Н. В. Ковтун культурология. История мировой художественной культуры icon

Н. В. Ковтун культурология. История мировой художественной культуры


Смотрите также:
Учебно-методическое пособие для студентов очно-заочной и заочной форм обучения  ...
Программа курса «культурология»...
Учебники и учебные пособия Африка. Энциклопедический справочник. М., 1986. В 2 томах...
Учебники и учебные пособия Африка. Энциклопедический справочник. М., 1986. В 2 томах...
Рабочая программа по курсу «культурология» Направление: 521500 «Лингвистика»...
Учебного курса «Медиаобразование в системе работы учителя мировой художественной культуры» ( для...
4 Культурология как наука. Определение понятия «культурология». Основные разделы культурологии...
Программа вступительного испытания по предмету культурология для поступающих на основные...
Методика преподавания мировой художественной культуры в школе...
Литература к курсу «Культурология»...
Методика преподавания мировой художественной культуры Первое полугодие учебного года Объем: 36...
Положение о Московском городском конкурсе проектов по «Мировой художественной культуре»...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8
скачать
Министерство образования Российской Федерации


КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


Н. В. Ковтун


КУЛЬТУРОЛОГИЯ.

ИСТОРИЯ МИРОВОЙ

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ


Рекомендовано Сибирским региональным учебно-методическим центром

высшего профессионального образования

в качестве учебного пособия


Красноярск 2000


ВВЕДЕНИЕ

Курс "Культурология. История мировой культуры" является составной частью гуманитарного образования в техническом вузе. Он охватывает важнейшие вопросы истории и теории мировой и отечественной культуры.

Цель курса – углубить и развить представления студентов-заочников об общечеловеческих ценностях; вычленить и предложить для дальнейшего анализа (в контрольных работах) идеи, которые во все времена воспринимались как "вечные".

Задачи курса:

охарактеризовать фундаментальные понятия теории культуры (её сущность, функции, структуру, динамику культурного процесса, детерминанты культуры, внутреннюю закономерность её развития);

получить представление об основных ценностях различных культур, знать их формы и типы;

изучить объяснить историю культуры России, ее роль и место в системе мировой культуры;

научиться оценивать культурные достижения определенного народа, исходя из самобытности его становления и развития.

Включение того или иного материала в курс продиктовано не только его важностью в истории развития мировой художественной мысли, но и его оригинальностью, новизной взглядов, трактовок, современными социально-культурными потребностями.

Для того чтобы сделать самостоятельную работу студентов по изучению курса ещё более интересной, перспективной, в данное пособие введена специальная глава "Литература для дискуссий", где представлены издания, вызывающие неоднозначную оценку в современном научном мире, дающие обучающимся возможность творческого осмысления новых художественных теорий, сопоставление их с уже существующими с целью выявления совпадений и отличительных особенностей различных подходов к изучению культуры.

Студент-заочник, завершивший изучение курса "Культурология. История мировой культуры", должен:

знать место культурологии в системе гуманитарных дисциплин;

иметь представление об основных современных культурологических школах, направлениях и теориях;

понимать и уметь объяснить феномен культуры и цивилизации;

знать формы культур и цивилизаций, основные культурно-исторические центры и регионы мира, историю и закономерности их функционирования и развития;

знать историю культуры России, понимать и уметь объяснить её место в системе мировой культуры.

Студент-заочник должен демонстрировать владение научным материалом при устной защите своей контрольной работы, подготовиться к которой ему помогут вопросы и задания, приведённые в конце каждого тематического раздела. Если обучающийся выбирает для контрольного задания тему из главы "Культура и искусство Рима", то, соответственно, он готовится по вопросам, приведённым в указанном параграфе.

Главы настоящего учебного пособия соответствуют разделам изучаемого курса.

Каждая глава имеет следующую структуру:

1. Содержание темы.

2. Рабочие определения и понятия.

3. Темы контрольных работ.

4. Контрольные вопросы и задания.

5. Список рекомендуемой литературы.


^

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА




Работа над научным сочинением (реферат – для студентов очной формы обучения и контрольная работа – для студентов заочной формы обучения) является способом приобщения студентов к самостоятельному изучению тех или иных аспектов знания, а также средством пробуждения и актуализации творческого потенциала личности. Глубокие и прочные знания возможны лишь при условии, что студент не ограничивается учебными пособиями, но самостоятельно изучает программный материал, работает с художественной литературой, первоисточниками.

Задачи написания контрольной работы:

1. Научиться правильно ставить, формулировать исследовательскую проблему на основе прочитанных научных, художественных и публицистических работ.

2. Уметь логично и грамотно излагать изученный материал.

3. Упорядочить понятийный аппарат, концепции и терминологии разных авторов, занимающихся вопросами истории и теории культуры.

4. Освоить приёмы анализа критической литературы, научиться делать самостоятельные наблюдения и выводы в процессе её исследования.

5. Использовать изученный материал в дальнейшей научной, профессиональной работе. Выводы, сделанные в тексте, должны быть верно изложены при его устной защите преподавателю.

Контрольная работа, которую выполняет студент-заочник носит, как правило, обзорный характер. Но её нельзя считать компилятивным сочинением и исполнять таким образом. Обзоры как жанр научного сочинения имеют значительный престиж в современной науке. Полный и интересный обзор по той или иной проблеме свидетельствует о глубине изучения темы автором и наличии у него своей позиции по обсуждаемым вопросам.

Для обучающихся в техническом вузе научные сочинения по гуманитарной проблематике представляют особую сложность. Выполнить эту работу успешно можно лишь при условии знания художественных, публицистических текстов, а также специальной литературы.

Контрольная работа – итог самостоятельной работы студента за семестр или целый учебный год.

Подготовленный и правильно оформленный научный текст должен быть своевременно выслан для проверки.

Научное сочинение анализируется преподавателями кафедры "Этики, эстетики и культуры", которые ставят на работе резолюцию "к зачёту", "незачёт", "к устному собеседованию". В первом случае работа считается зачтённой и, после собеседования, студент получает отметку в зачётной книжке. Во втором случае обучающийся обязан переделать работу с учётом всех указанных ему в резолюции замечаний. В третьем случае студент может, не переделывая работу, устно ответить на вопросы преподавателя. Если ответ удовлетворительный, студент получает зачёт. При неудовлетворительном ответе – переделывает работу или меняет тему и выполняет работу заново.


^

Выбор темы контрольной работы




1. Тему контрольной работы обучающийся избирает в начале семестра. В дальнейшем она может быть частично изменена, в неё могут вноситься уточнения, но замена нежелательна.

2. При выборе темы следует пользоваться списком тем, предложенных в данном пособии. Однако студент может выбрать тему самостоятельно, предварительно согласовав её с преподавателем.

3. Тема, избранная студентом, должна быть соотнесена с его личными увлечениями в области художественного искусства, профессиональными интересоми.

Темы контрольных работ могут сочетать узкоспециальные, технические вопросы с этической проблематикой. Это касается области дизайна, психологии производства, рекламы, истории научных открытий.

4. Тема будущей работы может быть выбрана при анализе вопросов к лекциям, указанных в методической литературе по отдельным гуманитарным дисциплинам.

5. Обычно название работы именует объект наблюдения или некоторые его аспекты, например "Художники раннего Возрождения ", "Мой любимый поэт серебряного века ".

Название сообщает только о том, над чем работает студент. Суть контрольной работы заключается в постановке серии вопросов по отношению к объекту и ответов на них. Объект чаще всего выбирает сам автор, а вопросы могут формулироваться с помощью научного руководителя. Поэтому важно обсудить с преподавателем замысел будущей работы как можно раньше и тщательнее.

6. Выбирая тему, студент должен представлять перспективу её анализа. Проблема, затронутая в контрольной работе, может быть исследована под углом разного рода знаний.


^

Составление списка литературы




1. Необходимым условием успешной работы над контрольной работой является изучение состояния интересующего вопроса в науке. Грамотный и подробный анализ работы предшественников позволит избежать ситуации "изобретения велосипеда" и выработать свою точку зрения по исследуемой проблеме.

2. Для того чтобы определить круг литературы, с которой нужно ознакомиться, студент должен обратиться к каталогу библиотек, библиографическим словарям, справочникам, библиографическим сноскам в энциклопедиях.

3. Подготовка работы требует от студента освоения комплекса исследовательских приёмов. В этом поможет специальная литература:

Берков П. Н. Введение в технику литературного исследования. Источниковедение. Библиография. Разыскания. Л., 1955;

Гецов Г. Г. Работа с книгой: рациональные приёмы. М., 1984. С. 120.

Федотов В. В. Техника и организация умственного труда. Минск., 1983. С. 144.

4. Умение работать с библиографией – один из основных навыков не только исследователя, но и всякого современного грамотного человека. Студенту нужно знать о существовании специальных библиографических изданий.

5. При составлении библиографии вопроса особое внимание следует уделять работам монографического плана, дающим исчерпывающую характеристику состояния изучаемого вопроса в современной науке. Кроме того, такие работы сопровождаются солидной списком литературы, на которую студент может ссылаться в своём научном сочинении.

6. Студент может использовать в работе над собственным текстом не только отечественные, но и зарубежные исследования, что придаст его труду широту и авторитетность.

7. Важно, чтобы подбор библиографии носил не "буквалистический" характер, а выполнялся перспективно, с учётом анализа смежных проблем, чтобы автор представлял возможность вариации и расширения темы.

8. При необходимости требуемую книгу можно заказать по межбиблиотечному абонементу (МБА), получить ксерокопию.

9. По вопросам редактировки библиографического списка студент может консультироваться с преподавателем, обращаться в справочный и библиографический отделы библиотеки Красноярского государственного технического университета, пользоваться методическими фондами кабинета общественных наук.


^

Работа над литературой




1. Чтобы контрольная работа была убедительной и точной, студент должен обосновать свои суждения, апеллируя к выводам предшествующих исследователей. Поэтому в процессе работы над отобранной литературой студент должен делать заметки, выписки, а затем в собственном тексте давать точные ссылки на источники.

2. В зависимости от целей контрольной работы конспекты специальной литературы могут быть в разной степени обстоятельны, носить последовательный или выборочный характер. Нет необходимости конспектировать все научные труды, к которым прибегает автор контрольной работы. Только ключевые исследования конспектируются подробно.

3. При составлении конспекта студент должен всегда помнить о цели своей работы. Записывать нужно не всё подряд, не всё, что интересно, а только то, что соответствует избранной теме, что необходимо использовать в научном тексте.

4. Делая выписки из статей, рецензий, материалов дискуссий, публикуемых в периодических изданиях, следует иметь в виду их часто откровенно полемический характер. Этот материал необходимо анализировать под углом собственной точки зрения.

5. При ознакомлении с литературой студент может столкнуться с определёнными сложностями понимания текста. Для их устранения нужно использовать различные справочники, толковые и энциклопедические словари, специальные словари, например: "Словарь языка Пушкина", "Русский словарь языкового расширения" (составил А. И. Солженицын) или "Словарь лексических трудностей художественной литературы".


^

Структура контрольной работы




Контрольная работа состоит из следующих частей:

развёрнутый план, содержащий основные пункты, параграфы или части исследования в определённой последовательности их изложения. Он должен составляться с особой тщательностью и давать представление о главных вопросах, проблемах научного труда;

введение, в котором характеризуется объект, формулируются вопросы к нему, ставится цель исследования, кратко и под углом зрения автора контрольной работы излагается то, что известно об объекте; иначе говоря, из введения должно быть ясно, что в поставленной задаче "дано" и что "требуется доказать";

основная часть, где в соответствии с логикой сформулированных вопросов излагаются факты, наблюдения и рассуждения авторов, аргументация и полемика;

заключение – краткое изложение результатов работы, выводы;

литература – список научных работ и источников материала в соответствии с правилами библиографического описания.

Кроме того, в работе желательно иметь приложение (например словарь терминов и понятий, иллюстрации, рисунки, свод текстов). Содержание приложения, с одной стороны, часто помогает самому студенту при защите контрольной работы на зачёте, с другой – составляет один из результатов исследования, позволяет лучше оценить объект и работу автора над ним.

Минимальный объём контрольной работы – 15 страниц рукописного текста. Если научное сочинение составлено с использованием клишированного материала (готовые "дискетные" тексты), то оно не может быть проверено и зачтено без присутствия автора, который должен ответить на все дополнительные вопросы преподавателя по указанной теме. В случае недостаточной подготовки студенту может быть предложено переписать или дополнить работу с использованием новых источников.


^

Порядок выполнения контрольной работы




План контрольной работы


1. Работа над научным текстом начинается с составления плана. План должен носить рабочий, а не формальный характер и составляться в определённой последовательности. Определяются:

а) цель научного сочинения;

б) задачи, которые ставит перед собой исследователь;

в) основные наблюдения, размышления по данному вопросу и их аргументация;

г) выводы, к которым пришел автор; их научный и практический смысл.

2. План в процессе исследования необходимо корректировать. По мере изучения нового материала студент вносит новые пункты, расширяет и конкретизирует уже имеющиеся. Рабочий вариант плана не обязательно должен быть литературно оформлен, главное, чтобы он был реальным, структурным ориентиром в работе над текстом.

3. Окончательный вариант плана может обсуждаться с преподавателем, который поможет уточнить его или просто верно сформулировать.

4. Контрольная работа обычно структурируется по разделам, главам, которые автор может озаглавить.


^

Основная часть контрольной работы




После написания и обсуждения плана научного сочинения с преподавателем студент приступает к работе над текстом, которая имеет несколько этапов.

На первом – предварительном – этапе в процессе изучения литературы складывается определённый взгляд на предмет исследования. В ходе анализа, размышлений студент уточняет свои наблюдения, корректирует их и в результате утверждает свой взгляд на изучаемый вопрос.

На втором этапе, после обоснования своего взгляда на предмет исследования, автор приступает к написанию первого, чернового варианта текста.

Следующий этап – редактирование написанного. Замечания фиксируются, текст окончательно структурируется, выстраивается по разделам. Правка осуществляется в несколько приёмов:

отрабатывается последовательность изложения материала, чтобы избежать ненужных повторов, алогизмов (аргументы должны следовать за положениями, выводы за аргументами);

производится литературная правка текста, исправление грамматических ошибок;

черновой вариант текста можно обсудить с преподавателем в дни консультаций;

после того, как все замечания учтены и сделаны необходимые исправления, можно оформлять окончательный вариант контрольной работы. Чистовой вариант должен соответствовать существующим стандартам.


^

Оформление контрольной работы




Страницы с большим количеством ошибок следует переписать.

К оформлению предъявляются следующие требования:

текст контрольной работы представляется в одном экземпляре, аккуратно переписанный одноцветными чернилами или напечатанный на одной стороне листа стандартной белой бумаги, скреплённый с левой стороны и помещенный в обложку; рукописный вариант работы можно оформить в обычной школьной тетради;

титульный лист оформляется по установленному образцу: указывается фамилия, инициалы, шифр студенческого билета, домашний адрес. На первой странице должен быть написан номер контрольной работы, она должна быть заверена печатью деканата заочного отделения;

нумерация страниц должна быть сквозной (последовательной); номер страницы (кроме титульного листа) ставится на верхнем поле посередине (-2-, -3- );

план может помещаться как в конце работы, так и в самом начале, после титульного листа;

следует помнить, что цитаты и переданные своими словами мысли других авторов должны быть верно оформлены и иметь ссылки на источники. Прямое заимствование без указания источника недопустимо;

объём контрольной работы зависит от темы и индивидуальных особенностей автора. Если содержание исследования, его объём и оформление библиографии (куда необходимо включать работы монографического типа) научно убедительны и не вызывают замечаний преподавателя, последний может освободить студента от подробной защиты контрольной работы на зачёте.


^

Оформление библиографии




Справочный аппарат научной работы состоит из библиографического списка и библиографических ссылок. Библиографический список всегда помещается в конце сочинения и озаглавливается "Литература". Студентам рекомендуется алфавитный или систематический порядок группировки литературы.

^

Элементы библиографического описания



Библиографическое описание состоит из заголовка описания (сведения об авторе или авторах) и текста описания. Полное библиографическое описание включает семь элементов:

1) заглавие и сведения об авторстве;

2) издание;

3) выходные данные;

4) количественная характеристика;

5) серия;

6) примечания;

7) международный стандартный книжный номер, переплёт, цена и тираж.

Элементы 5 – 7 факультативны и обычно в библиографических списках не приводятся.


^

Описание книг




1. Заголовок описания включает сведения об авторах или составителях. Книги одного, двух или трёх авторов описываются под их фамилиями в той очерёдности, в какой они значатся на титульном листе. Инициалы следуют после фамилии автора, фамилии отделяются друг от друга запятыми.

2..Заглавие и сведения об авторстве: заглавие в описании точно повторяет название книги. Основное заглавие отделяется от подзаголовка двоеточием. Если книга имеет более трёх авторов, её описание начинается с заглавия.

Приведение списка авторов факультативно, однако обязательно упоминание редактора коллективного труда.

3. Область издания – это сведения о повторности издания и его характеристика (исправленное, дополненное, стереотипное и т. п ).

Например: 2-е изд., перераб. и доп.

4. Выходные данные обычно включают место и год издания. Город, в котором издана книга, пишется полностью (сокращаются только М. – Москва, Л. – Ленинград, Пг. – Петроград, СПб – Санкт-Петербург, Ростов н/Д – Ростов-на-Дону). Если книга вышла в двух городах, то последние перечисляются через точку с запятой. За сведениями об издательстве указывается год издания арабскими цифрами (слово "год" и буква "г" не пишутся).

5. В количественной характеристике приводятся только сведения о количестве страниц. В библиографических списках области издания , выходных данных и количественной характеристики отделяются друг от друга точкой.

Пример: Булгаков М. А. Жизнь г-на де Мольера. М., 1980. С. 175.


^

Описание статей




При описании статьи из сборника перед сведениями об издании, в котором помещена статья, ставятся две косые черты (//), приводится фамилия автора (авторов), если сборник авторский, а также название сборника, характеристика издания, место и год выхода.

Пример: Давыдов Ю. Н. Этическое измерение памяти // Этическая мысль: Научно-публицистическое чтение. М., 1990. С. 165 – 197.

При описании статьи из журнала или сериального издания в сведениях об издании приводятся название органа (без кавычек; названия могут быть сокращены в соответствии с ГОСТ 7. 12 – 77), год, том, выпуск или номер, название серии, если таковая имеется, а также относящиеся к серии данные, все эти данные отделяются друг от друга точкой.

Пример: Мережковский Д. М. Ю Лермонтов. Поэт сверхчеловечества // Вопросы литературы. 1989. № 10. С. 123.

Если статья публиковалась в нескольких номерах издания, то указываются номера изданий и страницы через точку с запятой. При описании статьи из газеты приводятся название органа (без кавычек), год и число. Номер не указывается; если газета имеет более 6 полос, то указывается и страница, на которой помещена статья.

Пример: Крюк. А. У памяти нет границ // Сибирская газета. 1998. 15 – 21 мая. С. 25.

В известной степени контрольная работа может стать заявкой начинающего учёного. Успешная работа над первым научным сочинением свидетельствует о личной и профессиональной зрелости студента. Научная убедительность и грамотность выполнения исследования во многом определяют уровень знаний автора, его научный престиж в глазах сокурсников и педагогов.


Программа курса


Глава 1. Понятие, законы, сущность культуры


1. Многозначность понятия культуры.

2. Предмет и задачи культурологии.

3. Философский, гуманитарный и социологический переходы к изучению культуры.

4. Основные функции культуры.

5. Законы развития культуры.

6. Типология и история культуры. Структурно-типологический метод изучения явлений культуры.

7. Взгляды и концепции развития культуры от античности до наших дней.

8. Достижения и критика психоаналитической концепции культуры. Соотношение рационального и иррационального в духовных процессах (З. Фрейд, К. Юнг)

9. «Трагедия культуры» в XX столетии.

10. Культура и цивилизация.


В связи с тем что понятия "культура", "цивилизация", "артефакт", "образ жизни", "ценности культуры", "культурная норма", "традиция", "модернизация", "ядро культуры", "архетип", "менталитет" имеют основополагающее значение для курса "Культурология. История мировой культуры", введём их рабочие определения и раскроем содержание.

Культура – совокупность духовных и материальных ценностей, деятельность по их созданию, распространению и освоению. Культуру как целостную систему изучает культурология. Несмотря на то что культура стала предметом познания с момента возникновения философии, становление культурологии как специальной сферы гуманитарного знания относится к Новому времени и связано с философскими концепциями Дж. Вико (1668-1744), Г. Гердера (1744 – 1803), Г. В. Ф. Гегеля (1770 – 1831).

Культура как система имеет структуру, общие закономерности развития и функционирования, обладает типологическими особенностями и спецификой. Культурные процессы протекают в основных сферах жизнедеятельности человека – материальной и духовной.

В мировой культурологической мысли сформировались различные школы, направления, рассматривающие происхождение, сущность, содержание понятия "культура". К изучению культуры подходят с различных точек зрения и методов: история культуры, теория культуры, взаимовлияние культур.

Задачи истории культуры: изучение её развития как динамического процесса, в ходе которого происходят изменения качественных состояний в различных областях человеческой деятельности (материальной, социальной, политической, духовной), вырабатываются новые социокультурные нормы и ценности. Существует несколько подходов к периодизации культурно-исторического процесса: хронологический, формационный, художественно-стилевой и др. Культурно-историческое развитие предполагает последовательный анализ смены периодов: древнейшего (первобытная культура, древнейшие цивилизации: Древняя Месопотамия, Древний Египет, Древняя Индия, Древний Китай); древнего (Античность); средних веков, нового и новейшего времени.

Культурология нацелена на постижение сущностных сторон культуры. Она располагает своим научным категориальным аппаратом, т. е. основными, базовыми понятиями, которые раскрывают содержательные характеристики и специфические особенности культурных процессов, явлений культуры.

Базовые понятия культурологии – это характеристики структуры и закономерностей культурного процесса: "культура", "цивилизация", "культурные ценности", "культурные явления", "субъект культуры", "традиции и новации в культуре", "культурное наследие", "типы культуры". В понятийный аппарат культурологии входят категории, раскрывающие проблемы взаимодействия культур и других социальных явлений: "культура и природа", "культура и общество", "культура и цивилизация", "динамика культуры".

На протяжении долгого времени понятия "культура" и "цивилизация" рассматривались как синонимические, но реальность ХХ века заставила оценить их соотношение по-новому. О. Шпенглер считал цивилизацию выражением культуры и выделял несколько принципиальных отличий первой от второй: культура – живое творчество; цивилизация – мумифицированная культура; культура религиозна, цивилизация не связана с религиозным поклонением и культом; культура национальна, а цивилизация – суть мировой город, где господствует "городская масса". Подобный взгляд на культуру и цивилизацию разделял и русский религиозный философ начала века Н. А. Бердяев.

Существует и другая точка зрения на проблему взаимосвязи культуры и цивилизации, утверждающая, что цивилизация существует, формируется наряду с культурой. В общем смысле цивилизация означает определённый уровень материальной и духовной культуры.

Цивилизация – качественное своеобразие материальной, духовной, социальной жизни того или иного народа, группы народов, стран на определённом этапе развития; особый, исторически сложившийся способ существования крупной социальной общности людей, специфическая форма её самоорганизации и регулирования процессов коллективной жизнедеятельности.

Специфическим термином собственно культурологического знания является понятие "артефакт", которое означает любой искусственно созданный объект, имеющий как определённые физические характеристики, так и знаковое или символическое содержание. Артефакт – это элементарная единица культуры, созданная человеком в области материальной или духовной жизни: предметы и вещи, техника и орудия труда, одежда, жилище, дороги, а также научные теории и суеверия, произведения искусства и фольклор.

Большое значение для понимания проблем культуры имеет понятие "образа жизни", в котором раскрывается содержательная характеристика типичной жизнедеятельности больших групп людей или целых сообществ. Определённым типам культуры соответствует и определённый образ жизни.

Наиболее распространённый культурологический термин – символ, т. е. условный культурный опознавательный знак для членов определённого общества или конкретной социальной группы. Символами культуры народа могут выступать практически любые предметы и вещи, природные процессы и явления. Наиболее распространёнными всеобщими символами являются деньги, язык, религиозные образы и знаки.

^ Ценности культуры определяют должное поведение и образ жизни людей в системе культуры данного общества. В разных культурах и в разные исторические эпохи на первый план выходят разные ценности. В любой культуре существует множество ценностей. Каждый человек или группа людей связывают себя с определённой культурой. Субъективное представление общества о самом себе, особенности своей судьбы, исторической "миссии", отождествление с определённой культурой получило название культурной идентичности.

С системой ценностей связано понятие культурной нормы, которая понимается, как правило, точное предписание, образец культурного действия. Нормы, порядки, обычаи, передающиеся из поколения в поколение, получили название традиции. В процессе культурного развития роль традиций изменяется. Происходит модернизация, т.е. культурный процесс, предполагающий рост индивидуальной свободы человека, независимость от господствующих традиционных форм жизнедеятельности.

Одним из центральных в культурологии является понятие ядра культуры, которое концентрирует в себе нормы, стандарты, эталоны и правила деятельности, а также систему ценностей выработанных в реальной истории данного этнического, профессионального или религиозно-культурного целого.

Близким к понятию ядра культуры является понятие культурного архетипа (от гр. arche начало + typos образ). Оно введено швейцарским учёным К. Г. Юнгом (1875–1961) и обозначает глубинный пласт культурной традиции. В основе социокультурных процессов лежит первоначальный коллективный древний пласт психики и культуры, "коллективное бессознательное", которое тождественно у всех людей, передаётся по наследству. На этой основе затем формулируется индивидуальная психика человека. Содержание "коллективного бессознательного" и составляет архетипы.

История каждой национальной культуры – процесс, обладающий собственными внутренними особенностями. Последние в сочетании с историческими факторами дают представление о национальном своеобразии народа, национальном характере и его исторической судьбе, о национальном "образе мира", т. е. формах мироощущения, миросозерцания народа, которые проявляются в мифологии, фольклоре, формах религиозного культа, позднее – в философии, литературе, искусстве, общественно-политическом, государственно-правовом, морально-этическом самоопределении нации. Эти явления образуют понятие менталитет (или ментальность).

^ Менталитет культуры – это глубинные структуры культуры, исторически и социально укоренённые в сознании и поведении многих поколений людей, а поэтому – при всей своей исторической изменчивости – в своих основах стабильные.


^

Темы контрольных работ





  1. Проблемы определения культуры [2, 3, 21].

  2. Культура, природа, человек [4, 5, 7].

  3. «Культурофилософские» проблемы и их решение в период античности [1, 15, 17].

  4. Материальная и духовная культура [1, 16, 21].

  5. Общая и профессиональная культура инженера [6, 10, 21].

  6. Языки культуры [7, 14].

  7. Взаимное влияние культур [8, 13, 17].

  8. «Молодежная культура» и ее особенности [9, 11, 21].

  9. Современные представления о культуре и культурности [9, 10, 11].

  10. Цивилизация и всемирная история [12, 16, 22].

  11. Интеллигентность и культура. Проблемы воспитания личности [7, 9].



^

Контрольные вопросы и задания




1. Что имеют в виду, когда говорят «философия культуры», «история культуры», «наука о культуре»?

2. Какие функции выполняет культура?

3. Объясните, почему категория «культура» может трактоваться по-разному различными исследователями?

4. Назовите теоретические и практические классы задач, которые решает культурология.

5. Враждебна ли культура природе?

6. Верно ли, что культура противостоит природной основе человека?


Литература





  1. Артановский С. Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. М., 1967.

  2. Боголюбова Е. В. Культура и общество. М., 1978.

  3. Введение в культурологию: Учебное пособие. Гл. I, раздел «Вместо введения». М., 1992.

  4. Гуревич П. С. Философия культуры. М., 1994.

  5. Давыдов Ю. Н. Культура – природа – традиция // Традиция в истории культуры. М., 1978.

  6. Ерасов Б. С. Социальная культурология. Ч. I. М., 1994.

  7. Коган Л. Н. Цель и смысл жизни человека. М., 1984.

  8. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М., 1992.

  9. Мангейм К. Проблема интеллигенции. Демократизация культуры. М., 1993.

  10. Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука. М., 1983.

  11. Маркуш Д. Общество культуры: культурный состав современности // Вопросы философии. 1993. № 11.

  12. Межуев В. М. Культура и история. М., 1977.

  13. Морфология культуры. Структура и динамика. / Сост. Э. А. Орлова. М., 1994.

  14. Немировская Л. З. Культурология. История и теория культуры. М., 1992.

  15. Сильвестров В. В. Философское обоснование теории и истории культуры. М., 1990.

  16. Соколов Э. В. Культура и общество. Л., 1972.

  17. Соловьев Э. Ю. Прошлое толкует нас. Очерки по истории и философии культуры. М., 1991.

  18. Флоренский П. А. Культ, религия, культура // Богословские труды. М., 1977.

  19. Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. М., 1992.

  20. Юнг К. Архетип и символ. М., 1991.

  21. Введение в культурологию: Учеб. пособие для вузов / Отв. ред. Е. В. Попов. М., 1995.

  22. Сорокин П. А. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.



Глава 2. Возникновение культуры.
^

Особенности первобытной культуры




1. Взгляды Э. Тайлора на первобытную культуру человечества.

2. Культурно-исторические предпосылки появления человека.

3. Периодизация развития первобытной культуры.

4. Образ жизни первобытного человека. Хозяйственная культура первобытного общества.

5. Проблемы духовного становления первобытного человечества.

6. Первобытный синкретизм и его отличительные черты.

7. Работы Дж. Фрезера о древней магии, мифах, сказаниях.

8. Ранние формы религии в первобытном обществе.

9. Наскальная живопись и пиктография древних.

10. Первобытные мифы в контексте современной культуры.


Культура складывается постепенно, вместе с формированием самого человека и человеческого общества. Большая часть истории человечества приходится на период первобытности, который длился много сотен лет. Для древнейшего человека характерно мифологическое сознание. Первобытные люди были ещё не способны воспринимать творения своей фантазии как творческий вымысел, но видели в них правдивое описание "высшей" реальности. И всё же мифологические образы, представления отчасти проверялись практикой, опытом. Человеческое сознание было двухуровневым; реалистическим – "снизу" и мифологическим – "сверху".

^ Первобытная культура – ранняя форма человеческой культуры. Основными её свойствами были синкретизм и традиционность.

Синкретизм (гр. synkretismos соединение) выразился прежде всего в нерасчленённости, единстве трёх форм бытия – культуры, общества и человека. Здесь каждый член родоплеменного коллектива равен целому: у всех одно имя, одна раскраска тела, одна причёска, одни украшения, пляски, мифы, обряды. Иными словами, "я" полностью растворено в "мы" и точно так же культура этого родоплеменного "мы" тождественна с "мы – обществом" и с каждым входящим в него "я". Нерасчленённое, целостное мышление первобытного человека, как и сознание ребёнка, давало волю мощной фантазии, которая превосходила во всех сферах его деятельности силы аналитического мышления.

Второй существенный признак первобытной культуры – её традиционность. Все особенности структуры бытия и быта каждой родоплеменной общности, мифы, обряды, нормы вкуса оказались стабильными, жёсткими, нерушимыми и передавались из поколения в поколение как неписаный закон, освящённый мифологическими представлениями. Власть традиции была абсолютной именно благодаря её способности выступать мощным социальным регулятором поведения людей, средством их сплочения. Это качество первобытной культуры, оставленное в наследство следующим эпохам, неразрывно связано с её мифологической доминантой, ибо мифология по самой своей природе претендует на абсолютность утверждённого ею миропонимания, а значит, требует от каждого индивида безусловного принятия данной системы идей, чувствований и их передачи в неприкосновенном виде из поколения в поколение.

В силу прочного единства всех видов деятельности первобытная культура, в отличие от эпохи цивилизации, является синкретическим культурным комплексом, где все виды культурной деятельности связаны с искусством и выражают себя через искусство.

^ Функции первобытного искусства: познание, самоутверждение человека, систематизация картины мира, колдовство, формирование эстетического чувства. При этом социальная функция тесно переплетается с магико-религиозной. Различные инструменты, оружие, сосуды украшаются изображениями, имеющими магическое и социальное значение.

В первобытную эпоху зарождаются все виды изобразительного искусства: графика (рисунки, силуэты), живопись (цветные изображения, выполненные минеральными красками), скульптура (фигуры из камня, глины). Появляется декоративное искусство – резьба по камню, кости, рельефы.

Верования древних людей были языческими, основанными на многобожии. Главные религиозные культы, обряды повсеместно связывались с религиозными видами искусства. Однако необходимо специально отметить, что целью первобытного искусства являлось не эстетическое наслаждение, хотя оно неотъемлемое качество любого художественного произведения, а решение практических задач. Отсутствие предметов чистого искусства не означает равнодушия к декоративным элементам. Последние в качестве геометрических знаков, орнамента становились выражением чувства ритма, симметрии, правильной формы.

Искусство первобытной эпохи послужило основой для дальнейшего развития мирового художественного творчества. Культура Древнего Египта, Шумера, Ирана, Индии, Китая возникла на основе всего, что было создано первобытными предшественниками.


^

Темы контрольных работ





  1. От обезьяны к Homo sapiens. «Путь» первобытного человека [3, 5, 6, 7, 21, 24].

  2. Игра и культура в первобытном обществе [1, 4, 15, 22].

  3. Теория первобытного общества Э. Тайлора [18].

  4. Труды Дж. Фрезера, их значение для понимания духовной культуры древних [20].

  5. Первобытная магия [3, 8, 19, 21].

  6. Первобытное искусство [1, 9, 16, 25].

  7. Первая письменность (пиктография, идеография, фонография) [10, 22].

  8. "Человек – символическое животное" [8, 13, 17, 24].

  9. Красота – высшее из искусств (на материале первобытной культуры) [9, 14, 15, 16].



^

Контрольные вопросы и задания




1. Опишите периоды первобытной эпохи?

2. Назовите особенности первобытных верований и религии.

3. Расскажите о наскальной живописи первобытных людей.

4. Каковы музыкальные формы первобытного искусства?

5. Охарактеризуйте виды поселений первобытной эпохи.


Литература





  1. Абрамова З. А. Древнейшие формы изобразительного творчества // Ранние формы искусства. М., 1972.

  2. Аверинцев С. С. и др. Древние цивилизации. М., 1989.

  3. Ефименко П. П. Первобытное общество. Очерки по истории палеолитического времени. Киев, 1953.

  4. История Древнего мира / Под ред. В. Н. Дьякова. М., 1956.

  5. Кассирер Э. Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры // Проблема человека в западной философии. М., 1986.

  6. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М., 1930.

  7. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994.

  8. Лосский И.О. Интеллект первобытного человека и просвещенного европейца // Современные записки. Т. XXVIII, 1926.

  9. Любимов Л. Д. Искусство Древнего мира. М., 1980.

  10. Матвеев К. П., Сазонов А. А. Когда заговорила клинопись. М., 1979.

  11. Мелетинский Б. М. Мифология // Философский энциклопедический словарь. М., 1993.

  12. Мифологический словарь. М., 1990.

  13. Морган Л. Г. Древнее общество. Л., 1935.

  14. Неклюдов С. Ю. Ранние формы искусства. М., 1972.

  15. Никольский В. К. Очерки первобытной культуры. М.; Пг., 1924.

  16. Первобытное искусство. Новосибирск, 1992.

  17. Розин В.М. Новая концепция происхождения человека и сознания // Социально-политический журнал. 1993. №5-6.

  18. Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989.

  19. Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ // Исследования в области мифопоэтического. М., 1995.

  20. Фрезер Дж. Золотая ветвь. Исследования магии и религии. М., 1986.

  21. Фрейд З. Тотем и табу. М., 1992.

  22. Хейзинга В. Homo Ludens. М., 1992.

  23. Чернокозов А. И. История мировой культуры. Ростов-на-Дону. 1997.

  24. Элиаде М. Космос и история. М., 1987.

  25. Юнг К. Архетип и символ. М., 1991.







оставить комментарий
страница1/8
Дата13.08.2012
Размер1,35 Mb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8
отлично
  2
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх