Рабочая программа наименование дисциплины Теория литературы Направление подготовки издательское дело icon

Рабочая программа наименование дисциплины Теория литературы Направление подготовки издательское дело



Смотрите также:
Рабочая программа наименование дисциплины Теория литературы Направление подготовки издательское...
Рабочая программа наименование дисциплины Современный литературный процесс По направлению...
Рабочая программа наименование дисциплины Современный литературный процесс По направлению...
Программа наименование дисциплины теория текста (указывается наименование в соответствии с...
Программа наименование дисциплины теория текста (указывается наименование в соответствии с...
Рабочая программа дисциплины «Компьютерное обеспечениеиздательской деятельности» для студентов...
Рабочая программа наименование дисциплины История зарубежной литературы Направление подготовки...
Рабочая программа наименование дисциплины История отечественной литературы Направление...
Рабочая программа наименование дисциплины История отечественной литературы Направление...
Рабочая программа наименование дисциплины История зарубежной литературы Направление подготовки...
Рабочая программа По дисциплине «Современное отечественное и зарубежное издательское дело» По...
Рабочая программа по дисциплине дс. 01. 04 «Теория текста» По специальности 030901...



скачать
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Р

ОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ





Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕЧАТИ»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

______________Т.В. Маркелова

«_____» ___________2010

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Наименование дисциплины Теория литературы


Направление подготовки издательское дело , 030901.65 издательское дело,



Профиль подготовки __030901.65 «Издательское дело и редактирование»

Факультет издательского дела и журналистики

Кафедра истории литературы

( дипломированный специалист)

Форма обучения очная, очно-заочная, заочная


Квалификация (степень) выпускника бакалавр


Москва 2010


Разработчики:

Профессор, доктор филологических

наук,Т.Т.Давыдова.
Рецензенты:

доктор филологических наук, профессор кафедры

литературной критики факультета журналистики МГУ В.И Новиков.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры

истории литературы МГУП «_______________________»

____________ 20 г, протокол № .


Зав. кафедрой ____проф. В.А. Пронин________________/

Одобрена Советом факультета

(дата) ____________ 2010 г, протокол №


Председатель___А.А. Столяров______________ /


Индекс по учебному плану

Цикл

Компонент

Базовая часть

вариативная часть

по выбору студента




Б.3.

Б.3.2.

Гуманитарный и социальный

и экономический цикл










Математический и естественнонаучный цикл










Профессиональный цикл





+







Форма

обучения

курс

семестр

Трудоемкость дисциплины в часах

Форма

итогового

контроля

Всего часов

Аудиторных часов

Лекции

Семинарские (практически) занятия

Лабораторные занятия

Курсовая

Работа (проект)

Самостоятельная работа

Очная


5

9

70

34

34

-

-




36

Зачет 9 сем.

Очно-заочная

5

9

57

17

17



-




40

Зачет 9 сем.

Заочная


5

9

42

12

12

-

-




30

Зачет 9 сем.



1. Цели и задачи дисциплины:

владеть культурой мышления, воспринимать, обобщать, анализировать информацию (ОК-1);

- логически верно, ясно и аргументированно выражать мысли в устной и письменной форме (ОК-2);

- осознавать идейную и эстетическую значимость литературы как словесного искусства, то место, которое она занимает в ряду других видов искусства (ОК-3);

- использовать основные положения и методы смежных гуманитарных наук (лингвистики, философии, прежде всего эстетики, культурологии) при решении ряда филологических задач (ОК-4);

- знать основные виды искусства и место в их ряду литературы, тропы, стилистические (синтаксические) фигуры (ОК-5);

-знать ведущие академические школы в литературоведении, наиболее важные и актуальные мето­дологические и теоретические проблемы, идейные и эстетические течения в литературной критике, их основных представителей и их труды (ОК-6);

- использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9).


б) профессиональные (ПК):

Уметь: использовать в практической деятельности эти знания, с помощью анализа и синтеза отличать произведения разных литературных родов и жанров друг от друга, совершенные в художественном отношении тексты от несовершенных (ПК-7);

Владеть: навыками выбора авторов, произведений разных родов и жанров, стилей для составления литературно-художественных изданий, обосновывать концепцию издания (ПК-8);

- участвовать в формировании тематического плана и издательского портфеля (ПК-9);

- оценивать авторские заявки и авторские оригиналы в единстве их содержания и формы (ПК-10);

- редактировать авторские оригиналы книжных, газетно-журнальных, рекламных изданий, контент цифровых документов (ПК-11);

- совершенствовать содержание и форму литературных произведений (ПК-12);

- использовать современные достижения разных литературоведческих школ в практической издательской деятельности (ПК-13);

- представлять результаты исследования в форме рефератов, статей, рецензий (ПК-14).

Основные задачи курса:

выявить глубинную связь литературы с отечественной и зарубежной философией;

изучить основные понятия теории литературы: образность и знаковость, роды и виды (жанры) литературы, целостность литературного текста, компоненты содержания и формы произведения, системы стихосложения и размеры, типы рифмовки, изобразительно-выразительные средства (тропы), стилистические /синтаксические фигуры.


^ 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО. Дисциплина филологического модуля, раздела литературоведческих дисциплин, вариативная (общепрофессиональная) часть «ФГОС по направлению подготовки ВПО «Издательское дело». Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные в результате обучения в средней общепрофессиональной школе и в результате изучения дисциплин «История зарубежной литературы» и «История отечественной литературы» . Данная учебная дисциплина взаимосвязана с другими дисциплинами, входящими в базовую (общепрофессиональную) часть: «Современный русский язык», «Практическая и функциональная стилистика русского языка» для формирования представлений о исторических типах и стилевых разновидностях литературных текстов; «Основы редактирования» - для создания общефилологических представлений о теории и практике редактирования как о значительной области гуманитарной и культурной деятельности, о принципах редактирования произведений разных стилей и жанров; «Логика» - для знания основных законов логики, типологии умозаключений и операций доказательства и опровержения, специфики проблемы, гипотезы и теории как форм развития знания. «Теория литературы» – один из ведущих предметов филологического образования, скоординированный с русским языком, зарубежной и отечественной литературой, философией, в первую очередь, эстетикой, логикой, культурологией. Дисциплина ориентирует на все виды профессиональной редакторской деятельности: подготовку к изданию книжных, газетно-журнальных, рекламных изданий, контента цифровых документов.


^ 3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

общекультурные (ОК): - владеть культурой мышления, воспринимать, обобщать, анализировать информацию (ОК-1);

- логически верно, ясно и аргументированно выражать мысли в устной и письменной форме (ОК-2);

- иметь четкие представления о родах и видах литературы, образности, сюже­те, композиции, языке, теории стиха, уметь пользоваться научно-критической и справочной литературой, анализировать литературно-художественные произведения в единстве их составляющих — содержания (эстетического объекта) и формы (артефакта)(ОК-3);

- использовать основные положения и методы смежных гуманитарных наук (лингвистики, истории, философии, культурологии) при решении ряда филологических задач (ОК-4);

стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);

- использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9).


Профессиональные компетенции:

ПК-7 — с помощью анализа и синтеза отличать совершенные в художественном отношении тексты от несовершенных;

ПК-8 — уметь выбирать авторов, произведения для составления литературно-художественных изданий, обосновывать концепцию издания;

ПК-9 — обосновать концепцию издания;

ПК-13 — участвовать в формировании тематического плана и издательского портфеля;

ПК-14 — представлять результатыв исследования в форме рефератов, статей, рецензий;

ПК-16 — оценивать авторские заявки и авторские оригиналы;

ПК-17 — редактировать авторские оригиналы книжных, газетно-журнальных, рекламных изданий, контент цифровых документов;

ПК-18 — совершенствовать форму литературных произведений, обосновывая виды правки авторского текста.


В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: особенности содержания и поэтики литературно-художественных художественных текстов (ОК-5), (ПК-17);

основные академические школы в литературоведении, идейные течения в литературной критике (ОК-6), ( ПК-8).


Уметь: использовать в практической деятельности эти знания, с помощью анализа и синтеза отличать совершенные в художественном отношении тексты от несовершенных (ПК-7);

участвовать в формировании тематического плана и издательского портфеля (ПК-9);

- оценивать авторские заявки и авторские оригиналы (ПК-10);

- совершенствовать форму литературных произведений (ПК-12);

- использовать современные достижения литературоведения в практической издательской деятельности (ПК-13);

ПК-14 — представлять результаты исследования в форме рефератов, статей, рецензий.


Владеть навыками: выбора авторов, произведений для составления литературно-художественных изданий, обосновывать концепцию издания (ПК-8);

- обоснования концепции издания (ПК-9);

- участия в формировании тематического плана и издательского портфеля (ПК-13);

- редактирования авторских оригиналов книжных, газетно-журнальных, рекламных изданий, контента цифровых документов (ПК-17);

- представления результатов исследования в форме рефератов, статей, рецензий (ПК-14).


^ 4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы


Всего часов 70/

зачетных единиц 2

Семестры

^ Распределение часов по семестрам




1

2

3

4

5

6

7

8

9

5

6

Аудиторные занятия (всего)

34

























34

2




В том числе:





































Лекции

34


































Практические занятия (ПЗ)

-


































Семинары (С)

нет


































Лабораторные работы (ЛР)

нет


































Самостоятельная работа

36/, всего 36






















36







В том числе:


































Курсовой проект (работа)

нет




























Расчетно-графические работы

нет




























Реферат































^ Другие виды самостоятельной работы































Эссе































Тесты


































Вид промежуточной аттестации зачет -



9































Общая трудоемкость: часы/зачетные единицы

70/2

































^ 5. Содержание дисциплины

5.1 Содержание разделов дисциплины Теория литературы изучает основные внутренние закономерности искусства слова: присущие ему образность и знаковость, типы художественного обобщения, особенности содержания и формы его произведений, роды и виды (жанры) литературы, сюже­т, композицию, язык, теорию стиха. Освещаются основные тенденции литературного процесса разных историко-культурных эпох, жанровые и эстетические системы, стили.


п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

Сущность искусства

Образ и знак в художественном произведении, соотношение этих понятий. Аристотелевская теория мимесиса и теория сим­волизации. Жизнеподобный и условный типы изображения. 2 дидактич. ед.

2.

Художественная литература как вид искусства

Искусства изобразительные и экспрессивные, пространственные, временные и пространс­твенно-временные. Литература как изобразительный и временной вид ис­кусства. Лес­синг о действии ее познавательных возможностей. Соотно­шение ки­но и телевидения с литературой в художественной культуре второй половины ХХ века. 2 дидактич. ед.

3

Литературное произведение как художественное целое

Определение литературного произведения. Содержание в его соотнесении с формой. Форма произ­ве­дения как совокупность спо­собов, средств, приемов воплощения содержания. Разработка В.Гумболь­дтом, А.Потебней, Г.Винокуром понятия "внутренняя фо­рма". Художественное произведение как развернутое в мир целое. Методы анализа литера­турного произведения как худо­жественного целого. 2 дидактич. ед.

4

Роды литературы


Эпос, лирика, драма — роды художественной словесности. А.Н.Ве­селовский о происхождении поэтических родов. Различие поэти­ческих родов в "Поэтике" Аристотеля. Теория литератур­ных родов Гегеля и Белинского. Сов­ре­менная теория родов ли­тературы (К.Бюлер, В.Е.Хализев). 3 дидактич. ед.

5

Виды (жанры) литературы

Жанр как устойчивая формально-содержательная целостность. Анти­жанр в его соотношении с пародией. Межродовые формы в литературе: лирическая драма, эпичес­кая драма, лиро-эпос.

Лирика и ее жанры: ода, элегия, сатира, эпиграмма, посла­ние, стансы. Лироэпические жанры. Проблема "лирического героя".

Эпос и его жанры. Роман, его соотношение с героической эпопеей, типы и жанро­вые разновидности. Повесть как средняя эпическая форма. Рассказ как малая эпическая форма. Новелла и очерк, их отличие от рассказа. Драматический род и его жанры. Трагическое и трагедия. Аристотель о катарсисе. Гегель и современная эстетика о трагическом герое. Пантрагическое у Ф.Ницше.

Комическое и комедия. Концепция амбивалентного карнавального смеха в трудах М.М.Бахтина. Комический герой и комический гротеск. Комедия характеров. Комедия положений. Другие жанровые разновидности комедии.

Драма. Отличие драматического конфликта от трагического. Драма частной жизни в XYIII и XIX в. Новаторство драматургии ХХ в. Мелодрама и причины ее популярности. 3 дидактич. ед.

6

Фабула, сюжет композиция литературного произведения

Различные толкования терминов фабула и сюжет. А.Н.Весе­ловский и В.Я.Пропп о мотивах и сюжете. Два типа литератур­ных сюжетов. Сюжетность как существенная особенность произ­ведения эпического и драматического рода. Особый характер сюжета в лирике.

Композиция литературного произведения. Определение точки зрения. Анализ фабулы, сюжета и композиции.1 дидактич. ед.

7

Художественное время и художественное пространство в литературном произведении

Роль работ М.М.Бахтина и ученых московско-тартуской школы в исследовании проблемы. Художественное время и пространство как способы осуществления композиции литературного произве­дения. Понятие хронотопа. Универсальные пространственно-вре­менные хронотопы. 2 дидактич. ед.

8

Автор и герой в литературном произведении

Значение терминов "автор", "авторство". Роль авторской индивиду­альности в литературе XIX-XX в. Грани авторской субъективности. Свое­о­бразие выражения ее в лирике. Персонаж и его ценностная ориентация. Сознание и самосознание персонажа. Психологизм. Портрет. Формы пове­дения, диалог и монолог, пейзаж, вещная образность как средства характерообразования. 2 дидактич. ед.

9

Художественная речь

Специфика художественной речи. Поэзия и проза. Текст как понятие филологии и семиотики. Текст в постмодернистских концепциях. Типы неавторского слова: чужое слово, стилизация, пародия, сказ, реминисценция, интертекстуальность. 2 дидактич. ед.


(Содержание указывается в дидактических единицах. По усмотрению разработчиков материал может излагаться не в форме таблицы)


^ 5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми

(последующими) дисциплинами

п/п

Наименование обеспе-чиваемых (последую-щих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Современное отечественное и зарубежное издательское дело: история и культура

Сущность искусства

Художественная литература как вид искусства

Литературное произведение как художественное целое

Роды литературы


Виды (жанры) литературы

Фабула, сюжет композиция литературного произведения




Автор и герой в литературном произведении

Художественная речь

2.

Теория и методик редактирования газетных и журнальных материалов




Художественная литература как вид искусства

Литературное произведение как художественное целое

Роды литературы


Виды (жанры) литературы

Фабула, сюжет композиция литературного произведения




Автор и герой в литературном произведении

Художественная речь



































^ 5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 70 часов.



п/п

Наименование раздела дисциплины
















Всего часов




Лекции

Практ.


Лаб. раб

Сем.

СРС




1

Сущность искусства

2

-

-

-

2







2



Художественная литература в ряду искусств.

2










2







3


Художественная литература как вид искусства.

2










2







4

Литературное произведение как художественное целое.

2










2







5


Содержание и форма литературного произведения.


2










2







6

Роды литературы. Аристотель, Гегель, В.Белинский о литературных родах.

2










4







7

Виды (жанры) литературы

2










2







8

Эпические жанры.

2










2







9

Лирические жанры.

2










2







10

Основные понятия стиховедения.

2










2







11

Жанры драмы.

2










2







12

Фабула и сюжет литературного произведения.













2







13

Композиция литературного произведения и ее формы.

2










2







14

Художественное время и художественное пространство в литературном произведении. М.Бахтин и Ю.Лотман о художественном времени и пространстве.

2










2





































15

Автор и герой в литературном произведении.

2










2







16

Художественная речь.

2











2







17

Обзор теоретико-литературных материалов в периодике.

2











2
















Итого:

34







36

70




Экзамен:

9

Всего:

70/2 зач. ед.


^ 6. Лабораторный практикум

Не предусмотрен.

7. Практические занятия (семинары)

Не предусмотрены.

8. Примерная тематика курсовых работ (проектов)

  1. Выполнение курсовых работ не предусмотрено. Возможные темы рефератов:

1.Теория литературных родов Аристотеля, Шеллинга, Гегеля и В.Белинского.

  1. Произведение как художественное целое.

  2. Межродовые и универсальные литературные формы.

  3. Утопия и антиутопия — мировоззренческие и художественные формы.

  4. Лирический род и его художественное своеобразие.

  5. Лирическое и эпическое в жанре поэмы.

  6. Эпос как литературный род.

  7. Жанры и жанровые модификации.

  8. Эволюция баллады в западноевропейской и русской поэзии.

  9. Эпопея и роман как эпические жанры. Теория романа в трудах В.Белинского и М.Бахтина.

  10. Драма как литературный род. Жанры драмы.

  11. Жанры элегии и оды в аспекте исторической поэтики.

  12. Автор и герой в литературном произведении.

  13. Формалисты о содержании и форме.

  14. Текст и интертекст — сходство и отличие.

  15. Символ в романтизме, реализме, модернизме. А.Лосев о проблеме символа в искусстве.

  16. Семиотическая методология литературоведческих исследований.

  17. В чем смысл работы В. Шкловского «Искусство как прием»?

  18. Теория пародии в трудах Ю.Н. Тынянова.

  19. Жанровая система немецкой и русской романтической лирики.

  20. Художественный вымысел и документ в литературе XX-XXI веков.

  21. Прототип — герой — персонаж.

23.Русская фантастика на перекрестье эпох и культур.


^ 9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература__

1. Давыдова Т.Т., Пронин В.А. Теория литературы. М., 2003.

2. Пронин В.А. Теория литературных жанров. М., 1999.

3. Тюпа В.И. Анализ художественного текста. М., 2006.

4. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 2007.


б) дополнительная литература

Аристотель. Поэтика // Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1984. Т.4. С.645-680.

Белинский В. Г. Герой нашего времени, сочинение М. Лермонтова; Стихотворения М. Лермонтова // Белинский В. Г. Собр. соч.: В 9 т. М., 1979. Т. 4. С. 479–547.

Белинский В. Г. О русской повести и повестях Гоголя // Белинский В. Г. Собр. соч.: В 9 т. М., 1976. Т. 1. С. 259–307.

Белинский В. Г. Разделение поэзии на роды и виды // Белинский В. Г. Избр. соч. М.-Л.,1949.

Белинский В.Г. Стихотворения Баратынского // Белинский В.Г. Полн. собр. соч.: В 13 т. М., 1955. Т.6. С.479.

Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. Т.1, 3. М., 1968-1971.

Теория литературы: Роды и жанры (основные проблемы в историческом освещении). М., 2003. Т.3.С.11-32.

Гиршман М.М. Литературное произведение: Теория и практика анализа. М., 1991. С.13-92.

Драма и театр. II. Сб. научных трудов. Тверь, 2001.

Теоретическая поэтика: Понятия и определения: Хрестоматия для студентов / Автор-составитель Н. Тамарченко. М., 2001.

Шеллинг Ф. Философия искусства. Спб., 1996.

Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека // Шиллер Ф. Собрание сочинений: В 7 т. М ., 1957. Т.6. С.325-326.

в) справочная литература

Ильин И.П. Постмодернизм: Словарь терминов. М.: Интрада, 2001.

Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001.

Литературный словарь. М., 2007.

Пави П. Словарь театра. М., 2003.

Поэтика: слов. актуал. терминов и понятий / [гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко]. М., 2008.

Поэтический словарь. М., 2008.

Руднев В.П. Энциклопедический словарь культуры XX века: Ключевые понятия и тексты. М.: Аграф, 2001.

в) программное обеспечение_

М. Л. ГАСПАРОВ. Столетие как мера, или Классика на фоне современности // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nlo/2003/62/

Герменевтика // Материал из Википедии — свободной энциклопедии // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Герменевтика

ВИКТОР ЖИВОВ. Московско-тартуская семиотика: ее достижения и ее ограничения // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nlo/2009/98/zh5-pr.html

В.В. Кожинов. Понимание трагедии и разрушенное сознание // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kozhinov.voskres.ru/articles/traged.htm

Ян Мукаржовский. К вопросу об эстетике кино. Пер. с чешского В.А. Каменской // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://philologos.narod.ru/texts/mukar1.htm

Александр Эткинд. Новый историзм, русская версия // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://magazine/nlo/n47/sod.htm

Интернет-ресурсы.

^ 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

  • _____ Проектор для показа электронных презентаций

  • Ноутбук для показа презентаций и выхода в Интернет

  • Выход в Интернет

Компьютерные презентации (наборы слайдов) по следующим разделам и темам: Электронный банк данных тестов


^ 11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Данная дисциплина входит в модуль «Профессионально-издательский 1» и «Профессионально-издательский 2». В лекционном курсе используется традиционная академическая методика, подчиненная строгому логическому принципу, и мастер-классы для будущих специалистов по издательскому делу (встречи с современными прозаиками, поэтами), технические средства обучения: просмотр фрагментов кинофильмов, представляющих собой экранизации классических литературных произведений, опер, балетов (тема «Литература в ряду искусств. Изобразительные и временные виды искусства»); прослушивание романсов, написанных на произведения лирики (тема «Литературное произведение как художественное целое»). Удельный вес занятий, на которых используются ТСО, определяется особенностью контингента обучающихся – будущих редакторов – и содержанием дисциплины теории литературы. В целом в учебном процессе они составляют не менее 30% аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 70% аудиторных занятий. В качестве оценочных средств текущего контроля за успеваемостью целесообразно использовать рефераты и электронные презентации по отдельным темам программы, а для промежуточной аттестации – тесты по дисциплине. Основной формой итогового контроля образовательных результатов по всему курсу дисциплины предусматривается зачет.

^ Формы самостоятельной работы и темы рефератов, контрольных работ и презентаций.


Реферат,

По литературно-критическим статьям и теоретическим трудам Аристотеля, Ф. Шиллера, Ф.Шеллинга, Ф. Гегеля, В. Белинского, Н. Чернышевского, А. Дружинина, Д. Писарева, Н. Некрасова, В. Боткина, Л. Выготского и др.

контрольная письменная работа:

  1. традиционная;



2.презентация, вид творческой работы, выполненной на компьютере с использованием программы «Power Point»



1. «Гротеск, оксюморон, каламбур, гипербола в эпиграммах Д.Д.Минаева, Саши Черного, С.Я.Маршака», «Своеобразие фантастического в повести «Собачье сердце» М. Булгакова», «Сопоставительный анализ переводов В.А. Жуковского стихотворения Т. Грея “Сельское кладбище” и баллады Гёте «Лесной царь»», «Анализ элегии по выбору студента из «панаевского цикла» Н. Некрасова», «Пейзаж и его художественная функция в «Слове о полку Игореве»».

2. «Нарисуйте схему разделения литературы на роды и виды на примере произведений А. Пушкина», «Подберите суждения поэтов о сущности лирики», «В чем состоит суть теории трагедии у Ф. Ницше?», «Жанровые признаки утопии и антиутопии».

3. «Современное бытование жанра оды в рекламе», «Найдите в русской поэзии стихотворения в жанре стансов, названия которых не обозначены как стансы», «Выделите в «Записках охотника» И.С. Тургенева произведения, которые ближе к рассказам и которые — к очеркам», «Рождественский и пасхальный рассказ в прозе А.Чехова и Л. Андреева» и др.

2. Тропы

(метафора и ее виды, сравнение,

  • Эпитет, метонимия и синекдоха, перифраз, гипербола, литота, инверсия, оксюморон,антитеза).

  • Стилистические фигуры (повтор и его виды, анафора и эпифора; бессоюзие и многосоюзие; риторические вопросы, восклицания и обращения).

  • Звукопись (аллитерация и ассонанс).

доклад по литературному жанру, содержанию и форме

«Элегия в зарубежной лирике», «Элегия в русской лирике (В. Жуковский, К. Батюшков, А. Пушкин)», «Сонет и его разновидности», «Жанр сонета в лирике Петрарки и У. Шекспира», «Баллада и ее исторические формы», «Французская баллада (Ф. Вийон)», «Народная баллада и ее рецепция в поэзии Гёте, В. Жуковского, А. Пушкина, М. Лермонтова», «Лирический цикл как художественное целое (на примере «денисьевского цикла» Ф. Тютчева)», «Русская классическая повесть. Жанрово-стилевое своеобразие повестей Н. Гоголя», «Рассказ и новелла как малые эпические формы. Поэтика новеллы на примере «Легкого дыхания» И. Бунина», «Сюжет и композиция», «Фабула и сюжет» и др.

рецензия

на произведение классика или современного автора («Диалог через века или плагиат? По поводу стихотворений А. Пушкина «Я вас любил, любовь еще, быть может…» и И. Бродского ««Я вас любил, любовь еще, возможно…»») и др.

обзор теоретико-литературных материалов журнала

«Вопросы литературы», «Новое литературное обозрение», «Литературная учеба», «Русская словесность» и т.д.



^ Вопросы для зачета

Образ и знак в художественном произведении, соотношение этих понятий.

Конфликт и образы героев в трагедии.

Аристотелевская теория мимесиса и теория символизации.

Понятие об архетипе.

Жизнеподобный и условный типы изображения.

Роды и жанры произведений А.С. Пушкина.

Художественная фантастика и ее разновидности.

Понятие о сюжете и композиции.

Место литературы в ряду искусств.

Рифма и ее разновидности.

Соотношение кино и телевидения с литературой в художественной культуре второй половины ХХ-XXI вв.

Поэтика народной и литературной сказки .

Литературное произведение как развернутое в мир целое.

Жанровая эволюция эпиграммы и эпитафии.

Содержание и форма литературного произведения.

Целостный анализ стихотворения (по выбору экзаменующегося).

Роды художественной литературы. Теория литературных родов Аристотеля.

Жанр элегии: генезис, эволюция.

Виды искусства пространственные и временные.

Сравнение, метафора, олицетворение.

Теория литературных родов Гегеля и В.Белинского.

Лирический цикл как художественное целое.

Межродовые и универсальные литературные формы.

Трагедия как жанр. Понятие катарсиса.

Виды и жанры литературы.

Комедия характеров и положений.

Словесная живопись и музыка в лирике.

Утопия и антиутопия — мировоззренческие и художественные формы.

Лирический род.

Жанр поэмы.

Эпос как литературный род.

Стансы и сонет.

Жанры и жанровые модификации.

Эволюция баллады.

Трехсложные размеры.

Эпопея и роман как эпические жанры.

Двусложные размеры.

Жанровые особенности повести.

Герой, персонаж, рассказчик.

Новелла и рассказ.

Драма как литературный род.

Белинский об эпопее и романе.

Трагическое и трагедия.

Белый стих и верлибр.

Комическое и комедия.

Жанр оды в аспекте исторической поэтики.

Пейзаж в литературе.

Драма как жанр.

Понятие лирического героя.

Эпитет, гипербола.

Очерк и эссе.

Жанровое своеобразие притчи.

Период как стилистическая фигура.

Основные системы стихосложения.

В. Белинский о трагедии.

Силлабическая система стихосложения.

Метонимия и синекдоха.

Силлабо-тоническая система стихосложения.

Символ и его содержательное своеобразие.

Концепция родов и жанров В. Белинского (статья «Разделении поэзии на роды и виды»).

Стилистические фигуры (анафора, эпифора).

Л. Выготский о корреляции содержания и формы в литературном произведении.


Протокол

согласования рабочей программы с другими дисциплинами специальности на 20 /20 учебный год



Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину

Кафедра

Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения и т.д.

Принятое решение

(протокол N°. дата) кафедрой, разработавшей программу

1

2

3

4































































































































































^ Дополнения и изменения в рабочей программе

на 20 / 20 учебный год


В рабочую программу вносятся следующие изменения:


____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании


кафедры « »______ __________________________ 20 г, протокол № .

Заведующий кафедрой __истории литературы_____________________________________________________


____Проф. В.А. Пронин________________/ /


Внесенные изменения утверждаю


Проректор по учебной работе


_______________Т.В. Маркелова


«_____»___________201 г.




Скачать 368,16 Kb.
оставить комментарий
Дата13.08.2012
Размер368,16 Kb.
ТипРабочая программа, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх