Лета Господня\" в главе \" icon

Лета Господня" в главе "


1 чел. помогло.
Смотрите также:
700 лет -«Божественная комедия» Данте Алигьери (1307)...
Торжество Вознесения Господня...
Старец и ученик...
Акции Викторина «Акватория Лета»...
Иван Павлов сын Филипенко Лета ныне налицо с прибилими и внов рожденими 43...
Толстой и либеральная московская журналистика Статьи лета 1917 г...
Источники по истории завоевания казани...
Влияние аномального лета 2010 г на растительность г. Нижнекамск...
Практические рекомендации по увеличению капитала ОАО промгаз Заключение...
«Аргус»
Литература Чтение и пересказ 6,7...
Архитектура 16-разрядного универсального микропроцессора...



Тема урока: "Мир "Лета Господня" в главе "Рождество" (по одноименному циклу

И.С. Шмелева).

Цель урока: разобраться в философском смысле произведения, вовлечь учащихся в размышление о том, что дорого и свято, каким нужно видеть мир "Господним".

Задачи: 1. выявить ценность наследия И.С.Шмелева (повесть-иллюстрация российской жизни; в повести удивительный мир, наполненный духовным светом);

2. совершенствовать навыки работы с текстом художественного произведения;

3. учить доброте, взаимопониманию, человечности.

Оборудование: мультимедийная презентация к уроку, комьютер, мультимедийный проектор.

^ ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя. Чтение отрывка из главы «Рождество».

«В Сочельник, под Рождество, - бывало, до звезды не ели… Ждёшь звезды, протрёшь все стёкла. На стёклах лёд, с мороза. Вот, брат, красота – то!.. Ёлочки на них, разводы, как кружевное. Ноготком протрёшь – звезды не видно? Видно! Первая звезда, а вон – другая… стёкла засинелись. Стреляет от мороза печка, скачут тени. А звёзд всё больше. А какие звёзды!.. форточку откроешь – резанёт, ожжёт морозом. А звёзды!.. на чёрном небе так и кипит от света, дрожит, мерцает. А какие звёзды!.. усатые, живые, бьются, колют глаз. В воздухе – то мёрзлость, через неё – то звёзды больше, разными огнями блещут, - голубой хрусталь, и синий, и зелёный, - в стрелках. И звон услышишь (запись колокольного звона).

И будто это звёзды – звон – то! Морозный, гулкий, - прямо серебро. Такого не услышишь, нет. В Кремле ударят, - древний звон, степенный, с глухотцой. А то – тугое серебро, как бархат звонный. И всё запело, тысяча церквей играет. Такого не услышишь, нет… Стелет звоном, кроет серебром, как пенье, без конца – начала… - гул и гул… Звёздный звон, певучий, - плывёт, не молкнет, сонный, звон – чудо, звон виденье, славит Бога в вышних - Рождество.»

- Таким образом я пригласила вас в мир Лета Господня, созданный более 50 лет назад «самым русским из всех русских писателей», Иваном Сергеевичем Шмелевым.

2. Сообщение темы и цели урока.

- Итак, тема сегодняшнего урока "Мир "Лета Господня" в главе "Рождество" (по одноименному циклу И.С. Шмелева).

А цель урока я бы определила так: разобраться в философском смысле произведения, вовлечься в размышление о том, что дорого и свято, каким нужно видеть мир "Господним".

3. Анализ эпиграфов к уроку.

- Современный литературовед О.Михайлов писал о «Лете Господнем так: "Кажется, это вся Россия, Русь предстает здесь в преданьях старины глубокой..."

- А сам автор помогает нам понять произведение, включая в текст такие прекрасные слова: "Не поймешь чего - подскажет сердце".

- Соотнесите оба эпиграфа и сформулируйте проблемный вопрос урока. (Каков он – мир «Лета Господня»?)

4. Слово учителя. Вступительная беседа.

- Горькая судьба была у писателя – эмигранта Ивана Сергеевича Шмелева. Он разделил ее с Родиной и многими людьми своей эпохи.

Даже портретов Шмелева не осталось, один-единственный. Но племянница его жены

Ю.А. Кутырина в своих воспоминаниях говорит, что был он «среднего роста, тонкий, худощавый, большие серые глаза… Эти глаза владеют всем лицом… склонны к ласковой усмешке, но чаще глубоко серьезные и грустные. Его лицо изборождено глубокими складками-впадинами от созерцания и сострадания… лицо русское, - лицо прошлых веков».

- А какой век изображает Шмелев в своем произведении? (Начало 20 века.)

- Каким показывает это время автор? Постарайтесь ответить со ссылкой на текст произведения. (Богато жили… Морозная Россия, а… тепло!.. На душе тепло, от счастья… Приходит много людей поздравить…)

- Отношение к циклу «Лето Господне» у литературоведов неоднозначное. Многие считают это произведение идеализацией Руси.

- Давайте возьмем и сравним три произведения разных авторов, написанные в этот исторический период: роман М. Горького «Мать», роман Л.Н. Толстого «Воскресение» и цикл И.С. Шмелева «Лето Господне». Они изображают Россию одного и того же времени. Но как по-разному! Кто из них прав?

- Глазами какого героя видится мир лета Господня? Зависит ли от этого эмоциональный строй произведения?

- По преимуществу И. Шмелев прав, потому что лишь у него отраженный мир – мир Божий, основанный на законах христианской нравственности. Нельзя забывать о том, что И.С. Шмелев – православный писатель, глубоко верующий человек. Мир «Лета Господня» мы видим через призму внутреннего мира ребенка.

- Для того чтобы понять авторский замысел, необходимо вспомнить слова святого писания: «Если не будете как дети, не войдете в царствие небесное...»

- Наши современные, во многом светские представления не соответствуют тому, какова была жизнь православных христиан. Это не был мир запретов, узких рамок, монастырского устава. Это радостный Божий мир. Жизнь ими воспринималась как праздник. Преподобный Серафим Саровский, почитаемый русский святой, каждого приходившего к нему человека встречал так: «Христос воскресе, радосте моя!» А одна из заповедей гласит: «Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша много на небеси!», то есть радуйтесь, ибо вас ожидает царство небесное. Но это возможно лишь в том случае, если в душе у человека будет мир. Еще одна ссылка на батюшку Серафима: «Стяжите в себе дух мирен, и около вас спасутся тысячи».

Значит, не лубочная яркая картинка предстает перед нами в произведении И.С. Шмелева, а действительная Россия, какой она была во времена детства И.С. Шмелева и которую он сохраняет для нас в своем произведении.

5. Смысл названия произведения.

- Книга называется "Лето Господне". Что значит "лето"? Лето - это целый год: от Рождества до Рождества. Это целый цикл. Не случайно наш календарь цикличен. Но что более того, Лето - это целый мир, время. Т.е. Лето Господне - мир, время Господне. Это пространственно - временная соотнесенность произведения, хронотоп.

- Вспомним Евангелие от Луки, гл. 4: «Ему подали книгу пророка Исайи; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное.» (Исайя 61, 1-2).»

- Определим значение слова «лето». (Оно имеет в русском языке два значения: 1) лето – самая теплая пора года и 2) единица исчисления времени. Второе, устарелое значение, сохранилось в таких словах и сочетаниях, как летописание, летосчисление, несколько лет. ( «Повесть временных лет» - так называется свод древнерусских летописей.)

Заглавие романа – «Лето Господне» - объединяет оба значения, что придает новый, глубинный смысл этому знакомому и привычному всем слову.

В названии заключена идея произведения. Христианский философ И. А. Ильин так объясняет его: «Два солнца ходят по русскому небу: солнце планетное,… и другое солнце, духовно-православное, дававшее нам весною – праздник светлого, очистительного Христова Воскресенья, летом и осенью – праздники природного и жизненного благословения, зимою, в стужу, - обетованное Рождество и духовно бодрящее Крещение. И вот Шмелев показывает нам и всему остальному миру, как накладывалась эта череда…на русский народно-простонародный быт и как русская душа, веками строя Россию, наполняла эти строки Года Господня своим трудом и молитвой…Это сама Россия. Это вековечный ритм ее молитвы и труда».

6. Жанр и композиция повести «Лето Господне».

- В своей повести "Лето Господне" И.Шмелев приглашает нас к серьезному разговору, он приглашает быть его умными собеседниками.

- Как трудно даже умному читателю определить жанр этого произведения? Некоторые исследователи называют его романом, другие – повестью, кто-то – дилогией, есть те, кто останавливаются на определении «цикл». Однако традиционные определения не отражают особенностей произведения.

- Скажите, ребята, а к какому жанру отнесли бы произведение вы? Ответ обоснуйте.

Это роман-воспитание, в центре которого процесс формирования личности, основной признак – автобиографизм.

- У Шмелева роман-воспитание написан в форме сказа. Что такое сказ, и в чем особенность сказа у Шмелева? (Повествование ведется одновременно “голосом ребенка” и “голосом взрослого человека”, особый доверительный тон, спокойствие и размеренность речи.)

- Как композиционно строит свое произведение И.С. Шмелев?

"Лето Господне" состоит из 3 циклов: "Праздники", "Радости", "Скорби".

- С чем бы вы могли соотнести эти части? Это как бы три составляющие переживаний души человеческой.

- Как называется подобный тип композиции? (Свободная.)

- Мы взяли один из циклов - "Праздники", а глава "Рождество" нам более близка по календарю.

7. Аналитическая работа с текстом.

- Строки «Лета Господня», словно сотканы из воздуха и света. Книгу Ивана Сергеевича первые его читатели сравнивали с иконой. Такой светлой, такой лучезарной она оказалась. И было непонятно - откуда такое идеальное, детское представление о России у человека, пережившего в ней кошмар голода, хаоса, потерявшего единственного сына.

- С чего начинается глава? К кому обращается автор? (Начиная гл."Рождество", Шмелев обращается к юному зарубежному читателю, может быть, к своему крестнику Иву Жантийому-Кутырину (которого ласково называет Ивушкой и которому заменил отца). "Лето Господне" написано за границей, автор обращается к читателям, которым были неведомы традиционные русские праздники, которые не видели русской зимы.

- Но только ли к зарубежным?

- Нет, это еще и обращение к нам, современным русским читателям. Мы тоже не знаем, как праздновали раньше на Руси Пасху, Крещение, Рождество...

- Значит, мы можем что-то не понять? На что же надеется автор? Найдите ответ в начале главы и зачитайте. "Не поймешь чего - подскажет сердце".

- Кто же стоит в центре повести? Ребенок. Образ ребенка, маленького Вани. Его глазами автор и мы постигаем мир. Т.е. Ваня Шмелев (рисую) в центре Вселенной, огромного мира.

- А чей это мир постигает маленький человек? (Мир взрослых).

- Помогает ли еще кто-то в этой главе видеть мир? (Нет, он практически один в своем познании, а вокруг - целая неизведанная Вселенная, огромное пространство. И вереница всего нового, неизведанного.)

- Из чего же складывается мир любого ребенка? И Вани в том числе? Это игры, споры с детьми, разговоры с учителем, чтение и т.д.

- Да, таков фактический мир каждого ребенка. Но показывает ли нам автор этот мир Вани? (Нет, автор не показывает, как он спорит, как играет.)

- Почему именно так открывает нам мир Иван Сергеевич Шмелев? Что важно для него? (Ему важно раскрыть, как меняются, ширятся представления ребенка о мире, когда он соприкасается с обыденной реальной жизнью, как происходит духовное становление человека, национального русского характера.)

- Какие нравственные качества, добродетели необходимо воспитать человеку в период его личностного становления? (Лесенка добродетелей.)

- Какой видится нам картина мира Господня? Что это за мир? (Счастливый мир, "золотой век", сказочно идеальный мир, мир с Богом, любовь ко всему земному, Божья благодать, любовь к земному царству и устремленность к царству Небесному, это высшие духовные ценности в людях.)

- Какие же это ценности? (Смирение, терпение, память, сострадание, милосердие, доброта, совесть, любовь. Это божественные отношения между людьми, жизнь по заповеди "Возлюби ближнего своего, как самого себя".)

- И вот уже в тексте читаем: «…Идешь и думаешь: сейчас услышу ласковый напев-молитву, простой, особенный какой-то, детский, теплый…» (Звучит Тропарь Рождеству Христову.)

9. Анализ эпизодов.

- Многие исследователи творчества И.С. Шмелева называют его мир «вещным»: писатель наполняет его описанием бытовых сцен.

- Докажите на примере гл."Рождество", что "мир Господен богат". Какие эпизоды могут служить доказательством?

(Эпизоды: 1) Обозы в Москву перед Рождеством; 2) В Москве на Конной площади; 3) Продажа елок. И столы ломятся от яств. Изобилие еды.)

- Какие чувства вызывает это изобилие у Вани? (Маленький Ваня получает нравственное и эстетическое наслаждение от восприятия богатого мира. Да он и прямо говорит: "Широка Россия..." Величава Русь, богата, щедра.)

- Но это ещё и красивый мир, красочный. К какому приему прибегает автор, чтобы показать красоту Господня мира? (К приему цветописи.)

- Какие краски преобладают? Найдите их в тексте. (Учащиеся называют "розовый", "золотой", "голубой" - его больше. Все переливается... Гармония красок... Гармония цвета... Гармония мира.)

- А как вы думаете, зависит ли описание от того, чьими глазами смотреть на мир? И почему? (Именно ребенок видит мир в "розовом" цвете. Маленький герой Ваня постигает мир, обожествляет его. Ему хочется, чтобы он был таким, таким он его и видит. И это не просто наивное созерцание, это потребность души мальчика.)

- А какая душа у Вани? - Добрая.

- "Духовность - вот основа Руси". Докажите примерами из текста, что мир, который видится Ване, - добрый.

( а) даже волки добрые;

б) "Бушуйка...добрый, мягкий, огни лампадок - "тихий свет, святой". (Святая Русь!);

в) "ласковый напев - молитва";

г) "крошки" свинины (с полфунта) бросали нищим;

д) "кормилка Настя сунет апельсинчик", тем, кто "славит Рождество", дают рублик, пирожок с ливером.

е) жалеет бумажного ангела в лавке: бедный мерзнет!)

Учитель: Доброта, взаимопонимание во всем мире. Как это хорошо! И, наверное, мы уже подходим к еще одному важному вопросу: а почему же именно праздникам писатель посвящает целые главы "Лета Господня"? Почему, изображая "Лето Господне", автор обращается к празднику? (Издавна на Руси почитали праздники, потому что они объединяли людей. В это время стирались грани между бедными и богатыми.)

- Как это единство показано в главе "Рождество"? Здесь мелькает целая галерея разноликой массы (учащиеся называют, что здесь и купцы, и плотники и т.д.).

Учитель: Едина Русь в празднике, всем миром празднуют святой праздник. И это единение - черта русская, национальная, святая. Т.е. Иван Шмелев показывает, как формируется человеческая душа, соприкасаясь со святынями, с духовными традициями, идущими из старины, с деревни русской. И вот она, тема памяти - память о традициях, "любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам".

- Но есть еще малый мир для Вани. Это, как и для каждого... (дом, семья…).

- Чем же дорог Ване этот мир? Что он видит в нем? Какие особо издревле почитаемые предметы дома показывает нам Шмелев? Печь, лампадки (значит, иконы).

Учитель: И так в каждой русской избе. И не просто весело... Но и торжественно... Но и таинственно... Но и свято... "Тихий свет, святой". Как при самом рождении Иисуса.

- Издавна на Руси "славили Рождество". Это было на следующий день Рождества. Что характерное для русского человека вы увидели в этом "славлении"? Добродушие, лукавый юмор, не унывает русский человек. И это "славление" Рождества - тоже, как великое таинство, стихия для каждого русского человека, сокровенное.

10. Исследование.

- Какое "ключевое" слово, какая деталь проходит сквозной нитью через весь рассказ? ("Звезда").

- Почему со звездой должно сочетаться Рождество? Библейский сюжет: родился Иисус - загорелась яркая звезда, на нее идут пастухи, волхвы и все с дарами к Христу как к Спасителю.

- Докажите, что звезда на протяжении всего рассказа - важный образ. И почему именно "звезду" автор выбрал в качестве главного образа, который видится Ване и все время напоминает о своем существовании?

1) Вот Сочельник – «до звезды не ели». 2) Ваня ждет звезды. 3) И вот появились звезды "на черном небе", они "живые, усатые". 4) Ваня вышел ночью на улицу - "звезды увидел" первым. 5) Ваня идет из церкви и видит "святые, новые, рождественские звезды", он ищет "ту давнюю звезду, которая явилась волхвам". 6) И вот уже работает фантазия - он видит волков (волхвы превращаются в них: так по-своему понимает ребенок, что даже животные радуются приходу в мир Спасителя; достаточно вспомнить слова молитвы – «о Тебе радуется благодатная всякая тварь…»); волков звезда ведет и манит. И волки просятся посмотреть на Иисуса и боятся, что их не впустят. И у входа в пещеру "звезды толпятся, как живые, как люди - их много. 7) В следующем эпизоде Ваня у Бушуя, и ему говорит, что "даже волки добрые и ходят со звездой". 8) В доме - "лампадка - звездочкой". 9) Мальчики "славят" Рождество, и несет Мишка Драп "звезду на палке", он показывает, как "звезда кланяется солнцу". 10) В состав костюма Ирода входит "зеленый колпак со звездами". 11) Вздрагивает серебряная звездочка в доме на елке, когда "вскрикивает дьякон" во время домашней службы. 12) Кончается Рождество, и Ваня видит за окнами звезды, и большая, рождественская, светит, "но это совсем другая. А та, святая, ушла. До будущего года". И тепло на душе у Вани. И будет опять он жить в мире от Рождества до Рождества, ждать новую звезду.

Итог. Вифлеемская Рождественская звезда объединила тогда много людей. Родился Иисус, Спаситель, и люди потянулись к нему, как к свету. Звезда здесь излучает особый свет духовности, святой свет. Единение людей. Единство человека и Неба. Звезды манят к себе и как бы говорят: "Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный". Звезда – символ надежды, веры, свободы духа.

11. Творческая работа. Впечатления от главы «Рождество».

- В течение 2-3 минут запишите, какие чувства вызвало у вас глава «Рождество»?

12. Подведение итогов работы в форме "Свободного микрофона".

- А сейчас у нас "Свободный микрофон". Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями по поводу прочтения главы "Рождество".

На все откликается душа Вани: на посещение церкви, на молитву, на свет звезды, на доброту. Он умеет всему радоваться. Он вместе с Рождеством рождается заново.

Шмелев как бы призывает строить настоящее по законам прошлого. И связующее звено между прошлым и настоящим - праздник и ребенок в нем. И обращаясь к традициям, к вечному, к святому, жизнь наполняется смыслом.

И поражаешься, что Шмелев "светлое русское царство" видит как "Лето Господне", хотя на этот мир ему уже никогда не суждено будет взглянуть. Он смотрит на это "Лето" из эмиграции: разрушен его дом, семья, мир. Но для него важна память: "В детстве таким явилось и осталось". Мир вечен. В жизни много скорбей: скорби – это переход от детства к взрослости, и именно христианское мировоззрение дает силы и в скорбях находить утешение, с достоинством нести свой крест, верить в свою звезду как высшее предназначение.

13. Чтение ученицей стихотворения иеромонаха Романа.

Все радостнее звезды к Рождеству,

Все миротворней Млечная Протока,

И шествует по небу наяву

Рожденная, как некогда, востоком.


Искрит, переливается, горит,

Вот – вот от ликования взорвется,

И всем имущим очи говорит:

«Придите, да возрадуемся Солнцу!»

14. Итог урока.

- Вот и прожили мы все вместе с вами и с Ваней Шмелевым один день "Лета Господня". И память об этом дне пусть как "явится" вам сегодня, так и "останется" навсегда, как остался с Ваней свет рождественской звезды. Находите духовную поддержку в замечательном романе – послании И.С. Шмелева «Лето Господне».

15. Домашнее задание.

- А домашним заданием для вас будет сочинение – миниатюра «Образ повествователя в произведении И.С. Шмелева «Лето Господне».




Скачать 117.15 Kb.
оставить комментарий
Дата27.07.2012
Размер117.15 Kb.
ТипУрок, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  2
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх