Методическое пособие «В помощь учителю» Жукова Татьяна Викторовна icon

Методическое пособие «В помощь учителю» Жукова Татьяна Викторовна


1 чел. помогло.
Смотрите также:
Учебно-методическое пособие Майкоп, Изд-во агу 1...
Методико-библиографическое пособие в помощь библиотекарю и учителю литературы г. Большой Камень...
Методическое пособие Урок Информация. Информатика...
Методическое пособие Урок Информация. Информатика...
Задачи комплекта цифровых образовательных ресурсов Помощь учителю при подготовке к уроку Помощь...
Практические рекомендации в помощь начинающему медийному критику Учебно-методическое пособие...
Методическое пособие в помощь для обучения нотариусов по теме: «Собственность недвижимое...
Методическое пособие в помощь студентам вечернего факультета (специальность «тележурналистика»)...
Пособие рассчитано на студентов, преподавателей, а также для всех, изучающих культурологию...
Методическое пособие по курсам "Технология конкурентоспособных изделий" и "Конструкции и...
В помощь школьному учителю Инновационные технологии для учителя предметника в помощь школьному...
Удк 330. 59; 338...



Загрузка...
страницы:   1   2   3
скачать


Управление по образованию и науке

администрации города Сочи


Методическое пособие

«В помощь учителю»


Жукова Татьяна Викторовна,

учитель русского языка и литературы

СОШ № 4


Сочи

2007

ББК 74.204

М 54


М 54 Методическое пособие «В помощь учителю»/ Составитель: Жукова Т.В., СЦРО, ИМЦ, Сочи, 2007, – 52с.


Пособие Т.В. Жуковой составлено в целях оказания профессиональной педагогической помощи учителям русского языка и литературы, работающим в школе II и III ступени. Материалы пособия могут быть использованы при подготовке к урокам как в целостной системе, так и фрагментарно. В пособие включены 6 разработок уроков: три по русскому языку и три по литературе.


ББК 74.204


ã Управление по образованию и науке администрации города Сочи, 2007

ã Сочинский Центр Развития Образования, 2007

ã Информационно-методический центр, 2007




^ Пояснительная записка


Жукова Татьяна Викторовна в совершенстве владеет современными методами преподавания русского языка и литературы. Высокий уровень теоретической подготовки, знание современных достижений в области педагогики и психологии, умение конструктивно воспринимать и внедрять в практическую деятельность инновационные идеи способствуют созданию на её уроках атмосферы сотрудничества учителя и учеников. Основу методики составляют коллективные методы работы, обучение в группах, что является залогом успеха в реализации деятельностного подхода к обучению. На основе диагностики учащихся Татьяна Викторовна создала ряд разработок уроков по русскому языку и литературе, представленных в данном пособии, призванном максимально облегчить педагогу процесс подготовки к уроку. В решении этой задачи немаловажную роль играет глубокое знание психолого-возрастных особенностей учащихся.

Учителем также разработана серия уроков, на которых в полной мере реализуется принцип интеграции русского языка и литературы, музыки, живописи, что позволяет расширить знания учащихся.

Много внимания Татьяна Викторовна уделяет развитию творческих способностей, организации исследовательской и проектной деятельности школьников, что является залогом повышения мотивации к изучению русского языка и литературы и повышению качества знаний.

Её педагогическая концепция находит отражение в докладе «Экология и диалектика», где прослеживается опора на культурологический аспект в преподавательской деятельности, благодаря чему процесс образования молодёжи становится целостным и наполненным духовно-нравственным содержанием.

Пособие Т.В. Жуковой составлено в целях оказания профессиональной педагогической помощи как молодым, так и опытным учителям русского языка и литературы, работающим в школе II и III ступени. Материалы данного пособия могут быть использованы при подготовке к урокам как в целостной системе, так и фрагментарно. В пособие включены 6 разработок уроков: три по русскому языку и три по литературе.

Разработка урока русского языка по теме «Состав слова» позволяет создать на уроке условия для максимально полного понимания учебного материала учащимися. Материалы урока могут быть использованы учителем русского языка в 5 классе при изучении раздела «Словообразование».

Как правило, в 5 классе возникают определённые затруднения в проведении уроков развития речи, в частности - в ходе подготовки к написанию сочинения по картине. Хрестоматийным примером такого урока является разработка урока по теме: «Подготовка к сочинению-описанию по картине А.А. Пластова «Летом», где представлены необходимые этапы работы над сочинением в младшей возрастной группе. Здесь также находит отражение осуществление межпредметных связей, что существенно расширяет кругозор учащихся и способствует повышению у них мотивации к изучению предмета.

Разработка мастер-класса по теме «Ведущая роль – словам» может послужить ярким примером интегрированного урока, позволяющего подготовить учащихся к осуществлению комплексного анализа текста на основе пристального изучения лексико-семантической и стилистической составляющей предложенного текста.

В настоящее время особенно остро встаёт вопрос о том, как привить детям интерес к чтению, активизировать восприятие поэтического мира. Помочь в решении этих вопросов может разработка урока для учащихся 5 – 6 классов по теме «Зачем нужна поэзия». Комментированное чтение сказки и доверительная беседа с учителем исподволь приводят ребят к мысли о том, что роль поэзии в современном мире, как и во все времена, невозможно переоценить.

Для учащихся старшей возрастной группы автор данного пособия предлагает материалы к мастер-классу по теме «Тренинг этического поведения и духовной ориентации на уроках развития речи и во внеклассной работе. Духовно-нравственные беседы по трилогии Л.Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность». Девятиклассникам особенно близки переживания и нравственные искания героя трилогии, так как образ его мыслей, возраст и удивительно простой и лаконичный язык писателя близки современным читателям. Максимального постижения глубины авторского замысла помогает комментированное чтение фрагментов трилогии, а также – грамотно выстроенная доверительная линия эвристической беседы учителя и учеников, построенная на сопоставлении фактов из жизни главного героя с личными переживаниями юных воспитанников.

Завершает пособие разработка урока-пресс-конференции по творчеству А. Блока «Гроза над соловьиным садом», являющаяся наглядным примером реализации деятельностного подхода к обучению, предусматривающего максимальную «включённость» каждого учащегося в происходящее. Этот урок целесообразно провести в 11 классе в ходе обобщения сведений о творчестве А. Блока или о символизме как литературном направлении конца XIX – начала ХХ веков. Проведение урока литературы в подобной форме будет особенно эффективно в классе с сильным составом учащихся. Учитель литературы также может использовать фрагменты урока в ходе подготовки к занятию по творчеству А. Блока.


^ «ЭКОЛОГИЯ И ДИАЛЕКТИКА»


Доклад Т.В. Жуковой

(учителя русского языка и литературы)

на городском семинаре, посвященном реализации гуманитарной программы

«Русская и мировая словесность. Искусство чтения. Гуманитарная культура».


Концепция гуманитарного образования предусматривает обучение «культуре через язык» и «языку через культуру».

Цель познания – развитие личности в истории.

Задача курса: попытаться реализовать две старые педагогические идеи:

  1. идею отечественной философской мысли об органическом воспитании: воспитании уважения и культуре вообще через воспитание любви и своей культуры;

  2. идею гуманитарной педагогики о нравственном воспитании не как декларации приверженности тем или иным абстрактным ценностям, а как смысл и результат посильной для ребенка жизни в живой для него культуре, среди тех же ценностей, но действенных, действующих, живых. И в центре такой педагогической системы – не учебники, программы, методички (они – лишь обеспечение воспитательного тыла «содержания образования»), а сам учитель, который ежедневно занят не столько «содержанием образования», сколько осуществлением «обратной связи» со своими учениками.

Одним словом, речь идет о гуманитарном развивающем образовании (не о сообщении информации, а об обучении способам ее получения; не столько заучивании, сколько самостоятельном формировании «истин» и «правил»).

Авторы программы «Русская и мировая словесность. Искусство чтения. Гуманитарная культура» исходили из того, что создание целостной, непротиворечивой картины мира и есть важнейшая духовная потребность человека на всех стадиях его развития. Выработка, осознание и удовлетворение этой потребности – основная цель школьного воспитания и образования, ибо сегодняшний пяти-шестиклассник, выйдя из школы в XXI веке, должен быть прежде всего подготовлен к жизни в культуре, а не к поступлению в ВУЗ (у каждого из которого будут свои индивидуальные требования и программы, а выпускник средней школы на Кубани, будущий фермер, предприниматель или поэт, еще подумает, заняться ли ему в свободное время самообразованием или прослушать несколько университетских куров в Сочи, Москве или Оксфорде, к поступлению «куда он должен быть» в равной степени готов).

Однако существует базовая программа, опасения по поводу нарушения законов об образовании, сложность и неповоротливость старой системы, старых подходов и преподаванию гуманитарных дисциплин (авторитарных и догматический). В условиях экономической нестабильности деградации духовных ценностей ставится под сомнение самоосуществление благородных целей, поставленных в программе.

Но я все же верю (и эту веру дает мне русская литература, философская мысль) в то, что способность к диалогу, терпимость к иному (мнению, образу жизни и т.д.) и составляют отличительные особенности человека, а значит – смысл и цель гуманитарного (т.е. буквально «человеческого», «очеловечивающего») образования и воспитания, которым, в конце концов, будут отданы приоритеты.

Каковы же пути внедрения этой программы в нашей школе? Предполагается, что в начальной школе в норме происходит формирование тех механизмов, которые и позволяют ребенку на следующем этапе его развитии сознательно воспринять ту или иную целостную картину мира на основе понимания, «искусством чтения» в широком смысле этого слова. Для этого ребенок должен быть обучен читать и писать в прямом и точном смысле – большего от него пока и не требуется. Ведь не секрет, что к приходу в пятый класс какая-то часть детей и этого не умеет, поэтому без «класса выравнивания», наверное, не обойтись, причем ни о каком «искусстве чтения» в этом классе и речи быть не может…

Но если ребенок элементарно читать и писать обучен, с ним можно заниматься по этой программе, которая не требует никакой особой «одаренности» «Даром», который нас в данном случае интересует и на который мы опираемся, все дети 9-10 лет обладают им почти в равной степени. И, наверное, не случайно в прошлом веке именно в этом возрасте отдавали их гимназию. Это дар коллективного поиска истины, дар интеллектуальной дисциплины. Это стремление любое полученное знание сделать практически полезным, смысложизненным. Одним словом в пятом классе мы говорим ученику примерно следующее: «Ты уже не маленький. Ты рос, познавая мир, задавая свои «почему» маме, папе, первой учительнице, – и вырос. Теперь ты понимаешь мир, который тебя окружает, читаешь и пишешь на родном языке. И видишь теперь, что вырос ты на пустом месте, а на почве. Почва человека – его родная культура. Культура одной страны не похоже на другую, хотя все они имеют подпочву – общечеловеческие ценности. Ты не пропадешь в этом мире, если пустишь глубокие корни в родную почву; ты будешь счастлив в нем, если через эту почву ощутишь и узнаешь подпочву…»

Этим собственным и начинается учебник пятого класса. В основу его положена концепция развивающего «игрового» учебника, построенного на патриархально-фольклорных представлениях о круглогодичной трудовой жизни человека, о его детстве, зрелости и старости, о естественном ходе времени и годовом природном цикле. В учебной книге «круглый год» сведение об особенностях славянского фольклора, события отечественной истории, о родном языке и месте его в языковой системе народов мира логически связанно с возрастными особенностями десяти-одиннадцатилетнего человека, из «ребенка» превращающегося в «младшего подростка» и уже ощущающего потребность опоры на духовную культуру своего народа в поиске ответов на первоначальные вопросы: выбрать «свой путь» или жить «как все»? зачем вообще «думать»? зачем читать? зачем литература, живопись, театр и т.д.?

В следующем, шестом классе, многие поколения школьников всегда изучали античную историю, географию материков, логико-грамматические категории языка (части речи). Вслед этой традиции, интегрированная учебная книга названа «Нить Ариадны». Она построена на материале русской классической культуры (тексты преимущественно стихотворные XIX-XX веков) и культуры античной. Получив первоначальный материал диалога с родной культурой в пятом классе, ученик в шестом учится способам его ведения у нее самой, наблюдая, как она, родная культура, вступает в диалог с античностью, осваивает классические для европейских народов представления о мире, начинает с новой силой звучать в «хоре» национальных культур. Тем самым, шестиклассник естественно и незаметно (т.е. органично для себя) проходит первые этапы социализации, овладения грамотой культуры (не только языковой, но и этической, эстетической, логической, философской).

Урок-диалог – основной тип урока, который я использую. Это диалог как результат предварительной работы, раздумий и учителя, и ученика. Большинство материалов учебника в первом чтении должны быть освоены самостоятельно. В этом смысле работа по данной программе в корне отличается от работы по традиционным программам, предполагающим «объяснение нового» на уроке прежде предварительного знакомства с этим «новым» дома. Мертво то «знание», которое ученики обсуждают лишь с учителем, но никогда – между собой. На уроке я могу лишь объяснить тему занятия, и на следующем уроке, после того как определится амплитуда мнений и сомнений, выступлю в роли арбитра или источника дополнительной информации. Разумеется, быть единственным источником информации мне не по силам, и я нацеливаю ребят на самостоятельное чтение дополнительного материала (подготовку докладов, сообщений на основе прочитанного). Ответы на заданные на дом вопросы записываются в рабочую тетрадь (в виде плана или развернутого ответа). Таким образом, монолог. ф. работы, речевое творчество, и другие разнообразные формы работы могут быть. Новые понятия, которыми мы овладеваем в процессе обучения, записываются со знаком «?» на полях. Толкование этих понятий ученики ищут в словарях и справочниках самостоятельно.

Как уже было сказано, предлагаемая программа в плане навыков и умении ориентирована прежде всего на обучение искусству чтения (восприятие художественного текста), причем чтения медленного и выразительного. Суть проблемы, которая возникает на этом этапе, в неумении 10-11 летнего ребенка найти «свою» информацию в культурно-информационном океане. Неумение это нормально, и цель нормального обучения должна состоять в постепенном приобретении такого умения. Отсюда вопрос к любому тексту: для чего это читать? (или: что здесь можно вычитать?). Задавание подобных вопросов учебник намеренно провоцирует. Критическое отношение к тексту становится в порядке вещей на уроке обучения искусству чтения.

При этом, работая второй год по этой программе, мы не отказались и от традиционных видов работы на уроке и дома, направленных на обучение элементарной грамотности и развитие речи. Существует традиционный учебник по языку, где есть орфографические упражнения, которую мы стараемся не поломать, а вписать в интегративную программу. Объединяя все «часы», традиционно отводившиеся в 5-6 классах на изучение основных гуманитарных дисциплин - языка и литературы, учитель имеет возможность свободно чередовать материал этих предметов и словесности как внутри недели, так и в рамках четверти и учебного года.

Базовые гуманитарные знания обеспечиваются учебником- хрестоматией, но задача состоит не в том, чтобы «заставить» ученика уже в школе прочитать все сколько-нибудь ценное в родной и всемирной литературе (а ведь именно на это до сих пор ориентирован учитель, работающий по базовой программе по литературе). Нужно подготовить его к тому, чтобы он все это прочитал в своей взрослой читательской жизни, создать читательскую (духовную) потребность.

Конечно, мы отдаем отчет в сложности избранного нами пути в современной школе.

Есть трудности технические (нет текстов в библиотеках, методических пособий, нет 3-4 части учебника словесности для 6-го класса и под вопросом получение книги в 7-м классе). Есть также моральные и интеллектуальные трудности «переходного периода» для учителя, который рискнет работать по этой программе. И трудности эти будут продолжаться до тех пор, пока не закончится сама эта эпоха «перехода» от воспитания исполнителей чьих-то «установок» к воспитанию свободных созидателей культуры.

«В жизни общества культура играет роль учителя, а учитель всегда в меньшинстве. Время, однако, на его стороне». (И.Бродский)

Одним словом, есть огромное желание спасти русскую культуру и искусство, русскую речь, это богатейшее достояние, переданное нам нашими предшественниками. И не только спасти, но и пополнить его. А для этого нужно воспитать гуманную, творчески мыслящую личность.

Тема: «Состав слова»


Цель: Повторить изменение формы слова.

Выбрать умение определить окончания у существительных, прилагательных, глаголов.

Части слова. Графическое обозначение. Однокоренные слова, умение подобрать их.

Разбор слова по составу.

  1. Проверка домашнего задания, сдача тетрадей.

  2. Объяснение нового материала и повторение пройденного.

1) Чтение ст. А. Твардовского «О новом слове».

Как образовалось слово «прилуненье»?

Какая часть слова помогла вам понять это?

2) Вступительное слово об изучении состава слова. Чтение отрывка из книги Л. Успенского «Слово о словах».

- Очень ли трудно русское правописание?

- Для чего нужно уметь писать грамотно?

3) Найдите корень и проверьте: безударную гласную (Дидактический м-л № 1) .

Поставьте ударения. Укажите части речи.

4) Какую роль выполняет в слове корень?

Раз учительница в школе посоветовала Коле: «списывая, не спеши».

Какая ошибка возможна в тексте?

5) Почему по-разному пишутся близкие по смыслу слова?

Деревенский старожил.

Сад колхозный сторожил.

6) Можно ли найти смысловое различие в следующих словосочетаниях:

«подарок Коле» и «подарок Коли»?

Какая часть слова помогла нам ответить на вопрос?

7) Дети вспоминают, из каких частей состоит слово.

С чего начинается разбор слова? Как найти окончание?

8) Y-J). 359, 361 (1), 362 (выборочно).

Самостоятельная работа.

9) Где может находиться корень?

бегать - побег - подбегать

звонок - зазвонить - перезвон

варить - сварить - отвар

смотреть - засмотреться - просмотр

Как можно назвать слова в колонках?

10) Заучивание правил.

11) Подбор однокоренных слов

Вода (водник, безводный, Водяной, водянистый) Час (часовой, часик, часов, часовщик)

Родина (родной, родиться)

Свет (светлеть, светло, светить, светленький).

12) Назовите известные вам части речи и надпишите над словами.

13) О каких частях слова мы не сказали?

Как они обозначаются? Какую роль играют?

Дети рассказывают о приставках и суффиксах, сверяют свои определения с определениями в учебнике.

Затем разбирают по составу слова и определяют роль приставки и суффикса:

починить - чинить - зачинить

проверять - проверил

  1. Итог: Над какой темой мы сегодня работали?

Какие правила повторили?

Какое выучили? Какие заданы на дом? Из каких частей состоит слово?

Для чего мы изучаем состав слова?

^ Домашнее задание: Ур. 374, прав., стр.153, 157, 160, 164.


Урок развития речи по теме

«Подготовка к сочинению-описанию

по картине А.А. Пластова «Летом»

(5 класс)


Цель: Подготовить учащихся к написанию сочинения-описания по картине А.А. Пластова «Летом».

Чтение и обсуждение памятки "Как работать над сочинением" (с. 300)

Работу можно начать с сообщения о А.А. Пластове и его творчестве. Это сообщение готовит или учитель русского языка, или сильный ученик, или учитель рисования. Здесь целесообразно показать картины «Фашист пролетел», «Жатва», «Сенокос»

Беседа по вопросам:

  1. Какой общей мыслью объединены эти картины?

  2. Какие детали помогают понять это?

  3. Какая тема является главной в творчестве художника?

4) Что вам нравится? Что больше всего запомнилось?

Работа над картиной «Лето».

  1. Дети рассматривают репродукцию. Озаглавливают по-своему. В процессе анализа внимание уделяю отдельным фрагментам.

  2. Вопросы:

Где, когда происходит действие?

Кто является героем картины?

Какой момент изображен на ней?

Что делали герои до момента изображения на картине?

Какие впечатления производит картина на зрителей?

3) Отмечается действие, расположение их на картине, выбор цветовой гаммы.

Вывод: Всё это служит раскрытию замысла художника, основной мысли произведения.

4) Понятия, необходимые для отработки: тема, цветовая гамма, композиция, передний (задний) план, фон, пейзаж, контрастные цвета записываются на доске и проговариваются устно.

5) Предупреждение повторов в оформлении. Учитель предлагает учащимся набор синонимов: автор, художник, живописец; картина, произведение живописи, художественное полотно; автор изобразил, показал, нарисовал, на картине изображено; зелёный, нежно-изумрудный, тёмно-зелёный.

6) Словарная работа (труд. в орф. плане слова):

тихая солнечная поляна, утомленные сбором ягод и грибов, неторопливо обрывает с веток, спелые ягоды, нежные цветы, просвечивающаяся на солнце листва берез, упругие грибы, притихший лес, богатство природы, радостная гамма красок, контрастные цвета, красная косынка - белое платье, синяя одежда желтые венчики цветов, красота и жизнерадостность.

7) В заключении дети пытаются самостоятельно в раб. тетрадях составить предложения по собранному материалу.

1-2 ученика работают у доски, комментируя расстановку знаков препинания и выбор орфограмм.

8) Домашнее задание.

Написать сочинения в черновиках.


^ Сценарий проведения мастер-класса на тему:

«Ведущая роль - словам»


Опыт интегрированного урока


Анализу стихотворения А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» на уроке отводится довольно много времени. Но учителя, как правило, не уделяют внимания лингвистической характеристике этого произведения: лексическому составу слов, системе интонирования, стилистическому своеобразию. Поскольку в иерархии языковых средств, выражающих идейно-образное содержание любого произведения, ведущая роль принадлежит словам, я начинаю изучение этого стихотворения с их лексической характеристики. Для этого учащимся предлагаются следующие задания:

  1. Пользуясь «Словарём русского языка» С. И. Ожегова, определите особенности словарных статей таких групп слов:

    1. тленье, доколь, подлунный, пиит, тунгус (однозначные);

    2. прах, сущий, муза, венец, приемли (многозначные);

    3. лира, язык (омонимы).

  1. Прочитайте текст стихотворения, выпишите значения указанных выше слов. Например:

    1. тленье (устар.) – разрушение; доколь (устар.) – до тех пор; подлунный (устар.) – находящийся под луной, т. е. земля со всем на ней существующим; пиит (стар.) – то же, что поэт, т. е. автор стихотворных поэтических произведений; тунгус – прежнее название эвенков (народности, живущей по берегам Охотского моря);

    2. прах (высок.) – останки, то, что осталось от тела умершего; сущий (устар., высок.) – имеющийся, существующий; муза (книжн.) - (перен.) источник поэтического вдохновения, а так же само вдохновение, творчество; венец (высок.) – (перен.) успешное завершение чего-нибудь как награда за труды, старания; приемли (устар.) – прими, восприми (встретить что-нибудь, реагировать на что-нибудь, отнестись к чему-нибудь, каким-нибудь образом);

    3. лира – древнегреческий струнный инструмент, который считается символом поэтического творчества; язык (стар.) – народ, нация.

Кроме словарных толкований, целесообразно использовать (особенно в национальной школе) и другие приёмы усвоения незнакомых слов:

  1. перевод на родной язык: рус. заветная – укр. заповiтна; рус. веление – укр. велiння, наказ; рус. воздвигать – укр. сопруджувати;

  2. подбор синонимов: тленье гниение, разрушение;

  3. энциклопедическая справка с одновременной демонстрацией изображения предмета: «Александрийский столп», т.е. Александровская колонна (памятник архитектуры в Санкт-Петербурге, воздвигнутый в 1830 – 34 гг. по проекту архитектора А.А. Монферрана в ознаменование победы в Отечественной войне 1812г., монолитный столб, весом около 500 тонн, высотой 47,6 метров из тёмно-красного гранита; увенчан бронзовой фигурой ангела). Его тожественное открытие состоялось на Дворцовой площади в Петербурге в 1834г. Противопоставление «нерукотворного памятника» Александрийскому столпу имеет глубокий политический смысл: здесь вновь проявилось отношение поэта к власти. Оно было выражено в демонстративном выезде из Петербурга накануне торжеств, посвящённых открытию колонны.

Изучение вопросов лексической организации текста непосредственно связано с раскрытием стилистического характера анализируемых слов. Рассмотренные выше примеры обозначены системой помет: (устар.), (высок.), (книжн.). Наличие их свидетельствует о чертах высокого, торжественного стиля. Говоря о последнем, следует обратить внимание на функционирование старославянизмов. Они, как известно, выделяются, фонетическими, словообразовательными, семантическими приметами. Определить их помогают соответствующие теме задания:

  1. Найдете в тексте слова, имеющие следующие фонетические особенности:

    1. Коневые сочетания ра, ла, ре, ле между согласными, которые соответствуют русским сочетаниям оро, оло, еле. Например: врата – ворота, злато – золото и т.д.


Примечание. Нужно всегда помнить, что говорить о полногласии и неполногласии можно только тогда, когда действительно имеется это соответствие. Есть исконные русские сочетания ра, ла, ле которые не имеют полногласных соответствий, и в связи с ними нельзя говорить о явлении неполногласия, например, в словах брат, красный, плечи и т.п. С другой стороны, бывают такие русские слова, содержащие сочетания оро, оло, которым никакие неполногласия не соответствуют, например: воровать, велеть, порода. Учитывая это правило, назовём только два слова из стихотворения: главою – головой, прах – порох. Слова же тленье, славен, требуя, клевету не относится к данной группе, поскольку не имеют полногласных соответствий;

    1. сочетания ра, ла, перед согласными в начале слов, которым соответствуют русские ро, ло.

Например: разный – рознь, ладья – лодка.

Примеров данного типа в тексте два: не растёт и равнодушно;

    1. сочетание жд на месте русского ж: вождь одежда.

Учащиеся указывают слово пробуждал;

    1. звук [ш,] →щ, чередующийся с [т]: освещать.

Такой особенности отвечает слово сущий – суть.


Данный подход к анализу старославянизмов как стилистически значимых единиц оправдан с точки зрения синхронии (современного состояния языка). Если же учитывать исторические условия создания произведения, то картина будет иной, так как язык эпохи Пушкина по сравнению с современным имеет ряд серьёзных отличий, в том числе и стилистических. В данном случае интересна мысль Б.В. Томашевского: «Наблюдение над другими поэтическими произведениями («Руслан и Людмила», 1820) приводит к убеждению, что полногласные и неполногласные формы данной группы (город – град, голова - глава) представляли собой простые дублеты, лишенные в пределах стихотворной речи стилистического различия. Употребление дублетных форм регулировалось правилами «поэтической вольности», разрешавшими в стихах безразличное употребление дуплетов.

Таким образом, полногласная форма применялась без стилистического отличия до неполногласной» (Томашевский Б.В. Стилистика и стихосложение. – Л., 1959).

  1. Сделайте морфемный разбор (по составу) слова милость.

(Суффикс -ость – общеславянский по происхождению, характерен для книжной речи).

  1. Можно ли считать выражение велению божию семантическим старославянизмом?

(На этот вопрос можно ответить утвердительно, потому что данное сочетание не входит в группу религиозных понятий, которые составляют основной фонд семантических старославянизмов).

Определив лексико-стилистические особенности текста, приступаем к одному и важнейших моментов работы на уроке – выразительному чтению произведения. Многие преподаватели используют технические средства, где в качестве образца дано актёрское исполнение. По мнению Н.А.Демина, чтение стихов должно быть не актёрским, а простым, идущим от сердца, выразительным, ярким, передающим увлечение художественным текстом (Демин Н.А. Изучение творчества А.С.Пушкина в 8 классе. – М., 1974). На наш взгляд, выполнение названных условий следовало бы связать с анализом интонационных компонентов стихотворения: смысловых ударений, пауз, темпа. Так, в каждом стихе (или строке) следовало бы выделить слово (или слова), несущие основную смысловую нагрузку. Важным средством разграничения элементов речевого потока являются паузы, их соблюдение теснейшим образом связано с темпом чтения.


Выразительность чтения должна так же включать правильность произношения. Этой цели способствуют фонетико-орфоэпические задания.

Дальнейшую работу над анализом стихотворения направляем на раскрытие внутренних структур текста. Лексическая характеристика слов, взятых вне контекста, не даёт полноты изображения, так как не учитывает сочетаемостных особенностей других слов. Последнее нередко приводит к появлению дополнительных оттенков значения, а иногда – и к возникновению новых. Для примера детально проанализируем несколько слов, объединенных общей темой – темой творчества. Учащиеся без особого труда называют их: пиит, лира, муза. Из этого ряда несколько выпадает слово памятник. Почему? «Словарь русского языка» С.И.Ожегова даёт такие характеристики этого слова:

  1. Скульптурное или архитектурное сооружение в память кого-, чего-нибудь;

  2. Сохранившийся предмет культуры прошлого.

И то и другое значение не укладываются в рамки контекстуального соседства, ибо не в полной мере раскрывают смысл выражения «нерукотворный памятник». Из этого следует, что контекстуальная связанность приводит к возникновению дополнительного, переносного значения. В данном случае наблюдается употребление эпитетов, свойственных одушевлённым существительным: «памятник… вознёсся выше… главою непокорной».

Таким образом, творчество поэта должно восприниматься читателем не только как источник духовного наслаждения, но и как действенное орудие, способное влиять на окружающих. Для реализации этой мысли Пушкиным используется ряд поэтических выражений. Их вычленение и анализ можно провести с помощью системы вопросов:

  1. Какие фрагменты текста определяют назначение творчества художника? Выпишете их? (Пробуждал чувства добрые, восславил свободу; призывал милость к падшим; веленью божию, о муза, будь послушна; обиды не страшась; не требуя венца; хвалу и клевету приемли равнодушно и т.д.).

  2. Выделите главные слова этих конструкций.

  3. Укажите морфологические признаки зависимых слов. Какая тематическая группа объединяет их?

Характеризуя эти словосочетания, необходимо подчеркнуть два важных момента: а) выбор поэтом глагольных словосочетаний, так как глагол обладает самыми богатыми валентными, т.е. сочетаемостными свойствами, и является наиболее динамичной частью речи; б) зависимые слова данных конструкций (одновременно разные по морфологической структуре) образуют тематическую группу «душевные качества человека» и подчинены главным не только структурно, но и семантически.

Взаимообусловленность плана выражения и плана содержания обнаруживается также при определении грамматических признаков глаголов (ограничимся категориями наклонения и времени). Чаще встречаются формы изъявительного («прямого») наклонения, обозначающие реальное действие, например: воздвиг, вознёсся, не зарастёт, побуждал; дважды – повелительного: не оспаривай, приемли; отсутствуют формы условного. Временная отнесённость представлена формами прошедшего и будущего времени.

Целям актуализации смысла должен служить также сравнительный анализ черновых редакций и окончательного варианта этого стихотворения. Рассмотрим несколько примеров. В первоначальной редакции А.Пушкин так формулировал свои права на бессмертие:

^ И долго буду тем любезен я народу,

Что звуки новые для песен я обрёл,

Что вслед Радищеву восславил я свободу

И милосердие воспел.

Сопоставив две редакции, мы можем отметить, что замена выражения «звуки новые» с архаическим «обрёл» правдивой и многозначительной мыслью о «чувствах добрых» глубже и проще, поскольку понятна всем без исключения. В окончательном варианте стихотворения автор убрал также ссылку на Радищева как на своего предшественника, но отнюдь не по цензурным соображениям (стихотворение вообще не предназначалось для печати). Упоминание Радищева воспринималось бы как частность, относившаяся главным образом к «Вольности», тогда как поэт ставил задачу более крупного масштаба – подведение итогов всего творчества, проникнутого духом свободы (обратите внимание на орфографическую особенность этого слова). И по этому отрезок «в мой жестокий век» звучал гораздо сильнее, поскольку давал исторический фон, в условиях которого восхваление свободы имело особенное значение. И, наконец, Пушкин уточняет мысль о «милосердии». Черновое «и милосердие воспел» в окончательной редакции приобретает дополнительный оттенок, ибо «падшие» ассоциируется с воинами, павшими в бою, а так как в предшествующем стихе говорилось о свободе, то эта фраза получает смысл «падших» в бою за свободу.

Заключительный этап работы посвящается историческому анализу. Сообщаю, в частности, что стихотворение, не опубликованное при жизни, появилось в печати лишь в 1841 году в посмертном собрании сочинений А.Пушкина, искажённое переделками В.А.Жуковского. «Александрийский столп» был заменён «Наполеоновым столпом». А четвёртая строфа приобрела следующий вид:

^ И долго буду тем народу я любезен,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что прелестью живой стихов я был полезен,

И милость к падшим призывал.

В такой редакции эта строфа и была выбита на постаменте памятника Пушкину, воздвигнутого в Москве на Тверском бульваре в 1880 году. И лишь в наше время на памятнике был восстановлен подлинный пушкинский текст.

После этого сообщения школьники сравнивают оба варианта и отвечают на вопросы: Почему В.А.Жуковский изменил пушкинский текст? Какой новый смысл он вложил в стихотворение? Почему всё-таки пушкинская строфа вернулась к нам в первоначальном варианте?

Ребята без особых затруднений отвечают на вопросы, хорошо справляются с заданиями, потому что они имеют опыт работы на подобных уроках, в основе которых интеграция русского языка и литературы.





оставить комментарий
страница1/3
Т.В. Жуковой
Дата13.08.2012
Размер0,6 Mb.
ТипМетодическое пособие, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3
средне
  1
отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх