Выразительные средства лексики icon

Выразительные средства лексики


4 чел. помогло.
Смотрите также:
"Изобразительно-выразительные средства речи"...
«изобразительно-выразительные средства языка»...
Ответ на вопрос 21 «Изобразительно-выразительные средства рекламы»...
«Выразительные средства немого и звукового кинематографа на примерах жанрового разнообразия...
С. 44-46 выразительное чтение...
Тема Кол-во страниц...
Тема Кол-во страниц...
Урок литературы в 11 классе по теме «Традиции русской сатиры»...
Литература. Подготовка к егэ...
Рассказа Уильяма Сомерсета Моэма «Луиза»...
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 2 класс...
План конспект открытого урока (Лирика Н. Заболоцкого)...



Загрузка...
скачать
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЛЕКСИКИ


Слово в художественном тексте – это особый мир. Художественное слово - зеркало индивидуально-авторского отношения к действительности, особенного восприятия окружающего мира. Важную роль в художественном произведении играет слово. Человек живет в мире высказываний, в мире слов. Он говорит, пишет и думает словами. Правильной, красивой, выразительной речи мы учимся у классиков художественной литературы. «В художественном произведении язык отражен трояко – как живая речь, как литературная норма и как произведение искусства» (Г.О.Винокур). В художественном тексте своя точность – метафорическая, свои истины – художественные откровения; меняются целые функции слова, которые задаются контекстом: «хотел бы в единое слово / Я слить мою грусть и печаль…» (Г.Гейне). 

Метафорические высказывания в художественном тексте связаны с выражением индивидуального восприятия окружающего мира. Искусство – это самовыражение личности. Из метафор сплетается литературная ткань, которая создает образ, волнующий нас и эмоционально воздействующий на нас образ художественного произведения. Слова приобретают дополнительные значения, стилистическую окраску, создают особенный мир, в который мы погружаемся, читая художественную литературу.
И в устной речи не только в литературной, но и в разговорной, мы, не задумываясь, используем все выразительные средства речи, чтобы речь была убедительнее, эмоциональнее, более образной. Особенную выразительность нашей речи придают метафоры. 

МЕТАФОРА


Слово метафора в переводе с греческого означает «перенос». Имеется в виду перенос наименования с одного предмета на другой. Чтобы такой перенос смог произойти, у этих предметов должно быть какое-нибудь сходство, они должны быть чем-то похожими, смежными. Метафора – это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку.
В результате переноса значения с одного предмета или явления на другой создается образ.

Метафора – одно из ярких средств выразительности поэтической, художественной речи. Но в то же время их отсутствие не означает отсутствия выразительности художественного произведения. 
Задание
Сравните два отрывка из разных стихотворений Б.Пастернака.

Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.

Цель творчество – самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех. 

…………………………………

Июль, таскающий в одеже 
Пух одуванчиков, лопух.
Июль, домой сквозь окна вхожий, 
Все громко говорящий вслух.

Степной нечесаный растрепа,
Пропахший липой и травой, 
Ботвой и запахом укропа,
Июльский воздух луговой.


В первом стихотворении Б.Пастернак не использует метафоры, второе же стихотворение насыщено олицетворением, эпитетами, метафорами, но каждое из этих стихотворений художественно выразительно. Первое – покоряет искренностью, точностью языка, глубоким смыслом, второе – действует на эмоциональном уровне, создает лирический образ. 

Через метафорическое значение слов и словосочетаний писатель передает индивидуальность, неповторимость предметов, проявляя при этом собственный ассоциативный характер мышления, свое видение мира.

Метафора может быть простой и развернутой. В поэзии двадцатого века возрождается употребление развернутых метафор, характер простых метафор существенно меняется. Широко употребляются метафорические эпитеты.
Задания:
1. Найдите в стихотворении «Тучи» М.Ю.Лермонтова слова, которые употребляются в переносном значении. Объясните значение метафор. Какие чувства вызывает это стихотворение?

^ Тучки небесные, вечные странники,
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же изгнанники
С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная?
Злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные, 
Нет у вас родины, нет вам изгнания. 

2. Найдите в текстах имена существительные, употребленные в переносном значении. Объясните значение метафор. На основе какого сходства стал возможен такой перенос?
1. Отсталых туч над нами пролетает
Последняя толпа.
Прозрачный их отрезок мягко тает
У лунного серпа.
(А.А.Фет)

2. Вся в пыли торчит щетина 
Придорожного хвоща. 

Толпа туч – метафора подчеркивает большое количество, беспорядочность, суетливое движение, свойственное людям. 
Лунный серп – образ растущей луны, формой похожей на крестьянский серп.
Щетина хвоща – в основе метафоры внешнее сходство растения и щетины и сходство ощущений при прикосновении к тому и другому.

МЕТОНИМИЯ – разновидность метафоры. Греческое слово «метонимия» означает переименование, то есть передача одному предмету имени другого. Это замена одного слова другим на основании смежности двух предметов, понятий и т.д. Метонимия представляет собой наложение одного признака на другой, наложение переносного значения на прямое. Например: 1. Село коптит встылое ясное небо серым дымом – люди согреваются. (В.М. Шукшин) (Вместо: коптят трубы печей). 2. Город шумел, трещали флаги, мокрые розы сыпались из мисок цветочниц, прыгали лошади, разукрашенные разноцветными перьями, кружились карусели. (Ю.К. Олеша) (Шумели люди, живущие в городе). 3. Я три тарелки съел. (Съел суп в тарелках). Все эти переносы значений, смешения их возможны потому, что предметы, которые имеют одно и то же наименование, находятся рядом, то есть являются смежными. Это может быть смежность в пространстве, во времени и т.д. Такие переносы наименований называются метонимическими. 
Задание
Найдите в текстах примеры метонимии. Объясните, почему возможен такой перенос.
1. Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.
(А.А.Фет)

2. Не то на серебре – на золоте едал.
(А.С.Грибоедов)


3. Театр уж полон, ложи блещут;
Партер и кресла – все кипит. 
(А.С.Пушкин)

СИНЕКДОХА. Греческое слово «синекдоха» означает соотнесение. Синекдоха – разновидность метонимии. Перенос значения происходит, когда называется меньшее вместо большего; большее вместо меньшего; часть вместо целого; целое вместо части. 

^ 1. С вечера все спится,
На дворе темно,
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
И стучит в окно. 
(А.Фет) 
2. Что с вами, синий свитерок?
В глазах тревожный ветерок.
(А.А.Вознесенский)

3. На одном диване лежит поручик в папахе и спит… - Вставайте! – будит док-тор папаху. (А.П.Чехов).

4. Контрабас пил чай вприкуску, а флейта – внакладку. (А.П.Чехов).

5. Борода! Что ты все молчишь? (А.П.Чехов).

6. А писать он был великий мастер. Его докладные, объяснительные и оправда-тельные записки были шедеврами. Он был известное перо в губернии. (И.А.Гончаров).

7. Скажите: скоро ль нам Варшава (т.е. Польша) 
Предпишет гордый свой закон?
(А.С.Пушкин)

8. Забыли русский штык и снег,
Погребший славу их в пустыне.
(А.С.Пушкин)

9. Мне грустно! Меня раздражает 
И солнца осеннего блеск,
И лист, что с березы спадает,
И поздних кузнечиков треск.
(А.Н.Майков)

ЭПИТЕТ. Это слово в переводе с греческого означает «приложение, приложенное», то есть одно слово приставлено к другому.
Эпитет – это троп, фигура, образное определение, слово или словосочетание, определяющее лицо, предмет, явление или действие с субъективных позиций автора. Отличается от простого определения художественной выразительностью.
Задание
Найдите эпитеты в стихотворении А.Н.Плещеева «Отчизна».

Природа скудная родимой стороны!
Ты дорога душе моей печальной;
Когда-то, в дни моей умчавшейся весны,
Манил меня чужбины берег дальний…

И пылкая мечта, бывало, предо мной
Рисует все блестящие картины:
Я вижу свод небес прозрачно-голубой,
Громадных гор зубчатые вершины…

Облиты золотом полуденных лучей,
Казалось, мирт, платаны и оливы
Зовут меня под сень раскидистых ветвей,
И розы мне кивают молчаливо.

В фольклоре используются постоянные эпитеты как средство типизации и одно из главных средств его художественной выразительности. К тропам, в строгом значении этого термина, принадлежат лишь эпитеты, функцию которых выполняют слова, употребляемые в переносном значении (Умолкшие холмы, дол некогда кровавый, отдайте мне ваш день, день вековечной славы, и шум оружия и сечи и борьбу. Денис Давыдов), в отличие от точных эпитетов, выраженных словами, использованными в прямом значении (прекрасные цветы, красная ягода). Создание образных эпитетов связано с употреблением слов в переносном значении. Эпитеты, выраженные словами, выступающими в переносных значениях, называются метафорическими. В основе эпитета может быть метонимический перенос названия (…уж мы пойдем ломить стеною, уж постоим мы головою за родину свою. М.Ю.Лермонтов). 
Задание
Найдите в текстах определения, которые обладают художественной выразительностью. 

1. Побледневшие, нежно-стыдливые,
Распустились в болотной глуши
Белых лилий цветы молчаливые, 
И вкруг них шелестят камыши.
(К.Д.Бальмонт)

2. Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

…………………………………

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цвет. 
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
(С. Есенин)

3. Люблю дымок спаленной жнивы, 
В степи ночующий обоз,
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.

С отрадой многим незнакомой
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;

И праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.
(М.Ю.Лермонтов).

Контрастные эпитеты, образующие с определяемыми существительными сочетания противоположных по смыслу слов, называются ОКСЮМОРОНАМИ. («…радостная печаль, ненавидящая любовь». И.Б.Голуб)



СРАВНЕНИЕ – троп, при котором характеристика одного предмета дается через сопоставление его с другим предметом. Сравнение – это троп, состоящий в сопоставлении предметов по их сходству, которое может быть явным или отдаленным и неожиданным. Обычно сравнение выражается с помощью слов «как будто», «точно», «словно», «похоже». Могут быть сравнения в форме творительного падежа.
Задания:
1. Найдите в текстах сравнения как выразительные средства речи, другие тропы. По какому признаку идет сравнение?

^ 1. Стоит буржуй на перекрестке
И в воротник упрятал нос. 
А рядом жмется шерстью жесткой
Поджавший хвост паршивый пес.

Стоит буржуй, как пес голодный,
Стоит безмолвный, как вопрос,
И старый мир, как пес безродный,
Стоит за ним поджавши хвост. 
(А.Блок)

2. На рынке лаялись торговки,
Жужжа, как мухи на меду,
Мещанки, зарясь на обновки, 
Метались в ситцевом ряду.

………………………………………

На каланче кружил пожарный,
Как зверь, прикованный к кольцу,
И солдатня под мат угарный
Маршировала на плацу.
(Демьян Бедный)

3. Чахлая рябина
Мокнет под окном;
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!
(А.Н.Плещеев)

4. Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит:
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит.

………………………………………

Ямою грудь, что на заступ старательно
Изо дня в день налегала весь век…
Ты приглядись к нему, Ваня, внимательно:
Трудно свой хлеб добывал человек!
(Н.А.Некрасов)

^ ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ (ПЕРСОНИФИКАЦИЯ)
Олицетворение – разновидность метафоры, присвоение предметам неживой природы свойств живых существ. Нередко олицетворение создается с помощью обращений к явлениям природы как к живым и сознательным существам. Олицетворением называют и перенос человеческих свойств на животных.
Задания:
1. Найдите олицетворения в стихотворных отрывках:

1. Ветер, снежный ветер,
Давний друг ты мне!
Подари те веер 
Молодой жене!

…………………………….

2. Слаще пой ты, вьюга,
В нежную трубу,
Чтоб спала подруга
В ледяном гробу!

…………………………….

Чтоб она не встала,
Не скрипи, доска…
Чтоб не испугала
Милого дружка!
(А.Блок)

3. Русь, взмахни крылами,
Поставь иную крепь!
С иными именами
Встает иная степь.
(С.Есенин)

4. Дай, Джим, на счастье лапу мне,
Такую лапу не видал я сроду.
Давай с тобой полаем при луне
На тихую, бесшумную погоду.
Дай, Джим, на счастье лапу мне.

Пожалуйста, голубчик, не лижись,
Пойми со мной хоть самое простое.
Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,
Не знаешь ты, что жить на свете стоит.
(С.Есенин)

5. Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха.
Выходи встречать к околице, красотка, жениха.

……………………… …………..

Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха.
Пусть послушает красавица прибаски жениха.
(С.Есенин)

6. Ветер спит, и все немеет
Только бы уснуть;
Ясный воздух сам робеет
На мороз дохнуть.
(А.А.Фет)

7. Река раскинулась. Течет, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога.
О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь – стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.
Наш путь – степной, наш путь – в тоске
безбрежной,
В твоей тоске, о, Русь!
И даже мглы – ночной и зарубежной – 
Я не боюсь.

…………………………………..

И нет конца! Мелькают версты, кручи…
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!
Закат в крови! Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь…
Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь.
(А.Блок)

ГИПЕРБОЛА – одно из выразительных средств речи, означает «преувеличение». Гипербола – это фигура со значением чрезмерного преувеличения того, о чем говорится.
Задания: 
1. В текстах вы найдете преувеличение, то есть гиперболу.

1. Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер – 
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер – 
На всем божьем свете!

…………………………….

Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови – 
Господи, благослови. 
(А.Блок)

2. Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы.
Попробуйте, сразитесь с нами!
Да, скифы – мы! Да, азиаты – мы,
С раскосыми и жадными очами!
Для вас – века, для нас – единый час.
Мы, как послушные холопы,
Держали щит меж двух враждебных рас
Монголов и Европы!
Века, века ваш старый горн ковал
И заглушал грома лавины,
И дикой сказкой был для вас провал
И Лиссабона и Мессины!
Вы сотни лет глядели на Восток,
Копя и плавя наши перлы,
И вы, глумясь, считали только срок,
Когда наставить пушек жерла.
(А.Блок)

ЛИТОТА. Литота в переводе с греческого это слово означает «простота». Если гипербола – чрезмерное преувеличение чего-то, то обратная гипербола означает такое же чрезмерное преуменьшение. Литота – фигура, состоящая в чрезмерном преуменьшении того, о чем говорится. (Мужичок с ноготок. Мальчик с пальчик. Дюймовочка. Тише воды, ниже травы. «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить» (Н.А.Некрасов).

Выразительными средствами речи являются юмор, ирония, сарказм, гротеск.
ЮМОР – одно из выразительных средств лексики, юмор в переводе с английского означает нрав, настроение. В комическом, в комически-пафосном, в иносказательном ключе могут быть написаны целые произведения. В них сквозит добродушно-насмешливое отношение к чему-либо. Вспомните рассказ А.П.Чехова «Хамелеон». В таком ключе написаны многие басни И.Крылова.
ИРОНИЯ – в переводе с греческого «притворство», «насмешка», когда утверждается на словах одно, а в подтексте имеется в виду совсем другое, противоположное высказанной мысли.
САРКАЗМ – в переводе с греческого означает «рву мясо». Сарказм – это язвительная насмешка, злая ирония, язвительные, едкие замечания. Создается комический эффект, но при этом явно ощущается идейно-эмоциональная оценка. Соединяется фантастическое с реальным, обыкновенное – с бытовым. Одна из разновидностей живописи – шаржи могут быть с юмором, с иронией, с сарказмом и с гротеском. 
ГРОТЕСК – значит «причудливый», «затейливый». Этот художественный при-ем состоит в нарушении пропорции изображаемых предметов, явлений, событий. Многие произведения М.Е.Салтыкова-Щедрина построены с использованием этих выразительных средств речи («История одного города», «Господа Головлевы». Сказки). Рассказы Н.Н.Гоголя, А.П.Чехова полны и юмора, и иронии, и сарказма, и гротеска. Гротескно по своему содержанию и творчество Дж.Свифта («Путешествие Гулливера»).
Вспомните рассказы А.П.Чехова «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Человек в футляре». Гротеск использовал М.Е.Салтыков-Щедрин для создания образа Иудушки в романе «Господа Головлевы». Сарказм и ирония в сатирических стихотворениях В.Маяковского. Полны юмора произведения Козьмы Пруткова, Зощенко, Василия Шукшина.
Такие выразительные средства словообразования, как паронимы и парономасы, используются сатириками и юмористами. Игрой слов создаются каламбуры. 
КАЛАМБУРЫ – фигуры, основанные на звуковом сходстве слов или сочетаний слов, совершенно различных по значению. В каламбурах игра слов, основанная на многозначности и на омонимии. Из каламбуров получаются анекдоты. Каламбуры можно найти в творчестве В.Маяковского, в его сатирических стихотворениях, у Козьмы Пруткова, Омара Хайяма, А.П.Чехова. 

1. Молодой серги под ушки,
А старой подушки.

2. Наш медик в рот больным без счету капли льет,
Однако от того ни капли пользы нет. (М.Херасков)

3. Тяжел и мрачен мой удел;
Я оказался не у дел. (Л.Мунштейн)

4. Настоящий мужчина состоит из мужа и чина. (А.П.Чехов)

5. Чуть пробуждается народ,
Сейчас дают ему уставы,
Кричат: «Закройте-ка уста вы!»
И вмиг кладут печать на рот. (К.Фофанов).

6. Часто снится Варе ус
Глупый брал у Вари ум.
Некий архивариус
Варю свел в аквариум. (Е.Рейнский). 

7. Иной, заслышав слово «ворон»,
Решает, что сказали: «Вор он».
И на его, конечно счет;
А если кто проговорится
Невинным словом «воробей»
Он начинает сторониться,
Поймавши звуки: «Вора бей».


^ ЗВУКОПИСЬ: АССОНАНС, АЛЛИТЕРАЦИЯ, ЗВУКОВОДРАЖАНИЕ

 

Использование определенных звуков в определенном порядке как художественный прием выразительности речи для создания образа называется звукописью.

ЗВУКОПИСЬ – это художественный прием, заключающийся в подборе таких слов, которые имитируют в тексте звуки реального мира.

АССОНАНС – французское слово, означающее созвучие. Это повторение в тексте одинаковых или похожих гласных звуков для создания звукового образа. Ассонанс способствует выразительности речи. Ассонанс используют поэты в рифме, в ритмике стихотворений.

АЛЛИТЕРАЦИЯ – слово греческого происхождения от существительного буква. Повторение в художественном тексте согласных для создания звукового образа, усиления выразительности поэтической речи.

ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ – передача слуховых впечатлений словами, напоминающими звучание явлений окружающего нас мира.

Задания:

1. Сравните стихотворение «Зимнее утро» со стихотворением «Зимний вечер». В каком из этих стихотворений поэт рисует зиму с помощью выразительных средств лексики (тропов), а в каком стихотворении образ зимы создается ассонансом и аллитерацией?

^ Вот отрывки из этих стихотворений:

 

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела –

А нынче… погляди в окно:

 

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

………………………………..

 

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь она завоет,

То, заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

 

Какие повторяющиеся звуки передают завывание зимней бури? Какие слова являются ключевыми в тексте? Какая часть речи усиливает впечатление, способствует созданию образа?




Скачать 140.54 Kb.
оставить комментарий
Дата24.07.2012
Размер140.54 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

плохо
  4
отлично
  4
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх