Лекционный комплекс глоссарий к курсу «Зарубежная литература 17-18 вв» icon

Лекционный комплекс глоссарий к курсу «Зарубежная литература 17-18 вв»


Смотрите также:
Лекционный комплекс глоссарий к курсу «Русская литература 20 века»...
Лекционный комплекс глоссарий к курсу «Русская литература 18 века» Анакреонтическая поэзия...
Учебно-методический комплекс по дисциплине зарубежная литература XIX...
Лекционный комплекс глоссарий к курсу «История казахской литературы»...
Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина...
Зарубежная литература...
Литература по курсу «Зарубежная литература 18 в.»...
Лекционный комплекс по дисциплине «Налоговый учет» глоссарий...
Программа обучения студентов ( Syllabus ) по дисциплине Зарубежная литература 17-18 вв для...
Лекционный комплекс по дисциплине «Учет и отчетность в финансовых органах» глоссарий...
Зарубежная литература первой половины XX века...
Лекционный комплекс модуль Базы данных и субд глоссарий бд база данных...



Загрузка...
скачать
2. Раздел ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС


Глоссарий к курсу «Зарубежная литература 17-18 вв»

БАРОККО – (италь. – причудливый, странный) главенствующий стиль, развивающийся с сер 16 в. в Испании и Италии. Ему свойственны театральность, столкновение фантастики и реальности; барокко допускало смешение античной мифологии с христианской символикой.

БАСНЯ – короткий рассказ в стихах или прозе с прямо сформулированным моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл.

ВОЗРОЖДЕНИЕ – культурная эпоха, утверждающая самоценность человеческой личности, вытесняющая собственно человеческим содержанием абстрактное, религиозно-фантастическое содержание в христианском искусстве. Эпоха Возрождение имеет переходную природу от Средневековой культуры к Новому Времени

ВОЗРОЖДЕНИЕ – культурная эпоха, утверждающая самоценность человеческой личности, вытесняющая собственно человеческим содержанием абстрактное, религиозно-фантастическое содержание в христианском искусстве. Эпоха Возрождение имеет переходную природу от Средневековой культуры к Новому Времени.


Герой (положительный герой) – персонаж, действующее лицо, лирический герой, выступающий в художественном произведении как носитель эстетических идеалов, утверждаемых писателем и конкретно показанных в его произведениях, в духовном мире, в отношении к людям в зависимости от исторической обстановки и общественной позиции писателя.

Жанр - исторически складывающийся тип литературного произведения, обобщающий черты свойственные более или менее обширной группе произведений. Зависимость: от рода литературы; от эстетической тональности; от объема; от тематики; от композиции; от национального своеобразия.

КЛАССИЦИЗМ – художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе. Одной из важных черт - обращение к образам и формам античной литературы.

Комедия – (от греч. Komos - веселая толпа и oide - песнь) – один из основных видов драмы, изображающий такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех. Комедия как особая форма комического в литературе наиболее точно улавливает и передает его важнейшие оттенки – юмор, иронию, сарказм, сатиру.

Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) противоборство, столкновение, в литературном произведении воплощенное в сюжете. Следует различать жизненные и художественные конфликты.

Лирический герой – это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нем. Он отнюдь не идентичен образу автора, хотя и отражает его личные переживания, связанные с теми или иными событиями его жизни, с его отношением к природе, общественной жизни, людям.

ОДА – жанр лирической поэзии, поэтический панегирик; ведущий жанр высокого стиля с каноническими темами и приемами.

ПАМФЛЕТ – публицистическое произведение, обычно небольшое по объему, с резко выраженной обличительной, полемической направленностью.

Персонаж (от лат. persona) - вид художественного образа, субъект, действие, переживание; в том же значении используется словосочетание литературный герой, действующее лицо.

ПРЕЦИОЗНАЯ ЛИТЕРАТУРА – одно из направлений в литературе классицизма. Эту литературу отличает изысканный лексикон, перифразы, метафоры, утонченная цветистость речи.

ПРОСВЕЩЕНИЕ – идейное движение, распространенное в странах Западной Европы в 17-18 вв. Просвещение выдвигало идеи буржуазной демократии, равенства, труда на благо общества, свободного развития личности.

РЕНЕССАНС – то же, что и Возрождение.

Роман – (от франц. roman) – жанр повествовательной литературы, раскрывающий историю нескольких, иногда многих человеческих судеб на протяжении длительного времени, порою – целых поколений. Роман отражает становление самой действительности. Роман способен открывать в человеке не только определившиеся в поведении свойства, но и нереализованные возможности, некий личностный потенциал.

РОМАНТИЗМ – одной из литературных направлений, противоположное классицизму. Интерес к сильным и ярким чувствам, к тайным движениям души, защита свободы и самоценности личности.

Стиль - стилем писателя называют вообще подчерк писавшего, затем особенности самой манеры письма – слог и, наконец, идейно-художественные особенности писателя в целом. Понятие «стиль» применяют и в более широком значении (направления, течения, метода), иногда и в более узком (стиль произведения).

Сюжет (от фр. Sujet - предмет) – система событий в художественном произведении, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям. Элементы сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

Трагедия (букв. «песнь козлов», от греч. Tragos – козел и ode - песнь) – один из основных видов драмы, противоположный комедии. Трагедией называют такие драматические произведения, в которых изображаются исключительно острые, непримиримые жизненные конфликты, таящие в себе катастрофические последствия и чаще всего, завершающиеся гибелью героя.

Художественный образ - специфическая форма искусства. Художественный образ облекается материальной оболочкой. Образ – это сфера осуществления идейности и художественности в искусстве. Термин многозначен: 1) искусство в форме художественного образа отражает реальную действительность; 2) говоря о персонажах произведения, мы говорим об образе человека; 3)иногда метафору называем образом. Художественный образ – специфическая форма познания действительности, его специфичность состоит в том, что он помимо своей жизненной конкретности включает в себя эстетическую оценку.

ЭЛЕГИЯ – лирический жанр, стихотворение средней длины, медитативного или эмоционального содержания (печального).


Раздел 1. Литература 17 в. Французский классицизм


Тема № 1: Предпосылки классицизма.

Испанское барокко 17 в. Лопе де Вега.; Французская литература 17 в.


Цель лекции:

  • знакомство с европейской культурой 17-18 вв.

  • раскрытие эстетической сущности искусства барокко 17 в.

  • характеристика исторической и культурной ситуации во Франции 17 в.


Вопросы к теме:

  1. Искусство барокко 17 в. в Испании

  2. Творчество Лопе де Вега

  3. Историческое содержание эпохи 17 в. во Франции.


Тезисы: Цель и задачи курса: изучение художественного наследия литературы эпохи Классицизма и Просвещения с позиции становления и развития жанровой системы, характерной для культуры Нового времени. Курс включает в себя изучение выдающихся мастеров художественного слова Франции, Испании, Англии, Германии и предусматривает отработку навыков анализа художественных произведений различных жанров и охватывает литературный процесс, для которого характерно становление и развитие таких направлений как классицизм, сентиментализм, просветительских реализм. 17 в. как особая эпоха в культуре стран Европы. Кризис гуманизма эпохи Возрождения. Литературная борьба в 17 в. Творчество Лопе де Вега. Историческая ситуация во Франции 17 в. Правление Людовика ХIII. Деятельность кардинала Решелье. Французская Академия. 17 в.


Задания для самоконтроля:

  • знать основные черты искусства барокко

  • прочитать пьесы Лопе де Вега

  • иметь представление об исторической ситуации во Франции 17 в.


Литература:

  1. Алексеев М. П., Жирмунский В. М. И др. История зарубежной литературы: История зарубежной литературы: Средние века и Возрождение. – М., 1987. – 416 с.

  2. Артамонов С. Д. История зарубежной литературы 17-18 вв. – М.: Просвещение, 1988.

  3. История зарубежной литературы 17 в.: Учеб. для вузов. – М.: Высшая школа: Академия, 1999.

  4. Штейн А. История испанской литературы. – М.: Высшая школа, 1976.



Тема № 2-3: Западноевропейский классицизм. Эстетика классицизма.

Теория Буало Основные направления в искусстве классицизма. Драматургия Корнеля.


Цель лекции:

  • определение содержания эпохи Классицизма.

  • выявление основных черт Классицизма

  • выделение философской основы Классицизма

  • определение сущности теории Буало


Вопросы к теме:

  1. Зарождение французского классицизма

  2. Античная традиция в искусстве Классицизма

  3. Философская обусловленность классицизма

  4. Основные направления в искусстве классицизма


Тезисы: Франция 17 в. – век классицизма. Зарождение классицизма, его теоретическое обоснование. Античная традиция в классицизме. Черта и особенности французского классицизма: регламентированность, следование обязательным правилам. Философская обусловленность классицизма: рационалистическая теория Декарта и эпикурейские взгляды Гассенди. Теоретик общеевропейского классицизма – Буало. «Поэтическое искусство» Буало. Философский метод Декарта в теории Буало. Нормативность эстетики классицизма. Идеал в эстетике классицизма. Иерархия литературных жанров. Абсолютность прекрасного и рационализм в литературе классицизма. Основные направления в искусстве классицизма (писатели-афористы; прециозная литература; басни Лафонтена).


Задания для самоконтроля:

  • знать основные черты классицизма

  • знать структуру и основные положения «Поэтического искусства» Буало

  • иметь представление о ведущих жанрах и направлениях классицизма


Литература:

  1. Алексеев М. П., Жирмунский В. М. И др. История зарубежной литературы: История зарубежной литературы: Средние века и Возрождение. – М., 1987. – 416 с.

  2. Артамонов С. Д. История зарубежной литературы 17-18 вв. – М.: Просвещение, 1988.

  3. История зарубежной литературы 17 в.: Учеб. для вузов. – М.: Высшая школа: Академия, 1999.


Тема № 4: Драматургия Корнеля и Расина


Цель лекции:

  • выделение жанра трагедии как ведущий жанр классицизма.

  • выявление главенствующих черт драматургии Корнеля

  • определение новаторских черт в драматургии Расина


Вопросы к теме:

  1. Основные принципы драматургии Корнеля.

  2. Классицистические черты в трагедиях Корнеля. Новаторство драматурга.

  3. Французская классицистическая трагедия Расина.

  4. Концепция героя в эстетике Расина.


Тезисы: Классицистический театр. Деятельность Корнеля. Рационалистические основы драматургии. Принцип правдоподобия. Главенствующие проблемы в драматургии Корнеля. Основные персонажи корнелевских трагедий. Конфликт рассудка и чувства как основной драматургический конфликт трагедий Корнеля. Исторические трагедии Корнеля. Трагедии «Сид» и «Гораций». Новаторство Корнеля в выборе конфликта трагедии (изображение тщеславия, облеченного в одежду патриотизма). Трагедия Расина «Андромаха» как начало нового этапа в развитии французской классицистической трагедии. Различия между трагедиями Корнеля и Расина. Нравственная проблематика расиновских трагедий. Концепция героя в эстетике Расина. Расиновский психологизм.


Задания для самоконтроля:

  • знать основные черты драматургии Корнеля.

  • прочитать трагедии «Сид» и «Гораций» Корнеля.

  • прочитать трагедию Расина «Андромаха», выявить специфические черты трагедии.


Литература:

  1. Мориак Ф. Жизнь Жана Расина. – М., 1988.

  2. Мультаули В. Мольер. – М., 1988.

  3. Театр французского классицизма. БВЛ. Т. 43. М., 1970.



Тема № 5: Классицистическая традиция в комедиях Мольера


Цель лекции:

  • выявление специфических черт комедии Мольера

  • характеристика художественной структуры комедии.

  • выделение черт и принципов классицизма в комедиях Мольера


Вопросы к теме:

  1. Жизненный и творческий путь Мольера

  2. Театр Мольера: черты классицизма

  3. Классицистическая комедия Мольера


Тезисы: Мольер как создатель национальной французской комедии. Философичность комедии Мольера. Смех во имя решения нравственных и социальных проблем. Театр Мольера. Политические, общественные, философские, нравственные проблемы. В комедиях («Школа жен», «Школа мужей»). Париж – родина Мольера (Поклена). Увлечение театром. Мольер - комедиограф Франции. «Поучать и развлекать» как две задачи комедия по Мольеру. Тяготение комедий Мольера к реализму. Характерные особенности классицистского театра. Начало пьесы как столкновение две точки зрения, борьба вокруг pro и contra, конец пьесы как решение или мнение самого автора. Предельная концентрация сценических средств вокруг главной идеи, главной черты характера носителя этой основной авторской идеи (лицемерие – «Тартюф», скупость – «Скупой» и т. п.) как одна из важных особенностей классицистского театра. Литературное наследие Мольера. Природа классицизма в комедии Мольера «Мещанин во дворянстве». Черты и принципы классицизма. Классицистическая традиция в комедиях Мольера «Мещанин во дворянстве», «Тартюф».


Задания для самоконтроля:

  • знать основные черты драматургии Мольера.

  • прочитать комедии «Мещанин во дворянстве», «Тартюф».

  • выявить специфические черты комедий Мольера.


Литература:

  1. Бордонов Ж. Мольер. - М., 1988.

  2. Булгаков М. Мольер (ЖЗЛ). – М., 1982.


Раздел 2. Литература 18 в. Английское Просвещение


Тема № 6-7: Английское Просвещение. Творчество Д. Дефо


Цель лекции:

  • выделение ведущих идей эпохи Просвещения.

  • основные направления и жанры английского Просвещения.

  • знакомство с творчеством Д. Дефо.

  • рассмотрение художественных особенностей романа «Робинзон Крузо».


Вопросы к теме:

  1. Содержание эпохи Просвещения

  2. Три основных периода английского Просвещения.

  3. История создания романа Д. Дефо «Робинзон Крузо».



Тезисы: Просветительские идеи в английской литературе 18 в. Просветительский реализм. Основные тенденции в творчестве просветителей. Три основных периода английского Просвещения. Основные направления (классицизм, реализм, сентиментализм, предромантизм) и жанры английского Просвещения. Образ положительного героя. Жизненный и творческий путь Д. Дефо. Противоречивость в оценке творчества Д. Дефо. История создания романа Д. Дефо «Робинзон Крузо». Просветительская концепция человека и образа Робинзона Крузо. Тема труда и ее воплощение в романе. Особенности пейзажа в романе. Просветительские идеи в английской литературе. Роман Д. Дефо «Приключения Робинзона Крузо» Жанровая природа романа Д. Дефо «Робинзон Крузо». Сатирическое творчество как отражение комического, низменного и безобразного.


Задания для самоконтроля:

  • знать основные черты эпохи Просвещения.

  • прочитать роман Д. Дефо «Робинзон Крузо».

  • Знать художественные особенности романа Д. Дефо


Литература:

  1. Аникин Г. В., Михальская Н. П. История английской литературы: Учеб. для студ. – М.: Высш. Шк., 1985.

  2. Елистратова А. А. Английский роман эпохи Просвещения. – М.: Наука, 1966.

  3. Елистратова А. А. Английский роман эпохи Просвещения. – М.: Наука, 1966.

  4. История английской литературы. Т. 3. – М., 1975.

  5. История английской литературы. Т. 3. – М., 1975.

  6. Урнов Д. Д. Дефо (ЖЗЛ). – М, 1984.

  7. Урнов Д. Робинзон Крузо и Гулливер. – М., 1973.



Тема № 8: Жизненный и творческий путь Дж. Свифта.


Цель лекции:

  • выявление специфических черт романного жанра

  • определение значения романа Свифта в литературе английского Просвещения

  • определение сущности просветительских идей в романе «Путешествие Гулливера»


Вопросы к теме:

  1. Воззрения Дж. Свифта

  2. «Сказка бочки» как сатира на религию

  3. Сатирический роман Д. Свифта «Приключения Гулливера»


Тезисы: Джонатан Свифт – писатель-просветитель. Жизненный и творческий путь Дж. Свифта. «Сказка бочки» как сатира на религию. Оценка Вольтера: осмеяние трех различных христианских направлений – католического, англиканского и протестанского, которых олицетворяют три брата-близнеца – Петр, Мартин и Джек. «Сказка бочки» как притча о существующих христианских направлений. Комизм рассказа. Позиция Ватикана. Идейно-художественное своеобразие памфлетов Свифта. Проблема жанра в романе Дж. Свифта «Путешествие Гулливера». Сатирический роман Д. Свифта «Приключения Гулливера» Англия как эпицентр внимания сатирика. Структура романа, идейно-художественное содержание романа. Критическая позиция Свифта в оценке политической ситуации в Англии и Европе. Образ Гулливера как центрального персонажа романа. Особенности композиции романа. Четыре части романа. Путешествие Гулливера как отражение просветительских идей. Идеи разума и гуманизма.


Задания для самоконтроля:

  • знать основные черты эпохи Просвещения.

  • прочитать роман Дж. Свифта «Путешествие Гулливера».

  • знать художественные особенности романа Дж. Свифта


Литература:

  1. Дубашинский И. А. «Путешествия Гуливера» Джонатана Свифта. – М.: Высшая школа, 1969.

  2. Елистратова А. А. Английский роман эпохи Просвещения. – М.: Наука, 1966.

  3. История английской литературы. Т. 3. – М., 1975.

  4. Левидов М. Путешествие в некоторые отдаленные страны мысли и чувства Джонатана Свифта, сначала исследователя, а потом воина в нескольких сражения. – М.: Книга, 1986.

  5. Муравьев В. С. Путешествие с Гулливером. – М.: Книга, 1972.

  6. Урнов Д. Робинзон Крузо и Гулливер. – М., 1973.



Тема № 9: Просветительский сентиментализм. Общая характеристика.

Творчество Филдинга.


Цель лекции:

  • выявление специфических черт просветительского сентиментализма

  • выявление специфики жанра романа в литературе Просвещения.

  • характеристика художественных особенностей романа «История Тома Джонса, найденыша» Филдинга


Вопросы к теме:

  1. Период зрелого Просвещения в Англии

  2. Филдинг писатель-просветитель и романист.

  3. Роман «История Тома Джонса, найденыша»


Тезисы: Период зрелого Просвещения в Англии. Жанр роман в литературе Просвещения. Генри Филдинг писатель-просветитель и романист. «История приключений Джозефа Эндруса и его друга Абраама Адамса» как подражание Сервантесу и пародия на ричардсоновскую героиню Памелу. Роман «История Тома Джонса, найденыша» как продолжение полемики с Ричардсоном. Жизнь Англии XVIII в. – быт и нравы больших поместий и лондонских светских салонов, провинциальных городов и деревень, гостиниц на проселочных дорогах. Традиции плутовского повествования. Нравственный поединок в романе между противоречивыми героями – Блайфилом и Томом Джонсом. Человеческие пороки и велеречивое лицемерие в романе. Оптимизм, ирония и остроумие – отличительные черты роман Филдинга.

Задания для самоконтроля:

  • знать основные черты эпохи Просвещения.

  • прочитать роман Филдинг «История Тома Джонса, найденыша»

  • составить план пересказа романа.


Литература:

  1. Атарова К. Лоренс Стерн и его «Сентиментальное путешествие». – М., 1988.

  2. Елистратова А. А. Английский роман эпохи Просвещения. – М.: Наука, 1966.

  3. История английской литературы. Т. 3. – М., 1975.


Тема № 10: Французское Просвещение. Два поколения просветителей.

Вольтер, Дидро, Руссо.


Цель лекции:

  • характеристика взглядов французских просветителей.

  • определение сущности деятельности первого и второго поколений французских просветителей


Вопросы к теме:

  1. Революционные взгляды французских просветителей.

  2. Поколения французского Просвещения.

  3. Взгляды Ж.-Ж. Руссо


Тезисы: Революционные взгляды французских просветителей. Роль идей для французских просветителей. Основное содержание теории «естественного человека» - роль личности. Идея создания идеального общества, основанного на гражданской свободе и равенстве людей. Идеальное законодательство. Роль искусства. Поколения французского Просвещения. Деятельность Вольтера как представителя дворянской культуры; энциклопедисты – Дидро и Даламбер как представители материалистических позиций. Наука как центр внимания французский просветителей. Дидро как представитель второго поколения энциклопедистов. Жизненный и творческий путь Д. Дидро. Атеизм во взглядах Дидро в «Письмах о слепых в назидание зрячим». Роль Екатерины II в судьбе Д. Дидро. Дидро в Петербурге. Эстетические взгляды Д. Дидро. Работы Дидро по эстетике, искусству. Дидро как сторонник демократического и реалистического искусства. Взгляды Ж.-Ж. Руссо – противопоставление природы цивилизации.


Задания для самоконтроля:

  • знать основные черты эпохи Просвещения во Франции.

  • иметь представления о двух поколениях просветителей.


Литература:

  1. Артамонов С. Вольтер и его век. – М., 1980.

  2. Верцман К. Жан-Жак Руссо. – М., 1976.

  3. Разумовская М. В. Становление нового романа во Франции. – Л., 1981.



Тема № 11: Романы Д. Дидро «Монахиня», «Племянник Рамо».

Социально-философская концепция Ж.-Ж. Руссо.


Цель лекции:

  • выявление специфических черт романов Д.Дидро

  • характеристика художественных особенностей романов.


Вопросы к теме:

  1. Философские идеи Д. Дидро

  2. Роман- исповедь «Монахиня»

  3. «Племянник Рамо» - вершина творчества Дидро


Тезисы: Философские и эстетические труды Дидро. Философские идеи и острая публицистичность художественной прозы Дидро. «Нескромные сокровища» как образец фривольного эпикуреизма и сатирической гротесковости. Роман «Монахиня»: Сюзанна Симонен как жертва социальной несправедливости и религиозного фанатизма. Роман как исповедь героини. Разрешение конфликта индивида и общества в романе Д. Дидро «Монахиня» и «Племянник Рамо». «Племянник Рамо» - вершина творчества Дидро. Своеобразие повести-диалога. Племянник знаменитого французского композитора Рамо - циник, прожигатель жизни, его философия паразитического существования. Необычное разрешение драматической ситуации в повествовании. Жан Жак Руссо – философ-просветитель, писатель и композитор. Автор статей по искусству, стихов, пьес, либретто опер и музыки. «Эмиль, или О воспитании» как синтез философско-педагогического трактата и романа. Эпистолярный роман «Юлия, или Новая Элоиза». Лирическая тема и тираноборческий подтекст. История любви аристократки Юлии д’Этанж и молодого учителя Сен-Пре. Пафос естественного чувства и естественного долга, благородство героев, тонкий психологический рисунок. Любовь, погубленная сословными предрассудками. Глубокие раздумья и откровения в повествовании.

Задания для самоконтроля:

  • знать основные черты эпохи Просвещения.

  • прочитать роман Д. Дидро «Племянник Рамо» или «Монахиня»

  • составить план пересказа романа.


Литература:

  1. Верцман К. Жан-Жак Руссо. – М., 1976.

  2. Разумовская М. В. Становление нового романа во Франции. – Л., 1981.


Тема № 12: Идеи Просвещения в Германии.

Г.Э. Лессинг – реформатор драмы в Германии.


Цель лекции:

  • характеристика теоретических трудов Лессинга

  • выявление специфических черт произведений Лессинга.


Вопросы к теме:

  1. Лессинг как представитель немецкого Просвещения.

  2. Теоретические труды Лессинга


Тезисы: Немецкая литература XIII в., ее черты и особенности. Лессинг как представитель немецкого Просвещения. Теоретические труды Лессинга («Гамбургская драматургия», 1767 – 1769), драмами («Мисс Сара Сампсон», 1755; «Минна фон Барнхельм», 1763 – 1767; «Эмилия Галотти», 1772). Лессинг - создатель национального театра. Теоретический трактат Лессинга «Лаокоон». Жанр драмы, ее противопоставление классицистической трагедии. Материалистическая эстетика Лессинга. Близость взглядов Лессинга и Дидро, продолжатель идей Аристотеля. По Лессингу: два вида искусства – живописью и поэзией. Живопись – область пространства, поэзия – времени. Трагедия «Эмилия Галотти» - лучшая пьеса Лессинга. Писатели «Бури и натиска», их взгляды и программа. Идея свободы личности и художника. Близость писателей «бури и натиска» с идеями Руссо. Отстаивание свободы творчества и отрицание рационалистической эстетики.


Задания для самоконтроля:

  • знать основные черты эпохи Просвещения.

  • прочитать трагедию «Эмилия Галотти»

  • составить план пересказа.


Литература:

  1. Неустроев В. П. Немецкая литература эпохи Просвещения. – М., 1988.

  2. Фридлейдер Г. Лессинг. – М., 1978.


Тема № 13: Литература периода «Бури и натиска» (70-80-е гг.).

Творчество Гете.


Цель лекции:

  • характеристика творчества Гете

  • выделение художественных особенностей трагедии «Фауст».



Вопросы к теме:

  1. Основные жанры творчества Гете.

  2. История создания трагедии «Фауст».

  3. Философская сущность образов Фауста и Мефистофеля.


Тезисы: Жизненный и творческий путь Гете. Гете – поэт, драматург, прозаик, эссеист. Народная и национальная жизнь в эстетике Гете. Основные жанры творчества Гете. Лирика Гете. Драматургия Гете. Образ борющейся личности в творчестве Гете. Преломление принципов сентиментализма в романе «Страдания молодого Вертера». Лирика Гете в период «Бури и натиска». История создания трагедии «Фауст». Своеобразие жанра. Средства художественной изобразительности. Назначение прологов в трагедии. Философская сущность образов Фауста и Мефистофеля. Образ Маргариты. Художественное значение трагедии «Фауст».


Задания для самоконтроля:

  • знать основные черты эпохи Просвещения.

  • прочитать трагедию «Фауст» (1 часть)

  • составить план пересказа.



Литература:

  1. Аникст А. «Фауст» Гете. – М., 1979.

  2. Конради К. Гете. – М., 1987.

  3. Неустроев В. П. Немецкая литература эпохи Просвещения. – М., 1988.

  4. Эккерман И. Разговоры с Гете. ЖЗЛ. – М., 1970.



Тема № 14-15: Творчество Шиллера. Идейно-художественные особенности

трагедии Шиллера «Разбойники». Обобщающая лекция по курсу


Цель лекции:

  • выявление специфических черт творчества Шиллера

  • выявление идейно-художественные особенностей трагедии Шиллера «Разбойники»


Вопросы к теме:

  1. Теоретик искусства Шиллер

  2. Баллады Шиллера

  3. Драма Шиллера «Разбойники»



Тезисы: Немецкий поэт, драматург и теоретик искусства Шиллер. Баллады Шиллера: «Поликратов перстень», «Ивиковы журавли», «Кубок», «Порука» и др. В 1791 – 1799 гг. он создает трилогию «Валленштейн» («Лагерь Валленштейна», «Пикколомини», «Смерть Валленштейна»). Первая драма Шиллера «Разбойники». Общественное значение пьесы Шиллера. Протест героя драмы, Карла Моора, против царящей несправедливости социального мира. Типичный герой, отвергающий мещанскую упорядоченность, Созвучие с Руссо, мотив свободы. Столкновение двух зол – тирании (Франц) и насилия (Карл). Карл как олицетворение стихии народного гнева, энергии бунта, но бунта слепого, анархического. Драма была написана за восемь лет до французской революции, но в ней, особенно в последней сцене крушения и пожара, позднее некоторые французские авторы увидели пророческую картину французской революции во всех ее аспектах, «союз ума и фурий» (Пушкин).

Задания для самоконтроля:

  • знать основные черты эпохи Просвещения Германии.

  • прочитать драму Шиллера «Разбойники»

  • составить план пересказа.
Литература:

  1. Неустроев В. П. Немецкая литература эпохи Просвещения. – М., 1988.
Ланштейн П. Жизнь Шиллера. – М., 1984.





Скачать 182,29 Kb.
оставить комментарий
Дата14.08.2012
Размер182,29 Kb.
ТипЛитература, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх