Рабочая программа наименование дисциплины Современный литературный процесс По направлению подготовки «Издательское дело» icon

Рабочая программа наименование дисциплины Современный литературный процесс По направлению подготовки «Издательское дело»



Смотрите также:
Рабочая программа наименование дисциплины Современный литературный процесс По направлению...
Программа наименование дисциплины теория текста (указывается наименование в соответствии с...
Программа наименование дисциплины теория текста (указывается наименование в соответствии с...
Учебно-методический комплекс дисциплины Современный литературный процесс Специальность...
Рабочая программа дисциплины «Компьютерное обеспечениеиздательской деятельности» для студентов...
Рабочая программа наименование дисциплины Теория литературы Направление подготовки издательское...
Рабочая программа наименование дисциплины Теория литературы Направление подготовки издательское...
Рабочая программа По дисциплине «Современный редактор» По специальности 030901...
Программа научно-исследовательского семинара «Современный литературный процесс: действующие силы...
Рабочая программа По дисциплине «Современное отечественное и зарубежное издательское дело» По...
Рабочая программа дисциплина Современный русский язык. Синтаксис (название дисциплины)...
Рабочая программа наименование дисциплины Безопасность жизнедеятельности По направлению...



скачать
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Р

ОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ





Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования


«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕЧАТИ»


УТВЕРЖДАЮ


Проректор по учебной работе


______________Т.В. Маркелова


«_____» ___________2010

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Наименование дисциплины Современный литературный процесс


^ По направлению подготовки «Издательское дело»

030901.65 издательское дело, «Издательское дело и редактирование».

По профилю подготовки

_____030901.65 «Издательское дело и редактирование»,____________________________________

Факультет издательского дела и журналистики

Кафедра истории литературы


Квалификация (степень) выпускника бакалавр


Москва — 2010


Разработчики:

Профессор, доктор филологических наук, профессор Т.Т. Давыдова.

Рецензенты:

доктор филологических наук, профессор кафедры литературной критики факультета журналистики МГУ В.И Новиков.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры истории литературы МГУП «______________________________________________________________»

____________ 20 г, протокол № .


Зав. кафедрой ____проф. В.А. Пронин________________/ /


Одобрена Советом факультета _________________________________

(дата) ____________ 2010 г, протокол №


Председатель___А.А. Столяров______________ / /



^ Индекс по учебному плану

Цикл

Компонент

Базовая часть

вариативная часть

по выбору студента

Б.3.

Б.3.2.

Гуманитарный и социальный

и экономический цикл










^ Математический и естественнонаучный цикл










Профессиональный цикл




+







^ Форма

обучения

курс

семестр

Трудоемкость дисциплины в часах

Форма

итогового

контроля

Всего часов

Аудиторных часов

ЛекцииЛекк

Семинарские (практически) занятия

^ Лабораторные занятия

Курсовая

Работа (проект)

Самостоятельная работа

Очная


3

5,6

171

85

51

34

-

-

36/50, всего 86

Зачет 5 сем., экзамен

6 сем.

Очно-заочная

3

5

171

51

34

17

-

-

36/84,всего 120

экзамен

5 сем.

Заочная

3

5

171

22

20

2

-

1

36/113, всего 149

экзамен 5 сем.




^ 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цели освоения дисциплины «Современный литературный процесс в России»

состоят в следующем: ознакомление студентов с историей современной русской литературы как одной из важных областей современного литературоведения; формирование знаний о генезисе, основных тенденциях и идейном и художественном своеобразии русской литературы новейших периодов; особенностях творческих индивидуальностей крупнейших писателей и закономерностях литературного процесса; системе жанров и стилевых направлениях, течениях современной литературы; воспитание навыков филологической культуры.

Задачи дисциплины:

показать особенности литературного процесса конца XX-ХХI веков, рассмотреть основные проблемы литературы этого периода; раскрыть ее связи с современной философией и зарубежной литературой, национальное своеобразие; раскрыть традиции классической отечественной и зарубежной литератур в творчестве русских авторов; показать зависимость литературы от книжного рынка.


^ 2.МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина «Современный литературный процесс» является составным элементом вариативной части профессионального цикла «Б.3.2», модуля «Профессионально-издательский 1» и «Профессионально-издательский 2». Дисциплина изучается студентами на третьем курсе обучения для получения квалификации (степени) бакалавр после усвоения таких базовых для данной дисциплины предметов, как дисциплины базовой части гуманитарного цикла «Б.1.1» и профессиональной «Б.3.1». «Современный литературный процесс» – один из ведущих предметов филологического образования, скоординированный с историей, философией, русским языком, практической и функциональной стилистикой русского языка, зарубежной и отечественной литературой, логикой. Результаты обучения используются при всех видах профессиональной редакторской деятельности: подготовке к изданию книжных, газетно-журнальных, рекламных изданий, контент цифровых документов. В результате изучения дисциплины формируются следующие общекультурные компетенции (ОК): - умение владеть культурой мышления, воспринимать, обобщать, анализировать информацию (ОК-1); логически верно, ясно и аргументированно выражать мысли в устной и письменной форме (ОК-2);

- осознавать идейную и эстетическую значимость русской литературы, то место, которое она занимает в мировой литературе (ОК-3);

- использовать основные положения и методы смежных гуманитарных наук (лингвистики, истории, философии, культурологии) при решении ряда филологических задач (ОК-4);

- стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);

- использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9).


^ 3.ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирования следующих профессиональных компетенций:

ПК-7 — с помощью анализа и синтеза отличать совершенные в художественном отношении тексты от несовершенных;

ПК-8 — уметь выбирать авторов, произведения для составления литературно-художественных изданий, обосновывать концепцию издания;

ПК-9 — обосновать концепцию издания;

ПК-13 — участвовать в формировании тематического плана и издательского портфеля;

ПК-14 — представлять результаты исследования в форме рефератов, статей, рецензий;

ПК-16 — оценивать авторские заявки и авторские оригиналы;

ПК-17 — редактировать авторские оригиналы книжных, газетно-журнальных, рекламных изданий, контент цифровых документов;

ПК-18 — совершенствовать форму литературных произведений, обосновывая виды правки авторского текста.


В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- авторов современной литературы; основные периоды истории зарубежного и отечественного литературного процесса, направления, течения, биографии и творчество крупнейших писателей и их произведения (ОК-5);

- особенности поэтики художественных текстов (ОК-5);

литературно-художественные журналы и творчество сотрудничавших с ними критиков; основные академические школы в литературоведении, стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);

- использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9).


Профессиональные компетенции:

ПК-7 — с помощью анализа и синтеза отличать совершенные в художественном отношении тексты от несовершенных;

^ ПК-8 — уметь выбирать авторов, произведения для составления литературно-художественных изданий, обосновывать концепцию издания;

ПК-9 — обосновать концепцию издания;

^ ПК-13 — участвовать в формировании тематического плана и издательского портфеля;

ПК-14 — представлять результаты исследования в форме рефератов, статей, рецензий;

^ ПК-16 — оценивать авторские заявки и авторские оригиналы;

ПК-17 — редактировать авторские оригиналы книжных, газетно-журнальных, рекламных изданий, контент цифровых документов;

^ ПК-18 — совершенствовать форму литературных произведений, обосновывая виды правки авторского текста.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: художественное наследие отечественных классиков; периодизацию литературного процесса в России, его связь с общественным развитием; особенности поэтики классических художественных текстов (ОК-3), (ПК-17);

отличать писателей первого ряда от авторов, составляющих основной массив литературного процесса той или иной эпохи (ПК-7);

литературно-художественные журналы и творчество сотрудничавших с ними критиков; основные академические школы в литературоведении, идейные течения в литературной критике (ОК-6), ( ПК-8).


Уметь: использовать в практической деятельности эти знания, с помощью анализа и синтеза отличать совершенные в художественном отношении тексты от несовершенных (ПК-7);

участвовать в формировании тематического плана и издательского портфеля (ПК-9);

- оценивать авторские заявки и авторские оригиналы (ПК-10);

- совершенствовать форму литературных произведений (ПК-12);

- использовать современные достижения литературоведения в практической издательской деятельности (ПК-13);

ПК-14 — представлять результаты исследования в форме рефератов, статей, рецензий.


Владеть навыками: выбора авторов, произведений для составления литературно-художественных изданий, обосновывать концепцию издания (ПК-8);

- обоснования концепции издания (ПК-9);

- участия в формировании тематического плана и издательского портфеля (ПК-13);

- редактирования авторских оригиналов книжных, газетно-журнальных, рекламных изданий, контента цифровых документов (ПК-17);

- представления результатов исследования в форме рефератов, статей, рецензий (ПК-14).


^ 4.ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


Вид учебной работы


Всего часов 171 / зачетных единиц 5

Семестры




1

2

3

4

5

6

7

8

Аудиторные занятия (всего)

85

























В том числе:




























Лекции

51













26

25







Практические занятия (ПЗ)

34













17

17







Семинары (С)

нет










нет













Лабораторные работы (ЛР)

нет










нет













Самостоятельная работа

86













50

36







В том числе:




























Курсовой проект (работа)

нет










нет













Расчетно-графические работы

нет










нет













Реферат

40













20

20







^ Другие виды самостоятельной работы




























Эссе




























Тесты

10













5

5







Вид промежуточной аттестации (экзамен)

36
















36







Общая трудоемкость: часы/зачетные единицы

171/5




























^ 5.СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


5.1 Содержание разделов дисциплины

5.1.1. Современный литературный процесс за рубежом

1. Вторая мировая война и литература. ИСТОРИЯ ГЕРМАНИИ В НАСТОЯЩЕМ ВРЕМЕНИ. Всемирно-историческое значение победы над фашизмом. "Возвращенная, антифашистская литература"(Брехт, Бехер, Зегерс). Разделение Германии. Консолидация писателей-антифашистов: Культурбунд, 'Труппа 47", "Группа 6 1 ". Антивоенная тематика творчества Г. Белля. Проблема ответственности и свободы выбора. Романтизация героя, черты клоунады и эксцентрики в романах "Глазами клоуна", "Групповой портрет с дамой". Противопоставление героя-аутсайдера обществу потребления. Белль и русская литература. Проблема воспитания в романе 3. Ленца "Урок немецкого". Деревенская проза 3. Ленца. Г. Грасс - сатирик и полемист. Синтез фарса и трагедии как принцип воплощения прошлого в романах "Собачьи годы", "Жестяной барабан". Новый историзм в творчестве П. Зюскинда. Объединение Германии - начало нового этапа национальной истории и литературы.

2. Мифотворчество в английской и американской прозе (Дж. Апдайк, У. Голдинг).

3.Латиноамериканский «магический реализм». Творчество Х. Кортасара. Новый латино-американский роман. Синтез поэтики мифа и европейского интеллектуального романа первой половины ХХ в. Исторические катаклизмы «континента, на котором встречаются все эпохи» — фундамент «мифологического реализма». Индивидуальное и архетипическое мышление в романах Г. Гарсии Маркеса, А. Карпентьера, Марио Варгаса Льосы.

4. Постмодернизм. Постмодернизм 1970–1990-х гг. Различные интерпретации термина. Проблема языка современной культуры, арсенала ее средств, освоение культурного опыта с целью создания современного синтетического искусства. Борхес и постмодернизм. Понятия «интертекст», «интертекстуальность». Слияние художественного творчества и критической интерпретации (критик как художник, художник как критик). Герметичность

литературного процесса, образ «Вавилонской библиотеки». Утвержде-

ние несостоятельности и бессмысленности попыток систематизации.

Постмодернизм и художественная практика (Эко, Фаулз, Гессе). Эко и

Борхес. «Имя Розы» Эко как исторический роман особого типа, обраще-

ние к традиционному культурному опыту и проблема выработки совре-

менного языка культуры.

Литературная критика второй половины ХХ в. Постструктурализм и

деконструктивизм как адекватное выражение постмодернистских уста-

новок. Интерпретация текста на основе культурного релятивизма и

субъективизма. Преемственность со структурализмом, «новой

критикой» и русским формализмом. Проза Дж. Фаулза. Традиционные сюжеты в постмодернистской интерпретации П. Акройда. Роман Патрика Зюскинда «Парфюмер» - воплощение постмодернистской концепции искусства.

5. Постэкзистенциалистский французский роман, модель мира в творчестве австралийских и швейцарских писателей.

Влияние антифашистского Сопротивления на послевоенную французскую литературу. Завершение экзистенциалистского этапа развития французского философского романа Ж.П. Сартра и А. Камю. Жанр семейной хроники в прозе М. Дрюона и Э. Базена. Теория и практика "нового романа" Н. Саррот и А. Роб-Грийе. Эволюция от постэкзистенциалистской критики общества к романтизму. Маргинальные направления и абсурдизм. Неоромантическая традиция в романах П. Модиано. Традиции и новаторство в творческих поисках Р. Гари (Ажара). История и современность во французской прозе на исходе века. Французская литература в контексте всемирной литературы.

Литература малых стран и типологические модели поведения человека, стремящегося стать гражданином мира. Влияние творчества Ф. Кафки, национальное и общечеловеческое в романах и драмах И. Бахман, Ф. Дюрренматта, М. Фриша. Вариативность персонажей. Эволюция творчества П. Хандке. Театр в конфликте с реальностью. Стилевые поиски австрийских и швейцарских писателей.

6.Философский контекст японской прозы (Ю. Мисима, К. Абэ). Старое и новое в японском романе, роман Кобо Абэ «Женщина в песках» как философская притча.

5.1.2. Современный литературный процесс в России

7.Основные тенденции развития поэзии, прозы, драматургии, периодизация современного литературного процесса 1960—70-х гг..

Поэзия. «Тихая лирика» (Н. Рубцов) и «эстрадная поэзия» (Е.Евтушенко, А.Вознесенский, Б. Ахмадулина). Национальные традиции в "тихой лирике". Социальная критика, гражданский пафос «эстрадной поэзии».

Представители, проблематика, тип эстетики, типология героев «деревенской прозы». Своеобразие стиля писателей-«деревенщиков». Философско-нравственная проблематика и образы героев прозы В.Г. Распутина. Проблемы человек и природа, человек и общество и их лирико-сатирическое раскрытие в «Царе-рыбе» и рассказах В. Астафьева.

«Военная» проза. Развитие фронтовой темы, углубление принципа историзма, внимание к личности и психологии человека, проблемы нравственного выбора в повестях В.Быкова ("Сотников"), В.Кондратьева ("Сашка").

«Городская проза». Проблема исторической памяти и нравственности в прозе А. Битова, Ю.Трифонова.

Место творчества Ч.Айтматова в многонациональной советской литературе 1960-90-х гг.

Идейно-художественное многообразие повестей и романов. Проблематика, типы героев, связь поэтики с киргизским фольклором и русской литературой.

8. А.И. Солженицын и И.А. Бродский — писатели адогматического мышления. Периодизация творчества Солженицына. Характеристика мировоззрения и жанрово-стилевых исканий. Новый тип полифонии в эпопее «Красное Колесо». Человек и история в «В круге первом» А. Солженицына.

Темы жизни и смерти, времени и пространства, любви, творчества, жанровое своеобразие лирики И. Бродского, место его поэзии в русской литературе XIX-XX вв.

9. Поэзия 1980-2000- х гг. «Лианозовская школа» и концептуализм.

Постмодернистские тенденции в поэзии (Вс. Некрасов, Д.А.Пригов, И.Иртеньев и др.).

10.Проза и драматургия концептуалистов.

Постмодернистские тенденции в прозе (В.Пелевин, В. Сорокин В.Нарбикова). Социально-нравственные проблемы современности в пьесах Л.Петрушевской ("Три девушки в голубом").

11. Массовая литература. Становление жанра детектива (Б. Акунин).


^ 5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами




№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин










1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.

Теория литературы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование дисциплины







Лекции

Практ. Семинар Колокв.

Лаб. работ

Курсов. проект/ реферат

СРС

Всего часов

1.

Современный литературный процесс за рубежом. Общие тенденции. Г. Грасс – сатирик и полемист.


4

2







6




2.

Мифотворчество в прозе Дж. Апдайка, У. Голдинга .

4

2







6




3.

Латиноамериканский «магический реализм». Творчество Х. Кортасара.

4

2







6




4.

Постмодернизм.

6

6







6




5.

Французский «новый роман».

4

2







6




6.

Философский контекст японской прозы.

4

3







6




7.


Современный литературный процесс в России. Основные тенденции развития литературы в 1960—70-е гг.

10

6







16




8.

А.И. Солженицын и И.А. Бродский — писатели адогматического мышления.

5

4







10




9.

Поэзия 1980-2000- х гг.

4

4







6




10.

Проза и драматургия концептуалистов.


4

3







10




11.

Массовая литература.

2










8




Итого: Итого:







51




90




Экзамен:Экз. Экзамен

36

Всего:ВсегоВсего Всего

171/5




Итого: 1717 34







86

171

90




Экзамен:




Всего:

171/5






^ 6. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ

Не предусмотрен.


7. Практические занятия (семинары)

№ п/п

№ раздела дисциплины

Тематика практических занятий (семинаров)

Трудо-емкость

(час.)

1.

1.

Особенности сатиры в романе Г. Грасса «Жестяной барабан».

2

2.

2.

Философская притча У. Голдинга «Повелитель мух»

2

3.

3

«Фантастическая реальность» романа «Сто лет одиночества» Г. Маркеса.

2




4.

Проблема самоидентификации личности в романе Дж. Фаулза «Коллекционер»

3

4.

4.

Концепция постмодернизма в романе П. Зюскинда «Парфюмер».

3

5.

5.

Эстетика «нового романа» в творчестве А. Роб-Грийе.

2

6.

6.

Роман К. Абэ «Женщина в песках» как философская притча.

2

7.

6.

Традиция и современность в новелле Ю. Мисимы «Патриотизм»

1

8.


9.

10.

7.

Своеобразие сюжета и конфликта в повести В.Г. Распутина «Живи и помни».

2


Типы народных героев в рассказах В. Астафьева.

2


Фольклорные традиции в романе Ч.Айтматова «Когда падают горы (Вечная невеста)».

2

11.


12.

8.



Жанровое своеобразие рассказов А. Солженицына.

2

Философские темы и жанры лирики И. Бродского.

2

13.

14.

9

Лирическая героиня Б. Ахмадулиной.

2

«Лианозовская школа» (И. Холин, Вс. Некрасов Г. Сапгир).

2



15.

10.

Концепты советской и зарубежной истории и культуры в романе В. Пелевина «Чапаев и Пустота».


3



Всего: 34 часа


^ 7. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ

СОВРЕМЕННЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС ЗА РУБЕЖОМ

  1. Сатира Г. Белля (роман «Глазами клоуна»).

  2. Факт и миф в мемуарах Г. Грасса.

  3. Русский характер в романе З. Ленца «Бюро находок», «Бюро забытых вещей».

  4. Английская профессорская литература.

  5. Толкин и традиции романтизма.

  6. Моральный кодекс Дж. Фаулза (роман «Коллекционер»).

  7. Шекспировские традиции в прозе Дж. Фаулза.

  8. Проблема жанра романа М. Кундеры «Вальс на прощание».

  9. Магический реализм и метафорическая форма романа Г.Г. Маркеса «Сто лет одиночества».

  10. Интеллектуальный детектив У. Эко.

  11. Критика журнала «Иностранная литература» 2000-х гг.: проблематика, методология, жанры, стиль.


СОВРЕМЕННЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС в России

  1. «Искреннее слово»: поэтический мир Н. Рубцова.

  2. Проблемы жизни и смерти в поэзии И. Бродского.

  3. Эссеистика И. Бродского.

  4. Диалог с традицией: «Двадцать сонетов к Марии Стюарт» в лирике И. Бродского.

  5. Художественный мир прозы Ч. Айтматова.

  6. Повести В. Распутина «Живи и помни» и «Прощание с Матерой»: картина мира, мифопоэтика.

  7. Жанр поэмы в поэзии 1960-х гг. (Е. Евтушенко, А. Вознесенский).

  8. Модифицированный реализм Л. Петрушевской.

  9. Жанровое своеобразие прозы А. Солженицына.

  10. Формы вторичной условности в романе Т. Толстой «Кысь».

  11. Образы сада в лирике Б. Ахмадулиной.

  12. Мифопоэтика В. Пелевина («Generation П» и «Чапаев и Пустота»).

  13. Эстетика конкретизма в поэзии «лианозовской школы».

  14. Поэзия в рунете: тенденции, авторы, мотивы, жанры.

  15. Современная беллетристика и массовый читатель (Л. Улицкая, Б. Акунин, А. Маринина).

  16. Новации в современной драматургии (Н. Коляда, М. Угаров).

  17. Критика журнала «Новый мир» 2000-х гг.: проблематика, методология, жанры, стиль.


^ 8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

а) основная литература

Зарубежная литература ХХ века. Учебник. Под общей ред. Н. П. Михальской. – М., 2003.

Луков В. А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней. Учеб. пособие. – М., 2003.

Пронин В. А. История немецкой литературы. – М., 2007.

Пронин В. А. Современный литературный процесс за рубежом. Учебное пособие. – М., 2003.

История русской литературы ХХ века (20-50-е годы). Литературный процесс. Учебн. пособие. М., 2006.

Давыдова Т.Т., Сушилина И.К. Современный литературный процесс в России. Учебн. пособие. М., 2007.

б) дополнительная литература:

Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь: В 2 т. М., 1997.

Западное литературоведение ХХ века. Энциклопедия. – М., 2004.

Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001.

Постмодернизм. Энциклопедия. – Минск, 2001.

Энциклопедия литературных героев. М., 1998.

Энциклопедия мировой литературы. СП/б., 2000.

Голубков М.М. История русской лит. критики XX века (1920-1990-е годы). М., 2008.

Громова М.И. Русская драматургия конца ХХ – начала ХХI века: учебное пособие. – М., Флинта, 2005.

Зайцев В.А. Русская поэзия ХХ века: 1940–1990-е годы. М.,2001.

Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: В 3 кн. М., 2001.

Нефагина Г.Л. Русская проза конца XXвека. Учебн. пособие. М., 2003.

Очерки русской литературы ХХ века. Ч.1, кн. 2. Поэзия 40—60-х годов. М., 1994. С. 73—100.

Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература. М., 2001.

Струве Г. Русская литература в изгнании. Париж-Москва, 1996.

Черняк М.А. Массовая литература XX века. М., 2007.

Эпштейн М. Постмодерн в России. М., 2000.

Богданова О.В. Концептуалист писатель и художник В. Сорокин. СПб., 2005.

Большакова А.Ю. Крестьянство в русской литературе XYIII-XX вв. М., 2004.

Смирнова А.И. Русская натурфилософская проза второй половины XX века. М., 2009.

Спиваковский П.Е. Феномен А.И. Солженицына: новый взгляд. М., 1998.

Традиции русской классики ХХ века и современность. Материалы междунар. науч. конф. М., МГУ, 2002. (раздел «Современность». С.243-330).


в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Пронин В.А., Толкачев С.П. Современный литературный процесс за рубежом: Учебное пособие http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook026/01/

Зарубежная литература 1980 – 1990 гг. Тексты и справки по авторам http://reader.vspu.ac.ru/part3.htm

Постмодернизм – статья в Википедии http://ru.wikipedia.org/wiki/Постмодернизм

Ермилова Г. И. Постмодернизм как феномен культуры конца ХХ века http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/4/Ermilova/

Признаки постмодерна http://zhurnal.lib.ru/p/postmodern/004_o.shtml

Айзенберг М.Н. Вокруг концептуализма // Айзенберг М.Н. Взгляд на свободного художника. М.: Гендальф, 1997. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vavilon.ru/texts/aizenberg/index.html.

^ Бродский И.А. Стихотворения и поэмы (Основное собрание). // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://brodsky.da.ru/

Кривомазов А.Н. Биография Иосифа Бродского. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://a88.narod.ru/index.html

Латынина А.Н. Сверхчеловек или нелюдь_ [о ''Трилогии''] (Новый Мир. 2006. № 4).mht // [Электронный ресурс]. Режим доступа: Журнальный зал.

Некрасов Вс.Н. Сапгир // Великий Генрих (1928–1999): Сб. Памяти Генриха Вениаминовича Сапгира. Георгиевский клуб (Московский союз литераторов). Лит. приложение. М.: ЛИА Руслана Эллина, 2000. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sapgir.narod.ru/texts/kids/index.htm.

Пульсон К. Писатель в ожидании женщины. [Электронный ресурс]. Режим доступа: // http:// www.lipskerov.ru/ critic

Рубинштейн Л. «Для меня любой текст способен в какой-то момент стать поэзией»: Интервью Татьяны Восковской со Львом Рубинштейном // Русский журнал [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.russ.ru

Материалы о жизни и творчестве Т.Н. Толстой // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.litwomen.ru/autogr1.html; [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.guelman.ru/slava/kis/index.html


  • ^ 9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДИСЦИПЛИНЫ

  • Проектор для показа электронных презентаций

  • Ноутбук для показа презентаций и выхода в Интернет

  • Выход в Интернет

Компьютерные презентации (наборы слайдов) по следующим разделам и темам: «Русская литература на рубеже ХХ и ХХI веков. Проза и драматургия концептуалистов»; видеофильм по произведению В. Сорокина. Электронный банк данных тестов. Комплект видеолекций по курсу.


^ 10. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Встречи с современными писателями, мастер-классы редакторов издательств и литературно-художественных журналов, рецензирование новинок художественной литературы, журнальных публикаций, работа с новой научно-справочной литературой по дисциплине. В аудиторной работе 60% учебного времени отводится практическим занятиям. На практических занятиях используются формы реферирования научных статей, обзоры прозы, поэзии, критики, журналов «Иностранная литература», «Новый мир», «знамя» и др. Во внеаудиторной работе главное внимание уделяется подготовке курсовых работ. Основной формой итогового контроля образовательных результатов по всему курсу является экзамен. Ниже приводятся примерный перечень вопросов, включаемых в экзаменационные билеты, который должен систематически обновляться с учетом происходящих изменений.


Вопросы для экзамена

^ СОВРЕМЕННЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС ЗА РУБЕЖОМ


  1. Ситуация в литературном процессе в Германии.

  2. Проблематика творчества Г. Белля.

  3. Г. Белль – сатирик.

  4. Генрих Белль и Россия.

  5. Женские образы в творчестве Г. Белля.

  6. Данцигская трилогия Г. Грасса (структура, основная тематика).

  7. Г. Грасс – сатирик.

  8. Подлинный и мнимый герой Г. Грасса.

  9. Школьная тема в творчестве Г. Грасса.

  10. Женские образы в романах Г. Грасса.

  11. Ю. Мисима – человек и писатель.

  12. Анализ новеллы Ю. Мисима «Патриотизм».

  13. Чем объясняет Ю. Мисима нелепый поступок героя «Золотого храма».

  14. Что первично в творчестве Х. Борхеса: жизнь или литература?

  15. Анализ повести Г.Г. Маркеса «Полковнику никто не пишет».

  16. Феномен латиноамериканского романа.

  17. Анализ одного из произведений латиноамериканской литературы.

  18. Основные этапы творческого пути Г. Г. Маркеса.

  19. Почему Маркес назвал свой роман «Сто лет одиночества».

  20. Жанровое своеобразие романа Маркеса «Сто лет одиночества».

  21. Основные этапы творчества Х. Кортасара.

  22. Философия экзистенциализма в интерпретации К. Абэ.

  23. Основные мотивы и образы в романах Р. Гари.

  24. Р. Гари – человек и писатель.

  25. Ромен Гари и Эмиль Ажар.

  26. Драматургия абсурда.

  27. Французский «новый роман».

  28. Жанр литературной биографии в творчестве П. Акройда.

  29. «Парфюмер» П. Зюскинда как постмодернистский роман.

  30. Правильно ли перевела переводчица «Parfum» как «Парфюмер»?

  31. Гений и злодейство – две вещи не совместные в романе П. Зюскинда «Парфюмер»?

  32. «Повелитель мух» У. Голдинга как притча ХХ века.

  33. Образы детей в романе «Повелитель мух» У. Голдинга.

  34. Американская литература: массовая и элитарная.

  35. Основные темы творчества А. Мердок.

  36. Деревенские рассказы З. Ленца.

  37. Образ художника в творчестве З. Ленца.

  38. Дж. Фаулз как представитель «профессорской литературы».

  39. Вымысел и истина в биографии «Женщины французского лейтенанта».

  40. Античные мотивы в творчестве Дж. Фаулза.

  41. Творчество Дж. Фаулза как явление постмодернизма.

  42. В современном литературном процессе за рубежом меня больше всего заинтересовало …

^ СОВРЕМЕННЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС В РОССИИ


  1. Общая характеристика современного литературного процесса в России (направления, течения, основные тенденции развития).

  2. Анализ современного произведения (по выбору экзаменующегося).

  3. Реалистические и постмодернистские тенденции в творчестве Л.С. Петрушевской.

  4. Роль художественной детали в рассказах А. Солженицына 1990-х гг.

  5. Общая характеристика реализма в современной русской литературе.

  6. Картина мира, концепция человека, темы, проблемы, художественные средства в повести Ю. Трифонова «Другая жизнь».

  7. Нравственно- философские проблемы в прозе Л.С. Петрушевской.

  8. Интертекстуальность в современной поэзии.

  9. Общая характеристика «деревенской прозы» и «тихой лирики» (проблематика, типы героев, художественные средства).

  10. Анализ «Писем к римскому другу» И. А. Бродского.

  11. Реалистическое и постмодернистское в романе А.Битова «Пушкинский дом».

  12. Традиции русской классики в творчестве Б. Акунина.

  13. Общая характеристика «городской прозы» (проблематика, типы героев, стиль).

  14. Современная беллетристика и массовый читатель (Л. Улицкая, Б. Акунин, А. Маринина).

  15. Основные мотивы лирики Е. Евтушенко.

  16. Язык поздних рассказов А. Солженицына.

  17. Современные проблемы в прозе В.Распутина и своеобразие их художественной трансформации.

  18. Общая характеристика поэзии 1980-2000-х гг. (течения, темы, жанры).

  19. Общая характеристика «лагерной прозы» (жизненный материал и его художественное воплощение).

  20. Философско-художественное осмысление проблемы насилия в творчестве В. Сорокина.

  21. Проблематика и образы героев романа Т.Н.Толстой «Кысь».

  22. Проблематика и мифотворчество в романе В. Пелевина «Generation П».

  23. Лианозовская школа и ее место в современном литературном процессе.

  24. Какое место рассказ «Людочка» В. Астафьева занимает в современной прозе?

  25. Диалог с М.Булгаковым в «Плахе» Ч. Айтматова.

  26. Философские мотивы в лирике И. Бродского.

  27. Поэзия И.Бродского: периодизация, мотивы, жанры, стиль.

  28. Проблема исторической правды в творчестве А. Солженицына.

  29. Проблематика и поэтика поздних рассказов А.И.Солженицына.

  30. Своеобразие прозы о войне В. Кондратьева и В. Астафьева (проблемы, образы героев, позиция автора).

  31. Темы, мотивы, образность лирики поэтов-«шестидесятников».

  32. Игра концептами и литературными стилями в творчестве В. Сорокина.

  33. Проблематика, типы героев, жанровое своеобразие «Царя-рыбы» В. Астафьева.

  34. Стилизация в современной прозе (Б. Акунин).

  35. Концептуализм как постмодернистское течение.

  36. Сюжеты и характеры в драматургии А. Вампилова.

  37. Проблема нравственного выбора в повестях Ю.Трифонова.

  38. Лирика Е. Евтушенко в контексте поэзии «шестидесятников».

  39. Жанр детективного романа в современной русской прозе (В. Астафьев, Б. Акунин).

  40. Общая характеристика русского постмодернизма.

  41. Лиризм прозы Ч. Айтматова.

  42. Мотивы и образность лирики Б.Ахмадулиной.

  43. Романы В. Пелевина в контексте отечественного постмодернизма.

  44. Типы героев в «Плахе» Ч.Айтматова.

  45. Типы героев в «военной» прозе (Ю. Бондарев, В. Быков).

  46. Новации в современной драматургии (Н. Коляда).

  47. Жанрово-стилевое своеобразие «Кыси» Т.Н. Толстой.

  48. Проблема природы в прозе 1960-80-х гг.

  49. Художественная роль фантастики в прозе В. Сорокина.

  50. Лирический герой поэзии Т. Кибирова.





Протокол

согласования рабочей программы с другими дисциплинами специальности на 20 /20 учебный год



Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину

Кафедра

Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения и т.д.

Принятое решение

(протокол N°. дата) кафедрой, разработавшей программу

1

2

3

4































































































































































^ Дополнения и изменения в рабочей программе

на 20 / 20 учебный год


В рабочую программу вносятся следующие изменения:


____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании


кафедры « »______ __________________________ 20 г, протокол № .

Заведующий кафедрой __истории литературы_____________________________________________________


____Проф. В.А. Пронин________________/ /


Внесенные изменения утверждаю


Проректор по учебной работе


_______________Т.В. Маркелова


«_____»___________201 г.


Эксперты:

_МГУ им. М.В. Ломоносова,

факультет журналистики,

кафедра литературной критики _ профессор В.И. Новиков

Программа одобрена на заседании

_______________ года, протокол № ____.




Скачать 342,51 Kb.
оставить комментарий
Дата03.09.2012
Размер342,51 Kb.
ТипРабочая программа, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх