Учебная программа Русская литература 20 века наименование дисциплины для специальности 0505118 «Русский язык и литература» (шифр, наименование) icon

Учебная программа Русская литература 20 века наименование дисциплины для специальности 0505118 «Русский язык и литература» (шифр, наименование)


Смотрите также:
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. 03 Русская литература (уд-04...
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 09 Русская литература и культура (уд-04...
Программа обучения студентов ( Syllabus ) по дисциплине «Словообразование и морфология...
Учебно-методический комплекс по Античной литературе наименование дисциплины для специальностей...
Учебно-методический комплекс по Русскому устному народному творчеству наименование дисциплины...
Рабочая программа по дисциплине Русская литература 19 в. (1 пол...
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Методика преподавания русского...
Рабочая программа по дисциплине «Зарубежная литература 20 века» для специальности 050118...
Учебно-методический комплекс для студентов II III курсов филологического факультета по...
Рабочая программа по дисциплине Античная литература наименование дисциплины для специальности...
Рабочая программа по дисциплине Словообразование и морфлогия современного русского языка...
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению «филология»...



Загрузка...
скачать
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. С.АМАНЖОЛОВА


Филологический факультет

Кафедра русского языка и литературы


Утверждено

на заседании Ученого

Совета факультета ____________

_______________________________

протокол № __________от

«____» 200 г.


РАБОЧАЯ

учебная программа


Русская литература 20 века

наименование дисциплины

для специальности 0505118 «Русский язык и литература»

(шифр, наименование)

форма обучения ___________ заочная_________________

(дневная, заочная, ускоренная)


Курс: 4

Семестр: 7 Экзамен 8 /семестр/

Лекции - 18 часов Зачет /семестр/

Практических (семинарских)

Занятий - 12 часов

Всего аудиторных 20 часов

СРС ^ 10 часов

Всего часов 30

г. Усть-Каменогорск, 200 г.


Рабочая программа составлена на основании ГОСО (2006 г.), рабочего учебного плана и учебной рабочей программы

Рабочую программу

подготовил(а) ^ Джилкибаева А.А., доцент подпись_______________

кафедры русского языка и литературы

(должность, звание)


Рабочая программа обсуждена и рекомендована на заседании кафедры

русского языка и литературы .

(название кафедры)


Протокол № _____ от «_______» __________________ 200___ г.


Заведующий кафедрой (подпись)_______________________


Одобрена методическим советом факультета


Протокол № _____ от «______» ___________________ 200___ г.


Председатель (подпись) ____________________

Ф.И.О.


^ СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ



  1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе

    1. Цели преподавания дисциплины

    2. Задачи изучения дисциплины




  1. Содержание дисциплины

    1. Тематический план занятий

    2. Контроль знаний студентов

    3. Вопросы для подготовки к экзамену и зачету

    4. Экзаменационные билеты




  1. Список рекомендованной литературы




  1. Дополнения и изменения в рабочей программе

на 200__/___ учебный год


^ 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ


1.1. Цель преподавания дисциплины:

  • дать представление о характере историко-литературного процесса данного периода, установить тесную связь с общеисторическим развитием;

  • дать научное представление о наличии разных творческих методов на всех этапах развития русской литературы советского периода, определить место литературы социалистического реализма в литературно-художественном процессе данного периода;

  • раскрыть творческие индивидуальности выдающихся мастеров слова 30-х – первая половина 80-х годов.


^ 1.2. Задачи изучения дисциплины:

  • углубить у студентов навыки литературоведческого анализа, подчинить работу над микроструктурой произведения выявлению его идейно-эстетического значения в целом;

  • развивать у студентов навыки самостоятельной работы с научно-критической литературой, приучить студентов следить за новинками критической литературы;

  • пробудить научный интерес к спорным вопросам изучения данного курса, развить исследовательские способности студентов.



2. Содержание дисциплины
^




2.1 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН







п/п

Наименование тем

Количество часов

лекции

практ.

СРС

1.


2.


3.


4.


5.


6.


7.


8.


Особенности развития литературы 30-х - первой половины 50-х г.г. 1 съезд советских писателей. Соц. реализм: вчера и сегодня.


Проза 30-х - первой половины 50-х г.г. Жанровая и проблемно-тематическая дифференциация прозы.


А.П.Платонов и его место в литературе ХХ века. Роман «Чевенгур», повести «Котлован», «Джан». Своеобразие творческого метода, стиля, языка Платонова. Особенности творчества 40-х – 50-х г.г.


М.А. Булгаков. Сатирические повести 20-х годов и проблема антиутопии в прозе 20-х годов. «Мастер и Маргарита»: творческая история, многоплановость композиции, проблематика, художественное своеобразие. Драматургия Булгакова, ее жанровое своеобразие.


А.Н. Толстой. Повести и рассказы 20-х годов. «Хождение по мукам». Тема Петра I в творчестве Толстого, ее эволюция. Роман «Петр Первый», идейно-художественное своеобразие романа.


Л.М. Леонов. Тематическое и жанровое разнообразие творчества Леонова 20-х годов. «Русский лес», драматургия Леонова.


Поэзия 30-50-х годов. Сосуществование разных поэтических направлений в поэзии 30-40-х годов: «массовая песня», поэтический «авангард» (Д. Хармс, А. Введенский и др.), развитие классических русских и мировых поэтических традиций (А. Ахматова, Б. Пастернак, О. Мандельштам).


Литература второй половины 50-80-х годов., ее связь с историческими переменами в жизни общества (ХХ съезд), активизация литературной жизни в период «оттепели». «Новый мир» Твардовского. Хронологические рубежи внутри периода, жанровое и стилевое многообразие литературы данного периода.

2


2


2


2


2


2



2


2


2



2


2


2






9.


10.


11.


12.


13.

А.Т. Твардовский. Художественное осмысление периода коллективизации в поэмах «Страна Муравия» и «По праву памяти». «Василий Теркин»: творческая история, своеобразие жанра, композиции, языка, героя. Публицистические и лирико-исповедальные черты стиля «За далью даль».


А.И. Солженицын. Проблематика «малой прозы». Первые публикации в «Новом мире»: «Архипелаг ГУЛАГ». Историческая концепция романа «Красное колесо». Особенности поэтики, традиции и художественные открытия. Публицистика Солженицына. А. Солженицын и В. Шаламов.


Основные тенденции в развитии прозы о Великой Отечественной Войне. Масштабно-историческое, нравственно-философское, социально-психологическое осмысление войны. «Военная проза» 60-70-х годов, углубление антивоенной темы.


«Деревенская проза» как особая творческая общность. Генезис «деревенской прозы». Общечеловеческая проблематика, художественно-стилевые особенности. Пафос исторической памяти, исследование русского национального характера.


В.П. Астафьев. Своеобразие автобиографизма («Последний поклон»). Понимание войны как трагедии («Пастух и пастушка», «Прокляты и убиты»). Проблема «человек и природа» в творчестве Астафьева («Царь-рыба»). Публицистическое начало в творчестве писателя 80-х годов.

2


2


2





2


2


2

2


2





^

Всего: 18 12 10




2.2 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

№ п\п

Тема

Форма занятий

Кол-во часов

Основные вопросы

Литература

ТСО

Задания для СРС

Формы рубежн. контр.

Обязательная

Дополнительная

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

МОДУЛЬ 1

1

Особенности развития лит. 30- 1 пол.50-х г.г.

1 съезд СП.


лекц.

практ.

2

2

  1. Общественно-политическая атмосфера 30-х г.г.

  2. 1 съезд СП.

  3. Соц.реализм: вчера и сегодня.




1. Сб. ст. «Соц.реализм: избавление от миражей», М., 90 г.

2. К истории партийной политики в обл. литературы – Вопр. лит. 89, №2

1. Г.Митин. От реальности к мифу . Воп. лит. –1990- 4.

2. М. Чудакова. Сквозь звезды к терниям. – Новый мир – 88 – 4

3. Лиходеев. «Метафоры». О 1 съезде ССП – Воп. лит. 89-10




Конспектирование обязат. литературы (тезисы 2-3 ст.)


Коллоквиум «Дискуссии о соцреализме в критике 60-90 г.г.


2

Проза 30-х – 1 пол. 50-х г.г.


лекц.

практ.

2

2

Проблемно-тематическая дифференциация прозы.

Жанрово-видовые процессы.


1. Е. Скороспелова. Русская советская проза 30-х г.г. М., 1987


1. Е.Добренко. Литература позднего сталинизма – Новый мир, 91-2











3

А. Платонов и его место в литературе ХХ века.


лекц.

практ.

2

2

  1. Публицистика 20-х.

  2. Проза 1926-1935 г.г. («Чевенгур», «Котлован», «Джан»).

  3. Особенности тв-ва 1935-1951 г.г. («Фро», «Возвращение» и др.).

Своеобразие тв-го метода, стиля, языка.

1. В.Чалмаев. А.Платонов. М., 1984

2. Полтавцева. Философская проза Платонова, Ростов н/Д, 1981 г.


1. Шубин. Поиски смысла… , М.,1987 г.

2. В.Васильев. А.Платонов. М.,1990 г.






Реферат «Своеобразие платоновского героя» (особенности эволюции).





4

М. Булгаков


лекц.

практ.

2

2

  1. Сатирические повести 20-х г.г.

  2. Роман «Мастер и Маргарита».

  3. Драматургия Булгакова (ср. «Белой гвардии» и «Дней Турбиных», «Бег», «Кабала святош»).




1. Л.Яновская. Творческий путь М.Булгакова. М.,1983 г.

2. А.Смелянский. Булгаков в худ. театре. М., 1986

3. Б.Соколов. Роман Булгакова «Мастер и Маргарита». М.,1991


1. М.Чудакова. Жизнеописание Булгакова. М.,1988

2. В.Боборыкин. М.Булгаков., М.,1991





Чтение худ. текстов


Коллоквиум «Драматургия Булгакова».


5

А.Н Толстой

лекц.

практ.

2

2

  1. Повести и рассказы 20-х г.г.

  2. «Хождение по мукам»

  3. Тема Петра I в тв-ве Толстого («День Петра», «На дыбе», «Петр I».).




1. В.Петелин. Судьба художника: «Жизнь, личность, тв-во Толстого» М.,1982

2. В.Западов.Толстой М.,1991


1. С. Серов. Толстой и рус. история,1990

2. Крюкова А.Толстой и рус. литература. М., 1990

3. Н.Серова. Были ли столетние сумерки – Лит. в школе. 1990-3


Отрыв. из к\ф «Петр I»

Разработка темы «А.Толстой и русская история». (Тезисы 2-3 источников)





6

Л.Леонов

лекц.


2

  1. Тематическое, жанровое своеобразие тв-ва 20-х г.г. («Вор», «Бурыга»).

  2. «Русский лес».

  3. Драматургия Л. Леонова.




1. Н.Грознова. Тв-во Леонова и традиции рус. класс. лит., Л., 1982

2. О.Михайлов. Л.Леонов. М., 1986


1. Л.Леонов. Творческая индивидуальность и литературный процесс. Сб.ст.,Л.,1987











7

Поэзия 30-50-х годов


лекц.


2

  1. Сосуществование разных поэтических направлений.

  2. Феномен «массовой песни».

  3. Поэтический авангард (Д. Хармс и др.).

  4. Поэзия классических традиций (Ахматова, Пастернак, Мандельштам).




1. О.Выходцев. В поис- ках нового слова. Судьбы русск. поэзии20-70х гг. ХХ века. М., 1980


1. А.Павловский. А.Ахматова, Л.,1982

2. В.Альфонсов. Поэзия Б. Пастернака. Л., 1990


Аудиокассета

«Попурри из массовой песни 30-50 г.г.»


Аннотация на один поэтический сборник

Анализ трех стих. произведений основных направлений в поэзии 30-50-х гг. Чтение наизусть.

МОДУЛЬ 2

8

Литература 2-й пол. 50-х – 1-й пол. 80-х г.г.


лекц.


2

  1. Активизация лит. жизни в период «оттепели».

  2. «Новый мир» А. Твардовского

  3. Усиление публицистического начала в лит-ре в 1-й половине 80-х годов.




1. С.Чупринин. Непро- шедшее время. К харак- теристике «оттепельно- го» этапа в ист. совр. лит. прцесса. Воп. лит. 1989-12

2. В.Чалмаев «Оттепель» – начало самоочищения лит. Рус. лит. ХХ в. ч. II. М.,1994


1. И. Золотусский. Исповедь Зоила. М., 1989

2. В. Лакшин «Новый мир» во времена Н.С.Хрущева (1953-1964) – М., 1991





Журнал «Новый мир» (номера за 1960-е г.г.)





9

А.Т. Твардовский

лекц.

практ.

2

2

1. Худ. осмысление эпохи коллективизации («Страна Муравия», «По праву памяти»)

2. «Василий Теркин»: история, жанр, язык.

1. А.Македонов. Твор- ческий путь Твардовского. М., 1981

2. А.Кондратович. Твар-довский. Поэзия. Личность. М.,1985





Прослушивание грамзаписи. Чтение поэмы «Василий Теркин»




Сопоставит. анализ поэм «Страна Муравия» и «По праву памяти».


10

А.И. Солженицын


лекц.

практ.

2

  1. Первые публикации в «Новом мире»: «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор».

  2. «Архипелаг ГУЛАГ».

  3. Публицистика Солженицына.




1. В.А. Чалмаев. Солженицын. Жизнь и творчество. М., 1984

2. Нива Жорж. Солженицын. М., 1993


1. Г. Фридлендер. О Солженицыне и его эстетике. Рус. лит.- 93-1

2. Г. Паламарчук. А. Солженицын. Путеводитель. М., 1991


Видеозапись из телебеседы. 1996г.





Сопоставит. анализ «Лагерь в т-ве Солженицына и Шаламова».


11

Военная проза 60-70 годов.


лекц.

практ.

2

2

  1. Основные тенденции в развитии прозы о войне.

  2. Нравственно-психолог. осмысление войны (т.н. «лейтенантская проза»)

  3. Усиление антивоенного пафоса.




1. В.Апухтина. Совр. сов. проза 60-70 гг. М., 1985.

2. Т. Вахитова. Народ на войне. Рус. лит. 95-№3


1. Г. Белая. Худ. мир совр. прозы. М., 1983





Чтение худ. текстов




12

«Деревенская проза»


лекц.

практ.

2

2

  1. «Деревенская проза» как особая творческая общность.

  2. Генезис «деревенской прозы».

  3. Проблематика, образно-стилевые особенности (связь с УНТ, символика и т.п.).




1. В. Апухтина. Совр. сов. проза 60-70 гг. М., 1985.

2. А. Лапченко. Человек и земля в русской социально- философск. прозе 70-х гг. (Распутин, Астафьев, Залыгин) Л., 1985


1. С. Липин. Человек глазами природы. М., 1985

2. Т. Вахитова . Астафьев. «Царь-рыба». М., 1988


Иллюстрированное издание книги Белова «Лад»




Коллоквиум по теме «Человек и природа в «деревенской прозе»

13

В. Астафьев

лекц.

практ.

2

2

  1. Своеобразие автобиографизма. «Последний поклон».

  2. Война как трагедия в п. «Пастух и пастушка», «Прокляты и убиты».

  3. «Человек и природа» в тв-ве Астафьева («Царь-рыба»).

Публицистическое начало в творчестве писателя 80-х г.г.

1. Т. Вахитова. Народ на войне. Рус. лит. 95-№3

2. Н. Яновский. Виктор Астафьев. М., 1982


1. Т. Вахитова. Повествование в рассказах «Царь-рыба». М., 88

2. В. Курбатов. Миг и личность: размышления о т-ве Астафьева. Красноярск. 1983





Чтение текстов

Итоговое тестирование



^ 2.2. Контроль знаний студентов.

7 семестр:1 модуль – рубежный контроль в форме «круглого стола» по теме «Драматургия М. Булгакова».

2 модуль – коллоквиум «Проблема «человек и природа» в литературе 70-х годов.»


Вопросы по теме «Драматургия М.Булгакова». / Модуль 1 /.


1. «Дни Турбиных».


1. Расстановка и характеристика политических сил в пьесе. Народ в пьесе.

2. Белое движение и гибель Алексея Турбина.

3. Значение финала.

4. Символика пьесы.

5. Различия между романом «Белая гвардия» и пьесой «Дни Турбиных».


2. «Бег».


1. Жанр пьесы – трагифарс. Докажите.

2. Смысл названия пьесы.

3. Художественные функции формы сна: особенности организации художественного

времени и пространства.

4. Идейные функции сна ( выписать цитаты из текста ).

5. Мотив преступления и наказания: образ Хлудова.

6. Два варианта финала. Споры вокруг финала пьесы.


3. «Кабала святош».


1. Искусство и Власть. Для чего Мольер нужен Людовику ХIY?

2. Художник и Кабала святош. Почему Мольеру нужно покровительство Людовика?

3. Личная драма Мольера. Мольер и Муаррон: тема предательства и его наказания.

4. Функции фарсовых сцен (выделить, сделать анализ этих сцен).

5. Взаимодействие трагического и комического начал в пьесе.

6. Почему исследователи находят черты автобиографизма в пьесе?


Вопросы к коллоквиуму.

Тема: «Проблема «человек и природа» в литературе 70-х годов»


/ Модуль 2 /


1. «Царь-рыба» В. Астафьева.


1. Почему новелла «Царь-рыба» является идейным и эмоциональным центром всего «повествования»?

2. Докажите, что «Царь-рыба» имеет два плана: реалистический и символический.

3. Почему «Каплю» считают лирико-философским центром всей I части?

4. Сравните новеллу «Царь-рыба» с новеллой Хемингуэя «Старик и море». В чем отличие решения проблемы «человек и природа»?

5. В чем связь этого произведения с фольклором?


2. «Прощание с Матерой» В. Распутина.


1. В чем символический смысл названия острова?

2. Каково идейное содержание мотива кладбища?

3. Назовите образы-символы, определите их идейную и художественную функцию.

4. Как молодежь относится к трагедии Матеры? В чем причина такого отношения?

5. Охарактеризуйте одного из героев /его прошлое, настоящее и будущее/.


3. «Мамониха» Ф. Абрамова.


1. Почему Клавдий Иванович не хочет продавать дом?

2. Идейное и художественное значение образа Сохи-горбуньи.

3. Идейное и художественное значение образа Гехи-Маза.

4. Охарактеризуйте образы-символы повести «Мамониха».

5. Какие «мудреные слова» говорил Роман Васильевич? Верит ли автор в эти слова?


^ 2.3 Вопросы для подготовки к экзамену.


  1. Основные тенденции в прозе 30-х гг. Анализ творчества одного из писателей (по выбору).

  2. Поэзия 30-х гг. Сосуществование разных поэтических направлений, их современная оценка (анализ творчества одного из поэтов по выбору).

  3. Основные тенденции в развитии драматургии 30-х гг. (анализ одной из пьес по выбору).

  4. Проблема творческого метода и литературный процесс 30-х гг., 50-х гг. Социалистический реализм: вчера и сегодня.

  5. Творческий путь А. Толстого, особенности его творчества советского периода (общая характеристика).

  6. Тема революции и интеллигенции в трилогии А. Толстого «Хождение по мукам».

  7. Тема Петра I в творчестве А. Толстого. Проблема «народ и личность», «личность и история» в романе «Петр Первый».

  8. Роман воспитания в литературе 30-х гг. (А. Макаренко, Н. Островский). Павел Корчагин и его поколение в романе «Как закалялась сталь».

  9. Художественное воплощение периода коллективизации в литературе 30-х гг. (Шолохов, Твардовский, Платонов).

  10. Роман Шолохова «Поднятая целина» в контексте современной прозы о коллективизации (В. Белов, С. Антонов и др.).

  11. А. Платонов. «Чевенгур»: конкретно-историческая и философская проблематика, жанрово-композиционное своеобразие.

  12. Художественное исследование периода коллективизации в повестях А. Платонова «Котлован», «Впрок», идейно-художественные особенности этих произведений.

  13. Идейно-художественные особенности творчества А. Платонова в 30-е – 50-е годы («Фро», «В прекрасном и яростном мире», «Джан» и др.).

  14. Своеобразие поэтики А. Платонова: «платоновский герой», трагическое и комическое, символика, язык и др.

  15. Особенности сатиры М. Булгакова, развитие традиций Гоголя, Салтыкова-Щедрина. Поэтика Булгакова-сатирика.

  16. М. Булгаков. «Мастер и Маргарита»: творческая история, многоплановость композиции, философская проблематика романа.

  17. Художественное своеобразие романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: сочетание конкретно-исторической и гротескно-фантастической образности. Сатира в романе.

  18. Развитие классических русских и мировых поэтических традиций в поэзии А. Ахматовой, Б. Пастернака, О. Мандельштама (по выбору).

  19. Поэзия А. Ахматовой: целостность и внутреннее единство художественного мира.

  20. Поэзия Б. Пастернака: тематика, особенности поэтики, жанра.

  21. Поэтический эпос А. Твардовского.

  22. Поэма А. Твардовского «Василий Теркин»: творческая история, воплощение народного характера, художественные особенности.

  23. Поэмы А. Твардовского «Страна Муравия» и «По праву памяти» в свете проблемы исторической правды.

  24. Основные тенденции в развитии прозы о войне (с 1941 – до наших дней).

  25. А. Фадеев. «Молодая гвардия»: творческая история, первая и вторая редакции, идейно-художественные особенности.

  26. Тема войны в творчестве М. Шолохова. Рассказ «Судьба человека» и его роль в развитии литературы о войне.

  27. Литература второй половины 50-80-х годов. Хронологические рубежи внутри периода. Характеристика «оттепельного этапа» в истории литературного процесса.

  28. Особенности исследования нравственно-философских проблем в прозе о войне 60-70 годов («Пастух и пастушка» Астафьева, «Сотников» Быкова, «Жизнь и судьба» В. Гроссмана и др.).

  29. Развитие темы «человек и природа» в творчестве Л. Леонова.

  30. Проблематика романа «Русский лес» Л. Леонова, художественные особенности романа.

  31. Художественное исследование проблемы «человек и природа» в современной литературе (по произведениям Распутина, Астафьева, Б. Васильева и др.).

  32. Проблема исторической памяти в современной литературе (по произведениям Распутина, Астафьева, Трифонова и др.).

  33. «Деревенская проза» как особая творческая общность. Становление и развитие «деревенской прозы».

  34. Проблема русского национального характера в «деревенской прозе» (А. Солженицын, В. Белов, В. Распутин и др.).

  35. Творчество А. Солженицына, и его место в процессе художественного освоения народного бытия («Матренин двор», «Захар-Калита»).

  36. Особенности исследования «лагерной темы» в творчестве А. Солженицына и В. Шаламова.

  37. Творчество В. Шукшина: проблематика, художественные особенности (анализ 1-2 произведений).

  38. Творчество В. Распутина: проблематика, художественные особенности (анализ 1-2 произведений).

  39. Повести Ф. Абрамова: характеры и судьбы в контексте времени («Деревянные кони», «Пелагея», «Алька» и др.).

  40. Развитие поэзии 60-80-х гг.: основные тенденции, тематика и художественное своеобразие различных течений.



^ 2.4 Экзаменационные билеты

1.

1. Литературная борьба 20-х годов. Основные литературные группировки, характеристика идейно- художественных программ.

2. Тема Петра I в творчестве А.Толстого: проблемы «народ и личность», «личность и история» («День Петра», «Петр Первый»).


2.

1. Публицистика М.Горького советского периода («Несвоевременные мысли»).

2. Развитие классических традиций в поэзии А.Ахматовой. Поздняя лирика, поэма «Реквием».


3

1. Роман М.Горького «Дело Артамоновых». Структурно- композиционные и художественные особенности романа.

2. Художественное воплощение периода коллективизации в литература 30-х годов ( М.Шолохов, А.Твардовский, А.Платонов).


4

1. Драматургия М.Горького советского периода («Егор Булычев и другие», «Васса Железнова»).

2. Художественное исследование периода коллективизации в повестях А.Платонова «Котлован», «Впрок».


5

1. Роман Б.Пильняка «Голый год». Концепция русского народного характера, авторское понимание революции, художественные особенности романа.

2. Идейно-художественные особенности творчества А.Платонова 30-50-х годов («Фро», «В прекрасном и яростном мире», «Джан»).


6

1. Роман А.Серафимовича «Железный поток»: психология личности и массы.

2. Особенности сатиры М.Булгакова. Художественные особенности повестей «Роковые яйца», «Собачье сердце».


7

1. Идейно-художественное своеобразие романа А.Фадеева «Разгром»: проблемы гуманизма и революции, личности и коллектива.

2. Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита»: творческая история, многоплановость композиции, философская проблематика романа.


8


1. «Конармия» И.Бабеля: проблема «интеллигенция и революция».

2. Художественное своеобразие романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» : сочетание конкретно-исторической и гротескно-фантастической образности. Сатира в романе.


9

1. М.Шолохов «Тихий Дон»: трагедия Григория Мелехова. Споры вокруг образа Григория Мелехова.

2. Поэма А.Твардовского «Василий Теркин»: творческая история, воплощение народного характера, художественные особенности.

10

1. Тема коллективизации в романе М.Шолохова «Поднятая целина». Современная критика о романе. 2. Поэмы А.Твардовского «Страна Муравия» и «По праву памяти» в свете проблемы исторической правды.


11

1. Художественное отражение сложных социальных процессов в деревне в романе Л.Леонова «Барсуки».

2. Особенности исследования нравственно-философских проблем в прозе о войне 60-70-х годов («Пастух и пастушка» В.Астафьева, «Горячий снег» Ю.Бондарева).


12

1. Сатирические рассказы М.Зощенко: проблематика и художественные особенности.

2. Проблематика и художественные особенности романа Л.Леонова «Русский лес».


13

1. Жанр антиутопии в творчестве Е.Замятина. Анализ романа «Мы».

2. Художественное исследование проблемы «человек и природа» в литературе 60-70-х годов («Прощание с Матерой» В.Распутина, «Царь-рыба» В.Астафьева).


14

1. Социальное прогнозирование в литературе 20-х годов: «Повесть непогашенной луны» Б.Пильняка и «Мы» Е.Замятина.

2. «Деревенская проза» как особая творческая общность, становление и развитие, идейно- художественное своеобразие.


15

1. В.Маяковский – лирик, тема любви в его поэзии, поэма «Про это».

2. Проблема русского национального характера в «деревенской прозе». ( Рассказы В.Шукшина, «Привычное дело» В.Белова, «Прощание с Матерой» В.Распутина).


16

1. В.Маяковский – сатирик, своеобразие сатирической поэзии. Особенности драматургической сатиры («Клоп», «Баня»).

2. Творчество А.Солженицына, мастерство писателя в художественном освоении народного бытия («Матренин двор», «Захар-Калита»).


17

1. Тема родины в поэзии С.Есенина.

2. Особенности художественного исследования «лагерной» темы в творчестве А.Солженицына и В.Шаламова.


18

1. Тема любви и революции в поэзии С.Есенина: поэма «Анна Снегина».

2. Развитие поэзии 60-80-х годов: основные тенденции, тематика и художественное своеобразие различных течений.


19

1. Лирика С.Есенина последних лет: углубление философского начала.

2. Литературная ситуация 80-90-х годов: «возвращенная литература» (анализ 2-х произведений).


20

1. Особенности поздней лирики Б.Пастернака. Проблематика романа «Доктор Живаго».

2. Литературный процесс 80-х годов: усиление публицистического начала в литературе («Пожар» В.Распутина, «Печальный детектив» В.Астафьева).


^ 3. Список рекомендуемой литературы


Основная литература

        1. Роговер Е.С. Русская литература ХХ века: Учебное пособие, СПб.,2002.

        2. Семенов А.Н., Семенова В.В. Русская литература ХХ века в вопросах и ответах: В 2-х ч. М., 2005.

        3. Лейдерман Н., Липовецкий М. Современная русская литература. Кн. 1-3. М., 2001.

        4. Буслакова Т.П. Русская литература ХХ века. М., 2001.

        5. Нефагина Г.Л. Русская проза второй пол. 80-90-х годов ХХ века. - Минск,1998.

        6. Русская литература ХХ века: Справоч материалы. Сост. Л.Смирнов и др. - М., 1995.

        7. Русская литература ХХ века: Очерки.Портреты.Эссе. В 2-х частях.- М., 1994.

        8. Бадиков В.В. Авторское сознание и социальный заказ (Запрещенная советская литература 20-х годов). Алматы, 1997

        9. Русская литература ХХ века. Хрестоматия. В 2-х частях. Сост. А. Баранникова,

        10. Белая Г.А. Художественный мир современной прозы. - М., 1983.


Дополнительная литература


        1. Баршт К.А. Поэтика прозы Андрея Платонова. СПб., 2005

        2. Горбунова Г.З. Поэтика малой прозы Е.Замятина. Караганда, 2003

        3. Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты. М., 1999

        4. Савельева В.В. Художественная антропология. Алматы, 1999

        5. Сафронова Л.В. Автор и герой в постмодернистской прозе. Алматы, 2007

        6. Темирболат А.Б. Проблемы хронотопа в современной прозе. Алматы, 2003

        7. Полтавцева. Философская проза Платонова, Ростов н/Д, 1981 г.

        8. А.Смелянский. Булгаков в худ. театре. М., 1986

        9. Б.Соколов. Роман Булгакова «Мастер и Маргарита». М.,1991

        10. В.Западов.Толстой М.,1991

        11. С.Чупринин. Непрошедшее время. К характеристике «оттепельного» этапа в ист. совр. лит. процесса. Воп. лит. 1989-12

        12. А.Кондратович. Твардовский. Поэзия. Личность. М.,1985

        13. Нива Жорж. Солженицын. М., 1993

        14. Н. Яновский. Виктор Астафьев. М., 1982

        15. В.Васильев. А.Платонов. М.,1990 г.

        16. В.Боборыкин. М.Булгаков., М.,1991

        17. А.Павловский. А.Ахматова, Л.,1982

        18. Т. Вахитова. Повествование в рассказах «Царь-рыба». М., 1988

        19. Абишева С.Д. Поэтическая система «мир природы»: структура и семантика. Алматы, 2002

        20. Ананьева С.В. Время – пространство – автор. Алматы, 2003

        21. Майтанов Б.К. Психологизм в художественной литературе. Алматы,2004



^ СПИСОК ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ


  1. Абрамов Ф. Дом. Пелагея. Деревянные кони. Мамониха.

  2. Астафьев В. Пастух и пастушка. Царь-рыба. Печальный детектив.

  3. Ахматова А. Лирика. Реквием.

  4. Бабель И. Конармия.

  5. Белов В. Привычное дело.

  6. Бондарев Ю. Горячий снег.

  7. Булгаков М. Белая гвардия. Мастер и Маргарита. Собачье сердце. Роковые яйца. Кабала святош. Зойкина квартира. Багровый остров.

  8. Вампилов А. Старший сын. Прошлым летом в Чулимске. Утиная охота.

  9. Вознесенский А. Мастера. Лирика.

  10. Горький М. Несвоевременные мысли. Жизнь Клима Самгина. Пьесы.

  11. Домбровский Ю. Хранитель древностей. Факультет ненужных вещей.

  12. Евтушенко Е. Лирика. Братская ГЭС.

  13. Есенин С. Лирика. Инония. Анна Снегина. Черный человек.

  14. Замятин Е. Мы.

  15. Зощенко М. Рассказы.

  16. Леонов Л. Русский лес.

  17. Маяковский В. Лирика. Пьесы. Про это. Во весь голос.

  18. Маканин В. Где сходится небо с холмами. Голоса. Отдушина.

  19. Пастернак Б. Лирика. Доктор Живаго.

  20. Пильняк Б. Голый год. Повесть непогашенной луны.

  21. Платонов А. Котлован. Чевенгур. Епифанские шлюзы. В прекрасном и яростном мире. Возвращение.

  22. Распутин В. Живи и помни. Прощание с Матерой. Пожар.

  23. Рубцов Н. Лирика.

  24. Солженицын А. Один день Ивана Денисовича. Матренин двор. Захар-Калита. Архипелаг ГУЛАГ (гл. по выбору).

  25. Твардовский А. Страна Муравия. Василий Теркин. По праву памяти.

  26. Толстой А. Петр Первый. День Петра. На дыбе (Петр I).

  27. Трифонов Ю. Обмен. Старик.

  28. Шаламов В. Колымские рассказы.

  29. Шолохов М. Тихий Дон. Поднятая целина. Судьба человека.

  30. Шукшин В. Рассказы.



4. Дополнения и изменения в рабочей

программе на 200___/____ учебный год


В рабочую программу вносятся следующие изменения:

1. ……………………………………………………………

2. ……………………………………………………………

3. ……………………………………………………………

4. ……………………………………………………………

5. ……………………………………………………………


Рабочая программа пересмотрена и внесенные изменения утверждены на заседании кафедры ________________________________________________________________

Протокол № _________ от «______» ______________________ 200_____г.


Заведующий кафедрой (подпись) ___________________________

Ф.И.О.


Внесенные изменения согласованы с

председателем методического совета

института _______________________

(подпись) Ф.И.О.

«____»___________________200___г.





Скачать 265.33 Kb.
оставить комментарий
Дата19.08.2012
Размер265.33 Kb.
ТипПрограмма, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх