Рабочая программа по дисциплине История русской литературной критики для специальности 050118 Русский язык и литература форма обучения дневная Всего 3 кредита icon

Рабочая программа по дисциплине История русской литературной критики для специальности 050118 Русский язык и литература форма обучения дневная Всего 3 кредита


Смотрите также:
Программа обучения студентов ( Syllabus ) по дисциплине История русской литературной критики для...
Рабочая программа по дисциплине «Зарубежная литература 20 века» для специальности 050118...
Программа обучения студентов ( Syllabus ) по дисциплине Лексикология для специальности 050118...
Рабочая программа по дисциплине Русская литература 18 века для специальности 050118 Русский язык...
Программа обучения студентов (Sillabus) по дисциплине «Зарубежная литература ХХ в...
Рабочая программа по дисциплине Русская литература 19 в. (1 пол...
Программа обучения студентов ( Syllabus ) по дисциплине Русская литература 19 в. (2 пол...
Программа обучения студентов ( Syllabus ) по дисциплине Русская литература 19 в. (1 пол...
Программа обучения студентов ( Syllabus ) по дисциплине Русская литература 19 в. (1 пол...
Программа обучения студентов ( Syllabus ) по дисциплине Русская литература 18 века для...
Программа обучения студентов ( Syllabus ) по дисциплине Русская литература ХХ века для...
Программа обучения студентов ( Syllabus ) по дисциплине Введение в славянскую филологию для...



Загрузка...
скачать
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. С. АМАНЖОЛОВА


«Утвержден»

На заседании Ученого Совета

гуманитарного факультета

Протокол № __ от «__» _______200 г

Декан _____________________


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по дисциплине История русской литературной критики


для специальности 050118 – Русский язык и литература


форма обучения дневная


Всего 3 кредита

Курс 4

Семестр 8

Лекций ^ 30 часов

Практических 15

Количество рубежных контролей (РК) 2

СРСП (аудиторных) 45 часов

СРС 45 часов

Экзамен 8 семестр

Всего аудиторных часов 90

Всего внеаудиторных часов 45

Общая трудоемкость 135 часов


Усть-Каменогорск, 2008


Рабочая программа составлена на основании ГОСО РК 3.08.308 – 2006 и типовой программы по дисциплине «История русской литературной критики»


Рабочую программу разработала Сидихменова Т.И., к.ф.н., доцент

/ФИО, должность, звание/

Кафедры русского языка и литературы ________________

/подпись/


Обсуждена и рекомендована на заседании кафедры русского языка и литературы


«___» _________ 200_ г. Протокол № ____

Зав. кафедрой ___________________


Одобрено на заседании Методического Совета гуманитарного факультета


«____» ________ 200__ г Протокол № ___


Председатель МСФ ___________________


ПРЕДИСЛОВИЕ


Истории русской литературной критики заключается в изучении оценки литературных произведений и всей истории литературы в критике, отражающей взаимоотношения между литературой и обществом, проблемы периодизации литературной критики ее типологические и жанровые разновидности, проблемы методологии.

Перечень дисциплин предшествующих печению русской литературной критики: история русской литературы XVIII. XIX, XX веков, история античной и зарубежной литературы.

Цель - изучить процесс становления и основные этапы развития русской литературной критики, выявить характер её взаимосвязей с развитием литературы, эстетики, философии, журналистики, раскрыть её роль в литературном процессе и русском общественном движении на протяжении XVIII-XIX вв.

Задачи изучения курса:

- ознакомление студентов с научными принципами и приемами эстетической и социальной оценки литературных явлений, с теорией литературной критики;

- усвоение периодизации истории критики;

- знание собственных жанров и стилевых форм критики. методологии и методики анализа художественных произведений:

- освоение системы понятий и терминов, которыми оперирует критика;

Пререквизиты курса. Специфические свойства литературной критики как одной из разновидностей литературной деятельности и как научной дисциплины. Литературное направление и критика. Оценка изучаемой литературы в современной ей критике и оценка литературных явлений прошлого в критике последующего времени. Критика как «самосознание» литературы. Связь критики с философией, эстетикой, теорией искусства, журналистикой, публицистикой. Периодизация русской литературной критики. Концепции и понятия, связанные с проблемами специфики литературной критики в русском литературоведении.

Постреквизиты курса. Смежные курсу дисциплины: философия, эстетика, теория искусства, теория литературы, история журналистики, литературоведение.

Краткое содержание дисциплины. В процессе изучения данного курса студенты должны знать основные критические работы русских писателей и критиков, овладеть системой понятий и терминов, методологией и основными концепциями описания литературного произведения; знать ведущие направления литературоведческой науки, освоить вопросы периодизации истории литературы и критики - получить навыки работы с критической литературой и навыки письменного оформления своих суждений в виде рецензии или критической статьи.


^ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


Календарно- тематический план

лекционных, семинарских и лабораторных занятий

недели

шифр


^ Наименование модулей и

тем


Количество часов всего по модулю

Примечание

модуля

Темы

Лекции

Практ зан

СРСП

СРС

1

1

1

Цели и задачи курса. Общие черты. Основа литературы. Предпосылки литературной критики в античности (Аристотель, Платон). Элементы критики в древней русской литературе («Слово о полку Игореве». критические вкусы Максима Грека.

2

1

3

3




2

1

2

В.К.Тередиаковский Критика А.Сумарокова за смысловые, грамматические, стилистические погрешности, за подражательность и заимствования («Письмо, в котором содержится рассуждение о стихотворении»).

2

1

3

3




3

1

3

М.В.Ломоносов Вопрос о поэтических возможностях русской речи («Риторика»). Проблема русского литературного языка и стилистики (система кодификации стилей русской речи) в «Предисловии о пользе книг церковных в российском языке».


2

1

3

3




4

1

4

АЛ.Сумароков «Ответ на критику» Тредиаковскому. Требование простоты, логической ясности поэтического слога, борьба против ломоносовского одического стиля. Учение о роли в искусстве «чувства», «разума» и «страстей». Правила и образцы в оценке произведений литературы. Требования «простоты» и «морали». Вкусовые критерии в оценке языка и стиля.

2

1

3

3




5

1

5

Н.И.Новиков

Расширение полемики о литературе во второй половине XVIII века. Нормативный (классицистический) характер критики и расширение ее содержания: оценка идейной стороны произведений, их носпитательно-нравоучительное значение. Вопрос о формах и содержании сатиры в журнале «Всякая всячина» и журналах Н.И.Новикова: «Трутень», «Живописец». «Кошелек».


2

1

3

3




6

1

6

Д.И.Фонвизин

Полемика с Екатериной Второй на страницах журнала «Собеседник любителей российского слова. Критические произведения: «Опыт российского сословника», «Челобитная российской Минерве от российских писателей», «Несколько вопросов, могущих возбудить в умных и честных людях особливое внимание».

2

1

3

3




7

2

7

^ И.А. Крылов Крылов - сатирик и литературный критик нового направления, требования простоты и естественности в изображении жизни. Критика субъективных вкусовых критериев оценки литературных произведений («Почта духов», «Речь, говоренная в собрании дураков»). Критика сентиментализма и Карамзина («Похвальная речь Ермалафиду»), высмеивание «естественного» человека («Каиб»), пародия жанра высокой похвальной речи («Похвальная речь в память моему дедушке». «Похвальная речь науке убивать время»).

2

1

3

3




8

2

8

В.И.Лукин Вопрос о национальной самобытности русской литературы. Мысль о необходимости приближения русской комедии к русским нравам. Критика комедий Сумарокова и реакция на неё драматурга и журнала «Трутень». Половинчатость теоретических установок Лукина.

2

1

3

3




9

2

9

А.Н.Радищев Оценка поэтической деятельности Ломоносова и Тредиаковского. Признание важности «сопряжения с мыслью» в деятельности писателя и критика, высокой духовности, способности сочувствия, учета социальных, климатических и других обстоятельств среды.

2

1

3

3




10

2

10

Н.М.Карамзин Журнально-критическая деятельность Карамзина и возникновение
критики как специальной отрасли литературы. Новая сентиментальная эстетика, свобода от педантизма. Требования изящного вкуса: «Что нужно
автору», «Письма русского путешественника», «О счастливейшем времени жизни»). Оценка таланта и национального своеобразия в литературе.

2

1

3

3




11

2

11

Литературное движение первой трети ХIХ века

Тенденции сентименталистской критики «изящного вкуса» в статьях И.И.Дмитриева («Письмо к издателю журнала «Московский зритель», «О русских комедиях»), П. Макарова, И.Мартынова.

2

1

3

3




12

2

12

Эстетические потребности современной критики. Критика в современной интерпретации теоретиков. Современное состояние казахстанской критики. Место критики в современной печати. Выступления критиков в прессе по вопросам литературы и публицистики. Критика и становление нового мышления в преддверии нового тысячелетия. Критика в современных. Литературные и

публицистические процессы в критике.

Творческая индивидуальность критика.

2

1

3

3




13

2

13

Язык и стиль современных критических произведений. Публицистические методы и приемы, применяемые в современных критических жанрах. Психологическое воздействие критических материалов на современную аудиторию. Эстетическое воздействие критических материалов на современную аудиторию. Этические критерии в написании критических материалов.

2

1

3

3




14

2

14

Соотношение вымысла, домысла, замысла, факта и темы в литературе и публицистике

Вымысел и домысел в журналистике и литературе. Усреднеппость образа в публицистике. Отрыв in действительности - стереотип.

2

1

3

3




15

2

15

Образ автора в литературных и публицистических произведениях

Понятие образа автора. Образ автора в литературных произведениях. Образ автора в журналистских произведениях. Место образа автора. Автор - повествователь. Автор - участник событий. Автор - «фон» произведения. Автор «за кадром». Три вида авторского повествования и публицистических и литературных произведениях. Особенность авторской речи.

2

1

3

3













Итого

30

15

45

45





^ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИЙ:

Шифр и наименование модуля

Лекция



Наименование

изучаемых вопросов

Кол-во

часов

Распред

по

неделям

Литература



Примечание

Модуль I.1


1

Цели и задачи курса. Общие черты. Основа литературы. Предпосылки литературной критики в античности (Аристотель, Платон).

1

I

1,2,4,5




2

В.К.Тередиаковский Критика А.Сумарокова за смысловые, грамматические, стилистические погрешности, за подражательность и заимствования («Письмо, в котором содержится рассуждение о стихотворении»).

1

II


3, 12, 17, 18, 19




3

М.В.Ломоносов Вопрос о поэтических возможностях русской речи («Риторика»). Проблема русского литературного языка и стилистики (система кодификации стилей русской речи) в «Предисловии о пользе книг церковных в российском языке».


1

III







4

АЛ.Сумароков «Ответ на критику» Тредиаковскому. Требование простоты, логической ясности поэтического слога, борьба против ломоносовского одического стиля. Учение о роли в искусстве «чувства», «разума» и «страстей».

1

IV

26, 11, 18, 19




Модуль I.2

5

Н.И.Новиков

Расширение полемики о литературе во второй половине XVIII века. Нормативный (классицистический) характер критики и расширение ее содержания: оценка идейной стороны произведений, их носпитательно-нравоучительное значение.


1

V







6

Д.И.Фонвизин

Полемика с Екатериной Второй на страницах журнала «Собеседник любителей российского слова.

1

VI

1, 4, 5, 28




7

^ И.А. Крылов Крылов - сатирик и литературный критик нового направления, требования простоты и естественности в изображении жизни. Критика субъективных вкусовых критериев оценки литературных произведений («Почта духов», «Речь, говоренная в собрании дураков»).

1

VII

1,2,4,5




8

В.И.Лукин Вопрос о национальной самобытности русской литературы. Мысль о необходимости приближения русской комедии к русским нравам.

1

VIII

1, 6, 2, 30, 31, 32, 33




9

А.Н.Радищев Оценка поэтической деятельности Ломоносова и Тредиаковского. Признание важности «сопряжения с мыслью» в деятельности писателя и критика, высокой духовности, способности сочувствия, учета социальных, климатических и других обстоятельств среды.

1

IX

1, 7, 24




10

Н.М.Карамзин Журнально-критическая деятельность Карамзина и возникновение
критики как специальной отрасли литературы. Новая сентиментальная эстетика, свобода от педантизма.

1

X

1, 4, 5, 27, 49




Модуль I.3

11

Литературное движение первой трети ХIХ века

Тенденции сентименталистской критики «изящного вкуса» в статьях И.И.Дмитриева («Письмо к издателю журнала «Московский зритель», «О русских комедиях»), П. Макарова, И.Мартынова.

1

XI

1,5,14,21




12

Эстетические потребности современной критики. Критика в современной интерпретации теоретиков. Современное состояние казахстанской критики. Место критики в современной печати.

1

XII

1,5,14,21




13

Язык и стиль современных критических произведений. Публицистические методы и приемы, применяемые в современных критических жанрах. Психологическое воздействие критических материалов на современную аудиторию.

1

XIII

1, 5, 10, 18, 19




14

Соотношение вымысла, домысла, замысла, факта и темы в литературе и публицистике

1

X IV







15

Образ автора в литературных и публицистических произведениях

Понятие образа автора. Образ автора в литературных произведениях. Образ автора в журналистских произведениях. Место образа автора. Автор - повествователь. Автор - участник событий. Автор - «фон» произведения. Автор «за кадром». Три вида авторского повествования и публицистических и литературных произведениях. Особенность авторской речи.

1

X V













Итого

15











^ Практические занятия:

Шифр и наименование модуля


Практи

ческие занятия №

Наименование

изучаемых вопросов

Количество

часов

Распре

деление по неделям

Литера

тура



Форма контроля

Примечание

Модуль I


1

Философская и эстетическая платформа Д. Веневитинова, И.Киреевского, С. Шевырева. В.Одоевского. Увлечение немецкой идеалистической философией Шеллинга и Шлегёля. Статьи Веневитинова о первой и второй главах «Евгения Онегина», Киреевского «Нечто о характере поэзии Пушкина». Одоевского «Русские ночи».

2

1-2




Устный опрос




2

Главные плей критиков-любомудров: поиск разумных закономерностей в мире и искусстве, органическая сменяемость форм в развитии поэзии. Позиции журналов «Сын отечества», «Северный архив». «Библиотека для чтения» и,их издателей и критиков (Н.Греча, Ф.Булгарина, О.Сенковского) в 20-30-е гг. Зарождение славянофильской критики в конце 30-х годов: А.Хомяков, И.Киреевский.

2

3




Устный опрос




3

Лтературная критика В. А. Жуковского. Анализ основных статей. Философская подоплека взглядов.

1

4




Устный опрос




Модуль 2


4

Влияние романтических идеалов Шиллера. Признание воспитательных функций критики, призванной истолковать произведение литературы с нравственных и эстетических позиций. Требование беспристрастности и такта в критических оценках.

1

5




Устный опрос




5

К.Н.Батюшков

Роль Батюшкова в разработке романтического направления в критике. Статьи «Нечто о поэте и поэзии», «Речь о влиянии легкой поэзии на язык». Осмысление задач критики, природы вдохновения и поэтического таланта в статьях Батюшкова. Утверждение приоритета личности в художественном творчестве и литературной критике.

1

6




Устный опрос




6

П.А.Вяземский

Вяземский теоретик и критик романтического направления. Предисловие к «Кавказскому пленнику», «Бахчисарайскому фонтану», статья о «Цыганах» А.С.Пушкина. Судьба Вяземского критика. Поздние выступления против Белинского и «натуральной школы».

1

7




Устный опрос




7

Пушкин - критик'литературы. Эстетические и литературно-критические взгляды Пушкина. Статьи: «О прозе», «О журнальной критике», «Опровержение на критики». Пушкин - театральный критик («Мои замечания о русском театре»). Проблемы историзма в критике Пушкина. Общечеловеческое и национальное в критике. Проблема народности («О народной драме и драме «Марфа Посадница», «О народности литературы»).

1

8




Устный опрос




8

Н.А.Полевой основоположник критики «демократического романтизма», издатель и ведущий критик журнала «Московский телеграф». Философский историзм - основной принцип критики Н.Полевого («Нынешнее состояние драматического искусства во Франции». «О романах В.Гюго...», «О драматической фантазии Н.Кукольника «Торквато Тассо»).

1

9




Устный опрос




9

К.А.Полевой.

Развитие идей «демократического романтизма». Критика субъективных критериев «вкуса» («О русских романах и повестях»). Учения о литературных направлениях («О направлениях и партиях в литературе...», «О новом направлении в русской словесности»). Критика нормативной эстетики классицизма и зарождающегося в русской литературе реалистического метода.

1

10




Устный опрос




Модуль 3


10

Н.И.Надеждин

Надеждин - ведущий критик журнала «Вестник Европы». Полемика «Никодима Надоумка» с романтическими теориями «Московского телеграфа» Н.Погодина (вторая половина 20-х годов).

Литературно-критические взгляды Надеждина. Издание журнала «Телескоп» (первая половина 30-х годов). Идея синтеза романтизма и классицизма в работах Н.И.Надеждина.

1

11




Устный опрос




11

В.Г.Белинский

Концепция русского критического реализма в работах В.Г.Белинского.

Белинский в истории русской критики. Периодизация литературно-критической деятельности Белинского. Статьи «Литературные мечтания», «О русской словесности и повестях Гоголя» в журнале «Телескоп». Ведущая роль Белинского в журналах «Отечественные записки», «Современник». Идейно-философские искания Белинского, идеализм и материализм в его критике.

1

12




Устный опрос




12

Обобщающая лекция по курсу

2

15




Устный опрос










ИТОГО:

15













^ Календарно-тематический план СРС


пп

Темы занятий

Задания для СРС

Цель и содержание заданий

Рекомен

лит-ра

Форма контроля

Сроки сдачи

Макс.

балл

1

Вводное занятие: Цели и задачи курса. Общие черты литературной критики. Основа литературы.

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,3,4

Устный опрос


I




2

Предпосылки литературной критики в античности (Аристотель, Платон). Элементы критики в древней русской литературе («Слово о полку Игореве».

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,3,30,34,

Наизусть

I

4

3

В.К.Тередиаковский Критика А.Сумарокова за смысловые, грамматические, стилистические погрешности, за подражательность и заимствования («Письмо, в котором содержится рассуждение о стихотворении»).


Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,3, 27,30,

33, 38

Наизусть

I

2


4

М.В.Ломоносов Вопрос о поэтических возможностях русской речи («Риторика»). Проблема русского литературного языка и стилистики (система кодификации стилей русской речи) в «Предисловии о пользе книг церковных в российском языке».

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,3, 27,30,

38

Наизусть

II


3

5
^

АЛ.Сумароков «Ответ на критику» Тредиаковскому.


Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,4,10,41,43

Тест на знание текста

^ Практическое занятие 1

II


5


10

6

Статьи; «К несмысленным рифмотиорцам», «Критика на оду». Полемика между Ломоносовым, Тредиаковским и Сумароковым по вопросу о «высоком» и «среднем» стиле.

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,2,3,4,43

Устный опрос

II




7

Проблемы литературной критики в работах Г.Р.Державина («Рассуждение о лирической поэзии или об оде») и М.М. Хераскова («Рассуждение о российском стихотворстве»).

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,2,3,4,7,818,21

Наизусть

Письменная работа по лирич. произведению

III

6



8

Н.И.Новиков

Расширение полемики о литературе во второй половине XVIII века.

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,2,3,4,13,14,24,44

^ Практическое занятие 2

III

5

9

Просветительские идеи в журнально-издательской деятельности Новикова. Историзм критических взглядов Новикова («Опьп исторического словаря о российских писателях»).

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,2,3,4,13,14

Устный опрос по прочитанному

III




10

Д.И.Фонвизин

Полемика с Екатериной Второй на страницах журнала «Собеседник любителей российского слова.

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,2,4,5,8,

12,17

Тест на знание текста

^ Практическое занятие 3-4

IV

10

11

И.А. Крылов Крылов - сатирик и литературный критик нового направления, требования простоты и естественности в изображении жизни. Критика субъективных вкусовых критериев оценки литературных произведений («Почта духов», «Речь, говоренная в собрании дураков»). Критика

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,2,4,5,8,

12,18

Тест на знание текста

^ Практическое занятие5

IV

5

12

В.И.Лукин Вопрос о национальной самобытности русской литературы. Мысль о необходимости приближения русской комедии к русским нравам. Критика комедий Сумарокова и реакция на неё драматурга и журнала «Трутень». Половинчатость теоретических установок Лукина.

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,2,4,5,8,18

Устный опрос

Составление теста по прочитанным произведениям

V

10

13

А.Н.Радищев Оценка поэтической деятельности Ломоносова и Тредиаковского.

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,2,4,5,8,18

Устный опрос по прочитанному

V




14

Н.М.Карамзин Журнально-критическая деятельность Карамзина и возникновение
критики как специальной отрасли литературы. Новая сентиментальная эстетика, свобода от педантизма.

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,2,4,5,8,18

Устный опрос Предоставление конспекта на проверку

V

15

15

Литературное движение первой трети ХЕХ века

Тенденции сентименталистской критики «изящного вкуса» в статьях И.И.Дмитриева («Письмо к издателю журнала «Московский зритель», «О русских комедиях»), П. Макарова, И.Мартынова.

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,3, 8, 13, 15,28,30,

31,32,

37,44

Предоставление реферата на проверку

VI

10

16

Затухание тенденции нормативной классицистической критики в работах сторонников «Вольного общества любителей российской словесности, наук и художеств»: В.В.Попугаева («О поэзии»

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,3,8, 13,15,30,

31



РЕЙТИНГ 1

VI



25

17

Эстетические потребности современной критики. Возможности и специфические свойства критики.

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,3, 8, 13, 15,28,30,

32,44

Устный опрос

VI




18

Место критики в современной печати. Выступления критиков в прессе по вопросам литературы и публицистики. Функциональные и предметные особенности критики. Двойной адрес критики.

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,2,6,8,22,36

Устный опрос по прочитанному

VII




19

Литературные и

публицистические процессы в критике.

Творческая индивидуальность критика.

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

19, 1,2,6,8,36

Наизусть

Контрольная работа

VII

4

20

Психологический аспект творчества' критика. Мастерство критика.

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

3, 1,2,6,8,36

Устный опрос по прочитанному

VII




21

Язык и стиль современных критических произведений. Публицистические методы и приемы, применяемые в современных критических жанрах.

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

16, 1,2,6,8,36

Устный опрос по прочитанному

VIII




22

Образ автора в литературных и публицистических произведениях

Понятие образа автора. Образ автора в литературных произведениях.

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,2,6,8,36

Устный опрос

VIII




23

Три вида авторского повествования и публицистических и литературных произведениях. Особенность авторской речи.

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

11, 1,2,6,8,36

Тест на знание текста

VIII




24

Роль авторского образа в сохранении ритмики литературного произведения. Роль автора в сохранении ритмики публицистического произведения.

Автор ставит проблему. Автор раскрывает содержание произведения.

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

11,1,2,6,836,22

^ Практическое занятие 6

IX

3

25

Соотношение вымысла, домысла, замысла, факта и темы в литературе и публицистике

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

11,1,2,6,836,22

^ Практическое занятие 7 (продолжение)

IX

3

26

Стереотип - противоположность правде и достоверности. Отбор материала, осмысление событий.

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,2,4,8,22

23

Составление теста по прочитанному

X

5

27

Профессионализм автора - гарантия неповторимости и уникальности произве­дения.

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,2,4,8,22

23

Предоставление конспекта на проверку

X

15

28

Философская и эстетическая платформа Д. Веневитинова, И.Киреевского, С. Шевырева. В.Одоевского. Увлечение немецкой идеалистической философией Шеллинга и Шлегёля.

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,2,4,8,20

Устный опрос по прочитанному

XI




29

Главные млей критиков-любомудров: поиск разумных закономерностей в мире и искусстве, органическая сменяемость форм в развитии поэзии.

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,2,4,8,20

Составление теста по прочитанному

XI

5

30

В.А.Жуковский

Преодоление нормативности критических критериев классицизма в статьях «Писатель в обществе», «О басне и баснях Крылова», «О критике», «О нравственной пользе поэзии». Требование «образованного вкуса» в критике в сочетании его со «знанием красоты».

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,2,4,8,20

Устный опрос

XI




31

Влияние романтических идеалов Шиллера. Признание воспитательных функций критики, призванной истолковать произведение литературы с нравственных и эстетических позиций.

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,2,4,8,20

Составление теста по прочитанному

XII

5

32

К.Н.Батюш ков

Роль Батюшкова в разработке романтического направления в критике. Статьи «Нечто о поэте и поэзии», «Речь о влиянии легкой поэзии на язык».

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,2,4,8,20

^ Практическое занятие8

XII

5

33

П.А.Вяземский

Вяземский - теоретик и критик романтического направления.

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,2,4,8,20

Тест на знание текста

XIII




34

Пушкин - критик'литературы. Эстетические и литературно-критические взгляды Пушкина. Статьи: «О прозе», «О журнальной критике», «Опровержение на критики».

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,2,4,8,20

^ Практическое занятие 9

XIII

5

35

Н.А.Полевой - основоположник критики «демократического романтизма», издатель и ведущий критик журнала «Московский телеграф».

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,2,4,8,20

^ Практическое занятие 10 (продолжение)

XIV

5

36

К.А.Полевой.

Развитие идей «демократического романтизма». Критика субъективных критериев «вкуса» («О русских романах и повестях»).

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,2,4,8,20

^ Практическое занятие 11 (продолжение)

XIV

5

37

Н.И.Надеждин

Надеждин - ведущий критик журнала «Вестник Европы». Полемика «Никодима Надоумка» с романтическими теориями «Московского телеграфа» Н.Погодина (вторая половина 20-х годов).

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,2,4,8,20

Предоставление конспекта на проверку

XV

10

38

В.Г.Белинский

Концепция русского критического реализма в работах В.Г.Белинского.

Белинский в истории русской критики.

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

5,6,10

Устный опрос

Проверка конспекта лекций


XV

5

39

Обобщающая лекция по курсу

Подготовка к РК 2

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале




Контрольная работа


РЕЙТИНГ 2

XV



25



^ Карта учебно-методического обеспечения дисциплины



^ Наименование дисциплины

Наименование

документа

Автор

Год разработки (издания)

Примечание

Нечто о поэте и поэзии

Батюшков К.Н.

М., 1985




Эстетика и критика

Жуковский В.А.

М.,1985




Литературная критика


Полевой Н.А., Полевой К.А.

Л., 1990





Перечень вопросов и тем по формам контроля

Список вопросов на экзамен

  1. Русская литература XVIII века в оценке А.С.Пушкина.

  2. Рецензия статьи М.Н. Каткова «Пушкин»

  3. Творчество А.П.Чехова в критике Н.К.Михайловского.

  4. Рецензия статьи В.П.Боткина «Галерея женщин Жоржа Занда».

  5. Эволюция жанров критики к концу XVIII века.

  6. Жанровое новаторство критики Н.М.Карамзина.

  7. Новое прочтение Ф.М.Достоевского в работе В.В.Соловьева «Три речи в
    память Достоевского».

  8. Трактовка специфики творчества Л.Н.Толстого В.Г.Плехановым.

  9. Рецензия статьи В.Зайцева «Стихотворения Некрасова».

  10. Литературно-критические концепции русского романтизма.

  11. Полемика В.Зайцева с представителями «чистого искусства» и славянофилами.

  12. Формы русской критики в первой половине XVIII века.

  13. В.Г. Плеханов о П.Я. Чаадаеве.

  14. Д.С.Мережковский о А.С.Пушкине.

  15. Осмысление задач критики К.Н.Батюшковым.

  16. Идейно-эстетические взгляды Писарева и Чернышевского.

  17. Оценка творчества Пушкина А.Л.Волынским.

  18. Оценка творчества Пушкина в критике романтиков-любомудров.

  19. Проблемы реализма в критике А.Н. Некрасова.

  20. С.С.Дудышкин и «эстетическая критика»

Политика курса

Студент должен соблюдать следующие требования:

  • не опаздывать на занятия;

  • вести конспекты лекций;

  • вести записи подготовленного материала для СРСП и СРС;

  • активно участвовать в учебном процессе;

  • выполнять задания не позднее установленного срока, в случае несвоевременной сдачи учебных работ преподаватель имеет право не принимать работу;

  • каждые два опоздания на занятия (лекции или другие формы работы) приравниваются к одному пропуску занятий;

  • аккуратно оформлять письменные работы любого рода;

  • вести карточки прочитанных текстов;

  • конспект научных работ должен быть представлен в рукописном варианте с изложением основных положений работы, объем конспекта не должен быть меньше 5-6 страниц:

  • при ответе на тестовые задания не должно допускаться помарок и исправлений;

  • знать основные термины изучаемого курса;

  • при составлении теста студент должен учесть требования, предъявляемые к подобному роду работам;

  • составление таблиц и планов должно быть сопровождено кратким комментарием;

  • При подготовке к круглому столу студент должен ориентироваться в материале и давать полный ответ на поставленный вопрос;

  • за каждое нарушение установленных требований может сниматься 0,1 балл.

^ Критерии оценки

Оценка определяет знание студента по изучению курса, который должен знать основные критические работы русских писателей и критиков, овладеть системой понятий и терминов, методологией и основными концепциями описания литературного произведения; знать ведущие направления литературоведческой науки, освоить вопросы периодизации истории литературы и критики - получить навыки работы с критической литературой и навыки письменного оформления своих суждений в виде рецензии или критической статьи. В течение изучения курса студент должен набрать максимальное количество баллов - 100, из них 40 – за текущий контроль и 60 – итоговый (экзамен).


Итоговый балл студента рассчитывается по следующей формуле:




где Р1 и Р2 – рейтинг 1 и 2-ой,

Э – экзаменационный балл.

Максимальный балл за Р1, Р2, Э – 100.


^ ГРАФИК ТЕКУЩЕГО, РЕЙТИНГОВОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ


Рейтинг I (по итогам 1-7 недель)

СРС

а) Чтение худ. текстов

4

б) Подготовка анализа

4

в) Составление теста по прочитанным текстам

2

г) Реферат

14

д) Подготовка пересказа худ. текстов

6

^ Итого по СРС

30%

Аудиторная работа студента

а) Изучение теоретического материала

15

б) Тестовые задания

5

в) Сообщение по теме

10

г) Беседа по научному конспекту

10

д) Стихи наизусть

5

^ Итого по АРС

45%

Рейтинг на 7 неделе

а) Коллоквиум

10%

б) Контрольная работа

15%

Итого по РК I

25%

Всего по РК I

100%

^ Рейтинг II (по итогам 8-15 недель)

СРС

а) Чтение худ. текстов

7

б) Составление теста по прочитанным текстам

3

в) Подготовка пересказа худ. текстов

20

^ Итого по СРС

30%

Аудиторная работа студента

а) Изучение теоретического материала

15

б) Письменная работа

9

в) Терминологический диктант

9

г) Тестовая работа

3

д) Стихи наизусть

9

^ Итого по АРС

45%

Рейтинг на 15 неделе

а) Тест

10%

б) Контрольная работа

15%

Итого по РК 2

25%

Всего по РК 2

100%


Рекомендуемая литература

Тексты:

  1. Карамзин Н.М. Избранные статьи и письма.- М. 1982.

  2. Литературно-критические работы декабристов.- М. 1978.

  3. Декабристы. Эстетика и критика.- М., 1991.

  4. Батюшков К.Н. Нечто о поэте т поэзии.- М., 1985.

  5. В.А.Жуковский - критик.- М.,1985.

  6. Жуковский В.А. Эстетика и критика.- М.,1985.

  7. Вяземский П.А. Эстетика и литературная критика,- М.. 1984.

  8. Полевой Н.А., Полевой К.А. Литературная критика.- Л., 1990.

  9. Надеждин Н.И. Литературная критика. Эстетика. – М. 1972 г.
    10. А.С.Пушкин - критик.-М..1978.

11. H.B.Гоголь о литературе.- М.,1952.

12. Белинский В.Г. Собр. соч.: В 9 г.-М., 1976-1983.-Т. 1-9.

13. П.Герцен об искусстве. - М., 1954.

14. Русская эстетика и критика 40—50-х гг. XIX века.- VI., 1982

15. Хомяков А.С. О старом и новом,- М., 1988.

16. Киреевский И.В. Критика и эстетика,- М.. 1979.

17. Киреевский И.В. Избранные статьи.- М.: Современник. 1984.

18. Аксаков К.С, Аксаков И.С. Литературная критика.- М.: Современник. 1982.

19 Григорьев Ап. Искусство и нравственность.- М.. !986.

20. Дружинин А.В. Прекрасное и вечное.- М.. 1988.

20.Боткин В.П. Литературная критика. Публицистика. Письма.- М.. 1984.

22. Страхов Н.Н. Литературная критика.- М.. 1984.

23. Чернышевский И.Г. Очерки гоголевского периода русской литературы.- М.. 1984.

24. Чернышевский Н.Г. Литературная критика: В 2 т.- М.. 1981.

25. Добролюбов Н.А. Собр. соч.: В 3 т.-М., 1950- 1952.

26. Драма А.Н.Островского «Гроза» в русской критике,- Л.. 1990.

27. Достоевский Ф.М. О русской литературе.- М., 1987.

28. Салтыков-Щедрин ME.,Литературная критика.- М.. 1982.

29. Ткачев П.Н. Люди будущего и герои мещанства.- М, 1986.

30. Михайловский Н.К. Литературная критика. Статьи о русской литературе XIX - начала XX века. - Л., 1989.

31. Волынский А.Л. Человекобог и Богочеловек \\ О Достоевском о Творчество Достоевского в русской мысли 1881 - 1931 гг.-М.,1990.

32. Мережковский Д.С. В тихом омуте: Статьи и исследования разных лет.- М., 1991.

33. Мережковский Д.С. Акрополь: Избранные литературно-критические статьи.- 1991.

34. Соловьев B.C. Литературная критика.- М., 1990.

35. Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика.- М., 1991.

Зб. Розанов В.В. Мысли о литературе.- М., 1989.

37. Розанов В.В. Сочинения.- М., 1990.

38.Розанов В.В. Несовместимые контрасты жития: Литературно-эстетические работы разных лет.- М., 1990.

39. Анненский И. Книги отражений.- М., 1979.

40. Плеханов Г.В. Эстетика и социология искусства: В 2 т.- М., 1978.

41.Вехи: Сб. статей о русской интеллигенции. Из глубины: Сб. статей о русской революции.- М., 199!.

42. Литературная критика 1800-1820-х годов.- М, 1980.

Основная:

1. Кулешов В.И. История русской литературной критики. – М., 1978.

2. Русская критика XVIII-XIX веков: Хрестоматия. Сост. В.И. Кулешов. – М.: 1978.

3. Русская литературная критика XVIII века: Сборник тестов. Сост. В.И. Кулешов. – М.: 1978 г.

4. Русская критика от Карамзина до Белинского. – М., 1980.

5. Соколов А.Г., Михайлова М.В. Русская литературная критика конца 19 нач. 20 века: Хрестоматия. – М., 1982

6. Русская литература 20 века. Дооктябрьский период: Хрестоматия. Сост. И.Т. Крук. – Л., 1991.

7. История русской критики: В 2 т. – Л., 1958.

8. Очерки по истории русской журналистики и критики: В 2 т. – Л., 1950. – Т. 1; М., 1965. –Т.2.

9. Кулешов В.И. История русской критике XVIII- начала XIX века. – М., 1991.

10. Михайлова М.В. История русской литературной критики конца 19 начала 20 века. – М., 1995.

Дополнительная:

1. Бочаров А.Г.Жанры литературно-художественной критики.- М.. ! 982.

  1. Березина В.Г. Этюды о Белинском - журналисте и критике.- СПб.. 1991.

  2. Егоров Б.Ф. О мастерстве литературной критики: Жанры, композиция, стиль.-Л., 1980.

  3. Егоров Б.Ф. Литературно-критическая деятельность В.Г.Белинского.- М..1982.

  4. Зельдович М.Г. Уроки критической классики.- Харьков, 1976.

  5. Манн Ю. Русская философская эстетик.- М., 1969.

  6. Соколов Н.И. Критики и литература. Из истории русской литературы и критики второй половины XIX в.-Л., 1977.

  7. Прозоров В.В. Д.И.Писарев.- М, 1984.

  8. Русская наука о литературе в конце XIX-начале XX века,- М., 1975.

10.Литературно-эстетические концепции в России конца XIX - начала XX века.-М., 1975.

11.Лосский Н.О. История русской философии.- М.,1991.

12.Ерофеев В. Розанов против Гоголя \\ Ерофеев В. В лабиринте проклятых

вопросов.-М., 1990. 13. Проблемы теории литературной критики: Сб.статей \ Под ред.

П.Николаева, Л.Чернец.- М., 1980. 14.Недзвецкий В.А. Русская литературная критика XVIII - XIX веков: Курс

лекций.- М., 1994.

15.Возникновение русской науки о литературе: Сб. статей.- М.: Наука, 1975. 16.Баранов В.И., Бочаров А.Г., Суровцев Ю.И. Литературно-художественная

критика.- М.: Высшая школа, 1982.


Дополнения и изменения в рабочей программе по

дисциплине_________________________________________

на 200 ____ /____ учебный год


В рабочую учебную программу вносятся следующие изменения:

  1. ____________________________________________________________

  2. ____________________________________________________________

  3. ____________________________________________________________

  4. ____________________________________________________________

  5. ____________________________________________________________


Рабочая учебная программа пересмотрена и внесенные изменения утверждены на заседании кафедры _____________________________________


«______» _________________200_ г. Протокол №_____


Преподаватель ________________________ ФИО

подпись


Заведующий кафедрой ________________________ ФИО

Подпись


Внесенные изменения согласованы:


Декан факультета _________________

_____________________________

Подпись ФИО


«______» _________________200_ г.


Председатель Методического Совета факультета _____________________________

Подпись ФИО


«______» _________________200_ г.




оставить комментарий
Сидихменова Т.И
Дата14.08.2012
Размер0,51 Mb.
ТипРабочая программа, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх