С34 Терапия и тренинг в концепции Альфреда Адлера спб.: Речь, 2002- 347 с. Isbn 5-9268-0089-7 icon

С34 Терапия и тренинг в концепции Альфреда Адлера спб.: Речь, 2002- 347 с. Isbn 5-9268-0089-7


Смотрите также:
Программа эмоционально-волевого развития для детей и подростков Введение...
Mиhиctepctbo bhуtpehhих дeji...
Литература введение...
Реферат по дисциплине: История психологии. Тема: «Индивидуальная психология» А. Адлера...
Практикум по когнитивной терапии...
Книга будет полезна не только психологам...
Книга будет полезна не только психологам...
«Речь»
И. И. Мамайчук Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии...
И. И. Мамайчук Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии...
Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям...
Карпова Выпускающий редактор А. Борин Литературный редактор Т. Темкшш Художник обложки К...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
скачать
ББК 88. 2 С34

Сидоренко Е. В.

С34 Терапия и тренинг в концепции Альфреда Адлера — СПб.: Речь, 2002- 347 с. ISBN 5-9268-0089-7

ISBN 5-9268-0089-7

Издательство «Речь», 2002 Сидоренко Е. В., 2002

ПРЕДИСЛОВИЕ

Эта книга включает в себя две ранее опубликованные книги «"Комплекс неполноценности" и анализ ранних воспоминаний в концепции Альфреда Адлера» (1993) и «Опыты реориентационного тренинга» (1995).

Уже 10 лет я использую методы Альфреда Адлера в своей работе, и с годами глубина его концепции становится все более очевидной и значимой для меня. Она сочетает в себе печаль предопределенности жизни человека его детским опытом и свет веры в неисчерпаемые возможности человеческой души.

Понятие реориентации означает преобразование принятой личностью концепции жизни и обусловленное этим изменение ее «кристаллизованных паттеров» поведения. Главная цель тренинга по Адлеру — достичь ощущения и понимания человеком источников своей собственной личностной силы. С первых минут реориентационного тренинга начинается процесс выявления экспертных личностных зон — тех областей, в которых человек чувствует себя искушенным, опытным, знающим, искусным. Парадокс состоит в том, что многие люди совершенно не обращают внимания на свои экспертные зоны, считая их чем-то само собой разумеющимся. Их гораздо больше занимают «неэкспертные зоны», то есть те области, в которых им что-то не удается или удается плохо. Человеку свойственно больше огорчаться зонами «неспособности и неумения», чем радоваться своим возможностям в других областях.

Большинство обучающих моделей также строится на принципе наибольшего внимания к «пробелам». Многие системы обучения построены на принципе выращивания чего-то полезного там, где пока ничего не растет. Реориентационный тренинг использует иной принцип, который я называю «эффектом озера». Представим себе озеро, на дне которого появляются лишь первые ростки подводных растений. На одних участках дна ростки многочисленны и исполне-

«Комплекс неполноценности» и анализ ранних воспоминаний

ны жизненной силы, их рост энергичен и даже мощен. На других же участках ростки скудны или вообще отсутствуют.

Это метафора индивидуальных возможностей и ограничений человека. Если мы будем стараться вырастить что-то там, где плохо растет, мы рискуем и на этом, ограниченном по возможностям участке ничего хорошего не вырастить, и на плодородных участках заглушить ростки, поскольку будем уделять им слишком мало внимания. Если же мы будем поддерживать то, что само обещает расцвет, постепенно вся поверхность озера покроется слоем листьев и цветов. Представьте себе это лесное озеро. Любому петербуржцу легко это сделать: достаточно вспомнить, как вы выходите из чащи леса и перед вами открывается эта таинственная, поразительная картина...

Притягательность этого образа огромна. Он сочетает в себе тишину, чарующую прелесть и величие. И очень важно, что этот пейзаж гораздо точнее выражает душу озера, чем особенности его донного рельефа.

Так же и в реориентационном тренинге — благодаря развитию наших собственных неповторимых возможностей «неплодородные»' участки останутся просто особенностями донного рельефа, а не нашими «недостатками».

Тренинг по Альфреду Адлеру — это терапия уважением.

Преклонением перед теми возможностями, которыми от природы одарен каждый из нас.

Я желаю каждому человеку реализации его уникальных возможностей!

Елена Сидоренко

Санкт -Петербург Март 2000

«КОМПЛЕКС

НЕПОЛНОЦЕННОСТИ»

И АНАЛИЗ

^ РАННИХ ВОСПОМИНАНИЙ

в КОНЦЕПЦИИ АльфрЕДА АДЛЕРА


Введение

ВВЕДЕНИЕ

Альфреду Адлеру повезло меньше, чем Зигмунду Фрейду или ^ Карлу Юнгу. Его труды почти не переводились на русский язык. ' Между тем у него много произведений, и, как правило, это солидные тома, изобилующие остроумными замечаниями, сокрушительной критикой в адрес родителей и учителей, тщательными разборами реальных случаев и... многочисленными повторами. Возможно, именно по этой причине современные адлерианцы не читают первоисточников, предпочитая пользоваться хрестоматийными справочниками, где все высказывания и описания Адлера сгруппированы по разделам: «Порядок рождения», «Смысл жизни», «Избалованный ребенок» и др.

Построение данного пособия — иное. Концепция А. Адлера изу-' чалась автором не по справочникам, а по английским переводам его книг: «Практика и теория Индивидуальной психологии» (1924), «Наука жизни» (1930), «Что жизнь могла бы означать для тебя?» (1932). Многие труды Адлера и его последователей оказались доступными автору благодаря любезности сотрудников Фундаментальной библиотеки Манчестерского университета (Великобритания).

Во введении мы кратко рассмотрим личную историю Адлера и историю его концепции.

В разделе I постараемся раскрыть основные идеи Индивидуальной психологин, иллюстрируя их выдержками из произведений А. Адлера.

В разделе II попытаемся обосновать схему анализа ранних воспоминаний, построенную на основе трудов Адлера, и коснемся вопросов использования метода в современной психологии.

Годы рождения и кончины Альфреда Адлера странным образом связаны с роковыми датами судеб России: 1870-1937. Дата рождения Ленина и год жестокого сталинского террора. Первое .из этих совпадений неслучайно скорее в метафорическом смысле; вто-

рое — отнюдь не только в метафорическом. После окончания Венского университета в 1895 году Альфред Адлер примыкает к социал-демократическому движению и активно участвует в нем, проповедуя идею равенства всех людей независимо от расы, религии, пола и т. п. На одном из митингов он знакомится со студенткой из России — Раисой Тимофеевной Эпштейн. Спустя некоторое время она становится его женой. С годами увлеченность Адлера психологией росла, а политикой — падала. Однако политическая активность его жены не снизилась. Поэтому все те годы, пока семья жила в Австрии, в близком Адлеру кругу было много людей с сильной социал-демократической и даже марксистской ориентацией. Это объясняется едиными корнями многих элементов его концепции и социалистической теории (Manaster G. J., Corsini R. J.,

1982).

В 1935 году Адлер переезжает в США, его жена и дети следуют за ним — все, кроме старшей дочери Валентины. Вместе со своим мужем она решает спасаться от надвигающегося фашизма не в США, а в СССР, на родине своей матери, в стране, которая соответствовала ее политическим взглядам. Лишь значительно позже стало известно, что там Валентина и ее муж были схвачены во время политической чистки, осуждены на длительный срок и погибли в заключении. Но Адлер так и не успел узнать об _этом. Неизвестность их дальнейшей судьбы была глубокой болью последних лет его жизни. «Из-за Вали я не могу спать по ночам. Я удивляюсь, как я могу вынести это», — писал Адлер своей второй дочери, Александре. Он умер в Шотландии от сердечного приступа по пути на собственную лекцию 28 мая 1937 года (Manaster G. J., Corsini R. J., 1982).

Адлер назвал свое учение Индивидуальной психологией. По мнению западных биографов, любое творение человеческого разума несет на себе печать индивидуального опыта (Rattner J., 1983). По-видимому, Индивидуальная психология тоже должна отражать особенности индивидуальной судьбы. И не потому, что это Индивидуальная психология, а потому, что это психология.

Любая психологическая концепция, и в особенности концепция психотерапевтическая, является ответом ее создателя на драму собственной души. Возможно, на драму своей детской души. Каждый психолог дает ответ в меру своего таланта и своего понимания.

Многие психологи признавали, что своей концепцией они говорят людям: «Смотрите, я нашел способ помочь себе. Это должно помочь и вам». Позже, к концу жизни, они добавляют: «Это преобразит все человечество. Это исправит мир» (Moreno J. L, 1934; 1989; Rogers С., 1970; 1980).

10

•«Комплекс неполноценности» и анализ ранних воспоминаний

Истоки психологической системы Адлера представляются почему-то достаточно ясными его критикам (Виттельс Ф., 1991) и не всегда ясными и скудными — его последователям и биографам (Manaster G. J., Corsini R. J., 1982; Ansbacher H. L, 1992).

Альфред Адлер был вторым из шести детей большого небогатого семейства, проживавшего на окраинах Вены. Он был очень болезненным ребенком. Когда ему было три года, умер его младший брат. Ранние воспоминания Адлера несут в себе ощущение болезни и боли, картины смерти и похорон (Manaster G. J., Corsini R. J., 1982). Как мы увидим позже, в системе Адлера порядок рождения, количество детей в семье и содержание ранних воспоминаний — это те немногие источники информации о личности, которые могут считаться достоверными. Тот факт, что вы являетесь вторым ребенком из шести детей, или первым из двух, или единственным, — почти неизбежно окажет влияние на формирование вашего жизненного стиля. Содержание ранних воспоминаний в метафорической форме отразит этот жизненный стиль.

Адлер обнаружил, что воспоминания, содержащие картины болезни, смерти, т. е. примерно такие же, как и у него самого, вообще характерны для врачей (Adler A., 1931).

Что еще нам известно о нем?

По его собственным словам, у него было «беспризорное детство на улицах Вены». По свидетельствам биографов, эмоционально он был более привязан к матери (Rattner J., 1983). В гимназии юный Адлер чувствовал себя довольно одиноко: он был не очень уверен в своем физическом «Я» и постоянно вел борьбу со своей болезненностью (Manaster G. J., Corsini R. J., 1982).

Он так плохо успевал по математике, что учитель предложил ему оставить гимназию и пойти учиться на башмачника. Однако отец Адлера не согласился последовать этому совету, и Альфреду пришлось поработать, да так, что через некоторое время он стал лучшим учеником по математике в классе. Адлер говорил об этом событии: «Если бы мой отец последовал этому совету и позволил мне стать сапожником, я, вероятно, хорошо преуспел бы в этом ремесле, но тогда я всю свою жизнь находился бы в убеждении, что существует такая вещь, как неспособность к математике» (Orgler H., 1973, р. 3).

Сохранилось и другое воспоминание Адлера, относящееся к гимназическим годам. По дороге в гимназию ему нужно было проходить через кладбище. «Каждый раз я этого боялся и с большим неудовольствием наблюдал, как другие дети беспечно шли через кладбище, в то время как я совершал шаг за шагом, исполненный тревоги и ужаса. Кроме невыносимого страха меня терзала мысль, что я не такой смелый, как остальные. Однажды я твердо решил

Введение

Г

положить конец этому смертельному, ужасу, и в качестве средства для этого выбрал "очерствление". Я немного отстал от остальных ребят, положил свой ранец на землю у кладбищенской стены и пробежал через все кладбище примерно дюжину раз, пока не почувствовал, что овладел своим страхом. Мне кажется, что с тех пор я проходил эту дорогу уже без страха» (по: Rattner J., 1983, p. 94).

Интерпретируя это воспоминание, Дж. Раттнер вводит одно «поучительное дополнение»: впоследствии Адлеру удалось установить, что на пути в его гимназию... не было никакого кладбища! Таким образом, все это событие является вымыслом, фантазией, тем не менее ярко характеризующей своего создателя. «Перед нами выступает смелый тип человека, который сам себя учит преодолевать страх перед жизнью. Стремление не остаться позади других заставляет его проявить решительные усилия. Это воспоминание сообщает нам, что он оптимистически верит в свой успех и постоянно помнит о том, что все страхи можно победить решительностью» (Rattner J., 1983, p. 94).

Позже мы убедимся в том, что факт «действительности» или «мнимости» воспоминания для Адлера является вообще несущественным. Главное, что человек выбрал данное воспоминание в качестве своего действительного воспоминания (см. главу «Качественный анализ ранних воспоминаний»).

Мы располагаем лишь косвенными данными о том, что переживал, о чем думал и на что надеялся Адлер, будучи молодым человеком. В 1895 году он заканчивает Венский университет и становится врачом-офтальмологом, однако практикует и как общий терапевт. Его частная практика постепенно начинает процветать, но он все еще увлечен социалистическими идеями и задается целью описать экономические условия труда и вызываемые ими заболевания в бакалейной, спичечной, текстильной и угледобывающей промышленности, чтобы выявить «опасности, подстерегающие общественное здоровье из-за сниженных стандартов жизни» (Ansbacher H. L, 1992).

В 1898-1903 годах он публикует несколько статей по проблемам социальной гигиены. Постепенно он приходит к мысли, что врач должен выполнять роль просветителя в предупреждении болезней, причем в области не только физической, но и психологической их профилактики.

В 1901 году он выступает в печати с рядом статей против нападок на «Толкование сновидений» 3. Фрейда. За этими выступлениями последовало приглашение от Фрейда вступить в руководимый им кружок (Гальперин П. Я., Ждан А. Н., 1986, с. 130). Первоначально 3. Фрейд пригласил в свой дом «для обсуждения проблем неврозов» четверых: Вильгельма Штекеля, Альфреда Адлера, Макса

71 I «Комплекс неполноценности» и анализ ранних воспоминаний

Кагане и Рудольфа Рейтлера (Виттельс Ф., 1991, с. 111). Группа стала известна сначала под названием «Психоаналитические научные среды», а позже как Венское психоаналитическое общество.

Адлер становится президентом Психоаналитической ассоциации и, совместно с Фрейдом, соредактором журнала Zentralblatt filr Psychoanalyse (Manaster G. J., Corsini R. J., 1982).

Роль Адлера в Психоаналитическом обществе оценивается по-разному: «Адлера, которого Фрейд, по-видимому, не без основания считал честолюбивым, он окружил почетом, что вызвало обиду со стороны других участников кружка, не удовлетворив Адлера. После сумятицы в Нюрнберге он назначил Адлера руководителем венской группы» (Виттельс Ф., 1991, с. 122). «При чтении выступлений Адлера в протоколах фрейдовского кружка поражаешься тому факту, что он был одним из наиболее развитых, великодушных и человечных участников этой группы» (Rattner J., 1983, p. 3).

В 1907 году Адлер публикует статью «Исследование недостаточности органов и ее психической компенсации». Так началась эпоха «комплекса неполноценности». На уточнении этого термина мы еще остановимся. В статье же речь шла о том, что человек будет пытаться компенсировать недостаточность органа или функции, усиливая другие органы или функции (компенсация) или интенсивно и продолжительно упражняя именно этот слабейший орган или функцию (компенсация и сверхкомпенсация). Позже Адлер пришел к выводу, что ощущение собственной недостаточности должно возникать у всех детей, независимо от того, отличаются ли какие-либо органы их тела серьезной недостаточностью или нет. Мы все рождаемся маленькими, слабыми и совершенно беспомощными, и вовсе не нужно какой-то особой недостаточности, чтобы возникло чувство, что мы меньше, слабее других и менее значительны, чем они, что мы пока мало способны что-либо делать самостоятельно. «Быть человеком — значит ощущать свою недостаточность» (Adler A., 1932, 82). Однако «ни одно человеческое существо не может долго выносить чувства своей несостоятельности: оно ввергает его в такое напряжение, что требуется хоть какое-нибудь действие» (Adler A., 1932, р. 51). Именно поэтому ощущение собственной малости подталкивает к развитию. Не всегда этот процесс идет легко, на его пути могут возникнуть труднопреодолимые препятствия, и тогда у человека развивается Minderwertigkeitskomplex, что обычно переводится как «комплекс неполноценности». В немецко-русских словарях, изданных до 1907 года, это словосочетание отсутствует. Адлер создал его из нескольких немецких слов: слово Minder означало «меньший», «малейший»; слово Wert переводилось как «достоинство», «ценность и цена» (Павловский И. Я., 1888,1902). С немецкого на английский язык словосочетание Minderwert пере-

Цведениг

водилось как inferior value, inferiority, что означает меньшую ценность, более низкое положение, достоинство, качество (Gassell E. W.,

1894).

Итак, речь идет о меньшем достоинстве, меньшей ценности, более низком качестве, о том, что достоинству, ценности, качеству чего-то недостает; но эта недостаточность не является мерилом полного или неполного достоинства, ценности или качества. Minderwertigkeitskomplex — это комплекс недостаточности, а не неполноценности.

Можно подтвердить это и другими аргументами. Выбранное Адлером название концепции — Индивидуальная психология -должно было подчеркивать неделимость каждой отдельной личности и ее уникальную ценность.

Все методы адлерианской терапии направлены в первую очередь на то, чтобы у человека, даже если это пятилетний ребенок, было ощущение, что его ценят и что значимо все, что он говорит или делает, что он — ценность, несмотря на свои недостатки, проблемы и «неправильное» поведение. Истинная, полная ценность, несмотря на все свои несовершенства (Kottman Т. Т., Warlick J., 1989).

Итак, термин «неполноценность» не соответствует ни духу концепции Адлера, ни первоначальному значению немецкого словосочетания. Речь идет о чувстве, что ты ниже, меньше, хуже, т. е. о чувстве отставания, недоразвития и недостаточности. И тогда восстанавливается логика: чувству отставания противостоит чувство превосходства, ощущению недостаточности — совершенствование, слабости — могущество.

Но вернемся к истории. Выдвигая свои идеи, Адлер «предпринимает невозможное — столкнуть Эроса с его трона» (Виттельс Ф., 1991, с. 124).

В 1911 году он выступает перед членами Психоаналитического общества с четырьмя лекциями под общим названием «Критика фрейдовской сексуальной теории эмоциональной жизни» (Rattner J., 1983). «На четвертом заседании началась дискуссия, и адепты Фрейда повели против Адлера концентрическое наступление. Горячность боя превзошла все, что до сих пор приходилось переживать в кружке, видавшем уже виды» (Виттельс Ф., 1991, с. 124). На следующем заседании один из самых незначительных членов кружка внес предложение Адлеру «покинуть общество, с главой которого у него полное расхождение. В такой мало достойной форме Фрейд отделался от одного из своих значительнейших учеников» (Виттельс Ф., 1991, с. 124).

По свидетельству G. J. Manaster и R. J. Corisini, разрыву предшествовали еще и другие события. Летом 1911 года, во время общих летних отпусков, Фрейд написал письмо издателю журнала

«Комплекс неполноценности» и анализ ранних воспоминаний

Zentralblatt fur Psychoanalyse, заявляя, что он не может продолжать быть редактором журнала совместно с Адлером и что издатель должен выбрать одного из них. Издатель показал письмо Адлеру, и тот сам отказался от должности соредактора журнала, а заодно и от должности президента общества. Когда на первом после летнего перерыва заседании общества Фрейд объявил, что не будет разрешаться одновременно быть членом и его группы, и группы Адлера, разрыв стал окончательным. Десять членов Психоаналитического общества перешли к Адлеру. Большинство из них были социал-демократами (Rattner J., 1983).

«Политическая сторона дела здесь тоже имела, по-видимому, значение» (Виттельс Ф., 1991, с. 124). «Усталый от борьбы и победы, сообщаю Вам, что вчера я заставил всю банду Адлера (шестерых из нее) выйти из общества», — из письма Фрейда к К. Юнгу от 12 октября 1911 года (Эткинд А. М., 1992, с. 130). Так была создана группа, которая впоследствии была названа Обществом Индивидуальной психологии.

Итак, Адлер не смог быть лишь отблеском Фрейда. Драма его собственной души не разрешалась присоединением к чужой концепции, пусть даже гениальнейшей.

И критики, и сторонники Адлера так или иначе идентифицируют его с его собственной концепцией недостаточности и совершенствования, но первые делают это «понизу», а вторые — «поверху». Одни говорят: он всю жизнь компенсировался; другие — он всю жизнь совершенствовался.

Ф. Виттельс: «Адлер — сам приземистый и неуклюжий, до сих пор еще у меня перед глазами за столом кружка Фрейда, с вечной сигарой во рту; на диалекте добродушного венского обывателя он то и дело возвращался к своей мысли о неполноценности органов... Этот на редкость умный человек пренебрегает почти всем, что создало славу психоанализу; вместо этого он пожинает дешевые лавры среди представителей так называемого здравого смысла, который видит вещи такими, какими их видели всегда, и отказывается от более глубоких познаний, если они противоречат традиционному вчерашнему» (Виттельс Ф., 1991, с. 121-125).

Дж. Раттнер: «Маленький, круглый человек с теплыми, лучистыми глазами заставлял каждого думать вместе с ним, но при этом думать самостоятельно... Искрящаяся беседа была частью его жизни... Адлер был великолепным оратором, который был способен завоевывать людей, покоряя их своими идеалами» (Rattner J., 1983, р. 179).

К. Роджерс: «Я имел счастливую возможность видеть, слушать и наблюдать д-ра А. Адлера. Это было зимой 1927-1928 года, когда я был интерном во вновь открытом в то время Институте

Введение

15

Ведения детей в Нью-Йорке... Приученный к довольно жесткому фрейдистскому подходу, который практиковался в нашем институте, — необходимы были 75-страничные истории болезни и изнуряющие батареи тестов, прежде чем ты мог лишь подумать об оказании "терапевтической помощи", — я был поражен очень прямой и обманчиво простой манерой д-ра Адлера непосредственно обращаться к ребенку или его родителям. Потребовалось длительное время, пока я понял, сколь многому я научился у него» (по: Ansbacher H. L, 1990).

Вторую свою концепцию, Gemeinschaftsgefiihl, — понятие о социальном интересе, или общественном чувстве, — Адлер вынес из опыта Первой мировой войны.

Ё 1914 году он добровольно поступил на службу в Австрийскую армию в качестве армейского врача и занимался лечением военных психозов в Кракове, Брно и Вене (Rattner J., 1983). Однажды в журнале была опубликована заметка, которая приписывается Адлеру, так как она была подписана его инициалами: «Почему люди отправляются на войну с таким энтузиазмом и претерпевают там так много страданий ради чего-то, что не имеет к ним личного отношения? Ответ таков: они поступают так, чтобы избежать опустошающего чувства собственной беспомощности».

По отзывам друзей Адлера, он никогда уже не был прежним после войны. Он говорил: «В чем действительно нуждается мир, так это в Gemeinschaftsgefiihl» (Manaster G. J., Corsini R. J., 1982). Социальный интерес, общественное чувство — это способность интересоваться другими людьми и принимать в них участие (Adler A., 1932). Это внутренне присущая нам потенциальная возможность, которую нужно сознательно развивать (Adler A., 1956, р. 134).

Отныне все силы Альфреда Адлера направляются на одну цель — воспитание. Воспитание детей и воспитание воспитателей. В сущности, уже самая первая его психологическая работа задавала это направление; она называлась «Врач как воспитатель» (Adler A., 1904). В ней высказывалась идея, что врач должен воспитывать родителей, помогать им в деле физического и психологического предупреждения болезней. В 1912 году выходит другая его статья — «Воспитание родителей» (Adler A., 1912). В этой статье содержится множество идей, которые во многом предвосхищают не только основные направления теоретической мысли Адлера, но и многие современные направления психологии.

Вот рекомендации Адлера по воспитанию умственно здорового ребенка, который позже станет умственно здоровым взрослым.

1. Воспитатель или родитель должен завоевать любовь ребенка. «Главнейший помощник воспитания — любовь... Любовь ребенка — безусловная гарантия его воспитуемости» (Agler A., 1912, р. 204).


«Комплекс неполноценности» и анализ ранних воспоминаний

2. Лучшая поддержка в развитии ребенка — «его уверенность в собственных силах» (р. 204). «Уверенность ребенка в себе, его личностная смелость — величайшее счастье для него. Смелый ребенок будет впоследствии встречать свою судьбу не как что-то внешнее, а как результат приложения его собственных сил» (р. 208).

3. «Слабые и болезненные дети легко теряют уверенность в себе, так же как и избалованные и излишне опекаемые дети» (р. 204).

4. «Ни при каких обстоятельствах ребенок не должен бояться своего воспитателя» (р. 206). «Ни при каких обстоятельствах, даже сексуальных проступках, нельзя пугать ребенка, потому что этим способом вы никогда не достигнете своей цели, но лишите ребенка уверенности в себе и вызовете у него смятение» (р. 208).

5. Что касается дисциплинарных мер, то похвала и награда предпочтительнее наказания. Если наказания невозможно избежать, то оно должно информировать ребенка о том, что он сделал неправильно, и концентрировать его внимание на лучших способах поведения.

6. Вместо того чтобы требовать слепого подчинения, следует в максимально возможной степени «оставлять за ребенком свободу решения» (р. 207), т. е. предоставлять ему возможность выбора (цит. по: Ansbacher H. L., 1992, р. 6-7).

Вся деятельность Адлера становится попыткой как можно шире распространить свои идеи, «передать весть» как можно большему количеству людей, и в особенности тем, кто смог бы передать эту весть дальше — учителям, родителям, воспитателям.

После Первой мировой войны правительство первой Австрийской республики предпринимает реформу образования, направление которой во многом совпадало с идеями Адлера. Он начинает принимать в ней горячее участие. «Если бы нам только удалось добиться, чтобы учителя в школах не лишали воодушевления наших детей!» (по: Ansbacher H. L, 1991). В 1919-1924 годах он проводит еженедельные семинары по психологии маленького ребенка, школьника, подростка, затем по психологии великих людей и по проблемам социальной психологии в народной академии Volksheim («Народный дом»), связанной с социал-демократическим движением. В 1923-1928 годах он читает курс лекций «Проблемы детей в школе» в Педагогическом институте Вены на факультете коррек-ционного обучения.

Практическая работа Адлера протекала с 1920 года главным образом в воспитательных консультативных центрах.

Первый центр был организован в 1920 году для подготовки учителей при народной академии Volksheim. Вскоре аналогичные центры были созданы в разных уголках Вены, часто по просьбе самих учителей. К 1929 году в Вене было уже 28 таких центров.

17

Когда Адлер начал эту работу, консультативные центры уже существовали в Германии, Швейцарии и Соединенных Штатах. Уникальной чертой адлерианских центров было то, что консультирование детей там проводилось публично: в присутствии родителей, учителей, психотерапевтов, врачей и просто интересующейся публики. «Работа в наших воспитательных центрах проходит в большинстве случаев при открытых дверях. За этот публичный характер наших клиник на нас не раз нападали. Наш опыт показал, однако, что появление ребенка перед большим собранием людей оказывает стимулирующее воздействие на него. Публичный характер процедуры позволяет ребенку понять, что его проблема не является лишь его частным делом, ведь незнакомые люди тоже интересуются ею» (Seidler R., Zilahi L., 1979, p. 94).

В адлерианском центре ребенок впервые встречает человека, который не обвиняет его, верит в него, который признает свое собственное несовершенство. Позже, когда консультант обращается к группе и обсуждает с ней проблемы ребенка, его дневники и рисунки, ребенок видит, что группа относится к нему так же, как консультант, и начинает чувствовать доверие и поддержку общества (Ansbacher H. L, Ansbacher R. R., 1956, р. 393).

«Помимо прочего, нам нравится использовать публику для того, чтобы показать ребенку наше собственное несовершенство, несовершенство взрослых... Возьмем случай с ребенком, который очень стыдится троек в табеле. Мы просим поднять руку тех людей в зале, у кого никогда не было троек, и никто не поднимает руки» (по: Ansbacher H. L., Ansbacher R. R., 1956, p. 394).

Вторая уникальная черта адлерианских центров — параллельная терапия детей и родителей, детей и учителей, «поскольку это единственная дорога к устойчивому успеху» (Rattner J., 1983, р. 179). В начале консультационной сессии учитель рассказывал о своем случае. Затем могло следовать интервью с кем-либо из родителей. После этого приглашали ребенка. В своей работе с ним консультант должен был решить четыре задачи: 1) завоевать доверие ребенка; 2) выявить источники ошибок его жизненного стиля; 3) помочь ребенку обрести смелость и уверенность; 4) пробудить социальный интерес ребенка, его общественное чувство (Seidler R;, Zilahi L., 1929, p. 169).

В 1931 году была создана экспериментальная школа Индивидуальной психологии. Но в это время австрийские фашисты создают армию, готовую к гражданской войне. В 1932 году федеральный канцлер Австрии аннулирует конституцию. Австрия становится негостеприимной страной по отношению к Индивидуальной психологии. В 1936 году со школьной реформой было покончено. Тридцать два адлерианских центра в Австрии и Германии были закрыты.

«Комплекс неполноценности» и анализ ранних воспоминаний

Политические события бросают вызов концепции Адлера.

Он принимает вызов. Он говорит людям, что может их спасти: «Индивидуальная психология могла бы собрать воедино все латентные силы добра, существующие в группах, так же как она собирает их в индивидуумах. Война, национальная вражда и классовая борьба, эти величайшие враги человечества, коренятся в желании избежать или компенсировать жгучее ощущение собственной недостаточности. Индивидуальная психология, которая может излечивать людей от неблагоприятных последствий ощущения недостаточности, может стать могучим средством избавления наций и групп от зловещей угрозы коллективных комплексов недостаточности» (Adler A., 1925, р. 334).

В 1926 году Адлер впервые побывал в США. С этих пор он уже почти каждую зиму с большим успехом читал там курсы своих лекций. В 1935 году он окончательно переехал в США, но продолжал выезжать в Европу для чтения лекций и демонстрации методов своей работы. Адлер был постоянно занят, постоянно стремился куда-то.

Он и умер в дороге — по пути на собственную лекцию.

«Он слишком много путешествовал, чтобы посвящать себя теоретическому развитию и формированию характера своих последователей... Поэтому наследники Адлера не всегда остаются на высоте его этики и его прозрения» (Rattner J., 1983, р. 179).


РАЗДЕЛ I

ИДЕИ

ИНДИВИДУАЛЬНОЙ

ПСИХОЛОГИИ

I

С какими понятиями у большинства из нас ассоциируется учение Адлера? Конечно, с «комплексом неполноценности», «мужским протестом» и «комплексом Наполеона». Все это — потуги маленького, слабого человека, который стремится стать могущественным и воцариться над миром.

Вряд ли Адлер согласился бы с таким кратким изложением своего учения. Равно как и его последователи, многие из которых считают, что учение Адлера намеренно искажалось самыми разными «авторитетами» или по крайней мере сознательно отодвигалось ими в тень (Manaster G. J., Corsini R. J., 1982, p. 36; CrandaSlJ. E., 1981).

Когда читаешь труды Адлера, невольно улавливаешь сходство его идей с концепциями самоактуализации, самореализации, сценариев жизни, индивидуального стиля деятельности, Эго-состояния Фрустрированного дитя, всю жизнь живущего в нас, и т. д. В тех случаях, когда авторы более поздних концепций специально не ссылаются на Адлера, трудно определить, имеем ли мы дело с независимыми открытиями, или эти теоретики находили для себя более удобным не упоминать источник их идей (Crandall J. E., 1981; Ellenberger H., 1962, 1970).

. Так или иначе, у Адлера было больше заимствователей, приникавших к богатому источнику его прозрений, чем последователей, готовых идти по его пути (Ehrenwald J., 1976).

Мы в долгу перед Адлером. Будем отдавать долги.

В последней своей книге Social Interest: A Challenge to Makind (1938) Адлер сам называет три главные идеи Индивидуальной психологии.




оставить комментарий
страница1/20
Дата19.08.2012
Размер4,92 Mb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
отлично
  2
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх