авторов.



18.

1

Музыка утра.


(Комбинированное занятие)


Рассказ музыки о жизни природы. Значение принципа сходства и различия как ведущего в организации восприятия музыки детьми. Контраст музыкальных про-изведений, которые рисуют картину утра. У музыки есть удивительное свойство - без слов передавать чувства, мысли, характер человека, состояние природы. Характер музыки особенно отчетливо выявляется именно при сопоставлении пьес.

  • Э.Григ «Утро»

  • П.Чайковский «Зимнее утро»

  • В.Симонов «Утро в лесу»

- понимать, что у музыки есть свойство - без слов передавать чувства, мыс-ли, характер человека, состояние природы, как связаны между собой раз-говорная речь и музы-кальная речь.


19.

1

Музыка вечера.


(Комбинированный час)



Вхождение в тему через жанр - колыбельной песни. Особенности колыбельной музыки. Особенность вокаль-ной и инструментальной му-зыки вечера (характер, напев-ность, настроение). Испол-нение мелодии с помощью пластического интонирова-ния: имитирование мелодии на воображаемой скрипке. Обозначение динамики, темпа, которые подчеркивают хара-ктер и настроение музыки.

  • В. Гаврилин «Вечерняя музыка»

  • С.Прокофьев «Ходит месяц над лугами»

  • Е. Крылатов «Колыбельная Умки»

  • В.Салманов « Вечер»

- по звучавшему фраг-менту определять музы-кальное произведение, проникнуться чувством сопереживания природе, находить нужные слова для передачи настроения.

- сопоставлять, сравни-вать, различные жанры музыки.

20.

1

Музыкальные портреты.


(Час изучения и закрепления новых знаний)


Сходство и различие музыки и разговорной речи на примере вокальной миниатюры «Бол-тунья» С.Прокофьева на стихи А.Барто. Интонационно-осмысленное воспроизве­дение различных музыкальных обра-зов. Тайна замысла компо-зитора в названии музыкаль-ного произведения.

^ Отношение авторов произве-дений поэтов и композиторов к главным героям музы-кальных портретов.

  • В.Моцарт « Менуэт»

  • С.Прокофьев «Болтунья»

- сравнивать музыкальные и речевые интонации,

- определять их сходство и различия;

- выявлять различные образы – портреты персонажей можно передать с помощью музыки, сходства и различия разговорной и музыкальной речи.


21.

1

Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка.


(Комбинированный час)

Знакомство со сказкой и народной игрой “Баба-Яга”. Встреча с образами русского народного фольклора.

  • ^ П.Чайковский «Баба Яга»

  • « Баба – Яга» - детская песенка

- выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения: изобразительные и выразительные.

22.

1

Музы не молчали.


(Комбинированный час)


Тема защиты Отечества. Подвиги народа в произве-дениях художников, поэтов, композиторов. Память и памятник - общность в родственных словах. Память о полководцах, русских воинах, солдатах, о событиях трудных дней испытаний и тревог, сохраняющихся в народных песнях, образах, созданными композиторами. Музыкальные памятники за-щитникам Отечества.

  • А.Бородин «Богатырская симфония»

  • «Солдатушки, бравы ребятушки» (русская народная песня)

  • «Учил Суворов»

- определять названия произведений и их авто-ров, в которых музыка рассказывает о русских защитниках.

- внимательно слушать.


23.

1

Мамин праздник.


(Комбинированный час)


Урок посвящен самому дорогому человеку - маме. Осмысление содержания пост-роено на сопоставлении поэ-зии и музыки. Весеннее наст-роение в музыке и произве-дениях изобразительного ис-кусства. Напевность, кантиле-на в колыбельных песнях, которые могут передать чувство покоя, нежности, доброты, ласки

  • В.Моцарт «Колыбельная»

  • И.Дунаевский «Колыбельная»

  • М.Славкин « Праздник бабушек и мам»

  • И.Арсеев «Спасибо»

- передавать эмоцио-нально во время хорового исполнения разные по ха-рактеру песни, импро-визировать;

- выделять характерные интонационные музы-кальные особенности музыкального сочинения, имитационными движе-ниями.

24.

1

Обобщающий урок.


(Час обобщения и система-тизации знаний)

Обобщение музыкальных впечатлений первоклассников за 3 четверть.



- исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музы-кально-пластическое дви-жение, импровизация и др.).

25.

1

Музыкальные образы.


(Час изучения и закрепления новых знаний)

Инструментовка и инсцени-ровка песен и танцев.

^ Игровые песни, с ярко выра-женным танцевальным харак-тером. Звучание народных музыкальных инструментов.

  • «У каждого свой музыкальный инструмент»- эстонская народная песня.

- вслушиваться в звуча-щую музыку и определять характер произведения, выделять характерные интонационные музы-кальные особенности музыкального сочинения, имитационными дви-жениями изображать игру на музыкальных инст-рументах

26.

1

Музыкальные инструменты.


(Час изучения и закрепления новых знаний

Встреча с музыкальными инструментами – арфой и флейтой. Внешний вид, тембр этих инструментов, выразительные возможности. Знакомство с внешним видом, тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов-лютня, лавеснн. Сопоставление зву-чания произведений, испол-няемых на клавесине и фортепиано. Мастерство ис-полнителя - музыканта.

  • И.Бах «Волынка»

  • П.Чайковский «Сладкая греза»

  • Л.Дакен «Кукушка»

  • «Тонкая рябина» - гитара

  • Ж.Рамо - «Тамбурин»- клавесин

  • И.Конради – «Менуэт» - лютня

- сравнивать звучание музыкальных инстру-ментов, узнавать музы-кальные инструменты по внешнему виду и по зву-чанию, имитационными движениями изображать игру на музыкальных инструментах.

27.

1

«Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины.


(Комбинированный час)


Знакомство с музыкальными инструментами, через алжирс-кую сказку “Чудесная лютня”. Размышление о безграничных возможностях музыки в пере-даче чувств, мыслей человека, силе ее воздействия. Обобщенная характеристика музыки, дающая представление об особенностях русской народной протяжной, лирической песни разудалой плясовой. Выполнение задания и выявление главного вопроса: какая музыка может помочь иностранному гостю лучше узнать другую страну? Художественный образ. Закрепление представления о музыкальных инструментах и исполнителях. Характер музыки и ее соответствие настроению картины.

- сопоставлять музы-кальные образы в зву-чании различных музы-кальных инструментов,

- размышлять о возмож-ностях музыки и танца в передаче чувств, мыслей человека, силе ее воз-действия.

28.

1

Музыка в цирке.


(Комбинированный час)


Цирковое представление с музыкой, которая создает праздничное настроение. Музыка, которая звучит в цирке, помогает артистам выполнять сложные номера, а зрителям подсказывает появление тех или иных действующих лиц циркового представления.

  • А.Журбин «Добрые слоны»

  • И.Дунаевский «Выходной марш»

  • Д.Кабалевский «Клоуны»

  • О.Юдахина «Слон и скрипочка»

- определять жанровую принадлежность музы-кальных произведений, песня - танец – марш.

- узнавать изученные музыкальные произве-дения и называть имена их авторов;


29.

1

Дом, который звучит.


(Час изучения и закрепления новых знаний)



Музыкальный театр. Через песенность, танцевальность и маршевость можно совершать путешествие в музыкальные страны - оперу и балет. Герои опер - поют, герои балета - танцуют. Пение и танец объединяет музыка. Сюжеами опер и балетов становятся известные народные сказки. В операх и балетах “встре-чаются” песенная, танце-вальная и маршевая музыка.

  • Н.Римский-Корсаков опера «Садко»

  • ( фрагменты)

  • Р.Щедрин балет «Конек-Горбунок»

  • ( «Золотые рыбки»)

- вслушиваться в звуча-щую музыку и определять характер произведения, выделять характерные интонационные музы-кальные особенности му-зыкального сочинения. Эмоционально откли-каться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике.



30.

1

Опера-сказка.


(Час - закрепления знаний)



Детальное знакомство с хорами из детских опер. Персонажи опер имеют свои яркие музыкальные характеристики – мелодии-темы. Герои опер могут петь по одному - солист и вместе – хором в сопровождении фортепиано или оркестра. В операх могут быть эпизоды, когда звучит только инстру-ментальная музыка.

  • ^ М.Коваль «Волк и семеро козлят»

  • М.Красев «Муха – цокотуха»

- назвать понравившееся произведения, дать его характеристику;

- сопоставлять, сравни-вать, различные жанры музыки.

31.

2

«Ничего на свете лучше нету».


(Комбинированный час)


Музыка, написанная специаль-но для мультфильмов. Люби-мые мультфильмы и музыка, которая звучит повседневно в нашей жизни. Знакомство с композиторами- песенниками, создающими музыкальные образы.

  • ^ Г.Гладков «Бременские музыканты»

элементарные понятия о музыкальной грамоте и использовать их во время урока,


32.

1

Обобщающий урок.


(Занятие-концерт.)


ИТОГО 18часов

Слушание полюбившихся произведений, заполнение афиши, исполнение любимых песен.

- понимать триединство: композитор – испол-нитель – слушатель,

- осозновать, что все со-бытия в жизни человека находят свое отражение в ярких музыкальных и художественных образах.



Итого: 33часа .


Пояснительная записка


Младшие школьники обладают уникальным творческим потенциалом, который особенно ярко и активно проявляется в форме эмоциональной отзывчивости на яркие впечатления жизни и искусства. Школьники начальных классов обладают уникальными психофизическими возможностями творческих способностей средствами искусства. Их особая одаренность иссякает без целенаправленного развития! Творчество предполагает накопление музыкально-слухового опыта и его развитие, поэтому на занятия следует сочетать два вида деятельности: познавательную и эвристическую.

Детское музыкальное творчество  является показателем музыкальности детей.  Поэтому на основ предполагаемой методики – творческие формы воспитания, в процессе которых учащиеся практически осваивают язык музыки и составляющие его элементы: тембр, ритм, интонацию, гармонию… Музицирование по слуху (в начальном донотном периоде обучения) с последующим теоретическим осмыслением, «открытием для себя» элементов музыкального языка, способствует тому, что теоретически осознанный материал становится жизненно-естественной музыкальной речью ребенка, которую он с рождения носит как бы в себе (начиная с младенческого гуления – певческая импровизация у детей предшествует речи!). В программе поставлено принципиальная новая цель музыкального развития учащихся по сравнению с предшествующими программами: развитие активного образно мыслящего слуха в процессе детского музыкального творчества.

Задачи занятий музыкального творчества:

1.  Формирование самостоятельной музыкально-созидательной деятельности на основе эстетического переживания и соотворческого восприятия искусства.

2.  Отражение картины мира в собственном творчестве как путь художественного познания.

3.  Основой детского музыкального творчества является импровизация, на основе которой развивается образное мышление, формируется музыкальный язык, через который ребенок выражает свое отношение к музыкальной действительности. Импровизация – самая доступная форма музыкального самовыражения детей, в которой ребенок раскрывает свои творческие способности и проявляет самостоятельность музыкального мышления. В детском творчестве как в зеркале отражается культурный рост ребенка.

4.  «При комплексном подходе на основе синтеза искусств активизируется способность обобщения явлений по общим и существенным свойствам « (Л.Г.Выготский) – универсальное для всех видов познания и творчества, развиваются интегративные качества восприятия образное мышление как важнейший фактор художественного постижения мира. Именно образное мышление развивает у ребенка поиск неординарно решения жизненных проблем.

5.  Формирование основ художественных знаний необходимых для собственного творческого опыта.

  1. Умение повторить ритм, ощущение сильной и слабой долей.




  1. Навыки определения двух и трехдольных размеров музыки, ощущения темпов и понимание их смысла.




  1. Чтение и исполнение простейшей ритмической записи.




  1. Навыки элементарной ритмической импровизации (ритмизация стиха и воспроизведение знакомых ритмических формул марша, танцев – польки и вальса).




  1. Сочинение ритмов к стихам, подтекста ритмических рисунков.

^ Игровое обучение музыке

Наиболее полно свои возможности ребенок раскрывает в игре. Игра позволят сделать обучение интересным и увлекательным, активизирует творческие наклонности, поисковые способности. Как известно, игры бывают разными: принижающими и возвышающими, отупляющими и развивающими. Используйте творчески-развивающие игры, предложенные на страницах учебно-методического комплекта.

^ Импровизационность как особый способ воспитания

Уроки импровизации – это не только уроки музыки, но и уроки жизни. Суть предлагаемой концепции музыкального воспитания – взрастить творческую личность. Нет более эффективного и надежного пути к этой цели как через импровизацию 9так считают ведущие музыкальные педагоги мира К.Орф, И.Карлей и др.) – неподготовленное сиюминутное спонтанное выражение своих чувств и мыслей речи. В музыкальном пластической движении,  в пении и игре на музыкальных инструментах (как это детали из покон веков народные музыканты и любители музыки до возникновения профессиональной музыкальной культуры).  Обучая импровизации – «сходу грамотно и метко» выражать себя на публике, мы тем самым даем не только знания и навыки, но и ориентиры, установки как основу непредвиденного жизненного поведения. При этом акцентируется развитие, воображение, изобретательность, смелость и готовность находить новые неожиданные пути в разрешении возникающих проблем.

Импровизация как древнейший и генетически первичный вид музыкального творчества стояла у колыбели всех музыкальных культур и господствовала на протяжении многих веков. В педагогике XVI – XVIII веков значилось воспитание импровизатора наряду с композиторством, исполнителем, слушателем. И сегодня она является основой фольклорного музицирования. Идея общения и импровизации как к методу творческого обучения не нова. Современное ощущение этой проблемы дополняется мнением о том, что даже слушатель должен обладать навыками музицирования, чтобы глубже проникнуть в замысел исполняемой музыки. При этом важно понимать, что ценность такого любительского «музыкального сочинительства» в данном случае не только в результатах, сколько в самом процессе овладения музыкальной речью. В данном случае музыкальная практика импровизации (вокальной, инструментальной) благотворно сказывается как на развитии музыкальных способностей, так и личности в целом.

^ О музыкальном достижении

Простейшая и любимая детьми форма музыкального движения  музыкальная зарядка. Она развивает координацию и двигательные навыки, тем самым подготавливая школьников к музыкальному достижению 9здесь коренится стык предметов музыки и физкультуры, которую многие школьники не любят. Но стоит только этот предмет связать с музыкой – он станет самым любимым для учеников). Простые упражнения для головы, шеи, плеч, рук. Туловища под музыку полезны и развивают чувства ритма, темпа, координации движений в соответствии с музыкой.

На «Музыкальной зарядке» детей можно познакомить с большим количеством музыкальных произведений, в том числе с теми, которые приходятся по программе и связать эту форму с задачами по слушанию музыки, закрепить в слуховом сознании средств в музыкальной выразительности (прыжки – музыкальным прием стаккато, плавное движение руками – легато и пр.) Позже путем определенного подбора произведений. Можно формировать музыкально-слуховое ощущение стилей композиторов, эпохи страны национальных особенностей народной музыки и пр.

^ Музыкальная театрализация

  Этой формой вы осуществите преемственность с дошкольным музыкальным воспитанием. Где музыкальные спектакли – неотъемлемая часть жизни ребенка в дошкольных учреждениях. Театральные формы удивительно многообразны: настольный театр, театр картинок, кукольный, пальчиковый, мимический, театр пластики и жеста и пр. Наиболее доступным массовым школам и полезным для первоклассников представляется пальчиковый театр.

Он развивает мелкую моторику рук и тем самым стимулирует деятельность детского мозга и психику. Наукой доказана прямая зависимость уровня речевого развития детей с достижением пальцев рук (см. работы М.М.Кольцова). Систематические упражнения для пальцев рук способствует хорошей подвижности и гибкости детских ручонок, исчезновению скованности движений, нервных зажимов, что значительно облегчит первоклассникам приобретение навыков письма. Добивайтесь того, чтобы все упражнения, описанные в данной книги, выполнялись без труда, легко, как бы играючи, с радостью, свойственной играющим детям. Учитель, желающий дополнительно ознакомиться с музыкальными пальчиковыми играми может обратиться к работе автора «Игровое сольфеджио для малышей» (М.Московская консерватория, 1997), где музыкальные пальчиковые игры связаны с сочинением песен и ориентированы на постановку рук при игре на фортепиано.

^ Развитие чувства ритма

Чувство ритма – одно из важнейших компонентов музыкального восприятия, связанного с жизнью (вдох-выдох, день-ночь, и др.) Его нарушение – болезнь. Ритмические упражнения для детей легче, чем певческие и звуковысотные – многие дети плохо поют, а некоторые дети и вовсе (больны связки голоса, нет координации слуха и голоса и другие причины). Такие дети настроены к урокам музыки, которые чаще всего бывают уроками пения, враждебно. Ритмические упражнения для таких детей крайне необходимы как путь к музицированию, как возможность проявить себя и найти свое место, если не в школьном хоре, так в школьном оркестре или в сопровождении хора шумовыми инструментами. Уроки музыки в общеобразовательной школе должны стать «школой музыки для всех и для каждого»!

Развитием чувства ритма необходимо заниматься на каждом уроке. Привлекая словесно-ритмические игры, произнесение коротких стишков в ритме (прибауток, потешек, загадок). Развивать чувство поэтического ритма, который отражается в музыке песен. Ритмическое воспитание таким образом осуществляется  ясной связи с другими предметами школьного цикла – чтением и русским языком, где дети также выделяют ударные и неударные слоги. Логические ударения во фразе, учатся произносить выразительно.

Ритмические занятия побуждают детей к творчеству: придумать ритмический аккомпанемент  стишкам или песенке, на данный ритм слов.

^ Межпредметные связи

Музыкальное творчество легко и естественно соприкасается со всеми школьными дисциплинами первоклассников. На уроках чтения дети могут пользоваться выразительными приемами, которые они почерпнули на уроках музыки, из « Музыкальной азбуки», в которой  примере выразительного чтения стихов даны специальные музыкально-исполнительские приемы. Общие для музыкальной и актерской речи: форте и пиано, стаккато и легато. Музыкальная грамота тесно связана с грамматикой родного языка и математикой (музыкальные длительности, метр, размер). Учебник-тетрадь дает музыкально-теоретические знания в связи с разными видами искусства, прежде всего - изобразительным. В методических рекомендациях (конспекты уроков музыки) предложены формы, связанные с театром (инсценировки, театрализация), приведены музыкальные сценарии. В разделе музыкальное движение прочерчены связи с физкультурой. Впервые учителям музыки предложено музыкально-экологическое просвещение школьников, дополняющий предмет Экологии важным для современной жизни человека звуковой экологией. Своеобразным стержнем курса музыкального творчества в школе является  многоаспектная тема «Музыка и жизнь», тесно связанная со школьными предметами Окружающий мир и Природоведение (в теме «Музыка родной природы»). Беседа с детьми на эту тему дополняет их знания о внешнем окружающим мире – мире видимом, представлениями внутреннего духовно невидимого мира.  Курс, по сути, приближается к музыкальному мироведению, помогая детям постигать сложную науку жизни в ее неделимой целостности.

^ Заповеди школьного учителя музыки

1. Воспитывайте средствами музыки у школьников чувство истиной любви к Миру и Человеку. Знания без любви к Миру могут обратиться во зло, против человека.

2. Развивайте в детях все сразу: красоту поведения. Основанную на нравственности и духовности, которая непременно отражается в детском музыкальном творчестве, певческий голос и музыкальный слух, пластику движений и артистичность.

3.  В творческих музыкальных играх постарайтесь раскрыть все граи природного музыкального дара: пусть «искра Божья» разгорится в детях любовью к музыке.

4. с первых же шагов приобщайте школьников к простейшим формам музыкальной импровизации и сочинению – важен не результат, а сам творческий процесс. Активизирующий музыкально-слуховую память, внутренний слух, мышление.

5. Знания и навыки закрепляйте в игровых формах – игра повышает интерес к обучению, помогает лучше сосредоточится и благотворно влияет на эмоциональное состояние ребенка. Выдумывайте вместе с детьми музыкальные игры по образцам предложенных в конспектах уроков.

6. Предлагайте детям зарисовать свои музыкальные впечатления. Цвет – сильный эмоциональный фактор восприятия – используйте его для лучшего усвоения школьниками теоретического материала.

7. открывайте у школьников музыкальные таланты и развивайте их.

8. Берегите детский голос.

9. Музыкально-ритмические навыки:

  • уметь выразительно и непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами, разнообразным характером музыки, динамикой;

  • самостоятельно ускорять и замедлять движение;

  • уметь двигаться под музыку в различных темпах (медленном, быстром, умеренном);

  • передавать хлопками несложный ритмический рисунок.

10. Навыки выразительного движения:

  • исполнять ходьбу разного характера;

  • легко прыгать на двух ногах на месте и с продвижении вперед, назад;

  • выполнять танцевальные движения: хороводный шаг, приставной шаг, пружинистый шаг, легкий ритмический бег, подскоки, поочередно ставить ногу на носок и каблук, легкие и плавные движения рук, различные притопы и хлопки;

  • уметь выполнять элементы ритмической гимнастики;

  • уметь исполнять различные пляски, игры, импровизации;

  • самостоятельно строить круг, ходить по кругу, взявшись за руки, сужать и рассыпать круг;

  • уметь двигаться в парах по кругу, сохраняя расстояние между парами;

  • добиваться легкости, естественности, непринужденности в выполнении движений;

  • выработать осанку, добиться подтянутости, уметь держать голову и корпус прямо.

11. Музыкально-подвижные игры:

  • «День-ночь»,

  • «Запев – припев»,

  • «Нам не страшен серый волк»,

  • «Трансформеры»,

  • «Горелки».


Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся к концу первого года обучения.

Музыкальное образование школьников предполагает более высокую ступень музыкального развития по сравнению с дошкольным образованием. Естественно, что требования к первоклассникам должны отталкиваться от требований, зафиксированных в стандарте дошкольного образования.

1. Развитие певческих способностей, а также мелодического слух и чувства ритма на основе музыкальной деятельности.

2. Музыкально-исполнительское творчество детей. Овладение игрой на детских музыкальных инструментах.

3. Навыки простейшей музыкальной импровизации на детских музыкальных инструментах.

4. Знакомство со средствами музыкальной выразительности (тембр звука, сила звука, его высота, интонация, мелодия, лад, ритм).

5. Узнавание звучания музыкальных инструментов.

6. Приобщение к национальной музыкальной культуре, к национальному фольклору.

7.  Представление о простейших музыкальных жанрах и видах искусства.

8. Формирование детского музыкального творчества на основе синтеза искусств.

Все эти требования включены в Программу предлагаемого курса как повторение, с тем, чтобы дети, не посещавшие дошкольные учреждения смогли освоить необходимый минимум знаний и навыков, положенных дошкольнику стандартом образования.

^ Требования к первоклассникам:

1. Знать  определять на слух те выразительные средства музыкального языка (тембр музыкальных инструментов, громкость, высота, темп, ритм простейших жанров – марша, танцев: вальса, польки). Которыми композитор создает музыкальный образ, увязывать музыкальные звуки со смыслом.

2. Осознанно различать на слух простейшие музыкальные жанры: песню, танец и марш на основе знаний отличительных музыкальных признаков каждого жанра (общий характер в связи с особенностями темпа, метра (двух или трехдольный), ритмический рисунок.

3.  Уметь ритмизовать стихи, повторить простейший ритм. Очинить простейший ритмический аккомпанемент к стихам или мелодии, распеть текст простейшей  мелодией, придумав для него подходящее движение или жест.

4. Научить внимательно слушать и адекватно композиторскому замыслу (на основе анализа выразительных средств) понимать музыкальное произведение. Запомнить название произведения и имя автора.

5. Определять на слух тембры распространенных музыкальных инструментов (барабан. фортепиано, скрипка, флейта).

6.  Выразительно петь выученные песни, знать их названия и авторов. Понимать дирижерские жесты. Уметь петь тихо и громко, легато и стаккато, с различными эмоционально-смысловыми оттеками в голосе, владеть тембром голоса. Знать элементарные правила пения: положение корпуса, дыхание, приемы формирования певческого звука. Уметь воспроизвести метрическую пульсацию песни

Литература

  1. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение (для детей 5-6 лет). М.: Просвещение, 1983.

  2. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение (для детей 6 лет). М.: Просвещение, 1984.

  3. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 1984.

  4. Ермак Н.Н. Физкультурные занятия в детском саду: творческая школа для дошколят/серия «Мир вашего ребенка». – Ростов-на-Дону: «Деникс», 2004. – 288 с.

  5. Линке Н.В., Линке Н.Г. Ритмика. Йошкар-Ола, 1998.

  6. Алиев Ю. Б. Настльная книга школьного учителя- музыканта. М.: Владос, 2000.

  7. Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1989.

  8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.

  9. Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978.

  10. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-фи-дансе». Танцевально-игровая гимнастика для детей: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. – СПб.: «Детство-пресс», 352 с., илл., 2003.

  11. Франио Г. Поурочный план по ритмике для дошкольных групп музыкальных школ и школ







Скачать 382.71 Kb.
оставить комментарий
Дата03.09.2012
Размер382.71 Kb.
ТипПрограмма, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

средне
  1
отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх