Урок по литературе в 8 классе Тема: Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» icon

Урок по литературе в 8 классе Тема: Рассказ Л. Н. Толстого «После бала»


6 чел. помогло.
Смотрите также:
Урок (литература история) тема: «Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Рассказ «После бала»...
Рассказ Л. Н. Толстого «После бала»...
Урок литературы по теме: «Лев Николаевич Толстой. Рассказ \"После бала\"»...
Л. Н. Толстой «После бала» Утро, изменившее жизнь Может ли случай изменить жизнь человека?...
Почему после увиденной Иваном Васильевичем сцены экзекуции жизнь героя резко изменилась...
«Роль Л. Н. Толстого в развитии словесной изобразительности» (на примере лингвистического...
«Цвет и звук»
«Толковый словарь»...
Урок литературы в 5 классе Тема урока: Рассказ Л. Н...
Урок по литературе «Рассказ А. П...
Урок по литературе в 7 классе Тема урока: «Нравственные идеалы в повести Толстого Л. Н...
Рассказ основан на реальных фактах, произошед­ших в юности с братом Л. Н. Толстого Сергеем...



Загрузка...
скачать
Урок по литературе в 8 классе

Тема: Рассказ Л.Н. Толстого «После бала».

Учитель Ананьина Е.В.

Цели урока:

- выявить первоначальное восприятие прочитанного рассказа, познакомить с историей создания, показать реалистическую основу произведения, в процессе анализа произведения осмыслить основной конфликт, обнажить социальные противоречия царской России. речь учащихся.

- развивать умение анализировать образы – персонажи с учетом авторской позиции; умение выделять главное; сопоставлять и делать выводы; развивать монологическую речь. - воспитывать уважение и любовь к человеку.


2. Вступительное слово учащихся о рассказе «После бала».

1 учащийся: Рассказ «После бала» был написан Л. Н. Толстым в начале 20 века (в 1903г.), хотя возвращает он нас к «Николаевской эпохе» - 40 годам прошлого столетия. Что же послужило источником для создания рассказа? Известно, что зерном повествования явилась история, которая произошла со старшим братом писателя – Сергеем Николаевичем.

2 учащийся: Но есть основание думать, что источником рассказа была и жизнь отца Толстого. Участник Отечественной войны, он вышел в отставку, потому что не считал для себя возможным служить. Даже все друзья его были люди такие же свободные, не служащие.

3 учащийся: «Отец никогда ни перед кем не унижался, не изменял своего бойкого, веселого и часто насмешливого тона. И это чувство собственного достоинства увеличивало мою любовь, мое восхищение перед ним», - писал Лев Николаевич.

4 учащийся: Участник Крымской войны, писатель яростно отстаивал всю свою жизнь мысль о милосердии и сострадании, особенно по отношению к простому русскому солдату. Еще в 1855 году он работал над проектом о переформировании армии, где выступал против варварского наказания – «прогнания сквозь строй». (Прочитать отрывок из статьи в учебнике.)

5 учащийся: В рассказе два рассказчика: один – тот, кто знакомит читателя с Иваном Васильевичем, другой – сам Иван Васильевич. Первый рассказчик- это, по-видимому, молодой человек из компании молодых людей, к которым обращается и с которыми спорит Иван Васильевич. Перед нами по существу «рассказ в рассказе».

6 учащийся: Надо отметить своеобразную роль вступления: оно знакомит нас с рассказчиком и настраивает на восприятие последующих событий. Повествование начинается внезапно и так же заканчивается. Перед нами вопрос, мучающий Ивана Васильевича и интересующий его собеседников: может ли человек сам управлять собою, совершенствовать себя , или все дело в среде, обстоятельствах, которые всегда сильнее наших намерений?

3. Работа с тестом. ( презентация)

Тест, ребята, поможет вам вспомнить содержание рассказа. Еще раз проведет вас по его страницам.

1. Жанр произведения:

а) повесть; б) очерк; в) рассказ.

2. Раскрытию идеи произведения помогает:

а) антитеза; б) гипербола; в) олицетворение.

3. Число рассказчиков в произведении:

а) один; б) два; в) несколько.

4. Авторская позиция:

а) скрыта;

б) выражена в авторском повествовании;

в) передана одним из персонажей.

5.Роль вступления в произведение:

а) показать время и место действия;

б) познакомить с участниками событий;

в) познакомить с рассказчиком.

6. Поворотом одной и той же стилистической фигуры («…все так же падали с двух сторон удары на спотыкающегося, корчившегося человека, и все так же били барабаны и свистела флейта, и все так же твердым шагом двигалась … статная фигура полковника…») автор:


а) воспроизводит унылый свист флейты;

б) показывает полковника в новой роли;

в) передает ужас совершающегося .

7. Произведение заставляет задуматься о:

а) судьбе полковника;

б) личной ответственности человека за жизнь общества;

в) любви Ивана Васильевича.

8. Тема произведения:

а) повествование о любви Ивана Васильевича;

б) рассказ о полковнике;

в) показ николаевской России.

9. Образ полковника:

а) типичен; б) трагичен; в) исключителен.

10. Тон повествования в этом произведении:

а) нейтрален; б) эмоционально окрашен; в) протокольно сух.

4. Беседа по содержанию.

- Почему рассказ, большая часть которого посвящена изображению бала, называется «После бала»?

5.Чтение отрывка.

Чтобы лучше понять атмосферу, царившую на балу и после бала, прочитайте два абзаца. (Описание бала и описание улицы после бала ( смотрим страницы рассказа 33-35; 36-37).

6. Беседа по содержанию.

( Ия Репина – актриса в фильме « После бала»)

«-А было то, что был я сильно влюблён… Это была Б…, да , Варенька Б…-Она и в

пятьдесят лет была замечательная красавица. Но в молодости, восемнадцати лет, была

прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная.

Держалась она всегда необыкновенно прямо - как будто не могла иначе,- откинув назад

немного голову, и это давало ей, с её красотой и высоким ростом, несмотря на её худобу,

даже костлявость, какой – то царственный вид, который отпугивал бы от неё, если бы не

ласкова всегда весёлая улыбка и рта, и прелестных , блестящих глаз, и всего её милого,

молодого существа»

-Какими эпитетами рисует рассказчик зал, Вареньку в первой части рассказа?

-Почему все окружающее герой рассказа воспринимает «с восторженным умилением»?

Показать фрагмент бала.(Окунитесь в атмосферу праздника, музыки, того великолепия, которое царило на балах (прослушиваем вальс СвиридоваГ.В. к кинофильму «Метель»)

Как изменяется обстановка во второй части?

- Что видит Иван Васильевич утром?( смотрим страницы рассказа 37-39)

( иллюстрация к рассказу «После бала» художника Е. Лансере)

Прослушивание фонохрестоматии.

Ребята слушают о полковнике на балу и отвечают на вопросы, далее подтверждают свои ответы, зачитывая строки из рассказа).

- Назвать отличительные черты полковника и его поведение на балу.

- Что было общего у отца и у дочери?

- Откуда видно, что полковник заботливый и любящий отец?

- Кого напоминает полковник?

8. Работа по содержанию.

1)Лев Николаевич не зря подчеркивает сходство полковника с императором Николаем 1 (усы, как у царя; николаевская выправка; сапоги, «построенные батальонным сапожником»).

Читаем воспоминание Анны Федоровны Тютчевой о Николае 1 и о смерти его.

(1)Глубоко искренний в своих убеждениях, часто героический и великий в своей преданности тому делу, в котором он видел миссию, возложенную на него провидением, можно сказать, что Николай I был донкихотом самодержавия, донкихотом страшным и зловредным, потому что обладал всемогуществом, позволившим ему подчинять всё своей фанатической и устарелой теории и попирать ногами самые законные стремления и права своего века. Вот почему этот человек, соединявший с душою великодушной и рыцарской характер редкого благородства и честности, сердце горячее и нежное и ум возвышенный и просвещённый, хотя и лишённый широты, вот почему этот человек мог быть для России в течение своего 30-летнего царствования тираном и деспотом, систематически душившим в управляемой им стране всякое проявление инициативы и жизни. -А. Ф. Тютчева)

(2)День 18. 02.1855 года стал поистине «черной дырой» в истории нашего Отечества, ведь именно тогда, в 12 часов 20 минут, ушел их жизни Император Николай І

Не было забыто также и ближайшее окружение. Все находившиеся к тому времени в Санкт-Петербурге министры удостоились последней Высочайшей благодарности. Ласковые слова, исторгнутые усилием воли из холодеющих уст некогда могучего Повелителя, растопили железные сердца дежуривших в апартаментах генерал-адъютантов, а также «поседевших под оружием дворцовых гренадер». Никого, вплоть до комнатной прислуги, не обошел своим вниманием этот возлежащий на смертном одре Хозяин Державы Русской. И прощальную исповедь протопресвитеру В.Б. Баженову, и минуту «отлетного» вздоха своего приявший спокойно, тихо, величественно, как и подобает находящемуся на боевом посту солдату-ветерану, с прочной уверенностью в правильности избранного пути («Думаю, что я никогда сознательно не сделал зла!»), в точном соответствии с произнесенным накануне в адрес будущего Александра ІІ выражениями: «Учись умирать!» и «Держи все крепко!»- А. Ф. Тютчева)

2) Почему внимательный и любящий отец оказывается жесток по отношению к солдатам? Был ли он двуличным человеком? (Он, несомненно, верит в необходимость жестокой расправы с тем, кто преступил закон. И стоит малорослому солдату недостаточно сильно опустить палку на спину наказываемого, как полковник бьет «виновника» по лицу».

3) Иван Васильевич, тогда еще очень молодой человек, увидел ту сторону жизни, о которой он не знал. Особенно страшно для него было то, что в этом ужасе участвует отец любимой девушки.

- Какими словами передает Иван Васильевич свои чувства на балу?

- Какие чувства он испытывает после того, что увидел?

9. Особенности композиции рассказа Л. Н. Толстого «После бала».

Под композицией произведения понимают расположение и взаимосвязь его частей, порядок изложения событий. Именно композиция помогает нам лучше понять замысел и идею автора, мысли и чувства, его вдохновлявшие.

Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» композиционно разбит на две части, совершенно различные по настроению.

Первая часть посвящена описанию бала — яркого, веселого, незабываемого. Главный герой рассказа молод и красив, влюблен и пользуется благосклонностью прелестной девушки Вареньки. Светлые и радостные чувства переполняют юношу, делая первую часть рассказа праздничной и чудесной.

Вторая часть рассказа и по событиям, и по настроению составляет абсолютный контраст первой. Сцена страшного наказания солдата чрезвычайно потрясла молодого человека, в душе которого не было места для зла и насилия, жестокости. Реальность, суровая действительность ворвались в мечты юноши, сметая радость и счастье. Оказалось, что рядом с праздником и весельем существуют трагедия, беда, несправедливость. Глубокое потрясение от увиденного вызвало в юноше отвращение, но не чувство протеста. Недоумевая, он думал, что не знает или не понимает чего-то, дающего право одному человеку, пусть и наделенному властью, издеваться, бить и оскорблять других людей, занимающих более низкое положение. Композиция рассказа дает читателю возможность ощутить весь ужас, всю несправедливость происходящего, именно потому, что оно показано после восхитительного, полного любви и радости бала.

Выстроив события именно в таком порядке, Л. Н. Толстой помог нам лучше и глубже понять идею и смысл рассказа.

10. Обобщение.

Светлые, радостные краски бала, беззаботное веселье молодых людей не подозревающих о существовании другого, страшного мира, резко оттеняют мрачную картину, нарисованную во второй части рассказа. Контрастное изображение героев, их психологическое состояние, обстановка, в которой они действуют, позволяет писателю выявить сущность их характеров и в то же время обнажить социальные противоречия царской России.


10. Домашнее задание.

Ответы на вопросы с. 40-41.




оставить комментарий
Дата09.08.2012
Размер69,2 Kb.
ТипУрок, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

плохо
  8
не очень плохо
  1
средне
  1
хорошо
  2
отлично
  10
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх